Реферат по предмету "История"


Высшие органы государственной власти и управления в 1960-1980 годах

НОУ НИ «Высшаяшкола управления»
Курсовая работа
«Высшиеорганы государственной власти и управления в 1960-х – 1980-х годах»
студентки1 курса
группыСО08
ГребенниковойКристины Владимировны
Москва2008

Оглавление
Введение
1. Общая характеристика системы Советов народныхдепутатов СССР
2. Верховный Совет СССР: компетенция, структура ипорядок функционирования
2.1 Основы функционирования Президиума ВерховногоСовета СССР
3. Состав, функции и порядок работы Совета министровСССР
4. Высшие органы государственной власти и управлениясоюзной республики и автономной республики, их взаимоотношения с органами властиСССР
Заключение
Список литературы

Введение
государственныйвласть верховный совет
Во второй половине1960-х годов основной тенденцией политического развития Советского государствастало усиление роли партийной и государственной бюрократии, создание условийдля образования нового правящего класса. Во времена сталинских репрессий составправящей политической элиты был нестабилен: на смену репрессированным кадрамвыдвигались новые, которые впоследствии также были репрессированы. В хрущевскийпериод репрессии прекратились, но в ходе постоянных реорганизаций иуправленческих экспериментов шла постоянная ротация руководящих кадров. Поэтомуновое руководство КПСС, пришедшее к власти в середине 1960-х годов, создалостабильный слой партийно-государственных чиновников.
Важнейшей составляющейнового политического курса стала концепция «развитого социализма»,заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. В 1966 году былаопубликована статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитогосоциалистического общества»; в 1967 году по случаю 50-летия Октябрьскойреволюции Л.И. Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическоеобщество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIVсъезда партии в марте – апреле 1971 года. Эта концепция позволяла, с однойстороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной подруководством партии, а с другой – снять какую-либо определенность в достиженииконкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества,перехода к общественному самоуправлению. Концепция «развитого социализма»,объявив существовавший в стране порядок высшим достижением социальногопрогресса, по существу создавала теоретическую базу для увековечивания иапологетики тоталитарной системы.
Именно на укреплениевласти партийной номенклатуры было направлено и принятие в 1977 году новойКонституции СССР и конституций союзных республик в 1978 году. Конституциязакрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определивКоммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро егополитической системы. В поддержку официально провозглашенного курсаполитического развития, в Конституции в особую главу была выделена проблемаправ и свобод человека, их список был значительно расширен, но с различнымиоговорками, к тому же механизм их реализации отсутствовал. В отношениигосударственного механизма Конституция закрепила принцип демократическогоцентрализма органов власти, что означало их выборность на всех уровнях,подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольностьнижестоящих органов вышестоящим. Конституция СССР 1977 года окончательнооформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики,узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом,законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе, а такжезаконодательно оформила строгую иерархическую советскую систему органовгосударственной власти, которая подробно рассмотрена в следующих главах работы.

1.Общая характеристика системы Советов народных депутатов  ССР
 
Единую систему органовгосударственной власти в 1960-х – 1980-х годах составляли Советы народныхдепутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, ВерховныеСоветы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутатов,Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов, районные, городские,районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов.
Советы народныхдепутатов работали в сессионном порядке, т.е. важнейшие вопросы, отнесенные ких ведению, обсуждались и решались во время сессии соответствующего Советанародных депутатов. Для эффективного функционирования Советы народных депутатовсоздавали ряд подотчетных им исполнительных и распорядительных органов, а такжеизбирали постоянные комиссии.
В работе Советовнародных депутатов сочетался государственный и общественный контрольобщественной жизни путем создания органов народного контроля на предприятиях, организациях,в учреждениях и организациях. Данные органы контролировали выполнение государственныхпланов и заданий; вели борьбу с нарушениями государственной дисциплины,бесхозяйственностью, расточительностью, бюрократизмом; в целом способствовалисовершенствованию работы государственного аппарата.
Советы народныхдепутатов функционировали на основе коллективного, делового, свободногообсуждения и решения вопросов, гласности и регулярной отчетности всехисполнительных и распорядительных органов, а также на основе широкогопривлечения граждан к их работе. Данные начала в деятельности Советов позволилиотнести к их компетенции руководство всеми отраслями государственного,хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие и воплощение вжизнь важнейших решений в подконтрольных сферах.
Советы народныхдепутатов формировались путем проведения выборов, основанных на демократическихначалах формирования органов государственной власти: «Выборы депутатов вовсе Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании». Выборы носили такжевсеобщий характер – активным и пассивным избирательным правом обладали гражданеСССР, достигшие 18-летнего возраста, возрастной ценз был установлен только длядепутатов Верховного Совета СССР – на момент избрания они должны былидостигнуть 21-летнего возраста. Не имели права участвовать в выборах лица,признанные умалишенными в законном порядке.
Согласно ст. 2Конституции СССР 1977 года, вся власть в СССР принадлежит народу. Полномочнымипредставителями народа в Советах народных депутатов являлись избранные наоснове всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосованиинародные депутаты. Такая схема делегирования властных полномочий составлялаполитическую основу СССР. Народные депутаты обладали различными полномочиями взависимости от того, депутатами Совета какого уровня они являлись. Однако, влюбом случае, в своей деятельности народные депутаты должны былируководствоваться двумя приоритетами: общегосударственными интересами ипретворением в жизнь наказов избирателей.
Помимо идеологических иполитических основ концепции «развитого социализма», Конституция СССР1977 года также подробно регламентировала статус высших органов государственнойвласти, подробно рассмотренный в следующих главах.
 

