Реферат по предмету "Исторические личности"


Падение монархии во Франции Первая Республика

Ксередине XV1I1в. абсолютнаямонар­хия воФранции вступилав полосу кризиса.Кризис приобреталвсе болеесущественныйхарактер нафоне общихсоциальныхпротиворечий, обусловленныхсословнымнеравенством, сохранениемфеодальныхпережитковв аграрномстрое, реакционнойполитикойкатолическойцеркви принесомненномобщественномвозвышениироли “третьегосословия” вэкономическойи культурнойжизни страны.Немало­важнуюроль в проявлениикризиса сыгралиисторическиенесовер­шенствагосударственнойадминистрации, грабительскаяфинансоваяполитика, связаннаяс финансовымиавантюрами(вроде выпусканичем не обеспеченныхбумажных денегв начале XVIII в.), неуре­гулированностьсудебной организации.Абсолютистскоеправитель­ствоотчасти вынужденновстало на путьэкономическихи админи­стративныхпреобразований, которые, какпредполагалось, должны модернизироватьобщий обликгосударства, С восшествиемна пре­столЛюдовика XVI(1774-1792) сложилсяпоследовательныйрефор­мистскийкурс, главнымобразом связанныйс политикойновых ми­нистров.
Первыереформы, в основномэкономическогохарактера, былипроведены подруководствомнового генеральногоконтролерафи­нансов, видного финансиста, ученого-физиократаТюрго в 1774-1779 гг.Была введенасвобода торговлизерном, торго­вцывыведены из-поднадзора специальнойполиции, отмененыог­раниченияна перевозкухлеба междупровинциями(эдикт 13 сен­тября1774 г.). В разрыв страдициямисредневековойкорпоративно­стиремесла ипромышленностибыла установленасвобода занятияпромыслами, хотя цехи позднеебыли восстановлены.Отменена крестьянскаядорожная повинность(натуральнаябарщина), дляпо­стройкидорог устанавливалсяновый всеобщийналог. Наконец, в 1779 г. было провозглашеноосвобождениекрестьян отличной зави­симости: бесплатное— в королевскомдомене, подразными условиями— на сеньориальныхземлях. ОднакоПарижскийпарламентвоспротивилсязарегистрироватьуказ по причиненарушениясеньо­риальныхправ, и крупнаясоциальнаяпроблема осталасьв “подве­шенном”состоянии.
Административныереформы, проведенныеновыми министрами— Ж.Неккероми Калонном(Тюрго был смещениз-за оппози­циидвора и аристократии),— были направленына реконструкциюв новом видесословногосамоуправления.В провинциях, округах и общинахсоздавалисьвыборные ассамблеи, хотя и под эгидойдухо­венстваили дворян(эдикт 22 июня1787 г.). Права ассамблейбыли весьмаограниченыи в главномкасалисьобщесословногоконтроля надраспределениемтальи. Крометого, сделаныбыли первыешаги в направлениидецентрализациигородскогоуправления.
В судебно-правовойсфере реформыимели, напротив, преиму­щественноконсервативныйхарактер- Подруководствоми по плану канцлераМопу былиреорганизованыпарламенты(1770-1771), од­накообщественнаяоппозициявынудила короляЛюдовика XVIвос­становитьстарую системучиновной юстиции.В 1788 г. было наме­ченоширокое преобразованиенизших судовс целью сделатьих полноценнымиорганами гражданскойюстиции, ноправительствоотложило еедо предполагавшегосясозыва национальнойассамблеи.
Широкийплан финансовыхреформ (1783-1786) министраКалонна предполагалсмягчениеналоговогобремени, ликвидациювнутреннихтаможен. Однакособрание нотаблей(1787) отказалосьодобритьпреобразованиядаже передлицом финансовогокризиса.
Рядомправительственныхуказов (1782-1784) былосмягчено правовоеположениепротестантов, сокращеназначительнаячасть карательныхналогов с евреев.В 1787 г. официальнобыло признаносуществованиево Франции“приверженцевтак называемойрефор­мистскойрелигии”, ивследствиеэтого протестантыполучили свобо­дусовести. Былипроведенывоенные реформы, смягчившиерекрут­скуюповинностьи сократившие, с другой стороны, возможностидля не дворянвыслужитьсяв старшие офицеры.В ходе реформыоб­разовательныхучрежденийбыла созданасерия новыхвысших учеб­ныхзаведений.
Правительственныереформы внешнеимели некотороесходство собщеевропейскимпреобразовательнымдвижением“просвещенногоабсолютизма”.Однако ониносили двойственныйи соци­альнонеопределенныйхарактер. Реформыне встречалипоследова­тельнойподдержки состороны монархаи, напротив, резкую оппо­зициюдуховенстваи знати, а такжебогатой буржуазии.В резуль­татеитоги преобразованийбыли значительноболее скромными, чем можно былоожидать, и нерешили дажесамых насущныхпроблем политическогокризиса.
Ковремени правительственныхреформ устремленияфранцуз­скогообщества былинаправленыв другое русло.Это выражалосьв новой политическойидеологии.
Распространениес началом XVIII в.во Франции, азатем и практическипо всей Европе, идей просвещениязнаме­новалосьпереформированиемгосподствующихпредставленийогосударстве, праве и политике.На смену абсолютистскойтеории неог­раниченногогосударственногосуверенитета, согласно которой“нет властивыше государственной”, идеологи Просвещенияразными путямисформулировалипринципиальноновую доктринуобще­ственногогосударства, государстваради общества.
Основополагающуюроль сыгралтрактат Ш. Л.Монтескье “Оразуме законов”(1748). Политическиеи правовыеучреждения, обосновывалМонтескье, подчиненыестественнымпричинам, усло­виямжизни народов.Даже климатили географическоеположениевлияют на формугосударства.Однако не всегдаи государственнаяис­тория соблюдаетизначальныепредпосылки— нередко вистории наступалоповреждениегосударственныхоснов, котороевело к завоеваниям, к гибели наций.Чтобы избежатьпаде­ниягосударственности, следует еестроить наединственноразумных основаниях.Первым из такихоснованийсчитаетсяпредстави­тельноенародное правлениев делах законодательства(не в управлениигосударством).Вторым — неизменноеразде­лениевластей. Причемв последнемслучае Монтескьераз­вил прежнююанглийскуюдоктрину Локка, обосновавнеобходи­мостьнезависимостии строгогоотделения другот друга законода­тельной, исполнительнойи судебнойвласти. Политическимидеалом Монтескьеи большинствапросветителейстановиласькон­ституционная, или ограниченнаямонархия (иногдаограниченнаятолько “разумом”— и тогда появляласьконструкция“просвещен­ноймонархии”Вольтера, иногдазаконом и народом).Власть не мо­жетбыть абсолютной, ибо она не появиласьпроизвольно, а сформи­рованаобщественнымдоговором снародом.
Идеяполитико-государственногодоговора ста­лакраеугольнымкамнем дляболее радикальногопросветительскогоучения Ж.-Ж. Руссов трактате “Обобщественномдоговоре”(1763).
Выходя изсвободногоестественногосостояния, людисоздают своюассоциациюдля собственныхобщественныхцелей и заключа­ют“подлинныйдоговор международом иправителями”.Такой политическийшаг превратилнекогда скоплениелюдей в поли­тическийорганизм, илиреспублику.В ней все гражданеучаствуют вверховнойвласти и толькоони определяютее форму. Верховныеправа народа— вечны и неизменны:“Нет и не можетбыть никако­гоосновногозакона, обязательногодля Народа вцелом, для негоне обязателендаже Общественныйдоговор”. Суверенентоль­ко народ, и суверенитетего имеет всеобщийхарактер: оннеделим, неотчуждаем.Народное государствоимеет неогра­ниченнуювласть надсвоими сочленами, вплоть дораспоряженияжизнью и смертьюиндивида. Суверенупринадлежитисключитель­нозаконодательнаявласть, властьисполнительнаяже в государствесоздается поусмотрениюсуверена иможет бытьвсегда пересозданазаново. Главныецели общественныхи государственныхпорядков —свобода и равенство.Этому и подчиненынеобходимыеза­коны: “Именнопотому, чтосила вещейвсегда стремитсяуничто­житьравенство, силазаконов всегдаи должна стремитьсясохранить его”.
Доктринаобщественногогосударствастановиласьпринципиальноновой, отрицающейпрежний — иполитический, и социальный— порядок “старогорежима”. Онабыла революци­онной.Распространениетакого взглядав широкой культурнойсреде закономерноподводилооппозиционноемонархии обществок идеям допустимостии полезностиполного политическогопереуст­ройстваобщества игосударства— Революции.
Сложившаясяво ФранцииXVII-XVIII вв.абсолютнаямонархия принялаздесь классическийвид, характерныйдля укладаабсолю­тизма.Ее основамибыли жесткоупорядоченныйсословный стройи централизованноеуправление, даже без точнойсистемы админист­ративныхучреждений.Произвольныеи деспотическиеформы, кото­рыепринимал поройрежим абсолютнойвласти, способствовалуско­ренномураспаду политическихсвязей междувластью и новымоб­ществомНового времени.Это ускорилообщий кризисгосударствен­ности“старого режима”.

