Взаимосвязьнаучных и технических революций
Содержание
Введение
Часть 1. Практическое применение научных открытий
Часть 2. Влияние науки на развитие общества
Заключение
Список литературы
Введение
Социологический анализдеятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать,что главной функцией науки является производство и умножение достоверногознания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира.Научное объяснение в свою очередь позволяет предсказывать и контролироватьразвитие явлений в окружающей действительности. А это дает возможность человеку«господствовать над природой» и использовать знания о природном исоциальном мире для ускоренного развития общества.
Для современного человеканаука и техника являются неотделимыми, но так было не всегда. Еще древниегреки, не смотря на всю их любовь к философствованию, на ремесло смотрели, какна занятие простолюдинов, которое было не достойно звания ученого. Даже Архимедобратился к механике, только из-за осады Сиракуз. Развитие же мировых религийпривело к тому, что наука вообще была отвергнуты (многие выдающие представителирелигиозных движений считали, что наука не нужна, так как есть Библия и Коран,в которых содержатся все основные знания, необходимые людям). Признание ролинауки было положено только лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батис Кольбер,министр ЛюдовикаXIV, создал первуюАкадемию. С этого момента наука получила поддержку государства.
Современная мироваятехника родилась 150 лет тому назад в бурную эпоху революционной ломки всехоснов хозяйственной и социальной жизни, в период победоносного утверждениякапитализма в передовых западноевропейских странах. Последняя треть XVIII в.—переломная веха в истории производительных сил человеческого общества.
Научный прогресс ведет ктому, что система научных знаний становится не только обязательным условиемуспешного развития экономико-технологической сферы, но и обязательным элементомграмотности и образования любого человека. Современное общество заинтересованов том, чтобы научные знания стали достоянием каждого человека, ибо онирационализируют его отношения с окружающим миром, позволяют довольно четкосформулировать собственную мировоззренческую концепцию. По этой причинеизучение комплекса наиболее важных научных достижений, даже в самом обобщенноми доступном виде, является обязательным атрибутом социализации личности,происходящей в процессе среднего, а затем и высшего образования. Научные знанияиграют важную роль в государственном управлении общественными процессами,помогают планировать стратегию развития общества, осуществлять экспертнуюоценку различных социальных проектов.
Огромное воздействиенаучно-технических достижений на общество остро ставит вопрос об их социальныхпоследствиях, ибо далеко не все они оказываются благоприятными ипредсказуемыми. Инновационная творческая деятельность, обусловленная во многомпотребностями постоянного прогресса и социального развития, становитсяпреобладающим типом социального действия. Всякое новое изобретениерассматривается как желательное, признается в качестве социальной ценности. Этов свою очередь ставит новые задачи перед системой образования, призваннойформировать социально активную личность.
Часть1. Практическое применение научных открытий
Начать, наверное, следуетс изобретения первым человеком ручного рубила – заостренной гальки, котораяпозволила человеку рубить дерево и резать мясо.
Далее следует упомянутьогонь, позволивший не только приготовить пищу и обогреться, то и организоватьзагонную охоту (размахивая факелами люди пригоняли животных к засаде, где их иубивали).
Примерно 13 тысяч летназад был изобретен лук, позволявший охотиться на птиц и мелких животных. В этоже время была одомашнена собака.
Все это приводило красширению экологической ниши. И хотя эти открытия сыграли свою роль, но они вкоей мере не сопоставимы с открытием земледелия, которое расширилоэкологическую нишу в десятки и сотни раз и увеличению численности земледельцев.
Но земледелие породилоновые проблемы: прежде всего вопросы одежды (раньше охотники одевались взвериные шкуры). Так появился лет, а за ним и ткачество и прядение. Вопросыхранения зерна были решены с помощью изобретения керамики. Керамика же, точнеепроизводство кирпича, помогло решить вопросы жилища.
Так зарождалась наука вдревнем мире. Крупнейшим достижение Древнего Востока стало освоение плавкиметаллов. Железный наконечник плуга принес больший урожай, а появление железнойлопаты позволило рыть оросительные каналы.
С первобытных времен, втечение многих тысячелетий материальное производство совершалось при помощисистемы ручных орудий и инструментов, зависело от личного искусства рабочего,от его силы и ловкости. Применение машин имело место лишь как спорадическое явлениеи, главным образом, на второстепенных участках техники. С 70-х гг. XVIII в.целая серия великих изобретений, вызванных в Англии возросшими потребностямирынка, производит в какие-нибудь 50—60 лет грандиозный переворот в экономикеанглийского общества.
