Глава6.
КАЗАХСКОЕХАНСТВО В XV-XVIIВВ.
§1. Политическаяистория
Становлениеи развитиеказахскойгосударственностив регионесредневековогоКазахстанаимело важнейшеезначение длясложения иконсолидации, сохраненияцелостностиказахскогоэтноса на длительномпути его развития.Письменныеисточникисодержат достоверныесведения окрупном позднесредневсковомгосударстве— Казахскомханстве, игравшемзаметную рольв регионеЦентральнойАзии, в системегосударствевразийскихнародов. С серединыXV в. и до началаXVII в. Казахскоеханство былофактическиединым политическиморганизмом, отличавшимсябольшей илименьшей степеньюстабильности.Оно пережиловремя становления, подъема и упадка, а в XVII в. распалосьна отдельныеханства (втерриториальныхпределах жузов).Территорияханства неоднократноменяла своиочертания подвлиянием главнымобразом внешнеполитическихсобытий, нопочти всегдав пределахрасселенияказахскогоэтноса —отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика), отАлтаяи Тянь-Шаня доКаспия и Арала.Хотя, разумеется, в средневековьеэтническиеи государственныетерриторииказахов, каки других народоврегиона, какправило несовпадали.
ТерриторияКазахскогоханства вXV—XVII вв. по даннымисточниковтого временибыла на разныхэтапах меньшеэтническойтерриторииказахов, территорииих расселениякак в оседлыхрайонах, таки в пределахосновных пастбищи границ кочевыхмаршрутовСтаршего, Среднегои Младшегожузов. Зайнад-Дин Васифи(XVI в.) в сочинении«Бадаи ал-вакаи», как упоминалосьвыше, термином«Казахстан»называет землина Чу и Таласев Юго-ЗападномСемиречье, т. е. район размещениятех казахов, что были подданнымиханов Джаныбекаи Гирея, районвозникновенияКазахскогоханства в егопервоначальныхграницах'. Автор«Михман-наме-йиБухара» размещаеткочевья казаховнамного западнее, чем Зайн ад-ДинВасифи. Он пишет, что казахи(времени хановБурундука иКасыма) кочуютот Итиля (Волги)до Сырдарьии располагаютсявдоль нее назимовку. Обитателямиобширной степнойтерриториик северу отСырдарьи иАрала он называеттакже мангытов(ногайцев) иузбеков-шайбанидов2.По русскомуисточнику— «Книге БольшомуЧертежу» (XVIIв.) «кочевьяКазахской Орды»располагалисьпо среднемутечению Сырдарьии севернее ее«на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка.
Противоречивостьсведений источниково землях Казахскогоханства отражаетуспехи и неудачиего правителейв борьбе заукреплениевласти на разныхэтапах развитияэтого государства.Правителиханства велисамостоятельнуювнешнюю политику, их подданныеимели мирныеконтакты, хозяйственно-культурныесвязи с соседниминародами истранами Среднейи ЦентральнойАзии, с Российскимгосударством.Нередко этиотношенияпрерывалиськраткими набегамии затяжнымивойнами. В ходевоенных акций, борьбы запограничныеземли, миграцииплемен и родовнередко менялись, но в конечномитоге —формировалисьгосударственныеи этническиетерриториинародов региона.Важно отметить, что казахскиеханы собираливоедино земли, уже подготовленныек общей государственностии объединениюдолгим этнополитическими хозяйственно-культурнымразвитием.
Развитиегосударственностиместного населенияв XIV—XVвв. шло на основепостепенноговосстановленияхозяйства, городов и земледелияна юге Казахстана, в условияхопределенногоразвития феодальныхотношений, наместной этническойоснове, хотяи под эгидойЧингизидов, удерживавшихвласть на обширнойтерриторииКазахстанав течение болеепяти столетий.Но в отличиеот монгольскихулусов, насильственнообъединившихмножестворазнородныхэтнополитическихорганизмов, племен и народностей, пришла государственность, основаннаяна более определеннойэтническойоснове, на базеформировавшихсянародностей.ОбразованиегосударствАк-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Ордыбыло значительнымэтапом в развитиигосударственностиместного, главнымобразом, населения, в конечномсчете —казахскойнародности, но наряду с ней— и другихнародов, формировавшихсячастью и натерриторииэтих государств.Оно способствовалозаметной эволюциихозяйства врегионе, укреплениюхозяйственныхсвязей междукочевым и полукочевымскотоводческими оседло-земледельческимнаселением.Это, в свою очередь, содействовалообщению близкихпо языку, материальнойи духовнойкультуре этническихгрупп. В этихгосударствахбыло многообщего в вопросахобеспеченияих жизнедеятельности— в улуснойсистеме организациикочевого населения, в структурахправящей (ханской)власти, комплектованиивооруженныхсил, налоговойсистеме. В основномэти формы иструктуры быливзяты из монгольскоговремени, сохранилисьони в последующеевремя и в Казахскомханстве. Относительностабильноесуществованиев политическихрамках упомянутыхгосударствсоздавалоотдельнымэтническимколлективамгарантии выживанияи развития, возможность, например, долгогои упорногопротиводействиявнешнейагрессии—завоевательнойполитике эмираТимура, калмакскимтайшам, другимпретендентамна их территорию.
Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистани НогайскаяОрда подготовилиусловия дляпоследующегогенезиса этническиоднородныхфеодальныхгосударствв регионе, дляболее теснойконсолидацииэтническихобщностей— народностейказахской, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однаковхождениеотдельныхчастей формировавшейсяказахскойнародностив несколькополитическихобразований— государств, а также беспрерывныевойны и усобицыДжучидов ифеодальнойверхушки родови племен, приводившиек потере производительныхсил, в том числеи людских резервов, к экономическомуупадку, разобщениюродственныхэтничсскихгрупп, разрывуполитическихи хозяйственныхсвязей, тормозилипроцесс консолидациинародности.Со всей необходимостьювставала задачапреодоленияполитическойразобщенностиэтническиблизких групп, государственногообъединенияказахскихплемен и родов, фактическиуже сложившихсяв народность.Решению еереально способствовалообразованиеКазахскогоханства.
ВозникновениеКазахскогоханства явилосьзакономернымитогомсоциально-экономическихи этнополитическихпроцессов наобширной территорииВосточногоДашт-и Кипчака, Семиречья иТуркестана(Южного Казахстана).Формированиев XIV—XV вв. единогоэкономическогорегиона на базеестественнойинтеграцииобластей сосмешаннойэкономикой, кочевой скотоводческойи осед-ло-землсдсльческой, городской— с тоогово-ремесленнымнаправлениемхозяйства, подготовилоусловия к объединениювсех земельрегиона в однойполитическойструктуре.Укреплениеэкономических, культурных, общественно-политическихсвязей кочевогои оседлогонаселения~способствовалоэтническомуединению казахскихродов и племен, фактическомузавершениюдлительногопроцесса сложениянародности.Эти обстоятельстваявились объективнымипричинами иусловиямиформированиясобственноказахскойгосударственности.Стремлениесформировавшейсякрупной этносоци-альнойобщности ксозданиюмоногосударственности, к собственнойсоциально-территориальной, государственнойорганизации, характерноне только дляпозднего времени— времениформированиянаций, но и длясредневековья, когда завершалосьв основномсложениесовременныхнародов регионаЦентральнойАзии.
Преодолениераздробленности, политическойразобщенностичастей казахскогонарода в разныхгосударственныхобъединениях, связано сименами Джаныбекаи Гирея. Ихдинастийнысинтересы, борьбас другими Чингизидамиза власть встепи совпалис интересамиразличныхсоциальныхгрупп народа, как из родовойзнати, так ирядовыхтружеников-скотоводови земледельцев.Они объективноотразили стремлениеконсолидировавшегосянарода к созданиюсамостоятельногогосударства.
Согласнородословным, помещеннымв ряде источников(например,«Таварих-игузида-йинусрат-наме»), Джаныбек иГирей былиблизкимиродственниками3.В источниках, повествующихо действияхэтих первыхказахскихханов-соправителейв 51)—70-х гг.XV в., нет точногоразъяснения, кто из них былглавным, ихимена пишутсярядом не в строгомпорядке. Обаони имели правона власть, одинкак прямойпотомок ханаБарака (Джаныбек), другой —как старшийпо возрасту(Гирей). Но посколькув государствахсредневековогоКазахстананаряду с постепенноутверждавшимсяпринципомпрямого наследованияханской власти(от отца к сыну)сохранялсяи старый тюрко-монгольскийпринцип преимущественногоправа на ханскуювласть старшегов роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претендоватьна титул хана.
