План:
Введение
Глава 1.Происхождение этрусков
1.1 Античные свидетельства
1.2 Дальнейшее развитие вопроса
1.3 Археологическиесведения об этрусках
Глава 2Государственное и общественное устройство
2.1 Этрусскаяконфедерация
2.2 Этрусскиегорода – государства
2.3 Этрусскаякультура и религия
Заключение
Списоклитературы
Введение
Этруски – древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинскомполуострове на территории современной Италии. Этрурия – область Тосканы,расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвание этрусков – «рассена», сохранилосьв названии горной гряды близ Ареццо в Тоскании. Греки знали этрусков под именемтирренцев и терсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.
В вопросе о происхождении этрусков еще в древности сталкивалисьпротивоположные мнения. Согласно первой из них прародину Этрурии следует искатьна востоке на берегах Малой Азии и на островах Эгейского моря, оттуда этрускиприбыли морем, завоевали страну, которая получила их имя и затемраспространились по Италии. По другому взгляду, этруски являются автохтонным населением,и вышли из древнего народа Италии. Третья точка зрения говорит о северномпроисхождении этрусков. По ней этруски прибыли из-за Альп.
Первая точка зрения опиралась на античную традицию и является наиболеераспространенной в античности. Она восходит к Геродоту, сообщающему лидийскоепредание, его мнение впоследствии было воспринять римлянами, в произведенияхВергилия, Горация и др. римских поэтов, этрусков называли «лидийцами». ВзглядГеродота получил официальное признание в последующей этрусскологии. Другой взгядантичной историографии на происхождение выдвинул Дионисий Галликарнасского.Ссылаясь на лидийского историка Ксанфа, не упоминающего Тирсена, Дионисийотрицает переселение этрусков. В них Дионисий видил народ местног опроисхождения,не похожий ни на какой другой, ни по языку и по обычаям. Третья гипотеза былавыстроена учеными на основе сообщения Геродота.
Цель данной работы заключается в попытке рассмотреть проблемупроисхождения этого загадочного народа. В этом автор опирается на трудыдревнегреческой и римской традиции, а так же данные развития этрусскологиипоследних столетий. В связи с поставленной целью возникает ряд задач:
Рассмотреть теории происхождение северной, восточной, автохтонной ипеласгийской гипотезы, а так же древние и современные теории, особое вниманиеуделить рассмотрению русской теории происхождения этрусков.
Выявить особенности общественно – политического устройства городов –государств и культурного развития народа.
Изучить природные условия, экономическое, социальное, политическоеразвитие Этрурии в период с VIII по V вв. до н.э.
Проанализировать накопленные археологические данные об этруссках, а также памятники их культуры с целью выяснения особенностей их социального быта икультуры.
Актуальность: на современном этапе сведения об этрусках представляютособую ценность при изучении истории стран Европы, Древнего мира и странВостока, так как этруски находились во взаимодействии практическими со всеминародами населявшими соседние от них территории.
Структура работы состоит из введения, в котором кратко обосновываютсяосновные направления данной работы, ее цели и задачи; первой главы, в которойанализируются сведения античных авторов, а так же рассматриваются основныесовременные теории о происхождении этрусков. Во второй главе рассматриваемойработы происходит изучение основ государства и общества этрусков. Особоевнимание уделяется этрусской конфедерации, как своеобразному политическомуобразованию этрусков, этрусским городам – государствам, особенностям ихформирования и развития, а так же рассматривается этрусская культура и религия.
В заключении приводятся краткие выводы по данной работе, анализируютсяимеющиеся данные, касающиеся социальной, культурной, и политической жизни Этруссии
Предмет исследования: проблема происхождения этрусков
Объект исследования: общество этрусков.
Хронологические рамки данной работы охватывают VIII–V вв. до н.э., какпериод расцвета и наибольшего могущества этрусской организации.
Глава 1. Происхождениеэтрусков
1.1 Античные свидетельства
Этруски – это не самоназвание. Так их называли греки. Страбон,совершивший «путешествие к западу от Армении вплоть до областей Туррении,лежащих против Сардинии, и на юг, от Евксинского Понта до границ Эфиопии»[1],о них говорит так: «Римляне называют тирренцев этрусками. Греки же, какпередают, называли их так по имени Тиррена, сына Атиса…»[2]Именно под этими именами этот народ вошел в историю. Прежде всю проблемупредставляет вопрос происхождения этрусков. На протяжении нескольких столетий,еще до того, как Рим стал претендовать на первенство в Италии, этрускигосподствовали на большей части Аппенинского полуострова. Поэтому впроизведениях греческих, а затем и римских историков имеются сведения обэтрусках. Вопрос появления этого народа в Италии заинтересовал еще античнуютрадицию. Обращаясь к сведениям древности, можно столкнуться, прежде всего, ствердым и общераспространенным убеждением, что этруски – народ, прибывший в Италиюс востока, из Малой Азии, в частности из Лидии. Таково было почти всеобщеемнение или убеждение греческих и римских писателей и не историков, когда имприходилось касаться происхождения этого народа; таково было убеждение и самихэтрусков.
Впервые с рассказом об обстоятельствах появления этого народа в Италиивыступил «отец истории» Геродот. Вот что он говорит: «лидийцы изобрели эти игрыименно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению. О себе онирассказывают так: при царе Атисе, сыне Макиса. Во всей Лидии наступил сильныйголод (от недорода хлеба0 сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем,когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления,придумывая все более новые средства. Так лидийцы жили 18 лет. Между тем,бедствие не стихало, а еще более усиливалось. Поэтому царь разделил весь народна две части и повелел бросить жребий: кому остаться, а кому покинуть родину.Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставилсвоего сына, по имени Терсен… Миновав много стран, переселенцы прибыли в землюомбиков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались,назвав себя по имени своего царя, который вывел их за море, терсенами».
В приведенном отрывке четко указывается родина этрусков – Лидия, а так жевремя переселения — «при царе Атисе». Таким образом, Геродот положил началоодной из теории происхождения этрусков – восточной.