В искусстве такимпереворотом стало появление масляных красок. То есть открытие в областитехнологии изготовления привели к изменению в мире искусства. Появились такиемастера, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Но ИтальянскоеВозрождение стало эпохой возрождения не только искусства, но и науки. Так,Паоло Тосканелли, основываясь на географии Птоломея, попытался вычислить длинумеридиана Земли. Ошибка в измерениях привела к тому, что размеры Землиоказались весьма приуменьшенными, а расстояние от Испании до Индии было равно 6тысячам миль (что в два раза меньше действительного).
Однако эти расчеты попалик Христофору Колумбу, который решил достичь берегов Индии. Но его мечте было быне суждено сбыться, если бы в это время не была изобретена каравелла – судно скосым парусом и корабельным рулем. Ее характерной особенностью было то, что онамогла плыть против ветра.
Благодаря каравелле в1492 году Колумб приплыл в Америку, а в 1498 году Васко де Гама открылнастоящую дорогу в Индию. Магеллан смог отправиться в 1519 году в первоекругосветное путешествие. Таким образом, каравелла подарила испанцам дорогу вокеан, и господство на морях.
К Испании отошлибогатейшие колонии, и многие тысячи переселенцев отправились в новые земли заденьгами и славой. Через полтора века после открытия Америки Испанияпрактически опустела, а в Америки колонисты построили тысячи городов.
Как следствие открытияАмерики можно назвать агротехническую революцию: в Европе узнали новыесельскохозяйственные культуры (кукурузу и картофель). Они были значительнеепродуктивнее пшеницы, а введение их в оборот привело к увеличению производствапищи. Увеличение экологической ниши привело к росту населения (в XVIII веке население Франции увеличилось вдва раза).
На американскихплантациях стали производить сахар, кофе, хлопок, табак, которые пользовалисьпопулярностью в Европе. Однако для производства этих товаров у плантаторов нехватало рабочей силы, что привело к работорговле.
Но вернемся к науке.Одним из фундаментальный научных открытий, которое перевернуло и свой век и всепоследующие, стало изобретение книгопечатания. В 1440 году Иоганн Гуттенбергизобрел книгопечатный станок, а в 1445 году он напечатал первую Библию. И хотяидеи науки еще встречали препятствия, однако благодаря изобретению ИоганнаГуттенберга наука сделал значительный шаг вперед.
В 1543 году НиколайКоперник смог издать книгу, в которой были пересказаны идеи АристархаСамосского, в частности его идея, что Земля вращается вокруг Солнца. На основеэтой книги Иоганн Кеплер провел свое исследование и доказал, что Землявращается не по кругу, а по эллипсу. На основе идей Кеплера сделал своизнаменитые открытия Галилео Галилей.
Дальнейшее развитие идеиГалилея получили в трудах его ученика Торричелли, который открыл вакуум,атмосферное давление и первый барометр.
На основе открытиявакуума был изобретен воздушный насос (Отто Гернике и Роберт Бойль). Что вдальнейшем позволило Бойлю сформулировать свой известный закон(Бойля-Мариотта): объем, занимаемый паром, обратно пропорционален давлению.
Все это привело ксозданию в XVIII веке теоретической механике, котораябыла подтверждена открытиями законов механики и закона всемирного тяготения.Именно после этого появилась идея «прогресса». И привело кпромышленной революции, которая изменила жизнь людей: на смену традиционномуобществу пришло промышленное общество. Открытия следовали один за другим.
На месте староймануфактурной промышленности создается мощная фабричная индустрия, опирающаясяна машинную технику. В ходе этой промышленной революции происходитпреобразование и старых транспортных средств: примитивные дороги с гужевымтранспортом заменяются железными дорогами с механической паровой тягой, наморских и речных путях сообщения на смену парусно-весельному флоту приходяттеперь быстроходные пароходы, вскоре достигающие гигантских размеров.
Создание рабочих машинбыло первой фазой промышленной революции XVIII в. Для приведения машин вдействие необходимы были более мощные и совершенные двигатели, чем те, которыенаходились в распоряжении общества в период мануфактуры и которые былирассчитаны, в основном, на ручные орудия и аппараты.
