Реферат по предмету "История и исторические личности"


Немецкая колонизация Одесского края



Содержание

Введение

1. У истоков немецкой колонизации Одесского края

2. Политико-правовое регулирование процессов немецкой колонизации

2.1 Социально-экономическое положение

2.2 Культура и образование

2.3 Общественно-политические организации и союзы

3. Судьба этнических немцев в годы тоталитарного режима

4. Немцы Украины на пути национального возрождения

Заключение

Литература

Введение

Национальный состав жителей Одесской области отличается от других областей Украины. Сегодня здесь проживают люди более 100 национальностей и народностей, которых свыше 45 процентов, в то время как по Украине в целом, этот показатель составляет 26,4 процента. Среди многочисленных национальностей - русские, болгары, молдаване, евреи, гагаузы и немцы, которых на сегодняшний день насчитывается около семи тысяч. Такой разносторонний состав населения области объясняется историческими условиями.

История немецкой колонизации Одессщины насчитывает более двухсот лет. Ударение на том, что это были колонисты, мы используем с той целью, чтобы подчеркнуть не только добровольность переселения сюда людей из своих родных стран, но и то, что сюда их приглашало царское правительство, предоставляя им определенные социально-экономические льготы, наделяя плодородными земельными угодьями.

Государство гарантировало им, кроме экономических и социальных льгот, сохранение языка, разрешение на создание национальных школ, запрещение языковых ограничений со стороны российских чиновников, ведение государственной документации на национальном языке.

Известный украинский поэт Павел Молчан как-то заметил, что мы живем не только в физическом времени, но и в историческом времени, которое выходит за собственные границы и становится вечностью. Именно оттуда к нам доходят сигналы о справедливости, о равенстве всех сущих, о правде и об истине…

Попробуем проследить за истиной и справедливостью на примере историко-правовых аспектов проживания этнических немцев в Одесской области.

Основой работы послужили многочисленные публикации известной исследовательницы Э.Г. Плесской-Зебольд и статьи других авторов, посвященных жизни и деятельности немцев на территории нашей области.

1. У истоков немецкой колонизации Одесского края

Присоединенные к России в последней четверти ХVІІІ-ХІХ вв. южные степные пространства нуждались в скорейшем хозяйственном освоении. Россия была не в состоянии сделать это своими силами. Этому мешало существовавшее крепостное право, которое лишало крестьян возможности свободно переселяться на пустующие земли. Екатерина ІІ решает пригласить для этой цели колонистов из-за границы.

В июле 1763 года она издает Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Кроме различных экономических и политических прав, Манифест давал гарантии сохранения их национальной самобытности: компактные поселения, свободу вероисповедания, полное самоуправление с тем, «что наши начальники во внутренних распорядках никакого участия иметь не будут».

С 1797 года все существовавшие в России колонии были подчинены вновь созданной при Правительствующем Сенате Экспедиции государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства под ведомством генерал-прокурора. В том же году Экспедиция предприняла ряд мер, касающихся иностранных поселений на Волге. Установив, что управление колониями не соответствует их положению и правам колонистов, обещанным при поселении, она воссоздала Саратовскую Контору опекунства иностранных. В результате саратовские колонии были исключены из общей структуры гражданского управления и колонисты получили самоуправление.

По типу Саратовской Конторы была создана Новороссийская Контора, которая должна была осуществлять общее управление всеми иностранными колониями в крае.

С 1803 года началось интенсивное переселение на юг России немцев, греков, болгар, меннонитов, швейцарцев, евреев и казенных переселенцев из внутренних губерний России.

С того же 1803 года, можно говорить об образовании Одесского водворения иностранных поселенцев, поскольку по высочайшему указу 17 октября 1803 года, данному Одесскому градоначальнику Э.О. Ришелье, колонистам было разрешено селиться м в окрестностях Одессы.1 Тем самым, все переселенцы подлежали разделению: те, кто намеревался селиться под Одессой, принимались в ведение герцога Ришелье, остальные - Конторы опекунства. Конторе вменялось в обязанность содействовать Э.О. Ришелье во всех вопросах.

Наибольший отклик призыв Екатерины получил в Германских государствах, население которых постоянно разорялось многочисленными и многолетними войнами.