Этой же точки зрения придерживались почти все писатели историки античногопериода и почти всегда источником сведений для них был Геродот. Постин,например, в обработанной « всемирной истории» Трога пишет так: «Ибо так же, какнарод тусков, живущий на побережье тосканского моря, пришел из Лидии, так ивенеты, известны как обитатели Ядранского моря, были изгнаны из захваченнойАтинором Трои».[3] Схоже пишет и историкВеллий Патеркул: « В этот период в Лидии правили два брата, Лидий и Тиррен; иони после того, как были неурожаи, бросили жребий, кто из них должен вместе счастью народа покинуть родину. Жребий пал на Тиррена. Он доплыл до Италии и далземле, населению и морю свое имя, которое стало известным и до сих порсохранилось»[4]
В римский период гипотеза о восточном происхождении этрусков иногдаиспользовалась в определенных практических целях. Об этом свидетельствует одиниз самых знаменитых историков – Корнелий Тацит. В Анналах он говорит обимператоре Тиберии: «Но кесарь, для отвращения молвы сей, присутствуя часто всенате, в продолжение многих дней слушал послов азиатских, препирающихся огороде, в котором, приныне в честь его храм воздвигнут. В этом спореучаствовало 11 городов, которые имели прения о преимуществе, силами не равные,но права их были одинаковые». Далее приводятся доводы городов о достижениицели. Наконец, остаются лишь два города — Сарды и Смирны. «Жители Сард огласилирешение этрусков, признавших их своими кровными родичами: ведь Тиррен и Лидсыновья царя Атиса, вследствие многочисленности своих соплеменников поделили ихмежду собой. Лид остался на земле предков, а Тиррену достались по жребию новыеземли, с тем, чтобы он основал на них поселения; этим народам были присвоеныимена их властителей – одному в Азии, другому в Италии».[5]
Единственным историком, который противопоставил свое мнениеобщепринятому, был Дионисий из Галикарнаса. Он писал так: «Тиррены неоткуда неприходят, но являются народом местного происхождения и поэтому не правильноэтрусков отождествлять с пилазгами или лидийцами. Этрусками римляне назвалираденов, живущих в Этрурии… Было время, когда латинов и умбров, авзонов имногие другие народности, греки называли этрусками» в своих «Римскихдревностях» Дионисий анализирует самый древний период римской истории, отоснования Рима, до его перволго столкновения с Карфагеном. Он отрицает точкузрения Геродота, и утверждает, что у этрусков не было с лидийцами ни общегоязыка, ни общих богов, ни общих законов и традиций. «Поэтому, мне кажется, чтоправы скорее те, кто считает их местным населением, а вовсе не пришельцами». Всвоих доводах он ссылается, на то, что современник Геродота – Ксанф, автор«Истории лидийцев», вообще не упоминает о их переселении в Италию. По версииКсанфа, сына царя Атиса, звали вовсе не Тиррен, а Ториб, и он остался в МалойАзии, где владел частью царства своего отца. Его поданных называют торибянами,а один из малоазийских городов стал именоваться Тореб.
Сведения Дионисия представляют интерес, потому, что он знал этрусков имог слышать их речь. Кроме того, он сам происходил из местности, котораясчиталась прародиной этрусков. К сожалению, можно лишь догадываться, кого онимел ввиду, говоря о них. Некоторые современные ученые считают Дионисиясоздателем «этрусской проблемы».[6]
Существует еще одно упоминание римского автора, на основе которогоисследователи предполагают, что в древности возникла еще одна точка зрения навопрос о происхождении этрусков. Еще один известный римский историк Тит Ливийпишет: «И альпийские племена, бесспорно, тоже по происхождению этруски,особенно ретии, которые, однако, под влиянием окружающей природы, одичали дотакой степени, что они не сохранили от старых обычаев ничего, кроме языка, нодаже и язык они не сумели сохранить без искажения».[7]К сожалению, этот отрывок недостаточно ясен и допускает различные толкования.Однако можно сделать вывод, что еще в древности считалось, что этруски прониклив Италию с севера по суше, и что Ретия была своеобразным перевалочным пунктомна их пути. Но в отличие от предыдущих двух теорий, это уже гипотезасовременных исследователей.
В древней литературе существовала так же «пелассгийская теория» ГеманикаЛесбосского. В своем труде «Форонида» он говорит так: «тиррены первоначальноназывались пелассами. От самого царя Пеласса и Менипы, дочери Пенея, происходитФрастор, от него – Аментор, от Аментора – Тевтамид, от Тевтамида – Нан. Вовремя правления последнего пеласги, изгнанные из мест своего обитания эллинамии отнесенные на кораблях к Спинету в Ионийском заливе, основали в глубинестраны город Кратон и поселились в тех местах, которые теперь называютТирренией».[8]
Если Геродот приписывает пеласгам и тирренам многие сходные черты, но онидля него являются разными народами, то Гелланик отождествляет пеласгов итирренов. Вслед за ним это делают Фукидид и Софокл. В своем труде Фукидид,описывая население острова Акте, указывает, что там обитали пеласги изтерсенов, которые когда – то жили на Лемносе и в Афинах. То есть, для Фукидидатирсены – более широкое этническое понятие, чем пеласги. Однако, Фукидидсогласен с Геродотом в том, что пеласги – это древнейший народ Эллады,предшественники эллинов, давшие им свое название.[9]Из сведений Гелланика можно сделать вывод, что история пеласгов, до ихпереселения в Италию охватывает четыре поколения, т.е. около 120 лет. ХотяГелланик и указывает, откуда прибыли пеласги, но судя по «отнесенным кораблям»,они не только пересекли Адриатическое море, но и приплыли туда из далека.[10]
В других частях своего труда Гелланик сообщает о Пеласге, сыне Ферония,наследовавшего после смерти отца земли по реке Эрасин и основавшего Ларису.Река Эрасин находится в Аркадии или Арголиде. Поэтому Гелланик считает пеласговобитателями Пелопонеса.
Последующие историки разрабатывали ту же тему переселения пеласгов вИталию. Наиболее обстоятельно освещает историю пеласгов историк Мирсия, втруде, посвященном Лесбосу. В сохраненном Диониссием Галикарнасским отрывке изэтого сочинения говориться, что часть пеласгов погибла от рук варваров, нобольшинство переселилось к эллинам и в варварские земли, под которымиподразумевается Италия. Здесь пеласги встретили поддержку аборигенов. ЕслиГелланик не указывает, откуда переселились пеласги в Италию, то Мирсия называетисходным местом их переселения Лесбос. В этом варианте пеласгийская версияпроисхождения этрусков наиболее резко противостоит тирренской у Геродота,поскольку последний выводит тирренов из Лидии.
1.2 Дальнейшее развитие вопроса
Автор первого обобщающего труда по этрусской истории Ф. Демпстер, задалсяцелью представить все, что знали об этрусках древние авторы. В его « Семикнигах о царской Этрурии» господствует мнение об этрусках как выходцах изЛидии.
