Реферат по предмету "Исторические личности"


Революция 1905 1907 гг в России

--PAGE_BREAK--Вооруженное восстание в декабре 1905г.
В декабре 1905г. революционерами была предпринята попытка решительного штурма существующего режима. Решение о вооруженном восстании большевики приняли еще в апреле на III съезде партии и пытались осуществить его в ходе октябрьской стачки, когда произошли вооруженные столкновения с полицией в отдельных городах. Полиция доносила, что революционные партии тратили немалые средства на покупку оружия и создание боевых дружин. В декабре вновь началась забастовка железнодорожников Московского узла, к которой примкнули рабочие 33-х городов. На этот раз правительство с помощью войск смогло удержать за собой ряд железных дорог и важных станций, в том числе Николаевскую дорогу. Апогеем революции было московское вооруженное восстание. В течение 10-17 декабря в городе шли упорные бои, в которых участвовало около 8 тыс. рабочих. Главным опорным пунктом стала Пресня.
Восстание было разгромлено с помощью прибывшего из столицы Семеновского гвардейского полка. Во время боев было убито более 1 тыс. человек.
Вооруженные восстания прошли также в Сормове, Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринославле, Красноярске, Чите и других городах.
Везде восстания жестоко подавлялись войсками. В разгар восстания в Москве 11 декабря 1905г. был опубликован указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» и объявлено о подготовке выборов.
 Либералы, напуганные размахом движения, отшатнулись от революции. Они приветствовали публикацию Манифеста и нового избирательного закона. Они решили, что удалось добиться ослабления самодержавия и, пользуясь обещанными свободами, начали создавать свои политические партии.
  1.4.4 Обстановка в стране после поражения Московского восстания Поражение декабрьского восстания практически означало конец революции, хотя еще до июня 1907г. рабочее и крестьянское движения продолжались более интенсивно, чем в 1905г. Но правительство уже не делало уступок, а перешло в наступление, организовало ряд карательных экспедиций.
С января 1906 по 3 июня 1907г. – спад и отступление революции.
Основные события:
·                    «арьергардные бои пролетариата» (в стачках участвовало в 1906г. 1,1 млн. рабочих, в 1907г. – 740 тысяч);
·                    крестьянские волнения (горела половина помещичьих владений в центре России);
·                    восстания моряков (Кронштадт и Свеаборг);
·                    национально-освободительное движение (Польша, Финляндия, Прибалтика, Украина).
Постепенно волна народных выступлений ослабевала.
Центр тяжести в общественном движении переместился на избирательные участки и в Государственную думу.
4 марта 1906 года правительство опубликовало «Временные правила о профессиональных обществах». Организация стачек законом запрещалась, но разрешалась профсоюзная деятельность, которой царизм надеялся отвлечь рабочих от борьбы с самодержавием и капиталистами. К началу 1907 года в России существовало до 600 профсоюзов, в том числе «профсоюзы» безработных.
Спад революции вызвал снижение революционного энтузиазма у либералов. В отличие от революционных партий, кадеты считали, что Россия пошла по пути конституционного развития.
  1.4.5 Дума: надежды и реальность После поражения декабрьского вооруженного восстания многие возлагали надежды на мирный путь решения насущных проблем через Думу.
Дума — это первый опыт представительного (т.е. путем избрания представителей различных слоев общества) правления в России. С ней связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя. Дума мыслилась как законодательный орган с подчинением ей исполнительной власти. Она должна была юридически закрепить разнообразные права и свободы граждан. Наконец, по мнению многих, Дума должна была стать средством недопущения революционного движения. Об этом очень красноречиво сказал П.Н. Милюков: «Для нас укрепление привычек свободной политической жизни есть способ не продолжать революцию, а прекратить ее».
В разгар Московского восстания был опубликован указ
о выборах в Государственную Думу. По этому указу выборы не были всеобщими. Царь так выразил свое опасение: идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня — всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики. Несмотря на то, что избирательное право получили те, кто его раньше не имел, и, прежде всего рабочие, его были лишены женщины, 63 % мужчин и большая часть населения окраин.
