Реферат по предмету "Исторические личности"


Казахское ханство в XV-XVII вв

Глава6.
КАЗАХСКОЕХАНСТВО В XV-XVIIВВ.
§1. Политическаяистория
Становлениеи развитиеказахскойгосударственностив регионесредневековогоКазахстанаимело важнейшеезначение длясложе­ния иконсолидации, сохраненияцелостностиказахскогоэтноса на длительномпути его развития.Письменныеисточникисодержат достоверныесведения окрупном позднесредневсковомгосударстве— Казахскомханстве, игравшемзаметную рольв регионеЦентраль­нойАзии, в системегосударствевразийскихнародов. С серединыXV в. и до началаXVII в. Казахскоеханство былофактическиединым политическиморганизмом, отличавшимсябольшей илименьшей степеньюстабильности.Оно пережиловремя становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалосьна отдельныеханства (втерриториаль­ныхпределах жузов).Территорияханства неоднократноменяла своиочертания подвлиянием главнымобразом внешнеполитическихсобытий, нопочти всегдав пределахрасселенияказахскогоэтноса —отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика), отАлтаяи Тянь-Шаня доКаспия и Арала.Хотя, разумеется, в средневековьеэтничес­киеи государственныетерриторииказахов, каки других народоврегиона, какправило несовпадали.
ТерриторияКазахскогоханства вXV—XVII вв. по даннымисточ­никовтого временибыла на разныхэтапах меньшеэтническойтерриторииказахов, территорииих расселениякак в оседлыхрайо­нах, таки в пределахосновных пастбищи границ кочевыхмаршрутовСтаршего, Среднегои Младшегожузов. Зайнад-Дин Васифи(XVI в.) в сочинении«Бадаи ал-вакаи», как упоминалосьвыше, термином«Казахстан»называет землина Чу и Таласев Юго-ЗападномСеми­речье, т. е. район размещениятех казахов, что были подданнымиханов Джаныбекаи Гирея, районвозникновенияКазахскогоханства в егопервоначальныхграницах'. Автор«Михман-наме-йиБухара» размещаеткочевья казаховнамного западнее, чем Зайн ад-ДинВасифи. Он пишет, что казахи(времени хановБурундука иКасыма) кочуютот Итиля (Волги)до Сырдарьии располагаютсявдоль нее назимовку. Обитателямиобширной степнойтерриториик северу отСырдарьи иАрала он называеттакже мангытов(ногайцев) иузбеков-шайбанидов2.По русскомуисточнику— «Книге БольшомуЧертежу» (XVIIв.) «кочевьяКазахской Орды»располагалисьпо среднемутечению Сырдарьии севернее ее«на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка.
Противоречивостьсведений источниково землях Казахскогоханства отражаетуспехи и неудачиего правителейв борьбе заукреп­лениевласти на разныхэтапах развитияэтого государства.Правителиханства велисамостоятельнуювнешнюю политику, их подданныеимели мирныеконтакты, хозяйственно-культурныесвязи с соседни­минародами истранами Среднейи ЦентральнойАзии, с Российскимгосударством.Нередко этиотношенияпрерывалиськраткими набе­гамии затяжнымивойнами. В ходевоенных акций, борьбы запогра­ничныеземли, миграцииплемен и родовнередко менялись, но в конечномитоге —формировалисьгосударственныеи этническиетерриториинародов региона.Важно отметить, что казахскиеханы собираливоедино земли, уже подготовленныек общей государствен­ностии объединениюдолгим этнополитическими хозяйственно-культурнымразвитием.
Развитиегосударственностиместного населенияв XIV—XVвв. шло на основепостепенноговосстановленияхозяйства, городов и земледелияна юге Казахстана, в условияхопределенногоразвития феодальныхотношений, наместной этническойоснове, хотяи под эгидойЧингизидов, удерживавшихвласть на обширнойтерриторииКазахстанав течение болеепяти столетий.Но в отличиеот монголь­скихулусов, насильственнообъединившихмножестворазнородныхэтнополитическихорганизмов, племен и народностей, пришла госу­дарственность, основаннаяна более определеннойэтническойосно­ве, на базеформировавшихсянародностей.ОбразованиегосударствАк-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Ордыбыло значительнымэтапом в развитиигосударственностиместного, главнымобразом, населения, в конечномсчете —казах­скойнародности, но наряду с ней— и другихнародов, формировав­шихсячастью и натерриторииэтих государств.Оно способствовалозаметной эволюциихозяйства врегионе, укреплениюхозяйственныхсвязей междукочевым и полукочевымскотоводческими оседло-земледельческимнаселением.Это, в свою очередь, содействовалообщению близкихпо языку, материальнойи духовнойкультуре этни­ческихгрупп. В этихгосударствахбыло многообщего в вопросахобеспеченияих жизнедеятельности— в улуснойсистеме организациикочевого населения, в структурахправящей (ханской)власти, ком­плектованиивооруженныхсил, налоговойсистеме. В основномэти формы иструктуры быливзяты из монгольскоговремени, сохрани­лисьони в последующеевремя и в Казахскомханстве. Относительностабильноесуществованиев политическихрамках упомянутыхгосу­дарствсоздавалоотдельнымэтническимколлективамгарантии вы­живанияи развития, возможность, например, долгогои упорногопротиводействиявнешнейагрессии—завоевательнойполитике эмираТимура, калмакскимтайшам, другимпретендентамна их террито­рию.
Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистани Ногай­скаяОрда подготовилиусловия дляпоследующегогенезиса этническиоднородныхфеодальныхгосударствв регионе, дляболее теснойконсолидацииэтническихобщностей— народностейказахс­кой, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однаковхождениеотдельныхчастей формировавшейсяказах­скойнародностив несколькополитическихобразований— госу­дарств, а также беспрерывныевойны и усобицыДжучидов ифеодаль­нойверхушки родови племен, приводившиек потере производительныхсил, в том числеи людских резервов, к экономическомуупадку, разобщениюродственныхэтничсскихгрупп, разрывуполитическихи хозяйственныхсвязей, тормозилипроцесс консолидациинароднос­ти.Со всей необходимостьювставала задачапреодоленияполитиче­скойразобщенностиэтническиблизких групп, государственногообъ­единенияказахскихплемен и родов, фактическиуже сложившихсяв народность.Решению еереально способствовалообразованиеКазах­скогоханства.
ВозникновениеКазахскогоханства явилосьзакономернымито­гомсоциально-экономическихи этнополитическихпроцессов наобширной территорииВосточногоДашт-и Кипчака, Семиречья иТуркестана(Южного Казахстана).Формированиев XIV—XV вв. единогоэкономическогорегиона на базеестественнойинтеграцииобластей сосмешаннойэкономикой, кочевой скотоводческойи осед-ло-землсдсльческой, городской— с тоогово-ремесленнымнаправле­ниемхозяйства, подготовилоусловия к объединениювсех земельрегиона в однойполитическойструктуре.Укреплениеэкономичес­ких, культурных, общественно-политическихсвязей кочевогои осед­логонаселения~способствовалоэтническомуединению казахскихродов и племен, фактическомузавершениюдлительногопроцесса сложениянародности.Эти обстоятельстваявились объективнымипричинами иусловиямиформированиясобственноказахскойгосу­дарственности.Стремлениесформировавшейсякрупной этносоци-альнойобщности ксозданиюмоногосударственности, к собственнойсоциально-территориальной, государственнойорганизации, харак­терноне только дляпозднего времени— времениформированиянаций, но и длясредневековья, когда завершалосьв основномсложе­ниесовременныхнародов регионаЦентральнойАзии.
Преодолениераздробленности, политическойразобщенностичас­тей казахскогонарода в разныхгосударственныхобъединениях, свя­зано сименами Джаныбекаи Гирея. Ихдинастийнысинтересы, борьбас другими Чингизидамиза власть встепи совпалис интереса­миразличныхсоциальныхгрупп народа, как из родовойзнати, так ирядовыхтружеников-скотоводови земледельцев.Они объективноотразили стремлениеконсолидировавшегосянарода к созданиюса­мостоятельногогосударства.
Согласнородословным, помещеннымв ряде источников(напри­мер,«Таварих-игузида-йинусрат-наме»), Джаныбек иГирей былиблизкимиродственниками3.В источниках, повествующихо действи­яхэтих первыхказахскихханов-соправителейв 51)—70-х гг.XV в., нет точногоразъяснения, кто из них былглавным, ихимена пишутсярядом не в строгомпорядке. Обаони имели правона власть, одинкак прямойпотомок ханаБарака (Джаныбек), другой —как старшийпо возрасту(Гирей). Но посколькув государствахсредневековогоКазах­стананаряду с постепенноутверждавшимсяпринципомпрямого наследованияханской власти(от отца к сыну)сохранялсяи старый тюрко-монгольскийпринцип преимущественногоправа на ханскуювласть старшегов роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претен­доватьна титул хана.
