Реферат по предмету "История"


Афинское государство в VIII-IV века до нашей эры

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова
Кафедра теории и истории права и государства.
Курсовая работа
По дисциплине “История государства и права зарубежных стран”
«Афинское государство в 8-4 вв. до н.э. „
Студентки 1курса
Группыюр-04-01-23
Шиговой Ю.В.
Научныйруководитель
Доцент,кандидат исторических наук,
Елмаков К.А.
Ульяновск 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 3
Глава 1.Формирование полисного строя в Аттике. 4
1.1.Афины в 8-7 вв. до н.э. 4
1.2.Реформы Солона, Писистрата, Клисфена, Эфиальта, Перикла. 8
1.3.Греческий полис как социально-политический организм. 10
Глава 2.Афинская демократия. 12
2.1.Народное собрание в Афинах. 14
2.2.Совет 500 и Ареопаг 16
2.3.Выборные должностные лица. 17
Глава 3.Социальная структура греческого общества      (на примере Афин) 21
Глава 4.Афинская морская держава. 26
4.1.Первый афинский морской союз 26
Глава 5.Упадок Греции и подчинение ее Македонией в 4 веке до н.э. 27
5.1. Войны между греческимигородами-государствами. 27
5.2. Разорение крестьян иремесленников. 27
5.3. Обострение классовой борьбы… 28
5.4. Усиление Македонии. 29
5.5. Установление власти Македониинад Грецией. 29
Заключение… 30
Список используемой литературы… 32
Введение
История Древней Греции, а в частности Афинского государства,является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояниеклассовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странахДревнего Востока и Средиземноморья. Данная тема интересна тем, что историяАфинского государства изучает возникновение, расцвет и падение общественных игосударственных структур, которые образовались на территории Балканскогополуострова в долине Аттики.
За период истории афинского государства граждане Афинсоздали рациональную экономическую систему, основанную на экономномиспользовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественнуюструктуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокуюкультуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры.Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой историческийпроцесс, послужили фундаментом для последующего развития народовСредиземноморья в эпоху римского господства.
Глава 1. Формирование полисного строя в Аттике1.1. Афины в 8-7 вв. до н.э.
Институты государственности в Аттике стали складыватьсянесколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афиныпревратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований,но и стали своего рода олицетворением полисной Греции, центром Элладыклассического времени.
Рождение полисного строя в Аттике проходило черезпостепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, и вотличие от многих областей Пелопоннеса роль военных завоеваний (порабощенияместных племен и связанных с этим конфискаций, других насильственных действий) встановлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесспостепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитойсоциально-политической формы греческого полиса знаменитой афинской демократии сотносительно сплоченным гражданским коллективом. В древнейший период Афин,первые этапы формирования его полисной структуры гораздо подробнее освещены висточниках, что позволяет воссоздать разные стадии длительного процессаформирования полисов вообще.
Аттика была населена уже во времена неолита, в микенскоевремя на ее территории образовалось одно из древнейших царств, котороепрекратило свое существование, как и другие ахейские центры, в конце 2тысячелетия до н.э. Дорийское вторжение, приведшее к серьезным племеннымперемещениям в Пелопоннесе, затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смоглипроникнуть в Аттику, и в целом здесь проживало прежнее население (ионийцы ипеласги), но в Аттике нашли убежище некоторые ахейские роды, вытесненныедорийцами из Пелопоннеса. Из всех этих элементов в начале 1 тысячелетия до н.э.сложилась племенная группа афинян, говорившая на ионийском диалекте греческогоязыка. В гомеровский период на территории Аттики существовало несколькосамостоятельных родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин. Населениеделилось по кровнородственному признаку на четыре филы (племени), каждая изкоторых, состояла из трех фратрий, каждая фратрия насчитывала несколькодесятков родов.
В 9-8 вв. до н.э. в Аттике наблюдаются признаки разложенияродового строя, социальная дифференциация населения и появление первыхпризнаков государственности. Рождение полисной организации началось в Аттике с преобладанияАфин среди других родовых поселков. Расположенные в центре плодородной долины,удобной для земледелия, Афины располагали запасами качественной глины иналадили керамическое производство.
Афины, находящиеся в 5 км от моря, укрытые от нападенийпиратов, располагали мощными укреплениями на скалистом Акрополе и моглиобеспечить безопасность жителей Аттики в большей степени, чем какой-либо другойпоселок.
Населению Аттики не хватало своего хлеба. Зато в долинахросли оливковые деревья, а на склонах холмов – виноград. В 8-7 вв. до н.э. вАттике развивались виноделие и добыча оливкового масла.
