Последний«Штурм неба».Антицерковнаяполитика в годыХрущева /1958-1964/
Судьбыцеркви в послеоктябрьскиедесятилетия- тема, к которойсегодня проявляютустойчивыйинтерес ученые, публицисты, широкая общественность.В школьномкурсе отечественнойистории онаполучила покаболее чем скромноеосвещение.Преимущественноевнимание уделяется20-30-м годам, трагедиицеркви в условияхстановлениятоталитарнойполитическойсистемы. В меньшейстепени изученпоследующийпериод, в томчисле гоненияна церковь вконце 50-х — начале60-х годов. Авторыобщих работо десятилетииХрущева в лучшемслучае лишьупоминают этуантицерковнуюкампанию, а побольшей частивообще ничегоо ней не пишут[1]. Из числа исследованийпо историиправославнойцеркви, вышедшихв последнеевремя, следуетотметить книгуизвестногона Западе историкаД.В.Поспеловского«Русская православнаяцерковь в ХХвеке» /М.,1995/. Однаиз четырнадцатиглав книгиповествуето положениицеркви в годыХрущева и отражаетсовременныйуровень осмысленияэтой темы взападной историческойлитературе.Заслуживаетвнимания такжекнига отечественногорелигиоведаВ.А.Алексеева«Иллюзии идогмы» /М.,1991/. Вней, однако, антирелигиознойполитике Хрущевауделена лишьзаключительнаяглава, написаннаяочень кратко.Между тем, историяхрущевскихгонений нацерковь представляетинтерес вомногих отношениях.Это была последняяпопытка режимав короткий срокликвидироватьцерковь и религиюкак сколь-нибудьзначимое социальноеявление. Именнов это времяокончательноопределиласьпартийно-государственнаяполитика поотношению кцеркви, сформировалсямеханизм ееосуществленияи вся системаантирелигиознойпропаганды, сохранившиесявплоть доперестроечныхлет. Историявойны с церковьюважна и дляпонимания всеххрущевскихреформ, ихнаправленностии ограниченности.Цель даннойстатьи — выделитьосновные этапы, объяснитьпричины иохарактеризоватьпоследствияэтого широкомасштабногонаступленияна религию, вчастности, ответить навопрос, почемуименно реформаторуХрущеву, в отличиеот его предшественника, понадобилосьэта кампаниягонений налояльную поотношению крежиму церковь.В качествеосновногоисточникаиспользованыотчеты, записки, другие документыуполномоченногоСовета по деламрусской православнойцеркви /РПЦ/ поЯрославскойобласти. Комплексэтих документовхранится вЦентре документацииновейшей историиЯрославскойобласти /ЦДНИЯО/ и вводитсяв научный оборотвпервые. Статьяпредназначена, главным образом, для учителейистории и можетбыть полезнапри освещенииэтой стороныхрущевскойполитики наместном материале.
Первыепризнаки новогонаступленияна церковьпоявились в1958 году. Во многихотношенияхэтот год вообщебыл переломным: добившийсяединовластияХрущев начинаетсвой грандиозныйкоммунистическийэксперимент, завершившийсясокрушительнымпровалом. Посколькустроительствокоммунистическогообщества мыслилосьпрежде всегокак искоренение«пережитковкапитализма», из которыхрелигия почиталасьглавным — местадля компромиссане оставалось.Весной 1958 годаЦК КПСС рассылаетпо партийныминстанциямразвернутуюсправку «Религиозныекульты в СССР», обратив, такимобразом, ихвнимание наэтот важнейшийучасток «коммунистическоговоспитания».Осенью этогогода СоветМинистров СССРпринимает двапостановления, направленныена ограничениехозяйственнойжизни церкви:«О монастыряхв СССР» и «Оналоговомобложениидоходов предприятийепархиальныхуправлений, а также доходовмонастырей».Особенночувствительнымдля церквиоказалосьповышениеналога на свечноепроизводство- главный источникдоходов. Ярославскийепископ прямозаявлял, чтоэто — «для церквигибель», и ездилк патриархусоветоваться- как теперьбыть? Выходнашли за счетувеличенияцен на свечи: рублевые сталипродавать задва, а трехрублевые- за четыре рубля[2].
