Реферат по предмету "Исторические личности"


История возникновения г Казань

ЗАКЛЮЧЕНИЕО СТЕПЕНИДОСТОВЕРНОСТИСООБЩЕНИЙЛЕТОПИСНОГОСВОДА БАХШИИМАНА «ДЖАГФАРТАРИХЫ» О ВРЕМЕНИОСНОВАНИЯГОРОДА КАЗАНИВ СВЕТЕ ДАННЫХРУССКИХ ИСТОРИЧЕСКИХИСТОЧНИКОВ.

Казань- единственныйкрупный городмира, не имеющийтвердой датысвоего основания.Почти каждыйиз десятковавторов, писавшихо Казани, далсовершенноразличные датыоснованиягорода.
Возникшаяв последнеевремя необходимостьвыявить наиболеедостовернуюдату основанияи историю городаКазани, вызваннаястремлениемутвердитьсуверенитетреспублики, обострилаинтерес к сводусредневековыхбулгарскихлетописей«Джагфар тарихы»(1680 г.) Бахши Имана.Это понятно: данный свод- единственныйпамятник, достаточноподробнорассказывающийо возникновениии средневековойистории городаКазани.
Рядтурецких, украинскихи казанскихученых уже в1990-1991 гг. ввели данные«Джагфар тарихы»в научный оборот.Из казанскихученых первымиэто сделалидоктор архитектурыН.Х.Халитов(см. Н.Халитов.Архитектурамечетей Казани.Казань, 1991 — имногочисленныестатьи), профессорКазанскойгосударственнойархитектурно-строительнойакадемии И.Н.Агишева(см. И.Н.Агишева.Возникновениегорода Казании развитие еедо 1552 года.- Татарстан,N 11-12, 1995 и др. статьи), доцент кафедрыОтечественнойистории КазанскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаО.Л.Малышева(см. О.Л.Малышева.В эру язычества.-Татарстан, N11-12, 1995 — и др. статьи)и др. Любыеисточники, любые летописив какой-то степенисубъективны, и тот или инойисторическийфакт устанавливаетсяна основесравнительногоанализа самыхразных и независимыхисторическихисточников.В любом источнике, в любой летописиесть ошибкии другие погрешности.Тем не менееисторики используюттакие источники.Напомним, чтоеще в XIX в. русскиеученые-«скептики»объявилинедостоверными«Повесть временныхлет» и «Русскуюправду» — главныеисточники поистории России, однако этипроизведениядо сих пор остаютсяосновнымирусскими источниками(А.М.Сахаров.Историографияистории СССР.М., 1978, стр.108). А сколькораз ученые-«скептики»объявлялиподделкой«Слово о полкуИгореве»! И чтоже? Это произведениеостается фундаментомроссийскойлитературы.
А вот чтопишут казанскиеученые, которыеуже исследовалихарактер истепень достоверностисведений свода«Джагфар тарихы».
Н.Х.Халитов, приступая канализу сведений«Джагфар тарихы», отметил: «Однимиз наиболеезагадочныхи интригующихисточников…является донастоящеговремени неопубликованный»рукописныйсвод булгарскихлетописей"…«История Джагфара»(«Джагфар тарихы»- русский перевод), список которойнаходится вличной собственностиисторикаФ.Г.Нурутдиноваи готовитсяим к публикации.В нем содержитсядовольно многосведений омечетях и другихпостройкахгородов Булгарии..., которые владелецрукописи любезнопредоставилмне для использованияв настоящейработе. Этисведения нуждаютсяв самом серьезномизучении ианализе и доих подтвержденияархеологическимиили иными материаламимогут считатьсялегендарными.Подобное жеопубликованиелегендарныхсведенийпредпринималосьисследователямипрошлогонеоднократно.Среди них можноназвать работыП.Е.Заринского, Н.Ф.Катанова, Ш.Марджани, К.Насыри и др.(Н.Халитов.Указ.соч., стр.8).В своих болеепоздних работахН.Х.Халитовнеоднократноотмечает, чтопоследниеоткрытия археологови архитекторовподтверждаютданные свода«Джагфар тарихы».К примеру, приводявывод специалистово возникновенииСоборной мечетиг.Болгара в1230-1260 годах, Н.Х.Халитовпишет: «Не расходятсяс приведеннойдатировкойи сведения, даваемые Джагфартарихы...» (Н.Халит.Главная мечетьЗолотой Орды?- Татарстан, N7-8, 1995, стр.80). Говоряоб исследованияхтой же Соборноймечети, Н.Х.Халитовподчеркивает:«СогласноисследованиямС.Айдарова, вконце XIII столетияздание былокапитальноперестроено.»Джагфар тарихы"подтверждает:«при эмиреМухаммед-Аламе(1293-1307 гг.) мечетибыли приданысовременныеформы и онаполучила название»ИсмаилданДжами" (там же, стр.80) — и т.д.
И.Н.Агишева, уже не первыйгод использующаяданные «Джагфартарихы» приреконструкцииоблика средневековойКазани, даеттакое заключениеоб этом источнике:«Свод летописей»Джагфар тарихы"дает яркую икрасочнуюкартину возникновенияи развитиянашего города, быта и культурыгорожан. Многиемоменты историиКазани, особенностейее пространственно-планировочногостроя и архитектуры, описанные всводе, подтверждаютсяизвестнымилетописными, иконографическимии архивнымиматериалами, даннымиисторико-археологических, градостроительныхи архитектурныхисследований, данными геоморфологиигорода и егоокрестностей"(И.Н.Агишева.Указ.соч., стр.62).
Сам свод- достаточносложное сочинение.Бахши Иман, какэто видно ужеиз беглогопрочтениятекста свода, объединил вединый трудочень разныепо стилю, научномууровню и степенидостоверностибулгарскиелетописи IX-XVII вв.В том, что ониу него под рукойбыли, сомневатьсяне приходится: крупнейшийрусский публицистXVI в. поп ИванГлазатый, работавшийв 1564-1565 гг. с булгарскимилетописямипри написании«Казанскойистории» (этоттруд называюттакже «Историейо Казанскомцарстве» и«Казанскимлетописцем»)пишет: «Об основанииже Казанскогоцарства — в какоевремя или каквозникло оно- не нашел я влетописяхрусских, нонемного виделв казанских»(Казанскаяистория.- Заземлю русскую.Челябинск,1991, стр.150). Это известиенапрочь отметаетпредположениянекоторыхисториков огибели всехбулгарскихлетописей вовремя штурмаКазани войскамиИвана IV в 1552 г.
Данныесвода «Джагфартарихы» свидетельствуют, что уже в 1003-1004 гг.на территорииКазани существовалопоселениеБиш-Балта(Биш-Балтавар).Эти же данныеуказывают, чтонастоящимгородом Казаньстала в 1103 году(ДТ, т.I, стр.118), когдабулгарскимпринцем ШамгуномШам-Саином(Шамгун-Саин)были основанына территориисовременногоцентра столицыреспубликитри укрепления(«Югары Керман»- на месте нынешнегоКремля, «Калган»- южнее, по ул.Ленина,- оба на холмеБогылтау, и«Акбикюль»- в низине возлесовременныхпарков Черноеозеро и Ленинскийсад), объединенныев один городУчель — «ТриГорода» (уч — три, эль — город, укрепление, страна, земля, губерния). В1220 г., по сообщению«Джагфар тарихы», город Учельполучил имябулгарскогополководцаГазана, котороепозднее, в народномпроизношении, получило формуКазан — «Казань»по-русски (ДТ, т.I, стр.156). В 1361 г., поданным «Джагфартарихы», Казаньвновь переименовываетсяв город Болгараль-Джадид (ДТ, т.I, стр.211), а в 1431 г.возвращаетсебе имя Казан-Казань(ДТ, т.I, стр.233). Помимоэтого, «Джагфартарихы» подробноописываетКазань.
Многиесообщения«Джагфар тарихы»об основаниии о ранней историиКазани подтверждаютсяизвестиямирусских источников- в первую очередьлетописей.Приведем тольконекоторые изэтих известий.
1). «Джагфартарихы» сообщаетоб основаниигорода Казаниэмиром (будущимцарем) Шамгуном-Саином.Иван Глазатый, автор «Казанскойистории» (1565 г.), пишет, чтооснователемгорода Казанибыл царь «СаинБолгарский»(«Казанскаяистория». М.-Л.,1954, стр.47; далее — КИ).
