Однимиз наиболеепочитаемыхгероев античногоХерсонеса былГеракл. Могучийгерой считалсяпокровителемгорода и егосельскохозяйственнойокруги (хоры), защитником, спасителемне только всегоХерсонесскогогосударства, но и отдельныхграждан. Находки, полученныев результатераскопок вХерсонесе ина его хоре, доказываютсложностькульта этогогероя.
Однойиз важнейшихсоставляющихкульта Гераклаявляется хтонизмего образа –то есть теснейшаясвязь с загробныммиром. Культгероев вообщетесно связанс культом мертвых, в частностипосредствомродства егос культом предков.Мы знаем охтоническойстороне культовАхилла, Тезея, Диоскуров, темболее явственнопричастентайнам потустороннегомира Геракл– самый могучий, самый известныйиз героев. Наэту связь обращаливнимание идревние авторыи современныеисследователи.Наиболее яркойиллюстрациейна тему хтоничностикульта Гераклаявляется егопоследнийподвиг – путешествиев Аид и победанад Кербером.Однако отдельныехтоническиечерты прослеживаютсяв образе герояуже во времяпервых егоподвигов и дажераньше – с моментарождения.
МладенецГеракл, задушившийзмей, подосланныхГерой, впервыесоприкасаетсяс миром мертвых, так как связьзмеи с потусторонниммиром несомненна1.Можно вспомнитьодно из прозвищГеракла – “Офиктон”(“Змееубийца”).Но связь героясо змеями можнорассматриватьи в ином контексте.Геракл самподобен змее.Его перерождениепосле смертинапоминаетдействия змеи, сбрасывающейстарую кожуи тем самым, помнению древних, избегающейстарости. Следуетотметить, чтов греческомязыке слова“змеиная кожа”и “старость”обозначалисьодним словом– g e r w V.
ПодвигиГеракла – эточереда победнад хтоническимичудовищами.Немейский лев, согласно Гесиоду(Теогония, 327), –порождениеЕхидны и Орфа, чудовищногопса Гериона, убитого впоследствииГераклом. Ехиднаже породилаКербера и Лернейскуюгидру. Такимобразом, вступаяв поединок сэтими чудовищами, Геракл входитв непосредственноестолкновениес хтоническойстихией и побеждаетее. О связи львас миром мертвыхупоминалимногие исследователи.Отметим, чтомонументальныестатуи львов– частые находкив некрополяхгреческихгородов, в СеверномПричерноморьетакие скульптурыобнаруженыпри раскопкахнекрополяОльвии. Уместнопривести здесьи мнение Н.В.Пятышевой, отметившей, что мотив борьбыГеракла сольвом особенночасто встречаетсяна вещах впогребальноминвентаре какхерсонесскогонекрополя, таки пантикапейскогои таманского, а также скифскихкурганов IV –II вв. до н. э.
Немейскийлев обитал впещере с двумявходами. Подобнуюпещеру описалПорфимий (“Опещере нимф”).По его словам, в ней совершаютсяобряды смертии последующеговоскрешения.Поэтому первыйподвиг символизировалпереживаниеГераклом ритуальнойсмерти, послекоторой он ужестановилсябессмертным.
Лернейскаягидра тоже, согласно Павсанию(II, 37, 4-5; II, 36, 6-8), жила неподалекуот пещеры, черезкоторую Дионисспустился вАид, чтобы забратьоттуда Семелу.Таким образом, хтонизм Гидры, присущий ейпо рождению, как бы усиливаетсяблизостью еелогова к царствумертвых2. Любопытназдесь еще однадеталь – согласноАполлодору, Геракл нашелчудовище исразился с ним“у источникаАмимоны, тамнаходилосьлогово гидры”(II, 5, 2). Связь источниковс загробныммиром не вызываласомнений удревних. Любопытнов этой связипочитаниеГеракла какпокровителявод. В Италиицелебные источникиносили название“Геракловыкупания”. Гигинописываетслучай, когдаГеракл, почувствовавжажду, топнулногой и из этогоместа забилключ (Поэтическаяастрономия,II, 3). Почти такойже случай описываетАполлонийРодосский:“Аргонавты, которые в течение12 дней несли“Арго” к соленомуозеру Тритон, умерли бы отжажды, если быне источник, забивший благодаряГераклу, которыйпобывал в этихместах, когдашел за яблокамиГесперид” (IV,1228-1460). Об источниках, созданныхГераклом, неоднократноупоминаетПавсаний (см.например II, 32, 4).Знаменитоево всей Грецииместо – Фермопилы(«горячие врата»)названы былитак из-за потока, протекавшегонеподалеку.Именно в негобросился Геракл, надев хитон, пропитанныйядом Несса(Цец. Схолии кЛикофрону,50-51). Применительнок СеверномуПричерноморьюэта особенностьпочитанияГеракла проявляетсяна Боспоре, гдесовместноесвятилищеГеракла и Афродитырасполагалосьв районе грязевыхи газовых вулканов, а также на хореХерсонеса –в районе сакскихминеральныхисточникови лечебнойгрязи. Здеськульт Геракламог слитьсяс культом Асклепия.
