Реферат
«Аркаим – колыбельцивилизации»
Челябинск2008
Содержание
Введение
Открытие Аркаима
Внешний вид и планировка Аркаима
Планировка жилых домов
Хозяйство и общество
Неорелигиозная составляющая
Возраст. Аркаим и Стоунхендж
Пригоризонтная обсерватория древних ариев
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Двадцатый век с полнымоснованием можно считать веком археологических открытий. Он начался с раскопокКносского дворца на Крите, исследований гробницы Тутмеса IV и Тутонхамона вЕгипте, с обнаружения хараппской цивилизации долины Инда и шумерской культурыМесопотамии.
Можно долго перечислятьважные археологические открытия Старого и Нового Света, которые пришлись наушедшее столетие. Одни из них поражали блеском золота и драгоценностей, другие- принципиальной новизной в осмыслении путей истории. К последним крайне редким- событиям науки относится и открытие Аркаима и «Страны городов» в ЮжномЗауралье, на самом пограничье Азии и Европы.
Аркаимкая проблематикасегодня широко представлена в специальной научной литературе, она находитотражение в материалах представительных международных конференций в Европе иАмерике. Об Аркаиме сегодня пишут политики. Физически развалив единоеевразийское пространство, они, наконец, пытаются понять корни его историческойобщности Упоминание об Аркаиме можно найти в статьях философов, языковедов,специалистов по истории религии.
Что только об этом местене говорят и не пишут – оно и прародина древних арийцев, и Место Силы, и простоуникальный археологический и природный памятник и заповедник, не имеющийаналогов в России. Поэтому притягивает к себе Аркаим посетителей разных –ученых, любопытствующих, увлеченных энергетикой, а также паломников всехрелигий – от огнепоклонников до мусульман и христиан. На горах Аркаимскойдолины, каждый из них обращается к своим богам. И говорят, что боги отвечают…
Здесь, у восточныхсклонов Уральских гор, была обнаружена группа укрепленных поселений рубежа III-II тыс, до н.э. Укрепленным центрам сопутствуют могильники, неукрепленныеселища, производственные площадки и медные рудники. Укрепленные поселенияЮжного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современникипервой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенскойкультуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векамзнаменитой цивилизации Индии — Мохенджо-Даро и Хараппы.
Территорияраспространения поселений получила условное название «Страна городов». Онапротянулась на 350 км с севера на юг и примерно на столько же – с запада навосток. «Страна...» охватывает сложный в ландшафтном отношении район — отпредгорий долин Урала (зауральский пенеплен) до равнинных просторов ЗападнойСибири.
С административной точкизрения, это юг Челябинской области и прилегающие районы восточного Оренбуржья,Башкортостана и Северного Казахстана. «Страна...» занимает водораздел Урала иТобола. Здесь почти смыкаются воды Европы и Азии, Каспия и Северного Ледовитогоокеана. Стык географических зон предопределил необычайное многообразиерастительного и животного мира Зауралья. Этот регион всегда был перекресткомисторических дорог. На всем протяжении человеческой истории здесь сосуществовалии взаимообогащались культуры угорских, индоевропейских и тюркских народов. Впределах «Страны городов» сегодня насчитывается 20 укрепленных центров, каждомуиз которых соответствует от одного до трех некрополей и несколько неукрепленныхпоселений. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрамисоставляло 40-60 км. Таким образом, условный радиус одного земельного округаравен 20-30 км, а средняя площадь округа составляет около 2000 кв. км.
Площадь одногоукрепленного поселения в пределах оборонительных стен составляла от 8 до 34тыс. кв.м. По размерам аркаимский «город» можно сопоставить с «дворцами»минойской цивилизации II тыс, до н.э. Так, площадь одного из ярких памятников –Кносского дворца на Крите – составляла 16 тыс. кв.м.
Несмотря на небольшиеразмеры, укрепленные центры можно называть протогородами. Употребление понятия«город» по отношению к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа,конечно, условно. Однако их нельзя считать просто поселениями, так какаркаимские «города» отличают мощные оборонительные сооружения, монументальностьархитектуры, сложные системы коммуникаций. Вся территория укрепленного центрапредельно насыщена планировочными деталями и глубоким содержанием, она оченькомпактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства, переднами даже не город, а некий «сверхгород».
Открытие Аркаима
Само название «Аркаим»происходит от тюркского «арка» – спина, хребет. Названо городище по названиюгоры Аркаим. Еще Аркаинской (Аркаимской) называлась пустошь на картах 19 века.
