РЕФЕРАТ:
БЫТ ЕВРОПЕЙСКИХСТРАН В ЭПОХУ СРЕДЕВЕКОВЬЯ
Все средневековыежилища – от замка до самой убогой хижины – были тождественны в одном: онидолжны были скрыть, спрятать, защитить их владельца от внешних, враждебных сил.В отличие от античного (например, римского) строения, которое в определенномсмысле было “открытым” домом, жилище средневекового человека должно было нетолько дать приют, но и скрыть его обитателей от любопытных непрошенных взоров.Именно поэтому оно подобно крепости или маленькому городу, было обнесено глухойстеной или забором, имело узкие окна, закрывавшиеся ставнями. Ибо, по выражениюфранцузского историка Э.Фараля, “быть увиденным в Средневековье означалопотерять свободу”. До ХП в. городские домамало чем отличались от сельских. И в этом не было ничего удивительного:большинство городских жителей составляли выходцы из деревень, которые принеслис собой и свои строительные навыки. Конечно тип и материал (из котороговозводили дома) были разнообразны и зависели, в первую очередь, отсостоятельности владельцев, их положения в обществе, богатства, а также местныхусловий. Вплоть до конца средних веков большая часть жилищ крестьян и простыхремесленников строилась из ивняка, обмазанного глиной, бревен и плохоотесанного камня. Встречались также полуземлянки, крытые соломой. Замки,дворцы, городские дома существенно менялись за период средних веков, нодеревенское жилище, по сути дела, почти не изменилось с древности до ХХ в.Европейские феодалы (за исключением Южной Италии и с определенного времениИталии), как правило, селились вне городов. Те, кто имел возможность, возводилизамки. Первые замки возникли в 1Х-Х вв. во Франции и на первых порахпредставляли собой деревянную, а затем каменную прямоугольную в плане башню –донжон, возводившуюся чаще всего на естественном либо насыпном искусственномхолме, который окружали ров, вал и палисад. Донжон разделялся на несколькоярусов-этажей деревянными перекрытиями, нижний ярус мог быть забит балластом,жилище феодала и его семьи находилось на третьем этаже. Постепенностроительство замков усложнилось. Их начали возводить из камня, палисад смениластена, укрепленная угловыми башнями с зубцами и бойницами. Далее находилсясухой или наполненный водой ров, через который был перекинут подъемный мост.ВХП-ХШ вв. почти все европейские замки превратились в своего рода неприступныекрепости и усложнились не только как фортификационное сооружение, но и сталивключать, помимо донжона, целый ряд других построек, как-то: дом, замковуюкапеллу, дома ремесленников, тюрьму, колодец, “банальную” печь, всевозможныехозяйственные постройки. Такой замок очень напоминал эмбрион будущего города.
Дома в периодСредневековья строились из разных материалов. Преобладание деревянного иликаменного строительства в том или ином регионе зависело прежде всего от местныхтрадиций и природно-географических условий. В Средиземноморье, где леса былидостаточно рано уничтожены, кирпич и камень (а также гранитные блоки) служилистроительным материалом чаще, чем на севере Европы, в Скандинавии, Англии,лесистых районах Франции и Германии. К северу от Луары во Франции, а такжеГермании и Англии дома первоначально были бревенчатыми. И лишь с Х1 в. их стализаменять жилища на каменном цоколе, на котором возвышались 2-3 этажа.Деревянные каркасы этих этажей заполнялись глиной с рубленой соломой, камнем. Стечением времени (примерно с Х1У в.) в городах получило распространениекаменное строительство; стали воздвигать жилища из камня и кирпича, что,безусловно, означало определенный прогресс средневекового строительства (Хотяследует признать, что к северу от Луары каменные дома горожан в Х1У в. были ещередкостью. И, как говорят исторические источники, в массе своей городскиепостройки были весьма невзрачны. Множество небольших городков до концаСредневековья продолжали оставаться деревянными). Вначале из камня строилицеркви, затем стали возводить дома знати и отдельные муниципальные здания, атакже жилища тех ремесленников, которые в своем производстве использовали печьи горн (например, пекарей, кузнецов, аптекарей). Уже в ХУв. во Флоренции домаиз камня возобладали над деревянными. В это же время начал «одеваться камнем»Париж. В Лондоне кирпич стал употребляться в строительстве лишь в ХУ1 в. приЕлизавете, но окончательно утвердился только после пожара 1666 г., уничтожившего третью часть города. До этого (в своем большинстве) городские и сельскиепостройки Англии возводились с использованием деревянного каркаса с глинянымнаполнением. Впрочем, несмотря на успехи строительной техники, кварталыбедняков как и раньше строились из ивняка, глины и плохого дерева.