В середине XVIII века о происхождении обитателей древней Италии выступилН. Фрере. Мнение античных авторов о переселении этрусков из Малой Азии морскимпутем ему показалось неубедительным. Посчитав рассказ Геродота выдумкой, онотдал предпочтение свидетельству Лидия, о сохранении этрусского языка уальпийского племени ретов. Ученый истолковал указания Ливия таким образом, чтоАльпы оказались временным местом жительства этрусков в их передвижении на юг.Так возникла «северная версия» происхождения этрусков.
Данную версию поддержал и Б. Нибур. Для него тиррены и этруски – дваразличных народа. Тиррены, не имевшие ничего общего с лидийцами, потомкамикоторых они были, согласно Геродоту, обитали между реками Тибр и Арно. Этрускижили в северной Италии, там, где в последствии были земли ретов. Спустившись наюг этруски победили тирренов и угибров, создали союз 12 этрусских городов.Пеласги, по мнению Б. Нибура, были переселенцами с Балканского полуострова,народом не греческого происхождения, но говорили на языке более близком кгреческому, чем к латинскому.
Немецкий историк К. Мюллер, являвшийся последователем Нибурга, не принялполностью его взгляд на альпийское происхождение этрусков. Он считал тирренов,которых отождествлял с пиластами, выходцами из Лидии, прибывшими в районТарквинии, где они, смешавшись с вторгшимися из-за Альп ретами, образовалиэтрусский этнос.
Ученый Т. Моммзем, в «Ведении в римскую историю» рекомендует искатьродину этрусков в горах, к западу или северо-западу от Италии. Он считает, чтонизкий уровень культурного развития этрусков мало согласовывается с рассказамидревних о восточном происхождении этого народа. А нахождение этрусских городовна некотором расстоянии от моря, говорит против морского маршрута этрусков.
Придерживался «северной версии» знаток италийской археологии В. Гельбик.Он считает, что предки италиков пришли на Апеннинский полуостров из ЦентральнойЕвропы, в конце бронзового века.
На лингвистическом материале эту же теорию развивал исследователь В.Корссен. Используя этимологический метод он доказывал сходство этрусского языкас латинским, окским и умбрским.
Сторонники «восточного происхождения» этрусков до конца Х1Х века былималочисленны и не пользовались авторитетом в научных кругах. Среди тех, ктоотстаивал эту точку зрения, был А. Черепков. Он считал этрусков ветвью пеласго-фракийскогонаселения малой Азии, переселившегося в Италию несколькими волнами, начиная соII тысячелетия до н.э. полагая, что одна ветвь пеласго-фракийцев двинуласьчерез Балканы на север, и дала начало славянам, а Черепков интерпретировалтопонимику и этнонимику Италии, а так же лексику этрусских надписей с помощьюрусского языка.
В. Модестов, аргументировал «восточную теорию» и обосновал неприемлемость «северной версии». Считая этрусков выходцами из Малой Азии, онвывел на доступном тогда археологическом материале малоазийские черты этрусскойкультуры.
Г. Керте отнес переселение этрусков к VIII веку до н.э. италийскийантиковед Г. де Санктиса придерживался теории автохтонного происхожденияэтрусков. По его мнению, этруски были потомками обитателей террамар,«носителей, как тогда ошибочно считали, этой уникальной культуры эпохи бронзы».
Другой историк того времени П. Дукати не ставил своей целью отыскатьпрародину этрусков. Но анализируя сведения о религии и искусстве этрусков, атак же их язык, он выявил черты, чуждые латинам и другим народам Италии. Дукатисделал вывод в пользу господствовавшего в древности мнения о переселениипредков этрусков с Восточного средиземноморья.[11]
В 20-х гг. ХХ века западноевропейская наука ознакомилась с памятникамикультуры Урарту и отметила сходство культурных достижений урартийцев иэтрусков. Г. Мюнштейн у обоих народов выявил сходство художественных кованыхизделий. Он также рассматривал этрусков как продукт смешения различных народов– тирренов и расемо. Первые являлись потомками атлантическо-средиземноморскойрасы, еще более древней, чем индоевропейская, а вторые, обитали в Малой Азии иприбывали в Италию через Адриатическое море.
Народом эгейско-анатолийского региона считал этрусков и Ф. Шахермайер. Ихпереселение в Италию, по его мнению, произошло двумя волнами, отделенными двумявеками. Первую волну он датировал 1100 годом до н.э.; вторую IX веком до н.э.Он полагает, что этруски оставили на своей прародине – Фригии, Ликии и Карии –археологические памятники, а в лингвистике – индоевропеский слой греческогоязыка, лидийский и ликийский языки, а уже в Малой Азии этруски представлялисобой языковой монолит.[12]
В советской науке, проблемой происхождения этрусков, а в особенности ихязыком, занимался знаток кавказской археологии и лингвист Н. Марр. В работахначала 20-х годов он свидетельствовал об образовании этрусского этноса с переселениемдвух групп «яфетидов» с Кавказа на запад. Но в своих поздних работах, Марр сталрассматривать этрусскую яфетическую стадию в Италии, как промежуточную фазуэтногенеза между лигуро-сикулийской и италийской фазами.
Ученики Марра разрабатывали яфетическую теорию, сложившуюся в позднихработах Марра, в своих работах они опирались в основном на археологическийматериал Эгеиды и Италии. И. Немировский дал серьезную разработку проблемысвязей языков Кавказа и Средиземноморья.
Большинство французских ученых были сторонниками восточного происхожденияэтрусков. Крупным этрусологом первой половины ХХ века является А. Пиганьола.Помимо специальных работ, ему принадлежит статья, в которой хронологиюдревнейших этрусских гробниц датирует 675 г. до н.э. Местом «исхода», ученыйсчитает северо-восточную часть Черного моря, страну халибов. В средиземноморьеони обосновались в районе, богатом рудой, будущей Тоскане. Отождествлял халибовс вполне реальными урартийцами. А. Пиганьоло видел в Урарту прототипы этрусскихпамятников. Археологические следы этрусков в Италии, предшествующие 675 г. дон.э., также были ранние рассказы греков, исследователь объясняет пиратскиминабегами, наподобие нормандских. Но, Пианьоль не смог согласовать свою гипотезус тем обстоятельством, что переселение, если бы оно имело место в VII в дон.э., не могло бы остаться незамеченным греческими колонистами, обосновавшимисяв Южной Италии и в Сицилии уже в VIII веке до н.э.