Аркаим был открыт летом1987 года, уже в 1991 году территория памятника была объявлена заповедной (встатусе филиала Ильменского заповедника). Вслед за археологами, историками,этнографами в Аркаим потянулись экстрасенсы, пророки, паломники, членыразличных религиозных сект, люди, жаждущие исцеления и просветления, – словом,все желающие лично увидеть Это Место...
В сущности все мы сталисвидетелями редчайшего чуда! Причем не в какой-нибудь экзотической Микронезии,не среди библейских камней Ближнего Востока, не в полной загадокюжноамериканской сельве, а прямо-таки дома, в Челябинской области открылась«Страна городов» – остаток одной из древнейших цивилизацийчеловечества: оригинальные, ни на что привычное не похожие строения, мощныестены, сложные оборонительные конструкции, плавильные печи, ремесленныемастерские, четкая система коммуникаций… Теперь уже признано: здесь прародинадревних ариев, которую ученые так долго искали на обширной территории отпридунайских степей до Прииртышья; здесь произошло на грани III — IIтысячелетий до н.э. давно уж «вычисленное» лингвистами разделениеариев на две ветви – индоиранскую и иранскую… А кое-кто из столь сдержанных впредположениях ученых готов даже объявить эти места родиной Заратуштры,создателя священных гимнов «Авесты», столь же легендарного, как Буддаили Магомет.
Аркаим – это одно из техоткрытий, которые понуждают ученых заново пересматривать десятилетиями – еслитолько не веками – выстроенную систему взглядов на обширную и мировоззренческиважную область исследований. Явление Аркаима заставило историков изменитьпредставления о бронзовом веке на территории Урало-Казахстанских степей. Теперьвыходило так, что они не были задворками мира, вступавшего в эпоху цивилизации:высокий уровень развития металлургии обеспечивал этому региону весьма заметное местов культурном пространстве.
Чудом представляется испасение Аркаима – случай такого рода едва ли еще где-нибудь отмечен за всюсоветскую историю. Ведь памятник был обречен – так о нем и говорили средствамассовой информации. Он оказался в зоне затопления строящегося водохранилища.Мало того, что к моменту, когда его обнаружили археологи, в самых высокихкабинетах уже были подписаны соответствующие чертежи и распоряжения, – ужевовсю шли строительные работы, уже были затрачены немалые деньги. Уже былавозведена подпорная дамба; оставалось лишь засыпать короткую перемычку – ивешние воды не оставили бы от Аркаима ни следа.
Археологам дали год,чтобы разведать местность на предмет ископаемых ценностей. Вскоре после того,как лопатка археолога вскрыла несколько деталей непонятных кругов, стало ясно,что это настоящая сенсация! Сразу же началась борьба за спасение Аркаима. И –ни много, ни мало – это были остатки города, где когда-то жила та самаялегендарная арийская раса. Оказалось, что возраст Аркаима почти 40 веков…
На спасение Аркаимаподнялась вся общественность. Руководитель уральской археологической экспедицией,кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и этнографииЧелябинского государственного Университета, Геннадий Борисович Зданович едет вМоскву. Рискуя своей карьерой и ученым именем он добивается, чтобыстроительство почти завершенной плотины на реке Большая Караганка былопрекращено. Как говорит сам Геннадий Борисович — случилась вещь почтинереальная – остановилось многомиллионное строительство ради археологическойнаходки! Это было настоящим вмешательством судьбы. Так было нужно.
Внешний вид и планировка Аркаима
В раскопах Аркаима ненашли драгоценностей, шедевров древнего искусства, неизвестной письменности,атомного реактора или космического корабля. Только черепки битой керамическойпосуды, кости домашних и диких животных, редкие каменные орудия и очень редкие– бронзовые. Но даже и этих обычных вещей на Аркаиме очень мало.
Только через восемь летпосле открытия стало совершенно понятно, что главной ценностью потревоженныхруин была и, видимо, останется конструкция сооружения.
Исследование планаконструкции обнаружило в ней сложную и точную геометрию.
Измерениям на Аркаимеподвергался так называемый рельеф материка – то, что можно считать фундаментомвсего сооружения. Впрочем, фундамента – в строгом значении этого слова – тамнет вообще: конструкция держалась на столбовых опорах и срубах.
