Реферат по предмету "Социология"


Региональные внешние эффекты клубного блага в повышении качества жизни населения

Региональныевнешние эффекты клубного блага в повышении качества жизни населения

В экономической науке уделялось значительноевнимание теории клубов [6] и производимых ими клубных благ, относящихся ксмешанным общественным благам, поскольку в отличие от чистого блага являетсяисключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью,альтернативностью его использования и убыванием его потребления. Смешанноеблаго может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным. Мотивом для созданияклуба является производство с помощью этого клуба коллективного блага,потребление которого увеличивает значение функции полезности агента (агентов).Однако производить это коллективное благо можно в разных объёмах, осуществляябольшие или меньшие затраты. В принципе каждый член клуба имеет своё понимание,в каком объёме и какими затратами следует производить коллективное благо. Этопонимание базируется на его функции полезности и задаче её максимизации.Поэтому требуется коллективное решение об объёме производства и затратах. Этоколлективное решение может приниматься различными способами, а конкретныйспособ фиксируется в уставе клуба.
Численность потребителей клубного общественногоблага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приёмомпоследнего «члена клуба», не приведёт к уменьшению выгод для других его членов,которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового членав финансировании затрат. В случае, когда численность пользователей задана,количество предлагаемого для потребления блага должно увеличиваться до тех пор,пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят егопредельную полезность.
В ситуации, изображённой на рисунке 1, видно, чтоесли численность пользователей не достигает Na,то им невыгодно потребление данного блага. Наиболее выгодной являетсячисленность пользователей в промежутке между Naи Nd, так как только при таком числепотребителей полезность, доставляемая благом индивиду, перекрывает его затратына получение данного блага.
/>
Рис. 1. Индивидуальныевыгоды и издержки потребления клубного блага [1, c. 37]:
N – численность потребителей; B – выгоды вденежном выражении;
С – затраты потребителя вденежном выражении; Y – денежный масштаб
Здесь следует обратить внимание на несовпадениеопределённого таким образом диапазона с интервалом N*N**,в рамках которого выгоды, оцениваемые без учёта издержек, максимальны. Вместе стем, внутри диапазона NaNdразной численности потребителей соответствуют, конечно, неодинаковыесоотношения индивидуальных затрат и выгод, поэтому для достижения оптимуманеобходимо оценить предельные значения этих величин.
Агенты образуют институт, в данном случае, клуб, неради увеличения значения функции полезности из-за прироста частных благах (какв фирме), а для увеличения этих значений с помощью производства коллективныхблаг. Участие в институте (клубе) и есть потребление коллективного блага.
Отличительной особенностью клуба, ставшей причинойего удивительной выживаемости и популярности, является то, что он, во-первых,постоянно трансформируется с течением времени и изменением обстоятельств, во-вторых,чрезвычайно разнообразен, способен учитывать и удовлетворить запросы и интересысамых разнообразных категорий населения, слоёв общества.
Как известно, клубные блага являются предметомрассмотрения экономикой общественного сектора, которой в свою очередь, помнению Г.А. Ахинова и Е.Н. Жильцова, имманентно присущ ярко выраженный историзм[3, c. 7]. Историческоеразвитие цивилизации и государств, как известно, происходит не линейно, ациклично, по спирали. Оно характеризуется сменой периода господства общественныхинтересов на периоды с ориентацией на частные интересы, ухода в частную жизнь.Каждый поворот цикла исторического развития находит отражение в смене теоретическихвзглядов о роли государства и общественных институтов в экономической жизниобщества.
Индустриальная эпоха (и связанный с ней переход отнатурального хозяйства к формированию урбанизированного образа жизни),возникшая на рубеже XVIII и XIXвв., положила начало длительному историческому циклу приоритета частногоинтереса через «невидимую» руку рынка. Эта эпоха стала эпохой господстваидеологии микроэкономики и парадигмы подхода к человеку как к экономическомучеловеку, не как к цели, а как средству общественного развития.
Рубеж в истории российской модернизации – реформы60–70-х гг. XIX в. – обусловилпоявление заимствованной извне клубной формы организации досуга так называемойклубной общественности – дворянской, купеческой, интеллигентской, а в начале XXв. и рабочей.
Предпосылки для появления в России клубов былисозданы преобразованиями Петра Iи их последствиями, в том числе расширением контактов со странами ЗападнойЕвропы и освоением их культурного опыта. В том, что касается клубов, это был впервую очередь британский опыт.
