Школа-комплекс «Универс»№ 106
ВЕЛИКАЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПУ
творческая работа по истории
выполнила ученица9«А»
Бобылева Екатерина
г. Красноярск
1998г.
Великая французская революция
и её влияние на Европу
(План выступления потеме)
1. Революция — особая нравственная тема.
2. Россия сегодня — реформы или большиесоциальные потрясения?
3. Франция — камертон Европы.
4. Влияние Французской революцииогромно.
5. Почему же влияние было так велико:
· практическаякульминация идей просвещения;
· идеалобщественной, политической и экономической жизни;
· идеи бунта ипротеста всегда зажигают умы;
· идеи«равенства на деле».
6. Исторические итоги революции.
7. Какая она на самом деле, или другаяоценка революции.
8. Россия и революция — дилемма Запада иВостока.
9. Что нужно для революции.
10.Нужна ли нам революция?
Оглавление
стр
Введение. 4
Глава I. «Франция — камертон Европы».
1. Идеи революции. 8
2. Распространениереволюции на Европу. 13
3. Итоги революции. 18
Глава II. «Россия подзнаком Великой французской революции».
1. Распространениефранцузских веяний в России. 22
2. Восстаниена Сенатской площади. 24
3. Общественныетечения в России после декабрьского восстания. 27
4. Двавзгляда на Россию. 29
Заключение. 32
Использованная литература. 34
ВВЕДЕНИЕ
… Но о чем я забочусь более всего и что для меня самое
важное, — так это заботиться о том, чтобы узнать, чем мне
необходимо руководствоваться в жизни, а отнюдь не забаве
публиковать то немногое, чему я научился...
Рене Декарт преподобному Отцу Мерсену
Амстердам, 15 апреля 1630г.
Темы добраи зла, справедливости и насилия, свободы изависимости — извечные темычеловечества, история их ставит перед каждым поколением, а жизнь — перед каждымчеловеком. Сегодня на эти вопросы отвечаем мы. И можем сами выбрать вариантыответов. Но есть периоды в истории, когда цена ошибки — сама жизнь.
Это периоды потрясений и революций....
Франция традиционно считается законодательницей мод, французский языквсегда был языком русского дворянства. Нам известны многие имена французскихживописцев, писателей. Жизнь французского двора известна нам лучше, чем историяРоссийского государства. Но наши связи с Францией ограничиваются не толькокультурой. Франция всегда играла огромную роль в жизни России и другихевропейских государств. Многие говорили, что для того чтобы понять и узнатьЕвропу, достаточно узнать Францию. Вот как выразился по этому поводу в своейкниге «Россия и Европа» А.Я. Данилевский: «… Но, скажут, Франция — еще неЕвропа. Нет, Франция — именно Европа, ее сокращение, самое полное еевыражение. От давних времен история Франции есть почти и история Европы. Все,в чем Франция не участвовала, составляет частное явление жизни отдельных европейских государств; все же истинно общеевропейское есть непременно и попреимуществу явление французское».
Влияние на Европу Великой французской революции так велико, что еготрудно переоценить. Она повлияла не только на отдельные события в отдельныхстранах, но и, по единодушному признанию историков, оказала огромное влияние навесь XIX век. Она осуществила свое стремление к добруи справедливости через торжество идей разума, свободы и равенства. Онасовершила, по словам Николая Бердяева, «один из величайшихгуманистических экспериментов»[1]. Она озарила светом своих идей целые народы и повергла многих в неописуемыйужас. По словам того же Бердяева, „социализм, столь характерный для XIXвека был не только порождением Французской революции, он был также реакцией наФранцузскую революцию, реакцией против того, что Франция не исполнила своихобещаний, не осуществила свободы, равенства и братства“. Реакция нафранцузскую революцию очень неоднозначна. События во Франции со всейочевидностью показали, что всякая революция несёт в себе бунт, анархию итеррор. Борьба за лучшую жизнь всех людей, за идеалы свободы и справедливостидля многих современников превращается в ужасы репрессий, террор, варварскийбеспредел и смерть. Не случайно сама Франция сурово обошлась с героями Великойреволюции, так почитаемыми многими европейскими современниками и потомками, непростив Робеспьеру и его сподвижникам крови своего народа. Наверное в СССР имяРобеспьера знал каждый школьник. Даже в таком далёком от Франции городе какКрасноярск его именем названа улица. И таких названий видимо немало до сих порв городах России. Но официальная Франция забыла своих «героев» — революционеров. В столице Франции нет ни одного крупного памятникаМаксимиллиану Робеспьеру, он похоронен на мало кому известном кладбище вбратской могиле.
Именно историяФранцузской революции и её влияния на европейские события позволит нам ответитьдля себя на многие вопросы. Что такое свобода? Когдаможно говорить о свободе одного человека, или целого народа? Великий русский художник Илья Глазунов сказал однажды, «что свободы вообще несуществует, есть свобода от… и свобода для...». Так ли это? А что такое благоденствие народа и как егодостичь? И почемуборьба за светлые и чистые идеалы человечества, за улучшение жизни людей,притесняемых кем-либо всегда несет жестокости, анархию и кровь?
Говорить овлиянии какого-то события, происходящего с одними людьми на жизнь других людей,других народов, на их историю довольно сложно. Пусть даже это такоезначительное событие как революция. Французская революция долгое времябудоражила Европу своими идеями, революционным порывом огромного народа иявилась поводом к размышлениям и активным действиям многих людей и сообществ напротяжении целого века. Потому, говорить о влиянии — это говорить о том, какидеи освобождения от бесправия и угнетения переносятся от одного народа к другому.Это говорить как огонь бунта и борьбы против старых порядков охватывает вседругие страны. Как представления о новой жизни, о другом общественном иэкономическом укладе заражают умы многих людей. Сама попытка изменить ходистории, сделать то, о чём многие только мечтают, пробуждает людей к активнымдействиям. Íо революция ещё и предостерегает,настораживает. Она показывает, как опасно для любой формы государственногоправления объединение больших масс народа против. Как стихиен и неуправляембунт толпы. Как непредсказуема революция, и может обернуться для многихкрушением несбывшихся надежд и судеб.
Раскрывая этутему, мы можем понять, что такое революция, как она возникает, чем она важнадля других: какие философские, экономические и социальные идеи она принеслачеловечеству, какова роль революций в истории. И попытаться ответить на вопрос: А нужны ли нам революции?
Французскаяреволюция и Россия — тема особая. Известно, что идеи и события французскойреволюции оказали огромное влияние как на движение декабризма и социализма вРоссии, так и в дальнейшем на многих деятелей российских революций XX века. Те же идеи свободы, равенства и братства былипровозглашены Октябрьской революцией 1917 г. А все ужасы якобинской диктатурынаш народ прочувствовал в российском варианте начала XX века. В России сначала Французской революции возникли мощные, противостоящие друг другутечения. Главным камнем преткновения для них стал вопрос: «по какому путиразвиваться России?»
До сих пор неутихают многочисленные споры о том, к какому цивилизационному типу следуетотносить Россию: к Востоку или Западу. Часть исследователей считает, что у неёособое место в мировом развитии — евразийский тип. Широко распространеномнение, что Россия — это особый «исторически сложившийся конгломерат народов,относящийся ко всем существующим типам цивилизаций, объединённых мощным централизованнымгосударством». Всем известно, что Россия расположена между двумя мощнымицентрами цивилизаций — Востоком и Западом, и включала в свой состав народы,развивающиеся как по западному пути, так и по восточному. Это сказывалось наобщем развитии России. И наше огромное «дрейфующее общество» история сдвигалато к Востоку, то к Западу.
Вихрь Великойфранцузской революции многократно отозвался в различных событиях жизни нашегоотечества, отклоняя маятник исторических весов то на Запад, то на Восток… Онвдохновил огромное количество прогрессивно мыслящих людей, заразив ихстремлениями к борьбе за лучшую долю русского народа, за всемирное братство исправедливость. А другая часть русских патриотов была вынуждена бороться противиноземных идеалов, за сохранение русской национальной самобытности и укладажизни. Но была, конечно, ещё значительная часть общества, которой не нужныникакие перемены. Это их так резко и горько высмеивали классики русской литературы.