То, что принял в марте 1803 года Дюк Ришелье, городом назвать было нельзя. Он нашел здесь разрозненные, плохо выстроенные дома, в большинстве своем, крытые соломой. Население состояло главным образом из купцов, посредников, агентов. Избалованные цивилизацией иностранные негоцианты не могли обустроить свой быт. В городе существовали только казино и питейные заведения. Купцы считали свое пребывание в городе временным и поселяться здесь не собирались.

Несколько ремесленников, присланных из Петербурга по просьбе Ришелье, не могли решить бытовых потребностей растущего города.

Это беспокоило герцога Ришелье и беспокойство его было доведено до сведения императора Александра І. Этим историки объясняют появление в Программе заселения Причерноморья пункта ІХ, который предоставлял Ришелье право селить в Одессе ремесленников «ныне из Германии прибывших».

Решению задачи способствовала Программа колонизации северного Причерноморья согласно которой, через Одессу пролегал путь вызываемых из-за границы немецких колонистов, среди которых ожидались ремесленники.

Ремесленные городские колонисты водворялись на общих для всех переселенцев условиях, сохраняя их привилегии. Им гарантировалось, кроме свободы веры, освобождение от всяких повинностей на десять лет, освобождение от воинской и гражданской службы.

Пункт 12 Правил для водворения иностранных колонистов разрешал заводить «фабрики и другие нужные ремесла, торговать, вступать в гильдии и цехи, и везде в империи продавать свои ремесла».

24 августа 1803 года в Дубоссарский карантин прибыл первый транспорт с немецкими переселенцами. Среди них были и ремесленники. А уже восьмой транспорт, прибывший в Дубоссары, состоял почти из одних ремесленников (учителя, мастера чулочных, шляпных, перчаточных дел; кузнецы, булочники, мельники, портные и многие другие.

Таким образом, в 1803 году было положено начало немецкой колонии в Одессе.

2. Политико-правовое регулирование процесса немецкой колонизации

2.1 Социально-экономическое положение

23 февраля 1804 года, герцог Ришелье был назначен Главноуправляющим новороссийскими колониями, а Контора опекунства передана под его начало. Это был комплекс мер, направленный на подготовку, дальнейший прием поселенцев и упорядочение процесса колонизации.

Для надзора за водворением управления колонистами в окрестностях Одессы была учреждена особая Канцелярия Одесского водворения, состоявшая из одного члена Конторы опекунства, под начальством Ришелье.

Смотрители колоний также состояли под ведомством Конторы опекунства. Они жили в колониях и являлись посредниками между Конторой и колонистами, их обязанности определялись Главным судьей.

Самоуправление колонистов осуществляли окружные и сельские приказы.

Сельский (колониальный) приказ учреждался в каждой колонии и состоял из шульца (старосты), двух бейзицеров (заседателей) и по одному десятскому на каждые 10 дворов.

Все колонии разделялись Конторой на округи. Окружной приказ утверждался в каждом округе и был представлен обер-шульцем и двумя бейзицерами.

Обер-шульцы, шульцы и бейзицеры определялись по результатам выборов от общества и утверждались Конторой.

Обер-шульц избирался на 3 года, а окружные бейзицеры на 2 года от всех колоний округа и под надзором смотрителя колоний.

Колонисты каждой колонии составляли общество, в котором созывался мирской сход (собрание), состоящий из представителей - по одному хозяину от каждого двора.

В понятии «колония» имелась особенность: первоначально «колонией» именовали как одну (отдельную) деревню, так и несколько деревень, одна из которых носила название, давшее имя колонии. Со временем группа таких деревень стала именоваться колонистским округом с наименованием в некоторых случаях, отличным от названий составляющих его поселений (Кучурганский округ, Березанский округ и другие), а в других случаях - совпадающим с названием одной из входящих в него колоний (Либентальский округ, Глюкстальский округ и др.).

Одесса очень быстро разрасталась и этот рост привел к тому, что земли отмежеванные для особой ремесленной колонии стали частью городской территории.

