--PAGE_BREAK--
главной цели своей деятельности.
Большое внимание Хрущев уделял демократизации управления сель-
ским хозяйством, впервые сформулировал мысль о том, что планирование
посевных площадей в стране слишком зацентрализовано. Из одного цен-
тра пытались диктовать, что и как сеять на Украине и в Поморье, на
Северном Кавказе и в Восточной Сибири. Впервые на сентябрьском
(1953г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев четко и определенно сказал о том,
что без развития материального стимулирования (а это было невозмож-
но без значительного повышения закупочных цен) нельзя добиться пере-
лома в развитии сельскохозяйственного производства. При Хрущеве так-
же был принят новый примерный устав сельскохозяйственной артели,
означавший значительный шаг вперед по пути демократизации управления
колхозами.
Пытаясь поправить дела в сельском хозяйстве, Хрущев стал форсиро-
вать идею его интенсификации как в техническом, так и в организацион-
ном аспекте. Этому вопросу были посвящены декабрьский (1963г.) и
февральский (1964г.) Пленумы ЦК КПСС. В докладе на совещании руково-
дящих работников партийных, советских и сельскохозяйственных органов
(28 февраля 1964г.) о реализации решений февральского Пленума ЦК КПСС
Хрущев особое внимание уделил проблеме материальной заинтересованно-
сти. Постановка вопроса о ликвидации уравниловки, о зависимости опла-
ты труда от его конечных результатов была совершенно правильной, объ-
ективно правильной, объективно назревшей. Однако здесь сказались не-
последовательность и эклектизм Хрущева. К материальной заинтересован-
ности он подходил не как к всеобщему принципу стимулирования трудовой
активности, а лишь как к материальному поощрению «за лучшие образцы
работы.» Такая система была нацелена (как и сложившаяся практика мо-
рального поощрения) прежде всего на «передовиков», «маяков» и пр., а
не на совокупный производственный результат трудового коллектива,
выступала именно поощрительным, а не стимулирующим фактором.
В «Записке» Хрущева от 13 апреля 1964 года «О некоторых вопросах,
связанных с осуществлением курса партии на интенсификацию сельского
хозяйства» были высказаны общие, характерные для него соображения о
руководстве сельскохозяйственным производством: «Если глубже проана-
лизировать практику руководства сельским хозяйством, то можно прийти
к выводу, что она пока еще мало отличается от того стиля руководства,
который был в первые годы колхозно-совхозного строительства. Факти-
чески колхозы и совхозы у нас не управляются в том смысле, чтобы да-
вать конкретные указания по вопросам организации производства, конк-
ретные задания на определенное время, проверять исполнение этих ука-
заний и заданий.»
Основная мысль автора «Записки» сводилась к тому, что современные
колхозы представляют собой наряду с совхозами крупные производствен-
ные предприятия. Это дает возможность заменить «анархию» колхозного
производства конкретным управлением сельским хозяйством.
«Надо осознать, что означают слова — производственное управление кол-
хозами и совхозами. Сельскохозяйственным производством надо управ-
лять.»
В плане реализации программы интенсификации сельского хозяйства
обосновывается необходимость перейти к производству животноводческой
продукции на промышленной основе. До сих пор, говорится в «Записке»,
мы не могли отделаться от наследия, которое нам досталось от потре-
бительского, мелкокрестьянского хозяйства. Теперь же есть все воз-
можности перевести крестьян на промышленную производственную основу,
что избавит их от потребности держать корову, кур и т.д., ибо будет
невыгодно. Таким образом, Н.С.Хрущев выступает за дальнейшее «рас-
крестьянивание» села, фактический переворот колхозников в разряд
сельскохозяйственных рабочих. Недаром в документах того времени де-
лается акцент на том, что колхозы — это «сельскохозяйственные пред-
приятия», и, по существу, не проводится никакой разницы между колхо-
зами и совхозами.
В очередной «Записке» Хрущева (от 18 июля 1964г.) говорилось о
руководстве сельским хозяйством в связи с переходом на путь интенси-
фикации. В ней намечались новые реорганизации. Развивая идею специа-
лизации, автор «Записки» предложил вывести хозяйство прямо на область,
создав там специализированные органы, подчиненные непосредственно
союзно — республиканским управлениям (комитетам) по производству оп-
ределенной сельскохозяйственной продукции (зерна, мяса, молока, яиц
и т.д.). В дальнейшем планировался переход к вертикальному управле-
нию и в промышленности. Соответственно намечалась реорганизация пар-
тийных органов. И хотя всего два года назад Хрущев выступал за раз-
деление парторганизаций и парторганов по производственному принципу,
мотивируя это необходимостью максимально приблизить их к производст-
ву, усилить партийное руководство в сфере сельского хозяйства и про-
мышленности, теперь же он предлагал исключить всякое вмешательство
партийных органов в хозяйственную деятельность колхозов и совхозов,
ликвидировать парткомы колхозно-совхозных управлений, заменив их
замполитами, в основном с культурно-просветительными функциями.
