Министерствообразованияи науки Украины
Луганскийгосударственныйпедагогическийуниверситет
им. Тараса ШевченкоКафедравсемирнойистории
Курсоваяработа
по историиславянскихнародов
На тему:«Чехияв период правленияКарла I(IV)»
Выполнила:
студентка3 курса
группы«В»
исторического
факультета
Друзь Е.В.
Проверила: Лобас Т.В.
Луганск2002
.
Содержание.Введение 3
Глава 1.Наиболее важныеисточники поистории ЧехииXIVвека 6
Глава 2.Социально-экономическоеразвитие ЧехииXIVвека 17
Глава 3.Политическаяжизнь Чехиипри Карле I 29Заключение 37Литература 38
Введение.
Приступаяк изучениюданной темынужно отметитьее особенности.Суть их в том, что эта темана первый взглядне являетсяособо актуальной, и даже наобороткажется совершеннонеинтереснойдля исследования.Но это глубочайшеезаблуждение.Актуальностьэтой темы связанане непосредственнос рассматриваемымпериодом, а соследующим, наиболее значимымпериодом вистории Чехии– периодомгуситских войн.Именно в этотпериод произошлисобытия, которыестали значимымине только дляистории Чехии, но и для историивсей Европы.По сути, гуситскиевойны положилиначало кризисукатолицизмаи стали первоосновойдля будущейРеформации.
Реформация, как известно, заложила основыбудущей западноевропейскойцивилизации.Это приводитнас к выводу, что именнособытия в Чехиистали однойиз причин становленияЗапада.
Чтоже касаетсярассматриваемогопериода, то егоособенностьи актуальностьдля изучениясостоит в том, что именно вэто время былизаложены предпосылкидля будущегосоциальноговзрыва – гуситскихвойн. «Событияпорождаютсяпричинами»- говорили философы, и это правда.Чтобы понятьпричины гуситскихвойн и необходимоизучить предшествующийпериод истории– период правленияКарла IЛюксембурга.
Исходяиз рассматриваемойпроблемы, цельюработы являетсяосвещениеположения Чехиив период правленияКарла I, социально-экономическийанализ этогоположения ивыяснениепричин и истоковгуситских войн.
Однакохронологическиерамки работыне ограниченыпериодом правленияКарла I –1346-1378 они значительноболее широки, так как дляболее полногоосвещенияданного вопросанеобходимопроанализироватьпредпосылкии последствия правленияКарла I.Поэтому в целомработа в тойили иной степенибудет охватыватьв хронологическомаспекте всеXIV столетие.
Территориальныерамки работызначительноуже — это собственнотерриторияЧехии в данныйхронологическийпериод. Однакоэти рамки нестатичны, таккак территориягосударствапостоянноизменялась.
Объектомисследованиясоответственноявляется историческийпроцесс в ЧехииXIV века, апредметом –социально-экономическиеотношения вэтот этап истории.
Основнымиметодами работыявляются методыисторическогоисследования, системностии структурности, а также сравнительногоанализа источникови мнений другихисследователей.
Методологическиработа опираетсяна цивилизационныйподход А.Тойнбии рассматриваетЧехию как частьзападноевропейскойцивилизации, только относительнонедавно интегрированнуюв общую структуру.
Исходяиз этого главнымизадачами, которыестоят переднами при рассмотренииданного вопросаявляются:
Анализ состояния источников по истории Чехии этого периода
Характеристика социально-экономического развития Чехии XIV века
Политическое состояние Чехии перед правлением Карла I
Анализ правления Карла I
Выделение наиболее важных последствий его правления
Практическоезначение работыдовольнозначительное.Правда, она неимеет важногонаучного значения, но будет значимадля студентовпри изученииэтой проблемы, ввиду слабостиучебно-методическойбазы по этомувопросу, и томуфактору, чтоэта проблемаизучается врамках, какминимум, двухучебных курсов.
Чтоже касаетсяисториографическогообзора, то здесьнеобходимозаметить, чтов целом этотпериод изучендовольно слабо.Монографийпо этому периодунет. Основнымиисточникамиявляются монографии, в которыхрассматриваетсяистория гуситскихвойн, а такжемногочисленныекомплексныеисследованияпо историиЧехии.
Кнаиболее раннимисточникамможно отнести«Историю Чехии»1947 года, а также«ИсториюЧехословакии»в 2 томах 1956 года.В это же времявыходят и монографиипосвященныегуситскомудвижению (данныйвопрос рассматриваетсяв них как перваяглава). Это трудыЙ. Мацека (1954) и Б.Рубцова(1955).
В1963 году выходиткомплексноеисследованиепо историиЧехословакииВ.Гусы.
Позжевыходят монографииГ.М.Лившиц оРеформациив Чехии и Германии(1978)и Л.П.Лаптевойо письменныхисточникахпо историиЧехии(1985), которыехотя и не посвященыданному вопросу, но имеют важныеданные для егоисследования.
В1988 году выходитисследованиеколлективаавторов «Краткаяистория Чехословакии», которое имеетразделы посвященныеданному вопросу.
Глава1. Наиболее важныеисточники поистории ЧехииXIVвека.
Сведенияо социально-экономическоми политическомположениипредгуситскойЧехии, можнополучить изнесколькихвидов источников.Один из них —повествовательные(нарративные)материалы, главным образомхроники и короткиехроникальныезаметки. В хроникахсведения обэкономике илиположениинародных массвстречаютсялишь в видеисключения- упоминанияоб урожаях инеурожаях, моровых эпидемиях, спорах феодалов, заканчивавшихсяразграблениеми опустошениемдеревень. Основноеже содержаниесоставляютописания событийпри дворах икапитулах, одеятельностикоролей и светскихфеодалов, ополитическихсобытиях. Изхроник предгуситскогопериода можноназвать: хронику ФрантишекаПражского, трихроники дворцовойисториографииКарла I: аббата Неплаха, Пржибика Пулкавы и Бенеша Крабице.Все эти хроникив принципеподобны, литературнымобразцом иисточникомсведенийдля них былаболее ранняяЗбраславскаяхроника.[5;124]
К такогорода хронистампринадлежитпрежде всего ФрантишекПражский.Известноо нем немного.В 1333-4 г. он был ректоромшколы на Вышаграце, затем сталпроповедникомв храме св. Витаи капелланомепископа Яна из Дражиц, которыйв 1341 г. предложилФрантишекупродолжатьзаписи в Пражскомкостеле, прекратившиесяеще в 1283 г. Франтишеквзял за основусвоего сочиненияЗбраславскуюхронику и лишьс 1338 г. описывалсобытия самостоятельно.Он закончилбыло хроникув 1342 г., но затем, после смертиепископа Яна, продолжал еееще до 1353 г. Еслив первой редакцииглавной фигуройповествованиябыл Ян из Дражиц, то во второйв центр поставленКарл I.
ХроникаФрантишекаПражскогосостоит из трехкниг. Повествованиеначинаетсятам, где остановилисьПродолжателиКозьмы. Далееоноидет по Збраславскойхронике, Франтишеклишь сокращаетили несколькорасширяетматериал взависимостиот собственногопониманияважности событий.Франтишекане интересуютобстоятельства, от которыхзависели историческиесобытия, причиныи следствияпоследних.Кроме того, хронист неумеет отбиратьматериал, перемежаетдокументы сослухами, в равноймере доверяятем и другим.Большое вниманиеон уделяетсобытиям, связаннымс церковью. Ноглавное местоотводитсяправлению КарлаI, основаниюим Пражскогоуниверситета, коронованиюКарла в Прагеи т.д. В общем, Франтишекпревозноситкороля, принесшеголюдям 'золотойвек'. Как ужеуказано, хрониказаканчивается1353 г., но времясмерти хронистанеизвестно.Политическаятенденцияавтора проявляетсяв форме враждебногоотношенияк иностранцам, особенно кнемцам. Франтишекдемонстрируетсвое чешскоенациональноечувство.
Дополнятьи продолжитьхронику ФрантишекаКарл Iпоручил каноникуПражскогокапитула ируководителюстроительствахрама св. ВитаБенешу Крабице.Последнийпроисходилиз рыцарскогосословия.Хроника состоитиз двух частей.Первая — описываетпериод 1284-1346 гг.и полностьюзависит отхроники Франтишека.Бенеш лишьсокращаеткое-где текст, изредка меняетего и высказываетсобственныемнения. Чемближе к современности, тем чаше встречаютсясобственныеоценки автораи новые -по сравнениюс предшественниками- сведения.
