Российский заочный институттекстильной и легкой промышленности.
Кафедра социальных и гуманитарныхдисциплин.
Контрольная работа
По дисциплине: «Отечественнаяистория»
Тема: «Восточные славяне в древности.Киевская Русь»
Выполнила: Студентка 1 курса
Специальность 080109
Шифр С 410001
Алькаева Оксана Юрисовна
Серпухов 2010
Содержание
1. Восточные славяне
2. ОбразованиеКиевской Руси
3. Крещение Руси иеё расцвет
4. Распад КиевскойРуси
Список литературы
1. Восточные славяне
Славяне – это крупнейшаяв Европе группа родственных по происхождению народов. Они говорили наславянских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью.
Во II тысячелетии до н. э. предки славян,ещё не разделившиеся на отдельные народы, обитали где-то между балтами,германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцыи кельты – на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а наюге юго-западе – греки, италики. Прародина славян – широкая область отверховьев рек Одра, Вислы, Днестра, Припяти до Днепра и Десны.
Предки славян –праславяне – занимались земледелием и скотоводством. Пашенное земледелие сталоосновным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевали выплавкой железа из болотной иозёрной руды. Это обстоятельство резко изменило их быт, и позволило успешнееосваивать природу, а также вести оборонительные и наступательные войны. Военныенападения заставляли славян создать союзы племен, первый из которых относится к4 – 5 вв. до н.э.
В землях славян, где былообилие рек, озёр, хорошо разветвлённая водная транспортная система, бурноразвивались мореходство, торговля, различные ремёсла, производящие продукциюдля обмена. Край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важнойотраслью хозяйства здесь издревле была рыбная ловля. В лесных чащах, вдольберегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритмхозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивалиприроду, отвоёвывая у неё каждую пядь земли для пашни, лугов.
Каждый славянин был нетолько прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота налосей, оленей, серн, лесную и озёрную птицу. Уже в это время сложился такой видохоты. Как добыча пушного зверя.
Начиная с весны и доглубокой осени восточные славяне занимались бортничеством. Оно давалопредприимчивым промысловикам много мёда, воска, который также высоко ценилсяпри обмене.
Постоянно улучшающеехозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельнаясемья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей.
Совместная работа порасчистке леса, охота на крупного зверя при примитивных каменных орудиях трудаи оружии требовали больших коллективных усилий. Плуг, железный топор, лопата,мотыга, лук и стрелы, обоюдоострые стальные мечи значительно расширили иусилили власть отдельного человека, отдельной семьи над природой испособствовали отмиранию родовой общины. Так зарождалось право частноговладения, частной собственности.
Соседями восточных славянбыли западные и южные славяне, а также предки прибалтийских народов ифинно-угорские племена.
Языческая вера славянбыла тесно связана с их образом жизни. Славяне поклонялись духам природы,добрым и злым, сохранив от первобытности веру в силу магических обрядов. Верховнымбогом был Перун, посылающий дожди и молнии. Годовой цикл обрядов начиналсясвятками, когда добывался новый «живой огонь».
В марте праздновалсяприход весны, возрождение природы – масленица. Обряды сопровождали пахоту, сев;затем наступали моления о дожде, в августе шли праздники урожая. Особые обрядыисполнялись на свадьбах, похоронах, предваряли военные выступления.
Славяне-язычники в честьсвоих богов воздвигали идолов, устраивали пиры. Существовали специальныесвятилища для многолюдных общеплеменных праздневств, называемых «событиями».
Становление русскогогосударства связывается с союзом славянских племен, называемых «росами», или«Русью». К 9 в. росы объединили целый ряд славянских племенных союзов; киевскиекнязья возглавили борьбу против кочевников.
Вся жизнь славянина быласвязана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы.Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждойславянской семьи.
2.Образование Киевской Руси
Киевская Русь возникла наторговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен —ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан,радимичей, северян, вятичей.
Основателями Киевалетописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека иХорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке,уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение.
Временем становлениягосударства Русь считается первая половина 9 века. Об этом свидетельствуютданные персидских рукописей того времени, в них рассказывается о русском царе,столице Киеве и государственных налогах.