Последниеподвиги Гераклаособенно подчеркиваютхтоническуюприроду этогогероя. Согласноодному из вариантовмифа, в поискахкоров ГерионаГеракл переправилсяна остров Эрифияв бронзовомпогребальномсосуде, использовавльвиную шкурукак парус (Сервий.Комментариик “Энеиде”Вергилия, VII, 662 иVIII, 300 ). Аналогичноепутешествиесовершил Гильгамеш, который переплылводы смертипо пути на островмертвых (X, 4, 10 сл.).В таком случаепоход Гераклаза коровамиГериона можнорассматриватькак путешествиев царство мертвыхи возвращениеоттуда. Наверное, не случайноДиодор Сицилийскийособо выделил, что в СицилииГеракл, когдагнал коровГериона, учредилпраздник исовершилжертвоприношениена краю священнойпропасти Киана, через которуюГадес увез Корув Преисподнюю(IV, 23-24; V, 4). Тот же сюжетнесколькопо-иному трактуетсяв описанииследующегоподвига Геракла– похищенияяблок Гесперид.Сад трех Гесперид, расположенныйна дальнемЗападе, обозначаетто же царствомертвых, таккак закат всегдаассоциировалсяу древних сосмертью. И вновьгерой проникаетв потусторонниймир, вступаетв единоборствос хтоническимчудовищем (впредыдущемподвиге этобыл огромныйпес ГерионаОрфр, здесьэто стоголовыйзмей Ладон, оба– порождениеТифона и Ехидны)и возвращаетсяв мир живых.
Но этотподвиг надорассматриватьв более широкомконтексте. СадГесперид, гдерастут волшебныеяблоки, представлялсядревним каксвоеобразный“центр мира”, место, где стыкуютсяНебо, Земля иПреисподняя.Яблоки – свадебныйдар Земли Зевсуи Гере – в этомслучае играютроль своегорода ключа квселенскомуравновесию, нарушениекоторого грозиткатастрофойвсему живомуи Хаосом. Возвращениеяблок в садГесперид неизбежно, в противномслучае мирпогибнет. Гераклздесь выступаетне только какперсонаж, близкийк хтоническимсилам, способныйдостичь центрамира. Он показансозданием, способнымнарушить божественноеравновесие.