Французскаяреволюция XVIII.

К концу1780-х гг. общийкризис французскогогосударства, порожден­ныйстановлением“третьегосословия” какновой социальноактив­ной силы, дополнилсяполитическим, а также финансовымкрахом государства.Неуверенныйкурс половинчатыхреформ, предприня­тыхправительствомв 1770-1780-х гг., не принесреальных резуль­татовв решенииадминистративныхи экономическихпроблем и, напротив, стимулировалформированиежесткой промонархическойоппозиции влице аристократиии католическогодуховенства.Непо­ниманиев придворнойсреде ситуациив стране, нарастаниеоткрыто реакционныхстремленийв правительственнойполитике, отстране­ниенаиболее популярныхминистров —все это подвелофранцуз­скуюмонархию коткрытомупротивостояниюс обществом.Сыграл своюроль и аграрныйкризис вызванныйсерией неурожайныхлет. Чистоситуативнаяпроблема, кризистакже вписалсяв общий соци­альныйконфликт нафоне значительногонеравенствасословий вовладении землей(буржуазии икрестьянству, которые составлялидо 95% французскойнации, принадлежалодо 65% земель, ктому же отягощенныхразного родаповинностямии налогами)сравнительнос тем налоговымбременем, котороепо-разному быловозложеномо­нархиейна привилегированныеи на непривилегированныеслои об­щества.
Непосредственнымтолчком к открытомуконфликтуобщества имонархии “старогорежима” послужилфинансовыйкризис 1780-х гг.Его не удаласьсмягчить дажепрофессиональнымфинансистами крупным теоретикамполитическойэкономии министрамНеккеру и Калонну.Внешний и внутреннийдолг монархииперевалил замлрд. ливров(что примерноравно национальномудоходу за 50 лет!).К 1787 г. текущиерасходы государствавелись за счетдоходов 1789 и 1790гг. При этомосновныегосударственныесредстварасхо­довалисьнерационально: на пенсии придворным, на разного родадотации аристократии, содержаниедвора, на армию, не ведущуюникаких военныхдействий.
Пытаясьпреодолетьфинансовыйкризис, правительствообрати­лосьза помощью квысшим сословиям.В августе 1787 г.было созва­нособрание нотаблей(лично приглашенныхкоролем изаристократиии духовенства).Собранию былорекомендованосогла­ситьсяс покрытиемчасти государственногодолга за счетувеличе­нияналогов спривилегированныхсословий. Этовызвало резкуюоп­позициюи даже неповиновениесо стороныдворянстваи церкви.
Вавгусте 1788 г.Верховный советкороны (незадолгодо того со­зданныйЛюдовиком XVI)по инициативевновь призванногок вла­сти Неккерапостановилсозвать к 1 мая1789 г. Генеральныешта­ты, не собиравшиесяс 1614 г. Для тогочтобы создатьв будущих штатахподобие национальногосогласия, аглавное — прочнуюаль­тернативуаристократиии церкви, в декабре1788 г. было определе­но, что число депутатовот “третьегосословия” будетравнятьсячис­лу депутатовпервых двух.
Выборы депутатовот сословийв генеральныештаты и составле­ниенаказов депутатампрошли в обстановкенарастанияобще­ственнойоппозициимонархии иначавшихсякрестьянскихволне­ний из-заголода. В наказахдепутатам(cahiers) даже отдворянствабыло высказанопожеланиеустановитьновую системугосударственногоуправления, политическирегламентироватьмо­нархию, устранитьпроизвол министров.В наказах от“третьегосо­словия”в особенностивыделялисьтребованиясократить илиупраз­днитьземлевладениецеркви, отменитьпоземельныеплатежи фео­дальногопроисхождения, разрешитьвыкупать обремененныеповин­ностямиземли, устранитьмонополии, унифицироватьгражданскоеправо в стране.Главное — большинствонаказов отбальяжей требо­валоконституции

Становлениеконституционногостроя,
утверждениеРеспублики.
Начальныйэтап политическойрево­люцииво Францииприобрел видконституированиясамостоятельногонародногопредставительст­ваи параллельногопреобразованиямонархии вконституцион­ную.Народноепредставительства(изменившиесвое значениеГенеральныештаты) опираясьна открытоенеповиновениемас­сы народапрежнему режиму, взяло на себявсю полнотузаконодательнойвласти в стране.
После “королевскогозаседания”5 мая 1789 г., на которомшта­там былопредложеноутвердить около20 новых налогов, внутри де­путатскогокорпуса, с однойстороны, и междудепутатами“третьегосословия” икороной — сдругой, произошелконфликт поповоду полномочийи организацииработы. “Третьесословие”потребовалообщего собранияШтатов (тогдакак корона имонархистынастаива­лина прежнемпорядке голосованияотдельно покуриям). Несмотряна давлениекороны, саботажбольшинствадепутатовпервого и вто­рогосословий, депутаты“третьегосословия” (подруководствомно­вых лидеров— графа Мирабо, аббата Сийеса, Ле Шапелье идр.) организовалисьв самостоятельноепредставительство, заявив, чтовыражают интересынации. Послетого как к нимпримкнулизако­лебавшиесядепутаты духовенстваи дворянства,17 июня 1789 г. большинстводепутатовпровозгласилисебя Национальнымсобра­нием, которому какнародномупредставительствуисключительнопринадлежитправо решатьфинансово-бюджетныевопросы. Спустянесколько днейсобрание поставиловопрос о конституции.После попытоккороны прекратитьнесанкционированныезаседания, объя­вить решениясобраниянедействительнымидепутаты перешлив от­крытуюоппозициюмонархии. Корольбыл отчастивынужденсанк­ционироватьвоссоединениедепутатов идекларироватьнамеренияреформироватьадминистрацию; вновь был приглашенв министрыопальный Ж.Неккер. Колебаниякороны в отношениипроисходя­щихполитическихсобытий, попыткиоказать военноедавление надепутатов(стянув надежныевойска в Версаль)спровоцировалиПа­рижскоевосстание13-14 июля 1789 г., высшимвыражениемкото­рого сталразгром королевскойтюрьмы Бастилии.В ходе восстанияизбиратели“третьегосословия”организовалисамостоятельноему­ниципальноесамоуправление— Парижскуюкоммуну (15 июля).Затем былоначато формированиеНациональнойгвардии —обо­собленныхвоинских ополчений, подчиненныхНациональномусо­бранию; главнокомандующимгвардией былутвержденЛафайет.
Наобщем фонеобостренияполитическихотношений скороной в началеиюля быласформированаконституционнаякомиссия Собра-ния.Наконец, 9 июля1789 г. депутатыпровозгласилисебя Учреди­тельнымсобранием, беряна себя полнотусувереннойучредитель­нойвласти в государстве.В политическомотношенииреволюциясовершилась, корона не смогласопротивлятьсяпровозглашеннымпеременам вгосударстве.
Вавгусте 1789 г.Учредительноесобрание сериейрешений про­возгласилоотмену феодальныхпорядков ваграрных отношениях, аннулированиеличных и выкуппоземельныхповинностейкресть­ян, ликвидациюсословныхпривилегийв областиналогообложения, Были ликвидированыполитическиепривилегиидворянстваи духо­венстваи признано, что“все гражданебез различияпроисхождениямогут бытьдопущены ковсем должностями званиям”(декрет 11 августа1789 г.). Августовскиедекреты былиреволюциейв Социально-правовомотношении.
Юридическистрой “старогорежима” былнадломлен. 11августа 1789 г.Собрание какбы провозгласилонародныйсувере­нитет, от своего именипризнав ЛюдовикаXVI французскимко­ролем и“восстановителемнародной свободы”.Франция преврати­ласьв конституционнуюмонархию прифактическоми поли­тическомверховенственародногопредставительства.В конце авгу­стаСобрание приняло“Декларациюправ человекаи гражданина”, ставшую манифестомнового политическогои правовогостроя.
События вПариже вызвалиопозиционноемонархии народноедвижение постране — т. н.муниципальнуюреволюцию. Косени 1789 г. вомногих городахбыли ликвидированыпрежние институтыадминистрации, возникли выборныеорганы самоуправления.Начались восстанияв деревне, сопровождавшиесяразгромамииме­ний и захватамиземель. Учредительномусобранию пришлосьпри­нятьзаконодательныемеры по наведениюполицейскогопорядка в стране, однако силыдля этого былирасшатаны.Королевскаяармия постепенноразлагалась.Размах народногодвижения иреволюцион­нойстихии вызвалначало эмиграциииз страны ~ сначалапри­дворнойаристократии, затем дворянстваи католическогодуховенст­ва, в отношениикоторых с осени1789 г. стали предприниматьсяпритеснительныемеры. Тем самымсложилисьпредпосылкидля развернувшейсявскоре во Франциигражданскойвойны, котораясу­щественнодеформироваланачальный ходреволюции игосударст­венно-политическиепреобразования.Среди депутатовСобрания, иособенно вокруглидеров коммунальногодвижения Парижа, сложи­лосьлеворадикальноедвижение (Робеспьер, Марат, Дантон), стремившеесяк более демократическимпреобразованиям.