Избирательное право не было равным. Все выборщики делились на курии — сословно-цензовую систему представительства. Для буржуазии существовала двухступенчатая система выборов, для рабочих — трехступенчатая, для крестьян — четырехступенчатая.
Это позволяло отсеивать неугодных кандидатов в ходе промежуточных выборов.
20 февраля 1906 года Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, находящуюся между Думой и царем. Половина членов Госсовета назначалась царем, половина избиралась, причем 3/4 мест было у помещиков. Рабочие и крестьяне в Госсовете представлены не были.
За несколько дней до открытия Думы правительство опубликовало «Основные государственные законы», в которых за царем оставался титул самодержца.
  1.4.5.1 Состав Первой Думы. Аграрный вопрос в Думе Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней распределились следующим образом: октябристы — 16, кадеты — 179, трудовики — 97, беспартийные — 105, представители национальных окраин — 63, социал-демократы -18.
Трудовики — это парламентская группа. В нее входили крестьяне, а также сельские учителя, фельдшеры, уездные врачи, статисты и т.д. Многие из них были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.
Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу, хотя впоследствии Ленин признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.
57 % членов аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении «за справедливое вознаграждение» той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 — из помещиков и на 1/3 – из представителей власти.
По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд, т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом. Трудовики тоже допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти крестьянам бесплатно.
В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип «принудительного отчуждения земель».
В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались между кадетами и трудовиками с одной стороны и царским правительством — с другой.
  1.4.6 Думский кризис 13 мая 1906 года глава правительства И.Л. Горемыкин выступил с декларацией, в которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении Госсовета, в политической амнистии.
Дума негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии «народного представительства». Кадеты предупреждали, что появление министерства переносит центр тяжести народного сочувствия от партии «народной свободы» к партиям революционным.
Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник думский кризис.
Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его преемник П.А.Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске Думы.
В ответ на это около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению властям: "… ни копейки в казну, ни одного солдата в армию". За это они были приговорены к 3 месяцам тюрьмы и лишению права быть избранными.
  1.4.7 Июльский политический кризис в стране. Наступление реакции Разгон Первой Думы был воспринят революционными партиями как сигнал к выступлению, активным действиям. Меньшевики хотя не провозглашали курс на вооруженное восстание, но призвали армию и флот присоединиться к народу; большевики усилили подготовку к всенародному восстанию, которое, по их мнению, могло начаться в конце лета — начале осени 1906 года. 14 июля
в Гельсингфорсе состоялось совещание революционных партий (социал-демократическая фракция и трудовая группа Думы, ЦК РСДРП, ЦК партии эсеров, Всероссийский учительский союз и т.д.). Они призвали крестьянство к захвату помещичьих земель, к борьбе за созыв Учредительного собрания. В июле 1906 года поднял восстание гарнизон в Свеаборге. В восстании участвовало до 2 тысяч солдат и матросов крепости.
Им помогали отряды финской Красной гвардии. 18 и 19 июля шла ожесточенная артиллерийская перестрелка между мятежной крепостью и верными правительству войсками. К Свеаборгу подошла эскадра, которая прямой наводкой начала обстрел восставших солдат и матросов. Несмотря на поддержку матросов Кронштадта, восстание в Свеаборге 20 июля было подавлено, а его руководители казнены.
В 1906 году председателем Совета министров стал Петр Аркадьевич Столыпин.
19 августа 1906 года Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 года. За 8 месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати.
Деятельность Столыпина вызвала ненависть революционеров. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение. Погибло несколько десятков человек, включая и покушавшихся, но премьер не пострадал.
Столыпин выступил инициатором ряда важнейших решений. В июле 1906 года вышло правительственное сообщение, в котором говорилось о недопущении посягательства на помещичью земельную собственность. В августе – сентябре Столыпин издает ряд указов по крестьянскому вопросу, а 9 и 15 ноября он формирует основные положения аграрной реформы, получившей название столыпинской.
