СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Предпосылки промышленного переворота вГермании
2. Особенности промышленного переворота вГермании
3. Влияние промышленного переворота на дальнейшееразвитие германской экономики
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изученияданной темы, на наш взгляд, обусловлена спецификой промышленного переворота вГермании.
Германия, Россия и Япониявступили на путь индустриализации позже Англии. Общей причиной этого являлсядлительное время сохранявшийся феодальный режим, обусловивший экономическуюотсталость. Его разрушение происходило постепенно, путем реформ, проводившихсягосударством. Правительства этих стран пытались преодолеть экономическуюотсталость, взяв на себя функции, которые в Англии, Франции, США выполнялабуржуазия [4, с. 89].
Первой из так называемыхстран «второго эшелона» по пути реформ пошла Германия, в значительной степенипод воздействием внешнего фактора [4, с. 89].
Предмет исследования –исторический процесс прохождения Германией стадии промышленного переворота.
Объект исследования –исторические особенности промышленного переворота в Германии.
Исходя из всеговышесказанного, целью написания данной работы является необходимостьохарактеризовать процесс промышленного переворота в Германии.
Достижение данной цели предполагаетрешение ряда следующих актуальных задач:
1. Охарактеризоватьпредпосылки промышленного переворота в Германии.
2. Выделить особенностигерманского промышленного переворота.
3.Определить степеньвлияния промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики.
В процессе написанияданной работы нами были использованы следующие методы:
1. Анализ источников и используемойлитературы.
2. Сравнительный метод.
Данная работа быланаписана с использованием учебной и монографической литературы.
1. ПРЕДПОСЫЛКИПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ГЕРМАНИИ
Внутренние предпосылкипромышленного переворота в Германии формировались в течение длительного периодапервоначального накопления капитала в условиях господства феодального режима напротяжении XVI–XVII веков.
Решающим фактором, помнению О.Д. Кузнецовой и И.Н. Шапкина, ускорившим формирование предпосылокпромышленного переворота в Германии, явилось завоевание французской армиейнемецких земель и установление протектората Наполеона на территориях, вошедшихв Рейнский союз [4, с. 81]. В этих областях были проведены радикальныеантифеодальные реформы в экономике, административной и судебной сферах [4, с.81].
В Пруссии, возглавившейнационально-освободительную борьбу немецких государств против наполеоновскогозавоевания, также встала необходимость проведения реформ в хозяйственной иобщественной жизни. При проведении реформ правительство преследовалополитические цели – привлечение народных масс, в основном крестьянства, на своюсторону.
Самой острой в этотпериод была проблема освобождения крестьян, поэтому наибольшее значение впреобразованиях имела аграрная реформа [6, с. 42].
В областях, включенных всостав Французской империи и Рейнского союза, было введено французскоегражданское право, отменялось крепостное право, сеньориальные платежи иповинности подлежали выкупу.
Наиболее радикальныепреобразования были осуществлены в Баварии, где принятые в 1808 году законыотменили крепостное право и привилегии дворян на занятие высших должностей исбор налогов. В большинстве государств Рейнского союза крестьянские повинностифеодального характера заменялись денежным оброком. В целом аграрныепреобразования осуществлялись медленно, непоследовательно, носили компромиссныйхарактер. Законодательство, уточнявшее порядок выкупа повинностей, появилосьтолько в 30-е годы XIX века [6, с. 43].
В Пруссии аграрныереформы были начаты в 1807 г. правительством барона Штейна и завершились послереволюции 1848 г. Эдикт от 9 октября 1807 г. уничтожил личную зависимостькрестьян от помещиков, но сохранил прочие повинности для всех категорийкрестьян. Эдикт решил вопрос, имевший важнейшее значение для создания условийформирования рынка земли. Теперь разрешался свободный переход земли от одноголица к другому, уничтожались различия между землями, принадлежавшими дворянам ипредставителям других сословий.
Следующим шагом реформыстал Указ от 14 сентября 1811 г. о регулировании земельно-тягловых отношенийкрестьян и помещиков, прекращении арендного землепользования и закреплении правасобственности на землю за крестьянами, о ликвидации барщины и оброчныхплатежей. Практическая реализация намеченных в указе мероприятий началась в1816 г. Однако уже в 1820 г. был принят новый указ, закрепивший правособственности на землю только за зажиточными (лошадными) крестьянами, причем заэто право они должны были либо заплатить выкуп, равнявшийся 25-кратной годовойренте, либо уступить помещику от 1/3 до 1/2 своего земельного участка [4, с.82].
