ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
«Влияние Григория Распутина на судьбуРоссии»
Автор работы:
Студентка 1 курса, группы 792
Записная Татьяна Васильевна
Приняла:
Снегирёва Людмила Илларионовна
Томск — 2010
Введение
История знает немало темно-загадочных личностей, чьи имена окутаны густым мраком глубоких тайн и разноречивых домыслов. В начале, теперь уже прошлого века, когда наступила заключительная фаза российской монархии, когда политическое, государственное и моральное разложение приняло нормы трагического упадка, такой скандальной фигурой был «старец» Григорий Распутин.
В те годы «Наш друг», как его называли члены царской семьи, для многих казался каким-то мифическим существом, мессией: слухи о его «чудесах», «сатанинских глазах», «колдовских чарах» передавались в народе из уст в уста, имя его произносили шепотом; теневая сторона его жизни была мало кому известна, поскольку высочайшим повелением запрещалось распространять о нем в печати факты разоблачительного характера. Этот занавес умолчания был прорван только после смерти «старца». О нем наперебой, пытаясь как бы наверстать упущенное, стали писать статьи, книги, брошюры. Понятно, что далеко не все они представляют исторический интерес: среди них много таких, которые иначе как плодом авторского воображения не назовешь. Однако есть и другие – принадлежащие перу людей, близко знавших Григория Распутина, постоянно общавшихся с ним. Именно в этих воспоминаниях можно найти ответы на вопросы о том, каким образом «последний мужик» из далекого села Покровское Тобольской губернии совершил сказочное самопревращение в фаворита царской семьи, занял почетное место у подножия романовского трона; в чем секрет его фантастического успеха и почему все, кто так или иначе соприкасался с ним, имели о Распутине столь полярные мнения: божий человек, святой, праведник, чудотворец – для одних, авантюрист, развратник, лицемер и шарлатан – для других.
1. Биография Г.Е. Распутина
Григорий ЕфимовичРаспутин (Новых) 9 (21) января 1869(1872) — 16 (29) декабря 1916. Родился вселе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье ямщика ЕфимаРаспутина и Анны Паршуковой. Обрусевший зырянин (коми).
В молодости Распутинмного болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии.В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на Афоне вГреции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многимипредставителями духовенства, монахами, странниками.
В 1890 женился наПрасковье Дубровиной, которая родила ему троих детей: Матрену, Варвару иДимитрия.
В 1900 году отправился вновое странствие в Киев. Сравнительно долго жил на обратном пути в Казани, гдепознакомился с отцом Михаилом, имевшим отношение к Казанской духовной академии,и приехал в Петербург к ректору духовной академии епископу Сергию(Страгородскому). В 1903 году инспектор Санкт-Петербургской Академииархимандрит Феофан (Быстров) знакомится с Распутиным, представив его также иепископу Гермогену (Долганову).
В 1904 году Распутин,видимо, при содействии архимандрита Феофана, переехал в Петербург, где стяжал участи великосветского общества славу «„старца“, „юродивого“, „божьего человека“»,что «закрепляло в глазах Петербургского света позицию „святого“». Именно отецФеофан рассказал о «страннике» дочерям черногорского князя (впоследствиикороля) Николая Негоша — Милице и Анастасии. Сестры и поведали императрице оновой религиозной знаменитости. Прошло несколько лет, прежде чем он начал явновыделяться среди толпы «божьих людей».
1905 год — Распутинпоявляется в Петербурге. В городе волна стачек и забастовок. Сибирский целительбез труда зарабатывает себе авторитет в революционном хаосе. Он проповедует,исцеляет, даже предсказывает будущее. Вслед за народом к нему обращаютсяпредставители высшего общества. Постепенно слава о чудесном старце доходит и доимператорского двора.
