Реферат по предмету "История"


Амир Темур – историческая личность

АмирТемур – историческая личность

Сахибкиран Амир Темур как дальновидный политик икрупный государственный деятель сумел основать на месте разрозненных феодальныхгосударств большое централизованное, сильное государство. Стиль управления,обычаи, которыми он руководствовался, порядок и дисциплина были образцовыми,опыт его деятельности во многих областях в настоящее время имеют большоезначение для получившего независимость Узбекистана. Прежде всего, следуетотметить, что он всесторонне изучил и использовал положительный опыт строительствагосударств.
В деле успешного управления государством для АмираТемура была велика роль его духовных наставников Зайниддина Абу Бакра Тойбоди,Шайха Сайида Барака и других. В частности, первый из них в своем письме изГерата, пишет следующее: «В государственных делах уметь советоваться сокружающими, принимать твердые решения, быть предприимчивым и бдительным, нотакже не забывать об осторожности». В произведении «Уложение Темура» читаем ихсоветы: «В управлении страной руководствуйся советами, будь предусмотрительным,с тем, чтобы затем в результате не сокрушаться и не досадовать. В общем, послехарактеристики и описания мер, выполнение которых обязательно (следуетотметить), все дела осуществляются благодаря твердости, терпению, здоровью, бдительности,осторожности и напористости».
Наставник Амира Темура Шайх Сайид Барака в 1370 г.накануне взятия крепости Балх дал ему в руки домбру и знамя, считавшеесясимволом правления, и пророчествовал: «Ваше будущее свидетельствует об этом».Как рассказывает Ибн Арабшах: «Темур всегда повторял, что все, чего он достиг изавоевал – все это благодаря молитвам Шамсуддина ал-Фахури, великодушию шейхаЗайниддина ал-Хавофий (Абу Бакр Тойбоди), а все достигнутые мной блага(барактлар) пришли с помощью Сайида Барака».
С преданностью исполняя указания своих учителей,Амир Темур придавал серьезное значение всем направлениям управлениягосударством, и эти указания всегда находились в центре его внимания. Врезультате он достиг огромных успехов в создании централизованного государства,укреплении и упрочении его, обеспечении зависимых от него стран. В управлениигосударством он придавал особое значение Кенгашу (совету). Организация этихКенгашев, расположение участников соответственно их степени, должности и внастоящее время заслуживает внимания.
Темур в своем «Уложении» обобщил политико-правовыевзгляды на то, как именно следует управлять государственной системой сверхудонизу. Сахибкиран подробно изложил, что управление государством основываетсяна двенадцати правилах. «Теперь назидания моим именитым детям и способнымвнукам, которым предстоит управлять страной; двенадцать правил сделал для себялозунгом и благодаря им достиг такой степени управления. С помощью этих правиля занимал страну, управлял ею и украшал престол». Он разделял подданных наследующие общественно-политические слои:
            1.сайиды (потомки пророка), ученые, шейхи, знатные люди, то есть интеллигенция;
            2.мудрецы, знающие суть дела;
            3.дервишы, верующие в бога, каландары (пилигримы);
            4.принцы, амиры, военачальники, командующие войсками;
            5.воины и простолюдины;
            6.люди, которым можно доверять дела правительства и с которыми можнопосоветоваться, доверительные лица;
            7.визири, главные писари, писари диванов, инженера;
            8.врачи и табибы (лекари);
            9.ученые – комментаторы текстов и хадисов;
            10.люди промыслов (ремесленники, сапожники);
            11.суфии;
            12.торговцы и путешественники.
Все земли, кроме Мовароуннахра, Амир Темурраспределил между своими сыновьями, родственниками, военачальниками в виде«суюргол» (земля и воды, передаваемые на постоянное пользование своим близким).Получивший суюргол имел право взимать полностью или частично государственныеналоги с населения данных земель.