Когда мысмотрим на историю, невольно возникает вопрос: А что изменилось с тех пор? Мне кажется, тогда люди больше думали о нравственномзаконе: о том что такое справедливость, добро, благо для всех. Они думали каксделать счастливыми и свободными всех. Сама идея капитализма возникла какпопытка достичь всеобщего национального благоденствия.
А мы? Мы думаем сегодня о благе всего народа, всей нашей нации?
Наверно, наэтот вопрос каждый должен ответить сам за себя.
ГЛАВА I
* Франция — камертон Европы *
Идеи экономистов и политических мыслителей- и когда они правы и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чемпринято думать. В действительности именно они правят миром.
ДжонМ. Кейнс
1. Идеиреволюции.
В каждомгосударстве всегда кто-нибудь недоволен жизнью. Когда недовольных становитсямного и они объединяются — возникают волнения, восстания, стачки, бунты. Когдаи как возникает революция? Революция — это результатдлительного недовольства больших масс населения своей жизнью, властью,законами. Революция предполагает объединение в своем недовольстве самых разныхслоев общества. У них, конечно разные цели, разные интересы, но есть одножелание — избавиться от той жизни, которая есть сейчас. Бунт противсуществующих порядков — основная связующая всех нить революции. Но дляреволюции важно ещё и другое: должны быть люди, которые не просто хотятразрушить существующее, но и знают чем заменить разрушенное. Каждая революциянесет свои идеалы новой жизни, правды и справедливости.
Во Франциибыло два мощных течения, которые подготовили и совершили революцию:а)буржуазия, или третье сословие, которое было пропитано великими идеямипросвещения и имело свои представления относительно политическогопереустройства государства и б)крестьянство (а также городской пролетариат) сосвоим отчаянным стремлением к улучшению жизни. И когда эти два течениясовпали, объединились с одной, вначале общей для них целью, а затем оказаливзаимную поддержку друг другу и наступила революция.
Философы и просветители XVIII в. давно подрывали основы современных им государств,где политическая власть и громадная доля богатства принадлежали аристократии идуховенству, в то время как народные массы находились в полунищем состоянии.Они провозгласили верховное владычество разума и выступали с проповедью веры вчеловеческую природу. Веры в то, что человек сможет проявить свои хорошиестороны, как только ему будет дана свобода и восстановлена справедливость. Идеиравенства всех людей без различия рода и племени, обязанность всякого гражданина, будь от король или крестьянин, повиноваться закону, установленномупредставителями народа, свободные договоры между свободными от феодальной икрепостной зависимости людьми — все эти требования философов, связанные в одно целое, проникнув в массы французского народа, подготовили в умах падениестарого строя.
Изучениеполитических и экономических вопросов нового строя, благодаря работам Юма,Гоббса, Монтескье, Руссо, Вольтера, было весьма распространённым занятиембуржуазии. Работы по экономическим вопросам и роли частной собственности былиочень популярны в обществе. И ещё до того, когда вспыхнула революция идеалцентрализованного, благоустроенного государства под управлением людей,обладающих земельной и промышленной собственностью или же занимающихся свободнымипрофессиями, намечался во множестве книг и брошюр. Отсюда деятели революции и черпали впоследствии свое вдохновение и свою обдуманную энергию.
Идеалом третьего сословия былодать Франции конституцию. Король должен стать лишь символом национальногоединства, утверждающим волю парламента, и иногда удерживающий равновесиемежду партиями. Настоящая же власть должна быть выборной и находиться в рукахпарламента, в котором образованная буржуазия, представляющая деятельную идумающую часть нации, главенствовала бы над всеми остальными сословиями. Приэтом государство должно, утверждали они, способствовать обогащению частныхлиц и накоплению больших состояний. Многие верили, что обогащение отдельных лиц- путь обогащения всего народа. Экономические пожелания того времени можноотразить понятием „свобода промышленности и торговли“, предполагающиеналичие большой массы рабочих рук, за счет высвобождения крестьян от феодальнойзависимости и устранение государственного вмешательства, стесняющегопредпринимателя.
По своим устремлениям, знаниям,навыком в политических делах, по своей сознательности и последовательностибуржуазия, конечно же превосходила простой народ, который не создал себеобщественного и экономического идеала. И хотя великие идеи свободы и равенствадошли до самых темных уголков. Хотя в умах уже вспыхивал огонёк возмущения ибунта, и надежда на близкую перемену заставляла биться сердца даже самыхзабитых людей, идеи народного освобождения и экономических преобразованийпроявлялись в народе лишь в форме простого отрицания и неясных стремлений кчему-то. Многие лидеры так и думали: «К чему говорить народу, как будетустроено будущее? Это только охладит революционный пыл.Пусть только у народа хватит сил для нападения на старые учреждения, а тамвидно будет, как устроиться». Вот почему мысль народа чаще выражалась влозунгах: «Долой десятину! Ничего не платим! На фонарь аристократов!» Этоотсутствие у народа ясного понятия о том, что можно ждать от революции, привеловпоследствии к самым разным столкновениям. И вылилось в анархию и стихию.
Французская революция сталапрактической кульминацией философии просвещения, носившей все великие идеипозднейшего времени. По образному высказыванию русского философа Н. А.Бердяева «разум, просветительный который есть разум самоутверждающийся,стремящийся стать судьей и вершителем истории праздновал тогда своиклассические победы».[2]И не может быть препятствий для разума и его побед.
Корень слова просвещение- «свет» указывает на главную цель просветителей — развеять с помощьюразума тьму невежества и пелену лжи, открыть человеку истину о нём самом и одействительном положении вещей. «У человека нет другогоинструмента для совершенствования общества и самого себя, кроме разума. Еслиразум активен и свободен, то всегда есть надежда на спасение и счастьечеловека. Он не признает запретных, непознаваемых сфер и исследует все сущее.Он сам себе верховный судья и не терпит диктата внешней силы. Главная егозадача состоит в том, чтобы осознав незыблемые законы природы, общества ичеловеческого развития, сделав их ясными для возможно большего числа людей,подчинить природную и социальную необходимость морально обоснованной воле человека, стремящегося к счастью и неограниченному саморазвитию»,- так писалМари Жан Антуан де Кондорсе, аристократ, социолог, математик, член французскойАкадемии наук.[3]Во время революции — сначала депутат, затем председатель ЗаконодательнойАссамблеи, член Конвента. Его идеи типичны для эпохи революции и нашли живейшийотклик в умах всей просвещенной Европы. Его называют творцом новой историикультуры и его схема европейской культурной истории стала основой школьных учебниковна полтора столетия.
»Познайистину и истина сделает тебя свободным" — вот неизменный лозунг тоговремени. Вместе с человечеством, считали философы, совершенствуется и разум:возрастает сумма знаний и умений, устраняются предрассудки, разум становитсявсе более логичным, независимым от страстей и групповых интересов, постепенноон осознаёт не только ближайшие, но и отдаленные последствия событий, онстановится все более моральным и яснее осознает свои главные цели — достижениеравенства, свободы и справедливости. Немало общественных деятелей выражали в товремя точку зрения Руссо на то, что истинно демократический строй возможен лишьв нравственно совершенном обществе, которое воспитывает в своих гражданахчувство сердечной доброты, сострадательности и справедливости. А нравственноевоспитание возможно лишь там, где установлено имущественное равенство изапрещена роскошь. Главными задачами новой эпохи должны были стать уничтожениенеравенства между нациями, достижение равенства и солидарности общественныхклассов, совершенствование человека. Это, конечно, не произойдет быстро. Дляэтого надо развивать культуру, влияющую на развитие человека. Развивать умы.Развивать науки и просвещение. Для этого нужна новая педагогика. Вся жизнь человека,жизнь государства его Конституция и законы должны точно соответствовать природеразума.
Представленияпросветителей были очень гуманистичны и несли в себе высоконравственные идеалы.Во Франции того времени среди третьего сословия было немало просвещенных,образованных людей, которые хотели избавить свой народ от гнёта, нищеты,бесправия. Но когда всю нацию захватила волна разрушения: старых порядков,законов, норм добрососедства, когда в порыве ненависти люди начали убивать другдруга, эти идеи и лучшие намерения стали для многих далекой путеводной звездой.Каждому приятно, когда звёзды ярко светят в небе. Но так мало эти далекие огнивлияют на наши поступки и чувства! И немало людей отказалось от своих идеалов,когда пришла пора делить власть, землю, собственность. Революция показала, каксильно отличались светлые и чистые идеалы будущего, захватившие все слоиобщества от конкретных событий и поступков людей из которых и складывалась история.