1907 год — очереднойприступ у цесаревича. Наследник болен гемофилией (неизлечимой болезнью,характеризующейся несвертываемостью крови). Врачи объявляют себя бессильнымиспасти Алексея, и императрица в отчаянии обращается к Григорию Распутину.Старец спасает ребенка. В этот же год Распутин выпускает книгу «Житие опытногостранника». Можно много спорить о способностях Распутина, но известно одно — ондействительно мог останавливать кровь. И в моменты, когда лучшие врачи империиразводили руками, а русский народ постепенно начинали готовить к смертиединственного наследника престола, Распутин приходил на помощь и облегчалстрадания мальчика. «Наследник будет жив, покуда жив я», – заявлял он.Неудивительно, что императрица Александра Федоровна постепенно начинаетбоготворить старца и полностью подчиняется его влиянию.
Так Распутин оказываетсяприближенным к царскому двору. Он не только лечит Алексея, но и ведет активнуюсветскую жизнь, знакомится со сливками петербургского общества. Постепенночерез Марию Федоровну Распутин начинает влиять на российскую политику. Поднапором жены Николаю II приходится «продвигать» на государственные посты тех,на кого укажет сибирский целитель. Друзья Распутина получают высокие должности,которым явно не соответствуют; его дети устроены в лучшие гимназии столицы.Самому целителю его богоизбранность и вера ничуть не мешают устраивать пьяныедебоши и оргии, слава о которых идет на весь Петербург.
1915 год — апогей властиРаспутина. Идет Первая мировая. Николай II постоянно находится в Могилеве,императрица остается в Петербурге. Она очень хочет помочь мужу, но каждый свойшаг обсуждает с Распутиным. В результате все государственные назначения, всевопросы о снабжении проходят через него. Доходит до того, что по его настояниюНиколай отстраняет от командования российской армией своего родственника великогокнязя Николая Николаевича и начинает командовать сам. Этот же год –опубликована книга Григория Распутина Новых «Мои мысли и размышления».1915-1916 годы — за несколько месяцев в России меняется четырепремьер-министра, не говоря уже о менее высоких должностях. Императорский дворначинает поговаривать о фаворитизме Распутина.
Близость «ГришкиРаспутина» к императорской семье порождает множество слухов. Сплетни о том, чтоимператрица слишком уж близка и дружна с целителем, переполняют чашу терпения НиколаяII и его приближенных. Против Распутина зреет заговор.
Осень 1916 года — целитель пишет адресованное царю письмо-завещание. В нем он сообщает, чторасстанется с жизнью до 1 января 1917 года и предсказывает будущее России. Еслиубийцей станет родственник Николая, пишет Распутин, то «никто из твоих(императора) детей или родных не останется в живых… они будут убиты русскимнародом». Письмо было по всем правилам оформлено адвокатом и передано адресату.
30 (17) декабря 1916 года- князь Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы) икнязь Дмитрий Павлович (кузен императора) задумывают покушение на старца. Ониприглашают его на званый вечер, где сначала пытаются отравить – в вино иугощение подсыпан цианистый калий. Однако яд на Распутина не действует. Юсуповстреляет в него, но лишь ранит. «Добивают» целителя Пуришкевич и Романов. Телосбрасывают в прорубь.
По требованию императрицыАлександры Федоровны тело старца было поднято со дна Невы. При вскрытиивыясняется невероятное: отравленный смертельной дозой яда и изрешеченныйпулями, Распутин под водой пришел в себя и боролся за свою жизнь, пока незахлебнулся. Он был похоронен у часовни императорского дворца в Царском Селе.Расследование убийства, начатое императором, само собой сошло на нет. В 1917году, по приказу Временного правительства, тело Григория Распутина былоэксгумировано и сожжено.
2. Отношения с Царской семьей
Дата первой личнойвстречи с императором хорошо известна − 1 ноября 1905 года Николай IIзаписал в своем дневнике: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились счеловеком Божиим — Григорием из Тобольской губернии».
