Реферат по предмету "Производство"


Художественная обработка керамики

--PAGE_BREAK--                  

Художественная керамика

Керамика— это все разновидности изделий, выполненные из глины.



Терракотаимеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурью.

Майоликаимеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Ее покрывают глазурью и цветной эмалью.

Фаянсв отличие от майолики имеет более тонкий черепок, в основном белого цвета, а его пористость компенсируется прозрачными глазурями.

Фарфор— наиболее совершенный вид керамики. Его свойства: белизна, прочность, стойкость к агрессивным средам.


Географические центры художественной керамики


Россия

o      Гжель(Московская обл.). Это самый крупный и известный в России керамический промысел. Возник в 17 веке. Продукция: разные виды керамики, в т. ч. фарфор. Основное изделие: посуда (больше всего чашки и чайники). Сюжетный рисунок: цветы, птицы, деревья, архитектурные сооружения. В росписи преобладает синий и золотой цвета на белом фоне.

o      Скопин(Рязанская обл.). Фигурная посуда, например, в виде рыб, льва, птиц и игрушка в виде разных животных, в т. ч. полуфантастических. Основная палитра глазури: коричневая, зеленая и желтая.

o      Село Дымково(Кировская обл.). Глиняная игрушка в форме свистулек. Материал: красная глина. Основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, медный. Фон: белый. Свистульки изготавливают в виде разных зверей.

o      Город Каргополь(Архангельская обл.). Глиняная игрушка в виде фигур зверей, разных сказочных персонажей, деревенских жителей. Чаще других вылепляют фигурки медведей, оленей, собак (ведь Каргополь расположен на севере Русской равнины недалеко от тундры!). Цвета: синий, коричневый, зеленый, красный. Особенность: лепка несколько примитивная, упрощенная, фигурки людей приземистые.

o      Деревня Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: деревенский и городской быт, сказочные образы. В росписи присутствуют геометрические элементы: треугольники, кружки и точки. Основные цвета: красно-розовый, зеленый и желтый, фон бело-серый.

o      Аул Балхар(Дагестан). Гончарная посуда, в основном — кувшины и мелкая пластика. Рисунок: растительные и геометрические формы.
Кувшины копируют античные изделия. Пластика — это в основном одиночные фигуры животных, выступающие не как игрушки, а как скульптурная композиция. Особенность: изделия не покрывают глазурью. Поверхность изделий — матовая с красноватым оттенком.

Украина

Бытовая посуда с крупным растительным орнаментом и яркой цветной глазурью — ведущее направление украинской керамики. Другой характерный её вид — декоративная скульптура, украшенная лепными деталями.

o      Село Опошня(Полтавская обл.).

o      Продукция: разнообразная посуда, игрушки и декоративные фигуры зверей, особенно львов. Фон: красный и белый.

o      Город Васильев(Киевская обл.).

o      Продукция: вазы, тарелки, кашпо. Основные цвета: золотисто — коричневый и изумрудно — зеленый. Особенность: небольшой рельеф на гладкой поверхности.

o      Село Косово(Ивано-Франковская обл.). Проживают гуцулы (смесь украинцев и молдаван).

o      Продукция: квасные и молочные кружки, подсвечники, вазы. Рисунок: разные растения. Основной цвет: желто-зеленый. Особенность: заглубленный по контуру рисунок.

Молдавия

В основном керамическая посуда красного, черного, серого цветов. Геометризованный орнамент. Лепной рельеф. Рисунок: природные узоры.

Белоруссия

В Белоруссии изготавливают керамическую посуду, а также игрушки из глины, чаще в форме свистулек. Цвета: темно-зеленый, белый, желтый. Основной центр — город Ивенец.

Латвия

Керамику (кувшины, миски, горшки, подсвечники, вазы) изготавливают в основном в юго-восточной части страны (Латгалия). Цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Литва

Разнообразная гамма продукции из керамики (посуда, игрушки, скульптура). Формы строгие, без всяких украшений. Цвет — коричневый.

Эстония

Изделия выполнены в лаконичной форме и без какого-либо декора. Особенность: трещиноватая структура глазури.

Грузия

Сосуды для вина, зерна и муки, чаши, кувшины, тарелки. Без глазури. Рельеф на сосудах в виде горного козла или барана. Геометрический рисунок — ромб, крест, круг. Фон: темно-коричневый, черный. Орнамент бирюзовый, желтый, серо-голубой.

