Ксередине XV1I1в. абсолютнаямонархия воФранции вступилав полосу кризиса.Кризис приобреталвсе болеесущественныйхарактер нафоне общихсоциальныхпротиворечий, обусловленныхсословнымнеравенством, сохранениемфеодальныхпережитковв аграрномстрое, реакционнойполитикойкатолическойцеркви принесомненномобщественномвозвышениироли “третьегосословия” вэкономическойи культурнойжизни страны.Немаловажнуюроль в проявлениикризиса сыгралиисторическиенесовершенствагосударственнойадминистрации, грабительскаяфинансоваяполитика, связаннаяс финансовымиавантюрами(вроде выпусканичем не обеспеченныхбумажных денегв начале XVIII в.), неурегулированностьсудебной организации.Абсолютистскоеправительствоотчасти вынужденновстало на путьэкономическихи административныхпреобразований, которые, какпредполагалось, должны модернизироватьобщий обликгосударства, С восшествиемна престолЛюдовика XVI(1774-1792) сложилсяпоследовательныйреформистскийкурс, главнымобразом связанныйс политикойновых министров.
Первыереформы, в основномэкономическогохарактера, былипроведены подруководствомнового генеральногоконтролерафинансов, видного финансиста, ученого-физиократаТюрго в 1774-1779 гг.Была введенасвобода торговлизерном, торговцывыведены из-поднадзора специальнойполиции, отмененыограниченияна перевозкухлеба междупровинциями(эдикт 13 сентября1774 г.). В разрыв страдициямисредневековойкорпоративностиремесла ипромышленностибыла установленасвобода занятияпромыслами, хотя цехи позднеебыли восстановлены.Отменена крестьянскаядорожная повинность(натуральнаябарщина), дляпостройкидорог устанавливалсяновый всеобщийналог. Наконец, в 1779 г. было провозглашеноосвобождениекрестьян отличной зависимости: бесплатное— в королевскомдомене, подразными условиями— на сеньориальныхземлях. ОднакоПарижскийпарламентвоспротивилсязарегистрироватьуказ по причиненарушениясеньориальныхправ, и крупнаясоциальнаяпроблема осталасьв “подвешенном”состоянии.
Административныереформы, проведенныеновыми министрами— Ж.Неккероми Калонном(Тюрго был смещениз-за оппозициидвора и аристократии),— были направленына реконструкциюв новом видесословногосамоуправления.В провинциях, округах и общинахсоздавалисьвыборные ассамблеи, хотя и под эгидойдуховенстваили дворян(эдикт 22 июня1787 г.). Права ассамблейбыли весьмаограниченыи в главномкасалисьобщесословногоконтроля надраспределениемтальи. Крометого, сделаныбыли первыешаги в направлениидецентрализациигородскогоуправления.
В судебно-правовойсфере реформыимели, напротив, преимущественноконсервативныйхарактер- Подруководствоми по плану канцлераМопу былиреорганизованыпарламенты(1770-1771), однакообщественнаяоппозициявынудила короляЛюдовика XVIвосстановитьстарую системучиновной юстиции.В 1788 г. было намеченоширокое преобразованиенизших судовс целью сделатьих полноценнымиорганами гражданскойюстиции, ноправительствоотложило еедо предполагавшегосясозыва национальнойассамблеи.
Широкийплан финансовыхреформ (1783-1786) министраКалонна предполагалсмягчениеналоговогобремени, ликвидациювнутреннихтаможен. Однакособрание нотаблей(1787) отказалосьодобритьпреобразованиядаже передлицом финансовогокризиса.
Рядомправительственныхуказов (1782-1784) былосмягчено правовоеположениепротестантов, сокращеназначительнаячасть карательныхналогов с евреев.В 1787 г. официальнобыло признаносуществованиево Франции“приверженцевтак называемойреформистскойрелигии”, ивследствиеэтого протестантыполучили свободусовести. Былипроведенывоенные реформы, смягчившиерекрутскуюповинностьи сократившие, с другой стороны, возможностидля не дворянвыслужитьсяв старшие офицеры.В ходе реформыобразовательныхучрежденийбыла созданасерия новыхвысших учебныхзаведений.
Правительственныереформы внешнеимели некотороесходство собщеевропейскимпреобразовательнымдвижением“просвещенногоабсолютизма”.Однако ониносили двойственныйи социальнонеопределенныйхарактер. Реформыне встречалипоследовательнойподдержки состороны монархаи, напротив, резкую оппозициюдуховенстваи знати, а такжебогатой буржуазии.В результатеитоги преобразованийбыли значительноболее скромными, чем можно былоожидать, и нерешили дажесамых насущныхпроблем политическогокризиса.
Ковремени правительственныхреформ устремленияфранцузскогообщества былинаправленыв другое русло.Это выражалосьв новой политическойидеологии.
Распространениес началом XVIII в.во Франции, азатем и практическипо всей Европе, идей просвещениязнаменовалосьпереформированиемгосподствующихпредставленийогосударстве, праве и политике.На смену абсолютистскойтеории неограниченногогосударственногосуверенитета, согласно которой“нет властивыше государственной”, идеологи Просвещенияразными путямисформулировалипринципиальноновую доктринуобщественногогосударства, государстваради общества.
Основополагающуюроль сыгралтрактат Ш. Л.Монтескье “Оразуме законов”(1748). Политическиеи правовыеучреждения, обосновывалМонтескье, подчиненыестественнымпричинам, условиямжизни народов.Даже климатили географическоеположениевлияют на формугосударства.Однако не всегдаи государственнаяистория соблюдаетизначальныепредпосылки— нередко вистории наступалоповреждениегосударственныхоснов, котороевело к завоеваниям, к гибели наций.Чтобы избежатьпадениягосударственности, следует еестроить наединственноразумных основаниях.Первым из такихоснованийсчитаетсяпредставительноенародное правлениев делах законодательства(не в управлениигосударством).Вторым — неизменноеразделениевластей. Причемв последнемслучае Монтескьеразвил прежнююанглийскуюдоктрину Локка, обосновавнеобходимостьнезависимостии строгогоотделения другот друга законодательной, исполнительнойи судебнойвласти. Политическимидеалом Монтескьеи большинствапросветителейстановиласьконституционная, или ограниченнаямонархия (иногдаограниченнаятолько “разумом”— и тогда появляласьконструкция“просвещенноймонархии”Вольтера, иногдазаконом и народом).Власть не можетбыть абсолютной, ибо она не появиласьпроизвольно, а сформированаобщественнымдоговором снародом.
Идеяполитико-государственногодоговора сталакраеугольнымкамнем дляболее радикальногопросветительскогоучения Ж.-Ж. Руссов трактате “Обобщественномдоговоре”(1763).
Выходя изсвободногоестественногосостояния, людисоздают своюассоциациюдля собственныхобщественныхцелей и заключают“подлинныйдоговор международом иправителями”.Такой политическийшаг превратилнекогда скоплениелюдей в политическийорганизм, илиреспублику.В ней все гражданеучаствуют вверховнойвласти и толькоони определяютее форму. Верховныеправа народа— вечны и неизменны:“Нет и не можетбыть никакогоосновногозакона, обязательногодля Народа вцелом, для негоне обязателендаже Общественныйдоговор”. Суверенентолько народ, и суверенитетего имеет всеобщийхарактер: оннеделим, неотчуждаем.Народное государствоимеет неограниченнуювласть надсвоими сочленами, вплоть дораспоряженияжизнью и смертьюиндивида. Суверенупринадлежитисключительнозаконодательнаявласть, властьисполнительнаяже в государствесоздается поусмотрениюсуверена иможет бытьвсегда пересозданазаново. Главныецели общественныхи государственныхпорядков —свобода и равенство.Этому и подчиненынеобходимыезаконы: “Именнопотому, чтосила вещейвсегда стремитсяуничтожитьравенство, силазаконов всегдаи должна стремитьсясохранить его”.
Доктринаобщественногогосударствастановиласьпринципиальноновой, отрицающейпрежний — иполитический, и социальный— порядок “старогорежима”. Онабыла революционной.Распространениетакого взглядав широкой культурнойсреде закономерноподводилооппозиционноемонархии обществок идеям допустимостии полезностиполного политическогопереустройстваобщества игосударства— Революции.
Сложившаясяво ФранцииXVII-XVIII вв.абсолютнаямонархия принялаздесь классическийвид, характерныйдля укладаабсолютизма.Ее основамибыли жесткоупорядоченныйсословный стройи централизованноеуправление, даже без точнойсистемы административныхучреждений.Произвольныеи деспотическиеформы, которыепринимал поройрежим абсолютнойвласти, способствовалускоренномураспаду политическихсвязей междувластью и новымобществомНового времени.Это ускорилообщий кризисгосударственности“старого режима”.
