--PAGE_BREAK--Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.
Сокровищница, в которой хранилась казна Афинского морского союза и городской архив, примыкала к святилищу с запада, с тыльной стороны. Здесь жрицы храма ткали священную одежду (пеплос), которую жители города приносили в дар богине во время празднеств. См. также ПАРФЕНОН.
Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.
Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею. См. также ЭРЕХТЕЙОН.
Портик Кариатид – произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.
Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.
У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.
Бравронейон – одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.
Храм Ромы и Августа (27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.
Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея. Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.
Нина Байор
См. также АРХИТЕКТУРА.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ. БИТВА ЛАПИФА С КЕНТАВРОМ. Фрагмент юго-западного фасада с метопами. Приписывается Фидию.
ЛИТЕРАТУРА
Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. – М., «Искусство», 1973
История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
Георгиос Донтас. Акрополь и его музей. – Афины, «Клио», 1996
Бодо Харенберг. Хроника человечества. – М., «Большая энциклопедия», 1996
История мирового искусства. – БММ АО, М., 1998
Искусство Древнего мира. Энциклопедия. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.
Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 — 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии.
Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия — величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».
Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.
Афинский Акрополь в V в. до н.э. (реконструкция)
1. Пропилеи; 2. Пинакотека; 3. храм Ники Аптерос; 4. статуя Афины Промахос; 5. Эрехтейон; 6. Парфенон; 7. театр Одеон.
Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям — парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки — картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.
Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города — богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм.
После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них — портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона.
Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон — самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам — квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, — пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, — выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды — от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном».
Остается представить себе красочное торжественное шествие афинян по дороге, ведущей от города к Акрополю. Это шествие, проводившееся раз в четыре года, было посвящено Афине. Называли его праздником Великих Пана-финей. А Малые Панафинеи проводили ежегодно. Кульминационный момент торжества происходил у алтаря перед восточным фасадом Парфенона, где передавали жрецам новую одежду для статуи Афины.
И в наши дни греки, почитающие древние традиции, устраивают подобные Панафинейские шествия. По священной Панафинейской дороге они поднимаются к Акрополю и заполняют всю его площадь и храмы. Конечно, внутреннее убранство храмов не сохранилось, и лишь немногое можно увидеть в небольшом музее, расположенном за Парфеноном. В той или иной степени пострадали и сами здания храмов. Особенно это относится к длительному периоду турецкого ига. Например, турки разобрали храм Ники Аптерос и сделали из его блоков укрытие для пушек. Однако позднее греки нашли почти все блоки и сложили храм заново. Два тысячелетия простоял почти невредимым и Парфенон, превращенный сначала в христианскую церковь, а затем в мусульманскую мечеть. Но во время одной из войн турок с венецианцами, в 1687 г., венецианское ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Произошел сильный взрыв, в результате которого 14 из 46 колонн были разрушены. Колоннаду затем удалось частично восстановить, но здание так и осталось без крыши. В самом начале XIX в. лорд Эльджин, британский посол в Оттоманской империи, под властью которой тогда находилась Греция, купил 17 фигур, украшавших фриз Парфенона. Вскоре он продал их английскому правительству, и они были выставлены в лондонском Британском музее, составив гордость его экспозиции и привлекая многочисленных туристов. С тех пор Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах. Так что частичную реставрацию Парфенона пришлось производить при помощи не подлинников, а слепков. А в последние десятилетия злейшими врагами Акрополя стали кислотные дожди, ядовитый смог, которые разъедают мрамор, превращая его в гипс. В этих условиях тем более важно включение Акрополя — эталона гармонии, естественности и красоты — в Список объектов Всемирного наследия.
Афинский акрополь. Греческая архитектура и скульптура
«Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался — осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!» — так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав: Афины действительно были самым прекрасным городом Греции.
1. Акрополь. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины — покровительницы полиса.
Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла — Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции.
Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь — Пропилеям. Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.
Справа от Пропилей стоял храм Ники — богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев. Храм вызывает чувство радости — такой он стройный и изящный.
Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески — Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом — спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.
На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.
Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.
Другое знаменитое сооружение на Акрополе — небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея — Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек.
На Акрополе стояла еще одна статуя Афины — Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.
До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием.
2. Греческая архитектура. Жилые дома греков были очень простыми, делали их из глины и кирпича. Все свои силы и мастерство они обращали на храмы. Основу этих зданий составляли колонны и лежащие на них перекрытия. Архитекторы тщательно рассчитывали размеры всех частей здания, добиваясь наилучшего соотношения между ними — гармонии. В архитектуре сложилось два стиля, или ордера: дорический и ионический. Легче всего увидеть разницу между ними по колоннам. Колонны в постройках дорического стиля постепенно утолщались к низу. Это создавало впечатление прочности и мощи. Верхняя 'часть колонны была простой, без украшений. Колонны в дорическом стиле были в Парфеноне.
Ионический стиль был распространен в греческих городах Малой Азии и на островах. Ионические колонны стройнее и тоньше, иx верхняя часть имеет украшения в виде двух завитков. Прекрасный образец ионического стиля — храм Бескрылой Ники на Афинском Акрополе.
Ионический стиль более изысканный, дорический — более простой и тяжелый. В этих стилях отразились характеры двух древних греческих племен: доряне, более простые и неприхотливые, суровые, мужественные, не одобряли перемен. А ионяне любили все красивое, изящное, их характер легче, веселее, они стремились к переменам.
Кроме храмов, строили театры и иные здания общественного назначения.
3. Скульптура. Самые древние статуи греки делали из дерева. Потом их стали изготавливать из глины, камня, прежде всего мрамора. Но выше всего греки ценили статуи из бронзы. Первые скульптуры изображали лишь богов. Затем начали делать и статуи выдающихся граждан.
Древние статуи были очень простыми и даже примитивными. Это прямо стоящие, как бы оцепеневшие фигуры с тесно прижатыми к телу руками. Со временем происходят огромные перемены. Скульпторы старались более точно и правдиво передать фигуру бога или человека.
В 5 веке до н. э. в Греции творили три прославленных скульптора — Фидий, Мирон и Поликлет. О Фидии вы уже знаете. Помимо статуи Афины, он создал и другую знаменитую скульптуру из золота и слоновой кости — статую Зевса в храме Зевса в Олимпии. Ее причисляли к семи чудесам света.
Мирона особенно привлекала задача показать в камне движение. Среди произведений Мирона наиболее известна статуя дискобола. Юноша как бы замер, чтобы в следующий момент распрямиться и метнуть диск. Статуи победителей соревнований не были портретными, скульпторы стремились создать идеальный образ гражданина.
Одна из известных статуй Поликлета — копьеносец. Поликлет выразил в скульптуре идеал своего времени — разносторонне развитую личность. Он не только совершенен физически, как атлет-победитель, он доблестный гражданин и воин, храбрый и добрый.
Самым знаменитым скульптором в 4 веке до н. э. был Пракситель. В то время мастера все больше внимания уделяли передаче чувств своего героя, его переживаний. Таков созданный Праксителем Гермес с младенцем Дионисом. Гермес изображен в момент, когда он остановился в пути отдохнуть. Он развлекает младенца гроздью винограда. Сравните фигуру Гермеса и поликлетовского копьеносца. Пракситель не стремился показать физическую мощь в фигуре бога, а хотел подчеркнуть красоту и грацию его тела.
Другая прославленная статуя Праксителя — Афродита Книдская. Скульптор в образе богини любви изобразил красоту земной женщины. Статуя стояла в открытом круглом храме на острове Книд. Многие специально приезжали на Книд, чтобы увидеть ее, а юноши влюблялись в нее как в живую женщину.
Афинский Акрополь
(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах.
Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).
АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.
История создания
Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.
В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.
Пропилеи и храм Ники Аптерос
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).
Эрехтейон
После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и
героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе
Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.
Парфенон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.
продолжение
--PAGE_BREAK--В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.
К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.
Ансамбль Акрополя
Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.
После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
Литература:
Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
Источник — www.history.ru
Однако чтобы лучше разобраться в особенностях древнегреческой архитектуры, понять, почему она на протяжении многих веков является непревзойденным образцом красоты и гармонии, давайте совершим путешествие во времени и пространстве и побываем на афинском Акрополе V века до н.э.
Святыней каждого греческого города был акрополь – верхний город, который первоначально служил крепостью, а позднее стал играть роль религиозного и культурного центра. Кстати, а как называется центральная укрепленная часть в русских городах? (Кремль.) Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах, восстановленный греками после изгнания персов в V в. до н.э.
