Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образы Москвы в русской литературе ХХ века

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТМЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра Мировой литературы и культуры
Курсовая работа
ОБРАЗЫ МОСКВЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XXВЕКА
Студента 1 курса
факультета МЖ Лугового С.Д.
Научный руководитель:
Митрофанова А.С.
Москва, 2008 г.

СодержаниеВведение
1. Дореволюционная Москва
1.1 Иван Бунин
1.2 Владимир Гиляровский
1.3 Михаил Шолохов
1.4 Саша Черный
2. Советская Москва 1920 – 30-х гг.
2.1 Сергей Есенин
2.2 Михаил Булгаков
2.3 Марина Цветаева
2.4 Анатолий Рыбаков
3. Москва времен Н.С. Хрущева
3.1 Венедикт Ерофеев
3.2 Евгений Евтушенко
4. Будущее Москвы
4.1 Владимир ВойновичЗаключение
Список использованных источников илитературы

Введение
 
Москва… Столица и самыйнаселенный город Российской Федерации. Здесь находятся лучшие институты страны,крупнейшие офисы и фирмы, правительство, выставки и музеи, гипермаркеты. Этоместо заманивает своими яркими огнями, надеждами, ритмом жизни, деньгами.Однако все по-разному относятся к мегаполису. Те, кто никогда не был в Москве,мечтают сюда попасть, а часть живущих здесь, не знают, как отсюда вырваться. Каждыйгод сотни тысяч людей приезжают покорять Москву, и большинство не выдерживаютритма города и уезжают обратно ни с чем, кто-то связывается с криминалом,спивается, начинает употреблять наркотики, и лишь маленькой части приезжихудается добиться успеха. И это происходит не только в наше время. Так повелосьс появления Московской Руси. Перенос столицы в Санкт-Петербург заставил нанесколько веков практически забыть об азиатской купеческой Москве, однакооктябрьская революция вернула все на прежние места: правительство и крупнейшиегосударственные деятели вновь оказались в московском кремле. Революцияпролетариата, НЭП, индустриализация и коллективизация загнала в города огромноемножество людей, которым нужно было где-то работать, жить, отдыхать, растить детей.Многие писатели XX века также неизбежали этой участи. Они попали в предреволюционную, революционную или всталинскую Москву. Мегаполис вновь стал политическим центром страны; теперь всерешения принимались здесь. Все это в какой-то степени отразилось в творчествеписателей XX века. Описания Москвы в литературныхпроизведениях зачастую совпадают с авторским восприятием Москвы.
Цель данной работы –собрать отрицательные и положительные описания и отзывы о Москве, связать их сбиографиями авторов и получить общее представление о дореволюционной исоветской Москве, узнать отношение к этому городу большинства писателей.

1. ДореволюционнаяМосква
 
1.1 ИванБунин
 
Родился 10 октября 1870года в Воронеже в обедневшей старинной дворянской семье. Имя Бунина удореволюционных читателей всегда связывалось с темой вымирающих дворянскихгнезд.
Когда Бунину исполнилосьтри года, семье пришлось переехать в Елецкий уезд, где и прошло детствописателя. Первыми детскими впечатлениями юного Бунина стали рассказы матери,странников, дворовых, народные сказки, легенды и песни, исконная русская речь исреднерусская природа. Именно эти темы можно найти в произведениях писателя.
В 1881 году Бунинпоступил в первый класс Елецкой гимназии, однако в 1886 году его отчислили занеявку с каникул. Примечательно, что он никогда не имел собственного дома и жилв чужих домах или отелях.
В 1906 году Бунинпереехал в Москву, а в 1920 году эмигрировал из России во Францию, в Париж.Болезненная разлука с Родиной приводит к расцвету творчества Бунина периодаэмиграции. Почти все, написанное им в это время – о былой России. За это времяБунин написал десять книг прозы: «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар»(1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 писательиздает сборник рассказов «Темные аллеи» — лучшую книгу своей малой прозы.
В 1933 году Бунин сталпервым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.
Описания Москвы есть всборнике рассказов «Темные аллеи». Образ барской Москвы предстает передчитателем в рассказе «Чистый понедельник». Молодой человек каждый день возитдевушку обедать в рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», вечером – втеатры, на концерты. Он дарит ей огромные букеты цветов, дорогие подарки,привозит редкие и популярные книги. Эта зимняя Москва прекрасна: «темнелмосковский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещалисьвитрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московскаяжизнь: гуще и бодрее неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные,ныряющие трамваи – в сумраке уже видно было, как с шипением сыплются с проводовзеленые звезды, — оживленнее спешили по снежным тротуарам смутно чернеющиепрохожие». В Москве Бунина нет места трущобам и притонам, в отличие от МосквыГиляровского, хотя события в обоих произведениях разворачиваются приблизительнов одно и то же время – перед революцией.
В повести «Митина любовь»Москва очень похожа на Москву из рассказа «Чистый понедельник». Единственноеотличие в том, что главный герой Митя не так богат. Однако в Москве опятьоживленно и многолюдно. Те же театры и концерты, те же литературные вечера, чтои в «Чистом понедельнике».
Это богатая купеческая,религиозная Москва, в которой жизнь кипит круглосуточно, в которой нет бед инесчастий. Здесь всегда сытно, тепло и уютно[1].
1.2 Владимир Гиляровский
 
