МГТУ им. Н.Э.Баумана
Кафедра «Истории»
Россияв мировой политике(1991-1997гг.) –
фактыи анализы.
Группа…………………………….….………………………….ИУ6-22
Студент………………………………………………….Рыськов А.В.
Преподаватель……………………….……………Щербакова О.М.
МОСКВА
1999г.Предисловие
НезависимостьРоссии былапровозглашенаДекларацией12 июня 1990 г. на 1 съезденародных депутатовРСФСР. Но в составеСССР независимостьРоссии моглабыть лишьноминальной.Российскиеорганы власти, Верховный СоветРСФСР и егоПредседатель, начали борьбус союзнымивластнымиструктурами.Противостояниедвух центроввласти персонифицировалосьв борьбе двухпрезидентов– избранного15 марта 1990 г. насоюзном съезденародных депутатовПрезидентаСССР М. Горбачеваи избранного12 июня 1991 г. всенароднымголосованиемПрезидентаРоссии Б.Ельцина.
Противостояниероссийскойи союзной властейоказывалодестабилизирующеевлияние наобщественно-политическуюи социально-экономическуюжизнь страны.Одним из главныхметодов сокрушениясоюзного центраРоссия сделалавсемирнуюподдержкунациональныхсуверенитетов, пробудившихсянациональныхдвижений наокраинах Союза.Союзное руководствов стремлениисохранитьвсласть всебольше склонялоськ использованиюсиловых методов.
Кульминациейпротивоборствадвух властейстали события19 — 21 августа 1991 г., известные какавгустовскийпутч ГКЧП. Российскоеруководство, возглавившееборьбу противпутчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливогоодобренияГорбачева, сокрушило нетолько ГКЧП, но и обеспечилотем самым победуРоссии и ееверховныхорганов надсоюзным Центром.С осени 1991 г. Конституцияи законы РСФСР, съезд народныхдепутатов иВерховный СоветРСФСР, ПрезидентРСФСР получилиполное верховенствона территорииРоссии. НезависимостьРоссийскойФедерации сталареальной.
Передновой независимойРоссией стоялиочень трудныеи масштабныезадачи. И наиболеезаметными иосознаннымистали достиженияРоссии во внешнейполитике. Былофактическипрекращеносостояние“холоднойвойны”, снятаугроза глобальноговоенного конфликтасоциалистическогоВостока икапиталистическогоЗапада. Прекратиласьидеологизациявнешней политики, а вместе с нейи поддержкаантиамериканскихрежимов в “третьеммире”, и вдохновлениерегиональныхконфликтов.Но военно-политическиеуступки проводилисьзачастую водностороннемпорядке и несопровождалисьреальной интеграциейСоветскогоСоюза в мировыесообщества.СССР постепенноутрачивал своипозиции мировойдержавы, а новойРоссии этопредвещалосерьезныевнешнеполитическиепроблемы.
Послераспада СССРвнешняя политикаразделиласьна два направления: отношения снезависимымигосударствами, бывшими ранеесоюзными республиками– “ближнимзарубежьем”, и отношенияс государствами, ранее являвшимися“внешними”для СССР – “дальнимзарубежьем”.
Вэтом рефератерассматриваютсянекоторыесобытия, происходившиена мировойарене в постсовецкоевремя, проблемыи решения РоссийскойФедерации поотношению к“дальнемузарубежью”, и предпринимаютсяпопытки ихобъективногоанализа.Россияи «дальнеезарубежье»(1990-1997гг.)
Отношенияс так называемым«дальним зарубежьем», то есть странами, не входившимипрежде в составСССР, по инерцииот советскихвремен считалисьприоритетнымидня российскойвнешней политики.Но это не соответствуеткардинальномуизменениюгеополитическойситуации, вкоторой оказаласьРоссия послераспада СоветскогоСоюза, и потомувозникаетнеобходимостьболее сбалансированнойпо направлениямвнешней политики.Суть российскойвнешней политикив отношениистран «дальнегозарубежья»на протяжениипоследних пятилет может бытьвыражена однойфразой: переходот надежд наравноправноепартнерствок защите своихнациональныхинтересов.
Принципиальноновым фактороммеждународныхотношений сталоокончание«холоднойвойны». Крупныевнешнеполитическиеинициативы, вынужденнопредпринятыеМ. Горбачевымв годы «перестройки»: отказ от глобальногопротивоборствас капитализмоми идеологизированныхсимпатий ксоциалистическими «антиимпериалистическим»странам (такназываемое«новое мышление»— 1987 г.); ликвидацияв два раза большего, по сравнениюс американским, количестваракет среднейдальности вЕвропе (с 1987 г., втечение трехлет); отказ отподдержкирегиональныхконфликтовв мире и выводсоветских войскиз Афганистана(февраль 1989 г.); прекращениеконтроля надвосточноевропейскимисоюзниками, приведшее кпадению в странахВосточной иЮго-ВосточнойЕвропы коммунистическихрежимов (1989—1990гг.); непротиводействиеобъединения»Германии (октябрь1990 г.); заключениесоветско-американскогодоговора обограничениистратегическихнаступательныхвооружений(ОСНВ-1), несмотряна пропорциональностьсокращенийболее выгодногоамериканскойстороне (июль1991 г.); одностороннийроспуск ОВД— ОрганизацииВаршавскогодоговора ипрекращениедеятельностиСЭВ — Советаэкономическойвзаимопомощи(весна-лето1991 г.), означавшийпотерю военно-политическихсоюзников; наконец, отказот военногоприсутствияв Европе и началовывода с территориибывших союзниковсоветских войск(с 1991 г.), — свидетельствовалио прекращениивоенно-политическогопротивостоянияВостока и Запада, социализмаи капитализма.Окончательнопохоронилсоветскоевоенное иполитическоемогуществона мировойарене роспускСССР. ПрезидентСША Дж. Бушв декабре 1991 г.поздравил свойнарод с победойв «холоднойвойне». Россияи США 1 февраля1992 г. официальноподписалидекларациюо прекращении«холоднойвойны».