2.Верховный Совет СССР: компетенция, структура и порядок функционирования
 
Верховный Совет являлсявысшим органом государственной власти СССР.
В компетенциюВерховного Совета входили вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Союза ССР.Данное положение относило к компетенции Верховного Совета следующие вопросы:
1) принятие в состав СССРновых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономныхобластей в составе союзных республик;
2) определение государственнойграницы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;
3) установление общих началорганизации и деятельности республиканских и местных органов государственной властии управления;
4) обеспечение единства,законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основзаконодательства Союза ССР и союзных республик;
5) проведение единой социально-экономическойполитики, руководство экономикой страны; определение основных направленийнаучно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованиюи охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных плановэкономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об ихвыполнении;
6) разработка иутверждение единого государственного бюджета СССР, утверждение отчета о его исполнении;руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов идоходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР; определениеполитики в области цен и оплаты труда;
7) руководствоотраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзногоподчинения; общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения;
8) вопросы мира и войны,защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организацияобороны, руководство Вооруженными Силами СССР;
9) обеспечениегосударственной безопасности;
10) представительствоСССР в международных отношениях; связи СССР с иностранными государствами имеждународными организациями; установление общего порядка и координация отношенийсоюзных республик с иностранными государствами и международными организациями;внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основегосударственной монополии;
11) контроль надсоблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзныхреспублик Конституции СССР;
12) решение остальныхвопросов общесоюзного значения.
Также Верховный Советобладал рядом исключительных полномочий общесоюзного значения, среди которых:принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие в состав СССРновых республик, утверждение образования новых автономных республик иавтономных областей; утверждение государственных планов экономического и социальногоразвития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении;образование подотчетных ему органов Союза ССР.
Важнейшей функциейВерховного Совета являлась его законодательная функция: законы СССР в 1960-х — 1980-х годах принимались Верховным Советом или всенародным референдумом,проводимым по решению Верховного Совета СССР.
Срок полномочийВерховного Совета СССР составлял пять лет.
Верховный Совет СССРсостоял из двух равноправных палат с равным числом депутатов в каждой из них:Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избиралсяпо избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностейизбирался согласно следующим квотам представительства: 32 депутату от каждойсоюзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатовот каждой автономной области и 1 депутат от каждого автономного округа.
Совет Союза и Совет Национальностейпо представлению избираемых ими мандатных комиссий принимали решение опризнании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах— о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Также палатыВерховного Совета обладали правом законодательной инициативы и голосовали запринятие того или иного закона.
Совет Союза и Совет Национальностейдля эффективного функционирования избирали из своего состава Председателякаждой палаты и его четырех заместителей. Председатели Совета Союза и СоветаНациональностей руководили заседаниями соответствующих палат и ведали их внутреннимраспорядком. Также Председатели Совета Союза и Совета Национальностей поочередновели совместные заседания палат Верховного Совета СССР.
Для Верховного СоветаСССР также был характерным сессионный порядок работы. Сессии Верховного Совета СССРсозывались два раза в год. По предложению союзной республики или инициативе неменее трети депутатов одной из палат Президиумом Верховного Совета созывалисьвнеочередные сессии. Сессия Верховного Совета СССР состояла из раздельных исовместных заседаний палат, а также проводимых в период между ними заседанийпостоянных комиссий палат или комиссий Верховного Совета СССР.
Во время сессииВерховного Совета СССР реализовывалось право законодательной инициативы палат иПрезидиума Верховного Совета СССР, союзных республик в лице их высших органоввласти, комиссий Верховного Совета СССР и постоянных комиссий его палат,Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР.
Проекты законов идругие вопросы, вынесенные на рассмотрение Верховного Совета СССР, обсуждалисьпалатами на их раздельных или совместных заседаниях. В случае необходимостипроект закона мог быть передан для предварительного или дополнительного рассмотренияв одну или несколько комиссий. Закон СССР считался принятым, если в каждой из палатВерховного Совета СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатовпалаты. Постановления и иные акты Верховного Совета СССР принималисьбольшинством от общего числа депутатов Верховного Совета СССР. Проекты законов идругие важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета СССР либоПрезидиума Верховного Совета СССР могли быть вынесены на всенародноеобсуждение.
В случае разногласий междуСоветом Союза и Советом Национальностей вопрос передавался на разрешениесогласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чеговопрос вторично рассматривался Советом Союза и Советом Национальностей насовместном заседании. Если и в этом случае палаты не приходили к согласию, вопроспереносился на обсуждение следующей сессии Верховного Совета СССР илипередавался им на всенародное голосование (референдум).
Особым статусом обладалдепутат Верховного Совета СССР. Он мог обратиться с запросом к любому органугосударственной власти, который был обязан письменно или устно ответить назапрос депутата в течение трех дней. Депутат Верховного Совета СССР не мог бытьпривлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерамадминистративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия ВерховногоСовета СССР, а в период между его сессиями — без согласия Президиума ВерховногоСовета СССР.
Также как Союз Советови Союз Национальностей избирали из числа своих депутатов постоянно действующиекомиссии, так и Верховный Совет мог создавать следственные, ревизионные и иныекомиссии по любому вопросу. Верховный Совет СССР осуществлял контроль наддеятельностью всех подотчетных ему государственных органов, а также образовывалорган Комитет народного контроля, возглавлявший систему органов народногоконтроля СССР.
Нормативной основойдеятельности Верховного Совета выступал Регламент Верховного Совета СССР,законы СССР, издаваемые на основе Конституции СССР и Конституция СССР.
2.1 Основыфункционирования Президиума Верховного Совета СССР
 