Москва– одна из центральных тем В.А. Гиляровского, писателя и журналиста. О Москве,ее жителях и быте В.А. Гиляровский писал с самого начала своего вступления налитературный путь. Много лет занимался он изучением трущоб и жизнью их обитателей.
Мысль создать книгу опрошлом Москвы возникла у В.А. Гиляровского в начале 20-х годов, когда на егоглазах стали исчезать уничтожаемые Советской властью притоны нищеты – Хитровка,Грачевка, Аржановка.
В.А. Гиляровский настраницах периодической печати приветствует уничтожение этих трущоб иодновременно начинает писать книгу о старой Москве.
В 1926 году выходитпервое издание «Москвы и москвичей». В книге всего пять глав: «Трущобы Хитроварынка», «Сухаревка», «Московские трактиры», «Яма» и «Засидки». Затем к «Москвеи москвичам» В.А. Гиляровский возвращается после выхода «Моих скитаний». Второеиздание вышло в 1931 году и называлась «Записки москвича».
Но это была уже вновьнаписанная книга. Из первого издания в «Записки москвича» входила только однаглава – «Хитров рынок». В 1933 году Гиляровский сообщает, что собираетсяудвоить книжку «Москва и москвичи»[2].
Гиляровский описываетМоскву в красках, со всеми ее достоинствами и недостатками. ДореволюционнаяМосква Гиляровского напоминает большую ночлежку, в которой люди останавливаютсятолько на время. Конечно, Гиляровский описывает только самые криминальные ибедные районы Москвы, так как именно они представляют для журналиста и читателянаибольший интерес. Гиляровский чувствует себя в этой Москве как рыба в воде. Описаниесоветской Москвы занимает не больше половины страницы в каждой главе. Например,снесли Хитров рынок – исчезли притоны, очистили Неглинку – перестало заливатьплощадь, снесли крепостную стену Китай-города – исчезла преступность в этом районе.
Описания дореволюционнойМосквы ужасны: вонь, грязь, кабаки, притоны, вонючая Неглинка, общественныебани, протухший насквозь охотный ряд и все время темно или сумеречно. К тому жена каждом углу можно наткнуться на убийцу, проститутку, грабителя, карманника,шулера, нищего или на банду шпаны. Однако Гиляровскому нравится и такая Москва.В этом городе его дом.

1.3 МихаилШолохов
 
Даже у этого писателя,предпочитавшего жить подальше от города, есть небольшое описание Москвы в романе«Тихий Дон».
Во время первой мировойвойны Григорий Мелехов, получив ранение, попадает в глазную лечебницу доктораСнегирева. Он описывает небольшой московский сад, расположенный рядом слечебницей: «Таких неуютных, стриженых садов много по окраинным переулкамМосквы, в них не отдыхает глаз от каменной тяжелой скуки города, и еще резче ибольней вспоминается при взгляде на них дикое приволье леса… В погожие дни подорожкам гуляли больные, вслушиваясь в переливы церковных звонов богомольной Москвы».
Каменная, скучная,богомольная Москва…
1.4 СашаЧерный
 
