Содержание
Введение
1. А.И. Герцен — создатель Вольной русской типографии:идейные взгляды
1.1 Биография А.И. Герцена
1.2 Литературная и публицистическаядеятельность и философские взгляды Герцена
2. Вольная русская типография: создание и первые цели
2.1 Открытие первой свободной типографии
2.2 Первый этап работы типографии. «Полярнаязвезда»
3. «Колокол» — издание на злобу дня: практическое следствие и историческое значение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вольная русская типография — типография,основанная А.И. Герценом в 1853 году в Лондоне для печати запрещенных в Россиипроизведений, преимущественно демократического, революционного направления.
Первые мысли о созданиибесцензурной типографии за границами России появились у Герцена ещё в 1849 году.Вскоре после эмиграции капитал семьи был арестован. Когда же, благодаряподдержке Джеймса Ротшильда, стабилизировались финансовые дела, а, с переездомв Лондон, и бытовые, Герцен начинает подготовку к открытию издательства.21февраля 1853 года вышло обращение «Вольное русское книгопечатание вЛондоне. Братьям на Руси», в котором он оповещал «всех свободолюбивыхрусских» о предстоящем открытии 1 мая русской типографии. В первые годыжизни за границей Герцен писал о России для Европы, — публиковал брошюры «Россия»,«Русский народ и социализм», большую книгу на французском «Оразвитии революционных идей в России». Теперь же «охота говорить счужими проходит». Герцен поворачивается к русскому читателю. «Япервый снимаю с себя вериги чужого языка и снова принимаюсь за родную речь.»
В России начала 1850-хх годовчисло различных цензур приближалось к двадцати. Герцен же обещает авторамсвободную трибуну.
Актуальностью нашей темы мысчитаем анализ исторического примера, как может влиять на злобу днябесцензурная печать на примере работы Вольной русской типографии Герцена.
Цель нашей работы: рассмотрениеосновных этапов работы Вольной русской типографии и её вклад в развитие какрусской журналистики, так и в развитие освободительного движения в России.
Для рассмотрения заявленной целибыли поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать идейныевзгляды основателя типографии — А.И. Герцена;
2. Рассмотреть возможностиразвития типографии в условиях эмиграции на первом этапе;
3. Показать актуальность ивостребованность типографии для российских читателей в условиях подъемаосвободительного движения в России эпохи отмены крепостного права.
Возможности написания работыоснованы на фундаментальном издании сочинений Герцена в 30-и томах. [1]В свое время были изданы воспоминания близких и друзей Герцена. [2]Тема освободительного движения в России была востребована в отечественнойлитературе особенно в советскую эпоху. [3]Наше время знаменовано появлением более полных статей энциклопедическогохарактера, которые раскрывают дополнительные страницы истории о Вольнойтипографии Герцена, дают взаимосвязь развития идейных взглядов Герцена инаправления изданий типографии. [4]
1. А.И. Герцен — создатель Вольной русскойтипографии: идейные взгляды1.1 Биография А.И. Герцена
Герцен родился 25 марта (6апреля) 1812 года в Москве, в семье богатого помещика Ивана АлексеевичаЯковлева (1767-1846); мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг,дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Бракродителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz). [5]
В юности Герцен получил обычноедворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностраннойлитературы, преимущественно конца XVIII века. Французскиероманы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних летнастроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематическихзанятий не было, но гувернёры — французы и немцы — сообщили мальчику твёрдоезнание иностранных языков. Благодаря знакомству с Шиллером, Герцен прониксясвободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовали Бушо,участник Французской революции, уехавший из Франции и учитель русскойсловесности И. E. Протопопов, приносивший Герценутетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы»Рылеева и другие.
Уже в детстве Герценпознакомился и подружился с Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатлениена мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстаниидекабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты ореволюционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчикипоклялись бороться за свободу.
Уже в 1829-1830 годах Герценнаписал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский периоджизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники»(1782). [6]
В таком настроении Герценпоступил в Московский университет на физико-математическое отделение, и здесьэто настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие втак называемой «маловской истории», но отделался сравнительно легко — заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Молодёжь была настроена,однако, довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию и другие народныедвижения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся вМоскве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие принялався университетская молодёжь). [7]К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаясяпотом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодыхдрузей занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными,занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона и другихсоциалистов.
В 1834 году все члены кружкаГерцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку,где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставкиместных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущемуАлександру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, былпереведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайноиз Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
В 1840 году Герцену былоразрешено возвратиться в Москву. Здесь ему пришлось столкнуться с знаменитымкружком гегельянцев Станкевича и Белинского, защищавших тезис полной разумностивсякой действительности. Увлечение гегельянством доходило до последнихпределов, понимание философии Гегеля было односторонне. Герцен тоже принялся заГегеля, но из основательного изучения его вынес результаты совершенно обратные тем,какие делали сторонники идеи о разумной действительности. Между тем, в русскомобществе сильно распространились, одновременно с идеями немецкой философии,социалистические идеи Прудона, Кабе, Фурье, Луи Блана; они имели влияние нагруппировку литературных кружков того времени. Большая часть приятелейСтанкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другиепримкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844). Несмотряна взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели многообщего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувствобезграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, крусскому складу ума». В 1842 году Герцен, отслужив год в Новгороде, кудаон попал не по своей воле, получает отставку, переезжает на жительство вМоскву, а затем, вскоре после смерти своего отца, уезжает навсегда за границу (1847).