Однимиз важнейшихрешений Учредительногособрания стала“Декларацияправ человекаи гражданина”(26 авгу­ста 1789 г.).Создание Декларацийкак особогодокумента быловзаимосвяза­нос работойКонституционногокомитетаУчредительногособрания. Вконце июля 1789г. комитет предложилСобранию довыра­боткиобщего текстапровозгласитьбудущие принципыконститу­ции, обратив главноевнимание наположения оправах гражданина, свободе и равенствевсех. Идея вызвалане только поддержку, но и резкиевозражения: например, Барнавзаявил, чтопосколькуреаль­но людипребывают вочевидномнеравенстве, то провозглашениеравных правбудет обманом.В целом идеябыла одобрена, и для на­писаниядекларациибыл сформированкомитет, кудавошли Лафай-ет, Мирабо, аббатСийес, Муньеи Дюпор. 17 августаони представи­липредварительныйпроект (из 24 статей)на рассмотрениеСобра­ния. Входе обсуждениямногие правоположениябыли существенновидоизмененыв сторону большейсвободы илиберально-поли­тическоготолкования(например, былорешено не подвергатьсвобо­ду печатиникаким ограничениям).В итоге Декларациявключила в себя17 статей. Идейноевлияние на еесодержаниеоказали амери­канскаяДекларацияправ штатаВиргиния 1776 г., ремонстрациипарламентавремени кризиса“старого режима”, представленияГе­неральныхштатов.
Декларацияне была документомсобственноюридическогозна­чения. Этобыл манифестпринципов, причем всеобщегоха­рактера— важных ирациональныхне только дляФранции. В отношениифранцузскойполитико-правовойтрадиции онабыла по­воротным, революционнымактом: в качествеоснов государ­стваи гарантийправопорядкав ней предлагалисьне исторические:
фундаментальныезаконы, а неотъемлемыеправа граждан, вытека­ющиеиз их свободногоестественногосостояния.
Декларацияпоследовательнообосновалаконцепциюобще­ственногогосударства, главное новшествополитическойидеологииПросвещения:“Цель всякогогосударственногосоюза со­стоитв обеспеченииестественныхи неотъемлемыхправ человека;
таковымиявляются свобода, собственность, безопасностьи сопро­тивлениеугнетению”(ст. 2). С этойосновополагающейидеей взаи­мосвязанабыла идеянациональногосуверенитета, которая должнабыть воплощенав конституционномустройствего­сударства: никакая корпорация, никакой индивидне может распо­лагатьв нем властью, во-первых, непредоставленнойему нацией, во-вторых, совпадающейпо объему свластью нацииили уравновешивающейее.
Такое новоеобщественноегосударстводолжно бытьиначе, не­желипрежде, организовано— с тем чтобынеизменносохраняло свойхарактер.Однойиз самых важныхфункций предста­вительнойвласти объявлялосьустановлениеналогов иконтролиро­ваниеобложениянаселения.Государстводолжно бытьпостроено попринципу разделениявластей — вэтом не толькогарантия соблюдениягражданскихправ, но и собственновы­ражениегосударственности:“Общество, вкотором… непроведеноразделениевластей, неимеет конституции”.Наконец, обществосохраняет засобой правоконтроля заисполни­тельнойвластью и сеорганизацией, включая подчинениеобществу вооруженныхсил, а такжеправо требоватьотчета у должностныхлиц государства“по ввереннойим части управления”.
Наоснове нового, естественно-правовогопониманиясвобо­ды вДекларациипровозглашалисьобщественноеи гражданскоепониманиеЗакона: “Свободасостоит в возможностиделать все то, что не приноситвреда другому”.Интересы другогогражда­нина, а также общества— но не отвлеченныйинтерес государства)— определяютдля человека, что он может, а чего не можетде­лать. В Декларациивпервые прозвучалпринцип позитивнойзаконностинового правопорядка:“Все, что невоспрещенозаконом, тодозволено...”.Законами можноопределятьлишь вредноедля общества,а не вообщепредписыватьграницы челове­ческомуповедению.“Закон естьвыражение общейволи”. Особоевнимание, ввидуважности этойсферы, былоуделено взаи­моотношениямгражданинаи уголовногозакона. Этиотношениядолжны строитьсяна строгойзаконности(никто не можетбыть наказаниначе как всилу надлежащегозакона с запрещениемобратного егоприменения)и на презумпцииневиновно­сти(“каждый предполагаетсяневиновным, пока.не установленообратное”.
Всфере взаимоотношенийгосударстваи гражданинаДекларацияпрямо провозглашалаобязательныминекоторыесоциальныеи политическиеправа человека, связанные сего индивидуальнойсво­бодой. Следуяначалу политическогоравенства, закаждым гражда­ниномпризнавалось(1) право участияв управлениигосударством, включая доступко всем общественнымдолж­ностямпо пригодности.Законом должнабыть гарантированавсем (2) личнаянеприкосновенность, хотя и неразрывнаяс обязанностьюподчинятьсявелениям государства.В новом государ­ствевсе должныпользоваться(3) свободой мненийи вероисповеданияи (4) правом насвободу мыслии печати.
Юридическоеизменениепрежнегого­сударственногоуклада завершилосьпринятиемпервой в историиФранции Конституции1791 г. В ней былзакреплен новыйстрой конституционноймонархии.
Первый проектбудущей конституциибыл. представленУчреди­тельномусобранию в июле1789 г. депутатомМунье. при егораз­работкевозник вопросо первоопределенииполитическогостроя. Ранееаббат Сийесвнес предложениеотставитькороля от власти, а затем сноваего утвердитькак бы от имениСобрания вкачестве новогомонарха. Развиваямысль о неизбежностисогласованияволи нации ссуществующейтрадицией, Мунье высказалсяза модерни­зациюмонархии и оневозможностистроить государство“на пус­томместе” (чтовыглядело каксвоеобразнаяотповедь идеалуРус­со): “Незабудем, чтофранцузы неновый народ, недавно вышед­шийиз чащи лесов, чтобы основатьсообщество”.По разным при­чинампроект Муньебыл отвергнут, и Собраниесформировалоно­вую комиссиюиз 8 депутатов(Мунье, Сийес, Талейран, ЛеШа-пелье. Typeи др.) Постепеннопо предложениямкомиссии Собра­ниерешало главныевопросы будущегоконституционногоустройст­ва: о принятиикоролевскойсанкции назаконы, ободнопалатнойструктуренациональнойассамблеи.После сменысостава комиссии- руководствоработами перешлок Сийесу и Type.В ходе новогоэтапа конституционныхработ былиразрешенывопросы обответст­венностии назначенииминистров, оборганизациивыборов (в де­кабре1789 г. Собраниеприняло новыезаконы об учреждениицен­зовогоизбирательногомужского права).В 1790 г. одним изнаибо­лее острыхстал вопросо гражданскомстатусе духовенства, и при­нятиезаконодательныхрешений по немустимулировалоначало возрастающейоппозициикороля к конституции.В условияхлево-радикальнойполитическойволны конституционалистыв Собраниистимулировалипринятие конституции, которая, пообщей мысли, должна была“остановитьреволюцию”.3-18 сентября 1791 г-кон­ституциябыла принятаСобранием, утвержденакоролем иобнаро­дована,
Первый изсеми разделовКонституциибыл своеобразнойпреам­булой, в которойвоспроизводилисьи развивалисьосновные положе­ния“Декларацииправ человекаи гражданина”.Здесь заключалисьи новые положенияо гражданскихправах, которыхне было в Де­кларации: гарантироваласьсвобода передвижения, свобода собранийи петиций государствобрало на себязаботу о начальномбесплат­номобразованиивсех. Болееопределеннопровозглашаласьсвобода печатис запретомпредварительнойцензуры. Принципиальноваж­ными сталиправоположенияо новых отношенияхгосударстваи церкви: с однойстороны, прямопровозглашаласьуже свободаот­правлениякультов, с другой— изъятие имуществау церкви и пра­ваграждан выбиратьили назначатьслужителейкульта (чтопрямо говорилоо падении значениякатолическойцеркви).,
Знаменательнымбыло положениепреамбулы овышестоя­щемхарактерегражданскихправ: “Законодатель­наявласть не можетиздавать законов, препятствующихосуществлениюестественныхи гражданскихправ, обеспеченныхконститу­цией, или нарушатьэти права”. Вочередной раз, по-видимому, ока­зал влияниесевероамериканскийопыт Билля оправах.
Организациягосударственнойвласти по Конституцииосновыва­лисьна двух принципах:(1) национальногосуверени­тета, который провозглашался“единым, неделимыми неотчуж­даемым”, непередаваемымникакому иномуоргану илилицу; (2) разделениивластей, т.е.закрепленииза отдельным, по своему формируемымгосударственныминститутомсобственныхполномочий.
