Реферат по предмету "История"


Культура древнего Рима эпохи Октавиана Августа

Развитие античной культуры и цивилизациипроисходило в рамках тысячелетней истории  “вечного Рима” ― государства,которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огромноймировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшегорасцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.
             Римская культура, просуществовавшая болеедвенадцати веков (VII в. до н.э.― V в. н.э.),была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чемГреция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи,охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. “Все дороги ведут вРим”- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись тудапутешественники, купцы…
             В формировании римской культуры приняли участиемногие народы и племена, подчинившиеся римской власти ― население Италии,греческих областей, эллинских государств.
«Греция, пленницей став, победителей грубыхпленила» (Гораций). Это сказано очень точно. Гордый Рим,непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил головуперед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлянбыли довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой,безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческихбожеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером,  Афродита — Венерой,Арес — Марсом и так далее. Выросши в могущественное государство, Рим создалсвою литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную исамобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявлялась меньше:римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько усердновоспроизводили и копировали греческие образцы.
Римскаякультура с самого начала таила в себе зерна упадка, потому что рабовладельческийРим явился последним актом истории рабовладельческого общества — он выступил насцену, когда противоречия этого общества достигли угрожающей остроты. Дажекогда Рим находился в зените славы, то есть в период поздней республики иранней империи Августа (конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.), затем при Антонинах(II в.), в его искусстве было больше внешней эффектности, чем подлинноговеличия. Величие Рима искусственно поддерживалось штыками легионеров.Государство непрерывно сотрясали грозные восстания рабов, начиная сознаменитого восстания Спартака (74 – 71 гг. до н.э.). Они смыкались свосстаниями в провинциях, все усиливался напор варварских племен на внешниеграницы, а развращенность римской верхушки, преступность императоров, ужасытеррористического режима при Юлиях – Клавдиях, дворцовые заговоры и интригидостигали таких кризисных форм, что «упадок Рима» недаром считаетсясимволом всяческого общественного разложения и гнилости. Начиналась агония рабовладельческогостроя, и это ощущение «начала конца», надвигающегося неотвратимого распада,обессиливало и мертвило пышную римскую культуру еще задолго до окончательногокраха.
Греческие и восточные влияниятворчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей.“Римская драма… вообще подражательна и тесно связана с греческой, но, как и всецветы греческой культуры, пересаженные в почву другой страны, другого языка, другойэпохи, и этот её цветок, приспособляясь к новой среде, изменил свою окраску,приобрел другой аромат”.
В свою очередь Рим также оказалзначительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Такформировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого стала позднеантичнаягреко-римская культура (I – Vвв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многихславянских государств.
             Римскую идеологию и систему ценностейопределял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовностипожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к еегероическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представлениеоб особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных емупобедах. Делами,  единственно достойными римлянина, особенно знатного,признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имелинаибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римскогосклада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошимидисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами,законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в областиградостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскимихозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры,поражающих совершенством инженерной техники.
/>В правление ОктавианаАвгуста (27 г. до н.э. ― 14г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой “золотой век”.Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республикии нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками какдолгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей ивойн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о“доблести предков”, “римский миф” (т.е. легенда о якобы предназначенной Римубогами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и былиодной из основных тем всех тогдашних деятелей культуры. “Римский  миф” сливался  с  “мифом Августа” — миротворца, избавителя от страдания, — оба мифастали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.
Октавиан родился в 63 г. до н.э., в состоятельнойсемье всадников (equites), в городе Велитры, расположенном юго-восточнее Рима.Его отец, Гай Октавий, стал первым в семье сенатором и дослужился до чинапретора. После его смерти воспитание сына полностью легло на вдову — Атию. Онабыла племянницей Юлия Цезаря, и именно Цезарь побудил будущего императоразадуматься о политической карьере в Риме. В двенадцать лет юный Октавиан подготовилречь на погребение своей бабки Юлии. Очень рано, в пятнадцать или шестнадцатьлет, его назначили жрецом (pontifex). В 45 г. до н.э. на следующий год послеучастия в триумфе Цезаря, уже ставшего диктатором (то есть единовластнымправителем, хотя Цезаря никогда не считали первым императором), молодойчеловек, несмотря на слабое здоровье, отправился с ним в испанскую кампанию.Вскоре после этого Октавиана вместе с его друзьями Марком Агриппой и МаркомСальвидием Руфусом послали в Апполонию, в Эпир, для завершения академического ивоенного образования. Именно там в 44 г. до н.э. он узнал об убийстве ЦезаряБрутом и Кассием (которые впоследствии бежали на восток).
Когда огласили завещание покойного, оказалось,что он посмертно усыновил Октавиана и сделал его своим главным наследником.Несмотря на юный возраст (ему было всего восемнадцать), Октавиан решил —вопреки советам своего отчима и друзей — принять это опасное наследство иотомстить за смерть своего приемного отца. Отправившись в Рим, он попытался убедить(хотя и безуспешно) консула Марка Антония передать ему все документы и деньги покойногодиктатора.
Он был вынужден раздать гражданам Рима все, чтозавещал им Цезарь, причем средства для этого ему пришлось добывать из другихисточников. Он понимал, что должен утвердиться вопреки презрительному отношениюАнтония. И первым шагом в завоевании народной поддержки было проведение Игр вчесть победы Цезаря. Потом, по ходатайству престарелого государственногодеятеля и оратора Цицерона (который тогда еще не представлял себе, какими способностямина самом деле наделен этот юноша), сенат присвоил Октавиану звание сенатора ипропретора, хоть он и не достиг еще положенных двадцати лет. Тогда Октавианвступил в войну против Антония, который как раз, в 43 г. до н.э., потерпелпоражение под Мутиной, в Северной Италии, и был вынужден отступить в Галлию.Поскольку консулы, командовавшие войсками сената, погибли в бою, легионерыОктавия заставили растерявшийся сенат предоставить ему одно из освободившихсямест. Теперь посмертное усыновление получило официальное признание, и приемныйсын диктатора смог принять имя Гая Юлия Цезаря.