Из старых двигателейнаибольшее значение имело водяное колесо, на базе которого в крупныхмануфактурах возникли мельничные механизмы — предшественники будущих машинныхагрегатов. Однако водяной двигатель был неспособен стать энергетической основойновой фабричной индустрии, так как: 1) его применение локально ограничено, т.е. возможно лишь при наличии соответствующих географических условий (реки,пруды, водопады и т. д.), тогда как фабричное производство распространяетсяповсеместно, независимо от таких природных ограничений; 2) его работапрекращается зимой во время замерзания источников водяной энергии; 3) егомощность совершенно недостаточна для приведения в действие ряда крупных рабочихмашин. Вот почему, как только в Англии возникли первые фабрики с машиннымоборудованием, сразу же встала проблема создания нового двигателя, отвечающегонуждам капиталистической индустрии.
Таким двигателем,вызванным к жизни в 70—80-х гг. XVIII в. потребностями фабричнойпромышленности, была паровая машина. Основные этапы исторического ходапромышленной революции XVIII в. следующие:
1. Переворот втекстильном производстве, заключавшийся в изобретении и внедрении втехнологический процесс рабочих машин, которые положили основу фабричнойсистеме.
2. Изобретение паровогодвигателя, ставшего «универсальным мотором» крупной капиталистическойпромышленности.
3. Переворот вметаллургии, вызванный потребностью в больших массах металла со стороны новогомашинного производства.
4. Переворот вмашиностроении, начало производства машин машинами и создание в фабричнойиндустрии адекватного ей технического базиса.
Новые заокеанские рынкисбыта и все увеличивавшийся спрос на промышленные изделия в европейских странахпредъявляли такие требования, которые английское мануфактурное производство всев меньшей и меньшей степени в состоянии было выполнить при прежнем уровнепроизводительности труда. Для английской мануфактуры такая ступень развитиянаступила в середине XVIII в.
Благодаря широкомуразмаху колониальной торговли, деятельности Ост-Индской компании, экспортурабов из Африки, расцвету плантаторского хозяйства в Америке и Азии, развитиюбанковского дела, государственного кредита, биржевых спекуляций, а также ростумануфактурного производства, — у английских предпринимателей скопляютсяогромные материальные ценности, не находящие себе пока достаточной сферыприложения. С другой стороны, происходящий в Англии в XVI—XVII—XVIII вв.процесс обезземеливания крестьян имеет своим последствием интенсивноепереселение лишенного средств существования сельского населения в города, гдеэти массы людей образуют с началом промышленного переворота кадры рабочих новойфабричной индустрии. Создание машинной техники, повышающей производительностьчеловеческого труда в десятки и сотни раз по сравнению с ручной работой,делается возможным и исторически необходимым.
Заложить основу крупнойфабричной промышленности выпало на долю другой машине. Ее творцом принятосчитать Ричарда Аркрайта (Richard Arkwright), который, однако, использовалтолько чужое изобретение и создал при его помощи машинное хлопчатобумажноепроизводство в Англии.
К числу удачноразрешенных в станке Аркрайта конструктивных вопросов следует отнести введенныйздесь способ передачи движения от ведущего колеса к веретенам. В то время как в«Дженни» Харгривса ремень маховика был накинут на промежуточныйбарабан, приводивший при помощи веретен в движение.
Вместо старого конногодвигателя на Кромфордской фабрике был установлен новый, более мощный и дешевыйдвигатель — водяное колесо, способное работать круглый год, благодаря теплымтечениям, не дававшим реке зимой в этом месте замерзнуть. С этого временимашины Аркрайта получили название ватерных станков (water frame — водянойстанок) или ватер-машин — термин, сохранившийся за такого рода машинами(непрерывного действия) до настоящего времени.
В середине 80-х гг. XVIIIв. начинается переход в хлопчатобумажном производстве от гидравлического кпаровому двигателю. Мысль об использовании механических свойств пара дляполучения полезной работы занимала не один десяток умов техников и ученых напротяжении многих столетий. Еще древнегреческий механик Герон (II в. до н. э.)сконструировал любопытный прибор — эоли-пил, в котором реакцией выходящей изтрубок струи пара производилось вращение полого шара. В XV в. знаменитыйЛеонардо да Винчи, интересовавшийся, кажется, всеми отраслями техники, оставилпроект пушки, стрелявшей ядрами, вылетавшими под давлением пара. В техническихсочинениях XVII в. «паровым машинам» начинают уделять все большее ибольшее внимание. Итальянцы де-ля-Порта и Бранка, француз Соломон де-Ко,англичанин Ворчестер дают на протяжении этого столетия последовательно списаниепаровых приборов, предназначенных, главным образом, для подъема воды вфонтанах, водонасосных станциях и т. д. Все эти попытки, однако, не имелипрактического значения. Научная история паровой машины начинается работамифранцузского физика Папена, впервые приступившего к серьезному изучениюфизических свойств пара.