Собственно, археологи ужесегодня имеют достаточно полное представление о том, каким было поселение вдолине Аркаим в пору своего расцвета, и результаты действительно впечатляют.Прежде всего нужно подчеркнуть, что это крупное сооружение было неконгломератом разрозненных объектов, а цельной конструкцией. Оно строилосьстроилось целиком и сразу по тщательно продуманному плану. Общая площадь егосоставляет около 20 тысяч квадратных метров.
Он имел форму круга,наружным диаметром около 160 метров. Окружал его 2-х метровый обводной ров,заполнявшийся водой. Внешняя стена очень массивная. При высоте 5,5 м она имела пятиметровую ширину. В стене были обозначены четыре входа. Самый большой –юго-западный, остальные три – поменьше, расположенные на противоположныхсторонах.
Войдя в город, человекпопадал на единственную кольцевую улицу, шириной около 5 метров, отделявшую примыкающие к внешней стене жилища от внутреннего кольца стен.
Улица имела бревенчатыйнастил, под которым, по всей её длине была вырыта 2-х метровая канава,сообщающаяся с внешним обводным рвом. Таким образом, город имел ливневуюканализацию – излишки воды, просачиваясь сквозь бревенчатую мостовую, попадалив канаву и затем во внешний обводной ров. Все жилища, примыкавшие к внешнейстене, как дольки лимона, имели выходы на главную улицу. Внутренняя стена былаещё массивнее внешней. При ширине 3 метра она достигала 7-ми метровой высоты. Эта стена, по данным раскопок не имеет прохода, кроме небольшого перерыва наюго-востоке. Таким образом, 25 внутренних жилищ, идентичных жилищам внешнегокруга, становятся практически изолированными от всех высокой и толстой стеной.Чтобы подойти к маленькому входу во внутреннее кольцо, нужно было пройти повсей длине кольцевой улицы. Это преследовало не только оборонительную цель, нои имело скрытый смысл. Входящему в город нужно было пройти путь, которыйпроходит Солнце. По всей видимости, в хорошо защищённом внутреннем кругенаходились те, кто обладал чем-то, что не следовало показывать даже своим,живущим во внешнем круге, не говоря уже о внешних наблюдателях.
Сердцевиной планировочнойструктуры являлась площадь. Форма ее прямоугольная, размеры – 25х27 м, углыобращены по сторонам света. Это ровная, хорошо утрамбованная площадка сцентральным кострищем. Судя по остаткам костров, расположенных в определённомпорядке, это была площадь совершения неких таинств. Наверняка зрители этихдейств собирались на крышах домов, окружающих площадь. И тогда кровли жилищцитадели превращались в огромный амфитеатр, куда могли вместиться все обитателипоселка. Вероятно, здесь собирались горожане также и для решения насущныхпроблем.
Таким образом, схематичномы видим Мандалу – квадрат, вписанный в круг. В древних космогонических текстахкруг символизирует Вселенную, квадрат – Землю, наш материальный мир. Древниймудрый человек, прекрасно знающий устройство космоса, видел как гармонично иестественно он устроен. И поэтому при строительстве города как бы зановосоздавал Вселенную в миниатюре.
Не забудем, что Аркаимпостроен полностью из дерева и кирпича, спрессованного из соломы, грунта инавоза. Огромные пятиметровые стены состояли из деревянных срубов,заполнявшихся кладкой грунтового кирпича. Причем при раскопках было видно, чтокирпичи, которым облицовывали внешние стены имели разный цвет. Аркаим снаружибыл красив – идеально круглый город с выделяющимися привратными башнями,горящими огнями и красиво оформленным “фасадом”. Наверняка это был какой-нибудьсакральный узор, несущий Смысл. Ибо все в Аркаиме проникнуто Смыслом. Например,рисунок, образованный четырьмя входами во внешней стене Аркаима, представляетсобой свастику. Причем свастику “правильную”, т.е. направленную по Солнцу.
Планировкажилых домов
На поселении Аркаим спомощью геофизических методов и археологических раскопок выявлено 66-67 жилищ,из которых раскопано 29. Во внешнем кольце было 39-40 жилых сооружений, вовнутреннем – 27. Жилища располагались по кругу, имели в плане трапециевиднуюформу, площадь построек составляла 110-180 кв.м. Ширина жилых сооружений равна6-8 м, длина – 20 м. Дома пристраивались вплотную друг к другу и имели общиедлинные стены. Окон у таких домов быть не могло. Свет лился с потолка изспециально сделанных проемов и «фонаря», который возвышался над кровлей надхозяйственным отсеком. Интересно, что при раскопках не было обнаружено ниодного проема в длинных смежных стенах — двери к соседям отсутствовали. Жилищаимели только два выхода: один – наземный – в короткой торцовой стене, другойвел по лестнице на кровлю со стороны противоположного торца. Здесь же иногдафиксируются проемы в стенах, через которые можно было попасть из жилища вовнутренние помещения оборонительной стены.