Конкретныйход образованияКазахскогоханства связанс внутриполитическимсостояниемдвух государствна территорииКазахстана
—ханстваАбулхайра(Государствакочевых узбеков)и Могулистана, историческиесудьбы которыхво второй половинеXV в. завершалисьупадком и развалом.В обоих государствахусиливалосьэкономическоемогуществокочевой знати, росли ее центробежныестремления.Наиболее влиятельныевожди родови племен восточногоДсшт-и Кыпчакаи Семиречьястремилиськ политическойнезависимостиили искалипокровителяв лице кого-либоиз Чингизидов, в середине векапродолжавшихоспариватьвласть хановАбулхайра(вГосударствекочевых узбеков)и Есен-Буги (вМогулистане).
Действияпервых казахскихханов, направленныена созданиеи упрочениеединого государства, были поддержаныверхушкойказахскихродов и племен, так как отражалиинтересыгосподствующейпрослойкиказахскогообщества.Значительнаяее часть сплотиласьвокруг Гирсяи Джаныбекаеще в 40—50-хгг. в южных районахКазахстана— в предгорьяхКаратау, в низовьяхСырдарьи, севернойчасти Туркестана.Пока Абулхайр-ханбыл занят борьбойза укреплениесвоей властив степи, наследникиханов Ак-Ордыобеспечивалина юге Казахстанасильную власть.К ним стекалисьмногие недовольныеАбулхайромвожди родови племен сосвоими подданными.
В руках Джаныбекаи Гирея находилисьгородскиецентры и крепостив предгорьяхКаратау и наСырдарье— Сузак, Сыгнак, Сауран и другиеменее крупныекрепости.ПоддерживавшиеДжаныбекаи Гирея кочевыероды и племенаиспытывализначительныетрудности всвязи с отсутствиемвозможностисовершатьтрадиционныесезонные перекочевкив степные районыКазахстана, занятые кочевымиподданнымиАбулхайра. Этипоследние, всвою очередь, были лишенывозможностиприкочевыватьна привычныеместа зимовокв районы Нижнейи Средней Сырдарьи, вести торговыйобмен.
Враждебныеотношения междуплеменами улусаШайбана и улусаОрды еще болееусугубилисьпосле занятияАбулхайромСузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-Кургана в1446 г. ПодданныеДжаныбекаи Гирея сосредоточилисьв низовьяхСырдарьи, восточнойчасти предгорийКаратау. Отэтой политическойразобщенностистрадали подданныеи Шайбанидови казахскихправителей, поскольку былинарушены традиционныеэкономическиеи культурныесвязи, этно-политическоевзаимообщение.Еще более стесненнымстало положениеказахских родови племен, подчиненныхГирею и Джаныбеку, после пораженияАбулхайра откалмаков (ойратов)в конце 50-х гг.
Еще в 20-х гг.XV в. ойраты сталинападать наСемиречье впоисках пастбищ, добычи, выходана торговыецентры. В 50-х гг.они появилисьна территорииТуркестана.В 1457 г. Абулхайр-ханпотерпел отних жестокоепоражение, бежал с полябоя. Заключивмир с Абулхайромна тяжелых длянего условиях, ойраты ушличерез Чу в своиземли, а Абулхайрпринялся жестокимимерами наводитьпорядок в своихулусах, в томчисле и на югеКазахстана, расправляясьс непризнавшимиего властьДжучидами.Действия Абулхайрав объятых разбродоми возмущениемпосле пиратскогопогрома улусахВосточногоДешт-и Кыпчака, как и неспособностьмогулистанскогохана оградитьнаселениеСемиречья отпиратских орд, привели к ещебольшему недовольствународных масс.
Почти незатухавшиеусобицы и войнытяжело отражалисьна положениинародных масс.Военные действияотрывали рядовыхкочевниковот производительноготруда, неслиим бедствияи разорение, болезни и гибель.Возмущениенародных массвыливалосьв характернуюдля средневековогокочевого обществаформу сопротивления— уход, откочевкуиз-под властисвоего правителя.Начиная с конца50-х годов XVв. в течениедесятилетияпроизошла однаиз таких откочевок— массоваяпередвижкачасти казахскогонаселенияиз ВосточногоДешт-и Кыпчака, оазисов Туркестанаи предгорийКаратау в западнуючасть Семиречья, на территориюМогулистана.Джаныбек иГирей возглавилироды и племена, уходившие запределы ханстваАбулхайра.Известие обэтом впервыепоявилось в«Тарих-и Рашиди»МухаммадХайдардуглата4.Махмуд бен Валиподчеркивает, что Джаныбеки Гирей отказалисьповиноватьсяАбулхайр-хануимотивировалисвой отказтрадициейнаследованиявласти в степиЧингизидами, обеспечивавшейих право какпотомков хановАк-Орды на властьв ВосточномДешт-и Кыпчаке3.
О том, чтобегство недовольногонаселения былоне единичнымактом, а длилосьв течение многихлет, свидетельствуютданные многихисточников.Особенно оноусилилосьпосле смертиАбулхайра в1468 г. и распадаего государства:«В то время какони [казахскиеханы] благоденствовалитам, Узбекскийулус послесмерти Абулхайр-ханапришел в расстройство;[в нем] началисьбольшие неурядицы.Большая часть[его подданных]откочевалак Кирай-хануи Джани-бек-хану, так что число[собравшихся]около них [людей]достигло двухсоттысяч»''. Этимдействиемнародных массбыло положеноначало последующемуобъединениюразрозненныхгрупп казахов, в том числе исемиреченских, в одно государство.
-Казахскоеханство в первоевремя занималотерриториюЗападногоСемиречья, долины Чу иТаласа. Онообъединялокак переместившиесяиз Центральногои Южного Казахстанаказахские родыи племена, таки местные. ПравительМогулистанаЕсен-Буга неимел реальныхсил, чтобы остановитьпередвинувшихсясюда казахов.Он вступил всоюз с казахскимипредводителями, надеясь с ихпомощью обеспечитьбезопасностьграниц Могулистанаот территориальныхпретензийАбулхайра, Тимуридов, набегов калмаков.После смертиЕсен-Буги в1462 г. в Могулистаненаступилофактическиполное безвластие.В этих условияхвозникновениеи упрочениеКазахскогоханства в Семиречьебыло вполнезакономернымактом. МухаммадХайдар дуглатотносит времяобразованияКазахскогоханства к 870г. хиджры(1465—1466 гг.)7.
, В~последующиедесятилетияXV— началеXVI вв. Казахскоеханство укрепилосьэкономическии расширилосьтерриториально, включив значительнуючасть этническойтерриторииказахов. УкреплениеКазахскогоханства происходилов сложной обстановкепоследнихдесятилетийXV в., заполненныхвойнами, усобицами, большими ималыми миграцияминаселения впределахказахстанско-среднеазиатскогорегиона. Сошлос историческойсцены в ВосточномДешт-и Кипчакеханство ШайбанидаАбулхайр-хана; ушла в прошлоевоенная иполитическаямощь государстваТимуридов, наисходе XV ив самом началеXVI вв. окончательнопотерявшихвласть над
МЪвсраннахромв борьбе спредводителемкочевых узбековвнуком АбулхайраМухаммадомШайбани; фактическираспался нанесколькофеодальныхвладений Могулистан.В результатеокончательногораспада ЗолотойОрды на территориях, расположенныхсевернее изападнее казахскихстепей, вычленилисьновые государства—Сибирское, Казанское, Астраханскоеханства.
Казахскиеханы сразу жепосле смертиАбулхайравмешались вборьбу за властьв степи. Главнымиих противникамибыли наследникиАбулхайр-хана— его сынШайх-Хайдари внуки МухаммадШайбани иМахмуд-султан.Союзникамиже были их давниесторонникиАхмад-хан (потомокТука-Тимура), Шайбанид Ибак-хан, в 60-х гг. захватившийвласть на большейчасти территорииЗападной Сибири, мангытские(ногайские)мирзы. Послегибели сынаАбулхайра еговнуки бежалив Туркестан, где получилипомощь тимуридскогонаместникаМухаммадМазид-тархана.Именно в этомрегионе разыгралисьосновные событияистории Казахскогоханства последнейтрети XV в., определившиедальнейшиесудьбы молодогогосударства, возможностьполитическогообъединениямногочисленныхродопле-менныхгрупп, вошедшихв казахскуюнародность, и ее этническойтерриториив одном государстве.
