Реферат по предмету "Исторические личности"


Русская культура XIXв и ее вклад в мировую культуру

МинистерствообразованияРоссийскойФедерации
Кубанскийгосударственныйтехнологическийуниверситет
Армавирскиймеханико-технологическийинститутКафедрагуманитарныхдисциплин
РЕФЕРАТ

Тема: Русскаякультура XIXв.и ее вклад вмировую культуру.

Выполнил: студент Iкурса
Группа 01-Э13-2
Кузьмин А.В.
Научныйруководительк.ф.н.
МосквитинА.А.

г. Армавир
2001 годСодержание
стр.Введение………………………………………………………………………….3
§1. КультураРоссии в первойполовине XIXв.………………………………..4
§2. КультураРоссии во второйполовине XIXв.Пореформенныегоды ……..8
§3. Две линиив русской культуреXIXв.………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………25Списокиспользованнойлитературы…………………………………………...28
Введение

В историикультуры РоссииXIXв.занимает особоеместо. Это в. не­бывалоговзлета русскойкультуры, в., когда Россиявыдвинулагениев во всехво всех областяхдуховной культуры– в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д.Россия XIXв.внесла огромныйвклад в сокровищницуобщечеловеческойкультуры. ВXIXв.завершилсяпроцесс складываниярусскоголитературногоязыка и формированиенациональнойкультуры. Именнов XIXв.российскаяхудожественнаякультура сталаклассической, имеющей значениебессмертногообразца длявсех последую­щихпоколенийлюдей. Если вэкономическоми социально-политическомразвитии Россияотставала отпередовыхевропейскихстран, то вкультурныхдостиженияхона не толькошла в уровеньс ними, но вомногом опережалаих. В мировойфонд культурыРоссия внеслазамечательныепроизведениялитературы, живописи, музыки.Русские ученыесделали выдающиесяоткры­тия внауке и технике.Вопросы, поставленныерусской культуройтого вре­мени, оказалисьактуальнымии сейчас, и поэтомунаходятся вцентре этиче­ских, философскихразмышленийсовременности.Подъем русскойкультуры былстоль велик, что позволяетназывать этуэпоху “Золотымвеком русскойкультуры”.
На развитиекультурыи общественноймысли XIXв.огромное воз­действиеоказала Отечественнаявойна 1812г., вызвавшаяпатриотическийподъем в странеи рост национальногосамосознания.Другими событиямии явлениями, влиявшими наформированиекультуры золотогов. и ее осо­бенности, были восстаниедекабристови европейскиебуржуазныереволю­ции.

§1. КультураРоссии в первойполовине XIXв.

Развитиерусской культурыв первой половинеXIXв.опиралось надостиженияпредшествующеговремени. Проникновениекапиталистическихэлементов вэкономикуусилило потребностьв грамотныхи образованныхлюдях. В общественно-политическиепроцессы втягивалисьновые социальныеслои общества.Царское правительство, провозгласившее“теорию официальнойнародности”, обоснованнуютриаде – самодержавие, православиеи народностьактивно боролисьс проявлениямипередовой мыслив литературе, театре, живописи, философии.Политика просвещенияимела отчетливоклассовыйхарактер. Крепостнойстрой тормозилширокое просвещениенарода и недавал возможностипользоватьсякультурнымидостижениямивсему населению.Культурныепотребностидворянствабыли иными, чемкрестьянства, которое формировалособственныекультурныетрадиции. Свободныйдоступ к образованиюв начале XIXв.имели лишьпривилегированныеслои населения.В 1802г. было созданоМинистерствонародногопросвещениядля организациии управленияпросветительскимиучреждениями.В начале XIXв.в России функционировалолишь одно высшееучебное заведение– Московскийуниверситет.Затем былиоткрыты университетыв Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.Открылисьпривилегированныеучебные заведенияв Царском Селе, Ярославле иНежине. В 1829г. былвосстановленГлавный педагогическийинститут, вкотором осуществляласьподготовкаучительскихкадров длягимназий иуниверситетов.
И все-такичисленностьстудентов ксередине XIXв.достигала всего4 тыс. человек.К 1855г. число гимназийза 25 лет увеличилосьв 2,5 раза и составило78, уездных училищ– 439. Количествоприходскихшкол возрослона 288. Произошлиизменения всоциальномсоставе образованныхлюдей, заметноусилился разночинныйслой.
В условияхстановлениякапиталистическогоуклада и начавшегосяпромышленногопереворотавсе большеезначение приобрелинаучные открытия, имевшие теоретическоеприкладноезначение.
Великийрусский математикН.И. Лобачевский(1793-1856) создал теориюнеевклидовскойгеометрии, надкоторой безуспешнов течение почти2-х тыс. лет работалиученые всегомира. Толькок 100-летию со днярождения великогоученого пришлоширокое признаниеего трудов: была учрежденамеждународнаяпремия егоимени. К математическойфизике, аналитическоймеханике, теориичисел, теориивероятностиотносятсяосновные трудыМ.В. Остроградского(1801-1861).
Инженер П.Д.Шиллинг (1786-1837) в1932г. раньше американскогоизобретателяМорзе (1791-1872) создалзаписывающийэлектромагнитныйтелеграф.
Инженеры-механики, крепостныепромышленниковДемидовых наУрале, отец исын Черепановыв 1833-1834г.г. построилипервую в Россиижелезную дорогуна паровойтяге.

Великий вкладсделали русскиепутешественникив развитиегеографическойнауки. Перваярусская кругосветнаяэкспедицияпод командованиемКрузенштерна(1770-1846) и Лисянского(1773-1837) в 1803-1806г.г. прошлаот Кронштадтадо Камчаткии Аляски. Былиизучены и сделанысъемки острововТихого океана, побережьяКитая, островаСахалин, полуостроваКамчатка. Русскоегеографическоеобщество, учрежденноев 1845г. стало центромизучения территориии морей России.
Созданноепри МосковскомуниверситетеОбщество историии древностейроссийскихначало поискии сбор памятниковдревнерусскойкультуры. В1800г. был опубликованнайденныйпамятникдревнерусскойлитературыXII в. “Словоо полку Игореве”.
В 1818г. тиражом3 тыс. экземпляроввышли в свет8 томов написаннойна основе огромногоисторическогоархивногоматериала“История государстваРоссийского”Н.М. Карамзина(1766-1826). Тираж разошелсяв 2 месяца. Следующиетома 9-11 былиопубликованыв 1821-1824г.г., а 12-й том был опубликованв 1829г., после смертиавтора.
Материальными моральнымвознаграждениемтруда наиболееталантливыхрусских ученыхбыло присуждениеПетербургскойАкадемией наук“Демидовскойпремии”, началокоторому былоположено в1831г.

В первойполовине XIXв.литературазанимала доминирующееположение всистеме духовнойкультуры. Онаявлялась главной, и, пожалуй, единственнойобластью, гдебыла возможностьвыразить требованияи чаяния народа.Процесс развитияи смены художественныхнаправленийпроисходитв условияхразложенияфеодально-крепостническойсистемы и оживленияобщественноймысли. Этиминаправлениямибыли: классицизм, сентиментализм, романтизм, окончательносложился реализм.
Героическиесобытия войны1812г. способствоваливозникновениюромантизма.Одним из создателейрусского романтизмастал В.А. Жуковский(1783-1852). Его поэзияпроникнутамеланхолическимимечтаниями, романтическипереосмысленнымиобразами народнойфантастики(баллады “Людмила”,”Светлана”).
Романтизмоказал влияниеи на раннеетворчествоА.С. Пушкина иМ.Ю. Лермонтова.
Основоположникрусского реализма– гениальныйА.С. Пушкин(1799-1837). Именно с еготворчествомсвязано началозолотого в. влитературе.Он первым пришелк выводу, чтоистинная народность– это не описаниерусского сарафана, а жизненнаядостоверность, правда о взаимоотношенияхлюдей, личностии общества.
А.С. Пушкинвнес вклад всоздание научнойисториографии, доказываянеобходимостьопоры на объективныйанализ фактови явлений, добросовестноеисследованиежизни, утверждал, что личность– полноправноедействующеелицо большойчеловеческойистории.
В начале в.русский театрбыл театромклассицизмаи романтизма.В репертуаретеатров былитрагедии наантично мифологическиеи историческиесюжеты.

Официальнымнаправлениемв живописипервой половиныXIXв. былклассицизм.
С картиныК.П. Брюллова(1799-1852) “Последнийдень Помпеи”, являющейсяярким примеромакадемическойшколы, начинаетсярасцвет русскойживописи.
А.Г. Венецианов(1780-1847) – первыйрусский живописец, который смогпорвать сакадемическойтематикой иввести в своикартины русскиесюжеты: “Гумно”,“Крестьянка, чешущая шерсть”

Русскаяархитектурапервых 3-х десятилетийXIXв. связанасо стилем ампир(стиль первоначальносложившийсяво Франции приНаполеоне I, служащий воплощениюидей государственногомогущества), завершившимразвитие классицизма.
Характернаячерта зодчестватого времени– созданиекрупных архитектурныхансамблей, чтоособо проявилосьв Петербурге.По проектуЗахарова быловозведеноАдмиралтейство.По проекту А.А.Монферрана(1786-1858) создан Исаакиевскийсобор – самоевысокое зданиетого временив России.
АрхитектурнымсооружениямМосквы этоговремени былисвойственнычерты лиризма, интимности, простоты иуюта. Но затемна смену классицизмаи ампира пришлиразличныеэклектическиетечения, в томчисле русско-византийскийстиль (илипсевдорусский).По проектуархитектораК.А. Тона (1794-1881) в1839г. был заложенхрам ХристаСпасителя вМоскве какпамятник победырусского народав войне 1812г.
По примеруновой и старойстолиц преображалисьи другие городаРоссии. АрхитекторА.И. Мельников(1784-1854) — представительпозднего ампира, создал ансамбльполукруглойв Одессе. Попроекту В.П.Стасова в Омскебыл возведенНикольскийказачий собор.
Традициирусской музыкальнойкультуры сложилиськ концу XVIIIв. КомпозиторыА.А. Алябьев(1787-1851), А.Е. Варламов(1801-1848), А.Л. Гурилев(1803-1858), Н.А. Титов(1800-1875) в первойполовине XIXв.создали замечательныепроизведениякамерногожанра.
Основоположникомрусской классическоймузыки был М.И.Глинка (1804-1857). Позначению вкладав развитиемузыкальнойкультуры Глинказанимает место, равное Пушкинув литературу.Он заложилоснову двухглавных направленийотечественнойоперной классики: народной музыкальнойдрамы и оперысказочно-этическогожанра.
МладшимсовременникомГлинки был А.С.Даргомыжский(1813-1869). Вслед заГлинкой онукреплял реализмв русской музыкеи первым создалнародно-бытовуюмузыкальнуюдраму – оперу“Русалка”.
Таким образом, в русском музыкальномискусстве ксередине столетияутвердилисьрусские реалистическиетрадиции, сталовсе большеосознаватьсярастущее значениерусской культуры.Ее передовыеи художественныеобразы огромногозвучания впитывалисьмировой культурой.

§2. КультураРоссии во второйполовине XIXв.Пореформенныегоды

Прогрессрусской культуры, культуры другихнародов Россииво второй половинеXIXв. определялсяобщественнополитическимподъемом встране, отменойкрепостногоправа, проведениемреформ 60-70-х г.г., высокими темпамиразвития капитализмав промышленностии др.
Определяяособенностиразвития культурыэтого периода, следует назвать, во-первых, огромноевоздействиедемократическихи социалистическихидей на формированиекультуры; во-вторых, неустанныйфилософско-нравственныйпоиск русскойинтеллигенциейсправедливости, правды – истины, ее веру в особуюмиссию русскогонарода; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшаядостижениякультур другихнародов, провозгласившаясвободу, разум, счастье длявсех людей, независимоот их социальногопроисхожденияи положения, языка и вероисповедания, вызвала к себеогромный интересво всем мире.
По подсчетамисториков всередине XIXв.число грамотныхлюдей составлялолишь 6% всегонаселения.Начальных школнасчитывалось8227, в них обучалось450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях– 18 тыс., а в 6 университетах– 3,5 тыс. студентов.Восемьдесятпроцентовучащихся среднейи высшей школбыли дворяне.
В периодшкольных реформ60-х г.г. для низшихсословий расшириласьсеть начальныхшкол, народныхгородских, сельских иуездных училищ, церковно-приходскихшкол. В городахтакже возникалиновые учебныезаведения –воскресныешколы для взрослых.С конца 80-х г.г.их деятельностьактивизировалась.
Но основнымзвеном начальногообразованиябыла земскаяобщественнаяшкола. В 1864-1874г.г.открылось около10 тыс. земскихшкол, которыеотличалисьлучшей, чем вгосударственных, методикойобучения.
В пореформенныегоды были созданывсесословныеженские гимназии, а также высшиеженские курсыв Петербурге, Москве, Киеве.В 1882г. был открытженский медицинскийинститут. Кконцу XIXв.в России функционировалоболее 60-ти государственныхвузов, в которыхобучалось около30 тыс. студентов.
Тяга к знаниямнарода былавелика, поэтомубольшую долюрасходов наначальноеобразованиенес народ.
В целом возможностироссийскогообразованияотставали отпотребностейстраны. Полиграфическаяпромышленность, ставшая вовторой половинеXIXв. отдельнойотрасльюкапиталистическогопроизводства, увеличилавыпуск продукции.
В 80-90-х г.г. крупнымииздателямибыли И.Д. Сытин(1851-1934), выпускавшийбольшими тиражамидешевые книгидля народа; братья А.Н. иИ.Н. Гранаты, А.С. Суворин(1834-1912), Ф.Ф. Павленков(1839-1900), П.Г. Сойкин(1862-1938).
Во второйполовине XIXв.по сравнениюс предшествующимпериодом возрослочисло специальных, научных, ведомственныхи народныхбиблиотек.
В Москве такжебыли открытыИсторический, Политехническиймузеи, Третьяковскаягалерея. В Петербургев 1898г. был открытИмператорскийРусский музей.

