Министерство образования Российской Федерации
Калужский Государственный Педагогический Университет
им. К.Э. Циолковского
Рецензия на монографию по истории древнего мира
И.М. Дьяконов. Люди города Ура.
Издательство: «Наука». Главная редакция восточной литературы.
М., 1990.- 429с.: ил.
Студентки 1-го курса заочного отделения
Исторического факультета
Авдюничевой Наталии Николаевны
КАЛУГА
2001
ПЛАН
Сведения об авторе ……………………………………3
Структура текста ……………………………………….4
Анализ содержания монографии по главам ……5
Источники …………………………………………………21
Сравнение выводов автора с точками зрения других исследователей …………………………………22
Заключение ………………………………………………..25
Список используемой литературы ………………..26
Сведенияоб авторе
Авторэтой книги –Игорь МихайловичДьяконов, воспитанникЛенинградскогоуниверситета(1931-1937), участникОтечественнойвойны, в течениечетверти века– хранительклинописнойколлекцииЭрмитажа, известныйспециалистпо социальнойистории и языкамдревнего БлижнегоВостока, иностранныйчлен БританскойАкадемии, почетныйчлен АмериканскойАкадемии науки искусстваи ряда другихученых обществмногих стран, почетный докторгуманитарныхнаук Чикагскогоуниверситета, главный научныйспециалистИнститутавостоковеденияАкадемии наукСССР. В своихисторическихисследованиях, начиная с 1949г.И.М. Дьяконовразрабатывал теоретическиевопросы общественногостроя почтивсех древнихгосударствБлижнего Востока.Настоящая книгабыла законченав 1981г. В ней наоснове подлинныхклинописныхдокументов, впервые прочтенныхи интерпретированныхавтором, показанана материалеповседневнойжизни несколькихсемей, которыежили в городеУре на юге Вавилониинакануне завоеваниястраны царёмХаммурапи, конкретнаякартина типичногодревнего обществаИ.М. Дьяконовупринадлежиттакже ряд монографийпо малоизученнымязыкам и письменностямдревнего Востока, этногенезуи сравнительномуязыкознанию.
Структуратекста
МонографияИ.М. Дьяконова«Люди городаУра» состоитиз девяти основныхглав:
Историческое введение
Люди Месопотамии: внешний облик
Город Ура при сыновьях Кудурмабуга.
Приложениек главе 3: отожествлениедомов, где найденыдокументы.
Купец, мореплаватель, литейных дел мастер
Школа и наука
Семейная община в селе и в городе. Дельцы и торговцы, жрицы и жрицы.
Рабы и беднота.
Храмовые служители и ещё одна школа.
Супруга бога Луны.
Вдополнениек девяти основнымглавам имеетсяещё «Примечание»,«Список сокращений», таблица старо-вавилонскихединиц мер, написанныеЛ.В. Бобровой«Городотопографическийуказатель»,«Индексисточников»,«Summary».
Анализсодержаниямонографиипо главам.
Вданной книгеречь идет «ободном оченьдревнем городеНижней Месопотамии, хотя и не о егопервых временах: к той поре, окоторой здесьрассказывается, в Нижней Месопотамиипрошло ужеболее тысячилет существованиягородов игосударств»1.
Даннаяглава начинаетсяс социально-экономической, политическойоценки развитияобщества Месопотамии, которое помысли автора, развивалосьиначе, чем вдругих древнихстранах»2(кроме Египта), в период, предшествующийначалу господства3 династии Ура(с 2111 г. до н. э.) В товремя, как отмечаетавтор, непомерновырос царскийсектор хозяйства, включавшийи хозяйствохрамов; он-тои поглотил едвали не большуючасть сельскохозяйственныхтерриторий и всё ремесло, тоже касаетсяи обмена, которыйбыл целикомв руках царскихагентов – тамкаров.Однако ДьяконовИ. М. Не располагалданными о том, что и при 3 династииУра общинно- частный секторвсё же не вовсебыл вытесненцарским хозяйствомили поглощеним. В протоколахсудебных процессовупоминается«городскойстарейшина», который непосредственноотносится кструктуреобщинногосамоуправления.Отсюда авторделает вывод, что общины с какими-то правиламисуществовалии при династииУра, причём этиправа касалисьместногосамоуправления.
ДьяконовИ.М. отмечаетдеспотичностьи жестокостьэтой династии.Но несмотряни на что авторговорит о процессерасселенияжителей запределы городов.
