Г.Ю.Филипповский
«Поучение князя Владимира Всеволодовича Мономаха» (так оно озаглавлено в средневековой рукописи) заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора — выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.
Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. Более того, защищённое на 100 процентов как надёжный рукописный литературный источник, «Поучение» по своему содержанию высоко-патриотично и высоко-пристрастно к судьбам Русской земли в целом и каждого человека в отдельности — будь то князь, духовное лицо или любой мирянин. Кроме того, «Поучение» прочно вписано в общеевропейскую средневековую литературную традицию королевских, императорских наставлений наследникам и потомкам — английским и французским, византийским (например, трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» X в. написан в форме наставления сыну-наследнику).
Отмеченные качества «Поучения» Владимира Мономаха позволяют считать его своего рода образцовым произведением древнерусской книжной словесности для изучения в высшей или средней школе. Если говорить о современной средней школе, где проблемы образования и воспитания идут рука об руку, «Поучение» Мономаха, казалось бы, не может быть широко востребовано. Между тем дело обстоит как раз наоборот. В 9 классе курс литературы включает традиционно из средневековой русской книжности лишь «Слово о полку Игореве», как, впрочем, и программа литературы 8 класса. В общем литературном обзоре, правда, учебник 8 класса под редакцией Д.С.Лихачёва всё же уделяет «Поучению» Мономаха полстраницы текста, где на бытовом уровне князь Владимир Мономах охарактеризован как образец уступчивости и миролюбия, умения прощать личные обиды. Речь идёт об очень узком комментарии к известному посланию Владимира Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому — убийце его сына князя Изяслава. Что же касается фрагмента текста «Поучения» в школьном учебнике 7 класса, то там речь не идёт даже и об эпизоде, а дан сюжетно нивелированный набор общедидактического характера, главным образом высказываний Владимира Мономаха, направленных против лени, причём речь отнюдь не заходит о лености души, то есть, о том, что имел прежде всего в виду автор, подбор опять же исполнен чисто в бытовом ключе. Лучше было бы уж совсем не делать этого, нежели представлять «Поучение» Мономаха и его автора в искажённом свете! Между тем, отдельным продвинутым школьникам наверняка известны созвучные самой сути «Поучения» Мономаха строки великого русского поэта XX в. Н.Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Встаёт естественный вопрос: если включать «Поучение» Мономаха в программу литературы средней общеобразовательной школы (чего оно в высшей степени заслуживает), то как подобрать научно-методические ключи к тексту произведения, чтобы по необходимости кратко и внятно, с пользой для литературного образования и духовного воспитания детей, уважительно и достойно, без искажений представить бессмертное творение Владимира Мономаха. Задача непростая, но разрешимая, и такой ключ на самом деле существует.
Школьников во все времена (особенно в гимназические) обучали на примерах из жизни великих людей. Нет основания сомневаться в величии личности князя Владимира Всеволодовича Мономаха как исторического, военного, государственного и литературного деятеля. Содержит ли «Поучение» (исповедь или автобиография Владимира Мономаха) рассказ о событиях его жизни? Да, конечно. Больше того, каждая из 3-х частей произведения (видимо, сознательно) строилась как бы вокруг одного из событий, но не простых, а судьбоносных, значимых в том числе и по своему жизненному уроку и лично для князя и для Русской земли в целом. Для того, чтобы в школе лучше понять великие духовные откровения «Поучения» Мономаха (а не некий бытовой суррогат), необходима предметность, которая позволила бы раскрыть содержание и нравственный урок трёх ключевых жизненных ситуаций, реальных опытов жизни, положенных Владимиром Мономахом в основу каждой из 3-х частей своего произведения. Охарактеризуем эти три событийные ситуации.