Но сенат по-прежнему относился к Октавиану спредубеждением. Поэтому Октавиан вскоре заключил соглашение с Антонием ипривлек на свою сторону еще одного из главных приверженцев Цезаря, Лепида,который принял сан верховного жреца. 27 ноября 43 г. до н.э. эти три человекаобъявили себя официально назначенными на пятилетний срок «триумвирами поконституции государства», Вторым Триумвиратом (первым, семнадцатью годамиранее, было неофициальное соглашение между Помпеем, Крассом и Цезарем). Этонаделило их объединенной, полновесной автократической властью. Когда в начале42 г. до н.э. Юлия Цезаря признали римским государственным божеством, Октавианстал «сыном божьим». После этого началась война с Брутом и Кассием, котораязавершилась их поражением и смертью в Филиппах, в Македонии. В это время«божьему сыну» из-за своего слабого здоровья пришлось подчиняться Антонию.
В последовавшем разделе Империи за Антониемзакрепили восточную часть (вместе с Галлией), а Октавиан вернулся в Италию. Впоселении демобилизованных солдат начался бунт, и Августу пришлось выступитьпротив брата Марка Антония — Луция Антония и его честолюбивой жены Марка Фульвии.Это столкновение назвали «Перузийской войной», потому что егокульминацией явилась ужасная осада города Перузия в 41 г. до н.э. Чтобыпомириться с еще одним потенциальным противником, Секстом Помпеем, сыном ПомпеяВеликого, который управлял Сицилией и Сардинией, Октавиан женился народственнице Секста, Скрибонии. Однако вскоре после этого — в октябре 40 г. дон.э. — он заключил с Антонием так называемый Брундизийский договор, по которомуон избавлялся от Секста. Это дало Октавиану возможность развестись соСкрибонией и укрепить связи с аристократией, женившись на Ливии Друзилле,которая и оставалась его супругой до самой смерти.
По этому договору Антоний получал восточные землиИмперии; Октавиан, уже управлявший Италией, был назначен еще и правителем всехзападных провинций, кроме Африки, которая досталась Лепиду. Этот союз былскреплен браком сестры Октавиана, Октавии, и Антония. Однако вскоре после этогоАнтоний бросил ее и вернулся к Клеопатре VII, египетской царице, чьимлюбовником был и прежде. Тем не менее Октавиан, занятый войной с СекстомПомпеем, в 37 г. до н.э., в Таренте, подтвердил свое соглашение с Антонием, покоторому триумвиры должны были оставаться у власти еще более четырех лет.
В 36 г. до н.э. замечательный флотоводец Агриппаразбил флот Секста Помпея у мыса Навлох на Сицилии. В то же самое время Лепидпредпринял попытку ослабить влияние Октавиана на западе, развязав военноестолкновение. Однако Октавиан лишил его армии, снял полномочия триумвира иотправил в продолжительное изгнание. Вскоре стало ясно, что Октавиану, которыйусердно занимался основанием колоний для своих верных солдат, вышедших вотставку, придется вступить в борьбу с Антонием за власть над всей РимскойИмперией. Именно тогда он начал ставить перед своим именем слово «император»,означавшее «не знающий равных военачальник». Между 35 и 33 гг. дон.э. он провел одну за другой три кампании в Иллирие и Далмации. Они быливесьма тяжелыми и не слишком успешными, но тем не менее северо-восточные рубежиИталии стали куда безопаснее, чем прежде.
Вместе с Агриппой Октавиан тратил огромныесредства на архитектурное украшение Рима. Кроме того, он изо всех сил старалсянастроить народ против Антония, подарившего часть принадлежавших Империи земельКлеопатре. После ожесточенных споров разрыв между двумя соправителями сталбыстро углубляться. В 32 г. до н.э. истек срок, на который был заключентриумвират, и Октавиан заявил, что он якобы не видит в его продлении никакогопрока. В свою очередь, Антоний развелся с сестрой своего соперника, Октавией, аее брат завладел завещанием Антония и публично заявил, что обнаружил, будто Антонийдействует во вред Империи, делая слишком щедрые подарки Клеопатре. Каждый издвух правителей принес клятву верности управляемой им части населения. Клятва,которую итальянцы принесли Октавиану, coniuratio Italiae, получила широкуюизвестность. В конце концов Октавиан объявил войну — и не против своегосоотечественника Антония, потому что идея гражданской войны была весьманепопулярной, но против иностранки Клеопатры, которая, как он утверждал,нарушила статус римской клиентки.
Антоний и Клеопатра разместили свои морские исухопутные войска на западном побережье Греции. Но в начале 31 г. до н.э., наисходе зимы, Октавиан неожиданно для Антония отправил Агриппу через Ионическоеморе, чтобы захватить Метон. Потом последовал за ним сам, оставив своегоэтрусского союзника, Мецената, приглядывать в его отсутствие за Италией. Вскорефлот Антония оказался запертым в заливе Амбракия. В сентябре он попыталсявырваться из ловушки. И тогда состоялась битва при Акции. Антоний и Клеопатра счетвертью оставшихся кораблей пробились в открытое море и бежали в Египет. И вследующем году, когда Октавиан вторгся в эту страну, они оба покончили с собой.
Следующим шагом Октавиана было умерщвление сынаКлеопатры, Цезариона, отцом которого, как утверждала Клеопатра, был ЮлийЦезарь. Потом Октавиан присоединил Египет к Империи и управлял этой страной спомощью наместников. Захват казны Клеопатры дал ему возможность заплатить своиммногочисленным солдатам и устроить их поселения в колониях всех римских земель:теперь они были всецело в его руках. Постепенно Октавиан сократил количествосвоих легионов с шестидесяти до двадцати восьми, в них было сто пятьдесят тысячсолдат (преимущественно итальянцев). Эти силы были увеличены за счет примернотакого же количества вспомогательных войск, набранных в провинциях (такназывались земли Римской Империи за пределами Италии). Все легионы ивспомогательные отряды были расквартированы за пределами полуострова; Октавианпонимал, что держать сосредоточенные в центре резервные войска слишком накладнои слишком соблазнительно для потенциальных врагов. Офицерский состав стал болеерегулярным, чем когда-либо, и Октавиан сам надзирал над ним. Особое вниманиеуделялось профессиональным центурионам, которые составляли хребет офицерскогосостава. К концу правления была основана военная казна, пополнявшаяся изналогов. Из нее выплачивалось выходное пособие солдатам, выходившим в отставку.Реформы не обошли и флот, который располагался на двух главных базах, в Мизенахи в Равенне. Октавиан заменил своих телохранителей-испанцев отрядом германцев.Однако этот отряд служил только добавочным к главному полку преторианцев,который был составлен из телохранителей, набранных еще прежними военачальниками.Он состоял главным образом из солдат, имевших римское гражданство. В этом полкубыло девять когорт, численностью по пятьсот пехотинцев и по девяносто конниковв каждой. Преторианцы, во главе которых были префекты — всаднического, а несенаторского звания, — назначенные Августом во 2 г. до н.э., стояли как в Риме,так и в других городах Италии. Он также создал три городские когорты, по тысячечеловек (а позднее еще больше) каждая; это были полицейские силы столицы подкомандованием городского префекта (praefectus urbi).