Конкретныйход образованияКазахскогоханства связанс внутри­политическимсостояниемдвух государствна территорииКазахстана
—ханстваАбулхайра(Государствакочевых узбеков)и Могулистана, историческиесудьбы которыхво второй половинеXV в. завершалисьупадком и развалом.В обоих государствахусиливалосьэкономичес­коемогуществокочевой знати, росли ее центробежныестремления.Наиболее влиятельныевожди родови племен восточногоДсшт-и Кыпчакаи Семиречьястремилиськ политическойнезависимостиили искалипокровителяв лице кого-либоиз Чингизидов, в середине векапродолжавшихоспариватьвласть хановАбулхайра(вГосударст­векочевых узбеков)и Есен-Буги (вМогулистане).
Действияпервых казахскихханов, направленныена созданиеи упрочениеединого государства, были поддержаныверхушкойказах­скихродов и племен, так как отражалиинтересыгосподствующейпрослойкиказахскогообщества.Значительнаяее часть сплотиласьвокруг Гирсяи Джаныбекаеще в 40—50-хгг. в южных районахКазахстана— в предгорьяхКаратау, в низовьяхСырдарьи, севернойчасти Туркестана.Пока Абулхайр-ханбыл занят борьбойза укрепле­ниесвоей властив степи, наследникиханов Ак-Ордыобеспечивалина юге Казахстанасильную власть.К ним стекалисьмногие недово­льныеАбулхайромвожди родови племен сосвоими подданными.
В руках Джаныбекаи Гирея находилисьгородскиецентры и крепостив предгорьяхКаратау и наСырдарье— Сузак, Сыгнак, Сауран и другиеменее крупныекрепости.ПоддерживавшиеДжаны­бекаи Гирея кочевыероды и племенаиспытывализначительныетрудности всвязи с отсутствиемвозможностисовершатьтрадицион­ныесезонные перекочевкив степные районыКазахстана, занятые кочевымиподданнымиАбулхайра. Этипоследние, всвою очередь, были лишенывозможностиприкочевыватьна привычныеместа зимовокв районы Нижнейи Средней Сырдарьи, вести торговыйобмен.
Враждебныеотношения междуплеменами улусаШайбана и улусаОрды еще болееусугубилисьпосле занятияАбулхайромСузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в1446 г. ПодданныеДжаны­бекаи Гирея сосредоточилисьв низовьяхСырдарьи, восточнойчасти предгорийКаратау. Отэтой политическойразобщенностистрадали подданныеи Шайбанидови казахскихправителей, поскольку былинарушены традиционныеэкономическиеи культурныесвязи, этно-политическоевзаимообщение.Еще более стесненнымстало положе­ниеказахских родови племен, подчиненныхГирею и Джаныбеку, после пораженияАбулхайра откалмаков (ойратов)в конце 50-х гг.
Еще в 20-х гг.XV в. ойраты сталинападать наСемиречье впоисках пастбищ, добычи, выходана торговыецентры. В 50-х гг.они появи­лисьна территорииТуркестана.В 1457 г. Абулхайр-ханпотерпел отних жестокоепоражение, бежал с полябоя. Заключивмир с Абулхай­ромна тяжелых длянего условиях, ойраты ушличерез Чу в своиземли, а Абулхайрпринялся жестокимимерами наводитьпорядок в своихулусах, в томчисле и на югеКазахстана, расправляясьс непри­знавшимиего властьДжучидами.Действия Абулхайрав объятых разбродоми возмущениемпосле пиратскогопогрома улусахВосточ­ногоДешт-и Кыпчака, как и неспособностьмогулистанскогохана оградитьнаселениеСемиречья отпиратских орд, привели к ещебольшему недовольствународных масс.
Почти незатухавшиеусобицы и войнытяжело отражалисьна положениинародных масс.Военные действияотрывали рядовыхкочевниковот производительноготруда, неслиим бедствияи разо­рение, болезни и гибель.Возмущениенародных массвыливалосьв характернуюдля средневековогокочевого обществаформу сопро­тивления— уход, откочевкуиз-под властисвоего правителя.Начи­ная с конца50-х годов XVв. в течениедесятилетияпроизошла однаиз таких откочевок— массоваяпередвижкачасти казахскогонаселе­нияиз ВосточногоДешт-и Кыпчака, оазисов Туркестанаи предгорийКаратау в западнуючасть Семиречья, на территориюМогулистана.Джаныбек иГирей возглавилироды и племена, уходившие запреде­лы ханстваАбулхайра.Известие обэтом впервыепоявилось в«Тарих-и Рашиди»МухаммадХайдардуглата4.Махмуд бен Валиподчеркива­ет, что Джаныбеки Гирей отказалисьповиноватьсяАбулхайр-хануимотивировалисвой отказтрадициейнаследованиявласти в степиЧингизидами, обеспечивавшейих право какпотомков хановАк-Орды на властьв ВосточномДешт-и Кыпчаке3.
О том, чтобегство недовольногонаселения былоне единичнымактом, а длилосьв течение многихлет, свидетельствуютданные многихисточников.Особенно оноусилилосьпосле смертиАбулхайра в1468 г. и распадаего государства:«В то время какони [казахскиеханы] благоденствовалитам, Узбекскийулус послесмерти Абулхайр-ханапришел в расстройство;[в нем] началисьбольшие неурядицы.Большая часть[его подданных]откочевалак Кирай-хануи Джани-бек-хану, так что число[собравшихся]около них [людей]достигло двухсоттысяч»''. Этимдействиемнародных массбыло положеноначало последующемуобъединениюразрозненныхгрупп казахов, в том числе исемиреченских, в одно государство.
-Казахскоеханство в первоевремя занималотерриториюЗападно­гоСемиречья, долины Чу иТаласа. Онообъединялокак переместив­шиесяиз Центральногои Южного Казахстанаказахские родыи племена, таки местные. ПравительМогулистанаЕсен-Буга неимел реальныхсил, чтобы остановитьпередвинувшихсясюда казахов.Он вступил всоюз с казахскимипредводителями, надеясь с ихпомощью обеспечитьбезопасностьграниц Могулистанаот территориальныхпретензийАбулхайра, Тимуридов, набегов калмаков.После смертиЕсен-Буги в1462 г. в Могулистаненаступилофактическиполное безвластие.В этих условияхвозникновениеи упрочениеКазахскогоханства в Семиречьебыло вполнезакономернымактом. МухаммадХайдар дуглатотносит времяобразованияКазахскогоханства к 870г. хиджры(1465—1466 гг.)7.
, В~последующиедесятилетияXV— началеXVI вв. Казахскоехан­ство укрепилосьэкономическии расширилосьтерриториально, вклю­чив значительнуючасть этническойтерриторииказахов. Укрепле­ниеКазахскогоханства происходилов сложной обстановкепослед­нихдесятилетийXV в., заполненныхвойнами, усобицами, большими ималыми миграцияминаселения впределахказахстанско-среднеазиатскогорегиона. Сошлос историческойсцены в ВосточномДешт-и Кипчакеханство ШайбанидаАбулхайр-хана; ушла в прошлоевоенная иполитическаямощь государстваТимуридов, наисходе XV ив самом началеXVI вв. окончательнопотерявшихвласть над
МЪвсраннахромв борьбе спредводителемкочевых узбековвнуком АбулхайраМухаммадомШайбани; фактическираспался нанесколь­кофеодальныхвладений Могулистан.В результатеокончательногораспада ЗолотойОрды на территориях, расположенныхсевернее изападнее казахскихстепей, вычленилисьновые государства—Сибир­ское, Казанское, Астраханскоеханства.
Казахскиеханы сразу жепосле смертиАбулхайравмешались вборьбу за властьв степи. Главнымиих противникамибыли наследни­киАбулхайр-хана— его сынШайх-Хайдари внуки МухаммадШайба­ни иМахмуд-султан.Союзникамиже были их давниесторонникиАхмад-хан (потомокТука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захватившийвласть на большейчасти территорииЗападной Сибири, мангытские(ногайские)мирзы. Послегибели сынаАбулхайра еговнуки бежалив Туркестан, где получилипомощь тимуридскогона­местникаМухаммадМазид-тархана.Именно в этомрегионе разыгра­лисьосновные событияистории Казахскогоханства последнейтрети XV в., определившиедальнейшиесудьбы молодогогосударства, воз­можностьполитическогообъединениямногочисленныхродопле-менныхгрупп, вошедшихв казахскуюнародность, и ее этническойтерриториив одном государстве.
Район Присырдарьии Каратау былближайшим квладениямказахских хановв ЗападномСемиречье. ХаныДжаныбек иГирей стремилисьв первую очередьутвердить правана эти земли, являвши­есядля них наследными, в том числе нагорода Сузак, Сыгнаки другие. Ноглавной причинойтого, что борьбаханов-джучидовза власть надВосточнымДашт-и Кыпчакомразвернуласьне столько встепных районах, сколько в Туркестане, было экономическоеи стратегичес­коезначение данногорегиона. Присырдарьинскиегорода быливаж­ными центрамиторгово-экономическихсвязей длянаселениястеп­ных районов; превосходнымидля своеговремени крепостямии могли выдержатьдлительнуюосаду. Традиционноони являлисьадминис­тративно-политическимицентрамипредшествующихгосударствен­ныхобразованийна территорииКазахстана.Земли нижнегои сред­неготечения Сырдарьибыли необходимыказахскимкочевым племе­намкак ценныезимние пастбища.Однако использоватьэти пастби­щаможно было, лишь владеяключевымипунктами этойтерритории— городами-крепостямиТуркестаноми Каратау.--PAGE_BREAK--
Отмеченныепричины, побудившиеказахских хановв первыежегоды послесоздания ханствавести борьбуза Присырдарьинскиегорода и Туркестанв целом, относятсяполностью ик их противникуМухаммадуШайбани, когдаон пыталсявосстановитьвласть Шайба-нидовв ВосточномДешт-и Кыпчаке.В свою очередь, Тимуриды Мавераннахраотстаивализахваченныеими когда-тоу Ак-Орды горо­да, превращенныев оборонныекрепости противкочевниковстепных районов.Вмешались вборьбу и могульскиеханы Юнус и егосын СултанМахмуд, пытавшиесяв условияхупадка Могулистанаи ухода из-подих власти казахскогоСемиречья икиргизсихрайоновПри-тяньшаньязаполучитьгорода в районеюга Казахстана.
Казахскиеханы в развернувшейсяна три десятилетияборьбе обладалинесомненнойреальной силой, вокруг нихсплотилисьзна­чительныемассы кочевников, у них был прочныйтыл в Семиречье, их нередкоподдерживалигородскиевласти и населениев Туркеста­не.Удачными былишаги по привлечениюв союзникидругих претен­дентовна власть встепи и в Туркестане.Им удалосьпривлечь насвою сторонуи эмира из НогайскойОрды, Муса-мирзу, прежде обещавше­гопоставитьМухаммадаШайбани «ханомДсшт-и Кыпчака».
В 70-е гг. произошлонесколькокрупных сражений— под Саура-ном, Сузаком, у перевалаСогунлук вгорах Каратау, в других местах.ЗахватывалиЯсы (Туркестан), Сыгнак то казахскиеханы, то Мухам-мадШайбани, победыи поражениявыпадали надолю обеихвражду­ющихсторон. В одномиз сражениипогиб сынДжаныбек-ханаМах­муд-султан.Он был владетелемСузака, в товремя как егобрат Иренчизанимал Сауран.Одним из видныхпредводителейказахских войскв этот периодбыл сын Гирей-хана(правившегопримерно до1473—-74 гг.) Бурундук.Одни источникиназывают егоханом примернос середины 70-хгодов, другие— с 14УО года''.Во время правленияБурундукаприобрел известностьсын Джаныбек-ханаКасым (род. ок.1455). Он былудачливымполководцем, предводителемконницы, участвовалво многих битвах.
В 80—90-е гг.борьба засырдарьинскиегорода и ихоазисы продол­жаласьтакже с переменнымуспехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократноосаждали Сыгнаки Ясы, Аркук иСауран, и нередкоосада длиласьпо несколькумесяцев. Одиниз эпизодовборьбы завер­шилсясдачей Сыгнака, в котором МухаммадШайбани оставилчасть своеговойска. Приэтом жителиСыгнака мотивировалисвои дейст­виятем, что «преждеэтот вилайетпринадлежалБурундук-хану»9.В другой разСауран был сданБурундук-хануего жителями; казахам былвыдан и находившийсяв городе братМухаммадаШайбани со всемего окружением.Осада Отрарав конце 90-х гг.закончиласьперемириеммежду МухаммадомШайбани иБурундук-ханом.
Итогом борьбык исходу XVв. было включениев состав Казахскогоханства городовСузака, Сыгнака, Саурана. МухаммадШайбани удер­жалв своих рукахОтрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясьна которые, атакже на поддерживавшиеего узбекскиеплемена Дешт-и Кыпчака, онсмог добитьсяпобеды надТимуридамиМавераннахра.У Мухамма­даШайбани дляборьбы за властьв степи не оказалосьреальных сил, фактическион был вынужденограничитьсялишь борьбойза присыр-дарьинскуютерриторию, так как в первыеже годы потерялвсякую возможностьутвердить своювласть в бывшихвладенияхсвоего дедаАбулхайра встепных просторахКазахстана.
Присоединениек Казахскомуханству частиприсырдарьинскихоазисов явилосьключом к успехуказахских хановпо объединениюстраны в целом.К концу XVв. расширилисьпервоначальныеграни­цы ихгосударства.В него вошли, помимо ЗападногоСемиречья, отмеченныевыше городав Южном Казахстане, район Каратаус прилегающимистепнымитерриториями, низовья Сырдарьии Север­ногоПриаралья, значительнаячасть ЦентральногоКазахстана.Многие Джучидыудалились стерриторииКазахстанаискать удачив Астраханское, Сибирское, Казанскоеханства. Подвласть казахскихханов переходиливсе новые иновые казахскиероды и племена; в тесный союзс ними вступилиногайцы. Фактическик началу XVIв. Казахскоеханство занималотерриториюсвоей предшественницы
Ак-Орды(Кок-Орды) и частьМогулистана.Мухаммад Хайдарписал. что «впродолжениевсего временидо 940 г. х.(1533—34 гг.) казахивсецело владычествовалив большей частиУзбекистана[т. е. Восточ­ногоДешт-и Кыпчака]»'".
НаибольшегомогуществаКазахскоеханство достиглов первой четвертиXVI в., особеннопри хане Касыме(1512—1521 гг.). факти­ческион стал правитьеще при Бурундуке".С началом егоправлениявласть перешлак потомкамДжаныбека. Ещев период противобор­стваБурундука иКасыма МухаммадШайбани предпринялнесколькопоходов натерриториюказахов. Казахскиесултаны такжесовершалинабеги на городаюжной частиТуркестанаи Мавераннахра.Участник одногоиз походовМухаммадаШайбани (1509г.) Фазлаллахибн РузбиханИсфахани сообщалоб огромномколичественразнообразиизахваченнойв разграбленномулусе Джаныш-султанадобычи. Былозахвачено свышедесяти тысячказахских юртна повозкахвместе с домашнейутварью, имуществом, одеждой, разнымитоварами, верхо­выелошади, коровы, верблюды, овцы, количествокоторых «сосчи­татьневозможно»12.Эти сведенияпозволяютсудить не толькооб экономическоммогуществеказахов, но ибольших потерях, которые неслиим бесконечныевойны. В результатетрех походовШайбани противказахов емуудалось временновытеснитьказахскихправите­лейза пределыоазисов Туркестана.
В следующем,1510 г. МухаммадШайбани вновьпришел к Сыгнаку, но потерпелсокрушительныйразгром отвойск Касыма; остатки узбеков, разбитые ирассеянные, бежали в Самарканд.В конце этогогода МухаммадШайбани погибв Хорасане, подМервом, в битвес шахом Ирана.
Для закрепленияна СырдарьеКасым выгодноиспользовалполи­тическуюситуацию вСредней Азии.Борьба потомковМухаммадаШайбани с ТимуридомЗахир ад-ДинМухаммад Бабуромотвлекла вниманиеШайбанидовот Туркестана.Ряд его южныхгородов при­зналвласть Бабура.В Сайрам и егоокрестностион назначилнамест­никомКатта-Бека. Новскоре, в1512г., ШайбанидУбайдаллах-султанодержал верхнад Бабуром; наместникипоследнегобыли изгнаныиз их владений.Осажденномув Сайраме Катта-бекуудалось оказатьсопротивлениеузбекам; онпродержалсяв крепости всюзиму, а раннейвесной 1513г. позвал напомощь Касым-хана, находившегосяна зимовке наКараталс, обещавсдать ему крепость.Касым принялпредложение; Катта-бек уговорилКасым-ханавыступитьпротив ШайбанидаСуйундж-ходжи, правившегов то время вТашкенте. Разграбивокрестностигорода, казахивозвратилисьв Сайрам.
Касым поддерживалдружескиеотношения сханом МогулистанаСултан Саидом.Могульскийхан предлагалКасым-хануорганизоватьсовместныйпоход на Ташкентв конце летаэтого же года, однако Касымуклонился отпредложения, сославшисьна необходимость«подумать озимовках, таккак [сбор] ипостроениевойска в этовремя неосуществимы»'3.