С конца1958 года атеистическаятема становитсялейтмотивомвсех идеологическихвыступленийна пленумахи конференцияхпартийныхкомитетов.Отношение кцеркви и религииформулируетсяпредельнооткровенно, без всякогословесногокамуфляжа.Религия ставитсяв один ряд стакими «пережитками», как пьянствои хулиганство, объявляетсяосновой невежестваи вообще всехсоциальныхбед. В ноябре1958 года ЦК КПССпринимаетпостановление«О мерах попрекращениюпаломничествак так называемым»святым местам", а в мае 1959 годаЯрославскийобком уже отчитывалсяо его выполнении.На территорииобласти обнаружилисьтри «святыхисточника»: возле Тутаева, в Переславскоми Брейтовскомрайонах. Попыткаликвидироватьих «методамиубеждения»не удалась.Прибегли киспытанномусредству: вобластной ирайонных газетахпоявились«письма трудящихся»с требованиямизакрыть источники, а исполкомыместных Советовприняли соответствующиерешения. Дольшевсех просуществовалтутаевскийисточник. Вотчетах онежегодно«окончательноуничтожался», но ликвидированбыл только в1965 году [3]. В деятельностиуполномоченногоСовета по деламРПЦ основноеместо заняло«сдерживаниеактивностицерковников».Запрещалосьсовместноебогослужениесвященниковсоседних церквейв дни праздников, участие детейи подростковв хорах певчихи церковныхслужбах, неразрешалосьстроительствожилых домовдля священниковна средстваобщины, ограничивалосьпроведениекрестных ходов, запрещаласьблаготворительность[4].
С 1959 годаначинаетсязакрытие действующиххрамов. В центральнойи местной печатинарастающимпотоком публикуютсяатеистическиестатьи, «открытыеписьма» священников, порвавших срелигией, всякогорода фельетоныи разоблачительныематериалы.Основной мотивэтих публикаций- «срываниемасок», т.е.откапываниевсяческихнепристойностейи прегрешенийв личной жизнидуховенства.С сентября 1959года началвыходить массовыйежемесячныйантирелигиозныйжурнал «Наукаи религия». Вянваре 1960 годаЦК КПСС принимаетновое закрытоепостановление- «О мерах поликвидациинарушенийдуховенствомсоветскогозаконодательствао культах».Основная цель- ограничениевлияния церкви.Как на местахпредполагалосьосуществитьэто ограничение, свидетельствуютпредложенияуполномоченногоСовета по деламРПЦ:
«1. Закрыть5 церквей /службнет долгоевремя/.
2. Закрытьеще 3 церкви, как находящиесяв аварийномсостоянии.
3. Подготовитьк закрытию еще5 церквей»[5].
В 1960 годув области закрылисразу 13 церквейи ликвидировалисвечную мастерскуюепархиальногоуправления.У церковныхобщин изъяли6 сторожек и 8жилых домов.Прекратиливыплачиватьполные пенсиитем, кто участвовалв церковнойдеятельностив качествестарост, псаломщиков, регентов, певчихи т.п. Значительноусилиласьантирелигиознаяпропаганда.Повсеместносоздавались«клубы атеистов», атеистическиекружки, кинолектории,«кабинетыатеистов»,«уголки атеиста»и «атеистическиесекции». Проводилисьчитательскиеконференции, вечера вопросови ответов, «устныежурналы» и«громкие читки».И темы былисамые разнообразные- от традиционной«Был ли Христос?»до «Влияниерелигиозныхпраздниковна здоровьетрудящихся».Местное издательствопроизвело насвет несколькоатеистическихброшюр, сборник«Семь бесов»и сборник «частушекпро попов».Несмотря навсе усилия, результатыоказалисьскромными.Доходы церквисократилисьза год всегона 7 %. Крестили60% родившихсямладенцев, отпели 65% умерших.Доход духовенствадаже возрос[6].
