Реферат по предмету "Социология"


Социальная проблема сиротства в Республике Беларусь

БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРИЦИИ»
Кафедра теория и история кооперации
Программа социологическогоисследования
На тему: «Социальная проблемасиротства»

Выполнила:
студенткакоммерческого факультета
дневнойформы обучения
ГруппыП-12
МихееваТ.И
Проверила:
пр.Туренкова И.Н.
Гомель 2010

Актуальность темы
 
Одной из острейшихсоциально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, каки на всем постсоветском пространстве, является проблема социального сиротства.
Сиротствокак социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, иявляется неотъемлемым элементом цивилизации. Видимо, с возникновениемклассового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когдадети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлятьпоследними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются отребенка или устраняются от его воспитания.
Основныепричины современного сиротства состоят в следующем: во-первых, это добровольныйотказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – влегальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках илипроданные другим лицам); во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих,утеря родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийныхбедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. По последнимданным, которых насчитывается около 10 тыс. человек.
Детство– период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающиепсихологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей,жизнеспособность и целеустремленность.
Этидуховные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условияхродительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным,способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность засебя и других.
Дети-сиротыхарактеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующиеспецифические особенности:
• неумениеобщаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослымии сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
•нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их,опора только на свои желания и чувства;
•низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы,правила, необходимость соответствовать им;
•слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбетех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
•неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей иподдержки с их стороны;
•несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленнойна будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достиженииближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
•склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление однимили несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости(курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственныхвеществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологическойзащиты
Как показывает статистика – в 2007году навсегда расстались со своим сиротским статусом 539 мальчиков и девочек — впервые с 90-х годов прошлого века в республике был преодолен психологическийрубеж в 500 усыновлений. Для сравнения: в 2006 году в семьи белорусских гражданбыли устроены 337 детей, в 2005-м – 369 детей.
В прошлом году среди регионовреспублики лидирующую позицию по количеству усыновлений занимала Гомельскаяобласть — 103 ребенка обрели свою новую семью, родной дом. «А Гомельскийдом ребенка расстался с половиной своих воспитанников — усыновлены 85малышей». В Брестской области количество усыновлений достигло 97 случаев,в Минской области — 86 случаев. В Минске обрели семью 79 сирот, в Могилевской –70 случаев, в Гродненской – 65 случаев. На нижней ступеньке этого своеобразногорейтинга — Витебская область (37 усыновлений). А 8 семей в прошлом годуусыновили сразу по двое детей.
Так же можно отметить, что значительноизменился социальный портрет усыновителя. Если в 2007 году преобладалипредставители силовых ведомств (военные, пограничники, милиционеры,таможенники, сотрудники госбезопасности, МЧС), то в 2008 году больше сталоинженерно-технических работников. Изменения произошли и в образовательномуровне — большинство усыновителей имеют высшее образование (в некоторыхрегионах их почти 80%). Преимущественно усыновители относятся к категории людейсо средним достатком.
В последние годы несколькорасширились возрастные границы усыновления. Более 300 усыновленных детей — ввозрасте до 3 лет. В 2008 году был редкий случай усыновления 12-летнегомальчика. Практика показывает, что шансы найти новых родителей у старших ребятневелики. Однако в стране динамично развивается институт приемной семьи,который ориентирован как раз на жизнеустройство детей старше 5 лет.
Что касается семейного положенияусыновителей, то 95% из них — семейные пары, остальные — одинокие женщины.Причем 40% усыновителей имеют своих детей, и их желание взять в семью малыша,дать ему не только родной кров, но и обогреть любовью объясняется небездетностью, а гуманизмом высшей пробы. В настоящее время в Республиканскомбанке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей,насчитывается около 13,5 тыс. ребят (из них 9 тыс. детей в возрасте до 18 летнаходятся в интернатных учреждениях, 4,5 тыс. — воспитываются в замещающихнеродственных семьях). В 2007 году три белорусских ребенка были усыновленыгражданами Италии, еще два — гражданами России, постоянно проживающими натерритории нашей страны. Так же можно привести следующие статистические данные:
Устройстводетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РБ (человек) 2005 2006 2007 2008 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за год 5151 4752 4685 4123 из них устроено: в дома-ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа, детские деревни 1516 1266 1206 1089 под опеку (попечительством), на усыновление 3127 3029 3113 2647 в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение 172 140 134 199 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях 11315 10416 9799 8972 в том числе: домах ребенка 1063 1034 926 781 детских домах 2345 2201 2023 2078 школах-интернатах общего типа 44825 4382 4367 3803 Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях под опекой (попечительством) 16451 17697 17797 18149 на усыновлении 9345 9294 9529 9513
В последние годы общество игосударство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. Основным приоритетомразвития правовой базы государственной семейной политики в Беларуси была защитаправ и интересов детей. Дети – это будущее любой страны, любого общества, икаждый ребенок является его ценностью. В настоящий момент в Республике Беларусьнасчитывается 1 674 300 детей, нуждающихся в защите государства. Признаваяприоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важностьмеждународного сотрудничества для улучшения положения детей, РеспубликаБеларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.
Интернатныеучреждения для детей РБ (начало учебного года) 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 Дома ребенка 11 11 11 11 11 В них детей 1268 1302 1265 1134 1144 Детские дома 32 32 32 29 29 В них детей 2448 2428 2278 2101 2145 Детские дома семейного типа 56 58 65 77 95 В них детей 328 396 438 524 622 Дома-интернаты для детей инвалидов 9 9 9 9 9 В них детей 1707 1643 1118 1081 1033 Школы-интернаты общественного типа 62 60 60 61 55 В них детей 9978 9349 8968 8707 7428 из них школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34 33 32 34 31 в них детей 5290 4787 4396 4238 3721
В 1991–1992 гг. былиприняты законы «Об образовании в Республике Беларусь», «Об общих началахгосударственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственныхпособиях семьям, воспитывающим детей».
В 1993 г. в Беларуси,первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка»,который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка.
В апреле 1995 г.утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указамиПрезидента Республики Беларусь утверждены «Основные направления государственнойсемейной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995 – 2000 годы.
В сентябре 1999 г.введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье.
В октябре 2000 г.принят в новой редакции Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».
В мае 2001 г. указомПрезидента Республики Беларусь утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001 –2005 годы.
В мае 2003 года принятЗакон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних».
В декабре 2003 годаПостановлением Совета Министров Республики Беларусь утвержден «Национальныйплан действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы».
Во всех современныхправовых государствах одним из важнейших прав ребенка принято считать право нажизнь в семье, с родителями и близкими родственниками, то есть право насемейное воспитание. Однако, к великому сожалению, далеко не все дети имеютвозможность реализовывать данное право, закрепленное в статье 185 Кодекса обраке и семье Республики Беларусь. Это объясняется тем, что в Беларуси, как,впрочем, и во всех странах мира, несовершеннолетние дети могут оказатьсялишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: вслучае смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения к лишениюсвободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия, уклонения от выполнениясвоих обязанностей, отказа взять своих детей из родильных домов и иныхучреждений.
Выпускники интернатныхучреждений рано или поздно оказываются на пороге самостоятельной жизни, ккоторой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят житьсамостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой – боятсяэтой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей,родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Этодвойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью исобой.
Именно в такой ситуацииформируется четкая потребность в профессиональной социальной помощи, котораяпозволит подготовить выпускников интернатных учреждений к полноценнойсамостоятельной жизни, к созданию новой семьи, которой они были лишены подвлиянием тех или иных факторов.
Так, например,существует модель социализации и семейной реабилитации детей-сирот. Даннаямодель социальной помощи реализуется поэтапно.
Первый этап являетсяосновным, так как в период проживания в детском доме (школе-интернате),реализуется основные программы по социализации и семейной реабилитации ребенка.Основная цель этапа сводится к адаптации детей к новым формам семейноговоспитания и создание из детского сиротского сообщества «семью коллективноготипа». Это необходимо, в первую очередь для обогащения жизненного, семейногоопыты ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучнойсемьи.
Второй этап данной моделисоциальной помощи называется переходным. Также его можно назвать этапомпродолженной опеки, когда выпускники детского дома (школы-интерната) делаютпервые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеютсложившиеся взаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллективаи участниками программ. На этом этапе выбор делает сам выпускник. Основная цельданного этапа сводится к сохранению у выпускников социально-нравственногоздоровья в условиях переходного периода к самостоятельной жизни.
 И здесь не мало важносоздать условия поддержания установленных связей в среде детского дома(школы-интерната); продолжить работу по установившимся формам общения в рамкахпрограммы семейной реабилитации; оказывать консультативную социально-правовуюподдержку выпускников для полноценной адаптации к новым условиям жизни.
Третий этап –заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования,получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности,для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданиемсемьи. На данном этапе основной целью социальной помощи в социализации исемейной реабилитации является поддержка выпускников в сложных жизненныхобстоятельствах. И здесь работа может включать в себя: посещение выпускников поместу жительства; оказание консультативной социально-правовой поддержки; работас будущими мамами и молодыми семьями.
Как показывает опытработы по данной модели социализации и семейной реабилитации детей-сирот,выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыминаставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительныйэтап и начало самостоятельной жизни, а следовательно более подготовлены ксамостоятельной жизни и к созданию новой семьи.