  1.4.8 Вторая Дума. Аграрный вопрос в Думе 20 февраля 1907 года открылась Вторая Дума. С начала 1907 года наметился небольшой рост стачечного и крестьянского движения. Социал-демократы и эсеры отказались от тактики бойкота, использовали предвыборную кампанию для пропаганды своих идей. В Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров, представители других левых партий и сочувствующие им беспартийные — всего 222 человека. Вместе с тем в Думу было избрано 54 черносотенца и октябриста, а кадеты потеряли 80 депутатских мест. Таким образом, Вторая Дума оказалась еще более левой чем Первая Дума, но здесь заметнее было и политическое размежевание.
Центральным вопросом в Думе остался крестьянский. Трудовики и другие левые группы предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе “левый блок”.
Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”. Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу, во что бы то ни стало”. На практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать острых законопроектов. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.
Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые желали ее приобрести в частную собственность.
  1.4.9 Разгон Второй Думы. Конец революции 1 июня 1907 года Столыпин, используя фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре” с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, 3 июня 1907 года царь подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции.
Председатель Думы Ф.А. Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: это “был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства, как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина против народного представительства и основных государственных законов”.
Государственный переворот 3 июня 1907 года означал конец революции.
1.5 Причины поражения и итоги революции   1.5.1 Основные причины поражения революции 1. Не было обеспечено единство действий всех демократических сил в борьбе против самодержавия.
2. Недостаточно единодушно выступали против самодержавия трудящиеся национальных районов страны.
3. Армия в основном оставалась в руках правительства и использовалась для удушения революции, хотя в отдельных воинских частях происходили довольно крупные восстания.
4. Недостаточно дружно действовали рабочие и крестьяне. В разных районах они не одновременно поднимались на борьбу.
5. Победу царизму облегчили европейские государства, которые оказали российскому правительству большую финансовую помощь, дав крупный денежный заем, использованный для подавления революции.
  1.5.2 Итоги первой русской революции 1905-1907 гг. Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию.
В деревне установились отношения, более сопутствующие условиям капиталистического развития: были отменены выкупные платежи, сократился помещичий произвол, понизилась арендная и продажная цена на землю; крестьяне приравнивались к другим сословиям в праве на передвижение и место жительства, поступления в вузы и на гражданскую службу. Чиновники и полиция не вмешивались в работу крестьянских сходов. Однако в главном аграрный вопрос так и не был решен: крестьяне не получили земли.
Часть трудящихся получила избирательные права. Пролетариат получил возможность образовывать профсоюзы, за участие в стачках рабочие больше не несли уголовной ответственности. Рабочий день во многих случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов. В годы революции 4,3 миллиона стачечников упорной борьбой добились повышения зарплаты на 12 – 14%.
Царизму пришлось несколько умерить русификаторскую политику, национальные окраины получили представительство в Думе.
Однако противоречия, вызвавшие революцию 1905-1907 гг., были только смягчены, их полного разрешения не произошло.

2. Манифест 17 октября 1905 года и возникновение легальных политических партий, их программы и тактика 2.1 Манифест 17 октября 1905 года «ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА» ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ «Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлении беспорядков, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и что бы выборным от народа обеспечена, была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению всей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое. Царствования же нашего одиннадцатое. На подлинном Собственной Его Императорского величества сой подписано: «Николай»»
Заключения учредительного съезда конституционно-демократической партии по поводу Манифеста.