И всеже отчетливеевсего связьгероя с потусторонниммиром проявляетсяво время последнегоиз двенадцатиподвигов. Геройдолжен спуститьсяв Аид и привестиоттуда страшногопса Кербера, у которого, поописанию Аполлодора,“были три собачьиголовы и хвостдракона, а наспине у неготорчали головыразнообразныхзверей” (II, 5, 12). Дорогав царство мертвыхбыла не подсилу не толькосмертным, нои большинствубогов3. Длясовершенияэтого путешествияГеракл долженпройти серьезнуюподготовку, очиститься.По мнению некоторыхантичных авторов, необычностьиспытания былапричиной того, что в честьгероя Деметройбыли основанымалые Элевсинскиемистерии (ДиодорСицилийский,IV, 14). Смысл посвященияв Элевсинскиетаинства, видимо, в обретениизащиты, неуязвимостиот хтоническихсил, гарантиявозвращенияиз подземногомира. Спуск вАид живогочеловека, помнению греков, был явлениемчрезвычайным.Хотя известныслучаи схождениятуда живых, произошедшиеи до и послеГеракла (Орфей, Тезей и Перифой, Дионис), все жеони рассматривалиськак что-то необычное, доступное лишьизбранным.Необычностьситуации приводитк парадоксальнымположениям.Харон не взялс Геракла платыза переправу(ведь перед ним– живой человек).Однако впоследствииза это Гадесзаковал егона год в колодки.В представлениидревних Аид– место, гдебродят лишьбесплотныедуши, тени умерших.И все же одиниз персонажейподземногоцарства, пастухМенет, вызвавгероя на единоборство, так сжал его, что затрещалиребра (Аполлодор,II, 5, 12). Эти противоречиявстречаютсяи позже, когдаречь заходито загробномсуществованиисамого Геракла.Вопрос о двойственномположенииГеракла ужев глубокойдревностизанимал греков.С одной стороны, многочисленныелегенды свидетельствовалио том, что Зевсвзял героя изпогребальногокостра и унесна Олимп, гдеГеракл получилвечное блаженствои стал супругомбогини Гебы(Гесиод. Теогония,950-955; Диодор Сицилийский,IV, 38; Овидий. Метаморфозы,III, 209 сл.). Однако, когда Одиссейспустился вАид, он виделтам тень Геракла– его “подобие”(e i d w l o n ) – могучее, готовое каждуюминуту ринутьсяв бой (Одиссея,XI, 601-604). Эта тень, впрочем, отличаласьот остальныхобитателейАида хотя бытем, что не нуждаласьв крови и свободнозаговорилас Одиссеем4.Причины появленияэтого пассажау Гомера исследователисклонны объяснять“сознательнымнамерениемсо стороныавтора “Одиссеи”примирить дванесовместимыхпредставления”.Отметим, чтопроблемадвойственногоположенияГеракла послесмерти оставаласьтемой для обсужденияна протяжениистолетий. Можновспомнить одиниз сатирическихдиалогов Лукиана“Разговорыв царстве мертвых”, персонажамикоторого являютсявстретившиесяв Аиде тениГеракла и Диогена.Двойственноеотношение кГераклу проявилось, в частности, в почитанииего, с однойстороны, какбога, а с другой– как героя.
Довольностранным, напервый взгляд, выглядит задание, данное ЭврисфеемГераклу длясовершенияпоследнегоподвига. Ондолжен вывестина свет Кербера, причем не убиватьчудовище, адоставить егоживым. Характерно, что после выполненияподвига Эврисфейотпускаетстража подземногомира обратно.В сюжете этогомифа можновидеть параллельс предыдущим– для поддержаниямирового равновесияяблоки Гесперидтакже возвращаютсятуда, откудаони были доставлены.Но Аид не садГесперид, нецентр равновесиякосмогоническихсил. Смысл появленияКербера в “верхнеммире” оченьхорошо резюмируетсяДиодором: “онпоказал еголюдям” (IV, 26). Выводяхтоническогозверя из скрытойот глаз людейобласти, Гераклнеявное делаетявным, такимобразом лишаяего ужасности, после чего вэтом развенчанномвиде Керберотводитсяобратно в Аид.
Повозвращениииз Аида Гераклсплел себевенок из ветокосины. Листьяэтого венка, смотревшиенаружу, почернели, поскольку цветПреисподней– черный, а те, которые былиприжаты к челуГеракла, сталисеребристо-белыми.Поэтому белыйтополь, илиосина, считаетсясвященнымдеревом Геракла(Сервий. Комментариик “Энеиде”Вергилия, VIII, 369), а венок из листьевосины (или гладкаяшерстянаяповязка) наголове герояуказывает насвязь его образас хтоническимкультом. Кромеосины, Гераклуприписываютоткрытие такихрастений, какгераклеон, белена, а такжеаконит, произошедшийот ядовитойслюны Кербера, капавшей наземлю (ПлинийСтарший. Естественнаяистория, XXV,12, 15, 27,37; Овидий. Метаморфозы,VII, 409 сл.). Не случаен, кстати, и выборматериала дляпалицы героя.Дикая оливав Греции былановогоднимдеревом, символомначала и использоваласьдля изгнаниязлых духов.Возможно, оливакак символГеракла перешлак герою от егофиникийского“прототипа”– Мелькарта.Плиний Старший, описывая храмМелькарта вТире, говорито том, что в центреего находилисьдва столпа, оливковоедерево и священныйогонь (XXXVII, 161).