Еще одной формойсоциальной помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов является, такназываемые семейная модель воспитания и социализации детей-сирот.
Свое выражение онанаходит в практике приглашения детей в дома сотрудников детского дома – в«гостевую семью». Как правило, это осуществляется на выходные, праздничные иканикулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. Восновном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников. Благодаряданной форме социальной работы у детей расширяются социальные контакты, онивидят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшимиродственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипыповедения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая всемьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которойживут другие люди в своих домах. Именно таким образом создаются оптимальныеусловия для формирования позиций о возможности благополучия семьи и семейныхотношений, а также семьи как приоритетной ценности.
Кроме того,осуществляется помощь выпускникам в связи с рождением ребенка. Главная цельсохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти напомощь в трудный период самостоятельной жизни, что позволяет уменьшитьвероятность повторения судьбы своих родителей. Безусловно, огромную роль вподготовке к будущей семейной жизни выпускников детских домов и интренратныхучреждений играет социально-психологическая и социально-педагогическая помощь.Но также не мало важную роль в подготовке детей-сирот и выпускников интернатныхучреждений к созданию их будущей семьи играет и материальная сторона. Ибосегодня огромное количество молодых людей решаются на создание семьи только приналичии некой материальной базы (постоянной работы, жилья и др.). В случаедетей-сирот за данную сторону социальной помощи отвечает социальное обеспечениеи социальная защита. И здесь социальная помощь ориентируется на ЗаконРеспублики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 года № 73-3. В данномЗаконе закрепляются основополагающие права данной категории детей, которыеявляются приоритетными для формирования будущей самостоятельной жизнидетей-сирот.
Так, например,закрепляется право внеконкурсного зачисления на обучение за счет средствреспубликанского или местных бюджетов в государственные учреждения,обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального ивысшего образования. Также, благодаря данному законодательному актуопределяется жилищный вопрос выпускников интернатных учреждений, то есть вЗаконе закрепляются гарантии на право внеочередного предоставления жилогопомещения социального пользования, а также право во внеочередном получениильготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки длястроительства или приобретения жилья.
И, конечно же, не маловажным моментом в подготовке выпускников интернатных учреждений в образованиисемьи является возможность трудоустройства и приобретения постоянного местаработы. И здесь социальная помощь опирается на целевые государственные программысодействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления бронидля приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентациидетей-сирот.
Таким образом,необходимо отметить, что вся социальная работа с детьми-сиротами направлена, впервую очередь, на создание оптимальных и комфортных условий для подготовки ихк будущей самостоятельной жизни вне того учреждения, где они провели своедетство. И наиболее приоритетным моментом здесь же является формированиемотивации на создание совей собственной семьи, благополучной семьи, которая быотличалась от той, из которой ребенок попадает в детский дом или школу-интернат.
Так же необходимо отметить, что Президент РБпотребовал кардинального решения проблемы социального сиротства.
Глава государства АлександрЛукашенко поручил доработать проекты программ «Дети Беларуси» на 2006-2010 годыи уже в марте представить их на утверждение. Совещание по указанным документампрошло 8 февраля у Президента страны.
Как подчеркнул белорусский лидер,вопросы поддержки семьи, улучшения условий жизни юных граждан, охраны здоровьяи содействия здоровому образу жизни детей в ближайшее время будут находиться вцентре внимания государства. Он заявил также, что в стране будет проведенокардинальное совершенствование политики охраны материнства и детства.
В ходе совещания особое вниманиебыло уделено проблеме социального сиротства. Президент потребовал еекардинального решения уже в нынешнем году.
«В Беларуси сегодня более 30 тыс.детей-сирот. В большинстве - это социальные сироты при живых матерях иотцах. В 2005 году закончено расследование почти 10 тыс. уголовных дел,связанных с уклонением родителей от содержания детей. Этому надо в нынешнемгоду однозначно положить конец. Не должно быть детей, которых мы при живыхродителях содержим за счет государства. За исключением тех случаев, еслиродители инвалиды или больны»,- подчеркнул Александр Лукашенко.
«Родители должны сами содержатьсвоих детей. Если они по причине наркомании, алкоголизма не могут этогосделать, значит, эти родители должны быть помещены в соответствующие места, гдеони будут работать на пользу государства, а заработанные средства пойдут вдетские дома, где мы будем содержать, воспитывать и обучать их детей. В этомгоду эта проблема должна быть переведена в плоскость конкретного решения. И неформально, а реально», - потребовал Глава государства.
Александр Лукашенко убежден, чтонеобходимо постепенно переходить от интернатной к семейной форме воспитаниядетей-сирот. Он поручил продумать вопросы строительства в Беларуси детскихдеревень по 10-15 домов, в каждой из которых могут поселиться до 150 детейразного возраста вместе с воспитателями, которые должны стать для них фактическиродителями. Заместитель Премьер-министра Беларуси Александр Косинец назвал«Дети Беларуси» самой успешной социальной программой, предметно решающейвопросы улучшения положения детей, обеспечивающей их социальную защиту. Проектпрограммы на 2006-2010 годы, который был рассмотрен на совещании, являетсялогическим продолжением программ 1998-2000, 2001-2005 годов.
Проблемная ситуация
 
1. Проблемазаключается в низком уровне жизни в большинстве семей Республики Беларусь, чтоприводит к уменьшению количества многодетных семей.
2. Такжеособо важной проблемой является то, что население сексуально безграмотно, и неинформировано о контрацептивных средствах, а так как отсутствует понимание онеобходимости планирования семьи, то повышается вероятность увеличения количествадетей-сирот.
3.  Ещеодной проблемой является растущее количество так называемых «отказниц», то естьматерей решивших отдать своего ребёнка на попечение государства.
4. Немаловажна проблема развития детей, оказавшихся на попечении приемных родителей(в лучшем случае) или в детдомах.
5. Государствоуделяет большое внимание сиротству: создаются школы-интернаты, детские дома,дома-малютки, детские деревни и др., однако ничто из выше перечисленного несможет заменить родной дом и тепло семейного очага.
6. Однакосиротство остается одной из ведущих социальных проблем РБ, как бы печально этоне звучало.
 
Определение цели изадач исследования
 
Целью социологическогоисследования является изучение проблемы социального сиротства в РеспубликеБеларусь. Всякое направление человеческой деятельности ставит перед собой рядзадач, решение которых помогут разрешить создавшиеся в данный момент проблемы:
1.  Исследовать влияние социальных,экономических, демографических факторов на нравственный облик людей.
2.  Изучить условия, в которых происходитформирование как негативных, так и позитивных явлений, таких как социальноесиротство.
3.  Изучить процессы формированияморальных стереотипов в обществе.
4.  Использовать и статистическуюотчетность, использовать результаты опросов общественного мнения.
5.  Показать, что особое место поценности информации о нравственном облике граждан занимают данные конкретныхсоциологических исследований.
6.  Провести анкетирование с цельюизучения мнения населения по проблеме социального сиротства.
Объект исследования
 
Объектом данногосоциологического исследования является население республики с новорожденноговозраста и до 18 лет.
 
Гипотезы исследования
 
1. Государство должноболее адресно и обоснованно раздавать социальные льготы, постепенно снижая ихколичество и объясняя гражданам, что в первую очередь они сами несутответственность за себя лично и за своих детей. А также, что выращенные инадлежащим образом воспитанные дети это инвестиции в обеспеченную старость.(Именно таким путем идут некоторые западные развитые государства: например — Германия, которая отменила государственные пенсии, переложив, таким образом,проблему пенсионного обеспечения на самих граждан и их детей).
2. Само общество вцелом, должно предпринимать усилия по увеличению ответственности людей за самихсебя, за свое будущее, за своих детей.
3. На сегодняшниймомент СМИ еще не обратили внимание на проблему сиротства в РБ, а если иосвещают тему социального сиротства, то как правило разово и таким образом, чтоне способствуют улучшению ситуации, хотя должны давать практическую информацию,справки, советы, Формировать определенное отношение к проблеме, побуждать кактивным общественным действиям и т.д.
4. Оказывать конкретнуюпомощь непосредственно социальным сиротам, контролироватьдействия власти и других структур, занимающихся решением проблем социальногосиротства.
5.Я думаю, что обществоне должно спокойно относиться к проблеме сиротства, так и к мало публикуемой обэтой проблеме информации, а и выдвигать свои беспокойства соответствующимгосударственным органам, т.к. это будет способствовать более тщательной работепо предупреждению и раскрытию негативных явлений в обществе.
 