Втораячасть хроникидоведена до1374 г. и описываетправление КарлаI.Хронист (видимо, по желаниюкороля) вставилв текст почтивсю автобиографиюКарла. Весьостальной текстпринадлежитБенешу и представляетсобой подробноеизложениеистории правленияКарла Iс 1346 по 1374 г. Описываютсяпридворныеторжества, строительствоПраги, открытиеи деятельностьуниверситетаи т.д. Хронистдемонстрируетсвою преданностьправящей династии, но также и свойчешский патриотизм.
Хроникааббата Неплаха(ум. в1371 г.) была ещеодной неудачнойпопыткой изобразитьчешскую историюна фоне всемирной.Правда, авторлучше зналисториюЧехии, ближестоял к Карлу, часто сопровождалего в путешествиях.Однако сочинениеНеплаха лишеновсякой собственнойконцепции ипредставляетсобой лишьбеспорядочнуюкомпиляцию, в котороймногочисленныеотчеты неоднократноповторяютсяи на данныекоторой нельзяположиться.
Неплахвзял за основухронику папи римских императоровМартина Полонияи добавил к нейкраткую выдержкуиз чешскиххроник — Козьмы, его Продолжателейи так называемогоДалимила, укоторого заимствовалглавным образомпоследовательностьправлениябогемскихгосударей иописание церковныхсобытий. Фактывсемирной ичешской историиобъединеныу Неплаха совершенномеханически.Повествованиедоведенодо 60-х годов, нокак раз наиболееинтересныесведения, касающиесяпоследних двухдесятилетийи почерпнутыеиз собственногоопыта хрониста, не сохранились.Литературнаяи историческаяценностьсочиненияневелика. Хроникаопубликованана латинскомязыке, о ней есть отдельныеупоминанияу исследователейсмежных сочинений.
НаиболееобширнымпроизведениемдворцовойисториографииКарла Iявляетсяхроника ПржибикаПулкавы.Ононаписано имв соавторствес самим КарломI, но форму и степеньучастия короляв этом трудеопределитьсложно: писалли он частьтекста, или былтолько идейнымвдохновителемосновногоавтора, неизвестно.Ясно однако, что корольпредоставилПулкаве материал(летописи, грамоты), доступ в архивыи, видимо, участвовалв отборе материалаи в установлениикомпозициихроники. Последняядолжна быластать изложениемчешской истории, прославляющимдинастииПржемысловичейи Люксембургов.[5;65]
ПржибикПулкава былмагистромсвободныхискусств, в1373-1378 гг. занималдолжностьуправляющегошколой прикостеле св.Иржи в Праге(по другой версии- должностьректора школыпри коллегиатскойцеркви св. Эгидияв Праге), затембыл священником.Хронику, онначал писатьоколо 1374 г. Изложениездесь открываетсяразделениемчеловечествана отдельныенароды приВавилонскомстолпотворении, причем упоминаютсяи славяне какодна из 72 ветвей, на которыеразделилосьчеловечество.Говорится орасселениичасти славянна территорииЧехии и излагаетсячешская историядо 1330 г. Пулкаваиспользовалхроники Козьмыи его Продолжателей, так называемогоДалимила, Збраславскую, ФрантишекаПражского, Бенеша Крабице, свидетельствакоролевскогоархива, грамоты. Некоторыесведения почерпнутыиз источников, до нас не дошедших.Пулкава составилсвою хроникуна латинскомязыке, но вскорепосле оригиналавозник и чешскийперевод, частькоторого выполненасамим Пулкавой.
Будучисочинениемофициальным, хроника излагаетконцепциючешской историии государства.Подчеркиваетсянепрерывностьчешской государственностиот времен ВеликойМоравии и князяВацлава (этовыражаетсяво включениив текст хроникиПулкавы легендыо св. Вацлаве).Хроника должнабыла обосноватьстремлениеКарла Iсоздать сильноечешскоегосударствово главе с прочнойцентральнойвластью, стоящейнад всемидругими политическимисилами, историческиоправданнойи освященнойБогом. Прочностьи авторитетвласти государядолжны былиопираться наисторическиетрадиции. Нопри всей продуманностиидеологическойконцепции ифункций самойхроники, ееисторическаяценность невелика, хотя текст исодержит сведенияиз ряда неизвестныхвам сочинений.[5;66]
Своеобразноесочинение ивесьма специфическийисточник почешской историиXIVв – это автобиографияКарла I.Она вошлапочти полностьюв текстынекоторыххроник и весьматесно с нимисвязана. ВообщежеавтобиографиюКарла труднопричислитьк какому-либоразделув классификацииисточников, она стоитособняком.[5;67]
Написанаона вероятнеевсего, в периодс 1365 по1371 (имеются, впрочем, и другие предположения).Автор не стремилсяописать своюжизнь сколько-нибудьобъективно, в соответствиис реальностью, а хотел нарисоватьобраз идеальногогосударя, подражаниедействиямкоторого обеспечилобы успех егопреемникамнатроне. Такимобразом, автобиографияКарла имелазадачу пропагандироватьдеятельностькороля и императора, излагала еговзгляды наверховнуювласть, на церковь, на соотношениеразличныхполитическихсил. Ее назначениембыло статьидеологическими политическимкредои путеводнойнитью для тех, кому сужденоправить послеКарла. Этойидеологическойзадаче подчиненои изложениефактов. Карлотбиралдля своейавтобиографиитакие события, которые выражалиего представленияо власти и ролигосударства, об организаторскихфункцияхпоследнего.Если факты неподходили подсхему этойполитическойзадачи, авторих замалчивалили интерпретировалв нужном емудухе.
Сочинениесостоит из 20различных пообъему глав, разделенныхв целомна две части.Часть 1 (главы1-14) освещаетмолодость иполитическуюдеятельностьКарла до 1340 г.Часть 2 (главы15-20) описываютсобытия 1344-1346 гг., а в начале этойчасти имеетсякраткая справкао периоде 1341-1344гг.
Часть1 является, видимо, автобиографиейв прямом смыслеслова, т.е.написана самимКарлом. Авторже части 2 неизвестен; вероятнеевсего, это какое-тодоверенноелицо короля, которому и былопорученодовести изложениедо 1346 г. Почемусам Карл незакончил своесочинение, сказать трудно, прямых объясненийэтому фактув источникахнет. Сочинениенаписано налатинском языкеи дошло до насв ряде рукописей.Сохранилисьи выполненныееще при жизниКарла переводына старочешскийи средневерхненемецкий.
Весьма ценнымисточником, в частностии о жизни народныхмасс, являютсяграмоты. Онираскрывают, например, имущественные, судебные иличные правафеодалов поотношению ккрестьянами потому имеютпервостепенноезначение дляизучения положениякрестьян.
Весьмаважным дляистории предгуситскойЧехии источникомявляетсяурбарии. В урбарияхфиксировалиськрестьянскиеповинностии платежи впользу феодала.В некоторыхурбариях указаныразмеры крестьянскихучастков, такчто источникдает представлениеи о социальнойдифференциациикрестьянства.Правда, в урбарияхнет данных одеревенскойбедноте, ноостальноенаселениевотчины в немохвачено. Одействительномразмере полученныхс крестьянплатежей говоритучетный материал.По описываемымисточникамможно проследитьи процесс сменывладельцевкрестьянскихучастков, узнатьо деревенскойнаемной рабочейсиле, о ценахи заработнойплате.[5;126]
Ценнымисточникомо жизни народныхмасс конца ХIV- начала ХVв. являютсяюридическиепамятники. Онипредставленызаконодательнымиактами, правовымикнигами, юридическимисочинениями.
В средниевека юридическиепамятники вЧехии представлялисобой первоначальнозапись нормобычного права, но по мере развитияфеодальныхотношений онистали составлятьсяспециальноподготовленнымилицами, знавшимиправо и вносившимисвои идеи вфиксацию сложившихсяна практикенорм и обычаев, свое осмыслениезадач их кодификации.Юридическиепамятникисодержат лишьпредписанияо действияхв определенныхжизненныхситуациях, ноничего не говорято ходе событий, их причинахи следствиях. Этим они отличаютсяот источниковдругих типов(официальных, нарративных).Кроме того, юридическиеисточники неотражают полностьюдействительногоположениявещем, так какне дают намсведений ослучавшихсяв жизненнойпрактике отклоненияхот содержащихсяв праве предписаний.В то же времяв юридическихпамятникахимеется богатыйматериал дляисследованияэкономическогоразвития исоциальнойструктурыобщества, взаимоотношенийклассов и сословий, политического, экономическогои правовогоположения всехслоев общества.