Реформы армии и службы безопасности были толькочастью, хоть и очень важной, продолжительной и терпеливой работы по созданиюРимского Принципата, которая велась методом проб и ошибок. Сам правительединовластно распоряжался всей системой, не переставая на словах превозноситьдостоинства сената, хотя сократил количество членов его с тысячи до восьмисот,а потом и до шестисот человек. Сенат соглашался с Октавианом и приветствовалпрекращение гражданских войн и распрей в стране, но император, помня о судьбеЦезаря, прекрасно понимал, что этот бывший правящий орган будет поддерживатьего только в том случае, если он хотя бы для вида будет возрождатьреспубликанские традиции. Так, в свое продолжительное (с 31 по 21 г. до н.э.)консульство, а именно в 27 г. до н.э., Октавиан заявил, что он «передалгосударство в полное распоряжение сената и народа» (весьма лживоезаверение, потому что собрание людей, к которому оно было обращено, ужепотеряло свою политическую силу). В то же время ему официально поручили надесятилетний срок управление и командование провинцией, включавшей Испанию,Галлию и Сирию, то есть земли, в которых размещался костяк армии и которыми он,следовательно, управлял через своих подчиненных– легатов. Прочими частями Империи, за пределами Италии,должны были управлять проконсулы, назначаемые, как и прежде, сенатом: принцепс понимал,что его влияние будет непоколебимым, пока его желания не идут вразрез сжеланиями сенаторов, хотя они избирались в соответствии с его более или менеепрямыми указаниями.
Высокое положение императора было подтвержденоприсвоением ему важного титула auctoritas, исполненного как традиционного, таки религиозного значения. Этимологически связанным с этим словом, как и сословом augur— возвеличивать, относящимся к древнему культовому обычаюопределения предзнаменований и проявлений божественной воли, — было присвоенноеему имя «Август», которое завуалировано и без опоры на конституциюуказывало на его превосходство, власть над остальными людьми. С помощью выдающихсяписателей литературного Золотого века: историка Ливия и поэтических протежеМецената, Виргилия и Горация, чьи попытки были поддержаны некоторымипатриотическими стихами Проперция и Овидия, — он выказал свое почтение переддревней итальянской религией, воскресив многие из ее античных обрядов, а такжевосстанавливая ее разрушенные храмы. В погоне за той же целью в 17 г. до н.э.он провел античный обряд так называемых Секулярий (Ludi Saeculares), которымиотмечали переход из одной эпохи или одного столетия в другое. Он такжевосстановил Алтарь Мира (Ага Раcis), украсив его замечательными барельефами вклассическом стиле Августа. По всей Империи было возведено множество другихважных зданий, как культовых, так и светских. После смерти Лепида в 12 г. дон.э. Август принял на себя его сан верховного жреца (pontifex maximus) государственнойрелигии.
За его конституционным решением 27 г. до н.э.последовали решительные меры по расширению границ империи и установлению мирана них: непокорные альпийские племена были усмирены, завоевана Галация(центральная Малая Азия), и сам Август провел часть кампании, призваннойзавершить покорение Испании. Но его здоровье серьезно пошатнулось. В 23 г. дон.э. он оказался на краю смерти и положил конец своему продолжительномуконсульству, приняв вместо этого imperium majus, власть, которая возвысила егонад проконсулами и освободила от службы и ее повседневных тягот. Ему была такжепредоставлена власть трибуна или tribunicia potestas. Этот титул наделилего властью созывать сенат. Кроме того, из-за традиционной роли, которуюисполняли ежегодно избираемые народные трибуны (откуда и пошло звание tribuniciapotestas)— защищать права граждан, эта власть наделила его своего рода«демократическим» ореолом. Он был нужен Августу в первую очередьпотому, что его правление на самом деле опиралось на поддержку высших классов.В 19 г. до н.э. был сделан шаг для дальнейшего укрепления сил Августа — ондолжен был получить более широкие полномочия в Италии. Есть свидетельства, чтов два последующих года предпринимались попытки ввести социальноезаконодательство (хотя, вероятно, и без особого успеха), призванное придатьвесомость браку и обуздать разгул нарушений супружеской верности и пристрастийк излишествам.
Еще через несколько лет был создан исполнительныйи совещательный комитет, поначалу неофициальный и состоявший из тех, ктосчитался друзьями Августа (amici principis), чтобы помочь емуподготовить дела, которые рассматривал сенат. Точно так же он уменьшил своюношу и увеличил власть, умножив количество своих личных подчиненных: всадников,чья карьера стала куда более привлекательной, и бывших рабов, иливольноотпущенников — чтобы сформировать основы гражданских служб. Тем временемвсе управление Римом и Империей было коренным образом изменено. Это сталовозможным благодаря реформе финансовой структуры. Теперь центральноеказначейство стало связанным с казначействами провинций, в частности, провинцийАвгуста — весьма запутанные взаимоотношения, суть которых нам уже непостигнуть. Такая система зиждилась главным образом на двух прямых налогах —подушном и земельном, причем последний был решающим, потому что экономикаримского мира все еще опиралась на сельское хозяйство. Мирная обстановка вправление Августа также стимулировала развитие торговли, это облегчалосьшироким распространением и улучшением качества римских монет, теперь это былине только кусочки золота и серебра, но и отчеканенные в Риме, в Лугдуне иповсюду монеты из желтой и красной меди.