Из кровельныхматериалов наиболее употребительными были солома и тёс. Черепичные крыши (игонт) появились только в позднее Средневековье, хотя и в это время не былонедостатка в крышах, покрытых соломой (особенно в деревнях) и дранкой, которыепредставляли собой серьезную опасность из-за легкой воспламеняемости. Посвидетельству источников (хроник и др. средневековых документов), магистратыряда европейских городов во избежание пожаров обещали денежную помощь икомпенсировали часть расходов тем горожанам, которые заменяли крышу своего домас соломенной на черепичную. Опять-таки погорельцам оказывалась помощь лишь втех случаях, когда их дома были покрыты черепичной, а не соломеной крышей. Нотем не менее крыши из черепицы (а также шифера) были очень дорогим удовольствием(не говоря уж о том, что они были слишком тяжелы для деревянного каркаса жилыхстроений) и даже на исходе Средневековья оставались редкостью. В силудороговизны черепичные крыши были символом состоятельности владельца. Впрочем,дороговизна и престижностьчерепичных (а также шиферных) крыш толкали жителей средневековых городов навсевозможные подделки и имитации. Например, дранку и солому окрашивали вкрасный цвет. На одной из миниатюр ХУ в. средневековая Вена выглядела каксплошное «море» красных крыш, оказавшихся при ближайшем рассмотрении, какотмечает итальянский гуманист Сильвио Пикколомини, соломенными.
В Средиземноморьепреобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп – с островерхими. Но итам, и здесь средневековый дом выходил на улицу торцом, имевшим более двух—трехокон и не имел нумерации; ее заменяли отличительные знаки: барельефы нарелигиозные сюжеты и скульптурные портреты владельцев (являвшиеся, кстати,своеобразным украшением фасада). Двери средневековых домов были окованы железом,окна нередко зарешечивались и закрывались плотными ставнями.
Земля в городской чертестоила очень дорого. Поэтому в средневековых городах (в отличие от античных)дом рос вверх и обычно состоял из нескольких этажей. Впрочем, городские домаразрастались вверх не только за счет этажности, но и за счет антресолей,консолей, мезонинов, чердаков. Комнаты и комнатушки лепились друг к другу вбеспорядке; этажи образовывали выступы, так называемыеэркеры или «фонари», нависавшие над улицей. Под лестницей возникали каморки,под крышей – чердаки, и в выемках (например, первого этажа) – чуланы. Крометого, дом разрастался вниз — за счет полуподвалов, подвалов; и вглубь — за счетзадних помещений и пристроек.
Комнаты даже одногоэтажа могли находиться на разных уровнях и соединяться между собой узкимилесенками, ступеньками, извилистыми коридорчиками. Дом рядового горожанина –ремесленника или купца – (помимо жилых помещений) включал в себя мастерскую илилавку. Он был местом, где работали. Тут же жили ученики, подмастерья, слуги.Таким образом, трудовая деятельность, и рабочее время еще не вычленились издомашнего, бытового времени и пространства. Мастерская или лавка размещалась,как правило, в нижнем этаже городского дома, здесь же хранилось сырье иинструменты. Если дом использовали как лавку, оконные ставни раздвигались нашарнирах: нижняя часть опускалась и служила прилавком; верхняя – поднималась ивыполняла роль навеса.