2). Согласносведениям«Джагфар тарихы», город Болгарв 1028-1183 гг. официальноназывалсяИбрагимом — «Бряхим», «Брягов»по-русски (ДТ, т.I, стр.109,142), и былвладениемШамгуна-Саина.Иван Глазатыйтакже пишет, что «Саин Болгарский»прибыл на местобудущей Казанииз города «Брягова»(КИ, стр.47).
3). ИванГлазатый пишет, что во времяоснованияКазани возлеее места жилибеженцы изРостовскойобласти Руси, не пожелавшиеприниматьхристианствои помнившиееще о своемростовскомпроисхождении.Антихристианскоевосстание вРостовскойземле, отмеченноелетописцами, было толькоодно и датируетсяоно 1071 годом (ПРСЛ, т.1. Л., 1926-1928, стр.175-179; ПРСЛ, т.2. СПб, 1908, стр.164-168и др.).
Это сообщениекосвенно подтверждаетто, что городКазань былоснован в 1103 г.- ведь помнитьо своем ростовскомпроисхождениив 1103 г., спустяболее 32 лет послесвоего бегстваиз Ростовщины(в 1071 г.) переселенцыеще могли.
4). «Джагфартарихы» свидетельствует, что сразу послеоснованияУчеля-Казанив 1103 г. последовалаТрехлетняябулгаро-русскаявойна, закончившаясяпосле походабулгар наБалын-Суздаль(ДТ, т.I, стр.118). ИванГлазатыйподтверждает, что сразу послепостроенияКазани булгарскийцарь началбулгаро-русскуювойну, котораяпродолжалась«три лета» — т.е.«три года» (КИ, стр.48). Простейшийрасчет показывает, что если Учель-Казаньбыла основанав 1103 г., то Трехлетняявойна происходилав 1104-1107 гг. Другиерусские летописцыотмечают, чтоосада булгарамиСуздаля произошлав 1107 г. (ПРСЛ, т.33. Л.,1977, стр.40), что совпадаетс хронологией«Джагфар тарихы».
5). ИванГлазатый прямоуказывает в«Казанскойистории», чтоКазань на первомэтапе своегосуществования(даже в концеXII в.) еще не называласьКазанью и приводитодно из булгарскихназваний раннейКазани — «Саин»(КИ, стр.47). «Джагфартарихы» подтверждаетэто название, содержит сообщениео Саиновом рве, отделявшемЮгары Керманот остальнойчасти Учеля(ДТ, т.I, стр.118).
6). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель», косвенноподтверждаетсязамечаниемИвана Глазатогоо том, что Казаньбыла основанана пограничьетрех земель- Болгарской, Вятской и Пермской- ведь «Учель»можно перевестина русский языки как «Три Земли»(КИ, стр.47).
7). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — подтверждаетсяи тем, что, какустановилА.Х.Халиков, русские летописцыупомянулиКазань 1205 годапод марийскимназванием«Хомола» (см.А.Х.Халиков. Овремени, местевозникновенияи названиигорода Казани.-Из историикультуры и бытататарскогонарода и егопредков. Казань,1976), а «Комола»(«Хомола» — русскаяформа марийскогоназвания «Комола»)по-марийскизначит «Три(ком) Города(ола)».
8). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — подтверждаетсяи сообщениемрусской летописио том, что суздальскийкнязь АндрейБоголюбскийперед взятиемгорода Бряхимова-Брягова(Ибрагима-Болгара)в 1164 г.- сжег «3 города»(ПРСЛ, т.1. СПб.,1846, стр.150). Как известно, русские войскакрайне редкобрали хорошоукрепленныебулгарскиегорода, и ужесли это действительнослучалось, тоназывали этигорода по имени.Уже поэтомупредставитьсебе, что АндрейБоголюбскийв 1164 г. взял сразутри разныхбулгарскихгорода, невозможно.Помимо этого, на пути от Сурыдо Болгара поВолге (по этомупути всегдадвигалисьрусские войскак центру Булгарии)не было в серединеXII в. никакихгородов, кромеУчеля, которыйАндрей Боголюбский(как сообщает«Джагфар тарихы»)сжег по путик Болгару-Бряхимову(ДТ, т.I, стр.131). Всеэто заставляетпризнать, чтолетописное«3 города» являетсярусским переводомназвания Учель- «Три Города».
