Реферат по предмету "Исторические личности"


Развитие системы благотворительных учреждений императрицы Марии Федоровны

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ „
Кафедра социальной работы
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Марии Федоровны (1798-1848)
(курсовая работа)
Выполнила студентка 2 курса 1022 гр.
Зяблицкая Е.В.
________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Антонович И.В.
_________________________
(подпись)
Работа защищена
_________________2009 г.
Оценка
Барнаул – 2009
Содержание
Введение
Глава 1 Возникновение системы социальных учреждений императрицы Марии Федоровны
Глава 2 Создание и развитие системы образовательных учреждений
Глава 3 Развитие системы медицинской помощи и создание медицинских учреждений.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данная работа отличается особой актуальностью. В советской исторической науке доминировала точка зрения, согласно которой члены императорской фамилии не заслуживали особого рассмотрения, а особенно деятельность женщин — императриц. Между тем фигура императрицы Марии Федоровны отличается особыми организаторскими способностями. Эта женщина внесла свой особый вклад в развитие социальной работы. Она руководила самой большой сетью благотворительных учреждений в дореволюционной России. Изучение ее опыта будет, несомненно, актуально для развития социальной работы в современной России.
Исходя из всего вышесказанного, ведущей целью представленной работы является необходимость изучить основные направления возникновения и развития системы социальных учреждений в царствование императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I. Данная цель включает в себя решение следующих задач. Первая из них связана с описанием этапа возникновения системы социальных учреждений Марии Федоровны. Вторая включает в себя освещение системы образовательных учреждений. Сферой решения третьей задачи является характеристика системы медицинских учреждений, созданных в рассматриваемый период.
Объект данной работы — система благотворительных учреждений, которая была создана в результате деятельности императрицы Марии Федоровны.
Предмет курсовой — благотворительная деятельность Марии Федоровны во второй половине XYII — начале ХIХ века.
Представленная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Содержание глав отражает решение поставленных задач перед исследованием.
В ходе работы нами использовались следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, системный. Описательный метод предусматривает конкретное историко-социальное исследование системы социальных учреждений, созданных императрицей Марией Федоровной с позиций ее сущности, возникновения и развития. С помощью этого метода исследуются важнейшие проблемы ее благотворительной деятельности с позиций противоборства между отжившим старым и нарождающимся новым. Сравнительно-исторический учитывает важную особенность исследования: важные исторические явления, как, например, благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны полнее раскрывает свое значение при сопоставлении ее с серией сходных явлений и фактов. Это ориентирует на изучение конкретных государственно-социальных явлений путем сопоставления их отдельных качеств, черт с показателями других однотипных явлений и процессов. Системный метод путем анализа структуры системы благотворительных учреждений, созданных Марией Федоровной составляющих ее элементов, присущих им взаимосвязей.
В процессе работы над данной темой нами была исследована соответствующая литература, которую, с достаточной степенью условности можно разделить по хронологическому принципу, а также по содержанию. Если работы биографического характера в большей степени однородны по своему содержанию и высказываемых в них суждениях, то работы отечественных исследователей можно разделить на работы исследователей, относящихся к советской историографии и научные произведения авторов современного периода.
В работах отечественных исследователей, относящихся к советскому периоду, отчетливо видна тенденция к негативной оценке царствования Павла I и благотворительной деятельности его супруги. В их анализе особо подчеркивается антинародный характер ее деятельности, делается сильный акцент на существовании громоздкой системы и существованием неравенства. Особенно ярко данные черты находить свое отражение в работах Никитина1.
Отечественные исследователи современного периода. В данных работах содержится как богатый фактический материал, так и анализ деятельности Марии Федоровны на новых основах. Отказавшись от господствовавшего ранее в советской литературе доктринерского подхода, исследователи стремятся к использованию новых методов, в частности использования причинно-следственных связей.
Глава 1 Возникновение системы социальных учреждений императрицы Марии Федоровны
После эпохи Екатерины II в развитии общественного призрения стали общественные благотворительные общества и союзы. Система общественного признания была поставлена под государственный контроль. Члены императорской фамилии стали активно заниматься благотворительностью, создавать под патронажем государства общественные организации, то есть, фактически поставив милосердие на профессиональную основу.
Среди них особое место занимают “Учреждения императрицы Марии Федоровны»
12 ноября 1796 года императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. На другой же день после своего назначения Императрица пожаловала обществу ежегодную выдачу из своей казны по 15 тыс. рублей. Сумма эта легла в основание так называемого кассетного капитала. Несмотря на ежегодные из него расходы капитал быстро возрастал и за время управления Марии Федоровны достиг 1,3 млн. рублей серебром. 2
2 мая 1797 года императрица, сохраняя в своем введении Воспитательное Общество и мещанское училище, приняла по воле Государя главное начальствование над Воспитательными Домами, Сохранными Казнами и Коммерческим училищем, чем и положила начало Ведомству, впоследствии названному его именем.
Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тысяч рублей на содержание грудных младенцев с кормилицами. 3
Приступивши к своей работе, ознакомившись с деятельностью всех учреждений, находившихся в ее введении, императрица энергично приступила к их реорганизации. Прежде всего, она сочла негуманным слишком рано лишать девочек родительской ласки и подняла возраст для зачисления в институты благородных девиц с 5 до 8-9 лет. Для приема в Мещанские училища был установлен возраст в шесть лет.
Реформаторская деятельность Марии Федоровны коснулась и воспитательных домов. Ее беспокоила очень высокая смертность среди принятых на воспитание детей. За 30 лет из поступивших из них 65 тысяч младенцев в живых осталось только 7 тысяч. 4 Императрица, в первую очередь заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт — Петербурге Государь пожаловал Воспитательному Дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный Дом располагался вплоть до 1917 года.
Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член «высокого и знатного рода» сверх участия в общем управлении заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».
Так же было выяснено, что одной из главных причин болезненности и смертности младенцев воспитательных домов была также нехватка кормилиц. Мария Федоровна уменьшила число воспитанников в Санкт-Петербургском и Московском воспитательных домах до 500 человек, и отдала распоряжение остальных отдавать в казенные государственные деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам на воспитание с целью приучить питомцев правилам сельскохозяйственного производства и домоводства. В воспитательных домах теперь должны были оставаться только ослабленные дети, требующие непрестанного внимания и ухода.
Мария Федоровна также заботилась об увеличении доходов воспитательных домов. Вступив в управление, Императрица обнаружила, что кредит Сохранных казнен упал, обороты значительно сократились.
Благодаря энергичным мерам, предпринятым Императрицей, Сохранные казны быстро оправились, и уже в 1799 году их доходов заимообразно была отпущена значительная сумма Государственному казначейству для завершения строительства Витегорского канала, названного в честь Императрицы «Мариинским».
Желая улучшить воспитание детей, приносимых в Воспитательным дом и розданных по деревням, Мария Федоровна пришла к мысли о необходимости создания сети сельских школ. С этой целью она открыла в 1802 году в Гатчине Сельский воспитательный дом на 700 младенцев, а в Павловске учредила больницу для бедных.
Александр I при восшествии на престол также предоставил матушке полную свободу действий, всячески способствуя ей в осуществлении проектов в области народного просвещения и благотворительности. Необходимо признать, что на данном поприще Мария Федоровна обнаружила незаурядные организаторские способности. Под ее руководством ведомство процветало. Она умела привлекать в работе в своем ведомстве умелых, энергичных и богатых людей.
Экономика воспитательных домов имела довольно устойчивое финансовое положение, которое неуклонно подкреплялось как за счет Ссудной и Сохранной касс, так и за счет частных пожертвований В связи с этим многие благотворительные учреждения, существовавшие в рассматриваемый период, когда оказывались в затруднительном положении, обращались к Марии Федоровне с просьбой взять их под опеку. К 1812 году обороты обоих казнен представляли огромную по тем временам сумму в 105 млн. рублей. 5
В конечном счете, Ведомство учреждений императрицы Марии превратилась в особую отрасль народного просвещения, социального обеспечения и здравоохранения.