Вот взгляд наФранцузскую революцию английского историка и философа Томаса Карлейля,отражающий настроения многих после кровавых событий 1793 года: «… Революция — это безумие, которое живет в сердцах людей. Оно и в том и в другом человеке;как ярость или как ужас оно во всех людях… Революция — это открытое восстаниеи насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии противразложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламываеттюрьмы, выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимобушует, охватывая мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочногобешенства, пока не перегорит сама собой, пока не разовьются элементы новогопорядка, которые она содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархияне будет если не упрятана снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы неокажутся направлены к своему предназначению как здравые и контролируемые».[4]
Каждаяреволюция несёт не только разрушение старого образа жизни. Рушатся судьбылюдей, их отношения. Постепенно меняются взгляды людей, их ценности. Вихрь разложениязахватывает и души. Не случайно, приверженцы гуманистических идеалов свободы инеприкосновенности личности, пусть и под давлением обстоятельств(контрреволюция, внешние враги и т.д.) обагрили свои руки кровью народа,потоками лившейся с гильотин. Именно французская революция остро поставилавопрос: « Нужно ли добиваться лучшей доли для одних, пусть даже большинства,жертвуя жизнями других людей?» А по другому, без кровии убийства, можно ли изменить порядок вещей?
Часть философов ужасыреволюции связывали с тем, что поколение эпохи просвещения потеряло идею Бога.Идеология просвещения, идеология гуманизма освободила человека, поставила его вцентр природы и мироздания. В человеке, считали философы, есть два начала: душа- как бы нечто божественное, и тело — что-то вроде бессловесной скотины. Вотношении тела мы и правда не превосходим некоторых животных. А что касаетсядуши, то мы настолько способны воспринять божественное, что сами могли быпролететь мимо ангелов и соединиться с Богом. Эти два начала в человеке всегдавраждуют и находятся в неясном раздоре друг с другом. Тело наслаждается вещамивидимыми. И как всякое видимое, оно преходяще и смертно, его тянет вниз. Душаже стремится вверх, ищет того, что истинно и вечно, презирая то, что видимо итленно. Бессмертная, она любит бессмертное, если только не утонет в грязи тела.Освободившись от божественного человек освобождается от бессмертной нетленнойдуши. Находя истину только посредством разума, он теряет её.
Если человек — это дух и плоть, то что питает дух человека, освобожденного от божественнойнебесной истины? Его низменные страсти и желания? Что заставляет человека думать не о себе, а о других? Любить людей, прощать им обиды, терпеть нетерпимостьсоперников? Высокий нравственный закон, созданныйсамими людьми? Но почему тогда никто неудержался в рамках этого закона? Ведь,революционеры не были злодеями, эгоистами, хапугами. Ведь, санкюлоты — когда-топростые законопослушные граждане — просто хотели добиться большейсправедливости. Когда они перешли черту, после которой страна провалилась вбездну разнузданной анархии и кровавого террора? Можетбыть порочна сама идея полного освобождения человека? И человек несвободен от высшего морального закона жизни.Некоторые философы, признавая французскую революцию практической кульминациейэпохи просвещения, её кровавые итоги считают не случайными. И называютреволюцию закономерным провалом самих идей просвещения. Освобождаясь от высшейБожественной зависимости, говорят они, человек попадает под власть греха. Исама революция и события после неё это показали это. Вот почему революция несдержала своих обещаний, вот почему не удержалась республика, вот почему всесобытия после революции привели к восстановлению монархию. Начав революцию,Франция должна была искупить свой грех.
И все-такиВеликая французская революция очень сложна и не случайно вызывает так многоразличных и противоречивых оценок. Слишком много разных групп людей, разныхобщественных течений, разных сословий пытались за счет неё найти для себялучшую долю и по-своему решить вопросы справедливости и свободы. Огромноестремление народа к освобождению от гнета богатых, от несправедливости не можетне вызывать сочувствие. Но как сделать всех свободными, довольными и богатыми? В рамках законов, диктуемых духовенствомответов не было. В 1789 г. в обществе появились социалистические воззрения. ЕщёРуссо, Гельвеций, Мабли, Дидро и др. считали неравенство состояний и скоплениебогатств в руках немногих людей главным препятствием к установлениюдемократической свободы. А в годы революции эти воззрения начали высказыватьсяс большей силой. Немало деятелей революции утверждало, что равенство вполитических правах ещё ничего не даёт, если нет права на деле. Это последнее,говорил Кондорсе, представляет собой «последнюю цель социального искусства»,так как неравенство богатств, неравенство состояний и неравенство образования — главные причины всех зол. Вот как эти идеи выражены в одной из брошюр тоговремени «Наказе бедных»: «Всегда было и всегда будет только два действительноотдельных класса граждан — собственники и несобственники, из которых первыевладеют всем, а вторые ничем».[5]Весьма распространенная формула первых лет революции: «Большие состоянияпредставляют препятствие к свободе». В крупных городах, в народе в потребностяхсамой жизни возникали первые коммунистические идеи. Главные из которых: ораспределении средств существования и о всеобщей собственности на землю, атакже право всех на образование. Предполагалось наряду с правом всех напродукты и товары первой и второй необходимости, также личное право на избыток.
Идеисоциализма не были на деле осуществлены французской революцией. Но именно онисущественно повлияли на весь XIX век и на становлениеидей социальной справедливости в веке XX. Именно онилежали в основе Октябрьской революции в России.
2. Распространениереволюции на Европу.
Французскаяреволюция произвела огромное впечатление на многие народы Европы и вдохновилапрактически всех участников революционных событий в Европе начала XIX века. Так, английские виги и их вождь Фокс оцениваливзятие Бастилии как «самое великое и благотворное событие, когда-либопроисходившее в мире. Многие английские писатели: Вордсворт, Роберт Бернс,Кольридж, Шеридан и др. восторженно приветствовали революцию. В то же время вАнглии появился памфлет «Размышления о революции», в котором его автор, бывшийвиг Берк, называет революцию «сатанинским делом», грозящим гибелью для всейевропейской цивилизации. Памфлет вызвал бурные протесты и породил целуюлитературу, посвященную теме революции, освобождения народа от гнета инесправедливости. С 90-х гг. в демократическом движении Англии стали приниматьширокое участие народные низы. Появлялось всё больше и больше новых центров идвижений, выступающих за коренную демократизацию всего политического строяАнглии. Наибольшую известность и размах приобрело «лондонское корреспондентскоеобщество», председателем которого был сапожник Томас Гарди. Массовая агитация,которая велась этим обществом, посылка делегатов во Францию серьёзно встревожилиправительство. Начиная с 1892 г. в Англии стали проводиться репрессии. Заочнобыл осужден Томас Пэйн, который уехал во Францию и был избран членомфранцузского Конвента. Кстати, его книга «Правда человека», о событиях французскойреволюции, разошлась в Англии с небывало высоким тиражом — около миллионаэкземпляров. Английское правительство заняло непримиримую позицию по отношениюк демократическим проявлениям внутри страны, но несмотря на репрессии, агитацияпродолжалась усиливаться. Берк считал, что из 400 тыс. человек, которыеинтересуются политикой в Англии, не менее 80 тыс. человек стоят на позициях«решительных якобинцев». В Англии росло недовольство правительством, учащалисьвыступления бедноты, массовые волнения моряков. Матросы поднимали на мачтахкрасные флаги. Правительство ответило массовыми арестами, повешением активныхучастников восстаний, тюрьмами и запретами всяких демократических обществ ирабочих союзов.
Ирландия, по-прежнемуоставаясь угнетаемой английской колонией, с надеждой откликнулась на события воФранции. Здесь возникло сильное демократическое движение, объединившее всехпротивников английского господства, возглавляемое буржуазными революционерами.Они стремились к созданию независимой ирландской республики. И готовиливосстание, очень надеясь на поддержку Франции и её экспедиционной армии. Новосстание было подавлено с исключительной жестокостью. И после проведения«объединения» (унии) ирландского и английского парламентов в 1801 г, Ирландиялишилась всех остатков своей автономии.