Касым-ханутвердил своегосподствонад обширнымистепнымипространствамиказахскойтерритории.Уход СултанСайда в 1514г. в ВосточныйТуркестанобусловилукреплениевласти казахскогохана в Семиречье.На западе подего властьоткочевалигруппы из родови племен переживавшейкризис НогайскойОрды. Границыханства расширилисьдо бассейнар. Яик. На югевладения Касым-ханадохо-дилидоСырдарьи, включая Сайрамскийвилайет. Насевере и северо-востокевладения Касымапростиралисьдалеко за Улутауи оз. Бал­хаш.
Впервые послемонгольскогозавоеваниятерриторииКазахстанабыли объединеныв одном государствепочти все казахскиероды и племена, в том числе иСемиречья.Число подданныххана Касымасовременники(МухаммадХайдар-мирза)определялимиллиономчеловек. Принем узнали оказахскомгосударствеи в западныхстранах. Началисьпосольскиеконтакты Казахскогоханства с Мос­ковскимгосударством.Крымский ханв перепискес турецкимивлас­тямивысказывалбеспокойствопо поводу расширениявладений казаховв западномнаправлении.
В 20-х гг., послесмерти Касыма, междоусобицысултанов-джучи-довна время ослабилиКазахскоеханство. Вмеждоусобнойборьбе погибпреемник КасымаМамаш-хан. Кнеблагоприятнымфакторам жизниханства относитсясложившийсяпротив казаховсоюз узбек­скихи могульскихправителей.Были потеряныприсырдарьинскиегорода. Туркестанскийвилайет оказалсяв подчиненииШайбанидаУбайдаллах-султана.Казахский ханТахир (1523—1533)потерпел не­удачув борьбе с НогайскойОрдой, безуспешнопытался отвоеватьсырдарьинскиегорода. РаспризаставилиТахира бежатьв Семиречье, где в союзе скиргизами онотражал попыткимогульскогохана СултанаСайда восстановитьсвою властьв этом районе.При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи былиразбиты в1537 г. могульскимханом Абд ар-Рашидом.
По другимизвестиям онпогиб в битвес узбеками подСайрамом в1559 г. Вместе сним погиблиеще 20 казахскихсултанов. КадыргалиДжалаири отметил, что узбековв этой битвевозглавлялДервиш-хан, сыншайбанидскогоправителяТуркестанаи ТашкентаБарака (Нау-руз-Ахмед-хана).Практическидо конца XVIв. присырдарьинскиегорода Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (такстал называтьсяс XVI в. городЯсы) и другиевходили в составгосударстваШайбацидовМаве-раннахра.Казахскоеханство былоограниченов этот периодс юга по линиинизовий Сырдарьии Каратау. Основныминаправлениямиполитическойактивностиханов казаховвторой третиXVI в. были юго-восток, где в союзе скиргизами онивоевали с могуламии ойратами, атакже запади север, гдеказахи вступилив сложныевзаимоотношенияс ногайцами, башкирами, татарами. Успешнымивначале былидействия в этихнаправленияхвидного казахскогохана Хакк-Назара(1538—1580). Он боролсяпротив ойратови могульского'хана Абд ар-Рашида, отстояв навремя казахскиеземли на востокеи юге Семиречья.Для противостояниявраждебнымдействиямсибир­скогохана КучумаХакк-Назарустановилсоюзные отношенияс узбекскимханом Абдаллахом.
Хакк-Назар-ханпытался восстановитьправо казаховна земли, составлявшиеогромную территориюКазахскогоханства приего отце Касыме.Но в условияхтяжелой внешнеполитическойобстановкизадача эта вцелом сталаневыполнимой.В его время кграницам казахскихстепей приблизилосьРусское государствопосле завоева­
нияКазанского, Астраханского, затем Сибирского\;»н(.ч в. В казан­скиестепи хлынулиногайцы, башкиры, сибирскиетитары, наci>j))-дарьепоявилиськаракалпаки.В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесняказахов Старшегожуза, ойраты(джунгары). Вкакой-то периодказахскиевласти контролировалилишь территориик югу от Улутау, на Сарысу, вСеверном Приаральс, Каратау, в ЗападномСемиречье, примерно впределах, показанныхв… Книге БольшомуЧертежу».^раницыханства менялись, таким образом, не только взависимостиот военных идипломатическихспособностей, побед или пораженийханов, но, восновном, отвнешнеполитическихобстоя­тельств.В то же времячасть казаховоставаласьв местах своегообитания ипопадала вподчинениесоседних государстви правителеи.Казахи, проживавшиена территорииТуркестана, подчинялисьуз­бекскомухану Бараку, его сыну Баба-султану.Особенно частоперехо­дилопод властьдругих правителейкочевое скотоводческоенаселе­ниестепных пространств, например, казахскиероды кочевалини территорииСибирскогоханства, выходилив Бар.юинскисстепи. населенныев то время чатскимитатарами.Перемежалиськочевья казахови ойратов наземлях ВосточногоКазахстанаи Джунгариив зависимостиот военныхуспехов предводителейтех или другихнаро­дов. А подвласть Хакк-Назарана Эмбу, к Аральскомуморю, на Сырдарьюпереходилачасть ногайцев, растворившихсязатем в казах­скомМладшем жузе.
Процессвключения всостав Казахскогогосударствазападных земель, входивших послераспада ЗолотойОрды в составНогайской Орды, был сложными длительным.В серединеXVI в. на Эмбеосвободиласьот НогайскойОрды, находившейсяв состоянииупадка и разброда, и фактическибыла самостоятельнойдо началаXVII в. АлтаульскаяОрда14. Хакк-Назар-хануудалось взятьпод свой кон­трольземли от Сырдарьи, Приаралья доЭмбы и по левобережьюЯика, принявпод свою властьчасть ногайскихулусов. В намеренияхего было продвинутьсяи далее на запад15.Однако на западных, как и северныхграницах Казахскогоханства препятствиемдля их расшире­ниястало Русскоегосударство.
ВЮжном КазахстанеХакк-Назар-ханпопыталсяраздвинутьзам-кнутыйкруг своихвладений, неимевшихвыходак торгово-ремеслен-ными земледельческимцентрам. ОказавподдержкуШайбанидуАбдаллаху вего борьбе смятежнымБаба-султаном, он получил отшайбанидскогохана обещаниена право владениянесколькимигоро­дами вТуркестанскомвилайете. Баба-султантоже искалпомощи у казахскогохана и тожеобещал отдатьв суюргал «вилайетыЯсы и Сауран», но сам же убилприбывших кнему на переговорыказахскихсултанов, в томчисле двухсыновей Хакк-Назара.Вскоре погиби сам Хакк-Назар.
Ханомказахов сталШигай (1580—1582), потомок ханаДжаныбе-ка. Онсо своими сыновьямитакже оказалподдержкуузбекскомухану в борьбес Баба-султаном, в частностиучаствовалв знаменитомпоходе Абдаллаха1582 г. через Туркестан, где последнийосаждал крепостиСайрам, Сауран, Туркестан. Наобратном путиБаба-султанбыл убит казахскимсултаном Таваккулом(Тевеккелсм), сыном Ши-гая.Сырдарьинскиегорода сдалисьАбдаллах-хану, где он поставил своих наместников.Казахским жеправителямв награду запомощь досталисьпожалованияне здесь, а вСредней Азии.Нужны былидругие путидля закрепленияв регионесырдарьинскихгородов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Таваккулзахватил рядгородов в Туркестане, пытался взятьТашкент. В периодс 1586 до 1594г. ему пришлосьутверждатьсвое право наханствованиев длительнойборьбе с другимиказахски­мисултанами, сыновьямиХакк-Назара.Наладив отношенияс Моск­вой, вкоторых онвидел возможностьвоенного союзадля борьбы сузбекскимханом, Таваккул-ханв 1598 г. предпринялновый походв Среднюю Азию, в одном из сраженийразбил войскоАбдаллаха, вернулся вТуркестан. Вэтом же году, используямирную обстановкуна северо-западныхграницах своегогосударстваи междоусобицуШайбанидовв Средней Азии, замену этойдинастии новойдинастиейАштарханидов, он успешнозавершаетдлительнуюборьбу засыр-дарьинскиегорода. Предпринявновый походв Среднюю Азию, Таваккул-ханзанял городаАхси, Андижан, Ташкент, но водной из битвбыл тяжелоранен и умерв том же годув Ташкенте. Подоговору новогоказахскогохана Есима(1598—1628), сына Шигай-хана, с пред­ставителемАштарханидовв состав Казахскогоханства вошлиТур­кестанс его городами, а также Ташкентс вилайетом, и на некотороевремя Фергана.Но на ТашкентраспространялсясуверенитетАштар­ханидов(упоминаниеимени хана этойдинастии вхутбе и на монетах, чеканенныхв Ташкенте, отправка емучасти собранныхв вилайетеналогов и др.).Казахскиеправителинарушали этиусловия договора, что вызвалодлительнуюборьбу в началеXVII в. между казахскимии узбекскимиханами.