В 1855 году в Ведомстве Императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходили лечение около 40 тысяч больных. 6
В воспитательных домах, приютах и богадельнях призревалось свыше 60 тысяч человек. В конце прошлого столетия из 500 благотворительных заведений ведомства, свыше 100 существовали на его средства. Годовой бюджет ведомства к этому времени достигал свыше 13 миллионов рублей. 7 Под эгидой ведомства императрицы Марии действовало несколько автономных благотворительных обществ. Наиболее значительными среди них были: советы детских приютов, Дамское попечительское общество о бедных, Благотворительное общество 1837 года.
После смерти Марии Федоровны в 1828 году в ведомство ее имени были переведены некоторые благотворительные учебные заведения приказов общественного призрения, для управления которыми были учреждены попечительские советы.
14 ноября 1828 года в память об усопшей император Николай I особым манифестом учредил Мариинский знак отличия за беспорочную службу в области благотворительности, имевший две степени. Знак первой степени присуждался за безупречную двадцатипятилетнюю службу. Он имел вид золотого креста, покрытого голубой финифтью, на четырех концах которой был расположен вензель императрицы Марии Федоровны, а в центре на голубом щите — венок из дубовых и виноградных листьев, на которым римскими цифрами обозначено число лет службы, за которые знак был пожалован. Знак второй степени имел вид золотого медальона, покрытого голубой финифтью с изображением вензеля Марии Федоровны, а под ним стояла римская цифра XY.
Знак присваивался лицам женского пола, служившим в учреждениях императрица Марии, но на него имели право также и те, кто служил в благотворительных учреждениях, состоявших в непосредственном введении Государя или членов императорской фамилии.
В 1854 году многие благотворительные заведения, находившиеся ранее под покровительством Императора и Императрицы, были объединены в одну систему, получившую официальное название Ведомство учреждений Императрицы Марии. Учреждения этого ведомства делились на 15 групп, которые, в свою очередь, подразделялись на разряды. Самостоятельную группу составляли женские учебные заведения, управляемые особым советом.
Ряд учреждений находились в ведении опекунских советов. Кроме того, существовал Комитет главного попечительства детских приютов. Особое место в ведомстве занимало Благотворительное общество 1837 года. Особняком стояла коммерческие и мариинские училища. Архитектором ведомства многие годы состоял Д. И Жилярди, выполнивший в Москве большой объем работ. По его проекту было построено здание Опекунского совета Александровский институт, реконструирована Павловская больница, здания Екатеринского института, Вдовьего дома и прочие.
Параллельно и независимо от Ведомства учреждений императрицы Марии действовало еще одно крупное благотворительное ведомство, имевшие свои филиалы во многих городах России, — это Императорское Человеколюбивое Общество.--PAGE_BREAK--
Оно было создано в 1802 году по инициативе императора Александра I и поначалу название Благодельного. В задачу общества входило оказание на добровольных началах разносторонней помощи бедным и нуждающимся людям.
Глава 2 Создание и развитие системы образовательных учреждений
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования.
Приняв на себя руководство делом общественного призрения, императрица Мария Федоровна решила не ограничивать своей общественной деятельности управлением созданных еще при Екатерине детских воспитательных учреждений.
Парадоксом является то, что императрица не считала важным, что женщина должна иметь образование. Ее воззрения на женское образование сегодня некоторыми исследователями были бы названы ретрогранными, консервативными или дискриминационными. Она считала, что для женщин вредно приобретать много знаний. Главную задачу воспитания девочек она видела в умении вести домашнее хозяйство, воспитывать в добрых нравах детей и блюсти в расходах бережливость. Мария Федоровна, также как и Екатерина II, образование женщин подчиняла воспитанию, императрица Мария хотела, чтобы девушки выходили из институтов не вообще просвещенными, а хорошими женами, матерями и хозяйками. В 1804 году она писала о воспитанницах Смольного института: «если будут любить учение, труд и порядок, то могут надеяться быть счастливыми женами и матерями, особенно если к талантам и познаниям, какие им даются в заведении, присоединить хороший характер». 8
До деятельности Марии Федоровны существовала учебно-воспитательная система, созданная еще при Екатерине II, получившей название Воспитательного общества. Первым заведением этого общества был уже упоминавшийся Смольный институт с Мещанским отделением в Петербурге. В 1802 году Императрица Мария Федоровна открыла Институт благородных девиц в Москве.
Созданием институтов благородных девиц, было, положено начало женскому образованию в России.
