Реферат подисциплине «История мировых
цивилизаций»
на тему:
Западноевропейскийвариант средневекового
общественногоустройства
Научный руководитель:
Казань, 2006
Содержание
Введение
Глава 1. «Детство» Европы
Варварство против цивилизации
Разрушение или созидание?
Единство или многообразиеЕвропы?
Глава 2. Государство и церковь
Идеал теократии
Церковь и мирская власть
Глава 3. Власть и общество
Западноевропейское общество всредние века
Диалоги власти и общества
Глава 4. Духовный мир средневековья
От веры к знанию
Церковь и массы
«Оппоненты» церкви
Глава 5. Европа на пороге нового времени
Когда закончилось средневековье?
Европа и мир: рождение глобальной цивилизации
К новым небесам и новой земле
Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Капитализм в городе и в деревне
Монолог власти
Условия для появления капитализма
Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация
Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма
Реформация: границы индивидуализма
Заключение
Список литературы
Введение
Западу, оскудевшему и варваризованному, суждено было на исходеСредневековья обрести новые силы ивырваться на мировые просторы.
В истории цивилизации, как и в человеческойжизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом,если не во всем, предопределяет будущее.
Жак Ле Гофф, современныйфранцузский историк.
Глава 1. «Детство»Европы
«Детство» Европыпротекало в катастрофической, бурной обстановке Великого переселения народов,столкновении двух совершенно противоположных и, казалось бы, несовместимыхмиров — мира варварских германских племен и цивилизации Рима.
Варварство противцивилизации
Первое знакомство сгерманцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племенаперешли через Рейн и пытались осесть в римской провинции Галлии. Но их натискбыл отбит, и самый решительный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь,отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница,отделяющая римские владения от земель свободных германских племен. Дальше, до Дуная,шли пограничные укрепления, которые назывались Римским валом.
Вся их жизнь проходит вохоте и военных занятиях: с раннего детства они (закаляются), приучаясь к тяготам, их сурового образа жизни.
Юлий Цезарь о воинственных германцах в Iв. до н. э.
Германские племена, жившие бок о бок с римлянами, конечно,впитывали римскую культуру и были гораздо более «цивилизованными» по сравнениюс теми племенами, которые были удалены от границы. Это мирное сосуществованиебыло нарушено уже во II-III вв. н. э., когда в движение пришли восточногерманскиеплемена — готы. Поселившись в Причерноморье, они совершали оттуда набеги наимперию. В IV в. началось Великое переселение народов — массовые перемещениягерманских и негерманских племен. Под натиском гуннов — кочевников тюркскогоили монгольского происхождения, которые шли с востока на запад, вестготы оселина территории империи, в современной Болгарии, как союзники римлян. Но уже вначале V в. они вторглись в Италию, в 410 г. взяли Рим, а потом перешли в Галлию. Там, в районе современного города Тулузы, в 418 г. было создано первое варварское королевство на территории Римской империи. В начале V в. вГаллию хлынули и другие германские племена (вандалы, аланы и свевы), воспользовавшиесятем, что Рим был занят борьбой с вестготами. Особенно опасными были вандалы.Дикие и агрессивные, они не шли на договоры с империей, предпочитая совершатьнабеги и грабить новые и новые территории. В 20-е гг. V в. вандалы разорилибогатые приморские города восточного побережья Пиренейского полуострова, азатем высадились в Северной Африке. Кроме германцев в том же V в. на территориюимперии стали вторгаться гунны, во главе которых стоял знаменитый вождь Атилла,прозванный современниками «бичом Божьим». Племя бургундов, живших прежде наСреднем Рейне, после победы римлян над гуннами было частично переселено кЖеневскому озеру. Там в 457 г. появилось новое Бургундское королевство,которое вскоре расширилось к северу и вниз по реке Роне, в сторону Прованса. Вэтой бурной катастрофической обстановке практически незамеченным прошлознаменательное событие — в 476 г. варварами-наемниками был низложен последнийримский император и Западная Римская империя прекратила свое существование.Впрочем, эта дата во многом условна: реально свою власть римские императорыпотеряли гораздо раньше. Между тем на территорию бывшей Западной Римскойимперии продолжали вторгаться германские племена. Одно за другим образовывалисьварварские королевства. В 439 г. вандалы создали королевство в СевернойАфрике. В 486 г. в Северную Галлию вторглись франки, ранее жившие в нижнемтечении Рейна. В VI в. Франкское королевство заняло земли в Южной Галлии иБургундии. С середины V в. германские племена стали активно осваиватьБританию, воюя с местным кельтским населением. В результате к концу VI в. вБритании образовалось семь варварских королевств. Образование варварскихкоролевств не создало обстановки стабильности. Новые государства вели междусобой постоянные войны, их границы были непостоянны, а жизнь, как правило,недолговечной. Так, в 488 г. в Италию вторглись остготы, которые вскоресвергли короля вестготов Одоакра и образовали обширное Остготское королевство,включившее в себя Италию, Сицилию, часть Паннонии и Иллирии, а позднее — Прованс. Но в 555 г. его завоевала Византия, а затем эта территория была захваченадругим германским племенем — лангобардами. Эта довольно хаотичная картина дополняласьнепрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских,иранских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности. Волныварварских нашествий постепенно успокаивались, но обстановка в Западной Европееще долго оставалась напряженной. С VIII до середины XI в. на Западную Европунаводили ужас набеги воинственных норманнов — германских народов, населявшихскандинавские страны. В конце VII — начале VIII в. молодая исламскаяцивилизация повела наступление на европейский мир и утвердила свое господствонад Северной Африкой и большей частью Испании.
Разрушение или созидание?
На Западе появился новый мир, возникший благодаряслиянию римского и варварского миров.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневековогоЗапада
Какую роль сыграливарвары в становлении новой цивилизации? Казалось бы, ответить на этот вопрослегко. Варвары разрушили цивилизацию Рима, а вместе с ней и тот уровеньцивилизованности, который создавался на протяжении многих веков. Не случайнопервые века после гибели империи называют «темными». Население страдало от жестокостизавоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведенияискусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель.Так вырисовывался облик Западной Европы в начале ее существования: огромные пространствалесов и полей с редкими, разобщенными островками деревень. Современники сужасом описывали бедствия, обрушившиеся на некогда процветавшие земли.
На Испанию набросилисьварвары; с неменьшей яростью обрушились заразные болезни… Голод свирепствует столь жестокий, что люди пожирают человечину… В городах, деревнях, виллах, вдоль дорог и на перекрестках, здесь и там — повсюду смерть, страдание, пожарища, руины искорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшейво всеобщем пожаре.
Современники о событиях Vв.