Так окончиласьдлительнаяборьба казахскихханов заоседло-земледельческиерайоны ЮжногоКазахстана, города на СреднейСырдарье. Сэтого временив состав казахскогогосударстваоконча­тельновошел этотрегион и надвести летТашкент16.
^Длительныевойны на территорииприсырдарьинскихгородов велик разорениюместного населения, упадку городскогохозяйства, разрушениюирригационнойсистемы, сокращению'земледелия.Во­енные действия, грабительскиенабеги противниковнарушали тор­говлюи отрицательносказывалисьна экономическомположении встепных скотоводческихрайонах. С вхождениемЮжного Казахстанакак развитогохозяйственно-культурногорегиона в составединого государствапредоставиласьвозможностьпреодолетьэти негативныеявления.
\В XVII в. внутриполитическаяжизнь в Казахстанене отличаласьстабильностью.Казахскоеханство всеболее распадалосьна части, усиливалисьфеодальныераспри. Различныегруппы кочевойзнати соперничалимежду собой.На юге фактическиутвердилисьдва хана. ПреемникТаваккула ханЕсим сделалсвоей столицейгород Туркестан.зВТашкенте объявилсебя независимымханом Турсун-Мухаммад, сын султанаДжалима (родословнаяего неизвестна).Пос­тепеннов каждом изтрех жузовпоявилисьсамостоятельныеханы. Осложнилосьвнешнее положениеКазахскогоханства, навсех его рубежах, особенно наюжных и восточных.Бухарский ханИмамкули пыталсяотобрать Ташкент, поддерживалсепаратизмотдельных сул­
танов.В 1612 г., в ответна набеги казахскихвойск на окрестностиБухары, Имамкули-ханпредпринялпоход на казахскиеземли, про­шелТуркестан «докрайних пределовАшпары и Каратау», разграбивнесколькогородов и селений.В Ташкенте онпоставил наместникомсвоего сына, который былвскоре свергнути убит. В ответИмамкули устроилкровавую резнюв городе. В своихпритязанияхна Ташкент онпользовалсявраждой двухказахскихханов. В 1627г. Турсун-Мухам-мадбыл убит Есим-ханом.Есим умер годомпозже. Бухарскиевойска вновьзаняли Ташкент.Однако наследникуЕсим-хана, егосыну Джангируудалось убедитьбухарскогоправителя внеобходимостивоенного союзадля отраженияобщей опасностис востока— нашес­твияойратов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
С образованиемв 1635 г. Джунгарскогоханства возрослаопасностьзахвата ойратамиказахскихземель в Прииртышьеи Семиречье.ТеснимыеЦинскойимперией, в поисках пастбищи выхода кторгово-ремесленнымцентрам югаКазахстанаи Средней Азии, они не ослаб­лялидавления наказахскиеземли. Уже в20-х гг. XVII в. большиемассы ойратовкочевали поОми, Тоболу, Ишиму, Иртышу.На Или и Таласеойраты располагалисьна зимовки.Казахи былипотеснены вюжном и западномнаправлении, где пришли встолкновениес обитавшимина своих земляхузбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В1644 г. хан Джангир, который выступилсовместно ссамаркандскимвойском воглаве с Жалантос-батыром, разбил одиниз джунгарскихотрядов. В 80-хгг. XVII в. джунгарскаяармия подкомандованиемхунтайджиГалдана вторгласьв Семиречьеи Южный Казахстан.Были разгромленынесколькоказахскихулусов, захваченодевять городов; среди них источникиназывают Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкенти др. ЖителиСайрама оказалидо­стойноесопротивление; был убит оставленныйГалданом наместник, что вызвалоповторноевторжениеойратской армиив Южный Казах­стан.Сайрам был взяти разрушен; часть его жителейбыла уведенав Джунгариюи ВосточныйТуркестан17.
.^УкреплениеКазахскогоханства в периодправления ханаТауке (1680—1718), союз казаховс киргизамии каракалпакамиослабили навремя натискджунгар наказахскиеземли. Во времяих нападенияв 1680 г. на ЮжныйКазахстантолько городТуркестан небыл разграб­ленджунгарами, так как в немнаходился свойсками ханТауке. Джунгарскиепогромы былиодной из существенныхпричин посте­пенногоугасания жизнигородов на югеКазахстана.Набеги джунгарперерезаливажные торговыепути, наносилибольшой ущербхозяй­ствумирного населения.
Тяжелаяэкономическаяи политическаяобстановкав Казахстанебыла обусловленанепрекращающимисяусобицами, нестабильнымиотношениямис правителямиСредней Азии.Состояниераздроблен­ностии ослаблениеКазахскогоханства сказывалосьна целостностине толькогосударственной, подвластнойханам, территории, но и этнической.Раздоры соперничавшихза власть иподданных, запаст­бищныеземли и городаханов, султанов, группировокаристократииплемен замедлялитемпы общественно-культурногоразвития, меша­лисозданию условийдля упрочениягосударственностина террито­рииКазахстана, для эффективнойзащиты с еепомощью коренных земель народа.ХануТаукеудалось нескольконормализоватьполити­ческуюситуацию враспадавшемсяханстве. Онпредпринялряд мер дляподнятия авторитетаханской власти, преодолениясепаратизмазнати, консолидациинарода. При нембыл составленсвод норм обычногоправа «Жеты-Жаргы», определившийосновные принципыправопорядкаи государственногоустройства.Он искал путисоюза и мирныхотношений ссоседнимигосударствами.
Но относительноеспокойствиепродолжалосьнедолго. Набегиджунгар наказахские землипроисходилив 1710/11, в 171Зи1718 годах.В 1724/25 гг. джунгарыразгромилигорода Туркестани Ташкент, а1723 год —год «Великогобедствия»разметал частьказахов далекоза пределыих этническойтерритории.Многие бежалив Среднюю Азию, что не моглоне обостритьотношений сместным населением;
другиеоткочевалина запад, наЭмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснивиз их окрестностейногайцев, башкир, волжских калмыков, да и своих жесородичей, казахов Младшегожуза. Каждыйиз упомянутыхнародов пыталсяотстоять своиземли, невольнопринимая насебя давлениемигрантов, всвою очередь, пострадавшихот более сильногопротив­ника.Все большемудавлению, экономическомуи политическому, подвергалиськазахскиеплемена и родыСреднего жузасо сторонырусских властей, утвердившихсяв Южной Сибири, на территорииПрииртышья, на землях Алтая.Массовые потерискота и пастбищпривели кзначительномуобострениюхозяйственногокризиса в Старшеми Среднем жузах.Сокращениеподвластнойтерриториии числа подданныхослаблялипозиции ханов, усиливалисьвражда и раздоры.В труднойэкономическойи политическойобстановкевстал вопросо принятиироссийскогоподданства.Дальнейшиеэтапы по­литической.экономическойи этнокультурнойистории казаховсвя­заны современем колонизацииРоссией казахскихземель.
§2. Экономикаи культура
В XV—XVII вв.у казахов степныхрайонов в качествепреоблада­ющейсохраняласьисторическисложившаяся, соответствовавшаяприродно-климатическимусловиям зонысухих степейи полупустыньотрасль хозяйства— кочевое иполукочевоескотоводство.Основны­мивидами скотабыли овцы, лошади, верблюды. Крупныйрогатый скотразводилсяв небольшомколичестве, главным образомв местах оседлости18.
Закрепилисьранее сложившиесямаршруты игодичные циклыкочевания сосменой сезонныхпастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кстау). При этомкаждый род, который могсостоять издесятков, анередко и болеесотни аулов, традиционнокочевал в пределахопре­деленнойгеографическойзоны. Протяженностькочевий былаот 200—300 км наюге и в Семиречьедо 800—1000 км вмеридиональномнаправлениив степных районах.Выбор местакочевий, конечно, зависел нетолько от традицийи хозяйственныхнужд, но и отполитическихусловий в ханстве.
Экстенсивноекочевое скотоводствотребовалообширных паст­бищныхугодий, и ихпостояннаянехватка вызывалавойны и расприс соседями.Скотоводствочрезвычайнозависело отприродных усло­
вий.Заготовкакормов непроизводилась, зимой скотнаходился наподножномкорму. Ибн Рузбихан, например, отмечаяценностьсыр-дарьинскихземель длякочевников, писал, что всеокрестностиСей-хуна покрыты«камышом, богатыкормами дляскота и топливом».В суровые зимынередко происходилмассовый падежскота, кочевни­ки-скотоводыразорялись, многие переходилик оседлости.
Хотя и медленно, сами формыведения кочевогоскотоводстваи его продуктивностьулучшались; в благоприятныегоды (как состоро­ны погоды, так и со стороныполитическихусловий жизнинаселения)интенсивноросло поголовьескота. Сохранялисьи постоянносовер­шенствовалисьотработанныевеками навыкиведения животновод­ческогохозяйства.Жилище казахов, юрта, а такжехозяйственныйинвентарь былихорошо приспособленыдля кочеванияи обработкиживотноводческойпродукции.Кочевое скотоводческоехозяйство вомногом обеспечиваложизнь казахскойсемьи. Онодавалоказахам продуктыпитания, материалыдля одежды иобуви, устройстваи убранстваюрты, транспортныесредства дляперекочевок.Конь был незаменимв военных походахи сражениях.