В середине 50-х годов ХХ века появилось капитальное исследование М. Поллиотинов котором были рассмотрены все теории происхождения этрусков и предложено новоерассмотрение этрусской проблемы Убедительно показав, что переселение целогонарода в Италию не могло быть одновременно финикийской и греческойколонизацией, он отрицает возможность такого переселения и в более раннюю эпохунезависимо от направления, в котором оно происходило. По его мнению, этрускиоформились в Италии из смешения элементов различного этнического происхождения,главным образом местным. Этрусский язык в том виде, в котором он представленнадписями, ученый считал продуктом италийского лингвистического развития. Этотже тезис независимо от Паллатино выдвинул и Ф. Альтейм. С его точки зренияэтруски – чисто италийское явление. Как народ они сформировались в Италии идобились преобладания во всех сферах культурной и религиозной жизни. Теорияформирования этрусков в Италии придерживался и Пфифиг. Он излагал ее следующимобразом: « этруски ниоткуда не приходили. Но это не значит, что они являютсяавтохтонным населением и древнейшими обитателями Тосканы. Это так же верно, каки то, что, к примеру, ниоткуда не пришли французы и что они не являютсяавтохтонным населением». Его исследования подразумевают, что проблемаформирования должна в качестве предварительной части включать рассмотрениеэтнических компонентов, из которых складывается народ, но сам ученый, ксожалению, этого не делает, хотя и допускает, что среди предков этрусков быливыходцы из Эгеиды.[13]
1.3 Археологические сведения об этрусках
Наиболее полный и достоверный материал по истории развития Этруриипредоставляет археология. Этрусская культура – это культура городов. Многие изних продолжали существовать в римскую эпоху, а затем в Средневековье и Новоевремя это привело к уничтожению этрусских культурных слоев, к их стиранию. Аесли рассматривать города, разрушенные римлянами или оставленные этрусками, тоих местоположение в XVIII и XIX веках вызывало споры.
Первый этрусский город, ставший известным науке, находился не натерритории Этрурии, а на территории Северной Италии, в долине реки Рено, к югуот Болоньи. По современному поселению он получил название Марцаботто. Его руиныизвестны с 1550 года, но раскопки начались лишь в 60-х годах XIX века. Поданным керамики, город возник в середине V века до н.э. Раскопками Мацаботторуководил итальянский ученый Е. Брицио. Между 1873 и 1892 гг. были раскопанысамые интересные для изучения этрусского искусства гробницы Тарквинии, в томчисле гробница «Охоты и рыбной ловли» и «Гробница львиц».
Успехам этрускологии способствовал изданный в 1872 году закон об охранеархеологических памятников, запрещавший хищнические раскопки. Археология быланационализирована. Вывоз находок за пределы Италии запрещался. Конечно,незаконным путем некоторые этрусские шедевры продолжали поступать в частныеколлекции Европы.
В начале ХХ века продолжаются раскопки могильников типа Вилланова натерритории собственно Этрурии и в районах этрусской колонизации на севереИталии. В 1907 году тщательные раскопки у Тарквинии провел Пернье. Раскопкисубсидировались итальянским правительством и велись более тщательно, чем ранее.В 1913 году в районе Болоньи были раскопаны новые могильники, давшие картинуменее развитой культуры, чем та, которая обозначена как Беначчи.
Не менее важными с точки зрения научных результатов были раскопки вВейях. Город, разрушенный римлянами в начале IV века до н.э., должен был лучше,чем другие этрусские центры, сохранить памятники этрусской культуры. Ожиданияархеологов оправдались лишь частично. Оказалось, что Вейи не были полностьюуничтожены. Там продолжали жить в республиканскую и императорскую эпохи. Все жена небольшом острове между рукавами речки Кремера сохранился акрополь с остаткамикрепостных стен и домов. За стеной, на террасе был обнаружен фундаментэтрусского храма с тремя целлами. Рядом с ним бассейн, наполнявшийся водой изподземных источников. В 1916 году на участке храма были обнаружены терракотовыефигуры Апполона и Гермеса. Эти находки сделали возможным изучение этрусскойпластики.[14]
Значительным событием в этрусскологии была организация экспедиции в 1927году во Флоренцию специального археологического института этрусских ииталийских изысканий. В его задачу входило изучение материальных условий жизниэтрусков, древней флоры, фауны, почв, гидрографии Этрурии.
Были изучены древние русла Тибра, Арно, По и других рек, которыесвязывали этрусков с морем. Очень интересные данные были получены при физико-историческомизучении побережья Тосканы.
Исследование изображений растений в росписях гробниц, на гравированныхзеркалах, рельефах было дополнено изучением зерен, древесных остатков изматериалов раскопок. Это дало возможность выделить местные растения древнейТосканы из растений восточного происхождения.
Особенно интересным и ценным для науки было исследование добычи этрускамируд и этрусской металлургии. Она позволяет объяснить рост городов и направлениеторговли. Изучение полезных ископаемых Этрурии привело к созданию карты,показывающей распространение древних этрусских рудников. В последниедесятилетия новые важные находки сделаны в Вейях. Доисследован храм и окончательновыяснено, что культ трех богов в нем был связан с почитанием священных вод.
В 1956 в ходе раскопок был выявлен типичный этрусский храм с окруженнымколоннадой пронаосом и тремя целлами. Верхняя часть его, как это характерно длявсех этрусских храмов была деревянной с глиняной обмазкой. Крыша обложенатерракотовыми плитами. Параллельно этому трехцелловому храму было расположеносвятилище несколько меньшей величины с удлиненной целлой. Трехцелловый храмдатируется на основании терракот 480-470 гг до н.э., а одноцелловый храм – 500г. до н.э. во время раскопок обоих храмов были обнаружены весьма интересныетерракоты, изображающие битву Афины с гигантами. Среди керамики – два сосуда спосвящениями на этрусском языке богине Уни.[15]
Но самое замечательное открытие было сделано 8 июля 1964г. При расчисткевозвышения из камней и терракот, расположенного в пространстве между двумяхрамами, были найдены три свернутые золотые пластины. Одна из пластин содержитфиникийскую надпись, а две другие – этрусские надписи, пространную и короткую.
В последние годы произошло новое усовершенствование методовархеологических изысканий. Для выявления остатков поселений и погребенийиспользуется аэрофотосъемка. Археология вооружена сложным научным оборудованиемпозволяющим обнаружить памятник и наметить его контуры не углубляясь в землю.Используя свойства различной электропроводимости материалов, ученые пропускаютмежду двумя или несколькими точками ток и в зависимости от кривой колебанийрешают, имеется ли в земле памятник, или нет. Использование иусовершенствование этого метода археологических разведок принадлежититальянскому инженеру К. Леричи. Ему удалось сделать ряд выдающихся открытий. Врайоне Тарквинии он обнаружил 2600 этрусских границ и вскрыл некоторые из них.Так развивается археологическое исследование Этрурии. С его помощью былзначительно расширен горизонт этрусскологии. Этрусская проблема, долгое времяотождествлявшаяся с проблемой происхождения этрусков, включила в себя множествовопросов социальной, экономической и политической истории населения Средней иСеверной Италии. Стало возможным изучать религию этрусков, их быт и искусство.