Первымтаким памятникомявляется такназываемая“Рожмберкскаякнига”.Она была найденав архиве коморникачешского Петраиз Рожмберка (ум. в 1347 г.)и поэтому известнаеще как “Книгастарого панаиз Рожмберка”.Написана онав начале ХIVв. на чешскомязыке. Отдельныеее части восходятк ХШ в. Памятникявляется руководствомдля судебной практики подревнему чешскомуправу, главнымобразом процессуальномуи частному.
Крупнейшийпамятник юридическогохарактера —кодекс основныхпринциповфеодальногоправа ХVв., чешской законник«МаестасКаролина». Он былсоставлен налатинском языкев 1351-1353 гг. по инициативеи при участииКарлаIкак комплексныйсвод правовыхобычаев и проверенныхпрактикойюридическихнорм. «МаестасКаролина»содержит 109 статей, сформулированныхтаким образом, чтобы осуществитьосновную идею- укрепить положениекороля в материальной, политическойи судебнойсфере. Уже впредисловииКарл Iподчеркивалтезис о божественномпроисхождениикоролевскойвласти и призывалсвоих подданныхпринять законниккак дар божий, преподнесенныйлюдям черезпоставленногобогом же справедливогокороля. Экономическаяоснова королевскойвласти усиливаласьв статьях законникатем, что королевскоеимуществообъявлялосьнеотчуждаемым.Усиление королевскойвласти должнобыло постигатьсяликвидациейправа пожизненно и наследственнозанимать должностив земскихучреждениях, что впредшествующиеэпохи приводилок захвату властипанской олигархией.Законник предписывалвсем королевскимчиновникамвладеть чешскимязыком. Из другихпунктов важноезначение имелите, которыекасались феодальногосуда. В уголовномсудопроизводствеотменялись«божьи суды», ордалии, т.е.испытанияраскаленнымжелезом, водой.Запрещалисьи такие наказания,как выкалываниеглаз, отрезаниеноса, уха и руки.Так, в законникеговорилось:'Не дозволенони одномупану или шляхтичу, чтобы он своимили чужим людямвыкалывалочи. А если ктобудет уличенв таком действии, то пусть знает, чтонавлек на себягнев короля…Если будетдоказано, чтонекий панили шляхтичотрезал своемучеловеку илиеще кому-либонос, пустьзнает, что всеего поместьяпереходят всобственностьЕго Королевской Милости.[5;34] Сдругой стороны, устанавливалисьвесьма строгиекары за грабеж, убийство, насилиеи разврат.Наказывалисьтакже поджоги игра в кости.Ряд пунктовзаконникакасался шляхетскогоимущества.Например, еслишляхтич умиралбез прямыхнаследников, его имуществопереходилок королю (правомертвой руки).Без согласиякороля нельзябыло имуществони завещать, ни дарить.Также и разделшляхетскихимений подлежалнадзору короля.Всеэти и многиедругие пунктыпоказывают, что идея усиленияицентрализациикоролевскойвласти получилав законникевесьма яркоевыражение.Чешские паныне могли согласитьсяс таким поворотомсобытий. Преждевсего, они нежелали признаватьпункт о неотчуждаемостикоролевскогоимущества, таккак это лишилобы их возможностирасширять своивладения засчет королевских.Кроме того, корольпосягал нафеодальныеправовые институции, которые панывсегдасчитали исключительнособственнымдоменом. Неприемлемодля чешскойшляхты былои запрещениезаконникомжестоких формнаказания «провинившихся»подданных.Ограничение феодальногопроизволарасценивалосьпанами каквмешательствов их дела инарушениедревних прав, которыми онипользовалисьуже более 150 лет.
«МаестасКаролина» былнаправлен непротив шляхтыкак таковой, а только противее чрезмернойвласти. Но иэто обстоятельствопослужилопричиной неприятиязаконникапанами на сейме1355 г. Шляхта нетолько отверглазаконник, нов потребовала, чтобы он официальнобыл объявленнедействительным.Карл IVбыл вынужденпойти на это, что и провозгласилграмотой от6 октября 1356 г.
Таким образом, при оценке«Маестас Каролина»как источниканужно иметьв виду не толькоодносторонность, свойственнуююридическимпамятникам, но в тот факт, что законниквообще не былвведен в практику, оставшись лишьпроектом.
В концеXIVв. чешские юристыпереработалисуществовавшиедокументы всоответствиис теми изменениями, которые произошлив правовыхнормах в обычаях.Так возникчешский «Порядокземского права» Его отношениек «МаестасКаролина»точно не выяснено.
Весьмаинтересным и своеобразнымбыл документпод названием«Порядок коронациикороля и порядокблагословениякоролевы». ОнсоставленКарлом Iперед его коронациейв 1347 г. Этим «Порядком»и руководствовалисьпри коронации.В документеизлагаетсяпоследовательностькоронационныхобрядов, такчто он — ценноесвидетельствожизни и обычаевпри дворе XIVв.
Другуюгруппу правовыхдокументовпредставляютсобой рукописи, где приведеныне только текстыдействовавшихв городах правовыхпредписаний, но и пересказаносодержаниедебатов, наоснове которыхпринято то илииное постановление.К таким источникампринадлежат, например «Наставлениядля иглавскихконшелов». Чтоже касаетсяжизни духовенства, то она регламентироваласьв общем каноническимправом, а поконкретнымповодам — решениямисинодов, статутамиепископов иархиепископов.
Правовыедокументы вцелом показываютюридическоеположениекрестьяни городскойбедноты, но впрактике феодаловнарушенияправовых нормпредставлялисобой обычноеявление. Многоматериала ожизни народныхмасс предгуситскогопериода содержитсяв судебныхдокументахцеркви, которыесохранилисьлучше, чеманалогичныесветские материалы.По каноническомуправу высшимсудьей в томили ином церковномокруге былепископ илиархиепископ.От его именивикарии решалиспоры междулицами духовнымии светскими.Записи ходаэтих спорови решений поним являютсясодержаниемтак называемых«судебныхактов». Так, сохранилисьсудебныеакты консисторииПражской. В нихзафиксированасеть приходов, рассеянныхпо всей стране, имеются инвентариивладений иимуществаприходов, записио содержанииспоров священниковсо светскимифеодалами поповоду размерадесятины, встречаютсяупоминанияо ересяхи т.п. Все этисведения даютпредставлениеоб экономическоми правовомположениичешской деревни.
Некоторыестороны жизнинародных масспредгуситскогопериода отразилисьи в литературныхпроизведенияхсветских феодалов, защищавшихи прославлявшихсуществующийпорядок, а такжепредставителейдуховенства, составлявшихв основном«легенды», т.е.жития святых.Крестьяне ивообще народупоминалисьв этом виделитературылишь как символвсего дурного, а слово «хлап»(холоп) употреблялоськак бранное.
Городскоетворчествоэпохи представленосатирическимистихами, поэзиейвагантов, критиковавшихцерковнуюиерархию ивообще властьимущих, но, сдругой стороны, пренебрежительноотносившихсяк крестьянам.Критическиемотивы особенноярко выраженыв драматическихпроизведениях, которые ставилисьна подмосткахгородов и местечек.
В числе источниковпо историипредгуситскойЧехии следуетеще назватьтрактаты ипроповеди. Всеони без исключениявышли из-подпера представителейдуховенства.Из этих сочинений, строившихсяпо определенной, фиксированнойсхеме, мы иногдаузнаем и о жизнинарода: авторыиногда обращаютсянепосредственнок массам иливключают втекст эпизодыиз жизни городаи деревни.
--PAGE_BREAK--
Глава2. Социально-экономическоеразвитие ЧехииXIVвека.
XIV век – периодэкономическогоподъема: развиваетсясельское хозяйство, растет добычаметаллов — золотаи серебра. С1300 года чеканитсяпражский грош– одна из самыхтвердых валютЕвропы. Развитиеметаллургиии чеканки денегспособствуетразвитиютоварно-денежныхотношений.Товаризируетсяпромышленностьи сельскоехозяйство, начинаетсяпереход наденежную ренту.[6;59]
Естественно, что параллельнос этим происходяти измененияв социальнойсфере. Наиболеевсего изменилосьположениецеркви.