Двухполюснаякартина мировойполитики, сложившаясяпосле окончаниявторой мировойвойны, рухнула.США осталисьединственнойсверхдержавой.Но российскиелидеры так ине признали, что Россия, оставаясьядерным государством, перестала бытьвеликой державой(по сравнениюс СССР территорияРоссии меньшена четверть, населениеменьше наполовину, валовой внутреннийпродукт составлял60% от общесоюзного, но в связи сэкономическимкризисом заэти годы уменьшилсяпочти вдвое, значительноснизиласьударная мощьи оперативно-стратегическиевозможностивооруженныхсил), и в течениенесколькихлет питалииллюзии о возможностиравноправныхотношений сведущими странамимира.
Отношенияс «дальнимзарубежьем»развивалисьпо двум основнымнаправлениям: в военно-политическойи экономическойсфере. В военно-политическойсфере, демонстрируясвои дружественныенамерения, Россия проводилаполитику уступоки открытости, шла навстречустратегическиминтересам США.В ответ онаполучиламеждународнуюподдержку, важную длястановленияРоссии каксамостоятельногогосударства.Россия стремиласьутвердитьсяв качествеправопреемницыСССР на международнойарене — и ейбыло предоставленоместо СоветскогоСоюза в СоветеБезопасностиООН. Россиязаняла местоСССР во всехмеждународныхорганизациях.
Россиязаявила о намеренииостаться единственнойядерной державойна постсоветскомпространстве, что отвечалодуху международныхдоговоров онераспространенииядерного оружия(советскоеядерное оружиеоставалосьна территорииеще трех государств— Украины, Белоруссиии Казахстана).США были заинтересованыв сохранениинадежногоконтроля заядерным оружиеми проведениисокращений, предусмотренныхдоговоромОСНВ-1, поэтомуони всемерноподдержалиРоссию. В Беловежскомсоглашениилидеров трехславянскихреспублик —России, Украиныи Белоруссии— а затем наАлма-атинскойвстрече руководителейпостсоветскихгосударств21 декабря 1991 г.было предусмотрено, что ядерныесилы (и РВСН —ракетные войскастратегическогоназначения, и тактическоеядерное оружие)не будут разделятьсяи будут находитьсяпод контролеми охранойкомандованияОбъединенныхВооруженныхСил СНГ. Управлениеядерным оружиемпредоставлялосьПрезидентуРоссии и ГлавнокомандующемуОбъединеннымиВооруженнымиСилами СНГ —и 25 декабря М.Горбачев передалГлавнокомандующемуЕ. Шапошниковутак называемую«ядерную кнопку».Правом приниматьрешение о примененииядерного оружиянаделялсяПрезидентРоссийскойФедерации —по согласованиюс главами другихгосударств, на территориикоторых этооружие располагалось, и после консультацийсо всеми остальнымигосударствамиСодружества.
Предусматривалось, что все ядерноеоружие будетперебазированона территориюРоссии и здесьбудет происходитьдемонтаж тойего части, котораяподлежаласокращениюпо ОСНВ-1. Белоруссияи Казахстансразу заявилио своем статусенеядерныхдержав, но Украинане спешилапередаватьРоссии ядерныебоеголовки.Украина неподписаласоответствующиемногосторонниеи двусторонниесоглашения, а в июле 1993 г. объявиласвоей собственностью2 тыс. ядерныхбоеголовок, расположенныхна ее территории(около 20% стратегическогоарсенала бывшегоСССР).
НамекиУкраины о желаниистать членом«ядерногоклуба» вызваликрайнюю озабоченностьСША, которыевсегда былипринципиальнымпротивникомувеличениячисла -ядерныхгосударств.Президент СШАБ. Клинтон включилсяв разрешениепроблемы ивыступил вкачествемеждународногогаранта выторгованныхУкраиной условий.ПритязанияУкраины былипереведеныв экономическуюплоскость: вначале 1994 г. в ходевизита Б. Клинтонав Киев и Москвуподписанотрехстороннеероссийско-американско-украинскоесоглашение, по которомувсе ядерныебоеголовкитранспортировалисьв Россию длядемонтажа, аРоссия обязаласьпоставлять Украине обогащенныйуран для ее АЭС(ранее Украинапредполагаласамостоятельнодемонтироватьядерные зарядыдля использованияих в качестветоплива, чтов условияхотсутствияквалифицированныхспециалистоввызывало обоснованныеопасения).
