Реферат по предмету "Исторические личности"


Казахстан во второй половине 40-х середине 80-х годов

Тема 11 Казахстанво второй половине40-х – середине80-х годов

План
Казахстан в первые послевоенные годы, возврат к довоенной модели экономического развития
Освоение целинных и залежных земель: достижения и просчеты. Экономические реформы 60-х годов, их незавершенность
Казахстан в 70-80-е годы. Противоречия социально-экономического развития, нарастание кризисных явлений

Списоклитературы
Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана ХХ века. – Алматы, 1997
Берденова К.А. Общая и экономическая история Казахстана. – Алматы, 2000
История Казахстана и Центральной Азии. – Алматы, 2001
Кулаков В. Исторический опыт освоения целинных земель. – М., 1978

Командно-административнаясистема, утвердившаясяв стране к середине20-х годов, достигласвоегоапогея в 30-40 гг.- начале 50-х гг., в том числеи в Казахстане.Ей в полноймере были присущитакие отрицательныеявления, какподавлениесвободы человека, игнорированиеего прав, отчуждениелюдей отсредств производства, формированиеполитикивлиянияна власть управлениягосударством.В стране доминировалкульт И.В. Сталина.Все успехи встране приписывалисьего умениюруководить, а крупные недостаткии провалы — врагамнарода иливсяческизамалчивались.
Все этоотрицательновоздействовалона общественно-политическоеразвитие республикии обернулосьтяжелымипоследствиями.Под различнымилозунгами сиспользованиемгромких политическихярлыков совершалисьнарушениязаконности, продолжалисьзлоупотреблениявластью.Политическаясистема демонстрироваласвою неспособностьк саморазвитию.
Согласно сложившейсятрадициируководящаяроль воспринималаськак непосредственное, чисто командно-административноевмешательствопартийныхорганов во всестороны жизниобщества. Решаявопросы, находящиесяв компетенциигосударственныхорганов, Коммунистическаяпартия лишалаих самостоятельности.
А внутристраны множатсянегативныемоменты: союзныереспубликиживут вусловияхжесткойадминистративно-команднойсистемы, не имея никакихправ, любоеначинаниедолжнобыло получатьдобро Москвы.Центррешал всеи за всех. Сокончаниемвосстановительногопериодапроисходитпереоценкаценностей.Народ задыхалсяв тисках тоталитаризма, нужна былановаяатмосфераобщественнойжизни, гдене требовалиот неговыполненияплана «любойценой», но и заботилисьо нем, чтобыизбавитьсяот чувствавинтикабольшой машины.Снизуусиливаетсятенденция ккритическимвыступлениям, направленнымпротив недостатковв организациипроизводства, неустроенностибыта, различныхзлоупотребленийи т.д.
Однако переходук обновлениюобщества давалаустойчивая политическаяструктура.Более того, победа в тяжелейшейвойне создалав послевоенныйпериод уверенностьв эффективностидействующейсистемы руководства, а большинстворуководителейуверовалив непогрешимостьадминистративныхметодов правления.
Идеологиясоциализмав 40-е — нач.50-хгг.достигласвоегоапогея. В этихсложных условияхпод неусыпнымконтролемпартийныхкомитетовразвивалисьобщественныенауки.Особенно негативноотразилосьна дальнейшемположенииобщественныхнаукпостановлениеЦК ВКП(б)«0 журналах- «Звезда»и «Ленинград»(14.8.1946г.), которое знаменовалоначалонового виткапреследованияинакомыслия.В русле указанногопостановлениястроилисвоюработу и партийныекомитеты Казахстана.21 января1947г,
