Реферат по предмету "Исторические личности"


Падение монархии во Франции Первая Республика

Ксередине XV1I1в. абсолютнаямонар­хия воФранции вступилав полосу кризиса.Кризис приобреталвсе болеесущественныйхарактер нафоне общихсоциальныхпротиворечий, обусловленныхсословнымнеравенством, сохранениемфеодальныхпережитковв аграрномстрое, реакционнойполитикойкатолическойцеркви принесомненномобщественномвозвышениироли “третьегосословия” вэкономическойи культурнойжизни страны.Немало­важнуюроль в проявлениикризиса сыгралиисторическиенесовер­шенствагосударственнойадминистрации, грабительскаяфинансоваяполитика, связаннаяс финансовымиавантюрами(вроде выпусканичем не обеспеченныхбумажных денегв начале XVIII в.), неуре­гулированностьсудебной организации.Абсолютистскоеправитель­ствоотчасти вынужденновстало на путьэкономическихи админи­стративныхпреобразований, которые, какпредполагалось, должны модернизироватьобщий обликгосударства, С восшествиемна пре­столЛюдовика XVI(1774-1792) сложилсяпоследовательныйрефор­мистскийкурс, главнымобразом связанныйс политикойновых ми­нистров.
Первыереформы, в основномэкономическогохарактера, былипроведены подруководствомнового генеральногоконтролерафи­нансов, видного финансиста, ученого-физиократаТюрго в 1774-1779 гг.Была введенасвобода торговлизерном, торго­вцывыведены из-поднадзора специальнойполиции, отмененыог­раниченияна перевозкухлеба междупровинциями(эдикт 13 сен­тября1774 г.). В разрыв страдициямисредневековойкорпоративно­стиремесла ипромышленностибыла установленасвобода занятияпромыслами, хотя цехи позднеебыли восстановлены.Отменена крестьянскаядорожная повинность(натуральнаябарщина), дляпо­стройкидорог устанавливалсяновый всеобщийналог. Наконец, в 1779 г. было провозглашеноосвобождениекрестьян отличной зави­симости: бесплатное— в королевскомдомене, подразными условиями— на сеньориальныхземлях. ОднакоПарижскийпарламентвоспротивилсязарегистрироватьуказ по причиненарушениясеньо­риальныхправ, и крупнаясоциальнаяпроблема осталасьв “подве­шенном”состоянии.
Административныереформы, проведенныеновыми министрами— Ж.Неккероми Калонном(Тюрго был смещениз-за оппози­циидвора и аристократии),— были направленына реконструкциюв новом видесословногосамоуправления.В провинциях, округах и общинахсоздавалисьвыборные ассамблеи, хотя и под эгидойдухо­венстваили дворян(эдикт 22 июня1787 г.). Права ассамблейбыли весьмаограниченыи в главномкасалисьобщесословногоконтроля надраспределениемтальи. Крометого, сделаныбыли первыешаги в направлениидецентрализациигородскогоуправления.
В судебно-правовойсфере реформыимели, напротив, преиму­щественноконсервативныйхарактер- Подруководствоми по плану канцлераМопу былиреорганизованыпарламенты(1770-1771), од­накообщественнаяоппозициявынудила короляЛюдовика XVIвос­становитьстарую системучиновной юстиции.В 1788 г. было наме­ченоширокое преобразованиенизших судовс целью сделатьих полноценнымиорганами гражданскойюстиции, ноправительствоотложило еедо предполагавшегосясозыва национальнойассамблеи.
Широкийплан финансовыхреформ (1783-1786) министраКалонна предполагалсмягчениеналоговогобремени, ликвидациювнутреннихтаможен. Однакособрание нотаблей(1787) отказалосьодобритьпреобразованиядаже передлицом финансовогокризиса.
Рядомправительственныхуказов (1782-1784) былосмягчено правовоеположениепротестантов, сокращеназначительнаячасть карательныхналогов с евреев.В 1787 г. официальнобыло признаносуществованиево Франции“приверженцевтак называемойрефор­мистскойрелигии”, ивследствиеэтого протестантыполучили свобо­дусовести. Былипроведенывоенные реформы, смягчившиерекрут­скуюповинностьи сократившие, с другой стороны, возможностидля не дворянвыслужитьсяв старшие офицеры.В ходе реформыоб­разовательныхучрежденийбыла созданасерия новыхвысших учеб­ныхзаведений.
Правительственныереформы внешнеимели некотороесходство собщеевропейскимпреобразовательнымдвижением“просвещенногоабсолютизма”.Однако ониносили двойственныйи соци­альнонеопределенныйхарактер. Реформыне встречалипоследова­тельнойподдержки состороны монархаи, напротив, резкую оппо­зициюдуховенстваи знати, а такжебогатой буржуазии.В резуль­татеитоги преобразованийбыли значительноболее скромными, чем можно былоожидать, и нерешили дажесамых насущныхпроблем политическогокризиса.
Ковремени правительственныхреформ устремленияфранцуз­скогообщества былинаправленыв другое русло.Это выражалосьв новой политическойидеологии.
Распространениес началом XVIII в.во Франции, азатем и практическипо всей Европе, идей просвещениязнаме­новалосьпереформированиемгосподствующихпредставленийогосударстве, праве и политике.На смену абсолютистскойтеории неог­раниченногогосударственногосуверенитета, согласно которой“нет властивыше государственной”, идеологи Просвещенияразными путямисформулировалипринципиальноновую доктринуобще­ственногогосударства, государстваради общества.
Основополагающуюроль сыгралтрактат Ш. Л.Монтескье “Оразуме законов”(1748). Политическиеи правовыеучреждения, обосновывалМонтескье, подчиненыестественнымпричинам, усло­виямжизни народов.Даже климатили географическоеположениевлияют на формугосударства.Однако не всегдаи государственнаяис­тория соблюдаетизначальныепредпосылки— нередко вистории наступалоповреждениегосударственныхоснов, котороевело к завоеваниям, к гибели наций.Чтобы избежатьпаде­ниягосударственности, следует еестроить наединственноразумных основаниях.Первым из такихоснованийсчитаетсяпредстави­тельноенародное правлениев делах законодательства(не в управлениигосударством).Вторым — неизменноеразде­лениевластей. Причемв последнемслучае Монтескьераз­вил прежнююанглийскуюдоктрину Локка, обосновавнеобходи­мостьнезависимостии строгогоотделения другот друга законода­тельной, исполнительнойи судебнойвласти. Политическимидеалом Монтескьеи большинствапросветителейстановиласькон­ституционная, или ограниченнаямонархия (иногдаограниченнаятолько “разумом”— и тогда появляласьконструкция“просвещен­ноймонархии”Вольтера, иногдазаконом и народом).Власть не мо­жетбыть абсолютной, ибо она не появиласьпроизвольно, а сформи­рованаобщественнымдоговором снародом.
Идеяполитико-государственногодоговора ста­лакраеугольнымкамнем дляболее радикальногопросветительскогоучения Ж.-Ж. Руссов трактате “Обобщественномдоговоре”(1763).
Выходя изсвободногоестественногосостояния, людисоздают своюассоциациюдля собственныхобщественныхцелей и заключа­ют“подлинныйдоговор международом иправителями”.Такой политическийшаг превратилнекогда скоплениелюдей в поли­тическийорганизм, илиреспублику.В ней все гражданеучаствуют вверховнойвласти и толькоони определяютее форму. Верховныеправа народа— вечны и неизменны:“Нет и не можетбыть никако­гоосновногозакона, обязательногодля Народа вцелом, для негоне обязателендаже Общественныйдоговор”. Суверенентоль­ко народ, и суверенитетего имеет всеобщийхарактер: оннеделим, неотчуждаем.Народное государствоимеет неогра­ниченнуювласть надсвоими сочленами, вплоть дораспоряженияжизнью и смертьюиндивида. Суверенупринадлежитисключитель­нозаконодательнаявласть, властьисполнительнаяже в государствесоздается поусмотрениюсуверена иможет бытьвсегда пересозданазаново. Главныецели общественныхи государственныхпорядков —свобода и равенство.Этому и подчиненынеобходимыеза­коны: “Именнопотому, чтосила вещейвсегда стремитсяуничто­житьравенство, силазаконов всегдаи должна стремитьсясохранить его”.
Доктринаобщественногогосударствастановиласьпринципиальноновой, отрицающейпрежний — иполитический, и социальный— порядок “старогорежима”. Онабыла революци­онной.Распространениетакого взглядав широкой культурнойсреде закономерноподводилооппозиционноемонархии обществок идеям допустимостии полезностиполного политическогопереуст­ройстваобщества игосударства— Революции.
Сложившаясяво ФранцииXVII-XVIII вв.абсолютнаямонархия принялаздесь классическийвид, характерныйдля укладаабсолю­тизма.Ее основамибыли жесткоупорядоченныйсословный стройи централизованноеуправление, даже без точнойсистемы админист­ративныхучреждений.Произвольныеи деспотическиеформы, кото­рыепринимал поройрежим абсолютнойвласти, способствовалуско­ренномураспаду политическихсвязей междувластью и новымоб­ществомНового времени.Это ускорилообщий кризисгосударствен­ности“старого режима”.