С 1961 годаантирелигиознаякампания входитв свою высшуюфазу. От «сдерживанияи ограничения»режим переходитк прямому наступлениюна церковь. Вфеврале ЦК КПССпринимает ещеодно закрытоепостановление- «О запискеСовета по деламрусской православнойцеркви», в котором, в частности, Ярославскаяобласть былаподвергнутакритике заслабую работу.С марта тогоже года постановлениемСовмина СССРоткрытие изакрытие церквейцеликом передавалосьна усмотрениеобластныхисполкомов, которым такжеразрешалосьограничиватьколокольныйзвон [7]. На очереднойобластнойпартийнойконференциитолько чтоприступившийк своей четвертьвековойруководящейдеятельностипервый секретарьЯрославскогообкома Ф.И.Лощенковне обошел вниманиемантирелигиознуютему. Его докладбыл насыщентакими сильнымивыражениями, как «религиозники»,«иконная рухлядьв жилых домах», он призывал«разрушитьдо основанияпитательнуюпочву церковников»[8].
Основнымсредством«разрушенияпитательнойпочвы» оставалосьзакрытие церквей.Иногда этопринималопросто дикиеформы. Весной1961 года былазакрыта церковьв с.МалаховоТутаевскогорайона, посколькупредседательколхоза попросилцерковь подзерносклад.Ключи от храмаверующие отдаватьне хотели. Секретарьрайкома партиираспорядилсяпослать работниковфинотделарайисполкома«освободитьздание, а культовоеимуществоуничтожить».Что при этомтворилось, повествуетписьмо верующихархиепископуНикодиму, управляющемутогда Ярославскойепархией: «Пришлистарухи верующие, просили датьим из храма поиконке, всехвыгнали, глумилисьвсю ночь. Которыеиконы вытаскивали, жгли на улице, а которые — вхраме, в печке.Когда мы пришлиднем в церковь/печка быласильно горячая/, увидели печальноезрелище. Дикарине поступилибы так, как партийныелюди...» [9].
1961 годбыл в целом длярусской православнойцеркви временембольших переменк худшему. Поддавлениемвластей быливнесены измененияв «Положениеоб управлениирусской православнойцерковью», принятое в 1945году. Священникиполностьюотстранялисьот финансово-хозяйственнойстороны церковнойжизни и становилисьчем-то вродеслужащих понайму. Создаваласьсистема жесткогоконтроля надлюдьми, совершающимирелигиозныеобряды, — крещения, венчания иотпевания.Церковныйстароста обязанбыл предоставлятьих паспортныеданные в исполкомместного Совета.При всех исполкомахбыли созданытак называемые«комиссиисодействияпо наблюдениюи контролю задеятельностьюрелигиозныхобществ идуховенства».Провели поголовнуюперерегистрациюсвященников, каждый получилсправку и былознакомленс новыми правилами.В назиданиевсем несколькихнаказали. Одинсвященник«крестил младенцана дому» — и былснят с регистрации.Нескольковышедших уже«за штат»стариков-священников, откликаясьна просьбыверующих, ходилипо окрестнымселам и совершалитребы. Один изних, за неимениемлучшего, соорудилсебе кадилоиз консервнойбанки. Все былистрого предупреждены.Церковныхстарост вызывалив исполкомыи настоятельновтолковывалиим, что отнынеони должнысовершенносамостоятельноуправлятьфинансово-хозяйственнойдеятельностьюобщины. Священниковза вмешательствонаказывали.
