--PAGE_BREAK--Такого количества вооружения и материально-технического обеспечения не могли произвести только военные предприятия, поэтому происходил массовый перевод гражданских предприятий на выпуск военной продукции. Перенапряжение народного хозяйства вело к нарушению пропорций между различными отраслями производства, а в конечном счете к развалу экономики. Почти две трети всей промышленной продукции воюющих государств шло на военные нужды и лишь одна треть оставалась для потребления населения. Это породило товарный голод, дороговизну, спекуляцию. Возник острый сырьевой и топливный кризис. В тяжелом состоянии находился транспорт.
Война разрушала производительные силы общества, дестабилизировала экономическую жизнь народов. Особенно сильно было подорвано сельское хозяйство. Мобилизация в армию лишила деревню наиболее производительной рабочей силы и тягла. Сократилось производство сельскохозяйственной продукции. В городах Германии, Австро-Венгрии, России остро ощущался недостаток продовольствия, а затем разразился настоящий голод.
Потребовались колоссальные финансовые затраты. Научно обоснованной оценки стоимости первой мировой войны не существует. Наиболее распространена в литературе оценка, данная американским экономистом Э. Богартом, который определил общую стоимость войны в 359,9 млрд. долларов золотом (699,4 млрд. руб.), в том числе прямые (бюджетные) расходы— 208,3 млрд. долларов (294,4 млрд. руб.).
Вполне понятно, использование больших масс авиации, танков, артиллерии в первой мировой войне сделало ее более разрушительной и кровопролитной по сравнению с предыдущими войнами. Более дальнобойной стала артиллерия, вырос калибр орудий, увеличилась разрушительная сила снарядов Появление авиации значительно увеличило возможность воздействия на объекты, расположенные не только на линии фронта, но и в глубоком тылу противника. Подводные лодки существенно увеличили возможность поражения как морских, так и прибрежных целей. Использование новых более эффективных средств обусловило массовое уничтожение материальных ценностей, общая стоимость которых составила 58 млрд. руб. Около 10 млн. человек было убито и умерло от ран.
Ранено более 20 млн. человек, из них 3,5 млн остались калеками[6].
Война сопровождалась ростом гибели мирного населения. Относительно общего числа людских потерь этот показатель составил 5%[7].
Неблагоприятной сферой демографических последствий войны явилось резкое снижение режима естественного воспроизводства населения. Мобилизация значительной части мужчин, все большее использование женского труда на производстве, материально-бытовые трудности, голод, болезни и другие бедствия, вызванные войной, снизили рождаемость и увеличили смертность. В итоге существенно сократился общий прирост народонаселения. Только в 12 воевавших странах по этим причинам убыль населения составила свыше 20 млн. человек, в том числе в России — 5 млн.
Итак, война принесла человечеству невиданные лишения и страдания, голод и разорение, людские потери и разрушение материальных ценностей.
Политическое изменение в мире в конце первой мировой войны. Обострение противоречий в системе международных отношений. По окончании войны державы-победительницы приступили к разработке планов обустройства мира. Парижская мирная конференция (1919—1920 гг.) подготовила договоры государств Антанты с побежденными европейскими странами. Был подписан Версальский мирный договор с Германией (июнь 1919 г.). Через некоторое время были заключены мирные договоры с другими странами германского блока. Послевоенное мирное «урегулирование» на Дальнем Востоке в интересах государств-победителей завершила Вашингтонская конференция (1921— 1922 гг.). Договоры с Германией и ее бывшими союзниками, а также соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Составной ее частью было создание Лиги наций — международной организации для развития сотрудничества между народами и поддержания мира.
Версальско-Вашингтонская договорная система носила двойственный характер. С одной стороны, она положила конец международному разбою и всеобщему опустошению, дала надежду на мирную жизнь, с другой стороны,—не ликвидировала окончательно межимпериалистические противоречия. Она не обеспечивала подлинной стабилизации международной обстановки, породив антагонизм между странами—победителями и побежденными.
Страны, одержавшие победу в войне, перекроили европейскую карту за счет государств германского блока, получили новые рынки сбыта, источники сырья, колониальные владения.
По версальскому договору от Германии были отторгнуты и переданы соседним странам (Франции, Бельгии, Польше) значительные территории в Европе. Она была лишена всех колоний, сфер влияния, собственности и привилегий за пределами страны. Предусматривалось разоружение Германии. Она объявлялась ответственной за развязывание ьойны и причинение ею ущерба, что создавало условия для взимания репараций.
Не менее тяжелыми были итоги войны и для союзников Германии. Значительных территорий лишена была Турция. В результате распада Австро-Венгерской империи и отторжения территорий от Германии и России образовались самостоятельные государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Польша, Югославия.
Договорная система, разработанная в Париже и Вашингтоне без участия России и учета ее интересов, в известной мере была направлена даже против нее. На всем протяжении работы Парижской конференции так называемый «русский вопрос» был чуть ли ни одним из основных. Вмешательство во внутренние дела Советского государства осложняло его международное положение, усиливало гражданскую войну.
Сложившаяся в послевоенное время новая расстановка сил на международной арене создала почву и для обострения противоречий между самими государствами— победителями. Англия и Франция боролись за ведущую роль в Европе, Англия и США — за господство на море. На Дальнем Востоке Япония стремилась укрепить свои позиции в Китае, но ей препятствовала американская политика «открытых дверей». Американские монополии, разбогатев на войне, добивались мирового лидерства.
