Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« Ижевский государственный технический университет»
Воткинский филиал
Кафедра Э и ОП
Реферат по курсу истории и религии
На тему: Вавилон исторический. Вавилон легендарный
Выполнил: студент группы Т-213 /Купчинин Л.А./
Проверил:ст.пр. /Юсупова Ю.Г./
г. Воткинск
2006 г.
Содержание
1. Вступление ……………………………………………………………………………… 2
2. Вавилон исторический………………………………………………………………… 3
3. Вавилон легендарный......................................................................................................5
3.1 Вавилонское столпотворение....................................................................................5
3.2 Гильгамеш и легенда о потопе……………………………………………………..8
3.3 Висячие сады Семирамиды ………………………………………………………...9
4. Список литературы .........................................................................................................12
-1-
Вступление
Явыбрал тему реферата «Вавилон исторический. Вавилон легендарный» потому что мнеинтересна как история настоящего города Вавилон, так и легенды, связанные сэтим городом — Вавилонское столпотворение, легенда о потопе, висячие сады Семерамиды.Мне интересен вопрос о том, как жил иразвивался город, от чего он прекратил свое существование, какие легендарныесобытия связаны с его именем.
-2-
Вавилон исторический.
Главный город Вавилонии втечение долгого времени. Столица государства, занимавшего большую часть долинымежду Тигром и Ефратом. Этот город в Вавилонскихнадписях носит несколько имен- наиболее частые из них «Врата Бога», «Седалище жизни» или «Дом».
Время возникновения Вавилона не может быть историческиустановлено. Об этом нет сведений в древнейших сохранившихся Вавилонскихпамятниках. Только около 1650 г. до н. э. он, как полагают, впервые упоминается водной исторической надписи царя Агукакриме, которыйвосстановил капища Мардука и Сарпанит в храме Эзагила. Но по видимому Вавилон еще задолго до этоговремени был значительным центром политической жизни. Сначала он по своемузначению не выделялся среди многих других городов Вавилонии,но затем начинает быстро возвышаться, и в результате вся история Вавилонии может быть в сущности сведена к истории Вавилона.
Развалины, которые отождествляются с древним Вавилономлежат в 50 миляхюжнее Багдада на восточном берегу Ефрата, между 440 и 450восточной долготыи 320и 330северной широты, раскинувшись на пространствесвыше 5 миль.Они состоят из нескольких самостоятельных отделов:
а) Наиболее северная их часть представляет громадныйхолм S= в 120 000 кв. футов, достигая высоты в 64 фута, неподалеку высятсяруины некогда грозной стены. Найденные под холмом остатки гидравлическихсооружений делают возможным отождествление его со знаменитыми висячими садами Семерамиды.
б) Неподалеку находится другой холм, где долженнаходиться дворец, построенный Набопопасором и Навуходуносором .
в) Третья часть носит название «Замок». Согласнопреданию, Циркулирующему среди местных арабов, холм назван так, по тому что тамнаходился дворец Навуходуносора. Действительно,кирпичи найденные под этим холмом, носят печать этого царя. Благодаряраскопкам, установлено, что холм скрывает в недрах остатки дворца великогоцаря.
г) К югу от«Замка» и почти рядом с ним разбросаны развалины, названые именем одногомусульманского пророка, могила которого здесь находится. Они лежат именно в томместе, где возвышался великий древний храм.
д) Недалеко от деревни Джумтунырасположены небольшие холмы, в одном из них было найдено много деловыхтабличек, клинообразные надписи которых указывают, что там некогда находилисьторговые заведения сыновей Эгби. Помимо главныхразвалин существует еще множество мелких.
