Контрольная работа
Политическое развитие СССРв 60-80 гг.
План
1. Политическоеразвитие
1.1 Развитойсоциализм
1.2 КонституцияСССР 1977 г.
1.3 Концепциясоветского народа
1.4Диссидентское движение
2. Внешняяполитика
2.1 СССР и вьетнамская война США
2.2 Разрядкамеждународной напряженности
2.3 Обострениемеждународной напряженности
2.4 Отношения ссоциалистическими странами
Литература
/>/>/>/>/>/>/>/>1. Политическое развитие
1.1Развитой социализм
Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годовопределяли две политические концепции – развитого социализма и советскогонарода как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитиесоветского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать идиссидентское движение.
На рубеже 60-х – 70-х годовпроизошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепциюразвернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма.Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что «нынешнеепоколение советских людей будет жить при коммунизме». Главнымиревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии — Л.И.Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовалисьпринципом: «движение – все, конечная цель – ничто». Новаяполитическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущихвоенных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегическогопаритета с США и укрепления границ с Китаем.
Впервые концепция была обнародована в докладе «Пятьдесят летвеликих побед социализма», с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежневвыступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС,Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съездеКПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последнийраз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемамстроительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годовпериод господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым «периодомзастоя».
Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизмунеизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности,т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных,социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических.Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь вего начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем егосовершенствования.
1.2 Конституция СССР 1977 г.
К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена вновой Конституции СССР, которая была названа «конституцией развитогосоциализма». Работа над новым Основным Законом страны была начата еще приН.С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародногообсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста – Генерального секретаря ЦК КПСС и ПредседателяПрезидиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.
В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывалиизменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъятахарактеристика классового характера государства и партии. СССР из государствадиктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатовтрудящихся – в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса – впартию всего народа.
Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическуюсистему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Оносуществлял государственную власть через Советы, которые составлялиполитическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата,куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народногоконтроля, органы прокуратуры и арбитража.
Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепилагосподствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПССхарактеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества,ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились такжепрофсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которыеучаствовали в управлении государственными и общественными делами в соответствиисо своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политическойсистемы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлисьпервичным звеном и экономической системы СССР.
Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашениесоциально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право натруд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионноеобеспечение, жилище.
Конституция закрепила резко усилившиеся политические иэкономические права союзного государства («центра») за счетсоответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства иведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.
Конституция запрещала частную собственность на средствапроизводства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющимстал курс на достижение социальной однородности общества.
Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласилаукрепление «новой социальной и интернациональной общности» –советского народа – и единого народнохозяйственного комплекса как материальнойбазы этой общности.
В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны ивведены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзныхреспублик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.
Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности вдеятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности;во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией;в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых,подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата(государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все этоспособствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства ипартии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял иуправленческий аппарат.
В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретаремЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран ПредседателемПрезидиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег «отвозможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазекоммунизма», признал наличие противоречий развитого социализма и заявил,что «мы не знаем общества, в котором живем».
В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии игосударстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко. Он поставил вопрос оновой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ «стадииразвития общества», степень решения национального вопроса. Под егоруководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь – М.С. Горбачев.
1.3 Концепция советского народа
Устойчивость многонационального советского государства и обществаво многом зависела от прочности межнациональных отношений. Их регулироваланациональная политика партии и правительства. Программа КПСС 1961 г. поставила задачу обеспечить в процессе строительства материально-технической базы коммунизмаускоренное сближение и слияние советских наций и народностей в новуюисторическую общность – советский народ.
Фактически свернув курс на построение коммунизма в ближайшейперспективе, новое руководство СССР после 1964 г. сохранило преемственность национальной политики. ХХIV (1971) иХХV(1976) съезды КПСС, Конституция СССР 1977 г. закрепили положение о том, что в СССР сформировалась новая историческая общность людей – многонациональныйсоветский народ. По переписи 1979 г единая общность сплотила 123 частныеобщности, в т.ч. 36 наций, 32 народности, 37 национальных и 18 этническихгрупп. Основными признаками новой исторической общности были единая территория(СССР), единый язык межнационального общения (русский), единая экономическаяоснова (единый народнохозяйственный комплекс), общность социалистической по содержаниюи национальной по форме культуры и основ характера советских людей, выраженныхв их патриотизме и интернационализме.