Церковьк концу XIVвека была крупнейшимфеодаломЧехии. Большаячасть пахотныхземель (подсчитано, что церквипринадлежалапримерно третьвсего земельногофонда страны)— основногосредствапроизводствав эпоху феодализма— находиласьв руках именноцерковныхфеодалов. Начинаяс XIIIвекацерковь ввелацелибат (в частностии вЧехии), которыйпрепятствовалдроблению ееземельныхвладений. Земельныепожалованияцерковнымучреждениям, захват и скупказемель, а такжеполученныецерковью привилегиипривели кконцентрациивсе большегоколичестваземель подвластью церквей, монастырей, капитулов иепископств.Увеличениюземельныхвладений церквиспособствовалаполитика КарлаIV, которыйнашел в церквиглавную опорудля осуществлениясвоихполитическихзамыслов; именнопоэтому онстремилсяпривлечь церковьпожалованиямии привилегиями. Обращаетвнимание тотфакт, что цельюмонастырейбылоприсоединитьблизлежащие деревни к своимвладениям исоздать компактные, объединенныеземельныеугодья. Однакосозданию такихкомпактныхцерковныхвладенийпрепятствовалифеодалы — владельцысмежных с церковнымиземлями поместий, что приводилок бесконечнымраспрям. [1;112]
Кромепрямых феодальныхповинностейкрестьянинплатил такжедесятину т.е. десятуючасть всехдоходов своегохозяйства.Этим, однако, его повинностипо отношениюк церкви неисчерпывались.За каждый обряд— за крестины, исповедь, погребение— верующиедолжны былиплатить церкви.
Служителицеркви хозяйничалии вгородах, ониспекулировалинезаложеннымимонастырскимипоместьямии получали свладельцевдомов фиксированныепроценты —вечную ренту, что опустошалокарманы бюргеров.Мелкие ремесленникитакже вынужденыбыли закладыватьдома и из годав год выплачиватьсвоим кредиторам(церковныммагнатам илипатрициату)проценты; такимобразом, должникинесли тяжкое, бремянаследственной(пожизненнойили вечной)ренты. Богатыепрелаты нередкоссужали бюргерамнеобходимыеим средства, несмотря нато, что церковноеправо запрещалодуховенствузаниматьсяростовщическимиоперациями.Pенты, богатство, привилегии— все это приводилок засилью церквив городах, ивызывало неприязньк ней населениягородов. Такимобразом, церковьвозбуждаланенависть нетолько у крепостныхи феодалов, нои у горожан.Всеобщаянеприязнь кцеркви усиливаласьтакже в результатенаглой финансовойполитики папскойкурии, в результатеупадка и разложения, которые переживалацерковь.[7;14]
В XIVи XVвеках аппетитыцеркви резковозросли, онатребовала всебольше и большесредств. И онадобывала ихиз своейпаствы. Постепенноцерковь-эксплуататортеряла ореолсвятости и вконце концовстала подвергатьсявсеобщим нападкам. Начинаяс XIVвека хищническиетенденциифинансовойполитики Римав Чехии всеболее усиливались.Епископы ипрелаты приназначениина должностьдолжны былиутверждатьсяпапской курией, которая предоставлялаим эту милостьотнюдь не даром.В форме такназываемыхсервиций впапскую казнутекли из Чехиипотокизолота. Следуетпри этом учесть, что все платежибанкирам святыхотцов производилисьв золоте, и притомв твердой валюте, и никоим образомне в местныхденьгах (например, не в чешскихгрошах).
Так, епископы ипрелаты направлялив Рим немалыесуммы. Так, например, сервиции запражскоеархиепископстводостигали 2 800злотых, за оломоуцкоеепископство— 2 500, за литомышльское— 800. Но и остальныебенефициидуховных лицпредоставлялисьза очень высокуюплату — такназываемыеаннаты (например, аннаты «за местодекана в Кроморжижесоставляли425 злотых), причемкандидаты навакантныедолжностидолжны былизаплатитьзаблаговременно.Постепенноустановилсятакой порядок, при которомлица, заинтересованныев получениибенефиция, платили за ещене освободившуюсядолжность.Доходные бенефициинередко распродавалисьзаранее. Росттакого родацерковныхпоборов началсяглавным образомсо времени папыИоанна XXII(начало XIVвека), но уже в первойполовине XIVвека эти поступлениядостигли огромныхразмеров (так, например, в1342—1352 годах в чешскихобластях такогорода платежипроизводилисьв 600 случаях).Ростаннатов и другихплатежей былсвязан такжес тем, что новыйпапа отнималвсе бенефиции, пожалованныеего предшественниками.Всякий заинтересованныйв закрепленииза собой должностиобязан был, таким образом, платить за неевновь.[7;16]
В XIVвеке необычайновозросла такжепапская десятина.Если на протяжениивсего XIIIвека папскаядесятина взималасьлишь два раза, то в последнеедесятилетиеXIVвека ее взималиуже восемь рази в немалыхразмерах —кошели ненасытныхпапских сборщиковбыли бездонны.По одному толькоПражскомуархиепископствудесятина приносилапапе 1 400 коп грошей.Помимо десятиныРим взимал ещеи чрезвычайныесборы — оничаще всего шли на созданиенаемных армий, необходимыхпапской куриидля веденияпостояннойборьбы с итальянскимифеодалами.Огромные доходыприносилаторговляиндульгенциями.Всеэто следуетиметь в виду, чтобы представитьсебе, какимобразом изкарманов верующихвытряхиваливсе до последнегогроша. Нужнопринять вовнимание, чтосами служителицеркви платилиденьги папскойкурии не изсвоего кармана.За церковныхфеодалов платилиих крепостные, вносившие такназываемую«помощь». Финансовоебремя, лежащеена населенииЧехии, возрослопосле 1378 года, когда в связис церковнойсхизмой объявилисьдва претендентана престол«наместникаХриста на земле», а к началу XVвека кним присоединилсятретий. Эти трипретендентана папскийпрестол старалисьпревзойти другдруга не нравственнымикачествами, а богатством, роскошью исилойоружия.
Вовремена КарлаIлучшие и наиболеедоходные церковныедолжности вЧехии получалииностранцы, преждевсего немцы, собравшиесявокруг императорскогодвора, которыйиспользовалсвою теснуюсвязь с папой, чтобы оказыватьим поддержку.У чешскогодуховенства, особенно низшего, была, такимобразом, ещеоднапричина ненавидетьвысших сановниковцеркви, бывших, как правило, чужеземцами.
Резко подаети нравственностьсвященнослужителей.Из отчетов ревизионнойкомиссии мыузнаём о некоемсвященникеЛюдвикеКояты из приходасв. Яна в Подскалии:«У неготакже былавозлюбленная, проживавшаяв Вышеграде, кроме того, всвоем доме, находящемсяблиз монастырясв. Екатерины, что протившколы св. Апполинария, он устроилпубличный дом, в котором содержалчетырех, иногдашесть и дажевосемь проституток, принимавшихгостей со стороны.Помимо того, он был страстнымигроком в кости.Он ходил игратьв кости на СтароеМесто в домГензла Глазераи Марка Плетлова, нередко онпроигрывалтам всю своюодежду и ночьювозвращалсянагим в домсвоей сожительницыв Вышеграде.Дважды рихтаржНового Местапрогонял егов таком обличьекак бродягу, но ему удавалосьскрытьсяв своем доме, что протившколы св. Апполи-нария».Следует добавить, что, по всейвероятности, Людвик Коятыне был исключением; безнравственныхцерковнослужителейбыло тогдамножество.[7;18]
Получатьбенефиции исвязанные сними доходыстановилосьделом нелегким.С другойстороны, большойприток желающихполучитьбенефиций идолжностьсвященникаприводил ктому, что кандидатовбыло больше, чем свободныхмест. Поэтомузначительновозросло количествонизшего духовенства, куда входилисвященникииз бедноты, прежде всегоиз чешскихсемей, не имевшихсредств напокупку бенефицияи вынужденныхпоступать наслужбу к бенефициариямв качестведержателейприходов, наниматьсяв церковныесторожа илистановитьсябродячимипроповедниками.Таким образомпроизошладифференциациядуховенства, разделившегосяна так называемыхпрелатов, то есть высшихслужителейцеркви, иливысшее духовенство, и низшее духовенство, положениекоторого всеболее ухудшалось.Голодныйи бедствующийпроповедниксравнивал«церковь христову»— бедную, смиренную, какой ее описывалив Евангелиях, с тогдашнейцерковью —распущеннойи безнравственной, крупнейшимфеодальнымвладельцем.Это вопиющеепротиворечиепоказывало, как «далекозашла церковь».Не удивительно, что именно изрядов низшегобедногодуховенствавыходили люди, требовавшиеисправленияцеркви, передовыеборцы, лучшиеорганизаторыи вожди гуситскогонародногодвижения.[2;71]
Класссветских феодаловтакже не былединым. Взависимостиот размероввладений, происхожденияи общественногоположениясветские феодалыделились навысшее дворянство(панство) и низшеедворянство, то есть рыцарей, земанов и паношей.Паны, так жекак и монастыри, стремилиськ объединениюсвоих распыленныхвладений. Этивладения взначительнойсвоей частибыли раздробленыи состояли изотдельныхучастков, на которыхсидели крестьяне.Мы ужевидели, чтоподобные жестремлениядуховенстванаталкивалисьна сопротивлениесоседних феодалов.Точно так жеусилия какого-либопана увеличитьили округлитьсвои владениянаталкивалисьна противодействиедругих феодалов.