Несмотряна факторы, сдерживающиенаучный прогресс, вторая половинаXIXв. – этопериод выдающихсядостиженийв науке и технике, позволившихрусскуюнаучно-исследовательскуюдеятельностьввести в мировуюнауку. Российскаянаука развиваласьв тесной связис европейскойи американскойнаукой. Русскиеученые принималиучастие вэкспериментальныхи лабораторныхисследованияхв научных центрахЕвропы и СевернойАмерики.
В страневозникали новыенаучные центры: Общество людейестествознания, антропологиии этнографии(1863), Обществорусских врачей, Русское техническоеобщество (1866).
Крупнымцентром математическихисследованийстал Петербург, где сложиласьматематическаяшкола, связаннаяс именем выдающегосяматематикаП.Л. Чебышева(1831-1894). Его открытия, до сих пороказывающиевлияние наразвитие науки, относятся ктеории приближенияфункций, теориичисел и теориивероятностей.
Гениальнымученым-химиком, создавшимпериодическуюсистему химическихэлементов, былД.И. Менделеев(1834-1907). Работа его“Основы химии”была переведенана многие европейскиеязыки, а в Россиитолько прижизненнобыла издана8 раз.
Мировуюизвестностьприобрелиоткрытия А.С.Попова (1859-1905). 25 апреля1825г. на заседанииРусскогофизико-химическогообщества обизобретенииим прибора дляприема и регистрацииэлектромагнитныхсигналов, азатем продемонстрировалработу “грозоотметчика”– радиоприемника, нашедшего оченьскоро практическоеприменение.
А.Ф. Можайский(1825-1890) исследовалвозможностисозданияиспытательныхаппаратов. В1876г. с успехомпрошла демонстрацияполетов егомоделей.
Выдающеесязначение имелиработы К.Э.Циолковского(1857-1935), одного изпионеровкосмонавтики: нашел решенияконструкцииракет и ракетныхдвигателей.
Крупныенаучные и техническиеоткрытия былисделаны физикомП.Н. Лебедевым(1866-1912), которыйдоказал и измерилдавление света.
Огромны былиуспехи биологическихнаук. Русскиеученые открылицелый ряд законовразвития организмов.Научные интересыИ.П. Павлова(1849-1936) представлялафизиологиямозга. Он создалоснованноена опыте учениео высшей нервнойдеятельности.
Крупнейшимпредставителемроссийскойнауки был К.А.Тимирязев(1843-1920). Он исследовалявление фотосинтеза, доказав применимостьзакона сохраненияэнергии корганическомумиру.
Большойинтерес в миревызвали экспедициипо изучениюСредней и ЦентральнойАзии, Уссурийскогокрая Н.М. Пржевальского(1839-1888), впервыеописавшегоприроду этихрегионов. Онвнес огромныйвклад в исследованиефлоры и фауныэтих регионов.
Н.Н. Миклухо-Маклай(1846-1888) – русскийученый, путешественник, общественныйдеятель и гуманист.Во время путешествийв Юго-ВосточнуюАзию, Австралию, на островаОкеании онпровел ценныегеографическиеисследования, не утратившиедо сегодняшнегодня своегозначения.
Общественно-политическаяжизнь, ростнациональногосамосознания, усиление классовойборьбы вызвалиразвитие гуманитарныхнаук. В областиисторико-экономическойнауки однойиз серьезныхработ былакнига В.В.Берви-Флеровского“Положениерабочего классав России”.
В пореформенныегоды получилиразработкуфилология илингвистика.И.И. Срезневский(1812-1880) подготовилработы по историистарославянскогоязыка и древнерусскойлитературе.Его заслугойявляется такжесозданиепетербургскойшколы славистов.В.И. Даль (1801-1872) –создатель“Толковогословаря живоговеликорусскогоязыка”, которыйв отличие отакадемическихсловарей тоговремени, содержитлексику живойнародной речи.
Разработкаистории Россииосуществляласьрядом крупныхисториков. В50-70-х г.г. над 29-томнымизданием “ИсторияРоссии с древнейшихвремен” работалталантливыйрусский историкС.М. Соловьев(1820-1879). На основеогромногофактическогоматериала онпоказал переходот родовыхотношений кгосударственности, роль самодержавияв истории России.
--PAGE_BREAK--
Господствующимнаправлениемв литературеи искусствевторой половиныXIXв. был методкритическогореализма, основополагающимпринципомкоторого являлосьправдивоеотражениедействительностии осмыслениеизображаемыхявлений с точкизрения ихсоответствияобщественномупрогрессу.Русская литератураотличаласьне только критическимотношениемк действительности, она разоблачалазло, искалапути борьбыс этим злом, выполнялаобщественно-преобразующуюмиссию. Идейнаяполнота, глубокоепроникновениев жизненныеявления.
На вторуюполовину XIXв.и первую половинуXXв. приходитсятворчествогения мыслии слова Л.Н. Толстого(1828-1910).
После смертивеликого писателяв мире произошлиогромные изменения, Толстой осталсяпритягательнымдля всех потому, что он сталнравственнымавторитетомдля людей всегомира, ибо он всвоем творчествеставил вопросы, которые волнуютлюдей и поныне, и разрешал ихс гуманистическихпозиций.
К 80-м г.г. относится начало творчестваА.П. Чехова(1860-1904).
В 80-х г.г. началсвою литературнуюдеятельностьВ.Г. Короленко(1853-1921) – писатель-демократ.
М. Горький(1868-1936), рано познавшийсуровую школужизни, полную“свинцовыхмерзостей”, в начале литературнойдеятельностиразвивал лучшиетрадиции романтизмаXIXв.
На рубежевеков критическимреализмом былопроникнутотакже творчествотаких замечательныхписателей какВ.В. Вересаев(1867-1945), которыйотразил в своихпроизведенияхдуховные исканияинтеллигенциив этот период.
Правдивоеотражениедействительности, осмыслениеее с точки зрениясоответствияобщественномупрогрессу, изображение, призванноепомочь людямпонять этудействительность, отзывчивостьна насущныевопросы, желаниевидеть народсвободным исчастливым– вот, что отличалотворчествописателейреалистов.
ЛитератураРоссии представленане толькопроизведениямирусских писателей– она многонациональна.Передовые идеи, пониманиеистории, художественныесредства писателинародов Россиичерпали в русскойклассическойлитературе.

С развитиемлитературынеразрывносвязаны музыка, живопись, театр.Конец XIXначало ХХв.в.– период достиженийрусской музыкальнойкультуры, связанныхс именами П.И.Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманиноваи многих других.
В музыкальнойкультуре второйполовины XIXв.Особое местозанимает “Могучаякучка” или“Новая музыкальнаяшкола”. Задачии эстетическиепозиции членовкружка сложилисьпод влияниемвзглядов русскогохудожественногои музыкальногокритика В.В.Стасова (1834-1906).
Композиторы“Могучей кучки”в своем творчестверазвеяли традицииклассическоймузыки М.И. Глинкии А.С. Даргомыжского, широко раздвинулиграницы жанровсимфонической, оперной, инструментальноймузыки. В периоддеятельности“Могучей кучки”были созданыодни из лучшихпроизведенийкружковцев.

Поворотрусскогоизобразительногоискусства ккритическомуреализму обозначилсяв конце 50-х г.г.XIXв. Важнейшие тенденцииразвития живописиопределилихудожники, объединившиесяпо инициативеИ.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перовав Товариществопередвижныххудожественныхвыставок. Идейнымвождем объединениястал И.Н. Крамской.
Цель Товариществабыла определенакак необходимостьпропагандыживописи русскиххудожников.
Уже перваявыставка картинпередвижниковв 1871г. показала, что сложилосьновое направлениев живописи, длякоторого характерныотказ от академическихканонов, переходк критическомуреализму.
Товариществообъединяловсе талантливыехудожественныесилы России.

В историирусской педагогикии просвещениясередины второйполовины XIXв.Выдающеесяместо принадлежитзамечательнымрусским деятелямкультуры: ученому-медикуН.И. Пирогову, педагогу К.Д.Ушинскому, ученому-анатомуи педагогу П.Ф.Лесгафту иписателю Л.Н.Толстому.Противоречивыеи умеренныепо своим политическимвзглядам, лучшиепредставителирусской педагогическоймысли в своейпрактическойдеятельностиразработалипередовые длятой эпохи методыи систему воспитания, поставили рядвопросов имевшихцелью преодолетьбезграмотностьи невежествонарода. Во всейсвоей деятельностиони руководствовалисьчувством высокойлюбви к родинеи ее народу.
Н.И. Пирогов(1810-1881) в 1856г. опубликовалв “Морскомсборнике”статью “Вопросыжизни”, с которойначалось широкоеобсуждениепроблемы воспитанияи образования.В ходе обсужденияпоявилисьспециальныепедагогическиежурналы, различныепо своей направленностии с разных позицийобсуждавшиезатронутыевопросы.
ОднакоограниченностьвоззренийПирогова, вытекающаяиз его либеральныхиллюзий, неумаляет значениятой большойдеятельности, которую онразвернул напоприще просвещения, выработав своюпрограммупреобразованийучебных заведенийРоссии, своюметодику обучения.Прогрессивныепедагогическиевзгляды Пироговаимели большоеобщественноезвучание вразвернувшейсяборьбе противрутины, схоластикиниколаевскойшколы. И именноее приветствовалии поддерживалиГерцен, Чернышевскийи Добролюбов, критикуя вместес тем его слабыестороны.

