ЯрославскийГосударственныйПедагогическийУниверситетим. К. Д. Ушинского
Краткоесодержаниекниги И. Тэна«ПроисхождениесовременнойФранции»
Выполнил:
студент 151гр. ИФ
Хортов А. А.
Ярославль- 2005
И. Тэн являетсяпредставителемкультурно-историческойшколы в литературоведении.Исходя из методологиипозитивизма, он попыталсядать причинноеобъяснениеявлений художественнойжизни. Наибольшеезначение Тэнпридавалобщественнойпсихологии, которая, в своюочередь, определяетсятремя основнымифакторами:«расой» (т. е.врождённыминациональнымиособенностями),«средой» (климатом, а также политическимии социальнымиобстоятельствами)и историческим«моментом»(влиянием традиции).
Свой «психологическийметод» Тэнприменил и восновном своемисторическомтруде «ПроисхождениесовременнойФранции», посвящённомреволюции воФранции 1789 г.
Своё исследованиеТэн начинаетс изученияпредреволюционнойФранции. Вопрекитрадициям, онуделяет большевнимания французскомуобществу, чемгосударству, и выводит старыйстрой из общественныхпотребностейСредневековья, азатемуказывает напричины превращенияэтого строяв источникпривилегийи злоупотреблений, мастерскидемонстрируяконтраст междуаристократическимисалонами изадавленныминалогами низами.
В изображениисамой революцииТэн отошёл оттрадиционнойфранцузскойисториографии— «патриотической»(апологии всехреволюций илиодной из политическихпартий). Он резкоотрицательнохарактеризуетРеволюцию, егооценки отличаютсяэмоциональностью.Он критикуетчленов Учредительногособрания зато, что они, недав Францииконституции, начали с составленияДекларацииправ человекаи гражданина, а ведь свободыбез обязанностейне бывает.
КасательнодеятельностиУчредительногособрания И. Тэнприходит кследующемузаключению:«УчредительноеСобрание несколькимизаконами…посеяло добрыесемена. Но вовсём, касающемсяполитическихустановлений, специальнойорганизации, оно действовало, как академияутопистов, ане как законодательноеучреждениепрактиков».Конституцию1793 г. И. Тэн считаетизначальноне задуманнойдля примененияна практике.В конституции, которую фабрикуютеё составители, они хотят остатьсяповелителямиФранции и поэтомуобъявляют, чтоФранция должнаизбрать из ихсреды две третисвоих представителей.
Итак, нашемувзору предстаютконсервативныеи монархическиевзгляды Тэна, что представляетбольшой интерес, посколькурасходитсясо многимиоценками Революциив целом и революционныхКонституцийв частности.«Отменив прежнееправительство[монархию], новое правительствоувлеклосьтеоретическимиспорами, чтопородило встране «безначалие».Взятие Бастилии, послужившееначалом этойанархии, прежнимиисторикамирассматривалоськак патриотическийподвиг. ДляТэна же этотолчок, создавшийблагоприятнуюпочву для зарождениянового политическоготипа (якобинца)и захвата имвласти. И хотяТэн считалнегативноотносился кякобинцам иякобинскимвождям, это непомешало емузащищать ихперед английскимисторикомКарлейлем. «Онибыли преданыотвлечённойистине, какваши пуритане— божественной; они следовалифилософии, как ваши пуритане— религии; ониставили себецелью всеобщееспасение, какваши пуритане— своё личное».При этом в якобинствеТэн видел «зловредныйполитическийтип», происшедшийот «властолюбия, вскормленногодогмой о всемогуществегосударства, на благоприятнойдля того почвеанархии, созданнойреволюцией».
NB:пунктуация– согласнокниге.
Том II.
«Не тольковласть выпалаиз рук короля, но она и не попалав руки Собрания; власть очутиласьна земле, в рукаху разнузданногонарода, у буйнойи чрезмерновозбуждённойтолпы, у сборищ, хваставшихеё, как брошенноена улице оружие.В действительности, правительствауже не было; разваливалосьцеликом искусственноездание человеческогообщества; всёвозвращалоськ состояниюпервобытнойприроды. Этобыла не революция, это было распадение(dissolution).
«Две причинывозбуждаюти поддерживаютвсеобщий мятеж.Первая, этоголодовка, непрекращающаясяв течение десятилет; разрастаясьот насилий, еюже самою вызванных, она доведётдо безумиянародные страстии революциюзаставит идтиневерными, колеблющимисяшагами». Втораяпричина – надежда,«её лучи прониклив подвалы, гдеработает народи даже в глубокиеподземельяи в тёмные закоулки, где скрываютсяот судебногопреследованиялюди, стоящиевне закона, бродяги ипреступники, отвратительныеи кишащие грязьюподонки».
«Как бы нибыло дурноправительство, есть нечтохудшее – этоуничтоженияправительства.Благодаряправительствучеловеческиеволи приводятсяв согласованиеи устраняетсябеспорядок.Оно в обществеиграет рольмозга в живоморганизме…приносит большедобра, чем зла…в нём одномсосредотачиваетсявысший разум, который понимаетобщий интереси комбинируетцелесообразныесредства».«Если мозгослабевает…социальныйорганизм отступаетна несколькошагов в своёмразвитии…человек впадаетв своё первобытноебессилие и всявласть переходитк временнымсборищам, которыевздымаютсявихрями изчеловеческогопраха». Они –«банда, имеющаяцелью насилие», она «не толькоформируетсяиз самых несчастных, экзальтированныхлюдей, наиболеесклонных кразрушениюи своеволию, но при этомбеспорядочноучиняя насилиекаждый из наиболеегрубых, наиболеебезрассудныхи развращённых, опускаетсяещё ниже своегообычного уровня, в самые мрачныеглубины, зверскихбезумных подонковсвоего существа…Он уже не боитсязакона, так какзакон им жеуничтожен…крестьянин, рабочий, буржуа, усмирённыйи прирученныймноголетнейцивилизацией, вдруг превращаетсяв варвара».
Тэн сравниваетреволюцию воФранции с нашествиемна Римскуюимперию в четвёртомвеке.
«Когда рухнулавторитеткороля, рухнулии все власти, которым ондавал полномочия».
«Народ потерялголову с первыхже недель. Привыкнувк тому, чтобыим управляли, людское стадовстревожилось, почувствовавсебя покинутым.Ему недостаётего руководителей, которых он самже затопталногами. Освободившисьот наложенныхими уз, оно лишилосьи их покровительства.Оно чувствуетсебя одинокимв незнакомойстране, подвергнутымвсяческимопасностям, которых ононе знает и откоторых неможет защититься.Теперь, когдапастухи убитыили обезоружены, и вдруг явятсяволки!»
«И действительноимеется ужеобречённыйкласс и имя емунайдено, это– аристократия.Данное вначаледворянам иепископам, которые в НародномСобрании отказываютсяприсоединитьсяк трём сословиям, эта убийственнаякличка распространиласьвпоследствиина всех, кто посвоему званию, служебномуположению, связям, образужизни отличаетсяот массы. То, что должно былобы внушитьуважение, являетсяпредметомзлорадства, и народ, страдавшийот их привилегий, всё же не питалк ним личнойненависти, начинает смотретьна них, как наврагов». «Теперь, когда третьесословие считаетсебя всей нацией, каждое сборищесчитает себявправе изрекатьприговоры наджизнью и имуществом, и само же приводитих в исполнение».
«Для началаони набрасываютсяна евреев, этихнаследственныхпиявок, разоряютих дома, делятмежду собойих деньги, иохотятся заними, как задикими зверями…От еврея ростовщика, до христианина-собственникарасстояниеневелико, и оносразу былопройдено».
«Нигде невидно, чтобывосставшаядеревня, мстилалично своемувладельцу. Еслинарод стрелялв дворян, встречавшихсяна его пути, это не из чувствазлобы. Он разрушаеткласс, не преследуяопределённыхличностей. Онненавидитфеодальныеправа, налоги, проклятыемонастырскиеи дворянскиеграмоты, обязывающиеего платитьоброк, но недворянина, который, еслион живёт тутже, обыкновенночеловек гуманный, сострадательный, и часто дажеблаготворитель».
«Это войнасреди полногомира, войнабольшинства, грубого иозверевшего, против избранных, воспитанных, вежливых, доверчивых, не думавшихдаже защищатьсяи лишённыхкакой бы то нибыло поддержки».«Сначала ненавиделитолько монахов, теперь ненавидятвсех, имеющихсобственность».
«Среди разрушенногообщественногостроя, при отсутствиидаже подобияправительства, происходиткакое-то нашествие, нашествиеварварское; террором онодокончит начатоенасилиями, иподобно нашествиямНорманнов вX иXIвеках, своейпобедой закрепитэкспроприациюимущества уцелого классалюдей».
Том III.
Принципякобинца (я.) –уверенностьв своей непогрешимости.«Я. из принципаотрицают закон, ибо единственнымзаконом дляних являетсяпроизвол черни.Они без стесненияоказываютсопротивлениеправительству, ибо для нихправительство– простой чиновник, назначенныйнародом, которогопоследний вовсякое времяможет прогнать».Для них «цельоправдываетсредства».
«Я., чтобыбыть избранными, обещали алчнымарендаторамдоходы и собственностьпомещиков».
Но «руководимоея. Собрание, если изменяетзакон, то всегдав ущерб угнетаемыми в пользупритеснителей».«Новым паспортнымуставом оно[Собрание]прикрепляетк месту всехграждан и подчиняетих право переезжатьс места на местодаже внутригосударства, произволу я.Муниципалитетов».«Оно запрещаетносить присущуюдуховномузванию одежду, оно продаётепископскиедворцы, дома, ещё занятыемонахами имонахинями.Оно восторженноприветствуетсвященника, представляющегоему свою жену»[в католическойцеркви – целибат, то есть священникине могут иметьжён].
«Единственнымжеланным дляних родом правленияявляется демократиярассуждающейсволочи… Самыегнусные деятели, смутьяны попрофессии, разбойники, фанатики, злодеивсех категорий, гордые и вооружённыебедняки… — вотих армия».
Состав партиия.: «моты, промотавшиеотцовскоенаследствои потому ненавидящиевсех, сохранившихего; люди ничтожные, которым царящийбеспорядокоткрывает дверибогатства иобщественныхдолжностей…мещане и помещикипо сердцу иуму, расслабленныепривычкойчувствоватьсебя в безопасностии наслаждении».
Король дляя. – «чиновник, который долженсчитать длясебя большимсчастьем правозанимать креслорядом с председателемСобрания».
«Если бы укороля быложелание бороться, он мог бы ещёзащищаться, спастись и дажепобедить… Ноу правящих, каки у управляемых, утратилосьпонятие огосударстве, у одних вследствиегуманизма, возведённогов обязанность, у других вследствиенеповиновения, возведённогов право».
«Каждый я.кружок в своёмуезде облечёнместной диктатурой; с т. з. я. это –единственноеправо, а техпор, как НациональноеСобрание объявилоотечество вопасности, этоуже являетсяюридическимправом».
«В этой гибелиразума и честности, которую навязываютякобинскойреволюцией, иногда кто-нибудьда всплывал», но с ними расправлялись.Так, например,«администрациидепартаментовво многих местностяхсостояли излибералов, друзей порядка, просвещённыхлюдей, неподкупныхи убеждённыхзащитниковзакона».
Состав партиия. в 1789 г. – «все, кто пользовалсяпочтением иуважением, ктополучил образование, умственнуюи нравственнуюкультуру», 1793г. – «негодяивсех видов».
Том IV.
«Между якобинцамитри человека, Марат, Дантон, Робеспьер, приобрелипервенствующееположение ивласть. Этообъясняетсятем, что благодаряуродству илинеправильномустроению своегоума и своегосердца, онивыполнилитребуемыеусловия».
Марат (М).
«Из них трёхМ чудовищнеевсех. Он почтистоит на границесумасшествия, в нём можноотметить главныечерты безумия, яростную экзальтацию, постоянноевозбуждение, лихорадочнуюдеятельность, неиссякаемуюстрасть к писанию, автоматизммысли и столбнякволи, под влияниеми давлениемideefixe, кроме тогообычные физическиесимптомы, бессонницу, сероватый цветлица, крайнююнечистоплотность».
«Лишённыйталанта, неспособныйк критике, человекпосредственногоума, он был создантолько дляпреподаваниянауки или длязанятия каким-либодругим искусством, для того чтобыбыть учителемили более илименее решительными хорошим доктором, чтобы следоватьс некоторымиуклонениямипо заранеенамеченномупути».
«В политикеон присоединяетсяк бывшей тогдав моде нелепости– Социальномуконтракту, основанномуна естественномправе и он делаетеё ещё глупее, присоединяясюда рассуждениягрубых социалистов, затерявшихсяв морали физиологов, основывавшихправо на физическойпотребности».Цитата по М:«Из одних толькопотребностейчеловека проистекаютвсе его права…Когда у кого-нибудьнет ничего, онимеет правоотобрать удругого силойто, в чём у негоизлишек. Чтоя говорю? Онимеет правоотобрать у негонеобходимоеи, чтобы тольконе погибнутьот голода, онимеет правозадушить другогочеловека ипожрать егоещё трепещущеетело. Для сохранениясвоей жизничеловек имеетправо посягатьна собственность, свободу, дажена жизнь другихлюдей, чтобыизбегнуть игаон имеет правоугнетать, порабощатьи убивать. Дляобеспечениясвоего счастьяон имеет праворешаться навсё».
«Находя, чточлены учредительногособрания разрушаюти снова воссоздаютслишком медленно, он [М] заявляет, что он в состояниивсё уничтожитьи снова воссоздатьв совершеннодругом видев одно мгновение».
«В глазахМарата, Марат– превосходящийвсех своимгневом и характером, является единственнымспасителем».Он один из«помешанныхс проблескамиразума», у него– «честолюбивыйбред…, манияпреследования».Сначала противнего – «заговорфилософов», далее – «заговордокторов»,«наконец последовалзаговор академиков».«По его мнениюучёные, не пожелавшиевосхищатьсяим – дураки, шарлатаны иплагиаторы».«В политике…друг народа[М] может иметьсоперникамитолько злодеев».
«После бредачестолюбия, мании преследованияи постоянногокошмара наступаетмономанияубийства. Спервых же месяцевРеволюции этамания овладеваетМ; дело в том, что она былаему прирожденна, была ему заранеепривита, онотдался ей изпринципов исознательно.Никогда рассудительноебезумие непроявлялосьболее резкимобразом».«Оправдываютсябесчисленныемятежи, вызываемыеголодовкамии так как этиголодовкипостоянны, ежедневныемятежи вполнезаконны».
«С другойстороны, выставивпринципомверховенствонарода, он выводитиз него «священноеправо давшихполномочияотозвать своихделегатов», схватить ихза горло, еслиони нарушаютсвой долг, свернутьим шею, есликогда-нибудьу них появитсяпоползновениенеподобающевотироватьили управлять».
«Точнымглазомеромхирурга М определяетразмеры зла.В сентябре 1792г. в Совете Коммуныон исчисляетприблизительнов 40.000 число голов, которые нужноотрубить. Когдашесть недельспустя общественныйнарыв становитсягораздо больше, число возрастаетсоответственно, теперь он ужетребует 270.000 голов, всё из человечности,«чтобы обеспечитьему общественноеспокойствие», при том условии, чтобы ему поручитьпроизвестиэту операцию, одну толькооперацию, вкачестве мстителя».
Дантон (Д).
«В Д нет ничегобезумного, напротив, унего не толькосамый здравыйум, но он ещёобладает политическимталантом встоль значительнойстепени, чтос этой стороныни один из егосотрудниковили противниковне может бытьс ним сравниваеми что средидеятелей Революцииодин Мирабобыл ему равени превзошёлего. Это оригинальный, самобытныйум, а не, подобнобольшинствусвоих современниковрезонёрствующийтеоретик иписака, то естьпедантичныйфанатик, существосозданноекнигами, лошадьвертящая мельничныйжернов с наглазникамии всё кружащаясяпо одному итому же пути.На его взглядне оказываютвлияния абстрактныепредрассудки, он не вноситс собой нисоциальногодоговора подобноРуссо, ни социальногоискусстваподобно Сийесу, ни принциповили кабинетныхкомбинаций, он отошёл отних в сторонуинстинктивно, может быть дажеиз презрения: он в них не нуждался, он не знал бычто с ними делать».
«До самогоконца, вопрекивзглядам своихприверженцев, он старалсяуменьшить илипо крайней мерене увеличиватьсопротивлений, которые должнобыло победитьправительство».
«Деспотизм, установленныйсилой и поддерживаемыйстрахом – вотего цель и средства; это он, прилаживаясредства к целии цель к средствам, руководитвеликими днямии вызываетрешительныемеры Революции».
«Но почемуже раз он создалмашину, он нерешается еюуправлять? Делов том, что хотяон её построил, он не способенуправлять ею».
«С однойстороны, глазаего не покрытысерой пеленойтеории: он видитлюдей не сквозьпризму социальногодоговора, каксумму арифметическихединиц, но видитих такими, какимиони на самомделе, видит, что они живут, страдают, вособенностите, которых онзнает, видитчто у каждогоесть своя физиономия, свои жесты…С другой сторонына глазах егонет толстойпелены неспособностии непредусмотрительности.Он понял внутреннийнедостатоксистемы, неизбежноеи скорое самоубийствоРеволюции».«Он предпочитаетбыть гильотинированным, чем гильотинироватьдругих».
Робеспьер(Р).
«Ни один умсвоей посредственностьюне соответствовалболее духувремени, впротивоположностьгосударственнымлюдям он витаетв пустом пространстве, среди отвлечённостей, всегда сидяверхом на принципах, не желая соскочитьс них и коснутьсяобеими ногамипрактики». Рничего не понимаетни в областифинансов, нив области внешнейполитики.
«Он не имеетверного и точногопредставленияо современнойему Франции: вместо людейон видит 26 миллионовпростых автоматов, которых можнозаставитьдействоватьсогласно и безтолчков; действительно, по природесвоей они добрыи после маленькойнеобходимойчистки они всестанут добрыми– поэтому ихколлективнаяволя – «голосразума и общественногоинтереса». «Егоум остаётсязакрытым, изпредрассудкаили из корысти…поэтому он илитупица илишарлатан, и вдействительностион и то и другое, потому что тоти другой сливаютсяи образуютпеданта, тоесть человекапустого и надутого, который полагает, что в нём массаидей толькопотому, что онза словом вкарман не полезет, который наслаждаетсясвоими собственнымифразами и обманываетсамого себя, чтобы руководитьдругими… вРеволюции, искусственнойи декламаторскойтрагедии, ониграет главнуюроль. Пред ниммало-помалустушёвываютсяна задний плансумасшедшийи варвар; к концуМ и Д стушёвываютсяили их стушёвывают, и Р, один оставшийсяна сцене, приковываетк себе все взгляды».
«Он являетсяпоследнимвыродком изасушеннымплодом классическогодуха… его сочиненияи речи полныотвлечённыхи смутных сентенций, нет ни одноготочного факта, ни одной индивидуальнойи характернойподробности, ничего, чтоговорило быглазам и вызвалобы живой образ, ни одного личногои характерногозамечания, ниодного отчётливогооткровенногои непосредственноговпечатления».
«Под своимигромкими словамио справедливости, человечестве, он подразумеваеткучу набросанныхдруг на другаголов».
«Первая егострасть… — этолитературноетщеславие.Никогда главапартии, сектыили правительстване был даже врешительныймомент такимнеизлечимымриториком ипритом плохим, высокопарными плоским риториком».«Нет ни одногоискреннеготона в егоизворотливомкрасноречии, одни тольконаставленияи при том риторическиефигуры ужепотёртые, общиевыражения, заимствованныеу греческихи латинскихавторов… Стаким жалкимумом, как егоум менее всегоможно былоруководитьлюдьми».
«Но Революциявознесла егов УчредительноеСобрание и втечение долгогопериода времени, на этой большойсцене, жестокострадало самолюбиеего, самаячувствительнаяфибра подобныхему людей… ВНациональномСобрании, заслонённыйкрупными талантами, он долго оставалсяв тени и не разон, благодарясвоей настойчивостии отсутствиютакта, находилсяв смешном положении».
«У Р нетпотребностейкак у Д, он ведётскромный образжизни, чувстваего не мучают, если он им поддаётся, то делает этос хмурым видом…Но его можнообольстить…обедами… ласками…вкрадчивойпривлекательностьюдворянскойвежливостии тонкого общества…прелестямиширокой жизнии полной свободы…К концу УчредительногоСобрания, благодарятому, что людиболее или менееспособные икомпетентные удалились илибыли устранены, он остаётсяодним из самыхвидных теноровна политическойсцене и во всякомслучае самымзнаменитымтенором средиякобинцев».
«У него всехарактерныечерты не главырелигии, а главысекты. Он создалсебе репутациюстрогостинравов, граничащейсо святостью.Он говорил оБоге и Провидении, он выставлялсебя другомбедных и слабыхи за ним следуютженщины и людинеразумные, он с важностьюпринимает ихобожания изнаки их преклонения.Р – священники всегда будеттолько священником».
«Такая степеньхолодного, безумногосебялюбия исамовосхваленияравняетсягорячечномублюду и Р доходитдо мыслей, почтидо видений М.В своих собственныхглазах он подобноМ считает себягонимым человеком, подобно М онсчитает себямучеником, нопри этом онболее искуснои сдержанноведёт себя; унего покорныйжалкий видчистой жертвы, готовой погибнутьи поднятьсяк небесам, оставивлюдям вечнуюпамять о своихдобродетелях…подобно М, онвидит вокругсебя только«извращённыхлюдей, интриганов, изменников».Конечно у него, как и у М, здравыйсмысл извращёни подобно М онговорит, чтоему никогдане нужно обдумывать, так как он всегдаотдаётся первомусвоему впечатлению.Для него «лучшимимотивами являютсяего подозрения»и эти подозренияне может уничтожитьдаже осязательнаяочевидность…подобно М, онсоздаёт в своёмвоображениисамые необыкновенные, мрачные выдумки, но менее импровизированныеи менее нелепые, более обдуманныеи более искусносконцентрированныев его мозгурезонёра иполицейского».
«В этом ограниченноммозгу, склоннымк отвлечённостями привыкшемразделять людейна две категориис совершеннопротивоположнымиэтикетками, укрепилосьубеждение, чтотот, кто не ним, против негои что междумятежникамивсякого направленияи негодяямивсякого родацарит полноесогласие». «Ктоспотыкаетсяили уклоняетсяот этого пути[намеченногоР согласно егопринципам], тотзлодей, изменник».
Состав этихизменников:«Сколько диссидентовпереодетыхправоверными, сколько шарлатановпереодетыхпатриотами, пашей переодетыхсанкюлотами.Присоединитеэту сволочьк той, которуюхочет раздавитьМ и уже придётсясчитать виновныхи отрубитьголовы не сотнямтысяч, а миллионам…И согласносвоим принципамР должен отрубитьвсе эти головы.Он это знает: как не враждебенего ум точнымидеям, но сидяиногда в кабинете, наедине с самимсобой, он ясносознаёт происходящее, также ясно каки М».
«Но по меретого как онпредаётся этомуремеслу ремесленника, разрушительныеинстинкты, долго заглушённыецивилизацией, поднимаютголову. Сначалаон был похожна домашнююкошку, беспокойную, но довольнотихую. Затемон начал походитьвнешностьюна дикую кошку, а затем и натигра… Такимобразом, пожираемоевнутреннимядом, выделяемымиз себя, егофизическоесущество приходитв расстройство, как и у М, толькос другимисимптомами».Он показнойморалист, «которыйникогда неразличал ложногоот истинногои вся чувствительностькоторого заимствованаот чувствительныхписателей!»
«Таковадекорацияреволюции, показная еёсторона и таковаеё обратнаяотвратительнаясторона; приноминальномгосподствегуманитарнойтеории онаприкрываетдействительнуюдиктатуру злыхи низких страстей.В её истинномпредставителе, как и в ней самой, везде сквозьфилантропиюпрорываетсяжестокость, а в напыщенномпеданте – палач».
«Если необходимоопьянение дляпробуждениязверя, достаточнодиктатуры дляпробуждениясумасшествия.У большинствановых властителейумственноеравновесиенарушено; междутем, чем былчеловек и чемон есть теперь, разница слишкомвелика. Некогдамелкий адвокат, сельский врач, учитель колледжа, неведомый членместного клуба, вчера ещё былв Конвентепростым вотирующимсреди семисотпятидесятичеловек, а сегодняон в каком-нибудьдепартаментевершитель всехсудеб… Ониумеют толькосмещать, гильотинировать, приводить врасстройство, идти вперёдс закрытымиглазами, швырятьчеловеческимижизнями, бытьпричиной поражения, иногда гибнутьсами. Они всёпотеряли бы, если бы результатыих неспособности, их дерзости, не смягчилисьпреданностьюофицеров иэнтузиазмомсолдат… Каковобы ни было социальноеорудие, правосудие, администрация, кредит, торговля, промышленность, земледелие, они могут привестиего в расстройствои безнаказанноего ломать…В этом то изаключаетсяих миссия, впротивномслучае их сочлибы за дурныхякобинцев, онискоро бы возбудилиподозрение.Они царствуюттолько приусловии бытьразрушителями, в них извращениездравого смыслаявляетсянеобходимостьюи на этой основеобязательногобезумия могутпроизрастивсе физическиеизвращения…У тех, кого можнонаблюдатьвблизи, не толькоразум извращён, но и нервнаясистема затронутаи началосьпостоянноевозбуждениеи болезненноераздражение».
Характеристикилидеров якобинцевна местах.
Лебон: «емувсего 28 лет, онуже затронуттщеславием, жаждой мести, и теперь подгромадностьюсвоего величияон теряет голову».
«Менее тщеславен, но более ужасенКарье в Нанте.Он одержимболее мрачнымимыслями и иногдаего припадкипревращаютсяв галлюцинации».
Но «за всемиэтими могилами, которые онироют, они видят, уже отверстоймогилу предназначеннуюдля них самих, и им остаётсятолько забыться, предавшисьудовольствияммомента. Большинствотак и делает, инстинктивно, потому чтопышность показнойстороны увеличиваетих авторитет».
«В пользованииабсолютнойвластью чувствуешьнеобыкновенноенаслаждение: во всякое времяприятно иметьдоказательствотого, что тывсемогущ исамое действительноедоказательствозаключаетсяв возможностиразрушать…Разрушать иукрощать становитсягромаднымнаслаждением, дымом жертвоприношения, совершаемогодеспотом насвоём собственномалтаре; в этомежедневномжертвоприношениион являетсяв одно и то жевремя и божествоми жрецом и самприносит себежертвы, длятого, чтобычувствоватьсознание, чтоон божество».«Привыкнувк виду человеческойкрови они уженачинают чувствоватьудовольствие…Очевидно ремесломясника началоим нравиться…они опьяняютсясвоими убийствами».
Добавить реферат в свой блог или сайт