Таким образом, Версальско-Вашингтонская система, задуманная как гарант от будущих международных конфликтов, не могла устранить их. Побежденные страны не могли согласиться с тяжелыми условиями мира. Более того они в дальнейшем помогли реакционным силам Германии, Италии и Японии маскировать свои захватнические цели лозунгами о необходимости устранения «версальского диктата», разжигать среди населения шовинистические настроения. Возникли реваншистские течения, приведшие к появлению фашизма и второй мировой войне. Подъем революционного и национально-освободительного движения. Война до предела обострила внутренние противоречия в воюющих государствах. Резкое ухудшение положения народов, усиление социальных контрастов не могли не сказаться на психологии масс. Началась быстрая радикализация общественно-политических движений. Накопившаяся социальная напряженность под влиянием тягот и лишений войны стала проявляться в форме революционных взрывов (1917—1923 гг.). Крупнейшими событиями этого периода стали Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России.
Революционный подъем был мощным протестом против войны. В октябре—ноябре 1918 г. произошли буржуазно-демократические революции в Австро-Венгрии и Германии, в результате которых рухнули крупнейшие монархии — Габсбургов и Гогенцоллеров.
В январе 1918 г. вспыхнула рабочая революция в Финляндии. В конце этого года Советы рабочих депутатов были созданы в ряде городов Польши. В 1919 г. возникли Советские республики в Баварии, Бремене, Словакии, Венгрии. Усилилось рабочее и демократическое движение в других странах.
Развертывалось национально-освободительное движение в колониях и полуколониях Азии и Африки. Начался необратимый процесс крушения колониальных держав — Великобритании и Франции. В марте 1919 г. произошло народное восстание в Корее, в мае началось массовое антиимпериалистическое движение в Китае. Национально-освободительная борьба турецкого народа в 1918—1923 гг. привела к образованию буржуазной республики.
Однако рабочее и национально-освободительное движение не смогло удержать завоеванные позиции. После 1920 г. оно пошло на убыль. Отступление сочеталось с мощными забастовочными выступлениями рабочего класса.
Внутренняя нестабильность, усугубленная к концу 1920 г. экономическим кризисом, привела к перегруппировке сил в европейских странах, к формированию полярных тенденций политического развития.
Во-первых. В Италии, Германии зарождалось праворадикальное фашистское движение. В своей идеологии фашисты опирались на обострение национальных чувств, использовали разочарование в старых политических ценностях, спекулировали на недовольстве широких слоев населения своим экономическим положением.
Но идея национального единства служила фашистам лишь прикрытием для осуществления амбициозных планов захвата политической власти и установления диктаторских режимов.
Во-вторых. В ряде стран возникли леворадикальные коммунистические партии. Объединившиеся в марте 1919 г. на своем конгрессе в III Коммунистический Интернационал компартии создали организацию, боровшуюся за диктатуру пролетариата в мировом масштабе. Деятельность компартий направлял Исполком Коминтерна, находившийся в Москве. Поддержка им коммунистического движения в отдельных странах в первую очередь сводилась к мерам политического характера, но имела место и материальная помощь. В деятельности Коминтерна значительное место отводилось подготовке мировой пролетарской революции, которая объективно носила характер борьбы за приближение мировой революции. В ее неизбежность свято верили, отдавали ее подготовке огромную энергию, а часто и жизнь.
Если революционный подъем 1918—1919 гг. был обусловлен объективными причинами, то выступления 1923 г., хотя и были связаны с конкретной политической обстановкой, носили характер искусственного революционизирования.
После поражения революционных выступлений в 1923 г. наступила стабилизация капитализма. Такому исходу послевоенных противоречивых событий в значительной мере способствовали два обстоятельства.
Первое. Лавирование правящей элиты развитых стран между различными политическими силами, удовлетворение ряда социальных требований масс. Еще до воины получили распространение коалиционные правительства с участием социалистов или даже под их руководством (в Веймарской республике в Германии). В Швейцарии в 1920 г. был создан «чисто» социалистический кабинет. Вместе с тем в Венгрии (1920 г.), Италии (1922 г.), Болгарии и Испании (1923 г.), а в последствии и в других странах начинают устанавливаться фашистские авторитарные режимы. Их становление и развитие скорее всего происходили там, где буржуазно-либеральные реформы не содействовали укреплению позиций правящих кругов, где политическая нестабильность была особенно острой и не было прочной гарантии сохранения прежних властных структур. В этих условиях буржуазия вставала на путь отказа от демократических преобразований и использовала метод насилия для стабилизации капитализма. Выполнение такой задачи брали на себя фашистские организации. Уже после первых выступлений стало очевидно, что фашизм у власти — это грубое политическое насилие над массами, крайняя степень реакции, подавление демократии, социальная демагогия, установление культа «вождизма», открыто агрессивный характер внутренней и внешней политики, милитаризация экономики, укрепление позиций финансового капитала. Монополистическую буржуазию, без финансовой поддержки которой фашизм не смог бы развиваться, укрепиться и прийти к власти, привлекали его антирабочая, антикоммунистическая направленность, крайний шовинизм молодых фашистских партий.
Второе. Международное рабочее движение в эти годы разбивается на два направления: одно, придерживающееся взглядов Коминтерна, и второе, стоящее на позициях Рабочего социалистического Интернационала, воссозданного в 1923 г. Переход коммунистов и социал-демократов на непримиримые позиции в мировоззренческих взглядах имел негативные последствия для рабочего движения.
В целом деятельность социал-демократических партий не выходила за рамки парламентской борьбы и была направлена на поддержку государственно-монополистического капитализма. Теоретики социал-демократии разрабатывали и пытались применить на практике тезис о постоянном, медленном эволюционном «врастании капитализма в социализм».
Компартии оставались приверженцами идее мировой революции. Отсюда преувеличение степени революционной сознательности рабочего класса, его готовности к радикальным преобразованиям. Не учитывались поиски капитализма к выходу из кризиса, к стабилизации, изменения в настроениях различных слоев общества.