-3-
Геродот весьма детально описал Вавилон. По егорассказам город
занимал обширную площадь в 55,5 миль в периметре.Его окружали ров, наполненный водой, а над ним в виде вала возвышалась стена. Верхний край ее был превращен в улицу, покоторой свободно могли разъезжаться колесницы, не опасаясь столкновения. Внутригорода были красивые улицы, вдоль которых возвышались 3-х и 4-х этажные дома.Самымбольшим и великолепным зданием в Вавилоне считался храм Бел-Мардука,построенный в виде башни по сторонам которой вели лестницы. О висячих садах Семерамиды у Геродота не упоминается.
Лучшее описание Вавилона сделано на Вавилонском языке,было составлено по повелению царя Навуходуносора.Рассказ о постройках, воздвигнутых по его приказу, дает вместе с тем и полнуюкартину состояния самого города в его время. Она почти вполне совпадает сданными Геродота и это лишний раз подтверждает факт, что Геродот былнепосредственно знаком с городом Вавилон. Между прочим и в Вавилонском описаниигорода не упоминается про висячие сады.
Очевидно, сады были делом рук ассирийских царей.
Зимой 689/688 г. до н. э. Вавилон пересталсуществовать. Он стерт с земли. В декабре 689 г. ассирийские войска штурмом берутВавилон. Ослепленный гневом царь Синаххерибприказывает уничтожить город. Вавилон сожжен и разрушен. Население разбежалосьпо соседним странам, частично было продано в рабство , перебито.
Царь Асархаддонвосстанавливает Вавилон 678 г.до н. э.
В 482 г. до н. э. Вавилонское царство прекратило своесуществование. Вавилон лишился своей государственности, но оставался большимгородом. Время от времени в нем жили персидские цари.
В 324 г. до н. э. Александр Македонский избрал Вавилонстолицей своей державы, но через год умер.
В 129 г. до н.э. Вавилон завоевали парфяне, которые в 126 г. до н. э. разгромили и сожгли его.
Вавилон занимает видное место в жизни еврейскогонарода.
-4-
Вавилон легендарный
ЛегендарныйВавилон упомянут в литературе три раза, об этом я хочу рассказать в своейработе более подробно.
Вавилонское столпотворение
На всей землебыл один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле сеннар(т.е. в Двуречье равнину ипоселились там и сказали друг другу«наделаем кирпичей и обожжем огнем .» И стали кирпичи вместо камней, а землянаясмола вместо извести(нефть). И сказали они: «Построим себе город и башнювысотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли».И сошли был посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие исказали боги «Вот один народ и один у всех язык. И вот что они надумали делатьи не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем их там языктак, чтобы один не понимал речи другого.» И рассеяли их был оттуда по свейземле. И перестали они строить город. Посему дано ему имя «Вавель»(евр. — Врата Божьи) ибо там смешан был язык всейземли и оттуда рассеяли их был по всей земле.
Рассказ о башне состоит из двухчастей: из предания как был построен город Вавилон и как произошло делениелюдей на различные племена говорящие на разных языках и живущие в разныхстранах.
Сознанию первобытного человека должен былпоказаться проклятием тот факт, что он не в состоянии понять своего соседа. Поэтому-тои мог возникнуть ( в частности среди северных семитов) миф с объяснениемпричины подобного проклятия.Что этот миф существовал не только у евреев, но иу многих других древних народов и носит мировой характер, видно из следующихпримеров. У греков была распространена легенда о великанах, воздвигших Оссу на Пелион, а Пелион на Олимп с тем, чтобы добраться до небес, за этоЗевс поразил их молнией, и работа их была уничтожена.
Любопытно, что уже Юлиан Отступник считал мифзаимствованным у евреев. Эфиопская вариация его, изложенная в кн, Юбилеев, пространно повторяет библейский рассказ, вносянекоторые новые детали. У народа, пришедшего из страны Арарат в страну Синнеар, возникаетжелание воздвигнуть башню до небес, и он начинает жечь кирпичи и скреплять ихасфальтом, который добывается в синнеарскихисточниках. Работа его продолжается 43 года, когда владыка Бог решает, наконец,помешать довести ее до конца. Для этого он обращается к ангелам со следующейречью:»Смотрите, вот народ, который уже начал действовать по своему желанию, отныненичто не покажется ему невозможным и недостижимым. Спустимся же и смешаем егоязык, дабы никто не понимал речи другого, тогда они рассеются по разным местами разделятся на различные народы, и не будет у них царить один общий разум досамого Судного дня». Решение он свое привел в исполнение и не только создал многоязыкие,но и послал ураган, который разрушил башню.