По своему функциональномуназначению в каждом жилом доме можно было выделить несколько зон. Почти всежилища начинались с небольших двориков, где располагались печь и яма со стокомв ливневую канализацию. Далее, через две-три ступеньки человек попадал в дом ишел по коридору, по обе стороны которого расположены небольшие помещения дляотдыха малых семей. В этих помещениях могли располагаться только нары(сохранились обугленные фрагменты столбов с пазами, в которые, вероятно,вставляли жерди настилов), здесь полностью отсутствуют очаги и какие-либохозяйственные сооружения.
Примерно одну треть домазанимало помещение для общих сборов семьи и хозяйственной деятельности. Вкаждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Изколодца, над уровнем воды ответвлялись две земляных трубы. Одна вела в печь,другая в куполообразное хранилище. Зачем? Все гениальное просто. Все мы знаем,что из колодца, если в него заглянуть, всегда “тянет” прохладным воздухом. Таквот в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе,создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использованиямехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось толькооттачивать мастерство, соревнуясь в своем искусстве! Другая земляная труба,ведущая в хранилище, обеспечивала в нем пониженную температуру, по сравнению сокружающим воздухом. Своего рода холодильник!
У торцовой стенкификсируются скопления керамики, часто археологически целые сосуды. Вероятно,именно это место было особенно значимым при ритуальных церемониях. В основаниикаждого камина обязательны жертвенники из черепов и других костей домашнихживотных. Интересны жертвенники, которые сооружались на днищах колодцев. На дноколодца, в ледяную воду жители Аркаима помещали почетные части жертвенныхживотных, тщательно прожаренные на костре. Это жертвоприношение божеству Воды.Благодаря воде и колодцу в печи возникнет тяга, которая не просто раздуетогонь, а родит бога огня – Агни, который расплавит металл! Весь комплекс как бынаглядно иллюстрировал зафиксированный в форме «натурального макета» древнейшиймиф о рождении бога огня. Знаменитый и широко распространенный уиндоевропейских народов миф свидетельствовал, что бог Агни родился из воды.Воды темной и таинственной.
Стенки колодцевзакреплялись деревянными клиньями и плетнем.
Хозяйство иобщество
Мощная медно-рудная базазауральского пенеплена и достижения в области металлургии создали основу длястремительного хозяйственного освоения края и развития военного дела.Изобретение колесницы и жесткой узды с использованием костяных псалиев с шинамиопределили военные успехи аркаимцев, их способность к миграциям. Втерриториальных рамках «Страны городов» колесничество обеспечивало оперативнуюохрану пастбищных угодий и защиту скота.
Для боевых колесниц былинеобходимы специально обученные лошади с высокими эксплуатационными качествами,что стимулировало степняков к накоплению навыков коневодства ицеленаправленному разведению нужных пород. Анализы костных остатков показывают,что в степях Южного Урала в синташтинское время разводили лошадей, пригодных кзапряжке, а также пригодных под верх и под вьюк. Не исключено, что коневодство«Страны городов» носило товарный характер (Л.Л. Гайдученко).
В обменной торговле вкачестве экспорта широко использовался металл и изделия из него, возможно, колесницыи конская упряжь. Импортировался прежде всего крупный рогатый скот.
Ряд отраслей хозяйства –архитектура, строительство и ремонт «городских» сооружений, водоснабжение,горное дело и металлургия, изготовление колесниц, коневодство, выезд лошадей и другиетребовали специализации целых групп или отдельных членов коллектива.
Экономика «Страныгородов» давала возможность получать значительный прибавочный продукт, которыйвкладывался в строительство фортификационных систем, плотин, водотоков, вхрамово-погребальные сооружения и культовую деятельность.
Антропологическиематериалы фиксируют хорошее питание и хорошее здоровье людей синташтинскойкультуры. Опираясь на демографические подсчеты, в основу которых положеныплощади полов жилых сооружений, можно констатировать достаточно высокуюплотность населения «Страны городов». Концентрация значительного количествалюдей в протогородских центрах (от 2,5 до 4 тысяч человек), тесная связь междуотдельными «городами» и отдельными людьми в пределах «Страны...», гдеодновременно могло функционировать до 30 укрепленных центров, создали условиядля информационного взрыва.
