Московскийгосударственныйинститутрадиотехники, электроникии автоматики.
Кафедраистории Россиии права
Рефератпо теме: «Характеристикапринятия Христианствана Руси и ВеликийКиевский князьВладимир в«Истории государстваРоссийского»Н.М.Карамзина».
Выполнил: Пылаев Денис
Группа: ИП-1-02
Научныйруководитель:
профессорПетров Г. Н.
Москва2002
Пушкин называлКарамзинапервым историкоми последнимлетописцем.Наибольшуюславу принеслоКарамзинуглавное сочинениеего жизни –«История государстваРоссийского».
НиколайМихайловичКарамзин родилсяв 1766 году в семьенебогатогосимбирскогопомещика. Пообычаю тоговремени мальчикапри рождениизаписали навоенную службу, поэтому, достигнув«возраста», Карамзин поступилв полк уже вчине поручика.Но молодойчеловек мечтало совсем другойжизни. Армейскаяслужба тяготилаего. Поэтомупосле смертиотца, получивнебольшоенаследство, он вышел в отставку.В это времябудущему историкуисполнилось23 года.
СначалаКарамзин былбольше известенкак писатель.Он издавал вМоскве журнал«Вестник Европы».Это был совершенноновый для России, европейскийтип журнала, в котором печаталисьстатьи по литературе, науке и текущейполитике.
В возрасте37 лет, будучиуже известнымписателем ижурналистом, Карамзин крутоменяет своюжизнь. Оставивлюбимый журнал, он переезжаетв свое имениеи начинаетизучать русскуюисторию.
В 1803 годуКарамзин получилот императораАлександраIразрешениеработать вовсех архивахи библиотекахРоссии. В течениенесколькихлет он изучалархивные документы, древние рукописи, сочинения своихпредшественников.Затем он приступилк написаниюсвоей «Истории».
Карамзинсчитал, чтоистория являетсянаукой, основноеназначениекоторой – воспитыватьлюдей. Поэтомуон стремилсянаписать нескучный научныйтруд, а общедоступное увлекательноесочинение, которое былобы понятнолюбому читателю.В центре вниманияКарамзина какисторика былостановлениеверховнойвласти в России, правлениеразличныхкнязей и монархов.Именно они, помнению Карамзина, играли главнуюроль в историческомпроцессе. Этимобъясняетсяи построение его книги: отодного царствованиядо другого.
Но Карамзинне только рассказывало прошлом – онстарался объяснитьдействия великихлюдей, которыеповлияли наход русскойистории. Естественно, в его произведениипроявляласьи позиция автора.Он, например, с негодованиемотносился клюбой форменасилия, поэтомус осуждениемописывал итиранию ИванаГрозного, ижестокостьПетра I.
К серединедвадцатых годоввышло 11 томов«Истории государстваРоссийского»Карамзина. Унего еще быломного материала, и он продолжалработать надним, но тут произошловосстаниедекабристов.Оно вызвалоу Карамзинатакое сильноенервное потрясение, что он тяжелозаболел и 22 мая1826 года умер, таки не закончивпоследнеготома.(«Все обовсех», том3, научно-популярн.изд, Москва1997 г, стр.194-197).
Возникновениеславянскойписьменностисвязано с принятиемв 9-10 вв. христианства, но дохристианскаякультура ужеимела зачаткисистем письма.Об этом свидетельствуетсказание черноризцаХрабра «Описьменах», относящеесяк концу 9-началу10 в. В нем на основаниипоказанийочевидцевповествуетсяо созданииКонстантиномФилософомазбуки. Во временаязычестваславяне применялинекоторыепримитивныезнаки, послеже принятияхристианствав практикувошло использованиелатинских игреческих букв, которые не былиприспособленык особенностямславянскойречи. Созданиеславянскойазбуки связываетсяс именамивизантийскихмиссионеровКонстантина(Кирилла) (ок.827-869) и его братаМефодия (815-885).(«Энциклопедическийсловарь юногоисторика», Москва,«Педагогика-пресс»,1994г, стр.324). От Византиив 988 г. Русь принялаи христианство.
При ВладимиреIвсе земли восточныхславян объединилисьв составе КиевскойРуси. Была решенаодна из важнейшихзадач тоговремени: обеспечениезащиты русскихземель от набеговмногочисленныхпеченежскихплемен. Дляэтого по рекамДесне, Осетру, Суле, Стугнебыл сооруженряд крепостей.
Развитиеэкономики, рости укреплениегосударственноститребовалиизменений видеологии, господствующейформой выражениякоторой в средниевека была религия.Владимир решилреформироватьязыческиепредставленияДревней Русии с этой цельюпопыталсясоздать единыйпантеон богов.Однако попыткаВладимирапревратитьязычество вгосударственнуюрелигию потерпелакрах. Многиепредпочиталиоставатьсяверными старымбогам, отвергаянасилие состороны центральнойвласти. Развитыедержавы по-прежнемувоспринималиязыческую Руськак варварскуюстрану.
