ТомскийГосударственныйУниверситет
СистемУправленияи Радиоэлектроники.
ФЭТ- Кафедра ПрЭ
Рефератпо теме:«Хождениев народ»в70-хгг. XIX в.Организация«Земляи воля».
План.
1. Вступление
2.Ишутинцы.
3.Чайковцы.
4.«Земляи воля».
5.Революционныйтеррор.
6. «Черныйпередел».
Литература.
«Хождениев народ»иполитическийтеррор. (ЛарисаБадя)
В 60-хгг. ХIX в. началасьэпоха Великихреформ. Перемены– неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие –по-разномувоспринималисьлюдьми. Одниотвергали их, другие относилиськ происходящемув стране с опаскойи недоверием, третьи – преждевсего молодежь– торопилисобытия, страстномечтая о том, чтобы уже завтрав России наступилаэра свободы, равенства, братства.Революционныенастроениячрезвычайнораспространилисьв стране.
В конце1861 г. единомышленникиЧернышевского, вдохновлённыеА.И. Герценоми Н.П. Огарёвымсоздали тайноеобщество «Земляи воля», объединившеереволюционныекружки в различныхгородах России.Герцен призывалобразованныхмолодых людейидти «в народ»для его просвещенияи революционнойпропаганды.Охваченнаяэнтузиазмоммолодежь началасерьезнуюподготовкук этому, в официальнойзаписке сотрудниковорганов надзорасообщалось;«В Петербургеи Москве в средеучащейся молодежистало появлятьсястремлениек образованиюассоциаций, кружков с цельюденежного овспомоществования,
обменамыслей и дополненияпутем чтенияи бесед пробеловшкольногоучения… Нетникакого сомненияв том, что направление, принятое… нашеютак называемоюобличительноюпечатью… с громкимифразами о нуждах, пользе и бедственномположениинизших классов, не могло пройтибесследно ине повлиятьна впечатлительнуюмолодежь, стольестественностремящуюсяв своих мечтахк возможностиосуществленияв жизни недосягаемыхидеалов всеобщегобратства, равенства, свободы».
Членыкружков и обществставили передсобой разныезадачи – отсамообразованиядо пропагандыреволюционныхидей. Спорили: нужно ли «учитьсяу народа, какслужить народуи как лучшевести его дело»(так призывалБакунин)? Илиизбрать инойпуть: учитьнарод, объяснять«ему всю правдудо последнегослова»? А можетбыть, просвещатьмужиков, обучатьих грамоте? Втечение всегопериода подготовкик большомупоходу в деревнюкружковцыизучали проблемыобщественнойжизни, печаталиразного роданелегальнуюлитературу, составлялии распространяли«Наставлениео том, какимобразом собиратьсведения внароде и на чтоглавным образомобращать внимание»
ИШУТИНЦЫ
Однимиз самых раннихбыл кружокишутинцев –тайное революционноеобщество вМоскве, названноепо имени егоорганизатораи руководителяНиколая АндреевичаИшутина. Вырослообщество изкружка, примыкавшегок «Земле и воле», и действовалов 1863–1866 гг. Знаменитыйрусский революционерП. А Кропоткинписал, что ишутинцыхотели стать«носителямизнания и просвещениясреди народа…Они надеялись, что при известномтакте и терпенииудастся воспитатьлюдей из народаи таким образомсоздать центры, из которыхпостепенносреди массбудут распространятьсялучшие идеи.Для осуществленияплана былипожертвованыбольшие состояния.Любви и преданностиделу было оченьмного».
Под влиянием социалистических идей (а особенно романа Н. Г.Чернышевского «Что делать?»кружковцы открывалиартели и мастерские, в которых не было какого-тоодного хозяинаи прибыль делили между собой сами артельщики.Молодые работники надеялись, чтотаким образом сумеют создатьтрадиции коллективной собственностии коллективноготруда. В этомони видели залог будущего о социалистического преобразования России.
Но вто же время в программекружка предусматривалась организациязаговоров против представителейвласти. О двойственности тактики ишутинцев свидетельствовала: структура их организации, сложившаясяк 1866 г.: узкий центр- «А тайное общество — «Организация»и легальные«Обществавзаимновспомоществования».Заговорщицкийцентр ишутинскоготайного обществаутверждал в качестве конечнойцели борьбывведение вРоссии социализмапутем революции. « ,, Общество«, — говорилось в одном из его документов, — должно действоватьне только путемустной пропаганды, но не обращатьвнимания и насредства длядостиженияцели – употреблятьи нож". Террор, по мнению ишутинцев, следовалоприменять нетолько противсамодержавия, но и противвсех, кто можетпослужитьпомехой длянамеченныхреволюционныхпланов.