Но,несмотря на эти страшные картины, название «темные века» не объясняет намвсего, что происходило в ту эпоху, когда закладывался фундамент новойцивилизации. Степень варваризации была неодинакова; многое зависело от того,какие именно германские племена вторгались на территорию Римской империи.Например, вестготы, остготы, франки довольно долгое время жили на ее границах,и, разумеется, входили в контакты с местным населением, усваивая некоторыеэлементы цивилизованности. В Остготском королевстве продолжала действоватьримская система образования, и варвары пополняли ряды учащихся. Остготскийкороль Теодорих покровительствовал искусствам и наукам, при его дворе творилиримские философы, писатели и историки. По приказу Теодориха в Риме, Вероне иРавенне были восстановлены многие древние сооружения и построены новые;возрождались цирковые и театральные представления. Теодорих, очевидно, ощущалсебя преемником, продолжателем римских традиций; он писал византийскому императору,что его единственное желание — это сделать свое королевство «двойником» «беспримерной»Византии. Остготское возрождение (так называют этот расцвет культуры историки)было уникальным для V-VI вв. и не слишком долговременным явлением. Иначе кплодам цивилизации относились те варвары, которые не имели опыта общения с римлянами.Лангобарды, покорившие Италию, не были готовы к усвоению античных достижений ипотому последствия вторжения этого племени оказались гораздо более разрушительными.Но важно было уже то, что варвары захватили цивилизованное пространство: в самойИталии и римских провинциях были выстроены акведуки и термы, возвышалисьдревние города, украшенные храмами и статуями. Это пространство не моглоисчезнуть сразу, как и старые социальные отношения, и законы, как и люди,вскормленные культурой Рима. Но для становления будущей западноевропейскойцивилизации имело значение не только культурное наследие Рима, которое в тойили иной степени перенимали варвары. В эпоху ее детства произошел важнейшийсдвиг — переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самомактивном участии варваров. Некоторые элементы феодализма появились, правда, и вРимской империи накануне ее гибели (труд колонов), но окончательно новые социально-экономическиеотношения утвердились на большей части территории Европы через взаимодействиепозднего римского общества с варварским. Такой путь развития феодализманазывается синтезным. Каким образом происходил синтез? На территории бывшейРимской империи частично были уничтожены, а частично еще сохранялись большиепоместья римской знати. Но, как вы помните, их владельцы в основномиспользовали труд колонов, а рабов сажали на землю и давали им возможностьвести собственное хозяйство. И колоны, и рабы, посаженные на землю, фактическибыли арендаторами. Рядом с такими поместьями селились общины германцев. К V-VIвв. германская община уже начала расслаиваться: ее члены имели участки земли,которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е.пользоваться ими как частной собственностью. В коллективной собственности общиныоставались только леса, пустоши и пастбища. Благодаря расслоению общины и возможностипокупать и продавать землю среди германцев росло крупное землевладение. Такзарождались два класса феодального общества: феодалы — собственники земли, и крестьяне,получавшие землю от феодалов под определенные условия, т. е. зависимые крестьяне.Феодала и зависимого крестьянина связывало нечто вроде взаимного договора: феодалне мог использовать свою землю без труда крестьянина, а тот не имел своей собственнойземли, а, кроме того, остро нуждался в ту неспокойную эпоху в военной защите. Нофеодализация общества проходила в разном темпе даже в тех регионах Западной Европы,где осуществился синтез римского и варварского миров. Быстрее всегостановление феодализма шло там, где римские и варварские начала былиуравновешены (в Северо-Восточной Галлии), медленнее — там, где варвары несумели разрушить римские рабовладельческие виллы (Италия), и там, где римскиеначала были слишком слабыми (Британия, Германия между Рейном и Эльбой) илиотсутствовали вообще (Скандинавия). Соответственно в Северо-Восточной Галлиифеодализм утвердился уже в VIII-IX вв., в Италии — к Х в., в Британии — к XIв., в Германии — только к XII столетию.
Единство или многообразие Европы?
Третья доля земли зовется, братья, Европой.
Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом,
Речью и верою в Бога они друг от другаотличны.
Средневековый поэт-монах Эккехарт, Xв.
Западноевропейская цивилизация, какой мы знаем ее сейчас, — это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств,вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими,политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сложилась несразу. На первых порах Западная Европа состояла из ряда разобщенных и довольнонеустойчивых варварских королевств. На их территориях, кроме самих варваров,жило местное римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровнюкультуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга поязыку и обычаям, даже те, кто принял христианство, продолжали верить в своихстарых богов. И все-таки идея политического единства Европы появиласьдостаточно рано — на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство,которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильнымгосударством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом (годыправления 768—814), который активно вел завоевательную политику, оно превратилосьв огромную империю, объединившую различные племена. Ее границы простирались отСредней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемскихгор и Венского леса на востоке. Карл Великий и его приближенные видели в своемновом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочнымобразованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. СогласноВерденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великогона три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства иимперию, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного извнуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств- Франции, Германии и Италии. Еще одна попытка утвердить преемственность ЗападнойЕвропы от Римской державы была предпринята германским королем Оттоном I (годыправления 936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая «Римская Империя», включавшая в свойсостав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называтьсяСвященной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиватьсяво внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считатьсебя хозяевами Италии. Священная Римская империя была, по сути, достаточнорыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политическогоразвития Европы — выделению самостоятельных национальных государств. Это былдлительный и мучительный процесс, сопровождавшийся войнами и переделами границ,процесс, который не завершился даже на исходе средневековья. И все-таки империиКарла Великого и Оттона I выполнили свою объединяющую роль, которая проявиласьи в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связимолодой западноевропейской цивилизации с ее великим предшественником — Римом.Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и подвоздействием римско-католической церкви, которая претендовала на роль высшегоарбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознаниесвоей паствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного отдругих стран исключительностью вероисповедания. Но главным источником единствав историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационныеосновы: наследие античности и варварского германского мира. Огромное значениеимели и контакты (политические, экономические, культурные) между европейскимистранами: они связывали их в систему одной цивилизации. Разные регионы Европыне были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждаястрана имела свою специфику. Но эту несинхронность помогали выправлять связи идаже само соседство с теми странами, в которых быстрее зарождались новыетенденции. Различные европейские страны вносили свой вклад в жизнь всейцивилизации. Некоторые историки считают, что в этом — одна из причин еединамичности и долголетия. Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика быларазрушена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованнаягосударственность была уничтожена. Попытки возродить Римскую империю при всемих значении не удались. Внутри отдельных королевств государственная власть долгоевремя оставалась довольно слабой.
Глава 2. Государство и церковь
После того какхристианство в 313 г. было признано государственной религией, церковьперестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. В туэпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращенияцеркви в политическую силу, «государство в государстве Церковь получала в дарот императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняяорганизация. На вселенских соборах — высших «съездах» духовенства — разрабатывалась догматика христианского вероучения, и это, естественно, укреплялоидейное единство церкви. Начиная с VI в. в Западной Европе стали появлятьсямонастыри. Первый был основан святым Бенедиктом (ок. 480 — ок. 547) вМонтекассино. Им же был разработан и монастырский устав, который послужилобразцом для последующих братств. Западная церковь не поощряла полногоаскетизма восточных монастырей, но также требовала от монахов соблюдения обетовбедности, целомудрия и послушания. Монастыри были на протяжении несколькихвеков единственными центрами просвещения. Монастырские школы готовилисвященнослужителей; особое значение придавалось переписыванию рукописей, и врезультате благодаря усилиям монахов до наших дней дошли и богословскиетруды, и множество произведений античной литературы.