Определяющим в отношенииЦарской семьи к Распутину было то, что он исцелял царевича. Как известно,наследник царевич Алексей Николаевич страдал гемофилией. Эта болезнь передаласьпо материнской линии и выражалась в плохом свертывании крови. Каждый ушиб могпривести к внутреннему кровоизлиянию, каждая рана могла стать опасной дляжизни.
Естественно, как любуюмать, это мучает императрицу, она чувствует в этом свою вину и стремитсяискупить ее. Когда выяснилось, что Распутин, путем внушения, лучше справляетсяс проявлениями этой болезни, чем все доктора-специалисты — это создало длястарца Григория совершенно особое положение. Императрица видит в нем человека,от которого, в прямом смысле этого слова, зависит жизнь ее горячо любимогосына. Кроме того, для Их Величеств Распутин был живым представителем народа,воплощением крестьянства, маленьким человеком. Их поражала его манера держатьсебя, которая по отношению к другому человеку считалась бы неприличной. Егодеревенский говор, бесцеремонность, неуклюжесть — все это обращалось в егопользу. Его поведение было прямо противоположно манере придворных кругов,проникнутых единственной целью — произвести выгодное впечатление на Государя.На фоне их притворства, его искренность и простодушие поражали своейестественностью и были неоспоримы. Они не были «деланными», это объясняетсяпростыми представлениями Распутина о Царе, типичными для русского крестьянина.Для него Он — источник милости и правды. Вот что пишет об этом князь Н.Д.Жевахов: «Любовь Распутина к Царю, граничащая с обожанием, была действительнонепритворной, и в признании этого факта нет противоречий. Царь не мог непочувствовать этой любви, какую оценил вдвойне, потому что она исходила оттого, кто являлся в Его глазах не только воплощением крестьянства, но и егодуховной мощи». Он не обманывал доверие императора и постепенно «междуГосударем и Распутиным возникла связь на чисто религиозной почве: Государьвидел в нем только «старца» и, подобно многим искренне религиозным людям,боялся нарушить эту связь малейшим недоверием к Распутину, чтобы не прогневатьБога. Эта связь все больше крепла и поддерживалась столько же убеждением внесомненной преданности Распутина, сколько, впоследствии, дурными слухами о егоповедении, которым государь не верил, потому что они исходили от неверующихлюдей…».
После первой встречи сРаспутиным Государь лишь отметил, что он «производит большое впечатление».Впоследствии он придерживался мнения, что Григорий — человек «чистой веры». Темне менее, не так доверяя «старцу», как Александра Федоровна, Николай II поручает генералу В.Н. Дедюлину,коменданту дворца и его помощнику, подвергнуть Распутина пристрастному, ноучтивому допросу. По их мнению, он мужик хитрый и фальшивый; дальнейшие отчетысекретных агентов сообщают о самозванце, лжепроповеднике, показывая, кем онявляется в реальной жизни. Члены Царской фамилии также пытаются открытьГосударю глаза на происходящее. Он терпеливо внимает всему, но при этом непринимает никаких действий против Распутина. Что касается Императрицы, то онане верила толкам, все больше распространявшимся вокруг Распутина, так каксчитала их клеветой и отказывалась из-за этого лишиться человека, умевшегонесколькими словами побеждать недуг ее сына. Несмотря на дальнейшиеразоблачения, для Царской семьи (т.е. для Императора, императрицы и их детей)Распутин навсегда остался святым, и ничто не могло заставить их изменить это убеждение.
«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительноиз народа», — говорила царица, а царь считал, что Григорий – «хороший, простой,религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с нимбеседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно».Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.
Царь с царицей уважительно называли Распутина «нашдруг» или «Григорий», а Распутин их «Папой и Мамой», вкладывая в это смысл«отец и мать народа». Беседовали друге другом только на «ты».
В жизни царской семьи — по мнению Вырубовой — Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. «Они также верилиему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, и когда у них горебыло, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбойпомолиться».
Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой вГригория Распутина.
“Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божьюмилость, — пишет она, — дают человеку силу всепереносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый крест и великуюответственность” (24 сентября 1914 г.).
“Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцудороги интересы России и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должныобращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важнодля нас иметь не только его молитвы, но и советы!”(10 июня 1915 г.)
“Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб онпросветил тебя, что в нем наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что былобы с нами. Он спасает нас своими молитвами, мудрыми советами. Он — наша опора ипомощь” (10 ноября 1916 г.).
3. Влияние на политикустраныФактически, Распутин прямоговлияния на политику России не оказывал. Оно выражалось, во-первых, в пагубном,по мнению большинства современников, действии на императрицу, а через неё и наГосударя. Родзянко объясняет силу влияния Распутина его гипнотизерскимиспособностями: «Он силою своего гипнотизма внушил царице непоколебимую, ничемнепобедимую веру в себя и в то, что он избранник божий, ниспосланный дляспасения России». Во-вторых, влияние это проявлялось в письмах, где он давалсоветы или просто поддерживал Царя. Известны также его изречения ипредсказания, впоследствии подтвердившиеся: «Буду я, будет и Царь и Россия, а какменя не будет, не станет ни Царя, ни России»; 29 августа 1911г., стоя в толпе,мимо которой проезжал Столыпин, Распутин вдруг воскликнул: «Смерть пришла заним, здесь она, здесь!»; предсказал он и свою смерть: «Убьют-то меня убьют, амесяца через три — рухнет и Царский Трон».
Распутин еще на первых встречах с дядей царя Великимкнязем Николаем Николаевичем по тону разговоров, которые велись в егоокружении, понял, какой замысел он скрывает в своей душе. Дело в том, что частьДома Романовых считала Николая IIслабым царем, полагая, что укрепить положение династии может только отречениеего от престола и возведение на него Великого князя Николая Николаевича(Николая Большого). Первоначально поднимался вопрос о коронации НиколаяНиколаевича на царствование в Польше или Галиции. Распутин пишет царице,опасается, что царь пойдет на это: «Григорий ревниво любит тебя, и для негоневыносимо, чтобы Николай (Николаевич) играл какую-либо роль» (письмо от 20сентября 1914 г.). Неоднократно Распутин напоминает царю об этой опасности,усугубленной тем, что назначенный верховным главнокомандующим, НиколайНиколаевич сосредоточил в своих руках огромную власть, минуя царя, сталприглашать в свою ставку для отчета министров, требовать назначения на постыминистров своих кандидатов. В этом намерении Николая Николаевича поддерживаютне только некоторые представители Дома Романовых, но и часть высших чиновниковгосударственного аппарата и высшего духовенства. 10 сентября 1915 года царицапишет царю: «Когда в эти три постных дня читались молитвы за тебя, то передКазанским собором от синода было роздано 1000 портретов Николая Николаевича.Что это значит? Они замыслили совершенно иную игру. Наш Друг вовремя раскрыл ихкарты и спас тебя тем, что убедил прогнать Н. (Николая Николаевича) и принятьна себя командование».
Смещение Николая Николаевича с поста верховногоглавнокомандующего было неожиданным и спутало все планы заговорщиков. Реакцияминистров на его отставку (они даже написали письмо царю с просьбой изменитьсвое решение) показала, насколько велико было влияние Николая Николаевича, инасколько он был близок к цели в 1914-1915 годах.
Незадолго до своей смерти Распутин говорил царице, иэто она передавала царю в письме от 8 декабря 1916 года: «Наш Друг говорит, чтопришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, иесли наш (ты) не взял бы места Николая Николаевича, то летел бы с престолатеперь».
Распутин безоговорочно не одобряет струю, которуювносил в Дом Романовых Великий князь Николай Михайлович, известный как историк.В разговоре с царицей Распутин о нем однажды сказал так: «Не проглянуло нигдемилости Божией, ни в одной черте письма, а одно зло — как брат Милюков, как всебратья зла...», «Человек он ничтожный, добра-то он делает, а милости Божией ина делах нет, никто его не слушает, а потом убедись на нем».