Настоящее имя и фамилия –Александр Михайлович Гликберг. Родился в 1880 году. Создал ироническую маскуаполитичного интеллигентного обывателя, откликался на многие злободневные темы,высмеивал представителей разных политических партий. За свою жизнь выпустил двасборника стихов, «Разные мотивы» (1906) и «Сатиры и лирика» (1911), писалдетские стихи, а в эмиграции написал книгу прозы «Солдатские сказки», котораябыла опубликована в 1933 году после его смерти[3].
«Руководство для гг.,приезжающих в Москву» (1909) – одно из немногих его произведений, посвященныхМоскве, однако именно оно наиболее ярко характеризует дореволюционную Москву.
Это сатирическоепроизведение посвящено образу жизни Москвы. Построено в форме руководства илиинструкции, состоящей из пятнадцати пунктов, для провинциала, приехавшего вМоскву.
В графе «для какойнадобности приехал?» нужно писать: «для пьянства». По мнению Черного, «этосамый благонамеренный повод». Перед въездом в Москву нужно намазаться жидкостьюот клопов и даже принять ее внутрь, «так как московские клопы залезают даже вгорло. Перед многими московскими вратами нужно обнажать голову, но чтобы неошибиться, нужно носить все время шляпу в руках». Питаться стоит в разныхместах, но так как дают одно и то же, следует постоянно менять последовательностьупотребления блюд: завтрак начинать с селянки, обед — с кулебяки, а ужин – срасстегаев. Флиртовать можно в Оружейной палате, ухаживать там же, арасплачиваться за платную любовь уже в гостинице. Если носить с собой паспорт,то можно пить без страха. Если ты еврей, то нужно вложить в паспорт деньги инадеяться на Бога. С. Черный считает, что самое лучшее, что можно сделать вМоскве – это прийти в Художественный театр, вызвать Станиславского и поцеловатьему руку.
Саша Черный не ценитМоскву, относится к ней как к рассаднику клопов, вечно сосущих кровь. Этогрязный, вонючий, пьяный, продажный, необразованный и бандитский город. Слегкой иронией и краткостью, присущей этому автору, были описаны все традиции,обычаи и нравы Москвы 1909 года. Однако это всего лишь мнение Саши Черного.

2. СоветскаяМосква 1920 – 30-х гг.
 
2.1 СергейЕсенин
 
Прошло более ста лет стех пор, как в рязанском селе, в простой крестьянской семье родился гениальныймальчик. Ему удалось создать уникальную поэтическую систему, емкую, гибкую,способные выразить тончайшие нюансы духовной жизни – «все, что душу облекает вплоть». Для этого мало ума и таланта. Нужна еще и отзывчивость – чуткость ковсему новому – в житейском укладе, в искусстве, а главное, в самом воздухетрагического времени.[4]
Сергей Есенин прибыл изрязанского захолустья в Москву не для того только, чтобы удивить отставную в товремя столицу своим явлением. Переехал, как и многие получившие образованиекрестьянские дети, на заработки, ибо «пропасть в глуши» и тянуть лямкунаставника деревенской школы грамоты при искреннем сочувствии к «забитому» и«от света гонимому народу» решительно отказался.
Сменив несколько явно неподходящих ему профессий (конторщик в мясной лавке, экспедитор в издательстве«Культура»), новоиспеченный москвич довольно быстро нашел приличную работу –устроился помощником корректора в типографию Сытинского издательскоготоварищества. Там познакомился с порядочной и славной Анной РомановнойИзрядновой, сблизился с ней, по примеру ее и совету записался вольнослушателемв народный университет им. Л.Я. Шанявского (1913).
Университетская средапришлась по вкусу «вчерашнему жителю села», он много читает, дружески сходитсяс такими же, как сам, жадными на ученье выходцами из крестьянского сословия,принимает даже участие в организационных хлопотах по созданию собственногожурнала суриковцев «Друг народа»; там же начинает публиковаться. Однакосерьезные журналы его не печатают. Усилия становятся не эквиваленты результату:Москва, приютив честолюбивого провинциала, явно не спешит в нем признать оригинальныйталант и упорно не выделяет среди начинающих «самородков». Однако Есенин несобирается возвращаться в Рязань. Кроме того, едва осмотревшись, он быстросообразил: в Москве, бездушном буржуазном городе, «где люди большей частьюволки из корысти» (из письма к деревенскому другу Грише Панфилову), не найдетни истинных ценителей, ни просвещенных меценатов-издателей. В том же письмепоэт признается товарищу ранних лет: «Думаю во что бы то ни стало удрать вПитер». Приехав в Петербург, Есенин первым делом отправился к Александру Блоку.Блок встретил московского гостя вежливо, но официально, выслушал, впрочемвнимательно, день визита – 9 марта 1915 года – отметил для памяти в дневнике:«Днем у меня рязанский парень со своими стихами… Стихи свежие, чистые,голосистые, многословные…». Блок переправил эти стихи Сергею Городецкому.Однако во второй встрече Блок Есенину отказал… Зато Городецкий встретил стихиюного рязанца восторженно. После этого Есенин знакомится с Николаем Клюевым и сего помощью становится популярным писателем. Не без помощи того же Клюева Есенинуудалось избежать отправки в действующую армию. В июле 1917 Есенин женится наЗинаиде Николаевне Райх. Вместе с правительственным учреждением, гдесекретарствовала Зинаида Райх, Есенин переехал в Москву, где обнаружил, чтоздесь его практически никто не знает. Здесь Есенин сдружился с имажинистами А.Мариенгофом и В. Шершеневичем. Осенью 1921 года он знакомится с АйседоройДункан. За границей писатель прожил более 14 месяцев. После этого наступилтворческий и духовный кризис. Есенин покончил жизнь самоубийством в Ленинграде,в гостинице «Англетер».
Образы Москвы чаще всегоможно найти в двух книгах С. Есенина — «Я московский озорной гуляка» и «Москвакабацкая».