Район Присырдарьии Каратау былближайшим квладениямказахских хановв ЗападномСемиречье. ХаныДжаныбек иГирей стремилисьв первую очередьутвердить правана эти земли, являвшиесядля них наследными, в том числе нагорода Сузак, Сыгнаки другие. Ноглавной причинойтого, что борьбаханов-джучидовза власть надВосточнымДашт-и Кыпчакомразвернуласьне столько встепных районах, сколько в Туркестане, было экономическоеи стратегическоезначение данногорегиона. Присырдарьинскиегорода быливажными центрамиторгово-экономическихсвязей длянаселениястепных районов; превосходнымидля своеговремени крепостямии могли выдержатьдлительнуюосаду. Традиционноони являлисьадминистративно-политическимицентрамипредшествующихгосударственныхобразованийна территорииКазахстана.Земли нижнегои среднеготечения Сырдарьибыли необходимыказахскимкочевым племенамкак ценныезимние пастбища.Однако использоватьэти пастбищаможно было, лишь владеяключевымипунктами этойтерритории— городами-крепостямиТуркестаноми Каратау.--PAGE_BREAK--
Отмеченныепричины, побудившиеказахских хановв первыежегоды послесоздания ханствавести борьбуза Присырдарьинскиегорода и Туркестанв целом, относятсяполностью ик их противникуМухаммадуШайбани, когдаон пыталсявосстановитьвласть Шайба-нидовв ВосточномДешт-и Кыпчаке.В свою очередь, Тимуриды Мавераннахраотстаивализахваченныеими когда-тоу Ак-Орды города, превращенныев оборонныекрепости противкочевниковстепных районов.Вмешались вборьбу и могульскиеханы Юнус и егосын СултанМахмуд, пытавшиесяв условияхупадка Могулистанаи ухода из-подих власти казахскогоСемиречья икиргизсихрайоновПри-тяньшаньязаполучитьгорода в районеюга Казахстана.
Казахскиеханы в развернувшейсяна три десятилетияборьбе обладалинесомненнойреальной силой, вокруг нихсплотилисьзначительныемассы кочевников, у них был прочныйтыл в Семиречье, их нередкоподдерживалигородскиевласти и населениев Туркестане.Удачными былишаги по привлечениюв союзникидругих претендентовна власть встепи и в Туркестане.Им удалосьпривлечь насвою сторонуи эмира из НогайскойОрды, Муса-мирзу, прежде обещавшегопоставитьМухаммадаШайбани «ханомДсшт-и Кыпчака».
В 70-е гг. произошлонесколькокрупных сражений— под Саура-ном, Сузаком, у перевалаСогунлук вгорах Каратау, в других местах.ЗахватывалиЯсы (Туркестан), Сыгнак то казахскиеханы, то Мухам-мадШайбани, победыи поражениявыпадали надолю обеихвраждующихсторон. В одномиз сражениипогиб сынДжаныбек-ханаМахмуд-султан.Он был владетелемСузака, в товремя как егобрат Иренчизанимал Сауран.Одним из видныхпредводителейказахских войскв этот периодбыл сын Гирей-хана(правившегопримерно до1473—-74 гг.) Бурундук.Одни источникиназывают егоханом примернос середины 70-хгодов, другие— с 14УО года''.Во время правленияБурундукаприобрел известностьсын Джаныбек-ханаКасым (род. ок.1455). Он былудачливымполководцем, предводителемконницы, участвовалво многих битвах.
В 80—90-е гг.борьба засырдарьинскиегорода и ихоазисы продолжаласьтакже с переменнымуспехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократноосаждали Сыгнаки Ясы, Аркук иСауран, и нередкоосада длиласьпо несколькумесяцев. Одиниз эпизодовборьбы завершилсясдачей Сыгнака, в котором МухаммадШайбани оставилчасть своеговойска. Приэтом жителиСыгнака мотивировалисвои действиятем, что «преждеэтот вилайетпринадлежалБурундук-хану»9.В другой разСауран был сданБурундук-хануего жителями; казахам былвыдан и находившийсяв городе братМухаммадаШайбани со всемего окружением.Осада Отрарав конце 90-х гг.закончиласьперемириеммежду МухаммадомШайбани иБурундук-ханом.
Итогом борьбык исходу XVв. было включениев состав Казахскогоханства городовСузака, Сыгнака, Саурана. МухаммадШайбани удержалв своих рукахОтрар, Ясы, Узгенд, Аркук, опираясьна которые, атакже на поддерживавшиеего узбекскиеплемена Дешт-и Кыпчака, онсмог добитьсяпобеды надТимуридамиМавераннахра.У МухаммадаШайбани дляборьбы за властьв степи не оказалосьреальных сил, фактическион был вынужденограничитьсялишь борьбойза присыр-дарьинскуютерриторию, так как в первыеже годы потерялвсякую возможностьутвердить своювласть в бывшихвладенияхсвоего дедаАбулхайра встепных просторахКазахстана.
Присоединениек Казахскомуханству частиприсырдарьинскихоазисов явилосьключом к успехуказахских хановпо объединениюстраны в целом.К концу XVв. расширилисьпервоначальныеграницы ихгосударства.В него вошли, помимо ЗападногоСемиречья, отмеченныевыше городав Южном Казахстане, район Каратаус прилегающимистепнымитерриториями, низовья Сырдарьии СеверногоПриаралья, значительнаячасть ЦентральногоКазахстана.Многие Джучидыудалились стерриторииКазахстанаискать удачив Астраханское, Сибирское, Казанскоеханства. Подвласть казахскихханов переходиливсе новые иновые казахскиероды и племена; в тесный союзс ними вступилиногайцы. Фактическик началу XVIв. Казахскоеханство занималотерриториюсвоей предшественницы
Ак-Орды(Кок-Орды) и частьМогулистана.Мухаммад Хайдарписал. что «впродолжениевсего временидо 940 г. х.(1533—34 гг.) казахивсецело владычествовалив большей частиУзбекистана[т. е. ВосточногоДешт-и Кыпчака]»'".
НаибольшегомогуществаКазахскоеханство достиглов первой четвертиXVI в., особеннопри хане Касыме(1512—1521 гг.). фактическион стал правитьеще при Бурундуке".С началом егоправлениявласть перешлак потомкамДжаныбека. Ещев период противоборстваБурундука иКасыма МухаммадШайбани предпринялнесколькопоходов натерриториюказахов. Казахскиесултаны такжесовершалинабеги на городаюжной частиТуркестанаи Мавераннахра.Участник одногоиз походовМухаммадаШайбани (1509г.) Фазлаллахибн РузбиханИсфахани сообщалоб огромномколичественразнообразиизахваченнойв разграбленномулусе Джаныш-султанадобычи. Былозахвачено свышедесяти тысячказахских юртна повозкахвместе с домашнейутварью, имуществом, одеждой, разнымитоварами, верховыелошади, коровы, верблюды, овцы, количествокоторых «сосчитатьневозможно»12.Эти сведенияпозволяютсудить не толькооб экономическоммогуществеказахов, но ибольших потерях, которые неслиим бесконечныевойны. В результатетрех походовШайбани противказахов емуудалось временновытеснитьказахскихправителейза пределыоазисов Туркестана.
В следующем,1510 г. МухаммадШайбани вновьпришел к Сыгнаку, но потерпелсокрушительныйразгром отвойск Касыма; остатки узбеков, разбитые ирассеянные, бежали в Самарканд.В конце этогогода МухаммадШайбани погибв Хорасане, подМервом, в битвес шахом Ирана.
Для закрепленияна СырдарьеКасым выгодноиспользовалполитическуюситуацию вСредней Азии.Борьба потомковМухаммадаШайбани с ТимуридомЗахир ад-ДинМухаммад Бабуромотвлекла вниманиеШайбанидовот Туркестана.Ряд его южныхгородов призналвласть Бабура.В Сайрам и егоокрестностион назначилнаместникомКатта-Бека. Новскоре, в1512г., ШайбанидУбайдаллах-султанодержал верхнад Бабуром; наместникипоследнегобыли изгнаныиз их владений.Осажденномув Сайраме Катта-бекуудалось оказатьсопротивлениеузбекам; онпродержалсяв крепости всюзиму, а раннейвесной 1513г. позвал напомощь Касым-хана, находившегосяна зимовке наКараталс, обещавсдать ему крепость.Касым принялпредложение; Катта-бек уговорилКасым-ханавыступитьпротив ШайбанидаСуйундж-ходжи, правившегов то время вТашкенте. Разграбивокрестностигорода, казахивозвратилисьв Сайрам.
Касым поддерживалдружескиеотношения сханом МогулистанаСултан Саидом.Могульскийхан предлагалКасым-хануорганизоватьсовместныйпоход на Ташкентв конце летаэтого же года, однако Касымуклонился отпредложения, сославшисьна необходимость«подумать озимовках, таккак [сбор] ипостроениевойска в этовремя неосуществимы»'3.