Революция во Франции немогла не оказать влияние на развитие внутриполитических событий в странахконтинентальной Европы. В них, также как и во Франции, начались революционныедвижения. Раньше всего они вспыхнули в Бельгии, которая входили тогда в составГабсбургской империи. Под влиянием французской революции усилилась резкаяоппозиция курсу австрийского императора на централизацию монархии. Австрийскиевойска были изгнаны с территории Бельгии. После этого было образовано новоегосударство, под названием «Объединённые бельгийские штаты». В стране сразу жепосле этого разгорелась острая борьба между двумя лагерями: штатистами,выступающими за прежнюю раздробленность, сохранение власти провинциальныхправительств, привилегий католической церкви и средневековой цеховой системы игородской буржуазией, выступавшей за централизацию страны и проведениебуржуазных реформ. На протяжении нескольких лет между Австрией и Францией шлаборьба за захват бельгийских территорий. В результате, в 1795 г. Бельгия былаприсоединена к Франции. Она лишилась суверенитета, её экономика была подчиненаинтересам французской буржуазии. Но тем не менее были упразднены феодальныеотношения, проведена секуляризация части церковных владений и другие буржуазныепреобразования. Во многом это способствовало тому, что в XIXв. Бельгия стала одной из передовых капиталистических стран Европы.
Иначе проходили событияв Голландии. К началу революции во Франции находилось около 5 тыс. революционнонастроенных эмигрантов, которые покинули страну после победы «оранжистов» — сторонников Оранской династии. Революционная эмиграция всячески добиваласьвмешательства Франции в голландские дела. В Париже был образован специальныйкомитет, а во времена якобинской диктатуры даже создан «Батавский легион».Несмотря на вступление французов в Голландию, здесь проводилась весьмаосторожная политика. Ведь страна считалась одной из самых богатых в мире, аАмстердам называли «золотым мешком Европы». Собравшийся в Голландии Конвентпровозгласил Создание Батавской республики, которая находилась в зависимости отФранции.
Произошли изменения и вполитической жизни Швейцарии. Она представляла собой конгломерат, в которыйвходили тринадцать суверенных кантонов, а также вассальные территории исоюзники. Власть в стране принадлежала «старым кантонам», которыми правилгородской патрициат. Французская революция привела к тому, что в Швейцарии поднялосьдемократическое движение. Одним из его руководителей был известный педагогПесталоцци, придерживающийся позиции проведения радикальных общественныхпреобразований. В 1792 г. он получил от Конвента гражданство Французскойреспублики. После вступления французских войск в Швейцарию, была провозглашенаГельветическая республика. Принята новая конституция, которая содействовалаломке старых общественных отношений и возникновению новых буржуазных порядков.
В числе стран, накоторые французская революция оказала большое влияние, оказалась и Германия. Еёгорячо приветствовали известные деятели культуры — Гердер, Виланд, Клопшток,Шиллер. Двум последним, впоследствии было присвоено французское гражданство.Восторженно встретил революцию известный философ Иммануил Кант. Он был убеждён,что «гражданский строй в каждом государстве должен быть республиканским». Водной из последних работ « Спор факультетов» Кант, отмечая, что «французскаяреволюция вызвала сочувствие, граничащее с энтузиазмом», писал: « Эти событияслишком значительны слишком связаны с интересами человечества..., чтобы прислучае не дать народам вспомнить и повторить этот опыт».[6] Под влиянием идей французской революции оказался и
И.Г. Фихте. Он писал, что«справедливый человек может считать своей родиной только французскуюреспублику; только для неё он может жертвовать своими силами, с её победойсвязаны не только самые лучшие надежды человечества, ни и самоё егосуществование».[7]
Передовыемыслители той эпохи, находясь вдали от всех ужасов итой кровавой бойни, которую принесла народу Франции революция, воспринималилишь те благородные идеи, которые ставили перед собой французскиереволюционеры. Им казалось, что террор — лишь следствие ошибок, допущенныхреспубликанцами. Но с восторгом встретили французскую революцию не все. Многиенемецкие интеллигенты уже в годы французской республики увидели весь тот ужас,в который была ввергнута Франция после революции. А поэтому после свержениямонархии и казни короля Людовика 16 большая часть немецких писателей и ученыхстали открыто высказываться против идей французской революции. Буржуазия в Германиибыла слишком слаба экономически и слишком мало развита политически для того,чтобы преодолеть раздробленность своей страны и занять главенствующее положениев обществе.
В некоторых немецкихгосударствах, расположенных на Рейне, в Саксонии происходили крестьянскиеволнения, в прусской Силезии восстали ткачи. Большие массы людей верили впобеду идей французской революции. Один из участников крестьянского восстанияна допросе сказал: «В Саксонии все должно быть как во Франции, и мы хорошознаем из газет и из других листов, что всё там обстоит хорошо». Однако все этивыступления носили разрозненный характер и были подавлены. Лишь на границе сФранцией, на Рейне, революционные выступления приняли массовый характер.Здесь, на левом берегу Рейна, было расположено множество мелких немецкихгосударств и вольных городов. Французские события оказали большое влияние наобщественно-политическую ситуацию в этих районах. Значительная частьинтеллигенции выражала симпатии революции. Особенно активно выступали студентыи преподаватели Майнцского университета. Библиотекарь университета, ГеоргФорстер был одним из предводителей революционного движения в Германии, выступаяза решительные революционные преобразования в стране говорил: «Мы ответим переднебом и землей, если упустим возможность установить у себя новый строй…Майнцские революционеры несколько лет вели активную борьбу за осуществлениедемократии, ими был даже создан проект Рейнской республики по примеруБатавской.
Но эти планам несуждено было сбыться, так как впоследствии территория была в результате войныприсоединена к Франции и разделена на 4 департамента. Уже к концу 90-х гг.французское господство стало вызывать большое недовольство среди населенияРейнской области. Но тем не менее оно имело прогрессивное значение, так какбыли упразднены права феодалов и церковная десятина, которая должна былапроводиться на основе выкупа. Правда выкупа никто не получил, так как церковныеи светские владельцы бежали за границу. Все эти годы на территории Рейнскойобласти применялось более совершенное по сравнению с немецким французскоезаконодательство и судопроизводство. Всё это содействовало тому, чтовпоследствии Рейнская область стала наиболее экономически развитой частьюГермании.
Все эти годы политикаАвстрии отличалась крайне реакционным курсом. Правительство отказывалосьпроводить какие бы то ни было реформы. А после заключения мира с Турцией в 1891г. все внимание во внешней политики сосредоточилось на войне с Францией. Особуютревогу Австрии среди своих внутренних территорий вызывало положение в Венгрии.В одном из полицейских донесений говорилось: « Надо быть готовым к тому, что вВенгрии вспыхнет такая же революция, как во Франции». Это проявлялось вактивных антиавстрийских действиях венгерского сейма и крестьянских волнениях.В Венгрии возникли возникла революционные организации «Общество реформаторов» и«Общество свободы и равенства», представители которых находились под большимвлиянием французской революции. Они пропагандировали идеи революции, ими былипереведены работы французских революционеров, выступления якобинских ораторовв Конвенте и т.п. Члены общества «Свобода» требовали независимости Венгрии идобивались освобождения крестьян. Австрийское правительство жестокорасправилось с революционерами, обезглавив руководителей.
В Италии идеифранцузской революции также нашли немало последователей. Среди них ФилиппБуонарроти, который переселился в годы революции во Францию, был убеждённымсторонником Робеспьера, а впоследствии одним из руководителей бабувистскогодвижения. Он был близко связан со многими деятелями итальянской демократии,которые расчитывали на поддержку Франции в деле восстановления единства Италии.Однако несмотря на то, что в результате итальянского похода Бонапарта произошлисерьезные территориальные и политические изменения, ни директория, ни Бонапартне поддержали стремление итальянских демократов к созданию единой Итальянскойреспублики. Французская интервенция носила захватнический характер. Всё этопривело к созданию тайного революционного общества в Пьемонте, направленногокак против монархии, так и против французов. Восстание, организованное этим обществомбыло жестоко подавлено французскими войсками. «Я раскрыл существованиеанархического заговора, аналогично заговору Бабёфа во Франции»,- сообщилДиректории генерал Груши, командующий войсками.[8]В результате, когда была образована вторая антифранцузская коалиция,французская армия не могла уже опереться на итальянский народ. После уходафранцузов из Неаполя и Рима, там были восстановлены старые порядки.
