Введение.
ШигабутдинМарджани –просветительтатарскогонарода.
ИдеологджадидизмаИсмаил Гаспринский.
Джадидисты-просветители.
Списоклитературы
Введение.
КонецXIX –началоХХ веков являетсяпериодом небывалогоподъема образованияи просвещенияв среде татар-магоемтанПоволжья иУрала. Связаноэто, в первуюочередь, синициативой, стремлениямии желаниямисамого этносаи в меньшейстепени с социальнойполитикойроссийскогоправительства.Не секрет, что«среди народов, населяющихвосточную частьРоссии, татары-магометанезанимают первоеместо. Процентграмотностисреди них оченьвысок даже посравнению срусскими. Изкакого бы сословияни происходилтатарин, оннепременнознает началавероучения, умеет читатьи писать по-татарски…Муллы занимаютсяобучением детейза самую ничтожнуюплату или дажебесплатно… ВРоссии трудноуказать народ, у которого былабы так широкораспространенаграмотность, как у казанскихтатар. Безграмотноготатарина можновстретить оченьредко» (Я.Д.Коблов,1908 год).
Ктоже или что явилосьпричиной небывалойграмотностии интересататар к образованию? На этот вопрося попытаюсьдать ответ вкурсовой работе.
ШигабутдинМарджани –просветительтатарскогонарода.
Марджани— религиозныйдеятель, просветитель, философ, историк.Вышеперечисленныеопределенияне охватываютвсе стороныего многограннойдеятельности.Марджани такжеи этнограф, иархеограф, ивостоковед, и педагог.Энциклопедичностьего знанийможно сравнитьс энциклопедизмомфранцузскихпросветителейХVIII века — Дидрои Руссо.
Каким же былпуть Марджаник признанию, высотам, позволившимГабдулле Тукаюохарактеризоватьего как «поборникасвободомыслия, знания и прогресса, сделавшегопервый шаг кпросвещению»? Шихаб ад-дин(Шихабуддин)б. Баха ад-динб. Субхан б. Абдаль-Карималь-Марджаниродился 16 января1818 года (по новомустилю) в с. ЯбынчинынешнегоАтнинскогорайона Татарстана.
Предки Марджанисо стороны отцаи матери принадлежалик фамилиямизвестныхимамов-мударрисов.Первые сведенияпо историиШихабуддинполучил отсвоего дедаСубхана б. Абдаль-Карима, который владеларабским иперсидскимязыками.
Дед Марджанисо стороныматери, Абдан-Насир, обучалего Кор'ану, Сунне, фикху(мусульманскомуправу). ОтецМарджани Бахааддин получилобразованиев Бухаре и былтам одним изуважаемыхлюдей, которогона свои меджлисы(собрания) приглашалэмир БухарыХайдар б. Масум.С отцом он занималсяарабским языком, логикой, каламом(раздел теологическойнауки).
В пятилетнемвозрасте Марджанилишился матери, а потом воспитывалсямачехой в довольносуровой обстановке.Начальноеобразованиеон получил вмедресе, гдепреподавалего отец, в д.Ташкичу. ЮныйШихабуддинне ограничивалсяизучениемпредметов, преподаваемыхтам, а занималсясамостоятельнов домашнейбиблиотеке.Уже с семнадцатилет он начинаетпреподаватьв этом медресеи, будучи неудовлетвореннымучебникомморфологииперсидскогоязыка, составляетсвой. Оба егодеда и отец, будучи людьмиобразованными, обладая обширнымипознаниямипо восточнойистории, философии, религии, сумелипривить юномуШихабуддинустремлениек учению, знанию.Полученноеобразованиене удовлетворяетМарджани, постоянностремившегосяк получениюновых знаний.В 1838 году он отправляетсяв Бухару дляпродолженияобразования.
В Бухаренеудовлетворенныйсистемой обученияв медресе он, в основномсамостоятельно, занимаетсяв богатых ценнымирукописямиместных библиотеках.Деньги на жизньзарабатываетобучением детейсостоятельныхлюдей. В 1843 годуМарджани отправляетсяв Самарканд— один из древнихочагов культурыСредней Азии.Там он обучаетсяв медресе «Ширдар», знакомитсяс известнымисториком кадиАбу Саидомас-Самарканди(ум.1848-49 гг.), который, как пишет Марджани, стал первопричинойтого, что он«начал интересоватьсяисторическойнаукой и приступилк исследованиюисторическихкниг».