Идеал теократии
Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении кмирской власти. От его решения зависела ее дальнейшая судьба, та роль, которуюей предстояло сыграть в жизни западноевропейской цивилизации. Ответ был даннезадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыблемостьи силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, АврелийАвгустин (354-430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать своезнаменитое произведение «О Граде Божьем». История человечества для Августина — это постоянная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, игрешников — себялюбцев, забывающих в своем ослеплении о Боге, которые образуютГрад Земной, В земной жизни, где оба «града» существуют вместе и праведникисмешаны с грешниками, только церковь в какой-то степени близка к воплощениюГрада Божьего. Поэтому именно ей Августин отводил роль высшего арбитра нетолько в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по еготеории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистичнаи ненасытна в своем стремлении к господству и обогащению. Следовательно,светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви.Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августинаполучили признание в западном мире, в то время как восточная церковь избралаиной путь во взаимоотношениях с государством. По мере того как рослиразногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращалсяв центр западного христианства. «Вечный город», несмотря на все пережитыекатастрофы, сохранил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того,Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV — начале V в. римские епископы присвоили 'себе право называться папами, т. е.главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первогоепископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной СвятогоПетра, а сам папа — их светским правителем. В результате несколько позже, вVIII в., образовалось Папское государство, в которое входили земли Римскойобласти и Равеннского экзархата. Экономическая мощь церкви возрастала: до XVв. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран ЗападнойЕвропы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина — налог, которымоблагалось все европейское население. Появление папства сплотило церковь;теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованнаяорганизация во главе со своим государем» — папой.
Церковь и мирская власть
Вполне естественно, чтона этом этапе она представляла собой гораздо большую силу, чем молодая, толькозарождающаяся государственность. В неспокойную эпоху варварских нашествий папыактивно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления590-604), человек властный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима отнашествия лангобардов, снабжал население продовольствием.
… В хаосе варварских нашествий епископы имонахи… стали универсальными руководителями разваливающегосяобщества: к своей религиозной роли они прибавили политическую,вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяяпродовольствие и милостыню, социальную, защищая слабыхот могущественных,и даже военную...
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневековогоЗапада
Светская власть, когдаэто было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своегопрестижа. Не случайно Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновалсяв Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бысимволизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь,видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство.С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремиласьподчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в ЗападнойЕвропе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации. Послесмерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык.Начиная с Оттона I императоры Священной Римской империи стали по своемувыбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырейполучали от знати владения и иногда даже несли военную службу. Но церковь несмирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», заосвобождение от влияния государственной власти. Наибольших успехов церковьдобилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли.У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римскиеактивно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизньмонархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы — религиозные войны во имяосвобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочныебогатства.
Папы римские надеялисьпревратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливуювойну, в борьбу с неверными.… Разумеется, церковь ипапство рассчитывали благодаря крестовым походам… получить одновременно средство господства на самом Западе.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневековогоЗапада
Под лозунгом защиты христианского мира от «неверных» шливойны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западныеславяне, венгры и жители Прибалтики. Одерживая победы в политической жизни,церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства частонапоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многихверующих вызывала продажа индульгенций — отпущений грехов: получалось, чтоместо в раю можно было купить за деньги. О ненасытном стремлении церкви квласти и обогащению в то время говорили многие писатели и поэты.
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверныПолон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвыгнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует царствующейлапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае,в пае: Помни это всякий раз, к папеподступая.
Вальтер Шатилъонский, поэт, XIIв.
Но и политическоемогущество церкви было не слишком долгим. Уже в конце XIII и в XIV в. набирающаясилу государственность дала отпор церкви. Начался закат папства. В XIV в.ослабление папства довершилось великой схизмой — расколом внутри католическойцеркви: из-за внутренних разногласий появились сначала два, а потом три папы,причем все они доказывали свои права на власть и объявляли друг другаантихристами. После этого римско-католическая церковь уже не сумела вернутьпрежние позиции, а на исходе средневековья, в XVI в., ей нанесла мощный ударРеформация. Западная церковь, которая руководствовалась теократическим идеаломи сделала политику одной из важнейших сторон своей деятельности, была более«мирской» по сравнению с церковью православной. Она создавала серьезныйпротивовес государству и вынуждала его идти на компромиссы. Благодаря церквиеще в раннем средневековье в Западной Европе начала создаваться обстановкадиалога в политической жизни. А это было важнейшим условием для появленияособого, европейского типа государственной власти — власти, вынужденнойсчитаться с обществом и идти с ним на компромиссы.
Глава 3. Власть и общество
Одно из важнейшихдостижений западноевропейской цивилизации — это современная демократическаясистема. Многие историки считают, что ее основы были заложены еще в средниевека.
Западноевропейское общество в средние века
Средневековое европейское общество было иерархическим. Воглаве его стоял король — верховный сюзерен всех феодалов. На следующем уровнерасполагались крупные светские и духовные феодалы — князья, графы, архиепископыи епископы, считавшиеся вассалами короля. Получая земли (нередко это былицелые области), они приносили присягу верности. Светские феодалы получализемлю под условие несения военной службы и выполнения определенныхобязательств. Такие владения назывались феодами. Крупные феодалы могли, в своюочередь, иметь вассалов, отдавая свои земли феодалам более мелкого масштаба — баронам или рыцарям — на тех же условиях. Рыцари уже не имели своих вассалов,в их непосредственном подчинении находились крестьяне, которым они отдавализемлю в держание. Феодальные крестьяне были главными производителями в эпохусредневековья и самым многочисленным классом средневекового общества. Наполученных от феодалов наделах они вели собственное хозяйство, располагалисобственными орудиями труда и скотом. Однако они не были собственниками земли,на которой трудились, даже в тех случаях, когда имели право передавать ее понаследству. «Расплатой» за землю была рента, которая существовала в трехформах: в виде барщины, натурального или денежного оброка. Означало ли это,что средневековый крестьянин в отличие, скажем, от раба был лично свободен? Ситуацияскладывалась по-разному в разные эпохи. В раннее средневековье поземельнаязависимость крестьян постепенно дополнялась все более жесткими формами личнойзависимости, ущемлением политических и гражданских прав. Феодал мог сам осуществлять суд над крестьянами, ограничивалих свободу в наследовании с помощью побора, который назывался право мертвойруки, взимал высокую брачную пошлину, если невеста или жених принадлежалидругому сеньору. С XII-XIII вв. формы личной зависимости стали смягчаться,барщина почти во всех странах Западной Европы уступала место оброку — сначаланатуральному, а потом и денежному. Но и в этот период крестьяне не былиполностью лично свободными и юридически полноправными людьми. Еще однойпрослойкой средневекового общества, тоже противопоставленной феодалам, ногораздо менее многочисленной по сравнению с крестьянством, были горожане.Многие средневековые города располагались на землях феодалов и были вынужденыподчиняться им, т. е. являлись своего рода вассалами. Таким образом, отношениямежду различными классами и слоями средневекового европейского общества былисложными и чреватыми социальными конфликтами. Иерархическая структура обществазатрудняла переход с одной ее «ступени» на другую, хотя в принципе он был возможен.Однако в этом «разъединенном» обществе существовали крепкие связи внутрикаждого социального слоя или класса. Средневековый человек всегда чувствовалсебя частью целого, частью коллектива. Общностей, которые объединяли людей поразным признакам, было великое множество. Общностями (еще их называюткорпорациями) являлись сельские общины, монастыри, ремесленные цехи, воинскиедружины, монашеские и духовно-рыцарские ордена, членами которых быливоины-монахи. В средние века существовали даже корпорации нищих и воров.Большой общностью, объединявшей в себе много других, более мелких, был город. Укорпораций, как правило, была собственная казна, недвижимость, имелись уставы,часто — даже особая одежда и значки. Жизнь корпораций основывалась напринципах солидарности, взаимоподдержки и демократизма. Все проблемы решалисьна общих собраниях, больным и бедным оказывали помощь, устраивали совместныетрапезы. Корпорации не разрушали феодальной иерархии (не было корпораций,которые объединяли бы крестьян и феодалов), но придавали силу и сплоченностьразличным слоям и классам средневекового общества. На основе корпоративизмасложились и особые, уникальные для той эпохи отношения власти и общества.