________________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.7
2Тамже
Этоявление былоневозможнов предшествующийраннединастическийпериод — периодвойн междусобой всехотдельныхмелких номов.Город не представлялсобой нечтоособенное, таккак царскийсектор настолькодоминировалво всех отрасляхэкономики при3 династии Ура, что именно онопределял лицонижнемесопотамскогогорода тоговремени. Авторговорит о том, что город этотесли и заслуживалвнимания тотолько благодарякультуре вавилонской, оказавшейвлияние «накультуру всегочеловечества»1.Начало 2 тысячелетиядо н.э. — времяэтой эпохи, которая рассматриваетсяв данной книге.Хотя 3 династияУра оказалабольшое влияниена данный период, но положениев Нижней Месопотамииочень изменилось, по сравнениюс предшествующейэпохой. Но пережиткиещё сохранились, так как речьидёт «не о процессестановлениягорода, растущегоестественнымпутём из болееранних общинныхструктур, а обобразованиигорода особоготипа, возникшегов результатекрушения почтиполной хозяйственноймонополиидеспотическогоцарского хозяйства, которая господствовалаздесь в предшествующийпериод»2.Далее авторрассказываетоб истории царя Ибби-Суэна, его полководцаИссиби –Эрру, о событиях2025-2004 гг., падении3 династии Ура, Урского государствапод ударамиаморейских(западно-семитских)скотоводческихплемён, нашествииэламитов (2003 — 1196гг до н. э.), ихуходе и оставленииими древнейстолицы царямИссина, которыес того временистали её понемногуотстраивать.
Ниппурстановитсякультовымцентром. 100 — 150 летспустя в НижнейМесопотамииможно встретитьчастные мастерскиеи частную торговлю.Система пайковбыла замененараздачейцарскохрамовойземли в частныевладения. Войсков основном
_____________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.10
2Там же
состоялоиз наёмников- амореев. ИссимеДаган-царьИссмена (1953-1935 гг.до н.э.) сыгралбольшую рольв истории Ура.Он назначилв Ур в 1927г. до н.э.верховнойжрицей своюдочь Эн-Анатум.В 1932 г. Гунгунумобъявил себяв Ларсе царём.Он был потомкомвождя южныхамореев, которыепосле событий2025-2004г. до н.э. сталиселиться вгороде Ларса, не оспариваявласть иссимскихцарей. Примеру Гунгунумавскоре последовалидругие вождиаморейскихплемён. В течение7 лет они захватиливласть в Нижнейи Верхней Месопотамиии в Сирии, точнеев городах раннихрайонов. Однаков первой половине18 в. до н.э. Этигорода за исключениемЯнхада былиобъединеныпод властьюХаммурапивавилонского.Период правленияамореев отмеченпоявлениеммеждународнойторговли, которойтеперь занималисьвладельцыобщинной земли, ростом частногохозяйственногосектора, приэтом основой подлиннойсобственностина недвижимостьбыло членствов общине. Растетзначение общинныхорганов самоуправления.Храмы возвращаютсебе положениецентров своихобщин, они получаютзначительнуюсамостоятельностьот царскойвласти, распространениеполучаеткупля-продажахрамовых должностей.
«Старо-вавилонский»период в историиНижней Месопотамиибыл временемрасцвета рабства, причём рабалишали правасвидетельствоватьв суде. В этовремя появляетсянебольшойвнутреннийрынок; широкорасцветаетростовщическийкредит; в Ларсе, но не в Уре широкораспространенакупля-продажафиниковыхплантаций, атакже полей.Купля землив царстве Ларсыпо большейчасти былазапрещена.Земля считаласьсобственностьюбогов и общины.От общины обособилисьхрамы и «дом»царя. Продажаземли, закабалениеи обезземеливаниебедноты считаетсянежелательным.Общество Ларсыделится на трикласса:
1)класс, пользовавшийсяэксплуатациейрабского ииллотскоготруда; это «царскаясемья и кругцарских приближенных, которые жилиза счет доходовс царскогохозяйства идележа налогов, верхушка храмовогохозяйства ичастные лица, члены городскихсельских общин, имевшие рабови эксплуатировавшиерабский труд»1;
2)класс, не эксплуатирующийникого и неэксплуатируемый; это «земледельцы, организованныев большие семейныеобщины, и ремесленники»2;
3)класс эксплуатируемых; это собственнорабы и иллоты.Дьяконов И. М.считает, чтосуществующиесословия вцарстве Ларсыобозначалипо аналогиис царствамиЭмнуны. Авторвыделяет дватаких сословия:1) «все те людицарские и храмовые, которые былиобязаны материальнымипоставками, включая иллотов, но исключаяпрямых рабов»3;2)«все, кто обладалили по правумог обладатьнедвижимойсобственностьюв составе городскойили сельскойобщины»4.Таков социальныйстрой в концепцииДьяконова.Далее в первойглаве переднами развёртываетсячереда событийот военныхпоходов СумуЭля и до правленияХаммурапи-Самсуилуна.Такова политическаяистория древнегогосударства.