Реформы 60-хгодов в областиобразованияпоследовализа крестьянскойреформой 1861г.в области суда, управления, местногосамоуправления, цензуры и другихсторон русскойжизни, и свидетельствовалио том, что феодальнаямонархия делалашаг на путипревращенияее в буржуазнуюмонархию.
Преобразованияв областипросвещения, как и все реформы60-ч годов, проводимыегосударствомпомещиков-крепостников, носили половинчатыйхарактер.
Реформированнаяшкола по-прежнемунаходиласьпод полнымконтролемцарской бюрократиии духовенстваи продолжаласохранятьсословно-крепостническиепережитки.Встав на путьпреобразованийпод давлениемобщественногоподъема конца50-х – начала 60-хгодов, правительствоуже во второйполовине 60-хгодов начинаетнаступлениена реформированнуюшколу, усиливаетрелигиозно-нравственныйхарактер воспитания.
И если народноеобразованиев России второйполовины XIXв.сделало шагвперед, выработалопрогрессивныеметоды обученияи воспитания, подготовилозамечательнуюплеяду деятелейнауки и культуры, то в этом заслугапередовыхпоборниковрусского просвещения.Именно они вборьбе или вобход официальнойправительственнойполитикиспособствовалиэтим успехам, заражая своимпримером широкиекруги демократическоймолодежи, стремившейсяпередать своизнания народу.
В 1860г. послечетырехлетнейработы, былозавершено, наконец, составлениепроекта реформыначальнойшколы. Егоопубликовалив печати и подверглиширокому обсуждению.
С учетомпоступившихзамечаний в1862г. Министерствонародногопросвещениясоздает новый“Проект устройстваобщеобразовательныхучебных заведений”.Он содержалнекоторыепрогрессивныеначала, предусматривал, например, необходимуюсвязь и преемственностьмежду низшейи средней школой.
Однако утвержденной14 июля 1864г. “Положениео начальныхнародных училищах”значительноотличалосьот проекта1862г. В нем не былои следа какой-либосвязи и преемственностимежду начальнойи средней школы, а главной задачейначальной школыопределилось“утверждениео народе религиозныхи нравственныхпонятий ираспространениепервоначальныхполезных знаний”.Под этими “знаниями”понималосьизучение законабожьего, церковногопения, чтениерусской ицерковнославянскойпечати, письмои четыре действияарифметики.
В соответствиис “Положением”1864г. для руководстваначальныминароднымиучилищамиучреждалисьуездные и губернскиеучилищныесоветы. Несмотряна то, что “Положениео земскихучреждениях”1864г. отводилоземствам в деленародногообразованиявесьма скромнуюроль, с течениемвремени онистали уделятьшколам всебольшее внимание, а такие земства, как Екатеринославское, Таврическоеи Вятское, ужес самого началаактивно действуютв этом направлении.
В 60-х годахсложился тотосновной типтрехгодичнойземской школыс одним учителем, который былраспространени на все остальныесельские начальныешколы. Одновременноширокое развитиеполучают крестьянскиешколы грамоты.Возникавшиепо собственномупочину населенияи на его средства, эти школыспособствовалиразвитию земскихшкол, в которыеони началипреобразовыватьсяв 70-80г.г. XIXв.
Согласноофициальнымданным, числоучащихся низшихучебных заведенийРоссии в 1863г. повсем ведомствамсоставляло 954 600 человек. Данныеэти значительнопреувеличены.На протяженииже 60-х годов ненаблюдалосьбольшого увеличенияколичествашкол и учащихсяв них.
Каракозовскийвыстрел 4 апреля1866г. послужилсигналом дляусиления репрессийи наступленияна просвещение.
Одной изпервых мерправительствав наступлениина народноеобразованиебыло назначениена пост министранародногопросвещенияД.А. Толстого, ярого сторонникареакционногокурса, вошедшегов состав комиссиипо выработкемер для борьбыпротив социализмаи нигилизма.
В 1871г. былоутвержденоновое “Положениео народныхучилищах”. Невнося в измененияв структуруначальнойшколы, оно кореннымобразом изменялоуправлениеНароднымиучилищами, однако АлександрII считал, что на страженародной школыдолжно стоятьверное дворянство, которое поможетправительствубдительнымнаблюдениемна месте к ограждениюоной от тлетворныхи пагубныхвлияний.
К середине70-х годов былозначительноувеличено числоинспекторов, что мотивировалосьнеобходимостьюбольшего усиленияконтроля зашколой в связис получившимв это времяширокое распространение“хождениемв народ”.
Министерствостремилосьне допускатькакой-либосвязи и преемственностимежду начальнойи средней школой.Начальнаянародная школарассматриваласькак сословнаяшкола.

Общие условияи особенностиразвития науки.Реформа 1861г. ивступлениеРоссии на путькапитализмасоздали новыеусловия дляразвития научноймысли. Несмотряна сохранениепережитковкрепостничествав стране, производительныесилы в пореформенныйпериод, получилизначительнобольшие возможностидля своегороста.
Для развитияестествознаниявторой половиныXIXв. характернымибыли дифференциациянаук и появлениетаких новыхотраслей какпочвоведение, стратиграфия, палеография, петрографияи многие другие.
Передоваярусская наукаразвиваласьв неразрывнойсвязи среволюционно-демократическойфилософией, которая способствовалаформированиюстихийногоестественнонаучногоматериализмау многих деятелейестественныхнаук.
Отличительнойстороной русскойнауки той эпохибыла ее демократизация, наличие в нейсвежих силразночиннойдемократическоймолодежи.
Русская наукаво второй половинеXIXв. развиваетсяв неразрывнойсвязи с достижениямимировой культуры, внося в эторазвитие неоценимыйвклад.
Борьба передовыхдемократическихэлементов среакционнымнаправлениемв русской наукевторой половиныXIXв. завершилосьсобытием всемирно– историческойзначимости– в 90-х годах Россиястала родинойленинизма –высшего достижениярусской и мировойкультуры.

Периодическуюпечать этоговремени характеризуетбольшое оживление.ВступлениеРоссии на путькапиталистическогоразвития, общественныйподъем послеКрымской войны, смерть НиколаяI и ослаблениецензурногогнета, хотязаконы о печатии оставалисьнеизменнымидо 1865г., — таковыпредпосылкиэтого оживления.Кроме новых“толстых”журналов, которыевместе с прежнимизадавали тонв печати, появилосьмного специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященныхразличным видамискусства, рассчитанныхна различныегруппы и слоинаселенияРоссии.
Особенновыросла газетнаяпериодика, втом числепровинциальная, чему способствовалаотмена запретовна изданиечастных газети журналовуниверсальногохарактера.
Смягчивцензурныйрежим, правительствоАлександраII пыталосьвоздействоватьна общественноемнение с помощьюсобственныхорганов печати.Например, газетыМинистерствавнутреннихдел “Северскаяпочта”.
Ожесточенныеспоры в печати, в том числе имежду демократами, шли и по другимнасущным проблемам.Выступление“Колокола”против “Современника”были связаныс либеральнымиколебаниямиГерцена, а спорымежду “Современником”и “Русскимсловом” отразилимучительныетеоретическиеискания деятелейреволюционнойдемократиив трудное длянее время. Вместес тем они предвещалиновый этап вразвитии демократическогодвижения встране.
Реалистическаялитература60-х годов с большимуспехом развивалатрадиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателейнатуральнойшколы. Она былапредставленапрозаикамии поэтами разныхпоколений, идейно-творческихпозиций и разнойстепени дарования.В ее многообразиис большейотчетливостью, чем в предыдущийпериод, проявилисьдве основныетенденции.
Необходимоотметить, чтов развитииреалистическойлитературырассматриваютсядва течения.Они нередковраждовали, по каждому изних и обоимвместе противостоялилитературныетечения, всецелосвязанные слиберальнымиполитическимкругами. Первоеиз них представлялиавторы произведенийтак называемой“обличительной”литературы, в критике русскихпорядков неподнимавшейсявыше дозволенногои произведений, в которых “новыелюди” изображалиськак приверженцытеории и практики“малых дел”, т.е. мелочнойреформаторскойдеятельности, не затрагивающейсамих основсуществующегостроя; второе– реакционноетечение представлялиавторы антинигилистскихроманов, где“новые люди”изображалисьявно клеветнически, как нравственныеуроды и преступники.