Французскаяреволюция XVIII.

К концу1780-х гг. общийкризис французскогогосударства, порожден­ныйстановлением“третьегосословия” какновой социальноактив­ной силы, дополнилсяполитическим, а также финансовымкрахом государства.Неуверенныйкурс половинчатыхреформ, предприня­тыхправительствомв 1770-1780-х гг., не принесреальных резуль­татовв решенииадминистративныхи экономическихпроблем и, напротив, стимулировалформированиежесткой промонархическойоппозиции влице аристократиии католическогодуховенства.Непо­ниманиев придворнойсреде ситуациив стране, нарастаниеоткрыто реакционныхстремленийв правительственнойполитике, отстране­ниенаиболее популярныхминистров —все это подвелофранцуз­скуюмонархию коткрытомупротивостояниюс обществом.Сыграл своюроль и аграрныйкризис вызванныйсерией неурожайныхлет. Чистоситуативнаяпроблема, кризистакже вписалсяв общий соци­альныйконфликт нафоне значительногонеравенствасословий вовладении землей(буржуазии икрестьянству, которые составлялидо 95% французскойнации, принадлежалодо 65% земель, ктому же отягощенныхразного родаповинностямии налогами)сравнительнос тем налоговымбременем, котороепо-разному быловозложеномо­нархиейна привилегированныеи на непривилегированныеслои об­щества.
Непосредственнымтолчком к открытомуконфликтуобщества имонархии “старогорежима” послужилфинансовыйкризис 1780-х гг.Его не удаласьсмягчить дажепрофессиональнымфинансистами крупным теоретикамполитическойэкономии министрамНеккеру и Калонну.Внешний и внутреннийдолг монархииперевалил замлрд. ливров(что примерноравно национальномудоходу за 50 лет!).К 1787 г. текущиерасходы государствавелись за счетдоходов 1789 и 1790гг. При этомосновныегосударственныесредстварасхо­довалисьнерационально: на пенсии придворным, на разного родадотации аристократии, содержаниедвора, на армию, не ведущуюникаких военныхдействий.
Пытаясьпреодолетьфинансовыйкризис, правительствообрати­лосьза помощью квысшим сословиям.В августе 1787 г.было созва­нособрание нотаблей(лично приглашенныхкоролем изаристократиии духовенства).Собранию былорекомендованосогла­ситьсяс покрытиемчасти государственногодолга за счетувеличе­нияналогов спривилегированныхсословий. Этовызвало резкуюоп­позициюи даже неповиновениесо стороныдворянстваи церкви.
Вавгусте 1788 г.Верховный советкороны (незадолгодо того со­зданныйЛюдовиком XVI)по инициативевновь призванногок вла­сти Неккерапостановилсозвать к 1 мая1789 г. Генеральныешта­ты, не собиравшиесяс 1614 г. Для тогочтобы создатьв будущих штатахподобие национальногосогласия, аглавное — прочнуюаль­тернативуаристократиии церкви, в декабре1788 г. было определе­но, что число депутатовот “третьегосословия” будетравнятьсячис­лу депутатовпервых двух.
Выборы депутатовот сословийв генеральныештаты и составле­ниенаказов депутатампрошли в обстановкенарастанияобще­ственнойоппозициимонархии иначавшихсякрестьянскихволне­ний из-заголода. В наказахдепутатам(cahiers) даже отдворянствабыло высказанопожеланиеустановитьновую системугосударственногоуправления, политическирегламентироватьмо­нархию, устранитьпроизвол министров.В наказах от“третьегосо­словия”в особенностивыделялисьтребованиясократить илиупраз­днитьземлевладениецеркви, отменитьпоземельныеплатежи фео­дальногопроисхождения, разрешитьвыкупать обремененныеповин­ностямиземли, устранитьмонополии, унифицироватьгражданскоеправо в стране.Главное — большинствонаказов отбальяжей требо­валоконституции

Становлениеконституционногостроя,
утверждениеРеспублики.
Начальныйэтап политическойрево­люцииво Францииприобрел видконституированиясамостоятельногонародногопредставительст­ваи параллельногопреобразованиямонархии вконституцион­ную.Народноепредставительства(изменившиесвое значениеГенеральныештаты) опираясьна открытоенеповиновениемас­сы народапрежнему режиму, взяло на себявсю полнотузаконодательнойвласти в стране.
После “королевскогозаседания”5 мая 1789 г., на которомшта­там былопредложеноутвердить около20 новых налогов, внутри де­путатскогокорпуса, с однойстороны, и междудепутатами“третьегосословия” икороной — сдругой, произошелконфликт поповоду полномочийи организацииработы. “Третьесословие”потребовалообщего собранияШтатов (тогдакак корона имонархистынастаива­лина прежнемпорядке голосованияотдельно покуриям). Несмотряна давлениекороны, саботажбольшинствадепутатовпервого и вто­рогосословий, депутаты“третьегосословия” (подруководствомно­вых лидеров— графа Мирабо, аббата Сийеса, Ле Шапелье идр.) организовалисьв самостоятельноепредставительство, заявив, чтовыражают интересынации. Послетого как к нимпримкнулизако­лебавшиесядепутаты духовенстваи дворянства,17 июня 1789 г. большинстводепутатовпровозгласилисебя Национальнымсобра­нием, которому какнародномупредставительствуисключительнопринадлежитправо решатьфинансово-бюджетныевопросы. Спустянесколько днейсобрание поставиловопрос о конституции.После попытоккороны прекратитьнесанкционированныезаседания, объя­вить решениясобраниянедействительнымидепутаты перешлив от­крытуюоппозициюмонархии. Корольбыл отчастивынужденсанк­ционироватьвоссоединениедепутатов идекларироватьнамеренияреформироватьадминистрацию; вновь был приглашенв министрыопальный Ж.Неккер. Колебаниякороны в отношениипроисходя­щихполитическихсобытий, попыткиоказать военноедавление надепутатов(стянув надежныевойска в Версаль)спровоцировалиПа­рижскоевосстание13-14 июля 1789 г., высшимвыражениемкото­рого сталразгром королевскойтюрьмы Бастилии.В ходе восстанияизбиратели“третьегосословия”организовалисамостоятельноему­ниципальноесамоуправление— Парижскуюкоммуну (15 июля).Затем былоначато формированиеНациональнойгвардии —обо­собленныхвоинских ополчений, подчиненныхНациональномусо­бранию; главнокомандующимгвардией былутвержденЛафайет.
Наобщем фонеобостренияполитическихотношений скороной в началеиюля быласформированаконституционнаякомиссия Собра-ния.Наконец, 9 июля1789 г. депутатыпровозгласилисебя Учреди­тельнымсобранием, беряна себя полнотусувереннойучредитель­нойвласти в государстве.В политическомотношенииреволюциясовершилась, корона не смогласопротивлятьсяпровозглашеннымпеременам вгосударстве.
Вавгусте 1789 г.Учредительноесобрание сериейрешений про­возгласилоотмену феодальныхпорядков ваграрных отношениях, аннулированиеличных и выкуппоземельныхповинностейкресть­ян, ликвидациюсословныхпривилегийв областиналогообложения, Были ликвидированыполитическиепривилегиидворянстваи духо­венстваи признано, что“все гражданебез различияпроисхождениямогут бытьдопущены ковсем должностями званиям”(декрет 11 августа1789 г.). Августовскиедекреты былиреволюциейв Социально-правовомотношении.
Юридическистрой “старогорежима” былнадломлен. 11августа 1789 г.Собрание какбы провозгласилонародныйсувере­нитет, от своего именипризнав ЛюдовикаXVI французскимко­ролем и“восстановителемнародной свободы”.Франция преврати­ласьв конституционнуюмонархию прифактическоми поли­тическомверховенственародногопредставительства.В конце авгу­стаСобрание приняло“Декларациюправ человекаи гражданина”, ставшую манифестомнового политическогои правовогостроя.
События вПариже вызвалиопозиционноемонархии народноедвижение постране — т. н.муниципальнуюреволюцию. Косени 1789 г. вомногих городахбыли ликвидированыпрежние институтыадминистрации, возникли выборныеорганы самоуправления.Начались восстанияв деревне, сопровождавшиесяразгромамииме­ний и захватамиземель. Учредительномусобранию пришлосьпри­нятьзаконодательныемеры по наведениюполицейскогопорядка в стране, однако силыдля этого былирасшатаны.Королевскаяармия постепенноразлагалась.Размах народногодвижения иреволюцион­нойстихии вызвалначало эмиграциииз страны ~ сначалапри­дворнойаристократии, затем дворянстваи католическогодуховенст­ва, в отношениикоторых с осени1789 г. стали предприниматьсяпритеснительныемеры. Тем самымсложилисьпредпосылкидля развернувшейсявскоре во Франциигражданскойвойны, котораясу­щественнодеформироваланачальный ходреволюции игосударст­венно-политическиепреобразования.Среди депутатовСобрания, иособенно вокруглидеров коммунальногодвижения Парижа, сложи­лосьлеворадикальноедвижение (Робеспьер, Марат, Дантон), стремившеесяк более демократическимпреобразованиям.