Интенсивностиинформационного обмена способствовали хорошие степные дороги, незначительныерасстояния между протогородами (40-70 км), надежные средства сообщения – лошадь и колесный транспорт. Культурные и этногенетические потоки,сконцентрированные на малой и плотно населенной площади «Страны городов», далитот необычайный взлет мифологического мышления и ритуальной деятельности,которые зафиксированы археологически в поселенческой архитектуре, фортификациии погребальных сооружениях.
Неорелигиозная составляющая
Горы Аркаимской долиныимеют вулканическое происхождение. По сути руины этих островов и тектоническихсмещений там, где когда-то очень давно разливалось море, и создали когда-тоАркаимскую долину. Поэтому и магнитный фон в Аркаимской долине довольносильный. Интересующиеся энергетикой видят в долине энергетические столбы разныхформ и размеров, особенно на вершинах гор.
Аркаимские горы – темаособая. Когда еще посчастливится стоять на вершине вулкана, пусть потухшего…Вулканические руины Аркаима уникальны еще и тем, что не перекрывались болеепоздними отложениями, и слои застывшей лавы, видны, например, в обрывах.Считается, что, посещая Арками необходимо побывать на вершинах 7 гор,расположенных в долине. Пребывание на каждой из них помогает человеку вопределенной сфере.
«Эзотерический туризм»как своеобразная форма современного паломничества начался на Аркаим практическис момента его открытия. В настоящее время музей-заповедник посещает свыше 25тысяч человек в год и не менее 40% из них приводит на Аркаим духовный поиск. Вбольшинстве своем это представители различных неорелигиозных движений.
Культовая деятельностьсовременных паломников ориентирована на природный цикл времени. Ключевымсобытием годового цикла является летнее солнцестояние, на которое собираютсятысячи человек, основной момент дневного цикла — встреча рассвета. В культовойпрактике распространены символические приношения — на вершинах гор, окружающихаркаимскую долину; в центре городища Аркаим; в реке в районе мостка через рекуКараганку. Коллективные обряды, сопровождающиеся чтением специальных текстов,сочетаются с индивидуальными медитациями.
В ритуальной деятельностипаломников в настоящее время основной значимости является Черкасинская сопка,называемая в их среде «Горой Разума». Эта вершина господствует надсеверо-восточной частью Большекараганской долины и является наиболее высокой взаповеднике. Сам поход к ней длинной 8—10 км в одну сторону рассматривается какважное сакральное действие. Считается, что на этой горе человек может вступитьв контакт с высшими космическими силами.
На вершине горы Лысой(«Шаманка») паломниками сложена из камней большая спираль, закрученная противчасовой стрелки. Она активно используется в ритуалах исцеления и восприятияэнергии — вокруг нее устраиваются хороводы, по самой спирали люди двигаются кцентру вершины и обратно. Ряд представителей эзотерических движенийотказываются от использования данного сооружения, поскольку направление спиралипротив движения солнца связывается ими с отрицательными энергиями и«сатанинской» направленностью ее строителей. Общераспространенным среди паломниковявляется обряд встречи рассвета на Шаманке, — каждое утро здесь собирается отдесятков до сотен человек. На Вороньей сопке («гора Любви») совершается обрядпривязывания ленточек к ветвям кустарника. Обряд имеет массовоераспространение. Считается, что привязав ленточку надо загадать желание,которое непременно сбудется. На склоне горы, обращенном к лагерю, выложенкаменный лабиринт, напоминающий ритуальные лабиринты северных народовСохраняется сакральная роль самого городища Аркаим, бывшего до середины 1990-хгодов главным центром притяжения паломников; интенсивно идет поиск новых «местсилы», в первую очередь — связанных с древними сакральными объектами.
Истинное назначениеАркаима — до сих пор тайна. Среди паломников-ясновидцев бытует мнение, что Аркаимбыл вратами в иной мир, в другое измерение. Своего рода портал — место дляколлективных медитаций, которые действуют гораздо мощнее в строении в видекольца. С его помощью жрецы могли перемещаться в пространстве-времени, лишатьгравитации огромные предметы и строить чудеса света, которые до сих порудивляют мир: пирамиды, гигантские храмы и целые города.