Вначале 1992 г. российскойстороной былапроявленамаксимальнаяоткрытостьв отношенияхс США: приступившийк внутреннейреорганизацииКГБ (разделявшийсяна ФСБ — Федеральнуюслужбу безопасности— контрразведкуи Управлениевнешней разведки)в одностороннемпорядке передаламериканскимспецслужбам70 схем закладкиподслушивающихустройств встроившемсяздании американскогопосольства, благодаря чемубыл положенконец многолетнемускандалу, иКонгресс СШАснял свое «вето»в отношениииспользованияРоссией новогоздания ее посольствав Вашингтоне.Проявляядружественнуюинициативу.Президент Б.Ельцин официальнозаявил, чтоядерные ракетыРоссии отнынене будут нацеленына территориюСША.
Вянваре 1993 г. президентыРоссии и СШАподписали вМоскве новыйдоговор обограничениистратегическихнаступательныхвооружений(ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерныесилы двух страндолжны бытьвзаимно сокращеныдо уровня, составляющего1/3 от уровня, зафиксированногоранее договоромОСНВ-1. ВерховныйСовет России, считая договорнедостаточнопроработанным, не ратифицировалего, а в октябре1996 г. ГосударственнаяДума выступилапротив ратификациидоговора ОСНВ-2, считая, что онведет к уничтожениюракетных войскстратегическогоназначенияи нарушениюядерного паритетаРоссии и США.
Свидетельствомотказа Россииот экспансиии военногопротивостоянияо другими странамистала ее новаявоенная доктрина, утвержденнаяуказом Президента2 ноября 1993 г. «Основныеположениявоенной доктриныРоссийскойФедерации»предусматривалиформированиероссийскихВооруженныхСил на основепринципадостаточностидля поддержанияобороноспособностистраны во всехнаправлениях.Важная рольотводиласьсилам ядерногосдерживания, и не подтверждалсяпринятый ранеевоенной доктринойСССР отказ отнанесенияпервым ядерногоудара (СССРпредусматриваллишь нанесениеответного иответно-встречногоядерного удара).Зато военнаядоктрина Россиине определяланаиболее вероятныхпротивников, а это значило, что из системуправлениястратегическимиракетами выведеныполетные заданияи они не нацеленына конкретныеобъекты. К числуприоритетныхзадач российскихВооруженныхСил было отнесенообеспечениедействий СоветаБезопасностиООН и другихмеждународныхорганизацийпо поддержаниюмира и стабильностив международныхотношениях, что свидетельствовалоо намерениироссийскойдипломатиииграть сопоставимуюс США роль«миротворца»-в любых региональныхконфликтах.
Вцелом российскаядипломатияв этот периодоказаласьнесвободнав своих решенияхи на международнойарене безоговорочноподдерживаладействия США.Россия поддержалавоенно-инспекционныйконтроль иракскихвоенных объектови международныеэкономическиесанкции противИрака, введенныепосле подавлениявесной 1991 г.многонациональнымисилами иракскойагрессии противКувейта. Этоподрывалополитическоевлияние Россиина Ближнем иСреднем Вое-токеи наносило ейсерьезныйэкономическийурон (Ирак былодним из главныхпокупателейсоветскогооружия и крупнейшимдолжником).Россия присоединиласьк международнымэкономическимсанкциям противЮгославии(Сербия + Черногория), введенным из-заподдержкиюгославамибоснийскихсербов в межнациональномконфликте вБоснии. Это несоответствовалоисторическитрадиционнойроли Россиикак покровительницыСербии и шловразрез с ееполитическимиинтересамина Балканах.Во всех этихслучаях российскаядипломатияотдавала приоритетсохранениюдружественныхотношений сСША.
Чтокасается отношенийс другими крупнымигосударствами, то с ФРГ онибыли в этотпериод демонстративнодружескими: продолжалсявывод войскиз ВосточнойГермании, и ФРГвыделяла значительныеденежные суммына их социальноеобустройствов новых местахдислокации.Отношения сФранцией несколькозатормозились: у обоих государствне было точекэкономическогои политическогосоприкосновения, к тому же президентФ. Миттеран досамого последнегомомента поддерживалМ. Горбачева.
Сложнымибыли отношенияс Японией: в1991 г. во времявизита М.Горбачевасоветскаяделегацияофициальнопризналасуществованиетерриториальноговопроса — огосударственнойпринадлежностичетырех Южно-Курильскихостровов.ВпоследствииПрезидент Б.Ельцин и министриностранныхдел А. Козырев, стремясь оживитьэкономическиесвязи, сделалиряд двусмысленныхзаявлений онеобходимостиподписаниямирного договорас Японией поитогам второймировой войныи решения дляэтого территориальныхспоров. Дажепредположениео возможностипередачи Японииостровов вызвалокрайне негативнуюобщественнуюреакцию в России— и Президентподтвердилнезыблемостьроссийскихграниц. ВизитБ. Ельцинав Японию несостоялся, отношения сней (развитиекоторых японскаясторона обусловливаетобязательнымрешениемтерриториальноговопроса) оказалисьзамороженными.
Уступчивостьроссийскойдипломатииобъясняласьне тольконеобходимостьюдля новой Россиизаявить о себена международнойарене как одемократическойдержаве, откоторой большене исходитугроза западномумиру, но и надеждамина масштабнуюэкономическуюпомощь Запададемократическимреформам внутристраны. Но извсех международныхэкономическихорганизацийРоссию включилв свой составтолько МВФ.Хотя ПрезидентаРоссии Б. Ельцинаи стали приглашатьна ежегодныевстречи руководителейсеми крупнейшихгосударств, но официальноРоссия в состав«семерки»включена небыла, и статуснаибольшегоблагоприятствованияв торговле ейбыл предоставленвсего на одингод. Россияполучала гуманитарнуюподдержкупродовольствием, медикаментамии т.д., но ожидаемоймногомиллиарднойфинансовойпомощи непоследовало.