_________________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.20
2Там же
3Там же, с.21
4Там же
ЛюдиМесопотамии:
общийоблик.
Физическийтип жителейДвуречья: «этобыли смуглыелюди с курчавымиили волнистымичёрными волосами, с выпуклым илипрямым носоми обильнойрастительностьюна лице и теле».1
Чтокасается моды, то она в те далекиевремена зависела, во-первых, отсоциальногоположения, которое занималчеловек, носившийданную одежду, во-вторых, отместных городскихобычаев.
Авторисследуетвнешний обликлюдей Месопотамиипо изображениямна резных печатях, терракотах, статуях и вросписях.
Основнаяодежда мужчин- туника и набедреннаяповязка. Женскаяодежда, мало, чем отличаласьот мужской –туника и длинноезавёртывающееполотенце.
Основнымматериаломдля большинстваодежд былаовечья шерсть.Полотнянаяодежда былароскошью. Изполотна изготовляласьодежда для царяи для верховнойжрицы — энтум.
Весьмаразнообразныбыли головныеуборы – войлочныешапки, шляпы, колпаки; у мужчинтюрбаны носилиэламиты и слугибогини Иштар.
Женщиныносили бусы.Дорогие бусыбыли сердоликовые, лазуритовые, металлические; более дешёвые– из цветногостекла; самыедешёвые – изкерамики ипалты, из костии др.
Изаккадскихтканей былиизвестны белёные, грубые, черные, тонкие полосатые, красных тонов, бледно – голубые.
_____________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.33
ГородУр при сыновьях
Кудуртабуга.
Даннаяглава описываетоблик городаУр временидинастии Ларсы.Основной материалданного исследования– археологическиераскопки.
Вначалеавтор даеткраткое общееописание города, затем особоевнимание уделяетхраму.
«ГородУр представлялсобой возвышающийсянад равнинойовал из тесноскучившихсястроений свнутреннимидвориками иплоскими крышами.При 3 династииУра вокруговального холмавысилась стена, но она быласнесена привзятии городаэламитами; отнеё осталасьтолько нижняячасть, плотносбитый из сырцовыхкирпичей валшириной от 25до 34 м., высотойв несколькометров. Подходившиек этому валужилые и другиездания, расположенныена самом городскомхолме оказалисьвыше вала иобразовалинад ними обрыв.Весь городскойвал имел в длину1030 и в ширину 685м., что даёт площадьоколо 230 га; 54 газанимал священныйучасток совсеми его строениями.В пределахгородскогоовала до 4250 домов, в которых жило35 тысяч человек.С западной исеверной стороныгород обтекаларека Евфрат, а на севере отЕвфрата отходилискусственныйпроток, тянувшийсявдоль городас востока. Сзападной жеи с севернойстороны глиняногохолма, на которомстоял город, через низкиеворота на уровнереки внутрьгорода втекалавода в два затона, образуя искусственныегавани площадью6,8 тысяч и 16 тысячм2, где борт к бортумогло стоятьпо несколькодесятков мореходныхпарусных лодокили речныхборт.1
________________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.51-52
Итак, это то внешнее, общее описаниегорода Ура, которое приводитДьяконов И. М.в своей книге.
Далееследует подробноеописание храма.Особое местов городе занимал«священный участок», накотором находилсязиккурат. Этотучасток представлялсобой неправильныйпрямоугольник.Длина, которогооколо 300 м, ширинаоколо 200 м. Ограждающаястена образовывалакак бы крепость.В её пределахнаходилсяглавный храмгородскойобщины — Э–кимнугаль, посвящённыйбогу Луны, Нанне, или Наннару.Позади неговоздвигалсязиккурат.