Трагедией для рабочего класса стало то, что ни коммунисты, ни социал-демократы, занятые внутренней борьбой, не поставили своевременно эти проблемы в качестве первоочередных, а руководство Коминтерна и Рабочего социалистического Интернационала не проявило достаточной мудрости и доброй воли, чтобы преодолеть внутренние разногласия и объединиться перед лицом общей опасности — фашизма. К середине 20-х годов в Коммунистическом Интернационале утверждается отношение к социал-демократам как проводнику фашизации капиталистических стран[8].
Становится рабочим понятием термин «социал-фашизм». В феврале 1928 г. IX расширенный Пленум Исполкома Коминтерна утверждает тактику «класс против класса», за основу принимает политическую программу, нацеленную на борьбу в социал-демократии за влияние на рабочие массы.
Аналогичную позицию занимали и лидеры рабочего Социн-терна, они даже запрещали рядовым социал-демократам какие-либо контакты с коммунистами, считая, что рабочее движение может быть восстановлено лишь в борьбе с идеями Коминтерна. Расхождения между социалистами и коммунистами предопределили разобщенность рабочего движения, ослабляли его борьбу против фашизма за демократию и социальный прогресс. Итоги Коминтеровской кампании против социал-фашизма имели трагические последствия. Используя глубокий раскол рабочего класса, а также острое недовольство народных масс в условиях мирового экономического кризиса 1929—1933 гг., германские фашисты при поддержке влиятельных антикоммунистических сил сумели парламентским путем прийти к власти (январь 1933 г.). В результате в центре Европы возник серьезный очаг военной напряженности.
Итак, первая мировая война превратилась в мощный фактор, революционизирующий массы и обостривший внутриполитическую ситуацию в воюющих странах. В наибольшей мере дестабилизирующее влияние войны проявилось в тех странах, где военные «нагрузки» оказались не только чрезмерно велики для их экономических потенциалов, но и «накладывались» на застарелые социально-политические противоречия. В этих условиях противоречия приобретали относительно большую остроту, что вело к дискредитации правящих режимов. Такими государствами являлись, главным образом, страны второго эшелона капитализма и прежде всего Россия, Германия, Австро-Венгрия.
Прокатившаяся волна революционных и национально-освободительных движений в ряде стран привела к крушению существовавших режимов, приходу к власти новых партий и постепенно начала идти на убыль. Но этот революционный всплеск возродил надежды коммунистов на интернациональную силу рабочего класса и даже на близость мировой революции и способствовал тем самым дальнейшей радикализации левых сил.
2. Вторая мировая война Вторая мировая война (1 сентября 1939 г.—2 сентября 1945 гг.), подготовленная силами международной реакции и развязанная фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией по своим масштабам не имеет себе равных в истории. Возникшая внутри капиталистического мира, она (как и первая мировая) была вызвана неравномерностью его развития, обострением социально-экономических и политических противоречий лидирующих государств, их борьбой за насильственный передел мира. Монополии несут непосредственную ответственность за процессы милитаризации.
Вторая мировая война возникла не случайно, она вызревала в течение двух межвоенных десятилетий и стала реальностью уже в первой половине 30-х годов. Ее первый очаг образовался на Дальнем Востоке. Еще в 1931 г. Япония захватила провинцию Китая—Манчжурию. Продолжая агрессию, японские милитаристы вышли непосредственно к границам СССР.
С приходом в январе 1933 г. фашистов к власти в Германии в центре Европы образовался второй и главный очаг войны. Германия под предлогом ликвидации несправедливой для нее Версальско-Вашингтонской договорной системы стремилась к переделу мира, созданию «нового порядка». Реализуя свои агрессивные планы, фашистские Германия и Италия развязали ряд агрессивных войн. В 1935 г. Италия напала на Эфиопию и захватила ее. В 1936—1938 гг. осуществляется германо-итальянская интервенция против республиканской Испании. В марте 1938 г. гитлеровцы захватили Австрию. Нависла угроза над Чехословакией. Из всех великих держав с последовательным осуждением агрессора выступил только СССР. Его внешняя политика при всей ее противоречивости была направлена на организацию коллективного отпора агрессии. Важнейшими вехами курса на создание системы коллективной безопасности являлись советско-французский, советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи (1935 г.), попытки создания в 1936 г. единого фронта против эскалации войны в Лиге Наций.
продолжение
--PAGE_BREAK--В этой связи возникает вопрос: существовала ли в данной ситуации фатальная неизбежность новой мировой войны? Анализ событий показывает, что ее можно было предотвратить. Такая возможность, например, существовала в период подготовки гитлеровцами захвата Чехословакии в 1938 г.; она была и в 1939 г., перед началом войны.
Однако правящие круги западных стран, боявшиеся Германии как конкурента, и стремясь направить гитлеровскую военную машину на Восток против Советского Союза, повели политику «умиротворения» агрессора. Венцом этой гибельной политики стало Мюнхенское совещание глав правительств Германии, Италии, Англии и Франции (сентябрь 1938 г.), на котором было решено отторгнуть от Чехословакии требуемые Германией земли.
Таким образом, не по вине СССР был упущен самый реальный в XX в. шанс предотвратить мировую войну.
Вскоре стало очевидным, что западным державам не удалось ценою Мюнхенского соглашения оградить свои интересы и достигнуть прочного сговора с Гитлером. «Миротворчество» за чужой счет в корне изменило стратегическое положение в Европе в пользу фашистских государств. В такой обстановке весной 1939 г. Англия и Франция объявляют о своих гарантиях Польше, Румынии, Греции и Турции. В то же время они отказались от предлагавшейся Советским Союзом системы коллективной безопасности в Европе и обуздания фашистских агрессоров. В июне—августе 1939 г. в Москве проходили советско-англофранцузские переговоры. Однако западные державы не поддержали советские инициативы о совместной борьбе против агрессора на принципе равенства и взаимности. Более того, одновременно с переговорами в Москве, англичане тайно договорились с главарями «третьего рейха», предлагая им заключить взаимовыгодное соглашение о переделе мира.[9] В создавшихся условиях СССР, оставшись фактически в политической изоляции, принял предложение Германии и заключил с ней 23 августа 1939 г. пакт о ненападении, предотвратив, таким образом, образование единого враждебного ему фронта и отсрочив схватку с фашизмом.