С 1962 годав антицерковнойпропагандепоявляетсяновая нота.Церковь начинаютобвинять в том, что она укрываетвсякого родажуликов, проходимцеви даже преступников.Обвинения этиусилились иприобрелиопасный оттенокпосле июньского/1963/ пленума ЦККПСС, ставшегосвоеобразнымреваншем сталинскихидеологов.Объявлено было, что никакогомирного сосуществованияидеологий небыло, нет и бытьне может, т.е.нет места мыслями чувствам, отличным отофициальнойортодоксии.Раздался призывк новому наступлениюна религию какпроявлениебуржуазнойидеологии [10].Докладываяоб итогах пленума, секретарьЯрославскогопромышленногообкома Ф.И.Лощенковоценивал религиюкак «последнееприбежищебуржуазии»и заключал: «Неслучайно разведкибуржуазныхгосударствв своей идеологическойработе активноиспользуютцерковные исектантскиеорганизации»[11]. Церковь изображаласьсвоего родабазой подрывнойдеятельности, а активнаярелигиозностьрасцениваласькак скрытаяформа антисоветизма, достойнаявниманиясоответствующихорганов.
Чтоэто было действительнотак, свидетельствуетодин примечательныйдокумент — адресованнаяв обком КПССсправка управленияКГБ по Ярославскойобласти, содержащаяфакты «политическивредных проявлений»среди молодежи.Повествуетсяо некоем слесаре, девятнадцатилет от роду, который подвлиянием журнала«Америка»«заявлял онамеренииизменить родине»; о «девушкахлегкого поведения», вступавшихв интимныеотношения синостранцамии совершавшихради этого дажепаломничествав столицу. Нобольшая частьсправки — о молодыхлюдях, всепреступлениекоторых состоитв намерениипоступить вдуховную семинарию[12].
Стремлениеизыскатьантисоветскийкриминал вдеятельностидуховенстваприводило ктому, что и невинныес сегодняшнейточки зрениядействиярасценивалиськак подрывные.ПротоиерейФеофилактСенгилевцевиз Некоузскогорайона слушал«Голос Америки»и заинтересовалсяречью американскогопрезидентао правах негров.В конце передачибыл призыв кслушателям, желающим подробноознакомитьсяс речью, посетитьпосольствоСША в Москве.Оказавшисьпо случаю встолице, священнослужительне смог поборотьискушения — ипосетил. Принятбыл «высокимамериканцем», побеседовалс ним о свободевероисповедания, получил дваномера журнала«Америка» иприглашение«заглядыватьк ним». Шел уже1965 год — оргвыводов, кроме профилактическойбеседы, в отношениисвященникане последовало[13].
В самомначале 1964 годапрозвучалзаключительныйзалп хрущевскойантирелигиознойвойны. В январепартийныекомитеты получилиочередноезакрытоепостановлениеЦК КПСС «Омероприятияхпо усилениюатеистическоговоспитаниянаселения».Предписывалось, используя всесредства массовойинформациии устной пропаганды,«охватить»антирелигиознымвлиянием преждевсего молодежь, детей и подростков.С целью отвлечениялюдей от церкви(с ее торжественностьюи благолепием)надлежалоповсеместновнедрить «новыеяркие советскиеобряды» — комсомольскиесвадьбы, торжественныерегистрацииноворожденных,«дни совершеннолетия»и т.п. В соответствиис указаниямисвыше оба ярославскихобкома партии- промышленныйи сельский — предпринялиэнергичныемеры «по усилению».Всякого родаотчеты и справкиоб атеистическойработе всебольше приобретаютхарактер донесенийс поля боя. Привсех горкомахи райкомахорганизовалисоветы атеистов, а в «местахрасположенияцерквей» -штабыатеистов. Открылиуниверситетнаучного атеизмав Ярославлеи школы научногоатеизма в райцентрах.Переславскийгорком партииухитрилсяоткрыть школуатеистов дажепри родильномотделениигородскойбольницы. Длядетей в школахпроводилисьвечера «В миретайн и чудес», пионерскиесборы на антирелигиозныетемы, для студентовввели обязательныйкурс «Основыатеистическихзнаний». Наагитплощадкахбесплатнопоказывалидокументальныефильмы о попах-проходимцах, активно практиковалисьвстречи с бывшимисвященниками, порвавшимис религией.Ростовскиймузей-заповедникорганизовалцикл лекцийна неожиданнуютему: «Реакционнаяроль церквив истории Ростовскогокрая». Разработалипримерныеритуалы показательныхсвадеб, нареченийноворожденныхи «дней шестнадцатилетия»и разослалиих на места.Разослали незря. На местахпроявлялииногда такуюинициативу, что результатполучалсяплачевным. ВУгличе по предложениюместного «старогобольшевика»день новорожденногорешили проводитьпод духовойоркестр, с пениемреволюционныхпесен и наречениеммладенцев подкрасными знаменамис речами и докладами, увлекаясь этимдо такой степени, что уж забывали, по какому поводусобрались.После одногоиз таких «советскихобрядов» рабочийместного леспромхозана всякий случайокрестил всехсвоих четырехдетей [14].