9). Существованиепервоначальногоназвания Казани- «Учель» — и известие«Джагфар тарихы»об основанииУчеля-Казанив 1103 г. прямоподтверждаетсясообщениямирусских летописейо нападенииновгородскогокнязя Мстиславана «Очелу» в1111 г. (см. С.М.Соловьев.История Россиис древнейшихвремен, кн.1. М.,1988, стр.680) и о набегесуздальскогокнязя Святославана волжскийгород Ошел в1220 г. (ПРСЛ, т.1. СПб,1846, стр. 188; и др.). То, что «Очела»и «Ошел» — этоУчель-Казань, подтверждаетсяследующим. Навсей Волге небыло, кромеУчеля, городов, названия которыхдаже отдаленно

напоминалибы летописные«Очелу» и «Ошел».В «Джагфартарихы» этинападенияописываются, как набегирусских князейна Учель-Казань(ДТ, т.I, стр.72,153-155). То, что русскиелетописцыискажали названиеУчель — неудивительно.Искажениебулгарскихназваний былотипичным длярусского летописания.Так, северорусскийлетописец водном сообщении(о набеге наУчель в 1220 г.) умудрилсядважды исказитьназвание Учеля: вначале онназвал Учель«Ошлявой», азатем — «Ошел»(ПРСЛ, т.33. Л., 1977, стр.61-62).
Кромеэтого, одинрусский летописец, сведения которогоиспользуетВ.Н.Татищев приописании суздальскогонападения в1220 г. на Учель (онназывает Учель«Ашла»), именуетучельскогокнязя «угорским»(В.Н.Татищев.История Российская, т.4. М.-Л., 1964, стр.357). Слово«угорский»здесь явноявляется искаженнымнаписаниемназвания казанскогокремля — резиденцииказанских беков(князей) «ЮгарыКерман» («угорский»- искажение«югары») иподтверждает, что сообщенияоб Ошеле (Очела, Ошлява, Ашел)относятся кУчелю-Казани.
10). Существованиеназвания казанскогокремля «ЮгарыКерман», приведенноетолько «Джагфартарихы», прямоподтверждаетсяИваном Глазатым, называющимказанскийкремль «Вышгородом»(«Югары Керман»как раз и значит«Верхний город»- т.е. «Вышгород»по-древнерусски)при описанииштурма Казанивойсками ИванаIV в 1552 г.: «И вбежаликазанцы в Вышгород, и не успели внем запереться; прибежали онина царский двори в царскиепалаты и билисьс русскимикамнями, и дубинками, и обшивочнымидосками...» (Казанскаяистория.- Заземлю русскую.Челябинск,1991, стр.288).
11). Русскиелетописи подтверждаюттакже данные«Джагфар тарихы»о переименованииУчеля в Газан(Казань) в 1220 г. иКазани — в Болгараль-Джадид.Так, русскаяНиконовскаялетопись под1229 годом отмечает:«Болгаре, глаголемииказанцы, прислашак великомукнязю ЮрьюВсеволодичуо миру...» — «Булгары, называемыеказанцами, прислали квеликому князюЮрию Всеволодовичупослов дляпереговорово мире...» (ПРСЛ, т.10. М., 1965, стр.98). Под1376 годом Никоновскаялетопись сообщаето походе русскихкнязей "(на)Болгары, рекшена Казань..." — "(на) Болгар, как называютКазань..." (ПРСЛ, т.11. М., 1965, стр.25).
12). ИванГлазатый прямоуказывает, чтогород Казаньбыл основанранее 1164 г., т.к. вэтом году Бряговбыл разрушени пересталсуществовать, а Саин Болгарскийпришел основыватьгород Казаньиз еще существовавшегогорода Брягова(КИ, стр.48).
К этомудобавим, чтобелокаменнаястена КазаниXII в., обнаруженнаяво время раскопок1977-1978 гг. в КазанскомКремле, оченьнапоминает(по мнению археологаА.Х.Халикова)белокаменнуюстену НовгородскойЛадожскойкрепости 1114 года(см. ИсторияКазани, кн.1. Казань,1988, стр.16-17). Как невспомнить всвязи с датой1114 года датуоснованияКазани (по «Джагфартарихы») — 1103 годи год нападенияна Учель-Казаньновгородскогокнязя — 1111 год!