В Советском Союзе и за рубежом отнеслись к этому договору неоднозначно. Учитывая многовариантность взглядов и суждений по этому вопросу, II съезд народных депутатов СССР (1989 г.) по результатам работы специальной комиссии принял постановление «О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 года». В нем отмечается, что содержание, договора не расходилось с нормами международного права. Однако, при заключении пакта скрывался тот факт, что одновременно с договором был подписан «секретный дополнительный протокол», которым размежевывались «сферы интересов» договорившихся сторон. Эти действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью ряда третьих стран.[10]
Если сам пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. без секретных протоколов можно объяснить и оправдать конкретными обстоятельствами того времени, то заключение 28 сентября 1939 г. германо-советского договора о дружбе и границе было серьезной политической ошибкой, ибо это соглашение определяло «сферы интересов» СССР и Германии по отношению к другим странам. Такой подход являлся неправомерным, даже с учетом тяжелой ситуации, в которой оказался СССР в тот момент.
С нападением фашистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии, хотя фактически ни какой серьезной войны с Германией эти страны не вели. Поэтому эта война, особенно Англии с Германией и вошла в историю под названием «Странной войны». В создавшейся обстановке Советское правительство приняло ряд мер по укреплению своих политических и военно-стратегических позиций. 17 сентября 1939 года в восточную часть Польши вводятся советские войска. В результате к СССР были присоединены Западные Украина и Белоруссия.
По договорам с Эстонией, Латвией, Литвой в эти страны вводятся части Красной Армии. Прибалтийские страны в августе 1940 года добровольно вошли в состав СССР. В том же году Румыния согласилась на передачу Советскому Союзу Бессарабии и Северной Буковины. Заметно осложнились в конце 1939 г. отношения Финляндии и СССР. В результате возник военный конфликт между СССР и Финляндией, имевший серьезные последствия.
Завершилась эта война подписанием с Финляндией в марте 1940 года мирного договора.
К осени 1940 года Германия оккупировала большую часть Западной Европы. Война неотвратимо приближалась к границам СССР.
В связи с анализом международной обстановки накануне и в условиях начавшейся мировой войны возникают вопросы, ответы на которые не могут быть однозначными. Обеспечивала ли внешнеполитическая деятельность правительств СССР, Франции, Англии безопасность своих стран? Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством в этот период? Что побудило Германию пойти на союз с СССР в 1939 г.? Была ли возможность предотвратить мировую войну? Какими бы различными ни были ответы на эти и другие вопросы, связанные с анализом истории развязывания второй мировой войны, следует отметить, что в нее были вовлечены почти все крупнейшие
капиталистические страны.
В истории человечества вторая мировая война была не только самой разрушительной, но и самой кровопролитной. Огромными оказались ее жертвы. Погибло более 55 млн. человек, из них на поле боя — 27 млн. человек. Наибольшие потери, как и в годы первой мировой войны, вновь понесли европейские страны (40 млн. человек), из которых больше половины (около 27 млн.) пришлось на Советский Союз[11].
На территории СССР было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей. Советский Союз потерял в годы войны около 30% национального богатства. Значительные потери понесли и другие страны. В Польше фашисты уничтожили до 40% национального достояния. В Югославии было разрушено около 40% промышленных предприятий. Материальные потери Франции от разрушений составили около 22 млн. долларов[12].
Происходит существенное снижение качества населения, связанное с ухудшением материальных условий жизни (во вторую мировую войну в Европе 60 млн. человек остались без крова), и как следствие—падение морали, интеллектуального потенциала, появление эпидемий и другие негативные явления[13]
Война внесла серьезные изменения в структуру народонаселения во всем мире. Для ряда стран, участвовавших непосредственно в войне, демографические последствия стали одним из негативных факторов их дальнейшего развития.
Вторая мировая война оказала большое влияние не только на естественное воспроизводство людей во всех странах мира, но и на межгосударственную и внутреннюю миграцию. Наступление фашистских армий привело к перемещению народов почти по всей Европе. Кроме того, гитлеровцы прибегали к массовому насильственному вывозу в Германию рабочей силы из оккупированных районов. Вызванная войной миграция, сопровождавшаяся огромными лишениями и тяготами, способствовала в свою очередь повышению смертности и снижению рождаемости.
Ниже мы остановимся лишь на некоторых сюжетах, связанных с историей Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии.
3. Великая отечественная война: героический подвиг советского народа В истории Советского многонационального государства период Великой Отечественной войны занимает особое место. Минувшая война оставила глубокий след в истории нашего государства. Народы и сегодня продолжают ощущать на себе ее влияния и последствия. Интерес к истории Великой Отечественной войны резко возрастает и в наше время. И сегодня необходимо осознавать, что в те годы главная опасность для человечества заключалась в том, что германский фашизм хладнокровно, целенаправленно планировал физическое уничтожение десятков миллионов людей, «теоретически» обосновывал геноцид, расовую и национальную исключительность. Фашизм развращал умы и сознание людей, используя социальную демагогию, возводя на пьедестал самые низменные чувства и представления. Свою человеконенавистническую политику гитлеровцы последовательно осуществляли на практике. Бывший секретарь советской делегации в Международном военном трибунале, судившем в Нюрнберге главных немецко-фашистских военных преступников, А.И. Полтарак в своей книге «Нюрнбергский эпилог», изданной в Москве в 1965 году, приводит характерный в этом отношении факт: «В памяти участников Нюрнбергского процесса, — пишет он, — навсегда останется допрос бывшего коменданта Освенцима оберштандартенфюрера Гесса. На вопрос «правда ли, что эсэсовские палачи бросали живых детей в пылающие печи крематориев?» Гесс, подтверждая правильность этого, отметил: «Дети раннего возраста непременно уничтожались, так как слабость, присущая детскому возрасту, не позволяла им работать… Очень часто женщины прятали детей под свою одежду, но, конечно, когда мы их находили, то отбирали детей и истребляли». За время только с мая 1940 по декабрь 1943 г. в газовых печах Освенцима было истреблено два миллиона пятьсот тысяч человек и, кроме того, еще пятьсот тысяч человек погибло здесь от болезней и голода. Материалами смешанной польско-советской государственной комиссии подтверждено, что всего в Освенциме умерщвлено более четырех миллионов человек»[14].