Судя по всем историческим источникам, императориспользовал каждую мыслимую возможность для того, чтобы предать гласностиуспехи своего правления; так, например, большое значение придавалосьтриумфальному договору с парфянами, заключенному в 20 г. до н.э. По этомудоговору парфяне возвращали знамена легионов, захваченные у триумвира Красса,когда он тридцатью тремя годами ранее был убит в Каррах, и признавали римскийпротекторат над Арменией. Эта страна отныне стала одним из многочисленных (хотяи ненадежным) государств-клиентов, которыми Август, продолжая дела своихпредшественников, окружил Империю. Эти государства-клиенты имели право чеканитьсвою собственную монету, преимущественно из бронзы, но иногда и из серебра (а вКиммерийском Босфоре даже и из золота). Во многих частях самой Империи местнымгородским общинам тоже было позволено чеканить свою бронзовую монету. В числоэтих земель входила Испания (некоторое время), так же, как и большинство восточныхтерриторий, где древние города-государства, с их греческими установлениями икультурой, сохраняли в определенной степени свою автономию под достаточнолиберальным надзором провинциальных наместников и их финансовых советников, илипрокураторов.
Хотя положение принцепса не было формальнойдолжностью, на которую мог быть назначен преемник, общественное внимание долгобыло приковано к планам Августа на будущее. Его племянник Марцелл, муж егодочери Юлии, умер в 23 г. до н.э. В том же году Агриппа был отправлен на Востоккак представитель Августа, и через четыре года завоевание Испании было закончено.Овдовевшая Юлия была отдана Агриппе в жены, однако сенаторы не хотелипризнавать его правителем. Поэтому в 17 г. до н.э. Август усыновил Агриппу идетей Юлии, Гая и Луция, которым тогда было соответственно три и один год от роду,признав их собственными сыновьями. В то же время он дал выгодные должностисвоим приемным детям, Тиберию и Нерону Друзу (Друзу Старшему), завоевавшимНорик и Рецию и в 16—15 гг. до н.э. отодвинувшим границы Империи до Дуная(Данувия).
После смерти Агриппы в 12 г. до н.э. Августзаставил его вдову Юлию выйти замуж за Тиберия, хотя оба были против. Тиберий иего брат Нерон Друз провели несколько последующих лет, воюя на севере. НеронДруз, пройдя до самой Эльбы, погиб в 9 г. до н.э. Через три года Тибериявозвысили для того, чтобы он мог разделить трибунские полномочия своегоприемного отца, но тогда он не воспользовался этим и лишь когда Луций и Гайумерли во 2 и 4 гг. н.э. соответственно, он заявил о себе как приемный сын Августа,а стало быть, очевидный наследник. Тиберия немедленно послали в Бойгем, чтобыпокорить могущественное западногерманское племенное государство маркоманнов итем самым укоротить границу Империи. Это задание было прервано, когда в 6 г.н.э. начались мятежи в Паннонии и Иллириже, а потом и в 9 г. н.э. в Германии,где Арминий, вождь восточногерманского племени херусков, разбил Вара с еготремя легионами. Август был устрашен, и завоевание Германии и ЦентральнойЕвропы было отложено на неопределенное время.
Хотя административные реформы не прекращались,принцепс начал догадываться, что его время подходит к концу, и в 13 г. н.э.уравнял Тиберия с собой во всех конституционных правах. Потом Август поместилсвое завещание и другие документы в Жилище Весты в Риме. В этих документах быликратко описаны финансовое и военное положение Империи и утонченное, хотя исовершенно неточное и весьма пристрастное политическое завещание, известное какДеяния Божественного Августа (или Monumentum Ancyranum, поскольку наиболеехорошо сохранившаяся копия находится на стенах храма Ромы и Августа в Анкире, вГалации). В следующем году Тиберия, направлявшегося в Иллирик, отозвали, потомучто его приемный отец серьезно занемог. Август скончался 19 августа и былвпоследствии обожествлен.
В “век Августа” завершился синтез античнойгреческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения ипереработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство,окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качествесущественного компонента в европейскую культуру.
Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи раннейИмперии являлось то, что в еесоздании принимали активное уча­стие уроженцы не только города Рима, но и всейИталии и особенно римских провин­ций. Для молодых и знатных римлян обяза­тельнымсчиталось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности вобразованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков.Мно­гочисленные деятели римской куль-
туры ( прозаики, поэты, философы, ораторы, юри­сты, учителя, врачи, художники,архитекто­ры) в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства сгреческой культурой не только знати, но и простого народа большое значениеимело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй,выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римскихмастеров.
Наука
Компилятивный характер римскойнауки не изменился в эпоху империи. Для второй половины I в. типичен Гай ПлинийСекунд (Старший) (23 — 79 гг.), знаменитый автор «Естественной истории»в 37 книгах. Это произведение представляет огромную сводку естественнонаучныхзнаний эпохи, нечто вроде энциклопедии, свидетельствующей о необычайномтрудолюбии ее автора. Плиний сам говорит, что он использовал для «Естественнойистории» более 2 тыс. сочинений. В ней содержатся сведения по астрономии,физике, географии, антропологии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству,медицине, металлургии, живописи и скульптуре. Среди них разбросано много чистоисторических фактов. Материал мало систематизирован, теоретические обобщенияотсутствуют. Будучи скорее дилетантом, чем настоящим ученым, Плиний относился ксвоим источникам некритически и поэтому часто впадал в ошибки, даже с точкизрения науки своего времени. Кроме «Естественной истории» Плиниюпринадлежит ряд других произведений, до нас не дошедших: по истории, военномуделу и риторике.
Другой знаменитый писатель этой же эпохи — ЛюцийАнней Сенека (родился около начала н.э., умер в 65 г.). Родом из Испании, онвырос и получил образование в Риме. О нем как воспитателе Нерона и руководителемолодого императора мы уже говорили. Сенека был весьма плодовитым иразносторонним писателем. Среди его многочисленных произведений есть и сочинение«Естественнонаучные вопросы» в 7 книгах. Как и Плиний, Сенека впоздней античности и в средние века считался величайшим авторитетом в областинаук о природе. Характерным для Сенеки, чего нет у Плиния, является то, что длянего естествознание служит орудием познания божества и основой дляморализирования. То и другое вытекало из его стоического мировоззрения.