Законодательнаявласть вверяласьпредставительномуоднопа­латномуЗаконодательномусобранию. В егоисключительныепол­номочиявходили законодательнаяинициативаи утверждениезако­нов, установлениеналогов, государственногобюджета и контрольза ним, контрольза деятельностьюдолжностныхлиц государства, уп­равлениенациональнымиимуществами, а также ратификациявнешнеполитическихсоглашений, Законодательныйкорпус провозг­лашалсясамостоятельнымв определениивремени, места, продолжительностии т. п. своейдеятельности.
Законодательноесобрание состоялоиз 745 депутатов.Их избира­лонаселение путемдвухстепенныхвыборов (первичныесобрания активныхграждан — собраниявыборщиков)на основе цензовогоизбирательногоправа. Конституциязакрепилаустановленныеза­конами 3ноября и 22 декабря1789 г. ограниченияв правах: изби­ратьмогли толькомужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие вместности болеегода, уплачивающиеналог в размерене менее трехдневнойплаты рабочегои не состоящиев услужении.Соответ­ственноидеалам свободыи собственности, избирательноеправо за­креплялосьза имущим населением.Однако степеньде­мократизмаэтого правабыла высокой; право участвоватьв первич­нойорганизациизаконодательнойвласти получилив то время 4,3 млн.чел. (из 26 млн.населениястраны), чтодля своей эпохибыло значительнымпрогрессом.
Высшая исполнительнаявласть вручаласькоролю. Властькоро­ля определяласькак неделимаяи наследственная, но вместе с темкак подзаконная.
Исполнительнаявласть, передававшаясякоролю, былаусловной, посколькуон лишен былправа издаватькакие-либоправовые акты(кроме распоряженийоб исполнениизаконов), и вседолжностныелица подлежалиответственностиперед Собранием.Король был вбольшей степениглавой государства, ему принадлежалоглавное командованиеармией и флотом, он вел дипломатическиесношения.Единственнымзначимым егополномочиембыло правоотлагательноговето на принятыеСобраниемзаконы. Ко­ролевскоевето моглозначительнозатруднитьпрохождениезако­на — максимумна 6 лет. Однакооно не действовалов случае нало­говыхзаконов, которыене представлялисьна утверждениемонарху.
Положениеправительстваосталось вКонституциине прояснен­ным.Должностныелица считались“агентаминарода”, избраннымина срок и подлежащимиответственности, в том числеуголовной, перед законодателями.
Всфере юстицииКонституцияопределиланезависимостьсудеб­ной власти, а в качествеглавного ееорганизационногопринципа —выборностьсудей народом.Специальноотмечалось, что суд не мо­жетвмешиватьсяво властьзаконодательную, т. с. никакихконсти­туционно-контролирующихполномочийза юстициейне предпола­галось.
Предполагаяединственновозможноевоплощениеполитическогоразума, творцыконституциистремилисьсделать еенеподвиж­ной.Порядок измененияконституциибыл очень сложным, пре­дусматривалсогласие несколькихпоследовательныхассамблей имог опиратьсятолько на особуюучредительнуювласть народа, отличающуюсяот обычнойзаконодательной.
Несмотряна провозглашенноев ней разделениевластей, Кон­ституция1791 г. очевидновыразила стремлениезакрепить занарод­нымпредставительствомполитическоеверховенство. Революциясломала староеадминист­ративноеделение и местныеинститутыуправления, основав новоеунифициро­ванноеместное самоуправление.Одним из декретов(1789 г.) было установленоединообразиеадминистративногоделения стра­ныи территориальногоуправления.Создаваласьтрехуровневаясис­темаадминистративныхтерриторийс преимущественновыборнымиинститутами.Организацияместного управленияи новое админист­ративноеделение страныбыли установленыдекретом 22 декабря1789 г. Конституция1791 г. сохранилаобщие принципыорганиза­цииместной администрации.
Основнойи типовойадминистративнойединицей Франциистал департамент.Департаментыустанавливалисьзаново чтопримерно равнымипо территории(75-85 лье в окружности); такой ус­ловныйарифметическийподход былформальными не всегдацеле­сообразным, но считалсянаиболее рациональнымв новой админист­ративнойдоктрине. Реальнов стране сформировались83 департа­мента.Каждый подразделялсяна 3-9 уездов взависимостиот чис­ленностинаселения.Самая низшаяединица — кантон— создава­ласьусловно (в нейне было своейадминистрации), а только какиз­бирательныйи судебныйокруг.
Администрациядепартаментаформироваласьпо принципуса­моуправления, хотя и незавершенного, поскольку небыло установившейсякомпетенции.Департаментскийсовет (в составе36 чел.) избиралсягражданамина 4 года с обновлениемна 1/2 каждые двагода. В выборахпринималиучастие активныеграждане сповышеннымналоговымцензом. На сессияхсовета дол­жныбыли решатьсяместные делаи контролироватьсяисполнениерешений. В главномсовет долженбыл заниматьсяраскладкойнало­гов — т.е. повторялфункции прежнихпровинциальныхштатов. Советизбирал Директориюдепартаментаиз 6 членов собновлением1/2 в два года. Какисполнительныйорган, директория.занималасьобщим управлением, сбором налогов, административнойюстицией, управлениемнациональнымиимуществами— т. е. а из­вестномсмысле наследовалафункции дореволюционныхинтендан­тов.Теоретическирешения директорийбыли подконтрольныкоро­лю, нопосколькуцентральнаявласть не имелана местахадминист­ративныхагентов, сделатьэто практическибыло невозможно.Еще одним институтомбыла должностьпрокурора, который дол­женбыл выступатьзащитником“общественнойпользы”; ноюриди­ческиего полномочияи роль не былидетализированы.
Администрацияуезда практическиповторяладепартаментскую: совет из 12 членов, директория— из 4, генерал-прокурор, подчи­ненныйдепартаменту, функции и полномочийтакже былианало­гичными.
Кардинальноперестроенабыла системагородскогоуправления, имевшего воФранции ещесредневековыекорни. Законом14 декаб­ря 1789 г.были отмененывсе прежниеинституты, изаконом 21 мая1790 г. сформированотакже единоемуниципальноеуправление.В каждом городеизбирались1) муниципальныйсовет из 3-20 членовпрямым голосованиемна 2 года с обновлениемна 1/2 ежегодно; совет был основныморганом текущегоуправления, орга­низацииполиции иобщественныхработ; 2> генеральныйсо­вет из 6-40 членов(вдвое противпервого) на 1год; это былкак бы представительныйорган горожан, контролирующийважнейшиевопросы управлениягородскимиимуществамии распределенияна­логов; 3) мэр— прямым голосованиемгорожан изчисла членовге­неральногосовета; емупринадлежалаисполнительнаявласть в городе, которую онразделял смуниципальнымсоветом, — вместеони составляли, городское Бюро;4) прокурор.
По-особомубыло устроеноновое городскоеуправлениеПарижа (на основаниизаконов 21 маяи 27 июня 1790 г,). Егоособость быласвязана нетолько с размерамистолицы, но ис активнойсамоорга­низациейпарижан в первыемесяцы революции.Город разделенбыл на 48 секций.В каждой избиралисьпо 16 комиссаров(и еще один комиссарполиции). Собраниекомиссаровсчиталоськомите­том, который собиралсяраз в неделюи определялсвоего сменно­гопрезидента.У секции быласвоя компетенцияв общегородскихделах. Общегородскоеуправлениебыло представлено(1) Гене­ральнымсоветом — из145 делегированныхчленов, (2) мэром, которого избиралигорожане на2 года, и бюров со­ставе 16администраторов.Кроме этого, был еще (3) муници­пальныйсовет, представлявшийне менее 2/3 секций, а так­же выборныесиндик и прокуроры.Все они считалисьад­министрациейкоммуны городаи подчинялисьтолько королюи закону. Наделе Парижскаякоммуна в первыереволюционныегоды благодарярадикальнойориентацииее лидеровзаняла самостоятель­ноеположение дажев отношенииУчредительного, а затем и Зако­нодательногособраний.
После обнародованияКонституцииУч­редительноесобрание попредложениюдепутата Робеспьерапостановилоне.избиратьсвоих членовв будущийзаконодательныйкорпус (30 сен­тября1791 г.). Это романтическоерешение предопределилозначи­тельноеполевениеизбранногоЗаконодательногособрания. Другойпредпосылкойнового политическогопроцесса сталаразвернувшаясяс 1790 г. в Парижеособенно, азатем и по стране, деятельностьполитическихклубов, зародышейполитическихтечений и партий.Наиболее влиятельнымибыли Клубкорделье­ров, объединившийлевых радикаловво главе с Дантономи Ка-милломДемуленом, лидерами Парижскойкоммуны, и Клубякобинцев (помонастырю св.Якоба, где онзаседал), сформи­рованныйв основномреволюционнойчастью Учредительногособра­ния, В1790 г. Клуб якобинцевраскололся.Из него вышлиумерен­ныелибералы (Мирабо, Байи, Ле Шапелье), образовавшие“Обще­ство1789 года”. Затемиз клуба вышлаеще одна частьконституци­оннонастроенныхдепутатов воглаве с Барнавом, образовавшимитечение фейянов(названных помонашескомуордену). Поли­тическоеразмежеваниев столице и встране отражалоразные пред­ставлениялибералов инародной массыо достигнутыхцелях рево­люциии стало влиятельнымфоном дляконституционногокризиса.