Поработав в мастерскойна первом этаже, хозяин мог подняться отдохнуть в жилое помещение на второмэтаже. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердакислужили складами. Кухни (если они были) обычно располагались на первом или вполуподвальном этаже. Во многих семьях они одновременно служили и столовой.Только в замках и монастырях пищу приготавливали в особом помещении. Внутрисредневекового жилища (будь то замок знатного феодала, или дом простогогорожанина) было сумрачно и не очень просторно, как могло показаться снаружи.Жилище, помимо столовой, состояло из нескольких комнат и спальни (даже укоролей, кроме залов, была всего одна общая спальня.Кстати,само по себе это новое явление, присущее лишь Средневековью: в средневековомдоме не было обособленной женской половины (гинекея), как в доме античном).Главным были не роскошные покои, а надежные стены. В домах простонародья(особенно деревенских) спальня не отделялась от столовой-кухни. Такой домсостоял, как правило, из одного жилого помещения (служившего одновременногорницей, спальней, кухни),к которому примыкали сарай, стойло для скота, закрома. Помещения для скота ихозяйственных нужд располагались под одной крышей с жилым (например, во многихрайонах Италии и Франции, Северной Германии) или обособлено от него (например,в Южной Германии, Австрии). При всем многообразии региональных вариантовдеревенские дома были в целом грубее и проще, архаичнее и консервативнеегородских.
Полы нижнего этажарядового средневекового дома были земляными. Его покрывали в зависимости отвремени года сеном (зимой) или свежей душистой травой (летом). Врачиподдерживали этот обычай. На верхних (втором и последующих) этажах полы былидеревянными. Такой пол не только защищал от холода, но и давал “приют”бесчисленным насекомым. Паркет появился только в Х1У в., но был большойредкостью вплоть до ХУШ в. даже во дворцах. Со временем в состоятельных домахсреднего и высокого достатка полы нижнего этажа стали покрывать каменными икерамическими плитками.
Комнаты украшалиськоврами. Их, как правило, вешали на стены, настилали на сиденья, но долгоевремя не клали на пол. Лишь в ХУ в. в городах Италии коврами (местногопроизводства или же привозившимися в большом количестве генуэзскими ивенецианскими купцами из стран Востока (Леванта) стали застилать и полы.
В период позднегоСредневековья особое внимание стали уделять стенам частного жилища. Их началирасписывать в подражание античным образцам. В моде были и раскрашенные двери. ВХУ в. появились обойные ткани. Они изготавливались из бархата, шелка, атласа,камчатой ткани, а также парчи и тисненой кожи, иногда позолоченной. В том же ХУв. из Фландрии распространилась мода на гобелены. Сюжетами для этих изделийслужили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события.Большойпопулярностью пользовались также тканевые шпалеры, так называемые мильфлеры, наярком фоне которых, усыпанном цветами, изображались сцены из жизни крестьян исеньоров. Однако подобную роскошь могли позволить себе очень немногие. Крометого, в Средневековье появились обои из грубой рубчатой ткани, но настоящей“революцией” в этой области стало появление в ХУ в. бумажных обоев.
Интерьер средневековогодома существенно дополняла мебель, которая, как правило, отличаласьмассивностью и тяжеловесностью. Делали ее, главным образом, из дуба и ореха, и снаружичасто обивали железом, от чего она казалась еще массивнее. Основным по важностипредметом обстановки была кровать. В спальне богатого дома она имелавнушительные размеры и была приблизительно 4 м шириной. На фамильной кровати могла разместится вся семья. Огромные размеры кровати были не только выражениемблагополучия, но и служили целям гостеприимства: оставшегося на ночлег важногои приятного для семьи гостя хозяева могли положить с собой в одну постель.Кровати были высокими и размещались на возвышении, куда вели 1-2 ступеньки;часто имели украшенное скульптурой, резьбой или живописью изголовье. Сверхукровать закрывал балдахин, опиравшийся на колонки; кроме того, кровать моглаиметь задергивающиеся занавески. В складках балдахинов, предназначенныхдля того, чтобы защищать спящих от домашних насекомых, скапливались полчищаклопов и блох, мешая сну и угрожая здоровью. На кровать обычно стелили тюфяк,набитый соломой и сеном; поверх которого клали матрас из шерсти и хлопчатойбумаги. Состоятельные горожане накрывались суконными одеялами, отделаннымимехом, под которые в свою очередь подкладывали еще перину набитую ватой ипухом. Из ваты и пуха делали и подушки. Кровать застилалась вышитым суконнымпокрывалом; в позднее Средневековьев ходу были цветные шелковые одеяла, которые набивались шерстью ипростегивались. Белье в богатом доме было из белого полотна, в менеесостоятельных пользовались цветным.