Сначала 1994 г. МИДРоссии вместоосновополагающейидеи об общностиинтересов сСША стал выдвигатьновый внешнеполитическийтезис — о необходимостисоблюдениясобственныхнациональныхинтересовРоссии. С однойстороны, этобыло вызванонекоторымизменениемрасстановкиполитическихсил внутристраны: поражениемдемократовна выборах вДуму в декабре1993 г. и получившимиширокий общественныйрезонанс обвинениямисо стороныоппозиции впроамериканскомкурсе. С другойстороны, к этомувынуждалоизменениегеополитическойситуации вЦентральнойи ВосточнойЕвропе: в 1994 г.(окончательно— в августе)завершалсявывод российскихвойск из бывшихсоциалистическихстран и странБалтии, и некоторыеиз них сразузаявили о своемжелании бытьпринятыми ввоенно-политическийблок западныхстран — ОрганизациюСевероатлантическогодоговора (НАТО).Свое намерениебывшие союзникиСССР по Варшавскомудоговору зачастуюмотивировали, ссылаясь насобытия октября1993 г., которыевозродили вЕвропе опасенияпо поводунепредсказуемостироссийскойполитики.
Кэтому времениРоссия уже неиграла авторитетнойроли в международныхделах и не имелареальных рычагов, чтобы остановитьнеблагоприятноедля себя развитиесобытий. В ответна выраженнуюРоссией озабоченностьпланами расширенияНАТО было заявлено, что готовностьНАТО к расширениюна Восток неозначает практическихмероприятийв этом направлении, что Североатлантическийпакт являетсягарантом общейбезопасностив Европе и ненаправленпротив каких-либостран, что НАТОпредлагаетбывшим социалистическимстранам и странамбывшего СоветскогоСоюза, включаяРоссию, принятьсовместнуюпрограмму«Партнерствово имя мира», которая установилабы формы военногосотрудничествастран бывшегоВаршавскогодоговора иНАТО. Это былвременныйкомпромиссСША и России, который моглишь отсрочитьосуществлениепланов включенияв Североатлантическийпакт бывшихсоюзников СССРпо Варшавскомудоговору, атакже странБалтии и, неисключено, некоторыхгосударствСНГ.--PAGE_BREAK--
Виюне 1994 г., оговоривсебе ряд особыхусловий, Россияприсоединилась, как и другиеприглашенныегосударства, к натовскойпрограмме«Партнерствово имя мира».В рамках этойпрограммыучастникиполучили правонаправить своихпредставителейв штаб-квартируНАТО в Брюсселе, были сформированыроссийскийи украинскийбатальоны (изконтрактников), которые в составемногонациональныхмиротворческихсил участвовалив разделениивраждующихсторон в Боснии, проводилисьинспекционныепоездки в войскаи совместныештабные в военныеучения. Программапродолжаетсвое действиедо сих пор, вчастности, всентябре 1997 г.намечено проведениевоенных ученийв Туркмении, в которых примутучастие военныеподразделенияНАТО, Среднеазиатскихгосударств, России, Грузии, Литвы и т. д. НАТОотводит программе«Партнерствово имя мира»роль прикрытияот грозящегос юга исламскогофундаментализма.ПрисоединениеРоссии к этойпрограмме быловызвана главнымобразом опасениямиоказаться вполитическойизоляции.
Ощутимыеизменения вовнешней политикеРоссия — ростее инициативностии самостоятельности— стали наблюдатьсятолько с 1996 г., когда в январеминистроминостранныхдед был назначенВ. Примаков, бывший преждеруководителемУправлениявнешней разведки.О себе Е. Примаковговорит, чтоон не является«антизападником», а лишь защищаетинтересы государства, национальныеинтересы России.Уже в февралеРоссия отказаласьот санкций вотношениибоснийскихсербов, чтобыло поддержанои другими странами; в октябре СоветБезопасностиООН единогласноотменил экономическиесанкции противЮгославии, действовавшиес 1992 г. Продолжаялинию на восстановлениетрадиционноговлияния Россиина Балканах, МИД в январе1997 г. попыталсявыступить вкачестве посредникамежду президентомСербии и оппозицией, оспаривавшейрезультатывыборов И проводившейнепрерывныедвухмесячныедемонстрации?
Всентябре 1996 г.Россия осудилабомбардировкувоенных объектовна территорииИрака американскимикрылатымиракетами. С1997 г. Россия стараетсявернуть своипозиции вближневосточномурегулировании: в феврале навстрече Е. Примаковаи лидера ПалестиныЯ. Ара фатабыло обещанооказыватьарабам не толькополитическую, но и возможнуюэкономическуюпомощь; в мартевизит премьер-министраИзраиля В. Нетаньяху, хотя и носилподчеркнутоэкономическийхарактер, сопровождалсянадеждой нато, что Россияподключит кближневосточномуурегулированиютрадиционнодружественнуюей Сирию.