Следует особо подчеркнуть, что Амир Темур в данномслучае руководствовался древними тюрко-монгольскими обычаями и таким образомсумел сохранить Мовароуннахр в своей власти. Улусы подчинялись центральнойвласти и в то же время в определенной степени сохраняли самостоятельность. Уруководителей улусов были свои рычаги государственного управления, казна,войско. Их зависимость от центральной власти отражалась в передаче определеннойчасти собираемых налогов в центральную казну и в прибытии со своими воинами принеобходимости. Все же, переданные таким образом на управление регионы неоставались в стороне от внимания Сахибкирана. В годы своего правления онусиленно занимался вопросами племенного (по улусам) управления государством.«Став властелином, – говорится в «Уложении», – я потерял покой, здоровье,спокойный сон в собственной постели, отказался от удовольствий».
После перевода центра своего государства в Самаркандв 1370 г. Сахибкиран серьезно занялся вопросами государственного строительства,принял меры по упрочению государственного аппарата, отбирая предприимчивых,способных руководителей, как утверждает он в «Уложении»: «с друзьями инедругами держался (во взаимоотношениях) ровно»2. В частности, при выборевизиря Сахибкиран придавал большое внимание таким качествам, как благородныекорни происхождения; высокие умственные способности; осведомленность оположении воинов, хорошее обращение с ними; терпеливость и миролюбие.
При выборе визирей Амир Темур, обращая особоевнимание на отмеченные качестве, требовал от них справедливости идобросовестного отношения к делу. После установления единовластия вМовароуннахре Амир Темур назначил четырех визирей и возложил на них задачи поисполнению самых важных дел страны. Заслуживает внимания то, что утвержденныевизири были отобраны из представителей, проживавших в стране племен. Об этомописывается в книге Ибн Арабшаха «История Амира Темура»: «Они (визири)считались (видными) вельможами, а все остальные прислушивались к ихвысказываниям. У тюрков имеется почти столько же племен и групп, сколько и уарабов. Каждый из этих визирей принадлежал к одному из племен, и светом своихмыслей он, словно факел, озарял дома и мысли людей этого племени. Одно из такихплемен имело название флот, другое – жалаир, третье – ковчин, четвертое –барлас. Темур был сыном четвертого племени».
Как правило, визири каждый день находились приканцелярии (девонхона). Первый из них был визирем по налогам: он занималсяежедневными проблемами, распределением полученного от областей (вилаятов)урожая, налогов, подсчетом доходов и расходов, руководством благоустройства,благополучием трудового населения. Второй, будучи военным визирем, должен былследить за своевременной уплатой жалованья воинам, за их общим состоянием, затем, чтобы не было разброда и шатаний. Третий из визирей выполнял обязанностипо учету имущества, оставшегося от умерших, не имеющих хозяина (бесхозных),оставшегося от беглого люда, учет податей, получаемых от торговцев и пошлин,надзор над принадлежащим государству скотом, за относящимися к нему пастбищамии лугами, оберегал собранные доходы. Также этот визирь ведал имуществомпропавших без вести и умерших, передавая его наследникам. Наконец, четвертый изних руководил доходами и расходами всех учреждений страны, также ведалрасходами из казны.
Была организована государственная коллегия, которуювозглавлял визирь по финансовым делам, занимавшийся проблемами покоренныхСахибкираном стран. Тем самым Темур создал возможность для справедливого,согласованного осуществления правовых, финансовых вопросов его государства.
В государственном аппарате Амира Темура быладолжность арзбеги (по жалобам). Он оповещал эмира о положении воинов, простогонарода, обращавшегося к нему с жалобой, о каких-либо новостях в стране, онезавершенных тех или иных важных делах. Перед ним также отчитывались должностныелица, ответственные за учет вакуфных земель (земля, здания, магазины, мельницыи др., выделенные для обеспечения мечетей, медресе) и имущества.
На меджлисах Темура назначались писари (секретари),которые поочередно должны были подробно записывать и сохранять записиобсуждаемых вопросов. Также существовали такие должности, как тысячный,сотский, пятидесятник, десятник, староста. О том, насколько они были связаныдруг с другом, каким образом подчинялись друг другу, как безотлагательны быливыполняемые ими обязанности, о форме оплаты их труда, о назначениируководителей на эти должности в «Уложении» Темура рассказывается интересно исодержательно.
