Реферат по предмету "Исторические личности"


Татарское просвещение в 19 веке

Введение.
ШигабутдинМарджани –просветительтатарскогонарода.
ИдеологджадидизмаИсмаил Гаспринский.
Джадидисты-просветители.
Списоклитературы
Введение.
КонецXIX –началоХХ веков являетсяпериодом небывалогоподъема образованияи просвещенияв среде татар-магоемтанПоволжья иУрала. Связаноэто, в первуюочередь, синициативой, стремлениямии желаниямисамого этносаи в меньшейстепени с социальнойполитикойроссийскогоправительства.Не секрет, что«среди народов, населяющихвосточную частьРоссии, татары-магометанезанимают первоеместо. Процентграмотностисреди них оченьвысок даже посравнению срусскими. Изкакого бы сословияни происходилтатарин, оннепременнознает началавероучения, умеет читатьи писать по-татарски…Муллы занимаютсяобучением детейза самую ничтожнуюплату или дажебесплатно… ВРоссии трудноуказать народ, у которого былабы так широкораспространенаграмотность, как у казанскихтатар. Безграмотноготатарина можновстретить оченьредко» (Я.Д.Коблов,1908 год).
Ктоже или что явилосьпричиной небывалойграмотностии интересататар к образованию? На этот вопрося попытаюсьдать ответ вкурсовой работе.
ШигабутдинМарджани –просветительтатарскогонарода.
Марджани— религиозныйдеятель, просветитель, философ, историк.Вышеперечисленныеопределенияне охватываютвсе стороныего многограннойдеятельности.Марджани такжеи этнограф, иархеограф, ивостоковед, и педагог.Энциклопедичностьего знанийможно сравнитьс энциклопедизмомфранцузскихпросветителейХVIII века — Дидрои Руссо.
Каким же былпуть Марджаник признанию, высотам, позволившимГабдулле Тукаюохарактеризоватьего как «поборникасвободомыслия, знания и прогресса, сделавшегопервый шаг кпросвещению»? Шихаб ад-дин(Шихабуддин)б. Баха ад-динб. Субхан б. Абдаль-Карималь-Марджаниродился 16 января1818 года (по новомустилю) в с. ЯбынчинынешнегоАтнинскогорайона Татарстана.
Предки Марджанисо стороны отцаи матери принадлежалик фамилиямизвестныхимамов-мударрисов.Первые сведенияпо историиШихабуддинполучил отсвоего дедаСубхана б. Абдаль-Карима, который владеларабским иперсидскимязыками.
Дед Марджанисо стороныматери, Абдан-Насир, обучалего Кор'ану, Сунне, фикху(мусульманскомуправу). ОтецМарджани Бахааддин получилобразованиев Бухаре и былтам одним изуважаемыхлюдей, которогона свои меджлисы(собрания) приглашалэмир БухарыХайдар б. Масум.С отцом он занималсяарабским языком, логикой, каламом(раздел теологическойнауки).
В пятилетнемвозрасте Марджанилишился матери, а потом воспитывалсямачехой в довольносуровой обстановке.Начальноеобразованиеон получил вмедресе, гдепреподавалего отец, в д.Ташкичу. ЮныйШихабуддинне ограничивалсяизучениемпредметов, преподаваемыхтам, а занималсясамостоятельнов домашнейбиблиотеке.Уже с семнадцатилет он начинаетпреподаватьв этом медресеи, будучи неудовлетвореннымучебникомморфологииперсидскогоязыка, составляетсвой. Оба егодеда и отец, будучи людьмиобразованными, обладая обширнымипознаниямипо восточнойистории, философии, религии, сумелипривить юномуШихабуддинустремлениек учению, знанию.Полученноеобразованиене удовлетворяетМарджани, постоянностремившегосяк получениюновых знаний.В 1838 году он отправляетсяв Бухару дляпродолженияобразования.
В Бухаренеудовлетворенныйсистемой обученияв медресе он, в основномсамостоятельно, занимаетсяв богатых ценнымирукописямиместных библиотеках.Деньги на жизньзарабатываетобучением детейсостоятельныхлюдей. В 1843 годуМарджани отправляетсяв Самарканд— один из древнихочагов культурыСредней Азии.Там он обучаетсяв медресе «Ширдар», знакомитсяс известнымисториком кадиАбу Саидомас-Самарканди(ум.1848-49 гг.), который, как пишет Марджани, стал первопричинойтого, что он«начал интересоватьсяисторическойнаукой и приступилк исследованиюисторическихкниг».
В Самарканде, уже обладаяопределеннымизнаниями, Марджанииспытываетпотребностьглубже познатьвзгляды своегопредшественникаи соотечественникаАбу Насра аль-Курсави(1776-1812).
В 1845 году Марджанивозвращаетсяв бухарскоемедресе «Мир-Араб».Именно тамМарджани начинаетсерьезноеизучение культуры, истории, философииВостока. Первыесвои произведенияон посвятилистории тюркскихнародов СреднейАзии.
В 1848 году, послеодиннадцатилетнегоотсутствия, с новым багажомзнаний Марджанивозвращаетсяна родину и вмарте 1850 годаназначаетсяимамом-мударрисом1-й Казанскоймечети.
В 1867-68 годахДуховное собраниемусульманПоволжья иПриуральяназначилоМарджани надолжностьахунда и мухтасибаКазани (однаиз самых почетныхрелигиозныхдолжностейрегиона), чтоявилось несомненнымпризнаниемего деятельностисо стороныруководствамусульман. Софициальнымисветскимивластями уМарджани такжеустанавливаютсяпозитивныеконтакты. Онвыполняетотдельныепорученияказанскойгубернскойвласти: следитза изданиемтекста Кор'анав казанскойтипографии(впоследствиивыпускаеткнигу, посвященнуюистории и принципамиздания Кор'анав России), организуетсбор денег длякавказскихнародов, пострадавшихот землетрясения, составляетотчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульмандля государственныхучреждений, участвует всудебных заседанияхпри произнесенииклятв мусульманами.
Со временемимя Марджанистановитсяизвестнымдалеко за пределамиКазани: в 1870 годувыходит в светего книга«Назратуль-хакк», своими новымидля своеговремени и средырелигиозно-реформаторскимиидеями, принесшаяавтору широкуюизвестностьне только народине, но и намусульманскомВостоке. Онстановитсявидным идеологомрелигиозногореформаторства, продолжившими углубившимв новых историческихусловиях традициисвоих предшественниковА. Курсави и А.Утыз-Имяни.Религиозно-реформаторскиевзгляды Марджани, включали концепцию«открытия дверейиджтихада», а также обращениеко временамПророка Мухаммада(Кор'ану, Сунне, словам муджтахидов)для «очищения»Ислама от позднейшихнаслоений, реформу преподаванияв медресе.
Педагогическаяработа Марджани— еще одна страницаего просветительскойдеятельностив широком смыслеэтого слова.
13 сентября1876 года в КазаниоткрыласьТатарскаяучительскаяшкола с восьмилетнимобучением.Школа готовилаучителей начальныхклассов изтатар. Преподаваниевелось на русскомязыке, исключаяурок шариата.Марджани первымиз татарскогомусульманскогодуховенствасогласилсяна предложениеинспекторашколы В.Радловапреподаватьв ней вероучение.На открытиишколы он выступилс приветственнойречью, в которойпризывал татарк обучению вэтой школе. Втечение девятилет Марджанипреподавалв Татарскойучительскойшколе, входилв педагогическийсовет. Однаков результатеразногласийс инспектороми некоторымиучителямивынужден былоставитьпреподавание.За эту деятельностьконсервативныекруги мусульманскогодуховенстваназывали Марджанимиссионером, еретиком, вероотступником.
В своем медресеМарджани многиезанятия ведетпо собственнойпрограмме.В80-х годах ХIХ векарадикальнорасширяетсясобственнонаучная деятельностьМарджани, напередний планвыходят занятияфилософскимии историческимидисциплинами.В этот периодМарджани работаетнад рукописнымбиографическимсловарем«Вафиятуль-асляфва тахийятуль-ахляф»(«Подробноео предшественникахи их приветствияхпотомкам»), который включает6057 биографийученых, писателей, философов иобщественно-политическихдеятелеймусульманскогоВостока.
К «Вафиятуль-асляф»Марджани написалвведение —«Мукаддима», которое тожебыло издано.В нем ученыйописываетисторию зарождениянаук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляяее ссылкамина высказываниявидных деятелеймусульманскойкультуры, рассматриваетосновные религиозныешколы, направленияв Исламе. Посути, это нетолько исторический, но и мировоззренческийтруд, посвященныйразличнымаспектам ипроблемамдуховной культурыВостока.
В этот периодиздаются наиболеезначительныепроизведенияМарджани, средикоторых: «Хаккуль-ма'рифава хуснуль-идрак»(“Истина познанияи красотапостижения”),1880 г. — сочинениео мусульманскомправе (фикхе), в котором ученый, в частности, излагает своисоциально-политическиевзгляды; «Мустафадуль-ахбарфи ахвали Казанва Булгар»(“Кладезь сведенийо делах Казании Булгара”),1885 г., 1 том — историческийтруд о ВолжскойБулгарии иКазанскомханстве; «Китабуль-хикмааль-балигааль-джанийяфи шархиль-акаидаль-ханафийя»(“Книга о зрелойфилософии, помогающейобъяснитьучения ханафитов”),1888 г. — сочинение, в котором Марджаниизлагает своирелигиозныевзгляды. УмственныйпросветительскийпотенциалМарджани многократноувеличили егопутешествия80-х годов по Россиии странам Ближнегои СреднегоВостока. В поискахматериала дляисторическихисследованийМарджани посещалдревние развалиныБулгара, татарские, русские, чувашские, мордовскиесела. 31 августа1880 года он изКазани отправляетсяв паломничество, в ходе которогопосещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц идругие центрымусульманскойкультуры.
В Стамбулеон знакомитсяс автором сборника«Чагатайскиеи османскиеязыки» Кудратуллойаль-Кандузии с известнымученым АхмадомДжаудат-пашой, снимает копиис надписейкупола мечетисултана Салима.В Каире навещаетученого Махмуд-бекааль-Фаллаки, снимает копиис надписей стенмечети МухаммадаАли-паши.
Просветительскиеидеи Марджаниохватываютв 70 — 80 годы ХIХвека самыеразличныестороны обновленияобщественнойжизни татарскогонарода, включаяв себя мыслио необходимостиполучениятатарскимнаселениемсветскогообразования, усвоенияпрогрессивногонаследия прошлого(античной, арабскоймысли) и настоящего(русской изападноевропейскойкультур). Ученогозаботят и вопросывоспитаниянациональногосамосознаниятатарскогонарода, беспокоятего благосостояние, социально-экономическоеи политическоеположение.Считая просвещениесамым мощныморудием прогресса, ученый пыталсявызволить свойнарод из «спячки».
Марджани— предвестникджадидскогодвижения вРоссии, и именноон заложил егоосновы — реформупреподаванияв медресе, усвоениетатарскимнародом передовыхдостижениймировой культурыи науки. Марджанинаписал более30 произведений, большая частькоторых былаиздана в основномна арабскомязыке. Тольконекоторыесочинениянаписаны нататарском языкеарабским шрифтом.Не все произведения, написанныеученым, ещеобнаружены.Например, «Рисалятунфи масаилин-нахв»(«Трактат овопросахграмматики»),«Ат-тахрираталь-муфрада»(«Отдельныередактирования»).
Идейно-философскиевзгляды Марджани, его деятельностьв качествепедагога, религиозногодеятеля, историка, просветителя, философа останутсязаметным явлениемв отечественнойистории.
ИдеологджадидизмаИсмаил Гаспринский.
ОсновательджадидизмаИсмаил Гаспринскийродился 8 марта1851 года в Крыму, в деревне Аджикойблиз Гаспры, в семье прапорщикаМустафы Гаспринского.Учился в сельскоймусульманскойшколе-мектебе, затем — в Воронежеи в кадетскомкорпусе в Москве.В 15 лет он прервалвоенное образованиеи вместе с однимиз школьныхприятелейпешком из Москвыпо Волге, Дону, Азовскому морюдобрался доБахчисарая.
Вродном городеего назначилиучителем русскогоязыка в медресе.В 1871 году Гаспринскийотправилсяв Париж, гдепрожил тригода, служа в«конторе объявлений»и работая секретарему И. С. Тургенева.Здесь он началписать корреспонденциидля русскихгазет. В 1874 годуон уезжает вКонстантинополь, где в течениегода изучаеттурецкий язык.
Вернувшисьна родину, ИсмаилГаспралы становитсяглавой Бахчисарая.Оставив этудолжность в1883 году, Гаспринскийприступаетк издательскойи педагогическойдеятельности.Он издаетмусульманскуюгазету «Терджиман»(«Переводчик»)в условияхжесткой цензуры, так как царскоесамодержавиев своем правленииопиралось нанациональныйшовинизм. «Целыетри года, я обращалсяс ходатайствамик губернаторами министрами в течениечетырех летездил в Петербург, чтобы добитьсяразрешенияна изданиегазеты», — писалмолодой писатель.
Первымчеловеком, одобрившимплан изданиягазеты, былбогослов ШихаббадинМарджани. Задва года довыпуска «Терджимана»И. Гаспринскийв Симферополеиздал брошюру«Русскоемусульманство.Мысли, заметкии наблюдениямусульманина».Он пишет о том, что реформупросвещениянадо проводить, опираясь на«новый метод».Он говорил, что«старый метод»(усул-и-кадим)состоял в заучиваниинаизусть Коранаи других религиозныхтекстов, чтосчиталосьрелигиозныминаставникамидостаточнымдля достижениявсестороннихзнаний.
«Новыйметод» И. Гаспринскогоосновывалсяна фонетическомпринципе чтенияв обучении, атакже на введениив медресе светскихпредметов: арифметики, русского языка, географии иистории. Ожесточенныхпротивниковсвоей просветительскойпрограммы И.Гаспринскийвстретил в лицеслужившихцаризму указныхмулл, подчиненныхОренбургскомуи Таврическому(Крым) муфтиятам, а также православныхмиссионеров, например, Н. И.Ильинского(1822-1891 гг.), яроговрага просвещениянародов России.
И.Гаспринскийумер в 1914 году, оставив послесебя сотнисторонников, которые продолжалиего учение нетолько в самойРоссийскойИмперии, но иза ее пределами, особенно вТурции, Персиии Индии. В результатепроведенныхреформ образовательныйи культурныйуровни мусульманРоссии значительновозросли. Рядмусульманскихгородов: Казань, Бахчисарай, Оренбург, Баку, Уфа, Троицк — стали достойнымисоперникамидругих интеллектуальныхи культурныхцентров — Стамбула, Каира, Бейрута.
Джадидисты-просветители.
СподвижникамиИ. Гаспринскогобыли другиеталантливыесыны татарскогонарода.
РиззауддинФахруддинов- в начале 90-х годовпрошлого векаизбран членомОренбургскогоДуховногоСобрания. РиззауддинФахруддиновв совершенствевладел арабскимязыком, выписывализ мусульманскихстран научныежурналы и газеты.На становлениеего идеологииповлияли сочиненияШиххаббадинаМарджани, учениеИсмаила Гаспринскогои случайнаявстреча в Петроградес выдающимсямусульманскиммыслителеми политическимдеятелемДжамаладдиномАфгани.
Вмае 1906 года онпокидает этудолжность ипереселяетсяв Оренбург поприглашениюизвестныхзолотопромышленниковРамеевых. Фахруддиновстановитсясотрудникомгазеты «Вакт», редакторомкоторой являетсяего племянникФатых Каримов.Вместе ониподнимаютгазету на высокийуровень и создаютпри «Вакте»журнал «Шура», редакторомкоторого онявляется до1915 года.
Большуюценность представляютработы писателя, посвященныежизни и деятельностивыдающихсямусульманскихмыслителейРоссии. Главныетруды в этойобласти:
Многотомный труд «Асар» — состоит из биографий российских мусульманских деятелей. На данный момент изданы два тома, в которых автор дает не только биографические сведения, но и прилагает к ним примечания, содержащие богословскую критику.
«Замечательные люди» — биографии основателей классической мусульманской научной мысли. Изданы шесть частей этого труда: «Ибн Рушд», «Магарри», «Ибн Араби», «Выдающиеся женщины в Исламе». Кроме этого, помещаемые в каждом номере выпускаемого им журнала «Шура» — «Имам Газали» и «Ахмед Мидхат».
«Замечательные женщины» — собрание биографических очерков журнала «Шура» в разделе «Замечательные люди и великие события».
Главныйтруд РизауддинаФахруддиновав области богословия- «Религиозныеи социальныевопросы». В немавтор излагаетосновные положениямусульманскойрелигии и освещаетактуальныетемы современноймусульманскойжизни.
Другимзначительнымсочинениемученого является«Комментарийна изреченияМухаммада (даблагословитего Аллах иприветствует)», а также еще неизданное сочинение«Святые и чудеса».
Другойпросветитель, Муса Бигиев- родился в 1875 годув Ростове-на-Донув семье муллы.Он учился вКазани, Бухаре, Мекке и Медине, где в течениенесколькихлет слушаллекции у самыхизвестныхбогословов.Он побывал введущих центрахмусульманскогообразованияЕгипта, Турциии других мусульманскихгосударств.
В1905 году Муса Бигиевприезжает вПетроград, гдесближаетсяс редакторомгазет «Ульфет»и «Тильмиз»Рашидом Ибрагимовым.В этих изданияхон помещаетсвои религиозно-реформаторскиестатьи. С 1907 годаначинают выходитьего труды помусульманскомубогословию.
Наданный моментиз сочиненийБигиева в светвышли следующие:«История Корана», написаннаяавтором наарабском языке; комментарийна сочинениезнаменитогоарабского поэтаАбу Аль-Магарри«Эльлузумият»;«ДоказательствамилосердияБожьего»; «Арабскаялитератураи мусульманскиенауки»; «Теориямусульманскогоправа»; «ОсновыIариата»; переводкниги знаменитогоперсидскогопоэта Хафиза«Дивани» идругие.
ГалимзянБаруди — мударрис, основательмедресе «Мухаммадийе», которое долгоевремя служилоцентром новометодногообразования.Родился в 1857 годув Пороховойслободе г. Казани.Отец отдал егов одно из казанскихмедресе, а послеее окончанияотправил научебу в Бухару.Галимзян вернулсяна родину в1881 году и былвыбран вторыммуллой в 4-м приходег.Казани.
В1901 году он воздвигмедресе «Мухаммадийе»и ввел в образовательнуюсистему новыйметод. В то времяего имя обрелоогромную славу, к нему на учебусъезжалисьмусульманесо всей России, Кавказа, Туркестана, Сибири и Киргизскойстепи.
Онсблизился савторитетными влиятельнымшейхом ЗайнуллойШарифи Рассулевым, и, получив отнего разрешение, сам начал приниматьна обучениемюридов. У многихэто вызвалонегодование, а в нелегальноммолодежноморгане «Таракки»в его адреспоявилосьязвительноестихотворение«Ой, шейхемГалимджан».Многие мударрисыи общественныедеятели выступалипротив ГалимзянаБаруди. Однако, несмотря наэто, Барудиприлагал всеусилия длятого, чтобы вего медресецарил дух Ислама, истинностькоторого ужеподтверждаласьне дряхлойсхоластикой, а наукамисовременности, изучаемымис целью статьпросвещеннымимусульманами.Для обучающихсяв медресе Барудисоставил многоучебников поновому методу
Список источников.
Б.Ф.Султанбеков, А. А. Харисов, А. Г. ГалямовИстория ТатарстанаХХ века (1917 – 1995 гг.)IV часть.-Казань: Хэтер,1998 – 416с.
ИсторияТатарстана.– Казань: ТАРИХ,2001. – 544с.
ИсхаковД.М. Феноментатарскогоджадидизма: введение ксоциокультурномуосмыслению.-Казань.: Иман,1997. – 80 с.
МахмутовМ. И. Педагогикаи ментальностьтатарскогонарода в контексте«Запад — Восток».//Очеркипо историитатарскойкультуры вконтексте«Запад-Восток».-Казань: Фикер,2001 – 624 с. – с. 252-300.
ТагировИ. Р. Очерки историиТатарстанаи татарскогонарода (ХХ век).-Казань: Татарскоекнижное издательство,1999. – 468с.
ТутаевМ. З. Развитиенародногообразованияв Татарии. –Казань: Татарскоекнижное издательство,1975 – 204с.
ХанбиковЯ. И. Историяразвитияпедагогическоймысли татарскогонарода. – Казань,1975 – 162с.
ХарисовФ. Ф. Национальнаякультура иобразование.– Москва.: Педагогика,2000 – 272с.
Статьис сайта www.islam.ru
ИсмаилГаспринский;
Урокиушедшего века;
ЮзеевА. Гордостьуммы. Марджани.;
Мусульманскиеобразованиеи просвещениев России началавека.;
Просветители.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.
Реферат Подготовка квалифицированных спортсменов (на примере футбола)
Реферат Проектирование зоны технического обслуживания грузовых автомобилей предназначенной для проведения
Реферат Молодеж как социокультурная общность
Реферат Short Overview of African Countries
Реферат Національний банк України та особливості його функціонування
Реферат Профессиональные обязанности товароведа
Реферат «Эффективная реклама зарубежной недвижимости в печатных сми» Сергей Рымов, издатель, главный редактор журнала Homes Overseas Издательский дом Independent Media Sanoma Magazines
Реферат Форд, Генри
Реферат Эволюция природы в представлении информационных технологий
Реферат Криза в умовах ринкової економіки та основні чинники її виникнення
Реферат Применение систем "директ-кост" и "стандарт-кост" в бухгалтерском учете
Реферат Учение о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.)
Реферат Использование системы упражнений по формированию грамматического строя на уроках закрепления изученного материала в начальных классах 2 отделения школы слабослышащих
Реферат Академия сельского хозяйства и природных ресурсов Кафедра иностранных языков "Сухое хранение зерна" "Managing dry grain in storage" Author by: Agriculture Engineers Digest