Диалоги власти и общества
Наиболеекрупные социальные общности (горожане, светские феодалы, духовные феодалы),которые противостояли государственной власти и добивались определенных прав — юридически закрепленных и подтвержденных центральной властью, — образовывалисословие. В Западной Европе сформировались три сословия: духовенство, дворянствои городское сословие. Положение их было неодинаковым: горожане не смогли уравнятьсяв правах с дворянством. Что касается крестьянства, то оно вообще не сумелостать сословием, т. е. добиться признания своих прав на общегосударственномуровне. Как именно это происходило? Вернемся назад, к варварским королевствам,и посмотрим, как складывались отношения власти и общества с момента зарождениязападноевропейской цивилизации. По мере того как уходило в прошлое общинное начало,на котором строилась жизнь германских племен, возрастало значение королевскойвласти: король создавал законы, вводил налоги; его власть становиласьнаследственной и воспринималась как нечто священное. Уже на этом этапе увласти, как мы помним, был мощный соперник — церковь. Довольно скоро появиласьи другая сила, оспаривавшая право первенства в государстве — феодалы. В Европедостаточно рано, с VIII-IX вв. (в регионах бессинтезного развития с IX-XI вв.),стала возникать крупная земельная собственность. Крупные феодалы, формальноподчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне независимы. Ониимели право чеканить монету, вести войны и нередко осуществлять суд в своих владениях.В их распоряжении были собственные вассалы. Позиции местной знати постепенноукреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, т. е. шелпроцесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и,следовательно, к ослаблению власти короля. Светская идуховная знать завоевывала все более прочные позиции в управлении государством,участвуя в королевском совете. Большие полномочия были у советов магнатов,которые собирались раз в год. Они давали согласие на налоги, имели законодательные,а иногда и судебные права. Поэтому историки называют раннефеодальныегосударства демократией знати. Но притягательность центральной власти не исчезала:крупные феодалы вели борьбу за трон, а правящие династии всеми силами пыталисьсохранить принцип наследования, вплоть до того, что короновали наследника прижизни отца. Между тем на политическую арену выходили города. С X по XIII в. повсей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состоялав том, чтобы сократить поборы феодалов, получить торговые привилегии и,главное, добиться права на городское самоуправление. Интересно, что эта борьбане всегда выливалась в традиционные восстания; иногда городам удавалось заденьги выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хартиях.В то время вольности добились многие города Северной Франции (Авиньон, Бовэ,Суассон, Лан и др.); около ста лет был независимой аристократическойреспубликой Марсель. В Италии, где центральная власть была крайне слабой, числогородов-республик росло особенно быстро. Уже в IX-XII вв. стали независимымиВенеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Равенна и многие другие города. В Германииэтот процесс шел с некоторым опозданием, но и там в XII-XIII вв. появилисьвольные города, лишь формально подчинявшиеся императору: Любек, Нюрнберг,Франк-фурт-на-Майне. Независимые города управлялись собственными городскимисоветами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Ониназывались коммунами. Одновременно с городскими развивались и сельскиекоммунальные движения, участники которых добивались расширения прав общины вотношениях с феодалом. Иногда сельские и городские коммуны объединялись всвоей борьбе, и такие союзы приводили к большим успехам. Один из ярких примеров- победы сельских общин в Италии в конце XII в. При поддержке городов ониполучали самоуправление и освобождались от некоторых феодальных поборов. В XII-XIVвв. такие самоуправляющиеся общины избирали должностных лиц, создавали свойфинансовый и судебный аппарат, издавали законы, регулировавшие их внутреннююжизнь.
… Сельские и городские общины… былиоснованы напринципах,заставлявших трепетатьвесь феодальный мир.
Ж. Ле Гофф
Конечно, не все города исельские общины получали автономию, а получив ее, имели силы удержать достигнутое.Сельские коммуны обычно попадали в зависимость к городам, а для городов вовсене исключалась возможность снова оказаться под властью феодала. Тем не менеекоммунальные движения представляли собой значительную силу. Активностьобщества оказала воздействие на политическую структуру. Новый тип государства,который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII-XIV в.,получил название сословно-представительной монархии. В ту эпоху резко усилиласьцентрализация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю»и обеспечивает «общее благо». В сущности, это означало, что король былвынужден признать политические права сословий. Это касалось в первую очередьфеодалов и городского сословия. Результатом соглашения между властью и сословиемстали представительные собрания: парламент в Англии, Генеральные штаты воФранции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладализначительными правами, они могли накладывать вето на дополнительные налоги итаким образом контролировать короля в финансовых вопросах. Кроме того, ониучаствовали в обсуждении государственных дел, редактировали проекты законов. Вэпоху сословно-представительных монархий появилась знаменитая формула средневековойдемократии: «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Она не отражала,конечно, реального положения: истинного народоправства в сословных собраниях не было. Основную их частьсоставляли феодалы; крестьянство обычно вообще не было в них представлено (тольков кортесах Кастилии и в шведском риксдаге было достаточно много представителейкрестьянства). И все-таки сословные собрания не давали центральной властипревратиться в деспотическую. С другой стороны, сам король был заинтересован вподдержке сословий и даже нуждался в ней. Итак, в появлении средневекового«демократизма» большую роль сыграла особая ситуация, в которой оказаласьевропейская государственность. С самого начала ей приходилось сталкиваться ссерьезными противниками — церковью, феодалами, городскими и сельскимикоммунами. С этими противниками или соперниками велась борьба или устанавливалосьсотрудничество; в результате основная линия развития состояла в постепенномограничении произвола власти.
Глава4. Духовный мир средневековья
Культура средневековойЗападной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизниглавенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всехнаук.