Амир Темур придавал серьезное значение развитиюэкономики своих регионов, постоянному информированию о положении трудовогонарода, не допуская при этом злостных нарушений. Уделялось большое вниманиеосновным направлениям государственного строительства, развитию всех отраслейремесленного дела. Об этом можно судить и по словам Хермана Вамбери, которыйписал, что «хлопкопрядильные предприятия Темура, суконные фабрики Анкары,ювелиры Турции и Грузии, в общем, все самые лучшие мастера промышленностиперебрались в Самарканд».
Его отношение к земле, к дехканам, политика взиманияналогов были характерны для предшествующих и последующих времен. Как утверждаетД. Н. Логофет в произведении «В горах и равнинах Бухары»: «В его (Амира Темура)владениях к простому народу относились справедливо. Даже в финансовых вопросахцарили твердые правила. Представьте себе, что налоги от прибыли, установитькоторые мы с усердием стремимся, в его стране существовали уже тогда. Темуртребовал от чиновников при исполнении своих обязанностей подчинения законам исправедливости. «Внушение» плетью и палкой категорически запрещалось. Невыполнившие этих указаний приговаривались к смерти»1. По свидетельствуакадемика В.В. Бартольда, во времена Амира Темура плодотворно использовалисьвсе земли, на которых можно было выращивать что-либо. Население Самарканда тригода было освобождено от налогов.
Академик И. Муминов в своей книге «Место и рольАмира Темура в истории Средней Азии» также приводит ценные суждения Темура:«При сборе налогов следует быть очень осторожным, дабы не поставить народ взатруднительное положение и повергнуть край в нищету. Так как разорение народаприводит к обеднению государственной казны, а слабость казны становитсяпричиной разъединения воинских сил, а это, в свою очередь, ведет к ослаблениювласти»2. Также по всем областям на основе твердых правил и законов проводилисьревизии и проверки. В стране развивалась торговля. Посол Испании Клавихо пишето том, что в те времена в Самарканде можно было встретить торговцев из разныхуголков мира, говорящих на разных языках. По его свидетельству, Самарканд вазиатской торговле занимал место своеобразного товарного склада. В частности,здесь развивались внешняя и внутренняя торговля, что имело большое значение.
В этот период особенное внимание уделялось развитиюВеликого шелкового пути, обеспечивалась его безопасность. Поэтому из Индии сюдаприбывали караваны с большим количеством парфюмерных и красочных изделий. Китайотправлял шелковые ткани, различные фарфоровые изделия, драгоценные камни. Ссевера доставлялись уникальные меха. В общем, привезенные из разных континентовтовары на базарах Самарканда фасовались и отсылались в крупные центры Азии ичерез Великий шелковый путь доходили до Западной Европы. Торговцы по одномупути направлялись через Хорезм, Астрабад, Нижний Новгород, Москву и выходили надорогу Ганзы. По второму пути – Китай – Казвин – Табриз – Трапезунд добиралисьдо торговых судов генуэзцев, венецианцев и попадали в Европу. Несмотря на оченьбеспокойные времена, когда многие регионы были охвачены войнами, во всехземлях, на которые распространялась власть Темура, торговля шла оживленно ибезопасно.
Эти суждения говорят о том, что государство АмираТемура обладало прочной правовой системой и законы всемерно охранялись. АмирТемур в своей политике управления страной руководствовался твердыми правилами исправедливыми законами. Лозунг – «справедливость не в силе, а сила всправедливости» действовал на всей территории владений Амира Темура, являясьнравственно-духовным критерием.
Оставив достойный след в истории народов мира какгосударственный деятель, Сахибкиран Амир Темур был также выдающимсявоеначальником, от природы наделенным великим военным талантом. Благодарятакому дару, им была создана сильная армия, которая сыграла важную роль вустранении феодальной раздробленности, в создании и упрочении мощногоцентрализованного государства – империи Темура. Как признает академик И.Муминов, «военная история считает Темура одним из крупнейших военачальниковсредневековья».