Признав советский народ реально сформированной общностью,руководство страны в 1972 г., в канун 50-летия образования СССР, пришло квыводу, что национальный вопрос в стране в том виде, в каком он достался нам отпрошлого, решен. Это означало, что национальные антагонизмы в СССР былипреодолены. Их рецидивы строго пресекались, но чаще игнорировались, официальнопричислялись к бытовым.
С целью укрепления единой общности поощрялись межнациональные бракии изучение русского языка. Если по переписи 1959 г. в СССР было 103% смешанных в национальном отношении семей, то в 1979 г. – 14,9%, в 1989 г. – 17,5%. Русский язык в качестве родного языка признали в 1959 г. 10,2 млн., в 1979 г. 13 млн., а в 1989 г. 18,7 млн. людей нерусских по национальности. Приэтом по переписи 1989 г. в СССР проживало 141,5 млн. (49,4% ) нерусских приобщей численности населения 286,7 млн. человек.
Дружба и сплоченность народов СССР в единой общности не предотвратилимежнациональных конфликтов и национальных волнений. Со второй половины 60-хгодов, до начала 80-х их произошло более 20, в каждом из которых принималоучастие несколько тысяч человек. Наиболее крупными из них были выступлениякрымских татар в Узбекистане в 1966 и 1967 гг. за реабилитацию и восстановлениеавтономии. В 1967 г. произошли выступления абхазов за расширение прав. Абхазиив составе Грузии, В 1973 г. началось движение ингушей с требованием вернуть всостав Чечено-Ингушской АССР Пригородный район, входящий в состав СевернойОсетии. В 1977 г. Вильнюс был потрясен бунтом молодежи, требовавшей изгнатьрусских и вывести Литву из состава СССР. В 1978 г. состоялись выступления грузин за придание грузинскому языку статуса государственного на всейтерритории Грузинской ССР и одновременное движение абхазов за приданиеподобного статуса своему языку. В 1981 г. осетины выступили против ингушей в Северной Осетии. Во второй половине 70-х годов в, СССР началось движение советскихевреев за свободу эмиграций. В это движение активно вмещались США, осудив СССРза нарушение прав человека и усилив дискриминацию Советского Союза в торговле.
1.4 Диссидентское движение
Трудности и противоречия социально-экономического и политическогоразвития страны и общества, расхождение слова и дела правящей партии, свертываниереформаторского курса Н.С. Хрущева и усиление консервативных тенденций привелик возникновению в середине: 60-х годов инакомыслия, которое вылилось в 70-егоды в диссидентское движение. Его характерными чертами стали антикоммунизм иантисоветизм.
В Движении участвовали преимущественно интеллигенты, главнымобразом деятели науки и культуры. Они были далеки от народа, его поддержкой исимпатиями не пользовались. Отстаивая гражданско-политические права человека,диссиденты, как правило, игнорировали социально-экономические права широкихмасс. Однако с середины 80-х годов их интересы удивительным образом пересеклисьс интересами части номенклатуры (управленческого аппарата), желавшей сбросить ссебя бремя забот о народе, сохранив при этом господствующее положение.
Диссидентское движение было едино, в определении стратегическойцели – отстранении от власти коммунистической партии, ликвидациикоммунистической идеологии и советской власти. Но оно не было едино в вопросахтактики, средствах достижения цели. Одни ориентировались на внутренние ресурсынарода, прежде всего русского, надеялись возродить в нем чувство национальнойгордости великоросса, разорвать на нем «оковы» интернационализма. Ониделали ставку на национальный патриотизм, который был синонимом национализма.Другие надеялись на помощь Запада, с его либерально-демократическимитрадициями, пропагандировали космополитические взгляды единства и неделимостимира, а фактически необходимость перехода страны в мир западной буржуазнойцивилизации.
Исследователи видят определенную преемственность взглядовразличных течений диссидентского движения со славянофилами и западниками в XIX в. Они выделяют в нем, два основныхтечения – русофильское (почвенническое, национальное), в его консервативной илиберальной формах, и новых западников, в либерально-демократической,социал-демократической и евро-коммунистической формах.
Истоки первого уходили в созданное в 1966 г. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Из него вышли организации,отстаивавшие национальные интересы России и русских. Их идеологи опирались навзгляды русских ученых, художников, писателей – Б.А. Рыбакова, И.В.Петрянова-Соколова, П.Д. Корина, И.С. Глазунова, Л.М. Леонова, В.А. Солоухина.