Оказавшись в черте города, ремесленные колонисты сохранили за собой привилегии. Под застройку дома им выделялись городские земельные участки. На строительство дома выдавалась беспроцентная ссуда. В случае смерти колониста, его земельный участок с домом, «построенным от казны» передавался другому колонисту, если тот был в состоянии уплатить казенный долг, числившийся за умершим.

Прежде, чем удовлетворить ходатайство о передаче участка, военный губернатор запрашивал городскую думу о платежеспособности претендующего на участок колониста.

В Одессе строили себе дома не только колонисты, но и подданные различных немецких государств. «Желая иметь собственную оседлость» в Одессе, они подавали прошения в строительный комитет о разрешении строительства дома на избранном участке.

При положительном решении вопроса комитет выдавал просителю временное свидетельство, в котором подтверждался отвод земли, его точное расположение и размеры участка. До постройки дома проситель не считался собственником отведенной под строительство земли и не имел права на его продажу.

Чтобы обеспечить выполнение обязанностей просителям, строительный комитет предписывал ему внести залог в Одесский коммерческий банк. По окончанию строительства проситель получал Открытый лист на владение и ему возвращался денежный залог.

Если обязательства не выполнялись, и в течение двух лет строительство не было закончено, денежный залог обращался в пользу городских доходов.

2.2 Культура и образование

Кроме политической и экономической целей, иностранная колонизация преследовала и культурные цели, которые заключались в том, чтобы создавать наглядные примеры иного сельского быта и иного хозяйствования, чем те, которые имели место в России в то время. Поэтому правительство вначале было заинтересовано в изолированной жизни колонистов, чтобы они смогли сохранить и укрепить в своих колониях европейскую бытовую и хозяйственную культуру. В первые десятилетия оно скорее препятствовало, чем поощряло изучение русского языка в колониях. Вся официальная переписка и документация велась на немецком языке. Изолированность и консервативный уклад способствовали сохранению в полном объеме языка и обычаев, привезенных с родины.

Расширение хозяйственных и торгово-экономических связей нарушало обособленную жизнь колоний и расширяло сферы общения. К 50-м годам колонисты стали ощущать потребность в изучении русского языка, незнание которого лишало колонистов уверенности и самостоятельности вне пределов колоний. Имеются сведения, что в некоторых колониях появились в эти годы частные преподаватели русского языка.

Были предприняты и другие попытки. Отдельные волостные правления, в частности колонии Гофренталь, отправляли по нескольку человек в качестве учеников писаря в Одессу, в канцелярию Попечительского комитета. Главная их цель была - научиться русскому языку. Один из них, Карл Клейн, до глубокой старости учительствовал в молочанских лютеранских колониях. Был среди них и меннонит Иоган Теве, будущий переводчик книги Клауса «Наши колонии».

К 60-м годам ХІХ века школьные проблемы обострились. Среди них можно назвать узость школьных программ и отсутствие квалифицированных учителей, и переполненность классов.

Вопрос о школе все настойчивей поднимался в печати. Чтобы сохранить эффективность хозяйств, необходимо было усовершенствование сельскохозяйственного труда, чего нельзя было сделать без повышения уровня школьного образования.

Для решения этих проблем в колониях стали открывать центральные училища. Одно из таких училищ было открыто в 1844 году в Сарате. Его целью было «образовать из колонистских мальчиков способных учителей для сельских школ и писарей для приказов, а равно землемеров и архитекторов, посредством которых распространить в колониях русский язык».

Интересно, что русское правительство считало необходимым подчинять такие училища надзору и руководству духовенства, хотя настаивало на решении такими училищами светских задач. Но колонистское общество, которое ставило более духовно-конфессиональные, чем светские цели, само признало необходимым устранить излишнее влияние пастора.

В конце 60-х - начале 70-х годов, когда реформы Александра ІІ ликвидировали устав о колонистах, перед ними встала проблема вхождения в политико-социальный строй России.

В 1868 году в Одессе состоялся съезд колонистских обществ южного края России, который затронул и проблему образования. Он разработал педагогическую систему, которая должна была связать сельскую школу, имеющуюся в каждой колонии, центральные училища, уже существующие или планируемые на один или несколько колонистских округов, и учительскую семинарию в Одессе.