В Европу Герцен приехал,настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начавшаясяим публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием«Письма с Avenue Marigny» (впоследствии опубликованных книгой подзаглавием «Письма из Франции и Италии») шокировала его друзей — либералов-западников- своим антибуржуазным пафосом. [8]
Февральская революция 1848 года воФранции показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшее затемИюньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакцияпотрясли Герцена, который решительно обратился к социализму.
Он сблизился с Прудоном идругими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе сПрудоном он издавал газету «Голос народа», которую финансировал.
В 1849 году, после разгромарадикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинутьФранцию и переехал в Швейцарию, где и натурализовался; из Швейцарии он переехалв Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству. В этот период Герцен вращаетсясреди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии послепоражения революции в Европе, и в частности знакомится с Гарибальди. Известностьему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производилрасчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушениястарых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформироваласьспецифическая система взглядов об обреченности, «умирании» старойЕвропы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществитьсоциалистический идеал. После смерти жены он выезжает в Лондон, где живёт около10 лет, основав Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий ис 1857 года издает еженедельную газету «Колокол».
Пик влияния «Колокола»приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газетарегулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияниеначинает падать; поддержка польского восстания 1863 год резко подорвала тиражи.В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным,для радикальной — чересчур умеренным.15 марта 1865 года под настойчивымтребованием русского правительства к правительству Её величества Англииредакция «Колокола» во главе с Герценом покидает Англию навсегда и переезжаетв Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени является. В апреле этогоже 1865 года туда переводится и «Вольная русская типография». Вскореначинают переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865году туда переезжает Николай Огарёв.
9 января 1870 года АлександрИванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед темприбыл по своим семейным делам.1.2 Литературная и публицистическая деятельность ифилософские взгляды Герцена
Литературная деятельностьГерцена началась ещё в 1830-х годах. С 1842 по 1847 год он помещает в «ОтечественныхЗаписках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке»,«Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке»,«Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёныхпедантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни. Встатье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различныхметодов знания. [9]
Тогда же Герценом написаны:«По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новыевариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческомразвитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?»,«Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород иВладимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Извсех этих произведений особенно выделяются: повесть «Сорока-воровка»,в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», ироман «Кто виноват?», посвященный вопросу о свободе чувства, семейныхотношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа та, что люди,основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья ичувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечитьсебе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.
Из произведений, написанныхГерцена за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в«Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма изФранции и Италии»,1855), представляющие замечательную характеристику ианализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847-1852 годах. Здесь мывстречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, еёморали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значениечетвёртого сословия. [10]
Особенно сильное впечатление и вРоссии, и в Европе произвело сочинение Герцена: «С того берега» (по-немецки1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герценвысказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией — результаттого умственного переворота, которым закончилось и определилось умственноеразвитие Герцена в 1848-1851 годах.
Следует ещё отметить письмо кМишле: «Русский народ и социализм» — страстную и горячую защитурусского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в однойсвоей статье Мишле.
«Былое и Думы» Герцена- ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих ицелый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, инаблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.
Все другие сочинения и статьиГерцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Концы и начала»,и другие представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихсяв период 1847-1852 годов в сочинениях, указанных выше.
О характере общественнойдеятельности Герцена и о его мировоззрении существуют довольно превратныевзгляды, главным образом благодаря той роли, какую играл Герцен в рядахэмиграции. По натуре Герцен не был пригоден к роли агитатора и пропагандистаили революционера. Это был, прежде всего, человек широко и разностороннеобразованный, с умом пытливым, ищущим истины. Влечение к свободе мысли, «вольнодумство»,в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он непонимал фанатической нетерпимости и исключительности и сам никогда непринадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людейдела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелейЕвропы. [11]
Его проницательный ум быстропостиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которымпервоначально влекло Герцена из его далека русской действительности 1840-хгодов. Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазахниже составленного раньше идеала.
Как последовательный гегельянец,Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступеньвоплощается в известном народе. Таким народом по Гегелю были пруссаки. Герцен,смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёсэтого бога в Москву, разделяя с славянофилами веру в грядущую смену германскогопериода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, онсоединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей заменегосподства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить,благодаря русской общине.
Вместе со славянофилами Герценотчаивался в западной культуре. Вера в общину и русский народ спасала Герценаот безнадежного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицалвозможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищаярусское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но затонет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя — свежее девственноеплемя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый инепочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России — самыйнезависимый и самый непредубежденный человек в свете». Герцен был убеждён,что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противнаславянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. [12]
Относясь свободно ко всемрелигиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества идостоинства по сравнению с католицизмом и протестантством. И по другим вопросамГерцен высказывал мнения, часто противоречившие западническим взглядам. Так, онотносился довольно равнодушно к разным формам правления.
Влияние Герцена в своё времябыло громадно. Значение деятельности Герцена в крестьянском вопросе вполневыяснено и установлено. Гибельным для популярности Герцена было его увлечениепольским восстанием. Герцен не без колебания стал на сторону поляков, довольнодолго относясь к их делегатам несколько подозрительно; окончательно он уступил,только благодаря настойчивому давлению со стороны Бакунина. В результате — «Колокол» потерял своих подписчиков (вместо 3000 их осталось не более500).
Герцен А. И прожил недолгуюжизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание какписатель, философ и революционер. Одним из самых ярких явлений издательскогодела XIX века стали бесцензурные издания А.И. Герцена и Н.П. Огарева, которыеони готовили в Лондоне.