Все малоимущие крестьянене получали земли, превратившись в батраков. После революции 1848 г.правительство пошло на определенные уступки крестьянам, не забывая и особлюдении интересов помещиков. По закону 1850 г. крестьянин становилсясобственником участка земли, который он обрабатывал. Однако барщина и другиеповинности сохранялись в полном объеме и подлежали выкупу. Повинности и платежив пользу помещика оценивались очень высоко и переводились в денежную ренту,которую крестьяне обязаны были платить ежегодно. Рента, согласно закону, должнабыла быть обязательно выкуплена в течение нескольких десятков лет.
Посредником междупомещиком и крестьянином стал специально учрежденный Рентный банк, имевшийотделения в каждом округе. Банк выдавал помещику 4%-ные свидетельства на суммукапитализированной ренты из расчета 5% годовых [4, с. 83].
Помещик имел правоежегодно предъявить к оплате в любой частный банк соответствующий купон. Скрестьянина же банк взыскивал ежемесячно 1/12, часть годовой ренты, которую ондолжен был платить 41 год и 1 месяц, если годовая рента была капитализированаиз расчета 4% годовых, и 56 лет и 1 месяц, если рента была капитализирована израсчета 5% годовых. Ежемесячные взносы собирались сборщиком податей как уплата,приравненная по своему значению к государственному налогу. Крестьянин мог сразууплатить всю сумму долга деньгами или частью земли. Таким образом, текрестьяне, у которых помещик еще не успел забрать всю землю путем сгона сземли, закабалялись рентными платежами [4, с. 83].
В районах Германии, гдедействовало французское гражданское право, в результате аграрных преобразованийбольшинство крепостных превратилось в крестьян-собственников.
Несмотря на компромиссныйхарактер, аграрные антифеодальные реформы, проводившиеся в Германии в первойполовине XIX в., сыграли значительную роль в формировании капиталистическихотношений [4, с. 84]. Освобождение крестьян от крепостной зависимости создавалоусловия для организации рынка рабочей силы; лишение дворянства монополии наземлю открывало возможность ее свободной купли-продажи; средства, полученныепомещиками (и частично государством) от выкупных операций, стали важнейшимисточником накопления, способствовали формированию рынка капиталов; реформысоздавали условия для развития предпринимательства в аграрном секторе экономики– помещики становились крупными предпринимателями не только всельскохозяйственном производстве, но и в сфере переработкисельскохозяйственного сырья; из среды крестьян стал выделяться класскапиталистических фермеров (гроссбауэров), появился слой посредников, обслуживающийусложнившиеся нужды сельскохозяйственного производства.
Необходимой предпосылкойпромышленного переворота являлись реформы в промышленности и торговле,поскольку их реализация создавала определенные условия для свободыпредпринимательства в этих отраслях экономики.
До середины XIX в. вбольшинстве немецких земель сохранялась цеховая ремесленная система.Официальная отмена цеховых привилегий и цехового права сдерживаласьгосударством, стремившимся взять в свои руки регулирование промышленногопроизводства, наладить контроль за деятельностью предприятий. Например, вгорной промышленности государственные чиновники не только выдавали разрешениена производство работ, но и определяли уровень технического оснащенияпроизводства, объем добычи, цены, сбыт, отношения с рабочими [2, с. 65].
На германскихтерриториях, находившихся под протекторатом Наполеона, свободапредпринимательской деятельности была установлена в 1808–1810 годах.
В Пруссии в 1806 г. былисделаны только первые шаги в этом направлении, выразившиеся в отмене цеховыхзапретов в ряде отраслей. В 1808 г. в «Деловой инструкции» были обнародованыосновные принципы будущей реформы в промышленности: охрана и рост народногоблагосостояния возможны только при свободе промышленной деятельности, как в добычеи переработке сырья, так и в его распределении и сбыте.
В 1810 г. в Пруссии былпринят указ, законодательно установивший принципы свободы предпринимательства:право на промышленную деятельность получал любой желающий, заплатившийпромысловый налог. Выдача промыслового свидетельства была беспрепятственной длявсех, за исключением лиц, которым подобная деятельность была запрещена судом.Цехи оставались в качестве свободных союзов. Правовые различия между городом идеревней в области промышленности были уничтожены [4, с. 85].