Президиум ВерховногоСовета СССР представлял собой постоянно действующий орган Верховного Совета,подотчетный Верховному Совету во всей своей деятельности и осуществлявший своёфункционирование в пределах, установленных Конституцией СССР, функций высшегооргана государственной власти в период между его сессиями. Президиум избиралсяна совместном заседании палат Верховного Совета СССР.
Президиум ВерховногоСовета СССР избирался из числа депутатов в составе: Председателя Президиума ВерховногоСовета, Первого заместителя Председателя, пятнадцати заместителей Председателя— по одному от каждой союзной республики, секретаря Президиума и двадцатиодного члена Президиума Верховного Совета СССР.
Основные функцииПрезидиума Верховного Совета СССР:
1) назначение выборов вВерховный Совет СССР;
2) созыва сессийВерховного Совета СССР;
3) координация деятельностипостоянных комиссий палат Верховного Совета СССР;
4) контроль надсоблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций и законовсоюзных республик Конституции и законам СССР;
5) толкование законовСССР;
6) ратификация иденонсирование международных договоров СССР;
7) отмена постановленийи распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случаенесоответствия их закону;
8) установление воинскихзваний, дипломатических рангов и иных специальных званий; присваивание высших воинскихзваний, дипломатических рангов и иных специальных званий;
9) учреждение ордена имедали СССР; установление почетных званий СССР; награждение орденами и медалямиСССР; присваивание почетных званий СССР;
10) приём в гражданствоСССР; разрешение вопросы о выходе из гражданства СССР и лишении гражданства СССР,о предоставлении убежища;
11) издание общесоюзныхактов об амнистии и осуществление помилования;
12) назначение и отзывдипломатических представителей СССР в иностранных государствах и примеждународных организациях;
13) приём верительных иотзывных грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителейиностранных государств;
14) образование Советаобороны СССР и утверждение его состава, назначение и смена высшего командованияВооруженных Сил СССР;
15) объявление военногоположения в отдельных местностях или по всей стране;
16) объявление общейили частичной мобилизации;
17) в период междусессиями Верховного Совета СССР объявление состояния войны в случае военногонападения на СССР или в случае необходимости выполнения международныхдоговорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
18) другие полномочия, установленныеКонституцией и законами СССР.
Президиум ВерховногоСовета СССР в период между сессиями Верховного Совета с последующимпредставлением на его утверждение на очередной сессии также:
1) вносил в случае необходимостиизменения в действующие законодательные акты СССР;
2) утверждал измененияграниц между союзными республиками;
3) по предложению СоветаМинистров СССР образовывал и упразднял министерства СССР и государственныекомитеты СССР;
4) по представлению ПредседателяСовета Министров СССР освобождал от должности и назначал отдельных лиц, входящихв состав Совета Министров СССР.
Президиум ВерховногоСовета СССР также обладал правом законодательной инициативы, свои решения оноформлял в виде указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР.
По истечении полномочийВерховного Совета Президиум Верховного Совета сохранял свои полномочия дообразования вновь избранным Верховным Советом нового Президиума. Вновьизбранный Верховный Совет СССР должен был быть созван Президиумом прежнегосостава не позднее, чем через два месяца после выборов.