Возраст.Аркаим и Стоунхендж
Аркаим – сооружение непросто сложное, но даже изощренно сложное. Между тем назначение и функции егововсе не очевидны. И только когда в его плане обнаруживается четкая геометрия,появляется надежда буквально вычислить замысел строителей. Направление поискаподсказывается неожиданно точным совпадением некоторых важных элементовгеометрии и размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа. Вовсех археологических публикациях об Аркаиме называется диаметр кольцевой стеныцитадели Аркаима – 85 метров. Но это несколько округленно. Если же его измеритьс той точностью, которая необходима для астрономических наблюдений, тополучается не идеально правильное кольцо, имеющее радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца «лунок Обри» в Стоунхендже тоже 43,2 метра. Оба памятника расположены практически на одной географической широте, оба – в серединечашеобразной долины с рельефным горизонтом. И это далеко не все: чем детальнеесопоставляешь оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающихдеталей.
В знаменитой книгеДж.Хокинса и Дж.Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (Лондон, 1966; Москва, 1973и 1984) возраст «первой очереди» памятника – Стоунхенджа-I, как говорятисследователи, – определен в 4 тысячи лет (точнее говоря, его создание отнесенок XIX веку до н.э. плюс-минус 100 лет). Но это не единственное мнение.
При использованииклассических методов археологии – на основании аналогий – Стоунхендж получаетсянесколько моложе, о чем говорят и сами авторы названной книги: «На некоторых изсарсеновых камней (мегалитов) Аткинсон обнаружил в общей сложности тридцать слишним изображений бронзовых топоров и одно изображение, по-видимому, кинжала вножнах того типа, который употреблялся в Микенах именно в эпоху, установленнуюпредварительной оценкой, – в 1600-1500 годах до н.э.» Выходит, его возрастсегодня где-то около 3500-3600 лет?
Тем же, кстати, методомопределялся и возраст Синташты – «по находкам дисковидных псалий микенскоготипа, медных наконечников копий с несомкнутой втулкой, каменных черешковыхнаконечников стрел, пастовых бородавчатых бусин и других вещей», как сообщаютавторы монографии о Синташте, которые сами эту работу и проделали (В.Ф.Геннинг,Г.Б.Зданович и В.В.Геннинг). Тем же методом – и с тем же результатом: XVII — XVвека до н.э. А возраст Аркаима этим традиционным методом оценивается в 37-38веков.
Пояснение: Синташта – этоназвание памятника, расположенного на берегу одноименной речки в относительнойблизости от Аркаима. Открыт он был полутора десятилетиями раньше и в два приема– сразу и десятилетие спустя – основательно изучен. Однако, во-первых, онсохранился гораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, он достаточно заметно выбивалсяиз системы известных в ту пору археологических памятников Южного Урала, и егозначение было неясно. Открытие Аркаима послужило как бы толчком для объединениямногих разрозненных и даже загадочных фактов в некую убедительную цепь, внаучный обиход вошло понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологическиенаходки, сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов длявыделения этой культуры, а ее очагом признана «Страна городов».
Применение методоврадиоактивного анализа «состарило» Стоунхендж на тысячу лет. Теперь «лункиОбри», относящиеся к этапу «Стоунхендж-I» (те самые, радиус кольца которыхравен 43,2 метра), датируются XXVIII веком до н.э.
На Аркаиме и сопряженныхс ним памятниках радиоуглеродный анализ делали не менее трех раз, используя приэтом десятки проб. В большинстве случаев получается, что Аркаим – ровесникСтоунхенджа или даже старше его.
Синхронность этих двухпамятников означает многое. В том числе и то, что микенские аналогии имеютсовсем другую направленность, нежели принято считать: предметы цивилизованногообихода мигрировали не из «культурной» Греции в «дикую» Сибирь, а как разнаоборот. Означает это еще и то, что в конструкции обоих сооружений следуетискать единую основу, а не отмахиваться от совпадений, полагая их случайными.
Тут, конечно, есть однасложность: каменные монолиты Стоунхенджа прошли через тысячелетия практическибез потерь (правда, один из ретивых «реставраторов», руководствуясьсоображениями вкуса, «подровнял»-таки кое-где цепочку камней, варварски исказивих астрономически строжайше выверенную геометрию), а деревянные элементыконструкции южноуральского протогорода практически полностью утрачены. Они дажене истлели – они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти пять тысяч лет назад.