4 апреля1866г. ишутинецДмитрий Каракозовнеудачно стрелялв АлександраII. Революционерысчитали, чтоцареубийстволибо позволитим захватитьвласть в странелибо вынудитвласти пойтина уступки. Иуж обязательноразбудит инертныемассы. По «каракозовскомуделу» находилисьпод следствиемболее 2 тыс. человекЗ6 из них судили.Многие былисосланы. Каракозоваповесили. Ишутинсошел с ума вШлиссельбургскойкрепости.
ЧАЙКОВЦЫ
В 1869 –1874 гг. в Петербургедействовалаорганизациячайковцев. Своеназвание онаполучила случайно– от фамилииНиколая ВасильевичаЧайковского, рядового членаобщества, которыйзанимался сбором средствдля деятельностикружка, поддерживалсвязи с петербургскимигазетчиками, вёл переговорыс людьми, желавшимивойти в общество.Первоначальностуденты объединилисьисключительнодля занятийсамообразованием: они вместеизучали социалистическуюлитературуи проштудировали«Капитал» К.Маркса еще дотого, как онбыл издан вРоссии. Их увлекламечта о переустройствестраны посоциалистическимпринципам. Онипопыталисьразработатьплан и программуреволюционнойдеятельности.Чайковцы считали, что русскиекрестьяне –стихийныесоциалисты, так как испоконвеков все делаютвместе «обществом».Нужно толькоразбудить ихсоциалистическиеинстинкты. Вто же времячайковцы понималикак глубокав России пропастьмежду городоми деревней, между интеллигентоми мужиком. Ипотому полагали, что социалистическиеидеи в селодолжны нестилюди, к которымкрестьянеотнесутся сдоверием. Чайковцысоздаваликружки самообразованияпрежде всегосреди фабричныхрабочих, которыеотносилиськ своим занятиямв городе какк отхожемупромыслу. Веснойони обычновозвращалисьв село на полевыеработы. Чайковцынадеялись, что«фабричные»и понесут всело социалистическиеидеи.
Молодыереволюционерытоже готовилиськ походу в деревню.Чтобы не бытьтам лишними, чужими людьми, они осваивалиремесла, которыемогли пригодитьсяв селе. В Петербургетогда открылосьмножествостолярных, слесарных, сапожных мастерских, где народникиприобреталинужные специальности.
Многовнимания уделяликружковцы«книжному делу».Они закупали, рассылали идаже издавалисоциалистическуюи просветительскуюлитературу, комплектовалибиблиотеки.Тысячи томовсочиненийЧернышевского, Добролюбова, Лаврова, Маркса, Вольтера, Сеченовапроизведений Кропоткина, Кравчинского, Тихомироваи других народниковхранились подкроватями ив сундукахзнакомых студентовЧайковцы буквальнонаводниликнигами, брошюрами, листовкамисоциалистическогосодержаниядесятки губерний.Установилисвязи
среволюционнымикружками вМоскве, Киеве, Казани, Харькове...
Попастьв кружок чайковцевбыло непросто.Они предъявлялик кандидатучрезвычайновысокие требования: обсуждали егоморальныйоблик, привычки, склонности.Принималитолько тех, чьебезупречноеповедение невызывало сомнений.Историк В.Богучарскийписал о том, что созданныйМ Натансономи В. Александровымкружок чайковцевпредставлялсобой «одноиз самых светлыхявлений дажеи среди другихкружков тогорусского юношествасемидесятыхгодов, котороедало так многопримеров настоящегоморальногоподвижничества».Все без исключениявспоминалиоб атмосферечестности, верыдруг в друга, равноправиячайковцев. Онинепримиримоотносилиськ нечаевщине, считая отвратительнымитеррористическиепринципы деятельности«Народнойрасправы»
Весной1874 г. началосьмассовое «хождениев народ». Тысячимолодых людейиз крупныхгородов отправилисьна Волгу, Дон, Урал, Днепр.Движение незадержал дажеразгром в марте1874 г. петербургскогокружка чайковцев.Образованныеюноши и девушкивели в деревняхбеседы напросветительскиереволюционныеи политическиетемы, читаливслух, раздавалиброшюры ипрокламации, старалисьубедить крестьянв необходимостиборьбы с самодержавиеми помещиками.Но деревнясоциалистическуюпропагандуне воспринимала: народниковтам слушаликак сказочников.Больше верилив царя и Бога, чем в агитациюреволюционеров.Не оправдалисьнадежды чайковцеви на
пропагандистовиз фабричныхрабочих. Сэнтузиазмомзанимаясь вкружках самообразования, рабочие темне менее нежелали вестиреволюционнуюагитацию вдеревне. Молодыереволюционеры, действовавшиеоткрыто, быстростановилисьжертвами полиции.