С1995 г. Россия началавосстанавливатьутерянныепозиции намеждународномрынке вооружений: по данным«Росвооружения», государственногомонополистав экспортеоружия, объемыего продажсоставили в1995 г. 3 млрд. долларов, а в 1996 г.— 3,5 млрд.(у США объемпродаж упалза 1996 г. на 2 млрд.долларов). Пользуютсяспросом наиболеесовременныесистемы оружия: самолеты МиГ-29и С-27, вертолетК-50 («Чернаяакула»), зенитныеракетные установкиС-800, танки Т-80, системызалпового огня, боевые машиныпехоты и др.При этом покупаютроссийскоеоружие не толькодавние партнеры— Индия, арабскиестрави, но иновые — Китайи даже ЮжнаяКорея (в счетпогашениясоветскогодолга), традиционнобывшая импортеромамериканскогооружия.
Вместес тем внешняяполитика Россииостается неконфронтационнойи не силовой, направленнойна упрочениемеждународнойбезопасностии равноправноесотрудничествосо всеми странами.В феврале 1996 г.Россия былапринята в СоветЕвропы, чтоявляетсямеждународнымпризнаниемпостроенияв ней в основномдемократическогообщества (правда, взятое на себяобязательство— ввести мораторийна смертнуюказнь — Россияне выполнила: в 1996 г. было казнено52 человека, —и Совет Европыпредупредил, что можетприостановитьее участие. Вфеврале 1997 г.Президентпоручил Министерствуиностранныхдел подписатьпротокол № 6 кКонвенции озащите правчеловека, которыйтребует в течениегода прекратитьприменениесмертной казнив стране).
Вапреле 1996 г. руководителистран «семерки»(США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившисьв Москве, достиглисоглашенияо необходимостиполного прекращенияядерных испытанийв целях упроченияядерной безопасностии нерасширениягруппы ядерныхгосударств.И 25 сентября1996 г. в Нью-Йоркебыл подписанофициальныйДоговор о запрещенииядерных испытанийво всех средах(на тот моментофициальноразрешеннымиоставалисьлишь подземныеиспытания, ноКитай проводилтакже и атмосферные), к которомуприсоединились158 государств(кроме Индии).
ОткрытостьРоссии в ееотношенияхс «дальнимзарубежьем»ярко проявиласьв росте числароссийскихграждан, свободновыезжавшихиз страны втуристическиеи деловые поездки, совершавших«челночные»туры, переезжавшихна временноеили постоянноеместо жительства.Формальныетрудности могливозникнутьтеперь, какправило, не свыездом изРоссии, а сполучениемвъездной визыв зарубежнуюстрану.
Изменилисьакценты вовнешнеэкономическихсвязях с Западом: упор был сделанне на получениеэпизодической«помощи», разовыхльготных кредитов, а на пробуждениедолговременногомеркантильногоинтереса западныхпредпринимателейк российскойэкономике.Привлечениечастных иностранныхинвестицийстало приоритетнойдля правительствавнешнеэкономическойзадачей: намеждународномэкономическомфоруме в Давосе(Швейцария, февраль 1997 г.) А.Чубайс агитировалевропейскуюфинансовуюэлиту за участиев российскойэкономике, вовремя визитав США (февраль1997 г.) В. Черномырдинна встрече спрезидентомВсемирногобанка и ужинес американскимибизнесменами-лидерамиеврейскойобщины убеждалв выгодностии надежностипомещениякапитала вРоссии. ПриправительствеРоссии действуетспециальныйКонсультативныйсовет по иностранныминвестициям, который имеетсвоей главнойзадачей содействоватьпритоку капиталов.
Сэтой же цельюв ноябре 1996 г.Россия осуществилапервый выпускеврооблигаций, выплату процентови погашениестоимостикоторых гарантируетроссийскоеправительство.Поскольку этотвыпуск в основномразмещалсяво Франции, необходимобыло вернутьдоверие французовк российскимгосударственнымценным бумагам, рухнувшее послеотказа СоветскойРоссии в январе1918 г. от долговцарского иВременногоправительств.В. Черномырдинтогда же заявило готовностиРоссии вернуть«царские долги»французскимвкладчикам.
Вмарте 1997 г. воФранкфурте-на-Майнебыл представленвторой выпускеврооблигацийна сумму 1,5 млрд.дойчемароксо сроком погашения7 лет. ЭкономическиеотношенияРоссии и ФРГк настоящемувремени оказалисьпрактическизамороженными(ФРГ озабоченасобственнымипроблемамипо интеграциибывшей ГДР вобщую социально-экономическуюструктуру), возникли осложненияполитическогосвойства. Спорвызвал вопросо реституции, то есть возвращениикультурныхценностей, вывезенныхсоветскойстороной изГермании после1945 г. (государственныемузейные собрания, частные коллекции, художественныеценности, награбленныефашистскойГерманией, втом числе и втретьих странах).В 1993 г. начиналаработу совместнаяроссийско-германо-французскаякомиссия пореституции— часть архивныхдокументовбыла возвращенаво Францию.Общественноемнение в России(а из оппозиционныхдеятелей —особенно С.Бабурин) воспротивилосьвозвращениюкультурныхценностей, — мотивируя этотем, что более500 тыс. музейныхэкспонатовбыло вывезеново время войныиз СоветскогоСоюза и назадне вернулось.Реституциябыла приостановлена, и ГосударственнаяДума приступилак- подготовкесоответствующегозакона.