2. Вольная русская типография: создание и первыецели2.1 Открытие первой свободной типографии
Герцен прибыл в Англию в 1852году, здесь он собирался провести немного времени, и изначально основнымнаправлением деятельности не было открытие типографии. Но с течением времениГерцен понял, что лучшим способом оказывать влияние на умы современниковявляется качественная и бесцензурная печать журналов. И именно Англия быласамым лучшим местом для претворения в жизнь начинаний.
Ведь в противовес полицейскимстеснениям, которые бытовали во Франции, Англия оставалась свободной отподобного давления. Именно в Англии в то время разрешались митинги и многиеэмигранты нашли приют именно в этой стране. И уже в 1853 году Герцен объявил оначале вольного печатанья в Лондоне и создании свободной типографии.
Вольная русская типография былаоснована А.И. Герценом при содействии польских эмигрантов. В первые годыиздания Вольной русской типографии нелегально доставлялись в Россиюполяками-эмигрантами и немногими русскими сотрудниками типографии. С 1856 воглаве типографии вместе с Герценом встал Н.П. Огарёв. Им удалось наладитьдвустороннюю связь со своими русскими читателями и корреспондентами. Материалыиз России поступали в Лондон разными путями.
Издания Вольной русскойтипографии, особенно 1858-63 гг, сыграли большую роль в развитии русскойобщественной мысли и русского освободительного движения.
В апреле 1865 года типографиябыла переведена в Женеву и вскоре передана Герценом в собственностьполяку-эмигранту Л. Чернецкому — ближайшему помощнику Герцена и Огарёва потипографии.
В связи со спадом революционногодвижения в России после 1863года и усилившимся там политическим террором, из-заразногласий Герцена с «молодой эмиграцией» издательская деятельностьтипографии сократилась, а в 1872 году была прекращена.
Предпринимая издательскуюдеятельность в Лондоне, Герцен прежде всего заботится о том, чтобы изданияимели соответствующую литературную базу. Еще в феврале 1853 года он напечаталвоззвание «Братьям на Руси», в котором объявил об основании «вольногорусского книгопечатания» и обращался к будущим читателям с просьбой опредоставлении материалов. Причем во главу угла он ставит именно содержаниематериалов. Он пишет: «Присылайте, что хотите, — все, писанное в духесвободы, будет напечатано, от научных статей и фактических статей по частистатистики и истории до романов, повестей, стихотворений… Если у вас нетничего готового, своего, присылайте ходящие по рукам запрещенные стихотворенияПушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др. ». [13]
Стихи Пушкина и Рылеева тогдаходили по рукам в рукописном варианте как и собственноручно написанныепроизведения в свободном духе и научные статьи, которые не печатались в Россиииз-за слишком свободных толкований тех или иных вопросов.
Все эти призывы нашли отклик итипография начала свою работу 1 мая 1853 года.
Таким образом, обозначая кругимен писателей, труды которых издатель хотел бы поместить в своих публикациях, Герцентем самым подчеркивает высокие требования к качеству сочинений.
Цель же создания вольнойтипографии издатель видит в том, чтобы "… быть вашим органом, вашейсвободной, бесцензурной речью… ". [14]
Богат репертуар Вольной русскойтипографии. Она сыграла большую роль в издании запрещенных в Россиихудожественных произведений. Здесь впервые были напечатаны стихотворенияПушкина «Деревня», «Послание в Сибирь», «К Чаадаеву»,его ода «Вольность», агитационные песни Рылеева и Бестужева,стихотворение Лермонтова «На смерть поэта». Отдельными изданием вышли«Думы» Рылеева, сборники «Русская потаенная литература XIXстолетия», «Свободные русские песни», книга Радищева «Путешествиеиз Петербурга в Москву», произведения Огарева, Герцена («Прерванныерассказы», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии»,«С того берега», «Былое и думы»).
Типография печатала много книг иматериалов исторического характера. Среди них «Исторические сборники»в двух книгах (1859, 1861), шесть сборников о раскольниках и старообрядчестве,составленных В. Кельсиевым, «Записки Екатерины II», «Записки кн.Е.Дашковой», «Записки И.В. Лопухина», «О повреждении нравов вРоссии» князя М.М. Щербатова. Широко публиковали материалы о жизни идеятельности декабристов. Были изданы три выпуска «Записок декабристов»,книга 214 декабря 1825 года и император Николай I".
Кроме того, издавали листовки,прокламации, воззвания (например, воззвания народнической организации «Земляи воля» «Что нужно народу?» «Что надо делать войску?»,«Свобода»), брошюры для народа. Они были написаны понятным для народаязыком и затрагивали конкретные общественные, социальные, политические вопросы.[15]
Собираемые для издания материалы- их содержание и жанры — определили структуру выпуска бесцензурной печати. Основноеместо среди них заняли периодические издания — альманах «Полярная звезда»,журнал «Колокол», сборники «Голоса из России».
2.2 Первый этап работы типографии. «Полярнаязвезда»
Мысль о Вольной типографиивпервые зародилась у Герцена в Париже в 1849 году, запущен же был Вольныйстанок летом 1853 года в Лондоне. Само название — Вольная русская типография — ужеговорило о существовании русских типографий не свободных и не вольных.