Однакопребываниево владенияхГадеса не можетпройти бесследнодаже для Геракла.Многие исследователипризнают всвязи с этимболее логичнойверсию Еврипидао том, что безумиенастигает герояименно по возвращениииз царствамертвых. Любопытнов связи с этимрассмотретьодин из пассажейАполлодора, рассказывающего, что в Аиде Гераклвстретил тениМедузы и Мелеагра(II, 5, 12 ). В этой встречеможно усмотретьсимволическоепредсказаниесудьбы героя.Персей, предокГеракла, убилМедузу, тенькоторой теперьмстит его потомку(древнее представлениеоб ответственностипотомков задела предков), избрав орудиеммести Деяниру, сестру Мелеагра.Сама же Медуза– орудие в рукаххтоническихбожеств. Безумиегероя – та жеместь. Никтоне может безнаказанноспуститьсяв царство мертвых.Нужно принестижертву, причемпожертвоватьсамым дорогим, что у тебя есть.Как искупление, принесенноехтоническимсилам за возможностьвернуться вмир живых, стоитрассматриватьубийство (и непросто убийство, а сожжение)своих детей.Геракл делаетэто неосознанно, став на времяпослушнымисполнителемволи Геры –хтоническойбогини. Однакои этой чудовищнойжертвы оказываетсянедостаточно.Хтоническаястихия настигаетгероя в видеплаща, пропитанногокровью Несса.Чтобы окончательноочиститьсяот воздействиястихии, как бы“заразившей”его во времяпребыванияв Аиде или дажераньше (во времястолкновенияс различнымипорождениямиэтой стихиина земле), чтобыизлечитьсяот этого – нужнопойти на последнийшаг – самозаклание.И Геракл идетна это, добровольноподнявшисьна погребальныйкостер. Толькотеперь он смогполностьюосвободитьсяот хтоническоговлияния, и толькопосле этогоон попадаетна Олимп. СвершаетсяпророчествоЗевса, которыйсказал, что ниодин живойчеловек несможет убитьГеракла и толькомертвый врагстанет причинойего гибели(Софокл. Трахинянки,1160 сл.).
В качестведругого примера“заражения”героя послеобщения схтоническимисилами можнопривести случайс Беллерофонтом.“Поразив Химеру, Беллерофонтсам подпал подвласть Химеры: им овладелахимерическаямечта взлететьна Пегасе наОлимп. Попыткаосуществитьэту мечту кончаетсябезумием. СброшенныйПегасом с облаковна землю Беллерофонттеряет разум.ПобедительХимеры самстановитсяжертвой Химеры...”
За своюжизнь Гераклне раз сталкивалсяс хтоническимисилами. Одиниз таких случаев– спасение имиз рук ТанатосаАлкесты. Благодарятрагедии Еврипидаэтот сюжет вэпоху античностистал весьмапопулярным.Известны случаистолкновенияГеракла с Гадесом, в которых геройвсегда одерживалверх. ХтонизмГеракла подчеркиваетсяи тесными связямис Деметрой иПерсефоной.
В скульптуреантичногоХерсонеса ихоры связьГеракла с загробныммиром раскрываетсяна примерецелого рядапамятников.Один из них –изображениеГеракла, совершающегосвои подвиги, в том числе иукрощающегоКербера, – рельефна саркофагеримского времени.На хтонизмперсонажауказывают имногочисленныеизображенияпирующегогероя, обнаруженныекак в самомХерсонесе, так(преимущественно)и на его хоре.Сейчас известнодесять такихизображений, четыре из которыхпроисходятиз Херсонеса, пять – с херсонесскойхоры, а один, предположительнопроисходящийс территорииХерсонеса, обнаружен вОльвии. Не исключено, что списокизображенийпирующего герояможно продолжить.Так, при раскопках“склепа Геракла”с фресковойросписью вГоргиппии(ограбленногоеще в древности)была обнаруженачасть мраморнойскульптуры– держащаяканфар пухлаярука, относящаяся, вероятно, крельефу с подобнымсюжетом. Встреченов Горгиппиии терракотовоеизображениепирующегоГеракла.