Пожар, положивший конец«живой» истории Аркаима, относится к числу наиболее интригующих загадок этогопамятника. В нем не было бы ничего особенного, если б это было одно из техстихийных бедствий, что не так уж редко даже в наши дни в одночасье уничтожаютцелые поселения, застигая, как всякая беда, жителей врасплох, погребая под дымящимисяголовешками накопленный десятилетиями скарб, домашних животных и даже самиххозяев, не сумевших вырваться из плена огня. Необычность аркаимского пожара втом, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения;вполне вероятно, что сами же они его и сожгли. Ибо только этим можно объяснитьтот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обиходавещи: так – обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет — всеушли живыми, все ценное с собой унесли. Почему? Одна из правдоподобных версийвысказывается профессором И.В.Ивановым в челябинском сборнике: дескать, 3500лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин (на территории нынешнейГреции), что вызвало экологическую катастрофу. На значительной части территориипланеты установилась погода, подобная той, что прогнозируется при наступлении «ядернойзимы». По-видимому, это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которыебыли восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из города,предав его сожжению.
Пригоризонтнаяобсерватория древних ариев
Ни пожар, ни время несмогли уничтожить на Аркаиме «рельеф материка», осталась неизменной также илиния горизонта, удаленная от памятника на расстояние от полутора километров назападе до пяти на востоке. А на линии горизонта нами обнаружено не менее 38объектов, которые по традиционной археологической классификации аттестуютсянередко как «антропогенный объект неясного назначения», а для специалиста поастроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы здесь имеем дело свизирами, которыми пользовались древние наблюдатели светил.
Древний мир зналобсерватории особого рода – таких сейчас не строят. Их называют дневнымиастрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Онине были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало,однако на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высокаяточность была отличительной чертой такого рода сооружений.
Горизонт – единственноеместо на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Более того, наСолнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без фильтра. В годыактивного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать,наблюдать за их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегосясветила. И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Горизонт – особое место вполе зрения человека: обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейнойперспективы. Наше восприятие как бы увеличивает все предметы, близкие кгоризонту и находящиеся на горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонтабольшими, чем в более высоких точках небесного свода, и причина тому – вовсе неоптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти есть, ноони проявляются совсем иначе, например, сплющиванием и дрожанием нижнего краясветила), а причинами психо-физиологическими. Попросту говоря, особымустройством человеческого мозга. Еще Аристотель знал об этом.
Суммируя все полученныефакты, можно сказать: Аркаим – пригоризонтная обсерватория. При измерениях инаблюдениях использовались моменты восхода и захода светил (Солнца и Луны) загоризонт. Причем засекался момент “отрыва” (или касания) нижнего края диска,что позволяет наиболее точно засечь место этого события. Если понаблюдать завосходами Солнца, то мы заметим, что точка восхода каждый день будет смещатьсяот предыдущего места. Доходя максимально к северу 22 июня, эта точка затемдвинется к югу, дойдя к другой крайней отметке 22 декабря. Таков космическийпорядок. Число отчетливо видимых точек наблюдения Солнца – четыре. Две – точкивосхода 22 июня и 22 декабря, и две таких же точки захода – на другой сторонегоризонта. Добавьте две точки – моменты равноденствия 22 марта и 22 сентября.Это давало достаточно точное определение протяженности года. Однако, в годуесть множество других значимых событий. И их можно отмечать с помощью другогосветила – Луны. Несмотря на сложности в ее наблюдении, все же древние люди знализаконы ее движения по небосводу. Вот некоторые:
1) Полнолуния,приходящиеся близко к 22 июня, наблюдаются у точки зимнего солнцестояния (22дек.) и наоборот.
2) События Луны мигрируюту точек солнцестояния с циклом в 19 лет (“высокая” и “низкая” Луна).
Аркаим, как обсерватория,позволял отслеживать и Луну. Всего на этих огромных стенах-кругах можно былофиксировать 18 астрономических событий! Шесть – связанных с Солнцем, идвенадцать – связанных с Луной (включая “высокую” и “низкую” Луны). Длясравнения, исследователям Стоунхенджа удалось выделить лишь 15 небесныхсобытий.
Кроме этих удивительныхфактов были получены следующие данные: аркаимская мера длины – 80 см., центр внутреннего круга смещен относительно центра внешнего на 5,25 аркаимской меры, чтоблизко к углу наклона лунной орбиты – 5 градусов 9 плюс-минус 10 минут. Помнению К.К.Быструшкина, это отражает соотношения между орбитами Луны и Солнца(для земного наблюдателя). Соответственно, внешний круг Аркаима посвящен Луне,а внутренний – Солнцу. Мало того, астроархеологические измерения показали связьнекоторых параметров Аркаима с прецессией земной оси.