Пропагандистскаявойна с религиейи церковьюнеизбежновылилась воскорблениядуховенстваи верующих.Особенно нестеснялисьв выраженияхлекторы-атеисты.УполномоченномуСовета по деламРПЦ поступалитакие жалобы:«Лектор битыйчас доказывал, что верующие-это прохвосты, жулики и пьяницы, а немало ихявляется ишпионами. Вовремя лекциибыли возгласыв адрес лектора:»Уходи! Попыхоть врут покниге, а ты врешьбез книги" [15].
Мощныйпропагандистскийнатиск, помноженныйна меры административногопреследования, сказался насостояниицеркви и духовенства.Среди частисвященниковраспространяютсяощущения одиночества, духовной изоляции, пессимизма, падает дисциплина, растет пьянствои халатноеотношение кпастырскимобязанностям.В 1965 году архиепископСергий, возглавлявшийв это времяЯрославскуюепархию, издалшесть указовс наложениемразличныхнаказаний насвященников, недобросовестноотносящихсяк своим обязанностям, а некоторыхзапретил вбогослужении/16/. Прямым следствиемнового законодательствао культах сталиучастившиесяконфликты междуисполнительнымиорганами религиозныхобщин и священниками.Наиболее яркийпример — конфликтмежду церковнымсоветом и однимиз священниковФедоровскогособора, главногохрама Ярославскойепархии. Обнаруживнекие нарушенияфинансовойдисциплины, а также то, чтосвященник«игнорировалстаросту», исполнительныйорган расторгдоговор с ними уволил его.Изумлениеправящегоархиерея отражаетнаправленноеим церковномусовету письмо:«Не скрою, явпервые встречаюсьс таким явлением, ибо в мою компетенциювходит назначатьи увольнятьсвященников…Надеюсь, чтоцерковныйсовет, тщательнои рассудительновсе взвесив, примет решение, исполненноегуманностив духе христианскойцеркви». Призывархиепископаи даже угрозаотлучить старостуот церкви успехане имели: кудовлетворениюместной властисвященник былпереведен надругой приход[17].
В 1965 годупоследняя всоветскойистории антирелигиознаявойна быстроидет на убыль.Провал в экономике, рост недовольства, необходимостьпопулистскихшагов со сторонынового руководства- все это требовалопрекращениянадоевшей итак и не приведшейк искоренениюрелигии кампании.Тем более чтообещанныйкоммунизм сноваотодвигалсяв неопределенноебудущее. Прекращаетсязакрытие церквей.Антирелигиознаятема занимаетвсе меньшееместо в пропагандистскойдеятельности.Меняется и самязык антирелигиознойпропаганды- фронтоваятерминологияуступает месторассуждениямо том, что «борьбас религиейдолжна вестисьтак, чтобы верующийвидел в атеистеблизкого друга, желающего емудобра» [18].