Термин «Киевская Русь»появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
Предпосылки возникновениягосударства складывались на протяжении веков. В начале 9 в. племена русовобъединились под началом киевских князей. В это время начали зарождатьсяторговые связи Руси с Востоком и Западной Европой. О богатстве русских князейстало известно жителям Балтийского побережья – варягам, грабившим с моряевропейские государства. Словене, жившие на севере, часто нанимали отрядываряжских воинов для собственной защиты, а позднее пригласили варяжского князяРюрика на княжение в город Новгород.
В882 году полетописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход изНовгорода на юг. По пути захватил Смоленск и Любеч, установил там свою власть ипоставил на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемнойваряжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольдаи Дира, и объявил Киев столицей своего государства.
Князь молодогогосударства Русь летом принимал походы в дальние страны, зиму же посвящалполюдью (круговому объезду подвластных земель и сбору дани). Размер даниустановлен не был, и иногда случались грабежи.
Согласно летописнойверсии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сынРюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
В 945 году Игорьбыл убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетстваего сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгиниОльги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официальнопринявшим христианство византийского обряда.
В 946 году послеподавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу,упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала«погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы икуда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». Приуплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, чтостраховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизациивеликокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
Около 962 годавозмужавший Святослав принял власть в свои руки. Князь направил свое вниманиена страны, препятствующие развитию Руси. Он победил Волжскую Булгарию,разгромил царство хазар и освободил для русских купцов такие пути как Волга иДон.
Святослав начал войну смогущественной Византийской империей за свободный доступ Руси к Черному морю,война шла на Дунае и на Балканах. Святослав хотел перенести свою столицу наДунай, но закрепиться там ему не удалось. На обратном пути в Киев войскоСвятослава было разбито печенегами, пришедшими на смену хазарам, а сам князьбыл убит (972 год).
Завоевания Святославабыли огромны: значительно расширились границы Руси, укрепилось ее международноеположение.
После смерти Святославаразгорелась междоусобица за право на престол между его тремя сыновьями.Владимир (был младшим сыном) княжил в Новгороде, старший сын Ярополк сталкиевским князем, средний – Олег стал древлянским князем.
Ярополк разбил дружинуОлега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года сваряжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сынСвятослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нёмзавершилось формирование государственной территории Древней Руси, былиприсоединены червенские города и Карпатская Русь.
3.Крещение Руси и её расцвет
Разрушение привычногожизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эрысоздавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианствона Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, гдедобровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить,что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей смиссией распространения христианства. Создатель славянской письменности святойКирилл в одном из славянских племен обратил в христианство около 200 семейств,видимо, в первом веке было не так уж много ярых ревнителей язычества.
Постепенно христианствоприобретало статус религии. Распространение христианства в придворной идружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религиии для массового крещения восточных славян. Это суждено было реализовать прикнязе Владимире. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником.Через несколько лет после вокняжения, Владимир отказался от былойприверженности к язычеству, принял крещение и привлек в христианство своихподданных. Религиозная реформа сильно изменившая жизнь всех других людей, былавызвана к жизни политическими причинами, так как став христианином, Владимирчерез христианство, решил упрочить внешне-политическое положение Руси, потомучто в любых отношениях с христианскими государствами языческая Русь оказываласьнеравноправным партнером.
Владимир рассматривалхристианство, как государственную религию, поэтому отказ от крещениярасценивался как нелояльность к власти. Киевляне и жители южных и западныхгородов отнеслись к крещению спокойно. Северные и восточные городавзбунтовались. Новгородцы были против епископа Иоакима, жители Мурома непустили в город сына Владимира князя Глеба. Многие историки считают, чтовраждебность христианства на севере и востоке были вызваны приверженностьюнаселения к традиционным обрядам. Другой причиной сопротивления новгородцев иростовчан была угроза, как им казалось, их политической автономии.