Уюго-восточнойстены возвышалисьбольшие здание, в пределахкоторого помещалсяхрам супругибога Нанны; жилища самойжрицы – энтум, могилы прежнихэнтум и помещенияобслуживавшегокульт и жрицуперсонала.Рядом с восточнымуглом дворазиккуратанаходилсяцарско-храмовыйсуд, это быломесто приёмажертвенныхпоборов и храненияхозяйственногоархива храма, здесь проходилглавный ходна террасузиккурата. Вгороде Уревремени династииЛарсы встречаютсятакже следующиездания: священноезернохранилищехрамов Нанныи Нингами, храмыбогов Нингублагии Ниминтабы, дворец Шульгии его потомков, мавзолеи царейУра.
Особоеместо Дьяконовуделяет двумкварталам, вкоторых жилилюди низкогои среднегодостатка, этопримерно 60 домов.Большинстводомов былидвухэтажными.Эти дома выходилина проулки глухими стенами, более богатыебыли снаружииз обожённогокирпича довторого этажа.Вторые этажии внутренниестены строилисьиз кирпича-сырца серо-жёлтогоцвета. Кирпичибыли плоскими.Зелени, кромекак у речныхзатонов, в городене было; не былои садов придомах.
Купец- мореплаватель,
Литейныхдел мастер.
Даннаяглава посвященаописанию дома, принадлежащегобогатому ремесленникуи торговцуЭйанациру.Основной материал– археологическиеданные, приведенныеисследователемВулли, которыйи раскопалгород Ур. Анализируяданные этогоархеолога, Дьяконов делаетсвои выводы. Предыдущаяглава такжеосновываласьна данных Вулли.В главе 4 приводятсявыводы, сделанныеВ.Ф. Лесмансоми результатыисследованийГ. Комороци.
Итак, дом Эйанациру- это дом богатогокупца, ходившегона Бахрейнскиеострова в Персидскомзаливе длязакупки меднойруды, отчастидля дворца, отчасти длячастных заказчиков, отчасти длясебя. Эйанацируимел такжемастерскуюдля обогащенияруды.
Егодом был расположенна пол дорогеот центральногосвященного храмовогоучастка к храмубога Эйн у краягорода. В первоначальномвиде постройказанимала примерно220 м2по площадипервого этажа, включая дворы.
ДомЭйанацирупредставлялсобой двухэтажнуюпостройку. Вней были следующиепомещения: сени, главныйдвор, параднаягорница, кухня, лестница вовторое жильё.На территориидома Эйанацирубыло найденоне менее восьмиклинописныхдокументов.
Личныепокои семьи- второй этаж.Эта часть быларазрушена, ипоэтому авторне мог использоватьархеологическиеданные дляреконструкциижилища, однаковосстановитьверхний этажможно на основеописей имуществаи других подобныхтекстов. ДомЭйанацира, верхний этаж, состав: не менеетрёх горниц; кровать — самыйдорогой изпредметовмебели, туалетныйстолик илиларец с украшениями, корзины и ларцыс одеждой. Ужены Эйанацирамогла быть ещёи рабочая комната, где рукодельничалиеё рабыни. Возможно, и у Эйанацирабыл рабочийкабинет, гдеон принималклиентов ихранил документы.
Сохранилосьписьмо, из которогоможно сделатьвывод о положениихозяина дома.Из так называемогописьма Наннивидно, что онбыл что-то долженхраму Шамашав Ларсе, а такжедворцу. Из другогодокумента можносделать вывод, что Эйанацирделал большиепоставки меди- очевидно казне.Ни то ни другоене делает егообязательнымслужащим казны.Может быть, Эйанацир вносилв храм болееили менееобязательныепосвятительныедары, считаетДьяконов И. М.
Школаи наука.
Даннаяглава посвященаописанию дома№ 1 по «Широкойулице», выходившейбоковой стенойна «Складскуюулицу», принадлежавшегонекоему ИгмильСину. Особенностьэтого домазаключаетсяв том, что в немпредположительнонаходиласьшкола.
Основнойматериал дляглавы 5 – этоархеологическиеданные, приведенныеисследователемВулли. Важноеместо в нейзанимают выводы, сделанныеШарпеном и С.Н.Крамером. Наоснове чегобыл сделанвывод о существованиишколы. При раскопкахбыло найденомножествоучебных и ученическихтекстов, а такжетекстов литературных, религиозныхи дидактических, которые служилиучебными пособиями.