Это время — время правления вождя афинской демократии Перикла — называют золотым веком Афин. Древнегреческая пословица гласила: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осел – коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд – коли покинул их по своей воле». Символом взлета культуры этого периода стал вновь созданный комплекс афинского Акрополя. Его создателями были зодчие, работавшие под руководством друга Перикла – Фидия.
Афинский Акрополь расположился на скале, возвышающейся на 150 м над уровнем моря. Он является композиционным центром города, раскинувшегося у его подножия. Как всякое истинное произведение архитектуры, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом. Акрополь хорош именно здесь, вблизи Средиземного моря, на фоне голубых силуэтов гор.
В планировочной композиции Акрополя нет симметрии. Свободное размещение отдельных сооружений – характерная его черта. И хотя сооружения расположены свободно, асимметрично и живописно на горизонтальной площадке скалы, композиция комплекса основана на строгой системе перекрестного равновесия объемов и точно рассчитана на последовательную смену впечатлений при неторопливом и торжественном движении.
Главный вход расположен на западном склоне, так как только здесь есть наиболее удобный пологий подъем. Посетитель входит на площадку Акрополя не по центральной оси, а сбоку, и все памятники постепенно разворачиваются перед его взором. «Ансамбль создавался по принципам свободной гармонии, уравновешивающего сочетания разновеликих и разных по форме зданий. Геометрическая симметрия ему не свойственна совершенно» (В.Полевой).
Композиционный замысел ансамбля неразрывно связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь. В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в четыре года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек. Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями, состязаниями певцов и музыкантов. Процессия шла по южному склону Акрополя, проходила через торжественные Пропилеи, вдоль северного фасада Парфенона и заканчивалась у восточного фасада, где находился главный вход в храм.
Давайте и мы совершим восхождение на афинский Акрополь и пройдем по маршруту панафинейской процессии.
Миновав рыночную площадь, мы обходим Акрополь с востока и движемся вдоль его южной стены и далее к западу мимо театра Диониса. Подъем на Акрополь шел зигзагом: сначала по направлению к северному краю Пиргоса (городской башни), на котором возвышался храм Ники, а затем – к центральным воротам.
Пройдя крепостные ворота, процессия поднимается к торжественному парадному входу – Пропилеям, которые построил архитектор Мнесикл в 437–432 гг. до н.э. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращен к городу, а другой – к вершине Акрополя. Пропилеи несимметричны: слева к ним примыкает Пинакотека – картинная галерея, а справа – маленький храм богини Ники.
Правое крыло Пропилей словно сжалось, чтобы дать место маленькому, изящному, похожему на игрушку храму бескрылой богини победы Ники – Ники Аптерос. Он сооружен Калликратом в 427–424 гг. до н.э. Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль, поставленный на высоком выступе – Пиргосе.
«Храм Ники миниатюрный по внешним размерам: он едва больше, чем средняя комната в наших современных домах. Но какая стройность. Великое в малом» (Д.Мережковский). По мнению греков, Ника чувствует себя здесь как дома. Об этом свидетельствует рельеф, на котором она неторопливо поправляет сандалию.
Пройдя Пропилеи, мы попадаем на вершину выровненной скалы, превращенной в площадь.
Прямо напротив, в тридцати метрах от Пропилей, на постаменте стоял символ вооруженного мира – бронзовая статуя Афины Воительницы. Колоссальная статуя богини мудрости и справедливой войны господствовала над городом и была видна с моря.
Пройдя мимо статуи, процессия подходит к главному сооружению афинского Акрополя – храму Афины Девы (Парфенос) Парфенону. Парфенон словно вырастает из земли, являясь неотъемлемой частью окружающего ландшафта: гор, моря.
Древние архитекторы, видимо, принимая во внимание равновесие асимметричных объемов, расположили Парфенон не прямо напротив Пропилей, а южнее. Поэтому фасад Парфенона воспринимается с угла, так что видны его и западная и северная стороны. Напротив Парфенона возведен изящный храм Эрехтейон с известным портиком кариатид.
Храм не огромен, но величествен, он не подавляет, а возвышает душу человека. Архитекторы учли законы человеческого зрения и, чтобы создать впечатление безупречной стройности и гармонии, сделали все линии этого храма слегка выпуклыми. Все плоскости храма изгибаются, слегка круглятся, колонны наклоняются внутрь, расстояния между ними различны, хотя кажутся одинаковыми, угловые колонны более массивны и ближе придвинуты к соседям, иначе при ярком солнце они казались бы более тонкими. Подобная нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания называется курватура.