В третьей Сивиллинойкниге по поводу той же легенды рассказывается, как люди, говорившие на одномязыке, захотели добраться до звездного неба, для чего в Ассирийской земле сталистроить высокую башню, но Бессмертный посылает бурю, которая разрушает ее, и людиранее дружные, вступают в ожесточенную борьбу между собою. Происходит делениена народы и государства, и над миром воцаряются Кронос, Титан и Япетос. Александр Полигисторотносит эту легенду к борьбе титана Прометея с Кроносом, прибавляя, что богиразрушили башню и дали каждому отдельный язык.
-5-
Полагают, чтои в истории Беросса имелась легенда о В.-С.
Историк Эвполем сообщает, что Вавилон был первым городом, построеннымпосле потопа. Население его, состоявшее из гигантов, воздвигает башню, которая,по воле Бога, разрушается, гиганты же рассеиваются по всему лицу земли. Армянскийисторик Моисей Хоренский также приводит данный миф исообщает, что башня была разрушена ураганом, который развеял неизвестные слова,внесшие среди людей раздоры и ссоры. Любопытно, что и в древней Мексикесуществовала аналогичная еврейская легенда. Она повествует, что один изуцелевших от потопа великанов в память о своем спасении воздвиг пирамидальныйхолм из кирпичей на горе Тлалок в Холуле.Когда боги увидели, что вершина его достигает облаков, они ниспослали на негоогонь, сжегший часть пирамиды, вследствие чего она осталась незаконченною. Дажесреди дикарей озера Нгами, как сообщает Ливингстон, существуетсхожая легенда. Поэтому тем удивительнее представляется факт, что подобногомифа не существовало у самих Вавилонян.
Правда, в «Chaldaische Genesis»делается попытка доказать существование у вавилонян аналогичной легенды, но онапризнана в настоящее время несостоятельной. В связи с этим падает, конечно, игипотеза Штаде, будто еврейский летописец использовалв данном случае какой-то вавилонский письменный документ, содержащий этот миф.Правы, по-видимому, те, которые утверждают, что подобное предание уже потому немогло ни существовать, ни возникнуть у вавилонян. что оно в сущности, умалялоих гордость и национальное достоинство и накладывало печать проклятия на ихстрану, тем более. что и самое название Вавилона, означающее Врата Божии, исключает какое-то бы ни было предположение о том, чтобыВавилоняне связывали с ним представление о разрушении и гибели. Неправильнымследует считать мнение. будто тенденция легенды чисто религиозная и лишенавсякого исторического значения. Сводить ее к простому протесту противастральной религии, как делает, например Джеремиас. Ужеоттого невозможно, что она, ведь, повторяется и у таких народов. которые былидалеки от единобожия, По-видимому миф скорее всего явился отголоском какого-товеликого сейсмического явления имевшеготакое же распространение, как и потоп, и удержавшегося поэтому в сознании почтивсего человечества.
