ЗАКЛЮЧЕНИЕО СТЕПЕНИДОСТОВЕРНОСТИСООБЩЕНИЙЛЕТОПИСНОГОСВОДА БАХШИИМАНА «ДЖАГФАРТАРИХЫ» О ВРЕМЕНИОСНОВАНИЯГОРОДА КАЗАНИВ СВЕТЕ ДАННЫХРУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХИСТОЧНИКОВ.
Казань- единственныйкрупный городмира, не имеющийтвердой датысвоего основания.Почти каждыйиз десятковавторов, писавшихо Казани, далсовершенноразличные датыоснованиягорода.
Возникшаяв последнеевремя необходимостьвыявить наиболеедостовернуюдату основанияи историю городаКазани, вызваннаястремлениемутвердитьсуверенитетреспублики, обострилаинтерес к сводусредневековыхбулгарскихлетописей«Джагфар тарихы»(1680 г.) Бахши Имана.Это понятно: данный свод- единственныйпамятник, достаточноподробнорассказывающийо возникновениии средневековойистории городаКазани.
Рядтурецких, украинскихи казанскихученых уже в1990-1991 гг. ввели данные«Джагфар тарихы»в научный оборот.Из казанскихученых первымиэто сделалидоктор архитектурыН.Х.Халитов(см. Н.Халитов.Архитектурамечетей Казани.Казань, 1991 — имногочисленныестатьи), профессорКазанскойгосударственнойархитектурно-строительнойакадемии И.Н.Агишева(см. И.Н.Агишева.Возникновениегорода Казании развитие еедо 1552 года.- Татарстан,N 11-12, 1995 и др. статьи), доцент кафедрыОтечественнойистории КазанскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаО.Л.Малышева(см. О.Л.Малышева.В эру язычества.-Татарстан, N11-12, 1995 — и др. статьи)и др. Любыеисточники, любые летописив какой-то степенисубъективны, и тот или инойисторическийфакт устанавливаетсяна основесравнительногоанализа самыхразных и независимыхисторическихисточников.В любом источнике, в любой летописиесть ошибкии другие погрешности.Тем не менееисторики используюттакие источники.Напомним, чтоеще в XIX в. русскиеученые-«скептики»объявилинедостоверными«Повесть временныхлет» и «Русскуюправду» — главныеисточники поистории России, однако этипроизведениядо сих пор остаютсяосновнымирусскими источниками(А.М.Сахаров.Историографияистории СССР.М., 1978, стр.108). А сколькораз ученые-«скептики»объявлялиподделкой«Слово о полкуИгореве»! И чтоже? Это произведениеостается фундаментомроссийскойлитературы.
А вот чтопишут казанскиеученые, которыеуже исследовалихарактер истепень достоверностисведений свода«Джагфар тарихы».
Н.Х.Халитов, приступая канализу сведений«Джагфар тарихы», отметил: «Однимиз наиболеезагадочныхи интригующихисточников…является донастоящеговремени неопубликованный»рукописныйсвод булгарскихлетописей"…«История Джагфара»(«Джагфар тарихы»- русский перевод), список которойнаходится вличной собственностиисторикаФ.Г.Нурутдиноваи готовитсяим к публикации.В нем содержитсядовольно многосведений омечетях и другихпостройкахгородов Булгарии..., которые владелецрукописи любезнопредоставилмне для использованияв настоящейработе. Этисведения нуждаютсяв самом серьезномизучении ианализе и доих подтвержденияархеологическимиили иными материаламимогут считатьсялегендарными.Подобное жеопубликованиелегендарныхсведенийпредпринималосьисследователямипрошлогонеоднократно.Среди них можноназвать работыП.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова, Ш.Марджани, К.Насыри и др.(Н.Халитов.Указ.соч., стр.8).В своих болеепоздних работахН.Х.Халитовнеоднократноотмечает, чтопоследниеоткрытия археологови архитекторовподтверждаютданные свода«Джагфар тарихы».К примеру, приводявывод специалистово возникновенииСоборной мечетиг.Болгара в1230-1260 годах, Н.Х.Халитовпишет: «Не расходятсяс приведеннойдатировкойи сведения, даваемые Джагфартарихы...» (Н.Халит.Главная мечетьЗолотой Орды?- Татарстан, N7-8, 1995, стр.80). Говоряоб исследованияхтой же Соборноймечети, Н.Х.Халитовподчеркивает:«СогласноисследованиямС.Айдарова, вконце XIII столетияздание былокапитальноперестроено.»Джагфар тарихы"подтверждает:«при эмиреМухаммед-Аламе(1293-1307 гг.) мечетибыли приданысовременныеформы и онаполучила название»ИсмаилданДжами" (там же, стр.80) — и т.д.