Так от страны к странепереносились идеи и завоевания революции.
3. Итоги революции.
Французская революция,несомненно повлияла на умы и события других европейских государств. Но в чём жееё основные результаты и заслуги? Чтодала она Франции, пройдя через строй Директории и военное правление Бонапарта? Нужна ли была революция, если впоследствиина престол вернулись Бурбоны? Многиезадают эти вопросы. Но не случайно Французскую революцию называют Великой. Вэтом эпитете признание заслуг.
Действительно, революция привела к большим политическим, экономическим и воспитательнымпреобразованиям как в стране так и в Европе. Именно экономический подъём воФранции позволил ей вынести более 20 лет войн. Это войны, которые велареспублика, а затем Наполеоновские войны. Уже через четыре года революцииФранция преобразилась. По образному высказыванию П.А. Кропоткина, «крестьянин впервый раз за последние несколько лет наконец наедался досыта и разогнул свою спину».[9]Франция сделалась страной зажиточных крестьян, с высокой производительностьютруда. Нация обновилась. Это выразилось и в увлеченности политическими делами ив независимости суждений. Потому в периоды после революции страна смогласохранить земли, отнятые у дворян и церкви, удержать свободы, отвоёванные умонархии. Даже после прихода к власти Бурбонов старый порядок не был восстановлен.
Что же получилфранцузский народ, что дала революция:
-Она консолидировала иупростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результатепоявилась современная индивидуализированная частная собственность.
— Революциясмела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ кобразованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разныхслоев. Принятая Конвентом Декларация прав человека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность и право собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейскихстранах, введению конституций там, где их раньше не было.
— Она породилапарламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были:Национальное учредительное собрание (1789 — 1791 гг.), Законодательноесобрание (1791 — 1792 гг.), Конвент (1792 — 1794 гг.). Это способствовалоразвитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты.
— Новоегосударство, родившееся в ходе революции обладало большей властью над жизнью иимуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечениястабильности, равенства возможностей, социального порядка и выступало гарантомравных прав для всех граждан, контролируя социально значимые области (такиекак образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан.
Конечно,результаты Французской революции нельзя ограничить только тем, что она далаФранции. Они состоят в основных началах политической жизни завещанных всему XIX в. В ее заветах будущему, для всех стран цивилизованногомира. Считается, что реформа — это неизбежно компромисс с прошлым, тогда какреволюция обязательно содержит в себе задатки будущего. И всё, что ей неудалось провести в жизнь, все великие идеи, которых революция не сумела осуществитьили удержать, это становится содержанием периода медленного развития, эволюции,следующей за революцией.
Действительно,столетие, протекшее со времени Французской революции, характеризуется вЕвропе двумя крупнейшими завоеваниями: уничтожением крепостного права и егопережитков и ограничением самодержавной королевской власти. За это столетиесоздавалась личная политическая свобода, о которой ни крепостные, ни подданныеабсолютного короля даже не смели мечтать в XVIII в. Свершившись во Франции вовремя революции, эти завоевания составили, как отмечают многие историки тоговремени, сущность прогрессивной работы XIX в., и медленно распространялись изФранции на всю остальную континентальную Европу. Начатое французскимикрестьянами дело освобождения от крепостной зависимости продолжалось армиямисанкюлотов в Савойе, в Испании, в Италии, в Швейцарии, в Германии и в Австрии.В Германии крепостное право продержалось до 1848 г. в России до 1864 г., война1878 г. положила ему конец на Балканском полуострове, в США рабство было уничтоженов 1863 г. Ограничение абсолютной монархии постепенно также обошло всю Европу. Итеперь в сводах законов всех Европейских государств мы находим народноепредставительство.
ГЛАВА II
*Россия под знаком Великой французской революции*
Во всяком случае, заживо поджарить человека из-за своих домыслов — значит предавать им слишком большую цену.
МишельМонтень «Опыты»
1.Распространение французских веяний в России.
ВРоссии, как и в других странах было много приверженцев Французской революции.«Ставшее почти всеобщим, вольноглаголение о власти самодержавной,устремляющееся к необузданной вольности, воспалилось примером Франции», — такписали современники. В Россию проникало множество французских изданий. «Все,какие только во Франции печатаются книги, здесь скрыто купить можно», — отмечали газеты. Студенты из разночинцев переводили эти издания и продавалииз-под полы в виде рукописных списков. Поверенный в делах Франции в ПетербургеЭ.Жене сообщал в Париж, что сведения о Французской революции свободно печаталисьв русских газетах, в том числе и в правительственных «Санкт-Петербургскихведомостях» и цензура не запрещала печатать эти материалы. «Крестьяне, — писалЖене, — пожирают сообщения о французских событиях».[10]Огромным интересом и сочуствием были встречены сообщения о создании Конституциии провозглашении конституционной монархии.
Отношениягосударственной власти к Французской революции изменилось в1792 году послесвержения и казни короля Людовика XVI. Конституция 1793года провозгласили Францию республикой. Это вызвало отрицательную реакцию.Екатерина II прилагала усилия, чтобы собрать в Европесилы для разгрома республиканцев, восстановления королевской власти. Онасубсидировала Французскую эмиграцию для организации военных действий, а за двамесяца до смерти решила послать 60-тысячный корпус под командованием А.В.Суворова против Французской республики. Действия русских были смелы и успешны(к примеру, беспримерный в военной практике переход Суворова через Альпы), ноинтересам России служили мало.
Отношениек революционной Франции в российском обществе также развивалось от горячегоодобрения событий 1789 — 1792 гг. до неприятия крайностей якобинского террора.Приход к власти Наполеона, провозглашение его императором и вовсе поставилиобщество в тупик. Вот одно из высказываний того времени. Ф.В. Ростопчин писал вписьме: «Стоило ли жизни близь двух миллионов людей, потрясений всех властей ипроизведения непонятных варварств и безбожия, чтобы сделать из пехотного капитанаКороля!».[11]Павел I, сын Екатерины II, правивший с 1796 г. пятьлет, был напуган революцией и отменил многие либеральные нововведения матери.Он ввел новые телесные наказания для дворян и духовенства, отменил Жалованныеграмоты дворянству и городам, запретил выписывать иностранные газеты и выезжатьза границу. По политическим мотивам, за протест против деспотизма, 12 тысяччиновников и военных попало в опалу или было репрессировано.
Времяправления Александра I с 1801 по 1825 гг., былонаполнено либеральными ожиданиями и событиями. Он заслуженно считался либералом,хотя о его взглядах сохранились самые противоречивые свидетельства. Он был умени не мог не считаться с духом времени, и в первую очередь, с влиянием идейФранцузской революции. Некоторые из них он использовал в своей практическойдеятельности. Вступая на престол он обещал населению правовые гарантии отпроизвола и строгое выполнение закона. Это имело большой общественный резонанс.Появились надежды на введение в России конституции. Вокруг царя сложилсякружок друзей, который получил название Негласный комитет. В него вошлимолодые аристократы: граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев,князь А.Д. Чаторыйский. Консервативно настроенная аристократия окрестилакомитет «якобинской шайкой». Он заседал с 1801 по 1803 гг. И обсуждал проектыгосударственных реформ, отмены крепостного права и т.д. Но постепенно егодеятельность сошла на нет. Реформы переданы в руки государственной бюрократии.
Впервый период правления Павла I было много сделано иещё больше обещано. Были отменены ограничения, введенные Павлом I. Созданы университеты: Казанский, Харьковский,Петербургский. Отныне в учебные заведения могли быть приняты представители всехсословий, и на низших ступенях обучение было бесплатным и оплачивалось из госбюджета.Было открыто Московское коммерческое училище, положившее начало специальномуэкономическому образованию. Кстати, именно при Александре Iбыли переведены на русский и изданы труды Адама Смита, которые стало модночитать в высшем обществе. Большую роль в подготовке реформ сыграл ближайшийсоветник императора, кстати, сын бедного сельского священника М.М. Сперанский.Кое что из его либеральных начинаний было реализовано. Так, произошло выделениеи организационное оформление по европейскому типу исполнительной власти. СозданКомитет министров. Коллегии, созданные Петром I как органы государственногоуправления, заменены министерствами. Это усилило единоначалие в государственномуправлении. Был создан Государственный совет — законосовещательный орган прицаре. «Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимоГосударственного совета», — гласил императорский указ. Это сказалось наположении Сената — он стал органом, надзирающим за правильностью исполнениязаконов в государстве. И так структура власти приблизилась к европейской. Добавлю,что для царствования Александра I было характернабезусловная веротерпимость, что было крайне важно для многонациональной России.