Совершенные пропорции храма, сопоставимые с фигурой человека, прекрасная соразмерность всех его частей создают впечатление безупречной красоты. Это великолепное воплощение меры и гармонии.
На плане Парфенон – дорический периптер размером 70 х 30 м, окруженный сорока шестью колоннами. Как вы думаете, почему храм Парфенон, посвященный богине, выполнен не в ионическом, а в дорическом ордере?
(Ответы учеников.)
Внутри здание разделено на две неравные части. В западной хранилась казна Афинского морского союза, в восточной части на высоком постаменте стояла знаменитая 20-метровая деревянная статуя Афины Парфенос.
Афина Парфенос, стоявшая в Парфеноне, – последняя работа Фидия. Он работал над ней десять лет. Высота статуи 12 м. Она имела деревянную основу, покрытую золотом и слоновой костью. На голове Воительницы был шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, на груди – эгида с маской Медузы Горгоны. В правой руке Афина держала двухметровую богиню Нику, в левой – щит. На щите с наружной стороны была изображена битва греков с амазонками. У ног Афины сова – символ мудрости, а слева змей, олицетворяющий Эрехфея – древнейшее божество Аттики. Величественно ниспадающие складки ее одежды напоминали желобки стройных колонн – каннелюры.
На рельефе щита богини Фидий среди богов изобразил себя и Перикла, что вызвало негодование его противников, которые сочли подобное действие святотатством. Кроме того, они обвинили мастера в краже золота при работе над статуей и заточили Фидия в темницу, где великий скульптор и умер. В V в. н.э. статую Афины увез в Константинополь один из византийских императоров, и там спустя сто лет она погибла при пожаре.
Скульптурные украшения Парфенона, созданные Фидием, связаны с легендами о жизни и подвигах богини Афины. На восточном фронтоне была изображена сцена рождения богини из головы Зевса. На западном – спор двух богов за господство над Аттикой. Каких? (Афины и Посейдона.) Каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Какие дары они принесли? (Посейдон высек из скалы соленый источник; Афина подарила оливковое дерево, которое сочли более полезным даром, и город стал носить ее имя.)
На метопах восточного фриза изображена битва богов с гигантами, северного – разрушение Трои, западного – битва афинских героев с амазонками, южного – схватка греков с кентаврами.
И финал этой замечательной скульптурной симфонии – рельефный фриз Парфенона, который огибал все здание. На мраморной ленте длиной 160 м и высотой 1 м изображалось торжественное шествие жителей Афин к Акрополю в день Великих Панафиней. На плитах фриза движение начинается с юго-западного угла и направляется двумя потоками, которые сливаются на восточном фасаде. Так великий Фидий перенес на стены храма реальное событие из жизни города. И в действительности «священная дорога» проходила вдоль северного фасада Парфенона. Шествуя мимо колоннады, афиняне могли видеть на стене храма изображение такой же процессии.
Судьба Парфенона трагична. В V–VI вв. он был превращен в христианскую церковь. При крестоносцах (1209) преобразован в церковь святой Марии Афинской. В 1460 г. – в мечеть, и в юго-восточной части был возведен минарет. Вечером 26 сентября 1687 г. Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, был взорван бомбой, пущенной осаждавшими Афины венецианцами. В XVII–XIX вв. руины Парфенона были разграблены. Остатки храма пострадали в 1894 г. от землетрясения. Но даже в руинах Парфенон поражает единством художественного образа и гармонией.
Напротив северного фасада Парфенона, почти у самого северного края Акрополя располагалось последнее сооружение, завершающее ансамбль афинского Акрополя. Оно было создано уже после смерти Фидия — в 421–405 гг. до н.э. Это небольшой ионический храм, посвященный богине Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею и названный в его честь Эрехтейон. По легенде, именно здесь состоялся спор между Афиной и Посейдоном за право владеть Аттикой.
Композиция этого храма очень сложна. Он выстроен на неровной поверхности скалистого склона, имеет три совершенно различных по размеру и форме портика. С какой бы стороны мы ни подходили к этому храму, отовсюду он встречает нас новой, неожиданной композицией фасада, асимметрией углов. В одном из них роль колонн выполняют коры – фигуры девушек. Это знаменитый портик кариатид.
Статуи кариатид органично сочетаются с архитектурой. Они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Ниспадающие складки их одежд напоминают каннелюры колонн. Кажется, что они медленно движутся навстречу Парфенону.