Заключение
Сегодня аркаимская долинапо праву считается одним из наиболее изученных микрорегионов России.
Для историков древностиевразийских степей памятники аркаимско-синташтинского типа представляютпринципиально новое явление в археологии. Их особые возможности для раскрытияисторического содержания заключаются, как это ни парадоксально звучит, вограниченности пространства «Страны городов». В отличие от других степныхкультур и культурно-исторических общностей (древнеямной, андроновской,скифо-сарматской...), занимающих огромные территории от Подунавья до ЮжнойСибири и Китая, «Страна городов» имеет четкие границы. Это значительноконкретизирует и повышает результативность исследований. В пределах «Страныгородов» можно вести детальные наблюдения по системе расселения в эпоху среднейбронзы, делать расчеты по палеодемографии, емкости охотничьих угодий и древнихпастбищ. Особая информативность «Страны городов» связана также с необычайноярким характером культовой деятельности ее населения. Традиционное делениекультуры на «материальную» и «духовную» здесь утрачивает свою значимость.Сакрализация памяти и ее тесная связь с ритуалом достигает на Аркаиме своегоапогея. Вероятно, перед нами «бесписьменный» вариант древней цивилизации,возможность открытия которого предсказывал Ю.М. Лотман.
В этом случае в качествеколлективной памяти на первый план выступали не письменные тексты, аархитектурные сооружения, курганы, урочища с местами отправления религиозногокульта. Передача информации с помощью образов нашла отражение в геометриипланировочных схем и многочисленных остатках культовой деятельности напоселениях и могильниках «Страны городов».
Аркаим, с одной стороны,имеет ярко выраженное региональное значение. С другой стороны, его историческийфеномен несет в себе глобальные характеристики.
Архитектура Аркаима иСтраны городов, жертвенные комплексы и погребальный обряд, все текстыаркаимской культуры отражают индоевропейскую мифологию.
Современные вульгарныезападники игнорируют причастность России к европейской идее. Между тем Россияне только в прошлом веке была хранительницей общеевропейских ценностей, но наее территории, ее древнейшими народами эти ценности создавались изначально.Сегодня, как никогда, необходим гуманитарный диалог цивилизаций. Каждая изсовременных цивилизаций должна рассматривать опыт иных настоящих и исчезнувшихкультур как равноправный с признанием принципа равенства в истории. Толькотакой подход может привести в условиях современного цивилизационного кризиса красширению горизонта собственного бытия.
Мир на рубеже II-III тыс.н.э. называют постиндустриальным, постсовременным (постмодерновым) и даже«постчеловеческим». Все стороны человеческого бытия – наука, религия,взаимоотношения между этносами и государствами, между обществом и природой –охвачены кризисными явлениями. Все, что нам предложила греческая цивилизация, лежащаяв истоках современной европейской культуры, кажется, исчерпано.
Лучшие умы нашего временив поисках выходов из тупиков постмодернового мира обращаются к самым древнимпластам человеческой культуры. Еще в неолите и бронзе люди накопили большой иразнообразный опыт общественного развития. И, вероятно, наша цивилизация несамая лучшая из тех возможных, что намечала история. Вероятны были и другиепути. Аркаим будоражит наше воображение. Он предлагает обратиться кальтернативным путям исторического развития. Он заставляет посмотреть изглубины веков на достижения и промахи современного человеческого мира. И,возможно, если хватит сил, внести в него необходимые коррективы.
Список используемой литературы
1. Зданович Г.Б.,Зданович Д.Г., Куприянока Е.В., Кириллов А.К. Аркаим и «Страна городов»:Археологические очерки (материалы к экскурсии). Челябинск, 2003.
2. Зданович Г.Б.Аркаим и «Страна городов»: диалог культур // Аркаим. По страницам древнейистории Южного Урала. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004.
3. Зданович Г.Б.,Петров Ф.Н. Аркаим: исследования прошлого в поисках будущего // Аркаим. Постраницам древней истории Южного Урала. – Челябинск: Изд-во Крокус, 2004.
4. Зданович Г.Б.Аркаим — не задворки истории // «Академия Тринитаризма», М., 2002.
5. Зданович Г.Б.Аркаим в контексте современности.
6. Быструшкин К.К.Аркаим – великая обсеркатории древности // Наука и жизнь. № 12, 1996.
7. Шнирельман В.Аркаим, археология, национализм… Анатомия одной сенсации.
8. www.arkaim-center.ru – официальный сайтСпециализированного природно-ландшафтного и историко-археологического центра«Аркаим».