Ознакомившись с Высочайшим манифестом 17 октября и с всеподданнейшим докладом Витте, учредительный съезд конституционно-демократической партии пришел к следующим заключениям:
1) основные принципы политической свободы, равноправности и всеобщего избирательного права, выставленные на своем знамени русским освободительным движением, получили в опубликованных документах далеко не полное признание. Манифест ограничивается лишь простым перечислением основных прав, заменяя притом выражение «свобода печати» неясным выражением «свобода слова», и признает «общее» избирательное право только как результат «дальнейшего развития» установленной ныне избирательной системы. Начала политической и гражданской равноправности и конституционного государственного устройства упоминаются лишь в докладе, в глухих и иносказательных выражениях, и вовсе не упоминаются в Манифесте;
2) осуществление признанных манифестом начал новой политической жизни поставлено в такие условия, при которых не может быть никакой уверенности в полноте и последовательности этого осуществления. Провозглашение основных прав не сопровождается развитием их в законодательных нормах, а расширенно избирательного права ставится в рамки того короткого срока, который остается до выборов по старому закону, причем самое основание избирательной системы сохранилось прежнее. Исполнение данных манифестом обещаний остается в руках людей, политическое прошлое которых не внушает народу никакого доверия. При этих условиях выполнение намеченных манифестом задач является, безусловно, невозможным в пределах предстоящей избирательной кампании;
3) расширение законодательных прав Думы сделано в таких выражениях, которые все еще допускают возможность ограничения их несогласием государственного совета. Правда, в докладе предусматривается возможность дополнения государственного совета выборным элементом, но, без сомнения, и такая реформа государственного совета не может сделать это учреждение достойным разделять законодательную власть с народными представителями. Ответственность министров по-прежнему ограничивается оценкой «закономерности» их действий с устранением возможности критиковать их «целесообразность»;
4) действие усиленной охраны и других исключительных законов не отменяется манифестом, и лица, подвергшиеся преследованию за так называемые политические и религиозные преступления, не получают амнистии;
5) так как при изложенных условиях — ограниченного расширения избирательных прав и законодательной власти Думы и невозможности гарантировать применение начал свободной политической жизни к предстоящей избирательной кампании — Государственная дума не может быть признана правильным народным представительством, то задачей конституционно-демократической партии остается достижение поставленной раньше цели — Учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права с прямым и тайным голосованием, без различия пола, национальности и вероисповедания, причем реформированная в силу Манифеста 17 октября Государственная дума может служить для партии лишь одним из средств на пути к осуществлению той же цели с сохранением постоянной и тесной связи с общим ходом освободительного движения вне Думы;
6) наиболее целесообразным выходом из настоящего положения конституционно-демократическая партия считает:
а) немедленное осуществление обещанных Манифестом основных прав и немедленную же отмену исключительных законов;
б) немедленное введение избирательного закона на основании всеобщего голосования для непосредственного созыва, вместо Государственной думы по закону 6-го августа, Учредительного собрания для составления основного закона;
в) немедленное удаление из администрации лиц, вызвавших своими предыдущими действиями народное негодование, и составление временного делового кабинета, полномочия которого должны прекратиться с созывом народных представителей и составлением кабинета из представителей большинства;
7) безусловно необходимой и особенно настоятельной мерой является в настоящее время полная амнистия по так называемым политическим и религиозным преступлениям;
8) не ожидая удовлетворения намеченных требований, конституционно-демократическая партия предоставляет себе фактическое осуществление всех обещанных Манифестом, но не закрепленных точными определениями закона условий политической свободы

2.2 Возникновение легальных политических партий, их программы и тактика В начале XX века в России усилилось противостояние между царским правительством и радикальной оппозицией. Общественная атмосфера накалялась.
Брожение усиливалось, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. Общество раскалывалось. Стали возникать политические партии различной направленности. Они и стали двигателем политической борьбы в стране, нередко выступая с защитой не столько общенациональных интересов, сколько узкопартийных платформ.
В 1905 году проходили массовые антибуржуазные стачки рабочих, волна их захлестнула многие регионы. Забастовочное движение с разной амплитудой держалось до конца 1905 года. Пиком его стала октябрьская стачка, грозившая приобрести всероссийский характер. Активными были крестьянские выступления против помещиков, волнения в национальных районах. Финалом 1905 года были декабрьские столкновения между противниками и сторонниками власти в Москве, переросшие в баррикадные бои.
Революционные события 1905 года заставили царское правительство внести серьезные коррективы в свою политику. Большинство политических партий (кроме большевиков, эсеров-максималистов) оценивало революцию как результативную. Правительство предоставило возможность для легальной деятельности партий, созвало Государственную Думу – выборный законодательный орган, провозгласило демократические свободы, издало законы, дававшие рабочим гарантии социальной защиты, начало подготовку аграрной реформы.
Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты революционеры), кадетская (конституционно-демократическая), РСДРП, Союз 17 октября, Союз русского народа. Активность проявили прогрессисты, народные социалисты, анархисты, народная украинская партия и другие. Непереходимых границ между идеологическими построениями и практической деятельностью разных партий не было. В некоторых из них налицо было смешение элементов и «правой» и «левой» идеологии. Так, Союз русского народа, защищавший монархию (вследствие чего по ленинской классификации относился к правому политическому флангу), проповедовал идею «национального единства», «национального братства», предполагавшую ограничение крупной частной собственности. Социальный состав кадетской, эсеровской, октябристской партий, Союза русского народа был весьма пестрым: туда, кроме прочих, входили и крестьяне, и промышленные рабочие.