В 80-е годы согласно реформам Александра ІІ и руссификационной политике Александра ІІІ все колонистские школы должны были быть выведены из подчинения сельским обществам, хотя оставались на их содержании. Это влекло за собой коренные изменения в немецкой школе.

В 1888 году министру народного просвещения был отправлен проект программы курса колонистских школ Одесского учебного округа. Проект предусматривал параллельное изучение немецкого и русского языков, и в нем подчеркивалось, что обучение русскому языку имеет чисто практические цели.

К концу ХІХ века в России сложилась новая экономическая ситуация, связанная с необходимостью овладения интенсивной обработки земли. И с 1905 г. в немецких колониях появляются новые учебные заведения, которые готовили не только учителей, но и давали профессиональное образование, необходимое для интенсивного ведения сельского хозяйства.

Остановимся на истории некоторых учебных заведений в Одессе. Центрами образования, как уже говорилось выше, были церкви.

Уже в 1825 году при лютеранском соборе Святого Павла было открыто двуклассное училище, дающее начальное образование. Имела свое училище и римско-католическая церковь. Евангелическо-реформатская община возникла позже, в 1842 году. При ней было открыто трехклассное училище, в котором программа была уже достаточно объемной.

Вскоре приходская школа уже не отвечала требованиям быстро развивающейся экономики, и при лютеранском приходе открывается немецкое реальное училище Святого Павла, которое давало прекрасное гимназическое образование. Его программа в 60-е годы учитывала особенность Одессы как многонационального коммерческого города и включала в себя кроме общеобразовательных предметов, изучение четырех языков (русского, немецкого, французского и итальянского), а также коммерцию, бухгалтерию и стенографию.

Уже в конце 50-х - начала 60-х годов образование входит в число основных ценностей немецких колонистов. Они стремятся получить гимназическое или высшее образование, а своим дочерям дать институтское.

В начале ХХ века совершенствуется начальное образование, расширяется и углубляется его программа, и соответственно увеличивается срок обучения в традиционной немецкой школе. В эти годы она ставит целью не только научить детей читать, писать и считать, но и дать детям колонистов и германско-подданных «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности. Гимназическое образование можно было получить в 11-классной немецкой реальной мужской гимназии Святого Павла и 10-классной женской немецкой гимназии Святого Павла, где были торговые классы.

Устав всех этих учебных заведений предусматривал обучение в них детей немецких колонистов, германских подданных и детей других национальностей.

Не все немецкие учебные заведения были связаны с религиозными общинами. В 1908 году Южно-Русское немецкое общество учреждает в городе женское коммерческое училище с 8-ми летним курсом обучения. Немцы открывали и специальные учебные заведения. Так в 1892 году Демьян Францевич Фон-Россель открывает в Одессе музыкальные классы, утвержденные министерством внутренних дел, где , кроме игры на струнных, духовых и ударных инструментах, преподавалась теория музыки, композиция, гармония, т.е. давалось специальное музыкальное образование. В 1899 году Федор Карлович Роте на собственном участке открыл практическую школу садоводства. Здесь получали знания по садоводству, огородничеству и виноградарству.

Программы перечисленных учебных заведений говорят о демократичности и высоком уровне среднего образования, которое давали немецкие учебные заведения и который соответствовал европейскому стандарту того времени.

Высшее образование немцы колонисты получали в пределах России или в Новороссийском университете на русском языке, или в университете Дорпата (Дерпта) на немецком.

Немцам удалось сохранить свое право получать образование на родном языке и после революции 1917 года. Во дворе лютеранского собора размещалась средняя немецкая школа №38, немецкий сельскохозяйственный техникум.

Для немцев Украины, проживающих компактно в 30 районах Одесской области, а также Киевской, Днепропетровской и Донецкой областей, в Одесском украинском педагогическом институте было открыто специальное отделение (сектор) с целью подготовки педагогических кадров для немецких национальных школ. В 1933 году на базе этого сектора открывается немецкий педагогический институт с литературно-лингвистическим, физико-математическим, химико-биологическим, географическим и историческим факультетом. Языком обучения был немецкий, однако, недостаток национальных кадров профессорско-преподавательского состава не позволил вести преподавание только на немецком языке, часть предметов читалась на русском и украинском языках.