Свои предложения Хрущев намеревался вынести на Пленум ЦК КПСС
по сельскому хозяйству, который был назначен на ноябрь 1964 года.
Можно определенно сказать, что они были бы приняты пленумом, как бы-
ли безоговорочно приняты все прошлые реорганизации. Однако идеи но-
вой глобальной перестройки в народном хозяйстве не только не нахо-
дили поддержки, но, напротив, натолкнулись на всеобщее неприятие.
Было очевидно, что решение проблем сельскохозяйственного производ-
ства лежало отнюдь не на пути его жесткой специализации с вертикаль-
ной систеьой управления, для которой не было необходимых ни организа-
ционных, ни материально-технических предпосылок и условий. К тому же
такая система управления не способствовала бы самостоятельности, ини-
циативности хозяйствования, сковывала бы колхозы и совхозы, переводи-
ла бы их фактически в ранг сельскохозяйственных производственных
предприятий государственного типа. Кооперативная основа колхозов по-
степенно сходила бы на нет.
В области сельского хозяйства, где Хрущев сам себя считал большим
специалистом, были допущены серьезные ошибки. Так, он всячески поощ-
рял Т.Д.Лысенко, резко критиковал травопольную систему земледелия.
Хрущев неоднократно говорил о том, что планирование посевных площа-
дей и ряд других факторов в такой огромной стране, как наша, зависит
от климатических условий, но вместе с тем упорно ратовал за пропаш-
ную систему земледелия во всех климатических зонах.
Не было никакой нужды влезать стране в «рязанскую авантюру», ког-
да была предпринята нелепая попытка за год в 3 раза увеличить продук-
цию животноводства. Эта затея характерна тем, что проводилась по ти-
пичной логике и формуле «большого скачка». Последствия «рязанской
авантюры» были, как и у всякого «большого скачка», сугубо негативны-
ми для животноводства в стране, для сельского хозяйства в целом.
Хрущев был горячим поборником кукурузы. Его, так сказать, увлече
ние кукурузой началось еще в ту пору, когда он работал на Украине,
где кукуруза давала высокие урожаи. Еще больше этот интерес усилился
после поездки Хрущева в США в 1959г.: выступая, Хрущев неоднократно
сопоставлял структуру посевных площадей Соединенных Штатов и Совет-
ского Союза и говорил о нашей отсталости в том плане, что кукуруза в
СССР занимает меньшую долю в посевных площадях, чем в США. Так нача-
лось повсеместное насаждение кукурузы, охватившее даже северные рай-
оны страны — Вологодскую, Архангельскую и другие области.
Большое внимание Хрущев уделял развитию промышленности. На июль-
ском (1955г.) Пленуме ЦК был поставлен вопрос о необходимости резко
поднять темпы технического прогресса во всех отраслях промышленности
на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации про-
изводственных процессов, внедрения новейших высокопроизводительных
станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования технологии
производства, применения атомной энергии в мирных целях.
С именем Хрущева связаны крупнейшие достижения в области науки
и техники, позволившие создать фундамент для достижения стратегичес-
кого приоритета. До сих пор у многих перед глазами стоит встреча
Юрия Гагарина с Хрущевым, ознаменовавшая прорыв нашей страны в кос-
мос. Мирное сосуществование, провозглашенное на ХХ съезде КПСС, пос-
ле потрясения в период Карибского кризиса становилось все более проч-
ной платформой для соглашений, деловых компромиссов с Западом. К эпо-
хе «оттепели» восходят истоки Заключительного акта в Хельсинки, ко-
торый эакрепил итоги второй мировой войны и декларировал новые между-
народные отношения, экономическое сотрудничество, обмен информацией,
идеями, людьми.
Но, говоря о позитивной деятельности Хрущева, вместе с тем нужно
подчеркнуть, что у него строгий научный анализ действительности в
этот период нередко подменялся прожектерством.
Экономическая политика оставалась одним из наиболее уязвимых мест
в его деятельности. Хрущев видел задачу в основном в изменении мето-
дов руководства экономикой на аппаратном уровне — в Госплане, совнар-
хозах, министерствах, но не понимал значения глубоких структурных
реформ, которые меняют условия труда и жизни непосредственных произ-
водителей — рабочих, крестьян, научно-технической интеллигенции.