Клубы, в современном понимании этого слова,появились в Англии в конце XVIв. как небольшие объединения, однородные по составу участников, создаваемые дляобщения и отдыха на добровольной постоянной основе. Клубы помогали своим членамориентироваться в городской жизни, адаптироваться к новой обстановке. В клубыобъединялись все, кому имущественное положение позволяло оплачивать клубныеуслуги, – не только знать, купцы и лица свободной профессий, но такжеремесленники и мелкие торговцы, за исключением социальных низов. Росту числаклубов и развитию клубной культуры способствовало покровительство властей всемформам социального общения горожан, проводимым клубами публичных акций,праздничных уличных шествий. Клубы формировались в связи с развитием литературыи прессы, удовлетворяя потребности читающей публики в обсуждении поднимаемыхпечатью вопросов. Поток печатной продукции давал пищу для клубных разговоров.Клубное общение, по крайней мере в идеале, способствовало преодолениюнетерпимости к чужому мнению [4, с. 119–129].
В России клубы появились во второй половине XVIIIв., при Екатерине II [3, с.177–202]. Особенно существенные последствия имело освобождение дворян отустановленной Петром Iобязательной государственной службы. Получив привилегию не служить, дворянство,писал В.О. Ключевский, «стало в одно и то же время одиноко в обществе и празднов доме» [1, с. 83]. Таким образом, у зажиточного дворянства не было серьёзногодела «ни в губернской канцелярии, но в вотчинной конторе». И «средствонаполнить свой 24-часовой досуг» «оно должно было заимствовать … со стороны, изпривычных уже источников западноевропейской культуры», в результате чегосложился своеобразный, «русско-европейский» тип светского общежития дворянства.Иначе говоря, среди дворян потребность в учреждениях типа клубов возниклаестественным путём, как результат развития их самосознания и культуры. Точнотак же естественным для дворян, получивших «24-часовой досуг», было видетьвначале в клубах исключительно или главным образом средство развлечений.
И сегодня эмблематическим выражением позднекапиталистическойсистемы, которой имманентно стремление потребления товаров, образов, услуг,развлечений 24 часа в сутки, вновь стала клубная индустрия. В сознаниироссийского обывателя понятие «клуб» обычно ассоциируется с ночнымидискотеками, а «VIP-клубами»,«казино-клубами» или «кафе-клубами» именуют себя тысячи различных заведений,весьма далёких от клуба в его истинном значении.
По результатам проведённого исследования,посвящённого актуальным проблемам и перспективам развития клубных учрежденийМосквы, под руководством члена-корреспондента РАН, первого заместителя директораИнститута социально-политических исследований РАН, д.ф.н. В.Н. Иванова идиректора Единого научно-методического центра Комитета по культуре г. Москвыд.с.н В.К. Сергеева [4], 37,9 % респондентов отметили насущную потребность врегулярном посещении клубов. В настоящее время большая часть посетителей клубовстремится «просто отдохнуть».
В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовойдаётся следующее определение клуба. Во-первых, это организация, объединяющая людейна основе общности, сходства, близости интересов занятий. Во-вторых, этокультурно-просветительское учреждение, в котором собираются люди для отдыха,развлечений; здание, помещение. В-третьих, это учреждение или общественная организация,занимающаяся финансовой или коммерческой деятельностью.
С развитием рыночных отношений и стабилизациейэкономики в ближайшие годы, несомненно, будет наблюдаться развитие клубнойиндустрии в её цивилизованном понимании. В деловых кругах становится хорошим тономувлекаться каким-либо видом спорта. Следует отметить, что во всём мире средибизнес-элиты наиболее популярен гольф – один из самых клубных видов спорта.Отсюда можно сделать вывод, что деловая элита России готова к появлению системыбизнес-клубов в экономических мегаполисах страны; в подобную систему, котораядолжна быть организована по правилам международного клубного менеджмента ичленства только по приглашению (рекомендации), могли бы войти и загородныеклубы (или курорты) юга России. Во всём мире закрытые клубы объединяются вовзаимные дисконтные системы, с тем чтобы их члены имели возможность,путешествуя, останавливаться (посещать) сообщества, входящие в альянс. Примеждународном признании российские клубы могли бы тоже войти в подобные объединения.Уже начали появляться загородные клубы – в результате развития загородныхпосёлков, которые априори являются закрытыми сообществами.
