Реферат по предмету "Исторические личности"


Технологическая наука

Технологическая наука есть вообще наука недавнего времени. Учила такой науке, или таким знаниям — в начале особенно, — сама жизнь и школа примера, привезенного из чужой страны. В России технические знания также принесены были иностранцами. Не было недостатка и в самостоятельных самородных талантах; особенно много фактов свидетельствуют о способностях русских людей к механике (Кулибин, Ползунов, Зарубин, разные крестьяне и строители мельниц и плотин).
Знания технически распространялись путем примера и поучения. Таковы были Татищев и Никита Демидов, помощники Петра Великого; строитель премьер-майор Москвин (основатель Воткинского завода, при графе Шувалове в царствование Елизаветы Петровны ); граф Шереметьев (также в начале второй половины прошлого XVIII столетия) со своими крестьянами, стараниями которого округа села Павлова обратилась в настоящий русский Шеффильд по производству инструментального (ножевого) товара; Иван и Андрей Баташевы; наконец, Иван Акимович и за ним Сергей Иванович Мальцовы, которые давали огромную, а по продолжительности вековую школу примера по многим техническим отраслям и призывали и других к работе посредством печатных статей о выгодах промышленности и описания собственных заводов.
Эта школа примера, вначале по отраслям стеклоделия, чугунного литья, впоследствии — механических производств (с возникновением у нас железных дорог), обняла, в первой четверти нынешнего столетия, и свеклосахарное производство, которому Мальцов научал не только примером и руководствующими статьями (например, в «Земледельческом Журнале», 1822) и брошюрами, но и учреждением учебно-демонстративного небольшого завода при опытном хуторе Московского Общества сельского хозяйства (после чего вскоре возникли заводы Тучкова, графа А.А. Бобринского, Глебова, Шипова, Муханова и других). Наряду и вслед за Мальцовым граф А.А. Бобринский является также ревностным распространителем знаний по своей отрасли: впоследствии в этой самой отрасли, которую культивировал Бобринский, установилась в России прямая связь между научной учебной школой и заводским делом, — и ведение производства перешло к русским молодым техникам, подготовленным учебной школой. В деле прямого школьного обучения и преподавания с кафедры, а равно и ученых исследований, в начале поставлена была у нас Академия Наук; в этом периоде, конечно, прежде всего выделяется имя Ломоносова (см.); так, цветные, окрашенные металлическими флюсами стеклянные плавы являлись в те времена его собственным изобретением; и ему, в числе прочего, предписывалось (1752) «завести фабрику для делания разноцветных стекол, а из них бисера, пронизок, стекляруса прочего».
Несколько позже, в том же веке, сделанное академиком Кириллом Лаксманом применение серно-натровой соли — а именно самородной соли сибирских озер — к стеклоделию — привело его к устройству завода в Сибири, в сообществе с купцом Барановым; в то время (60-е годы XVIII века) способы прямого остекловывания серно-натровой соли еще не были известны европейским химикам. К началу XIX столетия было поручено Академии, с целью развития технических знаний в России, особенно озаботиться сочинением или переводом на русский язык иностранных сочинений по этой части. Департамент мануфактур и внутренней торговли, особенно со времен министра графа Канкрина, в свою очередь сильно озабочивался той же задачей, и плодом переводных работ явились у нас следующие учебники и пособники: Гмелин «Химические основания ремесел и заводов», издание академии 1803 г. с некоторыми приложениями, в переводе академика Севергина (с позднейших немецких изданий был у нас еще лет 30 тому назад сделан перевод Н. Сорокиным); «Технология» издание академии 1807 г., представляющая элементарный учебник, составленный при дирекции училищ; издаваемый погодно при Департаменте мануфактурной и внутренней торговли переводный лейпцигский «Магазин всех новых изобретений, открытий и исправлений» Зебаса и Баумгертнера (1811 г. и следующие); издаваемые с 1820-х годов Академией Наук «Технологический Журнал» и «Журнал Мануфактур и Торговли»; журнал «Зрелище природы и художеств»; замечательная книга «Руководство к общей технологии», сделанная Ф. Денисовым по учебнику Поппе, изданному в Москве в 1828 г., и полный перевод «Технологии» Поппе, изданный по приказанию министра финансов в двух томах (Санкт-Петербург, 1844); «Начертание технологии» Гермбштедта в переводе по приказу министра финансов 1838 — 39 г.