Кочевники-скотоводызанималисьдомашнимипромыслами, глав-ным образом, по переработкеживотноводческогосырья. Изготовля­ливойлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотяхозяйствоказахов оставалосьв основномнатуральным, но оно давалои излишек продукциидля обмена натовары и продукты, произведен­ныегородскимижителями иземледельцами.На рынки городовТуркестана— Сыгнака, Саурана, Ясыи др.—кочевники-скотоводыпригоняли скот, доставляликожи, шерсть, изделия из них, а также холодноеоружие, изделияиз дерева, главнымобразом изберезы, в частностиарбы, тахты ипосуду; продавалипушнину, меховыешубы и шапки19.
В обмен скотоводыполучали вгородах Туркестанаразнообразныетовары: хлопчатобумажныеи шелковыеткани, изделиягончарногопроизводстваи металлического, готовые изделияиз тканей икожи — халаты, шали, головныеуборы, обувь, детали конскогоубранства, атакже разнуюдомашнюю утварь, оружие, украшенияиз драгоценныхметаллов, зеркалаи многое другое.В торговлеучаствовалии казахи:
«Их(казахов) купцыпостояннопосещали ипосещают страныисла­ма, равнои купцы этихстран ездятк ним»20. Самымтвердым, посто­янными массовым укочевниковбыл спрос назерно —пшеницу, просо, ячмень, на другиепродукты земледелияи садоводстваи осо­беннона ткани (карбас).
Казахизнали оседлоеи полуоседлоеземледелиеи городскуюкультуру, особеннов южных и юго-восточныхрайонах Казахстана.Постояннаясвязь кочевогохозяйстванаселениястепных районови районов оседлогоземледелияи городскогохозяйства быланеотъем­лемойчертой экономическойжизни казахскогообщества.Оседло-земледельческоенаселениегородов и оазисовТуркестана, смешан­ноев этническомотношении, находилосьв постоянномхозяйствен­но-культурномвзаимодействиисо скотоводческимнаселениемсте­пи. В своюочередь, инепосредственнокочевникамив местах зимо­воксоздавалисьочаги земледелия, оседлые и полуоседлыепоселе ния, приэтом земледелиемзанималисьпо большейчасти лишивши­есяскота и возможностикочеватьбедняки-жатаки.
Оседаниеказахов-кочевниковпроисходилов зоне присырдарьин-скихоазисов и взападной частиСемиречья болееинтенсивно, чем в каких-либодругих местахгосударства.'Процесс оседанияказахов в XVIв. на этой территориибыл зафиксированв документальныхматериалах(жалованныхграмотах). Кочевавшиепрежде аймаки(род, племя), поодной из такихграмот, подразделяютсяна «живущих[постоянно] вселениях (дихнишин),[полуоседло]в кишлаках(киш-лакнишин)и кочующих(сахранишин)».Упомянуты такжекочевые племена(илатийа)21. Вгородах частожили ханы сосвоим двороми войском, особеннопосле вхождениятерриторииТуркестанав состав Казахскогоханства. Контрольнад городамипозволял создатьв це­лом наказахскойтерриторииболее прочнуюэкономическуюсисте­му, базировавшуюсяна двух взаимодополняющиххозяйственныхукладах —кочевом скотоводческоми оседло-земледельческом, го­родском.
Во второйполовинеXV—XVII вв., в эпохуКазахскогоханства, в ЮжномКазахстанепродолжаларазвиватьсягородскаяжизнь. Ибн Рузбиханупоминает о«тридцатикрепостяхТуркестана».Наименова­нияболее двадцатииз них встречаютсяв источниках; число городищ, обнаруженныхархеологами, превышает этуцифру. На правобережьеСырдарьи и еепритоков этобыли Ясы (Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левомберегу —Аркук, Узгенд, Аккурган, Куджан, на северныхсклонах Каратау— Сузак, Кумкенти др. Куль­турнымии экономическимицентрами былилишь 5—6 наиболеекрупных изперечисленных«крепостейТуркестана», что, впрочем, и немало длятакой небольшойтерритории, если принятьво вниманиеограниченностьсредневековойэкономики, еенатуральныйхарак­тер, относительнуюмалочисленностьнаселения идругие факторы.
Присырдарьинскиегорода в периодстановленияи укрепленияказахскойгосударственностииграли в жизнинаселенияКазахстанамногоплановуюроль22. Сыгнак, например, был«торговойгаванью» длявосточногоДешт- и Кыпчака23.Он был столицейпервых казах­скихправителей.Ясы (Туркестан)продолжалоставатьсяизвестнымторговым пунктом, центром крупногоземледельческогоокруга. На рубежеXVI—XVII вв. этотгород сталстолицей Казахскогоханства, он были главным религиознымцентром длявсего Туркестанаи прилегающейказахскойстепи.
Отрар сложилсяв крупныйторгово-ремесленныйцентр южно-казахстанскихземель.Как и Ясы, он вXVI в. долгое времябыл местомпребыванияшайбанидскихнаместниковв Туркестанскомвилайете, укрывавшихсяот своих степныхнедругов запрочными стенамиот-рарскойкрепости.ДоминирующееположениеОтрара хорошопони­малисовременники, оставившиемногочисленныесвидетельствав источникахо борьбе заэтот город, владение которымобеспечиваловласть над втейобластью.
Сауран былизвестен вXVI в. целой системойоборонительныхсооружений, среди которыхХафиз Танышназывает высокиекрепос­тныестены с башнями, крепостнойвал, глубокийров, «подобныйреке»; этотгород упомянутЗайн-ад ДиномВасифи в связисо строи­
тельствомв нем в XVI в.медресе —«выдающегосяархитектурногосооружения», а также строительствоми эксплуатациейособых ороси­тельныхсооружений— кяризов, устройствомна одном из нихчахар-бага— загороднойусадьбы с садамии виноградниками.Сайрам былхорошо укрепленнойкрепостью, крупным торгбво-ремесленнымцент­ром наюге Казахстана, на стыке торговыхи военных путейиз Мавераннахрав Туркестани Семиречье; этот городявлялся админис­тративнымцентром самостоятельноговилайета, висточникахупо­минавшегосянаряду с Туркестанскимвилайетом.
Сузак насеверных склонахКаратау постояннобыл главнойопо­рой, стратегическимпунктом правителейКазахскогоханства какв борьбе завласть в степныхрайонах, таки за города вТуркестане.Сузак был нетолько хорошейкрепостью, нои торговым, ремеслен­нымцентром, выдвинутымв степь. В районеСузака отмеченыисточ­никамииисследованыархеологамидругие оседлыеказахскиепоселе­ния: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Однииз них быликрепостями, другие —земледельческимипоселениями.
В хозяйственнойжизни городскогонаселенияТуркестанакак крупных, так и мелкихгородов, большуюроль игрализанятия сель­скимтрудом. Полуаграрныйхарактер городовотмечаютисследовате­липо археологическимматериалами по даннымписьменныхисточ­ников.Города былиокружены садамии огородами, бахчами ивиног­радниками, полями и пастбищами.Земледелиеми животноводствомзанималисьне только жителиближних и дальнихселений, но исами горожане.
Каждый изгородов былцентром обширногоземледельческогорайона с развитымполивным земледелием, товарнымпроизводст­вомзерна и другойсельскохозяйственнойпродукции. ВXVI— первой половинеXVII вв. искусственноеорошение продолжалоразвиватьсяв больших размерах, чем это былопрежде-4. Водних местахоно основывалосьна выведенныхиз Сырдарьикрупных каналах, в других —на многочисленныхарыках из горныхречек, стекавшихс Каратау, втретьих —применяласькяризная система.
В городахимелись ремесленныекварталы, развивалисьремесла —керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительноедело25. В городахТуркестанаXV—XVI вв. быларазвита фортификационнаясистема. Крепостныесооружения, способныевыдерживатьдлительнуюосаду, во времябесчисленныхвойн подвергалисьразрушениями вновь восстанавли­валисьтрудом мастеров.Вместе с нимии под их прикрытиемв то неспокойноевремя средневековьястроились жилыепостройки, куль­товыеи общественныездания —мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытыерынки, караван-сараи.