В Аттике стало быстро развиваться гончарное производство. Другиеремесленники перерабатывали шерсть, ковали у пылающих горнов оружие, делалиукрашения из золота и серебра. На юге полуострова афиняне разрабатывалиместорождения серебра. В 7 в. до н.э. в Афинах начали чеканить серебрянуюмонету, получившую впоследствии распространение по всей Греции.
Город Афины быстро рос. В центре Афин располагалась рыночнаяплощадь – агора. Жители равнины привозили сюда вино и оливковое масло, горцыпригоняли скот, ремесленники приносили свои изделия.
Вблизи Афин были бухты, удобные для стоянки судов. Здесьгрузили на корабли ремесленные изделия и амфоры с вином и маслом. Все этоотправляли для продажи в области Греции и в заморские страны. С кораблейразгружали хлеб, соль, соленую рыбу, выводили на берег рабов, привезенных вАфины для продажи. Все это способствовало развитию торговли и мореплавания.
Вокруг Афин начинается объединение (синойкизм), частьюдобровольное, частью насильственное, всех родовых общин Аттики. Такоеобъединение, по преданию, завершил афинский герой Тезей. Тезей уничтожил органыуправления (т.е. советы старейшин и должностных лиц) во всех родовых поселках,всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев,находившийся в Афинах. Местный культ богини Афины – покровительницы города –стал общеаттическим культом. В Афины были переселены многие знатные роды издругих поселков, что привело к увеличению городского населения. Сюда же былипереведены святилища местных аттических божеств.
Процессы имущественной и профессиональной дифференциацииафинского общества привели к выделению трех социальных групп: родовой знати,получившей название эвпатридов, основной массы населения –земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов. В политической сфере басилей –племенной вождь – уступает место коллегии должностных лиц – архонтов, а советстарейшин преобразуется в совет Ареопага, который пополнялся из отслужившихсвой срок архонтов. И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из среды родовойзнати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета наносилоудар по традиционным органам родового строя.
В 8-7 вв. до н.э. господствующие позиции в рождающемсяафинском полисе захватила родовая знать – эвпатриды. Многие земли, ранеепринадлежавшие всем соплеменникам, были присвоены знатью. Основная массасородичей, лишенная земли, беднела и попадала в зависимость от эвпатридов. Высшиедолжности архонтов и Ареопаг пополнялись из той же среды. По давней традиции,восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием обычного права ииспользовала этот обычай в своих интересах.
Укрепление экономического положения знати, ее консолидация вгосподствующий слой общества, распоряжение органами управления означало, содной стороны, разложение родовой организации, с другой – показывало, чтоэвпатриды умело использовали родовые традиции и остатки родовых отношений дляподдержания своего господства в новых условиях.
Сильный удар по родовым учреждениям был нанесен записьюдействующих в Афинах правовых норм, проведенной архонтом Драконтом в 621 г. до н.э.Драконт не только записал действующее право, восходящее к древним временам, нои включил в законодательство ряд новых законов, которые отражалисоциально-экономическую ситуацию того времени. Так по законам Драконтаотменялось древнее право кровной мести, вводились новые правиласудопроизводства, причем устанавливалось различие между предумышленным инепредумышленным убийством. Законы оформляли право частной собственности,причем вводилась высшая мера наказания – смерть за посягательство на правасобственника, будь то кража овощей с огорода или присвоение земельного участка.Суровая, даже жестокая охрана рождающейся частной собственности должна была защититьэтот новый институт от коллективистских обычаев родового строя.
Законодательство Драконта было крупной победой техсоциальных сил, которые представляли новые общественные отношения, былизаинтересованы в создании государственного порядка и, прежде всего, рядовыхграждан – объекта жестокой эксплуатации эвпатридов.
Однако положение основной массы афинян продолжало оставатьсятяжелым – ведь основа общественного богатства – земля, решающие рычагиэкономической жизни находились в руках эвпатридов. Это вызвало остроенедовольство афинского гражданства.
В отличие от аристократов, господствовавших в Аттике,остальные свободные афиняне назывались демосом.
Большинство демоса составляли крестьяне, ремесленники,матросы, поденщики. В 8-7 вв. до н.э. часть демоса разбогатела. Среди демосапоявились купцы, владельцы кораблей и мастерских. Но весь демос, как беднота,так и богачи, был бесправен и подвластен аристократам.
Социальные противоречия в Афинах в конце 7 в. до н.э. достиглитакой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайнихусловиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона,возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э). В594 г. до н.э. правителем Афин был избран Солон; ему было поручено примиритьдемос и аристократов. Он был известен как смелый воин, поэт и оратор. Пользуясьподдержкой народного собрания афинян, Солон произвел реформы в управлениигосударством и в положении демоса. 1.2. Реформы Солона, Писистрата, Клисфена,Эфиальта, Перикла
По предложению Солона были отменены долги крестьян. Афиняне,попавшие в рабство за долги, получили свободу. Запрещалось и впредь обращатьсвободных афинян в рабов.