Однимиз важнейшихрешений Учредительногособрания стала“Декларацияправ человекаи гражданина”(26 авгу­ста 1789 г.).Создание Декларацийкак особогодокумента быловзаимосвяза­нос работойКонституционногокомитетаУчредительногособрания. Вконце июля 1789г. комитет предложилСобранию довыра­боткиобщего текстапровозгласитьбудущие принципыконститу­ции, обратив главноевнимание наположения оправах гражданина, свободе и равенствевсех. Идея вызвалане только поддержку, но и резкиевозражения: например, Барнавзаявил, чтопосколькуреаль­но людипребывают вочевидномнеравенстве, то провозглашениеравных правбудет обманом.В целом идеябыла одобрена, и для на­писаниядекларациибыл сформированкомитет, кудавошли Лафай-ет, Мирабо, аббатСийес, Муньеи Дюпор. 17 августаони представи­липредварительныйпроект (из 24 статей)на рассмотрениеСобра­ния. Входе обсуждениямногие правоположениябыли существенновидоизмененыв сторону большейсвободы илиберально-поли­тическоготолкования(например, былорешено не подвергатьсвобо­ду печатиникаким ограничениям).В итоге Декларациявключила в себя17 статей. Идейноевлияние на еесодержаниеоказали амери­канскаяДекларацияправ штатаВиргиния 1776 г., ремонстрациипарламентавремени кризиса“старого режима”, представленияГе­неральныхштатов.
Декларацияне была документомсобственноюридическогозна­чения. Этобыл манифестпринципов, причем всеобщегоха­рактера— важных ирациональныхне только дляФранции. В отношениифранцузскойполитико-правовойтрадиции онабыла по­воротным, революционнымактом: в качествеоснов государ­стваи гарантийправопорядкав ней предлагалисьне исторические:
фундаментальныезаконы, а неотъемлемыеправа граждан, вытека­ющиеиз их свободногоестественногосостояния.
Декларацияпоследовательнообосновалаконцепциюобще­ственногогосударства, главное новшествополитическойидеологииПросвещения:“Цель всякогогосударственногосоюза со­стоитв обеспеченииестественныхи неотъемлемыхправ человека;
таковымиявляются свобода, собственность, безопасностьи сопро­тивлениеугнетению”(ст. 2). С этойосновополагающейидеей взаи­мосвязанабыла идеянациональногосуверенитета, которая должнабыть воплощенав конституционномустройствего­сударства: никакая корпорация, никакой индивидне может распо­лагатьв нем властью, во-первых, непредоставленнойему нацией, во-вторых, совпадающейпо объему свластью нацииили уравновешивающейее.
Такое новоеобщественноегосударстводолжно бытьиначе, не­желипрежде, организовано— с тем чтобынеизменносохраняло свойхарактер.Однойиз самых важныхфункций предста­вительнойвласти объявлялосьустановлениеналогов иконтролиро­ваниеобложениянаселения.Государстводолжно бытьпостроено попринципу разделениявластей — вэтом не толькогарантия соблюдениягражданскихправ, но и собственновы­ражениегосударственности:“Общество, вкотором… непроведеноразделениевластей, неимеет конституции”.Наконец, обществосохраняет засобой правоконтроля заисполни­тельнойвластью и сеорганизацией, включая подчинениеобществу вооруженныхсил, а такжеправо требоватьотчета у должностныхлиц государства“по ввереннойим части управления”.
Наоснове нового, естественно-правовогопониманиясвобо­ды вДекларациипровозглашалисьобщественноеи гражданскоепониманиеЗакона: “Свободасостоит в возможностиделать все то, что не приноситвреда другому”.Интересы другогогражда­нина, а также общества— но не отвлеченныйинтерес государства)— определяютдля человека, что он может, а чего не можетде­лать. В Декларациивпервые прозвучалпринцип позитивнойзаконностинового правопорядка:“Все, что невоспрещенозаконом, тодозволено...”.Законами можноопределятьлишь вредноедля общества,а не вообщепредписыватьграницы челове­ческомуповедению.“Закон естьвыражение общейволи”. Особоевнимание, ввидуважности этойсферы, былоуделено взаи­моотношениямгражданинаи уголовногозакона. Этиотношениядолжны строитьсяна строгойзаконности(никто не можетбыть наказаниначе как всилу надлежащегозакона с запрещениемобратного егоприменения)и на презумпцииневиновно­сти(“каждый предполагаетсяневиновным, пока.не установленообратное”.
Всфере взаимоотношенийгосударстваи гражданинаДекларацияпрямо провозглашалаобязательныминекоторыесоциальныеи политическиеправа человека, связанные сего индивидуальнойсво­бодой. Следуяначалу политическогоравенства, закаждым гражда­ниномпризнавалось(1) право участияв управлениигосударством, включая доступко всем общественнымдолж­ностямпо пригодности.Законом должнабыть гарантированавсем (2) личнаянеприкосновенность, хотя и неразрывнаяс обязанностьюподчинятьсявелениям государства.В новом государ­ствевсе должныпользоваться(3) свободой мненийи вероисповеданияи (4) правом насвободу мыслии печати.
Юридическоеизменениепрежнегого­сударственногоуклада завершилосьпринятиемпервой в историиФранции Конституции1791 г. В ней былзакреплен новыйстрой конституционноймонархии.
Первый проектбудущей конституциибыл. представленУчреди­тельномусобранию в июле1789 г. депутатомМунье. при егораз­работкевозник вопросо первоопределенииполитическогостроя. Ранееаббат Сийесвнес предложениеотставитькороля от власти, а затем сноваего утвердитькак бы от имениСобрания вкачестве новогомонарха. Развиваямысль о неизбежностисогласованияволи нации ссуществующейтрадицией, Мунье высказалсяза модерни­зациюмонархии и оневозможностистроить государство“на пус­томместе” (чтовыглядело каксвоеобразнаяотповедь идеалуРус­со): “Незабудем, чтофранцузы неновый народ, недавно вышед­шийиз чащи лесов, чтобы основатьсообщество”.По разным при­чинампроект Муньебыл отвергнут, и Собраниесформировалоно­вую комиссиюиз 8 депутатов(Мунье, Сийес, Талейран, ЛеШа-пелье. Typeи др.) Постепеннопо предложениямкомиссии Собра­ниерешало главныевопросы будущегоконституционногоустройст­ва: о принятиикоролевскойсанкции назаконы, ободнопалатнойструктуренациональнойассамблеи.После сменысостава комиссии- руководствоработами перешлок Сийесу и Type.В ходе новогоэтапа конституционныхработ былиразрешенывопросы обответст­венностии назначенииминистров, оборганизациивыборов (в де­кабре1789 г. Собраниеприняло новыезаконы об учреждениицен­зовогоизбирательногомужского права).В 1790 г. одним изнаибо­лее острыхстал вопросо гражданскомстатусе духовенства, и при­нятиезаконодательныхрешений по немустимулировалоначало возрастающейоппозициикороля к конституции.В условияхлево-радикальнойполитическойволны конституционалистыв Собраниистимулировалипринятие конституции, которая, пообщей мысли, должна была“остановитьреволюцию”.3-18 сентября 1791 г-кон­ституциябыла принятаСобранием, утвержденакоролем иобнаро­дована,
Первый изсеми разделовКонституциибыл своеобразнойпреам­булой, в которойвоспроизводилисьи развивалисьосновные положе­ния“Декларацииправ человекаи гражданина”.Здесь заключалисьи новые положенияо гражданскихправах, которыхне было в Де­кларации: гарантироваласьсвобода передвижения, свобода собранийи петиций государствобрало на себязаботу о начальномбесплат­номобразованиивсех. Болееопределеннопровозглашаласьсвобода печатис запретомпредварительнойцензуры. Принципиальноваж­ными сталиправоположенияо новых отношенияхгосударстваи церкви: с однойстороны, прямопровозглашаласьуже свободаот­правлениякультов, с другой— изъятие имуществау церкви и пра­ваграждан выбиратьили назначатьслужителейкульта (чтопрямо говорилоо падении значениякатолическойцеркви).,
Знаменательнымбыло положениепреамбулы овышестоя­щемхарактерегражданскихправ: “Законодатель­наявласть не можетиздавать законов, препятствующихосуществлениюестественныхи гражданскихправ, обеспеченныхконститу­цией, или нарушатьэти права”. Вочередной раз, по-видимому, ока­зал влияниесевероамериканскийопыт Билля оправах.
Организациягосударственнойвласти по Конституцииосновыва­лисьна двух принципах:(1) национальногосуверени­тета, который провозглашался“единым, неделимыми неотчуж­даемым”, непередаваемымникакому иномуоргану илилицу; (2) разделениивластей, т.е.закрепленииза отдельным, по своему формируемымгосударственныминститутомсобственныхполномочий.
Законодательнаявласть вверяласьпредставительномуоднопа­латномуЗаконодательномусобранию. В егоисключительныепол­номочиявходили законодательнаяинициативаи утверждениезако­нов, установлениеналогов, государственногобюджета и контрольза ним, контрольза деятельностьюдолжностныхлиц государства, уп­равлениенациональнымиимуществами, а также ратификациявнешнеполитическихсоглашений, Законодательныйкорпус провозг­лашалсясамостоятельнымв определениивремени, места, продолжительностии т. п. своейдеятельности.
Законодательноесобрание состоялоиз 745 депутатов.Их избира­лонаселение путемдвухстепенныхвыборов (первичныесобрания активныхграждан — собраниявыборщиков)на основе цензовогоизбирательногоправа. Конституциязакрепилаустановленныеза­конами 3ноября и 22 декабря1789 г. ограниченияв правах: изби­ратьмогли толькомужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие вместности болеегода, уплачивающиеналог в размерене менее трехдневнойплаты рабочегои не состоящиев услужении.Соответ­ственноидеалам свободыи собственности, избирательноеправо за­креплялосьза имущим населением.Однако степеньде­мократизмаэтого правабыла высокой; право участвоватьв первич­нойорганизациизаконодательнойвласти получилив то время 4,3 млн.чел. (из 26 млн.населениястраны), чтодля своей эпохибыло значительнымпрогрессом.
Высшая исполнительнаявласть вручаласькоролю. Властькоро­ля определяласькак неделимаяи наследственная, но вместе с темкак подзаконная.
Исполнительнаявласть, передававшаясякоролю, былаусловной, посколькуон лишен былправа издаватькакие-либоправовые акты(кроме распоряженийоб исполнениизаконов), и вседолжностныелица подлежалиответственностиперед Собранием.Король был вбольшей степениглавой государства, ему принадлежалоглавное командованиеармией и флотом, он вел дипломатическиесношения.Единственнымзначимым егополномочиембыло правоотлагательноговето на принятыеСобраниемзаконы. Ко­ролевскоевето моглозначительнозатруднитьпрохождениезако­на — максимумна 6 лет. Однакооно не действовалов случае нало­говыхзаконов, которыене представлялисьна утверждениемонарху.
Положениеправительстваосталось вКонституциине прояснен­ным.Должностныелица считались“агентаминарода”, избраннымина срок и подлежащимиответственности, в том числеуголовной, перед законодателями.
Всфере юстицииКонституцияопределиланезависимостьсудеб­ной власти, а в качествеглавного ееорганизационногопринципа —выборностьсудей народом.Специальноотмечалось, что суд не мо­жетвмешиватьсяво властьзаконодательную, т. с. никакихконсти­туционно-контролирующихполномочийза юстициейне предпола­галось.
Предполагаяединственновозможноевоплощениеполитическогоразума, творцыконституциистремилисьсделать еенеподвиж­ной.Порядок измененияконституциибыл очень сложным, пре­дусматривалсогласие несколькихпоследовательныхассамблей имог опиратьсятолько на особуюучредительнуювласть народа, отличающуюсяот обычнойзаконодательной.
Несмотряна провозглашенноев ней разделениевластей, Кон­ституция1791 г. очевидновыразила стремлениезакрепить занарод­нымпредставительствомполитическоеверховенство. Революциясломала староеадминист­ративноеделение и местныеинститутыуправления, основав новоеунифициро­ванноеместное самоуправление.Одним из декретов(1789 г.) было установленоединообразиеадминистративногоделения стра­ныи территориальногоуправления.Создаваласьтрехуровневаясис­темаадминистративныхтерриторийс преимущественновыборнымиинститутами.Организацияместного управленияи новое админист­ративноеделение страныбыли установленыдекретом 22 декабря1789 г. Конституция1791 г. сохранилаобщие принципыорганиза­цииместной администрации.
Основнойи типовойадминистративнойединицей Франциистал департамент.Департаментыустанавливалисьзаново чтопримерно равнымипо территории(75-85 лье в окружности); такой ус­ловныйарифметическийподход былформальными не всегдацеле­сообразным, но считалсянаиболее рациональнымв новой админист­ративнойдоктрине. Реальнов стране сформировались83 департа­мента.Каждый подразделялсяна 3-9 уездов взависимостиот чис­ленностинаселения.Самая низшаяединица — кантон— создава­ласьусловно (в нейне было своейадминистрации), а только какиз­бирательныйи судебныйокруг.
Администрациядепартаментаформироваласьпо принципуса­моуправления, хотя и незавершенного, поскольку небыло установившейсякомпетенции.Департаментскийсовет (в составе36 чел.) избиралсягражданамина 4 года с обновлениемна 1/2 каждые двагода. В выборахпринималиучастие активныеграждане сповышеннымналоговымцензом. На сессияхсовета дол­жныбыли решатьсяместные делаи контролироватьсяисполнениерешений. В главномсовет долженбыл заниматьсяраскладкойнало­гов — т.е. повторялфункции прежнихпровинциальныхштатов. Советизбирал Директориюдепартаментаиз 6 членов собновлением1/2 в два года. Какисполнительныйорган, директория.занималасьобщим управлением, сбором налогов, административнойюстицией, управлениемнациональнымиимуществами— т. е. а из­вестномсмысле наследовалафункции дореволюционныхинтендан­тов.Теоретическирешения директорийбыли подконтрольныкоро­лю, нопосколькуцентральнаявласть не имелана местахадминист­ративныхагентов, сделатьэто практическибыло невозможно.Еще одним институтомбыла должностьпрокурора, который дол­женбыл выступатьзащитником“общественнойпользы”; ноюриди­ческиего полномочияи роль не былидетализированы.
Администрацияуезда практическиповторяладепартаментскую: совет из 12 членов, директория— из 4, генерал-прокурор, подчи­ненныйдепартаменту, функции и полномочийтакже былианало­гичными.
Кардинальноперестроенабыла системагородскогоуправления, имевшего воФранции ещесредневековыекорни. Законом14 декаб­ря 1789 г.были отмененывсе прежниеинституты, изаконом 21 мая1790 г. сформированотакже единоемуниципальноеуправление.В каждом городеизбирались1) муниципальныйсовет из 3-20 членовпрямым голосованиемна 2 года с обновлениемна 1/2 ежегодно; совет был основныморганом текущегоуправления, орга­низацииполиции иобщественныхработ; 2> генеральныйсо­вет из 6-40 членов(вдвое противпервого) на 1год; это былкак бы представительныйорган горожан, контролирующийважнейшиевопросы управлениягородскимиимуществамии распределенияна­логов; 3) мэр— прямым голосованиемгорожан изчисла членовге­неральногосовета; емупринадлежалаисполнительнаявласть в городе, которую онразделял смуниципальнымсоветом, — вместеони составляли, городское Бюро;4) прокурор.
По-особомубыло устроеноновое городскоеуправлениеПарижа (на основаниизаконов 21 маяи 27 июня 1790 г,). Егоособость быласвязана нетолько с размерамистолицы, но ис активнойсамоорга­низациейпарижан в первыемесяцы революции.Город разделенбыл на 48 секций.В каждой избиралисьпо 16 комиссаров(и еще один комиссарполиции). Собраниекомиссаровсчиталоськомите­том, который собиралсяраз в неделюи определялсвоего сменно­гопрезидента.У секции быласвоя компетенцияв общегородскихделах. Общегородскоеуправлениебыло представлено(1) Гене­ральнымсоветом — из145 делегированныхчленов, (2) мэром, которого избиралигорожане на2 года, и бюров со­ставе 16администраторов.Кроме этого, был еще (3) муници­пальныйсовет, представлявшийне менее 2/3 секций, а так­же выборныесиндик и прокуроры.Все они считалисьад­министрациейкоммуны городаи подчинялисьтолько королюи закону. Наделе Парижскаякоммуна в первыереволюционныегоды благодарярадикальнойориентацииее лидеровзаняла самостоятель­ноеположение дажев отношенииУчредительного, а затем и Зако­нодательногособраний.