Противопоставление изящного, лирического Эрехтейона и мужественного, парадного Парфенона является одной из самых ярких черт композиционного решения ансамбля.
На Акрополе всегда много туристов, которые стараются прихватить в качестве сувенира кусочек мрамора. Как рассказывают экскурсоводы, чтобы туристы не растаскивали на сувениры камни со священного Акрополя и Парфенона, каждую ночь сюда привозят камни из каменоломни и разбрасывают на площадке Акрополя.
Но вот садится солнце, и наступает теплая южная ночь. Множеством огней освещается город богини Афины и ее сердце – Акрополь. Словно огромный корабль парит над Акрополем его главный храм – Парфенон.
Заканчивается наше виртуальное путешествие. Надеюсь, оно станет началом вашего знакомства с жемчужиной мировой культуры. Ведь афинский Акрополь на протяжении многих веков, являясь «недосягаемым образцом», волнует и притягивает к себе людей. Послушайте, что написал известный русский поэт и литературный критик Дмитрий Мережковский после посещения Греции:
«Я взглянул, увидел все сразу и сразу понял – сказы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти… В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота… Мне показалось, что все мое прошлое, все прошлое человечества, все двадцать болезненных веков, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя… Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА
Афинский акрополь
Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся на несколько десятков метров площадка холма с его отвесными склонами была неприступной для врагов. Афинская равнина со стороны моря открыта, а с остальных — окружена горными вершинами. Таким образом, Акрополь был доступен только с западной стороны, но, имея все географические выгоды, он даже не нуждался в защите. Кроме того, холм так густо порос оливами, что они и сами могли служить прекрасным средством обороны.
На развалинах Акрополя можно прочесть историю Греции от эпохи легендарного царя Кекропа до турецкого владычества. Начало греческой столицы теряется во временах столь древних, что они кажутся баснословными. В середине XIX века до нашей эры, как пишет древнегреческий историк Геродот, прибыл в Аттику царь Кекроп, рожденный землей и имевший туловище змея. Он построил на Акрополе крепость с царским дворцом, и основанный царем город стали называть Кекропией, а его жителей кекропидами. Сначала Акрополем владел Зевс-громовержец, но когда на земле Аттики появился новый город, за владение им поспорили бог Посейдон и богиня Афина. При царе Кекропе и состоялся этот известный спор за обладание Аттикой.
Олимпийские боги во главе с Зевсом выступали судьями в этом споре, когда Афина и Посейдон принесли свои дары городу. Ударом трезубца рассек Посейдон скалу, и из камня хлынул соленый источник. Глубоко в землю вонзила свое копье Афина, и на этом месте выросла олива. Все боги поддержали Посейдона, а богини и царь Кекроп сочли оливу более полезным подарком для Аттики*. Разгневанный проигрышем бог Посейдон послал на равнину, расстилавшуюся вокруг города, огромные волны, от которых можно было укрыться только в крепости Акрополя. За жителей вступился громовержец Зевс, да и сами горожане умилостивили Посейдона, пообещав воздвигнуть в его честь храм на мысе Сунийон, что впоследствии и сделали.
Несмотря на природную защищенность, Акрополь еще в древние времена был укреплен стеной, которую называли Пеласгийской. По предположению некоторых ученых, это произошло около 1100 года до нашей эры, когда сюда из Беотии (по другим сведениям — из Сицилии) прибыли пеласги, славящиеся своим искусством возводить стены. Персидский царь Ксеркс, захватив в 480 году до нашей эры Афины, повелел разрушить эти стены, но остатки их сохранились и до настоящего времени.
Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал правитель-тиран Писистрат. При нем на месте царского дворца был возведен Гекатомпедон (стошаговый, стофутовый), посвященный богине Афине. Греки так высоко чтили свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в строительстве этого храма. В 479 году до нашей эры Гекатомпедон разрушили персы во время краткой оккупации Афин, но остатки фундамента этого храма и сейчас видны рядом с Эрехтейоном.
После изгнания Писистратов на Акрополе уже вовсе не было жилых домов, только храмы, жертвенники и статуи. При храмах жили жрецы и жрицы со своими помощниками и служителями.