Касым-ханутвердил своегосподствонад обширнымистепнымипространствамиказахскойтерритории.Уход СултанСайда в 1514г. в ВосточныйТуркестанобусловилукреплениевласти казахскогохана в Семиречье.На западе подего властьоткочевалигруппы из родови племен переживавшейкризис НогайскойОрды. Границыханства расширилисьдо бассейнар. Яик. На югевладения Касым-ханадохо-дилидоСырдарьи, включая Сайрамскийвилайет. Насевере и северо-востокевладения Касымапростиралисьдалеко за Улутауи оз. Балхаш.
Впервые послемонгольскогозавоеваниятерриторииКазахстанабыли объединеныв одном государствепочти все казахскиероды и племена, в том числе иСемиречья.Число подданныххана Касымасовременники(МухаммадХайдар-мирза)определялимиллиономчеловек. Принем узнали оказахскомгосударствеи в западныхстранах. Началисьпосольскиеконтакты Казахскогоханства с Московскимгосударством.Крымский ханв перепискес турецкимивластямивысказывалбеспокойствопо поводу расширениявладений казаховв западномнаправлении.
В 20-х гг., послесмерти Касыма, междоусобицысултанов-джучи-довна время ослабилиКазахскоеханство. Вмеждоусобнойборьбе погибпреемник КасымаМамаш-хан. Кнеблагоприятнымфакторам жизниханства относитсясложившийсяпротив казаховсоюз узбекскихи могульскихправителей.Были потеряныприсырдарьинскиегорода. Туркестанскийвилайет оказалсяв подчиненииШайбанидаУбайдаллах-султана.Казахский ханТахир (1523—1533)потерпел неудачув борьбе с НогайскойОрдой, безуспешнопытался отвоеватьсырдарьинскиегорода. РаспризаставилиТахира бежатьв Семиречье, где в союзе скиргизами онотражал попыткимогульскогохана СултанаСайда восстановитьсвою властьв этом районе.При хане Буйдаше, брате Тахира, казахи былиразбиты в1537 г. могульскимханом Абд ар-Рашидом.
По другимизвестиям онпогиб в битвес узбеками подСайрамом в1559 г. Вместе сним погиблиеще 20 казахскихсултанов. КадыргалиДжалаири отметил, что узбековв этой битвевозглавлялДервиш-хан, сыншайбанидскогоправителяТуркестанаи ТашкентаБарака (Нау-руз-Ахмед-хана).Практическидо конца XVIв. присырдарьинскиегорода Сыгнак, Сауран, Отрар, Туркестан (такстал называтьсяс XVI в. городЯсы) и другиевходили в составгосударстваШайбацидовМаве-раннахра.Казахскоеханство былоограниченов этот периодс юга по линиинизовий Сырдарьии Каратау. Основныминаправлениямиполитическойактивностиханов казаховвторой третиXVI в. были юго-восток, где в союзе скиргизами онивоевали с могуламии ойратами, атакже запади север, гдеказахи вступилив сложныевзаимоотношенияс ногайцами, башкирами, татарами. Успешнымивначале былидействия в этихнаправленияхвидного казахскогохана Хакк-Назара(1538—1580). Он боролсяпротив ойратови могульского'хана Абд ар-Рашида, отстояв навремя казахскиеземли на востокеи юге Семиречья.Для противостояниявраждебнымдействиямсибирскогохана КучумаХакк-Назарустановилсоюзные отношенияс узбекскимханом Абдаллахом.
Хакк-Назар-ханпытался восстановитьправо казаховна земли, составлявшиеогромную территориюКазахскогоханства приего отце Касыме.Но в условияхтяжелой внешнеполитическойобстановкизадача эта вцелом сталаневыполнимой.В его время кграницам казахскихстепей приблизилосьРусское государствопосле завоева
нияКазанского, Астраханского, затем Сибирского\;»н(.ч в. В казанскиестепи хлынулиногайцы, башкиры, сибирскиетитары, наci>j))-дарьепоявилиськаракалпаки.В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесняказахов Старшегожуза, ойраты(джунгары). Вкакой-то периодказахскиевласти контролировалилишь территориик югу от Улутау, на Сарысу, вСеверном Приаральс, Каратау, в ЗападномСемиречье, примерно впределах, показанныхв… Книге БольшомуЧертежу».^раницыханства менялись, таким образом, не только взависимостиот военных идипломатическихспособностей, побед или пораженийханов, но, восновном, отвнешнеполитическихобстоятельств.В то же времячасть казаховоставаласьв местах своегообитания ипопадала вподчинениесоседних государстви правителеи.Казахи, проживавшиена территорииТуркестана, подчинялисьузбекскомухану Бараку, его сыну Баба-султану.Особенно частопереходилопод властьдругих правителейкочевое скотоводческоенаселениестепных пространств, например, казахскиероды кочевалини территорииСибирскогоханства, выходилив Бар.юинскисстепи. населенныев то время чатскимитатарами.Перемежалиськочевья казахови ойратов наземлях ВосточногоКазахстанаи Джунгариив зависимостиот военныхуспехов предводителейтех или другихнародов. А подвласть Хакк-Назарана Эмбу, к Аральскомуморю, на Сырдарьюпереходилачасть ногайцев, растворившихсязатем в казахскомМладшем жузе.
Процессвключения всостав Казахскогогосударствазападных земель, входивших послераспада ЗолотойОрды в составНогайской Орды, был сложными длительным.В серединеXVI в. на Эмбеосвободиласьот НогайскойОрды, находившейсяв состоянииупадка и разброда, и фактическибыла самостоятельнойдо началаXVII в. АлтаульскаяОрда14. Хакк-Назар-хануудалось взятьпод свой контрольземли от Сырдарьи, Приаралья доЭмбы и по левобережьюЯика, принявпод свою властьчасть ногайскихулусов. В намеренияхего было продвинутьсяи далее на запад15.Однако на западных, как и северныхграницах Казахскогоханства препятствиемдля их расширениястало Русскоегосударство.
ВЮжном КазахстанеХакк-Назар-ханпопыталсяраздвинутьзам-кнутыйкруг своихвладений, неимевшихвыходак торгово-ремеслен-ными земледельческимцентрам. ОказавподдержкуШайбанидуАбдаллаху вего борьбе смятежнымБаба-султаном, он получил отшайбанидскогохана обещаниена право владениянесколькимигородами вТуркестанскомвилайете. Баба-султантоже искалпомощи у казахскогохана и тожеобещал отдатьв суюргал «вилайетыЯсы и Сауран», но сам же убилприбывших кнему на переговорыказахскихсултанов, в томчисле двухсыновей Хакк-Назара.Вскоре погиби сам Хакк-Назар.
Ханомказахов сталШигай (1580—1582), потомок ханаДжаныбе-ка. Онсо своими сыновьямитакже оказалподдержкуузбекскомухану в борьбес Баба-султаном, в частностиучаствовалв знаменитомпоходе Абдаллаха1582 г. через Туркестан, где последнийосаждал крепостиСайрам, Сауран, Туркестан. Наобратном путиБаба-султанбыл убит казахскимсултаном Таваккулом(Тевеккелсм), сыном Ши-гая.Сырдарьинскиегорода сдалисьАбдаллах-хану, где он поставил своих наместников.Казахским жеправителямв награду запомощь досталисьпожалованияне здесь, а вСредней Азии.Нужны былидругие путидля закрепленияв регионесырдарьинскихгородов, а значит, усиления ханства.
В 1586 г. Таваккулзахватил рядгородов в Туркестане, пытался взятьТашкент. В периодс 1586 до 1594г. ему пришлосьутверждатьсвое право наханствованиев длительнойборьбе с другимиказахскимисултанами, сыновьямиХакк-Назара.Наладив отношенияс Москвой, вкоторых онвидел возможностьвоенного союзадля борьбы сузбекскимханом, Таваккул-ханв 1598 г. предпринялновый походв Среднюю Азию, в одном из сраженийразбил войскоАбдаллаха, вернулся вТуркестан. Вэтом же году, используямирную обстановкуна северо-западныхграницах своегогосударстваи междоусобицуШайбанидовв Средней Азии, замену этойдинастии новойдинастиейАштарханидов, он успешнозавершаетдлительнуюборьбу засыр-дарьинскиегорода. Предпринявновый походв Среднюю Азию, Таваккул-ханзанял городаАхси, Андижан, Ташкент, но водной из битвбыл тяжелоранен и умерв том же годув Ташкенте. Подоговору новогоказахскогохана Есима(1598—1628), сына Шигай-хана, с представителемАштарханидовв состав Казахскогоханства вошлиТуркестанс его городами, а также Ташкентс вилайетом, и на некотороевремя Фергана.Но на ТашкентраспространялсясуверенитетАштарханидов(упоминаниеимени хана этойдинастии вхутбе и на монетах, чеканенныхв Ташкенте, отправка емучасти собранныхв вилайетеналогов и др.).Казахскиеправителинарушали этиусловия договора, что вызвалодлительнуюборьбу в началеXVII в. между казахскимии узбекскимиханами.