Где женаходилась та башня, о которой повествует Библия? Некоторые ученые считаютданный вопрос неразрешимым, однако, уже весьма рано были делаемы попыткиустановить ее местонахождение, хотя бы приблизительно. Вениамин Тудельский. Путешествовавший около 1160 г по Р.Хр. отождествлялэто место с холмом, называющимся у арабов Бирс — Нимруд и сложенным, по его рассказу. из кирпича.В 16 веке Бальби и Ральф Фитш и в 17 в.Джон Картрайт описали в качестве Вавилонской башникирпичный холм большой высоты, в 6 или 7 милях к западу от Багдада, известный подименами Телль — Нимруд или Акаркуф.В 18 веке Пьетро дела — Валлесчитал местом нахождения башни холм Вавил, вблизи Хиллеха, но впоследствии Расам доказал, что там находилисьзнаменитые висячие сады.В 19 веке Ричи Керр-Портер вновь выдвинули предположение о Бирс-Нимруде,которое было принято многими учеными. Наконец, последняя точка зрения на этотвопрос, принадлежащая Чейну, заключается в том. чтона месте древней башни был воздвигнут сам Вавилон.Вчастности же башня есть зиккурат великого храма Эзагила, представленный в настоящее время (1909), согласно гоммелю. Телль-Амраном. Какой извыше изложенных взглядов считается наиболее правильным, науке едва ли удастсякогда-либо установить. Трудность заключается в том, что от этого события, еслионо даже и случилось, не осталось, да и не могло остаться, никаких реальныхследов, на основании которых можно было бы точно определить место катастрофы.
В мидрашах приводится несколько преданий с целью объяснитьистинную причину вавилонского столпотворения и стремлений его строителей. Таннаитская традиция
-6-
усмотрела в этом поступке мятеж против Бога. ПоследнийМидраш приводит следующую
речь строителей башни, названных «поколениемрассеяния». «Он – Господь –говорили они –не имел права выбирать длясобственного пребывания высший мир, предоставив нижний нам, итак, построимбашню и на вершине ее воздвигнем идола держащего в руке меч с угрозою противБога».Столпотворением люди думали бросить вызов не только Богу, но и Аврааму, которыйпризывал их к покаянию и к вере в единого Бога. По другому толкованию, выражение«одно наречие» следует понимать в смысле «острыя» илидерзостные слова, сказанные людьми о Боге, но не приведенные в Библии. Говорили,что через каждые 1656 лет (между сотворением мира и потопом прошло именностолько времени) небеса содрогнутся в своих основаниях и снова затопят водамиземлю, люди и хотят укрепить их колоннами, дабы предупредить вторичный потоп. Некоторыелица этого грешного поколения попытались даже сразиться с Богом на небесах. Наэто безумное желание подвигло их то обстоятельство, что стрела, пущенная ими внебесную твердь, упала назад, забрызганная кровью, народ тогда поверил, что ондействительно может отважиться вступить в бой с небожителями.
СогласноФлавию, воздвигнуть башню побудил своих современников именно Нимруд, тогда как другие раввинские источники указывают, чтоименно он отдалился от строителей. Шестьсот тысяч человек были заняты постройкойу башни в течение 43 лет. Она уже достигла такой высоты, что понадобился годвремени на доставку строительного материала с земли на вершину, вследствиеэтого последний стал цениться так высоко, что люди плакали и кричали. когдасрывался или разбивался кирпич, но оставались совершенно равнодушными, еслипадал и убивался человек. Они стали бессердечны к слабым и больным которые немогли или отказывались помогать им в их работе, даже женщин они насильнопривлекали к ней. Сначала Господь дал им продолжать их безбожное дело, ожидая, когдаони сами постигнут ужас своего дерзостного неповиновения, но все было напрасно.Тогда они смешали их язык (сначала они говорили все по-еврейски), что не толькопрервало их дальнейшую работу, но и было причиной смерти многих, ибо, получаяот своего товарища камень вместо просимого цемента, разгневанный человек убивалего тут же этим камнем. Часть строителей была превращена в обезьян, злых духов,демонов и привидения, а остальные были рассеяны по лицу земли.
Мощная башнябыла развеяна ураганом, по другому преданию, одна треть ее была сожжена огнем, другаятреть провалилась в землю, а последняя часть осталась на земле. Чтобыпредставить невероятную высоту башни, предание рассказывает, что стоявшему навершине ее развалин даже величайшие пальмы казались величиною с кузнечиков. Позднееэто указание предания относили к развалинам какой-то башни вблизи Борсинны. Хотя поколение столпотворения было греховнеетого, которое погибло от потопа.