В течение первых двух лет управления учебно-воспитательными заведениями Мария Федоровна открыла в Петербурге три женских училища.26 мая 1797 года она учредила в Петербурге на собственные средства Сиротское училище для разночинцев, дочерей купцов и ремесленников, мещан, священников и нижних чинов, нижних канцелярских служащих и придворных, в 1800 году данное училище было переименовано в Мариинский институт.
В 1798 году Мария Федоровна основала женское отделение при созданном Павлом Петровичем, в бытность его Великим князем, Военно-сиротском доме. В 1829 году, уже после смерти Марии Федоровны, это отделение было преобразовано в Павловский институт. В училище было два отделения: одно для детей благородного происхождения — дворян, другое — для детей солдатских.
В этом же году Мария Федоровна основала училище Ордена святой Екатерины, к организации которого привлекала женщин аристократического круга. Орден святой Екатерины был учрежден еще Петром I по примеру католических стран Европы, где во имя восстановления авторитета Церкви, поколебленного реформацией, стали создаваться учреждения, проникнутые духом практического милосердия. Наиболее смело это движение отразилось в существовании женских духовных общин, которые ставили перед собой благотворительные цели: заботились о больных и немощных, о голодающих, о сиротах, вели просветительскую работу среди неграмотного населения. 9
В России женское общинное движение набрало силу, значительно позже, в середине XIX века.
Члены Екатерининского ордена среди прочих уставных обязанностей принимали обет среди прочих выкупить за свои деньги из варварского плена невинного одного христианина. Императрица Мария Федоровна придала деятельности общества святой Екатерины новый импульс и новое направление деятельности, нацелив его на распространении в России женского образования и воспитания. В Москве училище ордена святой Екатерины было учреждено в 1802 году. Для размещения нового института Мария Федоровна купила усадьбу, которую в 1779 году архитектор И.Д. Жилярди построил для графа Салтыкова. После пожара 1812 года архитектор Д.И. Жилярди и А, Г Григорьев восстановили и перестроили усадьбу.
В 1801 году Мария Федоровна купила эту усадьбу и разместила здесь Екатерининский институт. Средства на содержание института были частично выделены казной, но главным источником его существования были все — таки частные пожертвования. В институте воспитывались пансионерки А.Н. Нарышкиной, гвардии капитанши М.П. Шереметьевой, генерал — майорши фон Мартенс, графа Д.Н. Шереметьева, самой императрицы Марии Федоровны.
В Екатерининские институты принимались дочери бедных природных дворян, каких бы чинов они не были, или тех, чины которых давали дворянское достоинство. Для девочек недворянского происхождения при Московском Екатерининском институте в 1805 году было создано отделение, получившее название Мещанского училища.
Московское Мещанское училище было открыто в 1805 году в доме на Кудринской площади (ныне площадь Восстания 1/2). Здание, в котором разместилось Мещанское училище, было построено в 1775 году по проекту архитектора И.Д. Жилярди для генерала — прокурора А.И. Глебова, также имеющего отношение к основанию Павловской больницы. К моменту учреждения Мещанского училища здание находилось в ведении Медицинской конторы: в нем размещалась Главная аптека. В 1812 году мещанское училище было переведено во вновь построенное здание на Новой Божедомке.
В 1891 году данное училище получило название Александровского института.
Проявляя заботу о женском образовании, Мария Федоровна создавала систему учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на представителей разных сословий. Этой же цели служили отделение Военно-сиротского дома и Мариинский институт в Петербурге и созданный в 1817 году — Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы. Причем начальству предписывалось не только заботиться о трудоустройстве выпускниц, в основном гувернантками, разбирать их несогласия с семействами, где они будут жить, печься о выдаче их замужество, а также ходатайствовать по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения. Уставы первых учреждений сохранились неизменными до 1913 года.
Императрица заботилась и о воспитании дочерей нижних чинов армии и флота. В 1820 и 1823 году были открыты два училища для солдатских дочерей полков лейб-гвардии. Для детей нижних чинов морского ведомства в 1826 году учреждены училища в Севастополе и Николаеве. То есть можно отметить, что императрицей Марией в основном была создана сеть гарнизонных училищ, расположенных в зоне дислокации полков.