В 1815 г., после Венскогоконгресса, Пруссия уступила часть своей территории другим государствам, но в еесостав вошли новые провинции. Промышленное законодательство потеряло своюоднородность: на Рейне действовало французское хозяйственное право, в Саксониисохранялся цеховой строй. Новый закон о промысловом обложении (1820) неустранил этих противоречий. В 1835 г. был поставлен вопрос о пересмотре исоздании единого для Пруссии промыслового закона.
Необходимым условиемстановления рыночных отношений являлось преодоление феодальной раздробленностиГермании, насчитывавшей к началу XIX в. около 300 самостоятельных государств.Господство Наполеона на немецких землях уничтожило самостоятельность большогочисла мелких государственных образований. Однако и после Венского конгресса1815 г. Германия не стала единым государством. Она являлась формальнымобъединением 38 самостоятельных государств (Германский союз). Крупнейшимигосударствами союза были Австрия и Пруссия.
Германский союзноминально являлся крупнейшим государственным образованием Западной Европы. Онпредставлял собой конфедерацию независимых государств, между которымиотсутствовали прочные связи; не существовало единого законодательства, общейармии, общих финансов, общего дипломатического представительства. Такимобразом, создание единого германского государства по-прежнему оставалосьнасущной задачей.
Межгосударственныетаможни сдерживали развитие внутригерманской торговли; по-прежнемувнешнеторговые связи развивались активнее. Поэтому таможенное объединениегерманских земель стало первоочередной задачей.
Прусский таможенный закон1818 г. уничтожил внутренние границы между отдельными провинциями, входившими вее состав, отменил всякие запреты и ограничения во внутренней торговле. Законвпервые создал в Германии крупную хозяйственную область, занимавшую площадь в 5тыс. кв. км с населением 10,5 млн. человек [4, с. 85].
Другой серьезнойпреградой являлось отсутствие удобных и развитых путей сообщения. Но ихсоздание имело смысл только после ликвидации ограничений для свободногоперемещения грузов и пассажиров. Не случайно первая железная дорога былаоткрыта в 1835 г. (через два года после заключения таможенного союза). В 1848г. протяженность прусских железнодорожных линий составляла 2363 км. Первыйнемецкий локомотив был построен в 1838 г. под Дрезденом. По протяженностижелезных дорог Германия к середине XIX в. занимала одно из первых мест в мире.На ее территории находилось 16% тогдашней мировой сети. Быстрыми темпамистроились шоссейные дороги. Успешно шло развитие водного транспорта. В 1831 г.немецкие государства заключили Рейнскую судоходную конвенцию, освободившуюсудоходство по Рейну от цеховых ограничений [4, с. 85].
В 1816–1823 гг. на рекахГермании появились первые пароходы, но экономическое значение они приобрелитолько с началом массовых перевозок.
Таким образом, можносделать общий вывод о том, что к середине XIX века в Германии сложились предпосылки для прохождениястадии промышленного переворота и дальнейшей индустриализации экономики страны.
2.Особенности промышленного переворота в Германии
Как было сказано выше, к30-м годам XIX века сложились все предпосылки дляпромышленного переворота в Германии.
Тем не менее, мы считаемнеобходимым отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущряд специфических особенностей.
Начало промышленногопереворота можно отнести к 30-м годам XIX века, но в это время он затронул лишьтекстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств [3, с.168].
Традиционно промышленныйпереворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалосьхлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигскихярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производствовсе более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен[3, с. 169].
Особенно заметныеизменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвалоувеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количестворабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза. Рост числа рабочих в другихотраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX века был еще болеезначительным почти в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальскийпромышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертаячасть всех рабочих Германии [3, с. 169].
Большое значениепридавалось железнодорожному строительству. Первая железная дорога, связавшаяНюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственныепаровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственногопроизводства [3, с. 169]. Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а такжев Хемнице и Касселе.
Промышленный переворот вГермании, ее индустриализация, то есть создание фабрично-заводскойпромышленности, имели свои особенности.
Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворотначинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивалисьглавным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период с 1850 по1870 г. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменногоугля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильнойпромышленности начался в 30-х годах, но и в 1870 г. в этой отрасли ещегосподствовала рассеянная мануфактура [5, с. 83].
Чем объяснялся этотопережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развитияпромышленности в Германии были строительство железных дорог и военныепотребности.