В 37губерниях былиарестованыи брошены втюрьмы более1,5 тыс. человекЗа три годаследствия, которое велоськрайне жестокимиметодами, произошло93 случая самоубийства, помешательстваи гибели, ДажеизвестныйконсерваторКонстантинПобедоносцевосуждал этуправительственнуюакцию: жандармы, по его мнению,«повели этострашное делопо целой России, запутывали, раздували, разветвляли, нахватали поневежеству, по низкомуусердию множестволюдей совершеннодаром».
Оставшиесяна свободепродолжалиработу в деревнеи среди рабочих.Но жандармыне без помощисамих крестьянжестоко преследовалинародников, подвергалиих арестам, издевалисьнад подследственными.К лету 1875 г. зарешёткой оказалисьеще около тысячичеловек. К началу80-х гг. по деламучастников«хождения внарод» состоялосьоколо 80 судебныхпроцессов, Самыми крупнымии громкими изних были «процесс193-х» и «процесс50-ти». Большинствоподсудимыхвели себя вовремя судебныхзаседаниймужественнои достойно, вызывая симпатииприсутствовавшейв зале публики.Впервые революционерыоткрыто высказалисвои взгляды.Расправилисьс народникамижестоко: ихприговорилик каторге, ссылке, заключениюв крепость. Впередовойстатье газеты«Земля и воля»в 1878 г. было сделаногорькое признание, что «хождениев народ» нерационально; результатыего «ничтожны…по сравнениюс теми силами, которые былина них употреблены, и с теми жертвами, которых онистоили».
В 1875 –1876 гг. «хождениев народ» ещепродолжалось, но уже шли поискиновых формборьбы.
«ЗЕМЛЯИ ВОЛЯ»
Многиеиз участниковсобытий первойполовины 70-хгг. пришли квыводу, чтоглавная причинапоражениянародниковзаключаласьв отсутствииу них центрадвижения, вкружковщине, в объединениимолодежи непо идейнымпризнакам, апо нравственнымкачествам.Поэтому труднобыло согласоватьметоды борьбы.Выход виделив созданииединой организацииреволюционеров.В 1876 г. в Петербургевозникла новая«Земля и воля».Организаторамиэтого тайногообщества былиМ. Натансон, А.Михайлов, Г.Плеханов, О.Аптекман, В.Осинский. В1878 г. к обществуприсоединилисьН. Морозов, С.Перовская, А.Желябов, В. Фигнери др.
Землевольцысчитали, чтоневозможноискусственнонасадитьреволюционныенастроения:«Революция– дело народныхмасс. Подготовляетих история.Революционерыничего поправитьне в силах. Онимогут бытьтолько орудиямиистории, выразителяминародных стремлений.Роль их заключаетсятолько в том, чтобы, организуянарод во имяего стремленийи требованийи поднимая егона борьбу сцепью их осуществления, содействоватьускорению тогореволюционногопроцесса, которыйпо непреложнымзаконам историисовершаетсяв данный период».
В основесвоей программа«Земли и воли»была «бакунистской»: конечной цельюдвиженияпровозглашалиськоллективизми анархия. Ихотя землевольцы утверждали, что политикадля них не стольважна, жизньзаставлялаих поступатьиначе – в декабре187б г. они стилиучастникамипервой в Россииполитическойдемонстрацииу Казанскогособора в Петербурге.Тогда народникамудалось увлечьза собой множествопетербургскихрабочих, впервыенад толпой былоподнято красноезнамя с надписью:«Земля и воля»позже они участвовалив различныхдемонстрациях, в стачкахпетербургскихрабочих.
Землевольцыпопыталисьзаменитьэпизодическую«летучую»пропагандув деревнеорганизациейпоселенийинтеллигентов, которые работалиучителями, фельдшерами, писарями и т.п., одновременнозанимаясьреволюционнойагитацией.Однако дажедвухлетнее«сидение» вдеревне не далоутешительныхрезультатов: в лучшем случаенаблюдалосьнекотороесближениепоселенцевс крестьянами.Трудно былогорожанам житьвдалеке отполитическойжизни, переноситьматериальныелишения. Усиливалсяи террор состороны полиции.Осенью 1878 г. былразгромленпетербургскийкружок «Землии воли». Пришлосьсворачиватьработу в деревне.К концу 1878 г. тамосталось всегодва поселения.
Народническаядеятельностьтеперь сосредоточиласьв городах истала приобретатьвыраженныйполитическийхарактер. Всечаще совершалисьтеррористическиеакты противпредставителейвласти, участилисьслучаи вооруженныхвыступлений.И раньше землевольцыне исключалитеррор из средствосвободительнойборьбы, норассматривалиего как крайнююмеру, к которойможно прибегнутьв целях самозащитыили возмездияза злодеяниячинов администрации.В короткойистории существования«Земли и воли»были громкиеполитическиедела. 24 января1878 г. Вера Засуличтяжело ранилапетербургскогоградоначальникаТрепова заизбиение розгамиарестованногостудента Емельянова.В феврале тогоже года ВлерианОсинский совершилв Киеве покушениена товарищапрокурора(заместителяпрокурора. –Прим. ред.) окружногосуда Котляревского, известногосвоей жестокостью, а в мае ГригорийПопко убил вКиеве жандармскогополковникаГейкинга –инициаторавысылки революционнонастроенныхстудентов. 4августа СергейКравчинскийзаколол кинжаломсреди бела дняв Петербургешефа жандармовМезенцова. Этобыла месть заказнь революционераИвана Ковальского, оказавшегопри арестевооруженноесопротивлениеполиции.
Впрограмме«Земли и воли»появилосьположение о" систематическомистреблениинаиболее вредныхили выдающихсяниц из правительстваи вообще людей, которыми держитсятот или другойненавистный…порядок". Первыетеррористическиеакты землевольцевпривлекливнимание обществак положениюполитическихзаключенных, которых подвергалив тюрьмах унижениями издевательствам.И, кроме того, они заметнонапугалиправительство.У радикальнойчасти землевольцеввозникла уверенностьв том, что с помощьютеррора можно«дезорганизовать»государственнуювласть.
Ворганизациизрел раскол, поскольку«деревенщики»не одобрялитеррористическийпуть борьбы, так как он отвлекалсилы от главного– работы средикрестьянства.Они также былиубеждены, что«убийствоникогда неслужит делусвободы».
К весне1879 г. разногласиямежду сторонникамиработы в деревнеи приверженцамирешительнойполитическойборьбы настолькообострились, что на съездев Воронеже онине смоглидоговоритьсяо продолжении совместной деятельности. Летом «Земля и воля» распалась.Воз никли две новые организации: «Народная воля»и «Черный передел».
РЕВОЛЮЦИОННЫЙТЕРРОР
«Народнаяволя» стала наиболее крупной революционно-народнической организациейначала 80-х гг.ХIХ в. В нее вошли А. Желябов, А.Михайлов, Н.Морозов, С. Перовская и другие сторонники решительных действий. В их программе объявлялось: «По основным своим убеждениям мы — социалисты и народники». Главными задачами народовольцы считали: агитацию и пропаганду в разных слоях общества, разрушительные и террористические выступления против правительства, организацию тайных обществ и сплочение их вокруг единого центра, подготовку и осуществление государственного переворота. Для выполнения этих задач народовольцы создали централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную организацию.Во главе ее стоял Исполнительный комитет из профессиональных, убежденных революционеров. В его подчинении находились почти 50 народовольческих территориальных и множествоспециальныхгрупп — рабочих, студенческих, военных. Вокруг собственно „организации“, насчитывавшей не более 500 человек,
объединялась „партия“ — несколько тысячединомышленников.
»Народнаяволя" пыталасьвначале сочетатьвсе формыреволюционнойработы, провозглашенныев ее программе.В своих печатныхорганах – «Народнаяволя», «Листок»Народной воли",«Рабочая газета»– революционерыпризывали кполитическойборьбе. Девизоморганизациистал лозунг:«Теперь илиникогда!». Серьезноевлияние нанародовольцевоказали взглядыПетра Ткачева: государственныйпереворотдолжны осуществитьчлены «организации»при вспомогательнойроли народа; Россия созреладля революциии выступатьследует немедленно.
В концеконцов главнымсредствомподготовкик социальнойреволюциинародовольцыизбрали политическийтеррор.