Наиболее крупным представителем национально-либерального течениядиссидентов был писатель А.И. Солженицын, ставший широко известным послепубликации в 1962 г. по инициативе главного редактора журнала «Новый мир»А. Т. Твардовского и с одобрения Н. С. Хрущева повести «Один день ИванаДенисовича», о быте, нравах, порядках и судьбах людей в сталинскихконцлагерях. В 1969 г. он был исключен из Союза писателей СССР, а в 1970 г. награжден Нобелевской премией по литературе. В 1974 г. Солженицын был выслан из СССР и лишенсоветского гражданства за публикацию за рубежом первой части трехтомногоразоблачительного исследования «Архипелаг ГУЛАГ», в котором «одиндень» начался в октябре 1917 г. и закончился смертью Сталина. Солженицынпредставил его «черным днем» тысячелетней российской истории,судороги которого продолжились и после 1953 г.
Накануне высылки из СССР А.И. Солженицын опубликовал в самиздате «Письмовождям Советского Союза» (1973 г.). В нем он предлагал избежать войны сКитаем и общей с Западом гибели в экологической катастрофе путем отказа откоммунистической идеологии. Будучи сторонником авторитарного режима правления,он обратился к «вождям», так как верил в силу власти, а не народа.Тонко почувствовав отступничество «вождей» в деле строительствакоммунизма, Солженицын попытался убедить их превратить намеченный имипрограммный поворот в перелом. Однако материальные и социальные, предпосылкидля этого еще не созрели. Опередив время, писатель стал изгнанником.
Истоки второго течения диссидентов связывают с организованнойпоэтом А.С. Есениным-Вольпиным несанкционированной демонстрацией 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, в Москве с требованием открытого суда над писателями Ю.М. Даниэлем иА.Д. Синявским. Они были арестованы в сентябре 1965 г, за «особо опасные государственные преступления», выразившиеся в публикации зарубежом сатирических повестей о жизни в СССР. В защиту Даниэля и Синявскоговыступило более 60 членов Союза писателей, ж т.ч. В.П. Аксенов, Г.Н. Владимов,А.А. Вознесенский, В.Н. Войнович, А.Т. Гладилин.
В1970-1973 гг. новые западники объединились в Комитет защиты правчеловека с участием академика А. Д. Сахарова и члена-корреспондента АН СССРИ.Р. Щафаревича, затем в русскую секцию «Международной амнистии»,которую возглавили московские ученые-физики В.Ф. Турчин и А.Н. Твердохлебов.После Общеевропейского совещания в Хельсинки 1975 г. это течение диссидентского движения стали называть правозащитным, хельсинкским.
Самым известным представителем правозащитного движения былакадемик А.Д. Сахаров, трижды удостоенный звания Героя Социалистического Трудаза вклад в создание советских водородных бомб. Чувство раскаяния за созданиеоружия массового поражения сделало его диссидентом. В 1968 г. в самиздате была опубликована его первая общественно-политическая работа. «Размышления опрогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в 1974 г. – «Тревога и надежда». В них Сахаров развивал концепцию конвергенции – объединениядвух противоположных социально-экономических систем путем сохранения лучшихдостижений каждой – либерально-демократических свобод Запада и социальныхгарантий в СССР. В 1975 г. он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1980 г. А.Д. Сахаров был сослан в Горький за резкую критику ввода советских войск в Афганистан.
Поддержка западными странами правозащитного движения в СССРсделала его ведущим направлением диссидентского движения, которое во второй половине1980-х годов оказало самое серьезное влияние на общественно-политическоеразвитие СССР.
2. Внешняя политика
Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годовотличалась крайней нестабильностью, которая, была обусловлена прежде всегонеустойчивым характером советско-американских отношений, соперничеством двухсверхдержав в вопросах геополитического влияния в мире, главным образом наазиатском континенте. От противостояния во вьетнамской войне, развязанной СШАна Индокитайском полуострове, через сотрудничество в годы европейской разрядкик противостоянию в афганской войне, начатой СССР в Центральной Азии, – таковабыла синусоида взаимоотношений двух стран, определявших судьбу мира.
2.1 СССР и вьетнамская война США
2 августа 1964 г. американский эсминец с разведывательной цельюзашел в территориальные воды Демократической Республики Вьетнам и открыл огоньпо ее патрульным судам, которые ответили тем же. Заявив, что вьетнамцы напалина их корабль в международных водах, США 5 августа 1964 г. начали бомбардировки ДРВ. Так началась восьмилетняя воздушная война США против СеверногоВьетнама. Первый массированный налет на ДРВ был предпринят в феврале 1965 г., когда в Ханое находилась советская правительственная делегация во главе с ПредседателемСовета Министров СССР А.Н. Косыгиным.