Блестящий подъемхлопчатобумажной промышленности в 70х- гг. вызывал потребность в двигателе,который освободил бы производство от его географической ограниченности и был быболее мощным, чем водяное колесо. Но для того, чтобы стать таким двигателем,паровая машина должна была превратиться из простой насосной установки (какойеще продолжала в это время оставаться машина Уатта) в двигатель, способныйприводить в движение десятки и сотни рабочих станков и аппаратов. Приспособитьпаровую машину для фабричных целей — это значило, прежде всего, найти способпревращать качательное движение балансира (к концам которого были прикрепленыштанги поршня цилиндра машины и поршня рабочего насоса, откачивающего воду) вовращательное движение вала, соединяющего двигатель с рабочими машинами
Переход к машиннойтехнике в прядильном производстве имел своим результатом такое резкое повышениеколичества изготовлявшейся пряжи, что соответствие между прядением и ткачествомопять нарушилось, но уже в обратную сторону по сравнению с тем, что имело местов 30—60-х гг.: теперь ткачи, работавшие на ручных станках с самолетнымичелноками, совершенно не в состоянии были превращать в ткани всю массу пряжи,выпускавшейся прядильными фабриками. Ткачество обнаруживает резкое отставание,запасы неиспользованной пряжи растут с каждым месяцем, и к концу XVIII в. ванглийской текстильной промышленности создается прямо критическое положение.
Попытки изобрестимеханический ткацкий станок относятся еще к XVII в. Решающий шаг кпрактическому разрешению проблемы был сделан в 80-х гг. XVIII в. профессороманатомии Джефреем в Шотландии и доктором богословия Оксфордского университетаЭдмундом Картрайтом (Edmund Cartwight).
Революция в прядении, давтолчок преобразованиям в ткацкой технике, не могла не повлиять и на конечныестадии текстильного производства. В самом деле, машинное изготовление пряжи итканей не вызвало бы никакого экономического эффекта в смысле ростапромышленной продукции, если бы аппретура хлопчатобумажных материй по-прежнемувелась при помощи ручных способов. Вот почему «машинное прядение выдвинулонеобходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали необходимоймеханически-химическую революцию в белильном, ситцепечатном и красильномпроизводстве».
Возникновение фабричнойтекстильной промышленности в Англии, дав толчок усовершенствованиям в паровомдвигателе, вызвало потребность в огромных массах металла для нового машинногооборудования и тем самым стимулировало подъем английской металлургии.
Исходным моментомреволюции в металлургической технике XVIII в. является переход сначала вдоменном, а затем и в железоделательном производстве к новому виду, топлива —каменному углю. Во второй половине XVII в., в связи с обезлесением основныхметаллургических районов, в Англии начал ощущаться топливный голод, грозившийкризисом всего металлургического производства. После целого ряда попыток,предпринимавшихся в XVII в. и в начале XVIII в., железным заводчикам Дербиудается в 30-х гг. XVIII в. разрешить проблему создания нового топлива дляанглийской металлургии введением способа коксования каменного угля. Способ этот(не сразу, а через несколько десятилетий) вызывает настоящую революцию вметаллургическом производстве: полную замену древесного топлива новымминеральным топливом.
Применение кокса вызвалонеобходимость в значительном повышении силы дутья в доменных печах, без чегопроизводительность последних оказывалась в два-три раза ниже производительностистарых древесных печей. Задача была разрешена в 50-х гг. XVIII в. благодаряизобретению механиком Смитоном нового типа цилиндрических мехов, которыевследствие своих конструктивных особенностей (насосно-поршневой принцип)повышали силу дутья во много раз по сравнению со старыми деревянными клинчатымимехами. Введение цилиндрических мехов потребовало, в свою очередь, дляприведения в действие крупных воздуходувных установок применения паровогодвигателя, который в 70-х гг. начинает распространяться в металлургическомпроизводстве.
Переход к машиннойтехнике в текстильной промышленности, появление нового мощного двигателя ипереворот в металлургии чугуна и железа обусловили возникновение на развалинахремесла и мануфактуры новой фабричной индустрии. Но развитие этой последней немогло свободно осуществляться и сильно тормозилось до тех пор, пока сама машина— это характерное средство труда капиталистического производства — по-прежнемупроизводилась ручным способом. Если первые текстильные машины 70-х гг. XVIII в.делались в основном из дерева и их сравнительно нетрудно было изготовить вмануфактурной и даже в кустарной мастерской, то уже появляющиеся в 70-х гг.прокатные вальцы, токарные станки для металла, гидравлические молоты,цилиндро-сверлильные станки с их колесами, осями, шестернями, валами,обязательно должны были производиться из железа. Требовавшаяся теперь точностьизготовления деталей строго геометрической формы и необходимость удовлетворятьбыстро возраставший и становящийся массовым спрос на машины оказывалисьнесовместимыми с ремесленно-инструментальной техникой производства машинныхчастей.