Императорское вольное экономическое общество, в деятельности которого с самого начала (от 1765 г.) принимали живейшее участие академики, издавало свои капитальные «Труды», хотя сперва и не совсем периодично и неоднократно на немецком языке; к 20-м годам ряд этих трудов был уже весьма обширен в России. Замечательнейшее издание Общества представляло огромное руководство Мильса и Артура Юнга, перевод которого с английского языка на русский начат еще по приказанию императрицы Екатерины и, по многотомности, издан сполна к 1811 г., всего в 15 томах, под названием: «Полная система практического сельского домостроительства». В остававшемся, с целью подготовления мастеров и руководителей заводского дела, Технологическом институте (1828), при открытии курсов (1831), с самого начала положено было широкое основание практическому обучению в учебных мастерских, специально к тому приспособленных в институте. В отношении же наук институт был сначала только подготовительной школой. Предначертания основателя института графа Е.Ф. Канкрина, опережали условия своего времени (по причине скудости начальной подготовки молодых поколений и неподготовленности учителей). С открытием классов в институте некоторые из руководивших занятиями в мастерских института — это были большей частью немцы и французы — составители руководства по своим предметам: Гюэт по сукноделию, руководство, переведенное на русский язык иждивением Вольного экономического общества; Цирг — модельный мастер — руководство по устройству мукомольных мельниц. Известный химик, академик Гесс, явился главным организатором системы преподавания в институте. Технология, в составе предметов старшего класса, возложена была на ученого лесничаго Озерского; механике учил Н.Ф. Ястржембский, оказавший большую услугу технической науке изданием своего курса «Механики». Особенно выдвинулась в преподавании технология волокнистых веществ, Озерский издал брошюру о хлопчатой бумаге и прядении оной; А.А. Шерер, в 30-х годах, подготовленный командировкою за границу, преподавал в течение около 30-ти лет преимущественно технологию волокнистых веществ и издал книги по этой отрасли знания. Преобладали по этой же специальности и практические занятия — и еще в конце пятидесятых годов все воспитанники проходили в средних классах курс упражнений в ткачестве. С химической стороны, вслед за Гессе, явились преподавателями горные инженеры (П.И. Евреинов, А. Ив. Кованько). В Москве было ремесленное училище, в котором по отношению технических предметов было несколько больше элементарности. Публичные лекции, поручаемые преподавателям механики, технологии (без разделения на химическую и механическую часть) и химии с физикой и даже целые курсы, в разные года, устраивались и при Технологическом институте: так, читали Евреинов, Озерский по технологии, кандидат университета Ф.Ф. Эвальд (1836) читал по физике, Ястржембский по механике. В 40-х годах публичные лекции по технической химии читал Н. Витт, преподаватель Технологического института (от 40-х до 65-го года), оставивший после себя много сочинений по техническим частностям (по производствам свеклосахарному, пивоварному, свечному, по виноделию) и печатный курс «Промышленная химия» и далее «Органическая промышленная химия». Позднее Ф.Ф. Петрушевский читал в Технологическом институте лекции технической физики. В 40-х годах открылись при университетах (кроме Московского) камеральные факультеты или разряды, с целью подготовить в экономических реальных знаниях, применимых и к нуждам промышленной техники. Впрочем, в среде фабрикантов и мануфактуристов не проявлялось особого внимания по всем этим печатным и устным пособиям знания; лекции хотя были бесплатны и продолжались годами, посещались по преимуществу студентами и учениками гимназий, чиновниками, купцами и меньше всего — заводчиками и фабрикантами, да и то чаще всего заезжими. Публичные курсы М.Я. Киттары, держанные сперва при Казанском университете, в 50-х годах были особенно систематичны и многолетни (лет 6 подряд). В Москве действовал в это время энергичный представитель технологической науки, профессор Р.Г. Гейман, издавший еще в 40-х годах «Чтения общей химии, приложенные к фабричному и заводскому делу». В Севастопольскую эпоху Гейман печатал «Письмо к отечественным заводчикам», в котором указывал способы эксплуатации колчеданов для добывания серы, серной кислоты и прочего. В Санкт-Петербургском университете в 50-е годы обособилась кафедра технической химии в лице П.А. Ильенкова, который был у нас первым магистром (1847), а потом и доктором технологии, другим магистром технологии был здесь же Скобликов, а засим в Москве магистром технологии был И.