ДьяконовИ.М. говорит отом, что «школв царстве Ларсыбыла единообразной, не замкнутой; она была организованахрамовойадминистрациейи поставлялав первую очередьсветские кадрыадминистраторов.Конечно, общедоступностьшколы былаотносительной».1
Археологамибыло обнаружено167 табличек. Этобыли круглыеученическиетаблички спрописями, отдвух до десятистрок; прописисодержалипословицы, формулы письменника, образцы писем, письменныеупражнения.Дошли до наси так называемыетексты Э-дубы- нравоучительныесочинения, которые составленные, чтобы поощритьучеников, ихприлежание.Дошел до настекст о «Писцеи его непутёвомсыне» и другие.Дьяконов И.М.говорит о том, что основойшкольногопреподаванияв Древней Месопотамиибыло зазубривание. Он
______________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.128
такжерассказываетоб образованиишколы, об историиметодики преподаванияв ней, «котораявозникла вНижней Месопотамииещё около 3000г.до н.э. в связис изобретением- для нужд большиххрамов, а затеми царских хозяйств- шумерскойписьменности, сначала иероглифической, а затем болеескорописной- клинописи.»1
«Оканчивающийучение писецдолжен былуметь устнои письменнопереводитьс шумерскогои аккадскогоязыка и наоборот, знать наизустьшумерскиеписцовыеграмматическиетермины и шумерскоесловоизменение, знать шумерскоепроизношение, шумерскиеэквивалентылюбых аккадскихслов, различныевиды каллиграфиии тайнописи, техническийязык различныхжреческих идругих профессий, категориикультовыхпеснопений, должен былуметь руководитьхором и пользоватьсямузыкальнымиинструментами, уметь составить,«завернуть»в глиняныйконверт и опечататьюридическийили хозяйственныйдокумент.»2
ПослезавоеванияЛарсы, Ура, Урукаи Ниппура вавилонскимцарём Хаммурапии их разрушенияСамсуилуной, центр ученностибыл перенесёнв Бормппу, а«место сравнительнообщедоступнойсветской школызаняла индивидуальнаявыучка у отдельныхграмотеев.»3Аккадский языксменил шумерский.17-16 вв. до н.э.-период застояв развитииклинообразнойписьменности.15-12 вв. дон.э.-время расцветааккадскойписьменности.Новые центрыобразования- Вавилон, Борсиппа, Иссин, Ниппур.
___________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.134
2Там же, с.135-136
3Там же, с.153
Семейнаяобщина в селеи городе.
Дельцыи торговцы, жрецы и жрицы.
В1954 г. ДьяконовИ.М. открыл «большуюсемью илибольшесемейнуюобщину какхозяйство иликак тесно связаннаягруппа хозяйств, объединяющаятри-четырепоколенияродичей поотцовскойлинии, с их жёнами, детьми, и зависимымилюдьми»1в Шумере и Аккаде3 тысячелетиядо н.э.
Дьяконовотмечает тотфакт, что групповыевладельцыоказываютсяне менее чемв 30% продавцамии арендаторамипри купле илиаренде землиза городскимипределами встаро вавилонскоевремя. Он такжеговорит, чтоесли исключить случаи несомненнойудачи в арендуказённых наделов, то тогда обнаруживается, что в большее, чем в 30% случаевна правах участияв общиннойсобственностивладельцамиземли были ипри царствеЛарсы семейно-общинныегруппы.
Итак, данная главапосвящена, прежде всего, семейной общине.Важное местов 7 главе занимаютвыводы, сделанныеН.Б.Янковской, Н.В.Козыревой.
Вообщесведений обобщине сохранилосьочень мало.Так, например, в пределахцарства Ларсыдокументамисельские семейныеобщины незасвидетельствованы.Из-за недостаткасведений невозможноопределитьструктурусемейной общиныв Ларсе.
Чтокасается городаУра, то здесьперед намипредстаётбольшесемейнаяобщина граждан, членов номовойобщины Ура, которые владеютземлёй в общине(совместно), неговоря уже овладении жилымипостройкамии (раздельно)движимостью.В основном этолюди, никакорганизованноне связанныени с храмами, ни с дворцами, хотя среди нихимеется несколькожрецов и жриц.
_____________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.155
Вданной главеавтор пытаетсяна основесохранившихсядокументоввоссоздатьделовую жизньобщесемейнойобщины. Приэтом он используетсохранившиесяписьменныематериалы, повествующиео двух поколениях(первое — 1837-1810, второе- 1809-1787).
Вообщев архивах городаУра династииЛарсы упоминаютсядва рода лиц: во-первых, людимало участвующиев деловой жизни,– возможно, ониимеют жреческиедоходы от храмов, во-вторых, которыеникак не связанныс храмом, с дворцом.Дьяконов И.М.относит ихчислу свободныхгорожан внегосударственногосектора.