Первые сдвиги вмашиностроении намечаются еще в 70-х гг. XVIII в. в связи сусовершенствованиями, внесенными английскими механиками в конструкцию пушечно-и цилиндро-сверлильных станков и превратившими эти последние в точнодействующие механические аппараты. Решающее значение здесь имели изобретенияСмитона (1769) и Вилькинсона (1775). Примерно в это же время на крупнейшиханглийских инструментальных заводах происходит все более ясно обнаруживавшаясяспециализация и диференциация отдельных станков и механизмов, приспособляемыхдля выполнения одного узкого задания. Такая система работ подготовляет почвудля перехода в скором времени к массовому производству стандартных деталейразличных машин.
Крупные достиженияфранцузской теоретической химии в предреволюционную эпоху и спрос наразнообразные химические препараты, созданный потребностями новой английскойфабричной промышленности, дали толчок развитию химической технологии во Франциив эпоху революции. Именно в эти годы трудами французских химиков была разрешенапроблема фабричного производства одного из основных химических препаратов —искусственной соды. В наиболее рациональной форме эту задачу решил в 1790 г.Николай Леблан, построивший первые фабрики искусственной соды и положивший,таким образом, начало фабричной химической промышленности.
Французским изобретателямпринадлежит также честь перевода на машинный способ и бумажного производства.Огромный спрос на бумагу в годы французской революции — годы бурнойполитической жизни и расцвета политической прессы — вызвал появление на светбумагоделательной машины, изобретенной в 1799 г. управляющим бумажноймануфактурой в г. Эссоне Николаем-Луи-Робе-ром. Однако неблагоприятнаяобстановка, в которой оказалась французская печать в последующие годывладычества Наполеона I, сделала невозможной реализацию изобретения Робера всколько-нибудь значительных размерах на почве Франции. Как и многие другиефранцузские изобретения этой эпохи, бумагоделательная машина получила широкоеприменение лишь в Англии, где в первое десятилетие XIX в. возникает ряд фабрикмашинного производства бумаги. С другой стороны, именно в годы наполеоновскихвойн (1800—1814), вследствие ожесточенной борьбы французской промышленной буржуазииза политическую и экономическую изоляцию Англии (система так называемойконтинентальной блокады, введенной Наполеоном), европейская промышленность наконтиненте начинает понемногу усваивать достижения английской машинной техникии создавать собственное фабричное производство.
История изобретения ипервых шагов паровоза и парохода относится к первым трем десятилетиям XIX в.,причем начальный этап революции в водном транспорте хронологически предшествуеттаковому же в сухопутном.
Попытки применить силупара к движению судов начались еще в XVII и в первой половине XVIII в. Однакотолько в 80—90 гг. XVIII в., в эпоху массового внедрения паровых машин Уатта впромышленное производство, эти опыты стали ставиться на практическую почву. Первыеконструкции пароходов или, вернее, паровых лодок, где машина приводила вдвижение бортовые колеса, были осуществлены англичанами Тайлором, Миллером иСаймингтоном. Первое винтовое судно было предложено американцем Фичем (1787).Работы этих изобретателей, не вызвав непосредственно революции в парусномфлоте, подготовили почву для окончательного оформления идеи парохода РобертомФультоном, начавшим свою изобретательскую деятельность во Франции, но затемперенесшим ее в США. «Клермонт» Фультона, построенный в 1807 г. в Америке,был первым в мире начавшим регулярное плавание пароходом. В Европе первыйпароход был построен английским механиком Беллем в 1811 г. («Комета»).Начало океанического плавания может быть датировано 1818 г.: в этом годуанглийский пароход «Саванна» совершил свой первый рейс из Ливерпуля вНью-Йорк.
Завоевание паровымдвигателем водного транспорта дало возможность в скором времени полностьюразрешить: 1) проблему быстрой транспортировки колоссальных грузовпромышленного сырья на огромные расстояния (ввоз в Англию индийского иамериканского хлопка, шведского леса, русского хлеба и льна и т. д.) и 2)задачу распространения во всех частях света изделий английской фабричнойпромышленности, становящейся в XIX в. настоящей «мастерской мира».
