Белорусскийгосударственный университет
Историческийфакультет
РЕФЕРАТ
На тему:
«Архивнаяэвристика»
МИНСК, 2007
Выявив опубликованныеисточники по определенной теме и изучив их, можно переходить к поискамисточников в архивах, рукописных отделах библиотек, фондах музеев и у частныхлиц.
Поиск неопубликованных источниковпо интересующей историка теме может быть начат тогда, когда возможностинахождения необходимой информации в печатных источниках исчерпан (или нуждаетсяв проверке и подтверждении источниками архивов или рукописных отделов библиотеки музеев).
Неопубликованныеисточники по способу изучения отличаются от изданных произведений. Книге присущединый авторский или редакторский замысел. Архивные же источники образуются подвлиянием объективных факторов и предназначаются, в отличие от книги, нечитателю, а адресату источника. Архивные источники сложнее изучать ивоспринимать, чем произведение печати.
Искать и использоватьпечатные издания более удобно, чем проводить сбор и использование архивныхисточников. Исследователь прошлого должен уметь читать источники не только насовременном родном языке, но и на языке предыдущих столетий, что требуетспециальной подготовки (знания языка и палеографии изучаемых источников).
Выявление архивныхисточников трудоемко, так как искать источники приходится не в одном-двух, а вомногих архивохранилищах. Поначалу исследователь может заранее определить лишьважнейшие архивохранилища, где могут находиться интересующие его материалы.Затем ему приходится вести поиск во многих других местах хранения.
Чтобы ввести в научныйоборот неопубликованный источник, необходимо знать о его существовании. Однакоединой системы информации, раскрывающей все богатства Государственногоархивного фонда СССР (совокупности принадлежащих государству документов,имеющих политическое, научное, культурное, экономическое или какое-либо иноезначение) в Беларуси нет.
Ориентироваться в архивахпозволяют общие сводные справочники обо всех государственных архивах страны.Справочники по Государственному архивному фонду СССР – «Государственные архивыСССР. Краткий справочник» (М., 1956), и «Центральные государственные архивыСССР». (М., 1987) содержат лишь общую типологию архивных учреждений Российскогогосударства, позже СССР, в состав которых Беларусь входила долгое время. В этихпутеводителях сведений о наличии отдельных источников нет.
Большинство центральных иместных государственных архивов располагают печатными путеводителями иликраткими справочниками о фондах.
Путеводитель – тип справочника, содержащийхарактеристики или, краткие сведения об архивных фондах в систематическомпорядке по определенной схеме. Он предназначен для общего ознакомления ссоставом фондов архива. Есть путеводители типа перечня. Есть более краткиесправочники. Есть тематические путеводители (по медицине, книжному делу и т.д.). В путеводителе даны характеристики фондов, исторические справки офондообразователе и фонде, аннотации состава фондов, библиографические справки.
К сожалению, многие изэтих справочников сильно устарели и не отражают существенных изменений всоставе фондов, которые произошли за время, прошедшее со времени издания. Впутеводителе (кратком справочнике) по архиву приводятся сведения о номере иназвании каждого архивного фонда, количества дел в нем и их хронологическиерамки, содержатся основные сведения об учреждении – фондообразователе и краткаяаннотация содержания документов этого фонда.
Перечень путеводителейбольшинства архивов Российского государства и СССР приведен в пособиях: Л.Е.Шепелёв. Архивные разыскания и исследования. М., 1971, Г.М. Горфейн, Л.Е. Шепелев. Архивоведение. Л., 1971, Г.М. Горфейн. Использование справочныхпособий при работе над архивными документами XIX–начала XX вв. // Советскиеархивы. 1973, № 1. С. 89–92. Ю.М. Гроссман, В.Н. Кутик. Справочник научногоработника: Архивы, документы, исследователь. Львов, 1979; Е.Н. Суслова. Поискархивных документов Л., 1987. С. 73–79.
Анализ историческихисследований и публикаций источников позволяет избежать повторных открытийисточников, уже введенных в научный оборот, и знакомит исследователя с выводамипредшественников, которые были сделаны на основании использования этихисточников.
В дальнейшем изучаются иинформационные справочники, и путеводители по отдельным архивным собраниям. Этодает исследователю возможность еще до посещения архива, познакомиться с общимсоставом источников и правильно наметить план последующей работы в архиве.