Да! Теперь решено. Безвозврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвоюкрылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меняссутулится,
Старый пес мой давноиздох.
На московских изогнутыхулицах
Умереть, знать, судил мнеБог.
Я люблю этот городвязевый,
Пусть обрюзг он и пустьодрях,
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светитмесяц,
Когда светит… черт знаеткак!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомыйкабак.
Шум и гам в этом логовежутком,
Но всю ночь напролет, дозари,
Я читаю стихипроституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьется все чаще ичаще,
И уж я говорю невпопад:
Я такой же, как вы,пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Обманул их в своей пурге.
И уж удалью точится новой
Низкий дом без меняссутулится,
Старый пес мой давноиздох.
На московских изогнутыхулицах
Умереть, знать, судил мнеБог.

Стихотворения,посвященные Москве, датируются 1922 – 25 годами. В это время Есенин переживаетдуховный кризис. Он увидел последствия революции: пытки и расстрелы мятежниковв Харькове, аресты в Москве и Ленинграде, разрушенную революцией ипродразверстками деревню. Все это угнетающе подействовало на писателя, аусугубляло положение появившееся пристрастие к алкоголю. Стихотворения о Москвебуквально пропитаны алкоголем, сигаретным дымом, драками и развратом. Героиэтих произведений разочарованы приходом Советской власти: светлого будущего таки не наступило, а жить стало хуже, чем при самодержавии. Это люди без надежды,без веры в будущее; они навсегда потеряны для общества и пытаются заглушитьсвою тоску в кабаках. После революции «Москва кабацкая» не может вернуться вдеревню, так как деревни не осталось, она разрушена. Им некуда идти, поэтомуони остались в Москве. В этом городе можно быть бандитом, пьяницей ипроституткой. В деревне же они умрут от голода. Деревня их не спасет ниматериально, ни духовно. Есенинская Москва – кабацкая, грязная и вечно пьяная.
2.2 Михаил Булгаков
Находясь на Кавказе вовремя гражданской войны, Булгаков собирался эмигрировать. Но осенью 1921 годуон оказался в Москве и остался в этом городе навсегда. Возможно, на это решениеповлиял друг Булгакова О. Э. Мандельштам, с которым они часто встречались наКавказе. Первые годы в Москве не были простыми для писателя. Чтобы выжить, емупришлось браться за всякую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета доконферансье в маленьком театре. Потом он сбыл хроникером и фельетонистом в довольносолидных московских газетах «Гудок», «Рупор», «Рабочий», «Голос работникапросвещения», «Накануне», издававшейся в Берлине.
Всемирно известный роман«Мастер и Маргарита», стал достоянием советских читателей только в 1966 году, ито в краткой форме. Булгаков писал этот роман как итоговое произведение,вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а такжехудожественно-философский опыт русской классической и мировой литературы[5].
Действия в повести«Собачье сердце» и романе «Мастер и Маргарита» происходят главным образом вМоскве.
В первом произведениибездомный пес Шарик с ошпаренным боком умирает в московской подворотне во времясуровой вьюги. Ему холодно, некуда пойти, он голоден. Очень хороши егорассуждения о советских московских людях: дворниках, швейцарах, поварах,служащих низших разрядов.
В романе «Мастер иМаргарита» погода резко меняется. На Патриарших прудах майская жара: «Да, следуетотметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только убудочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ниодного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когдасолнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея».
Также очень интереснареакция москвичей на попытку кота Бегемота влезть в трамвай: «Ни кондукторшу,ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, вчем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!».
«Дом Грибоедова» — одноиз мест, где разворачиваются многие события романа. «Лучшие» литераторы. Москваи москвичи Булгакова безразличны ко всему окружающему, в городе к тому жепостоянно или очень холодно или нестерпимо жарко. Это уже не прежняябогомольная Москва, а новая безбожническая и даже «бездьявольская».