От веры к знанию
Теология была достояниемизбранных — духовной элиты общества, отличавшейся от основной массы высокойученостью, хорошим знанием древних языков. Теологи обосновывали важнейшиедогматы веры, комментировали Священное Писание, объясняли мир с позицийхристианства. Теология была тесно связана с философией, но они выступали не наравных правах: долгое время философия считалась «служанкой богословия». Безусловнымиавторитетами для богословов были Писание и труды отцов церкви — основоположниковхристианской доктрины. Но помимо этого теологи Запада обращались и к античнойфилософии. Начало этой традиции было положено еще в первые века христианства;отцы церкви были людьми, получившими блестящее римское образование. Изучениеантичных философов разрешалось, но использовать из их сочинений следовало толькото, что не противоречило догматам христианства. В результате связь сантичностью не была порвана. Поскольку языком церкви была латынь, доступ кантичной литературе и философии оставался открытым для образованных людей. Особоевлияние оказывали на западных теологов идеи древнегреческого философаАристотеля, который считал, что с помощью разума человек может правильнопознать окружающий его мир. В западноевропейском богословии рано появилисьидеи о том, что путь к Богу лежит через познание человека и природы.
… Важнейший и едва ли неединственный путь к познанию истины — сначалапознать и возлюбить человеческую природу… ведь если человеческая природане ведает, что совершается в ней самой, как она хочетзнать, что обретается превыше ее?
Иоган Скот Эриугена, ирландскийбогослов, IXв.
Особое распространениеони получили к XII в. Большую роль в этом сыграли арабские и еврейскиефилософы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980-1037), Аверроэс (Ибн Рушд,1126-1198), Моисей Маймонид (1135-1204). В мусульманской Испании в то времяпроцветали науки и искусства, активно переводились античные классики: Платон,Аристотель, Евклид, Птолемей, причем не только на арабский язык, но и налатынь. В христианскую Европу проникали и переводы, и самостоятельные сочиненияиспанских философов-рационалистов. Попытки объяснить мир с помощью разума, конечно,вызывали сопротивление. Против выступали в первую очередь богословы-мистики,которые считали, что верить надо вопреки разуму, даже если какие-то догматыкажутся нелепыми или невероятными.
Вера благочестивых верит, а не рассуждает.
Бернар Клервоский, богослов-мистик, XIIв.
Но развитие рационализмабыло невозможно приостановить. В XIII в. появилась теория о двух истинах, илидвойственной истине, автором которой был выдающийся французский теолог СигерБрабантскии (1240-1281/84), работавший в Парижском университете. Суть этойтеории заключалась в том, что истины богословские и истины, которые открываетчеловек с помощью своего разума, могут не совпадать и даже противоречить другдругу. И не стоит отказываться от одной истины в пользу другой: обе имеют правона существование. Теория двух истин была осуждена церковью. Но вопрос о том,как соотносить разум и веру, оставался открытым. Защитить религию, примиритьверу и разум поставил своей целью знаменитый теолог Фома Аквинский (1225 или1226-1274). Он признавал ценность разума и его большие возможности, но считал,что есть и некие сверхразумные явления, логически объяснить которые человекне в силах. Это относится к сотворению мира, воплощению сына Божьего вчеловеческом облике и т. д. В данном случае следует отдавать предпочтениевере — истинам, которые получают не с помощью знания, а через откровение. ФомаАквинский сделал большие уступки рационализму, но другие теологи пошли дальше.В XIV в. английский богослов Уильям Окнам провозгласил, что теология вообще недолжна вмешиваться в философию — царство разума. Надо сказать, что сторонникиразделения веры и разума далеко не всегда сомневались в истинности догматов христианстваи вообще были верующими людьми. Но их теории, в конечном счете, вели кразрушению религиозной картины мира. Рационализм, родившийся в недрахбогословия, освобождал от воздействия религии естественные науки. С другойстороны, развитие медицины, алхимии (предшественницы современной химии),географии и других наук помогало установлению рационалистического взгляда намир.
Церковь и массы
Важнейшей задачей церквибыло воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс.Во все уголки Европы рассылались миссионеры. Новая религия постепенноовладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще неозначало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге,усвоят новые нормы морали — одним словом, станут христианами на деле, а не формально.Тем более что крещение часто происходило насильственно и отношение к язычникамсовершенно не соответствовало христианскому гуманизму.
Конунг Олав… расследовал,как народ соблюдает христианскую веру. А если ему гдеказалось что-нибудь неправильным, он учил народ истинной вере.Тех же, кто не хотел отступиться от язычества, он жестококарал: одних изгонял из страны, другим по его приказу отрубалируки или ноги или выкалывали глаза, иных он велел повеситьили зарубить.
Сага об Олаве Святом, норвежском короле,1015-1028
Нужно было изменитьсознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе,низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смыслучения Христа, внушал понятия о грехе и добродетели. Огромное цивилизующеезначение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать своисобственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Приэтом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясьпривлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложныетеологические проблемы. Для «простецов» была создана специальная литература, вкоторой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась,приноравливаясь к народным верованиям. Народ наделял святых чудодейственнымисилами и обращался к ним с просьбами о благополучии. Приходские священники,отслужив службу в церкви, шли в поле и там заклинали природу, чтобы она далабогатый урожай, словно языческие жрецы. Но христианские идеалы, пусть дажеупрощенные, впитывались в сознание. Средневековый человек воспринимал мириначе, чем мы. Одинаково реальными были для него мир видимый, окружающий его вповседневной жизни, и мир невидимый, в котором пребывают Бог и дьявол, ангелы идемоны. Считалось, что этот невидимый высший мир иногда может открытьсячеловеку и при жизни — в снах или видениях. Судьба, ожидающая человека послесмерти, — это был важнейший и, наверное, самый мучительный вопрос. Страх передсмертью соединялся со страхом перед Божьим судом, на котором предстоит личноотвечать за свои грехи, перед наказаниями в аду. Церковь учила, что историяконечна и должна завершиться Вторым пришествием Христа и Страшным судом, накотором каждому воздастся «по делам его». В Священном Писании не указана точнаядата Страшного суда, и можно было только гадать, когда произойдет это событие.Несколько раз на протяжении средневековья ужас перед близким Страшным судом ивозмездием охватывал большие массы людей. Это сопровождалось массовой истерией,по дорогам ходили толпы бичующих себя людей, появлялись «пророки» и«пророчицы», предрекавшие приближение всемирной катастрофы. «Чувствонеуверенности — вот что влияло на умы и души людей средневековья и определялоих поведение… Эта лежавшая в основе всего неуверенность, в конечном счете,была неуверенностью в будущей жизни… Творимые дьяволом опасности погибеликазались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, чтострах неизбежно преобладал над надеждой», — писал Ж. Ле Гофф.