Безусловно, царь прислушивался к советам Григория.Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложенияРаспутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур на постыруководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии,хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборекандидатур на посты министров и губернаторов. Во всех случаях он высказывалтолько свое мнение. Влияние его на царя было чисто духовным. А царь ждал отГригория высших духовных откровений, как бы санкций Божественной власти.
«Наш Друг желает, — писала царица супругу (25августа 1915 г.), — чтобы Орловский был назначен губернатором. Он теперьпредседатель казенной палаты в Перми. Помнишь, он поднес тебе книгу, написаннуюим про Чердынь, где похоронен один из Романовых, которого они почитают каксвятого?». И Орловский был назначен Тобольским губернатором.
Советы Распутина касались не только назначения министров.Бывало ему ночью во сне явление, и он пересказывал его царю. Так, 15 ноября1915 года царица пишет супругу: «Теперь, чтоб не забыть, я должна передать тебепоручение нашего Друга, вызванное его ночным видением. Он просит тебяприказать начать наступление возле Риги, говорит, что это необходимо, а тогерманцы там твердо засядут на всю зиму, что будет стоить много крови, и труднобудет заставить их уйти. Теперь же мы застигнем их врасплох и добьемся того,что отступят. Он говорит, что именно теперь это самое важное, и настоятельнопросит тебя, чтобы ты приказал нашим наступать. Он говорит, что мыдолжны это сделать, и просил меня немедленно тебе об этом написать”.
Кстати говоря, многие военные советы Распутина, какэто кому-то ни покажется странным, были, как правило, очень удачны. ПринятиеНиколаем IIверховногокомандования военными действиями на себя и ряд удачных операций позволилиостановить наступление немцев и стабилизировать фронт. Как справедливо отмечалУ. Черчилль, не произойди революция, победа русской армии, возглавляемой царем,была бы обеспечена.
Распутин дает царю советы и по продовольственномувопросу. Он понимает, насколько серьезно этот вопрос может быть обыгранвраждебными антирусскими силами. В феврале 1915 года царица пишет супругу:«Григорий несколько расстроен «мясным» вопросом, — купцы не хотят понизить ценына мясо, хотя правительство этого требует, и было даже нечто вроде мяснойзабастовки. Наш Друг думает, что один из министров должен был бы призвать ксебе нескольких главных купцов и объяснить им, что преступно в такое тяжелоевремя повышать цены, и устыдить их».
В октябре 1915 года вопрос с продовольствиемобострился еще сильнее. Провинция была полна различных продуктов, а в главныхгородах не хватало самого насущного. И вот Григорий начинает выдвигать идеюнеобходимости обеспечения первоочередного подвоза вагонов с мукой, маслом,сахаром. Ему ночью, рассказывал он своим поклонникам, было видение – «всё: города,железные дороги и т.д., трудно передать». Распутин предлагает, чтобы в течениетрех дней приходили исключительно вагоны с мукой, маслом и сахаром. «Это вданную минуту, — утверждал он, — более необходимо, чем снаряды или мясо».Распутин считает, что 40 человек старых солдат могут нагружать в час по одномупоезду, которые можно отправлять один за другим, но не все к одному месту — этого тоже не следует делать, а к Петрограду и Москве. Для этого надо сократитьпассажирское движение, уничтожить 4-е классы на эти дни и вместо них прицепитьвагоны с мукой и мясом из Сибири. Только так можно избегнуть продовольственныхбеспорядков.
Или однажды Григорий со своими близкими обсуждает, авпоследствии предлагает царю способ, каким образом уменьшить очереди запродовольствием в Петрограде. Осенью 1916 года, когда были сильные перебои вснабжении, Распутин предлагает, чтобы продовольствие: мука, масло, хлеб, сахар- все предварительно развешивать в лавках, и тогда каждый покупатель получал бысвою покупку гораздо быстрее, и бесконечные хвосты были бы ликвидированы. Многиепредложения Распутина были приняты царем.