В конце 40-х — начале 50-х годовXIX века число разного рода цензур в Россииприближалось к двадцати. В то время поговаривали о закрытии университетов, аминистр народного просвещения Уваров советовал профессору-законоведу Калачову:«Читайте Ваши лекции без всяких умозрений, возьмите в одну руку акты, вдругую — историю Карамзина и, опираясь на эти пособия, проводите главнымобразом ту мысль, что самодержавие — основа русской истории с древнейших времен».[16]
Особых организационныхзатруднений не было: Герцен, располагая достаточными средствами, сумел припомощи польских эмигрантов за несколько месяцев найти все необходимое длятипографии: станок, помещение, русский шрифт. О продаже и рассылке готовойпродукции он договорился с солидной лондонской книготорговой фирмой Н. Трюбнераи с некоторыми другими европейскими фирмами (А. Франк — в Париже, Ф. Шнейдер — вБерлине, Вагнер и Брокгауз — в Лейпциге, Гофман и Кампе — в Гамбурге).
За границей Герцен познакомилсяи близко сошелся со многими замечательными деятелями европейской демократии — Кошутом,Маццини, Гарибальди, Виктором Гюго, Прудоном, Мишле и другими — и мограссчитывать на их содействие и помощь.
С самого начала весь смыслВольной типографии заключался в формуле «Россия — Лондон — Россия», которуюГерцен понимал примерно так:
из России все, кто хотят, но немогут свободно говорить, будут писать и посылать корреспонденции;
в Лондоне рукописное сделаютпечатным; напечатанные корреспонденции вместе с новыми сочинениями самогоГерцена нелегально возвратятся в Россию, где их прочтут, снова напишут в Лондон- и цикл возобновится!
Цикл, однако, не начинался. Россияне отзывалась. [17]
Половина всех сохранившихсяписем Герцена за 1853-1856 гг. (184 из 368) адресована в Париж Марии КаспаровнеРейхель, близкому другу Герцена, его семьи и оставшихся в России друзей. Вотвыдержка из одного письма: «Неужели наши друзья не имеют ничего сообщить,неужели не имеют желания даже прочесть что-нибудь? Как доставали прежде книги? Трудноперевезти через таможню — это наше дело. Но найти верного человека, который быумел в Киеве или другом месте у мной рекомендованного лица взять пачку идоставить в Москву, кажется, не трудно. Но если и это трудно, пусть кто-нибудьпозволит доставлять к себе; неужели в 50 000 000 населения уж и такогоотважного не найдется...» (письмо от 3 марта 1853 года). [18]
Некоторые из московских друзейГерцена, запуганные николаевским террором, считали Вольную печать делом нетолько бессмысленным, но и опасным. М.С. Щепкин, приезжавший в Лондон осенью1853 года, тщетно уговаривал Герцена уехать в Америку, ничего не писать, датьсебя забыть, «и тогда года через два, три мы начнем работать, чтоб теберазрешили въезд в Россию». Щепкин при этом пугал Герцена теми опасностями,которыми Вольная типография угрожает его старым друзьям: «Одним или двумялистами, которые проскользнут, вы ничего не сделаете, a III отделение будет все читать дапомечать. Вы сгубите бездну народа, сгубите ваших друзей...».[19]
Герцен упорно, можно сказатьупрямо, продолжает писать и печатать.
Начав работу в мае 1853 года,типография в конце июня начала свою деятельность по выпуску брошюры подназванием «Юрьев день! Юрьев день! российскому дворянству». Какизвестно это день, в который крестьянин мог выкупить себя из крепостничества иначать самостоятельную жизнь, правда не каждому это удавалось, да и послевыкупа он оставался без гроша за душой. Эта брошюра призывала дворянство Россииотпускать своих крепостных на волю. И если дворяне не послушают этого голоса,то вскоре возникнет восстание, которое сметет всё на своем пути.
Далее в типографии выпустилиброшюру под названием «Поляки прощают нас», посвященную независимостиПольши. Тут говорилось о необходимости создания союза российской демократии ипольского демократического движения.
Герцен не остановился на однойброшюре, посвященной отмене крепостного права, следующая, под названием «Крещенаясобственность» вышла уже через месяц в конце августа 1853 года. В неё онобличает уклад, который царит в России, унижения и несправедливости, которыетерпят крестьяне. Эти рассуждения Герцен подкрепляет возможностями развития общиныв России, некой формы коммунизма при котором предполагается всеобщее равенствои справедливое распределение обязанностей среди членов общины: «Народрусский все вынес, но удержал общину. Община спасет народ русский; уничтожаяее, вы отдаете его, связанного по рукам и ногам, помещику и полиции…Народрусский ничего не приобрел…он сохранил только свою незаметную, скромную общину,то есть владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины,братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управлениесвоими делами. Вот и все последнее приданое Сандрильоны (то есть Золушки), — зачемже отбирать последнее». [20]
Изначально вольная типография,созданная в начале лета 1853 года в Англии Герценом и Огаревым развиваласьтолько силами самих учредителей, так продолжалось всё первое лето и вообще 2года до июня 1855 года. Типография приносит Герцену и издателю Трюбнеру одниубытки, но за два года напечатано пятнадцать листовок и брошюр.
В 1854 — начале 1855 годаГерценом были опубликованы лишь старые и новые его произведения — «Прерванныерассказы», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии»,«С того берега», речи на организованных революционной эмиграцией«сходах», прокламации сблизившегося в те годы с Герценом русскогоэмигранта В.А. Энгельсона.
Из Москвы прислали только однувещь — крамольное стихотворение П.А. Вяземского «Русский бог», котороеГерцен опубликовал. Пришла поэма Огарева «Юмор», но Герцен не решилсяее издать, боясь повредить другу. Больше из России не шло ничего.
Получился заколдованный круг: безкорреспонденции из России нет Вольной печати, а без Вольной печати не будеткорреспонденций.