Все богатство и великолепие этрусского мира накоплено в результатеархеологических раскопок. Интерес к этрускам пробудился в эпоху Возрождениявместе со страстью ко всему античному. Уже в XV в. обитателей Тосканыпривлекает все этрусское. Например, сохранилось сообщение о том, чтосовременники папы Александра Борджиа в окрестностях Витербо извлекли из могилмраморные колонны и раскрашенные сурином статуи. Уже в XV веке были известныпамятники Корнето, где как полагали, находился дворец легендарного царяКоринфа. Более определенные сведения о находках на почве в Этрурии относятся кXVI веку. В 1534 г. в Арсцею была найдена бронзовая статуя Минервы, а позднее,там же была обнаружена знаменитая статуя Химеры.[16]
Особенно разультативными были раскопки некрополя Вольтерры в севернойчасти Тосканы. Они дали множество расписных сосудов IV – III вв. до н.э., апозже погребальные урны из алабастра с барельефом.
XIX век называют эпохой великих археологических открытий. Резкоувеличилось количество найденных и осмысленных этрусских памятников. В 1822году близ Перуджи была найдена пространная этрусская надпись, состоявшая из 46строк. К 1823 году относится находка первой этрусской нетронутой гробницы вКорнето. В 1830 году в том же Корнето была раскопана и большая гробница«Трасклиния».
Во второй половине XIX века было открыто значительно меньше памятниковэтрусской культуры, чем в первой половине века… внимание археологов былообращено к культурам раннего бронзового и железного века на той территории.Которая впоследствии принадлежала этрускам.
С 50-х гг. XIX века осуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Тамобнаружены великолепные этрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то векаосуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Там обнаружены великолепныеэтрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то же время раскапываютсяпогребения в Орвьето, где особенно прославилась могила «Голини», фресками,изображающими этрусское подземное царство.
Глава 2. Государственное и общественное устройство
2.1 Этрусская конфедерация
Общественное развитие этрусской не привело к созданию сильногогосударства с единой центральной властью. Характерной особенностью ихгосударственной организации была раздробленность, во многом напоминавшаяположение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственныеобразования — это ряд мелких региональных государств, число которых, посообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми,они составляли некое политически не прочное объединение, которое принятоназывать конфедерацией, союзом или лигой.[17]
Из литературных и эпиграфических источников. Характерной особенностью ихгосударственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение,существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования — эторяд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античныхавторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составлялинекое политически не прочное объединение, которое принято называтьконфедерацией, союзом или лигой.
Из литературных и эпиграфических источников известны названия большинствагородов – государств, входивших в состав союза. Ими несомненно были Цеора,Тарквини, Руселлы, Ветулония, Популония, Клкузий, Арреций, Перузия, Волатерры.Двенадцатым членом могли быть Фезулы или Кортона. В более раннее время союзупринадлежали так же Вейи, захваченные и разрушенные в самом начале IV века дон.э. После падения Вей их место заняла, по — видимому, Понулания, остававшаясядо этого, несмотря на свое экономическое значение лишь портом и крупным центромметаллургии в составе государства Воллатерр.
Очевидно, не было случайностью, что этрусская конфедерация складываласьиз двенадцати городов. Аналогичным для нее мог послужить союз греческихионических поселений в Малой Азии, с которыми этруски уже на заре своей историиподдерживали тесные отношения, и влияние которых не осталось бесследным, вчастности при формировании их религии и культуры. Подобное же двенадцатиградиесложилось позже в этрусской колонизации – в Паданской области и Кампании.
Каждую весну в святилище богини Толтумны, в Толсиниях, собирались главы ипредставители этрусских государств. К этим собраниям приурочивалисьобщенародные игры, подобные играм в Олимпии, Дельфах и Коринфе и устраивалисьмноголюдные ярмарки. Собравшиеся обсуждали важнейшие вопросы общей политики,совершали государственные жертвоприношения и избирали главу союза, которым впериод древней монархии поочередно становился каждый, из 12 этрусских царей.Положение такого « главного царя» и характер его власти остаются неясными.Согласно Страбону, он первоначально мог быть действительно главной фигурой, вкакой – то мере объединившей весь этрусский народ. Но такое предположение ненаходит поддержки в сообщениях других авторов, а кратковременность полномочий«главного царя», напоминает скорее союзную магистратуру, чем полномочияправящего монарха. Более того, порядок простой очередности в выборах «царей» ибыстрая утрата почти всех коллективных функций их преемниками в республиканскийпериод, заставляют полагать, что эта должность не имела большого значения, ипрерогативы главы конфедерации с самого начала были в значительной степениноминальными.[18]
Фактически они могли сводиться к выполнению некоторых официальных,культовых и других почетных обязанностей.
После ликвидации конфедерации должность главы конфедерации не былаустранена, но, как следует из свидетельства Ливия, критский «царь» стал носитьжрический титул, что же касается самого объединения, то оно постепеннопревращалось в преимущественно религиозный союз, а единство в его действияхбыло далеко не всегда..
Все известное нам о практической деятельности городов показывает, чтокаждый поступал совершенно самостоятельно — воевал, мирился, заключал договорынезависимо от других и от общего согласия. Из Ливия, мы, например, узнаем, онеоднократных обращениях во время союзных встреч жителей Вей к другим городамза поддержкой в их тяжелой борьбе с Римом. Ответ был каждый раз отрицательный имотивировался тем, что Вейи, якобы, начали борьбу по собственной инициативе ипоэтому должны ее и продолжать. Позже, Тарквиния и Цере также оказалисьлишенными поддержки в войне с тем же Римом. Не получили желаемой помощи иприбрежные этрусские города, боровшиеся с Сиракузами, за Корсику. Все это,безусловно, свидетельствует о слабости их политического союза. [19]
Вообще, этруски крайне редко предпринимали что – либо сообща. В то жевремя не прекращавшиеся распри и соперничество еще более ослабили ихраспыленные силы.
В конечном счете, отсутствие единства вылилось в одну из наиболеесущественных причин их военных неудач, приведших страну к подчинению Риму.
