Реферат по предмету "Исторические личности"


Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв

Россия глазами иностранцев в XVI-XVII вв.
 
Все время существования на одной шестой суши русского государства (как бы оно не называлось) средь его жителей велись споры о том, в какую сторону идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от кого войны. Само начало русской государственности очень спорно: “привозная” она, или “наша”.
Две точки зрения, два направления тянут Россию в разные стороны: традиционалистский Восток, и прогрессивный, переменчивый Запад. Вся жизнь русских зависела от такой внешней политики. Каков маятник в народной культуре, таков и во внешней политике. Естественно, что влияние так называемых “соседей” России было значительным. Но как различаются исторические эпохи, так рознятся и “волны” иноземного влияния.
Влияние основывалось на стратегической инициативе, и большинство стран как Востока, так и Запада, изначально смотрели на Россию, как на “сырьевой придаток”. И ходили иноземцы в Россию именно из корысти, и не из пользы местному населению и просвещенья ради. Варяги рассчитывали создать еще одно “свое” государство, но теперь уже на Востоке.
Они ходили в Персию и видели ее богатства, видели богатства Константинополя и именно через русскую землю им был проход “в греки”, на Восток. Византия, когда она лишилась былого могущества, видела в русской земле как будущую основу нового православного государства, так и мощного политического союзника.
Очень большие споры в современной историографии возникают по поводу Татаро-монгольского ига: было оно или это был всего лишь культурный обмен в период общеевразийской феодальной раздробленности, очередная волна культурного влияния? Военная история говорит о том, что было сильное вооруженное противостояние, но факты дипломатии с Востоком, определенные социальные и культурные явления заставляют хорошенько призадуматься над тем, как надо правильно понимать русско-монгольские отношения в период феодальной раздробленности.
После объединения государства, Московия, вобрав в себя старые феодальные традиции и культурные элементы Востока, удивляла приезжавших с запада в Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.
Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен. Среди тех, кто написал о нашей стране в это время, были англичане, австрияки, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, персы. Прежде всего, это были дипломаты, купцы, врачи, художники, писатели. Все они дивились чудной Московии и пытались описать увиденное. Очень большой интерес проявляли иностранцы, прежде всего к нравам, традициям русских людей. На западе появился даже определенный литературный жанр – “Россика”, — заметки о Московии.
Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию мало, то и особого культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная торговая деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера по взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился немецкий мастер – инженер по взрывному делу. Именно под его руководством был заложен заряд в подкоп под стеной казанской крепости.
Известно, что при последующих царях еще до Петра I были приглашены военные инженеры, генералы, и наконец были созданы так называемые “полки иноземного строя”, это были полки, где русские солдаты ходили под началом австрийских, датских, голландских офицеров. В основном это была пехота, были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как стрельцы. Эти полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных силах.
Однако в сфере медицины русские были насторожены к иноземному влиянию: профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала народная медицина, основанная на применении трав, настоев. Хирургических операций большинством также не умели производить.
В сфере образования вообще не допускалось какое-либо иноземное вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала церкви. Лишь дворяне могли пользоваться частью западной системы образования – книгами на латыни, греческом, немецком и английском языках. Русских “толмачей”, — переводчиков посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу купцами.
В XVI-XVII веках русские цари и духовенство вели политическую линию, направленную на сохранение традиций и обычаев русских. Это отмечали многие иностранцы, приезжавшие на Московию по дипломатическим делам. Возьмем, в частности, заметки по этому поводу английского посланника Дж. Флетчера. В главе двадцать девятой своего сочинения с названием “О государстве русском” он отмечает следующее: “…русские обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов для развития дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от поляков и других соседей их, но уклоняются русские от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям иноземных стран. Отчасти причина этому и в том, что образ их воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности, признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил какое-нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее устройство. С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…”.