Впрочем, не только вовремена Средневековья, но и во времена Возрождения постельное белье использовалоськрайне редко. В самых бедных городских и деревенских домах спали прямо на полуили на нарах. Слуги довольствовались охапкой соломы. Вторым после кроватипредметом обстановки был сундук. Во времена Средневековья сундук былуниверсальной мебелью. Он мог одновременно служить кроватью и мебелью длясиденья, даже дорожным чемоданом во время длительных и частых поездок королей изнатных сеньоров. В сундуках везли значительную часть имущества, о чемсвидетельствуют ручки на сундуках.
Первые раннесредневековыесундуки выдалбливались из стволов деревьев, а позднее их стали составлять изнеобработанных толстых досок, с крышкой в виде двускатной крыши. Вообще жеформа сундуков берет свое начало с античных саркофагов, а их конструкция сходнас конструкцией античных сундуков. На юге сундуки изготавливались из ели; насевере (в Англии, Германии, странах Скандинавии) – чаще из дуба. Со временемпоявилось много разновидностей сундуков. Одной из них был тяжелый кованыйсундук, который использовался для хранения денег и драгоценностей. В церквахиспользовались сундуки-скамьи и высокие сундуки с короткими ножками и дверками(переходная форма к шкафу). Первые шкафы в принципе были не чем иным, какповернутыми на бок коваными сундуками. В готический период во Франции, Германии,Англии в домах знати и простых горожан появился сундук-скамья. В Италии получилраспространение сундук-кассоне, который одновременно служил для хранения вещейи в качестве сиденья. Традиционноон оставался принадлежностью приданого невесты и размещался в супружескойспальне. В ХУ в. в Италии появились кассоне меньших размеров – кассета, а такжесундучки для хранения шкатулок, кошельков, парфюмерии. Из сундуков развился неодин новый тип мебели. Например, сформировался предмет мебели, напоминающий современныйдиван: ларь со спинками и подлокотниками. Сундуки богато украшались росписью,рельефами, обивались серебром. Мастера изощрялись в изготовлении всевозможныхметаллических скреп, ключей, замков (в том числе потайных). Шкаф для одежды ещене изобрели. Вместо них использовались сундуки, выдвижные ящики под высокойкроватью или вешалки. Но в ХУ в. появились шкафы для посуды (буфет, креденцаили дрессуар) и секретеры. Первые развились из поставца, на котором хозяевахранили самую ценную в доме посуду и выставляли ее на обозрение гостям во времяпраздничных трапез. Традиционный стол в Средневековье представлял собойположенные на прочные козлы тяжелые съемные доски. Столы, за которыми ели,после трапез разбирались и составлялись там и тогда, когда нужно было поесть.На средневековых рисунках стол всегда накрыт низко свисающей белой скатертью,поэтому нам трудно судить о его форме. Но в период готики появились новые разновидностистолов. Самым характерным был стол с торцовыми стенками, с сильно выступающейстолешницей на двух торцовых опорах с глубоким выдвижным ящиком. Из этого типастола образовалась ранняя форма письменного стола с поднимающейся столешницей,под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков. Такимиписьменными столами пользовались торговцы и банкиры в своих конторах.