До нас дошли не только сведения древних античных и римских авторов, но иматериальные источники: развалины городов и поселений, захоронения и надгробия,предметы повседневно обихода и роскоши, драгоценности и многое другое почти всеони усыпаны письменами,
Хотя многие надписи содержат сведения о городе – государстве у этрусков.В основном, это краткие и понятные надписи, указывающие на тот или иной участокземли, принадлежащий городу. Тексты дают так же сведения о принадлежностивладельца к какой-либо общественной группе, о занятии им определеннойдолжности.
Этрусские города – государства представляли экономическое целое, хотя иотличались по характеру своей экономики. Противоречие между интересамиразличных городов – государств нередко выливались в конфликты.
Представления о городе – государстве как социальном и политическомфеномене у этрусков можно судить из надписей и эпитафий. Тексты в них краткие ипотому понятные для прочтения. Они указывают на тот или иной предмет илиучасток земли, принадлежащий городу, тексты дают так же представления опринадлежности покойного к какой – либо общественной группе, занятии им какой –либо должности. Исследователи стояли на различных точках зрения относительнохарактера этрусского города. Одни ученые в нем видели в нем нечто совершенноотличное от греческого полиса и римской Civitas, их доводы сводились квысказыванию о том, что этрусский город не был полисом, поскольку в нем не былоорганизации граждан. Ученый Г. Рикс, придерживается другого взгляда, в своихвыводах он опирается на анализ анамостической формулы в надписях СевернойЭтрурии, в частности Перузии. Рикс установил существование гражданства вэтрусских государствах. Об этом говорило наличие этрусского гентелиция стипичным окончанием на Verena santa. Так как это распространялось на италиков иумбров, то ученый предположил о проведении земельной реформы, которая дала«крепостным» италикам свободу и землю. После работы Рикса, мнение об этрусскомгосударстве как полисе становится преобладающим, но тем не менее, Немировскийговорит об отсутствии самостоятельной работы на данный момент в которой быосвещались все аспекты этрусского полиса в теоретическом плане, вследствие чегоеще многие вопросы остаются без ответов. Начиная рассказ о составных частяхэтрусского города – государства стоит сказать несколько слов о терминологии. Входе исследования этрусских текстов были отобраны слова с основой spur: sparal– города, sparethi – в городе, spureni – город, spurestres – гражданство.Частое упоминание этого слова доказывает развитость государственных отношений,а слово spurestres – существование гражданского коллектива. В этрусской лексикесуществуют еще несколько терминов для обозначения гражданской общины. Прежде всего,это слово tuti, в значении «государство», «общины».[20]
Так же как и в любом античном полисе, политическим, экономическим иадминистративным центром этрусского государства был город, что дает основанияназывать его городом-государством. Этрусские полиса, так же как и, например,Афины, имели свои порты: полис Цере располагал портом Тирги, полис Тарквинии — портом Грависки. Но эти порты входили в полис, а их свободные граждане былигражданами Цере и Тарквинии.
В римских источниках этрусские государства фигурируют под названиемглавного города. Например Тит Ливий и Страбон, говоря о «тарквинийцах»,«вольсинийцах», «вейянах», понимают граждан всего полиса, а так же свободныхобитателей расположенных на их территории портов. Каждый город – государство вэкономическом плане являлся целостной структурой с определенной специализацией:в Популонии первое место в экономике занимала добыча и обработка металлов, вКлузии сельское хозяйство. Нередко экономические различия приводили к военнымконфликтам между полисами.
Территория занимаемая полисом занимаемая не большой. Об этом косвенносвидетельствуют локальные алфавиты, применяемые в различных городах –государствах.
Возвращаясь к вопросу о структуре этрусского порлиса можно сказать, чтоон сложен в связи с отсутствием этрусских источников, по словам Немировскогоединственным прямым свидетельством о структуре этрусского полиса являетсякраткая характеристика Вергилия о своей родине Мантуе:
Мантуя! Предками славишся ты, но единого рода.
Рода имеешь ты три, по четыре племени каждом.
Ты же сама их глава, сильная кровью этрусской
Этот отрывок требовал разъяснения еще в древности. Современныеисследоваетли в результате сопоставления его с устройством городов в самойИталии и за ее пределами, пришли квыводу: деление народа не тридцать частей, аплеимени на три части, в древности раасмтривалась как воля богов и и хустановление. Такое установление было характерно для стран восточногосредиземноморья и представлялось как законных порядок великих богинь и богов,покровителей царской власти. Это деление относится к периоду предшествующему,образованию государства, т. е. это родоплеменное деление общества. А так как вскладывающемся государстве продолжали функционировать трибы, филы, курии,фратрии, то они наполнялись новым содержанием, объединенные трибами горожанразличного этнического происхождения говорит о разрушении древней системыплемен и курий при сохранении деления на 3 (30). последующий шаг превращалтрибы в территориальные единицы.[21]
2.2 Этрусские города-государства
По данным литературных источников и археологии древнейшиегорода-государства возникли на западном побережье Апеннинского полуостроваизвестного грекам как Этрурия. Этрусские тиррены были древнейшими строителямиИталии. Даже слово « тиррены» имеет в своем корне turr, что означает надревних средиземноморских языках «крепость»[22] Залесский высказалмнение о том, что «территория городов Этрурии является Terra Incognita», но пословам Немировского это положение изменилось уже в 50-х гг. исследованияподтверждают правильность античной традиции о местоположении городов, озанятиях населения и о его этническом происхождении.
Этрусские города, в том числе и те, которые специализировались на морскойторговле были расположены, по меньшей мере, в 6-7 км от моря.
Эту особенность нельзя объяснить боязнью нападения пиратов, так как впериод основания городов в Этрурии не было других пиратов, кроме самих этрусков,а греческие мореплаватели очень редко приближались к берегам Италии.
Страбон указывает, что там, где этруски могли действовать согласованно,они не только могли защитить себя от нападения противников, но в свою очередьнападать и совершать дальние походы.[23]
Но так же он указывает на то, что «побережье лишено гаваней. Поэтомуоснователи городов или совершенно избегали моря или же выставляли впередиукрепления со стороны моря чтобы эти города не оказались легкой добычей длянападения с моря»[24]. это высказывание Страбонаотносится к Популонии и можно ли его применить к остальным городам побережья,объясняя тем самым их удаление от моря вглубь страны, является спорнымвопросом.[25]
Цере находился в 7 км от моря, занимая возвышенность, удобную для защиты.Он входил в конфедерацию этрусских городов, т.к. город был расположен близко кРиму, то сохранилось много легенд об основании и истории Цере. Например, ТитЛивий в Истории Рима рассказывает о постановлении диктатора Камилла, по поводудоговора о гостеприимстве с церийцами.[26] Во время вторжениягаллов в Цере скрылись весталки со своими святынями. Цере имел торговые связи сВосточным Средиземноморьем. Этому способствовало наличие богатых залежей меднойруды. Об этом свидетельствуют данные археологии. Из Коринфа в Цере доставлялиськерамические изделия, из Сирии и Кипра золотые и серебряные сосуды.