Мы моглибы продолжитьэтот списоксовпаденийсведений «Джагфартарихы» и русскихлетописей, но, думаем, приведенныхданных вполнедостаточнодля утверждения: сведения «Джагфартарихы» обосновании (в1103 г.) и раннейистории городаКазани подтверждаются- прямо и косвенно- целым рядомсообщенийрусских летописей, и это превращаетих в историческийфакт.
Что касаетсядаты «1177 год», выдвинутойв качестве датыоснованиягорода Казанинекоторымиучеными, то онане только неподтверждаетсяни одним изизвестныхисторическихисточников, но и противоречитвсем историческимданным. Какизвестно, оригиналпроизведенияИвана Глазатогоутрачен, и мырасполагаемнесколькимисписками егоистории. Дата«1177 год» приводитсятолько в одномиз списков«Казанскойистории», а вдругом спискетой же «Казанскойистории» имеетсяиная дата «основанияКазани» — 1172 год(ПРСЛ, т.19. СПб.,1903, стр.10). Но дата«1172 год» относитсяк истории Казани, ее знают и русские, и булгарскиеисточники, какдату нападениясуздальскоговойска князяМстислава(действовавшегопо приказуАндрея Боголюбского)на Булгарию(ПРСЛ, т.1. СПб.,1846, стр.55) и на Учель-Казань(ДТ, т.I, стр.132-133).
А вот дату«1177 год» не знаютни булгарские, ни русскиелетописи. Возниклаона явно вследствиебытования наРуси различныхсистем летосчисления(разница междуними колебаласьот 1 до 5 и даже10 лет!), путемдобавленияпереписчикомк реальной дате«1172 год» пятилет, т.е. искусственно.Так что искусственнаядата «1177 год» врасчет приниматьсяне может.
Но и дата«1172 год» такжене являетсятем годом, которыйуказал ИванГлазатый вкачестве датыоснованияКазани. Ведьсам Глазатый, как мы помним, приводил данныеоб основанииКазани Саиномранее 1164 г. (см.пункт 12 настоящейработы), и поэтомуникак не могнаписать овозведенииСаином БолгарскимКазани в 1172 г. (итем более в1177 г.).
Дата «1172год» моглаотноситьсяу Глазатоготолько к предложению«И дале тот жекнязь велики(Андрей Боголюбский- Ф.Н.) повоева»(КИ, стр.48), т.к. поход1164 г. закончилсявзятием Брягова, и «дале» (дальше)воевать булгарсуздальскоевойско Андреямогло тольков 1172 г. (другихпоходов наБулгарию Андрейне организовывал, а в 1174 г. был убитзаговорщиками).
Очевидно, дата «1172 год»располагаласьв оригинале«Казанскойистории» так:«И дале тот жекнязь великийповоева в лета6680 (1172 г.)», но послеутраты подлинникатруда Глазатого(и, вместе с этим, подлинной датыоснованияКазани) былапревращенапозднейшимипереписчикамив дату основанияКазани (а потомеще и переделанав «1177 год»!).
Итак, веськомплексрассмотренныхнами русскихисторическихматериаловсвидетельствуето достоверноститолько однойиз известныхнауке дат основанияКазани — 1103 года, сообщеннойсводом БахшиИмана «Джагфартарихы».

.

Литература:1. Бахши Иман«Джагфар Тарихы»1,2,3 том, Оренбург1997 г.
2.
3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат РОЗКВІТ І ЗАНЕПАД ЄГИПЕТСЬКОЇ ДЕРЖАВИ
Реферат Проблемы энергосбережения в системах электроснабжения
Реферат Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике государства
Реферат Использование межбюджетных трансфертов
Реферат Проектирование асфальто бетонного завода
Реферат Принцип действия трансформатора устройство асинхронного двигателя
Реферат Пресс испытательный
Реферат Анализа работы по оказанию международной правовой помощи за первое полугод
Реферат Знак беды
Реферат Проверочный расчёт местной прочности конструкции корпуса судна
Реферат Маркетинговое исследование компании Franke
Реферат Технология рекультивации нефтезагрязненных поверхностей неосушенных торфяных болот
Реферат Прикладная теория цифровых автоматов 2
Реферат Электроснабжение отделочной фабрики текстильного комбината
Реферат Преджизнь Открытость Нелинейность Аттракторы