В период позднегоСредневековья были широко распространены прямоугольные столы на х-образныхперекладинах либо на четырех ножках. Самой популярной мебелью для сиденья вразличных слоях общества на протяжении всего Средневековья были лавки илискамьи, а также сундуки. Зачастую только главамзнатных семей полагался отдельный стул. Еговысокая конструкция и высота спинки отражали степень знатности владельца. Современем появились и стулья на х-образныхперекладинах или четырех ножках, но скамья все же была важнее, чем стул.Средневековая мебель редко переставлялась с места на место и расставляласьобычно вдоль стен. Ее часто камуфлировали тканями. В целом, даже всостоятельном доме мебели было немного. И на протяжении долгого времени онаизготавливалась одним мастером-плотником, который строил дом и выполнялотделочные работы. Лишь со временем от плотницкого дела окончательно отделилосьстолярное (ранее всего в Италии), стало развиваться ремесло краснодеревщика.Появилась техника фанеровки, которая позволила использовать более дешевые иболее легкие сорта дерева, которые снаружи покрывались тонкими досками хорошихпород. Севернее Альп фанеровка появилась в ХШ в. (хотя на юге Европы она былаизвестна еще в римский период). К концу Средневековья выросло число предметовмебели и появились прототипы всех основных современных предметов мебели. Онастала украшаться скульптурой, резьбой, живописью, различной облицовкой. Всостоятельных домах мебель делалась из дорогих и даже редких сортов дерева:черного дерева, привозимого из Индии, ясеня, ореха и др.С конца ХУ в. в частныхитальянских домах стали появлятьсястеллажи и этажерки для книг, а в кабинетах кресла и складные стулья, такназываемые «стулья Савонаролы».
С течением времениинтерьер менялся не только за счет мебели и украшения стен и полов коврами,гобеленами, картинами, росписью, обоями, но и за счет всевозможных полезных ибесполезных предметов, призванных украсить и сделать более удобной домашнююжизнь, например, часов, подсвечников, канделябров,декоративныхваз, зеркал и т.д. Обстановка крестьянского дома при этом оставалась крайнескудной и удовлетворяла лишь элементарным потребностям. Мебель была оченьгрубой и тяжелой, изготовлялась плотницкими инструментами, обычно хозяиномдома. Материалом служили необработанные доски, чаще – толстые бруски, а иногда– цельное выдолбленное дерево (например, для изготовления сундуков).Крестьянскую мебель иногда расписывали либо украшали резьбой.
Помимо деревянноймебели изготавливалась мебель и из ивняка: плетеные колыбели, корзины, клети.
С ХУ в. средневековыйдом перестает быть логовом, крепостью. На смену однообразию, примитивности,простоте интерьера приходит изобретательность и комфорт. В период позднегоСредневековья городские дома самых состоятельных и именитых горожан, а такжечастные дворцы стали отличаться просторными и многочисленными помещениями.Примером могут служить палаццо ХУ в. семейств Медичи, Строцци, Питти воФлоренции. Их дома делились на парадную, рассчитанную на визиты, открытую дляпостороннего взора часть, и более интимную – для семьи, слуг.Пышныйвестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами,экзотическими растениями. Этажом вышерасполагались женские и детские спальни, гардеробные, лоджии для хозяйственныхнадобностей и отдыха, кладовые. Комнаты, однако, соединялись друг с другом иуединиться было весьма трудно. Вся жизнь такого шумного, многолюдного домапроходила в больших комнатах, бывших одновременно гостиными и спальнями. Но каки прежде, дворцам, подобно домам скромных обывателей, недоставалорасчлененности пространства, что отражало не только состояние строительногоискусства, но и определенную жизненную концепцию. В этой связи уместноупомянуть, что жизнь палаццо не скрывалась и от глаз сограждан. Семейныепраздники приобретали здесь общественную значимость и выплескивались за пределысемьи и дома.
Серьезной проблемойсредневекового интерьера являлось освещение. Оконные проемы часто оставалисьоткрытыми (особенно на юге) и небольшими, поскольку долгое время не была решенапроблема, чем их покрывать. Стекла были редкостью и использовались в основном вцерквах. Дабы защитить дом от холода и ветра, окна в частных жилищахзатягивались промасленной тканью, бумагой, слюдой и пергаменом, кроме того, онипросто зарешечивались и закрывались деревянными ставнями. Летом в таком домебыло более или менее светло, но зимой света не хватало. Со временем от церквипозаимствовали одноцветное стекло (впрочем, не отличавшееся совершенством).Толстые, непрозрачные, неровные, неправильные по форме и маленькие по размерукуски стекла заключались в толстую, тяжелую свинцовую оправу и так крепились кнеподвижной раме. Стоили такие окна очень дорого и все же полностью не решалипроблему освещения, хотя, конечно, с ними в дом пришло значительно большесвета. Источниками искусственно освещения служили открытый очаг, факелы,масляные светильники (лампы), лучина, восковые и сальные (сильно коптившие) свечи.В состоятельных домах в ходу были масляные лампы из глины, стекла и металла,которые подвешивались на стенах. Но от этих светильников всюду садилась сажа истоял смрад, стены помещений и мебель покрывались копотью. Поэтому те, кто имелвозможность, старался покупать свечи. Особенно ценились восковые (самыедорогие) свечи. Ими пользовались сеньоры и церковники.
