НЕМЕЦКИЙМЕНТАЛИТЕТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕДВУХ МИРОВЫХВОЙН
РайнерБендик
Ментальности- это совокупностьвзглядов ипредставленийлюдей, которыенаходят выражениев их мыслях ипоступках. Онивоплощаютсяв определенныхмоделях восприятия, надежд, сужденийи поведения.Ученые, исследующиеисторию ментальностей, пытаются определитьроль человекакак существамыслящего, чувствующего, обладающегоопределеннымипотребностямии желаниямив историческомпроцессе. Наукаизучает вариантыповедения, поступков ит.п людейв каждый данныйконкретныймомент1.
С учетомвышесказанногоавтор настоящейстатьи делаетпопытку проанализировать, какие специфическинемецкие моделиожиданий иповедениямогут рассматриватьсякак причиныдвух мировыхвойн и какобъясняетсясамо возникновениетакого родаментальностив немецкомобществе.
Ментальностипо своей природесубъективны.Для того, чтобыполучитьрепрезентативныеданные, необходимоизучить источники, формирующиемодели восприятияи суждений, доминирующиев том или иномобществе. Однимиз таких источниковявляются школьныеучебникии атласы поистории. Онизнакомят молодоепоколение сценностямии нормами жизнистарших, с ихпониманиемистории и надеждамина будущее.Школьные учебникипризваны передаватьисторическоезнание молодыми одновременнодавать интерпретациюисторическойсамооценкии формироватьпредставлениео мире в целом, характерноедля данногообщества. Такимобразом, школьныеучебники иатласымогут рассматриватьсякак своего рода«национальныеавтобиографии».
Предлагаемаястатья посвященанемецким школьнымучебникам >истории иисторическиматласам, изданнымв период с 1900 по'45 г. Их изучениепоможет понятьто влияние, которое перваямироваявойна оказалана немецкуюинтерпретациюистории. Основнаяпроблема, которую предстоитразрешить, — была ли войнауже теоретическиобоснованадо 1914 г. или событиявойны и еепоследствияформировалиновый взглядна историю ина будущеестраны. Возникаетряд вопросов: под каким угломзрения до 1914 г.рассматривалисьсоседниестраны, ставшиепозднее врагами? Явилась липервая мироваявойнаподтверждениемпрежних историческихпредставленийили ее временникибыли вынужденыих пересмотреть? Как поражениев войне и Версальскиймирный договоринтерпретировалисьв 20-30-е годы? Какаясуществуетсвязь междутем, как трактоваласьистория вовремена
временаВеймарскойреспубликии Третьегорейха? Не делалали сама трактовканемцами историипервой мировойвойны возможнымразвязываниевторой мировойвойны?
До 1914 г. в немецкихучебникахвнешнеполитическоеположениерисовалосьв мирных тонах.И лишь изредкав учебникахможно встретитьугрожающиесценарии развитиясобытий, которыев политическихдискуссияхстали доминироватьпосле отставкиканцлера Бюлова.В наиболеераспространенномнемецком учебникепо историиФридрихаНойбауэра несодержалосьутверждения, что Германиянаходится вокружениивраждебныхгосударств, вплоть до издания, увидевшегосвет весной1914 г. Впрочем, позиция Нойбауэрабыла исключением.В других жеучебниках особоподчеркивались«достиженияКайзера наблаго мира», утверждалось, что «в качественадежногозащитника мира»он немало преуспелв суровой борьбес внешнейопасностью.В книге длячтения Мартенсапровозглашалось, что благодарясдержанностинемецкой политикине только целоепоколениеживет без войныв Европе, нотакже ослабленынапряженностьи разногласиямежду отдельнымигосударствами(особенно междуГерманиейи Францией)4.Распространенныйупрек в адресшкольных учебников— они отстаютот жизни — неможет служитьобъяснениемтого, почемув них не нашлаотражениеохватившаяобщество истерияпо поводувраждебногоокружения. Хотяобщепризнанно, что требуетсяоколодесяти лет, чтобы последниенаучные изысканиязаняли своеместо вшкольных учебниках5, все же и самыесвежие событиянаходилив них свое отражение.Учебники сталиодним из компонентоввсей системыинтерпретацииистории, господствовавшейв обществе.Школьная программа1901 г. ставила передпрусской школойзадачу в первуюочередь науроках истории«нагляднопоказыватьтот вклад, которыйвнес царствующийдом в улучшениежизни общества»6.