В 1806 году Мария Федоровна открыла в Павловске училище для глухонемых детей, переведенное в 1810 году в Петербург. Спустя шесть лет она внесла в кассу этого училища 156 тысяч рублей.
Императрице Марии Федоровне принадлежит заслуга основания в России женского педагогического образования. Эта мысль возникла у него в самом начале управления институтами благородных девиц. Она столкнулась с проблемой укомплектования кадров преподавателей и воспитателей, подведомственных ей учреждений, в то же время увидела среди воспитанниц институтов большое число способных девушек из бедных семей, которые нуждались в трудоустройстве после окончания института. Учитывая все это, Мария Федоровна учредила в институтах особые классы — пепиньеры, в которых воспитанницы после окончания институтской программы оставались на один год для прохождения педагогической практики.
Они обучали воспитанниц начальных и средних классов чтению на трех языках, письму с «голоса» и чистописанию. После окончания полного курса учебы пепиньерки поступали или в классные дамы, или гувернантками или учительницами в частные дома. Мало — по — малу, усилиями Императрицы Марии пепиньры были учреждены практически во всех институтах.
Еще более основательно было поставлено дело подготовки педагогических кадров в классах наставниц при воспитательных домах. По учебной программе, составленной Императрицей в 1816 году, в Воспитательном доме было 5 классов, по два года каждый. После окончания десятилетнего образовательного курса воспитанницы переходили в одиннадцатый класс, где под названием кандидаток проходили педагогическую практику. Кроме классов наставниц в 1817 году повелением Марии Федоровны в воспитательных домах были организованы музыкальные классы для девочек, проявивших музыкальные способности, которых готовили к работе в качестве учительниц музыки наставницы, или, как их чаще называли, кандидатки, в течение полустолетия, то есть практически до основания высших женских курсов, были практически самыми образованными женщинами в России.
В 1818 году Императрица повелела управляющему Московским воспитательным домом А.П. Нечаеву выбрать из Московского Вдовьего дома 12 вдов, отличающихся благонравием, кротостью и хорошим поведением, добровольно желающим посвятить себя человеколюбивому занятию — уходу за больными. Были установлены двухнедельные дежурства в Мариинской больнице, после чего бригады менялись. Дежурства оплачивались по пять рублей за две недели работы. Опыт оказался весьма перспективным, и в 1819 году появился особый рескрипт, учреждавший институт сердобольных вдов. В особо установленный день, а именно 12 декабря, в торжественной обстановке, удостоенные высокой чести, посвящались в звание сердобольных. Обряд посвящения был тщательно продуман самой императрицей. После проведения обряда, вдовы получали свидетельство на звание сердобольных, о чем публиковалось в газетах. Прослужившие в этом звании 10 лет получали ежегодное вознаграждение 150рублей. Каждые пять лет вознаграждение увеличивалось, а через 25 лет удваивалось. С учреждением института сердобольных вдов можно отсчитывать историю становления начального медицинского образования в России. По уровню квалификации сердобольная вдова занимала промежуточное положение между медицинской сестрой и няней, тем не менее, они на протяжении большого количества времени компенсировали хроническую нехватку младших медицинских сестер. Сердобольные вдовы были просто сиделками, однако их отбору и образованию уделялось самое тщательное внимание. Христофор фон Опель, главный врач Мариинской больницы, в которой служили сердобольные вдовы, в 1822 году опубликовал написанным им учебник, который так и назывался «Руководства и Правила, как ходить за больными для пользы каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов званию сему особенно себя посвятивших…».
Глава 3 Развитие системы медицинской помощи и создание медицинских учреждений.
Развитие системы медицинской помощи в царствование императрицы Марии Федоровны началось с учреждения ею Вдовьих домов.
Необходимость оказания помощи вдовам, не имевших средств к существованию принимали все здравомыслящие люди. Еще при Екатерине II предпринимались попытки организованной помощи вдовам с малолетними детьми. В 1772 году учреждается специальная вдовья казна, с тем, чтобы мужья откладывали свои капиталы для обеспечения существования семьи в случае своей смерти. Однако этот призыв не нашел отклика в мужской среде, и вдовья казна осталась пустой.
