Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Исторические личности"


Основные представители русской исторической науки

--PAGE_BREAK--С октября того же 1803 г. — историограф Его Императорского Величества (специально учрежденная для Карамзина должность). Позднее (1818) — почетный член Петербургской Академии Наук. Он отождествляет историю страны с историей государства, с историей самодержавия.
В ходе работы Карамзин составлял горы выписок, читал каталоги, просматривал книги и рассылал повсюду письма-запросы. Целью его было создать национальное, общественно значимое сочинение, которое не требовало бы для своего понимания специальной подготовки. Это должна была быть не сухая монография, а высокохудожественное литературное произведение, предназначенное для широкой публики. Не добавляя ничего в перелагаемые им документы, он скрасил их сухость своими эмоциональными комментариями. В результате из-под его пера вышло яркое произведение, которое не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Подготовлено и издано 12 томов, изложение доведено до 1611 года. «История Государства Российского» стала не только значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной прозы. Желание сочетать легкость изложения с его основательностью заставило Карамзина почти каждую свою фразу снабжать особым примечанием. В результате «Примечания» по своему объему фактически сравнялись с основным текстом. Таким образом, «История» Карамзина как бы делится на две части — «художественную», предназначенную для легкого чтения, и «ученую» — для вдумчивого и глубокого изучения истории. Она прервалась только на несколько месяцев в 1812 г. в связи с занятием французами Москвы. Весной 1817 г. «Историю» начали печатать сразу в трех типографиях — военной, сенатской и медицинской. Первые восемь томов появились в продаже в начале 1818 г. и породили неслыханный ажиотаж. С этого времени каждый новый том «Истории» становился общественным и культурным событием. Последний, 12-й том Карамзин писал уже тяжело больным.
Закончить его он не успел. Великий писатель и историк умер в 22 мая 1826.
Погодин Михаил Петрович
(1800 — 1875)
Российский историк, писатель, академик Петербургской АН. Сын крепостного «домоправителя» у графа Строганова. В 1818 г. поступил в Московский университет. Окончив курс в 1823 г., Погодин через год защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», где явился защитником норманской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которой стоял Каченовский. В 1826—1844 профессор Московского университета. Первоначально ему было поручено читать всеобщую историю для студентов первого курса. В 1835 г. он был переведен на кафедру русской истории, в 1841 г. избран в члены второго отделения Академии Наук (по русскому языку и словесности); был также секретарем «Общества Истории и Древностей Российских» и заведовал изданием «Русского исторического Сборника», где поместил важную статью «О местничестве».
К концу профессорской деятельности Погодина относится начало издания им «Исследований, лекций и замечаний», на которых и зиждется, главным образом, значение Погодина как историка… В это же время Погодин начал собирание своего «Древнехранилища», заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины.
Погодин несколько раз бывал за границей; из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей: Шафариком, Ганкой и Палацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира со славянским. С 1844 г. специально — ученая деятельность Погодина замирает и возрастает только к концу его жизни.
Погодин в своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал, вместе с профессором Шевыревым, к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах: «Московском Вестнике» (1827 — 1830) и «Москвитянине» (1841 — 1856).
Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии.
Шахматов Алексей Александрович
(1864 — 1920)
Российский филолог, академик Петербургской АН (1894). Исследователь русского языка, в т. ч. его говоров, древнерусской литературы, русского летописания, проблемы русского и славянского энтогенеза, вопросов прародины и праязыка. Заложил основы исторического изучения русского литературного языка, текстологии как науки. Труды по индоевропейским языкам (в т. ч. славянским), финскому и мордовскому языкам. Редактор академического «Словаря русского языка» (1891-1916).
Соловьев Сергей Михайлович
(5.05.1820 — 4.10.1879)
Русский историк, родился в Москве в семье священника. В 1842 году окончил Московский университет. В 1845 году начал читать курс русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию, а в 1847 году — докторскую. С 1847 года профессор Московского университета.
В 1864-1870-х годах Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, а в 1871-1877 годах — ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей Российских, а также директором Оружейной палаты…
Главным делом жизни Сергея Михайловича явилось создание«Истории России с древнейших времен». В 1851-1879 годах вышло 28 томов, а последний 29, доведенный до 1775 года, вышел посмертно.
Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Он отказался от выделения «норманского» и «татарского» периодов в русской истории и стал считать главным не завоевания, а внутренние процессы.