«Оппоненты» церкви
Однако духовная жизньЗападной Европы, разумеется, не исчерпывалась только христианством. Духовнаякультура, созданная в средние века, поражает многослойностью и разнообразием. Догматыцеркви оспаривались еретиками — катарами (в переводе с греческого слово«катары» означает «чистые»), альбигойцами, вальденсами, которые считали земноймир творением не Бога, а дьявола, обителью зла. Отрицая его ценность, еретикиотвергали установления общества, государства и церкви, призывали к духовномусовершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ересидостигли такого размаха, охватив и низы, и верхи общества, что церковь учредилаинквизиционные суды — священные трибуналы, подчиненные папе римскому. Иныеидеалы, отличающиеся от тех, которые проповедовала и церковь, и еретики,развивались в средние века благодаря народной культуре и светской литературе.Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии, ив России) были бродячие актеры — жонглеры (скоморохи). Церковь еще в первыевека своего существования осудила массовые зрелища за их греховность, за«неприличную» для />христианина веселость, но не смоглаискоренить их полностью. Народ долго хранил в памяти древние языческиепраздники, которые по времени часто совпадали с христианскими: на Рождество ина Масленицу (перед Великим постом) по улицам деревень и городов ходилиряженые, на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Большой популярностьюпользовались «праздники дураков», пародирующие церковную службу. Тогда низшее духовенствопрямо в церкви, надев на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировалои играло в кости. Все самое святое для средневекового человека подвергалось осмеянию.Как же относились к этому представители высшего духовенства? Нельзя сказать,чтобы церковь поощряла такие явления, но в целом отношение к традициямнародной культуры было гораздо более терпимым, чем, скажем, к еретическимучениям. Церковь видела в этих взрывах необузданного, «мирского» весельянеизбежный и даже необходимый выход энергии. Устная народная культура проникалав письменную подчас в почти неискаженном виде. Церковь, боровшаяся с язычеством,тем не менее сохранила образцы древнего мифологического эпоса. Ирландскиемонахи записывали старинные кельтские саги (эпические сказания о богах игероях); в 1000 г. была записана англосаксонская поэма «Беовульф»; в XII-XIIIвв. — исландский эпос «Старшая Эдда». Эпос продолжал развиваться в ЗападнойЕвропе, приобретая новые, феодально-рыцарские черты. Французская «Песнь оРоланде» и испанская «Песнь о моем Сиде» воспевали вполне светские идеалы: мужество,верность долгу и патриотизм воинов. В письменной литературе светская тематикапоявилась достаточно рано, уже в XII в. Эту эпоху некоторые историки называютсредневековым ренессансом. На юге Франции, в Провансе, в то время расцветалаизысканная поэзия трубадуров, прославлявших любовь к Прекрасной Даме, радости плотскойжизни и красоту земного мира. Оттуда светская лирика распространилась в другиестраны Европы. Одновременно зарождался рыцарский роман. «Роман о Тристане иИзольде», одно из самых известных произведений этого жанра, описывает любовь«сильнее смерти», которая преодолевает все препятствия, даже традиционныепредставления о грехе. Светское начало в целом, конечно, не разрушало в туэпоху христианского мировосприятия; но в системе ценностей западноевропейскогосредневековья земные идеалы неуклонно завоевывали свое место.
— Владычица, дадите ли ответ?
Вот мой вопрос… Все смерть поглотит пастью.
Умрем: я — скоро, вы — чрезмного лет.
(Ведь к жизни не подвержен я пристрастью;
Затем, что к вам горю напрасной страстью.)
Умрет ли и любовь за нами вслед?
Мир будет предан хладному ненастью?
— О нет, Тибо! Любовь бессмертна. Нет!
Вы шутите, страша такой напастью...
Но коль умрем мы с вами (да, к несчастью),
Любовь, как прежде, будет мучить свет
И прежней в мире пользоваться властью.
Излюбовной лирики Тибо, графа Шампанского, XIIIв.
Глава 5. Европа на пороге нового времени
Когда закончилось средневековье?
Трудно точно определитьграницу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда средние века сменились новымвременем? Для многих историков границей является английская буржуазнаяреволюция, во время которой была разрушена старая политическая система иоткрылся свободный путь для развития капитализма. Но закат средневековья началсягораздо раньше — с XV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва.Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расшириликругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картинумира. В XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новыйсоциальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. Наступило времябурного роста производства, в котором все активнее использовались техническиеизобретения. Торговля связывала теперь целые континенты. В религии, литературеи искусстве происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей.Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовомсознании традиционные представления сохранялись гораздо дольше, чем в сознанииписателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы датьотпор новым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековоесредство — инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием. Идеясвободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенномна сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а внекоторых странах (в Германии, в Центральной Европе) произошел возврат ккрепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость.Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологическихрамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь частьпроизводства и в городе, и в деревне. Тем не менее с XV в. кардинальные измененияохватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальнаясредневековая медлительность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историкиназывают или этапом перехода к новому времени, или ранним новым временем, ибоуже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации.
… На Западе произошел тот единственный, значимый, существенный для всего мира прорыв, чьи следствия привели к ситуации наших дней и чье окончательноезначение все еще не проявилось полностью.
К. Ясперс. Истоки истории и ее цель, 1948 г.
Европа и мир:рождение глобальной цивилизации
XV век стал переломнойэпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями. Долгое время Запад жилотносительно замкнуто. Связи с Востоком и Россией ограничивались в основномторговлей. Попытка массированного прорыва на Восток была предпринята в XI-XIIIвв., в эпоху крестовых походов. Однако это столкновение с Востоком закончилосьнеудачей: Европа была вынуждена отступить; все земли, захваченные крестоносцами,снова перешли к мусульманам. В XV в. ситуация полностью изменилась: Европастремительно развивалась. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценныхметаллах. Купцов и путешественников манили наполовину фантастические,наполовину правдивые рассказы о несметных богатствах и чудесах Востока.Европейские мореплаватели уже накопили достаточно большой опыт в навигации,поэтому длительные и трудные экспедиции стали вполне возможны. Первыми напоиск сказочных сокровищ Индии устремились португальцы, а несколько позже — испанцы.Целый ряд экспедиций шел вдоль побережья Африки. В 1456 г. португальские корабли добрались до Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки,португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад июго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорскиеострова и остров Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие — X. Колумб,итальянец, перебравшийся в Испанию, в поисках пути в Индию пересекАтлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент — Америку. Открытия следовали одно за другим: в 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегамИндии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имелилишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки (Конкиста). В XVII в. была открыта Австралия. Английские путешественники и ихсоперники — голландцы — настойчиво искали путь к Молуккским островам вокругАмерики и Азии. На карте мира оставалось все меньше белых пятен. С нее стали исчезатьфантастические страны, их место заняли вполне реальные, только что открытыеземли. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествиепортугальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеетформу шара. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегличерез океаны, связывая между собой континенты. Так благодаря Великимгеографическим открытиям были созданы основы для формирования глобальнойцивилизации. Не только жажда познания влекла европейца в неведомые страны; неменее сильны были жажда золота и стремление распространить идеалы христианства.Один из участников Великих географических открытий сформулировал свои задачиследующим образом: «Бог, слава и золото».
Христиане своими конями,мечами и копьями стали учинять побоище среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости.… Единственная и истинная причина того, почему христиане разорили и уничтожили множество ни в чем не повинных людей, — этожелание захватить их золото.
Бартоломе дг Лас Касас, 1474-1566,«апостол» индейцев.