Так окончиласьдлительнаяборьба казахскихханов заоседло-земледельческиерайоны ЮжногоКазахстана, города на СреднейСырдарье. Сэтого временив состав казахскогогосударстваокончательновошел этотрегион и надвести летТашкент16.
^Длительныевойны на территорииприсырдарьинскихгородов велик разорениюместного населения, упадку городскогохозяйства, разрушениюирригационнойсистемы, сокращению'земледелия.Военные действия, грабительскиенабеги противниковнарушали торговлюи отрицательносказывалисьна экономическомположении встепных скотоводческихрайонах. С вхождениемЮжного Казахстанакак развитогохозяйственно-культурногорегиона в составединого государствапредоставиласьвозможностьпреодолетьэти негативныеявления.
\В XVII в. внутриполитическаяжизнь в Казахстанене отличаласьстабильностью.Казахскоеханство всеболее распадалосьна части, усиливалисьфеодальныераспри. Различныегруппы кочевойзнати соперничалимежду собой.На юге фактическиутвердилисьдва хана. ПреемникТаваккула ханЕсим сделалсвоей столицейгород Туркестан.зВТашкенте объявилсебя независимымханом Турсун-Мухаммад, сын султанаДжалима (родословнаяего неизвестна).Постепеннов каждом изтрех жузовпоявилисьсамостоятельныеханы. Осложнилосьвнешнее положениеКазахскогоханства, навсех его рубежах, особенно наюжных и восточных.Бухарский ханИмамкули пыталсяотобрать Ташкент, поддерживалсепаратизмотдельных сул
танов.В 1612 г., в ответна набеги казахскихвойск на окрестностиБухары, Имамкули-ханпредпринялпоход на казахскиеземли, прошелТуркестан «докрайних пределовАшпары и Каратау», разграбивнесколькогородов и селений.В Ташкенте онпоставил наместникомсвоего сына, который былвскоре свергнути убит. В ответИмамкули устроилкровавую резнюв городе. В своихпритязанияхна Ташкент онпользовалсявраждой двухказахскихханов. В 1627г. Турсун-Мухам-мадбыл убит Есим-ханом.Есим умер годомпозже. Бухарскиевойска вновьзаняли Ташкент.Однако наследникуЕсим-хана, егосыну Джангируудалось убедитьбухарскогоправителя внеобходимостивоенного союзадля отраженияобщей опасностис востока— нашествияойратов. продолжение
--PAGE_BREAK--
С образованиемв 1635 г. Джунгарскогоханства возрослаопасностьзахвата ойратамиказахскихземель в Прииртышьеи Семиречье.ТеснимыеЦинскойимперией, в поисках пастбищи выхода кторгово-ремесленнымцентрам югаКазахстанаи Средней Азии, они не ослаблялидавления наказахскиеземли. Уже в20-х гг. XVII в. большиемассы ойратовкочевали поОми, Тоболу, Ишиму, Иртышу.На Или и Таласеойраты располагалисьна зимовки.Казахи былипотеснены вюжном и западномнаправлении, где пришли встолкновениес обитавшимина своих земляхузбеками, каракалпаками, ногайцами, башкирами. В1644 г. хан Джангир, который выступилсовместно ссамаркандскимвойском воглаве с Жалантос-батыром, разбил одиниз джунгарскихотрядов. В 80-хгг. XVII в. джунгарскаяармия подкомандованиемхунтайджиГалдана вторгласьв Семиречьеи Южный Казахстан.Были разгромленынесколькоказахскихулусов, захваченодевять городов; среди них источникиназывают Сайрам, Манкент, Карасман, Шымкент, Ташкенти др. ЖителиСайрама оказалидостойноесопротивление; был убит оставленныйГалданом наместник, что вызвалоповторноевторжениеойратской армиив Южный Казахстан.Сайрам был взяти разрушен; часть его жителейбыла уведенав Джунгариюи ВосточныйТуркестан17.
.^УкреплениеКазахскогоханства в периодправления ханаТауке (1680—1718), союз казаховс киргизамии каракалпакамиослабили навремя натискджунгар наказахскиеземли. Во времяих нападенияв 1680 г. на ЮжныйКазахстантолько городТуркестан небыл разграбленджунгарами, так как в немнаходился свойсками ханТауке. Джунгарскиепогромы былиодной из существенныхпричин постепенногоугасания жизнигородов на югеКазахстана.Набеги джунгарперерезаливажные торговыепути, наносилибольшой ущербхозяйствумирного населения.
Тяжелаяэкономическаяи политическаяобстановкав Казахстанебыла обусловленанепрекращающимисяусобицами, нестабильнымиотношениямис правителямиСредней Азии.Состояниераздробленностии ослаблениеКазахскогоханства сказывалосьна целостностине толькогосударственной, подвластнойханам, территории, но и этнической.Раздоры соперничавшихза власть иподданных, запастбищныеземли и городаханов, султанов, группировокаристократииплемен замедлялитемпы общественно-культурногоразвития, мешалисозданию условийдля упрочениягосударственностина территорииКазахстана, для эффективнойзащиты с еепомощью коренных земель народа.ХануТаукеудалось нескольконормализоватьполитическуюситуацию враспадавшемсяханстве. Онпредпринялряд мер дляподнятия авторитетаханской власти, преодолениясепаратизмазнати, консолидациинарода. При нембыл составленсвод норм обычногоправа «Жеты-Жаргы», определившийосновные принципыправопорядкаи государственногоустройства.Он искал путисоюза и мирныхотношений ссоседнимигосударствами.
Но относительноеспокойствиепродолжалосьнедолго. Набегиджунгар наказахские землипроисходилив 1710/11, в 171Зи1718 годах.В 1724/25 гг. джунгарыразгромилигорода Туркестани Ташкент, а1723 год —год «Великогобедствия»разметал частьказахов далекоза пределыих этническойтерритории.Многие бежалив Среднюю Азию, что не моглоне обостритьотношений сместным населением;
другиеоткочевалина запад, наЭмбу, до Яика, Ори и Уя, потеснивиз их окрестностейногайцев, башкир, волжских калмыков, да и своих жесородичей, казахов Младшегожуза. Каждыйиз упомянутыхнародов пыталсяотстоять своиземли, невольнопринимая насебя давлениемигрантов, всвою очередь, пострадавшихот более сильногопротивника.Все большемудавлению, экономическомуи политическому, подвергалиськазахскиеплемена и родыСреднего жузасо сторонырусских властей, утвердившихсяв Южной Сибири, на территорииПрииртышья, на землях Алтая.Массовые потерискота и пастбищпривели кзначительномуобострениюхозяйственногокризиса в Старшеми Среднем жузах.Сокращениеподвластнойтерриториии числа подданныхослаблялипозиции ханов, усиливалисьвражда и раздоры.В труднойэкономическойи политическойобстановкевстал вопросо принятиироссийскогоподданства.Дальнейшиеэтапы политической.экономическойи этнокультурнойистории казаховсвязаны современем колонизацииРоссией казахскихземель.
§2. Экономикаи культура
В XV—XVII вв.у казахов степныхрайонов в качествепреобладающейсохраняласьисторическисложившаяся, соответствовавшаяприродно-климатическимусловиям зонысухих степейи полупустыньотрасль хозяйства— кочевое иполукочевоескотоводство.Основнымивидами скотабыли овцы, лошади, верблюды. Крупныйрогатый скотразводилсяв небольшомколичестве, главным образомв местах оседлости18.
Закрепилисьранее сложившиесямаршруты игодичные циклыкочевания сосменой сезонныхпастбищ (коктеу, джайляу, куздеу, кстау). При этомкаждый род, который могсостоять издесятков, анередко и болеесотни аулов, традиционнокочевал в пределахопределеннойгеографическойзоны. Протяженностькочевий былаот 200—300 км наюге и в Семиречьедо 800—1000 км вмеридиональномнаправлениив степных районах.Выбор местакочевий, конечно, зависел нетолько от традицийи хозяйственныхнужд, но и отполитическихусловий в ханстве.
Экстенсивноекочевое скотоводствотребовалообширных пастбищныхугодий, и ихпостояннаянехватка вызывалавойны и расприс соседями.Скотоводствочрезвычайнозависело отприродных усло
вий.Заготовкакормов непроизводилась, зимой скотнаходился наподножномкорму. Ибн Рузбихан, например, отмечаяценностьсыр-дарьинскихземель длякочевников, писал, что всеокрестностиСей-хуна покрыты«камышом, богатыкормами дляскота и топливом».В суровые зимынередко происходилмассовый падежскота, кочевники-скотоводыразорялись, многие переходилик оседлости.