Одновременно США расширили свое военное присутствие в ЮжномВьетнаме, доведя численность своих войск с 70 тыс. (1965 г.) до 550 тыс. ( 1968 г.) человек, развернув истребительную войну с южновьетнамскимипартизанами («вьетконговцами»), борцами за независимость своейродины.
С самого начала американской агрессии СССР стал на сторону ДРВ,помогал ей политическими, дипломатическими и военными средствами (оружием,боеприпасами, военными специалистами). Средства, необходимые для отраженияагрессии, доставлялись по морю и по суше, через Китай. Руководство КНР занималов войне обструкционистскую позицию, создавало помехи перевозкам, Месяцамидержало на своей территории эшелоны с оружием, отказалось разместить на своихаэродромах часть истребительной авиации СССР, прикрывавшей территорию ДРВ.
СССР стал инициатором широкого антивоенного движения, котороеохватило многие страны мира. С ростом военных потерь (в небе ДРВ было сбито 5тыс. американских самолетов) это движение проникло и в США. С ноября 1968 г., после прихода к власти президента Р. Никсона, бомбардировки были временно (до1971 г.)прекращены, в Париже начались затяжные четырехсторонние переговоры опрекращении войны. В них принимали участие Демократическая Республика Вьетнам,Народный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), США, сайгонскаяадминистрация.
Летом 1969 г. в освобождённой зоне Южного Вьетнама конгресснародных представителей создал Республику Южный Вьетнам (РЮВ), которая былапризнана Советским Союзом. В том же году США взяли курс на «вьетнамизацию»войны, который американские дипломаты назвали попыткой «изменить цвет кожипокойников». Он заключался в том, что американцы, выводя постепенно своивойска из Южного Вьетнама, одновременно укрепляли сайгонскую армию для борьбы снационально-освободительным движением.
В 1972 г. в ходе московских переговоров Л.И. Брежнева и Р. Никсонабыла достигнута договоренность о прекращении бомбардировок ДРВ и полном выводевойск США из Южного Вьетнама. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашениебыло победой вьетнамского народа, логическим итогом помощи Вьетнаму со стороныСССР, других стран социалистического, содружества, международного движениясолидарности с борьбой вьетнамского народа.
В апреле 1975 г. проамериканский сайгонский режим на юге Вьетнамапал, Сайгон (ныне т. Хошимин) был освобожден, власть на всей территории ЮжногоВьетнама перешла в руки Временного революционного правительства РЮВ. В 1976 г. Север и Юг объединились в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ), с которой в 1978 г. Советский Союз подписал Договор о дружбе и сотрудничестве. В соответствии с этим договоромСССР встал на защиту своего братского союзника в феврале 1979 г., когда китайские войска вторглись на территорию СРВ.
2.2 Разрядка международной напряженности
1970-е годы вошли в историю международных отношений как периодразрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическимисистемами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны»начали таять.
Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны,военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.
В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе сосвободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Онкоренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказалсяот реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы вЕвропе.
12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГпо урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора сталиобязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензийна территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР.Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всехгосударств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л.И. Брежнева согласияне препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут вбудущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннегосоглашения по Западному Берлину.
Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией иФранцией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняядолжна была свернуть в нем политическую деятельность.
7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, покоторому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные.В следующем году они были приняты и состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.
Заключенные договоры и соглашение расчистили путь кОбщеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, котороестало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созывпредусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта – 9 апреля 1971 г.).
Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года(1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейскихгосударств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны)предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам»вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.
Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве ссентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проектыпо основным документам.
30 июля– 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап – совещание на высшем уровне. Впервые впослевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, вт.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный актХельсинкского совещания на высшем уровне.
Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещаниястала «Декларация принципов», которыми государства-участникиобязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенноеравенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ;территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров;невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправиенародов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательствпо международному праву.
В 1977 г., эти принципы были внесены в Конституцию, СССР какпринципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называтьХельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности исотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в1980-83 гг. и в 1985 г. – Мадридская встреча, в 1988-89 гг. – Венская встреча.Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию побезопасности и сотрудничеству в Европе.
Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания навысшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победуСССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духаЯлты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССРВосточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасываниясоциализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующееразвитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьбас социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала болееизощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, напервый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.
Хельсинкское совещание стало символом разрядки международнойнапряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки сталисоветско-американские договоры и
соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшемуровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визитапрезидента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основахвзаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик иСоединенными Штатами Америки», подписанных Л.И. Брежневым и Р. Никсоном, «Основы»регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в областиразоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических,научно-технических и культурных связей двух стран.
В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегическихвооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращиватьстратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты,ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же былзаключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документуСССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетнойобороны в жизненно важных для них районах.
В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол,сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали дляэтой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, аСССР – Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства-нападения, аруководство СССР – многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился уКрасной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.
В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в областиядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия,запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второйрегулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях. Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизившийпотолок допустимого наращивания указанного оружия.
Эффективность договоров 1974, 1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеимисторонами.
Научно-техническим символом разрядки международной напряженности исоветско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССРи США «Союз» – «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесоистории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое задействительное.
В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута,льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизациидвусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышеннаяактивность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущербэкономическим отношениям двух стран.
2.3 Обострение международной напряженности
В первой половине 80-х годов международная обстановка резкообострилась, положение СССР в мире ухудшилось, его внешнеполитическаяактивность почти угасла. Это было вызвано рядом причин.
В 1979-1980 годах США развернули широкую кампанию по развертываниюв Западной Европе нейтронного оружия. Они доказывали «гуманность»этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, атолько умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массовогопротеста, прокатившейся по странам Запада.
Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рейганомприняло решение разместить в Западной Европе крылатые ракеты среднего радиусадействия, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Ракеты могли достичьМосквы за 8 минут, отклонившись при этом от цели всего на несколько метров.Из-за высокой точности попадания в цель их прозвали на Западе ракетами «персональнойохоты за советскими руководителями». В 1983-1984 гг. ракеты были размещенына территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия парламентов этих стран.
В свою очередь, СССР по согласованию с правительствами ЧССР и ГДРразместил в 1984 г. в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиусадействия. На Западе их называли СС-20.
Самым серьезным шагом и самой крупной внешнеполитической ошибкойСССР стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Решение было принято узким кругом руководителей (Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов,А.А. Громыко) в ответ на неоднократные просьбы руководства ДемократическойРеспублики Афганистан оказать военную помощь в деле проведения революционныхпреобразований общества и защиты страны от возможной интервенции.
СССР не только оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА, но иочутился в международной изоляции, как США во время вьетнамской войны.Абсолютное большинство стран – членов ООН решительно осудили вмешательство СССРв дела Афганистана. США и их союзники оказали непримиримой афганской оппозицииширокомасштабную военную помощь. СССР стал нести ощутимые человеческие иматериальные потери. Только по официальным данным, к 1988 г. в необъявленной афганской войне СССР потерял около 14 тыс. солдат, 35 тыс. человек былоранено, более 300 пропало без вести или попало в плен. Потери же афганскогонарода составили примерно 1 млн. человек.
Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР и егосоюзникам научно-технический бойкот. Созданный по инициативе США в 1949 г. Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который и прежде жестко контролировал экспорт всоциалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоёмкойпродукции и технологии, поставлявшейся в нашу страну в годы разрядки. СоветскийСоюз, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологическойзависимости от Запада по стратегическим поставкам.
Антисоветская кампания в мире приняла истерические формы осенью 1983 г. в связи со сбитым 1 сентября над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом.Спецслужбы США использовали его для проведения разведывательной операции. Тонкампании задал президент США Рейган, назвавший Советский Союз «империейзла которую необходимо разрушить.
2.4 Отношения с социалистическими странами
К концу 60-х годовраскол мировой системы социализма принял необратимые формы. Советско-китайскиеотношения, которые в 50-е годы определяли мощь этой системы, из недружественныхстали враждебными. С началом „культурной революции“ в Китае (1966 г.) Советский Союз был отнесен к „смертельным врагам“ КНР. В новой китайской конституции(1975 г.) курс на борьбу с СССР был возведен в ранг государственного закона. Вней содержались положения о „советской угрозе“, о „внезапномнападений СССР“, о готовности к войне с СССР.
В конце 1960-х годов СССР подтянул к советско-китайской имонгольско-китайской границе значительные военные силы. Это было вызвановооруженным вторжением Китая на советскую территорию (о. Даманский на рекеАмур). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР сучастием 2,5 тыс. военных и гражданских лиц. Особенно крупный конфликт был 13августа на советско-китайской границе в районе Казахстана.
Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальныйхарактер. С осени 1969 г. начались советско-китайские переговоры по спорнымпограничным вопросам. Они шли долго, тяжело, часто заходили в тупик.
После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) и разгрома „банды четырех“ во главе с вдовой „великого кормчего“ Цзян Цин (1978 г.) лидером КНР стал реформатор Дэн Сяопин. В стране был взят курс на экономическую реформупутем свертывания в деревне коммун и перевода крестьян на семейный подряд.Однако политика по отношению к СССР не изменилась.
В 1979 г. правительство КНР объявило что оно не намеренопродлевать заключенный в 1950 г. Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Всередине 80-х годов Дэн Сяопин сформулировал „три главных препятствия“на пути урегулирования советско-китайских отношений: советские войска насоветско-китайской границе и в Монголии, советские войска в Афганистане,вьетнамские войска в Кампучии. Последние были введены туда по просьбе кампучийскихпатриотов и с одобрения СССР для изгнания маоистского режима Пол Пота и „красныхкхмеров“, уничтоживших в процессе массового террора более миллионаграждан. Подход к преодолению отмеченных препятствий был намечен во второйполовине 80-х годов.
Со второй половины 60-х годов в условиях раскола мировой системысоциализма страны» вошедшие в СЭВ и ОВД, стали называться странамисоциалистического содружества. В1968 г. возникла угроза раскола и этогосодружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии. Набранный вянваре 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициаторомстроительства, новой модели социализма – «социализма с человеческим лицом ».В СССР в этой политике увидели «правый уклон», попытку выйти из-подсоветского влияния и «социалистического лагеря». Попытка былапресечена силой. По инициативе советского руководства в Чехословакию быливведены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. Новое руководство во главес Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло страну к укреплениюотношений с СССР.
В 1980 г. политический кризис разразился в Польше. Он был вызванантиправительственной деятельностью профсоюза «Солидарность»,созданного в 1970 г. на судоверфи в Гданьске Л. Валенсой. Получив поддержкутрудящихся страны, профсоюз открыто выступил против внутренней и просоветскойвнешней политики польского руководства. В декабре 1981 г. оно было вынуждено ввести в стране военное положение. Уйдя в подполье, руководство профсоюзаполучило политическую и финансовую помощь западных стран и продолжило своюработу.
Особую позицию в содружестве заняла в 1970-е годы. Румыния. Онаотказалась нести расходы на содержание ОВД, мобилизовав внутренние ресурсы навыплату внешнего долга западным странам.
Влияние СССР ослабло в развивающихся странах третьего мира. В 1965 г, после государственных переворотов в Индонезии и Алжире эти страны отошли от социалистической,просоветской ориентации. В 1973 г. после четвертой| арабо-израильской войны правительствоЕгипта потребовало от СССР вывести свои военные части. Они были введены туда в 1967 г. во время третьей, «шестидневной» арабо-израильской войны 1967 г. для защиты воздушного пространства Египта и прежде всего построенной при активной помощи СССРАсуанской плотины на реке Нил.
Несмотря на проблемывнутреннего и внешнего характера, во второй половине 1960-х — начале 1980-хгодов социалистическое содружество представляло собой серьезную военную иэкономическую силу. В 1970-е годы страны СЭВ углубили экономическую интеграциюпутем разделения труда. Торговлю между собой они вели с использованием «сэвовского»рубля по ценам значительно ниже мировых. СССР расширил поставки в братскиестраны энергетического сырья: нефти и нефтепродуктов (в перерасчете на нефть) с67,4 млн. т (1970г. до 112,8 млн. т (1985г.), газа соответственно с 2,7 млрд. м3до 26,6 млрд. м3. Это позволило предотвратить проникновение мировогоэнергетического кризиса в страны содружества в 70-е годы и избежать егопоследствий в 80-е годы.
Литература
1. Отечественная история (1917-2001): Учебник/ Отв. ред. проф.И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002
2.Новейшая история России. 1914-2002: Учебное пособие/ Под ред. М.В. Ходякова. –М.: Юрайт-Издат, 2004
3.История России ХХ-ХХI вв./ Ю.Я. Терещенко – М. Филологическое общество «СЛОВО»;Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004
4.Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 1998
5.История России в новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов/ Под ред. А.Б.Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000
6.Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Подред. испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002