Несравненнохуже было положениенизшего дворянства, мелких феодалов, которые вэкономическомотношениине могли конкурироватьс владельцамикрупных поместий.Владения низшегодворянствауменьшалисьв результатепосягательствсо сторонысоседних панов.С подобнымявлением мывстречаемсяв южной Чехии.Так, например, панский родРожемберковс середины XIVвекарасширил своивладения преждевсего за счетмелкихдворян, которыевынуждены былипродавать своиобремененныедолгами замкии усадьбы ипоступать наслужбу к Рожемберкамв качествебургграфови служащих.В стремлениирасширить своивладения Рожемберкине останавливалисьдаже передзахватамицерковнойсобственности, именно это-тостремлениеи привело кбудущему переходучасти панствав гуситскийлагерь.[3;238]
Панскиероды, могуществокоторых теперьвозросло, претендовалина неограниченноегосподство, стремясь захватитьв свои рукикак центральную, так и местнуювласть, вследствиечеговозникалипостоянныетрения междупанством икоролем.Если Карлу I, нашедшему опорув церкви, ещеудавалосьдержать в повиновениикрупных феодалов, то Вацлаву IVпришлось нетолько испытатьна собственномгорьком опыте, насколько панысильнее его, но ипознакомитьсяс панскойтюрьмой[6;61].
Вопрос шел также и отом, удастсяли низшемудворянствуполучить доступк местномууправлению.Мелкий дворянинили прилагалвсе силы наборьбу с могущественными знатным соседом, или вынужден былпродаватьсобственныйзамок иискать пропитаниялибо при дворе, либо у тех жепанов.Много мелкихдворян шло внаемную армию, а частьже прибегалак инымсредствам —к грабежу иразбою. В полномсоответствиис духом феодальногоправа рыцарь, по отношениюк которомусоседний пансовершил какую-либонесправедливость, мог объявитьему войну, бралсяза меч и возмещалубытки за счетпанского имущества.Он нападал напанские усадьбыи деревни, угонялскот и грабилкрестьян. Этифеодальныеусобицы, стольобычные дляэпохи феодализма, превращающиесяиногда в настоящую«виселичнуювойну», усугублялисьборьбой междусамими разбойничьимибандами; воглаве этих бандобычно стоялиобедневшиедворяне, которыев лесной чащеили на большихдорогах грабилипутникови купцов. Многочисленныепримеры феодальногоразбоя и грабежавстречаютсяв южной Чехии, они записаныв так называемой«Книге казнейпанов из Рожемберка».Преступления— разбой, грабеж, налеты и поджоги,— описанныев «Книге казней», наглядно показывают, насколькоглубоко зашлоразложениегосподствующегокласса.[7;20]
Самособой разумеется, что интересыдворянства(каквысшего, таки низшего) немогли не вступитьв противоречиеи с интересамигородов. Развитие ремеслаи торговлинаталкивалосьна давние привилегиипанства. Сравнительноболее тесныеотношенияс городамиподдерживалирыцари, которыев борьбе противцеркви в панстваискали союзас горожанами.Кредитныеоперации, ккоторым дворянствоочень частовынуждено былоприбегать, былитакже однойиз связующихнитей междуними городами. Чтоже касаетсяотношения ккрестьянству, то здесь низшеедворянствобыло заоднос панами. Подобнопанумелкий дворянинстремилсявыжать из крепостныхвозможнобольше. Помимообычных поборови оброков онтребовал открестьян ещеи чрезвычайную«помощь», атакже прибегалк многим другимспособамэксплуатации.
ВXIVи XVвеках бюргерствоне представлялособой единогообщественногокласса. В городах, представлявшихсобой центрыремесла и торговли, зарождалисьновыеобщественныеклассы. В XIVвеке в результатеразвитияремесла и торговли, а также вследствиеразвитияденежных отношенийгорода сталииграть всебольшуюроль в экономической, социальной, политической и культурнойжизни страны.
Начинаяс XIIIвека, с развитиемремесла и торговли, в Чехиишло развитиегорного дела, снабжавшегостранудрагоценнымиметаллами, необходимымидля развитияторговли. Изсеребра, котороедобывали начешских горныхпромыслах иособенно вКутной Горе, чеканили чешскиегроши, имевшиехождение повсей ЦентральнойЕвропе.Чехиябыланеиссякаемымисточникомсеребра.[6;61]
В правлениеКарлаIVПрага сталаодним из крупнейшихторговых центровЕвропы. В этомгороде, расположенномна пересеченииторговых путей, идущих с северана юг и с востокана запад, жилосвыше 30 тысяччеловек, которыекормилисьпрежде всегоза счет торговли.По своемузначению Прагазначительнопревосходилаостальныечешские города.До некоторойстепени с неймогла сравнитьсятолько КутнаГора, расцветкоторой объясняетсяразвитиемгорнорудногодела.
В рукахкрупнейшихбюргерскихсемействконцентрировалсяторговый капитал, это позволялоим занятьгосподствующееположение вгороде. Властьв городе принадлежаланесколькимпатрицианскимсемьям, связаннымдруг с другомузами родства.Они были хозяевамигородскойратуши и использоваливласть длясобственногообогащения.В чешских городахвласть корыстолюбивогопатрициатабыла еще болеененавистнапотому, чтопатрициатздесь в большинствесвоем был немецким, в то времякак подавляющеебольшинствогородскогонаселениясоставляличехи. Такимобразом, социальныепротиворечияусугублялисьнациональными.
Противпатрициатавыступалиширокие слоинаселения — бюргеры.Бюргеры накопилизначительныесредства, однакоза свои домаони обязаныбыли платитьпатрициям имонастырямарендную плату(вечная рента), суммы, поступающиеот городскихналогов, исчезалив бездонныхкарманахпатрициев. Впроцессе торговлипатрициатустанавливалконтроль и надремеслом, хотяв этом стремлениион натыкалсяна противодействиецехов. Поэтому раздорыи мелкие столкновениямежду цехамии захватившимвласть патрициатомбыли обычнымявлением. вжизни чешскихгородовначиная с серединыXIVвека.
Так, например, вгороде Брново время волненийв 1378 годупредставителиремесленниковтребовали, чтобывосемь мастеров, чехов по происхождению, участвовалив заседанияхсовета, когдатам обсуждаютсявопросы, касающиесявсей «общины»(то есть имущихслоевгорода). Точнотак же и в Иглавев 1391 году имелиместо выступленияпротив патрициата.Однако все этивыступлениябыли подавленыпатрициямипри помощистражников.[7;24]
Самуюмногочисленнуюгруппу населениягородов составлялагородскаябеднота, теснившаясяв лачугахпредместий, в городскихтрущобах. Этобыли разорившиесяремесленники, поденщики, челядь, работающиепо найму подмастерья, а также изгоифеодальногообщества —нищие и проститутки.Этачасть городскогонаселения, представляласобой взрывчатыйматериал, готовыйвспыхнутьот первой искры.А начиная с XIVвека положениегородскойбедноты неуклонноухудшалось.Росли цены насамые необходимыепредметы потребления, а заработнаяплата при этомоставаласьпрежней, а если и возрастала, то все-таки немогла поспетьза растущимиценами.