Смена периодовв русскомосвободительномдвижении сказаласьи на развитиипоэзии, вызваводну из крупнейшихв ее историиперегруппировкусил. К началу60-х годов полностьюисчерпали себяне только эпигонскийромантизм влице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзияславянофилов, представлявшаясобой разновидностьпоэзии романтической.
Становлениеи развитиечистой поэзиибыло во многомопределенотворческимипринципамиромантизма.
Однако в связис требованиямивремени еетворцы отказалисьот изображениядемоническихчувств, экзотики, непременнойприподнятостислога и другихромантическихусловностей, но сохранилисубъективистскоевосприятиемира. Реальныепредметы иявления служилидля них лишьусловнымизнаками илиимпульсамидля выраженийсобственногодуховного мира.
Одним изглавных мотивовлирики поэтов“чистого искусства”является мотивслияния с природой, погруженияв ее тайны икрасоту. Носущность слиянияи погруженияони видят нев постиженииреальной жизниприроды и еереальной красоты.Главное дляних – собственныесокровенныечувства, раскрытиесамих себя.
Гражданскаяпоэзия демократовосновываласьна традицияхи принципах, нередко прямопротивоположных“чистой поэзии”.Для нее огромноезначение имелосмысленныйс точки зренияновых задачосвободительнойборьбы опытпоэзии декабристов, проникнутойгражданскимпафосом, поэзииЛермонтовас ее неукротимымдухом протеста, поэзии Кольцова, связаннойсвоими корнямис устным народнымтворчеством, сатирой Гоголяи свойственнойему патетикой.Новаторствопоэтов – демократовнеразрывнос идеей полногосоциальногопереустройства, ставшей дляних “идеейвека”, с революционно-критическимотношением к действительности, диктуемымкровной близостьюк народу иготовностьюк любым жертвамво имя его счастья.
Многообразиюмотивов поэтов– демократовсоответствуетмногообразиежанров поэзии.Особенно великиуспехи поэтовэтой школы всатирическойпоэзии, составляющейважную частьих наследия, в созданииреволюционныхпесен, завоевавшихогромнуюпопулярность.

Достижениядраматургииэтого временинеразрывныс достижениямирусской реалистическойшколы искусствав целом. КромеА.Н. Островского, большой вкладв развитиедраматургиивнесли М.Е.Салтыков-Щедрини А.В. Сухово-Кобылин; ее влияниеиспытали такжеА.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К.Толстой, А.А.Потехин. Однакоони решалиразные идейно-творческиезадачи.
Революционно-демократическоенаправлениев развитиидраматургии60-х годов представляютдраматическиепроизведенияМ.Е. Салтыкова-Щедрина, включенныев его сатирическиециклы, и главнымобразом пьесы“Смерть Пазухина”и “Тени”.
Крупнымдостижениемдраматургии60-х годов являетсятрилогия А.В.Сухово-Кобылина:“Свадьба Кречинского”(1854), “Дело” (1861) и“Смерть Тарелкина”(1869).
Также самыевыдающиесядостижениемдраматургии60-х годов и всейвторой половиныXIXв. Являютсяпьесы А.Н. Островского, стоящие в одномряду с классическойрусской поэзии.По выражениюГончарова, Островскийдостроил здание, в основаниекоторого краеугольныекамни положилГрибоедов, Пушкин и Гоголь.За исключениемнекоторых пьесславянофильскогопериода, егодраматургияпроникнутакритическимпафосом. В этомон ближе всегок традициямГоголя и егошколы, но, развиваяэти традиции, Островскийсоздал своюсобственнуюдраматургическуюсистему.
В 80-х годахлиберально-народническиеиздания продолжалиеще оставатьсягосподствующимнаправлениемобщественноймысли России.Но народническаяидеологияпретерпелазначительнуювнутреннююэволюцию; отходяот революционныхтрадицийпредшествующихдесятилетий, она постепенновырождаетсяв либерализм, а подчас тесносвязываетсяи с более правымитечениямиобщественноймысли.
Наиболееоткровенноэту тенденциювыразила “Неделя”П.А. Гайдебурова.Призывы к примирениюс жизнью, к отказуот широкихзадач к мирнойкультурнойработе повторялисьв “Неделе” изномера в номер.
Параллельнос процессамиразложенияполитическихсистем старогонародническогодемократизмашло развитиефилософскойидеалистическойреакции. Влияниене толькоматериализма, но и позитивизма стало заметнопадать, их местостал занимать“чистый” идеализмразличныхоттенков. В этовремя делаетсвои первыешаги русскоедекадентствои как общественноетечение, и каклитературноенаправление.На его формированиеогромное влияниеоказало западноедекадентство, особенно французское, но почвой, егопородившей, были русскиесоциально-политическиеусловия. Этоодно из многообразныхпроявленийкризиса буржуазногосознания, вызванноговступлениеми западногомира, и Россиив последнююстадию развитиякапитализма.
Наследникидекадентов– современныемодернисты– называют вкачестве своегопредтечи идатского мистикаСерена Кьеркегора, который еще в 40-х прошлоговека выступилс концепциейчеловека каксущества всегданесчастного, отторгнутогоот своей внутреннейнеповторимойсущности условиямивнешнегосуществованияи способногопостигнутьсебя во всейполноте лишьв вере в бога.
Зарождениеи развитиерусского декадентстваимели своиособенности, обусловленныесвоеобразиемсоциальныхпротиворечийрусской жизниконца XIXначала XXв., отразившихсяи во многихобластях гуманитарнойкультуры, вчастности вжурналистикеи критике.
Первой попыткойтеоретическогообоснованиярусского символизмакак литературно-общественногонаправлениядекадентскоготолка можносчитать книгуД.С. Мережковского“О причинахупадка и о теченияхсовременнойрусской литературы”(1893).
Литературнойтрибуной русскогодекадентствастановитсяв 90-х годах журнал“Северныйвестник”, главнымсотрудникомкоторого критикА.Л. Волынский, сразу же определившийсякак “борец заидеализм”. С1893г. вокруг “Северноговестника”объединяютсяписатели –символистыД.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Соллогуби др. В политическомотделе “Северноговестника” помещалисьстатьи оппозиционно-либеральногосодержания, но главной егозадачей оставалосьвсе же пропагандафилософскогоидеализма имодернистскойэстетики.
В 80-х годахлиберальнаяжурналистикаобогатиласьновым органом– “Русскоймыслью”. Редакторомего стал В.А.Гольцев. В делахлитературныхГольцев старалсядержаться“золотой середины”.Борьбу разночинногои дворянскоготечений в литературеон считал нежелательнойкрайностьюи призвал кслиянию двухкультур.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Русская поэзияXIXв. Былачрезвычайноразнообразна: появилось многоновых поэтов, завоевавшихширокую популярность.В то же времяобщий характерпоэзии не менялсяна протяжениивсего периода.Больших поэтов, равных Некрасову, не было: эпохабезвременьяне благоприятствовалаих появлению.В условиях 80-хгодов возродилосьвлияние патриарха“чистой поэзии”А.А. Фета, возобновилисвою деятельностьдавно умолкшиесторонники“чистого искусства”, такие как Слугевскийи Анухин; появилисьновые приверженцыэтого направления.К тому же иныепоэты гражданскогонаправленияобнаружилисклонностьк компромиссам, и временамиголоса противниковначинали звучатьпочти в унисон.