Реформы Солона не изменили положения рабов, привозимых вАфины из других стран. Оно оставалось таким же тяжелым.
/>По тимократическойреформе все афинские граждане были разделены по имущественному положению на 4 разряда.Лица, получившие 500 (1 медимн – ок.52 кг) медимнов, были отнесены к первомуразряду и стали называться пентакосиомедимнами. Второй разряд составили те, ктополучал доход в 300 мер, их называли всадниками. Граждане третьего разряда –зевгиты – имели 200 мер. В четвертый разряд входили так называемые феты,получавшие доход менее 200 мер.
Демос – свободные афиняне: крестьяне, ремесленники, матросы,поденщики, купцы, владельцы кораблей и мастерских.
Граждане – люди, пользующиеся правами, установленнымизаконом и несущие обязанности перед государством.
Самой крупной реформой Солона была сисахфия (“стряхиваниебремени»). Она освободила должников, которых в Аттике было в большомколичестве. Впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должниковза долги в рабство.
Солон создал новый государственный орган – Совет четырехсот.Он избирался ежегодно из граждан первых 3 разрядов по 100 человек от каждогоплемени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел обсуждения Народнымсобранием, рассматривал текущие дела управления.
Большое значение имело создание Солоном поистинедемократического органа – гелиеи – многочисленной коллегии судей, избранных извсех граждан, включая и фетов.
После ухода Солона с политической арены вновь возобновиласьборьба Во главе этой борьбы стал Писистрат, который объединил двепротивоборствующие группировки: торговцев, судовладельцев и крестьян, наемников.Опираясь на них, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19лет. При нем беднякам раздавалась государственная земля, организовывалисьобщественные работы, выдавался дешевый кредит, заключались торговые договоры сомногими государствами. Был введен постоянный подоходный налог – 10%, которыйбыл снижен до 5%. Политика Писистрата оказала положительное влияние на развитиеобщества, т. к. была направлена на поддержание государственного порядка,социального спокойствия, стимулировала экономический и культурный прогресс.
После падения тирании Писистрата к власти пришел Клисфен,которым было введено территориальное разделение граждан вместо родоплеменного. Аттикабыла разделена на 10 фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разныхместах территории (тритии): городскую, прибрежную и земледельческую, которыераспадались на демы.
Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него сталивыбирать совет пятисот – по 50 человек от каждой филы.
Клисфеном был создан новый орган – коллегия стратегов, вкоторую входило по одному представителю от каждой филы.
В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом,провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопагстановится чисто судебным органом.
К середине 5 в. до н.э. уходят в прошлое разряды, введенныеСолоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественногоположения. Производилось оно по жребию.
После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл.
Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, чтополноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.
Перикл много сделал для превращения Афин в морскую державу. Усилениеморской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слоинаселения, связанные с морем. А во главе демократической партии стояли частоаристократы, осознавшие, что олигархическая партия – это партия консерваторовидущая в не ногу со своим временем. 1.3. Греческий полис как социально-политическийорганизм
Первое определение полиса – город-государство.
Греческий полис был очень небольшим по занимаемой территории– 100-200 км. В таком полисе проживало 5-10 тыс. человек. Но были и болеекрупные полисы: Спарта (8400 км), Афины (2500 км с населением в 120-150 тыс. человек).Могли существовать и маленькие полисы.
Более подробно о совете 500 см. в афинской демократии.
Каждый полис был суверенным государством, имевшим своегражданство свои законы и органы управления.
Центром полиса являлся город. Город был укрепленным пунктом,центром ремесла, торговли, культуры, религиозной и политической деятельности. Вкрупном афинском полисе включавшего, помимо города, сельские поселения,потребности экономической и политической жизни заставляли крестьян часто быватьв городе. Город стоял в нескольких километров от морского берега, но на берегуморя имел гавань (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин).
Второе определение полиса – гражданская община, базирующаясяна античной форме собственности (т.е. права на участок земли и принадлежность кгражданской общине были взаимно обусловлены). Гражданский коллектив полисамыслился как совокупность свободных, политически равноправных, экономическинезависимых граждан-землевладельцев. В условиях ограниченной территории полисаэто вело к господству мелкого хозяйства свободных, самостоятельнообеспечивающих себя крестьян.
Полис являлся совокупностью города окружавшей его хоры(сельской территории). Экономическое единство жителей, занимающихся сельскимхозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полиснойавтаркии (самообеспечения, экономической самостоятельности). Город становитсяместом сосредоточения ремесленного производства.
Только наличие двух взаимосвязанных групп населения –землевладельцев и ремесленников – могло обеспечить автаркию полиса в целом.
Греческий полис стал такой формой античного общества игосударства, где впервые оказалось возможным существование понятий гражданин,гражданское общество.