Законо реституции, запрещавшийвозвращениеперемещенныхв результатевторой мировойвойны культурныхценностей, причислявшийих все к трофеями объявлявшийсобственностьюРоссии, былпринят Госдумойв феврале иодобрен СоветомФедерации вмарте 1997 г. ПрезидентБ. Ельцин 18 марта, спустя четыредня после началаразмещенияв Германиивторого выпускароссийскихеврооблигаций, наложил «вето»на этот закон, посчитав егоне соответствующимнормам международногоправа. Такимобразом, нанекоторое времяострый вопросоказался отложен, а Закону ореституции, чтобы вступитьв силу, при повторномрассмотрениинеобходимополучить неменее двухтретей голосовчленов ГосударственнойДумы и СоветаФедерации. Всередине апреляГосдума преодолела«вето» Президента, окончательноерешение теперь— за СоветомФедерация.ПравительствоРоссии в 1997 г.намерено выпуститьеще 1—2 выпускаеврооблигаций.
Наметилсянекоторыйпрогресс вэкономическихконтактах сЯпонией. В ноябре1996 г. Е. Примаковсделал официальноепредложениео совместнойэкономическойдеятельностина Южных Курилах, японская сторонасогласиласьэти инициативыизучить. Японскиебизнесменыпроявили большуюзаинтересованностьв освоениинефтяныхместорожденийшельфа О. Сахалин, разработаныграндиозныеэкономическиепроекты Сахалин-1и Сахалин-2. Ихреализациязадерживаетсяв связи с влиятельнымнеутверждениемЗакона о разделепродукции(иностранныйучастник совместногопредприятияплатит всеналоги из своейдоли продукции, а оставшуюсяее часть самостоятельновывозит), крайненевыгодногороссийскимэкспортерамнефти.
Оживилисьэкономическиеконтакты сИзраилем: вмарте 1997 г. премьер-министрамидвух стран вМоскве былоподписанотаможенноесоглашениеи целый рядэкономическихпроектов. Израильзаинтересованв получениииз России нефти, газа, древесиныв обмен на новейшиетехнологии.Проект стоимостью3 млрд. долларовпредполагаеттранспортировкусухопутнымтрубопроводомроссийскогогаза в Израиль.В то же времякрупный израильскийкапитал покаопасается идтив Россию.
Продолжаетсяэкономическоесотрудничествос США. Россия, как и многиеразвивающиесястраны, получаетбезвозмезднуюпомощь, выделяемуюпо решениюамериканскогоКонгресса. Этапомощь составляетнесколькодесятков миллионовдолларов в год, выделяетсяцелевым назначением(на совершенствованиеналоговойсистемы, материально-техническоеоснащениеорганов правопорядкаи т. д.) и имеетусловием продолжениерыночных реформи демократизацииРоссии.
Успешнозарекомендоваласебя межправительственнаякомиссия Россиии США по экономическомуи научно-техническомусотрудничеству(комиссия«Гор-Черномырдин»).На последнейпо временивстрече вице-президентаСША А. Гора ипремьер-министраРоссии В. Черномырдинав феврале 1997 г.в Вашингтонеодним из актуальныхоказался вопросо выполненииРоссией своихобязательствпо созданиюсовместнойорбитальнойкосмическойстанции «Альфа»(центр им. Хруничевавыиграл конкурсна сооружениевосьми модулейдля станции, один уже построенна кредит от«Боинга», надругие денегнет). Россияобещала найтисредства иликвидироватьполугодовоеотставаниеот графика. Вмае будет решатьсявопрос о продолженииили прекращенияпартнерства, от чего во многомзависит сохранениеРоссией статусакосмическойдержавы (станция«Мир» уже выработаласвой ресурс, а самостоятельносоздать новуюорбитальнуюстанцию Россиине под силу).
Перспективнымможет статьсотрудничествос ЕвропейскимСоюзом (до 1992 г.носил название«Европейскиесообщества»или «Общийрынок») — экономическим, политическим, а в скором будущем— и валютнымобъединением15 европейскихгосударств.Россия заключилас ЕС соглашение«О партнерствеи сотрудничестве», которое начнетосуществлятьсяв 1997 году.
Такимобразом, вэкономическойсфере Россиявыступала занормальныевзаимовыгодныепартнерскиеотношения с«дальним зарубежьем».Но в силу объективныхпричин за Россиейв международномразделениятруда постепеннозакрепляетсяроль поставщикатопливно-сырьевыхресурсов, конкурентыстремятся недопустить еевыхода на мировыерынки высокотехнологичнойпродукции.Основнаявнешнеэкономическаязадача правительства— добитьсяфинансированияроссийскойэкономики иее выхода изкризиса за счетвнешних, иностранныхисточников— по-прежнемудалека от разрешения.
Главнойвнешнеполитическойпроблемой дляРоссии с конца1996 г. стало расширениеНАТО на восток.Именно в ходедипломатическойборьбы вокругэтой проблемыРоссии быланагляднопродемонстрированаее слабостьи вполне определеннодано понять, что рассчитыватьна равноправноепартнерствос Западом онане может. СрасширениемНАТО внешнеполитическийэтап подчеркнутодружественныхотношений сСША можетзакончиться.