Вгородах и оазисахЮжного Казахстанасуществовалв позднее/ средневековьеемкий и стабильныйрынок, основанныйна постоян-'' ном и взаимномспросе на продукциюземледельцеви ремесленниковкак внутрисамого региона, между обитателямигородов и селений, так и междуними — содной стороныи кочевниками-скотоводами— с другой.Торговля былаодной из наиболеесущественныхсторон жизнедеятельноституркестанскихгородов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. Вэтих городахчеканиласьмонета. Источникиупоминают оналичии тамкрупных базарови многочисленныхдуканов.Благопри­ятнаяполитическаяобстановка, прекращениевойн и усобицв пери­од возвышенияКазахскогоханства, особеннопри Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-ханс, способствовалиразвитию городови торгов­ли.Поддерживалисьоживленныеторговые связисо СреднейАзией, ВосточнымТуркестаном.Русским государством.Через территориюказахскогогосударствапролегала сетькараванныхдорог.
К рубежуXVII—XVIII вв. в связис ростом феодальныхусобиц, джунгарскихнабегов городана юге Казахстанапришли в упадок, что нанеслоудар по казахскойэкономике вцелом.
Общественныеотношения указахов вXV—XVII вв. большинствоисследователейсчитаютпатриархально-феодальными.При этом от­мечаетсябольшая степеньразвитостифеодальныхотношений вэкономическиболее развитыхземледельческихрайонах ЮжногоКазахстана, чем в степныхрайонах, гдепреобладалоэкстенсивноекочевое и полукочевоескотоводство, а общественнаяжизнь, соци­альныеотношениясохранялимножествопатриархально-родовых, патриархально-общинныхэлементов ипережитков.Фактическика­захскоеобщество иказахскаягосударственностьбазировалисьна двух социально-экономическихукладах, чтодавало им большуюус­тойчивостьи стабильность.
Следует иметьв виду, что впозднее средневековьена формиро­ваниисоциально-экономическогоустройстваказахскогообщества весьмаощутимо всееще сказывалисьпоследствияпроисшедшегов период монгольскогогосподствасокращенияв Южном Казахстанеи пол него упадкав Юго-ВосточномКазахстанегородскойкультуры иземледелия, усиления удельноговеса кочевогоскотоводческогохо­зяйства.Изменениеэкономическойбазы сказалосьна трансформа­цииобщественныхотношений вцелом в сторонупатриархальности.
В степныхрайонах господствовалаобщинная формаземлепользо­вания.Право пользованияпастбищамипринадлежаловсем членамкочевого родаили общины, приэтом родоплеменнаяорганизацияобщества скрывалафактическинеравное отношениеродоплемен-нойзнати и рядовыхкочевниковк земле, к пастбищу.Знать имелаправо распоряжатьсякочевьями, использоватьдля своих отари табунов, дляскота своихприближенныхлучшие из пастбищ, лучшие местадля охоты.
Скот находилсяв частной исемейнойсобственности.Им владела ивысшая аристократия, и вожди племени родов, и рядовыечлены рода.Скот был главныммерилом богатствакочевников, их имущест­венногоположения.
Вполне естественно, что, обладаяогромнымистадами, исчисляв­шимися, по сведениямИбн Рузбиханаи МухаммадаХайдара26, внесколькодесятков и дажесотен тысячголов, правящаяаристокра­тияприсваиваласебе правофактическогораспоряженияпастбища­ми.В неравномотношении кземле находилисьи племена ироды в целом.Среди них различалисьболее многочисленные, привилегиро­ванные, были и мелкие, бедные, незначительные.Лучшие пастбищаи территориидля зимовокиздавна былизаняты болеемогуществен­нымиродами и племенами.В целом всятерриторияханства счита­ласьпринадлежащейправящемуродуЧингизидов.Верховнымраспо­
рядителемземель был хан, разделявшийих между султанамиили подтверждавшийих право наземлю (юрт) дляулуса. «В каждомизвестномулусе,—писал Ибн РузбиханИсфахани,— есть|свой] пол­новластныйсултан из потомковЧингис-хана, который сосвоим народомпребывает вкакой-либоместности, старинном юрте.[Султа­ны] сидяттам до сих пореще со времениЮчи-хана (Джучи-хана)и Шибан-ханаи пользуютсяпастбищами.Точно так жеони располага­ютсяи занимаютместа по ясе| Чингис-хана]27.Следовательно, не только впредставлениимасс кочевогонаселенияземля, по которойони передвигалисьсо своим скотом, находиласьв собственностиправящей династии, но и на самомделе это ееправо былоузаконеноюридически, подтвержденотрадицией, обычаем. Другоедело, что правоэто той илииной ветвиЧингизидов, как об этомговорилосьвыше, надо былоотвоевыватьв упорной борьбе.Специфическиеформы присвоенияземель в кочевыхрайонах вXV—XVII вв. продол­жалитрадиции, сложившиесяиздавна; ихсохранениеи закреплениебыло выгоднодля правящейверхушки.
В южных районахКазахстанасложилисьустойчивыеформы фео­дальногоусловногоземлевладенияи земельнойсобственности.От­сюда, из зоныприсырдарьинскихгородов, шелпроцесс феодализа­цииказахскогообщества, здеськочевникивтягивалисьв более слож­ныеобщественныеотношения.Источникиназывают такиеформы землевладенияи собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф идр. Город и егоземледельческаяокруга былиподчиненывласти удельно­гоправителя— владельцасойургала, т.е. пожалованияна условияхвоенной илигражданскойслужбы. Такбыло при Тимуридах, Шайба-нидах.С вхождениемтерриторииЮжного Казахстанав состав Казах-скогоханства, какраньше в составАк-Орды, ханстваАбулхайра, присырдарьинскиегорода с ихземледельческойокругой раздавалисьво владениеближайшимродственникамхана, представителямкоче­вой знати.
В борьбе завласть у хановпостоянновозникаланеобходимостьподдержкиблизкой к нимвоенной аристократии, вождей кочевыхплемен за счетземельныхпожалований.Им не толькопредоставля­лисьпастбищныетерриториив степи, но ипередавалисьв уделы целыегорода иликрупные участкиобрабатываемойземли с ороси­тельнымиканалами, вместес сидящими наэтой землекрестьянами(райатами). Кочеваязнать тяготелак городам, политическии эконо­мическиэксплуатируяих. Получая отхана тарханныеправа, владелецпожалованиясобирал в своюпользу налогис земледельцев, ремес­ленников, торговцев.Сойургал былраспространеннойформой гос­подствакочевой знатинад оседло-земледельческимнаселением.
Большуюроль в сырдарьинскихгородах и оазисахиграло мусуль­манскоедуховенство— шайх уль-ислам, садры, казии, шайхи, муллы, мутаваллии другие, оказывавшиеправителямвсяческуюподдержку иполучавшиеот них большиепривилегии, пожалованияземель, водныхисточников, оросительныхсооруженийв вакф вместес нало­говымиммунитетом.Мусульманскоедуховенство, как и частьсвет­ских лиц, владело такжезначительнымиземельнымиучасткамиобрабатываемыхи пастбищныхземель на правахчастной собствен­ности(мильк). Экономическоемогуществодуховной знатибыло основойсе политическойсилы и идеологическоговлияния намассы, содействовалораспространениюмусульманскойрелигии в степныхрайонах.
В основеделения казахскогообщества насословие-классовыегруппы лежалоне столькоимущественноеположение, сколько соци­альноепроисхождение.К высшемуаристократическомусословию—ак-суйек (белаякость) относилисьЧингизиды: ханы, султаны, огланы илиторе, а такжеходжи. Чингизидыне принадлежалини к каким казахскимродам и племенам, они составлялиправящую группуоб­щества.«Каждый родвеликих и именитыхлюдей из потомковЧин­гисхананазывают султанами, а того, кто знатнееих всех, именуютханом, то естьсамым великимиз государейи правителемих, которомуони оказываютпокорность»^.Каждый султанмог претендоватьна ханскийтитул, на улус—определенноечисло родови племен. В своихулусах султанампринадлежалався полнотавласти, административ­нойи судебной, ониосвобождалисьот несенияповинностейв пользу хана.
Все остальноенаселениеханства относилоськ низшему сословию— кара-суйск(черная кость), независимоот имущественногоположе-ния. Вэто сословиевходили предводителиродов и племен— бии (от староготюркскоготермина бек, равного позначению монгольскомунойон и арабскомуэмир). В источникахсреди представителейказах­скойвоенно-кочевойзнати упоминаютсяэмиры и бекиразных ран­гов: минбеги, мирхазаре— «тысячник», йузбеги —«сотник» и др.Позднее терминбий также означаллицо, выполнявшеесудебные функции, обладавшееюридическимизнаниями.
Термин «бай»применялся, по Ибн Рузбихану, ко всякомулицу, обладавшемубогатством, будь оно происхождениемиз султанов, или родоплеменнойзнати (биев), или из рядовыхчленов племени.Пос­тепеннобаи стали составлятьособую социальнуюкатегориюказах­скогообщества, наиболеемногочисленныйслой классафеодалов.