Особенно неблагоприятно такой подход сказался при подготовке
Программы партии 1961 года. Самые большие споры вызвало предложение
включить в Программу цифровые материалы об экономическом развитии
страны и ходе экономического соревнования на мировой арене. С этим
предложением приехал на одно из заседаний председатель Государствен-
ного научно-экономического совета Совмина СССР А.Засядько. Доклад,
который он сделал в рамках рабочей группы, показался всем участникам
легкомысленным и ненаучным. Выкладки о темпах развития советской эко-
номики и экономики США фактически были взяты с потолка — они выража-
ли желаемое, а не действительное.
Однако сам Засядько легко положил конец разгоревшейся дискуссии.
Он открыл первую страницу книжки в синем переплете с машинописным
текстом примерно но 80 страницах и показал резолюцию:«Включить в Про-
грамму» — и знакомую подпись Н.С.Хрущева. Так в Программу партии ока-
зались включены цифровые выкладки о том, как мы в 80-х годах догоним
и перегоним Соединенные Штаты.
Надо, впрочем, попытаться представить себе общий дух того времени.
Хотя мало кто верил в цифры Засядько, многие были полны оптимизма и
энтузиазма. И базировались эти чувства вовсе не на пустом месте, все
были убеждены, что принимаемая Программа открывает этап крупных стру-
ктурных преобразований и сдвигов — иначе зачем было принимать и ут-
верждать новую Программу. И даже уход Хрущева не остановил дела. В
сентябре 1965 года состоялся-таки Пленум ЦК КПСС о хозяйственной ре-
форме. Отрицательное отношение к ней Брежнева свело, однако, на нет
усилия предыдущей эпохи.
Наибольшие нападки на Хрущева вызвало обещание, содержавшееся в
Программе КПСС 1961 года, через 20 лет — в 80-е годы — построить в
нашей стране высшую фазу коммунизма. Это обещание трактовали как ти-
пичное проявление прожектерства, свойственного Хрущеву. Но это не
совсем так. Хрущев исходил из типичного обществоведческого знания
того времени представления, что коммунизм — это производство основ-
ных предметов потребления на уровне медицински обоснованных норм, то
есть производственное изобилие.
Была ли возможность за 20 лет достичь этого уровня, что по сель-
хозпродуктам требовало увеличения среднедушевого производства в 2-3
раза, по основным непродовольственным товарам не только увеличения
производства, но и серьезного изменения структуры производства этих
товаров, их качества? В принципе, такая возможность была. Пусть не
во всем, не полностью, но была.
Однако для этого экономика должна была развиваться по совершенно
другому, оптимальному варианту. Реальное же развитие оказалось весьма
далеким от оптимальности.
П Р О Т И В Б Ю Р О К Р А Т И З М А
И С В Е Р Х Ц Е Н Т Р А Л И З А Ц И И
На июльском (1955г.) Пленуме ЦК говорилось о том, что в министерст-
вах, ведомствах и на предприятиях много лишних, параллельно дейст-
вующих звеньев. Штаты административного управленческого персонала
все еще велики, и вследствии этого аппарат управления не гибок, в
значительной мере оторван от производства, отвлекает большое коли-
чество работников от участия в создании материальных ценностей.
Хрущев выступил инициатором коренной реорганизации органов уп-
равления промышленностью и строительством. В феврале 1957 года
Пленум ЦК принял решение о ликвидации отраслевых министерств и со-
здании вместо них территориальных органов управления промышленно-
стью — Соваетов народного хозяйства. При этом говорилось о том,
что ведомственностьв руководстве промышленностью и строительством
приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей
между предприятиямиразных отраслей промышленности, расположенных в
одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно
решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся
ресурсы и т.д.
Реформа 1957 года послужила основой для дальнейших многочислен-
ных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах
в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были ук-
рупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.
Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя
координацию работы прмышленности и строительства в общегосударст-
венном масштабе.
Однако жизнь показала, что правильные замечания о недостатках
отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не
избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от
необходимости централизованно руководить отраслями промышленности.
Реформа 1957 года привела к отраслевой разобщенности промышленности,
нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных
реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать
эти недостатки.
Вместе с тем уже в начале 60-х годов в печати стали появляться
статьи о необходимости использовать рычаги управления, внедрять пол-
ный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже
после того, как Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться
при нем.