Только не надо считать Николая послушнымисполнителем указов Распутина. То, что он советовался с Григорием, вовсе неозначало, что он исполнял все его советы. При решении абсолютного большинствавопросов Николай не ставил в известность ни Распутина, ни даже Императрицу. Омногих его решениях они узнавали уже из газет или других источников. В одном изписем к своей супруге Николай достаточно твердо и даже жестко говорит:
«Только прошу тебя не вмешивать нашего Друга.Ответственность несу я и поэтому желаю быть свободным в своем выборе» (10ноября 1916 г.).
Историк С.С. Ольденбург специально проследил, каквыполнялись политические советы Распутина:
1. Распутин(6.04.1915) не советует Государю ехать в Галицию до окончания войны: поездкасостоялась.
2. Распутин (17.04.1915)не советует созывать Гос. Думу: Дума созывается.
3. Распутин советует(15.11.1915) «начать наступление около Риги». Никакого наступления непроисходит.
4. Распутин (15 и29.11.1915), наоборот, убеждает созвать Гос. Думу: «Теперь все желают работать,нужно оказать им немного доверия» — созыв Думы откладывается на февраль.
5. Распутин умоляет(12.10.1916) «остановить бесполезное кровопролитие» — атаки на Ковельскомнаправлении; в этом он сходился с весьма широкими кругами, включая деятелей«блока»; на военных операциях эти «мольбы», опять-таки, не отразились никак.
6. Распутин«предлагает» в министры финансов гр. Татищева (19.12.1915), в военные министры- ген. Иванова (29.01.1916), в мин. путей сообщения — инж. Валуева(10.11.1916); Государь просто игнорирует эти «предложения». Он даже не отвечаетна них Государыне. Ген. Н.И. Иванов около того же времени увольняется сдолжности командующего юго-западным фронтом.
7. Распутин просит:не назначать Самарина (16.06.1915); не назначать Маркова (23.05.1916). Такое жеигнорирование со стороны Государя.
8. Распутинпредлагает в товарищи министра к Протопопову кн. Оболенского и «недолюбливает»Курлова; фактически назначается именно Курлов.
Как отмечает Ольденбург, все эти советы Государьотвергает молчаливо, не желая задеть чувства Государыни. Иногда у него, однако,прорывается и некоторое раздражение. «Мнения нашего Друга о людях бывают иногдаочень странными, как ты сама это знаешь» (9.11.1916).
4. Распутин и церковь
Позднейшие жизнеописатели Распутина склонны видеть вофициальных расследованиях, проводившихся церковной властью в связи сдеятельностью Распутина некий более широкий политический смысл; но следственныедокументы (дело о хлыстовстве и документы полиции) показывают, что все делаимели предметом своего расследования вполне конкретные деяния ГригорияРаспутина, посягавшие на общественную нравственность и благочестие. В 1910-хобщественное мнение усматривало в некоторых Высочайших кадровых решениях поведомству православного исповедания (то есть Святейшего Синода) влияние ипрямое участие Распутина, в особенности в устранении с Санкт-Петербургскойкафедры в 1915 году митрополита Владимира (Богоявленского) и назначении на неё«распутинца» Питирима (Окнова). Оценить достоверно реальную степень его участияв данных назначениях не представляется возможным.
Первое дело о«хлыстовстве» Распутина 1907 г.
В 1907 году Тобольскойконсисторией было заведено дело на Распутина по доносу 1903 г., которыйобвинялся в распространении лжеучения, подобного хлыстовскому (сектантскому), иобразовании общества последователей своего лжеучения. Начато дело было 6сентября 1907 года, закончено и утверждено Тобольским епископом Антонием(Каржавиным) 7 мая 1908 года. Первоначальное расследование было проведеносвященником Никодимом Глуховецким. На основе собранных «фактов» протоиерейДмитрий Смирнов, член Тобольской консистории, подготовил рапорт епископуАнтонию с приложением отзыва о рассматриваемом деле Дмитрия МихайловичаБерезкина, инспектора Тобольской духовной семинарии.