Автортакже обращаетвнимание и нафакт упоминанияженщин, хотяи в двадцатьраз меньше, чеммужчин, в деловыхдокументах.Кто же эти женщины? Во-первых, этомогут бытьженщины, относящихсяк категорииподчиненныхпатриархальнойвласти отца, братьев, мужа, сына. Во-вторых, это могли бытьжрицы. Авторв данной главеприводит переченьвсех чиновжриц.
Рабыи беднота.
Даннаяглава рассматриваетсоциальноеположениедвухслоёв населения: рабы и беднота.Так как основныеархеологическиеданные ВуллиДьяконовымв данной главебыть использованы, не могли, в силутого, что Вуллилишь упоминаето существованиибедняцкогоквартала, авторкниги пользуетсяданными Ф.Р.Крауса(опубликованнымиим письмами).
Изстаро вавилонскихтекстов можносделать выводо том, что ремесленноемастерствобыло уделомисключительносвободных. Чтокасаетсяпроизводства, то в нём участвовалии рабы, причёмведущую рольиграли хозяеварабов. В этоми заключаетсяособенностьпатриархальногорабства. Издокументовследует, чтовбольшинствесемей рабовбыло не более15-20 человек. Почтивсе рабы приобреталисьпутём куплиили же путёмвоенного захвата.
Храмовыеслужители иещё одна школа.
Даннаяглава начинаетсяс описания«Тихой улицы».Почему именноона привлеклаисследователя? Дело в том, чтоэта улица богатаархеологическиминаходками. На«Тихой улицеселились, каксчитает Дьяконовхрамовые служители.Кроме того, здесь былиобнаруженытаблички школьнойбиблиотеки, а, следовательно, здесь находиласьшкола. Но основноевнимание Дьяконовуделяет в 8 главеописанию обитателейдвух разныхдомов «Тихойулицы» — Экигалыи Ур-Нанны.Исследовательпытается воссоздатьих жизнь наоснове дошедшихдо нас архивов.Экигала — крупныйадминистраторхрамовогохозяйства. Изсодержанияего документоввидно, что ипосле Гунгунумаказённое, вероятно, прежде всего, храмовое, хозяйствовсё ещё производилоработы большогоразмаха, причёмотчётностьвелась по принципу3 династии Ура- с обозначениемкак лиц, ответственныхза каждый участокработы и каждуюгруппу работников, так и контролёровдля каждойоперации.»1УрНанна- государственныйнадзирательв связи с различнымиматериальнымирасходами; начальникканцеляриихрама богаЛуны. Из документовего архиваследует, что«царская земля, покрайне меречастично, составлялачасть храмовой»2.При 3 династииУра, по-видимому, было наоборот: храмовая землясоставлялачасть царской.Дьяконов И.М.высказываетпредположение, что «собственноцарская землявообще необрабатывалась, она составляларезервныйфонд». Он считает, что «царская»земля служилатолько какзапасная, откудапо мере необходимостивыделялисьдополнительныеслужебныенаделы илипожалования.
__________________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.231
2Там же, с.235
Супругабога Луны.
Вданной главеИ.М.Дьяконовпытается восстановитьЖизнь жрицы- энтум. Ведьона заняласамое важноеи значительноеположение вгороде Уре стех пор, как онперестал бытьстолицей царстваШумера и Аккада.Исследовательпытается показатьобиход жрицычерез выявлениесущностимесопотамскиххрамов, уяснениетой роли, которуюиграли жрецыи жрицы в храмах.
Источники.
Автормонографиииспользовалогромное количествоисточников, как на русскомязыке, так и наиностранныхязыках:
ТюменевА.И. Государственноехозяйство
древнегоШумера.-М.Л.,1956.
КозыреваН.В. Нормы потребленияв старо
вавилонскойМесопотамии.
ВДИ.1972,№2, с.87
Kramer.S.N. The Sakred Mariage Rite
Bloomington-london,1959.
LandsBerger. B.,HaMock R.,Jakobsen Th.
FalkensteinA. Matehalien
Zumsumerischen Lexikon 3
Roma,1956.
KramerS.N. The Lamentation over the
Fallof Ur-As 12,Chicago
1940.
Woolley.L. Excavations at Ur.ed.L.-
N.Y.,1955.
Сравнениевыводов авторас точками зрениядругих исследователей.