П. Архипов (1869); Ильенков, наряду с лекциями в Санкт-Петербургском университете (впоследствии в московской Петровской академии, где он читал агрономическую химию), составил «Курс химической технологии» (1851), который был весьма важным учебником своего времени; он послужил основой для более обширного курса, обработанного Е.Н. Андреевым (издание 1861 — 64), под названием 2-го издания «Химической технологии Ильенкова». Профессор М. Скобликов, к сожалению рано умерший, оставил после себя несколько серьезных работ (по специальности лаков, производству крахмала), предпринял периодическое издание отчетов по успехам техники (под заглавием «Технические Записки», которых 1-й выпуск явился в 1858 г.). С 50-х годов началась обширная и многосторонняя деятельность А.И. Ходнева. Его «Технический курс химии», часть неорганическая, издан в 1855 г.; затем изданы: «Руководство к селитроварению в Малороссии», «Химическая часть товароведения» и прочие, кроме большого ряда специальных технических статей. Развитие технических способов являло непомерно большие успехи, чем специальная литература того времени. Однако число самостоятельных трудов множилось; среди них появлялись очень важные — и на страницах специальных журналов, как горного, морского, (сборника), артиллерийского; сильно нарастало и число разнообразнейших изданий по отдельным специальностям технологии. Заботы о развитии познаний в винокурении и об установке правильного учета спиртов вызвали несколько работ по этой отрасли, из коих две принадлежали Ф.С. Илишу, преподававшему химию в технологическом институте, это были: «Полное руководство винокуренного, пивоваренного и медоваренного производств» и «Алкоголометрия». Профессор Киттары читал «Публичный курс винокурения», изданный позднее; к тому времени (1860-е года) относятся книга, написанная А.В. Советовым: «Пивоваренное производство» (1861) и сочинения Н. Витта: «Пиво и его приготовление», «Соображения о русском пивоварении» и несколько переводных книг (по Пайнеру, Ф. фон-Сиверсу и других), под заглавием: «Выгонка алкоголя и водки» и т. д. В это время явился замечательный труд Д.И. Менделеева: «О соединении спирта с водой». По разным другим отраслям, к тому же времени, накопилось довольно много специальных изданий, например, сочинения В. Писарева — одного из деятелей Вольного экономического общества, касавшийся устройства мельниц, производства листового стекла зеленого и бемского, винокурения и медоварения, канцелярских сургучей и лаков, беления тканей и прочего и изданные большей частью при содействии Вольного экономического общества. Период оживления 60-х годов выразился как в научной, так и в технической жизни весьма усиленною деятельностью. В этом периоде явились как-бы сразу в особенно значительном числе первоклассные деятели науки, особенно в области изучения законов природы и анализа явлений. Этот блестящий кружок, сосредоточенный главным образом в Санкт-Петербурге при университете и других высших учебных заведениях, составляли: Менделеев, Бутлеров, Зинин, Чебышев, Соколов и Энгельгардт, Бельштейн, оба Бекетовы и другие. Вокруг них собиралось и развивалось общее движение по части реальных знаний. Основание ученых обществ (Русского Технического, Русского Химического, Петербургского Политехнического кружка, позднее — Общества содействия промышленности и торговле, Московского Политехнического общества), преобразование учебной технологической системы, подъем издательской деятельности и авторства, сильный прилив самостоятельных работ по естественным наукам, организация съездов ученых и промышленно-экономических, расширение анкетных работ о состоянии промышленности — все это отмечало эпоху обновленного и совершенно реального движения. Растворялись общественные и городские залы для публичных лекций Д.И. Менделеева, И.А. Вышнеградского, А.И. Ходнева, прикладной химии В.Ф. Петрушевского (преподаватель военных училищ) и других. Экономические и статистические исследования о состоянии и условиях промышленности в стране стали являться в форме обширных отчетов, порученных опытнейшим ученым авторам («Обзор разных отраслей мануфактуры и промышленности России», издаваемый вслед за мануфактурною выставкою в Санкт-Петербурге, 1861 г., труды Булена, Дм. Тимирязева и других); труды эти, через принесенное в них разъяснение состояния промышленности в России, усиливали фактическую опору для ближайших приложений технической науки к выгодам промышленности. В состав ученых технических сил явились И.А. Вышнеградский и Н.П. Ильин — подготовленные университетом (педагогическим институтом) и заграничной командировкой; в качестве профессоров (преобразованного уставом 1862 г. в высшее учебное заведение) технологического института, они в своих работах (продолжавшихся свыше 25 лет), явились коренными основателями нашей учебной технологической школы, пособниками ее живой связи с промышленностью и деятелями покровительства промышленности. К ним примыкали для совокупной работы Н.Ф. Лабзиц (инженер-технолог) — руководитель механического обучения в институте, и И.А. Евневич (университет) для теоретической механики; весьма близким сотрудником И.А. Вышнеградского был и Д.И. Менделеев. Работы Вышнеградского по водопроводам (особенно петербургским), по устройству и оборудованию арсенала, по газовому освещению, постройке и администрации железных дорог, опыты его над паровыми машинами, деятельность на всемирных и русских выставках были прямым свидетельством происходившего воздействия технической науки на промышленное и заводское дело. Также многозначительно было ученое воздействие Д.И. Менделеева на развитие наших нефтяных дел. В технологической науке и в преподавании значение этих имен очень велико (Вышнеградского — курсы механики, теории и устройства паровых машин, механической теории тепла; Ильина — курсы технологии волокнистых веществ, красильного искусства, учебник издан в 1874 г. часть I: «Пигменты»). В технической литературе того времени весьма важное явление представляли «Энциклопедии», изданные по немецким образцам, частью в переводе, частью с коренной переработкой: по Вагнеру — «Техническая Энциклопедия» (издание товарищества «Общественная Польза»), под редакцией Менделеева, которая явилась в промежутке между 1862 и 1869 годами; (IX выпусков по разным специальностям); позднее предпринятая Фр. Фр. Лесгафтом — «Химическая технология по Боллею», которой за 1869 — 71 годы вышло 7 томов. Они составили важное пособие по специальностям науки. В ближайшем кругу учебной технологической системы являлась неизбежная потребность дробить науки по специальностям и умножать число кафедр. С 1870-х годов призваны были служить технологической науке: Н.П. Петров (военный инженер), профессор технологического института по кафедре прикладной механики, специально по паровозам — труд которого над «Трением в машинах» отмечен академической Ломоносовской премией и большой медалью Императорского русского технического общества; А.В. Гадолин (артиллерист, академик), профессор Технологического института, памятный курсами по механической технологии: П.В. Котурницкий (технолог), к которому впоследствии перешла кафедра по паровым машинам, автор руководства по этому предмету; В.Л. Кирпичев (артиллерист), известный в науке сопротивления строительных материалов; Н.Ап. Белелюбский (строитель мостов, инженер путей сообщения), которым создана была при Институте инженеров путей сообщения превосходная механическая лаборатория, в которой сосредоточены все испытания строительных материалов (в том числе, особенно, и цементов); А.К. Крупский (университет), известный своими курсами по химической технологии в технологическом институте; А.Р. Шуляченко (военный инженер) — знаток цементного дела, основатель заводов портландского цемента; Г.Е. Паукер (военный инженер) — по строительной механике, и Х.С. Головин (инженер) по той же специальности; П.А. Афанасьев (инженер-технолог) ученый специалист в области заводских машин и автор сочинения о «Мукомольных мельницах»; Н.И. Тавилдаров (подготовленный Технологическим институтом и университетом) — по кафедре технологических питательных веществ, автор обширного труда «Химическая технология сельскохозяйственных продуктов», организатор и руководитель пивоваренной школы в Санкт-Петербурге; Б.Т. Вылежинский (инженер технологии) — по технологии прочих органических веществ; позднее Н.П. Ланговой (подготовлен университетом, Технологическим институтом и заграничной командировкой) — по кафедре волокнистых веществ, предоставленной им позже С.А. Ганешину; Н.Л. Щукин (инженер-технолог), известный курсами механики, знаток паровозов; Г.Ф. Депп, по паровым котлам, автор руководств; А.Д. Гатцук — по механической технологии, знаток рабочих механических станков; Л.Г. Богаевский (автор академического труда о состояниях вещества; А.А. Курбатов и А.А. Русанов — по отраслям органической технологии и другие. Часть молодых сил призвана была вначале к занятиям строительным проектированием, которые, наряду с упражнением в мастерских и технических лабораториях, составляют практическую часть технологической учебной системы в России. Работы в механических мастерских приняли особенно широкое развитие в Московском Техническом училище, еще с того раннего периода, когда оно развилось в виде ремесленной школы (основанной почти одновременно с Санкт-Петербургским Технологическим институтом и преобразован уставом 1844); механическая мастерская здесь издавна развилась в настоящий учебный механический завод (1846). Руководителем этих работ был одно время (около 1860-х годов) М.Я. Киттары. Постановка здесь практических занятий впоследствии неоднократно обращала на себя внимание иностранцев. В 1870-х годах ученый мастер Советкин дал подготовительным практическим занятиям весьма правильную форму, создав систематические задачи для обучения слесарному мастерству — и тот же порядок работ был усвоен в механических мастерских Санкт-Петербургского Технологического института. Американец Dr. Runkel, один из деятелей бостонского Massachusets Institute, особо отмечает эту методу в брошюре своей о технологическом институте, где отмечает и опытнейшего руководителя их в санкт-петербургском институте, А.П. Петерса (инженер-технолог), через руки и советы которого прошло столько учащихся поколений (с 1869 г.); в Massachusets Institute издавна висит на стене систематически расположенная коллекция моделей, указывающая этот порядок упражнений. Точно так же впоследствии развитие учебных технических лабораторий, в которых дается возможность практической работы и домашнего наблюдения над некоторыми заводскими процессами, не менее приковало к себе внимание англичанина — инженера строителя Мазера (Mather), посещавшего наши технические заведения для соображений о методах преподавания. Основателем учебной технической лаборатории в санкт-петербургском институте был профессор А.К. Рейхель (подготовленный университетом и заграничной командировкой); но особенно обширная обстановка дана была техническим лабораториям в Харьковском Технологическом институте, система которого может быть названа результатом деятельности и опыта, пережитых петербургским институтом. Из обоих этих институтов даны ученые силы — частью еще подготовляющиеся заграничной командировкой, для Киевского Политехнического училища и Варшавского; из них же вышли те силы, которые явились руководителями науки в промышленных технических училищах, системы которых отмечены также особенно широким применением практического обучения в мастерских; одна из первых — красноуфимская — имеет отличные лаборатории, устроенные Грузовым; механические — в костромских училищах (имени Чижова ), для которых много поработал А.К. Эшлиман (инженер-технолог, профессор по проектированию машин и заводов при Императорском московском техническом училище) и прочие. Из обоих технологических институтов, Императорского технического училища, Рижского политехника (особенно же двух первых) вышли, в весьма большом количестве, руководители по технической части на заводах и мануфактурах, железных дорогах, механических и машиностроительных заводах (численность деятелей из Санкт-Петербургского Технологического института, ближайшее распределение по специальностям службы — см. в «Отчетах Общества Технологов», например, за четырнадцатый год существования этого общества, 1897 — 98, Санкт-Петербург, 1899). Харьковский технологический институт имеет в составе своих технологических сил: по механике — Д.С. Зернова, В.И. Альницкого (издавшего чертежи деталей-машин и по проектированию), А.В. Гречанинова, А.И. Предтеченского (печатный курс паровых котлов), П.М. Мухачева (механик-технолог); по постройке машин Ос. Ос. Сонгина, известного своими строительными работами, А.П. Лидова — по химической технологии, «Химическая технология волокнистых веществ» и «Руководство к химическому исследованию жиров и восков»), К.А. Зворыкина — знатока мукомольного дела и автора исследования о сопротивлении стружки при резке металлов, отмеченного большой медалью имени Императора Николая II Императорского русского технического общества. Императорское московское техническое училище имеет известного в науке машиностроения П.К. Худякова (печатные руководства); по химической технологии — Я.Я. Никитинского (весьма многие печатные сочинения), П.П. Петрова (по кафедре красильных веществ) и С.А. Федорова — по технологии волокнистых веществ; Н.Г. Жуковского по теоретической механике и Ф.Е. Орлова по прикладной механике; А.И. Сидорова по машиностроению; по строительному искусству М.М. Черепашинского, по механической технологии А.П. Гавриленко. В истории его ученой технологической деятельности памятны имена И.П. Архипова, В.К. Делла-Восса и недавно утраченного профессора В.М. Руднева, оставившего по себе много научных печатных статей по предметам химической технологии. При Императорском техническом училище состоит Политехническое общество, имеющее свой печатный орган («Известия Политехнического общества» и «Бюллетени»). Здесь необходимо упомянуть о Музее прикладных знаний (см. Музеи промышленные) и о Строгановском училище технического рисования в Москве и училище рисования барона Штиглица. В Рижском Политехническом институте по механической технологии Э.Э. Пфуль, очень много писавший, специалист особенно джутового дела и писчебумажного производства; К.А. Владимиров по прикладной механике, известный работами о керосиновых двигателях; Б.М. Водзинский и Мальхер — по инженерному искусству, преимущественно по устройству путей сообщения; по строительному делу здесь был профессор Ланг (ныне за границей), известный своим сочинением о дымовых трубах; по химической технологии — М.Ф. Глазенап; по земледелию В.А. фон Книрим — председатель сельскохозяйственного отдела и сельскохозяйственной опытной станции, К.Д. Ловис — по прикладной механике, Г.В. Кирштейн по сельскохозяйственному строительному искусству, Р.Ф. Генниг по технической механике. В ближайшем отношении к политехническому институту и по всей местной промышленности города Риги стоит «Rigaer Technischer Verein»; этот ферейн издает технический журнал: «Rigaer Industrie-Zeitung». Из Рижского Политехнического института вышло немалое число отличных техников. Влияние университетов на успехи в технической области и развитие технологической науки, помимо общего воспитательного значения университетской подготовки, выразилось особенно в области так называемой химической технологии. В Киевском университете с 1870-х годов технологическая наука особо выделилась в лице Н.А. Бунге, впоследствии председателя киевского отделения Императорского русского технического общества: он дал целый ряд работ по техническим предметам и учебники: «Химическая технология воды», «Топливо и отопление», «Курс химической технологии», «Программа по технической химии», «Обзор литературы по химической технологии». В Казанском университете известен своими работами по технологии профессор И.Ив. Канонников, автор руководства к анализу питательных веществ. В Московском университете Ив. Г. Каблуков дал в сотрудничестве с Ипп. Антушевичем руководство к анализу пчелиного воска; особенно известен своими многочисленными работами по техническим вопросам Вл.В. Марковников (по исследованию кавказской нефти, по минеральным водам Кавказа, по исследованию русской химической промышленности и другие). Дерптский, ныне Юрьевский университет, среди весьма большого числа научных деятелей, которых он воспитал, дал немало лиц, послуживших и технической науке; академики Гельмерсец и Гофман — исследователи Урала, Донецкого бассейна и других областей России, оба учились в Дерпте. Высшая химическая школа профессора К. Шмидта подготовила В.П. Ливена (доктора химии Юрьевского университета), работы которого над составом цементных материалов России (печатались в «Архиве естествознания Лифляндии») связаны с основанием и развитием у нас цементного дела: В.П. Ливеном построены были цементные заводы Рижский, Порт-Кунда и Черноморский в Новороссийске. Та же химическая школа подготовила доктора Бенрата принесшего важные услуги технологической науке по отрасли стеклоделия (исследования над нормальными пропорциями составления стекла и книга по стеклоделию). Горный институт (прежде Институт корпуса горных инженеров) дал технологической науке много замечательных деятелей: Н.В. Воронцов — выдающийся инженер-строитель, работавший на Урале и Путиловском заводе, строитель пермского завода, памятный всем постройкою (на том заводе) первого 50-тонного парового молота; П. Обухов — по сталелитейному делу; В.А. Полетика и П. Семянников — устроители известного механического завода; ученый Г.А. Иосса — памятный курсами металлургии и горного искусства в горном институте; оба Кованько (Алексей и Александр Ивановичи) — известные химики, основатели химических заводов. В.В. Бек, известный своими превосходными курсами химии, которые он читал и в санкт-петербургском технологическом институте, много воздействовавший на развитие технических знаний; И.А. Тиме, профессор горнозаводской механики, известный многими учеными трудами — в том числе по механической технологии в вопросе о сопротивлении стружки (при резке металла); К.Ив. Лисенко, профессор химии, памятный своими трудами по нефтяному делу; Н.С. Курнаков, профессор химии, давший много печатных работ по техническим предметам. В составе преподавателей Санкт-Петербургского Технологического института было много горных инженеров и не только в первое время, когда при институте находилась и бывшая горная школа, имевшая с ними общие курсы. Из них трое были директорами института (К.К. Бутенев, И.П. Чайковский и Я.И. Ламанский); один — инспектором работ в механических мастерских (Ю.И. Бутовский); Н.А. Кулибин, Н.А. Тосса, в качестве преподавателей, а с ними всего вместе около двадцати преподавателей института. Один из начальных основателей русского технического общества — Его Высокопревосходительство Николай Максимилианович герцог Лихтенбергский — принадлежал также к составу горных инженеров. Ныне в числе председателей отделов русского технического общества — профессор университета Д.П. Коновалов и кандидат его — Н.С. Курнаков — горные инженеры. Для технологической науки всегда представлял важную важность «Горный Журнал», а ныне еще «Известия Общества Горных Инженеров» (с 1892). Имели большое значение также и труды «Лаборатории горного департамента» при Министерстве финансов в Санкт-Петербурге, по испытанию русских материалов. Из военных академий вышли известнейшие профессора специальных предметов, имена которых видны по пометкам в предыдущих упоминаниях; к ним присоединяются имена Г.С. Войницкого (военный инженер), К.Ф. Гусмана (военный инженер), Э.А. Коверского (артиллерист-геодезист). В технической науке и распространении технических знаний в России большая роль принадлежит обществам, и из них преобладающим образом Императорскому русскому техническому. Масса технических сообщений, сделанных обществу, и специальных трудов печатается в его «Записках», которые издают его главные отделения, раскинувшиеся по всей России (кроме санкт-петербургского центра, отделения: московское, киевское, бакинское, кавказское в Тифлисе, одесское, харьковское, казанское, нижегородское — «Вестник пароходства и торговли», иваново-вознесенское, либавское и прочие — всех отделений по настоящее время более двадцати). «Записки» общества (в Санкт-Петербурге) разветвились ныне по специальностям, которым соответствуют отделы технологический, железнодорожный, электротехнический, воздухоплавания, технического образования (всех отделов IX); таким образом являются отдельные печатные органы: «Записки», журналы «Железнодорожное Дело», «Электричество», «Техническое Образование». Отдел «Техническое Образование», в ведении А.Г. Небольсина с В.В. Сабаниным, с постоянной при нем «Комиссией», сделал очень много по основанию и развитию низших технических школ в Санкт-Петербурге. Общество всегда не только поощряло, но прямо вызывало и субсидировало труды, важные для техники. Издание книг, производство технических опытов, поездки молодых техников за границу (стипендия); в направлении вызова и поощрения трудов, как особенно важные результаты; явились исполненные по поручению общества обширнейшие исследования «Об упругости газов» Д.И. Менделеева и «О трении в машинах» Н.П. Петрова. Кроме постоянных специальных сообщений или бесед в помещении общества (в Соляном городке) читалось много публичных лекций по разным предметам; музеи при нем служат для всех. Лаборатория общества, в которой ныне действует бывший профессор медицинской академии Соколов, при двух лаборантах (инженер-технолог Степанов, помощник Н.И. Тавилдарова в пивоварной школе) сделала много по части исследований горючих материалов, в последнее время для исследования нефтяных топок. Работу иного рода, касающуюся применения топлива, составляют учебные «курсы кочегаров», выработанные ныне по программам П.В. Котурницкого и И.А. Анопова. Обществу принадлежит издание технического словаря (в деле которого много потрудился инженер-технолог П.П. Андреев). В последнее время техническое общество устраивало у себя в Соляном Городке выставки: было несколько электрических и печатного дела, выставка по нефтяному делу и освещению, несколько фотографических, по техническому образованию вместе со съездом деятелей его. Небольшое немецкое политехническое общество (Polytechnidcer Verein) в Санкт-Петербурге, держащее собрания для чтения докладов и технических бесед, основалось почти одновременно с русскими техническими. В его органе: «Protokolle des St.-Peterburger Polytechnischen Vereins» статья русская и немецкая. Общество организовало состязание кочегаров в Санкт-Петербурге в 1877 и 1890 годах. В Москве Общество распространения технических знаний действовало с 1869 — 70 г., как и отдел «Технического образования» при Императорском русском техническом обществе. Так, в первое время оно озабочивалось организацией обучения рисованию и устроило классы технического рисования и черчения, несколько ремесленных школ (школа серебряных изделий и других учебных мастерских); организовало обширную библиотеку, помещавшуюся в московском «Музее прикладных знаний»; в особом «Учебном» отделе его происходили иногда технические беседы и сообщения. О «Политехническом обществе» и других см. в статье Технические общества. Периодических изданий, посвященных технике, за все периоды, начиная от 30-х годов, было в России вообще не мало. Из них на первом плане издаваемые ныне отделениями Императорского русского технического общества. Так, особую важность имеют по нефтяному делу «Труды Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества»; для свеклосахарной промышленности «Записки Киевского Отделения». В Санкт-Петербурге «Записки Императорского Русского Технического Общества» издаются с 1867 г. Годом ранее был основан журнал «Технический Сборник», который издавался Горбуновым (1866 — 1872) и затем Ашиком, при субсидии от Министерства финансов. В Москве замечательный журнал издавал Кречетов, под тем же заглавием «Вестник Промышленности»; однако он издавался только (не сполна) три года, 1884 — 1886 гг. В настоящее время в Москве «Технический сборник» и «Вестник Промышленности», издаваемый К.А. Казначеевым с 1890 г.; в Москве издавались еще: «Вестник Промышленности» Чижова и Бабета (около 60-го года), «Иллюстрированный ежемесячный технический журнал заводской промышленности, кустарной промышленности и ремесел» (в 80-х годах). Политехническое Общество при Императорском московском техническом училище издавало очень хорошие «Известия», засим с 1892 — 1893 гг. — «Бюллетени». Общество технологов имеет свой журнал «Вестник»; оба технологических института издают повременно (петербургский с 1879 года) свои «Известия», содержащие ученые работы профессоров. Много интересных трудов, технических монографий и научных статей помещается и в «Известиях Императорского московского технического училища»; издаются: «Известия Петровской земледельческой и лесной академии», «Известия собрания инженеров путей сообщения», «Известия общества горных инженеров», «Инженер», издается в Киеве. Среди специальных по отраслям техники журналов имеются: «Вестник Виноделия», издается Таировым; «Вестник русского пивоварения», под редакцией Тавилдарова; «Вестник мукомольного дела и хлебной торговли», издается Мердером, в Санкт-Петербурге; «Мельник» в Москве; «Gazeta Cucrownicza», редакция С.А. Броневского; «Железнодорожное дело» (см. выше), «Электротехнический Вестник», «Электричество», «Ежегодник Лесного Института», «Лесной Журнал», издается Санкт-Петербургским Лесным обществом, «Сельское Хозяйство и Лесоводство», «Торгово-Промышленная Газета» (Министерство финансов). Из обширнейших трудов и изданий Министерства финансов при министрах И.А. Вышеградском и С.Ю. Витте, наряду с основными работами по вопросам народопромышленного хозяйства (работы конца 80-х годов по европейскому таможенному тарифу, в заголовке которых стоят «Записки» профессоров технологического института и по предмету которых написана популярная книга Д.И. Менделеева «Толковый тариф»; далее, труды 1893 г. по конвенциональному тарифу прежде всего для русско-германского таможенного и торгового договора и другие), изданы были при департаменте торговли и мануфактур, в ведении Вл.Ив. Ковалевского, сборники и отчеты: «Фабрично-заводская промышленность и торговля России», под общей редакцией Д.И. Менделеева (для выставки в Чикаго 1893 г.), «Производительные силы России» (Под таким же заглавием, а именно «Essai sur les forces productives de la Russie» составлен был сборник Бушена для парижской выставки 1867 г.; еще ранее того, под тем же заглавием, имеется труд экономиста Тенгоборского), сборник, составленный для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде 1896 г., под общей редакцией В.И. Ковалевского, отчеты лиц, бывших делегатами России на выставке в Чикаго (в том числе специальные по отраслям технологии: Д.И. Коновалова, Вяч.Евг. Тищенко, В.Л. Кирпичева, А.Д. Гатцука, Ст.Ос. Гулиштамбарова, известного многими печатными трудами по нефтяному делу и другими; отчет о Нижегородской выставке 1896 г. (труды экспертной комиссии и прочие) департаментом изданы были за то же время отдельные сочинения ученых авторов по отраслям технологии. Важные технологические данные заключают за последнее время, по соответственным специальностям, «Отчеты департамента неокладных сборов», и именно «Приложения» к ним. За вновь появляющимися техническими книгами и журналами можно проследить по ежемесячной «Политехнической Библиотеке» (издается в Санкт-Петербурге). Полная библиография русских книг по технической части составляет особое издание; отчасти же можно проследить ее по ссылкам, имеющимся в «Русской части химической библиографии», обнимающей книги химического содержания по 1893 г., изданной Императорской Академией Наук.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.