Портом Цере был Пирги, находящийся от него в 13 км. Пирги был известенсвоим храмом, который был разграблен в 374 г до н.э. флотом ДионисияСиракузского. В 1957 году были обнаружены остатки храма, позволяющегодатировать его V в до н.э.[27]
Крупным городом этрусской конфедерации были Тарквинии. Городгосподствовал над обширной плодородной областью. Тарквинии часто упоминалисьТитом Ливием[28] в связи с войнами,которые римляне вели за господство в Италии. Например, тарквинийцы и вийянеоткликнулись на призыв изгнанного царя Тарквиния и выступили против римлян.
В северной Этрурии выделился город Ветулония Силлий Италик считает,символы царской власти в Риме – фасции, изумрудное кресло и тора с пурпурнойкаймой были заимствованы из Ветулония[29].
Одним из наиболее знаменитых этрусских городов была Популония,расположенная «на высоком мысе круто спускающемуся к морю в виде полуострова».Сервий считаеи Популонию древнее других этрусских городов, связывал историюэтого города с жителями Корсики, которые участвовали в его основании. НоНемировский, ссылаясь на данные археологии, исключает возможность основаниягорода корсами. По его словам, могильники Популонии носят черты чистой культурыбеллановой, в городе имелась железная руда, добываемая на о. Эльба.[30]
К этрусской колонизации относилась Вольсиния. Город вел войны с римлянамина протяжении IV и III вв до н.э., и в последствии был разрушен, а неподалекуот него образовались новые Вольсинии. Археологические данные раскопок оченьспорны, вследствие чего, определить точное местонахождение древних Вольсинийочень сложно.
Часто упоминается в древних источниках этрусский город Вейи, который,согласно сведениям Тита Ливия, вел войны уже в период «легендарных царей»Ромула[31]. Немировский, ссылаясьна Немушева, говорит о трех войнах Рима с вейями: первой, относящейся кначальному периоду Римской республики, второй – 438 – 426 гг до н.э. и третьей406 – 396 гг. переданной вкратце как «десятилетняя осада Вей».
Имеются обширные археологические материалы, т.к. раскопки осуществляютсяс 1839 г. Были найдены укрепленные стены и храм, датируемый V в до н.э.,некрополи с настенными изображениями.
Другой этрусский город, занимавший господствующее положение на пути вАдриатику, и входивший в 12-тиградие б. Клузий, «который в древности называлиКамарис»[32]. В последствии он попалпод власть Порсены и останки этого города не обнаружены.[33]
Город Арреция распологается «внутри страны в горах»[34],а точнее в предгорьях Аппенин длиз Арма. В начале он принадлежал Тарквинии иявлялся противником Рима.
Эти города являлись крепостями, господствовали над определенной сельскойместностью.
2.3 Этрусская культура и религия
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков даетих духовная жизнь и религиозные верования.
Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологическогомира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуютразличные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона,Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия[35], в трудах которых можнопочерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания,организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об ихдостоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источниками римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.
Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература,причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего,не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков.Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самогоактера в древности – nister.
С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишьпредположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовомуимени satrma связано представление о его происхождении.
Значительно более подробные сведения дошли до нас через латинскихписателей о религиозной литературе этрусков, она пользовалась известностью вРиме и содержала определенные знания из различных областей древней науки.
Согласно Цицерону этрусские религиозные книги подразделялись на трикатегории libriharus – pisini, fulgurales и rituales. Судя по косвенным даннымдревних авторов, эти книги были составлены в стихах, и, как говорит традиция,являлись откровением этрусского бога Тагета и нимфы Вмонии.
libriharus – pisini являлись трактатом о совершенствовании гарустиций,т.е. содержала правила гаданий по внутренностям животных и их толкованиях. Этобыла скорее самая древняя часть этрусской дисциплины.
Fulgurales содержит учение о смысле и значении молнии. Это было весьматрудно, молнии, в зависимости от места, времени года, дня ее падения,придавалось особое значение. Этруски отличали 9 божеств громовержцев, из нихглавное — Тикия обладал тремя молниями. Существовали различные жрецы, которыеосуществляли толкования влияния молний на частные и общественные дела.
Rituales содержали правила основания и устройства городов по этрусскимобычаям, сложившиеся еще в эпоху бронзы и применяющиеся при сооружениитеррамар. Соответсвующий ритуал был направлен на ориентацию направлений, идущихиз определенного центра, отмеченного жрицом и освященного его действиями. Этиправила должны были кое – что содержать из геометрических познаний этрусков.
Составной частью этих книг были прогнозы относительно продолжительностичеловеческой жизни, описание загробной осуществлялось и по погребальнымритуалам.
В Этрурии существовали авгуры, которые являлись толкователямипредзнаменований по полету, крику и кормлению птиц. Правила этих толкований также находились в книге.[36]
По мнению Ельницкого, священные книги заключали в себе так же не малоисторических сведений и являлись своего рода этрусской Библией, с нимсоглашаются и другие исследователи.
Отголоски этрусской религии можно найти в религии римлян. В определеннойстепени это объясняется тем, что что в основе этих двух религий лежатобщеиталийские религиозные представления и культовые навыки, сложившиеся впредшествующие эпохи их совместного культурного развития.
Этрусская религия обладала космогоническим учением, имеющим точкисоприкосновения с легендой Исиода о веках мироздания, а еще более сдревневавилонскими и библейскими сказаниями космогоническо – пророческогохарактера. По этому учению творец создал мир за 12 тыс. лет, корреспондирующихс 12 знаками зодиака. Человеческая жизнь так же слагалась из 12 семилетий.Человек, проживший более 9 семилетий, не мог более расчитывать на помощьочистительных культовых действий.
Эти этапы создания на некоторых моментах сходны с Библией. Ученые Ж. Бидеи Ф. Нюмона считают источником Суды сочинения еврейского автора, который былзнаком с греческим и зороастрийской литературой. М. Паллатино полагает, чтотекст Суды – компеляция этрусских и христианских элементов в литературнойобработке поздней эпохи Рима. А Паиньоль, возражает против обеих трактовок,находя элементы этрусской космогонии, изложенной Судой, в этрусском тексте тоговремени, когда христианство еще не существовало, а контакты этруссковсносителями иудаизма не достоверны и маловероятны.[37]
В эпоху Сасанидов, в котором время жизни человечества ограничивалось всето же цифрой – 12 тыс. лет, этрусское космогоническое учение восхордит к какому– то общему восточному источнику, а не к Библии.