В1995 г. в НАТО заговорилио необходимостиначать практическиемероприятияпо подготовкек приему новыхчленов — бывшихсоциалистическихгосударствВосточной иЦентральнойЕвропы. Россиявыдвинулапредложениевместо расширенияСевероатлантическогоблока повыситьуровень полномочийСовещания побезопасностии сотрудничествув Европе (СБСЕ)в обеспечениивоенной безопасностии политическойстабильностина континенте.СБСЕ» впервыесозванное в1975 г. в Хельсинкидля политическогозакреплениявоенной «разрядки»в отношенияхмежду социалистическимВостоком икапиталистическимЗападом, в 1990 г.на парижскойконференциибыло преобразованов постояннодействующуюорганизациюсо своим механизмомпериодическихвстреч на «высшемуровне» и регулярныхконсультаций.«Подтекст»российскогопредложениязаключалсяв том, что каждоегосударство-членСБСЕ имеетправо «вето»на принятиерешений. ИнициативаРоссии не встретилапозитивногоотклика.
Всентябре 1996 г.в Детройтепрезидент СШАБ. Клинтон заявил, что будет происходитьдвуединыйпроцесс: НАТОбудет расширятьсяна восток, иодновременнобудут развиватьсядружественныеотношения сдемократическойРоссией. ПрезидентСША утверждал, что с окончанием«холоднойвойны» характерСевероатлантическогоальянса изменился, он больше неугрожает безопасностиРоссии. В то жевремя необходимостьрасширенияблока мотивироваласьопасной непредсказуемостьювнутриполитическойситуации вРоссии (в частности, событиямиоктября 1993 г. иначалом чеченскойвойны в декабре1994 г.) Предполагалось, что НАТО идружественнаяРоссия вместемогли бы противостоятьэкспансииисламскихтеррористическихгосударств.
Россияне согласиласьс таким подходом, утверждая, чтоона не опасаетсявоенного нападенияНАТО, но считаетсосредоточениемощной военнойгруппировкивблизи своихграниц потенциальноопасным. Главноеже — расширениеНАТО при неучастиив нем Россииозначает вытеснениеее из Европы, политическуюизоляцию отобщеевропейскогопроцесса. Общийвывод: расширениеНАТО нарушаетбаланс сил, азначит и стабильностьа Европе, ущемляетнациональныеинтересы Россиии может серьезноповлиять нахарактервзаимоотношенийРоссии и западныхстран.
Виюле 1997 г. на сессииСовета НАТОв Мадриде должнобыть приняторешение о приемев блок первой«волны»постсоциалистическихстран: Польши, Венгрии, Чехии(их окончательнаяинтеграцияв НАТО произойдетк 1999 г.). Для перевооруженияи совершенствованиявоенной инфраструктурыэти странырассчитываютполучить 10—15млрд. долларов.Кроме геополитическихминусов, вэкономическомплане для Россииэто будет означатьпотерю европейскогорынка вооружений.ЗамечанияРоссии, что уэтих странмогут возникнутьпроблемы с ихядерной энергетикойи снабжениемприроднымгазом, былипроигнорированы.
Сянваря 1997 г. началасьширокая антинатовскаякампания вроссийскихсредствахмассовой информациии усиленнаядипломатическаяигра в попыткеповлиять напозицию СШАи НАТО. Российскиелидеры пыталисьутверждать, что расширениеНАТО станетугрозой демократиив России, таккак усилитвлияние коммунистов(В. Черномырдин), что Россияизменит своеотношение ккредиторам— МВФ, Парижскомуи Лондонскомуклубам (А. Чубайс).Наконец, в февралеприбегли и кзавуалированному«ядерномушантажу»: почтиодновременнов английскойпрессе былаопубликованастатья Г. Явлинскогооб отсутствиив России надежногоконтроля заоружием массовогоуничтожения, министр обороныИ. Родионовдопустил публичныевысказыванияо сниженииуправляемостии возможностипотери контроляза стратегическимиядерными силами, секретарьСовета безопасностиИ. Рыбкин рассуждало праве Россиинанести ядерныйудар первойв случае вынужденныхобстоятельств.
Втечение двухмесяцев передвстречей президентовРоссии и СШАшел интенсивныйдипломатическийторг: Россияне имела возможностивоспрепятствоватьрасширениюНАТО, но хотеладобиться максимумауступок: получитьгарантии безопасностизападных рубежей, получить политическиевыгоды, в частности, доступ в влиятельныемеждународныеорганизация.Российскиеинтересы представлялминистр иностранныхдел Е. Примаков, который провелцелый ряд встречи переговоров, в первую очередьс госсекретаремСША М. Олбрайтя генеральнымсекретаремНАТО X. Солана, а также с министрамииностранныхдел Франциии ФРГ, министромобороны США.
ПервоначальноРоссия хотелаполучить право«вето» во всехвопросах деятельностиНАТО, в этом ейбыло твердоотказано, нообещано предоставитьголос в обсужденииполитических, а отчасти ивоенных вопросов, возможно, врамках специальногоконсультативногосовета «Россия— НАТО». Затемроссийскаядипломатиясосредоточилаусилия на том, чтобы добитьсяпринятияобязательногодля всех странНАТО документа, в котором былибы зафиксированыгарантии еебезопасности.В частности, Россия требоваланераспространенияядерного оружияна территориювновь принимаемыхстран, неувеличенияуровня обычныхвооруженийНАТО и праваРоссии в одностороннемпорядке пересмотретьдоговор 1990 г. обобычных вооруженияхв Европе, неиспользованиянатовскимивоеннымиинфраструктуры, оставшейсяот Варшавскогодоговора, запретамногостороннимвоенным формированиямНАТО передвигатьсячерез национальныеграницы и т. д.США предложилирасширить сферудоверия исотрудничестваНАТО и России: обещали приглашатьроссийскиевооруженныесилы на всенатовскиеучения в Европе, давать спутниковуюинформациюоб изгибахлинии обороныНАТО, предлагалисоздать совместнуюбригаду дляреагированияна кризисныеситуации наконтинентеи т.д.