Какиепотери понеслацерковь в ходеэтого семилетнегоатеистическогонаступления? Проиллюстрируемих на примереЯрославскойепархии. Количестводействующиххрамов сократилосьсо 143 до 86, числосвященников- со 162 до 96. Сократилоськоличествокрещений /с 60до 33 %/, в основномза счет усиленияадминистративныхсанкций. Отпевалитреть всехумерших, венчаниясоставлялидоли процентавсех заключившихбрак. Доходцеркви возросс 1 234 тыс.рублейв 1957 году до 1 376тыс.рублей в1966 [19]. Реакция церквина гонениявыразиласьв своеобразноймодернизациицерковнойдеятельности.Это проявлялосьв заочном отпеваниии даже венчании, молебнам пописьменными устным просьбам.Ответом назакрытие церквейстало проведениенесколькихслужб в течениедня в одномхраме, посколькувсех молящихсяхрам не вмещал.На запрет привлекатьподростковцерковь ответилаболее активнымпривлечениемк службамнеработающихженщин и пенсионеров.Учитывалсянизкий уровеньдуховной культурыверующих — священникпредварительнопояснял наиболеетрудные местаслужбы, чтобыони понимали, о чем идет речь.Служил священникчасто не с амвона, а в центре храма, среди молящихся, что придаваловсей службеинтимный, доверительныйхарактер. Упрощалисьобряды -крещениепроизводилосьне погружением, а окроплениемсвятой водой, практиковалиськоллективныеисповеданияи т.п.
Причиныхрущевскойантирелигиознойкампании большинствоавторов видитв утопическомпроекте скорейшегодостижениякоммунизма, где церкви небыло места.Вряд ли можнотолько этимобъяснитьожесточенностьи продолжительностьнаступленияна церковь.Война противцеркви былареакцией режимана начавшиесяв общественномсознании глубокиеизменения. Вусловиях, когдарушились догмыи мифы тоталитарнойсистемы, наглазах разваливаласьвера в вождя, когда вчерашние«соратники»оказывалисьчленами «антипартийныхгрупп», возникалоестественноестремлениек чему-то надежному, прочному, неподверженномувлиянию конъюнктуры.Обращение кцеркви, ее обрядами заветам втоталитарномгосударствевсегда принимаетформу протеста.Пресечь этиопасные с точкизрения системыобщественныеявления и былапризвана хрущевскаяантицерковнаякампания.
Примечания
[1] Полностьюотсутствуетэтот сюжет втаких обобщающихработах, как: ХХ съезд и егоисторическиереальности.М., 1989; Filtzer D. The Khrushchev Era: De-Stalinisation andthe Limits of Reform in the USSR, 1953-1964. L.,1993.
[2] ЦДНИЯО, ф.272, оп.227, д.321, л.5-34; д.327, л.56-57; д.471, л.10.
[3] Тамже, д.464, л.95-96; оп.229, д.171, л.30; Северныйрабочий. 1959. 26 марта,12 апреля.
[4] ЦДНИЯО, ф.272, оп.227, д.471, л.8.
[5] Тамже, д.605, л.17-18.
[6] Тамже, оп.228, д.69, л.43-50; д.75, л.3-15.
[7] Тамже, д.64, л.314.
[8] Тамже, д.3, л.160-161.
[9] Тамже, д.75, л.25-30.
[10] ПленумЦентральногоКомитета КПСС,18-21 июня 1963 г.: Стенографическийотчет. М., 1964. C.23, 40-41.
[11] ЦДНИЯО, ф.7386, оп.1, д.24, л.18.
[12] Тамже, ф.272, оп.229, д.53, л.11-15.
[13] Тамже, д.171, л.16.
[14] Тамже, ф.7386, оп.2, д.6, л.191-205; ф.7385, оп.1, д.111, л.115-116; ф.272, оп.229, д.171, л.26.
[15] Тамже, ф.272, оп.229, д.171, л.33.
[16] Тамже, л.11.
[17] Тамже, д.164, л.13-14.
[18] Тамже, д.121, л.27.
[19] Тамже, оп.227, д.373, л.6; д.334, л.21; оп.229, д.171, л.23; д.172, л.5-6, 40-41.
Списоклитературы
Дляподготовкиданной работыбыли использованыматериалы ссайта www.yspu.yar.ru