В первой части своего произведения Владимир Мономах как бы отталкивается от драматической коллизии столкновения с братьями-князьями, которые прислали к нему (он при этом, по словам автора «Поучения», находился зимой на санном пути по Верхней Волге) посла с ультиматумом: «Или ты присоединяешься к нам в походе против Ростиславичей, чтобы отобрать их земли, или между нами всё кончено». За этой фразой — целая драматическая эпоха междукняжеских отношений: клятва князей 1097 года на съезде в Любече жить в мире, любви и согласии, нарушение этой крестной клятвы-ослепление одного из братьев, участников съезда, князя Василька Ростиславича Теребовльского, последовавшие распри, возмездие от Бога крестопреступникам (Владимир Мономах в этой трагической истории — инициатор съезда, жертва клеветы, миротворец, выстрадавший и восстановивший согласие и любовь в Русской земле). На предложение князей идти и отобрать земли у ослеплённого Ростиславича Мономах ответил отказом, что неизбежно было связано с душевными терзаниями и муками сомнений. Чтобы заглушить боль души, исцелить душевные раны, Мономах обращается к гаданию на Псалтири (так было принято тогда на Руси, да, кстати, и в более поздние времена). Он открывает наугад святую книгу, и вот что ему вынулось: «Что печалуеши, душе, что тревожишь меня. Уповай на Бога, яко исповедуемся ему,» — вынулась исповедь души Богу. И Мономах исполняет обет — создаёт своё «Поучение» — исповедь души, подборку выписок учительного характера из книг Писания, направленных против творящих зло и беззаконие.
Во второй части — другие записки: хроника его дружинных путей-походов-деяний. И снова только один эпизод как бы развёрнут — добровольный уход из Чернигова, осаждённого войсками князя Олега Святославича и половцами, чтобы спасти, не дать им загубить невинные души осаждённых мирян и окрестных крестьян, а также монахов близлежащих монастырей. Снова — душевная рана, принятая во спасение людей, снова гуманистический поступок. Заканчивается 2-я часть характерной фразой: «Душа ми моя выше всего света сего». Третья часть — особенная, заключительная (если не считать молитвенного обращения, в принадлежности которого Владимиру Мономаху, кстати, некоторые учёные сомневаются). Мономах даже не пишет эту часть заново (в 1117 г.), а использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу — убийце его сына, молодого князя Изяслава. И снова — о драматическом событии из личного опыта жизни, и снова о душе: «О многострастный и печальный азъ! Долго боролась моя душа с сердцем, и одолела душа сердце мое». Внутреннее единство «Поучения» достигается не механическим сцеплением разновременных и разножанровых частей этого произведения, а единым духовным стержнем, характеризующим те разнообразные жизненные ситуации, которые автор выделяет в каждой из 3-х частей. Духовный поступок, нравственнная позиция христианина — вот истинный стержень, сюжетно и жанрово скрепляющий все части произведения.
Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую. Потому и для школы подобный путь раскрытия литературного и историко-культурного своеобразия «Поучения» Владимира Мономаха и интересен и полезен.
В заключение приведём вопросы возможной игры-викторины, организуемой в классе школы, лицея или гимназии по тексту «Поучения» князя Владимира Мономаха на 7-м или во 8-м уровне. Задача подобной игры: развить познавательные способности учащихся, их нравственно-культурный кругозор через подключение «Поучения» Мономаха к историко-культурному контексту русского и мирового Средневековья, его литературы и культуры [1].
1. Как вы датируете историко-документальные эпизоды, особо отмеченные автором «Поучения» соответственно в 1, 2, и 3 частях своего произведения? Найдите соотносительные моменты в тексте «Повести временных лет».
2. Какова, по вашему мнению, внутренняя логика их следования в едином тексте «Поучения»?
3. Почему в тексте «Повести временных лет» её редактор обозначил произведение Владимира Мономаха словом «Поучение», а не словом «Исповедь»? Дайте соответствующее обоснование.
4. В каком году умер Владимир Мономах и какова, по вашему мнению, продолжительность его жизни?
5. Каковы были, по вашему мнению, самые выдающиеся военные заслуги князя Владимира Всеволодовича Мономаха?
6. Имел ли отношение образ Владимира Мономаха к образу князя Владимира Красное Солнышко русских былин? Если имел, то какое?
7. Почему князь Владимир Всеволодович имел прозвание («прирок» по-древнерусски) «Мономах»? Обоснуйте ваш ответ.
8. Почему старший сын Владимира Мономаха Мстислав имел второе княжеское имя «Гаральд»? Ответ обоснуйте.
9. Мог ли, по вашему мнению, Владимир Мономах быть соредактором «Повести временных лет» (одной из её основных редакций)? Если да, то почему? Обоснуйте.
10. Существует ли жанровая связь «Поучения» Владимира Мономаха с каким-либо кругом произведений мировой литературы Средневековья? Если да, то с какими, приведите несколько примеров. Примечания
1. Лихачёв Д.С. Владимир Всеволодович Мономах //Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV вв. Вып. I /Отв. ред. Д.С.Лихачёв. Л., 1987. С.98-102 (там и список научной литературы по «Поучению» Мономаха).