Былосделано несколько шагов по реформированию почвенного уклада: запрещена продажагосударственных крестьян в частные руки, было запрещено продавать их наярмарках «в розницу», т.е. без семьи, без земли и т.д. Но проводились в жизньэти положения с огромным трудом.
Посравнению с Европой Россия развивалась медленно, противоречиво инепоследовательно. Царь был вынужден все время маневрировать между частьюобщества, требующей изменений и мощными консервативными силами. И к либеральнымидеям постепенно охладел. Новый всплеск либеральных настроений у Александра Iвозник под влиянием событий, последовавших после побед 1812 г. Успешныезаграничные походы, рост престижа России в Европе привели к тому, что Россия влице императора вместе с другими странами стала решать (например, через Священныйсоюз — первую общеевропейскую организацию) судьбу европейской цивилизации. Попоручению Александра I была уже разработана ГосударственнаяУставная грамота, заложившая основы российской конституции. Но все осталось набумаге. Отсутствие в обществе широкой поддержки реформаторской деятельности вкоторый раз изменило настроения царя.
2.Восстание на Сенатской площади.
Незавершенностьреформ, усиление консерватизма привели к тому, что проекты введения конституциив России стали вызревать подпольно, в тайных обществах, которые началивозникать примерно с 1816 г. и вошли в историю под названием декабризма.Великая Французская революция и её последствия стали той исторической основойна которой и вырос декабризм. У многих произошло новое переосмысление итоговреволюции. Вот что говорил П.И. Пестель на следствии: «… Революция, видно, нетак дурна, как говорят, и что, может быть, даже весьма полезна...» Большоевлияние на общество оказало знакомство с европейскими стандартами жизни вовремя заграничных походов. Из «Записок» декабриста И.Д. Якушкина: «Пребывание вЕвропе и в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько мыслящеймолодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос».[12]И далее: « В продолжении двух лет мы имели перед глазами великие события,решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь былоневыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков,выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на100 лет вперед».
Стремлениеосвободить Россию от царского деспотизма привело привело демократическинастроенную часть общества к идее конституции, а некоторых к республиканизму.Казалось, что все просто. Достаточно, как писал А.Е. Розен, «пересадить Франциюв Россию». То есть внедрить в отечестве экономические принципы иполитические институты из более передовых европейских государств. И Россиябудет поставлена «на ту ступень просвещения, на которую она имеет право пополитическому своему положению в Европе».
П.И.Пестель и Н.М. Муравьев со своими сторонниками приступили к составлениюроссийской конституции. П.И. Пестелю самой разумной формой государственногоустройства казалась республика по типу греческих и новгородской. «Ни в чем невидал я большего благоденствия для России, как в республиканском правлении». Вреспубликанской России предполагалось разделение властей на законодательную(Народное вече) и исполнительную (Державная Дума), которые должны быть выборнымии постоянно частями сменяемыми. И власть блюстительная — Верховный собор, вкоторый члены назначаются на всю жизнь. Таким образом как бы предусматривалсяколлективный царь, не подконтрольный обществу. В проекте Н.М. Муравьева предусматривался вариант федеративного государства по типу Северной Америки, ссохранением монархии, а также разделением властей на законодательную, исполнительнуюи судебную.
Вобоих проектах провозглашались гражданские права и равенство граждан передзаконом. Пестель писал:«Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно». Исходя изидеи равенства, он предлагал отменить многонациональность России: «Всеразличные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и,слагая различные свои названия, составляют один русский народ». Так же думал иМуравьев. Он считал русскими «всех, кто родился в России».
Декабристывыступали против крепостного права и рабства в любой форме. «Раб,прикоснувшийся земли русской становится свободным», — писал Муравьев. Пестельписал в «Русской правде»: «… Все люди в государстве должны непременно бытьперед законом совершенно равны». И далее: «… Обладать другими людьми, каксобственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людейнаподобие вещей есть дело постыдное, противное человечеству...».[13]
Провозглашалосьтакже право каждого на собственность, как право священное и неприкосновенное.Собственность должна быть у всех считали декабристы: «Все россияне сутьпомещики или частные или общественные». Для этой цели наряду с частнойсобственностью выделялась общественная, которая могла использоваться потребованию членов общества.
Такимобразом, несмотря на печать российской специфики: уравнительность, централизм,великодержавность, декабристы вдохновенно стремились ускорить продвижениестраны по западному типу государственного устройства.
Декабристыобразовали тайные общества, Северное и Южное, которые в конце концов иподготовили Декабрьское восстание. Оно представляется многим безумством заранееобреченным на неудачу. Однако, многие историки считают, что это былаединственная в XIX веке серьёзная попыткареволюционного выступления, имевшая большие шансы на успех. После того как 19ноября 1825 г. в Таганроге закончилось правление Александра I,создалась обстановка междуцарствия. Наследник престола Николай войска игосударственные органы присягнули Константину, который в свою очередь отрёкся впользу брата. Эта ситуация была и выбрана для свержения государственного строя.Николай не пользовался популярностью ни в армии ни в обществе и этимобстоятельством решили воспользоваться. Декабристские офицеры занималидостаточно большое влияние в армии. Один из их лидеров, Сергей Трубецкой, былполковником Генерального штаба. Он и составил план восстания. Предполагалосьиспользовать несколько полков, которые должны были увлечь за собой и другиеполки. Восставшие намеревались выйти на Сенатскую площадь, арестовать царя,занять основные государственные учреждения и объявить конституционную монархиюво главе с либерально настроенным Константином, в которой национальныйпарламент существенно бы ограничивал права монарха. Они намеревались отменитькрепостное право в приемлемом для дворян того времени варианте. Спрактической точки зрения план был вполне осуществим и эффективен.
14декабря 1825 г. во время принятия присяги Николаем Iпроизошло восстание. В его восстания произошло несколько сбоев, что и привелов конечном итоге к его провалу. Восстание было подавлено, Николай I сталимператором. Кстати, восстание показало насколько далеки массы от идеаловзападной демократии. Очевидцы отмечали, что рядовые участники восстаниякричали: «Да здравствует император Константин и его жена Конституция».
Принятосчитать, что декабристов подвёл их революционный дилетантизм. Декабрьскоевосстание было одной из первых «военных революций» в истории. В наше время вкакой-нибудь африканской стране достаточно батальона солдат и продуманногоплана действий и -происходит военный переворот, провозглашается революция.Техника таких действий уже хорошо отработана. А тогда декабристские офицерыощущали себя неопытными новичками, их сковывали правила дворянской чести и т.д.Но некоторые декабристы уже тогда в своих воспоминаниях удивлялись, как они упустилистолько шансов и не смогли победить. У них были большие шансы и на то, что быудержаться у власти и провести в жизнь задуманные преобразования. Даже если быих проекты осуществились наполовину — это означало бы гигантский толчок вразвитии государства. Альтернативой же декабристскому варианту оказался застойниколаевского царствования, отбросивший Россию на десятилетия назад.
Несмотряна то, что политическим идеалом императора был Петр I,он отрицал западный путь. Как и Петр I он верил в силу и мощь государственнойвласти. Мечтал искоренить то чужеродное, что было привнесено на русскую почвудо него и «очистить Русь от… заразы извне к нам занесенной». К 1830 г. былзакончен новый свод законов в 46 томах. Первая статья их гласила: « ИмператорРоссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховнойвласти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Так, в то времякогда мир менялся, Россия встала на путь закрепления и упрочения того что было.
3. Общественные течения в России последекабрьского восстания.