Последнее, однако,было наказано суровее, потому что состояло из убийц и развратников, тогда какпервое поколение было в сущности доброжелательным и мирным. Мир же в глазах Богаимеет столь великое значение, что он щадит даже идолопоклонников до тех пор, покаони живут в мире.
-7-
Гильгамеш и легенда о потопе
Вавилонский богатырь Гильгамеш, повелитель Урука, скитавшийся в поисках бессмертия вместе со своимдругом и спутником Энкиду, умершим во времястранствий, встречает своего старого предка и просит его рассказать историювсемирного потопа, от которого он один сумел спастись.
Когда совет богов решил разрушить город Шуруннак, боги внушили одному из его обитателей, Утнапиштиму, вавилонскому Ною построить корабль, которыймог бы вместить всю его семью, слуг, несколько домашних и диких животных инекоторых ремесленников. Судно следовало хорошенько просмолить. Оно должно былобыть достаточно велико, чтобы поднять «порождение всего живущего» (по паре отвсякой плоти, в которой есть дух жизни- будет впоследствии сказано в Библии).
Когда сооружение судна было закончено, разразиласьужасная буря, и дождь лил семь дней и семь ночей. Водяные горы поглотили землю,и все люди погибли. Когда буря утихла, воды спали, барка пристала к горе Насир, навосток от Мосула и реки Тигр, в современном Курдистане, родине шумеров.
Через шесть дней после потопа Утнапиштимвыпустил голубку, но она не нашла земли и вернулась на судно. То же случилось ис морской ласточкой. Третьим взлетел ворон. Он увидел, что обнажается из подводы, выступает суша, полетел на поиски пищи и не вернулся. Тогда Утнапиштим сошел с корабля на берег и на вершине горыпринес богам жертвы и совершил в ихчесть возлияния. Боги слетались на запахи еды, «как мухи» (и библейский боградуется приятному благоуханию жертвоприношения). В награду Бел и Эа даровали герою бессмертие.
Достаточно сравнить этот рассказ с двумя вариантамиистории потопа в библейской книге Бытие, чтобы убедиться, что мы имеем дело слитературной обработкой древнего вавилонского мира, слегка видоизмененного сцелью приспособить его к израильской религии.
-8-
Висячие сады Семирамиды
Многоудивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего поражали висячие садыцарского дворца — сады, ставшие легендой.
Созданиезнаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицы Семирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что еюбыли построены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала прошлогостолетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – простоизлишества разыгравшейся поэтической фантазии.
Первойспособствовала этому сама Семирамида, вернее ее биография. Семирамида (Шаммурамат) – Историческая личность, но жизнь еелегендарна. У Ктесия сохранилось ее подробноежизнеописание, которое потом почти дословно повторил Диодор.
В давниевремена был в Сирии город Аскалон, а рядом с нимглубокое озеро, где и стоял храм богини Деркето.Внешнеэтот храм походил на рыбу с человеческой головой. Богиня Афродита за что-торассердилась на Деркето и заставила ту влюбиться впростого смертного юношу. Потом Деркето родила емудочь и в гневе, раздраженная этим неравным браком, убила юношу, а сама скрыласьв озере. Девочку спасли голуби: они согревали ее крыльями, носили в клювахмолоко, а когда девочка подросла, приносили ей сыр. Пастухи заметили в сыревыдолбленные дырки, отправились по следу голубей и нашли прелестное дитя. Онивзяли девочку и отнесли ее к смотрителю царских стад Симмасу.Он сделал девочку своей дочерью, дал ей имя Семирамида, что у жителей Сирииозначает «голубка», и примерно ее воспитал. Своей красотой она превосходилавсех. Это и стало залогом ее будущей карьеры.