3. Состав, функции ипорядок работы Совета министров СССР
Совет Министров СССР — ПравительствоСССР — представлял собой высший исполнительный и распорядительный органгосударственной власти СССР.
Совет Министров СССР образовывалсяВерховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и СоветаНациональностей в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых заместителейи заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственныхкомитетов СССР. В состав Совета Министров СССР также входили по должностипредседатели Советов Министров союзных республик. По представлению ПредседателяСовета Министров СССР Верховный Совет СССР мог включить в состав ПравительстваСССР руководителей других органов и организаций СССР.
Срок полномочий Советаминистров зависел от срока полномочий Верховного Совета СССР: Совет МинистровСССР слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР на егопервой сессии.
Совет Министров СССР былответствен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, в период между сессиямиВерховного Совета СССР Совет министров был подотчетен Президиуму ВерховногоСовета СССР. Совет Министров СССР отчитывался о своей работе перед ВерховнымСоветом СССР регулярно.
Совет Министров СССР былправомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные КонституциейСССР к ведению Союза ССР, поскольку они не входили в компетенцию ВерховногоСовета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.
В пределах своихполномочий Совет Министров СССР:
1) обеспечивал руководствонародным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывал иосуществлял меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитиюнауки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, поукреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплатытруда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единойсистемы учета и статистики; организовывал управление промышленными,строительными, сельскохозяйственными предприятиям и объединениями,предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями иучреждениями союзного подчинения;
2) разрабатывал ивносил в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планыэкономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принималмеры по осуществлению государственных планов и бюджета; представлял ВерховномуСовету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) осуществлял меры позащите интересов государства, охране социалистической собственности и общественногопорядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
4) принимал меры по обеспечениюгосударственной безопасности;
5) осуществлял общееруководство строительством Вооруженных Сил СССР, определял ежегодныеконтингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;
6) осуществлял общее руководствов области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического,научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принималмеры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждал и денонсировалмежправительственные международные договоры;
7) образовывал в случаенеобходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при СоветеМинистров СССР по делам хозяйственного, социально-культурного и оборонногостроительства.
Для решения вопросов, связанныхс обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственногоуправления в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действовал ПрезидиумСовета Министров СССР в составе: Председателя Совета Министров СССР, первыхзаместителей и заместителей Председателя.
Совет Министров СССРтакже обладал правом законодательной инициативы. На основе и во исполнение законовСССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума Совет МинистровСССР издавал постановления и распоряжения а также проверял их исполнение. Постановленияи распоряжения Совета Министров СССР были обязательны к исполнению на всейтерритории СССР.
Совет Министров СССРобладал также дополнительными полномочиями в законотворческой сфере. В пределахэтих полномочий Совет Министров СССР имел право по вопросам, отнесенным к ведениюСоюза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СоветовМинистров союзных республик, а также отменять акты министерств СССР,государственных комитетов СССР, других подведомственных Совету Министроворганов.
Как высшийисполнительный и распорядительный орган, Совет министров имел комплексполномочий по координации деятельности органов исполнительной власти СССР.Совет Министров СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканскихминистерств и государственных комитетов СССР, других подведомственных ему органов.
В системе органовисполнительной власти, подотчетных Совету Министров СССР, выделяли министерстваи государственные комитеты общесоюзного и союзно-республиканского уровня взависимости от государственной значимости порученной им отрасли управления.
Общесоюзныеминистерства и государственные комитеты СССР, находящиеся в зоне координации иуправления Совета министров СССР, руководили порученными им отраслями управленияили осуществляли межотраслевое управление на всей территории СССРнепосредственно или через создаваемые ими органы.
Союзно-республиканскиеминистерства и государственные комитеты СССР руководили порученными имотраслями управления или осуществляли межотраслевое управление, как правило, черезсоответствующие министерства, государственные комитеты, другие органы союзныхреспублик, а непосредственно управляли отдельными предприятиями иобъединениями, находящимися в союзном подчинении.
Министерства и государственныекомитеты СССР несли ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления;в пределах своей компетенции могли издавать акты на основе и во исполнениезаконов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановленийи распоряжений Совета Министров СССР; министерства и государственные комитетысамостоятельно организовывали и проверяли исполнение изданных ими актов.
Компетенция Совета МинистровСССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другимигосударственными органами, а также перечень общесоюзных и союзно-республиканскихминистерств и государственных комитетов СССР определялись изданным на основеКонституции СССР Законом о Совете Министров СССР.
 