За недолгие годы своего существования институту удалось укомплектоваться высококвалифицированными педагогическими кадрами, организовать исследовательскую работу.

К началу второй мировой войны на Одессщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких.1

Но все усилия были напрасны. В 1938 году административным решением всем немецким школам и техникумам было приказано перейти на украинский язык. Немецкий педагогический институт в Одессе стал не нужен. Весной 1938 года был сделан последний выпуск, а большинство выпускников сразу же были арестованы.

Закрытие немецких учебных заведений имело тяжелые последствия для немецкого меньшинства, лишившегося своего естественного права - обучения на родном языке.

Немаловажную роль в сохранении национального языка, культуры и религии немецких поселенцев играли различные общественные организации, на краткой характеристике которых мы остановимся.

2.3 Общественно-политические организации и союзы

В начале ХХ века, по инициативе священников и национальной интеллигенции стали возникать различные объединения, цель которых определялась стремлением сохранить свою национальную культуру и объединением городских и сельских жителей различных социальных групп.

11 сентября 1906 года в Одесском особом городском по делам об обществах присутствии было зарегистрировано одновременно два общества: Южнорусское немецкое общество и Немецкое общество образования южной России. Оба общества были тесно связаны между собой поставленными целями. Основное различие между ними заключалось в том, что первое ставило перед собой задачу объединить городское население, а второе - сельское.

Южнорусское немецкое общество основной задачей провозглашало «попечение и защиту родного языка для сохранения национальности», «соединение всех немцев русского подданства без различия вероисповедания и сословия для охранения их национальной самобытности и веры».1

Достигнуть поставленных целей планировалось не только путем открытия школ, библиотек, детских летних колоний, поддержки учителей и церковных служителей. Общество оговаривало в своем уставе право открывать промышленные предприятия, сельскохозяйственные товарищества, банки, кассы взаимопомощи, рабочие колонии, больницы, госпитали, приюты.

Первый параграф допускал даже обсуждение политических вопросов. Это было связано с всесторонней защитой интересов немецкого населения, так как в связи с первой мировой войной в России постепенно распространялись антинемецкие настроения.

По мнению учредителей и активистов, стремление к усилению национального самосознания не противоречило укреплению патриотических чувств к России. Они указывали, что как подданные России немцы хотят прививать и развивать в своих детях чувство патриотизма, хотят формировать дельных граждан, готовых принести пользу родине, которую она вправе ожидать от своих подданных;

они хотят как можно скорее овладевать государственным языком, чтобы хорошо себя чувствовать здесь. Но при этом они хотят сохранить свое высшее достояние - прекрасный, богатый, в высшей степени заслуженный родной язык. Они хотят сохранить в своих детях память о принадлежности к народу, достигшему высочайшего уровня культуры. И это нельзя рассматривать как проявление пангерманизма, так как немцы южной России в течение нескольких поколений показали себя людьми лояльными и трудолюбивыми, верными данной присяге.

Несмотря на столь важные для немецкого населения цели, общество не смогло объединить вокруг себя значительного количества единомышленников. С целью привлечения большего количества заинтересованных людей в 1907 году пересматривается устав и убирается параграф, разрешающий обсуждение политических вопросов, дававший повод законопослушным гражданам рассматривать общество как политическое объединение.

С той же целью в новом уставе был исправлен пункт, гласивший, что членом общества может быть каждый немец русского подданства. Два последних слова убрали. Это давало возможность привлекать немцев германского подданства, составлявших почти треть немецкого населения города. Были произведены и другие изменения.

Эти изменения, за исключением отказа от политических вопросов, вызвали недоверие к обществу со стороны властей. В регистрации нового устава было отказано. В январе 1908 года был зарегистрирован новый устав. В нем деятельность общества ограничивалась лишь участием немцев русского подданства.

Важнейшей задачей общество считало организацию детских оздоровительных колоний для бедных, больных или слабых детей. Такие колонии организовывались каждое лето сначала в Люстдорфе, а с 1911 года - в Кляйнлибентале.

Для бедных детей организовывались ежегодно рождественские елки, где раздавались подарки: сладости, одежда.