И.Н.Агишева, уже не первыйгод использующаяданные «Джагфартарихы» приреконструкцииоблика средневековойКазани, даеттакое заключениеоб этом источнике:«Свод летописей»Джагфар тарихы"дает яркую икрасочнуюкартину возникновенияи развитиянашего города, быта и культурыгорожан. Многиемоменты историиКазани, особенностейее пространственно-планировочногостроя и архитектуры, описанные всводе, подтверждаютсяизвестнымилетописными, иконографическимии архивнымиматериалами, даннымиисторико-археологических, градостроительныхи архитектурныхисследований, данными геоморфологиигорода и егоокрестностей"(И.Н.Агишева.Указ.соч., стр.62).
Сам свод- достаточносложное сочинение.Бахши Иман, какэто видно ужеиз беглогопрочтениятекста свода, объединил вединый трудочень разныепо стилю, научномууровню и степенидостоверностибулгарскиелетописи IX-XVII вв.В том, что ониу него под рукойбыли, сомневатьсяне приходится: крупнейшийрусский публицистXVI в. поп ИванГлазатый, работавшийв 1564-1565 гг. с булгарскимилетописямипри написании«Казанскойистории» (этоттруд называюттакже «Историейо Казанскомцарстве» и«Казанскимлетописцем»)пишет: «Об основанииже Казанскогоцарства — в какоевремя или каквозникло оно- не нашел я влетописяхрусских, нонемного виделв казанских»(Казанскаяистория.- Заземлю русскую.Челябинск,1991, стр.150). Это известиенапрочь отметаетпредположениянекоторыхисториков огибели всехбулгарскихлетописей вовремя штурмаКазани войскамиИвана IV в 1552 г.
Данныесвода «Джагфартарихы» свидетельствуют, что уже в 1003-1004 гг.на территорииКазани существовалопоселениеБиш-Балта(Биш-Балтавар).Эти же данныеуказывают, чтонастоящимгородом Казаньстала в 1103 году(ДТ, т.I, стр.118), когдабулгарскимпринцем ШамгуномШам-Саином(Шамгун-Саин)были основанына территориисовременногоцентра столицыреспубликитри укрепления(«Югары Керман»- на месте нынешнегоКремля, «Калган»- южнее, по ул.Ленина,- оба на холмеБогылтау, и«Акбикюль»- в низине возлесовременныхпарков Черноеозеро и Ленинскийсад), объединенныев один городУчель — «ТриГорода» (уч — три, эль — город, укрепление, страна, земля, губерния). В1220 г., по сообщению«Джагфар тарихы», город Учельполучил имябулгарскогополководцаГазана, котороепозднее, в народномпроизношении, получило формуКазан — «Казань»по-русски (ДТ, т.I, стр.156). В 1361 г., поданным «Джагфартарихы», Казаньвновь переименовываетсяв город Болгараль-Джадид (ДТ, т.I, стр.211), а в 1431 г.возвращаетсебе имя Казан-Казань(ДТ, т.I, стр.233). Помимоэтого, «Джагфартарихы» подробноописываетКазань.
Многиесообщения«Джагфар тарихы»об основаниии о ранней историиКазани подтверждаютсяизвестиямирусских источников- в первую очередьлетописей.Приведем тольконекоторые изэтих известий.