Хотя и медленно, сами формыведения кочевогоскотоводстваи его продуктивностьулучшались; в благоприятныегоды (как состороны погоды, так и со стороныполитическихусловий жизнинаселения)интенсивноросло поголовьескота. Сохранялисьи постоянносовершенствовалисьотработанныевеками навыкиведения животноводческогохозяйства.Жилище казахов, юрта, а такжехозяйственныйинвентарь былихорошо приспособленыдля кочеванияи обработкиживотноводческойпродукции.Кочевое скотоводческоехозяйство вомногом обеспечиваложизнь казахскойсемьи. Онодавалоказахам продуктыпитания, материалыдля одежды иобуви, устройстваи убранстваюрты, транспортныесредства дляперекочевок.Конь был незаменимв военных походахи сражениях.
Кочевники-скотоводызанималисьдомашнимипромыслами, глав-ным образом, по переработкеживотноводческогосырья. Изготовляливойлок, ковры, одежду, обувь, кожаную посуду, сбрую и т. д. Хотяхозяйствоказахов оставалосьв основномнатуральным, но оно давалои излишек продукциидля обмена натовары и продукты, произведенныегородскимижителями иземледельцами.На рынки городовТуркестана— Сыгнака, Саурана, Ясыи др.—кочевники-скотоводыпригоняли скот, доставляликожи, шерсть, изделия из них, а также холодноеоружие, изделияиз дерева, главнымобразом изберезы, в частностиарбы, тахты ипосуду; продавалипушнину, меховыешубы и шапки19.
В обмен скотоводыполучали вгородах Туркестанаразнообразныетовары: хлопчатобумажныеи шелковыеткани, изделиягончарногопроизводстваи металлического, готовые изделияиз тканей икожи — халаты, шали, головныеуборы, обувь, детали конскогоубранства, атакже разнуюдомашнюю утварь, оружие, украшенияиз драгоценныхметаллов, зеркалаи многое другое.В торговлеучаствовалии казахи:
«Их(казахов) купцыпостояннопосещали ипосещают страныислама, равнои купцы этихстран ездятк ним»20. Самымтвердым, постоянными массовым укочевниковбыл спрос назерно —пшеницу, просо, ячмень, на другиепродукты земледелияи садоводстваи особеннона ткани (карбас).
Казахизнали оседлоеи полуоседлоеземледелиеи городскуюкультуру, особеннов южных и юго-восточныхрайонах Казахстана.Постояннаясвязь кочевогохозяйстванаселениястепных районови районов оседлогоземледелияи городскогохозяйства быланеотъемлемойчертой экономическойжизни казахскогообщества.Оседло-земледельческоенаселениегородов и оазисовТуркестана, смешанноев этническомотношении, находилосьв постоянномхозяйственно-культурномвзаимодействиисо скотоводческимнаселениемстепи. В своюочередь, инепосредственнокочевникамив местах зимовоксоздавалисьочаги земледелия, оседлые и полуоседлыепоселе ния, приэтом земледелиемзанималисьпо большейчасти лишившиесяскота и возможностикочеватьбедняки-жатаки.
Оседаниеказахов-кочевниковпроисходилов зоне присырдарьин-скихоазисов и взападной частиСемиречья болееинтенсивно, чем в каких-либодругих местахгосударства.'Процесс оседанияказахов в XVIв. на этой территориибыл зафиксированв документальныхматериалах(жалованныхграмотах). Кочевавшиепрежде аймаки(род, племя), поодной из такихграмот, подразделяютсяна «живущих[постоянно] вселениях (дихнишин),[полуоседло]в кишлаках(киш-лакнишин)и кочующих(сахранишин)».Упомянуты такжекочевые племена(илатийа)21. Вгородах частожили ханы сосвоим двороми войском, особеннопосле вхождениятерриторииТуркестанав состав Казахскогоханства. Контрольнад городамипозволял создатьв целом наказахскойтерриторииболее прочнуюэкономическуюсистему, базировавшуюсяна двух взаимодополняющиххозяйственныхукладах —кочевом скотоводческоми оседло-земледельческом, городском.
Во второйполовинеXV—XVII вв., в эпохуКазахскогоханства, в ЮжномКазахстанепродолжаларазвиватьсягородскаяжизнь. Ибн Рузбиханупоминает о«тридцатикрепостяхТуркестана».Наименованияболее двадцатииз них встречаютсяв источниках; число городищ, обнаруженныхархеологами, превышает этуцифру. На правобережьеСырдарьи и еепритоков этобыли Ясы (Туркестан), Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левомберегу —Аркук, Узгенд, Аккурган, Куджан, на северныхсклонах Каратау— Сузак, Кумкенти др. Культурнымии экономическимицентрами былилишь 5—6 наиболеекрупных изперечисленных«крепостейТуркестана», что, впрочем, и немало длятакой небольшойтерритории, если принятьво вниманиеограниченностьсредневековойэкономики, еенатуральныйхарактер, относительнуюмалочисленностьнаселения идругие факторы.
Присырдарьинскиегорода в периодстановленияи укрепленияказахскойгосударственностииграли в жизнинаселенияКазахстанамногоплановуюроль22. Сыгнак, например, был«торговойгаванью» длявосточногоДешт- и Кыпчака23.Он был столицейпервых казахскихправителей.Ясы (Туркестан)продолжалоставатьсяизвестнымторговым пунктом, центром крупногоземледельческогоокруга. На рубежеXVI—XVII вв. этотгород сталстолицей Казахскогоханства, он были главным религиознымцентром длявсего Туркестанаи прилегающейказахскойстепи.
Отрар сложилсяв крупныйторгово-ремесленныйцентр южно-казахстанскихземель.Как и Ясы, он вXVI в. долгое времябыл местомпребыванияшайбанидскихнаместниковв Туркестанскомвилайете, укрывавшихсяот своих степныхнедругов запрочными стенамиот-рарскойкрепости.ДоминирующееположениеОтрара хорошопонималисовременники, оставившиемногочисленныесвидетельствав источникахо борьбе заэтот город, владение которымобеспечиваловласть над втейобластью.
Сауран былизвестен вXVI в. целой системойоборонительныхсооружений, среди которыхХафиз Танышназывает высокиекрепостныестены с башнями, крепостнойвал, глубокийров, «подобныйреке»; этотгород упомянутЗайн-ад ДиномВасифи в связисо строи
тельствомв нем в XVI в.медресе —«выдающегосяархитектурногосооружения», а также строительствоми эксплуатациейособых оросительныхсооружений— кяризов, устройствомна одном из нихчахар-бага— загороднойусадьбы с садамии виноградниками.Сайрам былхорошо укрепленнойкрепостью, крупным торгбво-ремесленнымцентром наюге Казахстана, на стыке торговыхи военных путейиз Мавераннахрав Туркестани Семиречье; этот городявлялся административнымцентром самостоятельноговилайета, висточникахупоминавшегосянаряду с Туркестанскимвилайетом.
Сузак насеверных склонахКаратау постояннобыл главнойопорой, стратегическимпунктом правителейКазахскогоханства какв борьбе завласть в степныхрайонах, таки за города вТуркестане.Сузак был нетолько хорошейкрепостью, нои торговым, ремесленнымцентром, выдвинутымв степь. В районеСузака отмеченыисточникамииисследованыархеологамидругие оседлыеказахскиепоселения: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Однииз них быликрепостями, другие —земледельческимипоселениями.
В хозяйственнойжизни городскогонаселенияТуркестанакак крупных, так и мелкихгородов, большуюроль игрализанятия сельскимтрудом. Полуаграрныйхарактер городовотмечаютисследователипо археологическимматериалами по даннымписьменныхисточников.Города былиокружены садамии огородами, бахчами ивиноградниками, полями и пастбищами.Земледелиеми животноводствомзанималисьне только жителиближних и дальнихселений, но исами горожане.
Каждый изгородов былцентром обширногоземледельческогорайона с развитымполивным земледелием, товарнымпроизводствомзерна и другойсельскохозяйственнойпродукции. ВXVI— первой половинеXVII вв. искусственноеорошение продолжалоразвиватьсяв больших размерах, чем это былопрежде-4. Водних местахоно основывалосьна выведенныхиз Сырдарьикрупных каналах, в других —на многочисленныхарыках из горныхречек, стекавшихс Каратау, втретьих —применяласькяризная система.