В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железныхдорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частныепредприниматели. Строительство железных дорог имело не только экономические, нои стратегические цели.
Германия, как отмечалось,к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей.
Но железные дорогиизменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение в Европе,оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствамстало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказаласьв центре европейской торговли.
Строительство железныхдорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовалоразвитию торговли между ними и ускоряло их объединение.
Более того, строительствожелезных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, тоесть стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности —металлургической, угольной, машиностроительной.
Стимулом развития тяжелойпромышленности были и военные устремления Пруссии [5, с. 84]. Пруссиястремилась объединить Германию, т. е. присоединить остальные германскиегосударства. Для этого была нужна передовая военная техника. Поэтому ведущееместо в прусской промышленности заняли военные предприятия, на первое местосреди которых выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне ещегосподствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки,а у Круппа изготовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих [5, с. 84]. Его заводызанимали первое место среди военных заводов мира. Все страны заказывали себепушки у Круппа.
Второй особенностьюиндустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страноймолодого капитализма. Германские заводы строились на полвека позже английскихи, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретеннойв Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени ужеморально устарело. Но обновить его было сложно, так как сначала нужно былоизбавиться от старого оборудования.
Впрочем, у немцев былонемало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производстваанилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытийхимическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первоеместо в мире.
Итак, по техническомууровню своей промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому теперьспособствовала и иностранная конкуренция. Если на начальном этапе развитиякапитализма иностранная конкуренция заглушала промышленность, то, когдапромышленный переворот вступил в полную силу, та же иностранная конкуренцияделала доброе дело. Она позволяла выживать только передовым, наиболеесовершенным предприятиям.
И немецкие заводыстроились на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию лучше идешевле, чем в Англии.
Третья особенностьиндустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимыхдля развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков.Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германииразвертывается усиленное акционерное предпринимательство (грюндерство). Новыепромышленные фирмы и банки создавались как акционерные, и, продавая акцииюнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры занялисильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.
По объему промышленногопроизводства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия иСША. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Еслиза первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50—60-егг. — в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основномсельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладалапромышленная продукция — уголь, машины, ткани [5, с. 84]. И напротив, еслираньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственнаяпродукция.
Итак, Германияпредставляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, гдебазой послужила эксплуатация колоний и «огораживание», в Германии толчком кразвитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, котораяобезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров вновом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую роль в хозяйствеГермании играло государство. Государство строило железные дороги, с помощьюгосударства создавалась в Пруссии военная промышленность.
3.Влияние промышленного переворота на дальнейшее развитие германской экономики
К началу 70-х гг.Германия вступила в период нового, довольно мощного экономического подъема.Коренной перелом особенно проявился в основных технико-экономическихпоказателях. Промышленность оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась.Значительно возросли объемы выпускаемой продукции, особенно в отраслях тяжелойпромышленности. Вместо пудлингования нашли применение более производительныетомасовский и мартеновский методы выплавки металла. Производительность трудапревышала соответствующие показатели во Франции и Англии. Расширились объемывнешней торговли.
Ведущую роль в этомсыграли победа во франко-прусской войне (1870—1871) и политическое объединениестраны в единую Германскую империю (1871).
Так, победа над Франциейпринесла победительнице огромную контрибуцию в 5 млрд. франков, направленную наоснащение немецкого производства [3, с. 170].
Кроме того, Германиязаполучила богатые французские провинции — Эльзас и Лотарингию — и железныеруды из Франции существенно пополнили германскую угольно-металлургическую базуРейнского и Саарского бассейнов. Это вывело тяжелую промышленность Германии,особенно металлургию, металлообработку, машиностроение, на ведущие позиции встране. Присовокупив довольно развитую хлопчатобумажную промышленностьзахваченных французских провинций, Германия удвоила выпуск ситценабивнойпродукции.
В свою очередь,образование единой Германской империи разрешало ряд важнейших проблем, ранеетормозивших ход капиталистического развития. Так, был создан единый государственныйаппарат управления. Благодаря снятию внутренних таможенных барьеров был полученвыход на общегерманский рынок. Установлено единое торговое законодательство. В70-е гг. вводятся единая денежная система, системы мер и весов, общегерманское железнодорожноеи почтовое право. Гражданам Германской империи декретировались гарантия частнойсобственности, свобода промысла и договорного соглашения.