Французскаяреволюция XVIII.
К концу1780-х гг. общийкризис французскогогосударства, порожденныйстановлением“третьегосословия” какновой социальноактивной силы, дополнилсяполитическим, а также финансовымкрахом государства.Неуверенныйкурс половинчатыхреформ, предпринятыхправительствомв 1770-1780-х гг., не принесреальных результатовв решенииадминистративныхи экономическихпроблем и, напротив, стимулировалформированиежесткой промонархическойоппозиции влице аристократиии католическогодуховенства.Непониманиев придворнойсреде ситуациив стране, нарастаниеоткрыто реакционныхстремленийв правительственнойполитике, отстранениенаиболее популярныхминистров —все это подвелофранцузскуюмонархию коткрытомупротивостояниюс обществом.Сыграл своюроль и аграрныйкризис вызванныйсерией неурожайныхлет. Чистоситуативнаяпроблема, кризистакже вписалсяв общий социальныйконфликт нафоне значительногонеравенствасословий вовладении землей(буржуазии икрестьянству, которые составлялидо 95% французскойнации, принадлежалодо 65% земель, ктому же отягощенныхразного родаповинностямии налогами)сравнительнос тем налоговымбременем, котороепо-разному быловозложеномонархиейна привилегированныеи на непривилегированныеслои общества.
Непосредственнымтолчком к открытомуконфликтуобщества имонархии “старогорежима” послужилфинансовыйкризис 1780-х гг.Его не удаласьсмягчить дажепрофессиональнымфинансистами крупным теоретикамполитическойэкономии министрамНеккеру и Калонну.Внешний и внутреннийдолг монархииперевалил замлрд. ливров(что примерноравно национальномудоходу за 50 лет!).К 1787 г. текущиерасходы государствавелись за счетдоходов 1789 и 1790гг. При этомосновныегосударственныесредстварасходовалисьнерационально: на пенсии придворным, на разного родадотации аристократии, содержаниедвора, на армию, не ведущуюникаких военныхдействий.
Пытаясьпреодолетьфинансовыйкризис, правительствообратилосьза помощью квысшим сословиям.В августе 1787 г.было созванособрание нотаблей(лично приглашенныхкоролем изаристократиии духовенства).Собранию былорекомендованосогласитьсяс покрытиемчасти государственногодолга за счетувеличенияналогов спривилегированныхсословий. Этовызвало резкуюоппозициюи даже неповиновениесо стороныдворянстваи церкви.
Вавгусте 1788 г.Верховный советкороны (незадолгодо того созданныйЛюдовиком XVI)по инициативевновь призванногок власти Неккерапостановилсозвать к 1 мая1789 г. Генеральныештаты, не собиравшиесяс 1614 г. Для тогочтобы создатьв будущих штатахподобие национальногосогласия, аглавное — прочнуюальтернативуаристократиии церкви, в декабре1788 г. было определено, что число депутатовот “третьегосословия” будетравнятьсячислу депутатовпервых двух.
Выборы депутатовот сословийв генеральныештаты и составлениенаказов депутатампрошли в обстановкенарастанияобщественнойоппозициимонархии иначавшихсякрестьянскихволнений из-заголода. В наказахдепутатам(cahiers) даже отдворянствабыло высказанопожеланиеустановитьновую системугосударственногоуправления, политическирегламентироватьмонархию, устранитьпроизвол министров.В наказах от“третьегосословия”в особенностивыделялисьтребованиясократить илиупразднитьземлевладениецеркви, отменитьпоземельныеплатежи феодальногопроисхождения, разрешитьвыкупать обремененныеповинностямиземли, устранитьмонополии, унифицироватьгражданскоеправо в стране.Главное — большинствонаказов отбальяжей требовалоконституции
Становлениеконституционногостроя,
утверждениеРеспублики.
Начальныйэтап политическойреволюцииво Францииприобрел видконституированиясамостоятельногонародногопредставительстваи параллельногопреобразованиямонархии вконституционную.Народноепредставительства(изменившиесвое значениеГенеральныештаты) опираясьна открытоенеповиновениемассы народапрежнему режиму, взяло на себявсю полнотузаконодательнойвласти в стране.
После “королевскогозаседания”5 мая 1789 г., на которомштатам былопредложеноутвердить около20 новых налогов, внутри депутатскогокорпуса, с однойстороны, и междудепутатами“третьегосословия” икороной — сдругой, произошелконфликт поповоду полномочийи организацииработы. “Третьесословие”потребовалообщего собранияШтатов (тогдакак корона имонархистынастаивалина прежнемпорядке голосованияотдельно покуриям). Несмотряна давлениекороны, саботажбольшинствадепутатовпервого и второгосословий, депутаты“третьегосословия” (подруководствомновых лидеров— графа Мирабо, аббата Сийеса, Ле Шапелье идр.) организовалисьв самостоятельноепредставительство, заявив, чтовыражают интересынации. Послетого как к нимпримкнулизаколебавшиесядепутаты духовенстваи дворянства,17 июня 1789 г. большинстводепутатовпровозгласилисебя Национальнымсобранием, которому какнародномупредставительствуисключительнопринадлежитправо решатьфинансово-бюджетныевопросы. Спустянесколько днейсобрание поставиловопрос о конституции.После попытоккороны прекратитьнесанкционированныезаседания, объявить решениясобраниянедействительнымидепутаты перешлив открытуюоппозициюмонархии. Корольбыл отчастивынужденсанкционироватьвоссоединениедепутатов идекларироватьнамеренияреформироватьадминистрацию; вновь был приглашенв министрыопальный Ж.Неккер. Колебаниякороны в отношениипроисходящихполитическихсобытий, попыткиоказать военноедавление надепутатов(стянув надежныевойска в Версаль)спровоцировалиПарижскоевосстание13-14 июля 1789 г., высшимвыражениемкоторого сталразгром королевскойтюрьмы Бастилии.В ходе восстанияизбиратели“третьегосословия”организовалисамостоятельноемуниципальноесамоуправление— Парижскуюкоммуну (15 июля).Затем былоначато формированиеНациональнойгвардии —обособленныхвоинских ополчений, подчиненныхНациональномусобранию; главнокомандующимгвардией былутвержденЛафайет.
Наобщем фонеобостренияполитическихотношений скороной в началеиюля быласформированаконституционнаякомиссия Собра-ния.Наконец, 9 июля1789 г. депутатыпровозгласилисебя Учредительнымсобранием, беряна себя полнотусувереннойучредительнойвласти в государстве.В политическомотношенииреволюциясовершилась, корона не смогласопротивлятьсяпровозглашеннымпеременам вгосударстве.
Вавгусте 1789 г.Учредительноесобрание сериейрешений провозгласилоотмену феодальныхпорядков ваграрных отношениях, аннулированиеличных и выкуппоземельныхповинностейкрестьян, ликвидациюсословныхпривилегийв областиналогообложения, Были ликвидированыполитическиепривилегиидворянстваи духовенстваи признано, что“все гражданебез различияпроисхождениямогут бытьдопущены ковсем должностями званиям”(декрет 11 августа1789 г.). Августовскиедекреты былиреволюциейв Социально-правовомотношении.
Юридическистрой “старогорежима” былнадломлен. 11августа 1789 г.Собрание какбы провозгласилонародныйсуверенитет, от своего именипризнав ЛюдовикаXVI французскимкоролем и“восстановителемнародной свободы”.Франция превратиласьв конституционнуюмонархию прифактическоми политическомверховенственародногопредставительства.В конце августаСобрание приняло“Декларациюправ человекаи гражданина”, ставшую манифестомнового политическогои правовогостроя.
События вПариже вызвалиопозиционноемонархии народноедвижение постране — т. н.муниципальнуюреволюцию. Косени 1789 г. вомногих городахбыли ликвидированыпрежние институтыадминистрации, возникли выборныеорганы самоуправления.Начались восстанияв деревне, сопровождавшиесяразгромамиимений и захватамиземель. Учредительномусобранию пришлосьпринятьзаконодательныемеры по наведениюполицейскогопорядка в стране, однако силыдля этого былирасшатаны.Королевскаяармия постепенноразлагалась.Размах народногодвижения иреволюционнойстихии вызвалначало эмиграциииз страны ~ сначалапридворнойаристократии, затем дворянстваи католическогодуховенства, в отношениикоторых с осени1789 г. стали предприниматьсяпритеснительныемеры. Тем самымсложилисьпредпосылкидля развернувшейсявскоре во Франциигражданскойвойны, котораясущественнодеформироваланачальный ходреволюции игосударственно-политическиепреобразования.Среди депутатовСобрания, иособенно вокруглидеров коммунальногодвижения Парижа, сложилосьлеворадикальноедвижение (Робеспьер, Марат, Дантон), стремившеесяк более демократическимпреобразованиям.