В 988 году ВладимирI провел вторуюрелигиознуюреформу. В качественовой государственнойрелигии былопринято христианство.
Древний Летописец, материаламикоторого пользовалсяКарамзин, повествует, что не толькоХристианскиепроповедники, но и Магометаневместе с Иудеямиприсылали вКиев мудрыхзаконниковсклонять Владимирак принятию Верысвоей, и чтоВеликий Князьохотно выслушивалих учение. «Случайвероятный, считает Карамзин: народы соседственныемогли желать, чтобы Государь, уже славныйпобедами вЕвропе в Азии, исповедовалодного Богас ними, и Владимирмог также –увидев наконец, подобно великойбабке своей, заблуждениеязычества –искать истиныв разных Верах».(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том I, стр.148)
ПервыеПослы были ВерыМагометанской.«ОписаниеМагометова рая и цветущихГурий плениловоображениесластолюбивогоКнязя; но обрезаниеказалось емуненавистнымобрядом и запрещениепить вино уставомбезрассудным.Вино, сказалон, есть веселиедля Русских; не можем бытьбез него. ПослыНемецких Католиковговорили емуо наличии невидимогоВседержителяи ничтожностиидолов. Князьответствовалим: идите обратно; отцы наши непринимали Верыот Папы.» (Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.148)
«ВыслушавИудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовалипроповедники: но Бог во гневеСвоем расточилнас по землямчуждым». И вы, наказываемыеБогом, дерзаетеучить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своегоотечества.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд. «Наука»,1989, том 1, стр.148-149).
И толькобезыменныйФилософ, присланныйГреками, сумелопровергнутьдругие Верыи красочнорассказатьВладимиру орае для праведных и о грешных, осужденныхна вечную муку.«ПораженныйВладимир сказал:«Благо добродетельными горе злым !»Крестися, ответствовалФилософ – ибудешь в раюс первыми.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.149)
987 год. Владимирсобрал Бояри градскихстарцев, объявилим предложенияМагометан, Иудеев, Католиков, Греков, и требовалих совета. «Государь! Сказали Бояреи старцы: всякийчеловек хвалитВеру свою: ежелихочешь избратьлучшую, то пошлиумных людейв разные земли, испытать, которыйнарод достойнеепоклоняетсяБожеству.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 150). ИВеликий Князьотправил десятьблагоразумныхмужей для сегоиспытания.
Послы виделимагометанскиехрамы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле НемецкихКатоликовбогослужениес обрядами, но, по словам летописи, без всякоговеличия и красоты.В Константинополе, зная, что грубыйум пленяетсяболее наружнымблеском, нежелиистинамиотвлеченными, Императорприказал вестипослов в Софийскуюцерковь, гдесам Патриарх, облаченныйв Святительскиеризы, совершалЛитургию. Великолепиехрама, богатыеслужебныеодежды, благоуханиефимиама, сладостноепение Клироса, безмолвиенарода, священнаяважность итаинственностьобрядов изумилиРоссиян; имказалось, чтосам Всевышнийобитает в семхраме и непосредственнос людьми соединяется…Возвратясьв Киев, Послыговорили Князюс презрениемо богослуженииМагометан, снеуважениемо Католическоми с восторгомо Византийском, заключив словами:« всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращениеот горького; так и мы, узнавВеру Греков, не хотим иной.»Великий Князьрешился бытьХристианином.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 150)
Так повествуетЛетописец овыборе ВладимиромВеры. Летописецмог еще знатьсовременниковВладимира ипотому достоверенв описанииважных случаевего княжения.
Владимирмог бы креститьсяи в собственнойстолице – Киеве, где уже давнонаходилисьцеркви и СвященникиХристианские; но Князь пышныйхотел блескаи величия присем важномдействии: одниЦари Греческиеи Патриархказались емудостойнымисообщить целомуего народууставы новогобогослужения.«Гордостьмогуществаи славы не позволялаВладимирусмиренно проситьу Греков крещения: он вздумал, таксказать, завоеватьВеру Христианскуюи принять еесвятыню рукоюпобедителя.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр. 151)
«988 год. Собравмногочисленноевойско, Великийкнязь пошелна судах к ГреческомуХерсону. Завоевавславный и богатыйгород, которыйв течение многихвеков умелотражать приступынародов варварских, Киевский Князьеще более возгордилсясвоим величием, и через Пословобъявил Императорам, Василию иКонстантину, что он желаетбыть супругомсестры их, юнойЦаревны Анны, или, в случаеотказа, возьметКонстантинополь.Родственныйсоюз с ГреческимизнаменитымиЦарями казалсялестным дляего честолюбия.».(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том 1, стр.151-152).