В 1908 году при обществе была открыта библиотека и читальный зал, которые разместили в Лютеранском переулке. Для взрослых читателей услуги были платные, молодежь могла пользоваться библиотекой безвозмездно.

Большое значение в культурно-просветительской работе придавалось чтению лекций по литературе, истории, естественным наукам, гигиене. Лекции по литературе и истории знакомили с культурой и историей немецкого народа. Тематика лекций медицинского характера определялась стремлением предотвратить распространение различного рода заболеваний.

Общество неоднократно подвергалось негласной проверке со стороны градоначальника, и хотя в его деятельности ничего предосудительного замечено не было, 1 августа 1915 года по рекомендации начальника одесской жандармерии общество было закрыто.

Как уже отмечалось выше, одновременно с Южнорусским немецким обществом было зарегистрировано Немецкое общество образования южной России. Цель общества - «поднятие духовного развития немецких поселян южной России без различий вероисповедания».1 Общество было ориентировано на сельское немецкое население, нравственное, экономическое и физическое состояние которого вызывало тревогу его учредителей и всех, кто сочувствовал и помогал его деятельности.

В уставе обозначены три основные направления в работе, которые должны были обеспечить выполнение цели:

во-первых, улучшение положения в уже существующих школах путем организации учительских и кистерских курсов, устройства там библиотек, принятие мер к улучшению посещения школ;

во-вторых, повышение образовательного уровня среди взрослого населения, путем открытия библиотек, читален и распространения знаний по различным отраслям чтением лекций;

в-третьих, открытие новых народных школ, многоклассных училищ и школ отраслевой ориентации: земледельческих, садоводства, шелководства и даже агрономического института и университета.

К началу мая 1909 года было открыто 25 филиалов общества, а в 1910году их насчитывалось уже 64, в которых числилось 848 членов1 и действовали они в разных губерниях юга России.

Чтобы улучшить положение в сельских школах и повысить квалификацию немецких учителей, в период летних каникул организовывались учительские курсы. Была также, предоставлена возможность, учится не только дома, но и в Германии.

Гораздо труднее было организовать школы в тех общинах, бедность которых не позволяла содержать учителя. Речь шла о хуторах, десятках деревень, где возрастала опасность хозяйственного упадка, а значит и бедности их населения. Это могло привести к потере достоинства, вместе с ним родного языка и национальности. Чтобы оказать нравственную поддержку жителям таких деревень, в обязанность священникам вменялось информировать жителей о существующем обществе, и извещать их, что о них помнят и ищут возможность помочь.

Ставя перед собой задачу, привлечь крестьян к чтению познавательной и религиозной литературы, общество организовывало передвижение имеющегося в его распоряжении книжного фонда с остановкой приблизительно в два месяца в населенном пункте.

Забота о просвещении взрослого населения этим не ограничивалась. Гораздо большую роль играло живое слово - проведение тематических лекций. Их тематика говорит о стремлении оказать жителям помощь, прежде всего, в увеличении прибыльности хозяйств. Не оставались без внимания и проблемы воспитания детей и охраны здоровья.

Несмотря на означенные цели и задачи общества, его постигла та же участь, что и Южнорусское немецкое общество. В марте 1910 года одесский градоначальник решает общество закрыть. Не чувствуя за собой вины, общество решило обжаловать это решение и написало прошение в Правительственный сенат. 14 августа 1912 года последовал указ последнего по жалобе, в котором подтверждалось, принятое в одесском присутствии решении о закрытии Немецкого общества образования южной России.

В качестве причины были названы первый параграф устава, где сформулирована цель - «поднятие духовного развития немецких поселян в южной России», и второй, по которому членами общества могли быть только немцы. «Ввиду сего и принимая во внимание, что самая цель общества…является стремлением к обособлению интересов немецкого народонаселения южной России, имеет характер националистической тенденции и может вызвать последствия, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, Правительствующий сенат признает жалобу правления Немецкого общества образования южной России…незаслуживающей уважения…».

Кроме вышеуказанных обществ, одесские немецкие колонисты принимали участие и в других общественных организациях. Например, во Всероссийском союзе русских немцев, съезды которого проходили в Одессе и на которых обсуждались политические и гражданские права немецких колонистов, их право на самоопределение, судебная и школьные системы.