Принаписании этойглавы авториспользовалразличныеисточники.
Преждевсего нужноотметить тотфакт, что И.М.Дьяконовявляется втечении четвертивека хранителемклинописнойколлекцииЭрмитажа. Поэтомуон имел возможностьиспользоватьдля написаниясвоей книгиподлинныеклинописныедокументы.Кроме тогоДьяконов пользовалсяразличнымидокументами.Прежде всего- это труды Вулли, который раскопалгород Ур. Материал, составленныйданным исследователем, имеет большоезначение дляизучения городовДревней Месопотамии.Так, в частности, И.М.Дьяконовиспользуетданные Вуллив главах 5 и 8. Вкниге такжеприводятсяиллюстрации, заимствованныеиз книги Вулли«Ур халдеев»1.И.М.Дьяконовиспользуеттакже ряд выводов, сделанныхданным исследователем.Но данные приводимыеВулли не всегдаточны. Это отмечаетв своей книгеИ.М.Дьяконов.Что касаетсяиллюстраций, то в даннойкниге, помимосхем Вулли, приводятсяиллюстрацииМ.В.Горелика(«Одежда вавилонян19-18 вв. до н.э.»), И.Т.Каневой (прорисовкас Эрмитажнойтаблички) идругие.
Всвоей книгеДьяконов И.М.используетобширный материалразличныхисследователей.Он даже в некоторыхглавах приводитих выводы, ночасто их иоспаривает.Вглаве 15 посвященнойописанию домаЭйанацираприводятсяданные исследованийВ.Ф.Лесмансаи Г.Комороци.Дьяконов И.М.пользуетсяданными, установленнымиГ.Комороци, который утверждал, что в Персидском заливе на
__________________
1Дьяконов И.М.Люди городаУра, с.315
Бахрейскихостровах существовалрынок для обменамесопотамскихтоваров именнона товары изнынешних Иранаи Афганистана, а не только наиндейские июжно-аравийскиетовары. Данноезамечание оченьважно для ДьяконоваИ. М., которыйпытается воссоздатьжизнь купцаЭйанациру черезего обычнуюдеятельность.ИсследовательВ. Ф. Лесманспытался наоснове сохранившихсядокументовописать деловуюжизнь женыЭйанацира.
Вглаве 5 важноеместо занимаютвыводы, сделанныеШарреном и С.Н. Крамером.Эти исследователипытаются по-своемувоссоздатьструктуру«Складскойулицы» городаУра, по даннымВулли. Что касаетсяшколы, обнаруженнойпри раскопкахданной улицы, то С.Н. Крамерутверждает, что школа тоговремени быласветской иобщедоступной.Шаррен же склоненпредполагать, что преподаваниевелось жрецамии при этом вчастном порядке.Дьяконов соглашаетсяс Шарреном иговорит о том, что школа …была организованахрамовойадминистрацией.
Вглаве 6 посвященной, прежде всегосемейной общине, важное местозанимают выводы, сделанные Н.Б. Янковской, Н. В. Козыревой.Дьяконов утверждает, что в Шумереи Аккаде 3 тысячелетиядо н.э. Существовалабольшесемейнаяобщина. Наличиееё во 2 тысячелетиидо н.э. отрицаетсяИ.Е. Гельбом.Лишь Н.М.Никольскийещё в середине40-х годов указывална существованиеи в старо-вавилонскойНижней Месопотамииобщинных организаций.Н.Б.Янковскойв 1960-х годах былооткрыто существованиеобщины дляхурритскойпериферииМесопотамии2 тысячелетиядо н.э.