Для народов Советского Союза поражение в войне с фашистской Германией означало бы национально-государственную и социальную катастрофу. Поражение привело бы к отторжению многих территорий и раздроблению СССР, превращению ряда его регионов в колонизационное поле с насильственной германизацией одной части населения и переводом в разряд неполноценных граждан, порабощением и истреблением другой его частя. В 1992 г. в ФРГ была издана книга под названием «Война Германии против Советского Союза 1941—1945 гг. Документальная экспозиция», в которой в частности отмечается: «При подготовке «войны мировоззрений» против Советского Союза имелось в виду нечто большее, чем военно-техническое планирование. На совещании командного состава 30.03.1941 г. Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о борьбе на уничтожение». В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против России должна вестись «с неслыханной жестокостью»… В планах по хозяйственной деятельности и продовольственному снабжению в захваченных областях для многих миллионов людей была предусмотрена «голодная смерть». И далее: «Несколько десятков миллионов людей на этой территории станут лишними и умрут или вынуждены будут переселиться в Сибирь»[15].
Совершенно очевидно, что для советских людей речь шла о самой судьбе их страны, о том, быть нашему Отечеству или не быть. От исхода этой войны зависела не только судьба нашего Отечества, но и будущее мировой цивилизации. Поэтому 1941— 1945 годы занимают особое место в мировой истории. Во многом этим объясняется огромный интерес наших людей к изучению истории минувшей войны.
Научный и политический интерес к событиям тех лет не ослабляется, а все более возрастает. Объясняется это тем, что уроки войны важны и для правильного понимания многих политических, экономических, идеологических и других проблем современности. Кроме того, изучение истории минувшей войны необходимо и для того, чтобы постоянно извлекать уроки, которые должны оградить от многих ошибок, допущенных в те годы. Более того, знание этого опыта дает возможность разобраться и в том, что из этого опыта следует принять на вооружение, а от чего отказаться. Необходимо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. В исключительно тяжелые годы Великой Отечественной войны, как никогда до этого, ярко проявился патриотизм и интернационализм советского народа, связанного общностью исторических судеб, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Эта черта светских людей проявилась и в ходе осуществления эвакуации и особенно в спасении населения.
Прежде чем приступить к конкретным вопросам, связанным с началом эвакуации, следует начать с краткой характеристики общих вопросов, вставших перед Советским государством в этой области с началом Великой Отечественной войны.
В годы Отечественной войны эвакуация затрудняла все стороны жизни советского государства. С первых дней войны под ударом врага оказалась огромная территория Советского Союза, потеря которой могла значительно ослабить возможности страны к сопротивлению. На это и делали главную ставку правители Германии.
Планируя войну против СССР, они никак не могли предположить, что Советскому государству удастся столь быстро осуществить перебазирование своих производительных сил на Восток и вывести из оказавшихся под угрозой районов миллионы людей.
Фашистская Германия рассчитывала на то, что с первых же дней вторжения ей удастся в максимальной степени использовать экономические ресурсы СССР. С целью грабежа в условиях оккупации было заблаговременно изучено состояние народного хозяйства СССР. Эта цель была сформулирована в секретном документе ИС-472/СССР «Директивы по руководству экономикой» (Зеленая папка)[16]. В этом документе прямо записано: «Согласно приказу Фюрера необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии, все мероприятия, которые могли бы воспрепятствовать этой цели, должны быть отложены или вовсе отменены. Использование подлежащих оккупации районов должно проводиться в первую очередь в области продовольственного и нефтяного хозяйства».
В условиях неблагоприятного развития военных событий и вынужденного оставления врагу большой территории, быстрейшее перемещение с прифронтовых районов промышленных предприятий, людей, сельскохозяйственной продукции, государственных ценностей в глубь страны являлось важнейшей военно-экономической и политической проблемой. Перед советским народом встала труднейшая задача в предельно короткий срок переместить в глубокий тыл большое количество промышленных предприятий, сырья, других материальных и культурных ценностей, эвакуировать из прифронтовых районов на восток страны многомиллионное население. Нужно было совершить почти невозможное: поднять с места огромную массу населения, уцелевшие заводы и перевести их подальше от фронта—на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию и в другие тыловые районы. Иначе говоря, производительные силы страны, равные по объему производительным силам крупного экономически развитого государства, предстояло перебросить за тысячу километров, разместить на новых местах и быстро ввести в строй. О масштабах этого стратегического маневра можно судить на основании того, что общая стоимость только эвакуированного в течение первого года войны (июнь 1941 г.—июль 1942 г.) промышленного оборудования превысила сумму всех капитальных затрат Советского государства за три года первой пятилетки[17]. Подобного история еще не знала.
В первые же дни войны был определен порядок и организация эвакуации. В июне 1941 г. был создан Совет по эвакуации, на который возложили задачу по координации усилий в масштабах всей страны по перебазированию крупных людских и материальных ресурсов из прифронтовых районов в тыл страны. Решения Совета по эвакуации являлись обязательными для выполнения всеми инстанциями, которых они касались.