В Самарканде, уже обладаяопределеннымизнаниями, Марджанииспытываетпотребностьглубже познатьвзгляды своегопредшественникаи соотечественникаАбу Насра аль-Курсави(1776-1812).
В 1845 году Марджанивозвращаетсяв бухарскоемедресе «Мир-Араб».Именно тамМарджани начинаетсерьезноеизучение культуры, истории, философииВостока. Первыесвои произведенияон посвятилистории тюркскихнародов СреднейАзии.
В 1848 году, послеодиннадцатилетнегоотсутствия, с новым багажомзнаний Марджанивозвращаетсяна родину и вмарте 1850 годаназначаетсяимамом-мударрисом1-й Казанскоймечети.
В 1867-68 годахДуховное собраниемусульманПоволжья иПриуральяназначилоМарджани надолжностьахунда и мухтасибаКазани (однаиз самых почетныхрелигиозныхдолжностейрегиона), чтоявилось несомненнымпризнаниемего деятельностисо стороныруководствамусульман. Софициальнымисветскимивластями уМарджани такжеустанавливаютсяпозитивныеконтакты. Онвыполняетотдельныепорученияказанскойгубернскойвласти: следитза изданиемтекста Кор'анав казанскойтипографии(впоследствиивыпускаеткнигу, посвященнуюистории и принципамиздания Кор'анав России), организуетсбор денег длякавказскихнародов, пострадавшихот землетрясения, составляетотчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульмандля государственныхучреждений, участвует всудебных заседанияхпри произнесенииклятв мусульманами.
Со временемимя Марджанистановитсяизвестнымдалеко за пределамиКазани: в 1870 годувыходит в светего книга«Назратуль-хакк», своими новымидля своеговремени и средырелигиозно-реформаторскимиидеями, принесшаяавтору широкуюизвестностьне только народине, но и намусульманскомВостоке. Онстановитсявидным идеологомрелигиозногореформаторства, продолжившими углубившимв новых историческихусловиях традициисвоих предшественниковА. Курсави и А.Утыз-Имяни.Религиозно-реформаторскиевзгляды Марджани, включали концепцию«открытия дверейиджтихада», а также обращениеко временамПророка Мухаммада(Кор'ану, Сунне, словам муджтахидов)для «очищения»Ислама от позднейшихнаслоений, реформу преподаванияв медресе.
Педагогическаяработа Марджани— еще одна страницаего просветительскойдеятельностив широком смыслеэтого слова.
13 сентября1876 года в КазаниоткрыласьТатарскаяучительскаяшкола с восьмилетнимобучением.Школа готовилаучителей начальныхклассов изтатар. Преподаваниевелось на русскомязыке, исключаяурок шариата.Марджани первымиз татарскогомусульманскогодуховенствасогласилсяна предложениеинспекторашколы В.Радловапреподаватьв ней вероучение.На открытиишколы он выступилс приветственнойречью, в которойпризывал татарк обучению вэтой школе. Втечение девятилет Марджанипреподавалв Татарскойучительскойшколе, входилв педагогическийсовет. Однаков результатеразногласийс инспектороми некоторымиучителямивынужден былоставитьпреподавание.За эту деятельностьконсервативныекруги мусульманскогодуховенстваназывали Марджанимиссионером, еретиком, вероотступником.
В своем медресеМарджани многиезанятия ведетпо собственнойпрограмме.В80-х годах ХIХ векарадикальнорасширяетсясобственнонаучная деятельностьМарджани, напередний планвыходят занятияфилософскимии историческимидисциплинами.В этот периодМарджани работаетнад рукописнымбиографическимсловарем«Вафиятуль-асляфва тахийятуль-ахляф»(«Подробноео предшественникахи их приветствияхпотомкам»), который включает6057 биографийученых, писателей, философов иобщественно-политическихдеятелеймусульманскогоВостока.
К «Вафиятуль-асляф»Марджани написалвведение —«Мукаддима», которое тожебыло издано.В нем ученыйописываетисторию зарождениянаук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляяее ссылкамина высказываниявидных деятелеймусульманскойкультуры, рассматриваетосновные религиозныешколы, направленияв Исламе. Посути, это нетолько исторический, но и мировоззренческийтруд, посвященныйразличнымаспектам ипроблемамдуховной культурыВостока.
В этот периодиздаются наиболеезначительныепроизведенияМарджани, средикоторых: «Хаккуль-ма'рифава хуснуль-идрак»(“Истина познанияи красотапостижения”),1880 г. — сочинениео мусульманскомправе (фикхе), в котором ученый, в частности, излагает своисоциально-политическиевзгляды; «Мустафадуль-ахбарфи ахвали Казанва Булгар»(“Кладезь сведенийо делах Казании Булгара”),1885 г., 1 том — историческийтруд о ВолжскойБулгарии иКазанскомханстве; «Китабуль-хикмааль-балигааль-джанийяфи шархиль-акаидаль-ханафийя»(“Книга о зрелойфилософии, помогающейобъяснитьучения ханафитов”),1888 г. — сочинение, в котором Марджаниизлагает своирелигиозныевзгляды. УмственныйпросветительскийпотенциалМарджани многократноувеличили егопутешествия80-х годов по Россиии странам Ближнегои СреднегоВостока. В поискахматериала дляисторическихисследованийМарджани посещалдревние развалиныБулгара, татарские, русские, чувашские, мордовскиесела. 31 августа1880 года он изКазани отправляетсяв паломничество, в ходе которогопосещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц идругие центрымусульманскойкультуры.
В Стамбулеон знакомитсяс автором сборника«Чагатайскиеи османскиеязыки» Кудратуллойаль-Кандузии с известнымученым АхмадомДжаудат-пашой, снимает копиис надписейкупола мечетисултана Салима.В Каире навещаетученого Махмуд-бекааль-Фаллаки, снимает копиис надписей стенмечети МухаммадаАли-паши.
Просветительскиеидеи Марджаниохватываютв 70 — 80 годы ХIХвека самыеразличныестороны обновленияобщественнойжизни татарскогонарода, включаяв себя мыслио необходимостиполучениятатарскимнаселениемсветскогообразования, усвоенияпрогрессивногонаследия прошлого(античной, арабскоймысли) и настоящего(русской изападноевропейскойкультур). Ученогозаботят и вопросывоспитаниянациональногосамосознаниятатарскогонарода, беспокоятего благосостояние, социально-экономическоеи политическоеположение.Считая просвещениесамым мощныморудием прогресса, ученый пыталсявызволить свойнарод из «спячки».
Марджани— предвестникджадидскогодвижения вРоссии, и именноон заложил егоосновы — реформупреподаванияв медресе, усвоениетатарскимнародом передовыхдостижениймировой культурыи науки. Марджанинаписал более30 произведений, большая частькоторых былаиздана в основномна арабскомязыке. Тольконекоторыесочинениянаписаны нататарском языкеарабским шрифтом.Не все произведения, написанныеученым, ещеобнаружены.Например, «Рисалятунфи масаилин-нахв»(«Трактат овопросахграмматики»),«Ат-тахрираталь-муфрада»(«Отдельныередактирования»).
Идейно-философскиевзгляды Марджани, его деятельностьв качествепедагога, религиозногодеятеля, историка, просветителя, философа останутсязаметным явлениемв отечественнойистории.
ИдеологджадидизмаИсмаил Гаспринский.
ОсновательджадидизмаИсмаил Гаспринскийродился 8 марта1851 года в Крыму, в деревне Аджикойблиз Гаспры, в семье прапорщикаМустафы Гаспринского.Учился в сельскоймусульманскойшколе-мектебе, затем — в Воронежеи в кадетскомкорпусе в Москве.В 15 лет он прервалвоенное образованиеи вместе с однимиз школьныхприятелейпешком из Москвыпо Волге, Дону, Азовскому морюдобрался доБахчисарая.
Вродном городеего назначилиучителем русскогоязыка в медресе.В 1871 году Гаспринскийотправилсяв Париж, гдепрожил тригода, служа в«конторе объявлений»и работая секретарему И. С. Тургенева.Здесь он началписать корреспонденциидля русскихгазет. В 1874 годуон уезжает вКонстантинополь, где в течениегода изучаеттурецкий язык.
Вернувшисьна родину, ИсмаилГаспралы становитсяглавой Бахчисарая.Оставив этудолжность в1883 году, Гаспринскийприступаетк издательскойи педагогическойдеятельности.Он издаетмусульманскуюгазету «Терджиман»(«Переводчик»)в условияхжесткой цензуры, так как царскоесамодержавиев своем правленииопиралось нанациональныйшовинизм. «Целыетри года, я обращалсяс ходатайствамик губернаторами министрами в течениечетырех летездил в Петербург, чтобы добитьсяразрешенияна изданиегазеты», — писалмолодой писатель.
Первымчеловеком, одобрившимплан изданиягазеты, былбогослов ШихаббадинМарджани. Задва года довыпуска «Терджимана»И. Гаспринскийв Симферополеиздал брошюру«Русскоемусульманство.Мысли, заметкии наблюдениямусульманина».Он пишет о том, что реформупросвещениянадо проводить, опираясь на«новый метод».Он говорил, что«старый метод»(усул-и-кадим)состоял в заучиваниинаизусть Коранаи других религиозныхтекстов, чтосчиталосьрелигиозныминаставникамидостаточнымдля достижениявсестороннихзнаний.
«Новыйметод» И. Гаспринскогоосновывалсяна фонетическомпринципе чтенияв обучении, атакже на введениив медресе светскихпредметов: арифметики, русского языка, географии иистории. Ожесточенныхпротивниковсвоей просветительскойпрограммы И.Гаспринскийвстретил в лицеслужившихцаризму указныхмулл, подчиненныхОренбургскомуи Таврическому(Крым) муфтиятам, а также православныхмиссионеров, например, Н. И.Ильинского(1822-1891 гг.), яроговрага просвещениянародов России.
И.Гаспринскийумер в 1914 году, оставив послесебя сотнисторонников, которые продолжалиего учение нетолько в самойРоссийскойИмперии, но иза ее пределами, особенно вТурции, Персиии Индии. В результатепроведенныхреформ образовательныйи культурныйуровни мусульманРоссии значительновозросли. Рядмусульманскихгородов: Казань, Бахчисарай, Оренбург, Баку, Уфа, Троицк — стали достойнымисоперникамидругих интеллектуальныхи культурныхцентров — Стамбула, Каира, Бейрута.
Джадидисты-просветители.
СподвижникамиИ. Гаспринскогобыли другиеталантливыесыны татарскогонарода.
РиззауддинФахруддинов- в начале 90-х годовпрошлого векаизбран членомОренбургскогоДуховногоСобрания. РиззауддинФахруддиновв совершенствевладел арабскимязыком, выписывализ мусульманскихстран научныежурналы и газеты.На становлениеего идеологииповлияли сочиненияШиххаббадинаМарджани, учениеИсмаила Гаспринскогои случайнаявстреча в Петроградес выдающимсямусульманскиммыслителеми политическимдеятелемДжамаладдиномАфгани.
Вмае 1906 года онпокидает этудолжность ипереселяетсяв Оренбург поприглашениюизвестныхзолотопромышленниковРамеевых. Фахруддиновстановитсясотрудникомгазеты «Вакт», редакторомкоторой являетсяего племянникФатых Каримов.Вместе ониподнимаютгазету на высокийуровень и создаютпри «Вакте»журнал «Шура», редакторомкоторого онявляется до1915 года.
Большуюценность представляютработы писателя, посвященныежизни и деятельностивыдающихсямусульманскихмыслителейРоссии. Главныетруды в этойобласти:
Многотомный труд «Асар» — состоит из биографий российских мусульманских деятелей. На данный момент изданы два тома, в которых автор дает не только биографические сведения, но и прилагает к ним примечания, содержащие богословскую критику.
«Замечательные люди» — биографии основателей классической мусульманской научной мысли. Изданы шесть частей этого труда: «Ибн Рушд», «Магарри», «Ибн Араби», «Выдающиеся женщины в Исламе». Кроме этого, помещаемые в каждом номере выпускаемого им журнала «Шура» — «Имам Газали» и «Ахмед Мидхат».
«Замечательные женщины» — собрание биографических очерков журнала «Шура» в разделе «Замечательные люди и великие события».
Главныйтруд РизауддинаФахруддиновав области богословия- «Религиозныеи социальныевопросы». В немавтор излагаетосновные положениямусульманскойрелигии и освещаетактуальныетемы современноймусульманскойжизни.
Другимзначительнымсочинениемученого является«Комментарийна изреченияМухаммада (даблагословитего Аллах иприветствует)», а также еще неизданное сочинение«Святые и чудеса».
Другойпросветитель, Муса Бигиев- родился в 1875 годув Ростове-на-Донув семье муллы.Он учился вКазани, Бухаре, Мекке и Медине, где в течениенесколькихлет слушаллекции у самыхизвестныхбогословов.Он побывал введущих центрахмусульманскогообразованияЕгипта, Турциии других мусульманскихгосударств.
В1905 году Муса Бигиевприезжает вПетроград, гдесближаетсяс редакторомгазет «Ульфет»и «Тильмиз»Рашидом Ибрагимовым.В этих изданияхон помещаетсвои религиозно-реформаторскиестатьи. С 1907 годаначинают выходитьего труды помусульманскомубогословию.
Наданный моментиз сочиненийБигиева в светвышли следующие:«История Корана», написаннаяавтором наарабском языке; комментарийна сочинениезнаменитогоарабского поэтаАбу Аль-Магарри«Эльлузумият»;«ДоказательствамилосердияБожьего»; «Арабскаялитератураи мусульманскиенауки»; «Теориямусульманскогоправа»; «ОсновыIариата»; переводкниги знаменитогоперсидскогопоэта Хафиза«Дивани» идругие.
ГалимзянБаруди — мударрис, основательмедресе «Мухаммадийе», которое долгоевремя служилоцентром новометодногообразования.Родился в 1857 годув Пороховойслободе г. Казани.Отец отдал егов одно из казанскихмедресе, а послеее окончанияотправил научебу в Бухару.Галимзян вернулсяна родину в1881 году и былвыбран вторыммуллой в 4-м приходег.Казани.
В1901 году он воздвигмедресе «Мухаммадийе»и ввел в образовательнуюсистему новыйметод. В то времяего имя обрелоогромную славу, к нему на учебусъезжалисьмусульманесо всей России, Кавказа, Туркестана, Сибири и Киргизскойстепи.
Онсблизился савторитетными влиятельнымшейхом ЗайнуллойШарифи Рассулевым, и, получив отнего разрешение, сам начал приниматьна обучениемюридов. У многихэто вызвалонегодование, а в нелегальноммолодежноморгане «Таракки»в его адреспоявилосьязвительноестихотворение«Ой, шейхемГалимджан».Многие мударрисыи общественныедеятели выступалипротив ГалимзянаБаруди. Однако, несмотря наэто, Барудиприлагал всеусилия длятого, чтобы вего медресецарил дух Ислама, истинностькоторого ужеподтверждаласьне дряхлойсхоластикой, а наукамисовременности, изучаемымис целью статьпросвещеннымимусульманами.Для обучающихсяв медресе Барудисоставил многоучебников поновому методу
Список источников.
Б.Ф.Султанбеков, А. А. Харисов, А. Г. ГалямовИстория ТатарстанаХХ века (1917 – 1995 гг.)IV часть.-Казань: Хэтер,1998 – 416с.
ИсторияТатарстана.– Казань: ТАРИХ,2001. – 544с.
ИсхаковД.М. Феноментатарскогоджадидизма: введение ксоциокультурномуосмыслению.-Казань.: Иман,1997. – 80 с.
МахмутовМ. И. Педагогикаи ментальностьтатарскогонарода в контексте«Запад — Восток».//Очеркипо историитатарскойкультуры вконтексте«Запад-Восток».-Казань: Фикер,2001 – 624 с. – с. 252-300.
ТагировИ. Р. Очерки историиТатарстанаи татарскогонарода (ХХ век).-Казань: Татарскоекнижное издательство,1999. – 468с.
ТутаевМ. З. Развитиенародногообразованияв Татарии. –Казань: Татарскоекнижное издательство,1975 – 204с.
ХанбиковЯ. И. Историяразвитияпедагогическоймысли татарскогонарода. – Казань,1975 – 162с.
ХарисовФ. Ф. Национальнаякультура иобразование.– Москва.: Педагогика,2000 – 272с.
Статьис сайта www.islam.ru
ИсмаилГаспринский;
Урокиушедшего века;
ЮзеевА. Гордостьуммы. Марджани.;
Мусульманскиеобразованиеи просвещениев России началавека.;
Просветители.