2.2.1 Эсеровская партия Численно самой крупной была партия социалистов-революционеров (эсеров). По некоторым данным, количество ее членов в 1905 — 1907 годах достигало полумиллиона. Стратегической целью эсеры провозглашали социализм, понимая его как «обобществление труда, собственности и хозяйства, уничтожение вместе с частой собственностью самого деления общества на классы, уничтожение репрессивно-принудительного характера общественных учреждений». Эсеры признавали классовую природу борьбы за социализм, но при этом классовые антагонизмы не абсолютизировали, говорили о важности нравственно-этической стороны социализма. На своем первом съезде они говорили, что некоторые элементы социализации — кооперативное движение, страхование от безработицы, прогрессивный налог на наследство и т.п. — можно и нужно вводить в существующий строй.
Все общество эсеры разделяли на тех, кто живет на заработанные своим трудом средства, и тех, кто пользуется нетрудовыми доходами. В отличие от марксистов, включавших в понятие «рабочий класс» только промышленный пролетариат, эсеры объединяли под этим понятием крестьянство, наемных рабочих, интеллигенцию. Главными противоречиями времени они считали противоречия между властью и обществам, между крестьянской массой и крупными землевладельцами. Центральным пунктом аграрной программы эсеров было требование «социализации» земли, что означало ликвидацию частной собственности на селе и передачу земли «бессословным сельским и городским общинам». В основу пользования землей, по мнению эсеров, долен был лечь уравнительно-трудовой принцип.
Лидерами эсеров были В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев, А.Р. Гоц, В.М. Зензинов, М.В. Спиридонова и др. В эсеровской тактике сочетались массовая агитация с систематическим террором. В глазах властей эсеры были самым опасным противником. Эсеровская боевая организация фактически находилась вне контроля ЦК партии. В 1905- 1907 годах эсеры совершили множество терактов. Боевиков возглавляли Е.Ф. Азеф, Г.Н. Гершуни, Б.В. Савинков и некоторые другие активисты ПСР оказались провокаторами, агентами охранки. Эсеровский террор с 1902 по 1911 годы унес жизни более 200 человек — министров, губернаторов, полицмейстеров и т.д. Неизбежно вставал вопрос о моральной стороне эсеровской тактики, разлагающе влияющей на общественное сознание. В рядах эсеров усиливалось крыло, призывающее к свертыванию террористической деятельности.
Исходя из развитых выше соображений, партия социалистов революционеров в этот период будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой следующие меры:
1. В политической и правовой области:
·                    признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина: полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов;
·                    свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек);
·                    неприкосновенность личности и жилища;
·                    всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет без различия пола, религии и национальности при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских;
·                    возможно более применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного нрава на самоопределение; пропорциональное представительство, прямое народное законодательство (референдум и инициатива);
·                    выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей;
·                    бесплатность судопроизводства;
·                    введение родного языка во все местные, общественные к государственные учреждения;
·                    установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный слет;
·                    в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенном на культурно-просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления;
·                    полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого, уничтожение постоянной армии и замена ее народным ополчением.
2. В народно-хозяйственной области:
·                    введение прогрессивного налога на доходы и наследства при совершенном освобождении от налога низких доходов, ниже известной нормы;
·                    уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши, покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд).
3. В вопросах рабочего законодательства партия социалистов революционеров ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узко практические, непосредственные, местные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев. В этих видах партия будет отстаивать:
·                    возможно большее сокращение рабочего времени сообразно нормам, указанным научною гигиеною (в ближайшее время—8-часовая норма для большинства отраслей производства, и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья);
·                    установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих;
·                    государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т. д.) на счет государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых;
·                    законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работы несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т. д.);
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                    профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутренней организации труда в промышленных заведениях.