Таким образом, можно сказать, что основной целью обществ была идея объединения немцев для защиты материального и культурного достояния нации, однако, она не была реализована. Это объясняется несколькими причинами:

с одной стороны, безразличие большей части городского населения и незначительная поддержка сельского населения, с другой - политика России в отношении национального меньшинства, которая рассматривала идеи сохранения национальной самобытности и культуры, как враждебные и опасные для интересов государства. Такая политика нашла свое трагическое продолжение и воплощение в годы тоталитарного режима.

3. Судьба этнических немцев в годы тоталитарного режима

До начала второй мировой войны на Одесщине проживало почти 120 тысяч граждан немецкого происхождения. Действовало полторы сотни школ с немецким языком обучения и полтора десятка школ украинско-немецких. Однако все это население постигла нелегкая судьба.

С 1937 года началась так называемая «великая чистка», которая, якобы, была направлена на ликвидацию шпионских и диверсионных кадров в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве. С этого же года была начата «немецкая операция», которая была обусловлена приказом НКВД СССР от 25 июня 1937 года, согласно которому, органы государственной безопасности должны были репрессировать немецких подданных, т.е. иностранцев. Фактически же репрессировали значительную часть немцев, которые являлись гражданами СССР.

Приговоры по делам арестованных по «национальным линиям» предусматривали, по первой категории - расстрел, по второй категории -5 -10 лет тюрьмы или лагерей. В частности, только в Одесской области было репрессировано 2 280 немцев.

Следует отметить, что первым, после подписания пакта Молотова-Риббентропа, вопрос о возвращении «всех настоящих немцев» на Родину затронул Адольф Гитлер. Полную же депортацию завершил Сталин. Немецкое население Советского Союза было насильственно депортировано с нажитых мест в выжженные солнцем пустынные степи Средней Азии.

В послевоенное время немцев в Одесской области, впрочем, как и в других регионах Украины не прописывали, да и возвращаться им было некуда. Все, что осталось после огня войны, было разрушено и разорено.

Лишь десятилетиями позднее, после смерти Сталина и полной реабилитации немцев в 80-е годы, да и то только одинокие смельчаки, стали возвращаться в Одессу. К тому же рискуя, что их потомки утратят культурные традиции, забудут обычаи и язык.

4. Немцы Украины на пути национального возрождения

В начале 90-х годов правительство Гельмута Коля и министерство иностранных дел Германии разработали и начали осуществлять государственные программы поддержки этнических немцев, в частности и в Украине.

Первых поселенцев из Казахстана Одесская область приняла в 1993 году. К 1997 году в наш регион переехало более двух тысяч человек.

Сегодня на Одессщине проживает около семи тысяч этнических немцев. Местами компактного проживания являются поселки Кудрявка, Петровка, Черновладимировка в Березовском районе; Новоградовка, Доброалександровка Петродолинское в Овидиопольском районе. В первые годы после переселения немецким семьям было нелегко, некоторым довелось жить в контейнерах.

Но быстрому налаживанию быта способствовали денежные поступления из Германии. Это привело к тому, что выезд на постоянное место жительства в Германию в последние годы сократился, а одна семья даже вернулась обратно.

Германия значительно улучшила финансирование языковых и образовательных программ. Во всех местностях компактного проживания немцев созданы образовательные центры, которые оснащены современным оборудованием, учебными пособиями, для более широкого охвата и более качественной подготовки этнических немцев созданы дополнительные курсы Гете-института, в частности в Одессе их четыре. Кроме этого в Одессе при поддержке обладминистрации основана областная немецкая воскресная школа, где изучают историю, географию, литературу и язык. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы каждый этнический немец имел возможность приобщиться к родной культуре.

Сегодня немецкое сообщество сгруппировано в авторитетные общественные объединения, принимает участие в развитие демократических преобразований в Украине.

Выдающимся событием в жизни немецкого общества стал, прошедший в 2001 году ІІ съезд немцев Украины. На нем были приняты ряд важных программных документов. Главным же его результатом стало создание легитимной демократической самоорганизации немцев Украины, таким образом, были выполнены рекомендации украинско-немецкой межгосударственной комиссии, заседание которой состоялось в Одессе в мае 2000 года.