Негласный надзорполиции, Иерусалим – 1911 г.
В 1909 году полициясобиралась выслать Распутина из Петербурга, однако Распутин опередил её и самна некоторое время уехал на родину в село Покровское. В 1910 году в Петербург кРаспутину переехали его дочери, которых он устроил учиться в гимназию. Поуказанию премьер-министра Столыпина за Распутиным на несколько дней былоустановлено наружное наблюдение. В начале 1911 года епископ Феофан предложил СвятейшемуСиноду официально выразить неудовольствие императрице Александре Федоровне всвязи с поведением Распутина, а член Святейшего Синода митрополит Антоний(Вадковский) доложил Николаю II о негативном влиянии Распутина.16 декабря 1911у Распутина произошла стычка с епископом Гермогеном и иеромонахом Илиодором.Епископ Гермоген, действовавший в союзе с иеромонахом Илиодором (Труфановым),пригласил Распутина к себе на подворье, на Васильевском острове в присутствииИлиодора «обличал» его, несколько раз ударив крестом. Между ними завязалсяспор, а потом и драка. В 1911 году Распутин добровольно покинул столицу исовершил паломничество в Иерусалим. По распоряжению министра внутренних делМакарова от 23 января 1912 года за Распутиным вновь было установлено наружноенаблюдение, продолжавшееся до самой его смерти.
Второе дело о«хлыстовстве» Распутина 1912 г.
В январе 1912 г.Дума заявила о своем отношении к Распутину, а в феврале 1912 г. Николай IIприказал В.К. Саблеру возобновить дело Святейшего Синода дело о «хлыстовстве»Распутина и передать для доклада Родзянко, «и дворцовый комендант Дедюлин ипередал ему Дело Тобольской Духовной Консистории, в котором содержалось началоСледственного Производства по поводу обвинения Распутина в принадлежности кхлыстовской секте». 26 февраля 1912 г. на аудиенции Родзянко предложил царюнавсегда выгнать крестьянина. Архиепископ Антоний (Храповицкий) открыто писал,что Распутин хлыст и участвует в радениях.Новый (сменивший Евсевия (Гроздова))Тобольский епископ Алексий (Молчанов) лично взялся за это дело, изучилматериалы, затребовал сведения от причта Покровской церкви, неоднократнобеседовал с самим Распутиным. По результатам этого нового расследования былоподготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовнойконсистории, разосланное многим высокопоставленным лицам и некоторым депутатамГосударственной думы. В заключении Распутин-Новый назван «христианином,человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой». Никаких официальныхобвинений над Распутиным больше не тяготело. Но это вовсе не значило, что всеповерили в результаты нового расследования. Противники Распутина полагают, чтоепископ Алексий «помог» ему таким образом в корыстных целях: опальный епископ,сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковскойгубернии сектантского иоаннитского монастыря, пробыл на Тобольской кафедретолько до октября 1913, то есть всего полтора года, после чего был назначенЭкзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского созванием члена Святейшего Синода. В этом усматривают влияние Распутина. Однакоисследователи полагают, что возвышение епископа Алексия в 1913 году состоялосьлишь благодаря его преданности царствующему дому, которая особенно видна из егопроповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Тем более что период, вкоторый епископ Алексий был назначен Экзархом Грузии, был периодомреволюционного брожения в Грузии. Следует также отметить, что противникиРаспутина часто забывают об ином возвышении: заведший на Распутина первое делоо «хлыстовстве» епископ Тобольский Антоний (Каржавин) именно за это былперемещен в 1910 году из холодной Сибири на Тверскую кафедру и на Пасхувозведен в сан архиепископа. Но они помнят, что этот перевод состоялся именнопотому, что первое дело было отправлено в архив Синода.