Симптомом упадка античнойастрономии служат взгляды знаменитого математика, географа и астронома КлавдияПтолемея (ок. 90 г. – ок. 160 г.). Он жил в Александрии во времена АнтонинаПия. Великие традиции александрийской школы нашли в нем своего последнеговыразителя. Однако в астрономии Птолемей отступил от своих эллинистическихпредшественников назад, к геоцентрической системе мира Аристотеля. Суеверияэпохи отразились у него в представлении о том, что небесные светила влияют насудьбу человека (астрология). Главное произведение Птолемея «Великоепостроение (астрономии)» (в арабском переводе «Альмагест») в 13книгах пользовалось непререкаемым авторитетом до Коперника (XVI в.). Кромеэтого основного сочинения Птолемея до нас дошло несколько других егопроизведений: по физике, астрономии, географии и астрологии. Среди них дляисторика представляет огромный интерес «Канон царей» (так называемый «Птолемеевскийканон»), т. е. список царей, по которым датировались наблюдения вавилонскихи александрийских ученых. Этот список чрезвычайно важен для хронологии древнейистории.
Право
Римское право достигло высокого развития уже вэпоху республики. Юридическое творчество империи приняло еще более широкийразмах. Этого требовала сама жизнь. Империя включила в себя огромный и пестрыймир, объединенный экономическими, политическими и культурными связями, которыевыходили далеко за рамки Средиземноморья. Многообразие правовых норм и обычаевотдельных стран, вошедших в состав империи, требовало юридической унификации.Растущие социальные противоречия вынуждали господствующий класс прилагатьмаксимальные усилия для того, чтобы юридически закрепить свое привилегированноеположение и отсрочить надвигающийся крах. Это объясняет нам, почему в I и во IIв. римская юриспруденция достигает своего высшего расцвета.
Источниками права в эпоху империи, с отмираниемдеятельности народных собраний, сделались постановления сената (senatusconsulta) и законодательство императоров. Последнее приобрело исключительноезначение с тех пор, как сенат потерял свои законодательные функции (с конца IIIв.). Распоряжения императоров делились на следующие категории: эдикты — общие распоряжения для всегонаселения империи; мандаты — инструкции должностным лицам; рескрипты —распоряжения по отдельным вопросам; декреты — решения по спорным, в частности,судебным делам. Кроме того, некоторые императорские распоряжения получают такженазвание «законов» (leges).
Литература
В последнее  столетие  Римской респуб­лики  (I в. до н.э.) прославилисьсвоими ис­торическими   сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту  политическойборьбы в эпоху граждан­ских войн,  Саллюстий дал великолепные портреты современныхему римских поли­тических деятелей. Юлий Цезарь, выдающий­ся политическийдеятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах “Записки о Галльской войне” и “Запискио гражданской войне” описал собственные деяния и политическую карьеру. Емупринадлежали и другие, не дошедшие до нас сочинения. Как оратор Цезарь примыкалк аттицистам. Речей его не сохранилось, но Цицерон называл их изящными иговорил об умении Цезаря держаться на трибуне; произносились они, говорится вдругом источнике, с таким же пылом, с каким Цезарь вел войны.
МемуарыЦезаря преследовали политические цели. «Записки о Галльской войне»оправдывали его войны в Галлии и указывали на значение новых завоеваний. «Запискио гражданской войне» возлагали всю ответственность за войну на противниковЦезаря и показывали их военную неспособность.
Рассказ Цезаря поражает своею последовательностью иясностью. Суждения его о своих действиях отличаются сдержанностью, нигде недаёт он комментариев тем своим поступкам и мероприятиям, о которых повествует.Живому и непринуждённому рассказу соответствует простой и отточенный язык.Цицерон находил «Записки» Цезаря прелестными; по его словам, онилишены искусственных приёмов, как бы обнажены.
Близко к мемуарной литературе стояли и исторические произведения,посвящённые отдельным событиям римской истории. Из историков того времениособенно прославился Гай Саллюстий Крисп, сторонник Цезаря. Его сочинения «Озаговоре Каталины», «Югуртинская война» и даже «Письма кЦезарю» являются не только важными историческими источниками, но икрупными литературными произведениями.
Наряду с историческими произведе­ниями, в римскойлитературе эпохи Респуб­лики важное место занимали сочинения на­учные,философские и риторические. Круп­ным римским ученым-энциклопедистом был МаркТеренций Варрон (116—27 гг. до н.э.). Емупринадлежало большое (в 41 кн.) сочи­нение, в котором изложена история рим­скогонарода, его культура, религия и обря­ды. Варрон был также автором трудов поюриспруденции, искусству, грамматике ла­тинского языка, истории литературы,агрономии. Его трактат “О сельском хозяйстве” содержит практические советыземледельцу. Он изумлял своих читателей разнообразием сюжетов, какиезатрагивались в его произведениях, и количеством всего написанного.
Произведения Варрона охватывали, чуть ли не всеотрасли знаний. Но Варрон не только прозаик, ему принадлежит и ряд поэтическихпроизведений. Известностью пользовались его сатиры. На основании дошедших донас отрывков мы можем сказать, что они преследовали определённые политические идидактические цели. Бесплодным философским рассуждениям, например,противопоставляется римская житейская мудрость. Касался Варрон и животрепещущихполитических вопросов. После установления первого триумвирата он издал сатирупод названием «Трёхглавое чудовище».
Во II—I вв. до н.э. в Риме стали извест­ны различные теченияэллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделалполитический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон  (I в. дон.э.). В своих философских трактатах (“Об ораторе”, “Об обязанностях”, “О государстве”и др.) он изложил основы ученияПлатона и стоиков.
В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достиглариторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано сбурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.
Наиболее оригинальным достижением римскойхудожественной литературы являлась сатира,  литературный жанр чисто римскогопроисхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий  (I в.до н.э.).
/>/>/>Поэзия
О жизни Тита Лукреция Кара, автора знаменитой философской поэмы «Оприроде вещей», нам мало известно. Свою поэму он посвящает претору Меммию,обращаясь к нему, как  равному. Возможно потому, что он принадлежал к высшемукругу, хотя некоторые склонны считать его человеком демократическогопроисхождения. Поэма «О природе вещей» — философское произведение.Автор использовал ритмическую речь и многообразные формы поэтического изложения,чтобы сделать предмет своего сочинения доступным читателю. Излагая своё учение«в звучных и сладких стихах», он поступает, по его словам, как врач,«который обмазывает мёдом края чаши, когда даёт детям горький целебныйнапиток».
Лукреций — убеждённый сторонник и страстный проповедник учения Эпикура,которое, по его мнению, должно избавить людей от суеверия и дать им счастье.
Поэма начинается с гимна всеблагой Венере, олицетворению единой и вечноживой природы. В первой книге формулируется закон вечности материи как основаучения обо всём сущем: из ничего ничего не происходит, а всё рождается ипроизрастает от мельчайших первичных тел, из которых состоят все тела.Развитию этой мысли посвящена и значительная часть следующей книги.
В книге третьей трактуется вопрос о жизни и смерти. Лукреций отрицаетбессмертие души. Дух и душа человека родятся и умирают вместе с телом. Поэтомусмерть – неизбежный конец существования. В книге четвёртой устанавливается, чтонаши чувства являются основным источником познания вещей. В книге пятойразвёрнута величественная картина мироздания. Мир возник вследствиеразнообразных сцеплений отдельных тел. Мир не коснеет в своём положении, всёпреходяще, природа вечно изменяется. Лукреций излагает историю образованияземли и появления на ней живых существ. Он даёт набросок развития первобытногообщества. Первые люди походили больше на животных, у них не было законов иправил общежития, среди них царило насилие. Но постепенно люди подчиняли себесилы природы, они научились делать огонь, стали пользоваться шкурами зверей,появилась семья, в результате договора возникло и общество. В книге шестойобъясняются различные явления природы: грозы, землетрясения, колебания температуры,эпидемические болезни.
Поэма раскрывает целостное, в основе своей материалистическое имеханистическое мировоззрение. Автор её — не только рационалист-мыслитель, но ипоэт, он не только изучает природу, но и преклоняется перед ней.
Некоторые описания (грозы, облачности) говорят о силе поэтическоговосприятия автором явлений природы. Одна из основных задач Лукреция —освободить людей от страха смерти и от суеверий. Естественная картина мира неоставляет места для божественного вмешательства. В согласии с Эпикуром Лукрецийговорит о том, что боги ведут безмятежную жизнь и не касаются людских дел.Бессилие человека перед природой, его беспомощность в объяснении её явленийбыли причинами религиозных заблуждений, которые могут быть источником всякихзол.
Идеал Лукреция — мудрец, познавший законы жизни и природы, освободившийсяот суеверия, удалившийся от треволнений и наслаждающийся своим душевным покоем.Эпикурейская этика в основе своей аполитична. Она оправдывает индивидуализм,отстранение человека от общественной жизни.
Жизни, полной суетливых забот, удалённой от природы и отягощённойборьбой, он предпочитает жизнь первобытного общества. Однако Лукрецию чуждпессимизм. Преклонение перед природой, вера в её неиссякаемые силы соединяютсяу него с апологией человеческого разума, проникающего в самые глубокие тайны мирозданияи являющегося источником истинной мудрости. В этом сила оптимизма Лукреция.
Поэма «О природе вещей» – величайшее произведение мировойлитературы, оно продолжает поражать глубиной мысли, и не раз являлосьисточником творческого вдохновения. Учение, в существе своём находящееся впротиворечии со многими явлениями римского общественного уклада, наполненного обрядностьюи суеверием, Лукреций облекал в традиционную латинскую поэтическую форму. Онследовал не александрийским образцам, а римскому поэту Эннию, к которому онотносился с большим уважением. Произведённая Лукрецием реформа стиха Эннияимела значение для последующих поэтов, особенно для Вергилия.
Лучший древнеримский поэт Вергилий ( 70 – 19гг. до н.э.) пишет поэму«Энеида» 6 лет. Она создана по образцу величайших греческих поэм – «Илиады»и «Одиссеи».
Замысел и основная идея «Энеиды»вполне соответствуют политическим тенденциям Августа. Вергилий воспеллегендарного его предка, добивающегося успеха не только благодаря своейхрабрости, но и вследствие своего благочестия, которое проявляется как вотношении  божеств, так и своих близких. В образе благочестивого Энея данидеальный римлянин, поведение которого должно служить примером для потомков.Поэма носит религиозно – дидактический характер. Она должна восстановить староеримское благочестие, уважение к богам, страх перед ними, веру в знамения ипобудить к выполнению заветов благочестия и религиозных обрядов. Поэму Вергилия«Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии.
 Друг Вергилия – поэт Гораций (65 – 8гг. до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» ― 3 книги лирическихстихотворений. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций –классическую римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее онвспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой»скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о пирушках с друзьями. Едвали не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению поэзии. Труды Вергилия иГорация проложили дорогу третьему поэту эпохи Августа – Овидию ( 43 г. до н.э.– 18 г. н.э.). Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы».Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» ( свыше 200 ) ипересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегиии мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи иимператорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта наокраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет визгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу – «Печальные элегии».
Плиний Старший ( 23-24 – 79 гг. н.э. ) – видный представительэнциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый игосударственный деятель. Плиний отличался исключительной пытливостью в наблюденииприроды (он и погиб во время извержения вулкана Везувия). Из многочисленныхтрудов Плиния сохранилась лишь “ Естественная история “ в 37 книгах. В нейобобщены знания по того времени по астрономии, географии, истории, зоологии,ботанике сельскому хозяйству, медицине, минералогии. На протяжении многих веков“ Естественная история “ Плиния была одним из основных источников в областинаук о природе.
/>/>/>Театр
Истоки римского театра восходятк праздникам сбора урожая, во время которых двое хоров ведут диалог, распеваявеселые и грубоватые песни – фесценнины. Более сложные формы театральной игры –мимические пляски и аттеланы (сценки с постоянным комическим персонажами). ЭтоМакк – прожорливый дурак, Буккон – плут и болтун, Папп – богатый, скупой, честолюбивыйстарик, Доссен – горбун и шарлатан, выдающий себя за ученого. Регулярныепредставления начинаются в Риме с середины III в. дон.э. Играют трагедии на мифологический и исторический сюжеты, комедии,рассказывающие о жизни италийских городков. Популярностью пользовалась комедияпаллиата. Она представляла собой переделку аттической комедии на римский лад.Представителем паллиаты был Плавт (ок. 154 – 84 до н.э.). Римский театр –зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры расценивались как людисамых низших сословий. Но некоторые актеры пользовались всеобщим уважением,например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и егосовременник – комический актер Росций. Первое время актеры играли без масок,костюмы были такими же как и в греческом театре. В Риме долго не былопостоянного театрального здания. Первый постоянный театр был построен только в55 г. до н.э. В эпоху империи сооружается ряд театров (например, театрМарцелла, вмещавший до 20 тыс. человек), а так же много цирков, напоминающих посвоей архитектуре современные закрытые стадионы. В цирках устраивалисьгладиаторские бои, травля диких зверей и другие кровавые зрелища, которые сталипреобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно онивытеснили драму. С ними могли соперничать только аттеланы и мимы.