В городахимелись ремесленныекварталы, развивалисьремесла —керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительноедело25. В городахТуркестанаXV—XVI вв. быларазвита фортификационнаясистема. Крепостныесооружения, способныевыдерживатьдлительнуюосаду, во времябесчисленныхвойн подвергалисьразрушениями вновь восстанавливалисьтрудом мастеров.Вместе с нимии под их прикрытиемв то неспокойноевремя средневековьястроились жилыепостройки, культовыеи общественныездания —мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытыерынки, караван-сараи.
Вгородах и оазисахЮжного Казахстанасуществовалв позднее/ средневековьеемкий и стабильныйрынок, основанныйна постоян-'' ном и взаимномспросе на продукциюземледельцеви ремесленниковкак внутрисамого региона, между обитателямигородов и селений, так и междуними — содной стороныи кочевниками-скотоводами— с другой.Торговля былаодной из наиболеесущественныхсторон жизнедеятельноституркестанскихгородов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. Вэтих городахчеканиласьмонета. Источникиупоминают оналичии тамкрупных базарови многочисленныхдуканов.Благоприятнаяполитическаяобстановка, прекращениевойн и усобицв период возвышенияКазахскогоханства, особеннопри Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-ханс, способствовалиразвитию городови торговли.Поддерживалисьоживленныеторговые связисо СреднейАзией, ВосточнымТуркестаном.Русским государством.Через территориюказахскогогосударствапролегала сетькараванныхдорог.
К рубежуXVII—XVIII вв. в связис ростом феодальныхусобиц, джунгарскихнабегов городана юге Казахстанапришли в упадок, что нанеслоудар по казахскойэкономике вцелом.
Общественныеотношения указахов вXV—XVII вв. большинствоисследователейсчитаютпатриархально-феодальными.При этом отмечаетсябольшая степеньразвитостифеодальныхотношений вэкономическиболее развитыхземледельческихрайонах ЮжногоКазахстана, чем в степныхрайонах, гдепреобладалоэкстенсивноекочевое и полукочевоескотоводство, а общественнаяжизнь, социальныеотношениясохранялимножествопатриархально-родовых, патриархально-общинныхэлементов ипережитков.Фактическиказахскоеобщество иказахскаягосударственностьбазировалисьна двух социально-экономическихукладах, чтодавало им большуюустойчивостьи стабильность.
Следует иметьв виду, что впозднее средневековьена формированиисоциально-экономическогоустройстваказахскогообщества весьмаощутимо всееще сказывалисьпоследствияпроисшедшегов период монгольскогогосподствасокращенияв Южном Казахстанеи пол него упадкав Юго-ВосточномКазахстанегородскойкультуры иземледелия, усиления удельноговеса кочевогоскотоводческогохозяйства.Изменениеэкономическойбазы сказалосьна трансформацииобщественныхотношений вцелом в сторонупатриархальности.
В степныхрайонах господствовалаобщинная формаземлепользования.Право пользованияпастбищамипринадлежаловсем членамкочевого родаили общины, приэтом родоплеменнаяорганизацияобщества скрывалафактическинеравное отношениеродоплемен-нойзнати и рядовыхкочевниковк земле, к пастбищу.Знать имелаправо распоряжатьсякочевьями, использоватьдля своих отари табунов, дляскота своихприближенныхлучшие из пастбищ, лучшие местадля охоты.
Скот находилсяв частной исемейнойсобственности.Им владела ивысшая аристократия, и вожди племени родов, и рядовыечлены рода.Скот был главныммерилом богатствакочевников, их имущественногоположения.
Вполне естественно, что, обладаяогромнымистадами, исчислявшимися, по сведениямИбн Рузбиханаи МухаммадаХайдара26, внесколькодесятков и дажесотен тысячголов, правящаяаристократияприсваиваласебе правофактическогораспоряженияпастбищами.В неравномотношении кземле находилисьи племена ироды в целом.Среди них различалисьболее многочисленные, привилегированные, были и мелкие, бедные, незначительные.Лучшие пастбищаи территориидля зимовокиздавна былизаняты болеемогущественнымиродами и племенами.В целом всятерриторияханства считаласьпринадлежащейправящемуродуЧингизидов.Верховнымраспо
рядителемземель был хан, разделявшийих между султанамиили подтверждавшийих право наземлю (юрт) дляулуса. «В каждомизвестномулусе,—писал Ибн РузбиханИсфахани,— есть|свой] полновластныйсултан из потомковЧингис-хана, который сосвоим народомпребывает вкакой-либоместности, старинном юрте.[Султаны] сидяттам до сих пореще со времениЮчи-хана (Джучи-хана)и Шибан-ханаи пользуютсяпастбищами.Точно так жеони располагаютсяи занимаютместа по ясе| Чингис-хана]27.Следовательно, не только впредставлениимасс кочевогонаселенияземля, по которойони передвигалисьсо своим скотом, находиласьв собственностиправящей династии, но и на самомделе это ееправо былоузаконеноюридически, подтвержденотрадицией, обычаем. Другоедело, что правоэто той илииной ветвиЧингизидов, как об этомговорилосьвыше, надо былоотвоевыватьв упорной борьбе.Специфическиеформы присвоенияземель в кочевыхрайонах вXV—XVII вв. продолжалитрадиции, сложившиесяиздавна; ихсохранениеи закреплениебыло выгоднодля правящейверхушки.
В южных районахКазахстанасложилисьустойчивыеформы феодальногоусловногоземлевладенияи земельнойсобственности.Отсюда, из зоныприсырдарьинскихгородов, шелпроцесс феодализацииказахскогообщества, здеськочевникивтягивалисьв более сложныеобщественныеотношения.Источникиназывают такиеформы землевладенияи собственности, как сойургал, икта, мильк, вакф идр. Город и егоземледельческаяокруга былиподчиненывласти удельногоправителя— владельцасойургала, т.е. пожалованияна условияхвоенной илигражданскойслужбы. Такбыло при Тимуридах, Шайба-нидах.С вхождениемтерриторииЮжного Казахстанав состав Казах-скогоханства, какраньше в составАк-Орды, ханстваАбулхайра, присырдарьинскиегорода с ихземледельческойокругой раздавалисьво владениеближайшимродственникамхана, представителямкочевой знати.
В борьбе завласть у хановпостоянновозникаланеобходимостьподдержкиблизкой к нимвоенной аристократии, вождей кочевыхплемен за счетземельныхпожалований.Им не толькопредоставлялисьпастбищныетерриториив степи, но ипередавалисьв уделы целыегорода иликрупные участкиобрабатываемойземли с оросительнымиканалами, вместес сидящими наэтой землекрестьянами(райатами). Кочеваязнать тяготелак городам, политическии экономическиэксплуатируяих. Получая отхана тарханныеправа, владелецпожалованиясобирал в своюпользу налогис земледельцев, ремесленников, торговцев.Сойургал былраспространеннойформой господствакочевой знатинад оседло-земледельческимнаселением.
Большуюроль в сырдарьинскихгородах и оазисахиграло мусульманскоедуховенство— шайх уль-ислам, садры, казии, шайхи, муллы, мутаваллии другие, оказывавшиеправителямвсяческуюподдержку иполучавшиеот них большиепривилегии, пожалованияземель, водныхисточников, оросительныхсооруженийв вакф вместес налоговымиммунитетом.Мусульманскоедуховенство, как и частьсветских лиц, владело такжезначительнымиземельнымиучасткамиобрабатываемыхи пастбищныхземель на правахчастной собственности(мильк). Экономическоемогуществодуховной знатибыло основойсе политическойсилы и идеологическоговлияния намассы, содействовалораспространениюмусульманскойрелигии в степныхрайонах.
В основеделения казахскогообщества насословие-классовыегруппы лежалоне столькоимущественноеположение, сколько социальноепроисхождение.К высшемуаристократическомусословию—ак-суйек (белаякость) относилисьЧингизиды: ханы, султаны, огланы илиторе, а такжеходжи. Чингизидыне принадлежалини к каким казахскимродам и племенам, они составлялиправящую группуобщества.«Каждый родвеликих и именитыхлюдей из потомковЧингисхананазывают султанами, а того, кто знатнееих всех, именуютханом, то естьсамым великимиз государейи правителемих, которомуони оказываютпокорность»^.Каждый султанмог претендоватьна ханскийтитул, на улус—определенноечисло родови племен. В своихулусах султанампринадлежалався полнотавласти, административнойи судебной, ониосвобождалисьот несенияповинностейв пользу хана.
Все остальноенаселениеханства относилоськ низшему сословию— кара-суйск(черная кость), независимоот имущественногоположе-ния. Вэто сословиевходили предводителиродов и племен— бии (от староготюркскоготермина бек, равного позначению монгольскомунойон и арабскомуэмир). В источникахсреди представителейказахскойвоенно-кочевойзнати упоминаютсяэмиры и бекиразных рангов: минбеги, мирхазаре— «тысячник», йузбеги —«сотник» и др.Позднее терминбий также означаллицо, выполнявшеесудебные функции, обладавшееюридическимизнаниями.