На первыйвзгляд, темавозлежащегои пирующегогероя плоховяжется сканоническимобразом Геракла– неутомимогоподвижника, борца с силамихаоса. Однако, как уже былозамечено выше, образ Геракламногомерен.С этим, вероятно, связано разнообразиетрактовокпричин, по которымсюжет “пирующийГеракл” былстоль популярену греков. Помнению С. Ю.Сапрыкина, сцена пираГеракла сопоставимасо сценой загробнойтрапезы, изображаемойна рельефахIV в. до н. э. На связьс миром мертвыхуказываютразложенныеперед героемхлебцы пирамидальнойформы (такиехлебцы встреченыв могилах, ониприносилисьв жертву умершим), виноградныегрозди, которыеявляются атрибутамихтоническогокульта и фигурируютв росписяхсклепов и саркофагови т. д. Близостьсюжетов подчеркиваетсяпозой Геракла, возлежащегос канфаром иличашей в руке, подобно героизированномуумершему сценызагробнойтрапезы и т. д.На связь этихизображенийГеракла с хтоническойстороной егокульта обращаливнимание идругие исследователи, однако такаятрактовка имеети своих противников.Основным возражениемявляется тотфакт, что стелы, изображающиеумершего, возлежащегоза загробнойтрапезой, датируютсяримским временем.До римскогозавоеванияони выгляделипо-иному. Вовсяком случае, В.Н.Даниленко, изучивший околополуторастанадгробийдоримскоговремени, ненашел ничегосходного. Помнению Э.И.Соломоник, рельефы сизображениемпирующегоГеракла показывалиобожествленногогероя, взятогона Олимп, исимволизировали“апофеоз Геракла”– сюжет, известныйнам по многочисленнымпамятникамантичной литературы(Диодор Сицилийский,IV, 39; Пиндар Истм.,IV, 59, Нем., X, 18; Аполлодор,II, 7, 7 и др.)5, а такжевазописи искульптуры.Некоторыеисследователисчитают, чтов этом случаесосуд в рукахГеракла наполненнектаром, напиткомбогов. Именноканфар с нектаром, занимающийцентральноеили одно изцентральныхмест в композициирельефов, служитатрибутомперевоплощениягероя в бога.
Иногдав литературевстречаютсядостаточнонаивные объясненияпопулярностиу греков подобныхизображений:“В широкомраспространениина хоре образапирующегоГеракла мысклонны усматриватьпроявлениеизвечной тоскичеловека олучшей доле, веры в возможностьиной, лучшейжизни. Трудностиреального бытиянебезысходны.Преодолеваяих, проявляяволю к победе, на какую былспособен Геракл, человек, подобноэтому легендарномугерою, мог вкачестве наградыприобщитьсяк блаженнойжизни богови обрести такимобразом бессмертие”.
Можнопредложитьи иное объяснениеподобных сюжетов.В Херсонесе, как и в метрополииэтого полиса– Гераклее, существовалипраздники, посвященныеГераклу и носящиеего имя – Гераклеи.Эти праздники, проводившиесяв месяц Гераклийи сопровождавшиесяатлетическимисостязаниями, носили, по мнениюнекоторыхисследователей, государственныйхарактер, посколькук этим событиямбыли приуроченыспециальныевыпуски монет.Видимо, проведениеГераклей былосходно с устройствомдругих торжеств, устраиваемыхв городах Грецииеще с эпохиархаики. Подобныепраздники, устраиваемыетакже в честьГеракла, Деметрыи Диониса, называлисьу греков J e o x e n i a.В ходе торжествстатуи богов, в честь которыхпроводилисьпраздники, возлагалисьна разукрашенныеложа, передкоторыми ставилисьбогато убранныестолы с кушаньямии напитками.Когда в V в. дон. э. римлянеучредили культГеракла, ониприсоединилиего к богам, почитаемымпо греческомуобряду “наложах”. Вероятно, со временемскульптурыдля проведенияподобных праздниковстали изготовлятьв характернойдля пирующегоперсонажа позе.Такое объяснениене исключаетвозможноститого, что современем образпирующего герояполучил дополнительнуюсмысловуюнагрузку.
Некоторыеисследователиотмечают, чтохтоническийкульт Гераклатесно связанс земледельческимикультами. Пирующийгерой – этоидея застолья, пира, перекликающаяся, в свою очередь, с идеей изобилияи, шире, плодородия.На столе передГераклом выставленыплоды и хлебцыразличных форм.Это свидетельствует, может быть, нестолько о связис загробныммиром, сколькоо хорошем урожае, плодородии.На это указываети тучностьгероя, особенноподчеркнутаяна некоторыхизображениях.Выбор Геракладля выраженияидеи плодородияне случаен. Егосвязь с землейподтвержденаблизостью егокульта с культамиДеметры, Дионисаи некоторыхдругих богов.На ольвийскихмонетах встреченоизображениепалицы герояв венке из колосьев, являющемсяатрибутомДеметры, совместныепосвященияГераклу и Деметреесть на херсонесскихсосудах.