После обнародованияКонституцииУч­редительноесобрание попредложениюдепутата Робеспьерапостановилоне.избиратьсвоих членовв будущийзаконодательныйкорпус (30 сен­тября1791 г.). Это романтическоерешение предопределилозначи­тельноеполевениеизбранногоЗаконодательногособрания. Другойпредпосылкойнового политическогопроцесса сталаразвернувшаясяс 1790 г. в Парижеособенно, азатем и по стране, деятельностьполитическихклубов, зародышейполитическихтечений и партий.Наиболее влиятельнымибыли Клубкорделье­ров, объединившийлевых радикаловво главе с Дантономи Ка-милломДемуленом, лидерами Парижскойкоммуны, и Клубякобинцев (помонастырю св.Якоба, где онзаседал), сформи­рованныйв основномреволюционнойчастью Учредительногособра­ния, В1790 г. Клуб якобинцевраскололся.Из него вышлиумерен­ныелибералы (Мирабо, Байи, Ле Шапелье), образовавшие“Обще­ство1789 года”. Затемиз клуба вышлаеще одна частьконституци­оннонастроенныхдепутатов воглаве с Барнавом, образовавшимитечение фейянов(названных помонашескомуордену). Поли­тическоеразмежеваниев столице и встране отражалоразные пред­ставлениялибералов инародной массыо достигнутыхцелях рево­люциии стало влиятельнымфоном дляконституционногокризиса.
Законодательноесобрание, открывшееся1 октября 1791 г., посвоему составуотразило новоеобщественноеразмежевание.В нем практическине было открытыхроялистов, значительнаячасть депутатов(264) принадлежалак течению фейянов, левые былипредставленыякобинцами(136), большинствокоторых былиделегатамипровинцииЖиронда; почтиполовина депутатов(345) не имела точ­нойполитическойориентации(“болото”).Постепеннопод давлени­емобстоятельствлидерство всеболее захватывалижирондисты-республиканцы.
Конституция1791 г., и особенноее реализация, сами по себета­или опасностьскорого провала.Разделениевластей в нейбыло ус­ловным, отошедшим отумереннойконструкцииПросвещенияв бо­лее радикальнуюсторону верховенствазаконодательнойвласти. Политическаяорганизациявласти по Конституциипрошла призна­чительнойоппозициикороны, праваи статус которойконституцио­налистыпытались всемерносохранить: Людовик XV) пыталсябе­жать заграницу, чтобысомкнутьсяс эмиграцией, и только послепринудительноговозвращениясогласилсяс конституцией.Законо­дательнаядеятельностьУчредительного, а потом я Законодательно­гособранийспособствоваларосту общественнойнапряженностии появлениюмощного реакционногодвижения, сплотившегосявокруг короны.Открытую оппозициюкороля вызвалирешения осекуляри­зацииземель церкви, придании гражданскогостатуса духовенствуи о введенииобязательнойприсяги священнослужителейна верностьконституциии народу.
ОбострилосьвнешнеполитическоеположениеФранции. В авгу­сте1791 г- Австрия иПруссия обнародовалиПильницкуюдекларацию, где осуждалосьумаление королевскойвласти во Франциии объявлялосьо необходимостивмешательстваизвне во французскиесобытия. В феврале1792 г. Австрия иПруссия заклю­чиливоенный союз, ставший началомвнешней монархическойин­тервенции.
НеурегулированностьреальныхвзаимоотношенийСобрания икороля, которыйощущал себяотчасти пленникомв столице, отра­зиласьна кризисеправительства, Организацияправительственнойадминистрациисохраниласьот “старогорежима”: к прежниммини­страм(иностранных, военных, морскихдел) добавилисьновые, как быподелившиесферу деятельностигенеральногоконтролерафинан­сов(внутреннихдел и общественныхдоходов), а такжеюстиции (ведомствобывшего канцлера).В начале 1791 г.ликвидировалсяКоролевскийсовет. Вместонего по законам27 апреля — 25 мая1791 г. был образованГосударственныйсовет. Единствоправительственнойдеятельностиобеспечи­валосьполитически: в марте 1792 г. корольназначил надолжностиминистров восновном жирондистов.
20апреля 1792 г. корольобъявил войнуАвстрии. Несмотряна некоторыемобилизационныемеры, французскаяармия практическиразложилась, частью заняввыжидательнуюпозицию из-зароялистскихсимпатий офицерства.Осуществлениедекретов онационализа­циицерковныхимуществ исекуляризациивызвало новыепроблемы вовзаимоотношенияхс королем: ЛюдовикXVI желал измененияКонституциив сторону усилениямонархии.
Жирондистыподняли народныемассы на политическуюборьбу, организовавантимонархическиймитинг 20 июня1792 г 11 июля Законодательноесобрание издалодекрет “Отечествов опасности”, которым былопостановленоорганизоватьновую армиюна основе всеобщейповинности.В начале августав Париже стализвестен ма­нифестглавнокомандующегоармией интервентово задачах войны:“восстановитьзаконную властькороля”. Парижскиесекции 5 авгу­стапотребовалинизложениякороля и организацииновой власти.Попытки жирондистови Собрания вцелом сохранитьКонституциюсыграли толькопровокационнуюроль для нарастающеголеворади-кальногодвижения. Вночь с 9 на 10 августаПарижскаякоммуна организовалавосстание, результатомкоторого сталосвержениемо­нархии ианнулированиеКонституции1791 г.
Государственно-политическаяэволюция ПервойРеспублики.
--PAGE_BREAK--
Формированиеобновленногогосударст­венно-политическогоуклада прошлов два этапа. Втечение первогоэтапа (август-сентябрь1792 г.) фактическиустановиласьреспубликана основе решенийЗаконодательногособрания. Этимирешениями былзакрепленгосударственныйпереворот 10августа, произошедшийна волне нарастанияобщих антиконституционныхи антимонархиче­скихустремленийглавным образомнаселенияПарижа приполи­тическойактивностилеворадикальныхдвижений, в томчисле и в самомСобрании.Законодательноесобрание, отменивглавный юри­дическийограничительсвоей власти— право королевскоговето на принимаемыезаконы, постановилосозвать Национальныйконвент сконституционнойвластью. Впредьдо созыва конвен­тауправлениегосударствомпоручалосьчрезвычайномуоргану — Исполнительномукомитету из6 человек. 11 августабыл установленновый порядоквыборов и введеновсеобщееизби­рательноеправо (мужское)1) правом избиратьнаделялисьвсе французыстарше 21 годас годичнымцензом оседлости, имею­щиесамостоятельныйзаработок ине состоящиев услужении;2) от­менялосьразделениеграждан наактивных ипассивных, однако для.избрания ввыборщикисохранялсяповышенныйвозрастнойценз в 25 лет. Чтобыудовлетворитьсоциальныеинтересы крестьянстваи сплотить ихвокруг формирующейсяновой власти, Собрание принялосерию августовскихдекретов, которымипроводиласьдальнейшаянационализацияземель эмигрантови упразднялисьсо­хранявшиесяеще остаткипрежнего аграрногостроя.
Входе второгоэтапа (сентябрь1792 — июнь 1793 гг.)Юриди­ческиконституироваласьреспубликана основе новыхконституци­онныхрешений Национальногоконвента.
Выборы вКонвент завершилисьв сентябре 1792г, В него былиизбраны 783 депутата(около 200 принадлежалик жирондистскомукрылу, 100 — якобинцы-монтаньяры, остальныезанималиколеблю­щуюсяполитическуюпозицию). Самымсерьезнымпоказателемпроисходившегов стране радикальногополитическогопроцесса бы­лоотсутствиев Конвентеконституционалистов(фейянов).
Конвентоткрылся 21 сентября1792 г. в обстановкенационально­голикования поповоду первыхпобед реорганизованнойпатриоти­ческойармии надмонархическойинтервенцией.Армия Францииперешла анаступление, вторгшись вБельгию, а затеми в западныегерманскиеземли. Поэтомупервые политическиерешения опира­лисьна своего родапримирениежирондистскогокрыла с монтанья­рами(“Горой”), которыхв особенностиподдерживалапреобразован­наяи сплотившаясявокруг якобинскихлидеров (Робеспьера, Мара­та и других)Парижскаякоммуна.
Первым жерешением Конвентпровозгласил(I) отмену мо­нархиии, соответственно,(2) аннулированиеКонституции1791 г. В качествесимволическогожеста былоус­тановленоновое летосчисление— с 21 сентября1792 г. — и введенновый календарь, построенныйна надуманнойхронологиисельско­хозяйственныхработ. 25 сентября1792 г. Франция былапровозгла­шенареспубликой.Причем, чтобыпарализоватьвызванныереволю­циейцентробежныестремленияи местную оппозицию, республикабыла объявленаединой и неделимой(с установлениемсмертной казнидля покушавшихсяна эти началагосударственно-политическогоустройства).Новая избирательнаясистема былавве­дена и ворганизациюместногосамоуправления, и для низшейюс­тиции: былопостановленопереизбратьсудей и провинциальныеор­ганы самоуправления.
Заключительнымактом конституированиянового строястал инициированныйрадикальнымкрылом Конвентасуд над бывшимкоролем ЛюдовикомXVI.