Исходя изэтого в школьныхучебникахакцент делалсяна внутриполитическомразвитии; приэтом превозносиласьгосударственнаясоциальнаяполитика иосуждалисьцели, которыевыдвигалисоциал-демократы.К тому же критическаяоценка внешнеполитическойситуациимогла бы посеятьсомнения вправильностиполитическогокурса, определяемогоимператором, поскольку онабыла не в состоянииотвестивоображаемуюугрозу и достигнутьжелаемых результатов.Главной оказываласьне задача передачиконкретныхзнаний, а прославлениемонарха. Однаконадо отметить, что в ходеобщественнойдискуссиивыявилисьразличныевзгляды. Сдругой стороны, немецкое меньшинствопо ту сторонуграниц автоматическирассматривалоськак аванпостнемецкой экспансии.Имея в видутакую возможнуюперспективу, на этнографическихкартах особобыли обозначенытерритории,
куда «естественнымобразом» моглаустремитьсяэкспансионистскаяполитикаГермании. Журналпояснял, что«во все известныенам периодыистории» Россиябыла «местомпоселениянемцев»7.Проживаниенемецкогоменьшинствана Балтийскомпобережье, распространениенемецкого языкав письменнойи устной речичерез Балтикуи Скандинавиювтягивало весьБалтийскийрегион в «сферунемецкой культуры», в которой немцыс их идеей «болеевысокой культуры»демонстрировалисвое превосходствонад славянами8.
До 1914 г. школьныеучебники историии атласы содержалилишь легкийнамек на такогорода взгляды.Былаопубликованаэтнографическаякарта Центральнойи ВосточнойЕвропы, на которойбыли указанынациональныеменьшинства, а восточнопрусскаяпровинцияПозен и ВосточнаяПруссия обозначалиськак польскиетерритории.Однаконикаких сопровождающихкарту комментариевне было. Данныйпример свидетельствуето том, что страхии притязания«пангер-манцев»не являлисьв то времядоминирующими, и не они определялиобщийхарактер убеждений, разделяемыхнемецким обществом.До 1914 г. государственныевласти не испытывалижелания прививатьподобныевзгляды молодежи.
Преподаваниеистории вовремя первоймировой войнымногократнокритиковалосьи в конечномитоге подверглосьфундаментальномупересмотру.Специальныепедагогическиеиздания выражалисогласие, чтошкольные учебникине соответствуютсовременнымполитическимусловиям.«Теперь, когдаМировая войнаразвязана, этодолжно бытьизменено…Недостаточнопросто описыватьсобытия войны, но гораздоважнееизучить еепричины и оценитьее последствия».
Следовательно, прежние методологическиеи дидактическиеподходыбольше не отвечалипотребностямвремени. Необходимаяв условияхвойны мобилизациясделала невозможным(с точки зренияряда педагогов)и далее видетьсвою первоочереднуюзадачу в прославленииверховнойвласти. Напротив, теперь ученикидолжны былистаратьсяуяснить себе, почему вчерашниесоперникипревратилисьво врагов, иза что воюетГермания. Дляэтой цели былпо-новомусгруппированвесь учебныйматериал, былаизменена иосновополагающаяориентацияуроков истории.
Эти новыетребованиябыли учтеныпрусским учебнымпланом, утвержденнымв сентябре 1915г. Согласноему, будущееизучение историив итоге должнобыло начинатьсяне с античности, а с прусско-немецкойистории, ктрадиционномухронологическипостроенномуучебному курсувозвращениепредусматривалосьне ранее, чемчерез двагода.
Периодическиеиздания, посвященныеобщеобразовательнымпроблемам, в целом приветствовалиновый учебныйплан. Единственным, кто подвергкритике реформу1915 г., был журнал, издаваемыйАссоциациейучителей историиПерекомпоновкаучебного материалаза счет историисредних векови античностипредставлялась, по его
мнению, опасной длянемецкогоуровня образования.Однако в ходевойныжурнал изменилсвой взглядна это. В 1918 г. онприсоединилсяк общемухору, выразивопасения, чтошкольные программы, начинающиесяс изученияпериода античности, могут воспитатьподрастающеепоколениев чрезмерно«космополитическом»духе. Теперьжурнал заявлял, что рассказыо храбростии патриотизменемецких солдат, обладающихморальнымпревосходствомнад противником, действительномогли бызанять местоантичной истории10.
Постепенныйпересмотр ранеевысказываемыхвзглядовсвидетельствовало том, что послечетырех летвойны немыслимобыло преподаватьисторию, опираясьна довоенныепредставления, ибо война доказывалаложность ценностейи взглядовмирного времени.Соответственноони не могливновь обрестисвою значимостьи после перемирия.Депутаты Прусскоголандтага посути согласилисьс происходившейдевальвациейценности мира.Не только ораторыот консервативнойили национально-либеральнойпартий хотели, чтобы урокивойныопределялиобщую направленностьпреподаванияв школе. Представителикатолическойпартии Центратакже заявили:«Образовательныеценности иметодика преподаванияистории военноговременидолжны бытьиспользованына благо всехнаших школ ив условияхмира. Указ министраобразования…но преподаваниюистории в школе- это шаг в данномнаправлении»11.
Прусскийландтаг утвердилтаким образомпозицию, которойпридерживалисьоткровеннонационалистическинастроенныеавторы. Войнаприветствоваласькак «наставница»или «очистительныйогонь», амир осуждалсякак время упадка.В августе 1914 г.немецкий народпреодолелвсе свои социальныеи религиозныеразногласияи выступилединымфронтом противврага. Занововозникшееединение людейрассматривалоськак выражениенового образамышления и какмощный аргументв пользу авторитарногогосударства.Лозунг «Идеи1914 г.» онипротивопоставилидемократическомулозунгу «Идеи1789 г.». Для некоторыхавторов мироваявойна была, таким образом, возможностьювосстановитьГерманскуюимперию надействительнонациональныхосновах:«Германия должнабыть установленана все времена.Более того, настоящая, подлиннаяГермания — вотчто должно бытьсоздано в первуюочередь»12.Либералы и дажесоциал-демократытоже разделялитакую оценкузначения войныдля страны. Вмае 1915 г. ГертрудаБоймер, ставшая позднеечленом ландтагаот Демократическойпартии, заявилапри единодушнойподдержкеконференцииСоюза женщин-учителей, что «нормы длябудущего должныбыть определенысейчас так, чтобы они нина один деньне становилисьниже, чем тотдух, которыйсейчас, во времявеличайшегонапряжениявсех сил, охватилнаш народ».Предметом ееособой озабоченностибыло «построитьбудущее, достойноенашего великогонастоящегои обеспечитьустойчивоевлияние нынешнеговеликого народногоподъема налюбое культурноеначинание»13.По мнению КонрадаХениша, докладчикапо вопросамобразованияот Социал-демократическойпартии в Прусскомландтаге, войнавыявила несоответствиестарых взглядовсовременности.Он выразилнадежду, что«в будущем идеи1914 г.» станутдоминирующимив немецкомобществе вгораздо большейстепени, «чемидеалы 1789 г. и 1848г.»14.
Вцелом аргументы, приведенныевыше, разделялисьвсеми писавшимипо данномувопросу; в тоймере, в которойдевальвировалсямир, ониидеализироваливойну каксудьбоносноесобытие истории.Совершенноопределеннозвучало требование, чтобы меркамивоенного времениоценивалсяи наступающиймир.
Теперьавторы школьныхучебниковпринялись запереписываниевсей истории, предшествующей1914 г., трактуя еев качествепрелюдиипоследующеговоенного периода.Мировая войнарассматриваласькакрезультат«политикиокружения», осуществляемойАнглией, Франциейи Россией. «Глубокоукоренившеесястремлениек реваншу» состороныфранцузов,«пагубнаясклонность»русских к«завоеваниям»и «расчетливаямелочность»англичан объединилисьдля того, чтобыуничтожитьГерманскуюимперию15.Таковы были, по их мнению, причинывозникновениямирового вооруженногостолкновения.
Темне менее министробразованияПруссии несколькораз налагалзапретна новую трактовкуистории, чтоявлялось выражениемтого недоверия, которое испытывалокайзеровско-авторитарноегосударствоклюбой инициативе, проявляемойее гражданами.Даже новаяредакцияучебниковФридриха Нойбауэране была допущенак публикации.Для того чтобыубедить министраобразованияв необходимостипереписатьисторию, предшествующую1914 г., Нойбауэрприводил следующийаргумент:«Существующееиздание (моегоучебника), используемоеныне, более несоответствуеттому новомувзгляду напериод до 1914г., которыйсформировалсяс началом мировойвойны»16.Несмотря наэто, министротказался снятьзапрет на пересмотручебниковистории.Он стремилсясохранить тотвзгляд на историю, который ужебылпродиктовангосударством.Его усилия, однако, осталисьвтуне. Появилосьогромное количествоновых илиисправленныхучебников.
Стремлениеминистерстваобразованияконтролироватьучебники несмогло реализоватьсяиз-за той жгучейобщественнойпотребностив учебниках, объясняющихвойну, котораясуществовалатогда в Германии.Такая «самомобилизация»показывает, что война порождаетвойну. Этоне было чем-тонавязаннымсверху, а явилосьответом наожиданияобщества ивызывалосьнеобходимостьюобъяснитьвойну. Совершенноочевидно, чтоэтого нельзябыло сделать, основываясьна довоенныхподходах. Вэтом смыслепересмотр иновое изданиеучебниковявлялисьсвидетельствомтого, что людипоняли необходимостьпереосмыслитьпрошлое. Ониполагали, чтовойна пролила«новый свет»(Нойбауэр) напоследниедвадцать летистории и, какони убедились, опроверглаих представленияи оценки довоенноговремени. Отнынемобилизация1914 г. представляласьлюдям долгожданныммоментомединения иморальноговозрождениянемецкогонарода, а миртерялсвою самоценность, и его местозанимали ценностии стереотипыповедениявоенного времени.В той мере, вкакой усилияпредставитьисториюпо-новому обозначилиглубокий переворотво взглядахнемцев
наисторию, девальвациямира и почтительноеотношение квойне свидетельствовалитакже о глубокомразрыве в самооценкесамого немецкогонарода. И то, идругое позволялоконстатироватьфакт измененийв сознании, которые произошлив Германии вовремя первоймировой войны.
Примеромтакого измененияслужит позиция, выраженнаяв журналеАссоциацииучителей истории, касающаясяцелей, провозглашенныхПангерманскойлигой. В 1915 г. внем решительноотрицаласьвозможностьвозвращенияв обозримомбудущем аннексированныхтерриторийв Бельгии исеверной Франции.При этом делаласьссылка набисмарковскиепринципы. Ученикидолжны былиучиться «нестроить своисуждения наослепляющемвеликолепиичрезмерныхфантазий»17.В 1917 г. ни о чемподобном немогло быть иречи. То же самоеиздание категорическизаявляло: «Мирныйдоговор должен«обеспечитьГерманиитерритории, необходимыеей для защитысвоих позицийкак мировойдержавы», посколькунемецкиеконтинентальныевладения оказалисьв прошлом явнонедостаточными»18.
Преждевсего это касалосьВосточнойЕвропы, котораятеперь рассматриваласьв виде исконнонемецкой «культурнойтерритории», иделалась попыткапредставитьрасширениесферы немецкоговлияния наВостоке с помощьюкартографии.С этой цельюопубликовалив 1917 г. карту свключениемв нее указанийна лингвистические, правовые икультурно-историческиеобстоятельства: немецкий языкслужил языкомобразованияи торговли, немецкиемуниципальныезаконы и нормыдеятельностигильдий стали«основой длявсего дальнейшегоразвития ВосточнойЕвропы на столетия», и даже распространениетипа немецкихдомовобозначило«границу междузападной ивосточнойкультурой»19.Нескольколиний, проведенныхот Санкт-Петербургадо Черногоморя, должныбыли служитьподтверждениемданного тезиса.Таким образом, предлагалосьи оправдывалосьпроведениеграницы, которуюспустя несколькомесяцев Центральныедержавы навязалиРоссии в Брест-Литовске.
После1918 г. немецкиешкольные учебникипридерживалисьтех объясненийпричин и событийвойны, которыевозникли в ееходе. Республиканскиеавторы восприняликак само собойразумеющийсяфакт, что они должныбыть утверждены.Среди них ФранцШнабель, которыйзаявил: «Английскаяполитика (окружения)не была бы возможнойбез реваншизмаи панславизма, но для того, чтобы войнаначалась, необходимобыло слияниеэтих трех потоковв один. Причинымировой войныуходят корнямив договоры 1904г. и 1907 г.».
ЕслирассматриватьВерсальскиймирный договорс Германиейпод тем угломзрения, чтодержавы Антантыпланировалии готовиливойну какразрушительную, то этот договорпредстаетпродолжениемвойны противГермании иподтверждениемнемецкогоанализа еепричин. АрнольдРейман утверждал, что цельюВерсальскогодоговора было«сокрушитьГерманиюэкономическии морально».По словам ФранцаШнабеля, он«ввергал всю
нацию вярмо вины ирабства». Французский«победный мир», считал он, отрицал «идеипримирениянародов, равнокак и всегочеловечества, идеисправедливостии внутреннейсвободы наций».
Такая трактовкадоговора делаланасущно необходимымего пересмотркак в интересахГермании, таки в интересахсправедливости.Карты и назидательныеиллюстрациив учебникахвыражали этотребование.В одном школьноматласе опубликованыбыли три карты, озаглавленные«ОкружениеГерманскойимперии до ипосле мировойвойны».Они призваныбыли подтвердить, что послефранко-русскогопакта Германияоказалась вокружениивраждебныхгосударств.В комментариикатегорическиутверждалось, что «даже сегодня(1929 г.) нашеОтечествонаходится поддвойным, еслине большимгнетом», оноокончательностало «военно-политическим»заложником.С мрачнымпредчувствиемкомментарийзаканчивалсявопросом: «Какудастся Германиив будущем выпутатьсяиз этого угрожающегоудушениемвражескогоальянса?»24.
Если довоенныеучебникихарактеризоваливнешнеполитическоеположениеГерманскойимперии какбезопасное, то теперь онобыло пересмотренов духе угрожающегосценария развитиясобытий, остающегосяв силе и в послевоенноевремя. Это изменениев оценках делаеточевиднымтот факт, чтонемцы не хотелисмириться срезультатамивойны.Карты внушалиученикам мысльо беззащитностиГермании передвнешней угрозойи о необходимостиизменения этойситуации. Авторышкольных учебниковВеймарскойГермании приложилинемалыедидактическиеусилия дляукорененияэтой идеи. КартаЕвропы, озаглавленная«военный лагерьвокруг Германии»25, демонстрировалапослевоеннуюсистему союзови указывалапредполагаемуюсилу армийевропейскихсоседей, создавая, таким образом, впечатлениеокруженностиГермании несметнымиполчищами. Надругой иллюстрацииевропейскиестраны былиобозначеныв виде солдатв военной формесвоихстран. Размерфигур соответствовалчисленностиармий, и онибылисгруппированыпо блокам временмировой войны- Антанта противЦентральныхдержав. Смыслэтой картинкибыл абсолютноясным: Германиипо-прежнемуугрожает «вражескоеокружение».