В 1879 г. в стране была введена протекционистская политика, поощрявшая и поддерживавшая развитиеотечественной индустрии повышением пошлин на импортную продукцию. По-прежнемугосударственной поддержкой широко пользовалось железнодорожное строительство.Многие железные дороги были национализированы.
С завершением в конце70-х гг. промышленного переворота рост производства особенно усилился. Немецкаяиндустрия опиралась на новейшие технические изобретения: созданиеэлектромотора, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, передачуэлектроэнергии на расстояние и пр. На предприятия страны поступала массанаемных работников. Источником ее пополнения был как самый высокий средиведущих стран уровень рождаемости, так и поток разорившихся ремесленников икрестьян.
Ускорились темпыжелезнодорожного строительства. За первое пятилетие 70-х гг. было построеножелезных дорог больше, чем за предыдущее десятилетие.
За 1870—1910 гг.протяженность железных дорог выросла более чем в 33 раза и составила около 60тыс. км. Фактически в 70-е гг. завершилось создание системы ширококолейныхжелезных дорог. Теперь осуществлялось подведение железных дорог к каждомугороду или заводу [3, с. 170].
На столь крупноежелезнодорожное строительство были направлены капиталы из разных источников:это и собственные денежные средства акционерных обществ, и иностранные,особенно английские инвестиции, а также контрибуция, полученная от Франции.
Масштабноежелезнодорожное строительство способствовало подлинному расцвету германскойиндустрии.
Особенно мощным толчкомдля развития технической базы производства, машиностроения и транспорта в концеXIX — начале XX вв. послужило использование двигателей внутреннего сгорания иэлектроэнергии. Продукция металлургии и машиностроения стала основойгерманского экспорта. В частности, по экспорту машин Германия вышла на первое местов мире.
В конце XIX в. получилимощное развитие новые отрасли, особенно электротехническая, алюминиевая,химическая. Нехватка сырья несколько сдерживала развитие легкой и пищевойпромышленности.
В целом за последнюютреть XIX в. объем производства немецкой промышленности вырос в пять раз, в товремя как во Франции — в три раза, а в Англии — всего в два раза. В итоге кконцу XIX в. Германия превратилась из аграрно-индустриальной в мощнуюиндустриально-аграрную державу.
Неуклонно возрасталогородское население, увеличившееся за 70—90-е гг. с 33 до 50%, а в 1910 г. составившее уже 60% [3, с. 170].
К 70-м годам аграрныереформы завершились. Однако рост продукции этой отрасли хозяйства несколькосдерживался феодальными пережитками, а также сохранившимся крупным феодальнымземлевладением и высоким размером абсолютной ренты. В ряде крупных поместийВосточной Пруссии многие крестьяне получили свободу, но не получив земли, сталинаемными работниками в поместьях юнкеров [3, с. 171].
Государство продолжалопринимать меры по подъему уровня сельскохозяйственного производства. Вчастности, был принят закон об ограничении произвола ростовщиков.Пропагандировалась агрокультура в специально созданном агрономическом обществе,опытных станциях и сельскохозяйственных школах. Складывалисьсельскохозяйственные товарищества. Все шире применялись сельскохозяйственнаятехника и минеральные удобрения.
Такие методы интенсивноговедения сельскохозяйственного производства дали положительные результаты: наполовинувыросла урожайность, расширились посевы технических культур, увеличилосьпоголовье скота.
В последней трети XIXвека концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации.Преобладали картели и синдикаты, особенно в отраслях добывающей и связанной сней тяжелой промышленности. Объединения этого типа монополизировали лишь сферусбыта. В технико-экономическом и организационном отношениях предприятиясохраняли свободу.
Особенно крупныемонополии сформировались в горной, металлургической, машиностроительной истроительной отраслях.
За 80—90-е гг. числопредприятий с количеством рабочих свыше одной тысячи человек увеличилось вчетыре раза. Был создан Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат. Онподчинил себе 95% добычи угля Рурского бассейна и более 40% всей угледобычистраны. Крупные монополистические объединения сформировались вэлектротехнической (АЭГ-Всеобщее общество электричества и «Сименс»), всталелитейной и военной (фирма «Крупп»), химической (Г. Фарбениндустри),судостроительной (Северо-Германский Ллойд и Гамбургско-Американская компании) идругих отраслях промышленности. Число картелей и синдикатов выросло в 50 раз: сшести в 1870 г. до 300 в 1900 г. Своеобразие германских монополий сводилось ихвеличине — порою они объединяли десятки и даже сотни предприятий [3, с. 172].