Глава 2. Афинская демократия.
По своему политическому устройству, структурегосударственных рганов греческие полисы 5-4 вв. до н.э. делились на дваосновных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическимправлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иныхполисах не было случайностью, а отражало существенные различия всоциально-экономических в отношениях, сложившихся внутри этих полисов.
Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельскимхозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическимформам государственного устройства.
Афинская демократия считается самой развитой, самойзаконченной и совершенной формой демократического строя античных государств. Золотымвеком афинской демократии стало столетие с середины 5 в. до н.э. до середины 4в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии былорезультатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.
Любая политическая система, в том числе и афинскаядемократия, направлена на регулирование отношений между классами, социальнымигруппами, в том числе и между отдельными людьми. В греческих полисах (и Афиныздесь являются одним из примеров) основой всей социально-экономической иполитической организации выступал коллектив граждан, образующих античную общину.Кроме граждан в античном обществе находились многочисленные рабы, которыесоставляли более половины всего населения. Однако афинская полисная системаопиралась на гражданина.
Достижением греческой политической мысли и полисного миро –воззрения была выработка понятия «гражданин».
Греческий гражданин – это личность, наделенная некоторымиправами, составляющими основу его жизнедеятельности.
Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики,оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особыйсписок, ведущийся в демах – низших административных единицах Аттики. В спискивключались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после проведеннойпроверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские спискидемов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение годапроходили обучение и получали определенное воспитание. Это воспитаниепроводилось под руководством специальных учителей – софронистов, избранных изчисла наиболее уважаемых афинян. Под руководством юноши (их называли эфебами) обучалисьфехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями,физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитаниюмолодых людей.
После окончания занятий учителя отчитывались о своейдеятельности в Народном собрании. Таким образом, воспитание и подготовка эфебовк исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важноегосударственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собранияи властей.
К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательногообучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправиевключало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболеесущественными правами гражданина были право на свободу и личную независимостьот какого-либо другого человека, право на земельный участок на полиснойтерритории и экономическую помощь от государства в случае материальныхзатруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие вделах государства, т.е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах,право на почитание и защиту и отечественных богов, на защиту и покровительствоафинских законов.
Продолжением этих прав было формирование обязанностейгражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке,приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать роднойполис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям,принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеаломафинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельныйучасток и обладающий известным достатком, физически развитый человек,получивший определенное воспитание. 2.1. Народное собрание в Афинах
Главным и решающим органом власти в Афинах было Народноесобрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от ихимущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, надругих территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жителиостровов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественнойжизни.
Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесьпринимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключениемира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договорыс ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинскогогосударства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела попродовольственному снабжению города, контролировались сдача в арендугосударственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупныезавещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей готовящихся кполучению гражданских прав.
В компетенцию Н.С. входило проведение такого чрезвычайногомероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, какостракизм, т.е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерениисвергнуть демократический строй.
Важнейшим делом Н.С. было обсуждение и утверждениегосударственного бюджета, дарование гражданства иностранцам, хотя это случалоськрайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своегогосударства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.
Н.С. в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобыупорядочить работу Н.С., на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем,на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводиласьпроверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором –рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т.д. Повестка дняпредварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собранияизбирались на один день по жребию.
В Н.С. был принят довольно демократический порядокобсуждения повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждыйгражданин, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне. КаждыйАфинский гражданин независимо от его имущественного положения имел право внестина обсуждение проект закона, который мог быть принят на Н.С… Афинскиеграждане активно участвовали в рассмотрении всех вопросов, они тщательнопроверяли отчеты должностных лиц и особенно расходование общественных денег.
Участвовать в работе Н.С. имел право каждый афинскийгражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реальнопринимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целыйдень. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этогосредства. Чтобы привлечь к работе Н.С. самый низший слой афинского гражданства,в начале 4 века до н.э. был принят закон (по предложению Агиррия),устанавливающий вознаграждение за посещение Н.С. в размере 3 оболов, среднейзаработной платы афинского ремесленника в день.
Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица,имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многиеграждане жили вдали от Афин, и им было трудно туда приезжать. Обычно завсегдатаяминародных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или ихокрестностях, так что из общего количества граждан 30 – 40 тыс. обычно внародных собраниях присутствовало около 3 – 5 тыс. человек. Вот почему длярешения особо важных дел требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек,и это количество собиралось не без труда. 2.2. Совет 500 и Ареопаг
Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинскихфил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, чтоисключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерноепредставительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшимизадачами Света 500 были организация работы народных собраний и исполнение ихфункций в перерывах между заседаниями. Прежде всего, готовилась повестка днясобраний, обсуждались проекты возможных решений, бюджет, вопросы снабженияпродовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законностиизбрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевыхкораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемыхвопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получалижалованье в размере 5-6 оболов, т.е. в два раза больше, чем за посещение Н.С..
Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинскогогражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избраниеразрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.
Наряду с Советом 500 в системе афинской демократиисуществовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг – один из древнейших органовгосударственного управления в Афинах, его следы восходят к 9-8 вв. до н.э., ксовету родовых владык.
Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим.Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек),кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинскихаристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошеевоспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Вождиафинской демократии не осмелились уничтожить Ареопаг, но умело приспособили егок выполнению таких государственных функций, которые стояли вне полномочийизбираемых магистратов. Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебныхинстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушенияхрелигиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состояниемнравов и охраной отеческих устоев. 2.3. Выборные должностные лица
Афины были политическим центром и гегемоном большого союзагреческих городов (Первого Афинского морского союза в 5 в. до н.э. и ВторогоАфинского морского союза в 4 в. до н. э). В Афинах проживало многочисленноенаселение, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило передгосударством многие проблемы по управлению и организации административногоаппарата.
Городское управление осуществлялось с помощью выборныхмагистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 контролировал ихдеятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов.Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов,восходящих еще к 8 в. до н.э. Компетенция архонтов была довольно широкой: поимени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела,контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определялипорядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так игосударственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения вниспровержении государственного строя.
Одной из самых авторитетных правительственных коллегий вАфинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организациюАфинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военныхдействий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование,они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в 5-4 вв. дон.э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевымивопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятелиАфинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. Вруководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха – командирыконницы, 10 филархов – командиров более мелких отрядов конницы. На все этивоенные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военномуделу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием,в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытоеголосование должно было исключить риск выбора на ответственную военнуюдолжность человека некомпетентного или не способного к командованию.
В органы управления входили и многочисленные финансовыеколлегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активнойгосударственной политики составление бюджета, финансирование многочисленныхмероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войсказанимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинскойдемократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разнымисторонами финансовой деятельности. Такая система если не исключала целиком, тосводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.
В Афинах было также множество различных коллегиймагистратов, основными функциями которых была организация управлениявнутригородской жизнью.10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономовотвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей,постоянно следили за ценами на хлеб. Полицейские функции, включая надзор затюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществлялаколлегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственныхрабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками.
Это был многочисленный, разветвленный административныйаппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинскогогражданства. Все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дваждыизбираться на одну и ту же должность запрещалось. Все магистратуры быликоллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. ВАфинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военныхмагистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию изпредставителей всех имущественных разрядов, включая и граждан-бедняков. Так какповторное переизбрание исключалось, то практически каждый гражданин мог бытьизбран. 2.4. Суд присяжных – гелилея
Одним из органов афинской демократии был Суд присяжных –гелиея. Она была создана еще во времена Солона, на рубеже 7-6 вв. до н.э. Первоначальноэто был суд присяжных. Роль гелиеи в 5-4 вв. до н.э. возросла. Афинская гелиеяизбиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избранылица не моложе 30 лет, имеющие жизненный опыт и некоторые знания, как правило,отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600человек в каждой (100 человек считались запасными). Гелиея была высшим судебныморганом Афин.
Избираться в гелилею можно было по несколько раз, что вело кнакоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел. Архонт, стратег председательствовална заседании палаты, проводил предварительное расследование, что улучшалопроцедуру судебного разбирательства.
В Афинах не существовало государственных обвинителей изащитников. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявлениемагистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительноерасследование. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинительприводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речейобвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если занего проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался отобвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискацииимущества, денежному штрафу, смертной казни и изгнанию.
На гелилею была возложена задача по охране афинскойдемократии. Афинскую конституцию охраняли с помощью разбирательства,называемого жалобы на противопоказание. Также еще одной мерой охраны строя быластрогая отчетность всех афинских должностных лиц.
В целом же афинская демократия в 5-4 вв. до н.э. была хорошоразвитой системой, которая решала самые различные проблемысоциально-экономической, политической и культурной жизни.
Глава 3. Социальная структура греческого общества(на примере Афин)
Экономика, сложившаяся в Афинах в 5–4 вв. до н.э.,определила характер социальной структуры древнегреческого общества.
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленныхполисах и, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов,количество которых в греческом обществе непрерывно возрастало. Основнымипроизводственными ячейками стали частные хозяйства. Сформировалась такаясистема социальных отношений, которая может быть определена как классическоерабство.
Наиболее ярким примером является афинское общество,характеристика которого позволяет показать особенности социального строяторгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитииДревней Греции 5-4 вв. до н.э.
Афинское общество классической эпохи делилось на три класса:класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.
Характеристика классического рабства.