Военное мастерство Сахибкирана проявилось в двухнаправлениях. Он прославился как организатор своих войск и в качествезнаменитого, неповторимого полководца. Об этом подробно свидетельствуетразработанная им и изучаемая в течение веков военная политика. Организация еговойска опиралась на традиции Чингисхана. Во-первых, воины Сахибкирана состоялииз добровольцев, во-вторых, они были организованы на основе десятичной системы,то есть разделялись на туманы, тысячи, сотни и десятки. Разница состояла в том,что во времена Чингисхана основное войско состояло из кочевников, а оседлоенаселение завоеванных земель насильно заселялось в города. А в государствеТемура, хотя оседлое население и составляло основную часть военной силы, ноимело почти одинаковое значение с кочевниками. Вилаяты с оседлым населениемпоставляли пеших воинов, а также артиллерийские подразделения того времени –снабжали воинами, умеющими обращаться с артиллерийскими снарядами – машинами,стреляющими камнями, стенобитным орудием и др.
При необходимости сбора определенного количестваконных или пеших воинов, Сахибкиран отправлял в туманы лиц, исполняющих специальныепоручения правителя (табачи). Посланный представитель собирал пеших солдат ивсадников из среды оседлых и кочевых турок, а также таджиков. В военных частяхгосударства Сахибкирана помимо отмеченных были и нижеследующие:
– части, занимающиеся строительством переносныхмостов (понтонеры) и кораблестроители;
– стрелки григорианским, или греческим огнем;
– разнорабочие, умеющие работать с техникой приосаждении городов. Взятие множества осажденных крепостей под руководствомСахибкирана при помощи умелого использования пушек, стреляющих григорианскимиогнем, продемонстрировало высокое мастерство воинов этих частей;
– а также специальная часть пеших, состоящая изгорцев, способных участвовать в боях в горной местности. Бойцы этой частиоказывали большую услугу при взятии крепостей, расположенных в ущельях, горныхдорогах, гористой местности.
Войска Темура, согласно правилам того времени,разделялись на десятки, сотни, тысячи и туманы (10 или 12 тысяч воинов), и имируководили десятники, сотники, тысячники и амиры. Темур запретил физическиенаказания, отметив, что правитель, властвующий лишь силой кнута, недостоинсвоей должности. Таким образом, простые воины могли дослужиться до десятников исотников, но для достижения высших чинов сотники должны были добиться серьезныхуспехов или обладать большими способностями. Воины, проявившие себя в боевыхдействиях, получали поощрения в виде премии, похвалы, добавки к жалованию,увеличенной доли при дележе захваченных трофеев, повышения в должности,получения почетного звания, наподобие «баходир» (герой), «мард» (смельчак),«ботир» (молодец), а для воинской части такие события отмечались барабанныммаршем, вручением знамени и др. Итак, военная политика Амира Темура быланаправлена прежде всего на укрепление власти и защиту от внешней опасности.
Еще одной важнейшей особенностью Сахибкирана былото, что он опирался на деятелей науки, культуры, искусства, на духовенство,получал от них необходимые советы по различным вопросам. Он проявлял большуюзаботу о развитии науки, культуры, искусства, любил беседовать, делитьсямыслями с учеными относительно истории народов и истории великих властелинов,всегда творчески подходил к делам предшествовавших ему великих личностей,правителей, дотошно изучал причины их крушений, кризисов и поражений, с тем,чтобы не повторить допущенных ими ошибок. У него был специальный человек,который рассказывал об этих фактах.
Сам Амир Темур был хорошо осведомлен о таких науках,как астрономия, медицина, архитектура, теология, знал шахматную игру. С любовьюизучал историю, в особенности военную. Как отмечает арабский философ ИбнХалдун, которому удалось беседовать с Темуром, он глубоко знал историютурецких, арабских, персидских народов, тонко понимал сложнейшие особенностирелигиозных, светских и философских знаний.