Крестьянствов предгуситскийпериод ужеподверглосьпроцессу социальнойдифференциации.Наряду с зажиточнымикрестьянами, которые велихозяйство набольшихземельныхучастках (впол-лана илицелый лан), в деревнежили и малоземельныекрестьяне, державшиечетверть ланаземли и меньше, затем безземельныекрестьяне (тоесть держателиничтожных посвоим размерамклочков землиили совсемлишенные земли).У всехэтих крестьянбыла, по крайнеймере, крыша надголовой; они владели, правда, с соизволениягосподина, домомили жалкойлачугой. Однаков деревне работалотакжемного челяди— поденщиков, служанок, которыевынуждены былизарабатыватьсебе кусокхлеба, нанимаясьна работу либок пану, либо кзажиточномукрестьянину.
Имуществокрепостныхпринадлежалоцерковным исветским феодалам.Крестьянинпользовалсяэтим имуществомтолько с соизволенияфеодала. Владениекрестьянинабыло наследственным, если оно былозаписано наоснове такназываемогозакупного(немецкого)права, илипожизненно, если было записанона основе такназываемогочешского права.
Обычно землябыла обремененакак денежным, так и натуральнымчиншем. Ежегодноко дню св. Георгияи св. Павлакрепостныеобязаны былиплатить владельцузамка или монастырюопределеннуюсумму и обеспечиватьфеодала продуктами(яйцами, птицей, зерном и т. д.).Кроме того, крепостнойобязан былнесколько днейв неделю нестина городскойземле пешуюили коннуюбарщину. Самособой разумеется, что вся тяжестьбарщины падалапрежде всегона бедняков, не имевших нирабочего скота, ни поденщиков, которых можнобыло бы послатьна барщинувместо себя.Мелким и безземельнымкрестьянамприходилосьсамим идтиработать наполе феодала, оставляя своикрошечныеучасткинеобработанными.[7;26]
К этимобычным повинностям, которые самипо себе былиуже достаточнотяжелы длякрепостных, прибавляласьеще так называемая«помощь» («помощью»называлисьчрезвычайныеповинности).Положениекрестьян прекраснохарактеризуетпословица:«Крепостной, что верба, чем чаще ееобрубать, темгуще она будетветвиться»
Экономическоеугнетениеусугублялосьправовым иполитическим.Уже отмечалось, что крепостнойдержал землютолько с соизволениягосподина.Правда, формально, согласно феодальномуправу, владениекрепостногобыло наследственным.Фактическиже феодал всегдаимел возможностьсогнать крестьянинас земли и поступитьс его имуществомпо своему усмотрению.Но дажеесли крепостнойвладел своимхозяйствамна праве наследования, его правособственностибыло ограничено.Согласно правуна выморочноеимущество, хозяйствокрепостного, не оставившегопрямых наследников, переходилов руки господина, который мограспоряжатьсяим по своемуусмотрению.
Впредгуситскийпериодподнялась волнапротеста противправа феодаланавыморочноеимущество, которая захватилане только вождейреформаторскогонаправления, но инекоторыхпредставителейвысшегодуховенства(выступлениеархиепископаЯна из Енштейнаи трактат Кунешаиз Тржебовли).Кроме того, некоторыефеодалы почувствовали, что было бынеблагоразумнорассчитыватьдольше на бесконечноетерпениекрестьянства.Вот почемупражский архиепископи присоединилсвой голос кголосу реформаторов, требовавшихликвидацииправа феодаловна выморочноеимущество.Феодалы приэтом хотелиубить двухзайцев: убедить крепостных, что им оказываютблагодеяние, чтоповинностиих, таким образом, резко снижены, и одновременнопополнитькарманы, заставивкрестьян выкупатьправо феодалана выморочноеимущество.Крепостныедолжны былидорого заплатитьза ликвидациюэтого права.Право на выморочноеимущество вцерковных, а также в светскихвладениях былодействительноуничтожено, но этот дарданайцев немог удовлетворитькрестьян изадержатьразвитиереволюционногодвижения.Во владенияхРожемберковв южной Чехииликвидацияправа на выморочноеимущество быланачататолько в 1418 году, когда революционныйпожар уже охватывалодну деревнюза другой.
В правовомотношениикрепостнойтакже был отданнамилость, вернее, на произволфеодалов, — онбыл подсудентолько панскомусуду. Феодалыпревратилиправосудиев орудие выкачиванияновых средств. Каждыйпроступоккрестьянинаслужил дляпанских судейпредлогом длявзыскания снего денег.Помимоосновных податей, крестьяне былизадавленымножествоммелких повинностей.Крепостныедолжны былипоставлятьпродовольствие, фураж и скотво время войни частых феодальныхусобиц, нестивоенную службу, ремонтироватьдороги, оказыватьмелкие услугиво времяпанских игри развлечений— все это входилов их«обязанности».Впрочем, феодалне обращалвниманияни на сложившиесяобычаи, ни написьменныесоглашения.Если ему что-либобыло нужно, онпросто бралэто укрепостных; если ему нужныбыли ловчиедля охотыили поденщики, он посылал заними в деревню.[7;31]
Разобравэкономическоеи социальноеположение Чехиив предгуситскийпериод можноотметить нагнетаниесоциально-экономическихпротиворечий.Все болееуглубляющиесяклассовыепротиворечиявели к революционномувзрыву. Кризис общественногопорядка распространялсяна все сферыобщества и всесоциальныегруппы.Усиление социальныхпротиворечийво всех слояхобщества вылилосьв гуситскоереволюционноедвижение — одноиз самых грандиозныхдвижений эпохифеодализма.Существуетзакономерность- революцияневозможнабез структурногообщенационального кризиса.Экономическоеи социальноеположениепредгуситскойЧехии являетсяеще однимподтверждениемэтого закона.Общенациональныйкризис, захватившийвсе слои населения, подготовилв Чехии почвудля гуситскогореволюционногодвижения, котороепотрясло старыйобщественныйстрой гораздосильнее, чем другиеантифеодальныереволюционныевосстания.Следует отметить, что у гуситскогодвижения былаодна особенность— оно было направленопротив крупнейшегофеодала — церкви.Поэтомув начале движениясоздаласьширокая гуситскаякоалиция, ккоторой принадлежалине толькокрестьянство, городскаябеднота, бюргерыи низшее дворянство, но и частьпанства, мечтавшегозахватитьцерковныеимения.Однако вскореэта широкаякоалиция классовраспаласьв зависимостиот классовыхинтересов натри определенныхлагеря.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава3. Политическаяжизнь Чехиипри Карле I.
Преждечем перейтик правлениюКарла Iнеобходимокоротко осветитьсобытия предшествовавшиеэтому.