Захват персами Акрополя, считавшегося неприступным, очень обеспокоил греков, и после их изгнания они начали большие работы по его укреплению. Афинянам пришлось не только восстанавливать укрепления, но и заново возводить почти все храмы. Была расширена площадка на вершине холма, при восстановлении Пеласгийской стены прежняя ее линия была значительно раздвинута, в особенности на север и северо-запад, так что часть долины, простиравшейся между холмами, присоединилась к древней крепости. В пространство между старыми и новыми стенами засыпали развалины храмов, остатки зданий и разбитые скульптуры. При этом древние авторы отмечали, что фрагменты старых храмов и обломки посвященных богам статуй были захоронены «с величайшим тщанием, уважением и почестями», чтобы никогда больше вражеская рука не надругалась над древними святынями.
Вероятно, около 460 года до нашей эры из Делоса в Афины была перенесена союзническая казна, а до этого город не имел своего сокровища. Первоначально богатства из касс союзников хранились скорее всего в святилище Афины, выстроенном на северной оконечности Акрополя. Сначала в храме хранились священные предметы спора между Посейдоном и Афиной — олива и трезубец, соединяя, таким образом, культы обоих божеств и знаменуя последовавшее после спора примирение между ними. Но храм сильно пострадал от персов и не мог больше быть надежным местом для хранения казны. Афины к этому времени достигли уже такого могущества, что можно было заботиться не только о военных сбережениях: своей доли внимания требовали и памятники искусства. Поэтому греки стали использовать союзническую казну не только на сооружение флота, но и на украшение Акрополя. Председателем строительной комиссии народ выбрал Перикла, который вместе с гениальным художником и скульптором Фидием составил план грандиозной реконструкции Акрополя.
Теперь, в эпоху своего процветания, стоя на вершине могущества и славы, Афины более чем когда-либо должны были выразить своей богине чувство признательности за те дары, которыми она их осыпала. Поэтому поистине величественной была идея Перикла превратить Акрополь в священную ограду Афины, а бывшую крепость — в единый архитектурный ансамбль Народ охотно согласился на значительные затраты для нового строительства и в течение многих лет поддерживал приведение этого плана в исполнение Плутарх в своем сочинении «Перикл» писал, что на Акрополе
стали подниматься величественные строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до высшей степени совершенства.
На самом высоком месте Акрополя высится Парфенон, который кажется продолжением скалы, завершением всего окружающего. Известно, что строить его было трудно и дорого, однако следов человеческих усилий в нем даже незаметно: храм возник как бы сам собой, не было никакого насильственного вторжения в ландшафт, наоборот, — полное единство «замыслов» природы и архитектора.
Парфенон был выстроен на месте древнего святилища, разрушенного персами. Каждый фронтон Парфенона содержал группу скульптур, объединенных определенным сюжетом. Например, на восточном фризе изображено рождение богини Афины, на западном — ее спор с Посейдоном, а завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафи-ней (то есть «всеафинских»).
Панафинеи сначала были сельским праздником урожая: по преданию, Тесей ввел его для всех жителей Аттики, объединившихся в одно государство. Первый день праздника посвящался музыкальным состязаниям, которые проводились в Одеоне — специально построенном Периклом театре. Затем следовали гимнастические игры, хоры, бег с факелами и состязание триер. Победители получали оливковый венок или красивый глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом
Внутри Парфенона, в восточном отделении храма, стояла богиня Афина в окружении двухъярусной колоннады, имевшей форму буквы «П». Пав-саний в своем «Описании Эллады» сообщает, что
статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне, до самых ног; у нее на груди — голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья — змея… Посредине ее шлема сделано изображение сфинкса… по обеим же сторонам шлема сделаны изображения грифонов. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры — первой женщины.
Все части статуи были покрыты рельефами: на сандалиях богини показана схватка лапифов с кентаврами, на лицевой стороне щита — битва с амазонками, на внутренней — сражение олимпийских богов с титанами. Перед статуей Афины был устроен небольшой бассейн, чтобы испарения воды не давали пересыхать слоновой кости.
После завершения строительства Парфенона греки принялись за сооружение Пропилеи, которые по ширине своей занимают весь западный склон холма. На Акрополь и в наши дни можно попасть лишь по извилистой широкой тропинке, высеченной в скалах. Ступенчатая дорога приводит сначала к торжественному монументальному порталу — знаменитым Пропилеям с колоннами в дорическом.стиле Они целиком построены из белого пентелийского и фиолетового элевсинского мрамора архитектором Мнесиклом в 437—432 годах до нашей эры
продолжение
--PAGE_BREAK--