Сталкиваясь с другимицивилизациями, европейцы руководствовались именно этими целями. Поэтомувстреча различных культурных миров принесла населению вновь открытых земельмало хорошего. Племена майя, ацтеков и инков, жившие в Америке, уже имели своюгосударственность, но по уровню цивилизованности неизмеримо отставали отЕвропы. В процессе колонизации, которая продолжалась примерно до серединыXVII в., эти древние цивилизации погибли. Из-за недостатка рабочих рук вАмерику стали ввозиться негры. Начиная с 1501 г. португальцы вели настоящую охоту на них, нередко вступая в союз с местными вождями.Португалия, а вслед за ней Голландия, Англия и Франция реанимировали, казалосьбы, давно отжившее явление — работорговлю. Численность населения Африканскогоконтинента резко сократилась, особенно в западных его районах; распадалисьсложившиеся внутри континента торговые связи, замедлялось социально-экономическоеи политическое развитие. Несколько иначе сложились в ту эпоху отношения Западас древними высокоразвитыми цивилизациями Китая, Японии и Индии. Китай иособенно Япония просто «закрыли» свои страны, практически полностью запретиввъезд иностранцам. В течение некоторого времени, пока сохранялся определенныйбаланс сил между этими странами и Западом, европейцам приходилось мириться стакой ситуацией. Гораздо большего успеха португальские, а потом английские,голландские и французские купцы добились в политически раздробленной Индии,где приходила в упадок некогда сильная держава Моголов. Европейские торговыекомпании прочно утвердились там к середине XVII в., постепенно добившись иполитического влияния, что во многом определило дальнейшую судьбу древнейцивилизации. Первая стадия европеизации мира протекала в насильственных иподчас страшных формах, грозивших гибелью самобытным культурам и целым народам.Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важныепоследствия. Сместились торговые центры: Средиземноморье стало терять своепрежнее значение, уступая место Голландии, а позже — Англии. Приток золотавызвал революцию цен. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынкисбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а, в конечномсчете — складыванию капиталистических отношений.
К новым небесам и новой земле
В XVI-XVII вв. привычнаясредневековая картина мира стала разрушаться. Свой вклад в этот процесс внеслиВеликие географические открытия. Но главное — научная мысль Европы переживаланевиданный взлет. Перелом, происшедший на исходе средневековья, произвелсвоего рода революцию в умах. Мир раскрылся перед человеком в иных красках, вином измерении. Многие традиционные представления о нем были опровергнутынаукой; способность человеческого разума проникнуть в самые недоступные, казалосьбы, области подтверждалась воочию. Такие изменения были бы невозможны безогромного рывка, который произошел в технике и в естественных науках. Дальниеморские путешествия поощряли развитие астрономии; географические открытияопытным путем доказали, что Земля имеет форму шара; использование компаса(европейцы заимствовали его в Китае) привело к изучению магнетизма. Изобретениелинз для очков побудило обратить внимание на законы преломления света. Ремеслосовершенствовалось, и это создавало основу для изобретения новых сложныхприборов: в конце XVI — первой половине XVII в. появились гидрометр, ртутныйбарометр, телескоп и микроскоп. Приборы расширили границы мира, открыв то, чтораньше было невидимо глазу. Ручной труд стал вытесняться машинным, например, вгорном деле. В ту же эпоху был изобретен печатный станок. Взлет материальнойкультуры шел рука об руку с развитием естествознания, оба процесса как быподпитывали друг друга. Среди многочисленных открытий, которыми была так богатата эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Этогелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543), котораядала новое видение Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека.Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг неесветилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинкув космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной. Идею Коперникаподтвердили его последователи — итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600) иастроном, физик Г. Галилей (1564-1642). Какое же впечатление произвели этиоткрытия на современников? Прежде всего, надо сказать, что новые представленияутверждались не без борьбы. Смелые теории рождались в рамках средневековогообщества, тяготевшего к традиционным, устойчивым схемам. Прорыв, сделанныйнаукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученыхтрагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г.Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, вкоторых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг. Огромноевлияние естествознание оказало на философию: новая картина мира требовалафилософского осмысления. Реакция мыслителей той эпохи была разной. Подчас онаграничила со страхом; открывавшаяся бесконечность Вселенной внушаларастерянность. Так, известный французский философ XVII в. Влез Паскаль писал:«Вечное молчание этих бесконечных пространств поражает меня ужасом». Человека,казавшегося особенно ничтожным на фоне этой величественной картины, Паскальсравнивал с хрупким мыслящим тростником. Но возникали и другие, более оптимистичныетеории. Были философы, для которых успехи науки являлись подтверждением безграничныхвозможностей человека. Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650)создал новую картину мироздания и вывел законы, которые им управляют. При этомон основывался на данных естественных наук, вводя их в философию. Мир представлялсяему огромным механизмом, движение которого определено Богом — «великимгеометром», как называл его Декарт. Английский ученый и политик Френсис Бэкон(1561-1626) в своем знаменитом труде «Новый Органон» доказывал, что окружающиймир, природу следует изучать, доверяя только опыту, научному эксперименту.Ему же принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль винтеллектуальной жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть надмиром, изменит жизнь и даже общественные отношения. Европейский рационализм,пробудившийся еще в раннее средневековье, получил в XVI-XVII вв. невероятномощный импульс. Пройдет еще немного времени, и мысли о познаваемости мира, о «механических»законах, управляющих им, о безграничной власти над природой и обществом, которуюдает человеку наука, станут едва ли не аксиомами в сознании европейцев.
Глава 6. Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Западная Европа — первая цивилизация,в которой зародились, обрели силу и в конце концов одержали победу новыебуржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг — от феодализмак капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких,как Флоренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. распространились вомногих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании иПортугалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира, но«втягивание» в него происходило уже в условиях разраставшейся европеизации мираи укрепления связей и экономической зависимости стран друг от друга.
Капитализм в городе и в деревне
Центрами развитиябуржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящаяв основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагаликапиталами (самый быстрый путь к их приобретению открывался черезторгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывалисьв производство. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокуюприбыль. В эту эпоху на смену цеху стала приходить мануфактура — крупное производство,основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемном труде.Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоялпредприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства.Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель самсоздавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование)и гораздо более распространенная — рассеянная (предприниматель раздавал сырьенадомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Вбуржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня — главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемнымтрудом крестьян, лишившихся своей земли, т. е. переставших быть крестьянами вполном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разныепромежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отменуфиксированных платежей и прав на наследственное держание. В деревне в ролипредпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда самифеодалы, так произошло, например, в Англии, где новые дворяне (джентри)сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь продажейшерсти. Но, как правило, землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо болееконсервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависелитемпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в СеверныхНидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. Вту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек,способный выдержать жесткую конкуренцию, создать капитал в буквальном смыслеиз ничего. Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом,разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков — национальных и общеевропейского. Но в XV-XVI вв. даже в тех странах, гдеуспешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в«контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступатьсвое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставалисьвозможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. Вих числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия.