Наступает момент, когда терпениеГерцена было вознаграждено.
Январь 1855 года, письмо к В. Линтону:«Время уже на девятом месяце беременности, и я с огромным нетерпением ждусобытий». У него накапливается к этому моменту кое-какой интересныйматериал, но он придерживает его, словно ждет чего-то.
Внезапная смерть Николая I (18 февраля 1855) не приводит к немедленному взлетуобщественного движения. Многими современниками отмечалось, что переломной датойбыл не 1855, а скорее 1856 год. Герцен в предисловии «От издателя» ковторой книге «Голосов из России» отмечал «резкую и замечательную»разницу тона статей, написанных в 1856 году, по сравнению со статьями 1855 года.[21]
Появились намеки на возрождениеобщественного движения, и это стало толчком к созданию первого альманаха «Полярнаязвезда» в Вольной типографии. В годовщину казни декабристов на сенатскойплощади 25 июля 1855 года вышел первый выпуск, на котором были профили пятиказенных в тот день декабристов.
Характеризуя цели издания впервом номере журнала, редактор-издатель писал: «План наш чрезвычайнопрост. Мы желали бы иметь в каждой части одну статью по философии революции, исоциализма, одну историческую или статистическую статью о России или о миреславянском, разбор какого-либо замечательного сочинения и одну оригинальнуюлитературную статью, далее идет смесь, письма, хроника и пр. ». [22]
Вдумаемся в изложенную Герценом концепциюсвоего издания. Он ставит задачу пропагандировать философию революции исоциализма в основных, заглавных статьях разделов, тем самым задавая тонвосприятию всего издания. Ясно, что и «разбор замечательного сочинения»,и «литературная статья» задуманы как литературно-критическиематериалы, которые призваны учить читателя отбирать и оценивать художественнуюлитературу с позиций реализма и народности. По сути, Герцен продолжал делоБелинского, придававшего огромное значение прогрессивной, вдумчивойлитературной критике. Отделы «смесь», «письма», «хроника»давали редактору возможность помещать самые разные в жанровом отношенииматериалы, по сути своей отвечавшие общему духу, общей направленности издания. Каквидим, основу издания, по мысли редактора, должны были составить самыесерьезные жанры — научные и статистические статьи.
В первой книжке журнала помещеныстатьи, заметки, отрывки из «Былого и дум» Герцена, перепискаБелинского с Гоголем по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»,письма Гюго, Прудона, Мишле, Маццини, приветствовавших издание «Полярнойзвезды».
«Полярная звезда» былапервым изданием Герцена, получившим распространение в России. Известно, что еепервый номер уже в 1855 году проник не только в Европейскую Россию, но и вСибирь, к ссыльным декабристам, которые встретили его с восхищением.
Выдержать строгую периодичностьиздания редактор не мог, так как материалы поступали нерегулярно и самаорганизация его подготовки и выпуска была достаточно сложной.
Смысл и суть содержания «Полярнойзвезды» Герцен еще более обостренно изложил во второй книжке журнала. Встатье «Вперед! Вперед!» он писал: «На первый случай всяпрограмма наша сводится на потребность гласности, и все знамена теряются водном — в знамени освобождения крестьян с землею. Долой дикую цензуру и дикоепомещичье право! Долой барщину и оброк! Дворовых на волю! А со становыми иквартальными мы сделаемся потом. „[23]Во второй книжке было продолжено печатание “Былого и дум», в неевошли запрещенные царской цензурой стихи Пушкина, Рылеева, статьи Н.И. Сазонова,Н.П. Огарева, письма из России.
Уже к 1856 году журнал имелнадежный, постоянно пополняемый портфель: поток рукописей из России былдостаточно объемным. Однако отбор материалов в «Полярную звезду» по-прежнемусоответствовал первоначальному замыслу — высокое литературное качество и связьсодержания с идеей освобождения крестьянства. С 1855 по 1862 год вышло семькнижек «Полярной звезды», последняя восьмая вышла в 1869 году. Запрещенныев России стихотворения, отрывки из «Былого и дум», теоретическиестатьи о социализме, материалы о декабристах составляют основное содержание«Полярной звезды».
Строгой периодичности альманахудостичь не удалось, но достигнутое оказалось настоящим прорывом в свободе словаи взглядов.
В начале 1857 года всенапечатанное в Вольной типографии было распродано, материальные издержки сталиокупаться, а лондонский издатель и книгопродавец Н. Трюбнер предпринял на свойсчет вторые издания.
Более того, уже к середине 1856года обнаружилось, что рукописей из России поступает так много, а по характерусвоему они иногда столь значительно отличаются от направления «Полярнойзвезды», что необходимо время от времени издавать особые, составленные изэтих рукописей сборники. Так возникли сборники «Голоса из России». Первыйиз них вышел в свет в июле 1856 года. «Мы не отвечаем за мнения,изложенные не нами», — счел нужным предупредить Герцен в предисловии.
Эти сборники выходили до 1860года. В них помещали преимущественно записки по наболевшим вопросам, присланныеиз России. В общей сложности было выпущено 9 сборников.