К середине50-х годов русскийдраматическийтеатр сталважным факторомне только культурной, но и идейнойжизни России.К этому временичетко обозначиласьроль общественно-политическойтрибуны, используемойдля облегченияпорядковкрепостническойРоссии.
Театр второйполовины XIXв.неразрывносвязан с именемОстровского, который внеснеоценимыйвклад в историютеатра.
В периодтворчестваА.Н. ОстровскогоМалый театрсохранял положениеглавного центратеатральнойкультуры. Егозвали “ДомомЩепкина”, в немживы были иразвивалисьтрадиции отцасценическогореализма. Вместес тем Малыйтеатр по правузовется “ДомомОстровского”.
Министерстводвора черездирекциюимператорскихтеатров посвоему усмотрениюрегулироваловсю театральнуюжизнь столиц.От дирекциизависел репертуар, состав труппы, распределениеролей, организациягастролей.Театральноеруководствотормозилохудожественнуюжизнь русскихдраматическихтеатров.
Основноевнимание дирекцияуделяла почитаемомуаристократическойпубликой Петербургаи Москвы балету, итальянскойопере, а такжефранцузскомуи немецкомутеатрам.
Иностранныетеатры в столицахсуществовалина казенныеденьги. На ихсодержаниеотпускалосьгораздо большесредств, чемна русскиетеатры. Так, лучшим итальянскимактерам в годплатили 30 000 рублей, французским– 10 000 рублей, арусским всего1400 рублей.
Кроме стационарныхтеатров в пригородахПетербурга– Петергофе, Царском селе, Ораниенбауме, Павловске –были летниетеатры, в которыхпо разрешениюдирекции устраивалиськонцерты испектакли сучастием иностранныхи русских артистовдля увеселенияотдыхающихдвора, офицерови другой светскойпублике.
В периодподготовкибуржуазныхреформ правительственныекруги обсуждалии некоторыевопросы преобразованиятеатра. Так, в1856-1858г.г. работалсекретныйтеатральныйкомитет. Хотяэтот комитети мог поставитьвопрос о ликвидацииправительственнойтеатральноймонополии, убыточной длягосударствас финансовойстороны, театральнаяреформа, однако, не была проведена.
Министерстводвора в 1862г. предложилоузаконитьтеатральнуюмонополию, номотивы этогобыли таковы, что лишний раздоказывалишаткостьправительственныхпозиций в театральнойполитике.

К началувторой половиныXIXв. в музыкальнойкультуре Россииуже сложилисьпрочные национальныетрадиции, ведущиеначало от творчестваГлинки и Даргомыжского.В это времячетко обозначаютсяпути развитиярусской оперы, симфонизма, русского романсаи других важныхнаправлениймузыкальноготворчества.Общий подъемкультуры в 60-егоды способствовалбурному расцветурусской национальноймузыки, углублениюее реалистическихтрадиций, пропагандемузыкальныхзнаний и музыкальныхкадров. В условиях, когда русскаяпрофессиональнаямузыка былапризвана статьмузыкой дляшироких народныхмасс, особуюостроту приобреталвопрос о профессиональноммузыкальномобразовании.
В крепостнойРоссии не былоспециальныхмузыкальныхучебных заведений.Обучение музыкепроисходилолибо частнымобразом, либов музыкальныхклассах приразличныхучебных заведениях, имевших оченьограниченныеобразовательныецели. Придворнаякапелла готовилатолько церковныхпевчих. В сущности, история профессиональногомузыкальногообразованияв России начинаетсятолько с 60-х годовXIXв., т.е. современи возникновенияПетербургскойи Московскойконсерваторий– крупнейшихцентров подготовкинациональныхмузыкальныхкадров.
Вместе сразвитиемнациональноймузыкальнойкультуры развиваласьи профессиональнаямузыкальнаякритика.
В 60-е годымузыкальнаякритика активновыступает заутверждениедемократическогонаправленияв музыке, запросвещениеи воспитанияее слушателей.Формированиепередовоймузыкальноймысли происходилона основе принциповреволюционно-демократическойэстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова.Принципы этимели важноезначение длядальнейшегоразвития русскоймузыкальнойкультуры.
Развитиерусской национальноймузыки происходилоразными путями, подтверждавшимисамостоятельностьформированиякомпозиторскогомастерства.Во главе Петербургскойкомпозиторскойшколы стояла“Могучая кучка”, в Москве – гениальныйрусский композиторП.И. Чайковский.
Идеи русскогодемократическогодвижения 60-хгодов XIXв.нашли творческоеотражение всотрудничестведеятелей музыкальнойкультуры Петербурга, известной подназванием“балакиревскийкружок”, или“Новая русскаямузыкальнаяшкола”.
Основнаязадача русскогомузыкальногообщества, какговорилосьв уставе, заключаласьв развитиимузыкальногообразованияи вкуса к музыкев России и поощренииотечественныхталантов. СозданиеПетербургскойи Московскойконсерваторийподготовилоблагоприятныеусловия дляпропагандырусской музыкипрофессиональнымимузыкантами.
Блестящиеуспехи русскойисполнительнойшколы сталидостижениеммировой музыкальнойкультуры. Европейскиестраны и далекаяАмерика смоглиознакомитьсяс мастерствомвыдающихсярусских музыкантови с лучшимипроизведениямирусских композиторов.
Множествоконцертныхпоездок заграницу совершилРубинштейн, завоевав мировуюславу величайшегопианиста. Начинаяс 40-х годов, онрегулярногастролировалпо городамЗападной Европы.
Большимуспехом пользовалоськонцертированиезамечательнойрусской пианисткиА.Н. Есиповой, выступавшейв Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии.
Блестящийрасцвет русскойкультуры второйполовины XIXв.ярко проявилсяи в изобразительномискусстве, искусствереалистическом, истинно народном, глубоко национальным.Это было искусствогуманистическое, пронизанноеидеямиреволюционно-освободительногодвижения, отражающееборьбу шестидесятникови революционногонародничествапротив крепостничестваи самодержавия, имевшее большойобщественныйрезонанс вдемократическихкругах русскойинтеллигенции.Посвященноенароду, оноговорит с нимправдивым, простым и яснымязыком. Никогдапрежде у русскиххудожниковне было такойблагодарнойаудитории.
В изобразительномискусствевторой половиныXIX столетиячетко обозначеныдва периода.Первый начинаетсяс конца 50-х годов и охватываетвсе 60-е годы. Этобыло время, когда антикрепостническиепросветительскиенастроениязахватилиширокие кругирусского общества.
Второй этап– передвиженческий– от 70-х годовдо начала 90-х.Он связан сдеятельностьюхудожников, членов Товариществапередвижныххудожественныхвыставок, которыевывели изобразительноеискусство изПетербургаи Москвы наширокую дорогувсероссийскогопризнания.
Передвиженческийэтап, как будетпоказано дальше, отмечен и новымиуспехами вобласти художественногоязыка.
Успехи художниковвторой половиныXIXв. возниклине на пустомместе. У нихбыли предшественники– те мастера, которые ещев первой половиневека прокладывалипуть реализмув живописи играфике. К нимотносятсяпрежде всегоА.Г. Венецианов, один из крупнейшихпредставителейбытовой живописиначала XIXв., и его ученики.
Официальнохудожественнойжизнью страныведала Академияхудожеств.Основаннаяеще в XVIIIв., она в течениепочти вековойистории былахорошей школой, которую окончиливсе крупнейшиехудожники XVIIIи начала XIXвеков.
В середине50-х годов произошлиизменения.После пораженияв Крымскойвойне и смертиНиколая Россиясловно проснуласьот летаргическогосна. Широкиекруги русскогообщества былинедовольнысуществующимикрепостническимипорядками.Всеми овладелокритическоенастроение.Перед изобразительнымискусствомвстала важнейшаязадача – бытьвыразителемпередовых идейэпохи.
В конце 1850-хгодов в Россииначинаетсяпочти повальноеувлечениежурналистикой, появляетсямножествосатирическихизданий, журналов, иногда таких“тоненьких”, что их назвали“уличные листки”.