2.3 МаринаЦветаева
Москва для МариныЦветаевой была особенным существом, с которым поэтесса соединяла всю себя, своесознание, радость и горе своей жизни. Москва, подобно судьбе поэтессы,постоянно изменялась.
Есть много мест в Москве,которые повлияли на судьбу поэтессы, отразились в ее творчестве. Вначале этобыла Москва юной девушки, которая в первую очередь ассоциировалась с отчим«волшебным» домом, находящимся в Трехпрудном переулке:
Высыхали в небеизумрудном
Капли звезд и пелипетухи.
Это было в доме старом,доме чудном...
Чудный дом, наш дивныйдом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь встихи
Именно это местоолицетворялась у Цветаевой с Москвой. Однако со временем на месте этихмаленьких домиков построили новые доходные дома — «вас заменили уроды, грузные,в шесть этажей». Во время революции дом в Трехпудном переулке снесли, и туда Цветаевабольше не приходила...
В 1915 году Цветаеваненадолго переехала в Петроград. Сам европейский город ее не впечатлил: в 17лет она уже побывала в Париже. Однако литературная жизнь, тогда еще столицыРоссии ей понравилась.
Вернувшись из ПетроградаЦветаева решила в своем творчестве противопоставить Москву Петрограду, амосковских поэтов – столичным.
Царю Петру и вам, о царь,хвала!
Но выше вас, цари,колокола,
Пока они гремят изсиневы,
Неоспоримо первенствоМосквы...

Вскоре грянула революция17-года и Москва изменилась. Она стала безучастной и окаменевшей к чувствамлирической героини с ее страстями.
В этой Москве первых летреволюции было написано большое количество стихов: поэтесса по-прежнему жила,любила, негодовала, радовалась, страдала, надеялась… В этих произведенияхМосква представлена покалеченной, беспомощной и униженной страдалицей с «жидкимзвоном» колоколов.
Впрочем, Москва и в этупору была изменчива и многолика. В это тяжелое для всей страны время она сталасуровой. Ей стала безразлична судьба Цветаевой и ее двух маленьких дочек. Обэтой безразличной и голодной Москве поэтесса писала в дневниках и в письмах кдрузьям.
В 1921 году поэтессаузнала, что ее муж, который во время гражданской войны воевал на стороне белойармии, жив и решил ехать из Константинополя в Прагу. Она покидает Москву и едетза ним. В ее последних стихах, написанных в этом городе до отъезда за границу,возникала хмурая, застывшая и окаменевшая Москва. Это уже не родная Москва Цветаевой,а весь залитый кровью людей город./>
Вот они тесной стальнойкогортой,
К самой кремлевской стенеприперты,
В ряд
Спят...
Но и этот город остаетсялюбимым, хотя и одновременно ненавидимым.
Первородство — насиротство!
Не спокаюсь.
Велико твое дородство:
Отрекаюсь.
Тем как вдаль гляжу наближних -
Отрекаюсь.
Тем как твой топчубулыжник -
Отрекаюсь...
Однако поэтесса так и несмогла навсегда забыть о Родине…
В 1939 году МаринаЦветаева возвращается в СССР, в Москву. Москва предстала перед нейнегостеприимной, жестокой и властной. Этот город теперь забрал у нее все. Упоэтессы началась депрессия: у нее не было своего уютного жилья, мужа и дочьарестовали, и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Теперь Цветаева днямипростаивала в очередях в тюрьму, чтобы передать посылки близким ей людям.Москва мстила ей, мстила за то, что она когда-то решилась покинуть ее. Вавгусте 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.
2.4 Анатолий Рыбаков
РоманАнатолия Рыбакова «Дети Арбата» был задуман более четверти века тому назад какширокое повествование о судьбе первого поколения советских людей, чьясознательная жизнь началась уже после революции и гражданской войны, юностьпроходила в атмосфере культа личности.
Место действия – «самыйбольшом дом на Арбате между Никольским и Денежным переулками». В доме живут,учатся в одной школе очень разные молодые люди и по происхождению, и повзглядам на жизнь: Саша Панкратов из интеллигентной семьи, Юра Шарок — сынпортного, профессорские дети Вика и Вадим Моралевичи, сестры-сироты Ника и ВаряИвановы, сын истопника Максим Костин. С ними дружит соученица по школе ЛенаБудягина. Её отец — член ЦК, крупный дипломат, а ныне замнаркома, друг Сталинаеще по ссылке. В судьбах этих молодых людей отразилась судьба страны. На выборместа действия немалое влияние оказал личный жизненный опыт автора: оннеоднократно упоминал о том, что его детстве и юность прошли на этой самойулице, на этом самом дворе.
Временные рамки романа:ноябрь 1933 года — декабрь 1934. Это время богато событиями, о которых можнопрочитать в подшивках газет 1934 года. То, о чем писали газеты, чем в тот годжил народ, — в подавляющем большинстве, правда истории. Всего десять лет прошлопосле смерти Ленина. Еще жива атмосфера ожесточенной борьбы с оппозициями,развернувшейся сразу после смерти вождя, борьбы в которой так вырос авторитетгенерального секретаря ЦК Сталина. На смену «ленинской гвардии» приходят новыеруководители «сталинской школы». В январе 1934 года собирается ХVII съезд ВКП/б, названный «съездомпобедителей», а годы спустя об этом съезде будут говорить как о «съездерасстрелянных». В такое сложное время развертывается действие романа.
«Слева — широкие окнафабрик Свердлова и Ливерса, справа — Москва-река, впереди — стены Новодевичьегомонастыря и металлические переплеты моста Окружной железной дороги, за нимиболота и дуга, Кочки и Лужники...» Эта цитата лучше всего показываетконтрастность Москвы тридцатых годов. Старая царская Москва еще не умерла, ановая уже появилась на ее месте. В новой столице СССР, да и во всей страненачались грандиозные стройки. Москва застраивается заводами, мостами,вокзалами, учреждениями. Люди в этом городе, даже в одном доме, могут житьсовершенно разных классов: от рабочих до профессоров. К тому же в Москвенаходится правительство. Сталин боится Москвы, ее жителей. Он негодует наКирова, который без опаски ходит по улицам Ленинграда и ездит в общественномтранспорте на работу. Москва теперь – город власти и подхалимов, бесправных ивсемогущих, сильных и слабых. И это, наверное, наиболее заметный контраст вромане.