4.Высшие органы государственной власти и управления союзной республики иавтономной республики, из взаимоотношения с органами власти СССР
 
Согласно КонституцииСССР 1977 года, СССР представлял собой единое союзное многонациональноегосударство, образованное на основе принципа социалистического федерализма врезультате свободного самоопределения наций и добровольного объединенияравноправных Советских Социалистических республик.
На момент принятияКонституции в 1977 году в состав СССР входило 15 Советских Социалистическихреспублик: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика,Украинская Советская Социалистическая Республика, Белорусская СоветскаяСоциалистическая Республика, Узбекская Советская Социалистическая Республика,Казахская Советская Социалистическая Республика, Грузинская СоветскаяСоциалистическая Республика, Азербайджанская Советская СоциалистическаяPecпублика, Литовская Советская Социалистическая Республика, МолдавскаяСоветская Социалистическая Республика, Латвийская Советская СоциалистическаяРеспублика, Киргизская Советская Социалистическая Республика, ТаджикскаяСоветская Социалистическая Республика, Армянская Советская СоциалистическаяРеспублика, Туркменская Советская Социалистическая РеспубликаиЭстонская Советская Социалистическая Республика.
Союзная республикапредставляла собой свободное социалистическое государство, сохранившее правовыхода из СССР. Союзные республики имели свою Конституцию, соответствующуюКонституции СССР и учитывающую особенности республики. За исключением вопросов,отнесенных Конституцией СССР к ведению Союза, Союзные республики былисамостоятельны в осуществлении государственной власти в пределах своейтерритории, имели собственную систему высших органов государственной власти.
Высшим органом государственнойвласти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.Верховный Совет союзной республики правомочен решать все те вопросы, которыеотнесены к ведению союзной республики Конституцией СССР и Конституцией союзнойреспублики. К исключительным полномочиям Верховного Совета союзной республикиотносится: принятие Конституции союзной республики, внесение в нее изменений; утверждениегосударственных планов экономического и социального развития, государственногобюджета союзной республики и отчетов об их выполнении; образование подотчетныхему органов.
Законы союзной республикипринимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом),проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.
Верховный Совет союзнойреспублики избирает Президиум Верховного Совета — постоянно действующий органВерховного Совета союзной республики, подотчетный ему во всей своейдеятельности. Состав и полномочия Президиума Верховного Совета союзной республикиопределяются Конституцией союзной республики.
Также Верховный Совет союзнойреспублики образует Совет Министров союзной республики — Правительство союзнойреспублики — высший исполнительный и распорядительный орган государственнойвласти союзной республики.
Совет Министров союзнойреспублики ответствен перед Верховным Советом союзной республики и емуподотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Совет Министров Союзнойреспублики подотчетен Президиуму Верховного Совета союзной республики.
Совет Министров союзнойреспублики в пределах своих полномочий обладает правом законодательнойинициативы и издает постановления и распоряжения на основе и во исполнениезаконодательных актов СССР и союзной республики, постановлений и распоряженийСовета Министров СССР, а затем самостоятельно организует и проверяет их исполнение.
Совет Министров союзнойреспублики обладает координирующей функцией по отношению к нижестоящим органамисполнительной власти, в пределах этих полномочий имеет право приостанавливатьисполнение постановлений и распоряжений Советов Министров автономных республик,отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных, городских(городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, Советов народныхдепутатов автономных областей, а в союзных республиках, не имеющих областного деления,— исполнительных комитетов районных и соответствующих городских Советовнародных депутатов.
Совет Министров союзнойреспублики также объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканскихминистерств, государственных комитетов союзной республики, других подведомственныхему органов.
Союзно-республиканскиеминистерства и государственные комитеты союзной республики руководят порученнымиим отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь какСовету Министров союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскомуминистерству СССР или государственному комитету СССР.
Республиканскиеминистерства и государственные комитеты руководят порученными им отраслямиуправления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министровсоюзной республики.
Высшим органомгосударственной власти автономной республики является Верховный Советавтономной республики, который в пределах территории автономной республикиосуществляет полномочия, аналогичные полномочиям Верховного Совета Союзнойреспублики в пределах её территории. Верховный Совет автономной республикиизбирает из своего состава Президиум Верховного Совета автономной республики, атакже образует Совет министров – Правительство автономной республики.
Таким образом, высшиеорганы крупнейших частей Союза ССР – Советских Социалистических республик иавтономных республик– копируют систему высших органов государственной властиСоюза, чем обеспечивает воплощение принципа централизации и иерархическогоподчинения властных структур. Также на уровне социалистических республикпроисходит продолжение вертикали исполнительной власти: систему общесоюзных исоюзно-республиканских министерств и государственных комитетов дополняютреспубликанские министерства и государственные комитеты.