Владимир, бывший князьНовгородский, в глазах новгородцев был отступником, попиравшим долголетниетрадиции. Земледельцы и охотники пошли по пути двоеверия, двоевериесуществовало достаточно длительное время, что объяснялось малым количествомсвященников.
На первых порах Владимиротказался от применения уголовных наказаний. Он устраивал регулярные трапезы,куда мог прийти всякий голодный, раздавал пропитание неимущим, но периодправления Владимира нельзя считать «золотым веком».
Историческое значениеКрещения Руси заключается в приобщении славяно-финского мира к ценностямхристианства, создание условий для сотрудничества Руси с другими христианскимигосударствами.
Русская церковь сталасилой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.
Связь церкви игосударства не раз становились существенным фактором общественного развитияиногда благотворным, иногда опасным. С помощью миссионерской деятельности финно-угорскиеи тюркские племена вовлекались в орбиту христианской цивилизации.
Русь развивалась не какнациональное государство, и было не столько русским сколько православным.Приобщение к 1000-летней христианской традиции ставило перед русским обществомновые культурные, духовные задачи и указывала путь их решения. Имеется ввидуосвоение наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытной литературы,искусства, освоение каменного зодчества, иконописи, фресковой росписи,житейской литературы, летописания, школы и переписки книг.
Крещение Руси — это некратковременное действие, а длительный процесс постепенной христианизациивосточных славян. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и новыеформы взаимодействия о окружающим миром.
Гумилев сказал:«Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанныйвыбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его снаселением собственной столицы. Некоторое сопротивлении крещению оказывали напервых порах, предпочитая язычество, Новгород и Чернигов Но язычники Новгородабыли сломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе со Смоленскомтакже приняли христианство. Теперь перед киевским князем оставались лишьвнешнеполитические проблемы. Принятие христианских норм морали не былопсихологическим насилием для новообращенных, которые привыкли к элементарномупротивопоставлению добра и зла.
Добро и мудростьхристианства в 988 году сразилось с Перуном и стремлением к наживе — действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руситысячелетнюю историю».
4. РаспадКиевской Руси
В ходе крещения Руси вовсех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и властьправославных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья,выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей.
Полоцкое княжествовпервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав всеостальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своегоотца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившимиего сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались вруках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и ВсеволодаПереяславского.
После смерти Святослава в1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговскогонаследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервыеполовцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против ВсеславаПолоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын ВладимираМономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, былпровозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».
Таким образом, присохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещениенаследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы иобъединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей.Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждойземле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становилсяпервым среди равных.
Во второй четверти XIIвека Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества.Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическаятрадиция считает1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сынаВладимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) иНовгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различнымидинастическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земляРусская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, нопосле смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав былизгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.
В 1169 году внукВладимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практикемеждукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этогомомента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурныеатрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском иВсеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также сталносить титул великого.
Киев, в отличие от другихкняжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постояннымяблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграбленсмоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынскогокнязя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовалипрактически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси смонголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерскихи литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияниявладимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 годуЯрослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрийостался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольскогонашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев былобращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович,признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский.Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковныхи литературных источниках, например, в высказываниях константинопольскогопатриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей ив более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городомВеликого княжества Литовского.
Итогом распада сталовозникновение на месте Древнерусского государства новых политическихобразований, отдалённым следствием — формирование современных народов: русских,украинцев и белорусов.
Киевская Русь не являласьцентрализованным государством. Подобно большинству раннесредневековых держав еёраспад был закономерным. Период дезинтеграции обычно упоминается не просто какраздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивныйпроцесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникласобственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего еёправа, чем поддерживать великого князя киевского.
Титул «великих князейвсея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.
Списоклитературы
1. В.В. Седов.Восточные славяне в VI – XIII вв. М. – 2002
2. В.В. Седов.Происхождение и ранняя история славян. М. -2003
3. В.М. Хачатурян.История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. М.: Дрофа, 2002
4. Б.А.Рыбаков «Миристории: начальные века русской истории»: М. «Молодая гвардия», 2004
5. В.П. Кобычев. Впоисках прародины славян. М. 2002
6. Горский А. А.Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004.