Рядовыекочевники-скотоводы(шаруа), земледельцы—жатаки ипростые горожане, мелкие торговцыи ремесленники, сельские жите­лиоазисов, составлявшиеединое податноесословие (райаты), были обязаныплатить многочисленныеналоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык— со скотоводов; ушр, тагар, баджи харадж —с земледельцеви ремесленников, исполнятьповинностии отработки:
саун— отдача скотана выпас рядовымкочевникам, а также коналга, джамалга, мардикари др.
Исключительнотяжелой былавоинская повинность.В сущности, каждый рядовойкочевник считалсявоином и в любоевремя был обязанявиться «коннои оружно» ксултану илиханудля выступленияв поход илиотражениянабега неприятеля.Воинская доблестьсчита­ласьвысшим достоинствомкочевника.Выходцы изрядовых воинов, прославившиесясвоими ратнымиподвигами, могли продвинутьсявверх по социальнойлестнице изанять своеместо в сословиибаты-ров. Последниеиграли важнуюроль в социальнойиерархии казахско­гообщества.Значительнаяих часть своимпроисхождениеми иму­щественнымположениемотносиласьк состоятельнойвоенно-коче­войзнати. Надоотметить, чторядовые кочевники, хотя и выполнялиуказанные вышеобязанностии повинностив пользу своихправите­
лей, тем не менееформально былисвободными, независимыми, хотя и небогатымичленами своегорода и племени.
На политико-административномустройствеКазахскогоханства сказываласьспецификапатриархально-феодальныхотношений. Ононе сложилосьв централизованноегосударство.Ханство состоялоиз несколькихкрупных административныхединиц —улусов во главес султанами-чингизидамииз ханскогорода. Территорияулуса называ­ласьюртом. По ИбнРузбихануИсфахани, вначале XVIв. таких крупныхулусов насчитывалосьоколо десятка.Каждый улуссостоял примерноиз десяткатысяч семей.Несколько семейсоставляликолено (фирке).Определенноеколичествоколен составлялород или племя(таифе). Хан, стоявший воглаве государства, совмещал всвоем лицегражданскую, административнуюи военную власть, осуществ­ляяпри этом верховныеполномочия.В улусах и племенахэти же функциивыполнялисултаны и бии.К городскойверхушке относи­лисьчиновникиместной администрации— вазиры, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиесяханами и удельнымиправителями.Служащие болеенизкого рангазанималисьсбором налогов, надзо­ром заирригационнойсистемой, неслигородскуюполицейскуюслужбу и т. д.
В целом развитыйадминистративныйаппарат в Казахскомханст­ве несложился. Прихане был советиз улусныхсултанов ивождей кочевыхплемен. Ежегодноони собиралисьна курултайдля решенияобщих вопросовжизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальныхспоров и т. п.Система государственногоуправлениябыла основанана обычномправе (адат).Наряду с адатомдействовалинормы мусульманскогоправа. Нормыобычного правабыли кодифицированыи дополненыв конце XVIIв. при хане Таукев виде единогосвода под названием«Жеты-Жаргы»(Семь установ­лении).Этот свод законовсодержит нормыадминистративного, уголовного, гражданскогоправа, положениео налогах, религиозныхвоззренияхи т. д. Определялсяпорядок управленияханством, узако­нивалисьразличные сборыв пользу ханаи биев, устанавливалисьнаказания засовершенныепреступления.В целом нормыобычного правабыли приспособленыдля защитысобственности, охраны при­вилегийказахскойзнати. В составленииЖеты-Жаргыучаствовалипредставителивсех казахскихжузов29.
Традиционныерод оплеменныеинститутыкочевого обществаяви-лись готовойформой организациивласти господствовавшегокласса и административногоуправления, так же, как древниеформы отно­шениймежду родовоймассой и старейшинами, которые выражалисьв приношенияхи общих работах, превратилисьв феодальныепо существуформы эксплуатации— упомянутыйвыше продуктовыйналог и трудоваяповинность.Оценка уровняразвитиясоциально-экономическихотношений, накотором находилоськазахскоеобщес­тво впозднее средневековье, как патриархально-феодальныхотно­шений(в рамках феодальнойформации), асложившейсяказахскойгосударственности— как феодальной, при всей упомянутойвыше специфике, расходитсяс оценкой рядаисследователей, считающих, чтокочевое обществов своем развитииможет подойтитолько к уровнюраннеклассовогообщества, агосударственностьможет бытьдостигнутакочевникамитолько призавоеванииими земледельчес­кихи городскихобществ. Болеетого, высказанагипотеза осущество­ваниикочевого (номадного)способа производства, при этом номады— кочевыеи полукочевыескотоводы—достигаютв своем социально-экономическомразвитии толькопрсдклассовогоуровня3".Истори­ческаяреальность, в частностиказахскогоэтноса, состоит, однако, в том, что, во-первых, казахи-кочевникии полукочевникизнали не толькоимущественную, но и сословие-классовуюдифференциацию, а, во-вторых, казахи, как ипротоказахскиеплемена и народы, занима­лисьне только чистокочевым скотоводством, но знали и оседлоеи полуоседлоеземледелие, и городскуюкультуру, арайоны ЮжногоКазахстана—районыземледельческойи городскойкультуры сдово­льноразвитымиклассовыми(феодальными)отношениями— были этническойтерриториейказахскогонарода.
В XV—XVII вв.развиваласьсамобытнаякультура казахскогона­рода. Закрепилисьосновные особенностиматериальнойи духовнойкультуры казахов— в типах жилья, его убранствеи утвари, в одеждеи пище, в обрядахи обычаях, вхудожественныхпромыслах иустном народномтворчестве.В них органическибыли воспринятыкультур­ныеценностипредшествующихплемен и народностей, обитавших натерриторииКазахстана.
АрхитектурныекомплексыСыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеи Джаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа врайоне Улутау, мазары на Мангышлаке, в низовьяхСырдарьи и впредгорьяхКаратау отличалисьсвоеобразием, строгостьюи выразительностьюархитектурныхформ.
Изделиядомашних промыслови прикладногоискусства— тонко орнаментированныепредметы конскогоснаряжения, юрты, искусновыделанныепредметы ихубранства, предметы домашнегообихода (ковры, кошмы, вышивки, циновки, посуда), нарядная женскаяодеж­да и украшения— все этосвидетельствуето высоком уровнесвоеоб­разнойматериальнойкультуры народа.
Широко развивалосьв XV—XVII вв. устноепоэтическоетворчес­твоказахов. Изпоколения впоколениепередавалисьпроизведениягероическогоэпоса «Кобланды-батыр»,«Ер-Таргын»«Камбар-ба-тыр»и др., социально-бытовыепоэмы «Козы-Корпеши Баян Сулу»,«Кыз-Жибек»и др., слагалисьобрядовые песнии сказки. Преданиясохранили именапредставителейказахскойустной поэзии: Шалки-из-жырау(XV в), Доспамбет-жырау(XVI в.), Жиембет(XVII в.). В песнях, поэмах, эпическихсказанияхпрославлялисьсамоотвержен­ностьи подвиги батыровв защите родины, рассказывалосьо жизни и бытенарода. Талантливыемузыкантысоздавалиинструменталь­ныепроизведения(кюи) на эпические, исторические, сказочные ибытовые темы.В XVI—XVII вв.письменнаялитературана казахскомязыке былараспространенав виде книгрелигиозногои историко-легендарногосодержания, создавалисьисторическиесочинения игенеалогии(шежре). Наиболееважным памятникомказахскойисто­рическойлитературыXVII в. являетсясочинениеКадыргалиДжала-ири «Джамиат-таварих».
Ислам в этотпериод глубокоукоренилсяв городах ЮжногоКазах­стана, в том числесреди казахов, живущих в этомрегионе. Правящая
казахскаяэлита в полномобъеме исповедовалаислам и стремиласьраспространитьего среди своихподданных.Однако в низахдогмы исламане получилиширокогораспространения, большинствонаро­да придерживалосьдоисламскихверований, основанныхна культе тенгри, поклонениисолнцу, предкам, духу земли идуху воды, огню.Наряду с языческимиобрядами всебольшее распространениеполу­чали имусульманскиеобряды.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовый контроль: сущность и виды
Реферат Развитие телевизионной социальной рекламы в России
Реферат Elie Wiesel Essay Research Paper Eliezer Wiesel
Реферат Организация молочного скотоводства в хозяйстве
Реферат Реклама. Методы воздействия на аудиторию
Реферат Marx And Engels Analysis Of One Quote
Реферат Правопорядок як результат дотримання законності
Реферат Характеристика платежного баланса Украины
Реферат Перечитывая Библию, Елизаров Евгений
Реферат Анализ формирования расходов предприятия торговли и их экономическое обоснование
Реферат Планирование фонда оплаты труда на Механосборочном заводе- ОАО Улан-Удэнского авиационного заво
Реферат Кровотечения в послеродовом периоде. ДВС-синдром в акушерстве
Реферат Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью
Реферат Один дома
Реферат Изучение физических принципов работы аппаратуры в курсе "Технические средства обучения"