Однимиз важнейшихрешений Учредительногособрания стала“Декларацияправ человекаи гражданина”(26 августа 1789 г.).Создание Декларацийкак особогодокумента быловзаимосвязанос работойКонституционногокомитетаУчредительногособрания. Вконце июля 1789г. комитет предложилСобранию довыработкиобщего текстапровозгласитьбудущие принципыконституции, обратив главноевнимание наположения оправах гражданина, свободе и равенствевсех. Идея вызвалане только поддержку, но и резкиевозражения: например, Барнавзаявил, чтопосколькуреально людипребывают вочевидномнеравенстве, то провозглашениеравных правбудет обманом.В целом идеябыла одобрена, и для написаниядекларациибыл сформированкомитет, кудавошли Лафай-ет, Мирабо, аббатСийес, Муньеи Дюпор. 17 августаони представилипредварительныйпроект (из 24 статей)на рассмотрениеСобрания. Входе обсуждениямногие правоположениябыли существенновидоизмененыв сторону большейсвободы илиберально-политическоготолкования(например, былорешено не подвергатьсвободу печатиникаким ограничениям).В итоге Декларациявключила в себя17 статей. Идейноевлияние на еесодержаниеоказали американскаяДекларацияправ штатаВиргиния 1776 г., ремонстрациипарламентавремени кризиса“старого режима”, представленияГенеральныхштатов.
Декларацияне была документомсобственноюридическогозначения. Этобыл манифестпринципов, причем всеобщегохарактера— важных ирациональныхне только дляФранции. В отношениифранцузскойполитико-правовойтрадиции онабыла поворотным, революционнымактом: в качествеоснов государстваи гарантийправопорядкав ней предлагалисьне исторические:
фундаментальныезаконы, а неотъемлемыеправа граждан, вытекающиеиз их свободногоестественногосостояния.
Декларацияпоследовательнообосновалаконцепциюобщественногогосударства, главное новшествополитическойидеологииПросвещения:“Цель всякогогосударственногосоюза состоитв обеспеченииестественныхи неотъемлемыхправ человека;
таковымиявляются свобода, собственность, безопасностьи сопротивлениеугнетению”(ст. 2). С этойосновополагающейидеей взаимосвязанабыла идеянациональногосуверенитета, которая должнабыть воплощенав конституционномустройствегосударства: никакая корпорация, никакой индивидне может располагатьв нем властью, во-первых, непредоставленнойему нацией, во-вторых, совпадающейпо объему свластью нацииили уравновешивающейее.
Такое новоеобщественноегосударстводолжно бытьиначе, нежелипрежде, организовано— с тем чтобынеизменносохраняло свойхарактер.Однойиз самых важныхфункций представительнойвласти объявлялосьустановлениеналогов иконтролированиеобложениянаселения.Государстводолжно бытьпостроено попринципу разделениявластей — вэтом не толькогарантия соблюдениягражданскихправ, но и собственновыражениегосударственности:“Общество, вкотором… непроведеноразделениевластей, неимеет конституции”.Наконец, обществосохраняет засобой правоконтроля заисполнительнойвластью и сеорганизацией, включая подчинениеобществу вооруженныхсил, а такжеправо требоватьотчета у должностныхлиц государства“по ввереннойим части управления”.
Наоснове нового, естественно-правовогопониманиясвободы вДекларациипровозглашалисьобщественноеи гражданскоепониманиеЗакона: “Свободасостоит в возможностиделать все то, что не приноситвреда другому”.Интересы другогогражданина, а также общества— но не отвлеченныйинтерес государства)— определяютдля человека, что он может, а чего не можетделать. В Декларациивпервые прозвучалпринцип позитивнойзаконностинового правопорядка:“Все, что невоспрещенозаконом, тодозволено...”.Законами можноопределятьлишь вредноедля общества,а не вообщепредписыватьграницы человеческомуповедению.“Закон естьвыражение общейволи”. Особоевнимание, ввидуважности этойсферы, былоуделено взаимоотношениямгражданинаи уголовногозакона. Этиотношениядолжны строитьсяна строгойзаконности(никто не можетбыть наказаниначе как всилу надлежащегозакона с запрещениемобратного егоприменения)и на презумпцииневиновности(“каждый предполагаетсяневиновным, пока.не установленообратное”.
Всфере взаимоотношенийгосударстваи гражданинаДекларацияпрямо провозглашалаобязательныминекоторыесоциальныеи политическиеправа человека, связанные сего индивидуальнойсвободой. Следуяначалу политическогоравенства, закаждым гражданиномпризнавалось(1) право участияв управлениигосударством, включая доступко всем общественнымдолжностямпо пригодности.Законом должнабыть гарантированавсем (2) личнаянеприкосновенность, хотя и неразрывнаяс обязанностьюподчинятьсявелениям государства.В новом государствевсе должныпользоваться(3) свободой мненийи вероисповеданияи (4) правом насвободу мыслии печати.
Юридическоеизменениепрежнегогосударственногоуклада завершилосьпринятиемпервой в историиФранции Конституции1791 г. В ней былзакреплен новыйстрой конституционноймонархии.
Первый проектбудущей конституциибыл. представленУчредительномусобранию в июле1789 г. депутатомМунье. при егоразработкевозник вопросо первоопределенииполитическогостроя. Ранееаббат Сийесвнес предложениеотставитькороля от власти, а затем сноваего утвердитькак бы от имениСобрания вкачестве новогомонарха. Развиваямысль о неизбежностисогласованияволи нации ссуществующейтрадицией, Мунье высказалсяза модернизациюмонархии и оневозможностистроить государство“на пустомместе” (чтовыглядело каксвоеобразнаяотповедь идеалуРуссо): “Незабудем, чтофранцузы неновый народ, недавно вышедшийиз чащи лесов, чтобы основатьсообщество”.По разным причинампроект Муньебыл отвергнут, и Собраниесформировалоновую комиссиюиз 8 депутатов(Мунье, Сийес, Талейран, ЛеШа-пелье. Typeи др.) Постепеннопо предложениямкомиссии Собраниерешало главныевопросы будущегоконституционногоустройства: о принятиикоролевскойсанкции назаконы, ободнопалатнойструктуренациональнойассамблеи.После сменысостава комиссии- руководствоработами перешлок Сийесу и Type.В ходе новогоэтапа конституционныхработ былиразрешенывопросы обответственностии назначенииминистров, оборганизациивыборов (в декабре1789 г. Собраниеприняло новыезаконы об учреждениицензовогоизбирательногомужского права).В 1790 г. одним изнаиболее острыхстал вопросо гражданскомстатусе духовенства, и принятиезаконодательныхрешений по немустимулировалоначало возрастающейоппозициикороля к конституции.В условияхлево-радикальнойполитическойволны конституционалистыв Собраниистимулировалипринятие конституции, которая, пообщей мысли, должна была“остановитьреволюцию”.3-18 сентября 1791 г-конституциябыла принятаСобранием, утвержденакоролем иобнародована,
Первый изсеми разделовКонституциибыл своеобразнойпреамбулой, в которойвоспроизводилисьи развивалисьосновные положения“Декларацииправ человекаи гражданина”.Здесь заключалисьи новые положенияо гражданскихправах, которыхне было в Декларации: гарантироваласьсвобода передвижения, свобода собранийи петиций государствобрало на себязаботу о начальномбесплатномобразованиивсех. Болееопределеннопровозглашаласьсвобода печатис запретомпредварительнойцензуры. Принципиальноважными сталиправоположенияо новых отношенияхгосударстваи церкви: с однойстороны, прямопровозглашаласьуже свободаотправлениякультов, с другой— изъятие имуществау церкви и праваграждан выбиратьили назначатьслужителейкульта (чтопрямо говорилоо падении значениякатолическойцеркви).,
Знаменательнымбыло положениепреамбулы овышестоящемхарактерегражданскихправ: “Законодательнаявласть не можетиздавать законов, препятствующихосуществлениюестественныхи гражданскихправ, обеспеченныхконституцией, или нарушатьэти права”. Вочередной раз, по-видимому, оказал влияниесевероамериканскийопыт Билля оправах.
Организациягосударственнойвласти по Конституцииосновывалисьна двух принципах:(1) национальногосуверенитета, который провозглашался“единым, неделимыми неотчуждаемым”, непередаваемымникакому иномуоргану илилицу; (2) разделениивластей, т.е.закрепленииза отдельным, по своему формируемымгосударственныминститутомсобственныхполномочий.