Термин «бай»применялся, по Ибн Рузбихану, ко всякомулицу, обладавшемубогатством, будь оно происхождениемиз султанов, или родоплеменнойзнати (биев), или из рядовыхчленов племени.Постепеннобаи стали составлятьособую социальнуюкатегориюказахскогообщества, наиболеемногочисленныйслой классафеодалов.
Рядовыекочевники-скотоводы(шаруа), земледельцы—жатаки ипростые горожане, мелкие торговцыи ремесленники, сельские жителиоазисов, составлявшиеединое податноесословие (райаты), были обязаныплатить многочисленныеналоги и поборы: зякет, согум, сыбага, бийлык— со скотоводов; ушр, тагар, баджи харадж —с земледельцеви ремесленников, исполнятьповинностии отработки:
саун— отдача скотана выпас рядовымкочевникам, а также коналга, джамалга, мардикари др.
Исключительнотяжелой былавоинская повинность.В сущности, каждый рядовойкочевник считалсявоином и в любоевремя был обязанявиться «коннои оружно» ксултану илиханудля выступленияв поход илиотражениянабега неприятеля.Воинская доблестьсчиталасьвысшим достоинствомкочевника.Выходцы изрядовых воинов, прославившиесясвоими ратнымиподвигами, могли продвинутьсявверх по социальнойлестнице изанять своеместо в сословиибаты-ров. Последниеиграли важнуюроль в социальнойиерархии казахскогообщества.Значительнаяих часть своимпроисхождениеми имущественнымположениемотносиласьк состоятельнойвоенно-кочевойзнати. Надоотметить, чторядовые кочевники, хотя и выполнялиуказанные вышеобязанностии повинностив пользу своихправите
лей, тем не менееформально былисвободными, независимыми, хотя и небогатымичленами своегорода и племени.
На политико-административномустройствеКазахскогоханства сказываласьспецификапатриархально-феодальныхотношений. Ононе сложилосьв централизованноегосударство.Ханство состоялоиз несколькихкрупных административныхединиц —улусов во главес султанами-чингизидамииз ханскогорода. Территорияулуса называласьюртом. По ИбнРузбихануИсфахани, вначале XVIв. таких крупныхулусов насчитывалосьоколо десятка.Каждый улуссостоял примерноиз десяткатысяч семей.Несколько семейсоставляликолено (фирке).Определенноеколичествоколен составлялород или племя(таифе). Хан, стоявший воглаве государства, совмещал всвоем лицегражданскую, административнуюи военную власть, осуществляяпри этом верховныеполномочия.В улусах и племенахэти же функциивыполнялисултаны и бии.К городскойверхушке относилисьчиновникиместной администрации— вазиры, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиесяханами и удельнымиправителями.Служащие болеенизкого рангазанималисьсбором налогов, надзором заирригационнойсистемой, неслигородскуюполицейскуюслужбу и т. д.
В целом развитыйадминистративныйаппарат в Казахскомханстве несложился. Прихане был советиз улусныхсултанов ивождей кочевыхплемен. Ежегодноони собиралисьна курултайдля решенияобщих вопросовжизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальныхспоров и т. п.Система государственногоуправлениябыла основанана обычномправе (адат).Наряду с адатомдействовалинормы мусульманскогоправа. Нормыобычного правабыли кодифицированыи дополненыв конце XVIIв. при хане Таукев виде единогосвода под названием«Жеты-Жаргы»(Семь установлении).Этот свод законовсодержит нормыадминистративного, уголовного, гражданскогоправа, положениео налогах, религиозныхвоззренияхи т. д. Определялсяпорядок управленияханством, узаконивалисьразличные сборыв пользу ханаи биев, устанавливалисьнаказания засовершенныепреступления.В целом нормыобычного правабыли приспособленыдля защитысобственности, охраны привилегийказахскойзнати. В составленииЖеты-Жаргыучаствовалипредставителивсех казахскихжузов29.
Традиционныерод оплеменныеинститутыкочевого обществаяви-лись готовойформой организациивласти господствовавшегокласса и административногоуправления, так же, как древниеформы отношениймежду родовоймассой и старейшинами, которые выражалисьв приношенияхи общих работах, превратилисьв феодальныепо существуформы эксплуатации— упомянутыйвыше продуктовыйналог и трудоваяповинность.Оценка уровняразвитиясоциально-экономическихотношений, накотором находилоськазахскоеобщество впозднее средневековье, как патриархально-феодальныхотношений(в рамках феодальнойформации), асложившейсяказахскойгосударственности— как феодальной, при всей упомянутойвыше специфике, расходитсяс оценкой рядаисследователей, считающих, чтокочевое обществов своем развитииможет подойтитолько к уровнюраннеклассовогообщества, агосударственностьможет бытьдостигнутакочевникамитолько призавоеванииими земледельческихи городскихобществ. Болеетого, высказанагипотеза осуществованиикочевого (номадного)способа производства, при этом номады— кочевыеи полукочевыескотоводы—достигаютв своем социально-экономическомразвитии толькопрсдклассовогоуровня3".Историческаяреальность, в частностиказахскогоэтноса, состоит, однако, в том, что, во-первых, казахи-кочевникии полукочевникизнали не толькоимущественную, но и сословие-классовуюдифференциацию, а, во-вторых, казахи, как ипротоказахскиеплемена и народы, занималисьне только чистокочевым скотоводством, но знали и оседлоеи полуоседлоеземледелие, и городскуюкультуру, арайоны ЮжногоКазахстана—районыземледельческойи городскойкультуры сдовольноразвитымиклассовыми(феодальными)отношениями— были этническойтерриториейказахскогонарода.
В XV—XVII вв.развиваласьсамобытнаякультура казахскогонарода. Закрепилисьосновные особенностиматериальнойи духовнойкультуры казахов— в типах жилья, его убранствеи утвари, в одеждеи пище, в обрядахи обычаях, вхудожественныхпромыслах иустном народномтворчестве.В них органическибыли воспринятыкультурныеценностипредшествующихплемен и народностей, обитавших натерриторииКазахстана.
АрхитектурныекомплексыСыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеи Джаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа врайоне Улутау, мазары на Мангышлаке, в низовьяхСырдарьи и впредгорьяхКаратау отличалисьсвоеобразием, строгостьюи выразительностьюархитектурныхформ.
Изделиядомашних промыслови прикладногоискусства— тонко орнаментированныепредметы конскогоснаряжения, юрты, искусновыделанныепредметы ихубранства, предметы домашнегообихода (ковры, кошмы, вышивки, циновки, посуда), нарядная женскаяодежда и украшения— все этосвидетельствуето высоком уровнесвоеобразнойматериальнойкультуры народа.
Широко развивалосьв XV—XVII вв. устноепоэтическоетворчествоказахов. Изпоколения впоколениепередавалисьпроизведениягероическогоэпоса «Кобланды-батыр»,«Ер-Таргын»«Камбар-ба-тыр»и др., социально-бытовыепоэмы «Козы-Корпеши Баян Сулу»,«Кыз-Жибек»и др., слагалисьобрядовые песнии сказки. Преданиясохранили именапредставителейказахскойустной поэзии: Шалки-из-жырау(XV в), Доспамбет-жырау(XVI в.), Жиембет(XVII в.). В песнях, поэмах, эпическихсказанияхпрославлялисьсамоотверженностьи подвиги батыровв защите родины, рассказывалосьо жизни и бытенарода. Талантливыемузыкантысоздавалиинструментальныепроизведения(кюи) на эпические, исторические, сказочные ибытовые темы.В XVI—XVII вв.письменнаялитературана казахскомязыке былараспространенав виде книгрелигиозногои историко-легендарногосодержания, создавалисьисторическиесочинения игенеалогии(шежре). Наиболееважным памятникомказахскойисторическойлитературыXVII в. являетсясочинениеКадыргалиДжала-ири «Джамиат-таварих».
Ислам в этотпериод глубокоукоренилсяв городах ЮжногоКазахстана, в том числесреди казахов, живущих в этомрегионе. Правящая
казахскаяэлита в полномобъеме исповедовалаислам и стремиласьраспространитьего среди своихподданных.Однако в низахдогмы исламане получилиширокогораспространения, большинствонарода придерживалосьдоисламскихверований, основанныхна культе тенгри, поклонениисолнцу, предкам, духу земли идуху воды, огню.Наряду с языческимиобрядами всебольшее распространениеполучали имусульманскиеобряды.