В 1803 году императрицей Марией Федоровной при руководимом ею ведомстве в Москве и Петербурге учреждаются вдовьи дома — приюты для вдов, оставшихся без средств к существования после смерти мужей, а также вдов с малолетними детьми, бывших на гражданской или военной службе более 10 лет. Принимались также вдовы и девицы, прослужившие в учреждениях ведомства Императрицы Марии не менее 15 лет, удостоенные за беспорочную службу Мариинским знаком отличия. Для получения пенсии необходимо было представить свидетельство о бедности и благопристойном поведении: в столицах — от обер-полицмейстера, в губерниях — от предводителя дворянства или полицмейстера, а в уездах — от исправника.
Дети вдов, находящихся во Вдовьем доме, получали привилегии при поступлении в учебные заведения. Дочери потомственных дворян принимались без баллотировки.
Средства для существования вдовьи дома получали от доходов воспитательных домов, которым было предписано в течение 20 лет выделять на их содержание по 20 тысяч рублей
Московский вдовий дом был открыт 12 мая 1803 года в здании, расположенном на углу Проезжего переулка, где прежде помещалась оспенная больница. Позади дома протекала речка Синичка, по названию которой местность называлась Синичкиной слободой (позже Солдатская слобода). Дом, в котором разместился приют, был старым и довольно ветхим. Увеличивалось число призреваемых, и он становился довольно тесным. Стал насущным вопрос о строительстве нового здания.
Для строительства нового приюта отведен участок, принадлежавший Воспитательному Дому, рядом с Мариинской больницей для бедных, входившей в Ведомство императрицы Марии, на Новой Божедомке (ныне улица Достоевского.4). Проектирование нового здания было поручено архитектору Д.И. Жилярди. В 1809 году состоялась торжественная закладка здания. В 1812 строительство здания было завершено. Однако новое здание вдовам занять не пришлось, поскольку последовал приказ о передаче его под Мещанское училище. А под Вдовий дом было отдано здание в Кудрине, занимаемое мещанским училищем.
В здании, предназначенном для Вдовьего дома, в 1812 году был развернут госпиталь, в котором находилось до 3 тысяч русских воинов. Во время московского пожара здание сгорело и в нем погибло около 700 человек. 10 В начале 1814 года вдовы из лефортовского дома были переведены во вновь отстроенное помещение. Старое здание Вдовьего дома в Лефортове было передано комиссариатному ведомству под военный госпиталь. В 1818 году верхний этаж Вдовьего дома был отдан под детский приют, куда были переведены малолетние обер-офицерские дети из Воспитательного дома. Только в 1842 году сиротское малолетнее отделение было переведено в специально приспособленный для этих целей дворец графа А.И. Разумовского на Гороховой улице (ныне улица Казакова, 18). В 1820 году архитектор Д.И. Жилярди перестраивает Вдовий дом, расширяет его и меняет фасад. В процессе реконструкции зданию придают ампирные формы в соответствии с господствовавшими тогда тенденциями моды. По своему облику Вдовий дом является наиболее типичным памятником позднего классицизма. Приземистое, большой протяженности двухэтажное здание. Гладкие стен, монотонный ритм окон. Высоко поднятый руст стен. Монументальная коллонада дорического ордена на низовом цоколе определяет глубокую лоджию. Широкий фриз, низкий фронтон — все это черты господствовавшего в то время стиля ампир.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Во Вдовьем доме в Кудрине проходило детство замечательного русского писателя А.И. Куприна. В четырехлетнем возрасте, после смерти отца Саша Куприн остался с матерью, урожденной Куланчаковой, за неимением средств к существованию оказался в общей палате Вдовьего дома. Свои грустные воспоминания об этом периоде своей жизни он описал в рассказе «Святая ложь», где он в нескольких штрихах обрисовывает царившую в этом доме атмосферу.
Для квартир служащих в 1854 году был выстроен новый флигель по одной линии с главным корпусом. Желающих попасть во Вдовий дом было очень много. За неимением вакансий, просительницы вносились в кандидатские списки, однако очереди приходилось ждать по нескольку лет. За годы ожидания дети вырастали и теряли право на зачисление во Вдовий дом, а соответственно лишались привилегии для поступления в учебные заведения Ведомства. В 1859 году положение было облегчено тем, что высочайшим повелением было предписано, при зачислении во Вдовий дом отдавать предпочтение женщинам, имеющим детей. Женщины, находившиеся на попечении во Вдовьем доме, помогали в Воспитании сирот Воспитательного дома, работали в качестве сиделок в Мариинской больнице для бедных, находившейся, так же как и Вдовий дом в Ведомстве императрицы Марии.
Во время Крымской компании 1854-1856 годов вышеупоминавшиеся сердобольные вдовы вместе с сестрами милосердия под руководством великого хирурга Н.И. Пирогова показали, какая сила может быть заключена в женском характере. Условия работы были исключительно тяжелыми. В это тяжкое для крымской армии время 16 сердобольных вдов ответили на призыв поехать в действующую армию. Несмотря на свое знатное происхождение (многие из них были потомственными дворянками), женщины выполняли самую тяжелую, черную, крайне неблагоприятную работу.
Вся военная компания держалась на героизме солдат и офицеров фронта, среди которых находились, перенося все тяготы войны женщины — волонтерки Вдовьего дома.
После революции Вдовий дом был упразднен, а его здания были переданы Наркомздраву. В 1920 году здесь разместился нервно-психический институт, преобразованный здесь из музея. В 1931 году институт был переведен на базу Преображенской психиатрической больницы (современная психиатрическая больницы №4) Освободившиеся помещения занял институт охраны детей и подростков. С 1936 года здание Вдовьего дома занимает центральный институт усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования).
С 1803 года императрица Мария Федоровна открывает новое направление деятельности, формируемой ею системы общественного призрения: основывает в Москве и Петербурге две больницы для бедных, получивших название Мариинских. Московская Мариинская больница, как и Вдовий дом, сначала была устроена во временно приспособленном, арендуемом доме в Лефортове. В 1806 году для нее было выстроено новое здание на улице Новая Божедомка (ныне улица Достоевского, 2), неподалеку от основанного той же Марией Федоровной Екатерининского института благородных девиц. Здание больницы было построено И.Д. Жилярди по проекту петербургского архитектора А.А. Михайлова в традиционной для московских усадеб манере с отступом от красной линии; флигели с боком охватывают пространство перед домом, формируя нарядный двор — курдонер. Главный вход параллельного фасада украшен монументальным восьмиколлонным портиком ионического ордера, поставленный на плоский цоколь, к которому ведет широкая лестница.
Больница была довольно крупным по тем временам лечебным учреждением, в ней было 200 кроватей. При ней было учреждено благотворительное общество, целью которого было оказание помощи неимущим лицам, закончившим курс лечения. При выписки из больницы нуждающимся выдавалась теплая одежда, обувь и денежное взаимопомоществование. Здесь же находился приют на 12 мест для неизлечимо больных. В 1878 году в Мариинской больнице было открыто одно из первых в Москве фельдшерских училищ на 30 мест.
В больничных флигелях находилась лечебница для приходящих больных, различные вспомогательные службы и квартиры служащих. В левом флигеле в марте 1821 года поселился штаб — лекарь М.А. Достоевский, отец великого писателя. М.А. Достоевский окончил медико-хирургическую академию, участвовал в войне 1812 года, а затем работал в Московском военном госпитале. В 1820 году перешел из военного ведомства на гражданскую службу, был зачислен штаб — лекарем в Мариинскую больницу. Здесь в ноябре 1821 года и родился Ф.М. Достоевский. Через два года семья перебралась в противоположный флигель, заняв там квартиру на первом этаже. В Мариинской больнице прошли детство и отрочество великого писателя. Отсюда после смерти матери в 1837 году он уехал учится в Санкт — Петербург. Ограниченность в материальных средствах в семье, обязывающей к постоянной сдержанности в расходах, общение с людьми, составлявших контингент Мариинской больницы для бедных, атмосфера благотворительности, на которой было основано существование больницы, наложили отпечаток на психологию будущего писателя, определили его мировосприятие и определили филантропическую направленность его творчества. Тема бедных людей и богатых благотворителей была близка Достоевскому с малых лет. Свои ранние впечатления в последующем он углубил изучением петербургских трущоб и притонов.