Уже в конце республики можнобыло констатировать вырождение римских театральных вкусов и упадок серьезнойдрамы. Империя, конечно, не могла принести сюда никакого улучшения. Наоборот:помпезный стиль I в., кровавые зрелища, рост деклассированной городской массыубили серьезный театр. Мим, ателлана и пантомим (балет) стали единственнопризнаваемым римской публикой видом театральных зрелищ. Грубые вкусы толпы, откоторых не отличались и вкусы общественных верхов, требовали введения на сценуподлинных убийств и казней (актерами, игравшими роли «смертников»,были рабы).
При таких условиях серьезнаядрама становится литературным жанром: она предназначена для чтения, а не длясценического исполнения. Крупнейшим представителем такого рода литературнойдрамы был Сенека. От него дошло восемь трагедий: «Медея», «Эдип»,«Федра», «Агамемнон», «Неистовый Геркулес», «Геркулесна Эте», «Троянки» и «Фиест». «Октавия»,посвященная трагической судьбе дочери Клавдия и первой жены Нерона, написана встиле Сенеки, но ему, вероятно, не принадлежит.
Драмы Сенеки подражают греческойтрагедии по форме. Содержание их берется из того же арсенала греческоймифологии, откуда черпали свои сюжеты великие афинские трагики V в. до н.э.Однако римский автор внес в трагедию много нового. В соответствии с тяжелой дляримской аристократии эпохой, в которую жил Сенека, и его личнымпессимистическим мировоззрением, его трагедии проникнуты ужасом и отчаянием.Его герои — сильные личности, обреченные на страшные мучения и гибель. Ни одинсветлый луч не освещает эту бездну великих страстей, ужасных преступлений ибезысходного отчаяния. Вместе с тем персонажи Сенеки схематичны, однотонны, иих характеры почти не меняются в ходе действия. Они являются воплощением одногокакого-нибудь чувства, одной страсти. Они рассудочны и больше декламируют освоих переживаниях, чем действительно переживают. Сенека риторичен, стих егогладок, но монотонен и растянут.
Необходимо отметить еще однучерту драматургии Сенеки: у него весьма часты выпады против деспотизма, противцарей и тиранов. Хотя эта черта являлась общим местом греческой риторики, новесьма вероятно, что она была отражением и римских политических условий эпохитеррористического режима.
/>/>/>Искусство Древнего Рима
В римском искусстве периода расцвета ведущую рольиграла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью.Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основноеместо принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромныеколичества людей. Во всем древнем мире архитектура не имеет себе равной повысоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатствукомпозиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерныесооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурныеобъекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Они переработали принципыгреческой архитектуры и прежде всего ордерной системы.
Но гуманистическое начало, благородное величие игармония, составляющие основы греческого искусства, в Риме уступили местотенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюдамасштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений, ирядом — нищие лачуги бедняков, тесные кривые улочки и городские трущобы.
В области монументальной скульптуры римлянеостались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, какгреческие. Но они обогатили пластику раскрытием />новых сторонжизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшуючасть архитектурного декора. В эпоху империи получили дальнейшее развитиерельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморныйАлтарь мира (13-9 гг. н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняячасть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарюАвгуста, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретнымихарактеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют огреческом влиянии.
Строителями первых римскиххрамов были этруски – северные соседи римлян. Они де/>лали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна изних дошла до нас – статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема.Римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они научились строитьхрамы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон. Колизей (75 –80 гг. н.э.) – гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. Выстроенный Аполлодором Дамасским, онпредставляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого исовершенного в античности. На трибунах располагалось около 50 тыс.зрителей. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливатьводой и превращать в бассейн. Служебные помещения располагались под зданием изанимали пять этажей. Один из наиболее совершенных образцов архитектуры –Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н.э. Круглое зданиеперекрыто куполом диаметром более 40 метров.
Обязательной принадлежностьюгородов были общественные бани – термы. Обширные здания включали бассейн спроточной водой. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячейводой, в других – раздевальни, парильни. Большие залы предназначались длязанятий гимнастикой.
Имелись библиотеки, кулуары игалереи для бесед и философских споров. Характерны для римского искусства иархитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важныхсобытий, в честь императоров.
/> К высшим достижениям относится скульптурный портрет.Скульпторы стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали людей,не представляли их более красивыми, чем они были. Первоначально они раскрашивалимраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже сталивырезать на месте зрачков углубления, а в бронзовые головы вставляли глаза изцветных камней. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, нетускнеющих от  времени и не боящихся воды. Особенно любили римляне техникуфрески. Важную роль играла мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных изразноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, мозаичисты выкладывали нетолько узоры, покрывавшие полы богатых домов, но и картины. Развито было иприкладное искусство. Украшения и покрытые рельефом сосуды изготовляли иззолота и серебра чеканщики – торевты. Из драгоценных металлов чеканщики умелиделать и статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовлениястекла – прозрачного и цветного, из которого они делали сосуды и бусы. Большогомастерства достигли римляне в резьбе по камню. Резные камни, называвшиесягеммами, украшали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двухтипов: камеи и инталии.  
Лучшим в наследии римской скульптуры былпортрет.Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э.Римляне явились авто/>рами нового понимания этого жанра. Они, в отличиеот греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человекас его неповторимыми чертами. В портретном жанре наиболее ярко проявилсясамобытный реализм римских ваятелей, наблюдательность и умение обобщитьнаблюдения в определенной художественной форме. Римские портреты историческизафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
Позднее создаются произведения жизненные иубедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление киндивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. Впортрете Нерона, с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом из-подприпухших век и зловещей улыбкой чувственного рта, раскрывается холоднаяжестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.