вышлопостановлениеЦК КомпартииКазахстана«0 грубыхполитическихошибках в работеинститутаязыка илитературыАН КазССР».Оно определилокак реакционноеи антинародноепрактическивоспроизведенияустной и письменнойлитературыдореволюционногоказахскогообщества.(«Ер-Саин,«Кобланды»,«Кок бар», «КозыКорпеши Баян Сулу»,«Кыз-Жибек»,«Айман –Шолпан», «Едыге»и др.).Огульномуотрицаниюи охаиваниюподверглиськрупныепоэтн, публицисты, мыслители.В их числеоказался, например, С. Торайгыров.Постановлениев отрицательномтонеконстатировало, что «творческаядеятельностьмногихпредставителейказахскойлитературыХ1Х-ХХ вековоцениваетсяоднобоко, толькос положительнойстороны».
В конце40-х — начале 50-хгг. политическиепреследованияс вытекающимиотсюда последствиямиширокоприменялисьв отношениинаучнойи художественнойинтеллигенции
В 1950г.в газете«Правда»в статье«За марксистско- ленинскоеосвещениевопросов историиКазахстана»авторы «ИсторииКазахскойССР» обвинялисьв том, чтоисторияказахскогонародадо Октябрьскойсоциалистическойреволюциирассматриваетсяне как историяклассов иклассовойборьбы в Казахстане, а преимущественнокак историяборьбы казаховза свою независимость.Развернувшаяся дискуссиявокруг характеристикивосстанияКенесарыКасымова превратиласьв избиениевиднейшихпредставителейсамых различныхотрядов казахскойинтеллигенции.Научные взглядымолодогоисторикаЕ.Бекмаханова, высказанныеим в монографии«Казахстанв 20-40гг.XIX» былиобъявленыполитическивредными.Он былуволениз Академиинаук, а 4 ноября1952г. был осужденна 25 лет.Толькопослесмерти И.В.Сталина егодело былопересмотренои прекращеноза отсутствиемсостава преступления.Жертваминесправедливыхполитическихобвинений сталивидныеученыеобществоведыреспубликиА. Жубанов, Х. Жумалиев, Б. Исмаилов, М. Каратаев, Б. Сулейменов, С. Кенесбаев, Т. Тажибаев, Ю.Л. Домдбровский, А.Г. Кассин(создательпервой геологическойкартыКазахстана).Необоснованнобыли обвиненыв допущенииполитическихи буржуазно-националистическихошибокА. Абишев, К. Аманжолов, К. Бекхожин, С. Бегалини другиеизвестныеученыеписатели.ПрезидентАН КазахскойССР К.И.Сатпаеви выдающийсяписательи ученый М.0.Ауэзов, подвергшиесягонениям, вынуждены быливыехать изКазахстанав Москву.Ряд ученыхбиологов, медикови геологов, обвиненныхв космополитизме, также былиизгнаныиз научныхучрежденийи кафедр вузовреспублики.Зревшеев обществепониманиенеобходимостиперемен былоумело подавленоадминистративнойсистемойс помощью рядамер идеологическогои репрессивногохарактера.
В марте 1953г.умер И.В.Сталин.После негонаметилисьдве линии, два подходак вопросуо характеревозможныхперемен.В 1953-1954гг.развернуласьдискуссияо характерепротиворечийв социалистическомобществе, роли личности инародных массв истории, соотношениитеории и практики, коллективностируководстваи т.д.
Важнойвехой напути демократизацииобщественнойжизни сталопресечениепреступнойдеятельностиЛ.П. Берия.Со смертью И.В.Сталина и устранениемот властиЛ.П. Бериизавершиласьодна изсамых мрачныхстраницжестокогорежима, существовавшегов СССР.Процесс демократическихпреобразованийв странестал протекатьболее активно.Но кончинаИ. В. Сталинане означаладемонтажпостроеннойим командно-административнойсистемы. Тысячиосужденныхпо-прежнемусидели в лагерях, а многие политическиедеятели, также причастныек нарушениюправ человека, как и самИ.В. Сталин, продолжализанимать высокиепартийныеправительственныепосты.