3. Москвавремен Н.С. Хрущева
 
/>3.1 Венедикт Ерофеев
Русский писатель. Родился24 октября 1938 года на станции Пояконда Мурманской области. В 1939 году Отца, начальникажелезнодорожной станции, репрессировали. Детство Ерофеев провел в городеКировске (Мурманская область) в детском доме. Окончания школы, в 1955 годупоступил на русское отделение филологического факультета Московского университета.В феврале 1957 году его отчислили за демонстративное непосещение занятий, и ондо конца жизни оставался разнорабочим.
Неустроенность была жизненнымпринципом Ерофеева и творческим стимулом, который позднее приобрел характеррелигиозного поиска, причем главными средствами поиска были нецензурная лексикаи советская действительность.
Самое значительное своепроизведение Ерофеев написал в 1969 году. С начала 1970-х годов оно получилоширокое хождение в «самиздате». Это прозаическое сочинение «Москва – Петушки».В этом произведении главный герой от первого лица описывает его злополучноепутешествии в электричке в город Петушки. Герой оказывается внимательным наблюдателеми соучастником бессмысленных пьяных разговоров, складывающихся в узнаваемыйобраз жизни людей в бытовых условиях. В «поэме» нет ни обличительности, ни отстраненияот действительности; поэтому она и приобрела такую популярность у всех слоевнаселения[6].
«Все говорят: Кремль,Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже(тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, сзапада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало — и ни разу не виделКремля.
Вот и вчера опять неувидел, — а ведь целый вечер крутился вокруг тех мест, и не так чтоб очень пьянбыл: я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки,потому что по опыту знаю, что в качестве утреннего декохта люди ничего лучшегоеще не придумали».
Очнулся главный геройпоэмы в неизвестном московском подъезде, в таком же неизвестном подъезде он ибыл убит. Ему удалось увидеть московский кремль один раз: он, незадолго досвоей гибели, удирал от бандитов и, выбежав на Красную площадь, был сильноудивлен этим.
Герой поэмы ни однойсекунды не был трезв. В Москве он проснулся в подъезде и пошел опохмеляться наКурский вокзал. В ресторане Курского вокзала продавщица нагрубила ему и вызвалапсихиатрическую скорую помощь. К счастью для героя, его всего лишь выкинули изресторана. Ему надо, во что бы то ни стало, попасть в Петушки. В 120 километрахот Москвы его ждут и любят, а в запутанной, пьяно-похмельной и грубой Москве онникому не нужен.
3.2 ЕвгенийЕвтушенко
 