Основным типомотопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный подальше отстен. Кухонные печи появляются только в ХУ в. Кроме того, тепло дому давали,появившиеся в период позднего Средневековья, жаровни и камины. Однако последниебыли доступны далеко не каждому и даже в очень богатых домах Англии и Францииони имелись лишь в немногих помещениях. Позднее камины превратились в настоящиепроизведения искусства, были богато украшены скульптурой, барельефами, фрескамии являлись своеобразными центрами интерьера. Нотехнически они оставляли желать лучшего: дымоход был устроен так, что из-засильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать,устанавливая посреди комнаты жаровни. ВИспании, например, они заменяли и камин. С середины ХУ в. в Германии начинаютиграть всё большую роль кафельные печи, особенно широко распространившиеся сХУ1 в. и преимущественно к северу от Альп. Они делались из кирпича, камня,глины и (иногда) облицовывались фаянсовыми плитами. Перед такой печкой иливокруг нее устраивали лежанку или лавку, на которой спали. Тем не менее тепла вдомах всё равно недоставало. Нередко обогревалась только одна спальня иобитатели дома ходили тепло одетыми.
Водопровод иканализация в домах отсутствовали. Снабжениеводой было самым простым, примитивным. Как правило, во дворе дома вырываликолодец. На Юге (в частности, в Италии) в специальные цистерны (они размещалисьна чердаках) собирали дождевую воду. Кроме того, за водой в городах ходили кгородским фонтанам. До конца ХУ в. неотъемлемой принадлежностью спален быликувшины и тазы для умывания. По утрам (вместо умывания даже в высших слояхобщества) было принято обтирать лицо и руки мокрым полотенцем. Ванных комнат небыло (они появились лишь в ХУ1 в.). Общественными банями западное Средневековьевплоть до ХШ в. практически не пользовалось: в иерархии христианских ценностейтело имело крайне низкую оценку; церковь призывала к смирению плоти и в уходеза телом видела роскошь и признак изнеженности. Считалось, что крещение раз инавсегда должно “отмыть” христианина в прямом и переносном смысле слова,поэтому культура бани не поощрялась. И лишь с ХШ в. общественные бани,наконец-таки, широко распространились в Европе, и далее вплоть до конца ХУ-начала ХУ1 вв. (до появления в Европе сифилиса, принявшего в ХУ1 в. характерэпидемического заболевания) посещались весьма охотно и мужчинами, и женщинами,которые, как правило, мылись вместе. Вдомашних условиях на кухне полоскались в кадках, ушатах, лоханях, тазах и, какни странно, в основном после еды. Первый туалет со сливом воды был изобретен вАнглии только в конце ХУ1 в., но даже в королевских дворцах подобное новшествоне было правилом .
Литература
1. БессмертныйЮ.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991;
2. БродельФ. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ-ХУП вв. Т.1. Структурыповседневности. М.,1988;
3. ВейсГ.Историяцивилизации. В 3 т. Т.2. “Темные века” и Средневековье 1У-Х1У вв. М., 1998;
4. Виоле-ле-ДюкЭ.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб.,1997;
5. Городв средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. Феномен средневековогоурбанизма. М., 1999;
6. ГуревичА.Я. Многозначная повседневность средневекового человека // Искусство кино.1990. № 6. С.109-112;
7. ГюлльманнК.Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб.,1839;
8. КесД. Стили мебели. Будапешт, 1981;
9. ФедосикВ.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. Мн., 1999;
10. Средневковыйбыт / Сб.статей под ред. О.А. Добиаш-Р/>ождественской. Л., 1925;
11. ЯстребицкаяА.Л. Западная Европа Х1-ХШ вв. М., 1978;