Известный востоковед Л. Лянглэ в своем произведении«Жизнь Темура» пишет: «Темур с почтением относился к ученым. Заметивчистосердечность знатоков, он проявлял к ним доверие. Для беседы с историками,философами, а также с людьми, хорошо знающими научные, управленческие дела, онсходил с престола и приближался к ним. Ибо Темур уделял большое внимание этимотраслям».
Как отмечает академик И. Муминов, еще одно важноекачество Сахибкирана состояло в том, что перед решением какого-либо серьезноговопроса он заранее обменивался мнениями с представителями духовенства, знающимилюдьми, деятелями науки, всесторонне анализировал данный вопрос, лишь затемприходил к тому или иному выводу. Обычно, Амир Темур проводил индивидуальныебеседы с представителями медицины, астрономии, литературы, языкознания, а такжес известными людьми в области теологии и религии.
О том, какое большое внимание уделял Амир Темурдеятелям науки и исламской религии, можно судить по его речи на собранияхученых: «Знаменитые люди науки и религии всегда помогали властителям своимисоветами. А от вас я не вижу этого. Моя цель – установление справедливости,упрочение порядка и спокойствия, улучшение жизни простого народа, увеличениестроительства в стране, развитие государства. Вы должны помочь мне восуществлении этих дел своими советами. Положение страны, использование своихдолжностей в корыстных целях, угнетение простого народа хакимами на местахбольше всех известны вам. Большую пользу принесете вы, если поделитесь своиммнениями о подобных фактах, поможете устранению несправедливости, принятию мер,необходимых в подобных случаях, соответственно с шариатом и законами».
В общем, Амир Темур не оставлял вне поля зрениядеятелей науки, творческих работников, ценил их, не удалял от себя, плодотворноиспользовал их мудрые советы и оказывал им особую почесть.
Не секретом является то, что Амир Темур послезавоеваний привозил много захваченного добра. Как утверждает Херман Вамбери,Темур собрал невероятное количество богатства, но не относился к этому салчностью, а расходовал все это на дальнейшее упрочение созданного имгосударства, на его развитие, на укрепление, на возведение в нем мечетей имедресе, на создание садов и парков, на последующее развитие исламской религии,науки, культуры, литературы, искусства, архитектуры, на благоустройствонаселенных пунктов. Заслуживает внимания высказывание Хермана Вамбери о том,что «дважды ошибочно мнение людей, назвавших Темура хищным, жестокимграбителем, поставив его в один ряд с Чингисханом».
Во всех регионах Мовароуннахра, в других регионахцентрализованного государства Амир Темур внимательно следил за архитектурнымиработами, работами по благоустройству. В этой связи известный востоковед В.В.Бартольд признавал, что: «Темур в одно и то же время был не толькоразрушителем, но и активным созидателем. Он воздвигнул величавые здания, разбиввокруг них прекрасные сады, восстановил города и кишлаки, построил водныесооружения, восстановил разрушенные. Творческая деятельность Темура, как и егоспособность разрушать поражала людей. Самый лучший период в мусульманскойархитектуре связан с именем Темура и его потомков. Разумеется, Темур старался,прежде всего, благоустроить свою столицу – Самарканд, совершенствовать еговеличие и красоту. Но наряду с этим он строил и благоустраивал, воздвигалводные сооружения также в других городах Мовароуннахра и Хорасана, даже вдалеких регионах Западного Азербайджана и Кабула».
Шарафиддин Али Язди в «Зафарнаме» («Описаниепобеды»), подробно осветив деятельность династии Темура, все отраслиоснованного им государства, высказал очень ценные мысли и оставил записифактических примеров. «Был дан приказ о воссоздании города Багдада, в течениеодного года, — пишет Али Язди, с тем, чтобы город принял свой прежней вид,чтобы в нем получило развитие ремесленное дело, вокруг совершенствовалосьземледелие, расширились сети торговли и культурная жизнь, и как преждераспространилась исламская религия».