Суднад ЛюдовикомXVI (процесс шелс 11 декабря 1792 г.по 17 января 1793 г.)был не столькоюридическим, сколько поли­тическимактом. И поднятыев суде вопросыбыли решеныв боль­шейстепени собщеполитическихпозиций- Хотяповодом к обвине­ниюпредъявитьвполне конкретныеобстоятельства: при изъятиидокументовпо секретариатуцивильноголиста (т. е. королевскихрасхо­дов, предусмотренныхКонституцией)были обнаруженыписьма, с несомненностьюсвидетельствовавшиео тайных переговорахи даже сговорекороля с интервентамив целях восстановлениясвоей вла­сти.Возможностьвообще суданад монархомстала предметомост­рых партийныхдискуссий вКонвенте, накоторый оказывалосьзна­чительноедавление горожан.В итоге Конвентпризнал себявправе судитькороля от именинации (как выразительнародногосуверени­тета), отказал защитникамкороля в доводахо неприкосновенности, признал ЛюдовикаXVI виновным впредании интересовнации и на­рушенииконституциии незначительнымбольшинствомголосов (387: 334)высказалсяза применениек бывшему монархусмертной казни.Впрочем, этотвопрос былпредрешен общимнастроениемв стране и вПариже: “Еслиего осудят, —предрекалДантон еще д0суда, — он мертв”.В ходе слушанийбольшое значениеприобрелаполитическаяпозиция, лучшепрочих высказаннаяСен-Жюстом, одним из лидеровсамого леворадикальноготечения: “Всякийкороль виновен”.За казнь Людовикавысказалисьдаже ро­ялисты, желавшие сохранитьсвое “революционное”лицо. 21 января1793 г. король былпублично казнен.
Политическийсуд над монархиейсопровождалсяидейной пере­меной, очень важнойдля последующегодвиженияполитическогоуклада: в ходенего было признано, что Национальный(представи­тельный!)конвент естьвыражение всейнации и вправевосприни­матьна себя полномочиясувереннойвласти.
Разработканового конституционногозакона быланачата еще доюридиче­скогопровозглашенияреспублики.Конституционнаякомиссия Кон­вента(образована11 октября 1792 г.)представилаподготовленныйею проект к 15ноября. В основномпроект былсоставлен однимиз видныхполитическихдеятелей жирондистов, литератороми истори­комЖ. Кондорсе.Проект был взначительнойстепени ориентиро­ванна политическуюдоктрину Руссос ее идеяминародногосувере­нитетаи государственногопринуждения.Большое местобыло уде­леноисполнительнойвласти, котораядолжна быластать доминиру­ющейгосударственнойсилой. По этойпричине, а такжепотому, что впроекте не былаформальногарантировананеприкосновенностьсобственности, проект Кондорсебыл отставлен.Новый проектбыл подготовленк началу июня1793 г. (его единственнымавтором сталГеро де Сенийль)и быстро утвержденКонвентом ужев изменившейсяполитическойобстановкеизгнания жирондистовиз правительстваи Конвента.
Конституция24 июня 1793 г. былапринципиальноновым политико-правовымдокументоми по своим общимпринципам, нпо избранномунаправлениюв организациигосударственнойвласти. Онаотразила временноевозобладаниекрайне радикалистскихидей, для которыхне было реальнойосновы в укладееще не ото­шедшегоот духа “старогорежима” французскогообщества, ипото­му оказаласьнежизнеспособной.Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что.рядом сформальнойконституциейсложиласьдругая, фактическая— на существенноразличав­шихсяпринципах.
Конституциябыла вынесенана всенародныйреферендум, завер­шенныйк 10 августа, иполучила одобрениебольшинстваголосовав­ших(1,8 млн.: 17 тыс. “против”),'
Конституция1793 г. состоялаиз двух частей: обновленной“Де­кларацииправ человекаи гражданина”(в 35 ст.) и собственнокон­ституции(122 ст.). Декларацияв главном развивалаположенияДе­кларации1789 года: государствоустановленодля реализациичело­векомего естественныхи неотъемлемыхправ, каковымиявляются равенство, свобода, безопасность, собствен­ность, и действуетна основе общественнополезной законности(ст. ст. 1-4, 9). Но вконкретномзакреплениигражданскихправ и принциповправопорядкаДекларацияпошла далеев духе доктринысоциализацииправа и егобольшего радикализма.Провоз­глашаласьсвобода трудаи занятий (ст.17). Общество должнобыло гарантироватьгражданинусоциальноеобеспечение(в случае неспо­собностик труду) и образование(ст. ст. 21-22). Болеекатегорично, чем в Конституции1791 г,, декларировалисьправо петиций(ст. 32), а такжеправо на свободныесобрания, свободумнений, вероис­поведания, печати
Вполитико-правовомотношенииДекларациязасвидетельствова­лаважные переменыреволюционнойдоктрины. Почтиабсолю­тизированнымбыл принципнародногосуверенитета: он неде­лими неотчуждаем, не может бытьникем присвоен(ст. ст. 25-27). Вследствиеэтого былопровозглашеноправо народана “пересмотр, преобразованияи измененияконституции”:“Ни одно поколениене может подчинитьсвоим законампоколениебудущее” (ст.28). На­конец, суверенитетбыл представлени как право (иобязанность!)народа насопротивлениеугнетению ипеременуправительствав случаях “угнетенияхотя бы одногочлена общества”; восстаниепро­возглашалось“священнейшимправом и неотложнейшейобязанно­стью”народа
Организациягосударственнойвласти такжеотличаласьважны­ми новшествами.Начало народногосуверенитета, понятое в избы­точнодемократическомдухе, предопределилополупрямоеосуществлениезаконодательнойвласти наро­дом(вместо представительного).Самостоятельнымзаконодатель­ныморганом былоНациональноесобрание, избиравшеесяна 1 год. прямымголосованиемна основеустановившегосяпрактическивсе­общегоизбирательногоправа (одинпредставительот 40 тыс. населенияс учетом оседлостив 6 месяцев). Однаков издании наиболееважных законов(гражданскихи уголовных, налоговых, управленияимуществами, касавшихсявойны, административногоделения и т.п.) Собраниебыло связанонеобходимостьюодобрения ихсобраниямивыборщиковпо департаментами первичнымисобранияминасе­ления.В таком же порядкемогло происходитьи изменениеконсти­туции, причем дажепо инициативеснизу.
Вместоосновополагающегоранее принципаразделениявластей Конституцияввела началоединства властей, практическислив воединозаконодательнуюи исполнительную.Правительствобыло низведенодо уровняИсполнительногосовета (из 24членов), выбиравшихсяСобранием изсложно составленногосписка кандида­товот департаментови первичныхсобраний выборщиковна 2 года е обновлениемна 1/2 ежегодно.По сути, членысовета былилишены самостоятельногозначения и былитолько агентамизаконодатель­нойвласти. Советмог действовать“только воисполнениезаконов и декретовзаконодательногокорпуса”. Приэтом декреты(второй видзаконодательныхактов) моглииздаватьсяСобраниемпрактиче­скипо неограниченномукругу нормативныхи даже текущихвопро­сов (вт. ч. по вопросамобеспечениябезопасности, расходованиясредств, заключениятрактатов).Таким образом, влияние законода­тельнойвласти распространилосьдаже на текущееуправление.
Полная выборностьдолжна былахарактеризоватьорганизациюместных институтовсамоуправленияи судебнуюсистему. Провозг­лашаласьтакже всеобщаявоинская повинность.
Реальноеразвитие политическихсобытий революциипошло, од­нако, по пути, отличномуот провозглашенногоидеала Конститу­ции.Напротив, системаисполнительнойвласти подмялапод себя законодательную.ОфициальнойдекларациейКонвента введениеКонституциив силу былоотложено “донаступлениямира”.
Впериод со 2 июня1793 г. по 27 июля 1794 г.под влияниемсамых разнород­ныхполитическихпроцессов исоциальныхстремлений, возобладав­шихна волне революции, произошловнутреннеепере­рождение установившихся республиканскихинститутов.Носителямиэтого перерождениястало радикаль­ноеполитическоекрыло якобинцевв Конвенте подруководствомРобеспьера, Кутона, Сен-Жюстаи других. Воспользовавшисьвре­меннымивоенными ивнутриполитическимиосложнениямиправи­тельстважирондистов, якобинцы организовалиочередноевыступле­ниеПарижскойкоммуны 31 мая— 2 июня 1793 г., в итогекоторого наиболеевидные депутаты-жирондистыбыли арестованы, лидерство вКонвенте перешлок леворадикальнойгруппировкеякобинцев, сомкнувшейсяс течениями“бешеных” ит. н. санкюлотов(“бесштанников”)парижскихнизов. Под предлогомсозидания“единой воля”для “борьбыс буржуазией”и внешней опасностьюреальная политическаявласть Конвентабыла подмененаисполнительнымиинсти­тутами.