В начале апреля 1856 года вЛондон приехал старый друг и единомышленник Герцена — Николай ПлатоновичОгарев, который немедленно стал участвовать в изданиях Вольной типографии. Вовторой книге «Полярной звезды» была помещена его статья «Русскиевопросы» за подписью «Р.Ч.» («Русский человек»). Сэтого времени Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена. Огареву,который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русскойобщественной жизни, и принадлежала мысль — издавать в Лондоне новыйпериодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярнаязвезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и бытьудобным для распространения. По словам H.A. Тучковой-Огаревой, «Герцен был в восторге от этоймысли» и тут же предложил назвать новый орган «Колоколом». [24]
Итак, первый этап деятельностиВольной русской типографии ставил задачу пропагандировать философию революции исоциализма в основных, заглавных статьях разделов, тем самым задавая тонвосприятию всего издания. Наиболее значимое издание этого периода — альманах«Полярная звезда». Строгой периодичности альманаху достичь неудалось, но достигнутое оказалось настоящим прорывом в свободе слова и взглядов.
3. «Колокол» — издание на злобу дня: практическоеследствие и историческое значение
Огарев становится ближайшимпомощником и соратником Герцена в Лондоне с 1856 года. Огареву, который толькочто приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни,и принадлежала мысль — издавать в Лондоне новый периодический орган. Этоиздание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликатьсяна все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным дляраспространения.
1 июля 1857 года вышел первыйномер газеты «Колокол». Газета имела подзаголовок «Прибавочныелисты к „Полярной звезде“. Девизом издания стали начальные слова»Песни о колоколе" Шиллера — «Зову живых».
Направление «Колокола»было определено редакторами-издателями в специально выпущенном листке — извещении,в котором Герцен писал: «О направлении говорить нечего, оно то же, котороев „Полярной звезде“, то же, которое проходит неизменно через всю нашужизнь. Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороныразума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороныразвивающихся народов против отстающих правительств. В отношении России мыхотим страстно, со всей горячностью любви, со всей силой последнего верования,чтоб с нее спали наконец ненужные свивальники, мешающие могучему развитию ее. Дляэтого мы теперь, как в 1855 году, считаем первым, необходимым, неминуемым,неотлагаемым шагом:
Освобождение от цензуры.
Освобождение крестьян отпомещиков.
Освобождение податного сословия отпобоев...»
Необходимость издания Герцен втом же сообщении объясняет тем, что "… события в России несутся быстро,их надобно ловить на лету, обсуждать тотчас. Для этого мы предпринимаем новоеповременное издание. Не определяя сроков выхода, мы постараемся ежемесячноиздавать один лист, иногда два, под заголовком «Колокол». [25]
Таким образом, редакторы хотелиповысить актуальность своей деятельности, обеспечить злободневность изданий. Газета,которую легче и проще, чем журнал «Полярная звезда», былоформировать, в которой чаще всего отражались текущие события российской жизни,действительно смогла отражать многие острые проблемы, более оперативнореагировать на те или иные конкретные факты действительности.
Зная по опыту подготовки «Полярнойзвезды», сколь важна связь издания с читательской аудиторией, Герцен пишетв том же извещении: «Обращаемся ко всем соотечественникам, делящим нашулюбовь к России, и просим их не только слушать „Колокол“, но и самимзвонить в него». [26]
Вот что Лев Славин пишет оначале издания журнала:
«В первом номере былобширный обзор, подписанный „Р.Ч.“ — псевдоним, которым первые годыпользовался Огарев. Его же — обзор министерства внутренних дел. Затем — отделы»Смесь" и «Правда ли?», где язвительное перо Герценапрошлось по различным случаям безобразного произвола в России. Вообще же первыеномера…были составлены усилиями двух человек: Герцена и Огарева. Впоследствииредакция значительно расширила список сотрудников — и не только за счеткорреспондентов из России… Герцен в этом отношении всегда проявлял широту. Еголичные более чем холодные отношения с Сазоновым и Энгельсоном не помешали емупривлечь их к сотрудничеству. Двери его дома были для них закрыты, но широкооткрыты ворота в Вольную русскую типографию…Один из первых перевалочных пунктовбыл организован в Кенигсберге…В дальнейшем каналы проникновения «Колокола»в Россию умножились. Небольшой по размеру и тонкий «Колокол» свободноумещался в чемоданах с потайным отделением. Иногда ему придавали видимостьтюков с упаковочной бумагой, и тогда «Колокол» проникал в Россиюцелыми кипами…Доходило до того, что в портовых городах за границей использовалиприбывавшие туда военные суда: «Колоколом» начиняли стволы боевыхорудий. Конечно, «Колокол» не выжил бы, если бы не связал себя единойкровеносной сетью с Россией. Он питал ее своей правдой и гневом, а она его — своимибедами и горестями. «Колокол» не был изданием эмигрантов для утешенияих узкого круга. Сила его в том, что он стал народным органом. ". [27]
В первое пятилетие своегосуществования «Колокол» имел в России неслыханный успех и приобрелисключительное влияние. Это было естественно в условиях общественного подъема,начавшегося после Крымской войны, роста крестьянского движения, постепенногонарастания революционного кризиса. «Колокол» отвечал на пробуждение вшироких слоях русского общества потребность в свободном, бесцензурном органеантикрепостнического и демократического направления, открыто разрешающимнаболевшие вопросы русской жизни.
Герцен и Огарев были основнымиавторами газеты. Герцен публиковал в ней публицистические статьи (напомним, чтоГерцен был одним из самых блестящих публицистов своего времени), Огарев — статьипо экономическим и юридическим вопросам в форме, хорошо понятной широкомучитателю. Злободневные сообщения из России редактору приходилось литературноперерабатывать и снабжать примечаниями, в которых раскрывался смысл публикаций.Кроме того, издание включало стихотворения Огарева, Некрасова, М. Михайлова,революционные прокламации.
Из России в редакцию «Колокола»шла постоянная почта, которая и составляла основу издания.