Монополизация затронула ибанковскую сферу.
В начале XX в. девятикрупнейшим банкам принадлежала половина все вкладов или более четырех пятых банковскогокапитала Германии. Значительные внутренние инвестиции направлялись на подъемнемецкой индустрии.
В конце XIX века Германияактивизировал пропаганду плана империалистических аннексий, оправдывая егоострой нехваткой рынков сырья и сбыта. Страна переросла рамки внутреннегорынка, а большой колониальной империи, откуда могли бы поставляться по низкимценам сырье и куда беспошлинно сбывались бы товары, у Германии не было.
Идея расширенияжизненного пространства проявилась создании Пангерманского союза (1891), внеобходимости захвата новых территорий. Были захвачены Того, Камерун,Северо-Западная Африка, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова и др. Ивсе же германские колониальные владения оставались меньше английских более чемв 11 раз по площади и 32 раза по населению [3, с. 173].
Агрессивные аппетитыГермании, подогреваемые внешнеторговой конкуренцией с Англией и Францией,росли. Внешнеэкономические столкновения коснулись и российско-германскихвзаимоотношений. Так, в конце XIX в. юнкеры добились увеличения таможенныхпошлин на импорт российской сельскохозяйственной продукции. А когда Россияответила тем же на ввозимые из Германии машины и оборудование, разгореласьтаможенная война. Победа оказалась за экономически более зрелой Германией. Но взаимоотношениямежду странами не смягчились.
В Германии складывалсямощный военно-промышленный комплекс, на который работала индустрия страны.Значительно увеличились расходы на армию и флот. Совершенствовалось вооружениесухопутных войск. Формировался крупный военно-морской флот. Страна серьезноприступила к подготовке войны за передел мира, захват не только английских ифранцузских колоний, но и территорий в Европе, установление мировогогосподства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводяитог всему вышесказанному необходимо сделать ряд важных выводов.
Промышленный переворот вГермании начался значительно позднее остальных стран. Сдерживающим факторомэкономического развития в этой стране было существование множества феодальныхпережитков, которые препятствовали дальнейшему эффективному экономическомуразвитию в стране.
Тем не менее, к 30 – мгодам XIX века в Германии были решены ряднасущных проблем и создались все предпосылки для вступления страны в стадиюпромышленного переворота, который затем и начался.
Промышленному переворотув Германии присущ ряд специфических особенностей, которые на наш взгляд былиобусловлены объективным ходом исторического процесса в сфере экономики, а такжетеми задачами, которое решало Германское государство, в частности четко прослеживаетсязависимость проведения экономического переворота с военными целями Германии.
Ход дальнейшего развитияпромышленного переворота в этой стране способствовал дальнейшему экономическомуросту и развитию в основном отраслей тяжелой промышленности, а такжеактивизации железнодорожного строительства.
В последней трети XIXвека концентрация производства и капитала усиленно вела к их монополизации.Преобладали картели и синдикаты, особенно в отраслях добывающей и связанной сней тяжелой промышленности.
В Германии складывалсямощный военно-промышленный комплекс, на который работала индустрия страны.Значительно увеличились расходы на армию и флот. Совершенствовалось вооружениесухопутных войск. Формировался крупный военно-морской флот.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Делепляс,Г. Лекции по истории экономической мысли/ Пер. с франц. Н. Шехман, И. Блам.-Новосибирск: Издательство НГУ, 2000.- 328с.
2. Заславская,М. А. История экономики/ М. А. Заславская.- М.: Издательство «Московскийгосударственный индустриальный университет», 2009.- 200с.
3. Историямировой экономики/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2002.-727с.
4. Историяэкономики: Учебник/Под общ ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина.- М.: Инфра –М, 2002.- 384с.
5. Конотопов,М. В., Сметанин, С. И. История экономики зарубежных стран/ М. В. Конотопов, С.И. Сметанин.- М.: Кнорус, 2007.- 320с.
6. Стрыгин,А. В. История мировой экономики. Учебное пособие для вузов/ А. В. Стрыгин.- М.:Кнорус, 2009 – 159с.
7. Титова,Л. А. История экономики: Учебное пособие/ Л. А. Титова.- Ярославль, 2007.-125с.