Армения

Сосуды для воды, теста, сыра, масла, соли больших размеров. Особенность: ленточный узор и рельеф чаще всего в виде женской головы. Цвет: коричневый. Глазурь отсутствует.

Таджикистан

Керамическое искусство развито в основном в горных районах (Бадахшан). Продукция: сосуды для молока, кувшины для воды, маслобойки, чаши. Их формы довольно примитивны. Геометрический орнамент темно-коричневого или красного цвета на розовато-золотистом фоне. Также изготавливают игрушки в виде драконов белого, красного и синего цветов.

Узбекистан

Развито искусство поливной керамики (Хорезм. Бухара. Фергана. Самарканд. Ташауз. Риштан) Цвета: зеленый, коричневый, черный на голубом фоне.

У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика. Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.

Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непременные компоненты сырьевой массы — дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шликер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика проходит обжиг.

В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов входят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эмалями — издавна использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига (подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

                                                                                         
Виды глин и их свойства.

          Глина – это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Существует несколько видов природных глин: обычная поверхностная глина, огнеупорная, грес (после обжига становится как камень), каолин (основа для фарфора). Каждый обладает разными свойствами: легкоплавкость, остекловывание при обжиге, пластичность, деформация, упругость.  В природе глина практически  всегда содержит примеси. Необходим длительный процесс очистки и отмучивания, чтобы придать нужные свойства.

        С учетом требований к изделиям создается керамическое сырье в промышленных масштабах: пористая керамическая масса, майолика, фарфор, каменная масса, грубокерамические массы.

        В состав каждой глиняной смеси входит три компонента:

-пластичные материалы (сама глина), которые выбирают исходя из свойств, подходящих для формовки и обжига;

-плавни (флюс) – вещества, способствующие снижению температуры плавления;

-отощающие материалы – шамот, песок, опилки, снижающие усадку при сушке. 

          Для нашей работы достаточно будет глин со свойствами природной красной или белой.

Природная красная глина.

Имеет зеленовато-коричневую окраску, которую ей придает оксид железа, составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге, в зависимости от температуры и типа печи, приобретает красную или белесую окраску. Выдерживает температуру 1050-1100*С. Пластична, хорошо формуется, при правильной сушке и обжиге практически не деформируется. Используется для моделирования и при работе с пластом.

Белая глина.

Во влажном состоянии светло-серая, после обжига приобретает белый цвет или цвет слоновой кости. Температура обжига:1050-1150*С. Бисквитный обжиг рекомендуется выдерживать 900-1000*С (перед


глазурованием). Эластична, хорошо держит  форму. Используется для изготовления посуды, сантехники, кафеля или поделок из глины.


 Для окрашивания белой глины в цвет можно добавить в сырой состав красящее вещество (пигмент) или оксиды. Оксиды в пропорциях 1,5-6%; пигменты -  5-20%. Мы используем для окраски глины ангобы.

              
Работа с глиной.
Организация рабочего места.

     Важным моментом в работе является правильное и удобное размещение материалов и инструментов на рабочем столе. Поверхность стола должна быть ровной и гладкой, но не полированной. Для лепки используют стол с деревянным, пластиковым или линолеумным покрытием, которое хорошо мыть. Рабочее пространство составляет 60*60см.

 В верхнем левом углу располагают глину, закрытую влажной тканью или целлофаном. Емкость со шликером и кисти – в центре. В правом верхнем – емкость с инструментами, подставка для изделия или турнетка и поролон, чуть ниже емкость с водой. В нижнем правом углу кладут ткань. Необходимо надеть специальный халат или фартук.( Рис.1)

Организация рабочего места дисциплинирует и создает техническую безопасность. Это важно при работе с детьми.



Этапы уборки рабочего места.

Важным моментом в воспитании также является уборка своего рабочего места, воспитанники учатся планировать работу и время.

1.    Приготовить специальный моечный таз. 

      2.  После окончания работы необходимо вымыть все инструменты и    разложить в места хранения.

3.   Рабочую поверхность стола вымыть специальной поролоновой губкой. Нельзя использовать для этого стеки и ножи.

4.  Вымытые тканевые салфетки, которые использовались для формования и лепки, обязательно сушить  на батареях или веревках.

5. Отстоявшуюся в тазу глиняную воду слить, а осевшую глину переложить в емкость, где хранится глина.

Нельзя сливать глиняную воду в канализацию!Глиняная вода, попадая в сточные  трубы, оседает и засоряет их.

Инструменты, материалы и приспособления:
Главным инструментом для мастера-керамиста служат руки. Однако нужны специальные инструменты.