Великийкнязь Владимир, бояре и дружинаего крестилисьв Херсонесе, а потом веселопраздновалисвадьбу Владимирас царевной.Когда Великийкнязь возвратилсяс молодой супругойи со всем дворомв Киев, преждевсего он велелжечь и рубитьвсех идолов.Потом приказалвсем киевлянамявиться надругой деньна берег Днепра.Священникиосвятили Днепри начали крещениенарода. «В сейвеликий день, говорит Летописец, земля и неболиковали.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том1, стр.154).
Карамзинтак высказываетсвое отношениек Владимиру: «Сей Князь, названныйЦерковьюРавноапостольным, заслужил и вИстории имяВеликого. Истинноели уверениев святынеХристианства, или, как повествуетзнаменитыйАрабский ИсторикХШ века, одночестолюбиеи желание бытьв родственномсоюзе с ГосударямиВизантийскимирешило егокреститься известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв ВеруСпасителя, освятился еюв сердце своеми стал инымчеловеком. Бывв язычествемстителемсвирепым, гнуснымсластолюбцем, воином кровожадными – что всегоужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленныйв человеколюбивыхправилахХристианства, боялся ужепроливать кровьсамых злодееви врагов отечества.Главное правоего на вечнуюславу и благодарностьпотомствасостоит конечнов том, что онпоставил Россиянна путь истиннойВеры; но имяВеликого принадлежитему и за делагосударственные.»(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том1, стр. 160-161).
Карамзинявлялся официальнымисториографомРоссийскойимперии, гдеправославиебыло официальнойрелигией, ацерковь – однимиз столповфеодально-крепостническогосамодержавногостроя. Этотфактор оказалопределяющеевоздействиена изучениеКарамзинымпроблемыраспространенияхристианствана Руси и еекрещения.ПризнаваемыеКарамзиным факты крещениярусов в серединеIX века, существованияхристианскойобщины в Киевев первой половинеХ века, крещениекнягини Ольги в середине Хстолетия и еепопыток распространитьхристианствосоздавали емкуюисторическуюкартину христианизацииРуси в IX-Хвв. На ее фонекрещение князяВладимира ивведение христианствана Руси в качествегосударственнойрелигии оказываютсяне случайнымифеноменами, а закономернымрезультатомпредшествующейистории, культурных, идеологическихи политическихконтактов сВизантией, хотяобъяснялисьэти факты вдухе времени– «преимуществами»христианстваправославноготолка. СумелКарамзин заметитьи общностьсудеб рядавосточноевропейскихстран при переходев христианство, хронологическуюблизость этогособытия в рядестран: Венгрии, Швеции, Норвегии, Дании, Руси.(Н.М.Карамзин«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВАРОССИЙСКОГО», изд.«Наука»,1989, том1, стр. 126). Подчеркнулон и международныйаспект крещенияРуси, возвышениепрестижадревнерусскогогосударства.
Анализируяпринятие Русьюхристианства, историк приводитвесь известныйему круг русскихи византийскихисточников.Однако в полеего вниманияне попали восточныеисточники, чтопривело в общемк неполной ипорой искаженнойверсии событий.Он проходитмимо сложнойполитическойи дипломатическойборьбы вокругвопроса о крещении, ему неизвестныусловия русско-византийскихсоглашенийна этот счет.Неясно дляКарамзина иместо русско-болгарско-византийскихпротиворечийв общем контекстесобытий. Идявслед за летописьюи рассказываяо так называемыхвладимировых«посольствахо вере», авторне стремитсяпоказать различныерелигиозныевлияния наРусь, адекватныевлияниям политическими культурным.Не затронулон также весьмаочевидный, ноделикатныйвопрос об организациирусской церкви.Этот вопросявляется досих пор дискуссионным.
Какрусский понациональностия, конечно, интересуюсьсвоими корнями, далекими предками, выдающимисядеятелями, которые оставилисвой след вистории. Безусловно, к ним относитсяи Великий КнязьВладимир. Онбыл собирателемрусских земельв единое государство, пекся о величиисвоего государства, был отцом нации.Я рад, что моястрана, пустьс некоторымопозданием, но все-такивоздает должноелюдям, сделавшиммногое для духовногоразвития нашихпредков-славян.Например, в1992 году празднованиеДня славянскойписьменностии культурывпервые в Россииначалосьторжественнойлитургией вУспенскомсоборе МосковскогоКремля. По окончанииее Крестныйход направилсяна Славянскуюплощадь, гдесостоялосьоткрытие памятникаКириллу и Мефодию(скульптор –В.Клыков). У подножияпамятника былаустановленаНеугасимаяЛампада. Огоньее зажжен вВеликую субботуперед Пасхойу Гроба Господняв Иерусалимеи доставленпаломниками.