Законодательнаявласть вверяласьпредставительномуоднопалатномуЗаконодательномусобранию. В егоисключительныеполномочиявходили законодательнаяинициативаи утверждениезаконов, установлениеналогов, государственногобюджета и контрольза ним, контрольза деятельностьюдолжностныхлиц государства, управлениенациональнымиимуществами, а также ратификациявнешнеполитическихсоглашений, Законодательныйкорпус провозглашалсясамостоятельнымв определениивремени, места, продолжительностии т. п. своейдеятельности.
Законодательноесобрание состоялоиз 745 депутатов.Их избиралонаселение путемдвухстепенныхвыборов (первичныесобрания активныхграждан — собраниявыборщиков)на основе цензовогоизбирательногоправа. Конституциязакрепилаустановленныезаконами 3ноября и 22 декабря1789 г. ограниченияв правах: избиратьмогли толькомужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие вместности болеегода, уплачивающиеналог в размерене менее трехдневнойплаты рабочегои не состоящиев услужении.Соответственноидеалам свободыи собственности, избирательноеправо закреплялосьза имущим населением.Однако степеньдемократизмаэтого правабыла высокой; право участвоватьв первичнойорганизациизаконодательнойвласти получилив то время 4,3 млн.чел. (из 26 млн.населениястраны), чтодля своей эпохибыло значительнымпрогрессом.
Высшая исполнительнаявласть вручаласькоролю. Властькороля определяласькак неделимаяи наследственная, но вместе с темкак подзаконная.
Исполнительнаявласть, передававшаясякоролю, былаусловной, посколькуон лишен былправа издаватькакие-либоправовые акты(кроме распоряженийоб исполнениизаконов), и вседолжностныелица подлежалиответственностиперед Собранием.Король был вбольшей степениглавой государства, ему принадлежалоглавное командованиеармией и флотом, он вел дипломатическиесношения.Единственнымзначимым егополномочиембыло правоотлагательноговето на принятыеСобраниемзаконы. Королевскоевето моглозначительнозатруднитьпрохождениезакона — максимумна 6 лет. Однакооно не действовалов случае налоговыхзаконов, которыене представлялисьна утверждениемонарху.
Положениеправительстваосталось вКонституциине проясненным.Должностныелица считались“агентаминарода”, избраннымина срок и подлежащимиответственности, в том числеуголовной, перед законодателями.
Всфере юстицииКонституцияопределиланезависимостьсудебной власти, а в качествеглавного ееорганизационногопринципа —выборностьсудей народом.Специальноотмечалось, что суд не можетвмешиватьсяво властьзаконодательную, т. с. никакихконституционно-контролирующихполномочийза юстициейне предполагалось.
Предполагаяединственновозможноевоплощениеполитическогоразума, творцыконституциистремилисьсделать еенеподвижной.Порядок измененияконституциибыл очень сложным, предусматривалсогласие несколькихпоследовательныхассамблей имог опиратьсятолько на особуюучредительнуювласть народа, отличающуюсяот обычнойзаконодательной.
Несмотряна провозглашенноев ней разделениевластей, Конституция1791 г. очевидновыразила стремлениезакрепить занароднымпредставительствомполитическоеверховенство. Революциясломала староеадминистративноеделение и местныеинститутыуправления, основав новоеунифицированноеместное самоуправление.Одним из декретов(1789 г.) было установленоединообразиеадминистративногоделения страныи территориальногоуправления.Создаваласьтрехуровневаясистемаадминистративныхтерриторийс преимущественновыборнымиинститутами.Организацияместного управленияи новое административноеделение страныбыли установленыдекретом 22 декабря1789 г. Конституция1791 г. сохранилаобщие принципыорганизацииместной администрации.
Основнойи типовойадминистративнойединицей Франциистал департамент.Департаментыустанавливалисьзаново чтопримерно равнымипо территории(75-85 лье в окружности); такой условныйарифметическийподход былформальными не всегдацелесообразным, но считалсянаиболее рациональнымв новой административнойдоктрине. Реальнов стране сформировались83 департамента.Каждый подразделялсяна 3-9 уездов взависимостиот численностинаселения.Самая низшаяединица — кантон— создаваласьусловно (в нейне было своейадминистрации), а только какизбирательныйи судебныйокруг.
Администрациядепартаментаформироваласьпо принципусамоуправления, хотя и незавершенного, поскольку небыло установившейсякомпетенции.Департаментскийсовет (в составе36 чел.) избиралсягражданамина 4 года с обновлениемна 1/2 каждые двагода. В выборахпринималиучастие активныеграждане сповышеннымналоговымцензом. На сессияхсовета должныбыли решатьсяместные делаи контролироватьсяисполнениерешений. В главномсовет долженбыл заниматьсяраскладкойналогов — т.е. повторялфункции прежнихпровинциальныхштатов. Советизбирал Директориюдепартаментаиз 6 членов собновлением1/2 в два года. Какисполнительныйорган, директория.занималасьобщим управлением, сбором налогов, административнойюстицией, управлениемнациональнымиимуществами— т. е. а известномсмысле наследовалафункции дореволюционныхинтендантов.Теоретическирешения директорийбыли подконтрольныкоролю, нопосколькуцентральнаявласть не имелана местахадминистративныхагентов, сделатьэто практическибыло невозможно.Еще одним институтомбыла должностьпрокурора, который долженбыл выступатьзащитником“общественнойпользы”; ноюридическиего полномочияи роль не былидетализированы.
Администрацияуезда практическиповторяладепартаментскую: совет из 12 членов, директория— из 4, генерал-прокурор, подчиненныйдепартаменту, функции и полномочийтакже былианалогичными.
Кардинальноперестроенабыла системагородскогоуправления, имевшего воФранции ещесредневековыекорни. Законом14 декабря 1789 г.были отмененывсе прежниеинституты, изаконом 21 мая1790 г. сформированотакже единоемуниципальноеуправление.В каждом городеизбирались1) муниципальныйсовет из 3-20 членовпрямым голосованиемна 2 года с обновлениемна 1/2 ежегодно; совет был основныморганом текущегоуправления, организацииполиции иобщественныхработ; 2> генеральныйсовет из 6-40 членов(вдвое противпервого) на 1год; это былкак бы представительныйорган горожан, контролирующийважнейшиевопросы управлениягородскимиимуществамии распределенияналогов; 3) мэр— прямым голосованиемгорожан изчисла членовгенеральногосовета; емупринадлежалаисполнительнаявласть в городе, которую онразделял смуниципальнымсоветом, — вместеони составляли, городское Бюро;4) прокурор.
По-особомубыло устроеноновое городскоеуправлениеПарижа (на основаниизаконов 21 маяи 27 июня 1790 г,). Егоособость быласвязана нетолько с размерамистолицы, но ис активнойсамоорганизациейпарижан в первыемесяцы революции.Город разделенбыл на 48 секций.В каждой избиралисьпо 16 комиссаров(и еще один комиссарполиции). Собраниекомиссаровсчиталоськомитетом, который собиралсяраз в неделюи определялсвоего сменногопрезидента.У секции быласвоя компетенцияв общегородскихделах. Общегородскоеуправлениебыло представлено(1) Генеральнымсоветом — из145 делегированныхчленов, (2) мэром, которого избиралигорожане на2 года, и бюров составе 16администраторов.Кроме этого, был еще (3) муниципальныйсовет, представлявшийне менее 2/3 секций, а также выборныесиндик и прокуроры.Все они считалисьадминистрациейкоммуны городаи подчинялисьтолько королюи закону. Наделе Парижскаякоммуна в первыереволюционныегоды благодарярадикальнойориентацииее лидеровзаняла самостоятельноеположение дажев отношенииУчредительного, а затем и Законодательногособраний.
После обнародованияКонституцииУчредительноесобрание попредложениюдепутата Робеспьерапостановилоне.избиратьсвоих членовв будущийзаконодательныйкорпус (30 сентября1791 г.). Это романтическоерешение предопределилозначительноеполевениеизбранногоЗаконодательногособрания. Другойпредпосылкойнового политическогопроцесса сталаразвернувшаясяс 1790 г. в Парижеособенно, азатем и по стране, деятельностьполитическихклубов, зародышейполитическихтечений и партий.Наиболее влиятельнымибыли Клубкордельеров, объединившийлевых радикаловво главе с Дантономи Ка-милломДемуленом, лидерами Парижскойкоммуны, и Клубякобинцев (помонастырю св.Якоба, где онзаседал), сформированныйв основномреволюционнойчастью Учредительногособрания, В1790 г. Клуб якобинцевраскололся.Из него вышлиумеренныелибералы (Мирабо, Байи, Ле Шапелье), образовавшие“Общество1789 года”. Затемиз клуба вышлаеще одна частьконституционнонастроенныхдепутатов воглаве с Барнавом, образовавшимитечение фейянов(названных помонашескомуордену). Политическоеразмежеваниев столице и встране отражалоразные представлениялибералов инародной массыо достигнутыхцелях революциии стало влиятельнымфоном дляконституционногокризиса.