Главенствующей линией содержанияпубликаций стала идея освобождения крестьян от крепостного права.
Редакторы «Колокола» настойчивотребовали «не выкупа усадебной земли, а выкупа всей земли, какую имеют впользовании помещичьи крестьяне» («Колокол», л.35), и решительновосставали против предоставления помещику власти «начальнику общины»(«Колокол», л.42 — 43), против установления для крестьян переходного,«срочно-обязанного» периода («Колокол», л.51), противотрезков земли в пользу помещика («Колокол», л.62). [28]
Газета рассказывала об «ужасахпомещичьей власти», с сочувствием сообщала о крестьянских волнениях,ставила вопрос о демократизации государственного строя в России, о заменесамодержавия другим способом правления с участием земской государственной думы,крестьянского самоуправления, выборности государственных учреждений.
Были и критические письма всторону «Колокола».
В листе 64 «Колокола»(1 марта 1860 года) было напечатано было «Письмо из провинции», подписанное«Русский Человек», которое представляет собой изложение позицийрусской революционной демократии. Его автор упрекал Герцена в том, что онвосхваляет царскую семью вместо того, чтобы обличать неправду, а также говорило том, что единственное средство для коренных изменений в жизни русскогочеловека — это топор.
Герцен прокомментировал этописьмо предисловием, которое поместил в этом же номере журнала. «Мырасходимся с вами не в идее, а в средствах, — писал он, — не в началах, а вобразе действования. Вы представляете одно из крайних выражений нашегонаправления… К топору…мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть однаразумная надежда на развязку без топора. Чем глубже…мы всматриваемся в западныймир…тем больше растет у нас отвращение от кровавых переворотов…К метлам надопризывать, а не к топору!.. Восстания зарождаются и возрастают, как всезародыши, в тиши и тайне материнского чрева, им надобно много сил и крепости,чтоб выйти на свет и громко кликнуть клич…Призвавши к топору, надобно иметьорганизацию…план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись зарукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится? Есть ли все этоу вас?». [29]
Разногласия между Герценом иреволюционной демократией, несмотря на свою глубину и серьезность, былиразногласиями людей, по словам Герцена, «дружеского стана». [30]
Уже с февраля 1858 года «Колокол»стал выходить дважды в месяц, а тираж его достигал 2500-3000 экземпляров. В1862 году было выпущено 35 номеров. Так что сначала «Колокол» выходилежемесячно, затем два раза в месяц и, наконец, почти еженедельно.
Правительство Александра II боялось герценовских разоблачений, было напугано еготребованиями и чрезвычайно опасалось проникновения вольной печати в народ. Мерыборьбы с лондонскими изданиями стали предметом постоянных забот царскогоправительства. Лица, уличенные в передаче изданий Вольной типографии или всвязях с Герценом и Огаревым, подвергались преследованию. Русской печатизапрещалось даже упоминать имя Герцена. В то же время за границей подкупленнаяпресса выступала против Герцена, изливая на него клевету и брань. Особенностаралась правительственная русская газета «Le nord», выходившая в Брюсселе нафранцузском языке. За границей стали появляться книги, направленные противГерцена: книга «Искандер-Герцен» и брошюра Шедо-Феротти.
В 60-х годах позиция журнала исамого Герцена по всем основным вопросам принимает революционно-демократическийхарактер. После объявления законов об «освобождении» крестьян высокоподнимаются волны народного моря, отражая глубокое недовольство крестьянстваманифестом о воле. После детального ознакомления Герцена с законодательнымиактами царского правительства по крестьянскому вопросу, «Колокол» писало «новом крепостном праве», о том, что народ обманут царем («Колокол»,л.101). Герцен клеймит теперь «освобождение». «Колокол» выдвигаеттребование передачи крестьянам всей помещичьей земли (л.134).
После начала расстреловкрестьян, Герцен помещает в листе №105 от 15 августа 1861 года статью «Ископаемыйепископ, допотопное правительство и обманутый народ», являющуюсяобращением к народным массам: «Ты ненавидишь подъячего, боишься их — исовершенно прав; но еще в царя и архиерея…Не верь им!». Герцен отвергаетлиберальные попытки приукрасить действительность: «Маски долой! Лучше видетьзвериные зубы и волчьи рыла, чем поддельную гуманность и покорный либерализм».Также Герцен указывает в статье на то, что «Колокол» на сторонерусского мужика.
В «Колоколе» ссередины 1861 года появляются передовые статьи, написанные простым языком,рассчитанные на широкие массы солдат и крестьян. «Колокол» обращаетсяк народу и говорит ему: «Народу нужна земля и воля» (л.102). «Колокол»обращается к солдатам и на вопрос: «Что надо делать войску?» — отвечает:«Не ходить против народа» (л.111). [31]
В 1859-1862 годах в качествеприложения к «Колоколу» было выпущено 13 отдельных листков, названных«Под суд!», которые разоблачали конкретные случаи беззакония в России.В них сообщались сведения об истязании крестьян, о жестоком обращении офицеровс солдатами, о злоупотреблениях чиновников.
С 1862 по 1864 год сталовыходить приложение к «Колоколу» «Общее вече», рассчитанноена читателей и корреспондентов из народа. В приложении ставили вопросы свободывероисповедания, перепечатывали в популярном изложении статьи из «Колокола».