1). «Джагфартарихы» сообщаетоб основаниигорода Казаниэмиром (будущимцарем) Шамгуном-Саином.Иван Глазатый, автор «Казанскойистории» (1565 г.), пишет, чтооснователемгорода Казанибыл царь «СаинБолгарский»(«Казанскаяистория». М.-Л.,1954, стр.47; далее — КИ).
2). Согласносведениям«Джагфар тарихы», город Болгарв 1028-1183 гг. официальноназывалсяИбрагимом — «Бряхим», «Брягов»по-русски (ДТ, т.I, стр.109,142), и былвладениемШамгуна-Саина.Иван Глазатыйтакже пишет, что «Саин Болгарский»прибыл на местобудущей Казанииз города «Брягова»(КИ, стр.47).
3). ИванГлазатый пишет, что во времяоснованияКазани возлеее места жилибеженцы изРостовскойобласти Руси, не пожелавшиеприниматьхристианствои помнившиееще о своемростовскомпроисхождении.Антихристианскоевосстание вРостовскойземле, отмеченноелетописцами, было толькоодно и датируетсяоно 1071 годом (ПРСЛ, т.1. Л., 1926-1928, стр.175-179; ПРСЛ, т.2. СПб, 1908, стр.164-168и др.).
Это сообщениекосвенно подтверждаетто, что городКазань былоснован в 1103 г.- ведь помнитьо своем ростовскомпроисхождениив 1103 г., спустяболее 32 лет послесвоего бегстваиз Ростовщины(в 1071 г.) переселенцыеще могли.
4). «Джагфартарихы» свидетельствует, что сразу послеоснованияУчеля-Казанив 1103 г. последовалаТрехлетняябулгаро-русскаявойна, закончившаясяпосле походабулгар наБалын-Суздаль(ДТ, т.I, стр.118). ИванГлазатыйподтверждает, что сразу послепостроенияКазани булгарскийцарь началбулгаро-русскуювойну, котораяпродолжалась«три лета» — т.е.«три года» (КИ, стр.48). Простейшийрасчет показывает, что если Учель-Казаньбыла основанав 1103 г., то Трехлетняявойна происходилав 1104-1107 гг. Другиерусские летописцыотмечают, чтоосада булгарамиСуздаля произошлав 1107 г. (ПРСЛ, т.33. Л.,1977, стр.40), что совпадаетс хронологией«Джагфар тарихы».
5). ИванГлазатый прямоуказывает в«Казанскойистории», чтоКазань на первомэтапе своегосуществования(даже в концеXII в.) еще не называласьКазанью и приводитодно из булгарскихназваний раннейКазани — «Саин»(КИ, стр.47). «Джагфартарихы» подтверждаетэто название, содержит сообщениео Саиновом рве, отделявшемЮгары Керманот остальнойчасти Учеля(ДТ, т.I, стр.118).
6). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель», косвенноподтверждаетсязамечаниемИвана Глазатогоо том, что Казаньбыла основанана пограничьетрех земель- Болгарской, Вятской и Пермской- ведь «Учель»можно перевестина русский языки как «Три Земли»(КИ, стр.47).
7). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — подтверждаетсяи тем, что, какустановилА.Х.Халиков, русские летописцыупомянулиКазань 1205 годапод марийскимназванием«Хомола» (см.А.Х.Халиков. Овремени, местевозникновенияи названиигорода Казани.-Из историикультуры и бытататарскогонарода и егопредков. Казань,1976), а «Комола»(«Хомола» — русскаяформа марийскогоназвания «Комола»)по-марийскизначит «Три(ком) Города(ола)».
8). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — подтверждаетсяи сообщениемрусской летописио том, что суздальскийкнязь АндрейБоголюбскийперед взятиемгорода Бряхимова-Брягова(Ибрагима-Болгара)в 1164 г.- сжег «3 города»(ПРСЛ, т.1. СПб.,1846, стр.150). Как известно, русские войскакрайне редкобрали хорошоукрепленныебулгарскиегорода, и ужесли это действительнослучалось, тоназывали этигорода по имени.Уже поэтомупредставитьсебе, что АндрейБоголюбскийв 1164 г. взял сразутри разныхбулгарскихгорода, невозможно.Помимо этого, на пути от Сурыдо Болгара поВолге (по этомупути всегдадвигалисьрусские войскак центру Булгарии)не было в серединеXII в. никакихгородов, кромеУчеля, которыйАндрей Боголюбский(как сообщает«Джагфар тарихы»)сжег по путик Болгару-Бряхимову(ДТ, т.I, стр.131). Всеэто заставляетпризнать, чтолетописное«3 города» являетсярусским переводомназвания Учель- «Три Города».
9). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — и известие«Джагфар тарихы»об основанииУчеля-Казанив 1103 г. прямоподтверждаетсясообщениямирусских летописейо нападенииновгородскогокнязя Мстиславана «Очелу» в1111 г. (см. С.М.Соловьев.История Россиис древнейшихвремен, кн.1. М.,1988, стр.680) и о набегесуздальскогокнязя Святославана волжскийгород Ошел в1220 г. (ПРСЛ, т.1. СПб,1846, стр. 188; и др.). То, что «Очела»и «Ошел» — этоУчель-Казань, подтверждаетсяследующим. Навсей Волге небыло, кромеУчеля, городов, названия которыхдаже отдаленно
напоминалибы летописные«Очелу» и «Ошел».В «Джагфартарихы» этинападенияописываются, как набегирусских князейна Учель-Казань(ДТ, т.I, стр.72,153-155). То, что русскиелетописцыискажали названиеУчель — неудивительно.Искажениебулгарскихназваний былотипичным длярусского летописания.Так, северорусскийлетописец водном сообщении(о набеге наУчель в 1220 г.) умудрилсядважды исказитьназвание Учеля: вначале онназвал Учель«Ошлявой», азатем — «Ошел»(ПРСЛ, т.33. Л., 1977, стр.61-62).
Кромеэтого, одинрусский летописец, сведения которогоиспользуетВ.Н.Татищев приописании суздальскогонападения в1220 г. на Учель (онназывает Учель«Ашла»), именуетучельскогокнязя «угорским»(В.Н.Татищев.История Российская, т.4. М.-Л., 1964, стр.357). Слово«угорский»здесь явноявляется искаженнымнаписаниемназвания казанскогокремля — резиденцииказанских беков(князей) «ЮгарыКерман» («угорский»- искажение«югары») иподтверждает, что сообщенияоб Ошеле (Очела, Ошлява, Ашел)относятся кУчелю-Казани.
10). Существованиеназвания казанскогокремля «ЮгарыКерман», приведенноетолько «Джагфартарихы», прямоподтверждаетсяИваном Глазатым, называющимказанскийкремль «Вышгородом»(«Югары Керман»как раз и значит«Верхний город»- т.е. «Вышгород»по-древнерусски)при описанииштурма Казанивойсками ИванаIV в 1552 г.: «И вбежаликазанцы в Вышгород, и не успели внем запереться; прибежали онина царский двори в царскиепалаты и билисьс русскимикамнями, и дубинками, и обшивочнымидосками...» (Казанскаяистория.- Заземлю русскую.Челябинск,1991, стр.288).
11). Русскиелетописи подтверждаюттакже данные«Джагфар тарихы»о переименованииУчеля в Газан(Казань) в 1220 г. иКазани — в Болгараль-Джадид.Так, русскаяНиконовскаялетопись под1229 годом отмечает:«Болгаре, глаголемииказанцы, прислашак великомукнязю ЮрьюВсеволодичуо миру...» — «Булгары, называемыеказанцами, прислали квеликому князюЮрию Всеволодовичупослов дляпереговорово мире...» (ПРСЛ, т.10. М., 1965, стр.98). Под1376 годом Никоновскаялетопись сообщаето походе русскихкнязей "(на)Болгары, рекшена Казань..." — "(на) Болгар, как называютКазань..." (ПРСЛ, т.11. М., 1965, стр.25).
12). ИванГлазатый прямоуказывает, чтогород Казаньбыл основанранее 1164 г., т.к. вэтом году Бряговбыл разрушени пересталсуществовать, а Саин Болгарскийпришел основыватьгород Казаньиз еще существовавшегогорода Брягова(КИ, стр.48).