Законодательноесобрание, открывшееся1 октября 1791 г., посвоему составуотразило новоеобщественноеразмежевание.В нем практическине было открытыхроялистов, значительнаячасть депутатов(264) принадлежалак течению фейянов, левые былипредставленыякобинцами(136), большинствокоторых былиделегатамипровинцииЖиронда; почтиполовина депутатов(345) не имела точ­нойполитическойориентации(“болото”).Постепеннопод давлени­емобстоятельствлидерство всеболее захватывалижирондисты-республиканцы.
Конституция1791 г., и особенноее реализация, сами по себета­или опасностьскорого провала.Разделениевластей в нейбыло ус­ловным, отошедшим отумереннойконструкцииПросвещенияв бо­лее радикальнуюсторону верховенствазаконодательнойвласти. Политическаяорганизациявласти по Конституциипрошла призна­чительнойоппозициикороны, праваи статус которойконституцио­налистыпытались всемерносохранить: Людовик XV) пыталсябе­жать заграницу, чтобысомкнутьсяс эмиграцией, и только послепринудительноговозвращениясогласилсяс конституцией.Законо­дательнаядеятельностьУчредительного, а потом я Законодательно­гособранийспособствоваларосту общественнойнапряженностии появлениюмощного реакционногодвижения, сплотившегосявокруг короны.Открытую оппозициюкороля вызвалирешения осекуляри­зацииземель церкви, придании гражданскогостатуса духовенствуи о введенииобязательнойприсяги священнослужителейна верностьконституциии народу.
ОбострилосьвнешнеполитическоеположениеФранции. В авгу­сте1791 г- Австрия иПруссия обнародовалиПильницкуюдекларацию, где осуждалосьумаление королевскойвласти во Франциии объявлялосьо необходимостивмешательстваизвне во французскиесобытия. В феврале1792 г. Австрия иПруссия заклю­чиливоенный союз, ставший началомвнешней монархическойин­тервенции.
НеурегулированностьреальныхвзаимоотношенийСобрания икороля, которыйощущал себяотчасти пленникомв столице, отра­зиласьна кризисеправительства, Организацияправительственнойадминистрациисохраниласьот “старогорежима”: к прежниммини­страм(иностранных, военных, морскихдел) добавилисьновые, как быподелившиесферу деятельностигенеральногоконтролерафинан­сов(внутреннихдел и общественныхдоходов), а такжеюстиции (ведомствобывшего канцлера).В начале 1791 г.ликвидировалсяКоролевскийсовет. Вместонего по законам27 апреля — 25 мая1791 г. был образованГосударственныйсовет. Единствоправительственнойдеятельностиобеспечи­валосьполитически: в марте 1792 г. корольназначил надолжностиминистров восновном жирондистов.
20апреля 1792 г. корольобъявил войнуАвстрии. Несмотряна некоторыемобилизационныемеры, французскаяармия практическиразложилась, частью заняввыжидательнуюпозицию из-зароялистскихсимпатий офицерства.Осуществлениедекретов онационализа­циицерковныхимуществ исекуляризациивызвало новыепроблемы вовзаимоотношенияхс королем: ЛюдовикXVI желал измененияКонституциив сторону усилениямонархии.
Жирондистыподняли народныемассы на политическуюборьбу, организовавантимонархическиймитинг 20 июня1792 г 11 июля Законодательноесобрание издалодекрет “Отечествов опасности”, которым былопостановленоорганизоватьновую армиюна основе всеобщейповинности.В начале августав Париже стализвестен ма­нифестглавнокомандующегоармией интервентово задачах войны:“восстановитьзаконную властькороля”. Парижскиесекции 5 авгу­стапотребовалинизложениякороля и организацииновой власти.Попытки жирондистови Собрания вцелом сохранитьКонституциюсыграли толькопровокационнуюроль для нарастающеголеворади-кальногодвижения. Вночь с 9 на 10 августаПарижскаякоммуна организовалавосстание, результатомкоторого сталосвержениемо­нархии ианнулированиеКонституции1791 г.
Государственно-политическаяэволюция ПервойРеспублики.
--PAGE_BREAK--
Формированиеобновленногогосударст­венно-политическогоуклада прошлов два этапа. Втечение первогоэтапа (август-сентябрь1792 г.) фактическиустановиласьреспубликана основе решенийЗаконодательногособрания. Этимирешениями былзакрепленгосударственныйпереворот 10августа, произошедшийна волне нарастанияобщих антиконституционныхи антимонархиче­скихустремленийглавным образомнаселенияПарижа приполи­тическойактивностилеворадикальныхдвижений, в томчисле и в самомСобрании.Законодательноесобрание, отменивглавный юри­дическийограничительсвоей власти— право королевскоговето на принимаемыезаконы, постановилосозвать Национальныйконвент сконституционнойвластью. Впредьдо созыва конвен­тауправлениегосударствомпоручалосьчрезвычайномуоргану — Исполнительномукомитету из6 человек. 11 августабыл установленновый порядоквыборов и введеновсеобщееизби­рательноеправо (мужское)1) правом избиратьнаделялисьвсе французыстарше 21 годас годичнымцензом оседлости, имею­щиесамостоятельныйзаработок ине состоящиев услужении;2) от­менялосьразделениеграждан наактивных ипассивных, однако для.избрания ввыборщикисохранялсяповышенныйвозрастнойценз в 25 лет. Чтобыудовлетворитьсоциальныеинтересы крестьянстваи сплотить ихвокруг формирующейсяновой власти, Собрание принялосерию августовскихдекретов, которымипроводиласьдальнейшаянационализацияземель эмигрантови упразднялисьсо­хранявшиесяеще остаткипрежнего аграрногостроя.
Входе второгоэтапа (сентябрь1792 — июнь 1793 гг.)Юриди­ческиконституироваласьреспубликана основе новыхконституци­онныхрешений Национальногоконвента.
Выборы вКонвент завершилисьв сентябре 1792г, В него былиизбраны 783 депутата(около 200 принадлежалик жирондистскомукрылу, 100 — якобинцы-монтаньяры, остальныезанималиколеблю­щуюсяполитическуюпозицию). Самымсерьезнымпоказателемпроисходившегов стране радикальногополитическогопроцесса бы­лоотсутствиев Конвентеконституционалистов(фейянов).
Конвентоткрылся 21 сентября1792 г. в обстановкенационально­голикования поповоду первыхпобед реорганизованнойпатриоти­ческойармии надмонархическойинтервенцией.Армия Францииперешла анаступление, вторгшись вБельгию, а затеми в западныегерманскиеземли. Поэтомупервые политическиерешения опира­лисьна своего родапримирениежирондистскогокрыла с монтанья­рами(“Горой”), которыхв особенностиподдерживалапреобразован­наяи сплотившаясявокруг якобинскихлидеров (Робеспьера, Мара­та и других)Парижскаякоммуна.
Первым жерешением Конвентпровозгласил(I) отмену мо­нархиии, соответственно,(2) аннулированиеКонституции1791 г. В качествесимволическогожеста былоус­тановленоновое летосчисление— с 21 сентября1792 г. — и введенновый календарь, построенныйна надуманнойхронологиисельско­хозяйственныхработ. 25 сентября1792 г. Франция былапровозгла­шенареспубликой.Причем, чтобыпарализоватьвызванныереволю­циейцентробежныестремленияи местную оппозицию, республикабыла объявленаединой и неделимой(с установлениемсмертной казнидля покушавшихсяна эти началагосударственно-политическогоустройства).Новая избирательнаясистема былавве­дена и ворганизациюместногосамоуправления, и для низшейюс­тиции: былопостановленопереизбратьсудей и провинциальныеор­ганы самоуправления.
Заключительнымактом конституированиянового строястал инициированныйрадикальнымкрылом Конвентасуд над бывшимкоролем ЛюдовикомXVI.
Суднад ЛюдовикомXVI (процесс шелс 11 декабря 1792 г.по 17 января 1793 г.)был не столькоюридическим, сколько поли­тическимактом. И поднятыев суде вопросыбыли решеныв боль­шейстепени собщеполитическихпозиций- Хотяповодом к обвине­ниюпредъявитьвполне конкретныеобстоятельства: при изъятиидокументовпо секретариатуцивильноголиста (т. е. королевскихрасхо­дов, предусмотренныхКонституцией)были обнаруженыписьма, с несомненностьюсвидетельствовавшиео тайных переговорахи даже сговорекороля с интервентамив целях восстановлениясвоей вла­сти.Возможностьвообще суданад монархомстала предметомост­рых партийныхдискуссий вКонвенте, накоторый оказывалосьзна­чительноедавление горожан.В итоге Конвентпризнал себявправе судитькороля от именинации (как выразительнародногосуверени­тета), отказал защитникамкороля в доводахо неприкосновенности, признал ЛюдовикаXVI виновным впредании интересовнации и на­рушенииконституциии незначительнымбольшинствомголосов (387: 334)высказалсяза применениек бывшему монархусмертной казни.Впрочем, этотвопрос былпредрешен общимнастроениемв стране и вПариже: “Еслиего осудят, —предрекалДантон еще д0суда, — он мертв”.В ходе слушанийбольшое значениеприобрелаполитическаяпозиция, лучшепрочих высказаннаяСен-Жюстом, одним из лидеровсамого леворадикальноготечения: “Всякийкороль виновен”.За казнь Людовикавысказалисьдаже ро­ялисты, желавшие сохранитьсвое “революционное”лицо. 21 января1793 г. король былпублично казнен.