Заключение
 
Таким образом, в период1960-х – 1980-х годов система высших органов государственной власти иуправления отличалась демократическими принципами формирования органов власти,демократической централизацией властных структур, подотчетностью высших органовгосударственной власти народу, вертикальной соподчиненностью иподконтрольностью органов власти. В 1977 году эта политическая основа СоюзаСоциалистических республик, а также его экономические и социальные основы былизаконодательно закреплены в новой Конституции СССР.
Однако, наряду срасширением прав граждан СССР, увеличения объема суверенитета входящих в составСССР социалистических республик, по большей части Конституция СССР 1977 годаявлялась юридической фикцией, распространяющей концепцию «развитогосоциализма». Бесспорными были только те её положения, которые закреплялируководящую и направляющую роль КПСС, превращая её в официального проводника итранслятора политической идеологии СССР.
Такимобразом, можно выделить следующие особенности, характеризующие политическуюсистему к середине 80-х гг.:
–закостенелость партийно-государственного аппарата;
–усиление бюрократизации политической системы;
–существование расхождения между формальными документами и фактическойдеятельностью;
–ужесточение репрессий против инакомыслящих;
–накопление противоречий между политической элитой и потребностями общества.
Консервацияполитического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни.Однако, период «застоя», экономического и промышленного кризиса,стало высшей точкой развития социализма в СССР, что особенно отразилось насистеме высших органов государственной власти и управления. Необходимые даннойсистеме изменения не могли быть допущены руководством СССР, так какпредставляли угрозу социалистическому строю и господствующим партийнымноменклатурным структурам. Однако впоследствии четко обозначилась невозможностьсохранения государства без изменения существующего политического порядка исистемы высших органов государственной власти и управления.

Список литературы
 
1. Конституция(основной закон) Союза Советских Социалистических республик от 07.10.1977 года.- М., «Свод законов СССР», 1990. – 58 с.
2. БарсенковА.С. Вдовин А.И. История России. — М., Бек, 2002. – 202 с.
3. ВертН.А. История Советского государства. – М., Инфра — М, 1998. – 296 с.
4. ДмитренкоВ.П. История России. XXвек. – М., Инфра, 2000. – 302 с.
5. ЛеоновС.В. История России. – М., Проспект, 1997. – 378 с.
6. ПихояР.Г. Советский Союз: история власти. – Новосибирск, Дворик, 2000. – 345 с.
7. ЧистяковО.И. История отечественного государства и права. Часть 2. – М., Юрист, 2002. –542 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Реферат Государственная пошлина 5
Реферат Дотишамп, Жан Франк Луис
Реферат Великий полководец Г.К.Жуков
Реферат Система правоохранительных органов государственной власти в России и в Соединенных Штатах Америки
Реферат Современная классификация органического мира. История развития жизни на нашей планете
Реферат Эстетическое и художественное сознание Древней Греции
Реферат Alcohol 2
Реферат Burton Snowboards Webpage Analysis Essay Research Paper
Реферат Der Bundeskanzler
Реферат The Kingdom Of God Essay Research Paper
Реферат Практика привлечения к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в области избирательного права
Реферат Сёстры Сун
Реферат Дитячий хрестовий похід 1212 року
Реферат Налогообложение и учет расчетов по налогам и сборам в ОАО Акр-Агро Свислочского района Гродненской области