Восстаниедекабристов, его жестокое подавление и расправа над участниками дали толчокдифференциации общественно-политических интересов. Складывалось мощное,особенно в рядах высшей чиновничьей бюрократии, консервативно-охранительноенаправление. Его платформа — не допустить дальнейших изменений в сторонузападной системы, сохранить «почву», общину в неприкосновенности, утверждатьправославие, крепостное право, поскольку оно благотворно для крестьян: помещик- отец родной. Так Л.В. Дубельт, управляющий 3 отделением его императорскоговеличества канцелярии, считал: «Наш народ оттого умён, что тих, а тих оттого,что несвободен». И далее: «Не троньте этот народ, оставьте его в патриархальнойпростоте и во всем природном его величии… Не заражайтесь бессмыслием Запада — это гадкая помойная яма от которой, кроме смрада, ничего не услышите. Не верьтемудрствованиям; они ни вас и никого другого к доброму не приведут». [14]
Этаплатформа нашла отражение в теории «официальной народности», которая служилаобоснованием идеи самобытности России и зиждилась на трёх началах: православие,самодержавие, народность. Автором её был С.С. Уваров, министр просвещения.Российская интеллигенция, воспитанная на европейских ценностях была возмущена.С. Соловьев, обвиняя Уварова в лицемерии, писал, что он «придумал эти слова:православие — будучи безбожником, не веря в Христа даже и по-протестантски; самодержавие- будучи либералом; народность — не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги,писавший постоянно по-французски и по-немецки».[15]
Платформойлиберального направления, ориентированного на западные образцы были — правовоегосударство и гражданское право для всех, конституция, утверждающая разделениевластей и контроль общества за властью, государственное устройство — конституционная монархия, мирные средства достижения заявленных целей(реформы). В среде бюрократии складывается слой прогрессивно мыслящих,интеллигентных людей, объединенных идеями реформирования страны. Это такназываемая либеральная бюрократия, которая формировалась в сотрудничестве собщественными деятелями, литераторами, учеными. Очагами её формирования былиминистерства. Ещё одно течение, противостоящее официальной доктрине — либеральная «молодежная Россия», получило своё духовное становление в стенахМосковского университета. Здесь сложилась блестящая плеяда либеральныхпреподавателей: Кавелин, Соловьёв, Грановский и многие другие. Со всей Россиисюда стекалась талантливая молодежь; учеба в университете накладывала отпечатокна всю их дальнейшую жизнь. Университет был центром, вокруг которогогруппировались «западники» — сторонники европейских образцов для России:Герцен, Корш, Сатин, Грановский. Люди яркие и талантливые, они украсили своейдеятельностью эпоху Николая I.
Вместес тем уже тогда проявились особенности российского либерализма. Многие считали,что государство — это единственная реальная сила, творящая историю. А народнаямасса может проявлять себя лишь в бесплодном анархическом бунте. Тогда же сталоочевидным, что либерализм в России не может иметь широкой социальной поддержки.Его база — собственники, но в стране их было мало. Оставалось уповать наинтеллигенцию и государственную бюрократию. Поэтому единственной силой, помнению либералов могла быть только власть. Либералы всеми силами старалисьнайти к ней подход и подсказать направления реформ.
Вниколаевскую эпоху проявилась радикалистская революционная струя. Она былапредставлена такими именами как М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и др. Вэтом течении соседствовали либеральные и славянофильские идеи, признаниеисторической необходимости насилия и силы власти, прославление революции.Однако оно было достаточно разнородным. «У нас до того все элементы перепутаны,что никак нельзя указать, с какой стороны враждебный стан», — писал А. Герцен.
Но лишь в эпохуАлександра II были сделаны наиболее решительные шаги внаправлении к европейскому типу развития: в стране наступила гласность,объявлена амнистия политзаключённым, разрешена свободная выдача загранпаспортови т.п. Но главное — проведена реформа всего «почвенного» уклада. Именно онаопределяла судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, коллективизма иприблизится к европейским державам, либо сохранит прежние позиции. Секретнымкомитетом по крестьянскому делу был разработан вариант реформы помещичьей деревни:1)сохранениекрупных помещичьих хозяйств; 2)отмена крепостного права с передачей крестьянамнадельной (полевой) земли в собственность за выкуп. Это означало переводкрестьян на фермерский путь развития, создание многомиллионного слоя мелкихсобственников.
4. Двавзгляда на развитие России.
Интересно, чтонекоторые историки тесно связывают как революционные события во Франции, так исобытия в России с историей масонского движения. Многие считали, что своимичеловечными стремлениями, своим непоколебимым чувством достоинства человека исвоими принципами свободы, равенства и братства масонство сильно содействовалок подготавливанию обществ к новым идеям. Принято считать, что ложами масонскогоордена была окутана вся Франция перед революцией, повсеместно масоны держалисобрания, в которых излагались и восторженно принимались прогрессивные идеи.Провозглашаемыми целями были: освобождение народов от тирании князей идуховенства, освобождение крестьян и рабочих от крепостного состояния, отбарщины, от ремесленных гильдий. Считают, что почти все выдающиесяреволюционеры того времени принадлежали к франк-масонству. И именно интимное ибратское общение, установленное ещё до революции в масонских ложах, повлияло нато, что в начале революции борьба между партиями не приняла слишкоможесточенный характер. Деятельность этого тайного ордена свободных каменщиковокутана тайной. Но многие исследователи причисляют к ним руководителейдекабристских обществ и носителей идей социализма в России Чаадаева, Герцена.
А вот чтописал об этой организации Кропоткин: « Масоны — это прежде всего всесветнаяполитическая сила и вековая организация… Они не раз помогали уничтожатькоролей и свергать монархии, и наше революционное движение очень много потеряетот того, если оно так или иначе не будет связано с масонством, которое имеетсвои нити в России и особенно в Петербурге, в самых разнообразных сферах».[16]И действительно, многих людей выдающегося ума и высокой нравственности принятопричислять к масонам. И может быть, идеи братства всех людей и народов,общности и единства религий, служения общему благу, борьбы с предрассудками,невежеством и косностью действительно принесли на Российскую землю тайныебратья масонских лож. И, видимо, те же интернациональные идеи легли в основуОктябрьской революции. Но довольно большая часть образованных людей Россиисчитали влияние масонства тлетворным и опасным для страны, разрушающимправославную веру, традиционный уклад жизни, национальное самосознание русскогочеловека.
В 30-40гг. XIX в. огромный подъем национально-патриотических чувств былвызван глубоким пессимизмом в обществе и чувством отсталости своей страны посравнению с Европой. Это время характеризуется переоценкой опыта декабристов,отрицанием возможности прямого перенесения западных форм жизни, поисковисторических закономерностей развития, не сводящихся к просветительскомусовершенствованию извне. «Нам незачем бежать за другими; нам следует откровеннооценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине» — вотосновная общественная идея того времени. Результаты исканий выразились у однойчасти общества — их обычно относят к славянофилам - в возвеличивании России,признании её самобытности и особой миссии перед миром. А у другой — западников- в национальном самоуничижении и признании отсталости. Отношение к Европе былодвойственным: с одной стороны, признание её превосходства, с другой — стремление найти «пятна на солнце». Именно «западников» часто считают русскимимасонами.
Каждое изэтих течений стремилось построить целостную концепцию развития общества. Перваяпопытка принадлежит Чаадаеву. Он воспринимает Россию как мертвое и застойноеобщество, которое не имеет своего культурно-творческого прошлого, существуетлишь бездумными заимствованиями, прозябает в глубоком рабстве. И формулируеттезис: отсталость России — есть её огромное преимущество. Он говорит о том, чтоэто преимущество в свежести, наивности неиспорченности нации, необременённостивековым развитием, готовности воспринимать любое новое, начать сразу с высокойфазы развития, достигнутой другими нациями. Христианская Европа и восточныецивилизации уже завершают свой исторический путь развития. Россия же готова кстремительному культурному старту.
Но видно, чтово взглядах Чаадаева странным образом смешивается пренебрежение и умалениевсего русского с верой в исторический прогресс России.
Славянофилыподвергают сомнению идею отсталости и делают акцент на преимуществах русскогопрошлого и достоинствах русской цивилизации. Особенностью западной цивилизации,считают они, является «торжество рационализма над внутренним духовным разумом».Это привело Запад к утрате веры, всеобщему эгоизму, индивидуализму, собственничеству.В России же всегда имел место примат веры над разумом, разума над рассудком,общинности над индивидом. «В прежней жизни здесь существовали и грамотностьпростых людей, и суд присяжных, и деятельное монастырское духовенство. Нашадревность пример и начало всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, вотношении людей между собою. Нам довольно воскресить и уяснить старое, привестиего в сознание и жизнь».[17]Я думаю, что эти идеи объединяют различные националистические и монархические течения.
Течениесоциалистов возникло в России как продолжение дела декабристов и развитие идейфранцузских социалистов. Но это было не просто заимствование идей из Европы, апопытка найти свой, российский вариант. Социализм и стал по существуальтернативным проектом национального развития в России и для многих былпривлекательным. Тем, что это движение зародилось в развитой Европе, тем, чтосокращалось расстояние между Россией и развитыми странами. Тем, что эти идеиопирались на национальные традиции — изначальный коллективизм и общинностьрусского человека.
Постепенносоциализм превратился в очень влиятельное течение русской политическойоппозиции. И оказал влияние на все другие течения России.
Заключение
В историилюбого народа когда-нибудь неизбежно наступает такое время, что становитсянеизбежным существенное изменение во всём строе его жизни. И тогдапредставляются возможным два выхода: реформа или революция. Всегда в такихслучаях есть минута, когда реформа ещё возможна. Но если этой минутой невоспользоваться, если правители страны, вместо того, чтобы пойти навстречуновым требованиям, сопротивляются стремлениям и росткам новой жизни ивследствие этого начнёт литься кровь на улицах — тогда возникает революция.
Еслиизобразить медленный прогресс линией на бумаге, это будет линия медленноподнимающаяся вверх. Начинается революция — линия делает резкий скачок кверху,но наступает реакция, и линия быстро падает. Но опять мало-помалу поднимается иподъем совершается уже на более высоким уровне и почти всегда он идет быстрее.Насколько крутым он будет для нашей страны, я не знаю. Но знаю, что мы выбралипуть реформ. Это значит путь без крови народа. Хотя понятно, что учесть интересывсех непросто.
Работа над материалами по Великой французской революции заставили меня задуматься надмногими вопросами. Во-первых, я увидела, что реальные участники событий,представители разных течений, так яростно спорящие между собой и обличающиедруг друга, люди искренне болеющие за свой народ, свою родину и желающиеулучшить жизнь для своих соотечественников. И у каждого своя истина, своипримеры, свои достаточно обоснованные взгляды. Каждый по своему прав. Я поняла,как непросто сделать выбор и решить на каком пути страна сможет достичьнаибольшего благоденствия. Во-вторых, стала ближе и понятнее история моейстраны. Начиная с петровских времен перед россиянами стоит извечный вопрос: каксделать скачок в развитии? Перенять ли западные вариантыжизни и государственного устройства или делать рывок вперед за счет российскойсамобытности. Честно говоря, мне не так уж и понятно, в чем наша самобытность,наши корни, и что такое особенное есть в нас самих, что поможет нашему быстромуразвитию. Чем вообще мы должны гордиться? Известнымиписателями, нашей историей, нашими современниками? Думаю,что на эти вопросы нам ещё предстоит отвечать.
Во времяработы над я часто размышляла, почему французскую революцию, все, независимо оттого как её оценивают, называли Великой?
А сейчас, мне кажется,я знаю ответ. Революция, конечно, наступила не случайно. Народ устал так жить.Кому-то просто было невмоготу. Все хотели перемен. Но ещё им (французам) тогдаочень повезло. Рядом были величайшие учёные, философы, которые дали народувеликие идеи переустройства жизни. Экономисты, общественные деятели, буржуазия- все, думали об обществе, о благе нации, о благоденствии своего народа. Потомэто привело к капитализму, индивидуализму, обогащению отдельных людей,обнищанию другой части. Общества всеобщего благоденствия, всё равно неполучилось. Но это была такая светлая мечта человечества, такой глобальныйпроект! Уже ввязавшись в революцию люди увидели кровь, мародерство, обман, всючеловеческую подлость. Мир получил Великое разочарование в идее человека!Велик был и единый порыв целого народа, который дал миру, другим народамогромную надежду, в то, что можно захотеть великих перемен и делать их. И мнекажется, еще были поняты многие нравственные законы. В том, что разрушаячто-то, человек разрушает и самого себя. В том, что невозможно добиться счастьясвоего народа, уничтожая часть его. И выбор остался все тот же — бороться иливсе терпеть и прощать?
Использованнаялитература:
1. Л.И.Семенникова«Россия в мировом сообществе цивилизаций»
2. Всемирнаяистория в 24т., т16 «Европа под влиянием Франции»
3. Т. Карлель«Французская революция. История»
4. П.А.Кропоткин «Великая французская революция. 1789 — 1793»
5. В.Г. Хорос«Русская история в сравнительном освещении»
6. Н.А.Бердяев «Смысл истории»
7. Э.В.Соколов «Культурология»
8. И.С.Глазунов «Россия распятая»
Но о чем язабочусь более всего и что для меня самое
важное, — так этозаботиться о том, чтобы узнать, чем мне
необходиморуководствоваться в жизни, а отнюдь не забаве
публиковать тонемногое, чему я научился...
РенеДекарт преподобному Отцу Мерсену
Амстердам, 15 апреля 1630г.
Идеиэкономистов и политических мыслителей — и когда они правы и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именноони правят миром.
ДжонМ. Кейнс
Во всякомслучае, заживо поджарить человека из-за своих домыслов — значит предавать имслишком большую цену.
Монтень«Опыты»
1.Темы добра изла, справедливости и насилия, свободы и зависимости — извечные темычеловечества, история их ставит перед каждым поколением, а жизнь — перед каждымчеловеком. Сегодня на эти вопросы отвечаем мы. И можем сами выбрать вариантыответов. Но есть периоды в истории, когда цена ошибки — сама жизнь.
Это периоды потрясений иреволюций....
В истории любого народакогда-нибудь неизбежно наступает такое время, что становится неизбежнымсущественное изменение во всём строе его жизни. И тогда представляютсявозможным два выхода: реформа или революция. Всегда в таких случаях естьминута, когда реформа ещё возможна. Но если этой минутой не воспользоваться,если правители страны, вместо того, чтобы пойти навстречу новым требованиям, сопротивляются стремлениям и росткам новой жизни и вследствие этого начнётлиться кровь на улицах — тогда возникает революция.
9.Что жетакое, революция? Более двухсот лет прошло со времени Великой французской революции, но в слово «революция» вкладывается до сих пор столькоразличных значений, сколько людей произносят их.
Вот что писал о ней в своей книге«Великая французская революция 1789-1793» П.А. Кропоткин: «… Революция — этобыстрое уничтожение устанавливавшихся веками учреждений и традиций, казавшихсядо того настолько незыблемыми, что даже самые пылкие реформаторы не осмеливалисьна них нападать. Это — распадение, разложение в несколько лет всего того, чтосоставляло сущность общественной, религиозной, политической и экономическойжизни нации. Это - зарождение новых понятий о равенстве в отношениях междугражданами, которые скоро становятся действительностью и тогда начинаютраспространяться направление его экономического, политического и нравственногоразвития».
Ужеввязавшись в революцию люди увидели кровь, мародерство, обман, всю человеческуюподлость. Мир получил такое Великое разочарование в идее человека! Велик были единый порыв целого народа, который дал миру, другим народам огромнуюнадежду, в то, что можно захотеть великих перемен и делать их. И мне кажется,еще были поняты многие нравственные законы. В том, что разрушая что-то, человекразрушает и самого себя. В том, что невозможно добиться счастья своего народа,уничтожая часть его. И выбор остался все тот же — бороться или все терпеть и прощать?
«Мы в некоторых вопросах потому дальше Европы и свободнее ее, что так отстали от неё. Либералы боятсяпотерять свободу — у нас нет свободы; они боятся правительственноговмешательства в дела промышленности — правительство у нас и так мешается вовсе; они боятся утраты личных прав — нам их ещё надобно приобретать.
Преимущество отсталости состоит вготовности русских людей пойти сразу на „социальный переворот“, перейти к социализму, потому что им, можно сказать „нечего терять, кромесвоих цепей