27 июня 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», в котором указывалось, что в первую очередь следует эвакуировать промышленное оборудование, сырьевые ресурсы, продовольствие. Квалифицированных рабочих, инженеров, служащих предписывалось эвакуировать вместе с предприятиями.
Директивой ГКО СССР от 4 июля 1941 г. была определена основная линия хозяйственной политики в условиях эвакуации промышленности, которая предусматривала разработку военно-хозяйственного плана обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, существующих на Востоке, в Западной Сибири и на Урале, а также ресурсов и предприятий, вывозимых в указанные места, районы в порядке эвакуации.
В начале войны было принято два постановления о Совете по эвакуации. 24 июня 1941 года в его состав вошли Л.М. Каганович, А.Н. Косыгин, И.М. Шверник, Б.М. Шапошников и др. Несколькими днями позже в состав Совета были введены А.И. Микоян, М. Первухин. 16 июля 1941 года состав Совета был реорганизован. 26 сентября 1941 года при Совете было создано Управление по эвакуации населения. Контроль за перебазированием населения, оборудования и материальных ценностей осуществляла группа инспекторов во главе с А.Н. Косыгиным. 25 октября был организован еще один орган Совета—Комитет по эвакуации в глубь страны из районов прифронтовой полосы запасов продовольствия, сырья, промышленных товаров, оборудования, холодильников, табачных фабрик, мыловаренных заводов и т.д. Он действовал до 19 декабря 1941 года. 25 декабря 1941 года был образован Комитет по разгрузке транзитных грузов, в который вошли А.И. Микоян, А.Н. Косыгин, НА. Вознесенский и др. Этому Комитету был передан аппарат одновременно расформированного Совета по эвакуации, был создан Совет в составе И.М. Шверника, А.И. Микояна, А.Н. Косыгина, М.Э. Сабурова и др. В его составе постоянно работало около 80 человек. Они были разделены на три группы: одна занималась эвакуацией промышленных предприятий, институтов, организаций и учреждений, рабочих и служащих этих организаций, а также размещением их на новых местах; вторая группа занималась непосредственно эвакуацией промышленности и, наконец, третья группа Совета — транспортными средствами.
продолжение
--PAGE_BREAK--Уполномоченными Совета по эвакуации на местах являлись в большинстве случаев секретари ЦК Компартий, обкомов, райкомов и горкомов партии. Одновременно на местах были созданы органы Совета по эвакуации.
Совет по эвакуации принимал постановления по каждому предприятию, подлежащему эвакуации. В них устанавливались сроки начала и окончания эвакуации того или иного объекта; число вагонов, необходимых для эвакуации; пункты, в которые предприятия должны эвакуироваться, и т.д.[18] Учитывая важность транспортных средств и оперативность перевозок и в самом Наркомате путей сообщения была создана оперативная группа в составе 25 человек по обеспечению эвакуационных перевозок[19].
Сложность осуществления эвакуации объяснялась еще и тем, что конкретными заблаговременно разработанными эвакуационными планами на случай неблагоприятного хода военных действий страна не располагала. Поэтому опыт приходилось приобретать в процессе боевых действий. Организуя работу по перемещению производительных сил на Восток страны, правительством был разработан целый комплекс мероприятий, включающих правила эвакуации населения, грузов, их охрану в пути, расходы по перемещению, вопросы питания, строительство жилых помещений для эвакуированных и др.
Для более оперативного решения задач по эвакуации при крупных наркоматах создавались и Институты уполномоченных Совета по эвакуации. В помощь им были организованы комиссии по эвакуации, которые занимались подбором территории для размещения вывозимых предприятий и подготовкой к приему грузов и людей.
Осуществленная в 1941—1942 годах эвакуация населения, промышленных предприятий, продовольственных ресурсов и других ценностей народного хозяйства имела свои особенности и трудности. По экономическим районам она проходила в разные сроки в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки 1941—1942 гг. потребовали провести перебазирование дважды: первый раз летом и осенью
1941 года, второй— летом и осенью 1942 года. Эвакуация 1941 г.
была самой массовой, она охватила период с начала войны до декабря 1941 г.
Оба этапа эвакуации (лето и осень 1941 г., лето и осень 1942 г.) приходятся на наиболее тяжелые периоды войны. В зависимости от конкретной обстановки на фронтах оба этапа эвакуации имели и свою географию. Районы размещения определялись с учетом их возможностей, чтобы в них имелись родственные отрасли промышленности. Что касается населения, то его эвакуация носила несколько иной характер, и не была столь последовательно связана с определенными районами.
Для размещения промышленных предприятий, эвакуируемых из прифронтовых районов, намечались крупные экономические районы на Востоке страны, такие как Уральский, Поволжский, Западный и Восточно-Сибирский, республики Средней Азии и Казахстан. Уральский экономический район был одним из важнейших индустриальных центров страны. Крупным экономическим центром являлся и Поволжский район, расположенный в центре Российской Федерации и связанный водными путями с Балтийским, Белым, Баренцевым, Каспийским и Черным морями. С начала войны этот экономический район приобретает исключительное значение как важнейшая нефтяная база СССР. Экономические районы Сибири, являясь крупнейшими по территории, находились в близости от промышленного Урала, Казахстана, имели благоприятные условия для размещения там большого количества предприятий. Казахстан—также крупный экономический район, огромная по размерам территория, располагавшая разнообразными природными ресурсами, был способен быстро включиться в этот сложнейший процесс. Переброска и быстрое размещение в этих районах более четырех тысяч промышленных предприятий — величайший подвиг советского народа, осуществленный в трудные годы войны. 70 процентов эвакуированных предприятий были размещены на Урале, в Западной Сибири, в Средней Азии и Казахстане. Наибольшее количество промышленных предприятий было переброшено на Урал, в районы Свердловской, Челябинской и Пермской области[20]. Кроме того, значительное количество предприятий в первый период войны было эвакуировано и в республики Северного Кавказа и Закавказья. В условиях начавшейся эвакуации эти республики приобретали важное стратегическое значение: это был удобный железнодорожный узел, соединявший сами республики Кавказа между собой, а также связанный морским сообщением с Астраханью и Средней Азией.