В созданную Ассоциацию немцев Украины вошли 112 немецких общественных организаций. В Одессе, в частности, действует филиал «Товарищества немцев «Видергербут», который имеет еще 15 представительств в населенных пунктах нашей области - Южном, Ильичевске, Овидиополе, Кремидовке, Новоалександровке, Петродолинском, Новоградовке и др.

Эта новая организация, которая не имеет внутренних конфликтов и противоречий, плодотворно работает на благо возрождения и развитие немецкого этноса. Пристальное внимание уделяется культурно-просветительским и образовательным программам. В Одессе и других регионах планируется претворение в жизнь оригинальной национальной программы «Детский сад - школа - вуз», изыскиваются возможности для открытия немецких гимназий с полным пансионом.

Участники ІІ съезда немцев Украины высказали еще целый ряд предложений правительству Украины и Государственному комитету по национальным вопросам. В частности, о необходимости возвращения географических названий населенным пунктам и улицам, связанных с историей и проживанием там немецких поселенцев и аннулированных в годы тоталитарного режима. Позитивное решение этого вопроса уже сегодня очевидно. Немецкие названия уже вернулись в наш город; государственной поддержки издания Книги памяти немцев - жертв сталинских репрессий; укрепление правовой базы в отношении депортированных немцев; создание материальной базы в учреждениях образования Украины, т.е. осуществления конституционных прав на свободное развитие, использование и защиту немецкого (родного) языка.

Заключение

Подводя итоги краткой характеристики историко-правовых аспектов двухсотлетнего проживания в Одесской области немецких колонистов, можно сказать, что этот народ прошел большой и не всегда счастливый путь. От первых, дарованных царским правительством льгот, до притеснения, насилия, репрессий и принудительной депортации во времена сталинщины - к полной реабилитации немцев в 80-е годы ХХ века и началу возрождения начавшегося в 90-е годы.

Их след достаточно заметен в экономике, культуре, науке нашей области и всей Украины. Факты свидетельствуют, что с возрождением национальной независимости Украины появилась реальная возможность возрождения и развития немецкого этноса в гармоничном единстве с украинским народом.

Литература

Плесская-Зебольд Э.Г. Одесские немцы. 1803-1912: научно-популярное издание. - О.: Изд. «ТЭС», 1999. - 520 с.

Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России. 1799-1876. Т.1. О., 1998. - 21с.

Георгієва Н. Працюємо, вчимося, дивимося у майбутнє // Думська площа.-2000.-4 серпня.

Кайгер Ю. Відроджуємося разом з Україною //Думська площа. - 2001. - 11 січня.

Нікольський В. Національні аспекти політичних репресій 1937 р. в Україні //Український історичний журнал. - 2001. - №2. - С.74-89.

Плесская-Зебольд Э. Из истории образования немецких колоний в Причерноморье и Одессе (ХІ-ХХ вв) // Наша школа. - 1994. - № 2. - С.35-39.

Фурсенко Л. Багатогранний характер часу. Історико-демографічний огляд складу та розвитку шкіл на Одещині// Наша школа.-1994. - №2. - С.6-9.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет затрат на техническую подготовку производства по модернизации токарно-револьверного станка 1B340Ф30
Реферат Направления рок-музыки
Реферат Английский. Базовый курс для лингвистов, вопросы и билеты
Реферат Король-Солнце мюзикл
Реферат Книги, рабочие листы и ячейки в электронной таблице EXCEL
Реферат Изображение отношений Речи Посполитой и Московского государства периода Ливонской войны в "Истории государства Российского"
Реферат Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников
Реферат Вплив біологічних флогогенних факторів на епітеліоцити піхви в експерименті
Реферат Понятие преступления и его виды
Реферат Античность культурная база европейской цивилизации
Реферат The Death Penalty. Right Or Wrong
Реферат Химико-биологические процессы в аквариуме
Реферат Загартовування організму дітей і підлітків
Реферат Расчет и проектирования автоматической системы технологического оборудования Базовый технологический
Реферат Анализ состояния племенной работы со стадом крупного рогатого скота и пути его улучшения