К этомудобавим, чтобелокаменнаястена КазаниXII в., обнаруженнаяво время раскопок1977-1978 гг. в КазанскомКремле, оченьнапоминает(по мнению археологаА.Х.Халикова)белокаменнуюстену НовгородскойЛадожскойкрепости 1114 года(см. ИсторияКазани, кн.1. Казань,1988, стр.16-17). Как невспомнить всвязи с датой1114 года датуоснованияКазани (по «Джагфартарихы») — 1103 годи год нападенияна Учель-Казаньновгородскогокнязя — 1111 год!
Мы моглибы продолжитьэтот списоксовпаденийсведений «Джагфартарихы» и русскихлетописей, но, думаем, приведенныхданных вполнедостаточнодля утверждения: сведения «Джагфартарихы» обосновании (в1103 г.) и раннейистории городаКазани подтверждаются- прямо и косвенно- целым рядомсообщенийрусских летописей, и это превращаетих в историческийфакт.
Что касаетсядаты «1177 год», выдвинутойв качестве датыоснованиягорода Казанинекоторымиучеными, то онане только неподтверждаетсяни одним изизвестныхисторическихисточников, но и противоречитвсем историческимданным. Какизвестно, оригиналпроизведенияИвана Глазатогоутрачен, и мырасполагаемнесколькимисписками егоистории. Дата«1177 год» приводитсятолько в одномиз списков«Казанскойистории», а вдругом спискетой же «Казанскойистории» имеетсяиная дата «основанияКазани» — 1172 год(ПРСЛ, т.19. СПб.,1903, стр.10). Но дата«1172 год» относитсяк истории Казани, ее знают и русские, и булгарскиеисточники, какдату нападениясуздальскоговойска князяМстислава(действовавшегопо приказуАндрея Боголюбского)на Булгарию(ПРСЛ, т.1. СПб.,1846, стр.55) и на Учель-Казань(ДТ, т.I, стр.132-133).
А вот дату«1177 год» не знаютни булгарские, ни русскиелетописи. Возниклаона явно вследствиебытования наРуси различныхсистем летосчисления(разница междуними колебаласьот 1 до 5 и даже10 лет!), путемдобавленияпереписчикомк реальной дате«1172 год» пятилет, т.е. искусственно.Так что искусственнаядата «1177 год» врасчет приниматьсяне может.
Но и дата«1172 год» такжене являетсятем годом, которыйуказал ИванГлазатый вкачестве датыоснованияКазани. Ведьсам Глазатый, как мы помним, приводил данныеоб основанииКазани Саиномранее 1164 г. (см.пункт 12 настоящейработы), и поэтомуникак не могнаписать овозведенииСаином БолгарскимКазани в 1172 г. (итем более в1177 г.).
Дата «1172год» моглаотноситьсяу Глазатоготолько к предложению«И дале тот жекнязь велики(Андрей Боголюбский- Ф.Н.) повоева»(КИ, стр.48), т.к. поход1164 г. закончилсявзятием Брягова, и «дале» (дальше)воевать булгарсуздальскоевойско Андреямогло тольков 1172 г. (другихпоходов наБулгарию Андрейне организовывал, а в 1174 г. был убитзаговорщиками).
Очевидно, дата «1172 год»располагаласьв оригинале«Казанскойистории» так:«И дале тот жекнязь великийповоева в лета6680 (1172 г.)», но послеутраты подлинникатруда Глазатого(и, вместе с этим, подлинной датыоснованияКазани) былапревращенапозднейшимипереписчикамив дату основанияКазани (а потомеще и переделанав «1177 год»!).
Итак, веськомплексрассмотренныхнами русскихисторическихматериаловсвидетельствуето достоверноститолько однойиз известныхнауке дат основанияКазани — 1103 года, сообщеннойсводом БахшиИмана «Джагфартарихы».
.
Литература:1. Бахши Иман«Джагфар Тарихы»1,2,3 том, Оренбург1997 г.
2.
3.