4. В вопросах переустройства земельных отношений партия социалистов революционеров стремится опереться в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне, партия будет стоять за:
·                    социализацию земли, т. е. за изъятие ее из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начинал от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведование земельным фондом и т. п.);
·                    уравнительно трудовое пользование землей, т. е. обеспечение потребительской нормы на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе;
·                    рента путем специального обложения должна быть обращена на общественные нужды;
·                    пользование землями и угодьями, имеющими не узко местное значение (обширные леса, рыбная ловля и т. д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления;
·                    недра земли остаются за государством, земля обращается в общенародное достояние без выкупа;
·                    пострадавшими от этого имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.
5. В вопросах общинного муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско — агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления при по -мощи общегосударственных средств широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммуникация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т. п., за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию кооперации на строго демократических трудовых началах.
6. Вообще ко всем мероприятиям, имеющим обобществление еще в пределах буржуазного государства, тех или иных отраслей народного хозяйства, партия социалистов революционеров усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путем зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым партия эсеров предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей.
Партия социалистов революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с самодержавием, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.
2.2.2 РСДРП Большевики, как и эсеры, допускали крайности при выборе методов — они ориентировались, прежде всего, на экспроприации. Ими занималась созданная в 1905 году боевая группа под руководством Л.Б. Красина. Наиболее крупными акциями были ограбления банков в Тифлисе, Варшаве, Гельсингфорсе, в Прибалтике и на Урале. Организаторами налетов были Бобис, Тер-Петросян и др. Меньшевики, представляя более умеренное крыло РСДРП, к уголовным формам политической активности относились сдержанно.
Социал-демократы (и большевики, и меньшевики) события 1905-1907 годов квалифицировали как буржуазно-демократическую революцию. Согласно большевистским воззрениям, она должна была перерасти в социалистическую. Меньшевики считали, что до социализма Россия обязана «дорасти» в процессе многосложных реформ. Теоретические расхождения вели к различиям во взглядах на оргструктуру партии. Ленин выдвинул тезис о жестко централизованной «партии авангардного типа» как организации военизированного образца, служащей достижении не только тактических, но и стратегических целей (победа пролетарской революции во всемирном масштабе, упразднение государства, товарно-денежных отношений и т.п.). Лидер меньшевиков Г.В. Плеханов в полемике с Лениным говорил, что «нужна дисциплина сознательности, а не дисциплина повиновения».
Социал-демократы в силу малой численности и незначительного влияния — стремились поддерживать организационное единство. При этом попытки руководить из одного центра национальной социал-демократией с Бундом, социал-демократией Польши, Литвы, Армении, Грузии) часто терпели неудачу.
Первоначально РСДРП была сугубо интеллигентской организацией. Когда стали создаваться партячейки на заводах, рабочие были далеки от теоретических дебатов между Лениным и Плехановым, Троцким, Мартовым, жившими за границей. В 1905 — 1907 годах социал-демократы сотрудничали с эсерами и анархистами.
Программа конституционно — демократической партии
I. Основные права граждан
1. Все российские граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.
2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.
3. Каждый волен высказывать из уст и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.
4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания, как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.
5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.
6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т. п.
7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускаются только в случаях, установленных законом, и не иначе как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть освобождено или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных — им убытков.
8. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе, как на основании закона — судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.
9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.
10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.
11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.
12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержащихся на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их — самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном языке.
II. Государственный строй
13. Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.
14. Народные представители избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов без различия вероисповедания, национальности и пола.
Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.
15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.
16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.
17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.
18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.
19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.
III. Местное самоуправление и автономия
20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.
21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путем учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собой.
22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включай полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с представлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.
23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.
24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия и осуществления законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.
25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены, в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.
IV. Суд
26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие Империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.
27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; б) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают; в) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; г) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в закон безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежат все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирного суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза, как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; д) восстанавливается принцип единства кассационного суда; е) адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.
28. Независимо от этого в осуществлении наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, и навсегда; б) вводится условное осуждение; в) устанавливается защита на предварительном следствии; г) в обряд предания суду вводится состязательное начало.
29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы и переработка проекта гражданского уложения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.