Политическийсуд над монархиейсопровождалсяидейной пере­меной, очень важнойдля последующегодвиженияполитическогоуклада: в ходенего было признано, что Национальный(представи­тельный!)конвент естьвыражение всейнации и вправевосприни­матьна себя полномочиясувереннойвласти.
Разработканового конституционногозакона быланачата еще доюридиче­скогопровозглашенияреспублики.Конституционнаякомиссия Кон­вента(образована11 октября 1792 г.)представилаподготовленныйею проект к 15ноября. В основномпроект былсоставлен однимиз видныхполитическихдеятелей жирондистов, литератороми истори­комЖ. Кондорсе.Проект был взначительнойстепени ориентиро­ванна политическуюдоктрину Руссос ее идеяминародногосувере­нитетаи государственногопринуждения.Большое местобыло уде­леноисполнительнойвласти, котораядолжна быластать доминиру­ющейгосударственнойсилой. По этойпричине, а такжепотому, что впроекте не былаформальногарантировананеприкосновенностьсобственности, проект Кондорсебыл отставлен.Новый проектбыл подготовленк началу июня1793 г. (его единственнымавтором сталГеро де Сенийль)и быстро утвержденКонвентом ужев изменившейсяполитическойобстановкеизгнания жирондистовиз правительстваи Конвента.
Конституция24 июня 1793 г. былапринципиальноновым политико-правовымдокументоми по своим общимпринципам, нпо избранномунаправлениюв организациигосударственнойвласти. Онаотразила временноевозобладаниекрайне радикалистскихидей, для которыхне было реальнойосновы в укладееще не ото­шедшегоот духа “старогорежима” французскогообщества, ипото­му оказаласьнежизнеспособной.Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что.рядом сформальнойконституциейсложиласьдругая, фактическая— на существенноразличав­шихсяпринципах.
Конституциябыла вынесенана всенародныйреферендум, завер­шенныйк 10 августа, иполучила одобрениебольшинстваголосовав­ших(1,8 млн.: 17 тыс. “против”),'
Конституция1793 г. состоялаиз двух частей: обновленной“Де­кларацииправ человекаи гражданина”(в 35 ст.) и собственнокон­ституции(122 ст.). Декларацияв главном развивалаположенияДе­кларации1789 года: государствоустановленодля реализациичело­векомего естественныхи неотъемлемыхправ, каковымиявляются равенство, свобода, безопасность, собствен­ность, и действуетна основе общественнополезной законности(ст. ст. 1-4, 9). Но вконкретномзакреплениигражданскихправ и принциповправопорядкаДекларацияпошла далеев духе доктринысоциализацииправа и егобольшего радикализма.Провоз­глашаласьсвобода трудаи занятий (ст.17). Общество должнобыло гарантироватьгражданинусоциальноеобеспечение(в случае неспо­собностик труду) и образование(ст. ст. 21-22). Болеекатегорично, чем в Конституции1791 г,, декларировалисьправо петиций(ст. 32), а такжеправо на свободныесобрания, свободумнений, вероис­поведания, печати
Вполитико-правовомотношенииДекларациязасвидетельствова­лаважные переменыреволюционнойдоктрины. Почтиабсолю­тизированнымбыл принципнародногосуверенитета: он неде­лими неотчуждаем, не может бытьникем присвоен(ст. ст. 25-27). Вследствиеэтого былопровозглашеноправо народана “пересмотр, преобразованияи измененияконституции”:“Ни одно поколениене может подчинитьсвоим законампоколениебудущее” (ст.28). На­конец, суверенитетбыл представлени как право (иобязанность!)народа насопротивлениеугнетению ипеременуправительствав случаях “угнетенияхотя бы одногочлена общества”; восстаниепро­возглашалось“священнейшимправом и неотложнейшейобязанно­стью”народа
Организациягосударственнойвласти такжеотличаласьважны­ми новшествами.Начало народногосуверенитета, понятое в избы­точнодемократическомдухе, предопределилополупрямоеосуществлениезаконодательнойвласти наро­дом(вместо представительного).Самостоятельнымзаконодатель­ныморганом былоНациональноесобрание, избиравшеесяна 1 год. прямымголосованиемна основеустановившегосяпрактическивсе­общегоизбирательногоправа (одинпредставительот 40 тыс. населенияс учетом оседлостив 6 месяцев). Однаков издании наиболееважных законов(гражданскихи уголовных, налоговых, управленияимуществами, касавшихсявойны, административногоделения и т.п.) Собраниебыло связанонеобходимостьюодобрения ихсобраниямивыборщиковпо департаментами первичнымисобранияминасе­ления.В таком же порядкемогло происходитьи изменениеконсти­туции, причем дажепо инициативеснизу.
Вместоосновополагающегоранее принципаразделениявластей Конституцияввела началоединства властей, практическислив воединозаконодательнуюи исполнительную.Правительствобыло низведенодо уровняИсполнительногосовета (из 24членов), выбиравшихсяСобранием изсложно составленногосписка кандида­товот департаментови первичныхсобраний выборщиковна 2 года е обновлениемна 1/2 ежегодно.По сути, членысовета былилишены самостоятельногозначения и былитолько агентамизаконодатель­нойвласти. Советмог действовать“только воисполнениезаконов и декретовзаконодательногокорпуса”. Приэтом декреты(второй видзаконодательныхактов) моглииздаватьсяСобраниемпрактиче­скипо неограниченномукругу нормативныхи даже текущихвопро­сов (вт. ч. по вопросамобеспечениябезопасности, расходованиясредств, заключениятрактатов).Таким образом, влияние законода­тельнойвласти распространилосьдаже на текущееуправление.
Полная выборностьдолжна былахарактеризоватьорганизациюместных институтовсамоуправленияи судебнуюсистему. Провозг­лашаласьтакже всеобщаявоинская повинность.
Реальноеразвитие политическихсобытий революциипошло, од­нако, по пути, отличномуот провозглашенногоидеала Конститу­ции.Напротив, системаисполнительнойвласти подмялапод себя законодательную.ОфициальнойдекларациейКонвента введениеКонституциив силу былоотложено “донаступлениямира”.
Впериод со 2 июня1793 г. по 27 июля 1794 г.под влияниемсамых разнород­ныхполитическихпроцессов исоциальныхстремлений, возобладав­шихна волне революции, произошловнутреннеепере­рождение установившихся республиканскихинститутов.Носителямиэтого перерождениястало радикаль­ноеполитическоекрыло якобинцевв Конвенте подруководствомРобеспьера, Кутона, Сен-Жюстаи других. Воспользовавшисьвре­меннымивоенными ивнутриполитическимиосложнениямиправи­тельстважирондистов, якобинцы организовалиочередноевыступле­ниеПарижскойкоммуны 31 мая— 2 июня 1793 г., в итогекоторого наиболеевидные депутаты-жирондистыбыли арестованы, лидерство вКонвенте перешлок леворадикальнойгруппировкеякобинцев, сомкнувшейсяс течениями“бешеных” ит. н. санкюлотов(“бесштанников”)парижскихнизов. Под предлогомсозидания“единой воля”для “борьбыс буржуазией”и внешней опасностьюреальная политическаявласть Конвентабыла подмененаисполнительнымиинсти­тутами.
Основнымправительственныморганом в этотпериод сталКоми­тет общественногоспасения. Созданныйеще в апреле1793 г. Ко­митетпод руководствомДантона былвсего лишьчрезвычайнымис­полнительныморганом, контролирующимвнешнеполитическуюи военнуюдеятельность.После июньскогопереворотасостав Комите­табыл обновлен, его политическимруководителемстал РобеспьераФормальноКомитет былподотчетенКонвенту, которыйежемесячноопределял внего 12-15 депутатов.Однако с июля1793 г. Конвенттолько санкционировалпредложенияРобеспьера, неизменногоего председателя, по составу.Комитет располагалисключительнымиполномочиямиправительственногохарактера —по руководствувнутреннейи внешней политикой, текущему управлению.Декретом 10 октября1793 г. в странеустанавливалсят. н, “революционныйпорядок управления”.Согласно ему, конституционныереспубли­канскиеорганы (Исполнительныйсовет, министры)и высшие долж­ностныелица, административныеучрежденияставились подпря­мой контрольКомитетаобщественногоспасения. Емуже впредь подчинялисьглавнокомандующиеармиями. Неисполнениераспоряженийправительстварассматривалоськак “покушениена народнуюсвободу” исоответствующимобразом каралось.Для луч­шегоконтроля всоставе Комитетабыли организованысекции, каждойиз которыхвменялось вобязанностьнадзирать заработой своегоминистра.