В окрестностях Самарканда по инициативе Сахибкиранабыло построено несколько кишлаков, получивших названия известных городов мира –Каир, Дамаск, Багдад, Султания, Шираз. Часть построенных в этот периодсооружений до сих пор притягивает внимание туристов со всего мира. Это – куполаансамбля Шахи-Зинда, медресе Бибиханум, купол Гур-Эмир, в котором захороненыТемур и его наставник Сайид Барака, а также представители его династии. Этоизвестные миру неповторимые архитектурные сооружения.
Испанский посол Руи Гонзалес де Клавихо в своем«Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1405 гг.)» приводитзамечательные примеры, описывая эти памятники архитектуры, а также воздвигнутыеСахибкираном райские сады.
Наряду с архитектурой, Амир Темур уделял большоевнимание делам по благоустройству городов, в результате чего их население былообеспечено питьевой водой. Например, в Самарканд вода доставлялась через канализ Заравшана. Как описывает историк-путешественник Ибн Ховкал, побывавший всредние века в Самарканде: не было ни одной улицы, ни одного двора, на которыхне было бы проточной воды. Только некоторые дома не имели садов. Здесь наряду спрекрасными архитектурными зданиями было разбито 12 садов-парков, насаждения ипрекрасная зелень которых напоминали райские кущи. Эти сады с чудныминазваниями – Боғишамол, Боғизағон, Боғибулду, садШахруха Амирзадэ, Боғи Биҳишт, Боғи Дилкушо, БоғиБаланд, Боғи Чинор, Боғи Жаҳон. История их возникновения, описаниестроительства величественных зданий в них, проведенных в них обрядов приводитсяв книге Шарафиддина Али Язди «Зафарнаме», в воспоминаниях Клавихо. Места,именуемые названиями данных садов, существуют и поныне.
Необходимо также подчеркнуть, что Амир Темур оченьсерьезно относился к истории. В области историографии такие известные навостоке историки, как Низамиддин Шами, Хафизи Абру, Муиниддин Натанзи,Шарафиддин Али Язди, прославились своими произведениями об Амире Темуре.Полностью осветивший историю Амира Темура Низамиддин Шами в заключении своейкниги «Зафарнаме» пишет, что Сахибкиран в 804 г. (1401-1402 гг.) пригласил егок себе и велел написать историю своей жизни и деятельности, при этом онпотребовал, чтобы «стиль изложения имел меньше сложных деталей и славословия:не допускал различных смысловых оттенков. Если основная цель останетсянезаметной в водовороте уподоблений, метафор, то пользы от подобногопроизведения будет мало. Если один человек поймет степень и смыл какого-нибудьслова, остальные десять, а может и сто человек не сумеют осознать намеченнуюцель. Следовательно, от этого нет никакого проку для простого народа». Ясно,что Амир Темур четко представлял цель, стиль изложения при созданииисторического произведения и задачу пояснял коротко и ясно. То есть историяпишется для масс, для будущего. Шами стремился соблюдать требования Сахибкиранаи последующие историки, в частности Шарафиддин Али Язди, широко использовалиструктуру его произведения. Будет уместно напомнить, что именно во временаТемуридов историография достигла своего апогея.
В мировой истории период Амира Темура и Темуридовзанимает особое место. Исследователям давно известно наличие множестваисторических произведений, являющихся первоисточниками в освещении историиСредней Азии и стран Среднего Востока времен Темура и Темуридов, относящихся кXIV-XV вв. К ним относятся такие жизнеописания, как «Зафарнаме» НизамиддинаШами, написанное еще при жизни Сахибкирана, «Зубдат ут таворихи Бойсунғурий»Хафиза Абру, написанное в период правления Шахруха (наследника Темура),знаменитое «Зафарнаме» Шарафиддина Али Язди, «Мужмали Фасихи» Фасиха АхмадаХавофи, «Матлаи Садайн ва мажмаи бахрайн», написанное Абдураззаком Самарканди вгод (1470) восшествия Хусейна Байкаро на престол, семитомное «Равзат ус-сафо»Мирхонда, созданное во времена Алишера Навои, «Маъсирул-мулк» и трехтомное«Хабиб ус-сиар» Хондамира.