Родился на станции ЗимаИркутской области 18 июля 1933 года в семье геологов. В Москве проходилодетство писателя, и там же с 1949 он начал печатать свои первые стихи. В1951–1957 учился в Литературном институте им. А.М.Горького, но был исключен заподдержку романа Дудинцева «Не хлебом единым». Однако это не помешало ему в1952 году стать самым молодым членом Союза писателей СССР. Евгений Евтушенкопрославился как советский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер[7].
«Москва поверила моимслезам» — одно название этого стихотворения говорит об отношении автора кМоскве. Автор вспоминает времена Великой Отечественной войны, битвы подМосквой. Герой потерял карточку на хлеб и должен умереть с голоду, но добрая пожилаяженщина отдает ему карточку своего умершего мужа. Теперь он будет жить, он поверилМоскве и ее слезам.
Прошло много лет, войнадавно закончилась, и герой опять «что-то» потерял, опять он надеется на веруМосквы в слезы, но теперь он сомневается, поверит ли она. Он всей душойнадеется, что поверит. И это не удивительно. Ведь детство, юность и зрелость писателяпрошли в Москве. Это его родной город, он знает в нем каждую улицу, каждый дом.
Москва Евтушенко чистая,солнечная, ласковая.

4. БудущееМосквы
 
4.1 ВладимирВойнович
 
«Москва 2042» –сатирический роман-антиутопия, веселая пародия, действие которой происходит вбудущем, в середине XXI века, в обезумевшем «марксистском» мире.
Герой романа –писатель-эмигрант Карцев – неожиданно получает возможность полететь в Москву2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…
«Мы летели вдоль светлыхвысоких зданий. Они напоминали мне некоторые небоскребы Нью-Йорка, но былигораздо светлее и как бы воздушнее. Все они были соединены между собоюпрозрачными галереями, в которых тоже росли пальмы и глицинии. Всюду слышалсясмех детей и влюбленных. Навстречу нам так же легко, как мы, летели молодые ирумяные парни и девушки с одухотворенными лицами. Девушки все до одной были вкоротких теннисных юбочках, с загорелыми и стройными ногами. Они все елимороженое-пломбир и бросали на меня влюбленные взгляды, все желали меня, и яжелал тоже поговорить с ними о чем-то возвышенном. Люди вертелись наустановленных вдоль аллеи каруселях, качались на качелях и летали по воздуху накаких-то оранжевых лодках. В небе парил длинный голубой транспарант, на которомбыло написано: «НАСЛАЖДЕНИЕ ЖИЗНЬЮ ЕСТЬ ОСНОВНАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬКАЖДОГО КОМУНЯНИНА». А еще всякие там фрукты и овощи, диковинные инедиковинные, всякие апельсины, мандарины, артишоки, авокадо, бананы и ананасы.И, само собой, разные вина, коньяки, водки, воды, соки, шипучие напитки ивсевозможные сорта пива в бутылках, в банках, в бочонках — словом, всякихтоваров, как у нас в штокдорфском супермаркете, ну, может, немножко поменьше.Но у нас в супермаркете обычно хоть сколько-нибудь народу бывает (иной раз посубботам и очередь скапливается человек до шести), а тут никто ничего не берет,все идут мимо и на прилавки даже не смотрят. Только девушки хватают по дорогепломбир или финики и со смехом летят себе дальше».
Таким приснилась героюкоммунистическая Москва 2042 года. По крайней мере, так он себе ее представлял.Войнович – диссидентский писатель. Однако и он надеялся на самое лучшее: во снепредставлял Москву солнечной, красивой, чистой
«Я предвкушал глотоксвежего воздуха, но в нос мне шибанул запах, от которого я чуть не свалился сног. Не буду описывать подробно, но пахло, как в давно не чищенном, но частоупотребляемом нужнике. Во дворе змеей вилась длинная очередь к темно-зеленомукиоску, и военные обоего пола, в основном нижние чины, дышали друг другу в затылки,держа в руках пластмассовые бидончики, старые кастрюли и ночные горшки. Надкрышей киоска был водружен плакат в грубо сколоченной раме. Плакат изображалрабочего с лицом, выражавшим уверенный оптимизм. В мускулистой руке рабочийдержал огромный горшок. Текст под плакатом гласил: «КТО СДАЕТ ПРОДУКТВТОРИЧНЫЙ, ТОТ СНАБЖАЕТСЯ ОТЛИЧНО»».
Реальность оказалась кудаболее отвратительной. Во дворе сдавали «продукт вторичный», в столовых кормилиотвратительно, не было горячей воды, лифты не работали, по улицам ездилипаровые машины, длинные штаны носить было нельзя, читать все, что написал неГениалиссимус, тоже. К тому же по дорогам нельзя было проехать, а от внешнегомира Москву ограждала бетонная стена с пушками. Конечно, Войнович написалутопию, однако и его мнение очень интересно. Таковой должна быть, по мнениюВойновича, Москва 2042 года.