Информационныесправочники и путеводители по архивам определяют лишь приблизительный круг ихфондов. Только непосредственный анализ этих фондов позволяет уяснитьособенности каждого вида рукописных источников, их полноту и значение.Исследователь должен иметь представление о целях поиска и предполагаемом местеразыскиваемого источника в системе других источников. В дальнейшем емуприходится выявлять архивные фонды, в составе которых находятся интересующиеего источники, а затем в пределах фонда необходимые для темы исследованияисточники.
/>Сеть и состав архивов
Фондыгосударственных хранилищ можно разделить на две большие группы – фондыгосударственных учреждений и фонды личного происхождения. Вторые,как правило, составляют основу фондов отделов рукописей крупнейших библиотек иперсональных фондов соответствующих отделов музеев. Чтобы знать о порядкеотложения интересующих исследователя источников в архивохранилищах, необходимознакомство с историей фондообразователей (учреждений, организаций, лиц, чьиматериалы хранятся в архивах).
Большинствописьменных источников возникло в ходе делопроизводственной деятельностиучреждений и организаций. Поэтому исследователю с целью сокращения пути поискаисточников необходимо иметь представление о системе делопроизводства вучреждениях и организациях, а также о порядке ведения документации отдельнымилицами, которые определили особенности архивных источников.
Основная масса источниковофициального происхождения, которая образовалась в процессе деятельностигосударственных учреждений, общественных организаций, промышленных предприятийхранится в государственных и ведомственных архивах. В центральныхгосударственных архивах находятся источники центральных учреждений, организацийи предприятий.
Документы личногопроисхождения –личные и семейные архивные фонды собираются гораздо более широким кругомучреждений, чем документы официального происхождения. Помимо государственныхархивов они хранятся во многих музеях и библиотеках, в научных учреждениях ивысших учебных заведениях.
Ценным пособием приархивном поиске может служить трехтомный указатель «Личные архивные фонды вгосударственных хранилищах СССР» (М., 1963–1980). В этом справочнике валфавитной последовательности перечислены многие лица, архивные фонды которыхнаходятся в государственных архивах, библиотеках, музеях и других хранилищахстраны. В справках об этих лицах перечислены их фамилии, имена, отчества, датыжизни, профессия, служебное положение. Приводятся сокращенные названияхранилищ, указаны номер соответствующего архивного фонда, его объем в единицаххранения и крайние даты содержащихся в нем документов.
Помогают исследователюаннотированные указатели рукописных фондов библиотек. Они могут носить обзорныйхарактер, как «Аннотированный указатель рукописных фондов ГПБ» (Гос. публичнойбиблиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге), (Л., 1983–1984. Вып. 1–4).Более подробно описаны воспоминания и дневники XVIII – начала XX вв. в фондахВсесоюзной государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина в Москве и в фондахВоенно-медицинского музея в Санкт-Петербурге. Это аннотированные указателирукописей. В первом из них описано 1270 дневников и воспоминаний, во втором 577рукописей. Ряд этих источников отображает событие, происходившее на Беларуси.Издания составлены в алфавитном порядке и снабжены хронологическими, именными,географическими, предметно-тематическими указателями, указателями периодическихизданий, ежегодников и альманахов, мемуаристов по роду их деятельности.
Таков краткий переченьцентральных архивохранилищ и пособий к поиску в них.
Определив на основании печатныхсправочников, в каком архиве могут храниться интересующие исследователяисточники, можно обратиться к занятиям в читальном зале архивохранилища. Дляэтого необходимо иметь официальное письмо (отношение) от учреждения, в которомисследователь работает, или учится, в соответствующее архивохранилище суказанием темы и цели его занятий.
Вчитальном зале, пользуясь консультациями сотрудников архива, исследовательзаполняет требования на описи и дела, указывая в требовании действующие в описиномера. Материалы в архиве отыскиваются с помощью списка фондов, реестраописей, каталога, картотеки, которые, как правило, имеются только в самомархиве.
/>Научно-справочный аппарат архивов иего изучение
В целях лучшейорганизации использования материалов в государственных хранилищах, рукописныхотделах музеев создается научно-справочный и учетный аппарат, в которомсодержится информация о количественном и качественном составе документовфондов. В нем содержатся те сведения, которые обеспечивают возможностьраскрытия содержания документов для поиска и подбора нужной исследователюинформации.