Ученый отмечал своеобразие в развитии России, заключавшееся по его мнению, прежде всего в географическом положении страны (между Европой и Азией), вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками.
Сводя историческое развитие в конечном счете к изменению государственных форм, Соловьев отводил общественно-экономической жизни страны второстепенную роль по сравнению с историей политической. Огромный исторический материал изложен им в «Истории России с древнейших времен» на основе идеи исторической закономерности, все факты связаны в единую стройную систему. Благодаря этому ученый дал исключительную по силе и выразительности целостную картину русской истории на протяжении веков. Его труды оказали глубокое влияние на всех последующих русских историков.

Щапов Афанасий Прокофьевич
(5.10.1831 — 27.2.1876)
Русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852—56 учился в Казанской духовной академии. В академии Щапов читал историю русской церкви, останавливаясь главным образом на анализе взаимодействия византийских начал со славяно-русским языческим мировоззрением, давшего новый специфически русский строй религиозных представлений. Дальнейшую разработку этих лекций дали его «Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)», в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (1863). Щапов вырабатывает свой взгляд на ход русской истории и на методы ее исследования. Связь мировоззрения Щапова со славянофильством вне всякого сомнения; он, как и славянофилы, изучал не только то, как поступало и что делало правительство по челобитным, а то, о чем просили в челобитных, какие нужды и требования высказывались в них. Его теорию удобнее всего можно назвать земской или общинно-колонизационной.
В 1860 г. Щапов был приглашен профессором русской истории в университет, где имел выдающийся успех.16 апреля 1861 произнёс революционную речь на панихиде по жертвам Бездненского выступления 1861, был арестован и препровожден в Петербург. Министр внутренних дел Валуев взял Щапова на поруки и назначил его чиновником министерства по раскольничьим делам, но Щапов не мог уже с прежним научным спокойствием продолжать своих работ. В 1862 уволен со службы и находился под полицейским надзором. Сотрудник журналов: «Отечественные записки», «Русское слово», «Время», «Век» и др В 1864 г. Щапов, по подозрению в связях с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, был сослан в Иркутск, где продолжал много работать, главным образом по местным вопросам. В 1866 участвовал в качестве этнографа в экспедиции Сибирского отдела Русского географического общества в Туруханский край Последние его труды вызывали строгие отзывы критики и не могут, действительно, идти в сравнение с прежними работами. В 1874 г. скончалась его жена Ольга Ивановна, которая всю себя посвятила своему мужу, а в 1876 г. последовал за нею и сам Щапов ( умер от туберкулеза.). 
Щапов — автор многих работ по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. Труды Щапова разбросаны в разных периодических изданиях и только немногие изданы отдельно.
Чичерин Борис Николаевич
(26.5.1828 — 3.2.1904)
Русский философ, историк, публицист и общественный деятель. Окончил юридический факультет Московского университета (1849). В 1853 защитил магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII в.», с 1861 — профессор кафедры русского права. В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вёл научную работу, участвовал в деятельности земства. В 1882—83 московский городской голова, уволен в отставку по приказанию императора Александра III за речь на коронации, в которой царь ошибочно усмотрел намёк на требование конституции.
С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении. В сентябре 1858 Чичерин ездил в Лондон для переговоров с А. И. Герценом об изменении направления пропаганды Вольной русской типографии. Попытка Чичерина склонить Герцена к уступкам либералам закончилась полным разрывом, который стал этапом размежевания либерализма и демократии в русской общественной мысли 2-й половины 19 в. Чичерин отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Чичерин — виднейший теоретик государственной школы в русской историографии, создатель теории «закрепощения и раскрепощения сословий», согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах. В области философии Чичерин — крупнейший представитель правого гегельянства в России. В последние годы жизни Чичерин написал ряд работ по естественным наукам (химии, зоологии, начертательной геометрии). «Воспоминания» Чичерина — ценный источник по истории общественной жизни и движения 2-й половины 19 в.