Во времяпоездки в эти края Семирамиду увидел Оннес, первыйцарский советник, и сразу же влюбился в нее. Он попросил у Симмасаее руки и, забрав в Ниневию, сделал своей супругой. Она родила ему двоихсыновей. «Поскольку, кроме красоты, она обладала всеми достоинствами, то имеланад мужем полную власть: он без нее ничего не предпринимал, и все емуудавалось».
Затем ее мужповесился, а Семирамида вышла замуж за царя. Так она приобрела царский титул.После смерти царя властвовать стала Семирамида, хотя у царя был сын-наследник.Она решила превзойти своего умершего царственного супруга. Она основала наЕвфрате новый город_ Вавилон, с мощными стенами и башнями, великолепным мостомчерез Евфрат. Потом осушила болота вокруг, а в самом городе построила храм богуБелу с башней, «которая была необычайно высокой, и халдеи наблюдали восход изакат звезд, ибо для этого подобное сооружение было наиболее подходящим».
При ней черезсемь гряд Загросской цепи была проложена удобнаядорога в Лидию, государство на западе Малой Азии.
Тем временемее сыну Нинию наскучила бесславная жизнь. Он решил,что мать слишком долго правит страной, и организовал против нее заговор: « спомощью одного евнуха решил ее убить». Царица добровольно передала сыну власть,«потом вышла на балкон, превратилась в голубку и улетела… прямо в бессмертие».
Сохранилась,однако, и более реалистическая версия ее жизнеописания. По словам греческогописателя Афинея, Семирамида вначале была«незначительной придворной дамой при дворе одного из ассирийских царей», нобыла она «столь прекрасна, что своей красотой завоевала царскую любовь». Ивскоре уговорила царя, взявшего ее в жены, дать ей власть всего на пять дней…
Получив жезли облачившись в царское платье, она сразу устроила великое пиршество, накотором склонила на свою сторону военачальников и всех сановников; на второйдень она уже повелела народу и благородным людям воздавать ей царские почести,а своего мужа бросила в темницу. Так эта решительная женщина захватила трон исохранила его до старости, совершив многие великие деяния.
-9-
Однакознаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже не вовремя еецарствования, а позже, в честь другой – не легендарной – женщины. Они былипостроены по приказу царя Навуходуносора для еголюбимой жены Амитис – мидийскойцаревны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город загородом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Навуходоносорпревратил столицу в неприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримернойдаже в те времена.
Свой дворецНавуходоносор построил на искусственно созданной площадке, поднятой на высотучетырехъярусного сооружения. Висячие сады были разбиты в северо-восточной частидворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживалисьмощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформытеррас представляли сложное сооружение- в их основании лежали массивныекаменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной рядкирпичей, соединенных гипсом, еще выше- свинцовые пластины для задержки воды.Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пуститькорни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкимипологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигалапочти 28 метрови давала достаточно света для растений.
В повозках,запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу,семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревьясамых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращалиподъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.
Великолепныесады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света.
Человеком,который раскопал «висячие сады» был ученый Роберт Кольдевей.Он пришел к убеждению, что найденное сооружение не могло быть ничем иным, каксводом подвального этажа вечнозеленых «висячих садов» Семирамиды, внутри которогонаходилась удивительная для тех времен водопроводная система.
Но чудабольше не было: висячие сады были уничтожены наводнениями Евфрата, который вовремя паводков поднимается на 3-4 метра. И теперь представить их мы можем только поописаниям античных авторов и с помощью собственной фантазии.
-10-
Заключение
В своей работе я попытался рассказать о древнем городеВавилоне, и более подробно о некоторых легендах, связанных с его именем.
-11-
Список литературы
1.Еврейская энциклопедия Том 5 Москва1991
2.«Вавилон исторический и Вавилон легендарный» В. А. Белявский изд. «Мысль»Москва 1971
3.«Люди идолы и боги» АмброджеДониние Москва1962г.
4.Сто великих чудес света «Вече» Москва 1998 г.
-12-