  Замкнутость в культурном плане соблюдалась еще более строго после смутного времени. Повторное становление самодержавия уже не допускало ошибок прошлого. Больше внимания уделяли идеологической обоснованности царской власти, что в девятнадцатом веке превратиться в теорию официальной народности, сохранению народных традиций… Некая замкнутость в культурном плане была совершенно справедлива особенно для времени буржуазно-демократической революции в Англии.
Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века, когда к власти пришел Петр Алексеевич, и стал уделять достижениям западной цивилизации большее внимание.
Я однажды проводил специализированный опрос в гуманитарных классах школы (было это два года назад, меня мама, которая работает в школе, попросила) на тему того, с чем же у детей ассоциируется Россия. Форма ответа была сочинением в один лист. И большинство учеников в своих ответах указала на храмы, — на великолепие их архитектуры, и еще колокольный звон. Если меня бы спросили на счет ассоциаций, то ответил бы точно также. Это и не удивительно. Во всех школьных учебниках, на большинстве патриотических плакатов уже нашей современной реальности изображены златые главы храмов. Этому вообще-то способствовала и политика современной власти, но и то, что даже в Советское время старинная русская архитектура не потеряла своей популярности. Славу ее не смог стереть даже ленинский дух воинствующего атеизма периода 20-30х годов нашего бурного двадцатого века.
А теперь, после лирического отступления, давайте представим себе ту ситуацию, когда в семнадцатом веке, кроме величественных храмов, монументальных построек гражданского характера, да таких великолепных по исполнению, совсем не много. Можно сказать, что даже слишком мало. Вот и получается, что больше всего иностранцам, приехавшим на Московию в семнадцатом веке, больше всего запомнились златые купола храмов, их очень богатое внутреннее убранство, и обряды.
Представим себя на месте иностранца, который приехал на Русь в середине семнадцатого века. Он ехал по бескрайним просторам земли русской, а если ехал зимой, то ехал по полям он не мог увидеть конца белоснежной пустыни. И вот, где-то вдали блеснуло что-то ярко. Показался купол храма. Стены еле заметны на ослепляющем белом снегу. И, уж подъезжая ближе, он увидел чернеющие поодаль от храма бревенчатые, низкие и неказистые избушки, и сараи.
И вот, услышал иностранный гость звук, знакомый, но не такой низкий, как в Европе, а звонкий, громкий, звон нескольких колоколов – набат. Он даже из своей кибитки смог услышать пение хора, и разглядеть небольшую группу местных жителей, идущую к храму с иконами и хоругвями. Был Сочельник, но иностранец не мог понять по какому поводу праздник, так как в большинстве европейских стран крестные ходы уж давно не практикуются, и Рождество у них двадцать пятого декабря.
И вот, впечатленный первой встречей с русской культурой, иностранец уже не отставал от окошка кареты, смотрел на дивную Московию.
Вот карета на санях промчала мимо большого села, и стала въезжать в город.
“А что это за странный дом?”, — подумал гость, глядя на проплывавший в окне княжеский терем. Дом этот стоял поодаль от других, был чрезмерно высок и был деревянным. Он имел богатые украшения на карнизах, воротах, имел высокую лестницу и очень богатую шатрового вида, высокую теремную крышу.
Гость посмотрел в окно с другой стороны, и увидел нескольких мужчин. Они были одеты в длинные шубы, рукавицы и шапки, подпоясаны кушаком, и у них были усы и борода лопатой. Они шли около саней и что-то обсуждали. Потом, заприметив закрытые посольские сани, встали и поклонились. Карета помчала дальше по бескрайним русским просторам… Прибыв в стольный град Москву, посол вышел из крытых саней и первое, что он увидел, были высокие каменные здания, с высоким крыльцом. Он увидел людей в седле (те также были тепло одеты) и стражу, которая была в длинных кафтанах, и с алебардами наперевес. Часть из них стояли с ружьями. Зайдя внутрь одного из зданий, он вдруг был ослеплен золотым блеском и яркой росписью княжеских палат. Его встретил один из княжеских посланников и проводил в залу. Зала была поистине огромной. Вошедши, посол увидел интересную картину. На лавках сидело множество народу, все они были в длиннополых одеждах, и носили высокие шапки, усы и роскошные бороды. В зале все блистало золотом. Около противоположной стены стоял трон и на нем, в отделанных златом и камнями драгоценными сидел царь Московии. В руках он держал какие-то вещи. Приблизившись к центру залы, посол увидел, что в руках были скипетр и держава. Рядом с послом стоял толмач. Переводчик был одет в черную рясу и носил черный головной убор. Посол зачитал грамоту, и к нему подошел один из князей. Поднесли подарки. Боярин взял грамоту и положил в ларец, отделанный аметистом. Прием продолжился обедом. Стол ломился от яств. Посол дивился такой роскоши. Он был удивлен, что все бояре даже в отапливаемом помещении сидели в кафтанах и шапках. Некоторые сидели на лавках вдоль стен и носили шубы мехом наружу.
“Роскошь как у китайского императора во дворце. Но когда я был в Китае, стол был не столь разнообразен. А вот апартаменты мне были выделены в Китае лучше. Никак не могу забыть красивый сад с прудом, где по вечерам пел соловей…”, — думал гость.
Дивился посол и тому, сколько пьют огненной воды русские люди. “Сей напиток по вкусу только русскому. Он вызывает неприятные ощущения, жжение в глотке. Русские любят мучить себя… Мне же по вкусу мальвазия…” На следующий день гость со свитой и стражей решил прогуляться по окрестностям, пройти по рынку.
“Роскошь только во дворце и храмах… В Европе и такой роскоши уж нет. У нас в храмах полутьма, убого. А в Московии храм радует сердце русского.
Но дома граждан у нас выглядят более опрятно, чем покосившиеся избы в деревне, или неуклюжие срубы в городе, прирубленные подчас один к другому”. Для посещения торговой площади всадники разогнали простонародье и посол смог осмотреть некоторые из рядов. Он был и на царском монетном дворе. Там, встретив царских ювелиров, он смог заказать золотую оправу для зеркала, которую так просила его жена. В Европе такая оправа стоит слишком много. А мастерство московских ювелиров вполне может сравниться с работой бранденбургских мастеров.
Посол не удивлялся отношениям в обществе, так как в германских княжествах крепостное право еще долго не будет отменено. Его глазу была привычна покорность местного населения дворянам… Итак, наше путешествие в прошлое подошло к концу.
Когда я изучал воспоминания иностранцев о Московии, натолкнулся на следующую особенность: абсолютно все начинали описание с местности, зданий. Следовательно, сделав экскурс в прошлое мы, находясь на месте посла, составили себе практически стереотип мыслей о Московии любого иностранного гостя высокого ранга. И именно таковой официальный стереотип с легкой руки иностранцев живет и в нашем сознании. Эти представления создают первоначальную сумму знаний о традиционной культуре русских людей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольная работа по Философии 10
Реферат Filles De Caleb Essay Research Paper Auparavant
Реферат Особенности экономического развития древневосточных государств
Реферат Основные характеристики системы управления в современной организации
Реферат Ассоциация сибирских и сибирский центр поддержки и дальневосточных городов общественных инициатив
Реферат Наука о политике и другие общественные явления
Реферат Інструкція про застосування Плану рахунків бух обліку
Реферат Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Реферат Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью. Договор подряда
Реферат Кривые второго порядка эллипс, окружность, парабола, гипербола
Реферат Бизнес-план: поставка коровьих рогов и копыт в Ханты-Мансийский автономный округ
Реферат Безработица в России виды, формы, социально-экономические последствия
Реферат Логика прорыва
Реферат Використання демонстраційного досліду як засобу вивчення функціонування рослинного організму в розділі "Рослини"
Реферат Використання нейромережевих технологій при створенні систем підтримки прийняття рішень СППР