Следующаяглава рассматриваетсоциальноеположение двухслоёв населения: рабы и беднота.Дьяконов пользуетсяв ней даннымиФ.Р.Крауса(опубликованнымиим письмами).Дьяконов говорито том, что встаро-вавилонскомобществе существовалорабство. Онопределяетэто рабствокак «патриархальное», то есть в производствеучаствовалирабы, но все жеведущую рольв нём игралихозяева рабов.Из исследованныхДьяконовымдокументов, он делает выводо том, что «вбольшинствесемей рабовбыло не более15-20 человек».Большинствоих приобреталосьпутём куплиили же путёмвоенного захвата.Вообще вопросо социальнойструктуревавилонскогообщества сложен.Надо отметить, что в конце 20века сложиласьконцепцияМайера о цикличностиисторическогоразвития, согласнокоторой он иего последователиусматривалиналичие феодальныхи капиталистическихотношений вдревнем мире, в том числе ив Месопотамии.Подобная точказрения имеламесто, например, в работах немецкихисториках Б.Майнера «Вавилонияи Ассирия» иМ. Вебера «Аграрнаяистория древнегомира». Эту концепциювоспринялии развиваливплоть до 30-хгодов нашиисследователиН.М. Никольский, А.И. Тюменев.После дискуссии30-х годов в кругахнаучной общественностивозобладала, активно утверждаемая В.В. Струве, точказрения надревневосточноеобщество какна обществорабовладельческое, базирующеесяна фактическомматериале изистории древнегоЕгипта, Хетскогогосударства, но более всего- Месопотамии, особенно времёнШуммеро-Аккадскогоцарства 3 династииУра. С некоторымипоправками и отступлениямиона была принятавсеми советскимивостоковедами.Повторнодискути-роваласьна новом теоретическоми фактическомуровне в 60-х годах, конкурируяс “теориейфеодализма”и “азиатскогоспособа производства”.
Хронологическиеэтапы изучениясоциально-экономическихотношений вМесопотамии2 тысячелетиядо н. э.: это работыИ.М. Волкова(1914). Н.М.Никольского(40-е годы.) В.В.Струве, И.М.Дьяконов(50-егоды), Г.Д.Редера(70-е годы), В.А.Якобсона(60-80-е годы).
Заключение.
Монография И.М.Дьяконова«Люди городаУр» Являетсябольшим вкладомв науку.Эта монографиябыла законченаавтором в 1981 году.Но, несмотряна то, что прошлоуже значительноевремя с моментаеё написания, данная книгане утратилаисторическойсвоей значимости, так как концепциив ней представленныеимеют большуюнаучную актуальностьи значимость.Они служатопорой дляначинающихисследователей.И.М. дьяконов, работая надсвоей монографией, привлёк множестволитературыкак советской, так и зарубежной(прежде всегоданные археологическихисследований).Он, рассматриваяразличныеконцепции, делал своиумозаключения, выявлял сильныеи слабые сторонытех или иныхточек зрения.Труд ДьяконоваИ.М. имеет огромноезначение в силусвоей универсальностиобоснованности.
Чтокасается сторонприменения, то его можетиспользоватькак учённыйдля серьёзнойработы, так идилетант длячтения, так чтоиспользованиеданной монографииможет бытьшироко и разнообразно.Значение длянауки: И.М. Дьяконоввнёс свою посильнуюи весьма полезнуюлепту, обогативтем самым еёинтеллектуальныйфонд.
Монография«Люди городаУра» — это серьёзнаянаучная работас большойисточниковойбазой. Она можетпослужитьстуденту и дляобщего развитиязнаний по предмету, и даже можетповлиять напрофиль будущейпрофессии, сформировавинтерес к историиДревнего Востока.
Списокиспользуемойлитературы.
ИсторияДревнего Востока.Под ред. В.И.Кузищина. — М.,1999,3-е изд. переработ.и дополн.
ИсторияДревнего Мира.Ранняя древность.-3-еизд., исп. и дополн.,- М.,1989.
ИсторияДревнего Мира.Редер Д.Г., Е.А.Черкасова.-3-еизд., исправ. идопол., — М.,1985.
АвдиевВ.А. ИсторияДревнего Востока.- Л.,1948.
Хрестоматияпо историидревнего Востока.Под ред. М.А.Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина.- М.,1980.
И.М.Волков. Законывавилонскогоцаря Хаммурапи.- М.,1914.
НикольскийН.М. Рабство вдревнем Двуречье.- ВДИ.1941.
ДьяконовИ.М. Старо-вавилонскиезаконы. Комментарий.- ЗВАХ. ВДИ.1952. №3.
СтрувеВ.В. Борьба срабством вВавилонии иПалестине.Палестинскийсборник.1958. Вып.3(66), с3-28.
ЯкобсонВ.А. Правовоеи имущественноеположение война- редума времени1 вавилонскойдинастии. — ВДИ.1963.№2, с129-141.
РедерГ.К. К вопросуо положениирабов по законамХаммурапи. — Древний Восток.Вып.1.Сборникстатей в честьакадемика М.А.Коростовцева.-М.,1975.с230-245.
ЯкобсонВ.А. Регулированиемеждународнойторговли позаконам Хаммурапи.- Древний Востоки мировая культура.- М.,1985. С53-54.
ВуллиЛ. Ур Холдеев.-М.,1961.