Представление о человеческом веке перенеслось затем и на государственную жизнь,возникло учение о веках в жизни государства, которое затем, перешло в Рим, гдестолетние празднества, то же, что и этрусские ритуальные очистительные игры,исполнявшиеся по истечению века в жизни государства… по истечению 9 веков,круг исторической жизни человечества должен был начинаться с начала.
Исследователь Немировский говорит о времяисчислении у этрусков и умбровсутками – от полудня, до полудня. По его мнению, это исчисление заимствовалиумбры у этрусков, вычисление полудня требовали сложных жреческих правил.Необходимы были приспособления, сначала – примитивные, а затем более сложные.Этрусская неделя состояла из 9 дней. Девятый, праздничный день, предназначалсядля приветствия царя. В III в до н.э. римляне изменили такую последовательностьи ввели восьмидневную неделю. Исследователям известны названия восьми месяцевэтрусского календаря, но, скорее всего, их было больше, на это указываютархеологические материалы. Наиболее крупной единицей измерения времени был век.Этрусский аналог слову «век» ученым неизвестен.[38]
Цензорин называет «веком» период человеческой жизни от рождения досмерти. Это понятие было перенесено на полис. Полисный век – это период жизниодного поколения граждан. Из этого следует, что этруски связаны не какэтническое общество, а как полисное. Века Тарквиний, Цере, вей не совпадали. Нов другом отрывке того же Цензорина дается ясная концепция векоисчисления соссылками на Веррона. Так же у древних авторов не было единого мнения об общемколичестве веков, отпущенных этрусскому народу.[39]
Заключение
Изучение данной темы позволило сделать следующие выводы:
Рассмотрение проблемы происхождение этрусков показало, что на данныймомент существует три теории происхождения этрусков, но ни одна из них не имеетпреобладающего влияния, так как с новым витком развития появляются все болееновые археологические, лингвистические, этнографические и другие материалы,которые склоняют маятник научных мнений, то к одной, то к другой теории.
Выявление общественно-политического устройства городов – государствЭтрурии показало, что оно представляло собой конфедерацию 12 государств,которые являлись самостоятельными политическими образованиями, но носили непостоянный характер.
Анализ культурного развития народа, позволил раскрыть основныерелигиозные воззрения, космогонические представления этрусков, а так же понятияо времени и религиозные трактаты.
В указанный хронологический период этрусская конфедерация достигланаивысшего развития политической и общественной отношений, после которогоразвитие идет по нисходящей линии.
Таким образом, данная тема предполагает дальнейшее изучение вопроса овлиянии Этрурии на становление и развитие римского общества, его культурныхособенностей, а так же влияние и взаимодействие соседних с ними племенныхобразований, и, более того, выявление восточных элементов в самой культуреэтрусков.
Список литературы:
1. Геродот История. В 9 книгах. — М.,1993
2. Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 тт.т.1 – Анналы. Малые произведения. Т.2. – История – СПб., Наука, 1993.
3. Диодор Сицилийский. Историческаябиблиотека. Перевод с греческого И. Алексеева – СПб, 1774
4. Страбон. География. В 17 книгах.Научно – издательский центр «Ладомир» — М., 1994
5. Тит Ливий. История Рима от основаниягорода. – М., Наука, 1989.
7. Фукидид.История. \ Под ред. Боровского. – М., 1981
8. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис –Л., 1976
9. Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках вработе Н.Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. – М., 1935
10. Ардзинба В.Г.Ритуалы и мифы древней Анатолии – М., 1982
11. Бекштрем А.Исследования в области этрускологии. Выпуск 1. СПб, Типография М.А. Александрова,1908
12. Блаватский Т.В.Греческое общество во II тыс. до н.э. и его культура – М., 1976
13. Богаевский Б.Л. Этрускив работах Н.Л. Марра\\ история докапиталистических формаций. – М. – Л., 1935
14. Бурман Я. МоуховаБ. Загадочные этруски – М., 1970
15. Вогэн А.К. Этруски.Изд-во «Кросс», 1998
16. Гордезиани Р.В.Этруски и картвильский. – Тбилиси, 1980
17. Залесский Н.Н.Этруски в Северной Италии. – Л., 1959
18. Залесский Н.Н. Кистории этрусской колонизации Италии в VIII- IV вв. до н.э.
19. Залесский Н.Н. Ксоциальной истории этрусков — Ученые записки ЛГУ. Вып. 17, 1950
20. Залесский Н.Н.Этруски.\\ Проблемы истории докапиталистических обществ – М.- Л.,1935, № 5-6
21. Залесский Н.Н.Этруски в Риме – Научные доклады высшей школы. – История науки – М., 1953, вып.1
22. Ильинская Л.С.История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытийпоследних десятилетий – ВДИ, 1973, вып. 1
23. История ДревнегоРима \ под ред. В. И. Кузищина. – М., 2000
24. Ихоленштейн Г. Историческоезначение вопроса об этрусках – ВДИ, 1938, № 4.
25. Кондратов А.М.Этруски. Загадка номер один. – М., 1977
26. Мавлеев Е.В.«Книша жизни» у этрусков. Труды государственного Эрмитажа XVII век. – Л., 1976.
27. Мавлеев Е.В.Греческие мифы в Этрурии. О понимании этрусками греческих изображений. –Античный мир и археология. – Саратов, 1979
28. Малк И.Л.Проблема населения древнейшего Рима — ВДИ, 1979, №1.
29. Наговицин А.Е.Этруски. Мифология и религия этрусков. – М.,2000
30. Негай Ф.М. Рим ииталики. Минск, 1963.
31. Негай Ф.М. Образованиеримского государства – Минск, 1972.
32. Немировский А.И. Этрускив греческой литературе и историографии. – ВДИ, 1976,№3.
33. Немировский А.И.Идеология и культура древнего Рима., Воронеж, 1964
34. Немировский А.ИЭтруски: от мифа к истории– М., 1983
35. Немировский А.И.Каталог этрусских кораблей в «Элиаде». – ВДИ., 1977, №1
36. Немировский А.И.,Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежскогоуниверситета. – Воронеж, 1969,
37. Немировский А.И.История развития Рима и Италии. – Воронеж, 1962
38. Сестов В. Римскоегражданство. – М., 1970
39. Тимофеева Н.К.Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. – Новосибирск, 1980.