Монолог власти
В переходную эпоху резкоизменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сменятьсядиктатом короля. Королевская власть добивается максимума централизации исамостоятельности по отношению к обществу. Создаются огромный бюрократическийаппарат (особенно во Франции), постоянное войско, находящееся нагосударственной службе. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжаетсяфинансами. Сословные собрания или перестают созываться вообще, или оказываютсяв полной зависимости от власти. Такой вид монархии получил название абсолютной.Ее появление было возможным лишь в особой ситуации, когда буржуазия, выделившаясяиз городского сословия, вступала в соперничество с дворянством. Это увеличиваломаневренность власти, расширяло пространство ее свободы. Кроме того, складываниеединого внутреннего рынка требовало централизации, ликвидации феодальных смут. Какправило, монархи стремились поддерживать некий баланс сил в обществе, лавируямежду противоборствующими социальными слоями, но оставаясь при этом формойвласти дворянства. От избранной тактики нередко зависело и процветание страны,и долголетие самой монархии. Так, во Франции Генрих IV (1589-1610), с однойстороны, стремился поддержать разорявшееся крестьянство (понизил налоги,освободил от недоимок, запретил продавать за долги скот и орудия труда), с другой- поощрял создание мануфактур и торговлю. Политика оздоровления экономикистраны и соблюдения баланса сил продолжалась и при кардинале Ришелье(фактически правил страной с 1624 по 1642 г.). В более сложном положении оказалась абсолютная монархия в Англии, где втягивание деревни в буржуазныеотношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям. В этойситуации Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы купцам, поощряликолониальные захваты, законами против бродяг обеспечивали дешевизну наемнойрабочей силы), но одновременно пытались приостановить их. Защищая цехи, онитормозили рост мануфактур, запрещали огораживания, которые нанесли урон сельскомухозяйству и подрывали социальную стабильность в стране. В итоге стремлениегосударства регулировать экономику довольно быстро закончилось кризисом властии революцией. Иной пример дает нам Испания, где абсолютная монархия оставаласькрайне консервативной, не поддерживала ремесло и торговлю, а, наоборот, душилагорода налогами, ориентируясь преимущественно на дворянство. В результатепоявлявшиеся уже в Испании мануфактуры зачахли, торговля сокращалась,экономика приходила в упадок, и Испания, несмотря на огромный приток золота изколоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.
Условия для появления капитализма
Почему буржуазныеотношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях быливозможности для появления капитализма, например в Китае, и особенно в Японии.Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можновыделить некоторые особые черты западноевропейского варианта цивилизационногоразвития, которые открывали путь для «европейского чуда». Западная Европа былапрямой наследницей греко-римского мира, мира с необычно высоким для древностиуровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированнуюсобственность, с ориентацией на активную созидательную личность. Становление капитализмабыло бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, которыйотвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойкалюдей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило государствопойти на сотрудничество с ними. Возможности давления на общество, наэкономические процессы, естественно, оставались (и использовались), новсе-таки были ограничены. Важна была и позиция церкви по отношению кэкономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины поповоду тех занятий, которые традиционно считались «нечистыми». Осуждаяростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это велок тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала «правагражданства», а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.
Глава 7. В поисках новой личности: Ренессанс и реформация
В XV-XVI вв. два явленияв культуре — Ренессанс и Реформация — произвели своего рода революцию вдуховной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явиласьобновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Темне менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностейи формировали новый взгляд на человеческую личность.
Ренессанс:победы итрагедии индивидуализма
Культура Ренессансазародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяженииXV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы.Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от«тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда.Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах:в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначаласреди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи,пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционныепредставления. Одно из важнейших достижений Возрождения — это появлениегуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374),писатель Дж. Боккаччо (1313-1375) — хотели создать прекрасную человеческуюличность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего,пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделавакцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдьне ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители былиобъектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей. Всвоей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищаетдушу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное отгреков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставлениеплоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего ввозвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Художникистали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневековогоискусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству.Рафаэль Санти (1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), МикеланджелоБуонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, вкоторой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии стребованиями античной эстетики. Человек с его земными страстями и желаниями появилсяи в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ееописания получили право на существование. Однако плотское не подавлялодуховного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал,или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччоозорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказамио безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященныхпрекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувствавозвышены до небесной гармонии. Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрожденияподчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокругсебя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты ЛоренцоБалла (1407-1457) и Л. Альберти (1404-1472) считали накопленные знания, которыепомогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление очеловеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность самаизбирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человекастала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.
Благородство — словнонекое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей,какого быпроисхождения они ни были.
Из «Книги о благородстве» ПоджоБраччолини, итальянского гуманиста, XVв.
Наступала эпохастихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся отсредневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это быловремя титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. До/>статочно вспомнить героические образы, созданныеМикеланджело, и самого их творца — поэта, художника, скульптора. Люди,подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцыбезграничных возможностей человека. Однако титанизм имел и свою обратнуюсторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась изловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или ЛоренцоМедичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, былсвязан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованныйутонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личностиэпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд икинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблемуличного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенностало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилосьв XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великогоанглийского драматурга У. Шекспира (1564-1616) человек часто изображен игероически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается сослабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающегомира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой типиндивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.
Реформация: границы индивидуализма
Родиной реформации сталаГермания. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций.С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью.Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии,Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла стаким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движениесредневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, гдевозник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформилреформационную мысль Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали «женевскимпапой». Реформация разрушала представления о незыблемой духовной властицеркви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщаютчеловека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником дляхристианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь,М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распуститьмонашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевойцеркви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в тойособой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом.Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за своипоступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформациявозвышала значение мирской жизни и деятельности. Кальвин учил, что знакБожественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности:успех или неуспех — критерий, позволяющий понять, проклятие или благодатьлежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм,предпринимательство.
Результатом Реформации… было,прежде всего, то, что в противовес католической точкезрения моральное значение мирского профессионального трудаи религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.
М. Вебер. Протестантская этика
И Реформация, и Ренессанспоставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную напреобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этомимела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, новводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях. Реформацияоказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченнойидеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви — англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиесяримско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло засобой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантскихкнязей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католикови гугенотов (кальвинистов) во Франции.
Заключение
Средние века — важнейшаяступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились истали развиваться те особые черты, которые выделили Европу среди другихцивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизациюв целом. Уже в средние века были заложены основы современной европейскойдемократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческойличности.
На исходе средневековья вЕвропе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономическихотношений — капитализм. Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немаломрачных страниц. Установление прогрессивных буржуазных отношений шло рука обруку с атавистической работорговлей. С XVI по XIX в. было обращено в рабствои вывезено с Африканского континента около 10 млн. негров. Только в XIX в. вомногих европейских странах был принят закон о запрете торговли рабами. Ростпромышленности привел к обезземеливанию и разорению крестьянства. В Европерано появились идеи гуманизма, но это не мешало инквизиции и в XVII в. сжигатьеретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую системуценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокиерелигиозные войны. Очевидно, главное достижение Европы средневековой иприближающейся к новому времени — это динамизм, мобильность, быстраяприспособляемость цивилизации к меняющимся историческим условиям, умениеиспользовать собственные достижения.
Список литературы:
1. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций, уч., Москва2001г.
2. Вайнштейн О. Л., Западноевропейскаясредневековая историография, М. — Л., 1964г.
3. Энгельс Ф., Франкский период, МарксК. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19.
4. Энгельс Ф., Происхождение семьи,частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.21.
5. Неусыхин А. И., Возникновениезависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной ЕвропеVI–VIII вв., М., 1956г.
6. Корсунский А. Р., Образованиераннефеодального государства в Западной Европе, М., 1963г.