Основнымправительственныморганом в этотпериод сталКоми­тет общественногоспасения. Созданныйеще в апреле1793 г. Ко­митетпод руководствомДантона былвсего лишьчрезвычайнымис­полнительныморганом, контролирующимвнешнеполитическуюи военнуюдеятельность.После июньскогопереворотасостав Комите­табыл обновлен, его политическимруководителемстал РобеспьераФормальноКомитет былподотчетенКонвенту, которыйежемесячноопределял внего 12-15 депутатов.Однако с июля1793 г. Конвенттолько санкционировалпредложенияРобеспьера, неизменногоего председателя, по составу.Комитет располагалисключительнымиполномочиямиправительственногохарактера —по руководствувнутреннейи внешней политикой, текущему управлению.Декретом 10 октября1793 г. в странеустанавливалсят. н, “революционныйпорядок управления”.Согласно ему, конституционныереспубли­канскиеорганы (Исполнительныйсовет, министры)и высшие долж­ностныелица, административныеучрежденияставились подпря­мой контрольКомитетаобщественногоспасения. Емуже впредь подчинялисьглавнокомандующиеармиями. Неисполнениераспоряженийправительстварассматривалоськак “покушениена народнуюсвободу” исоответствующимобразом каралось.Для луч­шегоконтроля всоставе Комитетабыли организованысекции, каждойиз которыхвменялось вобязанностьнадзирать заработой своегоминистра.
Параллельноорганизовалсяряд другихправительственныхко­митетов, формальнозанимавшихсясамостоятельнымифункциями, атакже чрезвычайныхинститутовуправления.Одним из видныхбыл Комитетобщественнойбезопасности(организованныйеще в октябре1792 г. в качествеоргана борьбыс врагами революции).Он практическине функционировал, и его деятельностьоживиласьтолько с развертываниеммассовогополитическоготеррора в стране.В апреле 1793 г. былсоздан институтнародныхпредставителейв армии. В каждуюиз 11 армий Конвентназначал по3 народныхпредставителяс неограниченнымиполномочиями, которые нетоль­ко контролировали“правильноенаправление”собственновоенной деятельности, но главнымобразом работутыловых служб, постав­щиков, а также взаимоотношенияофицеров Вмарте 1793 г. образо­валисьреволюционныенаблюдательныекомитеты, которымвменя­лосьв обязанностьконтролироватьна местахподозрительныхино­странцев, вести спискиподозрительныхпо своей антиреволюцион­нойпозиции лиц, а также родственниковэмигрантов.Комиссарыревкомов сталик осени 1793 г. основнымиправительственнымиагентами властина местах, подавляяпод предлогомслабой “рево­люционности”ранее сложившиесяместные органысамоуправления.
Легализированиесосредоточениявластных полномочийв руках исполнительныхорганов ипреобразованиероли Национальногоконвента произошлосогласноучредительномузакону 4 декабря1793 г. “О революционномпорядке управления”.Национальныйконвент былобъявлен “центромуправления”и единственнойдвижущей силойгосударства; по сути, законодатель­ствои правительственнаявласть былислиты воедино.В продолже­ниедекрета от 10октября 1793 г. все“установленныевласти и об­щественныедолжностныелица” ставилисьв прямое подчинениеКо­митетуобщественногоспасения. Все, что “касалосьличности иполиции”, подчинялосьКомитету общественнойбезопасности.Ко­митеты должныбыли регулярноотчитыватьсяперед Конвентом… Усилена былацентрализацияуправления: прокурор Парижскойкоммуны в силузначимостисвоего столичногопоста был сделанна­циональнымдолжностнымлицом, вся тяжестьрешения местныхвопросов перенесенатолько в департаменты, практическибыло уничтоженокоммунальноесамоуправление, низовая выборность, комиссаровна места направлялотолько правительство.Было пред­писанораспуститьдепартаментскиеармии, запрещалиськакие-либоместные налогиили натуральныеповинности.
25декабря 1793 г.Робеспьервыступил вКонвенте сречью, в ко­торойобосновалпринципиальныеякобы отличияреволюционногоправительстваот конституционного: революционноезанято чрезвы­чайнойдеятельностью, оно подчиненоменее строгимправилам ивообще в сторонеот права, онозанято главнымобразом общественнойбезопасностью, нежели деломполитическойсвободы., “Нужноорганизоватьдеспотизмсвободы, чтобыраздавитьдеспо­тизмкоролей”. Отрицаниеправа рядомс возвеличиваниемнекоей отвлеченнойнародной“добродетели”было подразумеваемойсторо­ной новойполитическойдоктрины:“Революционноеправлениеопи­раетсяв своих действияхна священнейшийзакон общественногоспасения и насамое бесспорноеиз всех оснований— необходи­мость”.
Этобыла и идейно-политическая, и практически-административ­наяпрограммадиктатуры —во-первых, диктатурыисполнительнойвласти (практическислившейся сзаконодательной), во-вторых, диктатурыодного политическоготечения — якобинцев, присвоив­шихсебе правотолковатьреволюционнуюнеобходимость.
Радикализмполитическогопереустройствазакономерносопро­вождалсялеворадикальнойсоциальнойполитикой. Втех условияхона носилачастично утопический, частично популистскийхарактер заигрыванияс городскиминизами, постепеннооставшимисяединст­веннойсоциальнойопорой правительстваи течения якобинцев.Правительствоосуществилосерию принудительныхзаймов у бога­тыхлюдей, которыебыли замаскированнойконфискацией.Вводи­лисьжесткие мерыпо ограничениюторговли, вособенностипродук­тамипервой необходимости.На большинствотоваров, нарабочую силу, денежные операциии т. п. устанавливалисьмаксимумы -цен(за основу бралисьцены 1790 г.). В мае1794 г. были принятызаконодательныерешения о введениитрудовой повинности, запре­щалосьсоздание какихбы то ни былорабочих объединенийи ста­чек.
Политическаядиктатурасопровождаласьповальной дехри­стианизациейи вытеснениемиз обществане присягнувшихРеволюции исохранявшихпривязанностькатолическойвере свя­щеннослужителей.В декабре 1793 г.была провозглашенасвобода культов.Правительствопоощряло повсеместноевведение чистогражданскихпраздников.Соборы превращалисьв “храмы свободы”.Наконец, былвведен новый“Культ Верховногосущества”: 8июня 1794 г. он былофициальноотпразднованв Париже, и эторассмат­ривалоськак идейнаяоснова возвеличиваниядиктатуры.
Политическаядиктатура, темболее со­пряженнаяс неисторическимипопыт­камисоциальногопереустройства, закономерноприводилареволю­ционноеправительствоякобинцев иКонвент к изоляции, дополняв­шейсяотчуждениемПарижа от всейкрестьянскойстраны (добраячасть которойуже была охваченаконтрреволюционнымвосстанием, начавшимсяв Вандее). Преодолениеэтой изоляциинасильственны­миспособами, темболее в условияхвоенного времени, закономерноперерасталов гражданскуювойну. В особыхусловиях Франциикон­ца XVIII в. основнойформой этойвойны сталаполитика открытоготеррора, обдуманнопроводившегосяякобинцамии революционнымправительствомпод предлогомборьбы за новуюмораль и “спасениеотечества”.
Основныморудием этоготеррора сталановая революционнаяюстиция воглаве с чрезвычайнымуголовнымсудом, получившимназваниеРеволюционноготрибунала.
Революционныйтрибунал былвоссоздан 10марта 1793 г. в ка­чествеспециальногоквази-судебногооргана борьбысо всеми, кто“покушалсяна свободу, равенство, единство инеделимостьреспуб­лики”.В сентябре 1793г. во времяразвертываниямассовых репрес­сий, особенно вПариже, Трибуналбыл разделенна 4 секции. Спи­скисудей составлялисьв Комитетеобщественногоспасения иКоми­тетеобщественнойбезопасности.СоответственноТрибунал стал, по сути, исполнительныморудием Комитетаобщественногоспасения, находясьпод огромнымвлиянием Робеспьераи лично Кутона.В каждой секциибыло по троесудей, которыерешали делас участием 7-9присяжных, выбранных имисамими. Поопределению, Трибу­налприменял толькоодну меру наказания— смертнуюказнь. Де­кретом10 июня 1794 г. террористическойнаправленностиРевтри­буналабыло приданозаконное основание.Согласно декрету,“рево­люционныйтрибунал учреждендля того, чтобынаказыватьврагов, народа”.Преследованиеврагов народастало определяющиммотивом репрессий.К “врагам” былиотнесены все, кто призывалк восстановлениюкоролевскойвласти, поддерживалсношения свра­гами республики, клеветал напатриотизм, распространялслухи, развращающиеобщественныенравы, “ослаблялчистоту революционныхпринципов”, недобросовестныепоставщикив армию и т. п.Разбор дел вРевтрибуналепроходил поусловной судебнойпроцеду­ре, по новым процессуальнымправилам. Уликамипризнавалисьлюбые доказательства, в т, ч. моральные'Пред­варительноерасследованиеотменялось, допрос совмещалсяс судеб­нымрассмотрением.В случае, еслиулики былиналицо, тосвидете­лейне вызывали.“Заговорщикамзащитниковне полагалось”.Апелляции икассации недопускались.Единственнымнаказа­ниембыла смертнаяказнь, которуюприводили висполнениев день вынесенияприговора.