Законодательноесобрание, открывшееся1 октября 1791 г., посвоему составуотразило новоеобщественноеразмежевание.В нем практическине было открытыхроялистов, значительнаячасть депутатов(264) принадлежалак течению фейянов, левые былипредставленыякобинцами(136), большинствокоторых былиделегатамипровинцииЖиронда; почтиполовина депутатов(345) не имела точнойполитическойориентации(“болото”).Постепеннопод давлениемобстоятельствлидерство всеболее захватывалижирондисты-республиканцы.
Конституция1791 г., и особенноее реализация, сами по себетаили опасностьскорого провала.Разделениевластей в нейбыло условным, отошедшим отумереннойконструкцииПросвещенияв более радикальнуюсторону верховенствазаконодательнойвласти. Политическаяорганизациявласти по Конституциипрошла призначительнойоппозициикороны, праваи статус которойконституционалистыпытались всемерносохранить: Людовик XV) пыталсябежать заграницу, чтобысомкнутьсяс эмиграцией, и только послепринудительноговозвращениясогласилсяс конституцией.ЗаконодательнаядеятельностьУчредительного, а потом я Законодательногособранийспособствоваларосту общественнойнапряженностии появлениюмощного реакционногодвижения, сплотившегосявокруг короны.Открытую оппозициюкороля вызвалирешения осекуляризацииземель церкви, придании гражданскогостатуса духовенствуи о введенииобязательнойприсяги священнослужителейна верностьконституциии народу.
ОбострилосьвнешнеполитическоеположениеФранции. В августе1791 г- Австрия иПруссия обнародовалиПильницкуюдекларацию, где осуждалосьумаление королевскойвласти во Франциии объявлялосьо необходимостивмешательстваизвне во французскиесобытия. В феврале1792 г. Австрия иПруссия заключиливоенный союз, ставший началомвнешней монархическойинтервенции.
НеурегулированностьреальныхвзаимоотношенийСобрания икороля, которыйощущал себяотчасти пленникомв столице, отразиласьна кризисеправительства, Организацияправительственнойадминистрациисохраниласьот “старогорежима”: к прежнимминистрам(иностранных, военных, морскихдел) добавилисьновые, как быподелившиесферу деятельностигенеральногоконтролерафинансов(внутреннихдел и общественныхдоходов), а такжеюстиции (ведомствобывшего канцлера).В начале 1791 г.ликвидировалсяКоролевскийсовет. Вместонего по законам27 апреля — 25 мая1791 г. был образованГосударственныйсовет. Единствоправительственнойдеятельностиобеспечивалосьполитически: в марте 1792 г. корольназначил надолжностиминистров восновном жирондистов.
20апреля 1792 г. корольобъявил войнуАвстрии. Несмотряна некоторыемобилизационныемеры, французскаяармия практическиразложилась, частью заняввыжидательнуюпозицию из-зароялистскихсимпатий офицерства.Осуществлениедекретов онационализациицерковныхимуществ исекуляризациивызвало новыепроблемы вовзаимоотношенияхс королем: ЛюдовикXVI желал измененияКонституциив сторону усилениямонархии.
Жирондистыподняли народныемассы на политическуюборьбу, организовавантимонархическиймитинг 20 июня1792 г 11 июля Законодательноесобрание издалодекрет “Отечествов опасности”, которым былопостановленоорганизоватьновую армиюна основе всеобщейповинности.В начале августав Париже стализвестен манифестглавнокомандующегоармией интервентово задачах войны:“восстановитьзаконную властькороля”. Парижскиесекции 5 августапотребовалинизложениякороля и организацииновой власти.Попытки жирондистови Собрания вцелом сохранитьКонституциюсыграли толькопровокационнуюроль для нарастающеголеворади-кальногодвижения. Вночь с 9 на 10 августаПарижскаякоммуна организовалавосстание, результатомкоторого сталосвержениемонархии ианнулированиеКонституции1791 г.
Государственно-политическаяэволюция ПервойРеспублики.
--PAGE_BREAK--
Формированиеобновленногогосударственно-политическогоуклада прошлов два этапа. Втечение первогоэтапа (август-сентябрь1792 г.) фактическиустановиласьреспубликана основе решенийЗаконодательногособрания. Этимирешениями былзакрепленгосударственныйпереворот 10августа, произошедшийна волне нарастанияобщих антиконституционныхи антимонархическихустремленийглавным образомнаселенияПарижа приполитическойактивностилеворадикальныхдвижений, в томчисле и в самомСобрании.Законодательноесобрание, отменивглавный юридическийограничительсвоей власти— право королевскоговето на принимаемыезаконы, постановилосозвать Национальныйконвент сконституционнойвластью. Впредьдо созыва конвентауправлениегосударствомпоручалосьчрезвычайномуоргану — Исполнительномукомитету из6 человек. 11 августабыл установленновый порядоквыборов и введеновсеобщееизбирательноеправо (мужское)1) правом избиратьнаделялисьвсе французыстарше 21 годас годичнымцензом оседлости, имеющиесамостоятельныйзаработок ине состоящиев услужении;2) отменялосьразделениеграждан наактивных ипассивных, однако для.избрания ввыборщикисохранялсяповышенныйвозрастнойценз в 25 лет. Чтобыудовлетворитьсоциальныеинтересы крестьянстваи сплотить ихвокруг формирующейсяновой власти, Собрание принялосерию августовскихдекретов, которымипроводиласьдальнейшаянационализацияземель эмигрантови упразднялисьсохранявшиесяеще остаткипрежнего аграрногостроя.
Входе второгоэтапа (сентябрь1792 — июнь 1793 гг.)Юридическиконституироваласьреспубликана основе новыхконституционныхрешений Национальногоконвента.
Выборы вКонвент завершилисьв сентябре 1792г, В него былиизбраны 783 депутата(около 200 принадлежалик жирондистскомукрылу, 100 — якобинцы-монтаньяры, остальныезанималиколеблющуюсяполитическуюпозицию). Самымсерьезнымпоказателемпроисходившегов стране радикальногополитическогопроцесса былоотсутствиев Конвентеконституционалистов(фейянов).
Конвентоткрылся 21 сентября1792 г. в обстановкенациональноголикования поповоду первыхпобед реорганизованнойпатриотическойармии надмонархическойинтервенцией.Армия Францииперешла анаступление, вторгшись вБельгию, а затеми в западныегерманскиеземли. Поэтомупервые политическиерешения опиралисьна своего родапримирениежирондистскогокрыла с монтаньярами(“Горой”), которыхв особенностиподдерживалапреобразованнаяи сплотившаясявокруг якобинскихлидеров (Робеспьера, Марата и других)Парижскаякоммуна.
Первым жерешением Конвентпровозгласил(I) отмену монархиии, соответственно,(2) аннулированиеКонституции1791 г. В качествесимволическогожеста былоустановленоновое летосчисление— с 21 сентября1792 г. — и введенновый календарь, построенныйна надуманнойхронологиисельскохозяйственныхработ. 25 сентября1792 г. Франция былапровозглашенареспубликой.Причем, чтобыпарализоватьвызванныереволюциейцентробежныестремленияи местную оппозицию, республикабыла объявленаединой и неделимой(с установлениемсмертной казнидля покушавшихсяна эти началагосударственно-политическогоустройства).Новая избирательнаясистема былавведена и ворганизациюместногосамоуправления, и для низшейюстиции: былопостановленопереизбратьсудей и провинциальныеорганы самоуправления.
Заключительнымактом конституированиянового строястал инициированныйрадикальнымкрылом Конвентасуд над бывшимкоролем ЛюдовикомXVI.