Строев Павел Михайлович
( 27.7.1796 — 5.1.1876)
Русский историк и археограф, член Петербургской АН (1849). В 1813—1816 учился в Московском университете. В 1814 издал учебную «Краткую Российскую историю в пользу российского юношества», для своего времени весьма удовлетворительный учебник, продержавшийся в обращении до 30-х гг. 19 в. Одновременно начал печатать в журнале «Сын Отечества» статьи по русской истории( главным образом о необходимости составления правильных родословных владетельных русских князей, с указанием на все трудности подобной работы). В 1815 г. Строев, не кончив курса, поступил на службу в архив министерства иностранных дел главным смотрителем в Комиссии печатания государственных грамот и договоров. 1816 — 1826 гг. — время деятельности Строева в так называемом кружке графа Румянцева. В 1817—1818 г. совершил поездку по монастырям Московской губернии и изучал их архивы. В результате этой поездки были найдены Изборник 1073, произведения митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Судебник Ивана III. В эти годы Строев издает «Подробное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Волоколамского монастыря» — первое по времени ученое описание рукописей в русской литературе.
В 1823 он был избран членом Московского общества истории и древностей российских. По инициативе Строева началась в 1828 деятельность Археографических экспедиций, с 1834 — Археографической комиссии. В 1829—34 Строев обследовал архивы в северных областях России, а затем в Поволжье, Московской, Вятской и Пермской губерниях. Издатель памятников, тщательный описатель рукописей, Строев оказал крупные услуги русской историографии и во многом обусловил ее успехи в половине XIX столетия. Огромное количество свежего и ценного материала, внесенного в оборот Строевым, обновило русскую науку и дало историкам возможность с большей полнотой и разносторонностью исследовать наше прошлое.
Ключевский Василий Осипович
(16.01.1841 — 12 .05.1911)
Русский историк. Родился в семье священника. В 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году начал преподавательскую деятельность. В 1872 году защитил магистерскую диссертацию, в 1882 году — докторскую диссертацию. С 1879 года доцент, с 1882 года профессор русской истории Московского университета, с 1889 года — член корреспондент Петербургской Академии наук, с 1900 — академик, а с 1908 года — почетный академик по разряду изящной словесности. Тайный советник.
В своих трудах В.О. Ключевский концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов в истории общества, что было новым явлением в русской дооктябрьской историографии.В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский отвел много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в беломорском крае» (1867-1868) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) он пришел к выводу о решающем значении географического фактора в колонизации и истории России. Колонизацию Ключевский, в противовесС.М. Соловьеву, рассматривал как процесс, обуславливаемый не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) Ключевский пытался проследить общественно-политическое развитие страны в 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Развитие классов Ключевский связывал с материальной стороной жизни общества, подчеркивая различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако Ключевский не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенародным началом.
Среди крупных работ историка «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890-92), «Императрица Екатерина II. 1786-1796 гг.» (1896), «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901).
В Московском университете Ключевский читал с начала 80-х годов общий курс истории России с древнейших времен до XIX века. Имя Ключевского пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором, великолепным стилистом.

Устрялов Николай Герасимович
(04.05.1805 — 08.06.1870)
Профессор Петербургского университета, академик Императорской Академии Наук. Окончил курс в Петербургском университете. В 1824 г. он поступил на гражданскую службу. В 1827 г., по конкурсу, занял место учителя истории в петербургской гимназии. В 1830 г. он издал перевод сочинения Маржерета на русский язык, снабдив его примечаниями; в 1832 г. издал в пяти частях «Сказания современников о Дмитрии Самозванце», а в 1833 г., в 2 томах — «Сказания князя Курбского». Он получил за них две Демидовские премии и кафедры в педагогическом институте, военной академии и морском корпусе. В 1831 г. Устрялов начал читать в Петербургском университете лекции по всеобщей и русской истории, а с 1834 г. — по одной только русской. Лекции свои он посвящал разбору первоисточников и критике мнений историков по разным вопросам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансовых результатов ПСК РА Стрежень
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Расвет
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства на матеріалах ЗАТ АТБ Групп
Реферат Доходи населення України
Реферат Анализ финансового состояния ОАО Запорожсталь
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ООО ТАЙМ 1
Реферат Анализ управления оборотным капиталом
Реферат Анализ деятельности ОАО Корпоративные сервисные системы КорСсис
Реферат Анализ и планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере МП Лифт-Сервис
Реферат аржы нары ы ж не делдалдар
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 72
Реферат Банковская система Японии 5
Реферат Анализ финансовых результатов коммерческого банка
Реферат Аналіз фінансового стану ВАТ Радсад
Реферат Анализ управления оборотным капиталом предприятия