Параллельноорганизовалсяряд другихправительственныхко­митетов, формальнозанимавшихсясамостоятельнымифункциями, атакже чрезвычайныхинститутовуправления.Одним из видныхбыл Комитетобщественнойбезопасности(организованныйеще в октябре1792 г. в качествеоргана борьбыс врагами революции).Он практическине функционировал, и его деятельностьоживиласьтолько с развертываниеммассовогополитическоготеррора в стране.В апреле 1793 г. былсоздан институтнародныхпредставителейв армии. В каждуюиз 11 армий Конвентназначал по3 народныхпредставителяс неограниченнымиполномочиями, которые нетоль­ко контролировали“правильноенаправление”собственновоенной деятельности, но главнымобразом работутыловых служб, постав­щиков, а также взаимоотношенияофицеров Вмарте 1793 г. образо­валисьреволюционныенаблюдательныекомитеты, которымвменя­лосьв обязанностьконтролироватьна местахподозрительныхино­странцев, вести спискиподозрительныхпо своей антиреволюцион­нойпозиции лиц, а также родственниковэмигрантов.Комиссарыревкомов сталик осени 1793 г. основнымиправительственнымиагентами властина местах, подавляяпод предлогомслабой “рево­люционности”ранее сложившиесяместные органысамоуправления.
Легализированиесосредоточениявластных полномочийв руках исполнительныхорганов ипреобразованиероли Национальногоконвента произошлосогласноучредительномузакону 4 декабря1793 г. “О революционномпорядке управления”.Национальныйконвент былобъявлен “центромуправления”и единственнойдвижущей силойгосударства; по сути, законодатель­ствои правительственнаявласть былислиты воедино.В продолже­ниедекрета от 10октября 1793 г. все“установленныевласти и об­щественныедолжностныелица” ставилисьв прямое подчинениеКо­митетуобщественногоспасения. Все, что “касалосьличности иполиции”, подчинялосьКомитету общественнойбезопасности.Ко­митеты должныбыли регулярноотчитыватьсяперед Конвентом… Усилена былацентрализацияуправления: прокурор Парижскойкоммуны в силузначимостисвоего столичногопоста был сделанна­циональнымдолжностнымлицом, вся тяжестьрешения местныхвопросов перенесенатолько в департаменты, практическибыло уничтоженокоммунальноесамоуправление, низовая выборность, комиссаровна места направлялотолько правительство.Было пред­писанораспуститьдепартаментскиеармии, запрещалиськакие-либоместные налогиили натуральныеповинности.
25декабря 1793 г.Робеспьервыступил вКонвенте сречью, в ко­торойобосновалпринципиальныеякобы отличияреволюционногоправительстваот конституционного: революционноезанято чрезвы­чайнойдеятельностью, оно подчиненоменее строгимправилам ивообще в сторонеот права, онозанято главнымобразом общественнойбезопасностью, нежели деломполитическойсвободы., “Нужноорганизоватьдеспотизмсвободы, чтобыраздавитьдеспо­тизмкоролей”. Отрицаниеправа рядомс возвеличиваниемнекоей отвлеченнойнародной“добродетели”было подразумеваемойсторо­ной новойполитическойдоктрины:“Революционноеправлениеопи­раетсяв своих действияхна священнейшийзакон общественногоспасения и насамое бесспорноеиз всех оснований— необходи­мость”.
Этобыла и идейно-политическая, и практически-административ­наяпрограммадиктатуры —во-первых, диктатурыисполнительнойвласти (практическислившейся сзаконодательной), во-вторых, диктатурыодного политическоготечения — якобинцев, присвоив­шихсебе правотолковатьреволюционнуюнеобходимость.
Радикализмполитическогопереустройствазакономерносопро­вождалсялеворадикальнойсоциальнойполитикой. Втех условияхона носилачастично утопический, частично популистскийхарактер заигрыванияс городскиминизами, постепеннооставшимисяединст­веннойсоциальнойопорой правительстваи течения якобинцев.Правительствоосуществилосерию принудительныхзаймов у бога­тыхлюдей, которыебыли замаскированнойконфискацией.Вводи­лисьжесткие мерыпо ограничениюторговли, вособенностипродук­тамипервой необходимости.На большинствотоваров, нарабочую силу, денежные операциии т. п. устанавливалисьмаксимумы -цен(за основу бралисьцены 1790 г.). В мае1794 г. были принятызаконодательныерешения о введениитрудовой повинности, запре­щалосьсоздание какихбы то ни былорабочих объединенийи ста­чек.
Политическаядиктатурасопровождаласьповальной дехри­стианизациейи вытеснениемиз обществане присягнувшихРеволюции исохранявшихпривязанностькатолическойвере свя­щеннослужителей.В декабре 1793 г.была провозглашенасвобода культов.Правительствопоощряло повсеместноевведение чистогражданскихпраздников.Соборы превращалисьв “храмы свободы”.Наконец, былвведен новый“Культ Верховногосущества”: 8июня 1794 г. он былофициальноотпразднованв Париже, и эторассмат­ривалоськак идейнаяоснова возвеличиваниядиктатуры.
Политическаядиктатура, темболее со­пряженнаяс неисторическимипопыт­камисоциальногопереустройства, закономерноприводилареволю­ционноеправительствоякобинцев иКонвент к изоляции, дополняв­шейсяотчуждениемПарижа от всейкрестьянскойстраны (добраячасть которойуже была охваченаконтрреволюционнымвосстанием, начавшимсяв Вандее). Преодолениеэтой изоляциинасильственны­миспособами, темболее в условияхвоенного времени, закономерноперерасталов гражданскуювойну. В особыхусловиях Франциикон­ца XVIII в. основнойформой этойвойны сталаполитика открытоготеррора, обдуманнопроводившегосяякобинцамии революционнымправительствомпод предлогомборьбы за новуюмораль и “спасениеотечества”.
Основныморудием этоготеррора сталановая революционнаяюстиция воглаве с чрезвычайнымуголовнымсудом, получившимназваниеРеволюционноготрибунала.
Революционныйтрибунал былвоссоздан 10марта 1793 г. в ка­чествеспециальногоквази-судебногооргана борьбысо всеми, кто“покушалсяна свободу, равенство, единство инеделимостьреспуб­лики”.В сентябре 1793г. во времяразвертываниямассовых репрес­сий, особенно вПариже, Трибуналбыл разделенна 4 секции. Спи­скисудей составлялисьв Комитетеобщественногоспасения иКоми­тетеобщественнойбезопасности.СоответственноТрибунал стал, по сути, исполнительныморудием Комитетаобщественногоспасения, находясьпод огромнымвлиянием Робеспьераи лично Кутона.В каждой секциибыло по троесудей, которыерешали делас участием 7-9присяжных, выбранных имисамими. Поопределению, Трибу­налприменял толькоодну меру наказания— смертнуюказнь. Де­кретом10 июня 1794 г. террористическойнаправленностиРевтри­буналабыло приданозаконное основание.Согласно декрету,“рево­люционныйтрибунал учреждендля того, чтобынаказыватьврагов, народа”.Преследованиеврагов народастало определяющиммотивом репрессий.К “врагам” былиотнесены все, кто призывалк восстановлениюкоролевскойвласти, поддерживалсношения свра­гами республики, клеветал напатриотизм, распространялслухи, развращающиеобщественныенравы, “ослаблялчистоту революционныхпринципов”, недобросовестныепоставщикив армию и т. п.Разбор дел вРевтрибуналепроходил поусловной судебнойпроцеду­ре, по новым процессуальнымправилам. Уликамипризнавалисьлюбые доказательства, в т, ч. моральные'Пред­варительноерасследованиеотменялось, допрос совмещалсяс судеб­нымрассмотрением.В случае, еслиулики былиналицо, тосвидете­лейне вызывали.“Заговорщикамзащитниковне полагалось”.Апелляции икассации недопускались.Единственнымнаказа­ниембыла смертнаяказнь, которуюприводили висполнениев день вынесенияприговора.
Ещеодним законнымоснованиеммассовоготеррора сталдекрет “Оподозрительных”(17 сентября 1793 г.)Со­гласно емуsee лица, объявленные“подозрительными”, немедленнодолжны бытьарестованы.“Подозрительными”объявлялисьвсе, “кто своимисвязями, поведением, речами, сочинениями…проявил себякак сторонниктирании”, ктобыл' смещен сдолжностныхпостов, ктоэмигрировал, кто не мог доказатьсвоей благонадежностии т. п. Списки“подозрительных”должны былисоставлятьсяпо округамособыми наблюдательнымикомитетами, заменившимиорганы само­управления.