После отменыкрепостногоправа ускорилсятемп развитиякапитализмав России. Строительствоприобрелоогромный размах.Сооружалисьбанки, универсальныемагазины, фабричныездания, казармыдля рабочих, склады, вокзалыи доходныедома. Цели торговойконкуренциизаставлялиискать наиболеедешевые, экономическивыгодные конструкции.Техническийпроцесс сталнаучной задачейстроителей.
Кризис архитектурыкак искусстваначался ещев 30-40-е годы, кодаблагородныйрусский классицизмвыродился подвысочайшимпокровительствомНиколая Iв сухой, казарменный, казенный стиль.
Во второйполовине векакризис ещеболее усилился.Строили много, гораздо больше, чем в первойполовине века, но часто в погонеза прибыльюзаказчикитребовали отархитекторовтолько лишьдешевизны вработе. Таквозникли унылыекорпуса заводови фабрик, тесностоящие доходныедома с дворами– колодцами.
Так постепенноменял свойстройный строгийвид Петербург, его прекрасные, уже сложившиесяулицы и площади.
Таким образом, если втораяполовина XIXв.для русскогоизобразительногоискусства сталаэпохой расцвета, то эти же годыдля русскойархитектурыбыли годамиее деградациив художественномотношении.
Оцениваяв целом искусствовторой половинывека, можнозаметить, чторазличные еговиды в разнойстепени отразилипередовыедемократическиеидеи времени.Последовательнееи с наибольшейтворческойемкостью этосделала живопись.Традицииреалистическогоискусствапередвижниковсоставляютподлиннуюсокровищницунациональногохудожественногонаследия.

§3. Две линиив русской культуреXIXв.

Две линиивидели мы вистории русскойкультуры XIXв.,- линии, и сегоднятак или иначеопределившиеживые и продуктивныетенденциинационально-культурногоразвития, азначит, сохраняющиедо сих пор своюактуальностьи привлекательностьв том или иномотношении. Однуиз них являет“славянофильство”(идеология икультурнаяполитикапредставителейотечественноймысли и литературногодвижения). Другая– “западничество”наиболее яркозаявленнаяв XIXв. революционнымидемократами(весьма условныи чрезмернополитизированными), а также их прямымии косвеннымипредшественникамии последователями– от Радищевадо Плехановаи Ленина.
Две линиив развитиирусской культурыXIXв. осуществлялисвоего рода“разделениетруда” внутриединой национальнойкультуры. Одна– культурно-самобытнаяв широком смысле– сосредоточиласвое основноевнимание напонимании иобъяснениичерт и представлений, составляющихисключительнонациональнуюспецификурусской культуры– примечательнок историиотечественнойкультуры, историирусской общественноймысли, психическомускладу русскогоэтноса, национальногосамосознаниярусского народа.Эта спецификаполучала вразное времяразличное, новместе с теми сходноенаименование:“русскоепросвещение”,“русская мысль”,“русское воззрение”,“русский ум”и т.п.
К идейнымисканиям славянофиловобращалисьхудожники имыслители“русскогокультурногоренессанса”конца XIX –начала XXв., демонстративноотталкивавшиесяот наследия60-70-х г.г. XIXв., затем писателии мыслителирусской эмиграции, настроеныоппозиционнок советскойвласти и коммунистическойидеологии; далее все деятелирусской культуры, тяготевшиек религиознымисканиям итечениям врусской литературеи философии.
В советскойкультуре кславянофильскойидеологии икультурномупочвенничествутяготелипредставителив той или иноймере оппозиционныхкоммунистическомуофициозу силрусской культуры.В 20-е г.г. почвенническимидеям обращалисьпредставителигруппы “перевал”, обосновываяидею “органичности”искусства, принцип творческогосамовыраженияхудожника, егоне подвластностижестким требованиям“социальногозаказа” революционногогосударства.
Наследиеславянофиловинтересовалои тех литераторов, которые выступалипод лозунгамипатриотизма, национальноговозрожденияРоссии и русскойкультуры, защитырусской культурыот иностранноговлияния, противостояофициальнойлинии ортодоксальнокоммунистическогоили либерально-демократическоготолка. К неославянофильскойидеологии, такили иначе, тяготели- в рамках советской, позднетоталитарнойкультуры –писатели, критикии мыслителипочвеннической, самобытнорусской аристократии: Солженицыни Шафаревич, Распутин иБелов, и др. ихотносительнаяоппозиционностьправящемурежиму каждыйраз выражаласьв стремленииохранить и повозможностиусилитьнационально-культурноесвоеобразие– в противовесразмываниюи разрушениюнациональнойспецифики вдухе коммунистическогоинтернационализмаили космополитическоголиберализма.
Другая линияв развитиирусской культуры– радикальномодернизаторская, западническаяпо идеям и идеалам,“революционно-освободительная”– направленавширь, за пределамиее национальногосвоеобразия.Проникнутаяидеями поступательногопрогресса, авместе с ними историзма, эта линия русскойкультуры обращаетсвое вниманиепо преимуществуна изменчивоесодержаниенациональнойкультуры; акцентируетее протеизм, что стимулируетсясамим ходомобщественно-историческогоразвития.Ориентируясьна отвлеченныепредставленияо критерияхобщечеловеческогопрогресса, разума, цивилизации, мировой культуры, представителиэтой линиистремилисьвывести, извлечь, и “вырвать”русскую национальнуюкультуру иззаданныхнационально-специфическихусловий еевозникновенияи становления, преодолев их; разрушитьназвавшиесяискусственнымиграницы, отделившиерусскую культуруот развитыхкультур Запада; уничтожитьвнешние, преимущественносоциально-политическиеограничения, препятствующиеросту и прогрессивномуразвитиюотечественнойкультуры, вызывающиеее отставаниеи консерватизм.
В постоянноминтересе кистокам русскойментальности, к имманентнымзакономерностямстановлениярусской культурыв ее национальномсвоеобразии, к устойчивым, относительнопостоянными определеннымсоставляющимнациональногохарактера исамосознаниярусского народа– безусловнаязаслуга этойлинии в развитииотечественнойкультуры. Эталиния получиланазваниецентростремительной– характеризуетнаправленностьвсего миросозерцания, всех творческихи исследовательскихусилий, всехценностно-смысловыхориентациейвглубь: на осмыслениеисторическиускоренныхпроцессовнациональнойкультуры; навыявление техее глубинныхмеханизмови тяготений, которые и образуют“целое” национальнойкультуры – привсем многообразииее содержанияи форм; на закреплениеи узаконениенаиболее устойчивых, историческимало меняющихся смысловыхструктур, традиций, символов иассоциацийна самосохранение, а подчас иобособлениенациональнойкультуры всемантическомполе мировойкультуры вкачественеповторимого, уникальногодуховно-практическогообразования.
Единствои борьбацентростремительнойи центробежнойтенденцииоказываетсяпринципиальнымконструирующиммоментом длярусской культуры.
По-другомускладываласьсудьба радикально-демократическойидеологии. Напротяжениибольшей частисвоей дореволюционнойистории этаидеологиявыступала непросто какоппозиционнаяк официальномуидеологическомукурсу, но и прямокак противоборствующаяему “подрывнаядеятельность”, дестабилизирующаякультуру мира.Эта линия развитиякультуры отечествавоплощала всебе критическое,“отрицательное”, более или менееразрушительноеначало по отношениюк официальнойкультуре; онапитала в XIXв.своими идеями, образами, настроениями, пафосом революционноедвижениедемократическую, затем социалистическуюреволюционно-освободительнуюмысль, развивавшуюсянелегально.
Прямые наследникицентробежнойсилы в развитиирусской культуры– большевики– после победыв революцииоказались вположении непросто представителейгосподствующей, приоритетнойкультуры, нои единственнойофициальнопризнанной, монопольной, вообще возможной.