Группируют и учитываютдокументы в архивах по фондам (комплексам документов, образовавшихсяходе деятельности определенного фондообразователя – предприятия, учреждения,организации, лица), коллекциям (совокупностям документов, образовавшихсяв процессе деятельности различных фондообразователей и объединенных по каким-топризнакам) и единицам хранения или делам (физически обособленнымкомплексам документов, наименьшим классификационным единицам в пределахархивного фонда или коллекции). Каждый фонд, коллекция, единица хранения имеютсвой, только им принадлежащий номер.
Научно-справочный аппаратсостоит из учетных документов и справочников (позволяющихобеспечить сохранность и поиск документов) и информационных справочников (длямногоаспектного раскрытия и быстрого обнаружения документов).
В состав учетныхдокументов и справочников входят: описи, список и листы фондов, фондовыекарточки.
Основнойсправочник по учету документов – опись. Опись закрепляет системугруппировки фонда, наряду с учетом единиц хранения внутри фонда онаодновременно является информационным справочником, раскрывает состав исодержание каждой единицы хранения фонда. Она помогает и облегчает поиск вфонде нужных дел.
Инвентарные описи – это учетные документы исправочники по описанию документов, они содержат перечни заголовков и другихсведений о составе и содержании дел определенного комплекса с самостоятельнойпорядковой нумерацией.
Сводным справочником,обобщающим сведения по всем описям фонда в целом, служат список илисты фондов. Список фондов – это перечень фондов, а лист фондасоставляется на каждый фонд. В нем указаны номер и наименование фонда, все егопереименования и подведомственность, а также обобщенная, сжатая характеристикасостава и содержания документов, крайние даты материалов по каждой описи ифонда в целом и место хранения фонда.
В архивах заводятся иинформационные справочники – каталоги и обзоры, путеводители.
Архивный каталог – это тип архивного карточного илипечатного справочника, как правило, карточный, в котором вторичнаядокументальная информация сгруппирована по предметам, темам, отраслям. Каталогподразделен на разделы, темы, рубрики.
Всистематическом каталоге карточки распределены по отраслям знаний идеятельности, а внутри рубрик в логическом порядке. В предметно-тематическомкаталоге карточки размещены внутри тем в алфавитном порядке по предметномупризнаку, а затем в логической последовательности. Составляются такжехронологические каталоги (по датам начала составления единиц хранения).
Исследователь обращаетсятакже к архивным обзорам. Архивные обзоры – это справочники ссистематическими сведениями о составе и содержании отдельных комплексовисточников с их источниковедческим анализом.
/>Изучение дел, выявление и отбордокументов
Исходя из описи,исследователь отбирает и выписывает для пользования наиболее важные для темыдела. Ознакомление с первым и последним документами дела дают возможностьвыяснить повод для его начала и его завершения. После этого можно просмотретьвсе дело и выписать заголовок или суть конкретного источника.
Просмотр описейначинается с наиболее важных для изучаемой темы фондов.
Во многих архивах научнообработаны не все фонды. Нередко в этих хранилищах нет сводных указателей.Объем источников в таких архивах известен недостаточно. Иногда большиесовокупности документов значатся в них только по названию первого дела, а подтем же общим переплетом находятся и другие дела. Поэтому приходитсяпросматривать многие единицы хранения, близкие по времени к тем годам, которыеизучаются, хотя формально те не посвящены по своим заглавиям интересующимисследователя вопросам. Содержание многих дел не получает отражения в описях.
Обычно выявляется большеисточников, чем используется. Это и понятно: до конца выявления не становитсяясным, что именно можно использовать, а что отпадает в ходе исследования.
После выявленияисточников производится их атрибутация, т. е. определение видов (форм) иподлинности выявленных источников, дат их написания, авторов и адресатов. Длядатировки можно использовать даты помет и резолюций на источниках, упоминания вних событий, лиц, учреждений, дней недели и праздников. Характер написаниятекста, особенности языка, цвет бумаги, также помогают уточнить времясоставления источников.
Для наведения справок обупоминаемых в источниках лицах и местностях приходится прибегать кбиографическим, географическим и энциклопедическим словарям, словарямпсевдонимов, некрополям и адрес-календарям, памятным книжкам, адреснымсправочникам, книгам и т. д.
В некоторых случаяхисследователь сталкивается с тем, что часть нужных ему источников отсутствует.Тогда приходится изучать условия, которые могли вызвать пробелы в источниках.
Неполнота и случайностьдошедших источников объясняется тем, что одни учреждения и лица отнеслись болеевнимательно к ним, другие – менее внимательно.