5. Убийство
Убит заговорщиками (Ф.Ф. Юсупов, В.М. Пуришкевич,великий князь Дмитрий Павлович) в ночь на 17 декабря 1916 года. Распутинапытались отравить (цианистый калий был добавлен в его пирожные), и застрелить(в него было сделано 11 выстрелов). Однако он пришел в себя, выбрался изподвала и попытался перелезть высокую стену сада, но был пойман убийцами,услышавшими поднявшийся собачий лай. Они поймали Распутина, связали еговеревками по рукам и ногам, отвезли на автомобиле к заранее выбранному местунедалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом,что тело оказалось подо льдом.
6. Мнения о Распутине
Императрица отказываласьподчиняться судьбе.
Она непрестанно говорилао невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полныотчаяния, Сцена была готова для появления Распутина.
Великий князь АлександрМихайлович
Поистине, нет ничегоболее талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный,какой самобытный тип!
Распутин абсолютночестный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающийденьги нуждающимся.
Граф С.Ю. Витте
Если бы Государьпослушался Распутина и заключил тот самый Брест-Литовский мир, то в России небыло бы революции.
Зинаида Шаховская
Первая революция иследующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии,довела её до «последней черты», раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и развратцарской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью.
В.И.Ленин
Без Распутина не было быи Ленина.
А.Ф. Керенский
Он весь словновыдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется.Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень сименем Божьим на устах.
Н.А. Тэффи
Заключение
Григорий Распутинпользовался безмерным доверием и покровительством со стороны Царской четы.Нельзя сказать, что царь всегда послушно выполнял все, что говорил Распутин, новлияние его на царя было велико и по части назначений все зависело только лишьот решения «старца», а назначение министров в высших чиновников не такое уж и маловажноедело, тем более что все министры, им назначенные, были подчинены ему и никогдане проводили собственной политики.
Мы никогда не узнаем,каким образом ему удалось оказывать такое влияние на всю царскую семью, номожно сделать некие предположения об обстоятельствах, которые помогли Распутинубыстро пробиться в «верхи».
Во-первых, духовностьимператрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее нетолько личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицыРаспутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какоеособенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, скоторыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.
Во-вторых, характерИмператора, его доверие жене и религиозность.
В-третьих, церковныеавторитеты искали способ потрясти сознание верующих, испорченное западнымвлиянием. В их глазах Распутин и был тем добрым гением, способным соединитьверующих с небесами, а народ — с царем. Однако, для большинства людей Распутинне был «старцем». Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать встолице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцыживут в монастырях, уединяясь. Люди не знали, что о нем думать, так как многиеего действия были для них необъяснимы — исцеления больных, загадочныепредсказания, влияние на болезнь цесаревича.
Вот почему Петербургпоначалу занял в отношении Распутина среднюю позицию, не имея полногопредставления о нем и предпочитая относиться к нему с доверием, чтобы «несогрешить» перед Богом, чем открыто порицать. Многие просто боялись Распутина ине отрицали его влияния на окружающих, но за неимением объяснений опасалисьосуждать его.
Список литературы
1. Мановцев А. Распутин и церковь — М.:Журнал «Глаголъ» №2(48), 2000. — с.1502. ГригорийРаспутин — Сборник исторических материалов в 4-х томах, т.1-М.: Терра, 1997г.
3. Евреинов Н.Н. Тайна Распутина — Репринтное изд. - Ленинград: Былое, 1924. — с.80
4. АврехА. Я. Царизм накануне свержения. — М., 1989.
5. ПолищукВ. В., Полищук О. А. Тюмень Григория Распутина-Нового //Словцовские чтения — 2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. — Тюмень, 2006. С. 97-99.
6. http://ru.wikipedia.org– свободная энциклопедия «Википедия».