Суднад ЛюдовикомXVI (процесс шелс 11 декабря 1792 г.по 17 января 1793 г.)был не столькоюридическим, сколько политическимактом. И поднятыев суде вопросыбыли решеныв большейстепени собщеполитическихпозиций- Хотяповодом к обвинениюпредъявитьвполне конкретныеобстоятельства: при изъятиидокументовпо секретариатуцивильноголиста (т. е. королевскихрасходов, предусмотренныхКонституцией)были обнаруженыписьма, с несомненностьюсвидетельствовавшиео тайных переговорахи даже сговорекороля с интервентамив целях восстановлениясвоей власти.Возможностьвообще суданад монархомстала предметомострых партийныхдискуссий вКонвенте, накоторый оказывалосьзначительноедавление горожан.В итоге Конвентпризнал себявправе судитькороля от именинации (как выразительнародногосуверенитета), отказал защитникамкороля в доводахо неприкосновенности, признал ЛюдовикаXVI виновным впредании интересовнации и нарушенииконституциии незначительнымбольшинствомголосов (387: 334)высказалсяза применениек бывшему монархусмертной казни.Впрочем, этотвопрос былпредрешен общимнастроениемв стране и вПариже: “Еслиего осудят, —предрекалДантон еще д0суда, — он мертв”.В ходе слушанийбольшое значениеприобрелаполитическаяпозиция, лучшепрочих высказаннаяСен-Жюстом, одним из лидеровсамого леворадикальноготечения: “Всякийкороль виновен”.За казнь Людовикавысказалисьдаже роялисты, желавшие сохранитьсвое “революционное”лицо. 21 января1793 г. король былпублично казнен.
Политическийсуд над монархиейсопровождалсяидейной переменой, очень важнойдля последующегодвиженияполитическогоуклада: в ходенего было признано, что Национальный(представительный!)конвент естьвыражение всейнации и вправевосприниматьна себя полномочиясувереннойвласти.
Разработканового конституционногозакона быланачата еще доюридическогопровозглашенияреспублики.Конституционнаякомиссия Конвента(образована11 октября 1792 г.)представилаподготовленныйею проект к 15ноября. В основномпроект былсоставлен однимиз видныхполитическихдеятелей жирондистов, литератороми историкомЖ. Кондорсе.Проект был взначительнойстепени ориентированна политическуюдоктрину Руссос ее идеяминародногосуверенитетаи государственногопринуждения.Большое местобыло уделеноисполнительнойвласти, котораядолжна быластать доминирующейгосударственнойсилой. По этойпричине, а такжепотому, что впроекте не былаформальногарантировананеприкосновенностьсобственности, проект Кондорсебыл отставлен.Новый проектбыл подготовленк началу июня1793 г. (его единственнымавтором сталГеро де Сенийль)и быстро утвержденКонвентом ужев изменившейсяполитическойобстановкеизгнания жирондистовиз правительстваи Конвента.
Конституция24 июня 1793 г. былапринципиальноновым политико-правовымдокументоми по своим общимпринципам, нпо избранномунаправлениюв организациигосударственнойвласти. Онаотразила временноевозобладаниекрайне радикалистскихидей, для которыхне было реальнойосновы в укладееще не отошедшегоот духа “старогорежима” французскогообщества, ипотому оказаласьнежизнеспособной.Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что.рядом сформальнойконституциейсложиласьдругая, фактическая— на существенноразличавшихсяпринципах.
Конституциябыла вынесенана всенародныйреферендум, завершенныйк 10 августа, иполучила одобрениебольшинстваголосовавших(1,8 млн.: 17 тыс. “против”),'
Конституция1793 г. состоялаиз двух частей: обновленной“Декларацииправ человекаи гражданина”(в 35 ст.) и собственноконституции(122 ст.). Декларацияв главном развивалаположенияДекларации1789 года: государствоустановленодля реализациичеловекомего естественныхи неотъемлемыхправ, каковымиявляются равенство, свобода, безопасность, собственность, и действуетна основе общественнополезной законности(ст. ст. 1-4, 9). Но вконкретномзакреплениигражданскихправ и принциповправопорядкаДекларацияпошла далеев духе доктринысоциализацииправа и егобольшего радикализма.Провозглашаласьсвобода трудаи занятий (ст.17). Общество должнобыло гарантироватьгражданинусоциальноеобеспечение(в случае неспособностик труду) и образование(ст. ст. 21-22). Болеекатегорично, чем в Конституции1791 г,, декларировалисьправо петиций(ст. 32), а такжеправо на свободныесобрания, свободумнений, вероисповедания, печати
Вполитико-правовомотношенииДекларациязасвидетельствовалаважные переменыреволюционнойдоктрины. Почтиабсолютизированнымбыл принципнародногосуверенитета: он неделими неотчуждаем, не может бытьникем присвоен(ст. ст. 25-27). Вследствиеэтого былопровозглашеноправо народана “пересмотр, преобразованияи измененияконституции”:“Ни одно поколениене может подчинитьсвоим законампоколениебудущее” (ст.28). Наконец, суверенитетбыл представлени как право (иобязанность!)народа насопротивлениеугнетению ипеременуправительствав случаях “угнетенияхотя бы одногочлена общества”; восстаниепровозглашалось“священнейшимправом и неотложнейшейобязанностью”народа
Организациягосударственнойвласти такжеотличаласьважными новшествами.Начало народногосуверенитета, понятое в избыточнодемократическомдухе, предопределилополупрямоеосуществлениезаконодательнойвласти народом(вместо представительного).Самостоятельнымзаконодательныморганом былоНациональноесобрание, избиравшеесяна 1 год. прямымголосованиемна основеустановившегосяпрактическивсеобщегоизбирательногоправа (одинпредставительот 40 тыс. населенияс учетом оседлостив 6 месяцев). Однаков издании наиболееважных законов(гражданскихи уголовных, налоговых, управленияимуществами, касавшихсявойны, административногоделения и т.п.) Собраниебыло связанонеобходимостьюодобрения ихсобраниямивыборщиковпо департаментами первичнымисобранияминаселения.В таком же порядкемогло происходитьи изменениеконституции, причем дажепо инициативеснизу.
Вместоосновополагающегоранее принципаразделениявластей Конституцияввела началоединства властей, практическислив воединозаконодательнуюи исполнительную.Правительствобыло низведенодо уровняИсполнительногосовета (из 24членов), выбиравшихсяСобранием изсложно составленногосписка кандидатовот департаментови первичныхсобраний выборщиковна 2 года е обновлениемна 1/2 ежегодно.По сути, членысовета былилишены самостоятельногозначения и былитолько агентамизаконодательнойвласти. Советмог действовать“только воисполнениезаконов и декретовзаконодательногокорпуса”. Приэтом декреты(второй видзаконодательныхактов) моглииздаватьсяСобраниемпрактическипо неограниченномукругу нормативныхи даже текущихвопросов (вт. ч. по вопросамобеспечениябезопасности, расходованиясредств, заключениятрактатов).Таким образом, влияние законодательнойвласти распространилосьдаже на текущееуправление.
Полная выборностьдолжна былахарактеризоватьорганизациюместных институтовсамоуправленияи судебнуюсистему. Провозглашаласьтакже всеобщаявоинская повинность.
Реальноеразвитие политическихсобытий революциипошло, однако, по пути, отличномуот провозглашенногоидеала Конституции.Напротив, системаисполнительнойвласти подмялапод себя законодательную.ОфициальнойдекларациейКонвента введениеКонституциив силу былоотложено “донаступлениямира”.
Впериод со 2 июня1793 г. по 27 июля 1794 г.под влияниемсамых разнородныхполитическихпроцессов исоциальныхстремлений, возобладавшихна волне революции, произошловнутреннееперерождение установившихся республиканскихинститутов.Носителямиэтого перерождениястало радикальноеполитическоекрыло якобинцевв Конвенте подруководствомРобеспьера, Кутона, Сен-Жюстаи других. Воспользовавшисьвременнымивоенными ивнутриполитическимиосложнениямиправительстважирондистов, якобинцы организовалиочередноевыступлениеПарижскойкоммуны 31 мая— 2 июня 1793 г., в итогекоторого наиболеевидные депутаты-жирондистыбыли арестованы, лидерство вКонвенте перешлок леворадикальнойгруппировкеякобинцев, сомкнувшейсяс течениями“бешеных” ит. н. санкюлотов(“бесштанников”)парижскихнизов. Под предлогомсозидания“единой воля”для “борьбыс буржуазией”и внешней опасностьюреальная политическаявласть Конвентабыла подмененаисполнительнымиинститутами.