Сосмертью ВацлаваIIIв 1306 г. прекратиласьдинастияПржемысловичей.Вокруг освободившегосякоролевскогопрестола началасьборьба. Феодальнаязнать во главес паном Тобиашемиз Бехина избралана престолРудольфа, сынаАльбрехтаАвстрийского.Рудольфу пришлосьвооружённойрукой добыватьпрестол. Вовремя войныон умер от болезни(1307). По договорус Альбрехтомна чешскийпрестол долженбыл вступитьФридрих Красивый, его второй сын.КандидатураФридрихаподдерживаласьотдельнымипанами и частьюпатрициата, немцами города Праги. Противники австрийскойпартии во главес пражскимепископом ЯномизДражиц выдвигали кандидатуру Генриха Хорутанского, женатого насестре покойногокороля ВацлаваIIIАнне. Борьбамежду двумягруппировкамидоходила докровавыхстолкновений.В конце концовГенрих Хорутанский(1307—1310) утвердилсяна престоле.Фридрих Красивыйотказался от престола в пользу Генрихаза 45тыс. гривен серебра. Однакоон был втянутв конфликт вмогущественнымипанами и былизгнан.[2;74]
ЯнЛюксембург(1310—1346) – муж Елишки, второй дочери ВацлаваII, был третьимставленникомпанов и высшегодуховенства.Паны для обеспечениясвоего положенияпотребовалиот короля грамоты, закреплявшейих привилегии.Согласно выданнойграмотекороль обязывалсяне давать никомупривилегийи землив ущерб правами вольностямвысшего духовенстваи панов, которымон гарантировалнеприкосновенностьих имений, прави вольностей.В частностикорольобещал не допускатьв страну иностранцев, не заставлятьпанов и среднихи мелких феодаловбез их согласияучаствоватьв походах. Тольков случае нападенияврага на Чехиюили Моравиюкороль могпризыватьфеодалов кучастию в походе.Феодалы освобождалисьот обложенияденежным налогом, за исключениемслучаев коронациии выдачи замуждочерей короля.Корольдавал обещаниене раздаватьпридворныхдолжностейи имений иностранцам, в частностидолжностикаштеляна играфа, и запрещалим приобретениеземель.Король предоставилфеодалам рядправ, касавшихсяраспоряженияимениями инаследства.Чешское панство, добившисьзначительныхпривилегий, юридическиограничилокоролевскуювласть. Корольдолжен былсозыватьсеймы для разрешениясбора налогов, в которыхон постояннонуждался. Насеймах руководящеезначениеимели феодальнаязнать и высшеедуховенство.Кроме феодаловна сеймах иногдаприсутствовалипредставителиотдельныхпривилегированныхгородов. КорольЯн созывалотдельнопредставителейот горожандля полученияот них денежнойпомощи. Для тойже целисозывалисьсовещаниядуховенства, которое невсегда участвовалов сеймах.[6;58]
Большуючасть своегоправления ЯнЛюксембургскийпровёлза пределамиЧехии. Он постоянновмешивался вразличныеевропейскиеконфликты ипытался получитьимператорскуюкорону. Он выступалпротив Польши, как претендентна польскийпрестол, посколькуВацлав IIIбыл коронованпольским королём.Он поддерживалТевтонскийорден противВладиславаЛокетка, содействуяэтим усилениюОрдена. Ян Люксембургвёл борьбу ис КазимиромIII(1333—1370), преемникомЛокетка. Подоговору сКазимиром, заключённомув Вышеградев 1335 г., на силезскоекняжество былраспространёнсуверенитетчешского короля.Но Ян отказалсяот безнадёжныхпритязанийна польскуюкорону, получивв виде отступногозначительнуюсумму денег.Ещё раньше емуудалось завладетьВерхними Лужицамис городамиБудишин иЗгоржелецко, отторгнутымиот Чехии маркграфомбранденбургскимещё при ПржемыслеОттокаре II; Ян Люксембургвоевал в союзес папой противимператора, а затем сближаетсяс ним противпапы. Стремясьполучитьимператорскийтитул, Ян ЛюксембургзахватываетТироль и оттудасовершает походв Ломбардию, чтобы побудитьпапу не препятствоватьему в полученииимператорскойкороны. Рядсевероитальянскихкоммун призналего власть, новпоследствиион должен былвывести своивойска из Ломбардии.Из-за политикиЯна над Чехиейнависла угрозакоалиции императора, Австрии, Венгриии Польши. Примирившисьс императором, признавшимего викариемимперии, ЯнЛюксембурграсстроилкоалицию. Вмешавшисьв Столетнюювойну, Ян Люксембургпогиб в битвепри Креси в1346 г. Внешняяполитика Янадорого обошласьЧехии. Многочисленныепоборы подорвалихозяйствостраны. Кроменалогов, разрешавшихсясеймом, Ян облагалпоборамидуховенство, горожан, евреев, портил монету, отдавал панамвзалогкоролевскиеимения. В отсутствиекороля всёуправлениенаходилосьв руках знати— баронов, которыхего преемникКарл Iв своей автобиографииназвал: «необузданнымитиранами».
ХотяЯн и подтвердилправа панов, но он проводили политикуцентрализации.Проводникомэтой политикивыступал егосын Карл – маркграфМоравии и наместникЧехии (с 1333 года). После гибелиЯна Карл сталкоролем Чехии(1346-1378) и императоромСвященнойРимской империи(1347-1378). Очевидно, что он прошелхорошуюполитическуюшколу.
ЕщебудучинаместникомЧехии, Карлприступилк наведениюпорядка в стране.Он выкупил 10королевскихзамков в Чехиии Моравии, заложенныхпанами, и укрепил в нихсвою власть.Чешские паны, встревоженныедействиямимолодого наместника, добилисьосвобожденияКарла от егообязанностей.За ним был оставлентолько титулмаркграфаМоравского.Но в 1337 г. корольЯн вновь назначилего на должностьнаместника, и Карл продолжалполитику, начатуюранее. Он выкупаеткоролевскиеимения, и в скоромвремени большинствокоролевскихземель быловозвращенов казну. Карлжестоко наказалпана Николаяиз Потштына, который противилсявозвращениюкоролевскогоимения и занималсяграбежом. Панпогиб в неравнойборьбе, а замокего был уничтожен.Карл налаживаетсудопроизводствои сам присутствуетна суде.Он покровительствуетгорожанам иторговле.
Понимая, что авантюристическаяполитика егоотца не отвечаетинтересамЧехии, он стремитсянаправитьполитику Янак укреплениюположения Чехиив Европе. В1344 г. он добиваетсяот папы КлиментаVIучрежденияПражскогоархиепископства, освободив этимЧехиюот подчиненияархиепископуМайнцскому.Карл создалединое церковноеуправление, подчинив пражскомуархиепископуепископствоОломоуцкоев Моравии иЛитомышльскоев Чехии, котороебыло им учреждено.Карл обнаружилкачества незаурядногоправителя иполитика.{2;79]
Послесвоего избранияимператоромСвященнойРимской империи, он подтвердилвсе грамоты, выданные Чехииего предшественниками, и обнародовалдве новые грамоты.Одна из нихопределялаотношение Чехиик империи ипорядок престолонаследия, а другая признавалаленами чешскойкороны Моравию, Силезию и ВерхниеЛужицы. Согласнограмоте Карлавласть чешскогокороля быланеограниченной.Апелляциина решениякороля недопускались.Королевскийпрестол былобъявленнаследственнымпо мужскойлинии в порядкепервородства.При отсутствиимужскогопотомствапрестол наследовалсяпо женскойлинии.В случае прекращениядинастии правоизбрания новогокороля принадлежалосейму. Чешскийкороль сталчленом коллегиикурфюрстов, в которой занялпервоеместо средисветских князей.В 1356 г., после коронацииКарла Iв Риме, им былаопубликованаЗолотаябулла, котораяопределялапорядок избранияимператора.Согласно буллеправо избранияпринадлежалоколлегии четырёхсветских и трёхдуховных курфюрстов.В этой коллегиикороль чешскийзанял первоеместо. Золотаябулла подтверждала, что в случаепрекращениядинастии вЧехии престолзамещаетсяповыбору сейма, в то время каквыморочныекурфюршествазамещаютсяволей императора.Золотая буллаподтверждала, что в Чехииникто не имеетправа жаловатьсяна решениякороля, обращатьсяк суду императора(к суду императорамог обращатьсятолько корольчешский, но онже являлся вэто времяимператором).Иностранцамбыло запрещеноприобретатьименияв Чехии, но чешскийкороль могпокупать землив империи.На Чехию нераспространяласьвласть опекуновимперии наслучай междуцарствия.Чехия вошлав составСвященнойРимской империикак главныйеё член, и ленная зависимостьчешского курфюрстаот императорабыла фикцией.Золотая буллаукрепила чешскоекоролевство, сделав егосовершеннонезависимымот империи.[2;81]
Заботясьо повышенииматериальногоблагосостоянияЧехии, Карлобращал особенноевнимание наразвитие торговлии городов. Онстремилсядоговорамизакрепитьэкономическиепреимуществачешских купцов.Приезжавшиев Прагу иностранныекупцы должныбыливыставлятьна несколькодней свои товарыдля продажи.Они не имелиправа вестимежду собойторговлюбез посредничествапражских купцов.Карл улучшилпути сообщенияи принимал мерыдля охраныкупцов, приезжавшихсо своими товарами.Торговля, пришедшаяв упадок приотце Карла, вновь оживилась.В Праге устраивалисьярмарки, накоторые съезжалиськупцы из Италии, Германии, Польши, великого княжестваЛитовского.В 1348 г. на ярмаркув Прагу съехалосьтак много гостей, что для всехприехавшихне нашлосьместа, и многиеиз них вынужденыбыли жить впалатках загородом. Карлпокровительствовалгородам. Онстроит в ПрагеНовое место(новый город), поселение длячешских ремесленников.Оно получиловсе права городскогосамоуправленияс освобождениемнаселения отподатей и повинностейна двенадцатьлет.
Чтобыобеспечитьправильноесовершениеправосудия, Карл Iпри содействииитальянскогоюриста Бартоломьеде Саксоферратопредставилна рассмотрениесейма законник, известный подименем «МаестасКаролина».Создаваяновый законник, Карл стремилсяулучшитьсудопроизводство, уничтожитьустаревшиеего формы, реформироватьсудебный процесс, заменить обычноеправописанным. Отвергнув«МаестасКаролина» вцелом, сеймпринял статьи, отменявшиеустаревшиеформы судопроизводства, как, например, испытание водойи железом. Паныдолжны былипризнать правоземских судовразбирать делапо жалобам нафеодалов, принарушении имидоговоров, заключённыхс крестьянами.В связи с ростомкрепостническихотношений ужеустановиласьпротивоположнаяпрактика, и этастатья не былапопыткой ограничениявласти землевладельцев.Она касаласьтолько техкрестьян, которыепри переходек индивидуальномуземлепользованиюзаключалидоговоры сземельнымисобственниками.Принятие этойстатьи не имелопрактическогозначения, таккак собственникиобращали маловнимания назаключённыес крестьянамидоговоры ипроизвольноувеличивалиих денежныеи натуральныеповинности.[6;59]
С именемКарла Iсвязано основаниеЭммаусскогомонастыря вПраге с богослужениемна церковно-славянскомязыке. На сейме1348 г. Карл Iубедил сословияучредить Пражскийуниверситети предоставилему особойграмотой теправа и льготы, какими пользовалисьстарейшие вЕвропе Парижскийи Болоньскийуниверситеты.Основанныйуниверситетстал крупнымнаучнымцентром, которыйпривлекал ксебе многочешской молодёжии молодёжь изсоседних стран.
КарлIлюбил своюстолицу и украсилеё великолепнымипамятникамизодчества.Через рекуВлтаву он построилзнаменитыйкаменный мост, существующийи поныне.Карл Iвыстроил особыйфорт, где хранилиськоролевскиерегалии и архив — Карлштейн.
ОтношенияКарла Iс имперскимикнязьями идругими странамибыли сложнымии напряжёнными.Им были недовольныбаварскиеВиттельсбахии австрийскиеГабсбурги, непопавшие вчисло курфюрстов, и папа, которыйЗолотой буллойбыл отстранёнот участия визбранииимператора.К противникамКарла присоединилсяКазимир III, король польский, и Людовик Венгерский.Карлу удалосьрасстроитьнамечавшуюсякоалицию. Онвернул АвстрииТироль, породнилсяс польскимкоролём, аВиттельсбаховбаварскихразъединилс Виттельсбахамибранденбургскими.Последние в1363 г. призналиКарла и егопотомков своиминаследникамив Бранденбурге.Карл Iвыкупил умейссенскогографазаложенныеему курфюрстомбранденбургскимНижниеЛужицы и в 1373 г.занял Бранденбург.
Располагаязначительнымиденежнымисредствами.Карл скупалземли и присоединялих к чешскойкороне. Емупринадлежализначительнаячасть ВерхнегоПфальца, землии города в Тюрингиии Саксонии. Еговладения простиралисьот Балтийскогоморя до Нюрнберга.В сфере еговлияния находиласьвся севернаяГермания. Нообширная державаКарла Iне была прочной.Все владениябыли связанытолько подчинениемодному государю.Между отдельнымиобластями иЧехией не былотесных экономическихсвязей. Хотяво всех владенияхКарла Iбыли введеныобщая монета, общий верховныйсуд, единоеуправление, но этого былонедостаточно, чтобы объединитьв одно политическоецелое земли, отличные отЧехии в национальноми культурномотношении, ссвоеобразнымиисторическимитрадициями.{2;82]
СамКарл содействовалраспаду своегогосударства, разделив егоперед смертьюмежду членамисвоей семьи.
В периодправления Карла I(1346-1378) в Чехии интенсивноразвивалисьлатинская ичешская литературы.В этом процессепринималиактивное участиеновые общественныеслои, главнымобразом магистрыи студентыоткрытогов 1348 г. Пражскогоуниверситета.Общая интеллектуальнаяатмосфераспособствовалаи созданиюхроник, рядкоторых написанименно в этовремя. Карл 1стремилсяподчинитьизложениеистории своимдинастическимцелям, поставитьсодержаниехроник не толькона службупрославлениярода Люксембургов, но и сделатьидеологическойи практическойопорой укрепленияцентральнойвласти и обоснованияправ на территории, присоединенныек чешскомугосударству.Не впоследнююочередь корольхотел с помощьюисторическихсочиненийутвердить своеимя и правлениев памяти людейна вечные времена.Поэтому оноказывал официальнуюподдержкуисторическойработе- сосредоточилпри своем двореобразованныхлиц, которымпоручал писатьхроники, принимаяи сам деятельноеучастие в созданииэтих сочинений.Хроникальноетворчествостимулировалосьне толькокоролем, но иобразованным, патриотическинастроеннымепископомЯном из Дражиц.[5;61]
Располагая средствами, Карл I принудил пановсклонитьперед ним своиголовы. Но усилениекоролевскойвласти быловременным, таккак Карл Iне располагалсоциальнойбазой, на которуюон мог бы опиратьсяв борьбе противфеодалов. ГородаЧехии былине настолькосильными, чтобыстать опоройкороля.В городах, пользовавшихсяпривилегиями, господствовалнемецкий патрициат, который неподдерживалкоролевскуювласть. Держафеодалов впокорности, Карл Iоставил неприкосновеннойфеодальнуюоснову их власти, а вследствиеобщего хозяйственногоподъёма ихэкономическоемогуществовозросло.Восстание пановпротив ВацлаваIVи его последующеесвержение былонагляднымпроявлениемих силы.
Заключение.
Завершитьработу я хотелабы краткойхарактеристикойсостояния Чехиии некоторымивыводами о ролиКарла Iв истории.
ОчевиднодвойственноеположениеЧехии. С однойстороны –экономическийрост, широкаявнутренняяколонизация, рост городов, развитие рынкаи товарно-денежныхотношений, сдругой – нарастаниеструктурногосоциально-экономическогокризиса, ростсоциальнойдифференциации, усугублениесоциальныхпротиворечий.С одной стороны– возрастаниевласти короляи централизациястраны, с другой– возрастаниемощи панов ирыцарей.
В рассматриваемыйпериод в Чехии, как и в другихевропейскихгосударствах, столкнулисьдве силы – корольи паны/шляхта.Опорой королястали города.Но, как и в другихстранах ВосточнойЕвропы, городабыли слабыми, поэтому корольопирался такжеи на церковь.Это и было началомконца. Карл Iв лице церквиприобрел такогосоюзника, которыйпозже погубитего династию.В это времяцерковь пребывалав состоянииморальногокризиса и упадка.Многие моральныеценности былиутеряны. Всеслои населениявыступалипротив церкви, хотя по разнымпричинам. ПоддержкаКарлом церквипривела толькок усилениюоппозиции кего политике.Так Карл своимиже руками подталкивалобщенациональныйкризис. Покадинастия имеласредства, и еевозглавлялКарл, ситуациюудавалосьгасить, но когдаэтого не стало, кризис сталочевиден.
Всеобщее недовольствовот-вот грозилопрорваться.По странераспространяютсякритическиеи реформационныетребования.Действует целаякогорта мыслителейи проповедников: Конрад Вальцгаузер, Ян Малич изКромержижа, Матвей из Явова, Томаш Штитный, Штепан из Колина.Династия оказаласьперед лицомнациональногосоциально-экономическогокризиса. А впередибыл Ян Гус…
Литература.
Гуса В. История Чехословакии. — Прага, 1963.
История Чехии. – М-Л., 1947.
История Чехословакии. Т.1. – М., 1956.
Краткая история Чехословакии. – М.,1988.
Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма. – М., 1985.
Лившиц Г.М. Реформационные движения в Чехии и Германии. – Минск, 1978.
Мацек Й. Гуситское революционное движение. – М., 1954.