Для торгово-ремесленных полисных 5-4 вв. до н.э. характерновнедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общееколичество рабов. В Афинах общее количество рабов достигало одной трети всегонаселения.
Основной контингент греческих рабов 5-4 вв. до н.э. состоялиз людей негреческого происхождения.
Основными источниками пополнения рабов в это время были:
1) военнопленные и захваченные в плен мирные жители;
2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифовсоплеменники.
3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводстворабов (Рожденные рабынями дети считались собственностью хозяина).
Афинские законы карали смертью незаконное обращение врабство свободного гражданина.
Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб могпринести доход. Одной из форм повышения эксплуатации и производительностирабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Господин предоставлял рабунебольшие средства, помещение. Раб открывал маленькую мастерскую, работал визвестной мере самостоятельно, мог завести семью. Но за эту самостоятельностьон был должен вносить оброк в пользу своего господина.
Правда, рабов на оброке было немного, так как онипо-прежнему находились в полной власти господина.
В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарныххозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов. Раб рассматриваетсякак одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, какполучеловек.
Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и освоем скоте. В основе этих отношений лежал прямой интерес: ведь накормленный издоровый работник приносил большую прибыль. В Афинах законом запрещалосьбеспричинное убийство рабов, поскольку считалось, что это наносит ущербобщественному спокойствию, да и самим владельцам.
Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы,различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабысельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве иличными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положениигосударственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Рабы не имеливозможностей к объединению и поэтому напряженность в отношениях не моглареализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.
Господствующий класс.
Господствующий класс в Афинах состоял из частныхсобственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей,денежных сумм и владельцев рабов.
Состояния даже богатых граждан были относительно скромными,группы магнатов располагавших огромными средствами, не сложилось.
Господствующий класс не был однородным, он делился нанесколько социальных групп (а по реформе Солона всякий, кто получал 500медимнов был отнесен к первому разряду – пентакосиомедимнов). Одну из группсоставляли представители старинной земельной аристократии. Они слабозаинтересованы в быстром развитии товарных отношений. Основные доходы ониполучали от земельной собственности и в политической жизни выступали каксторонники олигархических порядков. Ее представители, получившие хорошеевоспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль вобщественной и политической жизни полиса.
Вторую группу составляла наиболее динамичная частьгосподствующего класса – собственники ремесленных мастерских, торговыхкораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, заинтересованныев быстром экономическом развитии, внедрении демократических институтов. Внутриэтой прослойки существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, итак называемых метеков. Свободные богатые люди, но имевшие права гражданства,принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, немогли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Н.С. иизбирались на должности.
Существование различных групп внутри господствующего классасо своими интересами и даже политическими программами создавало основу дляоткрытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальнуюобстановку в Афинах 5-4 вв. до н.э.
Положение свободных мелких производителей.
Афинское общество состояло не только из рабов и ихвладельцев. Рядом жили и трудились мелкие свободные производители –земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков,владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, городской люд. Это былсамый многочисленный класс. В Афинах 5-4 вв. до н.э. в состав этого классаследует включить представителей третьей (зевгиты) и четвертой (феты) социально-имущественныхгрупп по классификации Солона (также сюда входило большинство метеков).
Рабский труд у мелких производителей использовался только вкачестве дополнительной рабочей силы.
Социальная группа мелких свободных землевладельцев являетсяодной из важнейших. От ее экономического благосостояния, политическойактивности зависели крепость полисных институтов. Мелких землевладельцев обычноназывают крестьянами. Земледелец был лично свободным, т.е. независимым отдругих лиц или государства, собственником земельного участка, обеспечивающегоего прожиточный минимум. Земледелец не платил налогов с земли. Он был тесносвязан с рынком.
По законам Афин собственником земли мог быть только членполисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такимиполноправными гражданами, участниками народных собраний, могли избираться наразличные должности, служили в гражданском ополчении.
В состав свободных мелких производителей входили такжегородские жители, живущие трудом собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане– ремесленники и торговцы – принимали активное участие в политической жизнигорода. Их имущественное положение, было весьма неустойчивым, и государствопринимало меры для обеспечения прожиточного минимума этой прослойки граждан. ВАфинах, прежде всего, предусматривалось выведение потерявших связь с землей иживущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колониступредоставляли земельный участок.
Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояниябеднейших граждан было обеспечение их работой.
Положение ремесленников и торговцев-метеков было болеетяжелым, чем ремесленников граждан. Они были исключены из политической жизниполиса, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог счеловека, который в Афинах назывался метейкион и, достигал 12 драхм в год. Большаячасть свободных жителей, не имеющих гражданских прав, принадлежала именно к этойкатегории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальнойгруппе (Афинах общее число метеков достигало 15-20% от общего числа населения).
Прослойка деклассированных элементов.
Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферыпроизводства и жизни, увеличение численности рабов влияли на положениесвободных ремесленников, с трудом сводящих концы с концами. Труд ремесленникаили матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в 4 в. до н.э. какудел рабов, как дело недостойное свободного человека. Начинает создаватьсяновый социальный строй, ранее неизвестный, слой городского беднейшегогражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместес тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвующих вдеятельности народных собраний, обсуждении государственных дел. Так, в Афинахбыла введена плата в 2 обола за простое посещение заседаний Н.С…
В целом социальная структура афинских полисов 5-4 вв. до н.э.была довольно сложной и расчлененной: противоречия между основными классамиосложнялись острыми внутриклассовыми столкновениями. Общественныевзаимоотношения афинском государстве представляли собой клубок противоречийразного порядка, причем в отдельные исторические периоды, в зависимости отконкретных условий, выходила на первый план то одна, то другая группапротиворечий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельнойаристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальнымикругами внутри демократической группировки.
Глава 4. Афинская морская держава4.1. Первый афинский морской союз
Морской союз во главе с Афинами был образован в 478-477 гг. дон.э. как антиперсидское объединение греческих полисов, располагавшихся наберегах Эгейского моря. В истории существования Делосского союза выделяют 2этапа. На 1 этапе (478-454 гг. до н. э) перед союзом стояла задача отраженияперсидской агрессии и освобождения от власти персов греческих городов МалойАзии и островов Эгейского моря. На 2 этапе (454-404 гг. до н. э) союзная казнабыла перенесена с острова Делос в Афины.
У Делосского союза была единая финансовая система и общаяказна, пополнявшаяся ежегодными взносами каждого полиса, входившего в симмахию.Афинские стратеги командовали флотом и войском всего союза. Союзную казнуафиняне перенесли в 454 г. до н.э. в свой город и распоряжались ею. Они же самиопределяли размер взносов в казну. Это вызвало недовольство союзников.
К 454 г. до н.э. Делосский союз включал почти 200 полисов,чьи интересы он успешно защищал, развивая взаимную торговлю и обеспечиваяохрану торговых путей.
С помощью союзников усиливалась роль Афин в межполиснойторговле. Кроме того, на землях союзников образовывались гражданские колонии,благодаря чему значительная часть обедневших жителей Аттики получилаплодородные участки земли. Союз получил название Афинского морского союза, аафинян называли «хозяевами моря».
Глава 5. Упадок Греции и подчинение ее Македонией в4 веке до н.э.5.1. Войны между греческими городами-государствами
Господствовать в Греции стремились не только афиняне, но испартанцы. Еще при жизни Перикла соперничество Афин и Спарты привело к войнемежду ними. В Пелопоннесской войне, начавшейся в 431 году до н.э., участвовалипочти все города-государства Греции: одни — на стороне Афин, другие — настороне Спарты. Продолжалась война почти 30 лет и закончилась поражением Афин. Морскойсоюз распался.
Войны между греческими городами-государствами происходили ив 4 в. до н.э. Вторгаясь в чужие области, противники вырубали сады ивиноградники, сжигали города и деревни, а пленников обращали в рабов. Только за5-6 лет войны Афины истратили огромную сумму в 10 тыс. талантов. Война привелак гибели большого количества людей.
Войны страшно опустошили Грецию. Селения лежали вразвалинах, вместо оливковых садов стояли обгоревшие пеньки. 5.2. Разорение крестьян и ремесленников
Не только частые войны, но и рост числа рабов разорялиремесленников и крестьян. Содержать рабов обходилось очень дешево. Владельцыкрупных мастерских и имений, в которых работали рабы, могли продавать товарыдешевле, чем крестьяне и ремесленники. Поэтому товары ремесленников и крестьянне находили сбыта. Число мелких мастерских в Афинах уменьшалось, а крупныхувеличивалось. Крестьяне разорялись; богачи скупали их земли.
Деньги становятся престижной формой богатства, наряду сземельными владениями. Теперь среди богачей были не только знатные граждане, нои метеки, иностранцы, не имеющие гражданских прав (Одним из источников быстрогообогащения для некоторых граждан была спекуляция хлебом).
Широкое внедрение наемничества было связано с обнищаниемшироких масс населения и не профессиональностью ополчений.
Широкое распространение наемнических армий, их активноеучастие в военных действиях, с одной стороны, и падение роли гражданскогоополчения как основы полисной военной организации – с другой, — один из яркихпоказателей ее серьезного кризиса. 5.3. Обострение классовой борьбы
Большой остроты достигли в 4 в. до н.э. противоречия внутриполисного коллектива, вызванные имущественным и социальным расслоением в средеграждан.