В реализацию задач по эвакуации активно включились все партийно-советские организации республик. Значительная часть промышленных предприятий в ходе эвакуации размещалась в Поволжье, на Урале, в Восточной и Западной Сибири, Средней Азии, в Казахстане. Партийно-советским организациям этих регионов приходилось заниматься не только приемом, но и организацией быстрейшего пуска этих предприятий. География эвакуации оказалась довольно значительной.
Она охватила многие районы и области Советского Союза, в том числе — Горьковскую, Ивановскую, Ярославскую, Кировскую, Чкаловскую области, Мордовскую, Удмуртскую, Чувашскую АССР, а также другие районы страны. С середины июля 1941 г. начинается размещение эвакуированных предприятий на Урале, в Западной и Восточной Сибири, несколько позже в Средней Азии и Казахстане. К середине 1942 г. на новых местах удалось восстановить большинство предприятий, эвакуированных сюда в 1941 году.
Проведение эвакуации по отдельным экономическим районам зависело от обстановки на фронте. К примеру, перемещение производительных сил из Белоруссии происходило в июле — августе 1941 г., а к середине сентября практически вся территория республики была оккупирована. На Украине эвакуация длилась около четырех месяцев — с июля до середины октября.
А уже к ноябрю 1941 г. немецко-фашистские войска захватили значительную часть территории Украины.
Примерно в это же время проводилась эвакуация из Советских прибалтийских республик. По отдельным областям РСФСР эвакуация происходила в июле—ноябре 1941 г. Из Ленинграда и Ленинградской области вывоз населения и материальных ценностей начался в июле—сентябре 1941 г. Однако в связи с начавшейся блокадой эвакуация значительно сократилась. Она возобновилась лишь в 1942 г. и продолжалась до конца 1943 г. Из других районов РСФСР частичная эвакуация была осуществлена в июле— августе 1941 г., массовая же—в сентябре—ноябре того же года. На первом этапе осуществлялась эвакуация и из Москвы. Но во второй половине декабря демонтаж сократился, а вскоре после наступления советских войск прекратился совсем. Как видим, эвакуацию пришлось осуществлять не только из Белоруссии, Украины, прибалтийских республик и Молдавии, но и со значительной территории Российской Федерации.
Если эвакуация 1941 года была проведена в больших масштабах, то вторая волна эвакуации, начавшаяся с мая 1942 г., затронула менее значительную территорию. В этот период эвакуация осуществлялась из Ворошиловградской, Ростовской, Сталинградской, Воронежской, Ленинградской областей, Керченского полуострова, Краснодарского и Ставропольского краев, Чечено-Ингушской, а также из некоторых районов Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской и Дагестанской областей.
В те же годы, в промежутке между эвакуацией 1941 г. и 1942 г., был и небольшой период реэвакуации, то есть частичное возвращение предприятий на старые места. Реэвакуация осуществлялась главным образом в Московскую, Калининскую, Тульскую и другие области Российской Федерации. Она началась в декабре 1941 года и продолжалась до лета 1942 года. Однако в период битвы под Сталинградом реэвакуацию пришлось временно приостановить.
Завершая кратко общую характеристику процесса эвакуации, необходимо подчеркнуть, что выполнение столь сложной народнохозяйственной задачи потребовало огромных усилий всего советского народа.
Исключительно сложные задачи встали перед государством по эвакуации населения и его спасению в годы Великой Отечественной войны.
Эвакуация населения из прифронтовых районов в первый период Великой Отечественной войны была одним из важнейших звеньев в системе мероприятий Советского государства по перестройке жизни страны на военный лад. Перемещение на Восток значительной части советских людей означало в первую очередь их спасение от фашистской неволи. Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий от Советского государства. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР 27 июня 1941 г. «О порядке вызова и размещения людских контингентов и ценного имущества» были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому Совнарком СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вызове рабочих и служащих эвакуированных предприятий[21]. В целом к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено около 7500 тыс. эвакуированных, из которых в автономных республиках, краях и областях РСФСР — около 6 млн. человек. Около 600 тыс. человек эвакуировали в Казахскую ССР, более 700 тыс. — в Узбекскую ССР, 100 тыс. — в Киргизскую ССР, около 90 тыс. — в остальные среднеазиатские республики и в Закавказье[22]. Общая численность населения, эвакуированного и реэвакуированного в годы войны, в целом составила около 25 млн. человек. Эти данные свидетельствуют об огромных масштабах работы, проведенной в этом направлении Советским государством. Решить такую задачу в масштабах громадной страны мог только народ, объединенный дружбой и единством интересов. История не знала ничего подобного.
Эвакуация населения из прифронтовой зоны производилась по указанию военного командования, а из других мест с разрешения директивных органов. Решением правительства в этих же целях было утверждено «Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы». Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. Уже к концу августа 1941 г. при крупных железнодорожных узлах и пристанях имелось около 130 эвакопунктов и 100 пунктов питания. Только во втором полугодии 1941 г. выплаты государства населению, связанные с эвакуацией, составили около 3 млрд. рублей, что равнялось сумме капиталовложений в военную промышленность 1942 г.[23] В короткий срок, к январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге почти 10 млн. человек[24].