Основнымправительственныморганом в этотпериод сталКомитет общественногоспасения. Созданныйеще в апреле1793 г. Комитетпод руководствомДантона былвсего лишьчрезвычайнымисполнительныморганом, контролирующимвнешнеполитическуюи военнуюдеятельность.После июньскогопереворотасостав Комитетабыл обновлен, его политическимруководителемстал РобеспьераФормальноКомитет былподотчетенКонвенту, которыйежемесячноопределял внего 12-15 депутатов.Однако с июля1793 г. Конвенттолько санкционировалпредложенияРобеспьера, неизменногоего председателя, по составу.Комитет располагалисключительнымиполномочиямиправительственногохарактера —по руководствувнутреннейи внешней политикой, текущему управлению.Декретом 10 октября1793 г. в странеустанавливалсят. н, “революционныйпорядок управления”.Согласно ему, конституционныереспубликанскиеорганы (Исполнительныйсовет, министры)и высшие должностныелица, административныеучрежденияставились подпрямой контрольКомитетаобщественногоспасения. Емуже впредь подчинялисьглавнокомандующиеармиями. Неисполнениераспоряженийправительстварассматривалоськак “покушениена народнуюсвободу” исоответствующимобразом каралось.Для лучшегоконтроля всоставе Комитетабыли организованысекции, каждойиз которыхвменялось вобязанностьнадзирать заработой своегоминистра.
Параллельноорганизовалсяряд другихправительственныхкомитетов, формальнозанимавшихсясамостоятельнымифункциями, атакже чрезвычайныхинститутовуправления.Одним из видныхбыл Комитетобщественнойбезопасности(организованныйеще в октябре1792 г. в качествеоргана борьбыс врагами революции).Он практическине функционировал, и его деятельностьоживиласьтолько с развертываниеммассовогополитическоготеррора в стране.В апреле 1793 г. былсоздан институтнародныхпредставителейв армии. В каждуюиз 11 армий Конвентназначал по3 народныхпредставителяс неограниченнымиполномочиями, которые нетолько контролировали“правильноенаправление”собственновоенной деятельности, но главнымобразом работутыловых служб, поставщиков, а также взаимоотношенияофицеров Вмарте 1793 г. образовалисьреволюционныенаблюдательныекомитеты, которымвменялосьв обязанностьконтролироватьна местахподозрительныхиностранцев, вести спискиподозрительныхпо своей антиреволюционнойпозиции лиц, а также родственниковэмигрантов.Комиссарыревкомов сталик осени 1793 г. основнымиправительственнымиагентами властина местах, подавляяпод предлогомслабой “революционности”ранее сложившиесяместные органысамоуправления.
Легализированиесосредоточениявластных полномочийв руках исполнительныхорганов ипреобразованиероли Национальногоконвента произошлосогласноучредительномузакону 4 декабря1793 г. “О революционномпорядке управления”.Национальныйконвент былобъявлен “центромуправления”и единственнойдвижущей силойгосударства; по сути, законодательствои правительственнаявласть былислиты воедино.В продолжениедекрета от 10октября 1793 г. все“установленныевласти и общественныедолжностныелица” ставилисьв прямое подчинениеКомитетуобщественногоспасения. Все, что “касалосьличности иполиции”, подчинялосьКомитету общественнойбезопасности.Комитеты должныбыли регулярноотчитыватьсяперед Конвентом… Усилена былацентрализацияуправления: прокурор Парижскойкоммуны в силузначимостисвоего столичногопоста был сделаннациональнымдолжностнымлицом, вся тяжестьрешения местныхвопросов перенесенатолько в департаменты, практическибыло уничтоженокоммунальноесамоуправление, низовая выборность, комиссаровна места направлялотолько правительство.Было предписанораспуститьдепартаментскиеармии, запрещалиськакие-либоместные налогиили натуральныеповинности.
25декабря 1793 г.Робеспьервыступил вКонвенте сречью, в которойобосновалпринципиальныеякобы отличияреволюционногоправительстваот конституционного: революционноезанято чрезвычайнойдеятельностью, оно подчиненоменее строгимправилам ивообще в сторонеот права, онозанято главнымобразом общественнойбезопасностью, нежели деломполитическойсвободы., “Нужноорганизоватьдеспотизмсвободы, чтобыраздавитьдеспотизмкоролей”. Отрицаниеправа рядомс возвеличиваниемнекоей отвлеченнойнародной“добродетели”было подразумеваемойстороной новойполитическойдоктрины:“Революционноеправлениеопираетсяв своих действияхна священнейшийзакон общественногоспасения и насамое бесспорноеиз всех оснований— необходимость”.
Этобыла и идейно-политическая, и практически-административнаяпрограммадиктатуры —во-первых, диктатурыисполнительнойвласти (практическислившейся сзаконодательной), во-вторых, диктатурыодного политическоготечения — якобинцев, присвоившихсебе правотолковатьреволюционнуюнеобходимость.
Радикализмполитическогопереустройствазакономерносопровождалсялеворадикальнойсоциальнойполитикой. Втех условияхона носилачастично утопический, частично популистскийхарактер заигрыванияс городскиминизами, постепеннооставшимисяединственнойсоциальнойопорой правительстваи течения якобинцев.Правительствоосуществилосерию принудительныхзаймов у богатыхлюдей, которыебыли замаскированнойконфискацией.Вводилисьжесткие мерыпо ограничениюторговли, вособенностипродуктамипервой необходимости.На большинствотоваров, нарабочую силу, денежные операциии т. п. устанавливалисьмаксимумы -цен(за основу бралисьцены 1790 г.). В мае1794 г. были принятызаконодательныерешения о введениитрудовой повинности, запрещалосьсоздание какихбы то ни былорабочих объединенийи стачек.
Политическаядиктатурасопровождаласьповальной дехристианизациейи вытеснениемиз обществане присягнувшихРеволюции исохранявшихпривязанностькатолическойвере священнослужителей.В декабре 1793 г.была провозглашенасвобода культов.Правительствопоощряло повсеместноевведение чистогражданскихпраздников.Соборы превращалисьв “храмы свободы”.Наконец, былвведен новый“Культ Верховногосущества”: 8июня 1794 г. он былофициальноотпразднованв Париже, и эторассматривалоськак идейнаяоснова возвеличиваниядиктатуры.
Политическаядиктатура, темболее сопряженнаяс неисторическимипопыткамисоциальногопереустройства, закономерноприводилареволюционноеправительствоякобинцев иКонвент к изоляции, дополнявшейсяотчуждениемПарижа от всейкрестьянскойстраны (добраячасть которойуже была охваченаконтрреволюционнымвосстанием, начавшимсяв Вандее). Преодолениеэтой изоляциинасильственнымиспособами, темболее в условияхвоенного времени, закономерноперерасталов гражданскуювойну. В особыхусловиях Францииконца XVIII в. основнойформой этойвойны сталаполитика открытоготеррора, обдуманнопроводившегосяякобинцамии революционнымправительствомпод предлогомборьбы за новуюмораль и “спасениеотечества”.
Основныморудием этоготеррора сталановая революционнаяюстиция воглаве с чрезвычайнымуголовнымсудом, получившимназваниеРеволюционноготрибунала.
Революционныйтрибунал былвоссоздан 10марта 1793 г. в качествеспециальногоквази-судебногооргана борьбысо всеми, кто“покушалсяна свободу, равенство, единство инеделимостьреспублики”.В сентябре 1793г. во времяразвертываниямассовых репрессий, особенно вПариже, Трибуналбыл разделенна 4 секции. Спискисудей составлялисьв Комитетеобщественногоспасения иКомитетеобщественнойбезопасности.СоответственноТрибунал стал, по сути, исполнительныморудием Комитетаобщественногоспасения, находясьпод огромнымвлиянием Робеспьераи лично Кутона.В каждой секциибыло по троесудей, которыерешали делас участием 7-9присяжных, выбранных имисамими. Поопределению, Трибуналприменял толькоодну меру наказания— смертнуюказнь. Декретом10 июня 1794 г. террористическойнаправленностиРевтрибуналабыло приданозаконное основание.Согласно декрету,“революционныйтрибунал учреждендля того, чтобынаказыватьврагов, народа”.Преследованиеврагов народастало определяющиммотивом репрессий.К “врагам” былиотнесены все, кто призывалк восстановлениюкоролевскойвласти, поддерживалсношения сврагами республики, клеветал напатриотизм, распространялслухи, развращающиеобщественныенравы, “ослаблялчистоту революционныхпринципов”, недобросовестныепоставщикив армию и т. п.Разбор дел вРевтрибуналепроходил поусловной судебнойпроцедуре, по новым процессуальнымправилам. Уликамипризнавалисьлюбые доказательства, в т, ч. моральные'Предварительноерасследованиеотменялось, допрос совмещалсяс судебнымрассмотрением.В случае, еслиулики былиналицо, тосвидетелейне вызывали.“Заговорщикамзащитниковне полагалось”.Апелляции икассации недопускались.Единственнымнаказаниембыла смертнаяказнь, которуюприводили висполнениев день вынесенияприговора.