Не менее важную роль вокончательном упрочении капиталистического строя и новых форм экономической исоциальной жизни сыграла революция в сухопутном транспорте. Попытки примененияпаровой машины для движения повозок делались сначала в области безрельсовыхсредств сообщения (паровые автомобили), и только в первом десятилетии XIX в.проблема постройки рельсовых путей с движущимся по ним составом становитсяосновной задачей, поставленной капиталистическим производством передтранспортом.
Первый паровоз с гладкимиколесами и гладкими рельсами был сконструирован в 1804 г. англичаниномТревитиком. Паровоз этот не получил практического распространения, взначительной степени благодаря ошибочному представлению тогдашних механиков иконструкторов о недостаточной якобы силе сцепления между колесами и рельсами,которая должна вызвать обязательно буксование (вращение на одном месте) колес.Во избежание этого английские конструкторы паровозов, работавшие послеТревигика, стремятся создавать либо паровозы с зубчатыми колесами и соответственнозубчатые рельсы (паровоз Бленкинсона и Муррея—1811 г.), либо повозки,отталкивающиеся от рельсов при помощи рычагов и подражающие ходу животных(паровоз Брунтона —1813 г.). Однако все эти приспособления делали паровозкрайне громоздким, подверженным постоянным авариям и неспособным насколько-нибудь быстрое передвижение.
Только после того каканглийские механики Блакетт и Хедли разработали учение о трении в применении кжелезнодорожному пути и составу, первоначальная идея Тревитика о гладкихрельсах и колесах, как о наилучшем условии эксплоатации паровоза, получает,наконец, всеобщее признание. Главным образом благодаря работам Георга и РобертаСтефенсонов в период с 1814 по 1825 гг. создается практически-пригодный типпаровоза. Недостаток первых паровозов Стефенсонов (слишком большой расход параи плохое парораспределение) устраняется изобретателями в их последующихконструкциях, вследствие чего на состязаниях в г. Рейнхвиле в 1829 г., вкоторых приняли участие изобретатели различных паровозов, стефенсоновский типпаровоза («Ракета») одерживает блестящую победу и становится исходнымпунктом развития паровозостроения в XIX в.
Первая линия, положившаяначало железнодорожному строительству Англии, была построена в 1825 г. междуСтоктоном и Дарлингтоном. Через 4 года железной дорогой были соединеныважнейший фабричный центр Англии г. Манчестр и Ливерпуль — главный порт,снабжавший манчестерские хлопчатобумажные фабрики импортным сырьем (хлопком).Железнодорожное строительство в Англии становится целиком на службу нуждампромышленности.Часть2. Влияние науки на развитие общества
Для начала обратимся кистории. Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на задний план религию,заняла ведущую позицию в мировоззрении человечества. Если в прошлом выносить теили иные мировоззренческие суждения могли только иерархи церкви, то,впоследствии, эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Научное сообществодиктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являласьвысшим авторитетом и критерием истинности. На протяжении нескольких вековведущей, базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональныеобласти деятельности людей являлась наука. Именно наука была важнейшим, базовыминститутом, так как в ней формировалась и единая картина мира, и общие теории,и по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответственныепредметные области профессиональных деятельностей в общественной практике. «Центром»развития общества являлись научные знания, а производство этих знаний –основным видом производства, определяющем возможности остальных видов иматериального, и духовного производства.
Однако за последниедесятилетия роль науки (в самом широком смысле) существенно изменилась поотношению к общественной практике (также понимаемой в самом широком смысле).Триумф науки миновал. С XVIII века до середины прошлого ХХ века в наукеоткрытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая»эти открытия и реализуя их в общественном производстве – как материальном, таки духовном. Но затем этот этап резко оборвался – последним крупным научнымоткрытием было создание лазера (СССР, 1956г.). Постепенно, начиная с этогомомента, наука стала все больше «переключаться» на технологическоесовершенствование практики: понятие «научно-техническая революция»сменилось понятием «технологическая революция», а также, вслед заэтим появилось понятие «технологическая эпоха» и т.п. Основноевнимание ученых переключилось на развитие технологий. Возьмем, к примеру, стремительноеразвитие компьютерной техники и компьютерных технологий. С точки зрения «большойнауки» современный компьютер по сравнению с первыми компьютерами 40-х гг.XX в. принципиально ничего нового не содержит. Но неизмеримо уменьшились егоразмеры, увеличилось быстродействие, разрослась память, появились языкинепосредственного общения компьютера с человеком и т.д. – т.е. стремительноразвиваются технологии. Таким образом, наука как бы переключилась больше нанепосредственное обслуживание практики.