Ещеодним законнымоснованиеммассовоготеррора сталдекрет “Оподозрительных”(17 сентября 1793 г.)Со­гласно емуsee лица, объявленные“подозрительными”, немедленнодолжны бытьарестованы.“Подозрительными”объявлялисьвсе, “кто своимисвязями, поведением, речами, сочинениями…проявил себякак сторонниктирании”, ктобыл' смещен сдолжностныхпостов, ктоэмигрировал, кто не мог доказатьсвоей благонадежностии т. п. Списки“подозрительных”должны былисоставлятьсяпо округамособыми наблюдательнымикомитетами, заменившимиорганы само­управления.
Сентябрьскийдекрет далтолчок первойволне массовоготеррора, т. к.сентябрьскойрезне. В течениемесяца тольков Па­риже казнилиежедневно по28-30 чел. Под преследованиепопадали всене присягнувшиеновой властисвященники, социально“чуж­дые” лица, бывшие аристократы, ведшие “нереволюционный”образ жизни.На гильотннубыла отправленаи жена казненногоЛюдовика XVIМария-Антуанетта.В большинствеслучаев мотивомприговора былиобвинения вмятежах илиизменах (78% осужденных), были и экономическиепреступления(1%). Наиболеесвоеобразнойчертой террорастало то, чтов социальномотношении онкоснулся вглав­ном самогореволюционного“третьегосословия” (75%казненных; дворян— 9%, духовенства— 5%)- На местахинициированныйиз центра террор, помноженныйна самодеятельностьснизу, превра­тилсяв массовыевнесудебныерасправы. ВМарселе несколькосот заключенных, членов семейэмигрантов, были затопленына барже в море.В Нанте до 3 тыс, заключенныхпотопили в р.Луаре. Прак­тиковалисьразрушениягородов, оказавшихнеповиновениецентру. Всегоза год якобинскогоправления былоказнено до 40тыс. чел., более500 тыс. было заключенов тюрьмы и подобиетюрем, причемвласть устраняласьот всякогосодержаниязаключенных
Началом особожестокоготеррора сталивыстрелы водного из лидеровякобинцев вапреле 1794 г. Одновременнообвинения во
враждебнойдеятельностираскололи самправительственныйлагерь (не обошлосьи без сведенияличных счетов).На основепровокаци­онногообвинения быликазнены выступившиепротив Робеспьерасторонникирадикала Эберта.Спустя месяцбыли обвиненыв контр­революциии казнены несколькодесятков якобинцевво главе с Дан­тоном.
Внутренниераздоры и внеправовойтеррор окончательноизоли* ровалигруппировкуРобеспьера, Сен-Жюста, Кутонаот левоцент-ристскойчасти Конвента.Опираясь нарастущее недовольствов стране, наокрепшую армию, ставшую реальнойполитическойси­лой подкомандованиемновых революционныхгенералов, центри­стыво главе с Тальеноми Баррасомподготовиливнутриправительч, ственный заговор.
ВрезультатесанкционированногоКон­вентомтермидорианскогопереворота
(8-9 термидора/ 26-27 июля 1794 г.) диктатураправительстваякобинцев былаликвидирована.Робеспьер м22 его ближайшихсподвижникабыли гильотинированы.Позднее та жеучасть постиглаеще 71 человеказа попыткивосстановитьПа­рижскуюкоммуну. Политическипереворотпередал властьв руки болееумеренногореволюционногокрыла, для которогоидеалы соб­ственности, порядка и конституциибыли непререкаемыми.Немалое значениев переворотесыграло и точноеосознаниегибельностирас­ширявшегосятеррора.
Втечение года(июль 1794 — август1795 гг.) Конвентликвиди­ровалважнейшиеадминистративныеи политическиеинститутыдиктатуры. Былопроведеноперсональноеобновлениеправительст­венныхкомитетов, сокращеныполномочияКомитетаобщественногоспасения. Наоснове декретаI августа 1794 г.затих террор, была измененаполитикаРеволюционноготрибунала(следовалоотныне устанавливатьумышленнуювиновностьв приписанномпреступле­нии), в мае 1795 г. Трибуналбыл упразднен.Упраздненыреволю­ционныекомитеты наместах, а такжеизменена деятельностьна­блюдательныхкомитетов.Преобразованияв конституционнуюсторону необошлись безрепрессий вотношениибывших санкюлотов, поднявших целуюсерию мятежей.В преодоленииэкономическогои финансовогокризиса правительствопошло путемотмены социаль­но-регулирующегозаконодательстваякобинцев: былавведена свобо­даимпорта, в декабре1794 г. полностьюупраздненымаксимумы.Отменялсяутопическийкульт Верховногосущества, церквибыли возвращеныверующим, нопроводитьрелигиозныецеремонии неразрешалось.Восстановилисьобщественнаяжизнь, похожийна ста­рый быт.
Вусловиях стабилизациибыла подготовленаи принята новаяконституциястраны. В апреле1795 г. Конвентназначил комиссиюиз 11 членов дляразработкиновых принциповорганизациивласти.
Конституция1795 г. была детализированными объемнымдоку­ментом.Она утверждалареспубликанскийстрой на основесамого строгогоразделениявластей, преобладаниязаконодательногокорпуса.
КонституцияоткрываласьДекларациейгражданскихправ. В главномона следовалаДекларации1789 г., утверждая“свободу, ра­венство, безопасностьи собственность”.Вместе с темДекларациявпервые включилаположения огражданскихобязанностях, состав­ленныев моралистически-просветительскомдухе: не вредитьдруго­му, делатьдобро, соблюдатьзаконы и семейныйдолг. В самомтек­сте Конституциисодержалосьмного положений, которымиопреде­лялисьнормы правительственнойдеятельностии правовойполи­тики.Подтверждалосьотсутствиеограниченийторговой, промыш­леннойи иной деятельности, запрещалсярежим государственногорегулирования, ограничиваласьдеятельностьполитическихобществ. Подробнобыла определенасвобода собственностикак право“пользоватьсяи располагатьсвоими имуществами, своими до­ходами, плодами своеготруда и своегопроизводства”.
Организациягосударственнойвласти основываласьна преуве­личенномвнимании кразделениюинститутови их полномочий:
“Неможет существоватьсоциальныхгарантий безразделениявла­стей”. Ворганизациюзаконодательнойвласти вводилосьна­чало бикамерализма— создавалисьдве уравновешивающиеДруг другапалаты. Совет500 составлялсяиз депутатов, выбранных путемдвухстепенногоголосованияпо особымдепартаментскимсо­браниям.Сохранялисьпринципы всеобщегоизбирательногоправа для всехфранцузовстарше 21 года.Но для выборщиковвторого уровняустанавливалисьповышенныевозрастнойи имущественныйцензы. Втораяпалата — Советстарейшин в250 чел. — составляласьиз делегатовот депар­таментов.Для членоввсего законодательногокорпуса былиуста­новленыповышенныеимущественный, возрастнойи оседлостицен­зы. Советпятисот обладалзаконодательнойинициативой, утверж­далисьже законы вовторой палате.Строго оговоренбыл запретза­конодательномукорпусу братьна себя полномочияисполнительнойили судебнойвласти. Палатыдействовалитолько врозь, общие со­бранияне допускались.
Исполнительнаявласть вручаласьДиректориииз 5 членов. Ихназначалзаконодательныйкорпус (Совет500 предлагалсписок, Со­ветстарейшинутверждал).Главы государстване предполагалось, каждый из директоровпредседательствовалпо 3 месяца дляподпи­санияактов. Директорияведала вопросамибезопасности, армией, назначениемдолжностныхлиц (т. е. воспроизводилаКомитет обще­ственногоспасения, нобез диктаторскойвласти). Управлениеве­домствамивручалось 6-8министрам, назначавшимсяДиректорией.Однако министрыбыли толькочиновникамии не составлялиправи­тельственногосовета.
Управлениедепартаментамибыло децентрализовано.Ликвиди­ровалисьокруга. Значениеместных выборныхвластей былоне­сколькосокращено тем, что Директориябыла вправеаннулировать
департаментскиерешения.
Реорганизацииподвергласьи юстиция. Кромеместных судов, со­здавалисьвысшие кассационныеинстанции.Юстиция должнабыла быть бесплатной, суд — гласными открытым, судьи по-прежнемувыбиралисьна местах. Специальнобыли оговореныгарантии противвнесудебныхарестов.
После принятияКонституцииКонвент утвердилспециальныйдекрет об обеспечениипреемственностизаконодательногокорпуса (22 августа1795 г.). Согласноему не менее2/3 будущего составазаконодателейдолжны былибыть избраныиз членов Конвента.Это должно былосохранитьцентристскоеполитическоеравновесиеи предотвратитьнаступлениероялистскойреакции.
Всенародныйплебисцит (1млн. чел.: 50 тыс.)высказалсяза Конституцию, декреты былиотвергнуты, но от этого непотеряли силу.В голосованиивпервые принялаучастие армия.26 октября 1795 г.Конвент разошелся.Установленныйреволюциейреспубли­канскийстрой приобрелстабильныеочертания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.