Эти произведения написаны в основном наперсидско-таджикском языке, и в них имеются очень важные исторические сведения.Будучи богатыми фактическим материалом, они характерны своей достоверностью. Впоследнее время на узбекском языке изданы такие книги, как «История АмираТемура», «Темур тузуклари» («Уложение Темура»), «Амир Темур ўгитлари»(«Наставления Амира Темура»). Эти книги служат основным источником в изученииистории XIV-XV вв., то есть времен Амира Темура и Темуридов.
На основе этих источников написаны десятки, сотнипроизведений о времени Амира Темура и Темуридов, созданы спектакли, кинофильмы,организованы музеи. В различных произведениях о том времени, созданных взарубежных странах, этот период анализируется вполне объективно. В частности, вXVI, ХVII, XVIII вв. в Испании, Франции, Англии созданы научные и драматическиепроизведения об Амире Темуре, во многих из них Сахибкирана с уважением называют«гран Темур», то есть «великий Темурбек». В своем «Дневнике путешествия (1403-1405гг.) в Самарканд ко двору Темура» испанский посол Руи Гонзалес де Клавихописал, что «… настоящее имя Темурбека не Тамерлан, как мы говорим, а Темурбек.Ибо Темурбек на его языке значит «царь Темур»1.
Высокую оценку деятельности Темура какгосударственного деятеля дал известный русский ученый Д.Н. Логофет, который всвоем произведении «Бухарские горы и равнины» писал: «… Он был оченькультурным представителем своего времени, поднявшим развитие своего народа навысокую ступень...».
В настоящее время почти в 50 странах мира ведут исследовательскуюработу ученые-темуроведы. Издается множество книг о времени Темура и Темуридов.В Узбекистане также были ученые, которые стремились реально, объективноосветить тот период. Здесь уместно будет отметить книгу академика ИбрагимаМуминова «Место и роль Амира Темура в истории Средней Азии», напечатанную в1968 г. в издательстве «Фан». И. Муминов одним из первых поднял вопрос онаучном, объективном изучении жизни и деятельности Сахибкирана Амира Темура, оего последовательном анализе. В условиях того времени подобная резкаяпостановка вопроса являлась мужеством. До этого ни один ученый не отважился натакой шаг. Благодаря своей объективности работа привлекла к себе вниманиеинтеллигенции республики. Эта работа была необходимым, очень смелым объективнымявлением для истории страны, относительно иного направления суждений,господствовавших в советской науке того времени, не соответствующих запросамтой идеологии, поэтому на ученого посыпался град упреков. Кроме этого,заслуживают внимания: вышедшая в свет в 1964 г. книга Хельды Хукэм «Темур –завоеватель», изданная в 1989 г. книга Беатрисы Манк «Торжество и правлениеТемура», произведение ученого-востоковеда Жана-Поля Ру «Тамерлан», вышедшее в1991 г. Можно сказать, что эти и другие книги сравнительно объективно осветилижизнь и деятельность Темура.
В Германии в музее города Потсдам в честь АмираТемура организован «Отдел Азии». Он называется отделом Амира Темура. Проводимыйкаждый год в Англии кинофестиваль начинается с демонстрации фильма о нашем великомземляке.
Основная заслуга Амира Темура перед народами СреднейАзии состояла в том, что он положил конец феодальной раздробленности имеждоусобным войнам в стране, освободил Мовароуннахр от гнета монголов и,объединив его население, заложил основу централизованного сильного феодальногогосударства, установил мир и приложил все усилия для дальнейшего развитиястраны.
Созданное Амиром Темуром государство опиралось навсе существовавшие в то время социальные слои и управлялось на основезаконности. Темур обеспечил в стране верховенство законов. В его время все – ивизирь, и амир, и торговец, и простой человек были равны перед законом.
Установленное в стране спокойствие и порядок создалиоснову для развития земледелия, ремесленничества, торговли, науки и культуры. Вкороткий срок Мовароуннахр и Туркестан превратились в страну с развитой наукойи культурой.
Амир Темур много сделал для усиления оборонной мощии способности страны. Он основал хорошо вооруженную, закаленную в различныхбоях и битвах армию. Темур реформировал структуру, стратегию и тактику войск.
Амир Темур остался в истории как великий созидатель,покровитель науки и культуры. Он проявил огромную инициативу исамоотверженность в деле восстановления разрушенного в результате многолетнейфеодальной раздробленности и неурядиц народного хозяйства, в перестройкегородов и благоустройстве страны.
В заключение приведем слова известного историка Б.Ахмедова, который заостряет внимание на следующих особенностях: «Во-первых,Амир Темур и созданное им государство освободило от экономического икультурного упадка оказавшийся в результате монгольского ига в кризисномположении Мовароуннахр.
Во-вторых, Амир Темур создал в Мовароуннахренезависимое государство. В результате этого во времена Темура и Темуридовместные народы смогли участвовать в делах управления, благоустройство икультура достигли высокого уровня. В исторической науке возникло новоекультурное явление, называемое «Культура эпохи Темура» или «Период ВосточногоРенессанса».
В-третьих, как великий полководец и государственныйдеятель, Темур создал теорию управления совершенного для феодального временигосударства. Эта государственная теория явилась инструкцией не только дляТемуридов, но и для всех последующих потомков в течение многих веков.
В-четвертых, Амир Темур остался образцом для всехвремен и для всех народов как великая личность, а для народов Мовароуннахра –национальной гордостью».
Со времени обретения независимости нашей республикойпериод Амира Темура и Темуридов освещается в истории объективно и на научнойоснове. Пришло время использования духовных богатств, бесценных сокровищ,созданных нашими предками, такими как Сахибкиран Амир Темур. Он навечноостанется для народов мира, Центральной Азии и Узбекистана великим государственнымдеятелем, бесстрашным полководцем, исторической личностью и гением.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов всвоей речи на торжестве, посвященном открытию памятника Амиру Темуру вТашкенте, высоко оценивая деятельность Сахибкирана, сказал: «Амир Темур – сынМухаммада Тарагая Бахадыра, с детских лет отличался врожденным благородством,великодушием, гордостью, острым умом. Устройство государства Амира Темура, егомастерство полководца, военная стратегия на протяжении многих веков служилиобразцом для держав Востока и Запада. В его эпоху культура, наука, архитектура,изобразительное искусство, музыка, поэзия достигли необыкновенного расцвета,утвердились многие обычаи нашего народа. Особенно поучительны безграничнаязабота Амира Темура о людях искусства, науки».
Согласно решению ЮНЕСКО, 1996 г. был объявлен годомАмира Темура. По инициативе ЮНЕСКО, 24 апреля 1996 г. в Париже была проведенанеделя, посвященная 660-летию со дня рождения Амира Темура, под названием«Процветание науки, культуры и просвещения во времена Темуридов», имевшаяогромное социально-политическое значение. Проведение юбилея Амира Темура поинициативе такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО пробудилочувство гордости и восхищения в сердце каждого из нас.
660-летний юбилей Амира Темура был также отмечен и внашей стране проведением больших торжеств. В Ташкенте был открыт музей АмираТемура. Воздвижение памятников нашего великого прадеда в Ташкенте, Шахрисабзе иСамарканде является образцом почитания его памяти.
В республике ведет работу «Просветительское обществоАмира Темура», цель которого – доведение до сознания нашего народа истины обАмире Темуре, реставрация архитектурных памятников XIV-XV вв., связанных сименем Сахибкирана для будущих поколений.
В заключение следует отметить, что изучение ипопуляризация Амира Темура как великой исторической личности необходимы дляустановления исторической истины.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :