После окончания гражданской войны переход к мирному строительству проходил в сложных международных условиях. Несмотря на то, что разгром иностранных и белогвардейских войск показали прочность советской власти, правительства капиталистических стран и крупные буржуазные империи разрабатывали план интервенции против молодой советской республики. Первая мировая война не ликвидировала, а наоборот, усилила, международные противоречия капиталистических стран. Большинство из них были охвачены экономическим кризисом. Революционные бои шли в Германии, Италии, Австрии, Франции и других странах. В этих условиях руководители многих капиталистических стран стали трезво мыслить ( экономика требовала установления торговых отношений с Советской Россией ).
В июле 1919г. советское правительство устанавливает дипломатические отношения с Китаем, в 1920г. заключён мирные договора с прибалтийскими странами. В феврале 1921г. заключены советско-персидский и советско-афганский договора. В марте 1921г. советское правительство заключает договор о дружбе и братстве с Турцией. Одновременно советское правительство анулирует долги, которые она должна была выплатить Турции. В 1921г. устанавливаются дружеские отношения с Монголией. Исходя из экономических интересов, многие капиталистические страны должны были искать возможность установки торговых отношений с нашей страной. В марте 1921г. Англия подписала соглашение о торговле с РСФСР. В мае Германия заключила временное соглашение о возобновлении торговли и обмене военнопленными и интермированными гражданами. В течении 21-22гг советским правительством были подписаны торговые соглашения с Норвегией, Австрией, Италией, Данией, Чехословакией.
В апреле-мае 1922г. в Генуе состоялась международная конференция. В ней приняли участие представители 34 государств; впервые после войны на конференцию была приглашена советская делегация. На ней [конференции] империалисты потребовали от советского правительства признания и выплату долгов царского и временного правительств, возвращение национализированных предприятий и отмену монополии внешней торговли. При обсуждении этих требований советская делегация, возглавляемая наркомом иностранных дел Чичериным, согласилась на общий принцип, согласно которому революция, насильственно порывая с прошлым, освобождает их правительство от соблюдения обязательств свергнутых правительств.
Советская делегация представила документы, из которых следовало, что в результате иностранной интервенции Россия понесла несравнимо большие потери в экономике и большие человеческие жертвы, чем империалистические державы. От нашей страны были отторгнуты важные для экономического развития территории ( Польша, западная Украина и западная Белоруссия ). И если империалисты в общей сложности требовали около 20 млрд. золотых рублей, то советская делегация заявила, что потери от интервентов составили 49 млрд. золотых рублей и потребовала их вернуть. Однако, желая пойти на встречу руководителям империалистических государств, найти почву для соглашения с империалистическими странами, советское правительство выдвинуло миролюбивую программу. В ней выдвигалось предложение о всеобщем сокращении вооружений и соглашение предоставить иностранным государствам концессии и выплатить довоенный долг на условии предоставления займов и возмещении ущерба от интервенции во время гражданской войны.
Империалисты попытались оказать давление на советское государство. Но, используя противоречия между империалистическими государствами, 16 апреля 1922г. в местечке Рапалло (около Генуи ) Чичерин подписал с германской делегацией соглашение. Оба правительства отказывались от требований возмещения военных расходов и невоенных расходов. Возобновлялись дипломатические отношения. Рапальский 19:19договор сорвал попытку империалистических государств дипломатически изолировать Россию. Не сложилось единого антисоветского блока. Используя экономические трудности советской республики, империалисты предложили вести борьбу против нашей страны. На территории Польши, Финляндии, Румынии создавались вооружённые банды и террористические группы, которые затем перебрасывались в РСФСР.
В 22-23 годах Англия неоднократно требовала отзыва советских дипломатов из Ирана и Афганистана. Англия спровоцировала убийства советских дипломатов Войко в Варшаве, Воровского в Лозани.
Успехи в восстановлении народного хозяйства в Советском Союзе, улучшения во внутреннем положении вынудили капиталистические страны восстановить с нами дипломатические отношения. В 24-25-х годах были восстановлены дипломатические отношения с Англией, Францией, Италией, Японией, Швецией, Австрией, Норвегией, Данией. С Китаем отношения восстановлены в 24 году. Из этого следует признание капиталистическими странами Советского Союза де-юре.
Обострение классовой борьбы во второй половине 20-х годов в капиталистических странах, подъем нациоально-освободительного движения в странах Азии и Африки, трудности экономического развития правительства западноевропейских стран расценили как происки Советского государства, поэтому разворачивается антисоветская кампания. В мае 27 года по приказу английского правительства совершается налет на Англо-Советское кооперативное общество и подбрасывает фальшивые документы. Одного этого было достаточно, чтобы аннулировать экономические соглашения и разорвать дипломатические отношения. В апреле того же года английские империалисты спровоцировали налет на здание советской миссии в Пекине и консульство в Шанхае. Но провокационные действия Англии не были поддержаны правительствами других стран, поэтому не возымели должного эффекта.
В течение 25-27-х годов Советский Союз заключает договора о ненападении с Турцией, Германией, Афганистаном, Ираном, Литвой, а присоединение нашей страны к пакту Бриана-Келлога, провозглашающего отказ от войн, как орудия национальной политики, показало народам мира миролюбивость политики нашей страны.
Начавшийся в 29 году в капиталистических странах экономический кризис заставил руководство некоторых этих стран идти на более тесное экономическое сотрудничество с СССР. Только США не признавали нашей страны до 34 года.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru