Реферат по предмету "Исторические личности"


Место и роль земских учреждений в конце XIX - начале XX вв

Местои роль земскихучрежденийв конце
XIX – начале XX вв.

Гродно2002

Содержание

Введение_ ­_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ 3

§1 Обзористочникови литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4

§2 Формирование уездных и губернских земских органов в 60-70-ых годахXIX ст. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ 6

§3. Контрреформыземских учрежденийв 90-х годах XIX ст._ _ _12

§4. Планыреорганизацииземств и попыткиих осуществленияв начале XX cт.(1905- 1917 гг.) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15

Заключение__ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 21

Примечания__ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 23

Источникии литература__ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26

Введение
Россия перевиделанесметное числореформ и реформаторов. Резкие толчкии откаты назад, калейдоскопическаясмена ориентаций– вот политическаяистория страныпоследних трехстолетий.Всеохватнаяреволюционностьнашего историческогосознания влеклаза собой пренебрежительноеотношение ковсякого родановациям. Междутем, пристальныйвзгляд нареализованныеи несостоявшиесяпроекты преобразованийспособен многоесообщить нетолько о делахдавно минувшихдней, но и о нашихсегодняшнихпроблемах.Особый интересв этом отношениипредставляютсобой земства.
Земстваорганы местногосамоуправления, созданные вряде губернийЕвропейскойРоссии по земскойреформе 1864 г.Образованиеземств былопопыткой царизмаприспособитьсамодержавный строй к потребностямкапиталистическогоразвития .1
Всевыше изложенноевызывает неподдельныйинтерес к даннойтеме. Исходяиз ее актуальности, недостаточностиизученностинекоторыхмоментов основнойцелью исследованияявляется определениеместа и ролиземских учрежденийв системегосударственнойвласти Россииво 2-ой половинеXIX – началеXX вв.
Длядостиженияпоставленнойцели необходимовыполнитьследующиезадачи:
сделать анализ источников и литературы;
рассмотреть формирование уездных и губернских земских органов в 60–70-х годах XIX в.;
изучить контрреформы земских учреждений в 90-х годах XIX в.;
проследить планы реорганизации земств и попытки их осуществления в начале XX в. (1905-1917гг.).
Предметомисследованияданной работыявляется историявозникновенияземских учрежденийв системегосударственнойвласти Россииво 2-ой половинеXIX — начале XX вв.Объектом исследованиястала земскаяреформа 1864г.
При написанииработы авториспользоваласравнительныйметод научно-историческогоисследования.Он дал возможностьсравнивать, сопоставлятьи давать последовательноеописание событийизбранной темы.
В основуструктурногопостроенияположенпроблемно-хронологическийпринцип. Работасостоит извведения, четырехразделов изаключения.
Обзористочникови литературы
В даннойработе былаиспользованакак обобщающаялитературатак и периодическиеиздания.
Вкачестве источниковслужили тексты “ Положенияо губернскихи земских учреждениях“ АлександраII(1 января 1864 г.)1
И“Положенияо губернскихи уездных земскихучреждениях“ АлександраIII(12 июля 1890 г.)2
Средиобобщающихработ наибольший интерес вызвалакнига Рогова А. А.”Историягосударстваи права РоссииXIX – н.XXвв. ”3В ней основательноизложена сутьизучаемой намипроблемы. Нонедостатокданной работызаключаетсяв отсутствииподробнейшегоописания каких-либоважных моментовиз историистановленияземских учреждений.Автор ограничилсялишь раскрытиемосновной проблематикиизучаемогонами явления.
Болеебогатый материалсодержитсяв статьяхпериодическихизданий. Средикоторых неподдельныйинтерес вызваларабота ГильченкоЛ. В. “Изистории становленияместногосамоуправленияв России ”4, опубликованнаяв журнале “Наукав России”.Встатье авторпытается установитьпричины проведенияземской реформы.По его мнению, основная изних кроетсяв осознанииправительствомАлександраII колоссальногоотставанияв развитииРоссии от передовыхевропейскихстран и необходимостиее вхожденияв русло мировойцивилизации.Далее подробнейшимобразом освящаютсявсе мероприятия, проводимыекак земством, так и правительством.Большое вниманиеуделяется иконтрреформам90-х годов XIXвека. ЗатемГильченко даетнам представлениео попыткахреорганизацииместной властив начале XXвека. Эта работаособенно ценнатем, что в нейавтор оченьчасто прибегаетк цитатам историковзанимавшихсяизучением этогопериода историиРоссии, а такжевидных политиковтого времени.
Исследуемаянами проблемаподробно освященав статье СтарковаО. В. и БашкатоваЛ. Д., опубликованнойв журнале“Историягосударстваи права”5.Название статьидословно повторяетназвание темыданной курсовойработы. Авторыпытаются разобратьсяпочему в кризиснойситуацииправительствоприбегает квведению местногосаиоуправления.Они четкоопределяютместо и рольземских учрежденийв системегосударственнойвласти в серединеXIX-началеXX вв., анализируютсмысл и конкретно-историческоесодержаниеземских инициативотдельныхгосударственныхинститутов и измененияполитическойсистемы страныв целом.
Помнению автораэта статьяочень полезнатем, что в нейговорится овозможностиприменениячастицы историческогоопыта деятельностиземских учрежденийв современнойроссийскойполитическойситуации, вусловиях кризисавластных иуправленческихструктур.
Эпохереформ императораАлександраIIпосвященастатья “Чернильныеперемены “Ананьича Б. иЧернухи В.6В ней авторыподробнейшимобразом исследуюткак причиныреформ, такпоследовательностьи ход их проведения.Дают ответпочему проектыпреобразованийне реализовалисьдо конца.
Оченьсвоеобразнаи интереснастатья Б.Ананьича“ Проблемыроссийскогореформаторства“.7В ней исследовательприбегает киспользованиюспортивноготермина “стартовавшаяс опозданием“, характеризуяэкономическоеразвитие Россииво второй половинеXIX века. Авторобъясняет всвоей работепочему Россияоказалась втакой ситуации, приводит убедительныедоказательстванеобходимостипреобразований, освящает проблемы, которые препятствовалиполному осуществлениюреформ.
Интереснымдополнительнымматериаломдля раскрытиятемы послужиластатья Ф.А.Петрова“ Земско-либеральныепроекты переустройствагосударственныхучрежденийв России в конце70-х начале 80-хгодовXIX века “8, опубликованнаяв журнале“Отечественнаяистория ”.В ней рассмотреномало известноечитателям земско-либеральноедвижение в одиниз переломныхэтапов русскойистории – периодконца 1870-х начало1880-х гг. Между темименно тогдаземскими либераламибыли разработаны конкретныепроекты коренногопереусройствагосударственногоаппарата России, начиная сГосударственногосовета и заканчиваяволостнымсходом. В работеПетрова впервыепредлагаетсякритическийанализ проектовпереустройствагосударственнойсистемы России, разработанныхидеологамиземского либерализмаразличныхполитическихоттенков, иделается попыткапоказать ихместо и значениев развитиирусской государственности.
§2. Формирование уездных и губернскихземских органовв 60-70-ых годах XIXст.
АлександрII утвердил Положениео земскихучреждениях, которое былоопубликовано1 января 1864 г., и втечение несколькихлет распространенона 34 губернииЕвропейскойРоссии.1Собственновведение земскихучрежденийначалось сфевраля 1865 г. ив большинствегуберний закончилоськ 1867 г. Введениев действиеПоложения оземских учрежденияхбыло возложенона временныеуездные комиссии, состоявшиеиз предводителядворянства, исправника, городскогоголовы и чиновниковот палатыгосударственныхимуществ и отконторы удельныхкрестьян. Этикомиссии составлялиизбирательныесписки и предположительноназначали срокисозыва избирательныхсъездов. И то, и другое окончательноутверждалосьгубернскойвременнойкомиссией подпредводительствомгубернатора.На первом земскомсобрании выбираласьуправа, котораядолжна былак первому очередномусобранию представитьсвои соображенияпо различнымсторонам хозяйстваи вступить взаведованиекапиталами, принадлежавшимидореформеннымучреждениям.2
Положение1864 г. делило избирателейна 3 курии: 1)землевладельцеввсех сословий,2) горожан — собственниковнедвижимогоимущества вгороде, 3) членовсельских обществ.Выборы проходилираздельно покуриям. От первыхдвух курий онипроводилисьна съездахпредставителейэтих курий. Насъезде первойкурии моглиприсутствоватькрупные и средниепомещики, мелкиеземлевладельцывыбирали изсвоей средыуполномоченных.На съездепредставителейвторой курииприсутствовалидомовладельцы, фабриканты, заводчики, купцы и другиесостоятельныегорожане. Ввыборах немогли приниматьучастия: а) лицамоложе 25 лет; б) судившиесяи не оправданныесудом; в) отрешенныеот должности; г) состоящиепод судом иследствием; д) признанныенесостоятельными; е) исключенныеиз духовноговедомства.Выборы гласныхот крестьянбыли многоступенчатыми: сначала сельскиеобщества посылалисвоих представителейна волостнойсход, на котором'избирали выборщиков, а затем из ихсреды выбиралиустановленноеколичествогласных уездногоземского собрания.Если на съездеколичествоизбирателейне превышалочисло лиц, которыхнадо было избирать, то все съехавшиесяна съезд признавалисьгласными земскогособрания безпроведениявыборов. Избиралисьгласные на 3года.3
Послеизбрания гласных, чаще всегоосенью, собиралисьуездные земскиесобрания, накоторых обычнопредседательствовалиуездные представителидворянства.На первом заседанииуездные гласныеизбирали изсвоей средыгубернскихгласных: от 6уездов — 1 губернскийгласный. В составгубернскихземских собранийвходили предводителидворянства, председателиуправ всехуездов, 2-3 чиновникаот казенныхи удельныхимений. Такимобразом, болеевысокое звеноземскогосамоуправленияформировалосьна основе непрямыхвыборов ипредставительствачинов. Губернскиесобрания проводились1 раз в год, номогли созыватьсяи чрезвычайныесобрания. Назаседанияхпредседательствовалгубернскийпредводительдворянства.Для текущейработы и уездные, и губернскиесобрания избиралиуправы в составе3 человек: председателяи двух членов(число членовземских управмогло бытьувеличено до4 — в уездах, до6-8 — в губерниях).4
ОсновнымпринципомПоложения 1864г. являлся принципимущественногоценза, причемна первый планвыдвигалисьинтересыдворян-землевладельцев, с интересамиже промышленникови крестьянсчитались мало.Преобладающеевлияние наместные делаоказывалодворянство.Когда в Государственномсовете былвыдвинут вопросо земстве, министрвнутреннихдел и одновременнопредседательземской комиссииП.А. Валуев, какбы извиняясьза половинчатостьреформы, заявил, что «первыйшаг не долженсчитатьсяпоследним, чтоучреждениеземства естьлишь созданиеформы, котораязасим по указаниюопыта будетнаполнятьсясоответствующимсодержанием».5Результатомработы комиссиистала законодательнаярегламентацияфункций земств.Земские собранияполучали в своеведение в основномдела местногохозяйства, являясь, поопределениюВалуевскойкомиссии, местнымихозяйственнымиобщественнымисоюзами.
Положениемо земских учрежденияхустанавливалось, что их ведениюподлежит распоряжениеместными сборамигубернии иуезда. Все местныеповинностии некоторыегосударственныедолжны былиотноситьсяк ведению земства.Однако небольшиефинансовыесредства земствабыли еще болееурезаны присоставленииВременныхправил о разверстанииземского сборамежду казнойи земством. НаоснованииВременныхправил всегосударственныеповинностибыли изъятыиз веденияземства. Изобщих губернскихповинностейу земств находились: а) устройствои содержаниедорог, мостов, перевозов иверстовыхстолбов; б) наемдомов для рекрутскихприсутствий, становых приставови судебныхследователей; в) содержаниеподвод приполицейскихуправленияхи становыхквартирах; г)содержаниепосредниковпо специальномумежеванию иканцелярийпосредническихкомиссий; д)содержаниеместных покрестьянскимделам учреждений; е) содержаниестатистическихкомитетов.6В целом земстворасполагалоскудными средствами, и главным источникомновых доходовявлялось правооблагать земскихплательщиковновыми налогами.Для всякогоулучшения, которое предпринималосьземством, емуза неимениемдругих источников, приходилосьприбегать кповышениюналогов. Но ив этом отношениикомпетенцияземства былаограничена: право земствана обложениеторгово-промышленныхпредприятийВременнымиправилами былозначительноурезано; дляновых налоговоставалисьодни земли, хотя и без тогоони несли высокиеплатежи, которыена крестьянскихучастках нередкопревосходилидоходность.
Участиеземских учрежденийв народномобразовании, в созданииусловий народногоздравоохранениябыло допущенотолько в хозяйственномобеспечении, т.е. земствомогло ассигноватьизвестные суммына дело народногообразованияи на врачебнуючасть, но распоряжатьсяэтими суммамионо не имелоправа. К хозяйственнымделам, на которыераспространяласькомпетенцияземства, относилисьтакже взаимноестрахованиеи развитиеторговли ипромыслов. Нодаже в такихузких пределахземства непользовалисьсвободой исамостоятельностью: многие постановленияземств, заключениязаймов, проектысмет требовалиутверждениягубернаторомили министромвнутреннихдел. Каждоепостановлениемогло бытьопротестованогубернатором.Дела по такимпротестам впоследнейинстанциирешались Сенатом.Наконец, оставляяместную полицейскуювласть в веденииправительственныхучрежденийи тем самымлишая земствоисполнительнойвласти, закон1864 г. еще болееобессилил их.Для взысканияпринадлежавшихземству сборовему был предоставленлишь один путь- обращение «ксодействию»местной полиции, что далеко невсегда обеспечивалопроведениев жизнь земскихраспоряжений.7
В начале60-х годов правительствоотносилосьдовольно благоприятнок деятельностиземских собраний, несмотря настолкновенияи шероховатости, которые установилисьмежду отдельнымиземствами, содной стороны, и местнойадминистрациейс другой. Ноуже в начале1866 г. появилисьугрожающиесимптомы. Вянваре 1866 г. министрвнутреннихдел издал циркуляр, которым былоограниченоправо обложенияземствамисплавных лесов.Подготавливалосьтакже ограничениев обложенииказенных земель.Все это проводилосьправительствомдостаточнопоспешно, причемсовершенноигнорировалосьмнение земств.Циркуляромот 17 мая 1866 г. разъяснялось, что земстване имеют права«облагатьсборами самыеизделия и продукты, выделываемыеили продаваемыена фабрикахи заводах, аравно и другихПромышленныхи торговыхзаведениях, оплачиваемыхакцизом в пользуказны». Подобныециркулярыподготовилипочву для появлениязакона от 21 ноября1866 г., окончательнопарализовавшего, по мнению А.К.Головачева, какую-либополезную деятельностьземских собраний.Выработказакона от 21 ноября1866 г. совершаласьв полной тайне, и в печати небыло об этомникаких известий; издание самогозакона совпалосо временемочередныхгубернскихзаседаний, иуправам пришлосьспешно переделыватьдоходные сметыдля согласованияс новым законом, лишившим земствапритока значительныхсредств.8
13 июня 1867 г.были изданыПравила, ещеболее стеснившиеземскую деятельность, так как земскиедоклады, журналыи т.п. должныбыли теперьпроходить черезцензуру губернатора.Кроме того, этот законзначительнорасширил властьпредседателяи запретилземствам различныхгубернийвзаимодействоватьдруг с другом.Отныне печатаниепостановленийи земских речейдопускалосьтолько с разрешениягубернатора- для земскихизданий былаустановленапредварительнаяцензура. Вскорепоследовалоновое существенноестеснение дляземской деятельности.ВысочайшеутвержденнымположениемКомитета министровот 19 сентября1869 г. земства былилишены правабесплатнойпересылкикорреспонденции.9
Сравнительнолучше сложиласьсудьба у наиболеепрогрессивнойреформы городскогосамоуправления, объявленнойс утверждениемАлександромII 16 июня 1870 г. Городовогоположения.Согласно емуизбирательноеправо, как активное, так и пассивное, предоставлялоськаждому городскомуобывателю, ккакому бы сословиюон ни принадлежал, если он былрусским подданным, имел не менее25 лет от родуи владел в пределахгорода какой-нибудьнедвижимойсобственностьюили же уплачивалв пользу городасбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочнойторг (лицензиюна право мелкойторговли) ит.п. В итоге каждый, кто владел хотькрошечнымдомиком, ктов качестветорговца илиремесленникаплатил в пользугорода, пользовалсяправом не толькоизбирать, нои самому бытьизбранным вгласные.
КрупнымнедостаткомПоложения 1870г. явилосьзаимствованиепрусской трехкласснойизбирательнойсистемы. Позакону вселица, имеющиеправо участияв выборах, вносилисьв списки в томпорядке, в какомони следуютпо сумме причитающихсяс каждого изних сборов вдоход города; затем производилосьделение на триразряда. К первомупричислялисьте горожанеиз показанныхв начале списка, которые уплачиваливместе третьобщей суммысборов со всехизбирателей; ко второму — следующие заними по списку, уплачивавшиетакже третьсборов; к третьему- все остальные.Каждый разрядсоставлялособое избирательноесобрание подпредседательствомгородскогоголовы и выбиралтреть гласныхв городскуюдуму. Первыйразряд обычнонасчитываллишь десятки(если не единицы)избирателей, принадлежавшихк наиболеекрупным домовладельцамили торговцам, а третий – тысячи, т.е. основнуюмассу городскогонаселения. Но, несмотря наэто, каждый изних посылалв думу одинаковоеколичествопредставителей, и неравенствов пользованииизбирательнымиправами доходилодо огромныхразмеров. Так, в начале 70-х годовв Петербургеразница впредставительствепервого и третьегоразрядов составляла65 раз (!).10
В то же времявнутренняяорганизациягородскогоуправлениябыла достаточнорациональной.Распорядительныефункции предоставлялисьгородской думе, управа же сделаласьисполнительныморганом, действующимв рамках, отведенныхей думой. Распределениезанятий и порядокдействий управыи подчиненныхей органовустанавливалисьинструкцией, издаваемойдумой. Членыуправы избиралисьдумой и не нуждалисьв утвержденийадминистрацией…Постановлениемже думы членыуправы моглибыть устраненыот должностии преданы суду.Городскойголова такжеизбиралсядумой, но утверждалсяв должностигубернаторомили министромвнутреннихдел (в зависимостиот ранга города).Городскойголова, какправило, занималруководящееместо не тольков управе, но иявлялся такжепредседателемдумы.
Лучшейстороной реформы1870 г. было предоставлениегородскомуобщественномууправлениюсравнительноширокой самостоятельностив ведении городскогохозяйства ирешении, местныхдел. Утверждениюгубернскойадминистрациейили в некоторыхслучаях Министерствомвнутреннихдел подлежалилишь наиболееважные постановлениядумы (как правило, финансовые).Огромное жебольшинстводел, в том числеи годовые сметы, решались думойокончательнои не нуждалисьни в чьем утверждении.На губернаторавозлагалсянадзор лишьза законностьюдействий органовгородскогосамоуправления.Судебную защитугородскогосамоуправлениядолжно былообеспечиватьгубернскоепо городскимделам присутствие.В его составвходили: губернатор, вице-губернатор, председательказенной палаты, прокурор окружногосуда, председательгубернскойземской управы, городскойголова губернскогогорода и председательмирового съезда.А.А. Головачевзамечал поэтому поводу:«У нас считаетсянеобходимымвсе вопросы, возникающиев административнойпрактике, разрешатьтакже административнымпорядком… Унас забывают, что, вопросы, возникающиев административнойпрактике, т.е.вопросы о такназываемыхпререканияхо пределахвласти и законностиадминистративныхраспоряжений, суть такжевопросы о правеи, как таковыеподлежат разрешениюсудебных мест…Нет никакойнеобходимостиучреждатьособое присутствие, т.к. все вопросыв случае замеченнойнезаконностидействий городскогоуправленияили жалоб ипререканиймогли бы рассматриватьсясудом в общемпорядке, законамиустановленном».11
Но при всехсвоих недостаткахПоложение 1870г. являлоськрупным шагомвперед по сравнению, как с предшествующимпериодом, таки с той обстановкой, в которой оказалосьгородскоесамоуправление, в конце XIX — началеXX вв. Будучипостроено наидее доверияк общественнойсамостоятельности, оно вывелороссийскиегорода из спячкии придало имте силу и значение, о которых лишьмечтали преобразователиXVIII в. Оно позволилоговорить ореальных предпосылкахформированияв России муниципальногоправа и, несмотряна усилениеадминистративныхначал в 90-х годахXIX столетия, способствоваловсплескумуниципальногозаконотворчества1906-1917г.
--PAGE_BREAK--§3. Контрреформыземских учрежденийв 90-х годах XIXст.
ГодыцарствованияАлександраIII выдвинулина политическуюарену идеицентрализациии укрепленияпринципасамодержавия.«Русское самодержавие,- писал М.Н. Катков,- не может и недолжно терпетьникакой неподчиненнойему или не отнего исходящейвласти в стране, никакого государствав государстве…Самое главное— устроить натвердых началахи поставитьв правильноеотношение кцентральномуправительствуземство и местноеуправление».1
12 июня 1890 г.было опубликованоновое Положениео земскихучреждениях, утвержденноеАлександромIII, восстановившеесословностьизбирательныхгрупп и благодаряизменению цензаеще более усилившеепредставительствоот дворян. Поновому Положениюв первую избирательнуюгруппу входилидворяне потомственныеи личные, вовторую — прочиеизбирателии юридическиелица, в третью- крестьяне.Губернскиегласные, каки прежде, избиралисьна уездныхземских собраниях.В губернскоесобрание с 1890г. обязательновключалисьвсе уездныепредводителидворянстваи председателиуездных земскихуправ. Реформа1890 г. дала дворянамабсолютноепреобладание.Так, составгубернскихгласных в 1897 г.по сословиямскладывалсяследующимобразом: дворянеи чиновники- 89,5%, разночинцы- 8,7%, крестьяне- 1,8%. Но, увеличивколичествогласных дворян, новое Положениев то же времяуменьшило общеечисло гласныхболее чем на30%. Сокращениегласных былопроведено такимобразом: откаждого уездачисло гласныхбыло уменьшенона одного, причемкаждый уезддолжен былиметь не менеедвух губернскихгласных.2
Новое земскоеПоложениефактическиотрицало всякуюсвязь с идеейместногосамоуправления.По Положению1890 г. избирательныхправ были лишены: духовенство, церковныйпритч, крестьянскиетоварищества, крестьяне, владевшие вуезде частнойземлей, лица, имевшие купеческиесвидетельства, владельцыторговых ипромышленныхзаведений, атакже иудеи.Сельскиеизбирательныесъезды былиупразднены, гласные назначалисьгубернаторомиз числа кандидатов, избранныхволостнымисходами. Былпо существууничтоженпринцип выборностиуправ, вводилсяпорядок утвержденияне только дляпредседателяуправы, но идля всех еечленов, причемземские собраниялишались праваобжаловатьнеутверждение.Председателии члены управчислилисьсостоящимина государственнойслужбе (ст. 124), впредседателиуправ не моглибыть избираемылица, не имеющиеправа на государственнуюслужбу. Последнееобстоятельствоособенно отозвалосьна окраинах, где председателямиуправ были, какправило, крестьянеили купцы. Ст.87 Положенияпредоставилагубернаторуправо останавливатьисполнениепостановленийсобрания нетолько в случаяхформальныхнарушенийзакона, но итогда, когдаон усмотрит, что данноепостановление«не соответствуетобщим государственнымпользам и нуждамлибо явно нарушаетинтересы местногонаселения»(принципцелесообразности).3
Из положительныхприобретений, привнесенныхПоложением1890 г., необходимоотметить: а)расширениекруга лиц, подлежавшихизбранию впредседателии члены управ(ими могли бытьне только гласные, но и вообщелица, имеющиеизбирательныйценз); б) некотороеувеличениекомпетенцииземств, перечняпредметов, покоторым земствамогли издаватьобязательныепостановления(ст. 108); в) восстановлениепочти в полномобъеме правземств на бесплатнуюпересылкукорреспонденции.К ограничительныммерам, направленнымна уменьшениесамостоятельностиземских органов, относитсялишение уездныхсобраний праванепосредственных, помимо губернскогоземства, ходатайствперед правительством.Прежний порядоквозбужденияходатайствбыл восстановленлишь закономот 2 февраля1904 г.4
Участьземских учрежденийв 1892 г. постиглаи городскоесамоуправление.ГородовоеПоложение 1892г. значительноурезало избирательноеправо для горожан, что привелок уменьшениючисла избирателейв 6-8 раз (до 0,5-2% всегогородскогонаселения).Сокращено былои число гласных(примерно в 2раза). Произошлитакже измененияво внутреннемустройствеорганов городскогоуправления.Управа былапоставленав более независимоеот думы положение, права городскогоголовы какпредседателядумы значительнорасширены засчет прав гласных, дума лишаласьправа отдачипод суд членовуправы. Вместес тем новоеГородовоеПоложениеприравниваловыборных должностныхлиц городскогоуправленияк правительственнымчиновниками ставило ихв дисциплинарнуюзависимостьот администрации.Городскиеголовы и членыуправы считалисьсостоящимина государственнойслужбе, и губернаторполучил праводелать им предписанияи указания, агубернскоепо городскимделам присутствиемогло устранятьих от должности, дума же этогоправа былалишена. «Естьли что-либоненормальнеетакого положениявещей!» — горестновосклицал поэтому поводуК.А. Пажитнов.- Можно сказать, что после реформы1892 г. у нас вообщене осталосьсамоуправленияв общепринятомсмысле слова...".5Реформа 1890-1892 гг.отбросилаустройствоместной властив России далеконазад. ЕслиГородовоеПоложение 1870г. во многомнапоминалотот порядок, который существовалв городах ЗападнойЕвропы, то законы1890-1892 гг. внеслитакое ограничениеизбирательногоправа и такоевмешательствосо стороныадминистрации, каких не зналов то время ниодно цивилизованноегосударство.Реально действующееземство непродержалосьи 25 лет… Официозные«МосковскиеВедомства»тех лет писали:«Земство нужнотолько нашимконституционалистам, лелеющим мечтувырастить изэтого чахлогорастеньицабольшое и ветвистоедерево, а местное'благоустройствотолько выиграетот изъятия егоиз цепких рукземских дельцов».6
Однако нельзяне признать, что к концу70-х годов XIX в. наступилкризис земскихучреждений.Лишенные инициативы, задушенныепроизволомадминистрации, земства работаликак бы по инерции.Многие из гласныхнастолькоутратили интереск своей общественнойобязанности, к тому же довольнообременительной, что пересталипосещать заседанияземских собраний.Исполнениеземских делв управах приотсутствиидолжного контролясо стороныгласных принималовсе более формальныерамки, не связанныес решениемреальных нужднаселения.Земства быстропревращалисьв еще одну«начальственную»надстройку, существовавшуюза счет дополнительныхпоборов с населения.
К концу XIX в.тревоги «смутных»60-80-х годов былизабыты, формальноеземство демонстрировало«верноподданичество», крестьянскиймир, ведомыйземскими участковыминачальниками, заменившимив 1889 г. разнобойдеревенскогосамоуправления, был освобожденот «тягот» неприжившейсядемократии.Государственныймеханизм работалкак часы. Покрайней меретак казалосьцарскому дворуи хотелосьправительству.Тем более чтоисточник «смути потрясений»- местное обществобыло благодаряусилиям администрацииАлександраIII сведено нанет. В такихусловиях думатьо реформе земскогои городскогосамоуправления, расширенииего прав идемократизациивряд ли былоплодотворным.
§4. Планыреорганизацииземств и попыткиих осуществленияв началеXX cт.(1905 — 1917 гг.)
Неожиданныйдля властейобщественныйподъем 1904-1905 гг.поставил вопросо преобразованиивсего государственногостроя на конституционныхначалах. 6 августа1905 г. было изданоПоложение озаконосовещательнойГосударственнойДуме, а 17 октябряВысочайшимманифестомНиколая II направительствобыла возложеназадача «установить, как незыблемоеправило, чтобыникакой законне мог воспринятьсилу без одобренияГосударственнойДумы и чтобывыборным отнарода обеспеченабыла возможностьдействительногоучастия в надзореза закономерностьюдействий поставленныхот Нас властей».1
С открытиемдеятельностиновых законодательныхорганов вопросо реформе земскогои городскогосамоуправлениябыл выдвинутна первый план.Отдельнымиуказами 1905-1913 гг.были урегулированынекоторые еечастности (Указоб измененииорганизациикрестьянскогопредставительствав земских учрежденияхот 5 октября1906 г., Указ о введенииземства в западныхгуберниях от12 марта 1920 г., принятиев 1912 г. ГосударственнойДумой законопроектао введенииГородовогоПоложения вЦарстве Польском, так и не рассмотренногоГосударственнымсоветом),2однако в целомвопрос не вышелиз стадии составленияпроектов и ихобсуждения.Ни первая, нивторая Думыне успели дойтидо рассмотрениявопроса о земскойи городскойреформе вследствиеих преждевременногороспуска, хотяво вторую Думуправительствомбыл внесенпроект положенияо поселковоми волостномуправлении, а кадетами — овыборах земскихгласных. Министерствомвнутреннихдел подготавливалсяк внесению вДуму такжепроект общейземской реформы.Все проектысходились водном: необходимостиучрежденияпервичнойземской единицы(у правительства— поселок, волость, у кадетов — «участковоеземство») длявключения всамоуправлениеосновного числаграждан РоссийскойИмперии. Послероспуска второйГосударственнойДумы правительствопереработало(значительноухудшив) своипроекты о поселковоми волостномуправлениии в конце 1908 г.внесло их втретью ГосударственнуюДуму. На обсуждениепроекта волостногоуправленияушло в комиссияхи в Думе целыхтри года; проектпоселковогоуправлениятак и застрялв комиссии, непоступив наобсуждениеДумы. ПринятыйДумой с большимиспорами и волокитойзаконопроекто волостномземском управлении(как и законопроекто введенииГородовогоПоложения вЦарстве Польском)перешел затемв Государственныйсовет, где ипролежал безрассмотрениядо 1914 г., когда напервый планвышли совсемдругие, военныепроблемы. 3
Последняяв дореволюционноевремя попыткаповысить рольсамоуправленияв государствебыла предпринятаВременнымПравительством.3 марта 1917 г. оноприняло Декларацию, в которой воглаву предстоящихпреобразованийставиласьреформа местногосамоуправленияна основе всеобщегоизбирательногоправа. По реформеместногосамоуправленияпри Министерствевнутреннихдел под председательствомС.М. Леонтьевабыло созваноОсобое совещание.Начав работу26 марта, совещаниеза 6 месяцеввыработалоосновной пакетдокументов, большинствоиз которых былиутвержденыВременнымПравительством.Вот общий переченьглавнейшего, что было сделанов период с 26 мартапо 26 сентября1917 г.
По реформегородскогои организациипоселковогосамоуправления:1. Постановлениео выборе городскихгласных и обучастковыхгородских думах(утверждено15 апреля); 2. Наказо производствегородскихвыборов (3 мая);3. Преобразование41 поселения вгородские, свведениемГородовогоПоложения (30мая); 4. ГородовоеПоложение (9июня); 5. ВведениеГородовогоПоложения вдворцовыхгородах (26 маяи 14 июня); в городахТуркестанаи в Темире Уральскойобласти (14 июня);6. Положение опоселковомсамоуправлении(15 июля); Наказпо поселковымвыборам и Наказо выборе поселковыхгласных (11 августа);7. О порядкевыделениягородов изземств (сентябрь).4
По реформегубернскогои уездного, организацииволостногоземства: 1. Постановлениео выборе уездныхи губернскихгласных в 43губернияхЕвропейскойРоссии (21 маяи 11 августа) иПоложение оволостномземстве в техже губерниях(21 мая); 2. Положениео Всероссийскомземском союзе(7 июня) и ЗемскоеПоложение (9июня); 3. Наказо производствевыборов волостныхгласных в 43губернияхЕвропейскойРоссии (11 июня)и Наказ о производствевыборов уездныхи губернскихземских гласныхв тех же губернияхЕвропейскойРоссии (17 июня);4. Введение земствав Архангельскойгубернии (17 июня), в Сибири (26 августа), в Степном крае(17 июня), в Туркестане(1 июля), в Эстляндской, Лифляндскойи Курляндскойгуберниях (30марта и 22 июня), в Калмыцкойстепи (1 июля)и в Киргизскойорде Астраханскойгубернии (5 августа), в инородческихчастях Ставропольскойгубернии (1 июля), в Измаильскомуезде Бессарабскойгубернии (1 июля), в области ВойскаДонского (10 августа)(ввиду возникшихосложненийокончательногоутвержденияпроекта непоследовало), Виленской иКовенскойгуберниях (26июля), в Камчатскойобласти (26 августа);5. Выборы волостныхземских гласныхв Виленскойи Ковенскойгуберниях (26июля); 6. Положениео губернскихи уездных комиссарах(19 сентября).5
По организационномуи финансово-экономическомуобеспечениюстановленияместногосамоуправления:1. Постановлениео союзах, товариществахи съездах земств, городов и поселков(23 июня); 2. Положениео милиции (17 апреля)для Петрограда, Москвы, Киеваи Одессы (29 июня);3. Административныесуды и их штаты(30 мая); 4. О реформевоинских присутствий(5 августа); 5. Огарантированиизаймов городови земств (8 августа);6. О преобразованиикассы городскогои земскогокредита в банк(14 сентября), иОб улучшениигородских иземских финансов(21 сентября), многиедругие документы.
Одновременнобыли разработаныи переданы наместа для обсужденияпроекты нормативныхдокументов:1. О мировыхпосредниках.2. О составлениигородами планови Об образованиив крупных городахдомовых комитетов.3. Об основахземской реформыи переделегуберний иуездов в Закавказскомкрае; О введенииземства в Тверскойи Кубанскойобластях и Оземском самоуправлениидля русскихпоселенцевУранхайскогокрая".6
В итоге реформаохватила следующиеосновные группывопросов:
1)Усовершенствованиегородскихвыборов надемократическихначалах с введениемв ряде городоввпервые ГородовогоПоложения, пересмотрдействовавшегоГородовогоПоложения сустранениемопеки и подавлениясамостоятельностигородскихсамоуправлении; улучшениегородскихфинансов икредита длягородов; учреждениемелких городскихединиц в крупныхгородах и составлениеправил о планахгородов; выделениеболее крупныхгородов изземств и предоставлениеим самых широкихправ по вступлениюв союзы и с городами, и с земствами.
2)Создавалосьпоселковоесамоуправление, напоминавшеепрежнее упрощенноегородскоеустройство.
3)Преобразовывалисьна широкихдемократическихначалах губернскиеи уездные земства, вводиласьмелкая земскаяединица — волостноеземство, былоизменено ЗемскоеПоложение, сустранениемопеки и подавлениясамостоятельностиземства; улучшеныземские финансыи кредит дляземств, последнимпредоставленосамое полноеправо образовыватьсоюзы и товариществас другими земствамии городами.Земство вводилосьпочти повсюдув стране сизменениями, вызываемымиместнымиособенностями.
4)Было изданоположение опреобразованииполиции в земскуюи городскую(выборную) милицию.Введены административныесуды, призванныеохранять законность, подготавливалосьпреобразованиегубернскогои уездногоуправления.7
Важно обратитьвнимание нанаиболее существенныеположенияреформы. Выборыв волостноеземство осуществлялись, как правило, по мажоритарнойсистеме. Числогласных определялосьпо 29-50 на волость.Гласные составляливолостноеземское собрание.Председательизбиралсягласными изсвоей среды, исполнительныморганом былаволостнаяземская управаво главе спредседателем.Выборы в уездноеземство проводилисьобязательнопо пропорциональнойсистеме. Городасоставлялисамостоятельныйизбирательныйокруг. Городас населениемне менее 50 тыс.жителей и губернскиегорода не выбиралигласных в уездноеземство, таккак сами приравнивалисьпо правам куездному земству.Гласные губерниивыбиралисьуездными собраниямиили городскимидумами.
В составземских собранийвходили толькоизбранныегласные. Отучастия в нихпредставителейведомств и.должностныхлиц полностьюотказались.Председательизбиралсягласными изсвоей средына один год.Очередныесобрания созывалисьраз в год, чрезвычайные- по мере надобности.Должностныелица управ неутверждались.Выбирать вуправу можнобыло любогогражданина, имеющего где-либоизбирательноеправо. Срокполномочийуправы составлялтри года. Недопускалосьсовмещенияземских должностейни с какимидругими платнымидолжностямипо государственнойи общественнойслужбе. Земскиеслужащие пересталиутверждатьсяв должностиадминистративнымаппаратом иимели правона профсоюзнуюдеятельность.8
Земствополучало новоеместо и значениев общем строегосударственногоуправления, ему передаваласьвся полнотавласти на местах.К новым функциямместногосамоуправленияследует отнестиоказание юридическойпомощи населению, заведованиешкольным деломв учебном отношении, устройствобирж труда, меры по охранетруда, заведованиемилицией. Уездныйи губернскийкомиссарыосуществлялинадзор задеятельностьюгубернскихи уездных земств, а также волостногоземства. Онвыражался вформе протестов, вносимых вадминистративныйотдел окружногосуда, и протестыдопускалисьлишь в случаенарушениязакона.
Закон от22 сентября 1917 г.предусматривалпути упорядоченияземских финансов.Устанавливалисьв пользу земствнадбавка кгосударственномуподоходномуналогу, обложениесельских построек, разрешалосьпредусматриватьряд новых сборов.Закон от 17 июня1917 г. определил, что волостныеземства могутвзимать неболее 30% уездныхсборов. Закономот 19 сентября1917 г. касса городскогои земскогокредита былапреобразованав Государственныйбанк земскогои городскогокредита. 15 июля1917 г. было утвержденоПоложение опоселковомуправлении.Его предстояловвести в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иныхнаселенныхместах, еслитам имелисьдостаточновыраженныеместные потребностив благоустройстве.9
По законуо милиции от17 апреля 1917 г. задачаохраны порядкаи безопасностистановиласьодной из составныхчастей земскойи городскойдеятельности, а служащие вмилиции — однойиз категорийземских служащих.Должностьначальникамилиции замещаласьуездной илигородскойуправой, и онотвечал передуездным земствомили городомза работу милиции, выбирал себепомощников, которые заведовалиотдельнымиучастками.Милиционеромпо закону могбыть любойрусский подданный, достигший 21года, если онне состоял подследствиеми судом, а такжене являлсянесостоятельнымдолжником.10
Особоевнимание былоуделено коллективнойдеятельностиземских и городскихучреждений.В предыдущиедесятилетиястремлениеземских учрежденийобъединятьсяв союзы и товариществадля развитиясвоей деятельноститормозилосьвластью изопасенияполитическогообъединенияземств. Однакожизнь браласвое, и такиеземские союзыстали возникатьс конца 90-х годовв виде товариществземств, по закупкесельскохозяйственныхмашин и др. В1906 г. правительствопризнало, наконец, за земствамиправо образовыватьтакие товарищества, но только именнотакие. Тем неменее во времяЯпонской войны1904-1905 гг. явочнымпорядком возниклаобще земскаяорганизация, занявшаясяпомощью больными раненым воинам, а после войны— продовольственнойпомощью населениюнеурожайныхмест. В 1906 г. возниклаи переселенческаяобластнаяземская организация(при Полтавскойгубернскойземской управе)для помощипереселенцамв Сибири. Наконец, с началом первоймировой войныземства явочнымпорядком образовалиВсероссийскийземский союз, который, объединившисьс подобнымгородскимсоюзом, создалмощнейшее встране объединение- Земгор, работавшеена оборону, снабжение армиии организовавшеедля этой целицелый ряд различныхзаводов ипредприятий.Правительствоупорно отказывалосьпризнать егопо закону илишь как бытерпело допоры-до времени.Официальноне запрещенныесъезды земстваудавалосьустраиватьтоже с большимипрепятствиями.11
Подготовленныйпо поручениюВременногоПравительствапроект Правило товариществах, союзах и съездахземских учреждений, городских ипоселковыхуправлений(утвержденныйособым закономот 9 июня 1917 г.)предусматривалрегламентациюразличных видовдобровольныхобъединенийземский учрежденийи, что представляетсянаиболее важным, различия междутакими объединениями, исходя из функцийи целей их создания.Право на созданиетого или иноговида объединенияпредоставлялосьгубернским, уездным и волостнымземским учреждениям, а также городскими поселковымуправлениямна основаниипостановленийсоответствующихземских собраний, городских ипоселковыхдум.
Товариществаобразовывалисьдля совместногоучастия в торговом, промышленноми ином предприятии, т.е. для коммерческихцелей, направленныхна удовлетворениеобщих потребностей.Союзы моглисоздаваться, как общие — повсем предметамведения этихучреждений, так и специальные- по отдельнымотраслям ихведения.12Такимсоюзам моглипередаватьсявсе права земскихсобраний игородских дум, за исключениемправа налогообложенияи изданияобязательныхдля населенияпостановлений.
Заключение
Всеосвещенноевыше дает возможностьсделать следующиевыводы.
Земства как органы местного самоуправления появились в ряде губерний Европейской России после реформы 1864г., так как правительство Александра II осознало колоссальное отставание в развитии России от передовых европейских стран и необходимость ее вхождения в русло мировой цивилизации.
В период с 1864 по 1918 гг. земство провело огромную хозяйственно-культурную работу, существенно изменившую многие стороны жизни и быта населения. Среди основных мероприятий, реализованных земством в целях удовлетворения местных нужд, следует выделить развитие системы народного образования, организацию квалифицированной медицинской помощи, проведение различных агрономических мероприятий.

Социально-экономическую активность земцы стали проявлять с момента введения “ Положения о земских учреждениях ” 1864 г., достаточно жестко критикуя этот закон, ведя борьбу за расширение своих полномочий, стремясь освободиться от излишне назойливой опеки административной власти. Земские ходатайства 60-х –80-х гг. XIX в. дают достаточно яркое представление о взаимоотношениях власти и земства, о тщательных попытках последнего добиться своих прав. Земскую деятельность было невозможно отделить от ведомства правительственной власти.

Реакционное “ Положение о земских учреждениях “ 1890 г. не снизило уровня земской социально-политической активности: вопросы изменения российского законодательства, проекты реформирования системы народного образования. Критическое рассмотрение экономической политики страны – эти темы в заседаниях земских собраний, докладах земских управ постепенно выдвигались на первый план.

Земство, никогда не остававшееся лишь хозяйственным придатком государственной власти и всегда стремившееся к известной самостоятельности, порой оказывалось, как в начале XX в., на авангардных ролях в борьбе за введение парламентаризма и основных гражданских свобод, находясь все время на гребне общественно-политической волны, не спадавшей до 1918 г.
Такимобразом, земскиеучрежденияявились важнымзвеном государственнойсистемы Россиив XIX– началеXX вв. и внеслисерьезный вкладв развитиелиберально– реформаторскогодвижения.
ПримечанияВведение
1.БСЭ: В 30-ти т. Т.4. М.: Советскаяэнциклопедия,1974.
§1.
1.Хрестоматияпо историиСССР.-М.,1990.
2.Хрестоматияпо историиСССР.-М.,1990.
3.РоговВ.А. Историягосударстваи права РоссииXIX-н.XXвв.-М.: Зерцало: ТЕИС,1995.-236 с.
4.ГильченкоЛ.В. Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№ 5.
5.СтарковО.В., БашкатовЛ.Д. Место и рольземских учрежденийв системегосударственнойвласти Россиив п.п.XIX-н.XXвв.
//Историягосударстваи права.-2001.-№1.
6.Ананьич Б., ЧернухаВ. Чернильныеперемены//Родина.-1991.-№11
7.АнаньичБ.Проблемыроссийскогореформаторства// Знание-сила.-1992.-№21.
8.ПетровФ.А. Земско-либеральныепроекты переустройствагосударственныхучрежденийв России вк.70-х-н.80-х гг.XIXв.//Отечественнаяистория.-1993.-№4
§2.
1.ГильченкоЛ.В. Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.91
2.АбрамовВ.Ф. Организацияземских учрежденийи их органов// Наука вРоссии.-1996.-№6.-С.68
3.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.93
4.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.94
5.АнаньичБ. Проблемыроссийскогореформаторства// Знание-сила.-1992.-№21.-С.74
6.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.94
7.Петров Ф.А.Земско-либеральныепроекты переустройствагосударственныхучрежденийв России в 70-х– 80-х гг.XIXв. // Отечественнаяистория. –1993.-№4.- С.32
8.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.94
9… Абрамов В.Ф.Организацияземских учрежденийи их органов// Наука вРоссии.-1996.-№6.-С.69
10… Петров Ф.А.Земско-либеральныепроекты переустройствагосударственныхучрежденийв России в 70-х– 80-х гг.XIXв. // Отечественнаяистория. –1993.-№4.- С.34
11.Ефремова И.И., Немытина М.В.Местное самоуправлениеи юстиция вРоссии (1864-1917 гг.)//Государствои право. –1994. — №3–С.126
§3
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.96
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.96
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.97
6.Петров Ф.А.Земско-либеральныепроекты переустройства государственныхучрежденийв России в 70-х– 80-х гг.XIXв. // Отечественнаяистория. –1993.-№4.- С.32
§4
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.98
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Наука в России.-1996.-№ 5.-С.98
3. Петров Ф.А.Земско-либеральныепроекты переустройства государственныхучрежденийв России в 70-х– 80-х гг.XIXв. // Отечественнаяистория. –1993.-№4.- С.36
4. Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправления в России //Наука в России.-1996.-№5.-С.99
5 ГильченкоЛ.В. Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.99
6. Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.99
7. Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.101
8.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.101
9.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.102
10.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.103
11.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.103
12.Гильченко Л.В.Из историистановленияместногосамоуправленияв России //Наука в России.-1996.-№5.-С.104

Источникии литература
Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства // Знание – сила. – 1992. — №2. – С.74-84
Абрамов В.Ф. Организация земских учреждений и их органов // Наука в России. – 1996. — №6. – С.68-79
Ананьич Б., Чернуха В. Чернильные перемены // Родина. – 1991. — №11-12. – С.108-111
Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России. – 1996. — №5. – С.91-104
Ефремова Н.Н. Немытина Н.В. Местное самоуправление и юстиция в России (1864-1917) // Государство и право. – 1994. -№3 – С.126-133
Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. –М.: Юрист, 1999. – 447 с.
Кузнецов И.Н. История государства и права России: Полный курс лекций.-М.: Амалфея, 1999.-527с.
Петров Ф.А. Земско-либеральные проекты переустройства государственных учреждений в России в к.70-х-н.80-х гг.XIXв.//Отечественная история .-1993.-№4.-С.32-47
Рогов В.А. История государства и права России XIX-н.XXвв.-М.: Зерцало: ТЕИС,1995.-236с.
Старков О.В., Башкатов Л.Д. Место и роль земских учреждений в систме государственной власти России в п.п. XIX-н.XXвв.//История государства и права.-2001.-№1.-С.16-17
Хрестоматия по истории СССР.-М.,1990


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.