В Афинах удалось сгладить остроту социального недовольства. Вцелях ослабления напряженности проводилась политика материальной поддержкибеднейших граждан: была введена плата за посещение Н.С., за участие в судахгелилеи. Также был установлен жесткий контроль за хлебным рынком. На богатых гражданбыли наложены литургии. Все это давало некоторые результаты.
Гражданская община, полисный коллектив в Афинах сохранялсвою замкнутость и не желал ее нарушать. Естественно, это увеличивало общуюсоциальную напряженность.
Однако предложенные проекты реформирования и оздоровленияпораженных кризисом греческих полисов оказались утопическими, невыполнимыми висторической обстановке 4 в. до н.э. Кризис греческого полиса продолжалуглубляться.
5.4. Усиление Македонии
Македония была расположена на Балканском полуострове, ксеверо-востоку от Греции. Большинство населения Македонии составляли крестьяне.Господствовали в ней аристократы, почти не признававшие власти македонскихцарей.
В середине 4 в. до н.э. царю Филиппу 2 удалось укрепить своювласть в Македонии. Образовалась Македонская монархия.
Филипп 2 организовал сильное войско. Он начал захватыватьодин за другим ослабевшие греческие города. Часть греческих рабовладельцевохотно признавала его власть. Своим богатством они дорожили больше, чемнезависимостью родины. Нередко Филипп 2 подкупал некоторых горожан, и теоткрывали ему крепостные ворота. 5.5. Установление власти Македонии над Грецией
Упорное сопротивление македонскому царю оказал афинскийдемос. Борьбу афинян за независимость возглавил знаменитый оратор Демосфен. Всвоих речах он обличал Филиппа 2 как захватчика и призывал греков отстоять своюсвободу. Часть городов-государств объединилась для борьбы с Македонией.
В 338 г. до н.э. при городе Херонее произошла решающая битвагреков с македонянами. Демосфен сражался в рядах афинян как простой воин. Битвабыла ожесточенной и долгой.
Вначале афинянам удалось потеснить войска Филиппа 2. Однакомакедонская армия, лучше вооруженная и более дисциплинированная, одержалапобеду. После битвы при Херонее почти вся Греция должна была подчинитьсяМакедонии.
Междоусобные войны между греческими городами-государствами ипредательство рабовладельцев привели Грецию к потере независимости.
Заключение
Изучение истории афинского государства с начала егозарождения до падения эллинистических государств, захваченных Римом и Парфией,дает возможность проследить общие закономерности его развития как органическойчасти истории древнего мира. Вместе с тем оно позволяет выявить рядкардинальных особенностей, выделяющих Афины как неповторимую историческуюреальность.
Древние греки внесли огромный вклад в развитиесредиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в 3 областях:организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства; установлениемдемократической республики (демократии); создании замечательной культуры.
Как центр всей полисной округи греческий город был местомжительства не только городского люда, но включал также и сельское население, т.е.становился местом жительства большей части населения полиса.
Большим достижением Афин в политической области былоформирование демократической республики. Полисная демократия представляла собойразработанную политическую систему, обеспечивающую участие в государственномуправлении основной массы граждан. Афинская демократия проводилацеленаправленную политику материальной и политической поддержки обедневшихграждан. Конечно, нельзя идеализировать афинскую демократию и считать ееэталоном демократии как таковой. Это была демократия лишь для граждан, в товремя как женщины, негражданское свободное население не говоря, конечно, орабах, стояли вне демократических институтов. Тем не менее структурадемократической республики, механизм ее действия в политической жизни Грециибыл огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм.
Великим оказался вклад древних греков в развитие мировойкультуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина еенаправлений, создание шедевров и выработка идей, вошедших затем в сокровищницумировой цивилизации.
Влияние древних греков на последующее развитие народовСредиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировойцивилизации стало весьма значительным и плодотворным. Оно не только питало эторазвитие, но целый ряд достижений древних греков вошли в структуру современнойцивилизации как ее неотъемлемая часть.
Список используемой литературы
1. «Древняя Греция» К.Л. Гуленков, С.В. Новиков,Москва 2003 год.
2. «История древнего мира: Древняя Греция» А.Н. Бадак,И.Е. Войнич, Минск 1999 год.
3. «История Древней Греции» Андреев, Кошеленко,Кузин, Москва 2001 год.
4. «История древнего мира» И.М. Дьяконова, В.Д. Неронова,И.С. Свенцицкая, Москва 1989 год.
5. «История Древней Греции» В.И. Авдиева, А.Г. Бокщанина,Москва 1972 год.
6. «Греческая цивилизация» А. Боннар, Москва 1995год.
7. «Древние цивилизации» Г.М. Бонгард-Левин,Москва 1989 год.
8. «Древняя Греция» В.В. Струве, Д.П. Каллистова,Москва 1956 год.
9. «Жизнь Греции» В. Дюрант, Москва 1997 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.