В феврале 1956г.в Москве прошелXX Съезд КПСС, ключевым вопросомкоторого былвопрос о преодолениикульта личностиСталина. Н.С.Хрущев в своемдокладе проанализировалпричины возникновения, сущностьи характерпроявлениякульта личностиИ.В. Сталина иего последствий.
Отмечая мужествои смелость Н.С.Хрущеваи его сподвижников, нашедшихв себе силы дляборьбы с культом личностиИ.В. Сталина, неограниченнойвластью узкогокруга лиц следуетподчеркнуть, что наметившийсяслом авторитарнойсистемыне был доведен доконца. А возникавшиепроблемы решалисьпутем субъективистскихимпровизаций, рассчитанных, в основном, наэффект организационныхперестроек.Непродуманныеи часто сменявшиедруг другареорганизациинесли серьезнуюугрозу стабильности, снижениюжизненногоуровняи социальныхгарантий.
Выпустив тысячиневинно заключенныхлюдей из лагерей, реабилитировавнекоторыхвидных деятелейпартии, государственныйи партийныйаппарат вскоресвернул этиреформы.Многие невинноосужденныепродолжалитомитьсяв тюрьмах, не получилаобъективнойполитическойоценки деятельностьЛ. Троцкого, Л. Каменева, Г. Зиновьева, Н. Бухарина имногихдругих.Замалчивалисьили преподносилисьодностороннетрагическиестраницы прошлого: историиОктябрьскойреволюции, истоки и характергражданскойвойны, голод30-х годов и истреблениекрестьянства.Половинчатостьшагов послесталинскогоруководствапроявиласьв том, что, вернув на Родинучеченцев, ингушей, калмыков, балкарцев, она не восстановилав правах корейцев, немцев, крымскихтатар и турок-месхетинцев.
Коммунистическаяпартия и Советскоеправительство, проводя в 1954г.и 1956г. комплексмер, направленныхна устранениеизлишнейцентрализациии расширениеправ союзныхреспублик, целымрядом принятыхактов свелона нет провозглашенный ростсуверенитета.Выработка общейлинии вобласти экономики, назначениеи смещениекадров и многоедругое оставалосьв руках узкогокруга лиц, республикиоставалисьотчужденнымиот них.
В ноябре 1954г.вместо Ш.Шаяхметовапервым секретаремЦК КомпартииКазахстанабыл избранП.К. Пономаренко, секретаремЛ.И. Брежнев.Вопрос о смешенииЯ. Шаяхметовабыл решен вКремле, безконсультациис партийнойорганизациейКазахстана, без совета скоммунистами.
Отчужденнымиот управленияобществомоставалисьи сами трудящиеся.По-прежнемуструктураобщества былапостроена попринципу сверхувниз, прикотором людямоставалосьвыполнятьтолько те решения, которые вырабатывалисьв верхах.Энтузиазм, рожденныйпобедой надфашистскойГерманией, сталу народа сменятьсяусталостью.Люди не находявыхода изсуществующегоположения, безразличностали относитьсяк труду, политике.Практическивсю полнотувласти в рукахвзял партийныйаппарат. Тесновстроеннымив командно-административнуюсистемуи лишеннымиправ, инициативыоказалисьпрофсоюзы икомсомол. Нонарод не терялверы в будущееи надежды налучшуюжизнь.
Скоро сталоподавлятьсяи политическоеинакомыслие.Людей, открытоуказывавшихна пороки общества, преследовали.Но пресекатьинакомыслиепрежнимиметодами былоневозможно, поэтомуполитическиеобвинениястали болеескрытными.
По-прежнемуКоммунистическаяпартия контролировалаработу Советов, единоличнонаправлялаработу хозяйственных, научных, учебных, армейских, общественныхучрежденийи организаций.
Таким образом, командно-административнаясистема, господствовавшаяв стране иреспублике, явно не способствоваладемократизацииобщества, наоборотмешалаи тормозиларост общественногосознания иразвитиеобщественно-политическойжизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.