Если раньше в ходу былитеории и законы, то теперь наука все реже достигает этого уровня обобщения,концентрируя свое внимание на моделях, характеризующихся многозначностьювозможных решений проблем. Кроме того, очевидно, работающая модель полезнееотвлеченной теории.
Исторически известны дваосновных подхода к научным исследованиям. Автором первого является Г. Галилей.Целью науки, с его точки зрения, является установление порядка, лежащего воснове явлений, чтобы представлять возможности объектов, порожденных этимпорядком, и, соответственно, открывать новые явления. Это так называемая «чистаянаука», теоретическое познание.
Автором второго подходабыл Френсис Бэкон. О нем вспоминают гораздо реже, хотя сейчас возобладалаименно его точка зрения: «я работаю, чтобы заложить основы будущегопроцветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку,искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел…».Наука сегодня идет именно по этому пути – пути технологическогосовершенствования практики;
Если ранее наукапроизводила «вечное знание», а практика пользовалась «вечнымзнанием», т.е. законы, принципы, теории жили и «работали»столетия или, в худшем случае, десятилетия, то в последнее время наука взначительной мере переключилась, особенно в гуманитарных общественных итехнологических отраслях, на знание «ситуативное».
В первую очередь, этоявление связано с принципом дополнительности. Принцип дополнительности возник врезультате новых открытий в физике на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда выяснилось,что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредствомприменяемого прибора, определенные изменения. Этот принцип был впервыесформулирован Н. Бором: воспроизведение целостности явления требует примененияв познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Вфизике, в частности, это означало, что получение экспериментальных данных ободних физических величинах неизменно связано с изменением данных о другихвеличинах, дополнительных к первым. Тем самым с помощью дополнительностиустанавливалась эквивалентность между классами понятий, описывающимипротиворечивые ситуации в различных сферах познания.
Принцип дополнительностисущественно повернул весь строй науки. Если классическая наука функционировалакак цельное образование, ориентированное на получение системы знаний вокончательном и завершенном виде; на однозначное исследование событий; наисключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемыхим средств; на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютнодостоверного; то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.Важно следующее: включение субъектной деятельности исследователя в контекстнауки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность«в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятыхтеоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающимсубъектом; взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числепосредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойствобъекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом вразличных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность иравноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий,описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому,очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоят одна другой».
Так, например, внастоящее время многие социально-экономические системы исследуются посредствомпостроения математических моделей с использованием различных разделовматематики: дифференциальных уравнений, теории вероятностей, нечеткой логики,интервального анализа и др. Причем интерпретация результатов моделированияодних и тех же явлений, процессов с использованием разных математическихсредств дают хотя и близкие, но все же разные выводы.
Во-вторых, значительнаячасть научных исследований сегодня проводится в прикладных областях, вчастности, в экономике, технологиях, в образовании и т.д. и посвящаетсяразработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных,финансовых структур, образовательных учреждений, фирм и т.п. Но оптимальных вданное время и в данных конкретных условиях. Результаты таких исследованийактуальны непродолжительное время – изменятся условия и такие модели никому ужене будут нужны. Но тем не менее и такая наука необходима и такого родаисследования являются в полном смысле научными исследованиями.
Заключение
Для современного человеканаука и техника являются неотделимыми, но так было не всегда. Еще древниегреки, не смотря на всю их любовь к философствованию, на ремесло смотрели, какна занятие простолюдинов, которое было не достойно звания ученого. Даже Архимедобратился к механике, только из-за осады Сиракуз. Развитие же мировых религийпривело к тому, что наука вообще была отвергнуты (многие выдающие представителирелигиозных движений считали, что наука не нужна, так как есть Библия и Коран,в которых содержатся все основные знания, необходимые людям). Признание ролинауки было положено только лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батис Кольбер,министр ЛюдовикаXIV, создал первуюАкадемию. С этого момента наука получила поддержку государства.
С первобытных времен, втечение многих тысячелетий материальное производство совершалось при помощисистемы ручных орудий и инструментов, зависело от личного искусства рабочего,от его силы и ловкости. Применение машин имело место лишь как спорадическоеявление и, главным образом, на второстепенных участках техники. С 70-х гг.XVIII в. целая серия великих изобретений, вызванных в Англии возросшимипотребностями рынка, производит в какие-нибудь 50—60 лет грандиозный переворотв экономике английского общества.