В первые дни войны большие трудности с эвакуацией населения возникли в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, а также западные области Украинской и Белорусской ССР и Карелия. К примеру, эвакуация населения из Литвы проходила в чрезвычайно тяжелой военной и политической обстановке. Эвакуацию затрудняли недостаток времени и особенно транспортных средств, а также выход из строя железных дорог, соединяющих Литву с внутренними районами СССР. Несмотря на сложную обстановку, уже в первый день войны удалось отправить из Вильнюса в Каунас несколько железнодорожных составов с населением. В целом из Литовской ССР удалось эвакуировать около 43 тыс. человек в Ивановскую, Ярославскую, Пензенскую, Молотовскую области, Мордовскую, Чувашскую, Удмуртскую, Татарскую АССР, в города среднеазиатских республик. Только летом 1941 г. эвакуированному из Литвы населению было выделено товаров на сумму 1680 тыс. рублей. А всего за период эвакуации в виде пособий и других выплат было отпущено около 3 млн. рублей[25].
Не многим отличались условия эвакуации населения и из Латвийской ССР. К исходу первой недели июля враг полностью оккупировал ее территорию. Эвакуировавшееся из Латвии население направлялось двумя потоками: один шел через Псков и разветвлялся затем на Вологду, Ярославль, Иваново, Киров; другой — через Великие Луки, огибая Москву, двигался в Среднее Поволжье, на Южный Урал, в южные районы Западной Сибири и заканчивался в Средней Азии и Казахстане. Более 40 тыс. людей было эвакуировано из Латвийской ССР в годы Отечественной войны.
В советском тылу было организовано для эвакуированных 6 латвийских детдомов. В 1943 г. были созданы специальные латвийские отделения в шести крупных ремесленных училищах в Челябинске, Иванове, Казани, Уржуме, Новосибирске и Ташкенте. Выпуск их воспитанников дал в начале 1945 г. освобожденной Риге первые кадры молодых квалифицированных рабочих.[26]
Уже в начале июля враг вторгся в пределы Эстонской ССР и занял в течение нескольких дней значительную территорию республики. Эвакуация населения из республики, начатая с первых дней войны, продолжалась до захвата всей ее территории фашистами. В течение июля и августа 1941 г. в тыл было эвакуировано около 25 тыс. эстонцев. Всего же за пределы республики было вывезено около 60 тыс. человек, которые размещались главных образом в приуральских и приволжских областях, в автономных республиках РСФСР.
Нуждающимся беженцам оказывалась материальная помощь. За три года эвакуированные из Эстонии получили от государства помощь в размере более 5 млн. рублей. Особое внимание уделялось детям. Летом 1942 г. только в Челябинской области детские сады посещали 600 эвакуированных из Эстонии детей; было открыто пять детских домов для эстонских детей, лишенных родителей. К 1944 г. в них воспитывалось около 600 детей. Были открыты эстонские школы и отдельные классы при местных школах. В начале 1942—43 учебного года в восьми областях и автономных республиках РСФСР работало 44 эстонских классных комплекта, в которых обучалось 550 детей, или 2/3 эвакуированных детей школьного возраста[27].
Бескорыстная помощь братских народов эвакуированным из Эстонии, Литвы, Латвии создала особую атмосферу, способствовавшую сближению народов и укреплению дружественных связей.
В исключительно трудных условиях проходила эвакуация населения из Белоруссии и Украины. В пределы Белоруссии вторглись центральные, наиболее мощные группировки вражеских войск. Уже на четвертые сутки войны почти все западные области республики были оккупированы врагом. 28 июня гитлеровцы вторглись в Минск. Оккупация значительной территории создала к исходу первой недели боевых действий непосредственную угрозу восточным областям республики, сделав их прифронтовой зоной.
Из западных районов республики и Минска удалось отправить немногие эшелоны, которые увозили в основном семьи военнослужащих, партийных и советских работников. Но большинство людей уходило пешком, на попутных машинах, крестьянских телегах. «Ни усталость и голод, ни бомбежки и пулеметные обстрелы с воздуха — ничто не могло остановить людей, торопившихся от грохота канонады, от непрерывного гула самолетов, помеченных зловещим крестом. Погибших от бомбежки закапывали тут же у дороги, без фобов, молча, словно выполняли тяжкую, но ставшую уже привычной работу. Новых раненых, если они не могли двигаться, с трудом распределяли по машинам и повозкам, а те, кто еще мог идти, снова вливались в людской поток, оказывающийся все дальше от фронта...» В первых числах июля 1941 г. началась организованная эвакуация населения из восточных областей республики. Было вывезено 110 детских домов, 25 детских садов, 28 пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория[28]. В целом, несмотря на огромные трудности, из Белоруссии в тыловые районы было эвакуировано более 1 млн. человек, размещенных в самых различных районах страны — в Поволжье, на Урале, Средней Азии и Западной Сибири[29].
В первые дни войны началась эвакуация населения с Украины. К концу июня 1941 г. из 23 областей Украины было оккупировано 11. За июнь—август 1941 г. только из Киева и Киевской области было эвакуировано свыше 400 тыс. человек[30].
В начале войны была также осуществлена эвакуация населения из Москвы и Ленинграда.
Летом 1941 года из Москвы началась эвакуация детей дошкольного и школьного возраста. Вначале детей направляли в подмосковные районы, в Рязанскую, Тульскую, Горьковскую области, в Татарскую АССР. А несколько позднее, с приближением раскатов войны к столице, маленьких москвичей из районов Подмосковья, Тульской и Рязанской областей начали эвакуировать на Урал, в Поволжье, Казахстан. О масштабах этой работы говорит тот факт, что осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек[31].
Общее количество эвакуированных из Ленинграда за первый период составило 775 тыс. человек.
Во второй период эвакуация населения из блокированного Ленинграда осуществлялась по льду Ладожского озера.
Во время войны, включая и годы блокады, только из Ленинграда было эвакуировано около 2 млн. человек.
В целом эвакуация населения в 1941 г. при всей ее сложности прошла сравнительно успешно. В результате, к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.
продолжение
--PAGE_BREAK--