Врезультатетрудных переговоровСША в принципесогласилисьподписатьюридическиобязывающийдокумент, содержащийсогласованныес Россией уступкипо обеспечениюее безопасностии обязательныйдля соблюдениявсеми членамиНАТО. Но Францияи ФРГ заявили, что никакогообязывающегодоговора междуРоссией и НАТОбыть не может, отношения междуними должнырегулироватьсялишь хартией, то есть декларативнымизложениемвзаимныхдружественныхнамерений.Таким образом, вопрос о том, какой характербудет носитьсовместныйдокумент Россиия НАТО, обязывающийили декларативный, зависит отсодержанияэтого документа, от весомостиуступок, накоторые НАТОзахочет пойти.
Кмоменту встречипрезидентовРоссии и СШАкомпромиссав вопросе расширенияНАТО найти неудалось. ИнтервьюБ. Ельцинаруководителямроссийскихтелекомпанийза три дня давстречи быловыдержано вжестких тонах.«Уступок вашадипломатиясделала СоединеннымШтагам достаточно, дальше уступатьуже нельзя,—говорил ПрезидентРоссии. — ДолжныпродвигатьсяСША, чтобы сохранитьпартнерство.Нужны равныеусловия. Я замногополюсностьв мире, не зато, чтобы СШАкомандоваливсем». И далее:«Для сдерживанияу нас хватаетсил, в том числеи ядерных сил.Я не боюсь нападенияНАТО, я боюсьблокады России».
ВстречаПрезидентаРоссии Б. Ельцинаи ПрезидентаСША Б. Клинтонасостояласьв Хельсинки20—21 марта 1997 г.Одновременно,20 марта» в Тульскойобласти прошлисамые крупныес 1991 г. тактическиеучения российскихвооруженныхсия (с участиемштурмовойавиации идесантников).По главномувопросу -— орасширенииНАТО — встречане дала конкретногорезультата.Как сказал напресс-конференцииПрезидентРоссии Б. Ельцин:«Обе сторонызащищали своинациональныеинтересы, и обестороны неотступили отних».
Б.Клинтон подтвердил, что расширениеНАТО состоится, и не дал обещанийне включатьв дальнейшейя этот блокстраны бывшегоСоветскогоСоюза. Б. Ельцинповторил» чторасширениеНАТО на восток— это серьезнаяошибка.
Соглашениемежду Россиейи НАТО заключеноне было, сторонылишь обозначилиего основныепараметры: нераспространениеядерного иобычного оружияна вновь принимаемыестраны, неиспользованиеоставшейсяв них послеВаршавскогодоговораинфраструктуры, принятиепринципиальныхрешений, касающихсяНАТО, толькос участиемРоссии. Неясно, какой характер— обязывающийили декларативный— будет носитьэто соглашение, но его намеченоподписать доиюльской сессииНАТО.
ПрезидентСША обещал, чтовстреча руководителейведущих странмира в июне1997 г. в г. Денверебудет проходитьуже с участиемРоссии — «семерка»станет «восьмеркой».
Наканунехельсинкскойвстречи в интервьюруководителямроссийскихтелекомпанийБ. Ельцин далпонять, что вслучае расширенияНАТО Россиявынуждена будетактивизироватьсвои отношенияс Востоком: Ираном, Индией, Китаем. Похоже, этот курс началактивно осуществляться:27 марта ПрезидентРоссии встретилсяс премьер-министромИндии — стороныприняли окончательноерешение остроительствеРоссией двухатомных электростанцийв Индии, подписалидокументы офинансовоми таможенномсотрудничестве(избежаниидвойногоналогообложения), о продолжениивоенно-техническогосотрудничества.
В тотже день состояласьвстреча ПрезидентаРоссии с министроминостранныхдел Китая. Былсогласованвопрос о предстоящейвстрече главдвух государств, на апрель намеченоподписаниесоглашенияо сокращениивооруженныхсил (России, Китая, Казахстана, Киргизии иТаджикистана)в 100-километровойзоне от границы.Китай становитсястратегическимпартнеромРоссии, и когдав декабре 1996 г.министр обороныИ. Родионовотнес Китайк числу потенциальныхпротивников, правительствоРоссии немедленнодезавуировалоэто заявление.
Россияпоставляетядерные реакторыИраку, строитатомную электростанциюв Иране, но отрицаетсвою помощьИрану в созданиибаллистическихракет (будтобы передачутехнологииракеты СС-4). Всовокупностиэто может означатьначало стратегическогоповорота вовнешней политикеРоссии.Литература
«Новейшая история России». Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева» 1997г.
«История России, ХХ век». Москва «Норма», 1997 г.
«История России ХХ века» Москва Агентство «Фаир», 1998 г.
«Оружие массового поражения». Воениздат, 1994 г.