С осени1879 г. они началинастоящую охотуза царем, надеясь, что своимирешительнымидействиямивозбудят винертных массахнарода стремлениек революционномуперевороту.На АлександраII было подготовленонесколькопокушений.Боевики изучалимаршруты выездовимператора, расположениекомнат в егорезиденциях.Работала сетьдинамитныхмастерских, где изготавливалисьбомбы и снаряды.Под руководствомНиколая Кибальчичаизучалисьсвойства взрывчатыхвеществ в целяхусовершенствованиясмертоносногооружия. Центрподготовкик цареубийствунаходился вконспиративныхквартирахстолицы. Запасныесилы располагалисьв городах, кудамог поехатьцарь.
1 марта1881 г. бомбометальщикипо сигналуСофьи Перовскойпривели в исполнениежестокий приговор, который вынеслаимператору«Народная воля».царь — реформаторв муках скончался.Цареубийцвскоре арестовалии предали суду.Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, Тимофей Михайловпоследнимив России подверглисьпубличнойсмертной казни(26 марта 1881 г.). Вдальнейшемпо указу от 26апреля 1881 г.приговоренныхказнили «впределах тюремнойограды».
Почтидвухлетняяистория
«Народнойволи» завершилась, показав бесперспективностьполитическоготеррора. Самоотверженные, преданные идеемолодые, энергичныезащитникинародных масссознательнообрекли себяна мученичество, веря к торжествосправедливости.но их заблужденияоплачивалиськровью и жизнямидругих людей– приговоренныхими к смертиили случайнооказавшихсяна месте расправы.
Террористыоказалисьбессильны передсамодержавием.«И десятокубитых царей,– говорилосьв прокламации»Южнорусскогорабочего союза",– не поможетнародному горю, если этот самыйнарод не подымитсядружно, какодин человеки не выскажетсвою волю".
Особоеместо в народническомдвижении 80-хгг. ХIХ столетиязанимала идейнаяпреемницанародовольцев– «Террористическаяфракция» партии«Народная воля», организатороми руководителемкоторой былАлександрУльянов, братбудущего создателяСоветскогогосударстваВ. И. Ульянова- Ленина. 1 марта1887 г. террористыпредпринялипокушение наимператораАлександраIII, закончившеесянеудачей. Ульяноваказнили. В 1902 г, удалось создатьвсероссийскуюорганизациюреволюционныхнародников– партиюсоциалистов-революционеров, которая сноваобъявила войнусамодержавиюне на жизнь, ана смерть.
«ЧЁРНЫЙПЕРЕДЕЛ»
Трудносложилась послераскопа «Землии воли» судьба16 «деревенщиков», объединившихсяв группу «Черныйпередел». В неевошли Г. Плеханов, Б. Засулич, О.Аптекман и др.Чернопередельцыпытались сохранитьтрадиции ипрограммныеустановки«Земли и воли», хотя обстоятельстваи вынуждалиих менять приёмыреволюционнойборьбы.
Чернопередельцыполучили в
наследствоменьшую частьденежных средств«Земли и воли», а также типографиюв Смоленске.Но не успелиони развернутьреволюционнуюдеятельность, как жандармынапали на ихслед. Началисьаресты, быларазгромленатипография.В тяжелых условияхорганизацияналаживаласвязи с военными, в частностив Кронштадте, создаваластуденческиеи рабочие кружкив обеих столицах, Туле, Харькове.
«Черныйпередел» вотличие от«Народной воли»не стремилсяк централизму.Петербургскийкружок сталво главе местныхобъединенийтолько в силусвоего опытаи политическогоавторитета.Но разрастисьему не позволили.Через несколькомесяцев послераскола «Землии воли» девятьоснователей«Передела»были арестованы, а Г. Плеханов, В. Засулич, Л.Дейч и Я. Степановичэмигрировалив Швейцарию.Деятельностистоличногокружка мешалосильное влияниенародовольческихидей. «На глазахчернопередельцев,– писал ОсипАптекман, – впровинцииобразовавшиесябыло уже ячейки…оставляют вдругсвои позициии переходятк народовольцам».
Традиционныепропагандистскиепринципы борьбыбез политическойокраски терялипривлекательностьв глазах революционнойинтеллигенции.Героическийореол страдальцев, готовых в борьбеидти до конца, рисковатьжизнью во имянародногоблага, представлялсявершинойреволюционногоо подвижничества, звал молодежьв ряды приверженцевтерроризма.Однако весьмаширокое распространениеполучило болеемягкое либеральноенародничество.К нему тяготелиобразованныелюди, желавшиеизменить политическийстрой России, но без революции, террора ибесконечногопрозябанияв деревнях.