Заключение
 
Москва, по мнениюбольшинства писателей, приведенных выше, не самый лучший город для жизни.Конечно, практически все они приехали в Москву, а не родились в ней. Импришлось столкнуться здесь со многими бытовыми трудностями, проблемами с жильем,трудоустройством, нехваткой денег. Однако Москва могла не принять даже коренныхмосквичей. Например, Марина Цветаева после возвращения из эмиграции в Москвупокончила жизнь самоубийством. Москва забрала у нее все самое дорогое.
В большинствепроизведений Москва, независимо от времени, описывается как грязный азиатский,бандитский, контрастный город. Многим писателям по душе больше европейскийПетербург (Петроград, Ленинград) с его широкими проспектами, морским свежим воздухом.Примечательно, что все авторы, чьи произведения были использованы в даннойработе, хотя бы раз в своей жизни были в Петербурге. Практически на всех онпроизвел приятное впечатление. Этот город почему-то всегда ассоциировался сбольшей свободой, независимостью, революциями, чем с богатством и славой.Москва же есть бедная и богатая, сильная и слабая. Однако Москва одновременно ибогомольная, со звонами колоколов, большим количеством монастырей и церквей.Она может быть щедрой и жадной, любящей и суровой, честной и обманчивой, нищейи барской. Самое странное, что такой уклад жизни в этом городе повелся сдревних времен. Писателям, приехавшим из деревни, намного труднее ужиться совсеми этими московскими контрастами. Многие так до конца своей жизни к ним и непривыкли. Даже в настоящее время большинство людей недовольны своей жизнью вМоскве: сейчас мешают пробки на дорогах, перенаселенность, та же грязь,криминальная обстановка, невнимание со стороны властей, дороговизна продуктов.Мало что изменилось со времен дореволюционной Москвы. Конечно, снесли Хитроврынок, главную крепость бандитов, но такие места, как это, появляются в Москвеи сейчас.
Обобщенный образ Москвы –город на границе Европы и Азии, город, непригодный для спокойной жизни,криминальный, грязный и властный. Но есть и один светлый образ – религиозностьМосквы, притом религиозность в любые времена, будь то во время существованияСССР, до революции или в 2042 году.
 

Списокиспользованных источников и литературы
 
1) Бунин И.А.«Темные аллеи». Рассказы и повести. Москва, «Профиздат», 2005
2) Гиляровский В.А.«Москва и москвичи». Москва, «Правда», 1979
3) Евтушенко Е.А. «Япрорвусь в двадцать первый век…». Москва, «Время», 2001
4) Цветаева М.И.«Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения». Кишинев, «Лумина», 1988
5) Есенин С.А. «Ямосковский озорной гуляка». Стихотворения. Москва, «Эксмо», 2006
6) Шолохов М.А. «ТихийДон». Том 1. Москва, «Эксмо», 2006
7) Булгаков М.А.«Мастер и Маргарита». Роман. Санкт-Петербург, «Азбука-классика», 2006
8) Булгаков М.А.«Собачье сердце». Повесть. Москва, «Фолио», 2004
9) Войнович В.«Москва 2042». Москва, «Эксмо», 2007
10) Черный С. «Стихии проза. Избранное». Екатеринбург, «У-Фактория», 2005
11) Есенин С.А. «Я,Есенин Сергей…». Москва, «Эксмо», 2003
12) Ерофеев В.В.«Москва — Петушки». Москва, «Вергиус», 2007
13) Рыбаков А.Н.«Дети Арбата». Москва, «Терра», 2004
14) Саакянц А. «ТриМосквы Марины Цветаевой». Статья. Москва, «Московский рабочий», 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Природно рекреационные ресурсы России
Реферат Прогнозирование региональной экономики
Реферат Природно ресурсный потенциал Украины Его качественная и количестве
Реферат Расчет площади сложной фигуры с помощью метода имитационного моделирования
Реферат Природные ресурсы России 4
Реферат Нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица
Реферат Концептуальні основи соціально-економічного розвитку Західного регіону України
Реферат «Применение ит в системах Мобильных агетов»
Реферат Проблемы охраны и рационального использования природных ресурсов Прикаспия
Реферат Природное районирование России и природа Восточно-европейской равнины
Реферат Проблема энергетики
Реферат Тема деревни в современной литературе
Реферат Природа Австралии 3
Реферат Пустельні примітивні рунти
Реферат Путешествие в Судан