Ещеодним законнымоснованиеммассовоготеррора сталдекрет “Оподозрительных”(17 сентября 1793 г.)Согласно емуsee лица, объявленные“подозрительными”, немедленнодолжны бытьарестованы.“Подозрительными”объявлялисьвсе, “кто своимисвязями, поведением, речами, сочинениями…проявил себякак сторонниктирании”, ктобыл' смещен сдолжностныхпостов, ктоэмигрировал, кто не мог доказатьсвоей благонадежностии т. п. Списки“подозрительных”должны былисоставлятьсяпо округамособыми наблюдательнымикомитетами, заменившимиорганы самоуправления.
Сентябрьскийдекрет далтолчок первойволне массовоготеррора, т. к.сентябрьскойрезне. В течениемесяца тольков Париже казнилиежедневно по28-30 чел. Под преследованиепопадали всене присягнувшиеновой властисвященники, социально“чуждые” лица, бывшие аристократы, ведшие “нереволюционный”образ жизни.На гильотннубыла отправленаи жена казненногоЛюдовика XVIМария-Антуанетта.В большинствеслучаев мотивомприговора былиобвинения вмятежах илиизменах (78% осужденных), были и экономическиепреступления(1%). Наиболеесвоеобразнойчертой террорастало то, чтов социальномотношении онкоснулся вглавном самогореволюционного“третьегосословия” (75%казненных; дворян— 9%, духовенства— 5%)- На местахинициированныйиз центра террор, помноженныйна самодеятельностьснизу, превратилсяв массовыевнесудебныерасправы. ВМарселе несколькосот заключенных, членов семейэмигрантов, были затопленына барже в море.В Нанте до 3 тыс, заключенныхпотопили в р.Луаре. Практиковалисьразрушениягородов, оказавшихнеповиновениецентру. Всегоза год якобинскогоправления былоказнено до 40тыс. чел., более500 тыс. было заключенов тюрьмы и подобиетюрем, причемвласть устраняласьот всякогосодержаниязаключенных
Началом особожестокоготеррора сталивыстрелы водного из лидеровякобинцев вапреле 1794 г. Одновременнообвинения во
враждебнойдеятельностираскололи самправительственныйлагерь (не обошлосьи без сведенияличных счетов).На основепровокационногообвинения быликазнены выступившиепротив Робеспьерасторонникирадикала Эберта.Спустя месяцбыли обвиненыв контрреволюциии казнены несколькодесятков якобинцевво главе с Дантоном.
Внутренниераздоры и внеправовойтеррор окончательноизоли* ровалигруппировкуРобеспьера, Сен-Жюста, Кутонаот левоцент-ристскойчасти Конвента.Опираясь нарастущее недовольствов стране, наокрепшую армию, ставшую реальнойполитическойсилой подкомандованиемновых революционныхгенералов, центристыво главе с Тальеноми Баррасомподготовиливнутриправительч, ственный заговор.
ВрезультатесанкционированногоКонвентомтермидорианскогопереворота
(8-9 термидора/ 26-27 июля 1794 г.) диктатураправительстваякобинцев былаликвидирована.Робеспьер м22 его ближайшихсподвижникабыли гильотинированы.Позднее та жеучасть постиглаеще 71 человеказа попыткивосстановитьПарижскуюкоммуну. Политическипереворотпередал властьв руки болееумеренногореволюционногокрыла, для которогоидеалы собственности, порядка и конституциибыли непререкаемыми.Немалое значениев переворотесыграло и точноеосознаниегибельностирасширявшегосятеррора.
Втечение года(июль 1794 — август1795 гг.) Конвентликвидировалважнейшиеадминистративныеи политическиеинститутыдиктатуры. Былопроведеноперсональноеобновлениеправительственныхкомитетов, сокращеныполномочияКомитетаобщественногоспасения. Наоснове декретаI августа 1794 г.затих террор, была измененаполитикаРеволюционноготрибунала(следовалоотныне устанавливатьумышленнуювиновностьв приписанномпреступлении), в мае 1795 г. Трибуналбыл упразднен.Упраздненыреволюционныекомитеты наместах, а такжеизменена деятельностьнаблюдательныхкомитетов.Преобразованияв конституционнуюсторону необошлись безрепрессий вотношениибывших санкюлотов, поднявших целуюсерию мятежей.В преодоленииэкономическогои финансовогокризиса правительствопошло путемотмены социально-регулирующегозаконодательстваякобинцев: былавведена свободаимпорта, в декабре1794 г. полностьюупраздненымаксимумы.Отменялсяутопическийкульт Верховногосущества, церквибыли возвращеныверующим, нопроводитьрелигиозныецеремонии неразрешалось.Восстановилисьобщественнаяжизнь, похожийна старый быт.
Вусловиях стабилизациибыла подготовленаи принята новаяконституциястраны. В апреле1795 г. Конвентназначил комиссиюиз 11 членов дляразработкиновых принциповорганизациивласти.
Конституция1795 г. была детализированными объемнымдокументом.Она утверждалареспубликанскийстрой на основесамого строгогоразделениявластей, преобладаниязаконодательногокорпуса.
КонституцияоткрываласьДекларациейгражданскихправ. В главномона следовалаДекларации1789 г., утверждая“свободу, равенство, безопасностьи собственность”.Вместе с темДекларациявпервые включилаположения огражданскихобязанностях, составленныев моралистически-просветительскомдухе: не вредитьдругому, делатьдобро, соблюдатьзаконы и семейныйдолг. В самомтексте Конституциисодержалосьмного положений, которымиопределялисьнормы правительственнойдеятельностии правовойполитики.Подтверждалосьотсутствиеограниченийторговой, промышленнойи иной деятельности, запрещалсярежим государственногорегулирования, ограничиваласьдеятельностьполитическихобществ. Подробнобыла определенасвобода собственностикак право“пользоватьсяи располагатьсвоими имуществами, своими доходами, плодами своеготруда и своегопроизводства”.
Организациягосударственнойвласти основываласьна преувеличенномвнимании кразделениюинститутови их полномочий:
“Неможет существоватьсоциальныхгарантий безразделениявластей”. Ворганизациюзаконодательнойвласти вводилосьначало бикамерализма— создавалисьдве уравновешивающиеДруг другапалаты. Совет500 составлялсяиз депутатов, выбранных путемдвухстепенногоголосованияпо особымдепартаментскимсобраниям.Сохранялисьпринципы всеобщегоизбирательногоправа для всехфранцузовстарше 21 года.Но для выборщиковвторого уровняустанавливалисьповышенныевозрастнойи имущественныйцензы. Втораяпалата — Советстарейшин в250 чел. — составляласьиз делегатовот департаментов.Для членоввсего законодательногокорпуса былиустановленыповышенныеимущественный, возрастнойи оседлостицензы. Советпятисот обладалзаконодательнойинициативой, утверждалисьже законы вовторой палате.Строго оговоренбыл запретзаконодательномукорпусу братьна себя полномочияисполнительнойили судебнойвласти. Палатыдействовалитолько врозь, общие собранияне допускались.
Исполнительнаявласть вручаласьДиректориииз 5 членов. Ихназначалзаконодательныйкорпус (Совет500 предлагалсписок, Советстарейшинутверждал).Главы государстване предполагалось, каждый из директоровпредседательствовалпо 3 месяца дляподписанияактов. Директорияведала вопросамибезопасности, армией, назначениемдолжностныхлиц (т. е. воспроизводилаКомитет общественногоспасения, нобез диктаторскойвласти). Управлениеведомствамивручалось 6-8министрам, назначавшимсяДиректорией.Однако министрыбыли толькочиновникамии не составлялиправительственногосовета.
Управлениедепартаментамибыло децентрализовано.Ликвидировалисьокруга. Значениеместных выборныхвластей былонесколькосокращено тем, что Директориябыла вправеаннулировать
департаментскиерешения.
Реорганизацииподвергласьи юстиция. Кромеместных судов, создавалисьвысшие кассационныеинстанции.Юстиция должнабыла быть бесплатной, суд — гласными открытым, судьи по-прежнемувыбиралисьна местах. Специальнобыли оговореныгарантии противвнесудебныхарестов.
После принятияКонституцииКонвент утвердилспециальныйдекрет об обеспечениипреемственностизаконодательногокорпуса (22 августа1795 г.). Согласноему не менее2/3 будущего составазаконодателейдолжны былибыть избраныиз членов Конвента.Это должно былосохранитьцентристскоеполитическоеравновесиеи предотвратитьнаступлениероялистскойреакции.
Всенародныйплебисцит (1млн. чел.: 50 тыс.)высказалсяза Конституцию, декреты былиотвергнуты, но от этого непотеряли силу.В голосованиивпервые принялаучастие армия.26 октября 1795 г.Конвент разошелся.Установленныйреволюциейреспубликанскийстрой приобрелстабильныеочертания.