Идеалом эпохи был мудрый и волевой римлянин Катон — человек практическогосклада ума, хранитель строгих нравов. Примером подобного образа служит остроиндивидуальный портрет римлянина с худым асимметричным лицом, с напряженнымвзором и скептической улыбкой. Гражданские идеалы республиканской порывоплощены в монументальных портретах в рост — статуях Тогатуса («Облаченныйв тогу»), обычно изображенного стоящим прямо, в позе оратора. Известнаястатуя «Оратор» (нач. 1 в. до н. э.), изображает римского илиэтрусского магистра в момент обращения с речью к согражданам.
Медицинское дело
В древней Италии вплоть до II в. до н.э. обходились безврачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши иизнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою вразвитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачамитам были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, МалойАзии, Египта).
Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годысуществования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенныйгреками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, – целый ряд“интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельныйримский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников.Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободнаяпрактика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной,поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободныезаработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина,его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридическиврачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество ещедолгое время относилось к ним с некоторым презрением.
Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявленийримского практицизма и наиболее ярко проявилось в становлении военной медицины.
Начиная с первогодиктатора Суллы (138 – 79 гг. до н.э.), власть римских императоров носила ярковыраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становлениеримской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации в армиимедицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна (53 – 113гг. н.э.). Оказание медицинской помощи во время военных действии изображено наколонне Траяна в Риме (воздвиг в честь своей победы над Даккией): младшие медики– карсарии ( от лат. саrsa – круглая коробка, в которой хранилиперевязочный материал ) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямона поле боя. В конце I – начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) иво всех родах римских войск появились врачи-профессионалы – medici ( в наиболееранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения– о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона – относятся к I в.). В каждом легионе был легионнныйврач – medicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей– medici cohortis. Были в армии и специалисты полечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждомувоину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первойпомощи себе и раненым товарищам.
После битвы раненыхотвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно с конца I в.) стали устраивать военныеучреждения для раненых и больных – валетудинарии по одному на каждые 3-4легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариеви младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами,перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов,использовался для ухода за больными.
Государственных (гражданских)больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходилик ним на дом.
Наряду с военноймедициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях,где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должностиврачей-архиатров (archiatros – старший врач). При дворе императора служилипридворные архиатры, в провинциях – провинциальные, в городах – народныеархиатры. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон – личныйврач императора Клавдия (10 г. до н.э. – 54 г. н.э.), которого Клавдийпредставлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляненазывали бога врачевания Асклепия).
Имеются сведения и опривлечении врачей в качестве судебных медиков (участие врача Антистия врасследовании убийства Юлия Цезаря).
В обязанности главыгородских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которыебыли учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и др. Анатомияпреподавалась на животных, а иногда на раненых и больных. Практическую медицинуизучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанностиучащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалосьучаствовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.
Наряду сгосударственными врачебными школами, в Римской империи появилось небольшое числочастных школ по подготовке врачей. Одну из них (первую) основал Асклепиад. Со временем положениеврачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостныхповинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались отобщей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземныхврачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате – к узкойспециализации. К концу Iв. н.э. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которыелечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили толькоодну определенную операцию. Положение врача в Римской империи значительноотличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен отобязанностей перед государством (в древней Греции врачеватели привлекались наслужбу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольномусогласию).
Римская наука периодаимперии имела эмпирически-описательный и прикладной характер, свойственныйримскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья,она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновениядревнегреческой и восточных культур. Наиболее ярко эти тенденции выразились вмноготомной (более 20томов) энциклопедии “Аrtes“ (“Искусства“), составленной налатинском языке Авлом Корнелием Целъсом(30-25 гг. до н.э. – 45-50 гг. н.э.).До нас дошли лишь 8 томов (VI-ХIII), посвященные медицине. Этот трудявляется самым ранним (из известных нам) медицинским сочинением на латинскомязыке. Его рукописный текст был обнаружен в средине XV В. (ок. 1443 г.) и впервые издан во Флоренции в 1478 г.
Согласно Галену(древне-римский врач, живший ок.130 г. – ок. 200 г. н.э.), Цельс составил свое“ практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем валетудинарии(для рабов)”. Он подробно изложил достижения римской медицины периода раннейимперии в области диетики, гигиены, теории болезней, терапии и особеннохирургии. Трактат Цельса внёс существенный вклад в развитие научной латинскойтерминологии.
Современником Плиния былвыдающийся римский военный врач Диоскорид Педанийиз Киликии, попроисхождению грек. Его сочинение “О врачебной материи“, т.е. о лекарственныхсредствах, составленное на греческом языке, содержит описание и способ примененияболее чем 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике вовремена императоров Клавдия (41 – 54 гг. н.э.) и Нерона (54 – 68 гг. н.э.).Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль вразработке систематики растений.
О развитии хирургии вРиме в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов,найденные при раскопках древних городов: в “доме хирурга“ в Помпеях, в Бадене,Бингене, в Херсонесе и Ольвии (территория нашей страны) и др. В наборы входилипинцеты, щипцы, захваты, пилы для костей, хирургические ножи и иглы и другиеинструменты, использовавшиеся в медицинской практике.
* * * * * *
В заключение отметим, что Октавиан Август былодним из наиболее одаренных, энергичных и умелых правителей в мире.Необыкновенно огромная, преследовавшая отдаленные цели работа по реорганизациии восстановлению, проводимая им в каждой структуре огромной Империи,способствовала созданию нового римского мира, в котором все классы, до самыхнизших, благоденствовали из-за улучшившихся связей и процветавшей торговли.Автократический режим, установленный в его правление (с учетом ошибок Цезаря),заменил пришедшую в упадок Республику — хоть поначалу и появлялось множествозаговорщиков — и был обречен на длительное существование. Он принесстабильность, безопасность и благосостояние беспрецедентно большой частинаселения на более чем два столетия; он обеспечил выживание и сохранениеполитического, социального и культурного наследия классического мира, какримского, так и греческого, и создал основу, на которой смогли прорасти семенахристианства и иудаизма (во время именно этого правления родился Иисус Христос,а Иудея превратилась из государства-клиента в Римскую провинцию).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.