Гераклимел прямоеотношение кземледелиюи скотоводству.Одно из егопрозвищ – “Богстад”. Об этомже, по мнениюнекоторыхисследователей, говорит и появлениемифа об Авгиевыхконюшнях. Освязи культаГеракла с идеейплодородиясвидетельствуеттакже головавепря, изображеннаяв руке герояна рельефе изпоселка Межводное, так как свиньяи кабан считалисьу греков покровителямиплодородия.Связь с Гермесомтоже свидетельствуето земледельческойстороне культаГеракла, таккак Гермес, помимо прочихсвоих обязанностей, выполнял ещеи роль земледельческогои пастушескогобожества. Уместновспомнитьлегенду о том, как Геракл спомощью Меркурияпомог батракуприобрестив собственностьполе, котороетот обрабатывал.Можно упомянутьодин из вариантовмифа, приведенныйДж. Фрэзером, согласно которомуГеракл помогалво Фригии местномубогу Литиерсуво время жатвыи способствовалвызыванию духахлеба и дождя.О земледельческомхарактересовместногопоклоненияговорит и то, что жертвенникс их изображениембыл найден всельской округе.ПричисляяГеракла к группехтоническихбожеств, А.С.Русяевав то же времясчитает ихсвязаннымис посевами. Попредставлениямдревних, такиебожества могливоздействоватьна растительностьблагодаря своейсвязи с умершими.По мнениюО.М.Фрейденберг, в Греции существовалипраздники боговплодородия(Артемиды Эфесской, Геракла, Гефеста, Афины), сопровождаемыеогневыми действами.
Хтоническаяприрода героятеснейшимобразом переплетенас его героическойприродой. Получивбессмертиеи войдя в сонмбогов, Гераклстал победителемсмерти. Можнопредположить, что герой, бывшийзащитникомпри жизни, ипосле смертине оставитсвоим покровительством.Видимо, с этимсвязаны многочисленныенаходки изображенийГеракла илиего атрибутовв некрополях.Геракл считалсяпри этом незримымпокровителемумершего, а егоизображение– апотропеем.Такие апотропеивстречены какв могилах городовБоспорскогоцарства, таки в Херсонесе.Ими могли бытьтерракотовыеизображенияГеракла (в Кепах, Херсонесе, кургане БольшаяБлизница и т.д.), индикации, сосуды с изображениямиподвигов Гераклаи т. д. Интересенглиняный сосудиз Пантикапеяв форме головыгероя. Б.В.Фармаковский, исследовавшийего, писал: “Вазав форме головыГеракла, ссодержащейсяв ней влагою, поставленнаяв могилу, быласимволом похвалыдобрых делпокойного ипожеланияему… бессмертия, которым обладалибоги”. Такойвывод авторделает, считая, что Геракл, идущий всюжизнь черезстрадания иполучившийв конце концовбессмертие, был в глазахдревних примеромдля подражания.Сосуд в могиле– знак уваженияк умершему, свершившемув жизни добрыедела, подобноГераклу, и пожеланиеему такой жеучасти – бессмертияи блаженства.
Представлениео Геракле вантичной мифологиитесно связывалоего с мироммертвых. Хтонизмсоставлялнеотъемлемуючасть его образаи культа. СтерриторииХерсонесскогогосударствапроисходятнесколькопамятников, отражающихэту сторонупочитанияГеракла какнепосредственно(изображеныего последниеподвиги, связанныес загробныммиром), так иопосредованно(показан “апофеоз”Геракла). В последнемтипе изображенийможно видетьпреломлениехтоническойприроды образаэтого героя, связанногос культом плодородия.Хтонизм Геракла– еще однодоказательствосложностикульта этогогероя.
Списоклитературы
Несомненнаи связь змейс героями. “Древниеверили, будтозмея была связанас героями теснее, чем любое другоеживотное”(Плутарх. Клеом.,39).