Немецкийвзгляд на историю, сложившийсяна основе опытамировойвойны, находилсвое убедительноев глазах немецкогонарода подтверждениев связи с условиямиВерсальскогомирного договора.Это, в своюочередь, привелок требованиюизменить статус-квов Европе.Географические, исторические, этнографическиекарты сталиважнойчастью пропагандыревизионизма.Новая прусскаяпрограмма 1925г. продолжалаэту линию. Чтокасается преподаванияистории, то внем содержалосьтребование, чтобы «у учениковвозникли сочувствиек немецкомунаселениюна отторгнутыхтерриторияхза рубежом, атакже и к судьбенемецкойАвстрии».Периодическиеиздания погеографиизаявляли, что«истерзанныевосточныеграницы должныбыть в той илииной степенизалатаны», вних подчеркивалось, что «Локарнскогодоговора дляВостока небудет!».
В это жевремя в школьныхатласах появилиськарты, широкораспространявшиесяпечатнымиизданиямипангерманцевво время мировойвойны. В 1930г. на карте «Мироваявойна» былапоказана линияфронта и особеннотот рубеж, докоторого продвинулисьнемецкие войскана Востоке, итут же за нейследовала карта«Немецкоенаселение итерриториикультурноговлияния в Центральнойи ВосточнойЕвропе»35.Вся площадьбывшей Габсбургскоймонархии былапокрытадвойной краснойштриховкойкак «территории, находившиесяпод властьюГермании втечение сотенлет. Чешскаячасть Чехословакиибыла обозначенакак „Областьнемецкой культуры“.Польша, Прибалтика, Румыния и Россиявплоть до линииот Ладожскогоозера цоустья Днепрабыли заштрихованыкрасным кактерриторияраспространениягерманскогопраязыка наВосток». Эталиния в той илииной степенисоотносиласьс наибольшимпродвижениемнемецких войск, показаннымна карте мираранее. Такимобразом, этавызывающекрасная штриховкадолжна былаозначать, чтов 1918 г. немецкаяармиядостигла наВостоке границестественногонемецкоговлияния в Европе.Этакарта полностьюсовпалас теми, с помощьюкоторых пангерманцыв 1917 г, старалисьоправдатьнемецкую экспансиюна Восток. Висторическоматласе, опубликованномБернардомКумштеллеромв 1938 г., та же картабыла помещенапод заголовком«Немецкоенаселение итерриторииего культурноговлияния в ЦентральнойЕвропе». Дидактическиерекомендациитребовалиспециальноподчеркиватьнесовпадениеграниц рейхаи населения, заставлятьучеников сравниватьграницы поБрест-Литовскомудоговору иэтнографическойкарте.То, что в периоддо 1933 г. толькорекомендовалось, позднееперешло в разряднеукоснительныхтребований.Очевидно, чтоцели, которые национал-социалистызакладывалив школьныеуроки, не быличем-то новым.Напротив, онипозаимствоваливоенные устремленияу пангерманцев, которые былиотражены вшкольных атласахна протяжениивсей Веймарскойреспублики.
Политикаэкспансии, осуществляемаянационал-социалистами,- аншлюсАвстрии, разгромЧехословакиии даже «кампании»против Польшии Франции, каки война противСоветскогоСоюза, воплотилавжизнь те требования, которые былиизложены вшкольных учебниках1920-хгодов. Помимовсего прочего, оправданиепервой мировойвойны породилонастроения, прославляющиевойну как таковую.В этом смысле, однако, школьныеучебники временВеймарскойГермании совершенноочевидно отличаютсяот учебниковТретьего рейха.В то времякак учебникидо 1933 г., когдаписали о войне, делали упорна ее ужасах, учебники после1933 г. трактовалиих в социал-дарвинистскомдухе — как оздоровляющийпроцесс селекции.В новых учебникахконстатировалось, что при современныхметодах военныхдействий, особеннотаких, как операциипод Верденоми на Сомме, «слабый»человек былуничтожен иродился «новыйчеловек». «Требования, предъявляемыесовременнойвойной к физическим, но кроме тогои к моральнымкачествамбойцов, былисверхчеловеческими; обычный человекне мог достичьтакого уровня.Он должен былстать другим, болеевеликим. Ондолжен былпревзойтисамого себяи стать героем
Товарищество, справедливоеблагородствои искреннеенациональноеединение возниклиименно во времяэтой войны.»Здесь выкованылюди, которые однаждыпостроят новуюГерманию", — заявил БернардКумштеллер, имея в видубитву на Сомме.Солдаты нафронте, поего мнению, были первыминационал-социалистами, стремившимисясоздатьновую империю.«Когда солдатна фронте говорило Германии, онимел в виду нету Германию, которую оноставил позади, но Германиюеще не созданную, которая лишьбрезжила — такую, как Третийрейх», — утверждалосьв учебнике.Обращаясь копыту современнойвойны, школьныеучебникинационал-социалистическоготолкаобъявлялидовоенныеправила анахронизмом:«Старая империя
буржуазиизакончила своесуществование…На смену ейпришла новаяимпериясолдат, сражающихсяна фронте, империя, которая знаетлишьриск и жертву, готовностьумереть и верность, кровное братствоипреданность.Только онаединственнаяи являласьнастоящейГерманией».
Несмотряна весь свойрадикализм, подобные взглядыне были чем-тоновым. Они вобралив себя ожиданиявремен первоймировой войны.Надеждына «новую национальнуюоснову Германскойимперии» и общеевесьма уважительноеотношение квойне, принятоев то время, простобыли еще болеерадикализированынационал-социалистами.Они рассматривалипервую мировуювойну как часрождения новогодвижения.Война большене представляласькаким-то страшнымисключениемво взаимоотношенияхмежду государствами, через котороенужно былопройти, онарассматриваласькак исцеляющийпроцесс, которыйсметаетвсякое упадничество.В этом смыслеосвоение опытапервой мировойвойны сыгралоисключительноважную рольв подготовкенационал-социалистовк их собственнойвойне — второймировой. В разгарэтой новойвойны значениеи смысл предыдущейвсе еще подчеркивалисьи превозносились.В ноябре 1943 г., согласно требованиямшкольнойпрограммы, первая мироваявойна должнабыла трактоватьсякак «прорывк новому национальномуи социальномупорядку» и «духсолдатна фронте — какначало внутреннейтрансформации.
Перваямировая войнаознаменоваласобой глубокийразрыв в историинемецкогонарода. С нееначались измененияв сознании, которые выразилисьво всеобщейдевальвацииценности мираи в особо уважительномотношении квойне как таковой.Условия Версальскогомирногодоговора укрепилисреди населенияубеждение вправильностивзглядов, которые укоренилисьв годы войны.Требованияпересмотрадоговораобозначиливозврат кэкспансионистскимустремлениямвременвойны, сохраняяи даже взвинчиваяих в мирноевремя. При такихобстоятельствахсубъективноеосвоение опытапервой мировойвойны непривело к отрицаниювойны. Наоборот, национал- социалистысоздалиее идеализированныйоблик в видепроцесса отбора, который несетв себеспасение, и каккатализаторавызреваниянационал-социалистическихценностей, призванныхвосторжествоватьнад послевоеннымипорядками.Таким образом, для немцевдорога ко второймировой войнебылатой стезей, покоторой онишли начинаяс первой мировой.Это способствовалораспространениюожиданий имоделей поведения, так и не изжитыхполностьювплоть доокончательногоразгрома германскогорейхав 1945 г.