С 1863 года начинается периодупадка «Колокола». Это объясняется прежде всего тем, что потоккорреспонденции из России резко уменьшается. Уменьшается и количество читателей.К концу года читателей остается всего около 500 и позднее более, чем до 1000 ихчисло уже не понимается. С 15 мая 1864 год «Колокол» стал выходитьодин раз в месяц. С 15 июля прекратился выпуск «Общего веча». Черезтри года после выхода № 244-245 от 1 июля 1867 года издание «Колокола»уже не возобновлялось.
Практическое значение «Колокола»отражают воспоминания и отзывы современников. Общими фразами это значение можновыразить так: «глоток свободы», побуждение к действию, программадействий, руководство действием. Каждое социальное сословие находило в «Колоколе»свою истину.
Историческое значение «Колокола»в том, что обратившись с революционной проповедью к народу, «Колокол»сыграл существенную роль в революционном воспитании трудящихся масс, вподготовке русской революции.
Заключение
Герцен А. И прожил недолгуюжизнь, всего 58 лет с 1812 по 1870 год, но получил славу и признание какписатель, философ и революционер.
В исторической науке его считаютглавой левого крыла западников. Он пропагандировал взаимосвязь философии совсеми науками, и не только гуманитарными, но естественными. А в своихлитературных произведениях он не раз обращался к тому, что крепостной строй неявляется лучшим вариантом для цивилизованной страны, а именно такое будущеепредполагает в своих взглядах Герцен для России.
Рассматривая неудачи революций взападных странах, он стал основоположником народничества, которое отражалавзгляды Герцена на природу русского социализма. Таким образом, Герцен, это одиниз величайших философов и революционеров, который до последнего дня стремился косуществлению своих планов и идей.
Практически идеи Герценавоплотились в создании им, вместе с помощниками, особенно другом детстваОгаревым, Вольной русской типографии.
В России в серединедевятнадцатого века создание типографии, которая работала бы без цензуры, былоневозможно, поэтому местом для первой свободной типографии был выбран Лондон,куда Герцен приехал, будучи в эмиграции в 1852 году. Благодаря этой типографиипоявилась известность русской литературы за рубежом.
Одним из самых ярких явленийиздательского дела XIX века стали именно бесцензурных изданий А.И. Герцена и Н.П.Огарева — альманаха «Полярной звезды», сборников «Голоса изРоссии», газеты на злобу дня «Колокол», приложений к ним — которыеони готовили в Лондоне. Начало и самый расцвет деятельности Вольной русскойтипографии приходится на 1850-е годы, завершение на 1860-е.
На первом этапе функционированиятипографии мы увидели, что без связи со своим читателем (николаевская Россия) существованиетипографии было возможно лишь благодаря упорству Герцена. Политическая культурастраха, взращенная николаевской Россией, не способствовала поддержке типографиини русским корреспондентами, ни друзьями Герцена, проживающими в России.
На втором этапе работытипографии — эпоха правления Александра II — в условиях всеобщего возбужденияобщественной мысли в надеждах на перемены, типография получила, наконец, исвоего читателя (а «Колокол» читали все — противники и защитники — исвоих корреспондентов.
Поставленная на службу русскогоосвободительного движения книгоиздательская деятельность Герцена и Огарева,явила пример подготовки массово-политических, научных, научно-художественныхпубликаций, имевших одно ярко выраженное политическое направление. Этонаправление было определено редактором-издателем на основе выработанныхфилософских, социальных, политических воззрений, которых он придерживался. Очевидно,управляющее значение тут имело содержание материалов. Исходя из спецификисодержания, издатель разработал определенную систему изданий различных типов ивидов. Российская журналистика только благодаря Герцену получила возможностьразвиваться и совершенствоваться, он же открыл путь и для оппозиционного теченияроссийской журналистики. То как Герцен ратовал за дело свободы, справедливостии борьбы с цензурой, может быть примером для подражания. Ведь именно желаниеположить свою жизнь во благо своего народа — отличительная особенностьжизненного пути Герцена.
Издания Герцена и Н.П. Огарёва,которые вышли из Вольной русской типографии в Лондоне, накануне и в годыреволюционной ситуации 1859-1861 годов в России способствовали революционномупробуждению русского общества.
Список использованной литературы
1. Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г. Дерзновение. — М.: «Мол.гвардия», 1989. — 314 с.
2. Герцен А. И.: Биобиблиографическая справка // Русские писатели. Биобиблиографическийсловарь. Т.1. /Под редакцией П.А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990, С.156-157.
3. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 тт. — М.: Издательство АкадемииНаук СССР, 1954-1965 гг.
4. История отечественной журналистики XVIII — XIX веков.- М.: МГСУ, «Союз», 2000. — 456 с.
5. Прокофьев В. Герцен. ЖЗЛ. — М., «Молодая гвардия», 1979.- 367 с.
6. Славин Л.И. Ударивший в колокол. — М.: Изд-во политической литературы,1986. — 267 с.
7. Соловьева (В.Д. Смирнова) Е.А. Александр Герцен. Его жизнь и литературнаядеятельность. (1897). Биографическая библиотека Флорентия Павленкова. — М., 2009.- 157 с.
8. Туниманов В.А. А.И. Герцен // История русской литературы. В 4-х тт.Том 3. — Л.: Наука, 1980, С.45-58.
9. Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания / Под общ. ред. С.Н. Голубова и др. — М.: Гос.изд-во Худож. лит., 1959 — 478 с.
10. Эйдельман Н.Я. Тайные корреспонденты «Полярной звезды».- М.: Наука, 1966. — 278 с.
11. Эльсберг Я.Е. Герцен. — М.: Государственное Изд-во художественнойлитературы, 1956. — 498 с.