С подобного роданеполнотой и случайностью сохранившегося материала приходится сталкиватьсяпостоянно. Поэтому еще до изучения отдельных источников надо дать общую оценкусохранившегося материала и определить его возможности для решения стоящих передисследователем дел.
Приходитсяучитывать возможные пробелы в источниковой базе, которые могут существенноповлиять на наше понимание исторических явлений и процессов. Особенно плохосохранились личные фонды. Установить факты утраты ранее существовавших, ноуничтоженных в архиве дел позволяют описи, составленные в архиве. Эти данныеимеют большое значение. По содержащимся сведениям в описях и других справочныхдокументах о несохранившихся материалах можно судить об их составе исодержании. Отсутствие источников в фондах одного учреждения может бытьвосполнено их наличием в фондах другого – вышестоящего или подчиненного ему –учреждения.
За пределамигосударственных хранилищ хранится немало источников, особенно личногохарактера, без привлечения которых исследование может быть недостаточно полным.Не случайно за последнее время в отечественной и зарубежной печати активнообсуждается вопрос о ведении семейных архивов.
От характера записей осодержании архивных источников зависят результаты работы исследователя.Исследователь производит выписки (цитаты) частей текста, изложение содержаниясвоими словами и копии источников (от руки, машинописные, фотографические,ксерокопии).
Довыписывания сведений из источников есть смысл ознакомиться с максимальнымколичеством выявленных материалов, чтобы выбрать те источники, которые имеютосновное значение. Выписки должны содержать сведения о номере и наименованиифонда, кратком заголовке дела, дате, заголовке документа и номере листа, скоторого сделана выписка. Оборотные стороны листа в единицах хранения ненумеруются, поэтому их обозначают в выписках добавлением слова «оборот»,например: л. 2 об. (лист 2, оборот). Все эти сведения (включая названия дела)должны приводиться в ссылках на источник в научной работе. При необоснованнойили ошибочной ссылке на неопубликованный источник, подвергается сомнению нетолько научная добросовестность исследователя, приводящего эту ссылку, но и самфакт. Правильно составленная ссылка позволяет закрепить приоритет исследователяв использовании источников.
К сожалению, в редакцияхряда изданий получили распространение вопреки желанию исследователей, «глухие»ссылки на архивные источники, совпадающие с их шифром. Такие ссылки ничего неговорят о том, что собой представляют источники, а именно это имеет дляисточниковедческой оценки большое значение.
В научной работе нельзяссылаться на архивные источники по чужим данным, без упоминанияпервооткрывателя источников. Если источник был приведен в работепредшественника, принято ссылаться не на источник, а на это исследование. Впротивном случае действия исследователя приравниваются к плагиату. Наличие вссылке кратких заголовков дел облегчает их нахождение в том случае, если местохранения или архивный шифр изменены.
При цитированииисточников нужно крайне бережно относиться к тексту, по возможности не допускаяисключения из него отдельных слов и фраз. Если же это допущено, пропускотмечается многоточием, заключенным в скобки. Ошибочно опущенные илисокращенные в источнике слова включаются в текст цитаты лишь в квадратныхскобках. Архаичные окончания слов заменяются современными, а прописные буквымогут быть заменены строчными. Знаки препинания расставляются в соответствии с«Правилами издания исторических документов в СССР».
Каждая единица храненияснабжается в архивах листом использования, который исследователь должензаполнять в соответствии с требованиями архива. После окончания работы с деламиисследователь передает свои выписки заведующему читальным залом, который вписьменном виде разрешает выдать их на руки исследователю.
Бывает, чтоавтор собрал материал, позволяющий ему изменить сложившиеся взгляды. Он долженэто делать, лишь, будучи уверенным, что привлек все источники, доступные приданном состоянии исторической науки. И при таком подходе какое-то количествоисточников может оказаться вне обзора исследователя.
Об одних онне знал, другие были помещены в недоступных для него хранилищах, третьи былиобнаружены после завершения автором работы. Как только их изучит исследователь,он должен установить, соответствуют ли содержащиеся в них данные с еговыводами, а если нет, то внести в свои построения определенные изменения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хавский П.В.Взгляд на хронологию еврейскую, христианскую вообще и русскую в особенности.Спб., 1849.
2. Ходаковский И.И.Организация поиска источников и литературы в источниковедческом исследовании.М., МГИ АИ, 2006.
3. Шмидт С.О. Путьисторика: избр.труды по источниковедению и историографии. М., РГУ, 2007.