Сентябрьскийдекрет далтолчок первойволне массовоготеррора, т. к.сентябрьскойрезне. В течениемесяца тольков Па­риже казнилиежедневно по28-30 чел. Под преследованиепопадали всене присягнувшиеновой властисвященники, социально“чуж­дые” лица, бывшие аристократы, ведшие “нереволюционный”образ жизни.На гильотннубыла отправленаи жена казненногоЛюдовика XVIМария-Антуанетта.В большинствеслучаев мотивомприговора былиобвинения вмятежах илиизменах (78% осужденных), были и экономическиепреступления(1%). Наиболеесвоеобразнойчертой террорастало то, чтов социальномотношении онкоснулся вглав­ном самогореволюционного“третьегосословия” (75%казненных; дворян— 9%, духовенства— 5%)- На местахинициированныйиз центра террор, помноженныйна самодеятельностьснизу, превра­тилсяв массовыевнесудебныерасправы. ВМарселе несколькосот заключенных, членов семейэмигрантов, были затопленына барже в море.В Нанте до 3 тыс, заключенныхпотопили в р.Луаре. Прак­тиковалисьразрушениягородов, оказавшихнеповиновениецентру. Всегоза год якобинскогоправления былоказнено до 40тыс. чел., более500 тыс. было заключенов тюрьмы и подобиетюрем, причемвласть устраняласьот всякогосодержаниязаключенных
Началом особожестокоготеррора сталивыстрелы водного из лидеровякобинцев вапреле 1794 г. Одновременнообвинения во
враждебнойдеятельностираскололи самправительственныйлагерь (не обошлосьи без сведенияличных счетов).На основепровокаци­онногообвинения быликазнены выступившиепротив Робеспьерасторонникирадикала Эберта.Спустя месяцбыли обвиненыв контр­революциии казнены несколькодесятков якобинцевво главе с Дан­тоном.
Внутренниераздоры и внеправовойтеррор окончательноизоли* ровалигруппировкуРобеспьера, Сен-Жюста, Кутонаот левоцент-ристскойчасти Конвента.Опираясь нарастущее недовольствов стране, наокрепшую армию, ставшую реальнойполитическойси­лой подкомандованиемновых революционныхгенералов, центри­стыво главе с Тальеноми Баррасомподготовиливнутриправительч, ственный заговор.
ВрезультатесанкционированногоКон­вентомтермидорианскогопереворота
(8-9 термидора/ 26-27 июля 1794 г.) диктатураправительстваякобинцев былаликвидирована.Робеспьер м22 его ближайшихсподвижникабыли гильотинированы.Позднее та жеучасть постиглаеще 71 человеказа попыткивосстановитьПа­рижскуюкоммуну. Политическипереворотпередал властьв руки болееумеренногореволюционногокрыла, для которогоидеалы соб­ственности, порядка и конституциибыли непререкаемыми.Немалое значениев переворотесыграло и точноеосознаниегибельностирас­ширявшегосятеррора.
Втечение года(июль 1794 — август1795 гг.) Конвентликвиди­ровалважнейшиеадминистративныеи политическиеинститутыдиктатуры. Былопроведеноперсональноеобновлениеправительст­венныхкомитетов, сокращеныполномочияКомитетаобщественногоспасения. Наоснове декретаI августа 1794 г.затих террор, была измененаполитикаРеволюционноготрибунала(следовалоотныне устанавливатьумышленнуювиновностьв приписанномпреступле­нии), в мае 1795 г. Трибуналбыл упразднен.Упраздненыреволю­ционныекомитеты наместах, а такжеизменена деятельностьна­блюдательныхкомитетов.Преобразованияв конституционнуюсторону необошлись безрепрессий вотношениибывших санкюлотов, поднявших целуюсерию мятежей.В преодоленииэкономическогои финансовогокризиса правительствопошло путемотмены социаль­но-регулирующегозаконодательстваякобинцев: былавведена свобо­даимпорта, в декабре1794 г. полностьюупраздненымаксимумы.Отменялсяутопическийкульт Верховногосущества, церквибыли возвращеныверующим, нопроводитьрелигиозныецеремонии неразрешалось.Восстановилисьобщественнаяжизнь, похожийна ста­рый быт.
Вусловиях стабилизациибыла подготовленаи принята новаяконституциястраны. В апреле1795 г. Конвентназначил комиссиюиз 11 членов дляразработкиновых принциповорганизациивласти.
Конституция1795 г. была детализированными объемнымдоку­ментом.Она утверждалареспубликанскийстрой на основесамого строгогоразделениявластей, преобладаниязаконодательногокорпуса.
КонституцияоткрываласьДекларациейгражданскихправ. В главномона следовалаДекларации1789 г., утверждая“свободу, ра­венство, безопасностьи собственность”.Вместе с темДекларациявпервые включилаположения огражданскихобязанностях, состав­ленныев моралистически-просветительскомдухе: не вредитьдруго­му, делатьдобро, соблюдатьзаконы и семейныйдолг. В самомтек­сте Конституциисодержалосьмного положений, которымиопреде­лялисьнормы правительственнойдеятельностии правовойполи­тики.Подтверждалосьотсутствиеограниченийторговой, промыш­леннойи иной деятельности, запрещалсярежим государственногорегулирования, ограничиваласьдеятельностьполитическихобществ. Подробнобыла определенасвобода собственностикак право“пользоватьсяи располагатьсвоими имуществами, своими до­ходами, плодами своеготруда и своегопроизводства”.
Организациягосударственнойвласти основываласьна преуве­личенномвнимании кразделениюинститутови их полномочий:
“Неможет существоватьсоциальныхгарантий безразделениявла­стей”. Ворганизациюзаконодательнойвласти вводилосьна­чало бикамерализма— создавалисьдве уравновешивающиеДруг другапалаты. Совет500 составлялсяиз депутатов, выбранных путемдвухстепенногоголосованияпо особымдепартаментскимсо­браниям.Сохранялисьпринципы всеобщегоизбирательногоправа для всехфранцузовстарше 21 года.Но для выборщиковвторого уровняустанавливалисьповышенныевозрастнойи имущественныйцензы. Втораяпалата — Советстарейшин в250 чел. — составляласьиз делегатовот депар­таментов.Для членоввсего законодательногокорпуса былиуста­новленыповышенныеимущественный, возрастнойи оседлостицен­зы. Советпятисот обладалзаконодательнойинициативой, утверж­далисьже законы вовторой палате.Строго оговоренбыл запретза­конодательномукорпусу братьна себя полномочияисполнительнойили судебнойвласти. Палатыдействовалитолько врозь, общие со­бранияне допускались.
Исполнительнаявласть вручаласьДиректориииз 5 членов. Ихназначалзаконодательныйкорпус (Совет500 предлагалсписок, Со­ветстарейшинутверждал).Главы государстване предполагалось, каждый из директоровпредседательствовалпо 3 месяца дляподпи­санияактов. Директорияведала вопросамибезопасности, армией, назначениемдолжностныхлиц (т. е. воспроизводилаКомитет обще­ственногоспасения, нобез диктаторскойвласти). Управлениеве­домствамивручалось 6-8министрам, назначавшимсяДиректорией.Однако министрыбыли толькочиновникамии не составлялиправи­тельственногосовета.
Управлениедепартаментамибыло децентрализовано.Ликвиди­ровалисьокруга. Значениеместных выборныхвластей былоне­сколькосокращено тем, что Директориябыла вправеаннулировать
департаментскиерешения.
Реорганизацииподвергласьи юстиция. Кромеместных судов, со­здавалисьвысшие кассационныеинстанции.Юстиция должнабыла быть бесплатной, суд — гласными открытым, судьи по-прежнемувыбиралисьна местах. Специальнобыли оговореныгарантии противвнесудебныхарестов.
После принятияКонституцииКонвент утвердилспециальныйдекрет об обеспечениипреемственностизаконодательногокорпуса (22 августа1795 г.). Согласноему не менее2/3 будущего составазаконодателейдолжны былибыть избраныиз членов Конвента.Это должно былосохранитьцентристскоеполитическоеравновесиеи предотвратитьнаступлениероялистскойреакции.
Всенародныйплебисцит (1млн. чел.: 50 тыс.)высказалсяза Конституцию, декреты былиотвергнуты, но от этого непотеряли силу.В голосованиивпервые принялаучастие армия.26 октября 1795 г.Конвент разошелся.Установленныйреволюциейреспубли­канскийстрой приобрелстабильныеочертания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Земельные ресурсы и эффективность их использования (на примере СПК Агрофирма "Родина")
Реферат Создание Конфедерации католических профсоюзов Канады Моральные при
Реферат Принципы оценочной деятельности
Реферат Передача вірусу СНІДу
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Интеграционные процессы в Западном полушарии» Цели и задачи дисциплины
Реферат Supplemental Childcare Program Essay Research Paper Families
Реферат История появления испанского языка
Реферат Полёты смерти
Реферат Анализ деятельности Сбербанка России
Реферат Виды и организация деловых совещаний
Реферат Историческая эволюция уголовной ответственности за преступления в сфере интеллектуальной собственности
Реферат ГЧП в Канаде
Реферат Аралов, Семён Иванович
Реферат Кадровая политика в организациях сферы услуг
Реферат Особенности организации театрализованных игр в разных возрастных группах и руководство ими