Пещерычасто встречалисьГераклу вовремя его подвигов.Это не случайно– пещеры первоначальнослужили святилищамимногих божеств.Так, ПомпонийМела отмечал, что Херсонесславится пещерой, посвященнойнимфам. С пещеройсвязан в Херсонесеи культ богиниДевы. Именнов пещере Гераклрасправляетсяс гигантами, завлеченнымитуда АфродитойАпатурой (Страбон,XI, II, 10). В пещере жеобитает и змееногаябогиня, встреченнаяГераклом вСкифии (Геродот,IV, 9). Этот списокможно продолжить.
См.Аристофан.Лягушки, 110 сл.
Ситуация, когда древниеавторы пытаютсяобъяснитьподобное двойственноеположениеперсонажа, неявляется чем-тоисключительным, связаннымтолько с Гераклом.Убитый подТроей Ахиллзатем вступаетв брак с Еленойна о.Левке (Павсаний,III, 19, 11-13) или с Медеейв Елисейскихполях (АполлонийРодосский, IV,811-814), хотя теньего бродит поАиду (Одиссея,XXIV, 15 сл.); Менелай, не испытавсмерти, переноситсяв Елисейскиеполя (Одиссея,IV, 561-568) и т. д.
Правда, согласно Сервию, обожествленныегерои, взятыена Олимп, вовремя пирабогов не возлежали, а сидели (Комментариик “Энеиде”, I,79).
РусяеваА.С. Религия икульты античнойОльвии. Киев,1992.
ПятышеваН.В. О культеГеракла в Херсонесе// Вестник древнейистории. 1948. №2.
РаевскийД.С. Из областискифской космологии// Вестник древнейистории. 1978. №1.
ГайдукевичВ.Ф. Боспорскоецарство. М.-Л.,1949.
МарченкоИ.Д. О культеАфродиты наТамани // Историяи культураантичного мира.М., 1977.
ЛанцовС.Б. Позднеантичноесвятилище наСакской пересыпи// Тезисы докладовКрымской научнойконференции“Проблемыантичной культуры”.Симферополь,1988.
ЛосевА.Ф. Мифологиягреков и римлян.М., 1996.
ЗеестИ.Б. Рельеф изГермонассыс изображениемГеракла // Культураантичного мира.М., 1966.
ФармаковскийБ.В. Терракотовыйсосуд в видеголовы Геракла// Сборник статейв честь графиниП.С.Уваровой.М., 1916.
ВязьмитинаМ.И. ГородищаНижнего Днепра// АрхеологияУкраинскойССР. Т.2. Скифо-сарматскаяи античнаяархеология.Киев, 1986.
ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа.М., 1987.
АлексееваЕ.М. Культы Горгиппии// Советскаяархеология.1986. №4.
СапрыкинС.Ю. О культеГеракла в Гераклееи Херсонесе// Советскаяархеология.1978. №1.
ДаниленкоВ.Н. Надгробныестелы // СообщенияХерсонесскогомузея. Вып. 4.Симферополь,1969.
СоломоникЭ.И. Граффитис хоры Херсонеса.Киев, 1984.
Stephani S. Derausruhende Heracles. St. Petersburg, 1854.
Eberhard P. AntikeKeramik. Leipzig, 1982.
АнохинВ.В., ПавленковВ.И. Сакскийрельеф с изображением“пирующего”Геракла // Проблемыистории и археологииВосточногоКрыма. Керчь,1984.
ЛатышеваВ.А. Новые данныео культе Гераклав Херсонесеи некоторыеаспекты егопочитания //Проблемы археологии, древней исредневековойистории Украины.Харьков, 1995.
ЛатышевВ.В. Очерк греческихдревностей.Ч.2. Богослужебныеи сценическиедревности.СПб., 1899.
ЗографА.Н. Античныемонеты М.-Л., 1951.
ГраффитиантичногоХерсонеса.Киев, 1978.
ЩегловА.Н. Гераклотдыхающий// ХерсонесТаврический.Ремесло и культура.Киев, 1974.
ФрэзерД. Золотая ветвь.М., 1928. Т.3.
РусяеваА.С. Земледельческиекульты в Ольвиидогетскоговремени. Киев,1979.
ФрейденбергО.М. Миф и литературадревности. М.,1977.
Дляподготовкиданной работыбыли использованыматериалы ссайта www.yspu.yar.ru/