Будучи убежден во всесилии организационных мер, Хрущев на мар-
товском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить
управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхо-
зам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные
колхозно-совхозные производственные управления. На Пленуме особо
подчеркивалась необходимость повысить ответственность партийных ор-
ганов за состояние сельскохозяйственного производства, активно спо-
собствовать более широкому использованию возможностей каждого конк-
ретного хозяйства.
Летом 1962 года Хрущев выдвигает идею о разделении партийных
организаций и партийных органов по производственному принципу и на-
правляет в Президиум ЦК соответствующую «Записку» с требованием
разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.
На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновыва-
ет свою идею построения партийных органов по производственному прин-
ципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и
планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским
хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных во-
просах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы,
взамен их создавались парткомы производственных колхозно-совхозных
управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные пар-
тийные комитеты, в краях и областях — сельские и промышленные
крайкомы, обкомы.
Еще до Пленума проект разделения парторганизаций, партийных и
советских органов по производственному принципу вызвал на местах
большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало (правда, довольно
робких возражений и замечаний. Как позже заявлял первый секретарь
ЦК Компартии Украины П.Е.Шелест, «еще во время обсуждений предло-
жений, изложенных в „Записке“ т.Хрущева о перестройке партийных и
советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских и
местных партийных органов выражали сомнение в целесообразности на-
мечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности,
которые неминуемо возникнут, если разъединить единый хозяйственно-
-политический организм любой области, в которой промышленность,
сельское хозяйство и сферы их обслуживания тесно связаны.» Однако
возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На
Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ора-
торов.
На практике реорганизация партийных, советских и общественных
органов не только не способствовала развитию демократии, а, напро-
тив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значитель-
но разросся, а в районах — сократился. Произошло еще большее отчу-
ждение местных Советов от их функций как органов власти.
Жизнь вскоре показала сложность и громоздкость новой серуктуры.
Опыт работы промышленных и сельских крайкомов, обкомов партии сви-
детельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы дея-
тельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,
медицинского и культурного обслуживания, охраны общественного по-
рядка и многие иные неизбежно требовали внимания и тех и других
руководящих партийных органов, целенаправленных и единых усилий
всех парторганизаций.
В укрупненных районах первичные партийные организации порой
находились за 200 и более километров от парткома производственного
управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало
итак, что коммунист избирался депутатом сельского Совета одного
района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Воз-
никла административная неразбериха из-за полной неопределенности
разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда,
когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопе-
карни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промыш-
ленный облисполком), не обслуживали население окрестных колхозов
и совхозов, поскольку это уже «другая епархия» — сельское произ-
водственное управление (сельский облисполком).
На основании установок ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС
была проведена новая реорганизация органов управления народным хо-
зяйством. Ее целью было улучшить территориальную систему управле-
ния. Однако кардинального решения проблемы не достигалось, посколь-
ку новая система не была увязана с объективными экономическими про-
цессами.
Практически новая система привела к ликвидации единых партийных
организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного
и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, при-
нятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было
восстановление единых партийных организаций.
С О Ц И А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы И К У Л Ь Т У Р А
Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нель-
зя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа
была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева
впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по ти-
повым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критику-
емые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые «хрущевки», в
свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных поме-
щений и коммунальных квартир. Название «Черемушки» стало знаменовать
новый этап жилищного строительства.
Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой ра-
бочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в
угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, — на
6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя
продолжение
--PAGE_BREAK--
с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упоря-
дочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры
минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улуч-
шено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, кото-
рые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным
трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие
международные связи, открылись границы и для выезда советских лю-
дей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сель-
ском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продук-
тов питания и товаров народного потребления.
Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако наме-
ченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный
удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии
в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты
Сергеевича, его беспечность в вопросах теории и политической стра-
тегии. «Хрущевизм» как концепция обновления социализма не состоялся.
Если воспользоваться образом, который так любил главный оппонент
Первого секретаря Мао Цзэдун, Хрущев ходил на двух ногах: одна сме-
ло шагала в новую эпоху, а другая безвылезно застряла в тине про-
шлого.
Вместе с тем в обстановке постоянного восхваления Хрущев нередко
переоценивал свои возможности, вмешивался в решение вопросов, требу-
ющих профессиональной компетентности. Так, например, по инициативе
Хрущева были пущены на металлолом крупные военные корабли. Когда во
время визита в США ему показали большой авианосец, Хрущев заметил:
«Военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поезд-
ки с государственными визитами. А с точки зрения военной… теперь
они лишь хорошие мишени для ракет.» Мы в этом году «пустили на слом
свои почти законченные крейсера.»
Негативные последствия имело вмешательство Хрущева в деятельность
художественной интеллигенции. Очень часто он давал категорические
оценки произведениям писателей, художников, кинематографистов, и эти
оценки приводили к трагедиям, изломанным человеческим судьбам. Фильм
М.Хуциева «Застава Ильича», по мнению Хрущева, утверждал «неприемле-
мые», чуждые для советских людей идеи и нормы общественной жизни.
Замечательный поэт Б.Пастернак был исключен при Хрущеве из союза пи-
сателей.
Сыграли свою роль в отношениях Хрущева с интеллигенцией и тороп-
ливость, стремление вмешаться в любой вопрос и быстро его решить.
Тут он нередко оказывался игрушкой небескорыстных советчиков, а то и
скрытых противников, готовивших его падение. Так, посещение Хрущевым
художественной выставки в Манеже было спровоцировано специально под-
готовленной справкой. В ней мало говорилось о проблемах искусства,
зато цитировались подлинные или придуманные высказывания литераторов,
художников о Хрущеве, где его называли «Иваном-дураком на троне»,
«кукурузником», «болтуном». Заведенный до предела, Хрущев и отправил-
ся в Манеж, чтобы устроить разнос художникам. Незаслуженно были об-
руганы (подчас в прямом смысле этого слова некоторые талантливые ма-
стера, часть из которых после этого на годы лишились возможности
жить и работать в нормальных условиях. Уже потом, будучи отставлен,
Хрущев горько раскаивался в содеянном, но повернуть время вспять не
дано никому. Таким же приемом тайные противники Хрущева втравили его
в историю с Б.Пастернаком, добились через него отстранения с поста
президента АН СССР А.Несмеянова в угоду Лысенко, рассорили с многими
представителями литературы, искусства, науки. Последующий опыт пока-
зал полную несостоятельность подобного рода оценок.
К А К Б Ы Л С М Е Щ Е Н Н.С. Х Р У Щ Е В
С начала 60-х годов темпы роста экономики страны стали заметно
падать. В промышленности в 1960 году прирост валовой продукции со-
ставил 9,6 процента, что и было принято за исходную постоянную.
Но удержать эти темпы не удалось, в 1964 году они снизились до 7,3
процента, а в легкой и пищевой прмышленности — до 3,9. Падала фон-
доотдача, увеличивался разрыв между темпами прироста основных про-
изводственных фондов и национального дохода, уменьшилась доля на-
ционального дохода и валовой продукции промышленности, полученная
за счет повышения производительности труда, затормозился научно-
-технический прогресс.
Большие трудности переживало сельское хозяйство.
После 1958 года оно впало в застой. Если в 1955-1959 годах валовая
сельскохозяйственная продукция ежегодно возрастала в среднем на 7,6
процента, то в 1960-1964 годах -лишь на 1,9 процента, что намного
отставало от программных расчетов (7,2%). Падала урожайность основ-
ных сельскохозяйственных культур, уменьшилось производство хлебного
зерна. Большой урон экономике многих колхозов и совхозов нанес куку-
рузный бум. Снизилась продуктивность животноводства. Массовый забой
скота на мясозаготовки привел к резкому сокращению его поголоиья.
В итоге произошло замедление темпов роста национального дохода
и фонда потребления, что вызвало осложнения в сбалансировании дохо-
дов населения с товарными ресурсами. Стали расти цены на товары,
возникли продовольственные трудности.
Тревожное положение в народном хозяйстве требовало глубокого
объективного анализа, выработки действенных оздоровительных мер,
прежде всего экономического характера. Следовало ожидать, что имен-
но этим и займутся руководящие органы партии и правительства.
С 1962 по февраль 1964 года четыре из шести пленумов ЦК КПСС
были посвящены народнохозяйственным проблемам. Однако ни на одном
из них вопросы экономики — в научной, аналитической постановке -
так и не рассматривался. Их серьезному, деловому анализу отнюдь не
способствовали ни сама форма, ни стиль работы пленумов. Они прохо-
дили либо в зале Большого Кремлевского дворца, либо в Кремлевском
Дворце съездов с участием тысяч человек. За время многодневных за-
седаний на трибуну поднимались более полусотни ораторов. В практи-
ку вошло сугубо «показная» процедура голосования с участием всех
присутствовавших в зале. В личных разговорах высказывалось немало
сомнений в целесообразности подобной «демократизации». Однако,
официальная точка зрения была однозначной. Пленумы ЦК КПСС все
больше носили митинговый, а не деловой характер, проходили в об-
становке парадности и славословия. При нарастающих трудностях это
позволяло избегать критики, поддерживать картину видимого благопо-
лучия, обеспечивало безоговорочное одобрение предлагаемых сверху
решений.
В развитие событий, приведшей к финалу, видимо, не последнюю
роль сыграл Пленум ЦК КПСС, состоявшийся 11 июля 1964 года. Неза-
долго до этого в Президиуме ЦК было условлено придать работе пле-
нумов более деловой характер, не выступать на них с многочасовыми
речами. Однако и на этот раз Хрущев взял слово и произнес экспром-
том большую речь. Она содержала резкие выпады и угрозы местным
партийным органам, на которые вместе с колхозно-совхозными управле-
ниями возлагалась вся вина за провалы в сельском хозяйстве. Обру-
шив свой гнев на Всесоюзную академию сельскохозяйственных наук
имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), Академию наук СССР, Хрущев поставил
вопрос вообще о целесообразности ее существования. Все его выступ-
ление носило характер командного окрика, безапелляционных суждений,
назидательных поучений. И содержание, и тон речи вызвали недоумение
и настороженность участников пленума, тревожное ожидание новых не-
предсказуемых перемен, создали напряженную обстановку в партийных
комитетах.
Намечаемые новые реорганизации, изложенные вскоре Хрущевым в
«Записке» (от 18 июля 1964 г.) по переходу к вертикальному управле-
нию в сельском хозяйстве и промышленности и соответственной реорга-
низации партийных органов были встречены очень настороженно. Насту-
пление Хрущева на руководящие роли местного партийного аппарата,-
наступление, которое ни в малейшей степени не компенсировалось ук-
реплением и расширением прав советских органов. Требование ограни-
чить вмешательство партийных комитетов в дела производства воспри-
нималось как посягательство на руководящую роль партии, к возра-
станию которой только что призывал ХХII съезд КПСС, и о чем посто-
янно твердил сам Первый секретарь. Считалось непреложным, что кол-
хозы и совхозы выполняют производственные задания только и исклю-
чительно благодаря партийному руководству.
Естественно, самоликвидации не хотел и районный партийный ап-
парат, кадры которого не были способны ни к чему иному, как «руко-
водить». В новой структуре не был заинтересован и областной парт-
аппарат, поскольку гораздо легче руководить «районным звеном», чем
иметь дело непосредственно с производством. Сказывалась, безуслов-
но, и общая усталость от постоянных перестроек и реорганизаций,
бесконечного перетряхивания кадров, когда уже сама идея очередных
организационных новаций вызывала внутреннее отторжение независимо
от ее сути.
В Президиуме ЦК, в Секретариате ЦК КПСС, в советском и хозяй-
ственном аппарате все более крепло убеждение в неспособности
Хрущева остановить развитие негативных тенденций, обеспечить ру-
ководство партией и страной. Становилось очевидным, что намечае-
мая им новая перестройка приведет к дальнейшей дезорганизации на-
родного хозяйства. Возрастала напряженность в отношениях Первого
секретаря с руководящими кадрами. Повинен в том был прежде всего
сам Никита Сергеевич, открыто игнорировавший коллегиальность,
считавший, что у него нет достойных соратников, к мнению которых
стоило бы прислушаться.
Отсюда и практика личных «Записок», постепенно ставших непререка-
емыми директивными установками.
Немаловажную роль сыграли изменения в стиле работы Хрущева и
манере его поведения. Его природная демократичность, которая не
могла не подкупать уже при первом знакомстве, постепенно уступила
место отчужденности, стремлению замкнуться в узком кругу избран-
ных, среди которых было немало тех, кто прямо потакал его не луч-
шим его наклонностям. Все чаще и чаще Хрущев позволял себе обор-
вать собеседника, пришедшего к нему с делом большой важности.
Он стал чрезвычайно вспыльчивым, обидчивым, нетерпеливым к чужо-
му мнению. По сути дела Хрущев не выдержал испытание властью,
стал отходить от коллективных методов руководства, не пресекал
славословия, которое все безудержнее раздавалось в его адрес.
Печать превратилась в вотчину Хрущева. Стало ясно, что набирает
силу новый культ.
К октябрю 1964 года сложилась ситуация, чреватая дальнейшего
нарастания волюнтаризма в политике. В этой обстановке Президиум
ЦК КПСС оказался перед необходимостью поставить заслон бесконт-
рольной единоличной власти Хрущева, воспрепятствовать очередной
непродуманной реорганизации. Однако противопоставить позиции
Хрущева обоснованные альтернативные предложения Президиум ЦК
был не в состоянии. Во-первых, таких предложений у него тогда
не было, а во-вторых, его членам недоставало обыкновенного гра-
жданского мужества вступить в противоборство с Первым секретарем
ЦК и Председателем Совета Министров СССР при сохранении им и
впредь всех своих властных функций.
Вот тогда и родился замысел разрядить ситуацию, освободив
Хрущева от занимаемых постов и тем самым открыв путь критике,
поскольку она становилась неопасной. Осуществление этого замысла
требовало подготовки, консультаций с членами ЦК и правительства.
Особой консперативностью они не отличались. В курсе дела был
довольно широкий круг руководителей партийного и советского аппа-
рата. Известно, что переговоры членов ЦК не составляли тайну и
для самого Хрущева. Никаких ответных мер он не принял, хотя имел
для этого и время, и возможности. С одной стороны, он все-таки
надеялся, что до решающего шага дело не дойдет, с другой -пони-
мал, что если и попытается предотвратить события, то скорее всего
безуспешно.
Сказывалась и общая усталость Хрущева, перенапряжение. Ведь
ему уже перевалило за семьдесят. Все более очевидным для него са-
мого становились просчеты и ошибки в политике, закрадывалось со-
мнение в своей способности найти правильный выход из нараставших
трудностей и противоречий. Явственно проступали нервозность, то-
ропливость, метание в поисках решений. Недаром последние «прожек-
ты» Хрущева особенно отличались непоследовательностью, эклектиз-
мом, надуманностью. Все это предопределило, по существу, полудоб-
ровольный уход Хрущева с политической арены.
Члены Президиума ЦК КПСС условились провести специальное засе-
дание совместно с кандидатами в члены Президиума ЦК и секретарями
ЦК, пригласить Хрущева (он был в отпуске), чтобы в его присутствии
обсудить сложившееся положение. Срочность заседания мотивировалась
неотложной необходимостью рассмотреть некоторые вопросы, связанные
с ходом выполнения семилетки, с предстоящим пленумом ЦК по сель-
скому хозяйству. К тому времени предваряющая пленум «Записка» Хру-
щева была отозвана и, соответственно, встал вопрос о ее отмене.
13 октября Н.С.Хрущев вместе с А.И.Микояном прилетели в Москву
и прямо из аэропорта отправились в Кремль. В Президиуме ЦК Хрущев,
как всегда, занял председательское место. На заседании выступили
все присутствующие члены и кандидаты в члены Президиума ЦК, секре-
тари ЦК КПСС. Действия, стиль и методы политического лидерства Хру-
щева подверглись острой и серьезной критике. Речь шла о ставших
правилом нарушениях коллективности руководства, игнорировании мне-
ния других руководителей партии и правительства, произволе в кад-
ровых вопросах, личной несдержанности и грубости, парадности и са-
морекламе. Сначала Хрущев попытался оправдать свои действия, не
признавал ошибок. Но скоро понял, что ему не устоять перед столь
массированной и единодушной критикой, перед достаточно вескими ар-
гументами. Самозащита его была весьма пассивной. Чувство обречен-
ности, отчужденности, которое закрадывалось уже давно, парализова-
ло самоуверенность и волю.
Последнее выступление Никиты Сергеевича не раз прерывалось его
несдерживаемыми слезами, и здесь он был человечен и искренен.
Н.С.Хрущев подал заявление с просьбой освободить его от занимаемых
постов в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здо-
ровья. От выступления на Пленуме он отказался.
Президиум ЦК осудил стиль и методы руководства Н.С.Хрущева,
дал им политическую оценку и признал невозможным сохранить за ним
занимаемые посты.
14 октября 1964 года состоялся внеочередной Пленум ЦК КПСС. На
обсуждение был вынесен вопрос о ненормальном положении, сложившемся
в Президиуме ЦК в связи с неправильными действиями Н.С.Хрущева. На
Пленуме были отмечены заслуги Хрущева перед партией и страной и
критиковались субъективизм и волюнтаризм, которые все больше давали
себя знать в его деятельности, попытки осуществить экономические
меры, для которых не было необходимых объективных условий, необос-
нованные хозяйственные и организационные перестройки. Особенно рез-
кие были обвинения Хрущева в стремлении принизить руководящую роль
партии, в гонении на партийные кадры.
За неправильные действия и допущенные ошибки Пленум освободил Хру-
щева от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и члена Президиума
ЦК, а также Председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР. На пост Первого
секретаря ЦК Пленум единодушно избрал Л.И.Брежнева, который факти-
чески был «вторым» в Секретариате ЦК.
После пленума Никита Сергеевич попрощался с каждым из своих
бывших сподвижников и покинул Кремль уже как персональный пенсионер.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Время не рассеяло бесчисленные мифы вокруг имени Хрущева у
нас и за рубежом. Разделив судьбу других реформаторов, Хрущев не
снискал объективного признания в массовом сознании. Народ, который
когда-то возвышал Ивана Грозного и осуждал Бориса Годунова, не мог
принять после Сталина общественного деятеля, лишенного мистической
магии, земного и грешного, подверженного ошибкам и заблуждениям.
Шолохову еще в период «оттепели» приписывали фразу о Сталине:
«Конечно, был культ, но была и личность.» Это был скрытый упрек
Хрущеву, как куда менее значительной фигуре.
А между тем в странах Запада Никиту Сергеевича ставили на одну
ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном ХХIII и видели истоки
ухудшения международного климата в конце 60-х годов в том, что эти
лидеры по разным причинам сошли с политической арены.
Имя Никиты Сергеевича Хрущева навсегда связано с историческим
подвигом разоблачения культа личности Сталина, с началом ликвида-
ции последствий его репрессивного режима, с освобождением из тюрем
и лагерей сотен тысяч безвинных людей и восстановлении их граждан-
ских прав и доброго имени. Мощный, хотя и не во всех отношениях
эффективный и умелый, удар был нанесен по сверхцентрализму, бюро-
кратизму и чиновному чванству.
Но «оттепель» середины 50-х годов не стала обновляющей весной,
не способен и не готов был Хрущев — при всех его благих помыслах
— к такому решительному шагу. Он сам в этом признавался: «Шли на
оттепель в руководстве, и в том числе и я в этом коллективе, и шли
сознательно, и сознательно побаивались этой оттепели, потому что
как бы из этой оттепели не наступило половодбе, которое, бы захле-
стнуло и с которой бы было трудно справиться. А это возможно во
всяком политическом деле. Поэтому мы как бы сдерживали эту отте
пель, с тем чтобы эта оттепель не вызвала бы половодье и не за-
хлестнула.»*
Отвечая на вопрос, почему в 60-х годах реформы потерпели пора-
жение, можно было бы сказать и так: консервативные силы смогли
взять верх над реформаторами потому, что аппарат управления да и
все общество были еще не готовы к радикальным переменам. В чем же
состояли основные ошибки?
Первая ошибка состояла в том, что поиск концепции реформ и
путей их осуществления был основан на традиционных административ-
ных и даже бюрократических методах. Хрущев обычно давал поручения
о «проработке» тех или иных проблем — экономических, культурных,
политических — министерствам, ведомствам, то есть тому самому ап-
парату управления, который должен был сам ограничить свою власть.
Аппарат же всегда находил способ прямыми, косвенными, двусмыслен-
ными решениями уберечь себя от контроля.
Второе — «народ безмолствовал». Теперь, опираясь на опыт гла-
сности, мы особенно ясно видим, как мало было сделано, чтобы про-
информировать людей о прошлом, о реальных проблемах, о намечаемых
решениях, не говоря уж о том, чтобы включить самые широкие обще-
ственные слои в борьбу за реформы. Неоднократно можно было слышать
в ту пору: «А чем Хрущев лучше Сталина? При Сталине хоть порядок
был, бюрократов сажали и цены снижались.» Не случайно в момент
октябрьского Пленума ЦК КПСС в 1964 году едва ли не большинство
во всем обществе вздохнуло с облегчением, и с надеждой ожидало
благоприятных перемен. Но «Кабинет» Л.И.Брежнева не только не реа-
лизовал возможности хозяйственных реформ 1965 года, не только не
повел страну по пути демократического обновления, но, напротив,
вверг ее в болото застоя, поставил на грань кризисной ситуации.
Хозяйственные перестройки, инициатором которых был Хрущев, так
или иначе сводились не к развитию непосредственно производства че-
рез совершенствование экономических условий и отношений, а лишь к
реорганизации руководства производством, управленческого аппарата,
то есть не выходили за рамки административно-командной системы с
ее бюрократическим централизмом.
И последний урок. Он касается самого Хрущева.
Этот человек острого природного политического ума, смелый и дея-
тельный, не устоял перед соблазном воспеванием собственной лично-
сти. «Наш Никита Сергеевич!» Не с этого ли началось грехопадение
признанного борца с культом? Прилипалы топили его в море лести и
восхвалений, получая за это высокие посты, высшие награды, премии,
звания. И не случайно, чем хуже шли дела, тем громче и восторжен-
нее звучал хор прилипал и льстецов об успехах «великого десятиле-
тия».
Древние говорили: «Судьба человека — это нрав его». Никита
продолжение
--PAGE_BREAK--