В настоящее время Мариинская больница входит в состав научно-исследовательского комплекса Московского научного института фтизио — пульмонологии Минздрава России. В 1936 году в сквере перед зданием больницы был воздвигнут памятник Ф.М. Достоевскому работы — С.Д. Меркурова, перенесенный туда с Цветного бульвара, где он был первоначально установлен в 1918 году.
Заключение
Таки образом, необходимо в заключении сделать следующие выводы.
Мария Федоровна в результате своей деятельности создала самую крупную сеть благотворительных учреждений и являлась ее главою.
Ведомство учреждений императрицы Марии превратилась в особую отрасль народного просвещения, социального обеспечения и здравоохранения.
В 1855 году в Ведомстве Императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходили лечение около 40 тысяч больных. 11
В воспитательных домах, приютах и богадельнях призревалось свыше 60 тысяч человек. В конце прошлого столетия из 500 благотворительных заведений ведомства, свыше 100 существовали на его средства. Годовой бюджет ведомства к этому времени достигал свыше 13 миллионов рублей. 12 Под эгидой ведомства императрицы Марии действовало несколько автономных благотворительных обществ. Наиболее значительными среди них были: советы детских приютов, Дамское попечительское общество о бедных, Благотворительное общество 1837 года.
Основой созданного Ведомства учреждения Императрицы Марии Федоровны явилась система женского образования. Созданием институтов благородных девиц, было, положено начало женскому образованию в России.
Императрице Марии Федоровне принадлежит заслуга основания в России женского педагогического образования. Эта мысль возникла у него в самом начале управления институтами благородных девиц. Она столкнулась с проблемой укомплектования кадров преподавателей и воспитателей, подведомственных ей учреждений, в то же время увидела среди воспитанниц институтов большое число способных девушек из бедных семей, которые нуждались в трудоустройстве после окончания института. Учитывая все это, Мария Федоровна учредила в институтах особые классы — пепиньеры, в которых воспитанницы после окончания институтской программы оставались на один год для прохождения педагогической практики.
С учреждением института сердобольных вдов можно отсчитывать историю становления начального медицинского образования в России.
Развитие системы медицинской помощи в царствование императрицы Марии Федоровны началось с учреждения ею Вдовьих домов.
С 1803 года императрица Мария Федоровна открывает новое направление деятельности, формируемой ею системы общественного призрения: основывает в Москве и Петербурге две больницы для бедных, получивших название Мариинских.
Список используемой литературы
1. Антология социальной работы. История социальной помощи в России. Т.1. — М.: Норма, 1994.
2. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. — М.: Дашков и К0, 1993.
3. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. — М.: Норма, 1994.
4. Благотворительность в России: Учебное пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр, «Маркетинг», 2001.
6. Валишевский Казимир. Сын великой императрицы Екатерины. — М.: Дашков и К0, 1993.
7. Власов В.П. Благотворительность и милосердие в России. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2001.
8. Власов В.П. История благотворительности в России // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня/ Ред.В. В. Меньшиков, — М.: норма, 1994. — с. 19-65.
9. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Информационно-внедренческий центр, «Маркетинг», 2001.
10. Мельников В.П., История социальной работы в России История социальной работы в России. М.: Информационно-внедренческий центр, «Маркетинг», 2003.
11. Никитин Е. Христианская благотворительность. — М.: Наука, 1967.
12. Нищерский В. Е исторические корни и традиции социальной благотворительности в России. — М.: Издательский центр ВЛАДОС, 1993.
13 Рихтер История медицины в России. В 3-хтомах. (1814-1820). — М.: маркетинг, 1997.
14. Романов Б.Е., Пушкин Б. З Истоки милосердия в России. — Петрозаводск, 1992.
15. Романюк Б.П., Лапотников Б.А. Накатин Б.А. История сестринского дела в России. — Спб, 1998.
16. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. П.Д. Павленка. — М.: Владос, 1997.
17. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные статьи и речи. — М.: Издательство ДВР, 2004.
18. Социальная работа. Учебное пособие. / Под ред. Е.И. Холостовой. СПб: Издательство ДВР, 2004.
19. Теория и методика социальной работы. (Часть2) М.: «Союз», 1994.
20. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М.: Норма, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.