Заключение

В первойполовине XIXв.политика царизманаправленана сохранениесословнойкультуры обществаи тем самыммешала формированиюподлиннодемократическойкультуры. И всеже национальныйподъем, вызванныйпобедой в войне1812г., ведущей рольюРоссии в разгромеНаполеона, способствовалзначительномупрогрессу еекультуры. В этовремя создаютсянепреходящиеэстетическиеценности мировогозначения вобласти искусств, начинается“золотой век”русской литературы.Отличительнаячерта этойэпохи – демократизациякультуры, увеличениечисла ее деятелейиз непривилегированныхсословий, началоширокогораспространениялучших достиженийрусской и мировойкультуры.
В периодпреобразованийначала XIXв.была реформированасистема народногопросвещения.В 1802г. появилосьМинистерствонародногопросвещения.По положениюоб устройствеучебных заведений(1803г.) было создано6 учебных округовво главе спопечителямии 4 разряда учебныхзаведений: приходские, уездные училища, гимназии вгубернскихгородах иуниверситеты.Провозглашаласьпреимущественностьмежду школамивсех ступеней.
В начале векапоявились изакрытые учебныезаведения длядворян – лицеи(в Ярославле, Одессе, Нежине, Царском Селе), которые готовиливысших государственныхчиновников.
Необходимостьобучения грамотетребоваларасширениясети школ. С30-х годов различныеведомстваоткрываютначальные школык 1861г. их былосоздано около30 тысяч.
Первая половинавека сталавременемсуществованияразличныххудожественныхнаправлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. В этовремя создаютсвои произведенияА.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.

Итак, к серединеXIXв. можноговорить озавершениив основныхчертах процессаформированиянациональнойкультуры. Кэтому временизавершаетсяпроцесс складываниялитературногоязыка, характерныхособенностейрусской национальнойкультуры, которыевыражалисьв ее особойобщественнойсопричастностии социальности.

Падениекрепостногоправа и последующиереформы открылиновую эпохув развитиипросвещенияи науки в России.
Социальноеи экономическоеразвитие странытребовали болеевысокого уровняразвития системынародногообразования.Поэтому реформанародногообразованиястала неотъемлемойчастью социальныхпреобразованийвторой половинывека.
После 1861г. вРоссии увеличиваетсясеть начальныхшкол. Они делилисьна: 1) церковно-приходскиешколы; 2) школы, открытые земствами;3) крестьянскиешколы грамоты.Наилучшееобразованиедавали земскиешколы с трехгодичнымобучением.Общая грамотностьвсего населенияв 1860г. составила6%, а в 1897г. – 21%.
Среднееобразованиеразвивалосьгораздо медленнее.Основнымитипами среднихшкол были гимназиии реальныеучилища. Наоснованииспециальногоминистерскогоциркумера былограничен приемв гимназиюдетей малоимущихродителей. Ивсе же, с 60-х годовдо середины90-х число учащихсяв мужских среднихучебных заведенияхвозросло в 6раз и составлялоболее 150 000. положительнымбыло созданиереальных училищ, где основноевнимание уделялосьизучению точныхнаук и естествознанию.
Дальнейшиераспространениеполучило высшееобразование.К существующим7 университетамприсоединилисьеще 2 в Одессеи Томске. Болеевысокими темпамирасширялосьвысшее техническоеобразование.Существеннымдостижениембыло открытиевысших женскихинститутов– Бестужевскихкурсов и женскогомедицинскогоинститута вПетербурге, высших женскихкурсов в Москве.Всего к концувека в вузахРоссии обучалосьоколо 30 000 студентов, из низ 2500 женщин.
Университетскийустав 23 августа1884г. физическиуничтожалавтономиюуниверситетов.
Значительнуюроль в распространенииобразованияиграли различныеобщественныеорганизации, публичныебиблиотекии читальни, музеи, печать, другие общедоступныесредства просвещенияи самообразования.
Вторая половинавека сталапериодом новыхвыдающихсяоткрытий русскойнауки в областиестествознанияи математики.И.М. Сеченовявлялся основоположникомотечественнойфизиологическойшколы и естественнонаучногонаправленияв психологии, Д.И. Менделеевоткрыл периодическийзакон химическихэлементов.Чебышев создаетединую математическуюшколу в России, делает ряднаучных открытийв различныхобластях математики.П.Н. Яблочкови А.Н. Ладыгин– электрическуюлампочку.
Развитиегеографическойнауки связанос деятельностьюакадемика П.П.СеменоваТян-Шанского.Он исследовалТянь-Шань, былруководителемгеографическогообщества, организовалряд крупныхэкспедицийпо исследованиюЦентральнойАзии под руководствомН.М. Пржевальского, в Новую Гвинею– Миклухо-Маклаяи многих других.
Крупный планв развитиеотечественнойистории внеслиС.М. Соловьеви В.О. Ключевский.
Художественнаялитературавторой половинывека продолжалатрадиции А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.
Этот периодстал переломнойстадией длярусского театра.Впервые большоеместо в егорепертуарезаняли пьесыотечественныхавторов, в первуюочередь великогорусского драматургаА.Н. Островского, который своимтворчествомзавершил созданиерусской национальнойдраматургии.Главными центрамитеатральнойкультуры вРоссии оставалисьМалый и Александрийскийтеатры.
Живописьи музыкальнаяжизнь пореформенногопериода отмеченыпоявлениемдвух крупныхсозвездийталантов, центрамикоторых былиТовариществохудожников– передвижникови “Могучаякучка” композиторов.На новые веянияв искусствеоказали заметноевлияние идеидемократическогодвижения 50-60-хгодов. В 1863г. группаучеников Академиихудожествпорвала с академиейи организовала“артель передвижников”.
Значительныеизмененияпретерпеваетв этот периодархитектура.Никогда преждестрана не зналатакого размахастроительствадомов различноготипа: зданийкрупных форм, банков, гостиниц, вокзалов, доходныхжилых домов, фабрик и заводови т.п. АрхитекторыА.Н. Померанцев, И.Н. Ропет, В.О.Шервуд, Р.И. Клейн, Д.Н. Чичагов идругие создавалирусский национальныйстиль, основанныйна изученииподлинныхпамятниковдревнерусскогозодчества.

Списокиспользованнойлитературы

Кондаков И.В. “Введение в историю русской культуры” Москва 1998г.

Маркова А.Н. “Культорология. История мировой культуры”. Москва “Юнити” 1998г.

Карпушин В., Карпушина С. “История мировой культуры” “NOTA BENE” 1998г.

“Мир русской культуры. Энциклопедический справочник”. Москва 1997г. Санкт-Петербург 1997г.

“Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М. Москва “Просвещение”.

“История России” /В вопросах и ответах/ под редакцией доктора исторический наук профессора Зырянова Ф.П. Краснодар 1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.