Однакобольшинство создаваемых частных клубов, по сути, представляют собой площадки,где оплачиваются конкретные услуги по предоставлению частных благ (спортивныекомплексы, боулинг, конюшни, марины – причалы для яхт). Однако, по мнению С.А.Медведникова [7, с. 10], отсутствие такого понятия, как «член клуба», приводитк угасанию деятельности таких клубов вплоть до перепрофилирования клубногопомещения под торговые или складские площадки. Причём перепрофилирование коснулосьне только частных, но и, конечно, на правах аренды помещений – муниципальных клубов.
Решением,принятым Коллегией Министерства культуры Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»,клубное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерациивправе осуществлять предпринимательскую деятельность [6, с. 13].
К предпринимательской деятельности Клубногоучреждения относится следующая деятельность:
-  торговляпокупными товарами, оборудованием;
-  оказаниепосреднических услуг;
-  долевоеучастие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций;
-  приобретениеакций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов)по ним;
-  осуществление приносящей доход, непредусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям созданияКлубного учреждения.
Основным источником дохода от предпринимательскойдеятельности на сегодняшний день для муниципального клуба является сдача варенду помещений. Несмотря на то, что зачастую сдаваемые в аренду помещениянаходятся в крайне неудовлетворительном состоянии – это не становится серьёзнойпроблемой для муниципального арендатора. Предпринимателей привлекает выгодноерасположение таких объектов и, как правило, архитектурная помпезность самогоздания, в котором арендуется помещение. И вот уже клубное учреждение вовлеченов рынок недвижимости, где вопросами аренды занимаются компании по управлению недвижимостью.Цель создания и работы таких компаний состоит в следующем: недвижимое имуществодолжно приносить максимальный доход и иметь максимальную цену. Получается, чтоклубным учреждениям экономически выгодно не развивать платныесоциально-культурные услуги населению, а ограничиться получаемым доходом отсдачи помещений в аренду.
Зданиемуниципальных клубов постепенно из объектов культуры переходят в объектынедвижимости, поскольку их выгодное местоположение (главная из характеристикобъекта недвижимости) в существенной мере оказывает влияние на такиеэкономические параметры, как цена, ликвидность, доходность недвижимости.
Очевидно, что один и тотже объект будет иметь разную ценность в зависимости от того, как ониспользуется с экономической точки зрения. Например, одно и то же недвижимоепомещение может быть использовано как для организации на нём муниципальногопредприятия (учреждения), так и для сдачи в аренду.
Вариант сдачи в арендупомещений муниципального клуба позволяет муниципалитету решать экономическиепроблемы, а именно:
- во-первых, неповышать расходы из бюджета муниципального образования, поскольку согласнозаконодательству доход от предпринимательской деятельности (сдачи в арендупомещений) полностью идёт на развитие и совершенствование клубного учреждения;
- во-вторых,муниципалитет поддерживает развитие предпринимательства, выделяя им помещения,где они могли бы вести свою предпринимательскую деятельность и приноситьопять-таки доход в местный бюджет в виде налогов.
Статус арендодателяпозволяет клубному учреждению обеспечивать органам местного самоуправленияформирование соответствующей экономической среды, создавать условия длянасыщения местных рынков товарами и услугами, а арендная плата становитсяважным и стабильным источником доходов.
Такое положение дел характеризуют современныемуниципальные клубные учреждения скорее как участников рынка недвижимости, чемкультурно-досуговой сферы. Общедоступному муниципальному клубному досугу (клуб,дом и дворец культуры) принадлежит существенная роль в организации свободноговремени всех слоёв населения (в том числе малообеспеченных) поскольку именнотам ещё сохранилась традиционная специфика деятельности – массовое общение сиспользованием зрелищных форм культурно-эстетического воздействия, деятельностькружков, студий, коллективов народного творчества.
В законодательстве [6, 2]муниципальное клубное учреждение определено как организация, основнойдеятельностью которой является изучение и предоставление населениюразнообразных услуг социально-куль-турного, просветительского, оздоровительногои развлекательного характера, создание условий для занятий любительскимхудожественным творчеством, ориентированные на культурные интересы определённыхпрофессиональных, национальных и других социально-демографических категорийнаселения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества,клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодёжи, пенсионеров, центрытрадиционной культуры, дома ремёсел и фольклора, национально-культурные центрыи т.п.
Однако при слабой материально-технической базе,недостатке площадей, скудном бюджете, современный государственный клуб не можетотвечать современным требованиям по пропаганде культурных ценностей, приобщениюшироких масс населения к творчеству, организации современного комфортногодосуга.
Формализм и шаблонностьсодержания и форм работы, отрыв от реальных запросов посетителей муниципальныхклубов привело их (посетителей) к поиску альтернативных форм проведения досуга.
Отсюда можно сделатьвывод, что уровень развития современного общества порождает негативныесоциальные процессы, протекающие на мезоуровне, отдаляя тем самым членовобщества от заявленного в программной речи президента РФ уровня качества жизниграждан.
Для корректировкиотрицательных последствий действий органов муниципальной власти в сферефункционирования обеспечения управления социально-культурного развития, которыепроявляются в росте социальной нестабильности в обществе, мы предлагаемрассмотреть алгоритм дальнейших преобразований форм, методов и организацииуправления муниципальных учреждений клубного типа, для перевода их от ярковыраженной дотационной бюджетной составляющей к созданию системно построенной,целостной структуры управления на региональном и местном уровне.

Заключение
клуб благомуниципальный
Во второй половине ХХ в.,когда явно обозначился переход к качественно новому этапу мировогоисторического развития, стало заметным возросшее значение человеческого факторав экономике. В представленной работе дано теоретическое обоснование иобозначены основные подходы к решению одной из ключевых задач современнойРоссии в переходный период к постиндустриальному обществу, заключающиеся в разработкеэффективной системы управления первичными учреждениями культуры, формирующимикультурно-этические системы ценности индивидов и, таким образом, выступающиедля них оценивающим «мерилом» качества жизни на мезоуровне.
Приоритетными направлениямиповышения качества жизни населения страны, региона, муниципального образованияв условиях демократизации общества и либерализации открытой экономики являются:формирование социальной политики, исходя из реализации принципа социальнойсправедливости и социальной ответственности; содействие формированию в обществе(социальной группе) стереотипов поведения, ценностных ориентаций, соответствующихоздоровлению культурного массива общества.

/>Библиографический список
1. Гаврилова, Т.В.Принципы и методы исследования качества жизни населения [Текст] / Т.В.Гаврилова // Технологии качества жизни. – 2004. – т. 4. – № 2. – С. 1–11.
2. Гиг, Дж.ван. Прикладнаяобщая теория систем [Текст] /Дж.ван Гиг. – М.:Мир, 1981. – 336 с
3. Глушакова, О.В.Управление воспроизводством качества жизни населения: теоретико-прикладныеаспекты (на примере Кемеровской области) [Текст]: автореф. дис. … канд. экон.наук: 08.00.05 / Глушакова Ольга Владимировна; Кемеровский государственный университет.– Кемерово, 2006. – 24 с. – Библиогр.: с. 22–23.
4. Дмитриева, О.Г. Региональная экономическаядиагностика [Текст] / О.Г. Дмитриева. – СПб.: СПбГУЭФ, 1992. – 274 с.
5. Долгин, А.Культурная политика: каким должно быть государство [Электронный ресурс] – URL: www.polit.ru/lectures/2008/12/17/dolgin.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
6. Достоевский, Ф.М.Преступление и наказание [Текст] / Ф.М. Достоевский. – М.: Эксмо, 2008. – 592с.
7. Драйзер, Т.Сестра Керри [Текст] / Т. Драйзер. – М.: Худож. лит., 1987. – 383 с.
8. Ершов, А.Н.Качество жизни и местное самоуправление в условиях социальной модернизации[Текст] / А.Н. Ершов, Ю.Р. Хайруллин // Социологические исследования. – 2004. –№ 8. – С. 63–70.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Послеоктябрьская эмиграция из России характер, состав, идеология
Реферат Сборник задач по дисциплине "Теория бухгалтерского учета"
Реферат 1. ms sql server. Общие сведения
Реферат Аналіз жыцц вага і творчага шляху В Зу нка
Реферат Разработка цифрового таймера
Реферат Los Angeles Riots Essay Research Paper Though
Реферат Особенности введения внешнего управления предприятием
Реферат Уганда
Реферат Будет ли возрожден Трехсвятительский храм князя Владимира?
Реферат Приоритеты индустриально-инновационного развития Казахстана и роль государственных институтов развития
Реферат Философское значение современного олимпизма
Реферат Песнь о Роланде
Реферат Автор и его герои в отношении к обществу в романе Евгений Онегин
Реферат Потенциал и развитие предприятия
Реферат Анализ производства и себестоимости кормовых культур в СПК "Лунинский" Лунинского района