Основные инструменты:

  — плоские деревянные стеки разных форм; стеки-петли для моделирования и полировки, деревянная скалка, шаблоны (рейки);

— ткань (несколько кусков), пульверизатор  для поддерживания уровня влажности пласта;

— поролоновые губки;

  — шликер — жидкая глина, необходимая для соединения     деталей в изделии, кисти щетинные разной величины и форм, кисти беличьи;

— турнетки или малый гончарный круг;

— гипсовые штампы, отлитые раньше;

— картонные цилиндры, разных диаметров;

— шлифовальная бумага или алюминиевое волокно;

— глазури, таз для окунания или аэрограф.


Шаблоны, в данном случае картонные цилиндры и штампы, нужно готовить с учетом того, что при сушке и обжиге изделие уменьшается по высоте и в диаметре. Если важны размеры готового изделия,  нужно шаблон увеличитьв размере.
  Особенности сушки глиняных изделий.
    Процесс сушки требует особого внимания.

Испарение воды при сушке происходит сначала с       поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы, то есть неравномерно;  места соединений, выступающие и мелкие детали, тонкостенные детали обычно высыхают гораздо быстрее общей массы изделия. Поэтому неправильно выставленные на сушку изделия деформируются или растрескиваются.

 Главное правило: процесс должен проходить     достаточно медленно и в определенной среде. 

Определенная среда создается при обертывании изделия полувлажными кусками ткани несколько слоев или  слоями газет. Изделие выставляется в места, где нет сквозняков на срок от 2 дней до 2 недель до полного высыхания (зависит от толщины стенок, размеров изделия).
  Обжиг глиняных изделий.

Под воздействием высоких температур структура глины меняется, и она превращается в керамику – совершенно другое вещество, с другими физическими и химическими свойствами.

Обжиг производится в современных электрических муфельных, газовых печах. С помощью терморегулятора задается и поддерживается определенная температура. Если неправильно задать программу обжига в муфельной печи, то изменение температур вызовет необратимые последствия в керамической структуре. Поэтому каждому керамисту нужно знать основные фазы обжига. Их шесть.
1.       от 0*до 200*С обозначается как процесс досушки. Продолжается около двух часов с приоткрытой дверью печи, чтобы испаряющаяся влага не попадала на стены и не окислялась жесть.
2.       от 200* до 400*С. – 120 мин. Удаляется химическая вода. Очень ответственный момент обжига. Чаще всего происходит разрушение изделия, если не

       соблюдать временной режим.

3.       от 400* до 600*С — 120 мин. В глине происходят физико-химические изменения, при которых происходит спекание глинообразующих элементов. При резком изменении температуры глина может треснуть.
4.       от 600* до 800*С. – 10-60 мин. С материалом ничего не происходит. Перерыв в обжиге.
5.       от 800* до 1000*(980*)С – 90 мин. Если речь идет о бисквитном (утильном) обжиге.

Время поливного обжига более продолжительно. Процесс плавления глазури начинается при 800*С,  в течение от получаса до трех часов температура должна постепенно повышаться до1000*С. Эту стадию называют созреванием глазури.
6.       Фаза обозначена как период сохранности, длится от получаса до часа. Время охлаждения керамики — неопределенное и зависит от вида и свойств печи.

Извлекать обожжененные изделия из печи следует при полном остывании печи до 100-120*С.  Резкий перепад температур,  при открывании дверцы неостывшей печи, приведет к разрушению керамики.
Глина бывает разная, и нужно только

                                                                                           иметь умелые руки, пытливый ум

                                                                                                     и много солнечной энергии,

                                                                                          чтобы превратить ее в керамику.

                                     

                                                                                                                    Эдуард Детлав.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского
Реферат Трансформации энергии
Реферат Синтез гексагидроксоплатината калия
Реферат 1. 2 Механизм управления инновациями
Реферат Мясорубка МИМ105М
Реферат А. П. Платонов Все искусство заключается в том
Реферат Человек и природа в советской литературе
Реферат Марко Кропивницький - видатний діяч українського театру
Реферат Послуги посередників у міжнародній торгівлі
Реферат Effects Of World War I Essay Research
Реферат Александровна Подкорытова, психолог Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук, доцент Ургу екатеринбург Союз юных корреспондентов Свердловской области 2007
Реферат Виндзорский договор 1386
Реферат Byzantine Empire Essay Research Paper The Byzantine
Реферат An Acceptable Punishment Essay Research Paper An
Реферат Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации