Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.                                                                         С. 2-4.
ГЛАВА1. Место окказионализмов в художественном
творчестве.
1.1.Понятиеокказионализма.                                                С.4-7.
1.2.“Серебряный век” – век нового слова.                             С. 8-11.
ГЛАВА2. Окказионализмы в поэзии В. Хлебникова.
2.1.Хлебников – создатель нового языка.                              С.12-14.
2.2.Модели словообразования окказиональных
слов В.Хлебникова.                                                                 С.15-18.
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                      С.19-20.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.                                                          С. 21-22.
ПРИЛОЖЕНИЕ.                                                                      С. 23-27.
                                             
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальностьисследования.
    Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковойсистемы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, чтодля этого используется главным образом тот строительный материал, который естьв самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по ихобразцу, также происходит заимствование слов из других языков.
    Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найтисобственные образные речевые средства приводит к созданиюиндивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов.
    Задача описывать не только реализованное, но и возможное, давно ставиласьприменительно к словообразованию Я.Гриммом, Ф.де Соссюром, Л.В.Щербой. 
    Современные лингвисты тоже неоднократно писали на эту тему: здесь можно назватьработы Н.Д.Арутюновой, М.А.Бакиной, А.Г.Лыкова, Э.Хапиры, Е.А.Земской,И.С.Улуханова, О.А.Гагинской и других.
     Необходимость изучения слов,  нереализованных в языке (окказионализмов),  можно объяснить и тем, что эти слованередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования,ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только насловах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы хотимпредставить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследоватьокказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего пониманияпрошлого языка…”(10; 12).
    Богатым на языковые эксперименты, в том числе в области словообразования,был “серебряный век”русской литературы, традиционно вписываемый в начало 20-го столетия. Онобъединил вокруг себя писателей и поэтов различных направлений, таких каксимволизм, акмеизм, футуризм.  Поэзия серебряного века – это попытка найтисплав жизни и творчества. Поэты обновляли русское стихосложение на всехуровнях: литературоведческом, идейно-тематическом, а также языковом.
     Особенно плодотворным в отношении словоновшеств было такое литературное течение“серебряного века”, как футуризм.
      Одним из наиболее интересныхпредставителей кубофутуризма является Велимир Хлебников. Он проводил смелыеэксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом. Емупринадлежит создание “заумного” языка. Мы обращаемся к одной из отраслей еготворчества, а именно к созданным им окказионализмам.  
    Отметим, что материалы нашего исследования могут быть использованы в школьнойпрактике, в качестве основы  факультатива для старшеклассников по русскомуязыку, посвященного проблемам образования новых слов. Подобные занятияобеспечат перенос ранее полученных знаний, умений и навыков по разделу“Словообразование” в новую ситуацию, что обеспечит их повторение и закрепление.
    Все вышесказанное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования:“Окказионализмы в поэзии Велимира Хлебникова”.
Проблемаисследования.Выявить место  окказионализмов в творчестве В.Хлебникова.
Объектисследования.Новообразования Велимира Хлебникова.
Предметисследования.Принципы создания окказионализмов, их роль в тексте.
Цель.  Исследованиеструктурно-семантических особенностей новообразований В.Хлебникова на материалеего стихов.
Источником стали стихотворения, включенные в сборники“Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия серебряного века”, “Избранное”,“Ладомир”.
Задачи.
1.  Дать понятие термина“окказионализм”.
2. Выявитьпричины возникновения большого количества новообразований в творчестве поэтов“серебряного века”.
3. Выснить,какие приемы использовал Хлебников для создания “нового языка”.
4. Выявитьмодели словообразования, используемые В.Хлебниковым при создании неологизмов.
ГЛАВА1. Место окказионализмов в художественном творчестве.
1.1.Понятие окказионализма.
     Всесоциальные (экономические, политические, производственные, общественные,индивидуальные и др.) изменения реализуются лексикой языка. Для каждого периодаразвития языка характерна  и широко распространенная, и утратившая надобностьлексика. Следовательно, в словарном составе можно выделить лексику общенароднуюи ограниченного употребления. Лексика ограниченного употребления делится на устарелую (архаизмы) и новую лексику (неологизмы). Изменения всоциально-исторической жизни общества зеркально отражаются в языковой ситуациив виде новых слов. Новации в словарном составе объясняются влиянием неязыковыхфакторов, но вся история русской лексики свидетельствует, что слово появляетсялибо путем внутренних, системных преобразований, либо путем заимствования издругих языков.
    Неологизмы ( от греческого neos– новый + logos – понятие, слово) – это слова,созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. В “Словаре — справочнике лингвистических терминов” Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой дается такоеопределение этого понятия: “ Неологизм – слово или оборот речи, созданное дляобозначения нового предмета или выражения нового понятия” (37, с.143). Вучебнике “Современный русский язык” под редакцией П.А.Леканта неологизмыделятся на 2 группы:
1. Языковые(не имеют автора, образуются чаще продуктивными способами).
А)Лексические;
Б)Семантические (новые значения употребляемых слов).
2. Индивидуально-авторские(обладают авторством).
    Нас интересуют индивидуально-авторские неологизмы или  окказионализмы.
    Термин “окказионализм” обладает в научной литературе некоторойнеопределенностью. В энциклопедии “Русский язык” (Русский язык. Энциклопедия /Главный редактор Ф.П.Филин.М.,1979) нет отдельной статьи с таким названием. В “Словаре-справочнике лингвистическихтерминов” Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой дается такое определение:“Окказионализм – слово, образованное по непродуктивной модели, используемоетолько в условиях данного контекста” (37;174).
    Окказионализмы – слова, созданные из языкового материала, но в язык невошедшие. Они факты речи, а не языка. Если язык их принимает,  то они теряютстатус окказиональных слов. Носители языка воспроизводят эти слова в своей речине цитатно, а как обычные слова. Например, окказионализм В.Маяковского “прозаседавшиеся”со временем утратил свою новизну и перешел в разряд неологизмов, его авторствои связь с контекстом стали незначительными, то есть это слово может бытьиспользовано вне авторского контекста.
 Не смотря на то, что данныеслова используются только в определенном контексте, их нельзя назватьнеполноценными, так как они несут большую эмоциональную нагрузку и являютсяболее насыщенными по смыслу, чем слова общеупотребительные. Именно поэтому оничасто используются в поэтической речи.
   Дляудобства в данной работе все новообразования будут называться окказионализмамии будут делится на две группы: потенциализмы и собственно окказионализмы. Этовозможно так  “как те, так и другие в самом общем виде можно определить какслова, создаваемые самим автором в устной или письменной речи для нужд данногоконтекста” (А.Г.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах.“Вопросы современного русского языка”. Краснодар,1968, стр.6).
     Термин “потенциальные слова” был введен Г.О.Винокуром. Под ним он понимал“слова, которых фактически нет, но которые могли бы быть, если того захотелаисторическая случайность” (8;327).
     Потенциальные слова и собственно окказионализмы противопоставлены друг другукак стандартные и нестандартные. Как отмечает Намиткова Р.Ю.: “Под стандартнымиобразованиями следует понимать образования, созданные по языковым моделям исоответствующие словообразовательным типам языка. Под нестандартнымиобразованиями – образования, созданные с какими-либо отклонениями от известногословообразовательного типа” (27;13).
    “Словообразовательный тип обычно определяется с учетом как внешних, формальных,материально выраженных, так и внутренних, смысловых, семантических признаковпроизводных слов. При этом принимаются во внимание следующие конкретныепризнаки производных:
- лексико-грамматическийхарактер производящих слов, то есть принадлежность к определенной части речи;
-  наличие того илииного словообразовательного средства (средств) или форманта;
-  семантическоеотношение производных слов к соответствующим производящим, ихсловообразовательное значение.
 Словообразовательныйтип можно определить как структурно-семантическую (формально-семантическую)схему производных слов, построенных на определенной модели и имеющих одинаковоесловообразовательное значение" (29;223).
       Таким образом, потенциализмы – это неологизмы, созданные автором попродуктивным моделям словообразования, а окказионализмы – по непродуктивным. Иесли у потенциального слова авторство может вызвать сомнение, то собственноокказиональные слова, “являющиеся реализацией “измененной” языковой, то естьокказиональной, модели более индивидуализированы, и сомнений относительноиндивидуальности их образования обычно не бывает” (27;59).
    Окказионализмы противопоставлены узуальным словам как возможное реальному. “Узус – принятое носителями данного языка употребление слов, устойчивыхоборотов, форм, конструкций и так далее” (37;366). Узуальные слова закреплены всловарях, построены по правилам русского словообразования и общеупотребительныв речи носителей языка.  Окказионализмы создаются только для конкретногоконтекста, поэтому их нет в толковых словарях. Существуют словари языкаотдельных авторов, например, все индивидуальные образования Пушкина отмечены,наряду с другими словами, в четырехтомном “Словаре языка Пушкина”, охватывающемвесь лексический запас, заключенный в произведениях и письмах великого поэта.
     Окказионализмы – яркое стилистическое средство, обладающиеэмоционально-экспрессивной окраской, именно поэтому они широко используются впоэзии. По мнению В.В.Лопатина, “окказионализмы – это средство для созданиясвежего, нешаблонного, оригинального словесного образа” (26;…).
     Таким образом, можно сделать вывод, что окказионализмы создаются авторами индивидуально,тесно связаны с контекстом, чаще носят эмоционально-экспрессивный характер; онисохраняют новизну, ощущаются как новые, независимо от времени своего создания,у них отсутствует ориентация на общеупотребительность; они могут создаваться попродуктивным и непродуктивным моделям. Создание окказионализмов расширяетобласть реализованного в словообразовании благодаря использованию возможного исозданию новых возможностей.
1.2.“Серебряный век” – век нового слова.
     Может показаться, что окказионализмы представляют собой какое-то уникальноеили, во всяком случае,  редкое явление речи. Но это не так.     Многиеизвестные писатели и поэты, такие как А.С.Пушкин, С.Есенин, В.Маяковский,М.Шолохов, К.Симонов, Ю.Мориц и др., использовали в своем  творчествеокказиональные слова. Но наиболее плодотворным в плане создания новых слов был“серебряный век”. Попробуем выявить причины такой плодотворности.
   Впервые название “серебряный век” было предложено философом Н.Бердяевым. Онообъединило вокруг себя писателей и поэтов различных направлений, пороюнаходящихся в творческом споре друг с другом. Возникаюттакие различные литературные течения как символизм, акмеизм, футуризм.  Н.Богомолов отмечает, что художников серебряного века “объединяло одно,главное: “осознание своей эпохи каксовершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде в 19 веке… иодновременно с этим деятельное, действенное отношение к этомувремени”(Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары.\Сост.Т.Дубинская-Джалилова.М.,1990.с.5-6).
    Писатели рубежа веков почувствовали кризис эпохи, охвативший буквально всеотрасли: социально-экономическую, политическую, философскую, эстетическую. Всепонимали необходимость выхода из тупика, но понимали по-разному. Символистыстремились создать сверхискусство, где поэт-демиург творил легенду. Акмеисты,  отрицавшие “литургическую”, мистическую линию символизма провозгласили культземного. “Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекраснаяформа, как музыка для символистов” (36;32). Задачей же футуристов было созданиеискусства будущего.
     Футуризм (от лат. Futurum– будущее) – одноиз декадентских течений начала 20 века. Используя русский корень, ВелимирХлебников создал аналог этого названия -  “будетляне”, люди будущего мира.
 Онвключал в себя 4 основные группы:
1. “Гилея”,кубофутуристы (близкие по своим позициям с кубистами в живописи): В.Хлебников,Давид и Николай Бурлюки, В.Каменский, В.Маяковский, А.Крученых и др.
2. “Ассоциацияэгофутуристов”: Игорь-Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов и др.
3. “Мезонинпоэзии”: Хрисанф, Рюрик, Ивнев, В.Г.Шершневич и др.
4. “Центрифуга”:С.Бобров, Б.Пастернак, Н.Асеев и др.
    Объектом реформаторской практики футуристов стало  слово, звук в слове.  Кобщим принципам футуризма можно отнести “канон сдвинутой конструкции”; особыйпринцип изображения действительности, при котором изображались не предметы, аэлементы, “атомы”, из которых состоит явление; кубическое рассечение, связанноес ломкой синтаксиса и др.
     Самая радикальная группа – “Гилея”  (древне-греческое название Таврическойгубернии, где жила семья Бурлюков).  В декабре 1912 года вышел в свет сборник“Пощечина общественному вкусу”, открывавшийся программной статьей русскихкубофутуристов.  В этой статье они утверждали:  “только мы – лицо нашеговремени”, и предлагали “сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. ипроч. с Парохода Современности”; они устанавливали свои права “на увеличениесловаря в его объеме произвольными и производными словами” (Русс. Лит-ра.Смирнова, 264). 
В 1913году в сборнике “Садок судей 2” они более конкретизировали свои задачи: “Мырасшатали синтаксис”, “нами осознана роль приставок и суффиксов”, “…мы отрицаемправописание”, “характеризуем существительные не только прилагательными, но идругими частями речи, а также отдельными буквами и числами”, “нами уничтоженызнаки препинания”, “гласные мы понимаем как время и пространство (характерустремления), согласные – краска, звук, запах”. (Творчество поэт русс. заруб,37).
    Принцип “сдвинутой конструкции” распространялся на лексику, синтаксис исемантику произведений. Лексическое обновление достигалось, например,депоэтизацией языка, введением стилистически неуместных слов, вульгаризмов,технических терминов.
    Слово у футуристов лишалось ореола неприкосновенности. Оно опредмечивалось, егоможно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических идаже фонетических элементов. Фрагмент одной из деклараций “Слово как таковое”:“Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетлянеречетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумныйязык)” (Агеносов, 49).
    Эксперименты по созданию “заумного языка” заключались, в частности, виспользовании звуков как самостоятельно значимых единиц речи каждый из них, помнению речетворцев, обладает определенной семантикой. Например, самыйрадикальный  “заумник” А.Крученых предлагал вместо якобы “захватанного” слова“лилия” сконструированное и слово “еуы”, сияющее, как ему казалось,первоначальной чистотой. Новое отношение к слову как к конструктивномуматериалу привело к активному созданию неологизмов и окказионализмов,переразложению и новому соединению слов (В.Хлебников, В.В. Маяковский).
    В.Хлебников так объяснял заумную поэзию: “Если различать в душе правительство рассудка и бурный народ чувств, то заговоры и заумный язык есть обращение черезголову правительства прямо к народу чувств …Впрочем, я совсем не хочу сказать,что каждое непонятное творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следуетотвергать творчество, если оно непонятно данному слою читателей”(Баевский.,223). Примером звукописи и цветописи является стихотворение ВелимираХлебникова:
                Бобэоби пелись губы,
                Вээоми пелись взоры,
                Пиээо пелись брови,
                Лиэээй пелся облик,
                Гзи-гзи-гзео пелась цепь.
               Так на холсте каких-то соответствий
               Вне протяжения жило Лицо.
Попробуемпредставить лицо человека и станет понятно, что: Б – красный (губы), В –голубой (глаза), П – черный (брови), Л – белый (облик); цепь на лице – зубы.Так из определенных ассоциаций цвета и звука складывается образ.
    Синтаксические смещения проявлялись в нарушении законов лексическойсочетаемости слов (изобретении непривычных словосочетаний), отказе от знаковпрепинания. Делались попытки вести “телеграфный” синтаксис (без предлогов),использовать в речевой “партитуре” музыкальные и математические знаки,графические символы.
     Как правило, поэты “Гилеи” были одаренными художниками. Стихи для них являлисьне только словесным текстом, но и элементом графического оформления книги.Отсюда разнообразные эксперименты  с фигурным расположением слов и частиц слов,использование разноцветных и разномасштабных шрифтов (издание стиха на обойнойбумаге, расположение строчек “лесенкой”, выделение особыми шрифтами отдельныхэпитетов, внутренних рифм, главных слов). Установка на смысловое смещениезаметно в  нестыковке соседних строф, стремлении “вывернуть” смысл, подставляяна место подразумеваемого слова противоположное ему по смыслу. Часто смысловойсдвиг достигался приемом реализованной метафоры, когда иносказаниепрочитывалось буквально.
     Таким образом, мы видим, что именно “серебряный век” с его “революционными”идеями явился   благоприятной почвой для создания не только новых слов, но иновой  поэзии во имя искусства будущего. “Из фонетических и графическихобломков “отжившего”, “архаичного” русского языка явившиеся невесть откудадемиурги нового слова пытались конструировать неслыханные доселесловесно-звуковые и словесно-графические миры”.(Сер.Век как отраж.Револ., Москва №2, С 219-220).
Наиболееинтересным, на наш взгляд, в этом плане  явилось творчество ВелимираХлебникова.
1.3. В.Хлебников– создатель нового языка.
      Биография многих поэтов серебряного века сопряжены с легендой. Легенда оВелимире Хлебникове – это история человека, воспринимающего мир глазами ребенкаи дикаря (по определению Ю.Тынянова), человека бездомного, не от мира сего,скитающегося по стране с узелком-наволочкой, набитой неудобочитаемыми (поопределению М.Кузмина, “гениально-сумасшедшими”) “творениями”. (Рус лит сервека, 325).
Вкачестве псевдонима он выбрал имя Велимир – владеющий, повелевающий миром. И онсам создавал этот новый мир. В.Хлебникову хотелось, чтобы будущий мир жил безграниц и государств, поэтому он заявлял: “наша цель – общий письменный язык,общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки,понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной вмире”.(Творч. Поэтов рус заруб, 38).
     В.Хлебников возник под призыв бросить Пушкина с корабля современности. Онотказался от гармонического литературного языка, от силлаботоническогостихосложения. Не принял на веру ни одного слова и ни одного звука, отнесся кязыку и к стиху как к неготовой, живой субстанции, пересмотрел и пересоздалпоэтическую фонику, лексический запас, словообразование, морфологию, синтаксис,способы организации сверфразовых единиц и целого текста. В своем новаторствеХлебников через голову Пушкина охотнее обращался к традиции Ломоносова и егопоследователей. Одновременно он всматривался в будущее и мечтал, что народсоздаст язык, который будет относиться к современному, как геометрияЛобачевского к геометрии Евклида. Такой язык он начал творить самостоятельно.
    В.Хлебников считал, что каждый звук имеет свое значение, следует тольконаучиться его понимать. Если собрать слова, которые начинаются одним и тем жезвуком, и выявить то общее, что есть в их значении, то мы узнаем значение этогозвука. Берем слово “чаша”, “череп”, “чан”, “чулок”, и др.  Оказывается общеедля всех этих слов и ряда других то, что они обозначают оболочку чего-то –воды, мозга, ноги. Выясняется, что и значение звука Ч – “оболочка”. Хлебниковмечтал пойти дальше и найти звукосмысловые универсалии – значения, общие разнымязыкам, чтобы создать единый мировой язык. “Если окажется, что Ч во всех языкахимеет одно и то же значение, то решен вопрос о мировом языке: все виды обувибудут называться Че ноги, все виды чашек – Че воды, ясно и просто”(Творч. Зарубп.,38). В нескольких трактатах Хлебников приводил таблицы значений звуков,далеко не во всем совпадающих между собой.
     Онисследует внутреннее склонение слова. Такими словоформами он считает слова,которые отличаются друг от друга одним звуком. “Лесина” обозначает наличиерастительности, “лысина”, по Хлебникову, — другая форма того же слова, иобозначает она отсутствие растительности. В.Маяковский пишет: “Для Хлебниковаслово – самостоятельная сила. Отсюда – углубление в корни, в источники слова,во время, когда название соответствовало вещи. Когда возник, быть может,десяток коренных слов, а новые появились как падежи корня (склонение корней поХлебникова) – напр., “бык” – это тот, кто бьет; “бок” – это то, куда бьет(бык). “Лыс” то, чем стал “лес”; “лось”, “лис” – те, кто живут в лесу.Хлебниковские строки –
Лесалысы.
Лесаобезлосили. Леса обезлисили…” (В.Хлеб, Лирика, Минск, 6-7).
Звуковаяплоть слова должна, по его мнению, заключать в себе и значение и семантику.“Словоторчество учит, что все разнообразие слова исходит от основных звуковазбуки, заменяющих семена слова, — пишет поэт в статье “Наша основа”. – Из этихисходных точек строится слово, и новый сеятель языков может просто наполнитьладонь 28 звуками азбуки, зернами языка. Если у вас есть водород и кислород, выможете заполнить водой сухое дно моря и пустые русла рек. Вся полнота языкадолжна быть разложена на основные единицы “азбучных истин”, и тогда длязвуко-веществ может быть построено что-то вроде законаМенделеева…”(Рус.лит.сер.в.,336).
    В.Хлебников старается выявить хронологические закономерности, управляющие историей.Годы между началами государств, по его наблюдениям, кратны 413, гибельгосударств разделяют 1383 года, 951 год отделяет один от другого походы,отраженные неприятелем. Хлебников ставил число превыше всего. У него, как уПифагора, миром правит число, Числобог. Между Числобогом и словами стоятчислоимена.
          Я всматриваюсь в вас, о числа
         Вы даруете единство между змееобразным движением
        Хребта вселенной и пляской коромысла,
       Вы позволяете понимать века, как быстрого хохота зубы.
В однойиз рукописей Хлебникова от числа 2 идет цепочка слов: дело, добро, дух, дышать,душа, дар. От числа 3 цепочка: тело, труд, труп, трухнуть, тяжесть. Так изчисла вырастают слова, становятся числоименами.  Выражение –1 было особенно важным.Он видит в нем корень не только поэзии, но и вселенной. Самого себя он однаждыназвал “веселым корнем из нет единицы”.
    Его преобразования затрагивали и целый текст, можно наблюдать, напримернарушение нормальных условий связанности текста. Одно и то же лицо или явлениена протяжении короткого фрагмента может обозначаться разными местоимениями,разные лица и явления – одним и тем же местоимением.
Сходнуюроль играет смена грамматических форм лица и времени в глаголах, числа, падежав именах.
     Таким образом, можно сказать, что В.Хлебников,преобразуя язык, принял на себя функцию целого народа. Только народ преобразуетязык постепенно, на протяжении веков и тысячелетий, а В.Хлебников все открытиясовершал здесь и сейчас, на протяжении короткой творческой жизни. Его словарь всвоей основе – система окказионализмов, его грамматика может быть построена каксистема нарушений нормативной грамматики русского языка. 
ГЛАВА2.
2.1. Окказионализмы В.Хлебникова.
    Как было сказано ранее, Хлебников не просто создавал окказиональные слова, онсоздавал свой язык со своими законами. Эксперименты со словами различны. Внашей работе мы не смогли полностью исследовать все произведения В.Хлебникова.В сборниках “Велимир Хлебников. Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзиясеребряного века” … нам удалось обнаружить 139 новообразований ВелимираХлебникова. Только в стихотворении “Заклятие смехом” встречаем 16окказиональных слов. Попробуем разграничить его новообразования.
    Потенциализмов  у Хлебникова не так много. (В отличие, например, от ИгоряСеверянина, который чаще использовал именно эту продуктивную модельсловотворчества).  Нами обнаружено 20 таких новообразований, что составляетпримерно 14%. Это в основном прилагательные, созданные путем сложения двухоснов:огнивом-сечивом; зыбку-улыбку; куревом-маревом; желтострунный и стройно-плечистых,смелоликих. Зачастую он использует корни с совершенно разным лексическимзначением, например из двух таких разных слов как вечер и грива (которыене совместимы по смыслу) Хлебников образует новое слово вечерогривы. Авот как звучит это слово в контексте:
Чтобыло – в водах тонет.
И вечерогривыкони,
И утровласадева,
И намивсхожи севы.
Каквидим, Хлебников использует еще одно окказиональное слово, построенное по такойже модели.Такие слова помогают нарисовать более яркую картинуокружающего мира, например, “ На берега озер черниловодных”, “печальноокихжен”, “в степях глубокожирных”.
     Чаще в творчествеХлебникова встречаются собственно окказионализмы, созданные поиндивидуально-авторским моделям или с нарушением каких-либо условий поузуальным моделям. Нами обнаружено 119 таких слов, что составляет примерно 86%.
     Например, он предлагал создавать парадигмы слов, зная значение отдельныхзвуков. “Найти, не разрывая корней, волшебный камень превращения всехславянских слов одно в другое…”(Рус лит сер в, 337). Если слово “Днепр” – потокс порогами, “Днестр” – быстрый поток, тогда “Мнепр”(вводится местоимение мне) –поток личного сознания, преодолевающий препятствия, а “Мнестр” – быстрый потокмыслей, “Гнестр” – быстрая гибель, “Снестр” – сон и т.д.
Хлебниковсоздал целую “периодическую систему слова”. Беря слово с неразвитыми,неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимостьпоявления новых слов. Если развитый “пляс” имеет производное слово “плясунья”,- то развитие авиации, “лёта”, должно дать – “летунья”.
Хлебниковсвободно обращается со звуками, заменяя в словах один зук на другой. Например,вместо слова дня используется его аналог — зня (меняется всего один звукв начале слова); может измениться звук и в корне, как в словах коняшня(вместо конюшня) и бабр (видимо бобр). Встречаются слова, в которыхпропущен или добавлен какой-либо звук: “В нахмуренные лббы и ноздри”, “…дитяотирает глазики! Мотри! Мотри! Дитя!” (возможно Хлебников имитируетдетскую речь).
Хлебниковмог образовать множество слов от одного корня. В его стихотворении “Заклятиесмехом” мы встречаем 16 окказиональных слов, созданных на основе корня “смех”:
              Заклятие смехом.
 О,рассмейтесь, смехачи!
О,Засмейтесь, смехачи!
Чтосмеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О,засмейтесь усмеяльно!
О,рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О,иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево,смейево,
Усмей,осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики,смеюнчики.
О,рассмейтесь, смехачи!
О,засмейтесь смехачи!
Толькона основе одного корня Хлебников рисует целую картину: это и смехачи(слово образовано по типу циркач – циркачи), которые не просто смеются, а  смеянствуют смеяльно; это и смеюнчики (используется уменьшительно-ласкательныйсуффикс юнч); и смешики (также используется суффикс ик); и т.д.
Встречаютсяу Хлебникова и другие словообразовательные модели, например:
     Сыновеет– безличный глагол, созданный по образцу глагола такой же структуры   вечереет.
     Красотинцы– одушевление неживых предметов. По этой же модели созданы такие слова как: смеюнчики,смехачи, времири, времыня, жарирей, поюны. Такие слова можно восприниматьтолько в контексте:
   Там, где жили свиристели,
    Гдекачались тихо ели,
   Пролетели, улетели
   Стая легких времирей.
    Гдешумели тихо ели,
    Гдепоюны крик пропели,
   Пролетели, улетели
   Стая легких времирей…
Идальше, в этом же стихотворении, он образует от слова поюны совершенноновое – краткое причастие поюнна (“Ты поюнна и вабна…”).
      Достоевскимо,пушкиноты, чингисхань, ниагарится - модель  образования нового слова отимени собственного, когда нормальными, обычными для данного суффикса являютсяобразования от нарицательных существительных.
  Сложные слова: бесповеликая, предземшарвеликая (земной шар + великий), хорошеуки(хороший +наука), лебедиво (лебедь+диво), Перунепр (Перун+Днепр).Создавая новые слова, Велимир Хлебников нередко использует древнерусские основыслов, например окопад .
     Серпень– слово, созданное с помощью непродуктивного суффикса      –ень- (как ливень).
      Очаревна– от  очарование – по типу слова царевна.
      Мореречи– слово, образованное путем слияния словосочетания “море речи”.
      Поюнна,вабна, видель – значение этих слов затуманены, мы можем толькопредполагать, что они обозначают.
      Вслове немь Хлебников использовал один из древнейших словообразовательныхтипов русского языка – образование безаффиксных существительных 3 склонения (отприлагательного немой). В русском языке такой способ словообразования сейчас непродуктивен, но он остается продуктивным в  диалектах.
      Ай,айный, сенозарник, грозник, свадебник – это название месяцев в году.
    Создавая окказионализмы, Хлебников создал свою неповторимую поэзию. Егознаменитое стихотворение “Кузнечик” создано на основе звуковых ассоциаций.
                   Крылышкуя золотописьмом
                   Тончайших жил,
                   Кузнечик в кузов пуза уложил
                   Прибрежных много трав и вер.
                    -Пинь, пинь, пинь! –
                    тарарахнул зинзивер.
                   О, лебедиво!
                   О, озари!
Читаяэто стихотворение, кажется, что все слова созданы самим автором, но это не так,собственно окказиональными здесь являются слова крылышкуя,  лебедиво, авот слова вер и зинзивер, которые тоже можно принять за окказионализмы,на самом деле обозначают название камыша (вер) и камышового воробья (зинзивер).И все это вместе взятое создает неповторимую музыку стихотворения.       
      Таким образом, можно сделать вывод, что Велимир Хлебников создавалокказионализмы по новым, ранее неизвестным моделям или же с использованиемтрадиционных способов, но с нарушениями и отступлениями.
                           
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
     Вразные периоды развития литературы поэты и писатели уделяли большое вниманиеслову, старались сделать его более емким, ярким. Нередко авторы прибегали ксозданию новых слов – окказионализмов. 
    Как уже было сказано, особенно богатым на языковые эксперименты был серебряныйвек русской литературы. Наиболее “революционной”  стала группа кубофутуристов,которая проводила преобразования на всех уровнях языка.
     Вданной работе мы обратились к творчеству Велимира Хлебникова. Именно он сталавтором термина “заумь”, создал не просто множество новых слов, но и попыталсяобъединить все слова языка, создать всемирный язык: “ Наша цель – создать общийписьменный язык    общий для всех народов третьего спутника Солнца, построитьписьменные знаки, понятные и приемлимые для всей населенной человечествомзвезды, затерянной в мире”. (Творчество зар.п., стр. 38).
      На примере нескольких его сборников мы попытались проанализировать, какие жемодели словообразования чаще всего использовал В.Хлебников в своем творчестве.Можно сделать вывод, что дифференциация индивидуально-авторских новообразованийпо их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русскогоязыка привела к следующим результатам:
- большая частьновообразований – собственно окказионализмы, созданные по индивидуально-авторским моделям. Хлебников не только создавал слова для данного контекста, ностарался объединить их в единый язык;
- меньшую частьсоставили потенциальные слова.
Изучениенеодериватов необходимо, так как позволяет проникнуть в  авторскую “мастерскую”поэта. Без описания подобных явлений  нельзя считать картину русскогословообразования полной.
     Также материалы данного исследования являются хорошей основой для созданияфакультативного курса по русскому языку, расширив тем самым знания школьниковпо словообразованию. А так как эти неологизмы нельзя рассматривать безрассмотрения художественного текста, то имеется возможность созданияинтегрированного курса, находящегося на стыке русского языка илитературы.       
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.
1.А.Г.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах. “Вопросысовременного русского языка”. Краснодар,1968, стр.6.
2.Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары.\Сост.Т.Дубинская-Джалилова.М.,1990.с.5-6.
3. (Русс.Лит-ра. Смирнова, 264
4.Баевский.,223.
5.Сер.Век как отраж. Револ., Москва №2, С 219-220).
6. (Руслит сер века, 325).
7.В.В.Лопатин. Рождение слова. Наука. М., 73.
8. Велимир Хлебников. Библиотека поэзии. Санкт-Петербург,Диамант.,98.
9.В.Хлебников. Лирика. Минск, Харвест.,99.
10.Современный русский язык. Под ред. Леканта П.А. М.,2000.
11.Русская литература 20 века. Учебник. 11 класс. Под ред. Агеносова. М.,98.
12.Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.
13.Намиткова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов, 1986.
14.Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. НижнийНовгород, 1994.
15.Ревизина О.Г.Поэтика окказионального слова//Язык как творчество. М.: ИРЛЯРЛН, 1996.
16.РозентальД.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.М.: Просвещение, 1985.
17.Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П. М:Советская энциклопедия, 1979.
18.Творчество поэтов русского Зарубежья в контексте нереалистических течений конца19 – начала 20 века/Автор-составитель И.Г.Секачева.Соликамск, 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Окказионализмы,созданные В. хлебниковым.
1. Немь.
2. Лукает.
3. Закричальность.
4. Столика.
5. Упавном.
6. Мореречи.
7. Земец.
8. Свирел.
9. Хотель.
10. Кружеток.
11. Виденнега.
12. Крылышкуя.
13. Золотописьмом.
14. Лебедиво.
15. Времирию
16. Поюны.
17. Поюнна.
18. Вабна.
19. Очаревна.
20. Невестнейших.
21. Улыбен.
22. Дедину.
23. Серпень.
24. Осенины.
25. Оснегурить.
26. Цекавый.
27. Бухлесиный.
28. Видель.
29. Времыши.
30. Перунепр.
31. Ночери.
32. Коняшня.
33. Лалы.
34. Воздушенка.
35. Чингизхань.
36. Заратустрь.
37. Моцарть.
38. Роопсь.
39. Смелоликих.
40. Достоевскимо.
41. Пушкиноты.
42. Бесповеликая.
43. Предземшарвеликая.
44. Жарбог.
45. Грезитва.
46. Стаедей.
47. Жарирей.
48. Огнезарную.
49. Стожарною.
50. Сослоненных.
51. Оснуя.
52. Надармака.
53. Сыновеет.
54. Стыдесной.
55. Росный.
56. Дремя.
57. Дерёзы.
58. Гробеем.
59. Зня.
60. Прободают.
61. Огневом-сечивом.
62. Зыбку-улыбку.
63. Куревом-маревом.
64. Дымность.
65. Глубокожирных.
66. Вечерогривы.
67. Утровласа.
68. Сверепооки.
69. Черниловодных.
70. Печальнооких.
71. Смелоликих.
72. Синезначимой.
73. Стерх.
74. Желтострунный.
75. Бабр.
76. Лббы.
77. Мотри.
78. Зачеловеческие.
79. Девицедымный.
80. Красотинцы.
81. Ниагарится.
82. Эхнатенственно.
83. Хорошеуки.
84. Остроглазья.
85. Скорословарь.
86. Смехачи.
87. Смехами.
88. Смеянствуют.
89. Смеяльно.
90. Усмеяльно.
91. Рассмешищ.
92. Надсмеяльных.
93. Усмейных.
94. Иссмейся.
95. Рассмеяльно.
96. Надсмейных.
97. Смеячей.
98. Смейево.
99. Усмей.
100. Осмей.
101. Смешики.
102. Смеюнчики.
103. Бобэоби
104. Вээоми.
105. Пиээо
106. Лиэээй
107. Гзи-гзи-гзэо.
108. Дровоядный.
109. Желтозарный.
110. Среброрунных.
111. Пья.
112. Стройно-плечистые.
113. Мальчишески-прекрасных.
114. Морозенки.
115. Снежно-могучая.
116. Станичане.
117. Пря.
118. Омамаены.
119. Солнцеловов.
120. Тайновиденье.
121. Годую.
122. Дзыга.
123. Мра.
124. Голубо.
125. Тысячеоконных.
126. Лечилицах.
127. Провопли.
128. Смешиного.
129. Небоход.
130. Облакоход.
131. Лесины.
132. Летины.
133. Волит.
134. Вырей.
135. Грезный.
136. Миял.
137. Ячаньем
138. Обезлисили.
139. Числобог.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Enzymes Essay Research Paper An enzyme is
Реферат История развития информационного рынка в России
Реферат Українські землі у складі Російської та Австро-Угорської імперій
Реферат История развития ЭВМ 2 3
Реферат Физические качества и методика их развития
Реферат "История Интернет"
Реферат История возникновения WWW
Реферат Уголовные наказания в Российском уголовном праве система виды тенденции правового регулирования
Реферат Современные теории развития мирового хозяйства
Реферат Конкуренция и ее виды 2
Реферат Mocкoвcкиe пaмятники пoбeды в Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйнe
Реферат Исследование точности численного интегрирования 2
Реферат Автоматизированные информационные системы управления персоналом предприятия
Реферат Договор страхования 2
Реферат Приготовление блюд из отварного мяса и рыбы их значение в лечебно-профилактическом питании человека