Эмпирическая интерпретация понятий
 
Социальнаяпроблема – противоречие,объективно возникающее в процессе жизнедеятельности общества.
Проблема — объективно возникающий в ходе развития сознаниявопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляетпрактический или теоретический интерес.
Социальноесиротство — это беда всего гражданского общества; болезнь общества;дети, остающиеся без присмотра взрослых; загубленное будущее детей; источникбудущей криминогенной прослойки; переполненный детский дом в относительно благополучномгороде; последствие неверного отношения к институту семьи; сиротство при живых родителях; социально незащищенный слой общества, включающий в себядетей-сирот.
 
Анкета
 
1.Имеетели Выкакое-нибудь представление о проблеме сиротства на данный момент в РеспубликеБеларусь?
· Да,я в курсе происходящего
· Нет,ничего не знаю
· Ваш вариантответа______________________________________
2.КакВы относитесь к проблеме сиротства в РБ?
· Положительно
· Отрицательно
· Ваш вариантответа_______________________________________
3.Обсуждаемая темасоциального сиротства вызывает у Вас чувство сострадания?
· Да
· Нет
· Вашвариант_____________________________________________
4.Как Вы думаете, чья это проблема «сиротство»?
· Государства
· местнойвласти
· проблеманас с вами, простых людей
· городав целом
5.Назовите,пожалуйста, одну-две главные проблемы социального сиротства, к которым, поВашему мнению, пресса должна привлечь внимание общественности?
·  ответственностьродителей за судьбы детей;
·  проблемаустройства в жизни по достижении совершеннолетия;
·  безработица;
·  взаимоотношениядетей;
·  взаимоотношениясирот и общества;
·  жестокоеобращение с детьми;
·  жильедля детей-сирот;
·  недостаточноевнимание общества к социальным сиротам;
·  несостоятельностьтрадиционных учреждений для детей-сирот;
·  профилактическиемероприятия и методы работы с детьми;
·  равнодушиеокружающих людей к проблемам конкретных детей;
·  тратагосударственных средств, выделяемых на детей-сирот, не по назначению.
6.Какиетемы, по Вашему мнению, должны находиться в центре внимания местной прессы,освещающей проблемы социального сиротства?
·  Деятельностьместных органов власти по решению проблем социального сиротства
·  Ситуацияв неблагополучных семьях
·  Деятельностьшкол, учреждений культуры, спортивных заведений
·  Общеесостояние города (экономика, культура, здравоохранение, нравственность)
·  Происшествия,преступления, охрана порядка, работа милиции.
7.Если бы Вампредложили усыновить ребенка, как бы Вы к этому отнеслись?
· Положительно
· Отрицательно
· Вашвариант_________________________________________
8.Готовы ли Вы помогатьдетским домам и выходцам из детских домов?
· Да
· Нет
9.Принимаете ли Выучастие в каких-либо благотворительных мероприятиях посвященных проблемесиротства?
· Да
· Нет
· Вашвариант ответа____________________________________
10.Вашпол?
· мужской        
· женский         
11.Вашвозраст?
· 14-16лет       
· 17-19лет       
· 20-23года     
· старше24 лет
     12.         Вашеобразование?
· нет        
· базовое
· среднее
· средне-специальное        
· среднетехническое 
· высшее 
13.    Вашесоциальное положение?
· ученик 
· студент
· фермер
· рабочий        
· служащий     
· Вашответ__________________________________________
     14.         Вашематериальное состояние?
·  удовлетворительное
·  хорошее 
·  отличное
15.    Вашесемейное положение?
·  холост(не замужем)
·  женат(замужем)

Литература
 
1.Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социол.Исслед.-2003.-№9.
2.Кравченко А.И. Социология: уч.пос. для вузов.- М.: Академия,1999.-384 с.
4.Скутнева А.П. Проблемы молодежи// Социол. Исслед.- 2003.-№11.-с.73-78.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поговорим о тайских бобтейлах
Реферат Авторское право в республике Беларусь
Реферат Арабо ізраїльська війна 1973 року
Реферат Creative Wrighting I Like Monkeys Essay
Реферат Русский флотоводец ФФ Ушаков жизненный путь и деятельность
Реферат Полномочия и ответственность, распределение и делегирование полномочий и ответственности в системе менеджмента
Реферат Международные стандарты аудита, их роль и значение в обеспечении качества аудиторской деятельности
Реферат Организации сельскохозяйственного производства на примере ООО Дуслык
Реферат Повреждение сосудов кровотечение и кровопотеря Шок и синдром длительного сдавливания
Реферат Алкогольный вопрос в Российской империи во второй половине XIX начале ХХ века
Реферат Конфликтологические теории социального действия
Реферат Службы Windows
Реферат Корпоративный праздник как инструмент внутреннего PR
Реферат Лекции по линейной алгебре (МГИЕМ)
Реферат Слова-сорняки в современной русской речи