Как следствие открытияАмерики можно назвать агротехническую революцию: в Европе узнали новыесельскохозяйственные культуры (кукурузу и картофель). Они были значительнеепродуктивнее пшеницы, а введение их в оборот привело к увеличению производствапищи и увеличению экологической ниши.
На американскихплантациях стали производить сахар, кофе, хлопок, табак, которые пользовалисьпопулярностью в Европе. Однако для производства этих товаров у плантаторов нехватало рабочей силы, что привело к работорговле.
Все это привело ксозданию в XVIII веке теоретической механике, котораябыла подтверждена открытиями законов механики и закона всемирного тяготения.Именно после этого появилась идея «прогресса». И привело кпромышленной революции, которая изменила жизнь людей: на смену традиционномуобществу пришло промышленное общество. Открытия следовали один за другим.
Благодаря широкомуразмаху колониальной торговли, деятельности Ост-Индской компании, экспортурабов из Африки, расцвету плантаторского хозяйства в Америке и Азии, развитиюбанковского дела, государственного кредита, биржевых спекуляций, а также ростумануфактурного производства, — у английских предпринимателей скопляютсяогромные материальные ценности, не находящие себе пока достаточной сферыприложения. С другой стороны, происходящий в Англии в XVI—XVII—XVIII вв.процесс обезземеливания крестьян имеет своим последствием интенсивноепереселение лишенного средств существования сельского населения в города, гдеэти массы людей образуют с началом промышленного переворота кадры рабочих новойфабричной индустрии. Создание машинной техники, повышающей производительностьчеловеческого труда в десятки и сотни раз по сравнению с ручной работой,делается возможным и исторически необходимым.
Развитие науки, в первуюочередь, естественнонаучного и технического знания обеспечило человечествуразвитие индустриальной революции, благодаря которой к середине ХХ века была, восновном, решена главная проблема, довлевшая над всем человечеством напротяжении всей истории – проблема голода. Человечество впервые за всю историюсмогло накормить себя (в основном), а также создать для себя благоприятныебытовые условия (опять же в основном). И тем самым был обусловлен переходчеловечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своегоразвития, когда появилось изобилие продовольствия, товаров, услуг, и когда, всвязи с этим, стала развиваться во всей мировой экономике острейшаяконкуренция. Поэтому за короткое время в мире стали происходить огромныедеформации – политические, экономические, общественные, культурные и т.д. И, втом числе, одним из признаков этой новой эпохи стали нестабильность, динамизмполитических, экономических, общественных, правовых, технологических и другихситуаций. Все в мире стало непрерывно и стремительно изменяться. И,следовательно, практика должна постоянно перестраиваться применительно к новыми новым условиям. И, таким образом, инновационность практики становитсяатрибутом времени.
Практика, естественно иобъективно устремилась по другому пути – практические работники стали создаватьинновационные модели социальных, экономических, технологических,образовательных и т.д. систем сами: авторские модели производств, фирм,организаций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
Таким образом, можносделать вывод, что взаимодействие науки и техники является весьма и весьманеобходимым. Однако очень трудно определить, что из них является определяющим:или развитие науки приводит к развитию техники, или техническое несовершенствооборудования требует развития науки.
Но можно сказатьабсолютно точно, что то государство, которое поставит развитие науки во главуугла, получит небывалое преимущество перед остальными странами. Так было сИспанией, которая не побоялась довериться научным расчетам и стала морскойдержавой. Так было и с Англией, которая пошла вслед за наукой и тем самымувеличила свой промышленный потенциал, что, в вою очередь, помогло ей статьлидером в мировом сообществе.
И, очевидно, процессвзаимного сближения науки и практики и является одним из характерных признаковнашего времени. Но также очевидным является и то, что наука и техника сейчасидут в одной упряжке, и куда доведет их «взаиморазвитие» — то ли кпрогрессу, то ли к регрессу – сказать невозможно. Потому что единственнымсдерживающим фактором любого недоброкачественного использования науки всегдабыла нравственность, которая сейчас ходит не только на второй план, но даже ине на третий.
Списоклитературы
1. Бродель Ф. Материальнаяцивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв, т. 2. Структурыповседневности. — М., 2002
2. Зайцев Г.Н.,Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий – М., 2008
3. Ерофеев Н.А. Промышленнаяреволюция в Англии. М., 1993
4. Лилли С. Люди,машины и история. — М., 2000
5. Манту П.Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М., 2007
6. Черняк В.З.История и философия техники – М., 2009
7. Черняк В.З.История и философия техники: пособие для аспирантов — М., 2008